Машиностроение 
27.10.2015

Сергей Когогин показал Дмитрию Ливанову беспилотник и свой Tesla

Министр образования России проследил за руками водителя управляемого компьютером «КАМАЗа»

На площадке флагмана беспилотного российского автотранспорта побывал вчера Дмитрий Ливанов — министр образования РФ, курирующий исследовательскую часть программы. Ливанов, как узнал «БИЗНЕС Online», остался доволен поездкой на грузовике, управляемом по Wi-Fi, подтвердил планы строительства испытательного полигона близ Челнов и, наверное, позавидовал автомобилю Сергея Когогина, который приехал на встречу за рулем американского суперэлектрокара.

Дмитрия Ливанова привезли на гоночном грузовике
Дмитрий Ливанов приехал на полигон на гоночном грузовике

«ЧЕЛОВЕК НИ РУЛЯ НЕ КАСАЛСЯ, НИ ПЕДАЛЕЙ»

На площадке завода «Ремдизель» в Набережных Челнах министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов накануне опробовал в пассажирском кресле прототип беспилотного грузовика на шасси «КАМАЗа». В качестве образца министру предложили пожарную спецтехнику, а как моральную поддержку — водителя, который занимал свое место в кабине «на всякий пожарный». Сделав несколько кругов по площадке, Ливанов сообщил, что наблюдал за своим соседом и готов подтвердить — грузовик двигался без участия рук и ног водителя.

«Потрясающе!» — заявил министр, спрыгнув с подножки грузовика. На вопрос, не страшно ли было сидеть в машине, управляемой компьютером, он сказал: «Нет, мне было не страшно, все-таки рядом был человек. Я внимательно следил, но человек ни руля не касался, ни педалей».

На закономерный вопрос почему инспектировать проект приехал министр образования, а не промышленности или, допустим, транспорта, и какова роль минобраза в развитии беспилотников, Ливанов сообщил «БИЗНЕС Online», что министерство отвечает за исследовательскую часть «Национальной технологической инициативы» — программы, в рамках которой и запущен так называемый «Автонет», проект беспилотного транспорта. «Уже два года назад мы открыли финансирование целой исследовательской программы по разработке методов технического зрения. Это один из основных компонентов беспилотного автомобиля — ориентация на местности, характеристика встречных объектов и так далее. Естественно, сейчас по каждому из направлений — и «Автонет», и «Нейронет», и другим — будет сформирована целая исследовательская программа, которую мы будем поддерживать».

Впоследствии этот же вопрос — цель визита министра образования — прокомментировал и гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин: «Правительственная комиссия по модернизации приняла решение об утверждении четырех инновационных проектов. Один из них — проект «Автонет». Ответственным в правительстве за национальные технологические инициативы является министерство образования и науки. Очевидно, приезд министра на площадку, где начинается реализация одного из проектов, закономерна. Он приехал впервые».

Отметим, что после тестирования министр, а также присутствующие на мероприятии министр образования РТ Энгель Фаттахов и его предшественник Альберт Гильмутдинов, ректор КФУ Ильшат Гафуров, мэр Челнов Наиль Магдеев и Когогин остались на закрытое совещание, после чего делегация планировала посетить инжиниринговый центр КАМАЗа. Туда, к сожалению, прессу не пригласили, зато визит министра раскрыл другой секрет, с недавних пор мучающий челнинцев: кто же купил первый в городе американский суперкар Tesla, несколько раз замеченный на дорогах автограда? Вчера журналисты воочию увидели, как за рулем короля электромобилей встречать министра приехал Когогин.

qNu8Km-Fvoc.jpg
По словам Ливанова, пока на повестке дня рассматривается только гражданское применение беспилотника — в основном грузоперевозка, но в будущем спектр эксплуатации может быть расширен

В СОЗДАНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА РОБОТОТЕХНИКИ МОГУТ ПОУЧАСТВОВАТЬ «ТАТНЕФТЬ» И «СОЮЗ-АГРО»

Собственно шоу с участием министра внешне выглядело не особенно примечательно. Грузовик пожарной раскраски управлялся по Wi-Fi из стоящего неподалеку «НЕФАЗа», причем управлял им не человек, а программа. Сначала тестируемый автомобиль сделал несколько кругов без министра, потом повторил свои маневры уже с Ливановым внутри. Финальным выступлением стало следование за грузовиком, управляемым традиционным способом: там, где живой водитель маневрировал или подгазовывал, следующий за ним беспилотник копировал эти действия, демонстрируя способность двигаться в колонне. Показ прошел без сбоев. По словам Ливанова, пока на повестке дня рассматривается только гражданское применение беспилотника — в основном грузоперевозка, но в будущем спектр эксплуатации может быть расширен.

Напомним, что о бюджетном инвестировании проекта через минпромторг России на 18 млрд. рублей до 2019 года стало известно еще в апреле. Пока что, по словам Когогина, КАМАЗ вкладывает только собственные средства, хотя вложений особых не наблюдается — по сути, вчера автогигант лишь продемонстрировал, что грузовиком можно управлять так же, как радиомоделью, дистанционно в километровом радиусе. При этом электронную начинку для КАМАЗа разрабатывает, как известно, компания Cognitive Technologies, именно с ней на сегодня и контактирует в рабочем режиме министерство образования. Месяц назад в интервью «БИЗНЕС Online» президент Cognitive Technologies Ольга Ускова рассказывала, что Ливанов держит работу компании на жестком контроле постоянными экспертизами и мониторингом. Совместными усилиями они подошли к созданию единого центра роботизации на базе университета МИСиС, который объединит основные компетенции в этой области от разработки систем искусственного интеллекта до создания перспективных металлических соединений и сплавов, причем об участии в проекте уже предварительно заявили 7 международных вузов. Кстати, пресс-служба КАМАЗа впоследствии сообщила, что в создании центра возможно организационное и финансовое участие татарстанских компаний ПАО «Татнефть» и ООО «Союз-Агро», но степень этого участия пока не определена.

Грузовик дистанционно управлялся программой
Грузовик дистанционно управлялся программой

Министр о перспективах робоцентра ничего нового не сообщил. «Мы хотим создать федеральный центр интеллектуальной робототехники, в том числе и для реализации проекта беспилотного автомобиля, это крайне важно, — убедительно заявил Ливанов «БИЗНЕС Online». — Но перспективы шире — и для беспилотных кораблей, и для летательных аппаратов, и еще для целого ряда областей роботы с обратной связью, с искусственным интеллектом просто необходимы».

Не менее нужным компонентом программы остается тестовая площадка. Напомним, что из выделяемых государством 18 млрд. рублей порядка 5 млрд. по предварительному плану было отпущено на создание испытательного полигона для беспилотников, однако ни место, ни сроки строительства окончательно не уточнялись. Известно, что Татарстан уже сделал заявку на строительство полигона под рабочим названием «Долина роботов», Ливанов и этот вопрос прояснил «БИЗНЕС Online» в минимальном объеме — сообщил лишь, что полигон все-таки решено строить где-то под Челнами. «В рамках проекта «Автонет», который является частью национальной технологической инициативы, будет создан полигон для испытаний беспилотных автомобилей. Он будет здесь, недалеко от Набережных Челнов, от основной площадки реализации «Автонета». Источник финансирования в федеральном бюджете есть, стоимость полигона определится по мере выполнения проектных работ», — сказал федеральный министр.

UNoLlSI8rRI.jpg
Министр образования следил за руками и ногами водителя

СЕРИЙНУЮ СБОРКУ БЕСПИЛОТНИКА ПРИБЛИЗИЛИ ЕЩЕ НА ГОД. ИЛИ НА ТРИ?

Сроки реализации проекта пока «плавают». Если летом серийное производство беспилотников заявлялось планом 2025 года, затем сроки выхода на рынок сместились на 2023 год, то вчера Когогин назвал датой серийного выпуска уже 2022 год. Вечером появилось сообщение пресс-службы компании, в котором говорится: «Данный проект, задачей которого является создание к 2020 году беспилотного транспортного средства нового поколения, входит в число отобранных и профинансированных министерством . Проект, реализуемый ПАО «КАМАЗ» совместно с компанией Cognitive Technologies, получил финансирование от минобрнауки России в размере 300 миллионов рублей». С таким ускорением справедливо было бы ожидать реализации проекта и к концу следующего года, однако по легкости заявлений видно, что разработчики пока не особо задумываются о четкости временных рамок — будет день, будет и хлеб.

Датчики на кузове ведущего автомобиля помогали ведомому двигаться в колонне
Датчики на кузове ведущего автомобиля помогали ведомому двигаться в колонне

Между тем не стоит рассчитывать, что КАМАЗ останется монополистом гипотетического рынка беспилотников. Ливанов по этому поводу пояснил, что ключевым исполнителем проекта «Автонет» действительно выбран камский автогигант, но идея предполагает формирование консорциума участников. Ими станут передовые промышленные предприятия, научные и образовательные организации, прежде всего ведущие технические университеты. «Но интеллектуальный и технологический центр самого проекта будет здесь, в Набережных Челнах», — подчеркнул министр. Также он добавил, что поскольку смысл программы национальных технологических инициатив заключается в обеспечении лидерства России в технологиях второй четверти XXI века, то и разрабатываться они будут на своей территории страны. Впрочем, Ливанов не рискнул утверждать, что начинка беспилотников будет стопроцентно отечественная, оценив долю местных продуктов словосочетанием «в основном»...

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    27.10.2015 08:36

    Бу Андерсон ездит на ларгусе. Почему Когогин не ездит на Оке или Камазе?

  • Анонимно
    27.10.2015 08:55

    в Казани Теслу покупают руководители обычных"присосок" ,работающие на субподряде, а Вы Когогин купил!

  • Анонимно
    27.10.2015 09:57

    Суперкар Tesla)))) автор шутник

  • Анонимно
    27.10.2015 10:44

    Что-то ерунда какая-то... Камаз управляется по Wi-Fi какой-то программой из стоящего рядом Нефаза? Чувствуется, что камазовские менеджеры изобрели какое-то новое значение слову "беспилотный автомобиль": это когда управление идёт по Wi-Fi, скорость автомобиля не более 10 км в час, а на месте водителя всё равно сидит человек.В Австралии в карьере работают настоящие беспилотные грузовики, а у нас главное бросить пыль в глаза... Мрачно.Вот пара ссылок на умных людей в одной только Австралии:1. Volvo испытает беспилотные автомобили в Австралии https://nplus1.ru/news/2015/07/22/volvo-australia2. В Австралии работают беспилотные грузовики (+ВИДЕО) http://trucks.autocentre.ua/news/komavto/v-avstralii-rabotayut-bespilotnye-gruzoviki-video-gb-67645.htmlУчитесь создавать реальные продукты, господа камазовские генералы.

    • Анонимно
      27.10.2015 12:38

      И то что управляется через Wi-Fi - это полное дилетантство , к нему даже школьник сможет получить доступ используя специальное ПО!!!

    • Анонимно
      27.10.2015 21:08

      На камазе же не знают что в чернобыле уже были беспилотники и настоящие работающие.

  • Анонимно
    27.10.2015 11:27

    Обычный проект "распил". Помните черно-белый планшет Чубайса ?! Вот это из этой серии. Главное штучный экземпляр и в СМИ показать.

    Какой уж КАМАЗа беспилотные ???!!! КАМАЗ с водителем кое как ездит от сервиса к сервису ...

    • Анонимно
      27.10.2015 11:44

      Не соглашусь. камаз действительно будет беспилотным, возможно их будет не такое большое количество, но, они будут работать .

    • Анонимно
      27.10.2015 12:08

      Вот в этом случае большая доля вины именно водителя, эксплуатирующего технику черт знает как. У хорошего хозяина все нормально

  • Анонимно
    27.10.2015 11:29

    а работа над созданием дорожной инфраструктуры как раз таки идёт. "Когнитивные Технологии" же понимают, что это главное условие для выпуска беспилотников на дороги.

  • Анонимно
    27.10.2015 11:32

    автору - по всем нормам лингвистики "в основном" - это не словосочетание, если что...

  • Анонимно
    27.10.2015 11:52

    КамАЗ опять заметался. Нет стратегии нормальной, вот и хватается за все подряд, лишь бы было государственное финансирование. Своих то денег нет на развитие, да и не будет, пока КамАЗ не станет частным. То трактора и комбайны, то гибриды с этим колхозником Ивановым, сейчас роботы. А корпуса пустеют, заводы распродает : Заинск, Ставрополь, на очереди Туймазы.

    • Анонимно
      27.10.2015 12:50

      он как бэ и так частный

      • Анонимно
        27.10.2015 16:07

        Вот совсем уже государство того - мне частнику - денег фиг вам, а КАМАЗу частнику - здравствуйте, нате.

        • Анонимно
          28.10.2015 09:39

          про государственное регулирование рыночной экономики слышали?

    • Анонимно
      27.10.2015 13:51

      пишут, что финансирование разработок пока из собственных средств ведётся

  • Анонимно
    27.10.2015 12:07

    Интересно, что "беспилотник" в данном случае - это не совсем корректное определение данного автомобиля. Беспилотники управляются пилотами дистанционно, но живыми людьми, которые по каким-то причинам (в целях безопасности или техническим характеристикам аппарата) не пилотируют машину. В данном же случае управляет машиной вообще не человек, а некая программа - прототип (будем надеяться) будущего ИскИна. так что, "беспилотник" - не совсем верно. Скорее роботизированный автомобиль.

  • Анонимно
    27.10.2015 12:37

    КАМАЗ беспилотный...??? Не верю... Если бабок заработать завод не может, то где их взять??? У государства и через завод вывести себе в карман..Сговор по распилу бюджетных средств!!!

    • Анонимно
      27.10.2015 12:43

      Ого. Кроме Петросяна Бизнес-Онлайн читает ещё и Станиславский! Восхитительный набор читателей.

  • starr
    27.10.2015 12:51

    Для тех, кто не читал предыдущие новости, сообщаю: КАМАЗ просто предоставил автомобиль и нескольких своих специалистов в распоряжение компании "Когнитив технолоджи", которая и занимается созданием комплекса беспилотного управления транспортом. Сам КАМАЗ там ничего не изобретает, и деньги на это все не тратит. КАМАЗ посильно УЧАСТВУЕТ в программе, которую делают другие люди.

    • Анонимно
      27.10.2015 14:59

      Что-то представителей "Когнитив технолоджи" видно не было. Зато почему-то директор КамАЗа Когогин С. ПОКАЗЫВАЕТ министру "изобретение". Видимо, в этом заключается участие КамАЗа? P.S1. Да и машин с датчиками несколько, а не одна.P.S2. "Когнитив технолоджи" забавные - сначала говорили что бездорожье - это их конёк. Сейчас, оказывается, нужно привести в порядок транспортную инфраструктуру. Шапками закидать иностранцев не получилось?

      • Анонимно
        27.10.2015 15:27

        Про инфраструктуру в статье ни слова, так что не надо городить фантомы, с которыми вы потом успешно сражаетесь

    • Анонимно
      28.10.2015 07:53

      Я люблю КамАЗ (завод). Но где видео беспилотных грузовиков рассекающих полигоны или дороги на большой скорости? Почему есть только унылое видео грузовиков с водителями и каким-то детским Wi-Fi? Возможно, КамАЗ в начале пути по созданию беспилотников, но тогда зачем показывать этот детский лепет министру и прессе? Делайте себе беспилотних тихо-тихо, а потом, когда будут результаты устраивайте презентацию. Сегодняшний уровень достижений КамАЗа - это в лучшем случае дипломная работа выпускников ВУЗа, не более. Видимо, Когогин и компания хотят убедить РФ о выделении миллиардов на этот проект. Но как-то не убедительно. Я бы на такую чушь рубль точно не дал. Прорыва не видно и не видно условий при которых он может случиться. Условия в виде выделения триллиона рублей на разработку явно не достаточно. Дело ведь не только в деньгах, или у камазовских менеджеров другое мнение?

  • Анонимно
    27.10.2015 14:46

    Видел в Набережных Челнах Теслу темно- коричневого цвета, такая у Когогина?

  • Анонимно
    27.10.2015 15:26

    Камаз -молодцы, смотрят в будущее

  • Анонимно
    27.10.2015 16:52

    Все равно там будит сидеть пилот ! Вопрос зачем этот беспилотник нужен ?

    • Анонимно
      27.10.2015 19:54

      нет не будет. или сможет на какое-то время отдохнуть отойти от руля. как минимум, сменщики не нужны будут на дальняк

  • Анонимно
    27.10.2015 23:58

    Действительно странный пиар ход нашего автогиганта: Сделать то, что за границей уже есть... Это все равно, что велосипед заново изобрести.На деле очень похоже на очередное отмывание (простите "трату") денег, лишь бы типа своё. Потом отчитаться сколько денег потратили.

    • Анонимно
      28.10.2015 01:03

      народу пойти не куда -кагогину нужно возродить фк камаз который должен играть в премьер лиге !

    • Анонимно
      28.10.2015 09:45

      Что за чушь? А зачем вакцины российские делают? а хлеб мы зачем печём и на кой вы детей делаете, если за рубежом они уже есть?

  • Анонимно
    28.10.2015 12:27

    А почему Когогин приехал на встречу на Тесла, а не на беспилотном КАМАЗе? Не вписывается в концепцию лидерства России в технологиях второй четверти XXI века...

  • Анонимно
    28.10.2015 14:02

    А ГИБДД кого привлекать к административной ответственности за нарушение ПДД будут?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль