Общество 
5.11.2015

Дело жизни владыки Феофана: у Кремля появится храм в два раза шире «Кул Шарифа»

Митрополит уверен, что к возрождению собора Казанской иконы божией матери подключится вся страна, а паломников будет больше, чем в любой лавре

Сенсацией федерального масштаба стал накануне указ президента РТ Рустама Минниханова о том, что наряду со строительством Болгарской исламской академии в Казани будет возрожден собор Казанской иконы Божией Матери, взорванный большевиками в 1931 году. Эксперты «БИЗНЕС Online» сравнивают проект, на которой уйдет никак не меньше 1 млрд. рублей, со строительством храма Христа Спасителя в Москве, указывая, что для его реализации придется расселить пятиэтажку.

Рустам Минниханов в День народного единства подписал указ о создании Булгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божией Матери
Рустам Минниханов в День народного единства подписал указ о создании Болгарской исламской академии и возрождении собора Казанской иконы Божией Матери

В ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА МИННИХАНОВ ОБЪЕДИНИЛ МУСУЛЬМАН И ХРИСТИАН

Президент РТ Рустам Минниханов 4 ноября подписал указ о воссоздании собора Казанской иконы Божией Матери и строительстве Болгарской исламской академии. Первая часть указа Минниханова — событие ожидаемое, поскольку строительство исламской академии в древнем городе Болгаре еще в сентябре было одобрено на самом высочайшем уровне. Об этом на открытии Соборной мечети в Москве заявил президент России Владимир Путин. Зато вторая часть стала неожиданностью для многих не только в Казани, но и во всей России: о воссоздании разрушенного большевиками главного собора Богородицкого монастыря до сей поры ходили лишь разговоры, никак не закрепленные на бумаге. Теперь эта бумага появилась: официальная, гербовая, с подписью татарстанского президента.

Указ за номером УП-1066 скуп на подробности. Известно лишь, что до 31 декабря кабмину РТ поручено разработать и утвердить план мероприятий по последующему строительству двух духовных центров. На будущий год, в частности, запланированы мероприятия по закладке памятных камней. Оба события будут привязаны к священным датам. Камень на месте возведения Болгарской исламской академии положат 21 мая 2016 года, в день официального принятия ислама Волжской Булгарией, а камень на месте строительства будущего православного собора должен будет появиться спустя два месяца, 21 июля, в день обретения Казанской иконы Божией Матери.

О своем решении Минниханов объявил и сам, выступая 4 ноября на торжественном открытии гала-концерта республиканского этнокультурного фестиваля «Наш дом — Татарстан-2015», который проходил в театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Здесь же президент РТ и расставил все идеологические акценты, напомнив, что на календаре не только День народного единства, но и праздник прославления Казанской иконы Божией Матери.

«Уверен, что реализация этих важных проектов станет заметным шагом в укреплении духовности и единства народов нашей страны», — подчеркнул в конце своей краткой речи Минниханов, еще раз отметив, что межнациональные и межрелигиозные мир и согласие для Татарстана остаются высшими ценностями и одним из наших достижений.

В БОЛГАРЕ СЛОЖНОСТИ С ПРОСТРАНСТВОМ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Болгарская исламская академия фактически считается уже действующей, хотя у нее по-прежнему нет ни своего здания, ни утвержденного проекта, ни даже закладного камня. Символическое открытие академии состоялось в Болгаре 8 октября с объявления о начале работы полугодовых курсов по чтению Корана. О том, что это не простые курсы, а нечто, призванное заложить основу будущего крупного духовного центра, свидетельствовал состав высокопоставленных участников церемонии: татарстанский президент Минниханов, его предшественник и госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, председатель ЦДУМ РФ, шейх Талгат Таджуддин, председатель совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, руководитель федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, муфтий Татарстана Камиль Самигуллин и другие лица.

Тогда же на выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии. Кольцевая изящная постройка с высокими восточными окнами и частой колоннадой раскинется, если верить рисунку, на 14 057 кв. метров (при этом площадь самой академии составит 7 063 кв. м, а площадь общежития — 6 994,8 кв. м).

На выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии
На выставке, проходившей в подвальном этаже комплекса «Ак мечеть», можно было увидеть стенд с одним из предварительных эскизов здания исламской академии

«Этот эскиз — всего лишь один из многих, — рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» руководитель Болгарской исламской академии Дамир Нафиков. — С конца октября мы проводим конкурс на лучший проект академии, в результате которого планируем отобрать тот, который будет наиболее привязан к месту».

В целом, по оценке Нафикова, после подписания миннихановского указа ситуация в Болгаре не претерпела никаких изменений. Продолжают действовать уже упомянутые шестимесячные курсы по чтению Корана, но теперь на них обучаются уже не 22, а 27 человек. «Хазраты, ахунды и мухтасибы съехались к нам со всех российских регионов — Башкортостана, Твери, Оренбургской, Новосибирской, Иркустской, Читинской и Волгоградской областей, — говорит Нафиков. — Сейчас мы уже осуществляем запись слушателей курсов на второе полугодие, но места для проживания и обучения в Болгаре пока ограничены. Спальное место при необходимости мы еще можем найти, но вот с пространством для обучения обстоит сложнее...»

По свидетельству Нафикова, слушатели курсов по чтению Корана проживают в двух-трехместных номерах, а обучаются в пристройке к Белой мечети. Недалеко отсюда и будет воздвигнуто впоследствии здание Болгарской исламской академии.

«В качестве места для застройки мы выбрали пустырь, расположенный в непосредственной близости к Белой мечети, — говорит руководитель Болгарской исламской академии. — Внешне это пока что выглядит как хорошее большое поле. Но говорить о том, какое именно здание здесь появится (какого метража и какой архитектуры), еще преждевременно — все-таки конкурс проектов в самом разгаре».

«ХРАМ БУДЕТ ВОССОЗДАН, КАК ОН БЫЛ, НА 100 ПРОЦЕНТОВ»

Облик собора Казанской иконы Божией Матери угадать проще. Как заявил сегодня «БИЗНЕС Online» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан (Ашурков), храм будет воссоздан в прежнем виде, «как он был». «Это на 100 процентов», — подчеркнул владыка. При этом митрополит надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте». Но для этого, скорее всего, потребуется участие всей России, «ведь казанская святыня — общероссийская». «Возможно, найдутся благодетели и за пределами нашей страны», — рассчитывает Феофан.

Намерение воссоздать собор Казанской иконы Божией Матери в Богородицком монастыре казанский митрополит высказывал уже не раз наряду с другим смелым замыслом — возродить славную Казанскую духовную академию. По его мнению, в этом нуждаются не только православные верующие, но и вся республика. «Если мы заново построим собор, который был, приведем в порядок корпуса, где будут размещаться службы и паломники, от этого выиграют Казань и Татарстан в целом, — считает владыка. — Поедет народ сюда — будет больше, чем в любой лавре. Со всего мира поедут. Это будет не менее привлекательное место для паломничества, чем Дивеево. Это будет жемчужина Татарстана и образец того, как живут в республике носители разных религий. Собор и монастырь — это приоритетные задачи в моей жизни».

О том, что инициатива возрождения главного собора в Богородицком монастыре почти целиком принадлежит казанскому митрополиту, упомянул в своей недавней речи по случаю подписания указа и Минниханов. По его словам, с этим проектом к нему обращалась татарстанская митрополия РПЦ, которую Феофан возглавляет четвертый месяц. Сам владыка тоже не скрывает факта своих переговоров с республиканскими властями. «Мы беседовали с президентом Рустамом Миннихановым и с Минтимером Шаймиевым, мне удалось убедить их, что нужно нам возрождать именно монастырь», — свидетельствует архипастырь.

Главный монастырский собор, построенный на рубеже 18-19 веков был уничтожен большевиками в начале тридцатых годов 20 века
Главный монастырский собор, построенный на рубеже XVIII - XIX веков, был уничтожен большевиками в начале 30-х годов XX века

Сам главный монастырский собор был уничтожен большевиками в начале 30-х годов (одни источники называют при этом 1931-й, другие — 1932 год). До этого его размеры составляли 49 на 43 кв. м при высоте в 44 метра. Общий облик собора определяли 5 полусферических куполов и 3 огромных фронтона с колоннами — со всех сторон, кроме алтаря. Высота колокольни, которая струною поднималась рядом с храмом, была значительно больше — 55 метров. Если его восстанавливать, важно помнить не только о храме, но и о колокольне, «все ведь хорошо в комплексе», выразил пожелание историк и преподаватель Казанской духовной семинарии Анатолий Елдашев в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Чтобы был понятен масштаб будущего строения, отметим, что площадь основания соборной мечети «Кул Шариф» — 22 на 22 метра. Правда, при этом высота минаретов главного мусульманского храма Казани составляет 57 метров (на 2 м ниже башни Сююмбике). Вместимость мечети — 1,5 тыс. молящихся. Соответственно, вместимость главного собора Богородицкого монастыря может оказаться примерно в два раза больше.

Владыка Феофан надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте»
Владыка Феофан надеется, что собор будет восстановлен очень быстро и «в полной его красоте»

«ВСЕ БУДЕТ ПОД СТРОЖАЙШИМ КОНТРОЛЕМ. ЛИЧНО БУДУ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВСЕ»

Стоимость восстановительных работ в Богородицком монастыре митрополит Феофан назвать пока затрудняется. «С потолка говорить сейчас будет некорректно и неразумно», — заявил он корреспонденту «БИЗНЕС Online». Но фонд, который аккумулирует средства для возрождения собора, будет создан, по слову владыки, в обязательном порядке. «Самое главное — все будет под строжайшим контролем, — подчеркнул казанский архипастырь. — Лично буду контролировать все. Вместе с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым, президентскими структурами и вместе с Минтимером Шариповичем (Шаймиевым прим. ред.)».

Таким образом, оценить расходы на предстоящее строительство монастырского храма можно лишь в сравнении. К примеру, во Владивостоке сейчас продолжается возведение Спасо-Преображенского собора высотой 67 м и размерами, сопоставимыми с казанскими. Стоимость стройки оценивается в 900 млн. рублей. Стоимость «Кул Шарифа» по ценам начала 2000-х — 400 млн. рублей (это еще до оформления интерьеров).

Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — этому будет мешать жилой дом
Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — этому будет мешать жилой дом

Экономический кризис, как это нетрудно предположить, может серьезно откорректировать смету в сторону увеличения. Но и в этом случае православные продолжают уповать на помощь благотворителей. Даже если, как предположил в разговоре с «БИЗНЕС Online» председатель общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, на восстановление храмового комплекса, если его воссоздавать в историческом облике, уйдет не один миллиард рублей. С технической точки зрения он, впрочем, не видит никаких сложностей. «Храм был утрачен не 200 лет назад, поэтому сохранилось достаточно много свидетельств, по которым можно его восстановить», — говорит глава общества русской культуры РТ.

«ВОССОЗДАНИЮ КОЛОКОЛЬНИ БУДЕТ МЕШАТЬ КРАЙНИЙ ПЯТИЭТАЖНЫЙ ДОМ»

Эксперты, опрошенные «БИЗНЕС Online», поддерживают воссоздание «сакрального» для каждого православного гражданина храма, но опасаются, что восстановительным работам воспрепятствует местная современная застройка.

Анатолий Елдашев — историк, преподаватель Казанской духовной семинарии:

— Этот собор был построен на месте обретения Казанской иконы. Сначала построили деревянный храм, затем — каменный. А позднее, в мае 1779 года, император Павел I вместе с сыновьями Александром (будущим Александром I) и Константином заложили камень в основание нового собора. Строили по проекту столичного архитектора Егора Старова, участвовали и казанские зодчие, в частности Шелковников — он, например, строил позднее и корпуса монастыря. Взорвали собор в 1931 году вместе с колокольней.

Собор был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви, а колокольня выше ее вдвое. К слову, любопытно вообще расположение монастырей в Казанском крае. Например, с колокольни Богородицкого монастыря в Казани была видна колокольня Седмиезерской пустыни — это где-то 15 верст. Оттуда была видна колокольня Раифской обители, из Раифы же наблюдали Свияжск. Эта традиция просматривается с XII - XIII веков, когда в оборонительных целях ставили вышки со сложенными кострами — для сигнализации в случае нападения ордынцев.

Собор (в центре) был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви (справа), а колокольня выше ее вдвое
Собор (в центре) был большим — визуально он в полтора раза выше существующей сейчас Крестовоздвиженской церкви (справа), а колокольня выше ее вдвое

Монастырь был вообще одним из крупнейших в России. По описи 1928 года в нем жили 400 человек, из них 66 монахинь, 1 схимонахиня. Остальные — понятно, девицы, рясофорные послушницы. В те годы монастырь был женским. И сейчас, кстати, у владыки Феофана есть идея снова вернуть обители статус женского монастыря. А Зилантов монастырь, который сейчас женский, преобразовать в мужской — так тоже было исторически, просто в годы возрождения не нашлось достаточно монашествующих. Такое случалось в истории церкви — допустим, Федоровский монастырь (где сейчас НКЦ «Казань») до 1900 года был мужским, а после — женским вплоть до уничтожения.

Сергей Саначин — архитектор:

— Конечно, восстановить такой храм будет сложно, но посильно. Такие вещи делаются, другое дело, достаточно ли способностей для этого у казанских архитекторов? Вот это вопрос. Пожалуй, в республике нет примеров восстановления храмов с нуля, есть прецеденты реставрации, реконструкции. Есть много фотографий, но предстоит огромная архивная работа. Объект был ключевым, поэтому информация о нем сохранилась. Есть некоторые нюансы. Если храм ставить на прежнее место, то усложняется воссоздание колокольни — ей будет мешать крайний пятиэтажный дом. Конечно, хорошо было бы по какой-то программе, не знаю по какой, отселить жителей этого дома.

Временные затраты не связаны со способностями строителей и архитекторов. Это связано с политической волей и с деньгами. Если все будет идти на уровне Рустама Минниханова, по установленному графику, то все будет быстро. А если все спустится хотя бы на епархиальный уровень, пусть и тоже высокий, то время увеличится. Вы не думайте, что чертежи храма будут как в современном понимании с отдельными элементами. Будут чертежи, как сейчас принято называть — «план», «фасад», «разрезы», «интерьеры». Будет возрождаться форма, а те материалы невозможно восстановить, да и не нужно, есть современные материалы.

Собор был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери
Собор был построен на месте обретения Казанской иконы Божией Матери

Михаил Щеглов — председатель общества русской культуры Татарстана:

— Это один из символов православной Казани, поэтому хотелось бы, чтобы его восстановили в историческом виде, а не в форме новодела. Это как храм Христа Спасителя для Москвы в плане духовной ценности. Это место явления Казанской иконы Божией Матери, сакральное для каждого православного гражданина России.

Символичным является то, что на месте монастыря в советские годы работала казанская табачная фабрика. Размещение здесь такого производства было кощунственным. Формально помещения фабрики уже переданы церкви, раньше они использовались как братские корпуса женского монастыря. Сейчас на территории монастырского комплекса с древних времен сохранилась Крестовоздвиженская надвратная церковь, а рядом с ней Софийская церковь. В надвратной церкви, к примеру, в советские годы находился филфак Казанского педагогического института.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (144) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    5.11.2015 17:02

    чиновникам нужно не равноприближаться, а равноудаляться от всех религиозных организаций, и за бюджетные средства строить не храмы всех религий, а больницы и школы для всех детей.Это будет справедливость.у нас светское государство.пусть священники и муллы продают свои авто и строят на вырученные деньги себе храмы.

    • Анонимно
      5.11.2015 17:31

      я за больницы, хосписы, приюты. ПОМОЧИТЕ ЛУЧШЕ БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ И ДЕТЯМ СИРОТАМ!столько денег просто зря. Человек который хочет молится, он найдет где это сделать, тем более в нашем городе для православных достаточно хороших и достойных храмов

    • Анонимно
      5.11.2015 23:11

      Да, вы правы. Чем больше храмов, тем меньше веры.

    • Анонимно
      6.11.2015 08:39

      Есть хорошая русская пословица:"Не строй семь церквей-пристрой семь детей"

  • Алексей К.
    5.11.2015 17:07

    Это как с мечетью на Лечебной- духовенство "ЗА", Власти "ЗА", а мнение населения никого не интересует! Типа, "расселить пятиэтажку"? ??? Пусть хрущевка, но прямо под Кремлём... желаете спихнуть обитателей в Малые Клыки? ???

    • Анонимно
      5.11.2015 19:00

      Необходимо все три хрущевки отселить

    • Анонимно
      7.11.2015 22:16

      В Малые Клыки это еще хорошо. Как бы в Радужный не отправили, который около Туры.

  • Анонимно
    5.11.2015 17:07

    Очень рад, что поменялся владыка в Татарии! Анастасий тоже неплохой был, но слишком уж тихий. Феофан, судя по всему наоборот очень деятельный. Помоги ему Бог!

  • Анонимно
    5.11.2015 17:09

    Дедушки Ленина на них нет!

    • Анонимно
      5.11.2015 17:27

      Идеологический отдел обкома КПСС в действии!Дело Ленина живет в веках!Будет где принимать в пионеры-имею виду возрождение пионерской организации.знакум

  • Анонимно
    5.11.2015 17:20

    Дай Б-г, что восстановят на радость православных.-Атеист

  • Анонимно
    5.11.2015 17:32

    Молодцы. Теперь осталось найти место и построить тенгринианский храм. Поток туристов и паломников будет огромным. Истоки наших трех основных религий в тенгринианстве. Было бы правильным создать такой храм в память наших предков которые исповедовали тенгринианство, были сильными, мудрыми и сами решали свою судьбу.Буре.

  • Анонимно
    5.11.2015 17:33

    Не нужно забывать, что рядом с Благовещенским собором в Кремле тоже была колокольня, которую необходимо восстановить

    • Анонимно
      5.11.2015 17:50

      Когда бываю в деревенских пустых мечетях задумываюсь-когда восстановится наша вера,наша мораль,а?Когда служитель богу хвалится своими часами за миллион,когда мулла разъезжается на иномарке за 3 миллиона-вспоминаю про тех 84 процентов ДЕТЕЙ,ВЫБРОШЕННЫХ КАК НА ПОМОЙКУ В ДЕТСКИЕ ДОМА ПРИ ЖИВЫХ РОДИТЕЛЯХ!!!(ЗДЕСЬ НЕ СРАВНИВАЮ САМИХ ДЕТДОМОВ ПОМОЙКАМИ!)Вернется ли нам ВЕРА и МОРАЛЬ новыми мечетями и церквами?О,Боже,береги меня(и не только!) от РИЯ поступков!знакум

      • Азат Д
        5.11.2015 18:22

        В этом плане больше всего вызывает уважение раввин Казани Горелик. Бывает вижу его в центре Казани на улице, пешком ходит, пару раз со своими малыми детьми.

    • Анонимно
      5.11.2015 18:07

      И пять мечетей ханского времени (как написано у Курбского) тоже нужно восстановить

      • Анонимно
        6.11.2015 10:38

        Кто то операции по пересадке головы проводит, а кто то мечети строит.Давайте дорогам молиться, больше пользу будет. Нагрешил-построй дорогу.

    • Анонимно
      5.11.2015 18:59

      Давно пора!

    • Анонимно
      5.11.2015 22:50

      Согласен.Тем более, что это сооружение сохранилось с булгарских времен.

  • Анонимно
    5.11.2015 17:40

    Наверное в Москве построят мечети, чтобы мусульмане молились не на улице.

  • Анонимно
    5.11.2015 17:42

    Все остальное уже построили, видимо, школы, больницы, детские садики...

  • Анонимно
    5.11.2015 17:49

    Нужно максимально использовать возможности существующих полупустых храмов и мечетей, а не пафосно, по все России, соревноваться, кто за деньги атеистов-материалистов, в условиях кризиса построит храм. В школе надо детей воспитывать, а не отдавать их мировоззрение на откуп священнослужителям.

  • Анонимно
    5.11.2015 17:53

    Больше мечетей бы,когда уж по всей России будут мечети,в Сочи по-моему тоже мечетей дней. Стыд и срам.

    • Анонимно
      5.11.2015 18:08

      Даешь каждому по мечети и церкви!Как у богатых,и шоб,во дворе!(в Казани уже примеры есть!)знакум

  • Анонимно
    5.11.2015 17:55

    Может, лучше Федоровский монастырь воссоздать?

  • Анонимно
    5.11.2015 17:59

    Шёл 2015 год...

  • Азат Д
    5.11.2015 18:00

    А что такого? Ведь в Борисоглебском Казани, построили мечеть рядом с многостолетней церковью, на месте школы.

  • Анонимно
    5.11.2015 18:12

    Это символ России! Давно нужно было это сделать.

  • Анонимно
    5.11.2015 18:17

    Зачем нужны храмы, батюшки всякие? Какая от них польза? Нужны садики, школы, дома культуры, театры, больницы, здоровое питание!

    • Анонимно
      5.11.2015 18:35

      Без веры в Бога,без участья, В скитаньи пошлом гибну я, О,дай,любовь моя,мне счастья, Спокойной веры бытия! А.Блок. ???? Вы правы,в памяти народной есть чем остаться.знакум

  • Анонимно
    5.11.2015 18:21

    Тяжело будет от 25- ти летнего угара отходить , ну это как в анекдоте : НЕ ХОТИТЕ , А ПРИДЁТСЯ .

  • Анонимно
    5.11.2015 18:26

    Другим городам Татарстана никогда наверно ничего не перепадет

  • Анонимно
    5.11.2015 18:30

    Как я понимаю это в том числе и на месте старой табачки за дворцом земледелия? Наконец-то приведут в порядок ту часть, весь вид портила.

  • Анонимно
    5.11.2015 18:53

    До революции при монастырях были больничные приходы, где помогали больным и страждущим. Нищие и больные находили там кров и еду. Но сейчас вряд ли будут заботиться о тех, кто в этом нуждается. Отстроят заново монастырь больше мечети и всё. А человек нуждается не только в пище духовной.

    • Анонимно
      5.11.2015 19:13

      Великомученик и целитель Пантелеимон в ЭТОМ как нам всем пример!Может первым делом съездить на Афон-посоветоваться ,подумать в чем же у человека ДЕЛО ЖИЗНИ?знакум

    • Анонимно
      7.11.2015 16:56

      Почему не будут? Уже есть! При Зилантовом монастыре работает центр "Умиление"-это помощь всем мамам-одиночкам, мамам, попавшим в беду, помощь реальная и по всем фронтам. И не только им, просто это приоритетное направление. Далее Храм Серафима Саровского на Сафиуллина-социальные обеды. Это просто два первых вспомнившихся примера ) ещё много ))

  • Анонимно
    5.11.2015 19:04

    Насколько я знаю, когда строилась мечеть Кул Шариф,М.Ш.Шаймиев, будучи президентом, весь бизнес Татарстана подключал к финансированию, добровольно-обязательно было.Интересно, какая полная стоимость Кул Шариф? Почему-то без отделки привели стоимость.Отделка, наверное, еще столько же стоит, весь камень натуральный.

  • Анонимно
    5.11.2015 19:06

    мечети пустые в селах не от траты денег правительством, а от безверия части народа, пить ведь безпробудно привычнее. а в казани мечети не пустуют. наполненность мечетей нужно судить по пятничной молитве и праздничным, а не по рядовым в будни.

    • Азат Д
      5.11.2015 19:25

      В смысле? В определённые дни верующие, а в остальные нет? А если человек , выпивает по праздникам, а в пятницу и по мусульманским праздникам в мечеть. Тоже нельзя говорить что он не верующий?

    • Анонимно
      5.11.2015 19:30

      Вот я и ищу ответа на вопрос-почему лет 50 назад,когда сегодняшние некоторые муллы,будучи секретарями парткомов и райкомов жесточайшим образом преследовали верующих,в тайных молильных домах собирались до 50 человек,а теперь в деревне где 500 человек-5 человек приходит даже на пятничную молитву.А в другие дни многие мечети закрыты!Почему??? Мы теряем уже ВЕРУ не только в честное бытие,но и в Бога?Не отвечайте-ответ Вы все знаете!знакум

    • Анонимно
      5.11.2015 19:46

      Нет веры, сейчас и в глубинке все верх дном сначала молятся, а затем водка и сплетни.

    • Анонимно
      6.11.2015 07:28

      мечети в селах пустые потомучто люди там работают а казани наполнены приезжими с южных стран типа вас милейший.

  • Анонимно
    5.11.2015 19:08

    Зачем еще одна церковь, если кремль и весь остальной Татарстан просто завален церквами, Где вы столько верующих найдете? Для кого все это нужно. Маразм крепчает

  • Анонимно
    5.11.2015 19:17

    Такие траты в кризис, а как деньги собирать будут.

    • Анонимно
      5.11.2015 19:35

      С десятины, может.

      • Анонимно
        5.11.2015 19:49

        Действительно , зачем такие траты? Пусть верующие собирают пожертвования и на эти деньги строят. Государство у нас отделенно от церкви.

      • Анонимно
        5.11.2015 19:49

        Надо производить больше бомб и ракет, продать их зарубеж, а на вырученные деньги строить храмы. И будем молиться за мир во всем Мире.

        • Анонимно
          5.11.2015 20:03

          Мы покупать наши бомбы и ракеты никого не заставляем.

        • Анонимно
          5.11.2015 20:18

          Вот если бы облик каждого среднерусского города восстановить с элемантами пропорции славной Казани... Надеюсь, Булгарская академия поможет и со временем воспитает достойные кадры.

    • Анонимно
      5.11.2015 19:42

      Диву даешься,и эти люди веруют! Смотрела фильм документальный не помню названия,он меня поразил как в глубинке Батюшка сам помогал брошенным детям инвалидам. Вот этот человек с Богом в сердце. Прошу у всех святых помогать глубинке,нуждающимся,а не строить на каждой улице золоченные церква.

  • Анонимно
    5.11.2015 19:55

    Нарушение Конституции РФ. И как все эти коммунисты в одночасье стали верующими? Действительно, пути господни...

  • Анонимно
    5.11.2015 19:55

    Переиначивая известную фразу, скажу: если православные за нынешних "топ-менеджеров" РПЦ, то я больше не православный.

  • Азат Д
    5.11.2015 19:57

    Завтра день Конституции отмечаем.Напомню.Статья 11 1. Республика Татарстан – светское государство. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

  • Анонимно
    5.11.2015 19:58

    В течение часа смотрю по телевизору уже третий сюжет о больных детях и просьбе собрать им деньги на лечение. На детей денег нет, на шприцы в поликлинике денег нет, а на очередной демонстративный религиозный проект есть. Когда о живых думать будете ?

  • М.К.
    5.11.2015 20:03

    Это, конечно же, радостная весть!Храмы надо восстанавливать, храмы надо строить!Ну и за Щеглова я не беспокоюсь, он ещё что-нибудь придумает. Или за него придумают, всё будет нормально. ===========Жалко Саша Салагаев не дожил, конечно.При всех своих, эээ ... особенностях, человек он был неплохой, при всей своей татарофобии, конечно. Но к голосу разума прислушаться мог, хотя и не всегда.

  • Анонимно
    5.11.2015 20:24

    Православный Храм восстановить это правильно. Кул Шариф ведь отстроили, тоже сколько денжищь потратили, значит и собору Казанской иконы Божией Матери быть.Лучше так, чем растащут.

  • Анонимно
    5.11.2015 20:50

    Татарстан светское государство!

    • Анонимно
      9.11.2015 13:54

      Татарстан - это не государство, а всего лишь субъект Российской Федерации

  • Анонимно
    5.11.2015 21:00

    Я вот думаю, неужели у нашей власти столько грехов, что строительством мечетей и храмов они пытаются их замолить.

    • Анонимно
      5.11.2015 21:42

      Мечети и храмы можно строить только на честно заработанные деньги.На ворованные бесполезно...

    • Анонимно
      7.11.2015 01:32

      На постах своих и стареют, видимо действительно так, пытаются отмолиться. Но по моему понятию это совершенно противоестественный ПРОЦЕСС.Бородачей разношерстных развелось шибко но их продолжают кормить...В истории наверное всякие явления происходили но то что творится в наше время это считаю перебор , чего стоят одни периодические трансляции по ТВ этих главных религионгеров во всевозможных нарядах, африканцы от зависти к яркой одежде уже за визой выстроились...

  • Анонимно
    5.11.2015 21:38

    С храмом Казанской иконы Божьей матери понятно,с мечетью Кул-Шариф тоже,а вот какой-нибудь крутой синагоги у вас в Казани не было,а то до кучи и её "воссоздадите",а если серьезно- сколько лицемерия во всех этих новоделах

    • Анонимно
      5.11.2015 22:21

      "Крутая" синагога в Казани есть.Так что не расстраивайтесь и не переживайте.Казанская синагога располагается в своем историческом здании на улице Профсоюзной.Недавно вся Казань отпраздновала 100-летие Казанской синагоги.Еще раз с праздником братьев-иудеев!

  • Анонимно
    5.11.2015 21:53

    Храм очень нужен,это хорошая новость. Спасибо нашему президенту,что не кого не забывает.Благое дело,доброе,светлое.

    • Анонимно
      5.11.2015 22:22

      Присоединяюсь к словам благодарности.Спасибо Президенту РТ за мудрость и выдержку.

  • Анонимно
    5.11.2015 22:16

    мудрое и правильное решение о строительстве православного Храма! Действительно будет очень красиво. Предлагаю не переживать тем, кто судя по вышенаписанным комментариям не совсем рад этой новости, на кул-шариф нашли финансы, на храм я уверен тоже деньги найдутся, да и многие жители казани будут рады внести свой вклад в строительство святыни!!!
    Быть добру!

    • Анонимно
      5.11.2015 22:39

      Горячо поддерживаю!

    • Анонимно
      5.11.2015 23:02

      Поддерживаю. Более того, готов внести посильный вклад. Еще с большим удовольствием внес бы лепту в стрительство церкви недалеко от дома, а то у нас рядом только мечети, а до церкви ближайшей далековато

      • Анонимно
        6.11.2015 09:56

        А если дома будете молиться, до Бога ваша молитва не дойдёт или до церкви лень уже добираться, если она не рядом с домом? Лень - грех!

  • Анонимно
    5.11.2015 22:23

    Старыми мерами дух не обновить. Строить надо храмы в душах людей, а время определит меру необходимости храмов каменных. А сегодня блеском отделки любой новый храм обернётся лишь пунктом туристического маршрута.

    • Анонимно
      5.11.2015 22:56

      Очень витиевато выражаетесь.Если можно, попроще, пожалуйста.Вы гений - мы согласны, и для Ваших со-товарищей, наверное, все ясно.Но для простого народа, пожалуйста. попроще.Надо строить синагоги, храмы и мечете или не не надо?

  • Анонимно
    5.11.2015 22:59

    Богородицкий монастырь стоит на святом, намоленном месте. И место это многострадальное.Здесь сгорел двор стрелецкого сотника Онучина (1579), во время пугачевского восстания был сожжен старый собор (1774), а потом новый был взорван (1931)... Теперь необходимо сносить пятиэтажки - а это тоже может быть для кого-то нелегким испытанием, если подойти к делу формально... Иван Егорович Старов - автор проекта собора, который в 1791 году был утвержден Екатериной II... Но восстановить сам собор по проекту Старова - это еще не все. В 1910-1913 гг. в подземелье этого собора (под собором) на месте обретения иконы была построена Рождественско-Богородицкая церковь и непосредственно на том месте, где лежала икона - часовня. При закладке церкви и часовни (а потом и при их освящении)присутствовала Великая княгиня Елизавета Федоровна - на ее средства строился храм и часовня. Елизавета Федоровна была канонизирована РПЦ в 1991 году. Отсюда у меня вопрос в каком объеме будет возрожден собор - только по проекту Старова или + церковь и часовня в подземелье собора? Считаю, что упомянутая церковь и особенно часовня - сердце собора. Можно иметь много списков иконы, но место обретения иконы оно одно на все времена. Оно должно быть обзначено так как об этом позаботилась более ста лет назад Елизавета Федоровна. Т.е. необходимо восстановить и Рожденственско-Богородицкую церковь с часовней в подземелье собора, а не только сам собор. Спасибо митрополиту Феофану за плодотворные усилия и президенту Рустаму Нургалеевичу Минниханову за мудрое решение. (Борис Гришанин)

    • Анонимно
      6.11.2015 08:28

      С чего Вы взяли, что "в 1774г. был сжжен старый собор"? Он конечно пострадал от пожара, но никто его специально не сжигал. И более того, Пугачев, в отличие от грабителей 1904года, не тронул Икону и даже, думаю, мыслей таких у него не возникало...

  • Анонимно
    5.11.2015 23:36

    Здорово, что идет возрождение культуры в нашей стране. Минниханов молодец, построит церковь на весь мир!!!

  • Анонимно
    5.11.2015 23:44

    А сколько больниц можно было бы построить в селах?

    • Анонимно
      6.11.2015 00:58

      Организаторы здравоохранения должны поучиться у Феофана и тогда будут и больницы. Думаю, что возрожденный собор, помимо всего прочего, благоприятно скажется на дальнейшее развитие туризма. При правильном подходе это привлечет в казну много дополнительных средств, которые частично пойдут и на медицину. И потом баланс межконфессиональный - это очень значимое дело. Не будет его - все можем потерять.

    • Анонимно
      6.11.2015 09:58

      А сколько онкобольных детишек можно было бы спасти!

  • Анонимно
    5.11.2015 23:51

    Надо бы тогда и шесть мечетей восстановить, которые на ряду с Кул Шарифом находились на территории Казанского Кремля и были сожжены Иваном Грозным в 1551 году. Понятно, что они на территории Кремля уже не поместятся, но можно каждому району города подарить по мечети. Самую первую надо построить возле Казан Арена, чтобы при трансляции матча на весь мир, мы видели огромную мечеть. Вторую в Советском районе возле Ипподрома, чтобы при проведении скачек наш любимый город был узнаваемый со всех ракурсов, это подчеркнет национальный колорит. Сегодня с удовольствием посмотрел игру Рубина с Ливерпулем, небесная канцелярия помогла гостям, есть повод задуматься.

    • Анонимно
      6.11.2015 00:22

      Да действительно на территории Кремля Казанского Ханства было 7 мечетей. Шаймиев одну построил- это бренд Казани Кул Шариф. Предлагаю ввести хорошую традицию: каждый последующий руководитель республики должен будет построить по одной мечети на территории Казани, разрушенной Иваном Грозным. Передаем эстафету благих дел Минниханову.

      • Анонимно
        6.11.2015 10:14

        "...это бренд Казани Кул Шариф". Так вы хотите в Казани ещё один бренд возвести или думаете о верующих?

    • Анонимно
      6.11.2015 00:45

      Дорогой аноним, я так понял, что вам мечеть нужна для того, что бы при ТВ трансляциях её видел весь мир. Амбиции ваши понятны, только к вере и нуждам верующих это не имеет никакого отношения.Это блуд. Новые мечети должны строиться для верующих, а не для показухи. Если от вас будет исходить другой внутренний посыл, не тот который сейчас, то, думаю, Аллах вас услышит и пошлет мечеть.

    • Анонимно
      6.11.2015 01:46

      Если не нужно 6 мечетей в кремле, то зачем нужно 3 церкви вокруг кремля? Это одного порядка вещи.

    • Анонимно
      6.11.2015 08:17

      Житте инде, мэчеттен кубе юк...

    • Анонимно
      6.11.2015 10:06

      Зачем строить? Пусть восстанавливают оставшиеся, а отстраивать новоделы вовсе ни к чему. Тем боле на бюджетные деньги - у нас церковь отделена от государства, налоги они не платят. Хотят строить культовые здания для верующих, пусть собирают средства всем миром и строят.

  • Анонимно
    6.11.2015 00:49

    Прочитал комментарии и решил тоже написать , Казань мой город ,4 ноября-день Иконы Казанской Божьей Матери и храм должен быть восстановлен ! На радость Казанцам и всей России!

  • Анонимно
    6.11.2015 02:02

    А на какие деньги ,интересно, строилась Белая мечеть в Булгаре?

  • Анонимно
    6.11.2015 02:30

    благое дело строительство храма...будет где вдовам оплакивать погибших на войне и инвалидам просить милостыню.

  • Анонимно
    6.11.2015 05:47

    Господи,какую чушь пишут....Мне кажется,что это будет больше музей,чем культовое сооружение....

  • Анонимно
    6.11.2015 07:35

    но можно каждому району города подарить по мечети" ---ах ты умник какой, а жителей районов не хочешь спросить, им нужны церкви мечети или парки с детскими площадками?

  • Анонимно
    6.11.2015 08:05

    Храм должен быть в душе...Этого надо добиваться. Постройте лучше завод, а не плодите жрецов.

  • Анонимно
    6.11.2015 08:05

    И еще: не надо забывать, что само слово Казань, стало широко известно за пределами города, по всей стране, а затем и в мире именно благодаря этому месту, где собираются воссоздавать собор... И дело конечно не в самом соборе, а в том, что на этом месте произошло Явление Пресвятой Богородицы и была обретена чудотворная Казанская икона Божьей Матери.. Этой иконе было суждено сыграть в судьбе России просто невероятную роль.. Эта икона стала самой узнаваемой среди богородичных икон в государстве, и она была в каждом православном доме, в каждой церкви.. До революции почти все кто приезжал в Казань, были паломниками в Казанский монастырь , в этот собор.. А священник, который первым нес обретенную икону стал легендарным Патриархом Руси, приняв мученическую смерть в застенках во времена смуты.. Что мы и отмечаем сейчас как праздник народного единства 4 ноября..

  • Анонимно
    6.11.2015 09:00

    23.51. Ваш намек понятен.Но в проигрыше Рубина виноваты не небеса, а вполне земное неумение играть.Спасибо "камикадзе" Рыжикову, а то с такой "безногой и безголовой" защитой и 5 -0 могло быть.Нападающих наших не комментирую, модератор не пропустит и будет прав. Грешен- предсказывал 2 -1 в нашу пользу, но случилось то , что произошло. С такими игроками никакой импортный тренер не поможет, включая многогрешного бердыеча.

  • Анонимно
    6.11.2015 09:02

    С чего вы взяли, что возрождение культуры имеет какую либо связь с количеством зданий для отправления религиозного культа, видимо все проблемы решены, благосостояние людей выросло, больницами детсадами школами театрами и т,д обеспечены на 110%, деньги бюджет жгут

  • Анонимно
    6.11.2015 09:03

    Очень много критики сверху и сравнения что вместо церкви надо построить больницы школы, или совсем соревновательство что в пику храму надо построить мечеть. А ведь мы считаем себя порядочными людьми и не занимаемся "кидаловом"??? Так вот воссоздание этого храма было обещано мэром Казани К. Ш. Исхаковым самому (!!!) Папе Римскому Иоанну Павлу второму. Так что Господа!!! Давайте себя не обличать никчёмными лжецами, Б-г всё видит и по деяниям воздаст.

    • Анонимно
      6.11.2015 10:14

      Вот кто обещал тот пусть и строит, причём за свой счёт. Думаю у него денег хватит. Обещание надо выполнять.

  • Анонимно
    6.11.2015 09:20

    Для модератора. Чего вы боитесь пропускать критические оценки безбожников, наследников Ярославского и предложение вернуть РПЦ здание духовной академии? Больницу надо новую построить на месте казанского санатория да и его здание использовать. Футбол -хоккей должен быт на загородной базе как во всех цивилизованных городах включая Москву.Можно в Дербышках их разместить.

  • Анонимно
    6.11.2015 09:56

    А я знаю кто будет строить этот храм. Это Я!!!) Равиль.

    • Анонимно
      6.11.2015 10:25

      Шутка классная!!!))) и действительно ПСО во главе с Равилем может построить эту церковь, чтобы заслужить милость конечно не Всевышнего, а кремлевских товарищей с Москвы. Зиганшин имея такую мощь от Аллаха не построил ни одной мечети и видимо не собирается на тот свет к Всевышнему. А пора бы задуматься уже почти 60, еще 20 зим и к вам могут постучаться. И представляю картину как миллиардер Зиганшину показывают что он сделал на земле, его горнолыжные комплексы, набережные и рестораны, а мечети построенной нет.

  • Анонимно
    6.11.2015 10:20

    Думают, если церковь и мечеть будут на каждом перекрёстке, так и верующих будет больше?

  • Анонимно
    6.11.2015 10:29

    Хочу выразить свое негодование по поводу написанного в данной статье следующих строк:- во первых презентация Болгарской исламской академии проходила не в подвальном помещении комплекса "Белая мечеть",а в музее "Памятный знак в честь принятия ислама болгарами в 922 году"где хранится самый большой в мире печатный коран и представлена большая экспозиция коранов на разных языках мира.- во вторых обучение проходит не в пристройке "Белой мечети" ,а в полноценном здании медресе.Где в наличии имеются 4 полноценных класса для обучения,спортзал и многое другое.Все здания находящиеся рядом с мечетью это один единый комплекс (мечеть,здание резиденции и медресе).Мои пожелания журналистам прежде чем написать статью нужно удостовериться что как называется и где проходило мероприятие.

    • Анонимно
      6.11.2015 11:17

      1. В статье и не сказано, что презентация проходила в подвальном помещении. В подвальном помещении проходила выставка.2. Медресе и есть пристройка к Белой мечети.

  • Анонимно
    6.11.2015 10:59

    В районах Татарстана в больницах нет денег купить одноразовые шприцы и вату, а они храмы и мечети строят в n-ном количестве. побойтесь бога, помогите ближним- людям, которым необходима помощь.

    • Анонимно
      6.11.2015 11:15

      Вместо строительства храма занялся бы президент восстановлением Рубина. А то вчера такой позор у себя дома произошел.

    • Анонимно
      6.11.2015 12:04

      Денег нет не от того, что они не выделяются, а от того, что выделенные деньги разворовываются на всех уровнях. Будет больше выделяться - будет больше и разворовываться. Можно кричать на всех углах дайте больше денег, но без наведения порядка, это только наруку жуликам. В таких условиях помощь тяжелобольным должна быть адресной. Первый канал ТВ ведет сбор средств, фонд Чулпан Хамматовой - кто мешает жертвовать туда деньги тем кто выступает против восстановления собора? Стыдно читать о том, что лучше бы направили деньги туда-то или туда-то. Послушать вас так мы бы и без театров были и без музеев и без метро и без армии и без книг и без шампанского в Новый год. Собор Казанской иконы Божией Матери - всероссийское достояние. Всем миром его и восстановим. Он будет способствовать укреплению России, а это так важно в условиях, когда внешние силы пытаются нас ослабить, опираясь при этом на российских радикалов, либералов-западников, продавшихся за гранты "ученых"и используя дурачков, которые ради благих целей как им кажется, ведут атаки на наши традиционные конфессии, усилия по восстановлению святынь и на межконфессиональный баланс.

      • Анонимно
        6.11.2015 16:52

        Восстанавливайте. Всем миром, но без бюджетных денег - мне пастафарианцу претит, если на народные деньги другие религии будут отстраиваться

  • Анонимно
    6.11.2015 11:37

    Честно говоря, думала, что "дело жизни" - это нечто большее, чем построить храм вдвое больше мечети...

  • Анонимно
    6.11.2015 12:19

    За называться спортивной столицей боролись, за самую привлекательную для туризма и т.д. Теперь борьба пойдёт за самое привлекательное место для паломничества. А "жемчужина Татарстана" - это, на мой взгляд, народ, живущий на его территории.

  • Анонимно
    6.11.2015 14:45

    Место это не простое-с историей,намоленное.Это очень правильное решение,любой православный России захочет посетить и помолиться в этом храме.

  • Анонимно
    6.11.2015 18:32

    Первое. Деньги девать некуда священнослужителям? Значит все ляжет бременем на простой народ. С возможными откатами кому надо. Второе. Где они найдут столько монахинь, что бы воссоздать монастырь? Сколько монахинь в Зилантовом монастыре? Кто будет ходить на службу? Нет населения вокруг монастыря, Федосеевскую улицу и ул.К.Маркса с Б.Красной расселили, а нового жилья не построили. Создавать новую церковь ради двух-трех праздников, которые наполнят (?) церковь, а в остальное время она будет полупустой? Или там создадут ещё и музей, а вход в него будет платный? Создадут ресторанчик для "новых русских", будет гостиница с суперномерами? А будет ли там парковка для автомобилей? Вот вопросы, которые остаются без ответа при решении вопроса о воссоздании церкви.

    • Анонимно
      6.11.2015 19:20

      Кто будет содержать?Вот в чем вопрос!На спортсооружениях уже деньги требуют.Сюда тоже по билетам?

  • Анонимно
    6.11.2015 20:22

    Прихожане будут,вся Россия сюда будет стремиться попасть.Место то какое.

  • Анонимно
    6.11.2015 20:33

    Спасибо Правительству за подарок горожанам, за восстановление исторического облика Казани. Постарайтесь не только восстановить форму собора и колокольни, но и максимально использовать исторические строительные материалы (если даже это дорого и "не нужно" по-мнению отдельных специалистов). На подобных объектах не нужны нам барельефы из пластика и пустотелые обычные кирпичи, тем более силикатные. И расширьте наконец то мечеть Кул Шариф в 2 или лучше в 3 раза и тем самым вы ослабите необоснованную критику, а заодно избавитесь от готических витражей и нетипичной для мечети пропорции площади и высоты.

  • Анонимно
    6.11.2015 21:23

    Виват,Президент! Мудрое и глубокое по сути решение!

  • Анонимно
    6.11.2015 23:34

    Спасибо Президенту за мудрое решения!

  • Анонимно
    7.11.2015 02:24

    Я живу в этой ближайшей пятиэтажке.когда меня будут отселять, я буду совсем нищей.Потому что мою старую мебель при отселении надо разобрать.И ее уже не соберешь заново ввиду ветхости.и не надо говорить мне, пусть дети помогают.Некому уже помочь.Здоровье потеряли, когда росли возле табачной фабрики.Старожилы помнят, когда на табачке открывали окна ( делали это каждый день, типа проветривали что ли), невозможно было дышать.Ради туристов, ради показухи мы должны переезжать куда-то??

  • Анонимно
    7.11.2015 14:31

    Ещё одна жкмчужина в сердце нашей Казани паявится-я за восстановление исторической справедливости в виде восстановления утраченного храма.Нужно БО выступить с инициативой об открытии специального счёта для пожертвований на строительство.На благое дело многие,и не только из Казани,со всей России,и из за рубежа согласятся помочь.И Президент действительно у нас очень мудрый и толковый.

  • Анонимно
    8.11.2015 23:19

    Как будто не в 21 веке живем. Населению нужны больницы, нормальное образование и другие социальные учреждения. Если кому то нужны религиозные сооружения, то строите на свои деньги, а не на деньги налогоплательщиков. У нас светское государство!

    • Анонимно
      9.11.2015 13:57

      Государство взорвало этот храм, государство и восстановит. А если вам нужны новые больницы, то пожертвуйте на счет Минздрава РТ

  • Анонимно
    10.11.2015 12:19

    https://yadi.sk/i/C6kmCysAkLzTNа он реально большим был!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль