Общество 
4.11.2015

Рустам Батыр: «Санкции пробудили историческую матрицу России»

Подъем в нашей стране наступает, когда складываются вместе три фактора: мессианство, служилое государство и враждебное окружение

Смыслы, стоящие за отмечаемым сегодня Днем национального единства, значат намного больше, чем это было раньше, считает известный мусульманский деятель Рустам Батыр. В своей статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», он обращается к российской истории и проводит параллели с реалиями сегодняшнего дня, когда наше общество в контексте обретения национальной идеи переживает глубочайшую трансформацию исторического масштаба.

Александр Панарин считает, что подъем в России невозможен без национальной идеи

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРИАДА

В конце 90-х мне в руки попала книга весьма интересного русского философа и политолога Александра Панарина «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке». Как мы помним, то время переживалось многими как настоящий «конец истории», грянувший вместе с демонтажом советской системы и утратой глобальных ориентиров в жизни. Многие интеллектуалы, пытаясь тогда заполнить возникший в одночасье вакуум жизненного смысла, кинулись на поиски пресловутой национальной идеи. Книга Панарина — одна из таких попыток.

Панарин, анализируя российскую историю, приходит к выводу, что периоды наибольшего подъема она испытывала тогда, когда в максимальной степени складывались вместе три фактора: 1) мессианская идея; 2) служилое государство; 3) враждебное окружение.

Подобная метаоснова российского бытия сложилась в эпоху падения Византии и утверждения концепции «Москва — Третий Рим». Россия тогда осознала себя всемирным оплотом православия, несущим спасение и последнюю надежду всему человечеству. Причем все — от царя-батюшки до простого крестьянина (крест несущего) — служили этому вселенскому призванию. Тотчас Россия оказалась в цивилизационной изоляции: католический мир — с одной стороны, Оттоманская империя — с другой. Впрочем, у нас никогда не было проблем с третьей составляющей упомянутой триады. Как сказано в шутливой песне известного эстрадного юмориста Семена Слепакова: «Америка нас не любит, Англия нас не любит, Германия нас не любит уж много веков подряд».

Последний раз все три фактора в максимальной степени сошлись воедино в первую половину существования Советского Союза. Тогда верили в идею мировой революции, которая была призвана избавить трудящихся мира от гнета эксплуататоров. Новой сверхзадаче вновь было подчинено все государство. Начиная со Сталина, носившего простую шинель и пившего чай из граненого стакана, до рядового рабочего. «Я солдата на маршала не меняю!» — это тоже о том, что власть тогда была едина с народом и шла с ним во всех испытаниях до конца. Что касается враждебного окружения СССР, то его роль выполнял военный блок стран НАТО, созданный целенаправленно в противовес нашему государству.

Когда все три упомянутых фактора складывались, Россия расширяла границы и отправляла человека в космос. Когда чего-то в триаде недоставало, наступали разлад и упадок. Попробуем сквозь призму этого взгляда оценить российские реалии сегодняшних дней.

Книга «Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке» — попытка поиска пресловутой национальной идеи

НАЧАЛО ТРАНСФОРМАЦИИ

Какова национальная идея у нашей страны сегодня? Если судить по риторике с высоких трибун, то все постсоветские годы мы строили страну межконфессионального мира и межнационального согласия. Причем это не осталось на уровне деклараций, а превратилось в главный глобальный тренд, определяющий лицо современной России. Для мусульман этот тренд, к слову сказать, обернулся тем, что еще никогда (!) в истории нашей страны у нас не было столь благоприятного положения, как сегодня.

Возникает вопрос. Разве простого стремления к миру и согласию достаточно для статуса национальной идеи? Наверное, еще нет, учитывая, что в России она обязательно должна носить мессианский характер. Подобное же стремление само по себе еще не предполагает задачи всепланетарного масштаба. И все же за последнее время именно здесь случились значительные перемены, ознаменовавшие качественный переход на новый уровень.

Зададимся вопросом: какая трансформация случилась с нами за все время после возвращения Крыма? Первый подарок, который судьба в лице США преподнесла России, — санкции. Мы вновь, как в стародавние времена, ощутили бодрящий вкус враждебного окружения. Страна пришла в тонус. Именно с санкций начала просыпаться историческая матрица, описанная Панариным.

От санкций до служилого государства — всего один шаг. Ведь, как известно, враждебное окружение заставляет людей сплачиваться, держаться вместе. Подлинное же единение нашего общества, народа и власти, характерное для служилого государства, мы испытали уже в нынешнем году, когда вся страна «со слезами на глазах» отметила 70-летие Великой Победы.

Особо ярким проявлением этого стала акция «Бессмертный полк», кода миллионы совершенно разных людей вышли на улицы городов с портретами своих близких, отстаивавших Родину на той страшной войне. Вместе со всеми шел и президент страны, держа в руках фотографию своего родного отца. И в этом не было никакой фальши, ведь Великая Отечественная война откликается в сердце каждого из нас без исключения, будь-то большой начальник или простой работяга. Великая Победа, как ничто другое, объединяет всех нас, ибо она была по-настоящему выстрадана нашим народом и по сей день составляет мощный фундамент национального единства.

Смыслы, стоящие за праздником Дня народного единства, сегодня значат намного больше, чем это было раньше

МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О беспрецедентном за последние годы единении власти и народа свидетельствует и заоблачный рейтинг главы государства. Так происходило всегда, когда актуализировалась триада, описанная Панариным. Если причина действительно в ней, тогда в чем же заключается первый, самый главный, ее элемент, т. е. мессианская идея современного российского общества?

Как мы помним, в дни празднования юбилея окончания ВОВ многие главы западных государств проигнорировали парад на Красной площади. Это было очень бесцеремонно. Их поступок был воспринят как осквернение священной памяти и плевок в душу. Мы почувствовали какое-то предательство с их стороны. Добавьте сюда покрывательство странами Запада оголтелого национализма на Украине. Складывалось ощущение, что лидеры западных государств совершенно позабыли о том, через что пришлось пройти всем европейским народам. В результате мы невольно стали выступать последними стражами ценностей Великой Победы, на которых были воспитаны и которые до сих пор свято храним.

Политика двойных стандартов со стороны Запада наблюдается и в отношении ИГИЛ (террористическая группировка, деятельность которой запрещена в ряде стран, в том числе в Россииприм. ред.) — коллективного Гитлера XXI века. На словах его осуждают, а по факту снабжают оружием и закупают у него нефть. Когда Россия вышла на борьбу с этим всемирным злом, Запад вновь занял странную позицию. Будто бы только нам важны мир и межрелигиозное благополучие в контексте глобальной безопасности.

И, наконец, еще одной линией водораздела стала агрессивная политика Европы в отношении института семьи, навязывание гомосексуальных стандартов всему обществу. И снова мы сохранили верность традиционным принципам, встали на их защиту.

В совокупности в течение последних полутора-двух лет у нас родилось совершенно новое самовосприятие — ощущение себя как страны с особой миссией в современном мире, которая заключается в том, что нам предназначено быть оплотом существующих традиционных ценностей: ценностей семьи, Победы и межконфессионального согласия. Все эти нравственные измерения были в нашей жизни и раньше. Однако только сейчас мы начинаем понимать всю неожиданно возросшую меру нашей ответственности за них: если не мы, то, возможно, в мире больше некому будет возвысить голос правды в их защиту.

Таким образом, если Великороссия несла человечеству православную веру, Советский Союз — идею коммунизма, то современная Россия транслирует миру модель правильного общества, хранящего верность традиционным ценностям. Насколько обоснованно подобное рядоположение, покажет время. Но то, что сегодня у России появился исторический шанс вновь обрести подлинную силу духа и через него занять достойное положение в мире, — вне всяких сомнений.

Минтимер Шаймиев: «Успокаиваться и воспринимать существующее ныне положение вещей как естественное нельзя. Мы должны укреплять межконфессиональное согласие, чтобы оно стало еще более незыблемым»

«ВОЙНЫ НАЧИНАЮТСЯ С АНЕКДОТОВ»

С 2004 года по инициативе межрелигиозного совета России 4 ноября отмечается в нашей стране как День народного единства. В свете вышесказанного смыслы, стоящие за этим праздником, сегодня значат намного больше, чем это было раньше. И важно помнить не только об этом, но прежде всего о доле личной ответственности.

10 лет назад, еще до приглашения переехать в Казань, мне как главному редактору всероссийского научно-богословского журнала «Минарет» довелось брать интервью у президента РТ Минтимера Шаймиева. Тогда, отвечая на вопрос о том, является ли межконфессиональное согласие в Татарстане естественным состоянием для его жителей или это плод коллективных усилий, Минтимер Шарипович сказал: «Успокаиваться и воспринимать существующее ныне положение вещей как естественное нельзя. Мы должны укреплять межконфессиональное согласие, чтобы оно стало еще более незыблемым. Мы должны сохранить мир и согласие в условиях меняющегося открытого мира».

К его мудрым словам можно лишь добавить известную истину о том, что океан начинается с капли, а межрелигиозные войны — с шовинистических анекдотов на кухне. Каждый из нас без исключения в ответе за то, что происходит в нашей стране. И об этом всегда важно помнить.

С праздником!

Рустам Батыр – член Общественной палаты РТ

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    4.11.2015 11:05

    Это верно, что сегодня нам вновь выпал исторический шанс стать геополитическим игроком. Не упустить бы!

    • Анонимно
      4.11.2015 11:16

      А Вам это важно? Или может лучше чтобы пенсионеры достойно жили? И наука развивалась а не бензоколонкой работать? Что то я не помню серьезных геополитических игроков среди сырьевых придатков

    • Анонимно
      4.11.2015 11:19

      Этот шанс есть всегда- так что ничего не выпадало- просто вам всем грамотно мутят мозг с одной простой целью- максимально долго сидеть у власти -желательно как Брежнев до конца а дальше начнут все сливаться

    • Анонимно
      4.11.2015 11:57

      Да, подождем результатов расследования еирбас с российскими пассажирами, они покажут, какая геополитика во имя сохранения существующих внутри страны порядков..

  • Анонимно
    4.11.2015 11:10

    Осталось вспомнить чем все эти мессианские подъемы закончились

  • Анонимно
    4.11.2015 11:46

    Историческая матрица. Вот какие слова знает. Забыли только в заголовок вставить исторический генетический код народа

  • Анонимно
    4.11.2015 11:53

    Википедия в статье "1984 (роман)" говорит нам:Пояснить идею двоемыслия (англ. doublethink) можно следующим образом: на фронтоне здания, в котором работал герой романа, висели лозунги: Война - это мир. Свобода - это рабство. Незнание - сила.Таким образом, двоемыслие - это способность искренне верить в две взаимоисключающие вещи, либо менять своё мнение на противоположное при идеологической необходимости. Мне кажется, раздел можно дополнить подразделом "Яркие примеры из современной российской действительности".

  • Анонимно
    4.11.2015 11:54

    А как же со всякими ТАИФами и персонами из списка ФОРБС а ,господа из фотографий?Вы нам в уши втираете одно,а на деле....

  • Анонимно
    4.11.2015 11:59

    Как любят эти всякие \"деятели\" вместо того что бы назвать все своим именем: власть узурпирована, приближённые пилят бюджет, вся верхушка одной ногой в Европе и все туда переводит - начинают писать о мессианстве и внешних угрозах и прочей фигне.

  • Анонимно
    4.11.2015 12:19

    Ложь в каждом слове.Или глупость.Во время утверждения Москвы как третьего Рима зачит все от царя до крестьянина осознавали важность этого?Чушь.Крестьяне в большистве были рабами и кроме как о еде ни о чем не думали,а тем более о 3-м Риме каком-то.Они знать не знали даже о городе Риме,они соседние деревни-то не знали часто.Во времена Сталина народ значит был един с властью....Ага.Царь Николай второй был ближе к народу,чем советские лидеры,чаще общался с народом чем Сталин.В шинельке ходил и значит был с народом?Чушь.Так как Сталин жил,не жили императоры.И такой безграничной власти никто не хапал никогда.Миллионы людей обрек на умирание от голода в 30-е,благодетель.Автор явно не в себе.Россия показывает миру модель правильного общества....В чем правильность?В коррупции поголовной,в том,что воров амнистированных на госдолжности опять устраивают?Треть молодежи мечтают сбежать с Родины.Вроде традиционые ценности уважают все,но на ТВ и во власти полно разных извращенцев.Самая главная ценность это не врать и не орать о своей исключительности.А то все кругом плохие,только мы хорошие.

    • Марат Ш
      4.11.2015 12:27

      В совке видели одно, слышали другое, думали третье, говорили четвёртое, читали пятое ... И ВСЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО НОРМАЛЬНО, что так и должно быть, только так и можно жить. А оказалось, что это ненормально, так быть не должно и так жить нельзя. И потому СССР умер, захлебнулся в потоке собственной лжи. Нет, чтобы учиться на ошибках предшественников... Опять наступают на те же грабли.

  • Анонимно
    4.11.2015 12:32

    Глубокий анализ. Спасибо. Я согласен: Крым многое поменял в нашем самовосприятии. теперь у нас уже совершенно другая страна

  • Анонимно
    4.11.2015 13:16

    остается сказать "ПРЕКС, ФЕКС, ПЕКС! Или еще рано?

    • Анонимно
      4.11.2015 15:10

      Обкомовскую клинику уже закрывают?Если-да,УррААА!!!

      • Анонимно
        4.11.2015 16:49

        Может быть и "закрывают" по своему "бизнес-плану", т. е. в своих интересах. Но чему радоваться "простому крестьянину"? Меня больше волнует некомплект участковых врачей, качество знаний молодых "дохтуров" и прогнозируемый переход на официально платную медицину (при уже сейчас на 30-50% платной по факту).

  • Анонимно
    4.11.2015 14:45

    Ну чисто батюшку православного, окончившего ВКШ и ВПШ, прочитал, а вы говорите "мусульманский деятель"...

  • Анонимно
    4.11.2015 15:01

    В пламенных патриотичных речах Батрова чувствуется какая-то ностальгия по "совку" и "желание отличиться".Вот Батров пишет:"Особо ярким проявлением этого стала акция «Бессмертный полк», кода миллионы совершенно разных людей вышли на улицы городов с портретами своих близких, отстаивавших Родину на той страшной войне. Вместе со всеми шел и президент страны, держа в руках фотографию своего родного отца. И в этом не было никакой фальши...".Это акцию надо было назвать "Позор всем нам - садо-мозохистам. Не допустить больше такого!!!" (Германия после этой ужасной войны пришла к покаянию, даже на флаге своем изобразила символ позора и трагедии - черную полоску). А нам надо гордиться своими обманутыми, обворованными, убитыми, замученными и покалеченными отцами и дедами.Надо же додуматься до такого траги-комизма. Наших отцов убили, а мы с гордостью выходим с их портретами и называем их "бессмертными" (пусть и убитыми, но зато вечно живыми!!!), а себя "патриотами". Это даже не садо-мазохизм - а смесь некрофилии с шизофренией. Вот таких "Павликов Морозовых" и решил воспеть Батров. У него, как видно из статьи, оказывается сегодня еще и двойной праздник: "красный день календаря" и + 10-летие (юбилей) "исторической" встречи "ходока-корреспондента" на высшем уровне в главном кабинете (на фото). Кстати, в исламе мусульмане всего мира празднуют всего лишь 2 праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам.

  • Анонимно
    4.11.2015 15:16

    Многие могут кинуться в поисках истины куда угодно. Но мусульманин руководствуется Кораном (а не Панариным) и знает прямой путь.

  • Анонимно
    4.11.2015 16:58

    Панарин, анализируя российскую историю, приходит к выводу, что периоды наибольшего подъема она испытывала тогда, когда в максимальной степени складывались вместе три фактора: 1) мессианская идея; 2) служилое государство; 3) враждебное окружение.Панарин правильно пишет и я вижу, что пункты 1и3 они в наличии, а вот по фактору пункта 2 это на мой взгляд пока в зачаточном состоянии или если можно так сказать:- пока пыль в глаза, так по мелочи. Скоро ли оно достигнет нужного обществу состояния это вопрос?

  • Анонимно
    4.11.2015 17:50

    Россия без национальной идеи ничто. Мы - страна духа. И всякие либерастские мрдели у нас не приживаются. Спасибо, Рустам Батыр за интересную статью

  • Анонимно
    4.11.2015 18:40

    Немного перетолкованная старая троица: православие, самодержавие, народность. Православная миссия - Москва - третий Рим, распространение хрестианства, славянства. Сейчас подменили - Русский мир. Служилое сословие служит понятно кому - Царю. Сейчас чиновничество служит новому царю. Враждебное окружение тоже отличный повод для оправдания агрессии и создания чувства "мы". Как говорил один мой знакомый русский - мы (то есть русские) ни на кого никогда не нападали, мы вели только оборонительные войны (и благодаря этому так непомерно расширились). Вообще, все эти идеи можно увидеть в великолепном фильме Эйзенштейна "Иван Грозный".

  • Анонимно
    4.11.2015 18:44

    Санкции на мой взгляд ничего не пробудили.Что они могли пробудить?С девальвацией рубля большинство населения стало в два раза беднее и прочая.Панарин на мой взгляд идеалист.Национальной идеи которая бы обеспечила подьем России сегодня нет и вряд ли в ближайшее время будет.Общество по большому счету разделено.Когда 1% населения владеет более 80% национальных богатств что гораздо больше чем в странах Запада и США то о какой национальной идее может идти речь учитывая то что большинство так называемой элиты ведет себя мягко говоря неправильно.Для того чтобы заработала национальная идея или матрица нужны сигналы сверху от верхов.По этим сигналам население быстро понимает что к чему.Если по каким то причинам не ратифицируется пункт международной конвенции направленный против незаконного обогащения,если налоги для всех по большому счету одинаковы и прочая,прочая,прочая то разговаривать о чем то серьезном наверное не имеет смысла.

  • Анонимно
    4.11.2015 19:05

    По моему мнению наооборот проходят другие процессы.Ситуация в мышлении у многих мне напоминает ситуацию февраля 1917года или 1991года.В 1917 году большинство населения хотела изменений но чтобы монархия была.В 1991 году большинство населения хотело изменений но чтобы КПСС и СССР были.В этих двух исторических событиях мирового масштаба большинство населения на мой взгляд была против части забронзовевшей элиты.Запрос на изменения в современной России возник в 2011 году.Возник он не случайно для этого было множество причин.Этому запросу не суждено было сбыться по ряду факторов в основном связанных с поведением части элиты хотевшей изменений.Но этот запрос никуда не исчез он ушел образно говоря на кухни.И это гораздо сложная проблема чем якобы какие то внешние угрозы и прочая.

  • Анонимно
    4.11.2015 19:08

    Мусульманский деятель, одержимый великодержавными идеями - это нонсенс!

  • Анонимно
    4.11.2015 19:36

    Рустам Батров - человек нестандартно мыслящий. И то, что он сумел за акцией Бессмертный полк разглядеть проявление одной из составляющиз исторической матрицы России - это круто. По крайней мере, с концептуальной точки зрения. А Панарина надо будет обязательно прочесть.

    • Анонимно
      5.11.2015 11:32

      Да, действительно нестандартный "товарищ"- умеет стыковать нестыкуемое и разъединять неделимое. Гремучий коктейль антиислама. Батров исламны батыра.

  • Анонимно
    4.11.2015 20:00

    Нестандартно мыслящий человек как правило что то придумывает сам или с коллегами а не разглядывает что то.

  • КОНТРУДАР
    4.11.2015 20:10

    Рад, что Рустам Батыр вернулся на ринг. И снова даст бой всякой шушере безыдейной! Аллаху акбар! Аллах с нами!

  • Анонимно
    4.11.2015 21:16

    Обложка книги Панарина интересная, символическое совмещение в образе меча и креста, восходящего к солнцу, а солнце может быть в значении Люцифера.

  • Анонимно
    4.11.2015 23:07

    Нет блага в том поклонении, в котором нет знания, и нет блага в том знании, в котором нет правильного понимания

  • Анонимно
    5.11.2015 01:58

    Отчего же у Расеи-матушки во все времена "враждебное окружение"? Наверное, причину надо искать в нас самих, а не во внешних недоброжелателях. Расейский человек есть, пить, спать не будет, но врага ему подавай. Уже такие воинственные народы, как немцы и японцы, вполне умиротворились, и нынче процветают по всем направлениям, видать, им матрицы поменяли. И только русские без конца воюют, то в Афгане, то в Чечне, а то бедную Грузию задерут, то "Крымнаш" сварганят, нынче вот в Сирию сунулись. А я, по простоте душевной, и не знал, что это, оказывается, матрица такая в здешние организмы встроена. И вот я не понимаю, как в здравом уме можно радоваться возрождению "враждебного окружения"? Ведь пишет же "мусульманский деятель" вполне себе кощунственные строки: "Когда все три упомянутых фактора складывались, Россия расширяла границы и отправляла человека в космос. Когда чего-то в триаде недоставало, наступали разлад и упадок". Хотелось бы только узнать, в каком направлении он желает расширения границ России и что за радость нам от этого наступит?

    • Анонимно
      5.11.2015 10:13

      в каком направлении он желает расширения границ России и что за радость нам от этого наступит?* Ваше имя Анонимно

  • Анонимно
    5.11.2015 10:18

    "...в каком направлении он желает расширения границ России..." Остается только Афганистан, Курдистан, Ирак, Сирию, Ливию в федерацию включить.))) Сапоги без южного моря высохли совсем.

  • Анонимно
    5.11.2015 12:18

    Рустам Батыр - не нашим не вашим.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль