Машиностроение 
29.10.2015

Как Сергей Когогин презентовал счастливое беспилотное будущее

В 2019 году КАМАЗ запустит опытную серию автономных грузовиков на внутренних перевозках компании

Накануне на форуме «Открытые инновации» в Москве гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин расписал будущее до 2035 года, когда 10% всех автомобилей станут беспилотными. Россия в целом и автогигант в частности собираются быть не просто в тренде, но и захватить технологическое лидерство. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, каков будет спрос на беспилотные грузовики, сколько КАМАЗ готов экспортировать и о чем беспокоится Сергей Анатольевич.

Сергей Когогин презентовал на форуме «Открытые инновации» «дорожную карту» AutoNet

«ЭТО ТОЧНО РЕВОЛЮЦИЯ»

Вчера гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин презентовал на форуме «Открытые инновации» в Москве «дорожную карту» AutoNet национальной технологической инициативы (НТИ). Как известно, проект НТИ был обозначен как приоритетная задача еще в послании президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года. Суть сводится к разработке программы мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году. AutoNet представляет из себя лишь одну из «дорожных карт» и посвящена созданию распределенной сети управления автотранспортом без водителя. Рабочую группу как раз возглавляет Когогин совместно с замминистра промышленности и торговли РФ Александром Морозовым. Поэтому директору завода, который уже работает над созданием беспилотника, выпала честь впервые публично представлять свою «дорожную карту».

«Давайте опустимся с небес на землю. Мы не стоим на пороге какой-то революции, она уже, собственно, произошла, — неожиданно начал Когогин свое выступление. — С моей точки зрения, происходит революция в части воздействия транспортных средств на всю экономику в целом, которое я сравниваю с воздействием на экономику появления автомобиля. Я не берусь утверждать, что глубина воздействия будет такая же, как появление автомобиля, но то, что это революция, — точно».

Революционным же для корреспондента «БИЗНЕС Online» пока было лишь само выступление Когогина в формате, уж очень напоминающем известные американские конференции TED Talk (Technology Entertainment Design). Поясним. Инновацией этого года на форуме «Открытые инновации» (прошу прощения за тавтологиюприм. авт.) была организация пространства зала, где выступал глава КАМАЗа: сцена представляла собой невысокий круглый помост, как бы выдвинутый к зрителям. Таким образом, спикер мог свободно по нему перемещаться и вести диалог с залом почти в неформальной атмосфере. Но если для известных американских экономистов, философов, выступавших еще с утра, такой формат привычен, то Когогин, пришедший в костюме без галстука, казалось, держался несколько скованно, устремив свой взгляд только на центральную часть зала, боковые сектора довольствовались лишь профилем топ-менеджера.

«Дорогу» по созданию автономных транспортных средств рабочая группа AutoNet уже начертила

«МЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕОСМЫСЛИТЬ РОЛЬ АВТОМОБИЛЯ»

Но вернемся к выступлению. Пока Когогин рассуждал исключительно о природе автомобиля, начиная со времен Генри Форда и до наших дней, когда машина совершенствовалась и приобретала современный вид. Даже электромобили, над созданием которых КАМАЗ, кстати, тоже работает, Когогин считает лишь очередным «улучшением автомобиля». Иное дело, конечно, беспилотник. «Сказать, что принципиально изменится автомобиль, если будет автономным, я тоже не могу, но его воздействие на среду становится принципиально другим, — осторожничал он в оценках. — Мы должны будем переосмыслить роль автомобиля в нашей жизни».

В том, что уровень технического развития уже сегодня достаточен для создания робота, Когогин не сомневается. «Но как это будет воспринято обществом, насколько будет безопасно использование этих средств на дорогах общего пользования, мы пока ответить не можем», — аккуратно говорил он. Впрочем, основная загвоздка в нормативной базе, которая пока еще не разработана. Так что беспилотный «КАМАЗ», который Когогин на днях демонстрировал министру образования РФ Дмитрию Ливанову, не может выехать на дороги ни одного российского города.

Сейчас для КАМАЗа главная проблема и головная боль — полигон для испытаний, без которого все названные Когогиным даты так и останутся фантазиями на бумаге

«СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ» НАСТУПИТ 2035 ГОДУ

Тем не менее «дорогу» по созданию автономных транспортных средств рабочая группа AutoNet уже начертила. Первая «остановка» — 2019 год, когда КАМАЗ планирует на своей территории запустить пилотную опытно-промышленную партию для внутренних перевозок. «Мы сегодня на внутризаводских перевозках используем 300 единиц транспорта и считаем, что переход на беспилотники позволит в два раза снизить количество транспорта и повысить его эффективность, — надеется Когогин. — На внутренних дорогах мы без проблем сможем создать нормативную базу, отрегулировать со страховыми компаниями деятельность и добиться, чтобы человек не попадал в опасную зону движения».

К 2021 году все опыты должны быть завершены. Вот тогда уже создатели беспилотника надеются, что смогут с уверенностью сказать: «Транспортное средство готово». Поэтому еще спустя год и нормативная база подоспеет, то есть можно запускать в серийное производство. Впрочем, эта дата все равно «плавающая». Первоначально говорили, что производство беспилотников запустят только в 2025 году, затем срок передвинули на 2023-й, а теперь еще на год раньше. И все-таки массовое распространение автономные ТС получат все равно лишь к 2025 году, считает Когогин, когда удастся не только снять законодательные барьеры, но и добиться удешевления компонентной базы. Пока же беспилотник — крайне дорогое удовольствие. «Мы должны рассчитать, сколько потребителей готовы принять удорожание стоимости, чтобы он по-прежнему хотел приобретать такой автомобиль. По нашей оценке, наверное, это будет в пределах 10 тысяч евро, — заявил директор КАМАЗа. — Пока мы в автопроме не добьемся того, что такая компонентная база будет развиваться массово, мы не сможем добиться снижения себестоимости».

«Светлое будущее» видится Когогину только в 2035 году, когда 10% автомобилей будут полностью автономными. «Мечты этого будущего говорят, что 90% ТС в 2035 году будут продаваться только как автономные ТС», — прогнозирует он. Однако на полное замещение нынешнего огромного автопарка также уйдет не мало времени.

СПРОС — 70 ТЫСЯЧ ЕДИНИЦ В ГОД

Тем не менее пока это только мечты. Сейчас для КАМАЗа главная проблема и головная боль — полигон для испытаний, без которого все названные Когогиным даты так и останутся фантазиями на бумаге. На это указывала также в интервью «БИЗНЕС Online» Ольга Ускова, президент компании Cognitive Technologies, которая делает для беспилотника начинку. По ее словам, Татарстан уже подал заявку на строительство такой площадки под рабочим названием «Долина роботов». Не прояснил ситуацию и Ливанов, который упомянул, что полигон появится где-то недалеко от Набережных Челнов. Так или иначе, стоимость тестовой площадки ранее оценивалась в 5 млрд. рублей, которые должны входить в общую сумму бюджетного финансирования проекта — 18 млрд. рублей до 2019 года. Ускова же допускала увеличение стоимости проекта до 20 млрд. рублей.

«Будем создавать автомобили, которые позволят водителю расслабиться и отпустить руль, — тем временем Когогин оптимистично продолжал пиарить беспилотники. — Мы считаем, что можем в разы увеличить суточный пробег и, соответственно, повысить его эффективность». При этом при внедрении автономные транспортные средства в первую очередь будут использовать в горнодобывающей отрасли, сельском хозяйстве или там, где человеку находиться опасно, например, при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Рабочая группа AutoNet уже даже просчитала спрос на такие автомобили. По словам Когогина, это 70 тыс. единиц в год, из которых 30% пойдут на экспорт. Неплохая «прибавка», если учесть, что в этом году, как говорил руководитель пресс-службы предприятия Олег Афанасьев, КАМАЗ планирует продать 21,5 - 22 тыс. грузовиков плюс 7 тыс. за рубеж при рентабельности 30 - 40 тыс. автомобилей в год. «Думаю, мы с вами доживем до этого счастливого времени», — обнадеживающе завершил свое выступление Когогин. После чего умело улизнул от раунда вопросов, покинув зал еще до завершения сессии.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    29.10.2015 09:04

    Безпилотные Камазы - это что-то...

  • Анонимно
    29.10.2015 09:04

    Сначала надо сделать так чтобы КАМАЗ заводился зимой без лишней помощи и тд а уж потом говорить о "беспилотным" варианте.
    Просто мечты смешанные с фантазией

    • Анонимно
      29.10.2015 10:42

      Сначала надо купить новый Камаз, а не старую списанную модель по дешёвке. Потом обеспечить ему нормальное техническое обслуживание и уход, а потом уже и рот открывать.

      • Анонимно
        29.10.2015 12:00

        Прослеживается чёткий пиар проекта в комментах- на каждый негатив про КамАЗ тут же абсурдный ответ.беспилотный КамАЗ- это просто распил бабла.вложили бы деньги в развитие авто, беспилотник КамАЗу- это как на Оку пытаться движок от рендж ровера прикрутить.

        • Анонимно
          29.10.2015 13:32

          Ого, следователи тоже читают БО, проследили...

        • Анонимно
          29.10.2015 13:59

          Какое тонкое знание пиар-технологий. Вы чей специалист будете?

        • Анонимно
          29.10.2015 14:10

          Я не пиарщик КамАЗа, но с вашим мнением не согласен. Беспилотные и электромобили - это автомобили будущего, и если Россия её промышленность не встанет на эту дорогу сейчас, то после надо будет быть в роли тяжело - догоняющего. За автомобилями данного формата ( беспилотники) в том числе грузовые - будущее, причём не столь далёкое.

  • Анонимно
    29.10.2015 09:18

    я б не поддержал его народными средствами. у него по счастливому стечению обстоятельств своих активов немало. если не рискует своими...

  • Анонимно
    29.10.2015 09:35

    Я люблю КамАЗ, но я не вижу ни одной предпосылки для реализации слов Когогина.

    • Анонимно
      29.10.2015 11:10

      почитайте больше про проект, как они всё это воплощать будут и кстати уже воплощают (беспилотник успешно проходит все испытания), авось и предпосылки увидите?!

    • Анонимно
      29.10.2015 11:16

      подобные новинки всегда поначалу вызывают большую долю скепсиса. это нормальная реакция. камаз прорвётся! камаз булдыра!

  • Анонимно
    29.10.2015 09:44

    К 2025 году или ишак сдохнет или падишах.

  • Анонимно
    29.10.2015 09:51

    Когогин с таким постоянством пиарит беспилотные камазы, видимо, из-за боязни что деньги могут дать сейчас или никогда. То что сейчас сделано за 300 млн. рублей совершенно не впечатляет: на уровне 70-ых годов. Демонстрации беспилотных камазов очень похожи по ссвоему исполнению на недавнюю презентацию презединету "боевого" "робота" с wi-fi и манипулятором: http://www.unian.net/world/1034435-boevoy-avatar-putina-okazalsya-staryim-manipulyatorom-na-amerikanskom-wi-fi.html

    • Анонимно
      29.10.2015 10:44

      Ты с таким постоянством льёшь грязь на Камаз, видимо, из-за боязни, что получится что-то хорошее на российском предприятии.

      • Анонимно
        29.10.2015 13:55

        Скажем так, у меня хорошая память и поэтому я не верю в Ваши камазовские сказки

    • Анонимно
      29.10.2015 11:04

      Учитывая что источник русофобский УНИАН, лишний раз убеждаюсь в надлежащем состоянии и Аватара ( боевого робота) и в успехе КамаЗа

      • Анонимно
        29.10.2015 13:49

        Источник только один - презентация Аватара президенту Путину. Всё остальное факты как ьы Вам это не нравилось.

        • Анонимно
          29.10.2015 14:12

          Что же я эти "факты" ни в одном солидном издании не прочёл, ни в мировом, ни в оппозиционном российском? Только лишь пышущее от злости и никчёмности украинское издание подало "мировую сенсацию".

  • Анонимно
    29.10.2015 09:58

    Интересно узнать факторы, которые позволят Когогину создать за три года (до 2019 года) беспилотный камаз.

    • Анонимно
      29.10.2015 10:39

      Наступит время - узнаете.

      • Анонимно
        29.10.2015 13:50

        То есть сейчас их нет, но они обязательно появятся? Вот когда появятся, тогда и за деньгами пусть приходит (с)

  • Анонимно
    29.10.2015 10:26

    Когда же перестанут морочить народу голову . Вы нормальный то КАМАЗ сделать не можете , чтобы в мороз заводился , в кабине было тепло и комфортно .

    • Анонимно
      29.10.2015 10:35

      если бы не заводился в мороз, то зимой бы грузики не ездили. ерунды не говорите

    • Анонимно
      29.10.2015 10:59

      Раскошелься на новый автомобиль, жмот. хватит юзать 30-летнюю технику. Если она у тебя ещё ездит - честь ей и хвала, не надо от неё требовать комфорта в кабине.

  • Анонимно
    29.10.2015 10:40

    Если бы этому чудо-манагеру дали ярды бюджетные на колонизацию Юпитера, то он бы примерно с таким же видом и честным взглядом стоял и излагал, что к 2035 камазы смогут долетать, как минимум до Марса.Экономика фэйка.

    • Анонимно
      29.10.2015 10:57

      Но беспилотный камаз тем временем уже ездит на полигоне, разве нет?

      • Анонимно
        29.10.2015 11:17

        Не уверен.К тому же полигон и дороги общего пользования, а тем более российские дороги, а тем более российскиие чинуки, которые на днях снова там что-то насчет пдд ужесточили - это "две большие разницы". На дорогах нашей многострадальной, "когогинского" беспилотного камаза, конечно же не будет никогда. Главное, чтобы был финансовый поток, остальное не важно. Это Россия.

      • Брюзга
        29.10.2015 11:19

        На полигоне много что ездит это раз, два, то что за рубежом беспилотники уже по улицам катаются и начали они их разрабатывать уже давным давно...

        • Анонимно
          29.10.2015 13:12

          За рубежом уже и дети давно рождаются, зачем нам тут рожать их? - Это разГде там катаются беспилотники? - это д-д-два

  • Анонимно
    29.10.2015 10:47

    Отличный проект, желаю удачи Камазу! Пусть всё воплотится, как задумано, а недоброжелателей всегда полно - видимо, обыкновенная зависть и банальное желание прикарманить деньги, пущенные на благое дело создания беспилотника, не дают спокойно спать разным негативным комментаторам. Ну, бузите, бузите. Собаки брешут, а Камаз - едет!

  • Анонимно
    29.10.2015 10:47

    какие мечты, какие фантазии? беспилотник уже не первый месяц тестируется, и выдаёт отличные результаты. реагирует так, как и должен.

  • Анонимно
    29.10.2015 10:50

    проект действительно революционный. поэтому и информация о нём выходит постоянно. людей надо информировать. если не совсем неуч, то нормальный человек уже имеет представление о том, что ожидается, для чего, и как это работает.

    • Анонимно
      29.10.2015 13:52

      Людей нужно информировать о том что в мире сделано в этой области. Тогда будет с чем сравнивать. Судя по словам камазовцев - КамАЗ лидер в создании беспилотников.

  • Анонимно
    29.10.2015 10:52

    Нужно всего лишь потрать 5500 долларов на радиотехническое оборудование, что бы получить дистанционный доступ к подобным автопилотам!!!! Подобные игрушки будут представлять большую опасность на дороге, пока они не начнут работать на своих закрытых частотах.

    • Анонимно
      29.10.2015 11:03

      неужели вы думаете, что до вас эти светлые мысли никого не посещали? Наверняка это будет решено на том этапе, когда в этом возникнет необходимость. Пока тестовые автомобили по закрытым площадкам катаются, кому к ним доступ нужен?

      • Анонимно
        29.10.2015 11:55

        Посещали, только когда дойдет до дело выяснится, что эти частоты принадлежат военным и хрен кто Вам их отдаст и начнутся песни ой мы не думали ой мы не знали, а мы то надеялись мы же столько денег потратили. Вы считаете так просто поменять частоту? если вы ездили на бензине и решили перейти на дизель то Вам приодеться менять топливную систему вместе с двигателем полностью, то же самое с частотами

        • Анонимно
          29.10.2015 13:00

          ну уж камаз- то с военными договорится, не переживайте)

          • Анонимно
            30.10.2015 16:13

            Вы считаете в их силах поменять политику безопасности нашей страны, многие частоты используют спец службами в том числе скорая пожарная полиция и.т.п.) Будет круто, если смогут добиться т.к. в Европе данная проблема пока не решается и власти не предпринимают меры, что бы отгородить частных перевозчиков от несанкционированного контроля.

    • Анонимно
      29.10.2015 11:15

      Вы понимаете семантическую разницу между автопилотом и дистанционным управлением?

      • Анонимно
        29.10.2015 11:35

        Автопилот - это заранее заложенный алгоритм по которому работает устройство, возможность дистанционно вносить изменения в этот алгоритм и дает возможность дистанционного контроля.

        • Анонимно
          29.10.2015 12:39

          Дистанционное управление не предполагает никакого другого, кроме как удаленным оператором и не более того

          • Анонимно
            29.10.2015 13:10

            Ого! Энциклопедист-копипастер тоже читает БО!

            • Анонимно
              29.10.2015 13:31

              Да нет, я это по памяти пишу. Я еще этими словами разговариваю, прикинь

  • Анонимно
    29.10.2015 11:01

    Здорово, когда управленец умеет продвигать свою продукцию в разных форматах. больше половины наших руководителей даже перед аудиторией выступать не умеют.

  • Анонимно
    29.10.2015 11:07

    за проект взялись серьёзные компании. партнёр камаза - крупнейший разработчик IT-решений Cognitive Technologies. так что всё получится!

  • Анонимно
    29.10.2015 11:41

    работники Камаза!может вам работой заняться, а не отбиваться здесь от комментариев с сомнениями?То, что вы получите эти деньги и каков будет результат не сомневаетесь ни вы, ни мы

    • Анонимно
      29.10.2015 13:08

      Интересно, вы - это кто? Пятая колонна?) Оранжоиды и либероиды?) Если вы думаете, что хвалят камаз только его работники, то очень жестоко ошибаетесь. Вас тошнит от российских производителей, наверное, и от родины тоже, но это не значит, что у всех такая болезнь) Не надо проецировать своих тараканов на всех.

      • Анонимно
        29.10.2015 17:48

        скажите, а "вы - пятая колонна" это кто? Чиновники с детьми и женами, проживающими в "гейропе", со счетами на млн долларов в западных банках и с паспортами второго гражданства?Это их вы называете пятой колонной, которая вывозит все капиталы и доходы из страны, тратит деньги тоже не в стране и тем самым обогащает ваших врагов?

  • Анонимно
    29.10.2015 14:04

    Заявления камазовцев о каком-то научном прорыве и технологическом лидерстве копируют новость о российской лунной базе в 2015 году:"Постоянную станцию на Луне мы планируем создать уже к 2015 году, а с 2020 года может начаться промышленная добыча на спутнике Земли редкого изотопа - гелия-3", - рассказал лава Ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" Николай Севастьянов."http://www.newsru.com/russia/05jun2006/moon.htmlБеспилотный российский камаз будет там же, где сейчас находится российская лунная база.

    • Анонимно
      29.10.2015 14:36

      Прослеживается пиар-стратегия, пишутся негативные комментарии по поводу Камаза-беспилотника...

      • Анонимно
        29.10.2015 14:51

        а, кажется, ГАЗ жаловался на то, что им бюджетных денег не отвалили на их беспилотник. вот и стараются закидать

      • Анонимно
        29.10.2015 15:06

        российский камаз-робот к 2019 году = лунная база России в 2015 году

    • Анонимно
      29.10.2015 17:48

      Ньюзруком сомнительный источник чтобы ему доверять.

  • Анонимно
    29.10.2015 14:38

    Просто преставьте себя сейчас на обычной дороге в окружении беспилотных Камазов. Ваши действия?

    • Анонимно
      29.10.2015 14:47

      Аплодировать

      • Анонимно
        29.10.2015 19:41

        Да, если дорога без разметки, обочина еле угадывается, с обычными ямами и выбегающими животными. Но, на самом деле, он не доедет от Челнов даже до ближайшей деревни, не говоря уж до Уфы или Казани.

    • Анонимно
      29.10.2015 14:52

      Ха, чего там делать-то? это ж спецтрасса получается)

    • Анонимно
      29.10.2015 14:52

      мне в окружении пилотных машин тоже страшно. хрен знает, что у каждого водилы на уме, кто ему с утра в кофе плюнул.

  • Анонимно
    29.10.2015 20:37

    Куда ты ведешь нас, Анатольич?!

  • Анонимно
    30.10.2015 14:55

    Бред,бред и еще раз бред и тупое выманивание денег из бюджета России.Т.е наших с Вами денег налогоплательщики.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
Загрузка...
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль