Строительство и недвижимость 
13.11.2015

Андрей Симаков: «К концу года начнется сезон повышения цен на жилье»

Глава ИАРТ об истинной себестоимости жилья, причинах обвала рынка недвижимости и новой программе ипотеки под 9,9%

«Раньше нельзя было построить дом дешевле, чем квартиру. Сегодня мы можем построить дом с чистовой отделкой по стоимости 22 - 23 тысячи за «квадрат», — говорит гендиректор ОАО «Ипотечное агентство РТ» и АИЖК РТ Андрей Симаков, который долгие годы развивает в республике и ипотеку, и малоэтажное строительство. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о своих девелоперских проектах и о том, почему не поехал в Москву вслед за другом по армии Маратом Хуснуллиным.

Андрей Симаков: «Я думаю, из меня получился бы хороший бизнес-тренер в области личностного роста и бизнеса»
Андрей Симаков: «Я думаю, из меня получился бы хороший бизнес-тренер в области личностного роста и бизнеса»

ТЫСЯЧА ЗАКЛАДНЫХ ЕЖЕГОДНО СТАНОВЯТСЯ ДЕФОЛТНЫМИ

Андрей Анатольевич, вы возглавляете сразу две структуры: АИЖК РТ и Ипотечное агентство Республики Татарстан. В чем отличие их функций?

— АИЖК РТ — региональный оператор федерального АИЖК — агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК РФ). Это компания, отвечающая за развитие ипотеки и всех федеральных программ. К примеру, мы запускаем программу «Жилье для российской семьи». Мы являемся ответственными за подбор подрядчиков, проведение конкурсов, ведение списков граждан, информирование и консультацию граждан. А ИАРТ сейчас занимается исключительно девелоперскими проектами.

— Что-то в последнее время о направлении, связанном с АИЖК, почти ничего не слышно. Такое чувство, что центр тяжести в вашей деятельности перенесен в девелопмент. Это не так?

— Агентство по-прежнему работает, а информационно заявляет о себе только тогда, когда начинает реализовывать что-то новое. Основную долю рынка ипотеки держат ВТБ и Сбербанк. Наша доля — всего 4 процента. Но при этом у нас нет конкурентов, потому что мы всегда используемся как институт развития. В 2003 году, когда ипотека запускалась, мы занимали 100 процентов рынка. А когда по ипотеке начали работать банки, наша доля рынка упала до 10 процентов. В прошлый кризис наша доля опять возросла процентов до 50. Когда банки перестают выдавать ипотечные кредиты, люди приходят к нам. А когда банки вновь начинают выдавать кредиты, начинает работать рынок. Поэтому сегодня у нас опять доля рынка небольшая.

— Тогда какова ваша основная роль на рынке сейчас?

— Мы являемся стартером — запускаем новые программы. Сегодня, например, новая программа — «Социальная ипотека» под 9,9 процента годовых. Наша задача — популяризировать эту программу. Как только она появилась, мы пошли на градообразующие и крупные промышленные предприятия и сделали там презентации.

— Чем отличается социальная ипотека АИЖК и ГЖФ?

— Государственный жилищный фонд имеет свои ресурсы, за счет которых строит жилье. У него нет никаких обременений и процентов, поэтому за сколько он построил, за столько и продает людям. А социальная ипотека АИЖК — это ипотечный продукт с более низкой ставкой по рынку, с возможностью приобрести квартиру в любом из аккредитованных проектов или жилых комплексов.

Она введена только для пяти категорий граждан: участников программы «Жилье для российской семьи», работников оборонно-промышленных предприятий, военнослужащих, семей с инвалидами и семей, имеющих двух и более детей.

— А для всех остальных — 12 процентов?

— Ипотека с господдержкой для первичного рынка — 12 процентов, с учетом конкуренции банков на рынке ставки снижаются до 11,5 процента. Для вторичного рынка коммерческая ставка составляет порядка 12,7 процента.

— Сколько компенсирует государство?

— Размер компенсации высчитывается по определенной формуле, а в среднем это порядка 3 процентов.

— Что еще делает АИЖК РТ? 4 процента рынка — все-таки негусто...

— Помимо этого, АИЖК РТ сопровождает все кредиты, выданные с 2003 года, в качестве агента по сопровождению. Сейчас у нас порядка 3,5 тысяч закладных. Если у людей возникают проблемы, просрочки по оплате, то они приходят к нам. За эту работу федеральное АИЖК РФ нам платит агентское вознаграждение.

Кроме этого, мы выполняем функцию взыскания. За последние пять лет за неуплату ипотечного кредита в Татарстане выселено из квартир 58 семей, и мы проходим всю процедуру: сначала суд и работа с судебными приставами, потом реализация квартиры на рынке.

4-(1).jpg
«Ипотека с господдержкой для первичного рынка — 12 процентов, с учетом конкуренции банков на рынке ставки снижаются до 11,5 процента»

— Сколько у вас дефолтных закладных и как может повлиять на эту ситуацию новый закон о банкротстве физлиц? (Борис)

— Дефолтной считается та закладная, по которой человек не платил более трех месяцев. Всего сегодня у нас 125 таких закладных. Но эти заемщики еще могут начать гасить свои долги. Мы можем подписать с ними дополнительное соглашение. Если люди попали в трудную жизненную ситуацию, например потеряли работу в кризис, мы можем реструктуризировать долг, выдав кредит на год на погашение долга по ипотеке.

— Человек берет еще один кредит?!

— Да, но зато нет рисков потери квартиры. Он весь год платит, и у него нет дефолтной ситуации. Этого времени обычно достаточно, чтобы человек нашел новую работу.

— Был ли всплеск количества дефолтных закладных из-за кризиса?

— Нет, особого всплеска не было. На начало года у нас была 91 закладная, а сегодня 125. Но это сезонный момент.

— Сколько дефолтных закладных всего по республике?

— Можно приблизительно посчитать. Если в год выдается порядка 20 тысяч кредитов, то 5 процентов из них становятся дефолтными, то есть примерно 1 тысяча.

— Если кризис затянется, количество неплатежей будет нарастать?

— Думаю, что нет. Кризисы ведь уже были. У нас много лет процент невозврата колеблется в интервале от 2,5 до 4 процентов. Если АИЖК РФ чувствует, что идет нарастание неплатежей, то сразу вводит какую-нибудь программу поддержки. Думаю, некая критическая планка находится на уровне 3,5 - 4 процентов.

— А закон о банкротстве физлиц вас может коснуться?

— Практически нет, потому что по ипотеке квартира уже находится в залоге, и при банкротстве физлица право на нее в первую очередь будет иметь залогодержатель квартиры.

«ТАЛГАТ МИДХАТОВИЧ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ, НО...»

— Сколько сейчас сделок совершается по ипотеке?

— Сегодня — примерно 40 процентов, а раньше максимально доходило до 60 - 70 процентов. Люди сегодня боятся брать ипотеку. Ипотеку берет та категория граждан, которая уверена в будущем. А после скачков валюты люди растерялись. Объем ипотечных кредитов в республике упал в 1,5 раза: если за 8 месяцев 2014 года было совершено порядка 8,5 тысячи сделок, то за такой же период текущего года — чуть более 5,2 тысячи.

— Что сейчас покупают активнее — новое жилье или вторичное? (Мусин Дамир)

— В прошлом году количество сделок на вторичном рынке было в четыре раза больше, чем на первичном, а сегодня только в три раза больше. А в целом по республике по итогам 8 месяцев текущего года рынок вторичного жилья упал на 40 процентов, а новостроек — только на 30 процентов.

«Дом с благоустройством будет стоить 32 тысячи рублей за квадратный метр. Плюс стоимость участка земли»

Что, на ваш взгляд, увеличит спрос на жилье, сделает его доступнее для населения? Может быть, снижение ипотечных ставок? (d.kamalieva)

— На увеличение спроса больше всего повлияет снижение стоимости жилья.

— А есть механизм, как это сделать? Сколько сегодня стоит жилье в Казани?

— Дом с благоустройством будет стоить 32 тысячи рублей за квадратный метр. Плюс стоимость участка земли: в центре города — 10 тысяч на «квадрат» жилья, не в центре — 5 - 10 тысяч, на окраине — 3 - 5 тысяч на квадратный метр. Плюс стоимость проектных работ — 1,5 - 2 тысячи рублей на «квадрат». Плюс подключение к сетям — примерно 3,5 тысячи рублей на квадратный метр. Затем мы добавляем процент за обслуживание кредита. Если проект идет полтора года, то на квадратный метр ляжет минимум 5 тысяч рублей.

— Что-то еще?

— Плюс еще то, что никто не считает: расходы на строительство парковки. У нас есть норматив по парковочным местам. А сегодня практически все они загоняются под землю. Сама парковка стоит от 1 миллиона до 1,1 миллиона рублей, поскольку ужесточились противопожарные требования. А рыночная стоимость — 600 - 700 тысяч, потому что больше не дают. И разница ложится на стоимость жилья — это еще 5 тысяч рублей на «квадрат».

— Что получается в итоге?

— Себестоимость квадратного метра квартиры обычной застройки получается примерно 52 тысячи рублей, а продается по 60 тысяч. Так что снижение себестоимости 1 квадратного метра зависит от удешевления каждой из составляющих.

Господин Абдуллин в интервью «БИЗНЕС Online» сказал, что цены на рынке коммерческого жилья неоправданно вздуты, что застройщики и подрядчики списывают на стоимость квадратного метра все свои «косяки» и «хотелки». Вы тоже так считаете? Какая, по-вашему, реально оптимальная цена? (Гатауллин)

— Талгат Мидхатович (депутат Госсовета РТ, исполнительный директор Госжилфонда при президенте РТ прим ред.) правильно говорит: хороший дом с чистовой отделкой по 35 тысяч рублей за квадратный метр можно построить, если не брать стоимость земли, технологического подсоединения и прочего. ГЖФ земля и подсоединение предоставляются бесплатно. Да, цена такая, но надо учитывать, что на рынке приходится платить за все это.

— Будут ли падать цены на жилье? Может, стоит подождать с покупкой? (Анна Мясникова)

— За последние пять лет стоимость жилья только растет. И пять лет назад все ждали понижения цены, но статистика упорно указывает на обратное. И более ранняя статистика свидетельствует, что с ростом курса валюты стоимость недвижимости всегда росла. Но сезонные падения цен бывают в феврале и августе-сентябре. В этот период люди начинают экономить. Спрос падает. Поэтому застройщики, которым надо обслуживать свои кредитные портфели, вынуждены снижать цены на жилье. И сегодня можно найти «горячее» предложение и купить подешевле. Это касается и вторичного рынка, где можно купить за 60 - 70 процентов от первоначальной цены. На рынке недвижимости всегда бывают «горячие» предложения, если срочно нужны деньги и требуется быстро продать квартиру. Тот, кто ищет квартиру, всегда может ее найти.

— А на первичном рынке сколько могут «сбросить»?

— Думаю, максимум на 8 - 10 процентов. В сентябре был период, когда было очень много акций и спецпредложений. Эту ситуацию надо использовать. А к концу года начнется сезон повышения цен.

— Повышение цен в ситуации снижения продаж?!

— Думаю, повышение будет. По ипотеке (беспрецедентный случай!) дали 9,9 процента годовых, и мы ждем роста спроса. А падение количества продаж еще связано с тем, что на рынке нет ликвидных квартир. Как правило, люди, которые берут ипотеку под такие проценты, хотят купить небольшую типовую квартиру, а таких квартир сегодня нет. В последние годы застройщики новые проекты не начинали, в построенных домах недорогие квартиры уже распроданы.

ПЕРВОЕ МЕСТО НА ВСЕРОССИЙСКОМ КОНКУРСЕ ДЛЯ ДОЛГОСТРОЯ

— Почему проекты, куда приходит ИАРТ, либо встают долгостроем, либо полностью умирают? Это случайность или закономерность? Имеются в виду экопарк «Дубрава», Загородный клуб, Гоголя, 10, Некрасова, 28, Айвазовского, 16, Халтурина-Шульгина и др. (Man_16rus)

— Давайте по порядку. Первое — Загородный клуб. Он реализован на 90 процентов, там продано порядка 320 домов и участков. А реализуется он так долго потому, что это был вообще самый первый в республике проект комплексной застройки. Он пережил два кризиса. На сегодня он признан экспертами как лучший проект, он становится лучше с каждым годом.

Второе — экопарк «Дубрава». Мы его взяли в управление у ООО «Тандем» примерно полтора года назад, потом купили там долю, чтобы взять ответственность на себя. Мы его перепроектировали, на 60 - 70 процентов поменяли концепцию, на что, естественно, ушло время. В прошлом году этот проект занял первое место на всероссийском конкурсе. В этом году мы сдаем здесь 5 домов на 50 тысяч квадратных метров жилья.

В экопарке «Дубрава» средняя цена — 63 тысячи рублей за квадратный метр, учитывая наличие в продаже квартир в чистовой отделке

— Дом со строительным номером 16А-12 в ЖК «Экопарк «Дубрава» должен был быть сдан в четвертом квартале 2014 года, но до сих пор не сдан. Работы на объекте практически не идут! За это время построили три новых дома, степень их готовности выше! Когда нас перестанут кормить завтраками и сдадут дом? Скажите точные сроки сдачи дома 16А-12? (Андрей, Римма)

— В этом году дом будет сдан. Кстати, когда мы пришли в проект, половина этого дома уже была продана. Здесь проблема заключалась в том, что после прохождения экспертизы проекта изменились правила пожарной безопасности. Появились дополнительные противопожарные системы в проекте строительства. Сроки повторного проектирования — два месяца. При этом банк профинансировал полный объем кредитного лимита на строительство данного дома по ранее принятому проекту и свободными средствами для внесения изменений кредитный портфель не располагал. Для того чтобы нас профинансировать, банк должен был защитить эту сумму перед Нацбанком. Работа с банками — еще два месяца. После начала финансирования заказали оборудование, а оно все импортное, срок поставки — полтора месяца после предоплаты. Вот и получилась задержка в полгода. А дольщики уже оплатили свою долю. В результате все дополнительные затраты на формирование товара с более высоким уровнем безопасности мы берем на себя.

— Что из себя представляет экопарк «Дубрава»?

— Всего в нем 24 дома — больших и маленьких. Из них на сегодня сдано 12. В процессе сдачи еще 5, и останется сдать 7 домов. Архитектурно это уникальный проект — дома построены из крашеного кирпича. Фиолетовые, синие, голубые — очень красиво смотрятся. А главное — комплекс стоит у края леса площадью в 300 гектаров, в котором проложены все дорожки для пешеходной и велосипедной прогулки. В шаговой доступности — спортивные объекты Универсиады.

— Какая там цена?

— Средняя цена — 63 тысячи рублей за квадратный метр, учитывая наличие в продаже квартир в чистовой отделке. В 5 домах, которые мы сдаем, более 50 процентов квартир продано.

— А какая социальная инфраструктура?

— Детский садик мы ввели в строй, скоро состоится его открытие вместе с компанией «Бала Сити», которой мы отдали садик в управление. Там будут изучать языки, в том числе китайский. Это самый большой садик в республике по площади, он рассчитан на 384 ребенка и занимает 5,5 тысячи квадратных метров. Планируется и строительство школы — земельный участок под нее зарезервирован.

— Я, жительница ЖК «Дубрава», хотела поинтересоваться, когда начнется строительство торгового центра? (Динара)

— На данный момент ведется проектирование, строительство же запланировано на 2016 год со сроком сдачи в конце 2017-го. Площадь этого торгового центра — порядка 3 тысяч квадратных метров. На данный момент идет реализация площадей на стадии проектирования и рассматриваются предложения от крупных ретейлеров.

«СПЕЦИАЛЬНО ДЕЛАЕМ ПРОЕКТЫ РАЗНЫХ ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТОВ»

— Идем дальше по списку читателя: Гоголя, 10, Некрасова, 28, Айвазовского, 16...

— Все эти дома никак нельзя назвать нашим долгостроем. Дом на Гоголя нам согласовали как проект, но мы не хотели его строить, потому что считали, что согласованный фасад — это просто некрасиво. И мы продали проект с рынка. Дом сдан год назад, там уже люди живут. Проекты домов на Некрасова и Айвазовского еще в кризис 2008 года были нами отданы банку в счет покрытия кредита.

— А на Халтурина-Шульгина?

— Там идет проектирование дома, пока еще даже нет разрешения на строительство. Дом сложный, поскольку находится в центре уже существующей застройки Кировского района. Мы целый год делали исследования силами кафедры строительного института. Они анализировали, как делать фундамент, чтобы не разрушить здания, которые стоят вокруг. На каждом здании поставлены «маячки», чтобы наблюдать, что с ними будет происходить во время стройки. Чтобы защитить жителей соседних домов от разрушения их домов, нами были дополнительно потрачены деньги на исследование и специальный проект фундамента. Поэтому проектирование немного затянулось.

— Читатель, задавший этот вопрос, осведомлен обо всех ваших проектах...

— Я предлагаю приз за лучший вопрос присудить ему, потому что он уже лет 10 беспокоится, как у нас идут дела.

— К сожалению, автор вопроса не указал свой обратный электронный адрес, поэтому с ним нельзя связаться. Если он читает этот материал, пусть откликнется... Какие еще проекты у вас в работе?

— В Зеленодольском районе мы управляем еще двумя проектами: «Золотые ключи» и «Благодатное». И специально делаем проекты разных ценовых сегментов. Если, например, в «Загородном клубе» есть все — от асфальта до централизованной канализации, то в «Золотых ключах» тоже есть все, кроме общей канализации. Каждый сам устанавливает необходимое ему оборудование, начиная от септиков, заканчивая биологическими очистными сооружениями для персонального использования. Вода, газ, электричество проложены везде, асфальтированные дороги — процентов на 50.

«Если, например, в «Загородном клубе» есть все — от асфальта до централизованной канализации, то в «Золотых ключах» тоже есть все, кроме общей канализации»

— Сколько домов продано в «Золотых ключах»?

— Мы в основном готовили земельные участки, дома не строили. Всего этот проект на 120 домов, из них 40 - 50 домов люди уже построили. Не продано на сегодняшний день 36 участков. Это уникальное место — рядом нет трассы, поселок находится за лесом. Расположен он между Ореховкой и Новой Турой, от границы Казани — всего 2 километра.

— Сколько стоят там участки?

— От 1,5 миллиона рублей за участок. А участки там разные — от 7 до 17 соток.

— Где находится «Благодатное»?

— Недалеко от развилки дороги на Раифу. В поселке есть электричество, дороги в щебне, есть возможность подключения к газу. Продано порядка 130 участков, и они практически все уже застроены. Видимо, когда люди покупают дешевые земельные участки, у них остаются деньги, дома они строят удивительно быстро. Стоимость одного участка в «Благодатном» — от 475 тысяч рублей.

— Расскажите, пожалуйста, о развитии коттеджного поселка «Пятидворье». Какая работа ведется по второй очереди? Когда начнется продажа земельных участков? (Альфия)

— Этот проект мы реализуем в Верхнеуслонском районе, закончили первую очередь — 67 домов, начали вторую. Продажа участков уже идет, и как только люди начнут строиться, все коммуникации мы сразу подключим, потому что все сети рядом. Цена участков разная. В среднем от 180 тысяч рублей за сотку. Но здесь мы положили асфальт, установили одинаковые заборы. Есть централизованная инфраструктура, охрана.

— Какие еще коттеджные проекты у вас реализуются?

— Один из успешных проектов — «Мешинские усадьбы», где, несмотря на кризис, за это лето продано порядка 50 участков. Цена — примерно 50 тысяч рублей за сотку. Находится в Пестречинском районе, прямо на берегу реки Меша, в 20 километрах от Казани по челнинской трассе М-7. Там у нас тоже две очереди: первая была 153 участка, 99 из них — класса оптима, из которых мы продали 63 участка.

«С ХУСНУЛЛИНЫМ Я ПОЗНАКОМИЛСЯ ВО ВРЕМЯ СЛУЖБЫ В АРМИИ»

— Какой вы наблюдаете тренд? Казанцы предпочитают квартиры или загородные дома?

— По республике ввод жилья — 2,2 миллиона квадратных метров, из них половина — малоэтажное. В Казани его все больше. Я планирую развивать это направление. Думаю, что малоэтажное строительство у нас сегодня переживает этап становления. Оно как ребенок, и от него пока ждать нечего. Результат будет не раньше, чем сформируется рынок. Если делать условный отсчет от 2005 года — то сегодня «ребенку» всего 10 лет. Когда ему исполнится 14, у него появятся амбиции, а в 18 он станет самостоятельным. Еще лет пять, а потом рынок будет более цивилизованным.

— Откуда такая уверенность?

— Мы и на себе чувствуем, что рынок развивается. Раньше нельзя было построить дом дешевле, чем квартиру. Сегодня мы можем построить дом с чистовой отделкой, аналог трехкомнатной квартиры — 76 квадратных метров, по стоимости 22 - 23 тысячи за «квадрат». Естественно, это не кирпичный, а деревянный каркасный дом из экологичного дерева с применением современного утеплителя Rockwool, с крышей, покрытой металлочерепицей, отоплением, хорошими окнами и внутренней отделкой — по желанию это могут быть как обои, так и отделка фальшбрусом хорошего качества.

— За землю надо платить отдельно?

— Да, в зависимости от места и площади участка, который выберет человек. Но уже с инженерными сетями. Думаю, в целом в 35 тысяч за квадратный метр можно спокойно уложиться. А квартиры такого уровня в два раза дороже — под 70 тысяч. Думаю, со временем это будет востребовано на рынке. Буквально месяц назад мы построили первый такой дом и еще будем строить.

В каких районах РТ ИАРТ строит коттеджи? (Ирина)

— Мы реализуем участки и дома разных сегментов в четырех направлениях от Казани: в Зеленодольском, Лаишевском, Пестречинском, Верхнеуслонском районах.

— За пределами республики строите?

— Нет, не строим.

— А почему вы не строите в Москве?

— В чем смысл идти в Москву? Деньги зарабатывать? Если бы я хотел только деньги зарабатывать, я не занимался бы ипотечным бизнесом.

— Неужели ваш друг Марат Хуснуллин не приглашал вас туда?

— Приглашал. Но мне нравится жить и работать в республике.

В Чистополе говорят, что вы были большие друзья с Маратом Хуснуллиным и Ильдусом Ахметзяновым. Поддерживаете ли вы дружеские отношения с ними сейчас после новых назначений? (Ильнар)

— Конечно, мы общаемся, но только не так часто, потому что у каждого из нас большая деловая нагрузка. И Марат Хуснуллин, и Ильдус Ахметзянов — очень хорошие, достойные люди.

— Как вы познакомились с Хуснуллиным?

— Я познакомился с ним во время службы в армии. Могу сказать, что он не боится новых начинаний, и если берется, то ведет до конца. Он очень решительный и справедливый.

«ВЫЖИВАЮТ ТЕ, КТО, ОПУСТИВШИСЬ ДО ДНА, СИЛЬНО ОТТОЛКНУЛСЯ»

— Что вас вдохновляет заниматься развитием малоэтажного строительства? Ведь вы уже много лет в этом сегменте (Мария)

— Просто мне это очень нравится. Все началось, когда я построил свой первый дом в 1991 году. Тогда я учился в институте, а по выходным и утром — с пяти до восьми — строил дом вместе с отцом. Из специалистов был только один каменщик. Поэтому мне нравится деятельность, помогающая людям реализовать мечту о собственном загородном доме.

— Как бы вы зарабатывали на жизнь, если бы вдруг перестали быть главой ИА РТ? (Рамазан)

— Если вообще не заниматься управлением компании, то, я думаю, из меня получился бы хороший бизнес-тренер в области личностного роста и бизнеса. В компании я сам провожу обучающие и развивающие тренинги персонала.

— На основе чего строятся ваши программы обучения?

— На основе жизненного и профессионального опыта.

— На основе какой философии или религии?

— На основании законов природы.

— Это претензия на некий статус гуру, да?

— Нет, гуру — это человек, который первым приходит к каким-то знаниям. Я считаю, что использую в жизни и передаю уже существующие знания.

— Дайте совет нашим читателям: как не опустить руки, не потерять надежду в кризисное время? В чем найти силу?

— Это основная проблема сегодня — люди не видят цель жизни. Когда человеку есть для чего делать, то всегда ресурсы найдутся. Это однозначно! Люди просто должны знать, ради чего они живут, ради чего им нужна эта работа.

— Вы ведь любите свою работу? Не поэтому ли удалось выжить в нескольких кризисах?

— Конечно, да. Ведь что такое кризис? Это появление новых, на первый взгляд, неожидаемых событий, с которыми непонятно что делать. А если живешь в ожидании того, что завтра должно произойти что-то новое и интересное, тогда все по-другому. Человек быстро развивается в кризис, он каждый день к чему-то приспосабливается.

Для тех, кто живет в таком мировоззрении, кризис — это привычное состояние, которое ты уже не замечаешь. Любой кризис ведет к оптимизации всего пространства, оптимизирует работу и людей, он заставляет отказаться от излишеств в потреблении.

— Какие советы для бизнеса дадите, чтобы успешно пережить кризис?

— Главное — понять, для чего нам кризис. Ведь это вопрос — сдаться или не сдаться перед сложностями. Чаще выживают те, кто, опустившись до дна, сильно оттолкнулся.

— А все хотят, чтобы стало как раньше: доллар по 30 рублей...

— На самом деле это самообман. Почему все вспоминают детство, как самое счастливое время? Потому что там не было ответственности. Ребенку все дается просто так: кормят, одевают, оберегают. А кризис — это когда с человека спрос пошел, ему нужно до конца делать начатое дело. Доказано, у человека и компании кризис бывает раз в пять лет.

СОВЕТ ОТ ДОНАЛЬДА ТРАМПА

— Что еще важно для преодоления кризиса?

— Чтобы единомышленники были. Сегодня эпоха такая. Один человек ничего не может сделать.

— А что делать компаниям в кризис?

— Если не веришь в свою компанию, ее нужно закрыть и начать заниматься тем, что нравится и получается.

— Как предпочитаете проводить свободное время?

— Путешествую в места с богатой историей и множеством нераскрытых загадок. Например, на остров Пасхи.

— В чем потребность таких путешествий?

— Все просто: в новых местах рождаются новые идеи. С помощью путешествий я познаю новое и каждый раз открываю для себя мир с его неизведанной стороны.

«Если не веришь в свою компанию, ее нужно закрыть и начать заниматься тем, что нравится и получается»
«Если не веришь в свою компанию, ее нужно закрыть и начать заниматься тем, что нравится и получается»

— «БИЗНЕС Online» давно читаете?

— С самого начала.

— Значит, можете проследить динамику. Что видно со стороны?

— Газета стала более сбалансированной. Если раньше можно было заметить перекосы, например, в сторону освещения криминала, то сегодня все ровно: экономика, политика, спорт, культура. Увеличение количества читателей и цитируемости издания говорит само за себя. Очень хорошо, что газета старается подавать информацию с разных сторон. Это очень важно, и можно еще усилить.

Вот, например, вопрос читателя про долгострои. Вроде бы он неприятный. Но при разумном и рациональном прочтении ясно, что опыт проблемных проектов самый важный. Как говорил Дональд Трамп, если у девелоперской компании не было проблемных проектов, то она успешной и не может быть...

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (79) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    13.11.2015 08:21

    Господин Симаков,спорим на коньяк,что цены на жилье к концу этого года больше не повысятся? Вам выгодно разгонять цены...

    • Анонимно
      13.11.2015 08:28

      весьь 2015 год только ислышим, берите, будет дороже, а от месяца к месяцу цены только падают. а 2016 год будет еще похлеще

      • Анонимно
        13.11.2015 11:15

        Согласен на 100%, никакого повышения цен не будет, оснований для повышения нет.

        • Анонимно
          13.11.2015 11:24

          Да ради Бога пусть повышают цены на недвижку. Забавно будет посмотреть на эту картину маслом: Симаков опять ждет покупателей, а их как всегда нет.

        • Анонимно
          13.11.2015 20:27

          А что такое "основания для повышения"? Тем более будучи простым анонимом вы не можете знать есть они или нет. год назад никто не мог предположить, что доллар из 30 будет 80. Цены в конце года выросли в течении дня, отменили все скидки. Вы не можете прогнозировать что будет с экономикой 01.12.2015г. И поэтому "на 100%, никакого повышения цен не будет, оснований для повышения нет" это не вывод из глубокого аналитического отчета, а просто несколько русских слов сведенных в одно предложение.

      • Анонимно
        13.11.2015 17:26

        Во-во! С прошлого года только и слышим, о том, что цены на недвижку вот-вот взлетят... А по факту на зданиях по городу все больше растяжек "продаю, сдаю". На авито все больше предложений, и снижение цен там тоже можно отследить.

    • Анонимно
      13.11.2015 20:41

      С чего бы им повыситься? Придумали бы чего поновее для того, чтобы народ в очередь за жильем встал. Ладно колготки так продают, но недвижимость .... смешно.

    • Анонимно
      17.11.2015 18:40

      ...ага, будет-будет повышение"...не к концу этого года, так в начале следующего...10-ти тысячные купюры готовятся печатать...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    13.11.2015 08:30

    даже если в новострое будут какие то подвижки, вторичка все равно будет тонуть еще как минимум год-два

  • Анонимно
    13.11.2015 08:35

    Ну про пожарную систему он красиво сказал)пол года на нее ушло)максимум месяц под ключ!

  • Анонимно
    13.11.2015 08:43

    """Почему проекты, куда приходит ИАРТ, либо встают долгостроем, либо полностью умирают? Это случайность или закономерность? Имеются в виду экопарк «Дубрава», Загородный клуб, Гоголя, 10, Некрасова, 28, Айвазовского, 16, Халтурина-Шульгина и др.""" ТОчный подмечено.

  • Анонимно
    13.11.2015 08:43

    Из его ответа понятно,что финансовые дела очень плохи,так как даже банк забрал залоговое имущество на Гоголя и Айвазовского.

  • Анонимно
    13.11.2015 08:45

    Экопарк "Дубрава" - дворы узкие, все заставлено машинами, цена на парковочное место высока, аренда 3000! Было бы хорошо, если предложили какие-то способы рассрочки, понижение стоимости аренды. Т.е. плотнее работали с собственниками жилья, а не устанавливать везде знак "остановка запрещена".

    • Анонимно
      13.11.2015 13:26

      То ли еще будет, когда введут сторящиеся дома, пробки на Дубравной будут эпохальные днем и вечером от самой деревеньки у.

      • Man_16rus
        13.11.2015 14:51

        Все так! и Знак "остановка запрещена" не поможет.Даже в текущей ситуации порой просто заехать во дворы невозможно, не говоря уже припарковаться.Скоро к бастующим водителям фур прибавятся и жители Экопарка Дубравы и перекроют всю улицу!

  • Анонимно
    13.11.2015 08:46

    Вопрос к редакции и к Симакову. В аижк ипотеку получить просто не реально! Один специалист на весь отдел кредитования! И как говорят знакомые , из 100 заявок одобряют только один! Это и есть доступное жильё?!

  • Анонимно
    13.11.2015 08:47

    пока все санкции не снимут, и нефть не станет дороже 100$ ничего не измениться в лучшую сторону!
    все остальное, пустая болтовня. Больше неоткуда черпать ресурсы для роста экономики, и не надейтесь.

    • Анонимно
      13.11.2015 08:54

      100 уже не спасет. Нужно от 150 и выше, чтобы положительные подвижки были, либо заниматься модернизацией экономики в стране, но это маловероятно.

      • Анонимно
        13.11.2015 09:08

        какая модернизация? людей нет для этого! все люди заточены на одно- урвать и побольше! Все кто на что то способен, либо свалили, либо скоро свалят!

        • Анонимно
          13.11.2015 09:31

          Население республики за постсоветское время выросло на 300 тыс., население Казани на 200 тыс. а вы все про "свалить" талдычите.

          • Анонимно
            13.11.2015 09:59

            а вы забыли про программу переселения узбеков? сейчас почти все узбеки в рт с российскими паспортами

            • Анонимно
              13.11.2015 11:05

              В Европу народу из Ближнего Востока вьехало значительно больше, чем узбеков в Россию. При этом узбеки жили вместе с нами в СССР, а ливийцы , сирийцы, иракцы с европейцами никогда. Кому думаете легче интегрировать нам узбеков или европейцам своих беженцев?.

              • Анонимно
                13.11.2015 11:31

                При чем тут узбеки. Вам же ясно сказали, что коренные интеллектуально состоятельные граждане покидают так называемую родину или понятнее будет сказать россею.

                • Анонимно
                  13.11.2015 12:13

                  Этот процент ничтожен допустим по сравнению с прибалтийскими государствами. Только Литва уменьшила свое население с 3,6 до 2,8 млн. человек после распада СССР.

                  • Анонимно
                    13.11.2015 15:52

                    Нашли с чем сравнивать. Как-то даже неловко.

                    • Анонимно
                      13.11.2015 16:47

                      Считаете с прибалтийскими странами сравнивать нас стремно?.Пожалуй соглашусь с вами. Действительность для этих стран (Латвия, Литва, Эстония, Болгария ит.д.)оказалась значительно хуже чем они предполагали присоединяясь к ЕС. Они лишились практически всей промышленности и являются по сути лишь поставщиками дешевой рабочей силы для стран типа Германия или Англия..

              • Анонимно
                13.11.2015 11:35

                вы забыли написать про их интелектуальный потенциал, а так же про то, что в европе занимаются интеграцией у нас же нет

              • Анонимно
                13.11.2015 11:41

                за прошлый год в Европу въехали 70 тысяч с востока. Уверен в Россию выезжают гораздо больше азиатов.

          • Анонимно
            13.11.2015 10:14

            а кто приезжает? ученные, профессора инженеры? нет

            • Анонимно
              13.11.2015 11:02

              Если не в курсе, то просвещу вас что коренное население Европы уменьшается, а основными приезжающими являются выходцы из Турции или ближнего Востока которые явно не инженера и не профессора.

              • Анонимно
                13.11.2015 11:33

                а я просвещу Вас. политика мультикультурализма по которой были открыты границы для мигрантов потерпела полное фиаско. предполагалось, что те же выходцы из турции должны были гармонично влиться в европейкий социум, однако вместо этого они стали создавать анклавы забив на европейские ценности и продолжать торговать овощами и фруктами, вместо того, чтобы становиться учителями инженерами и прочими

                • Анонимно
                  13.11.2015 12:05

                  Я тоже об этом же написал)..

                  • Анонимно
                    13.11.2015 14:05

                    Советские тоже не лучше были. Обычная история из 90-х - ".. выехал на ПМЖ в Германию. Получаю пособие, живу прекрасно." Такая вот история успеха

              • Анонимно
                13.11.2015 11:39

                оно уменьшается не так интенсивно как россияне. Да и инженеров, учебных сейчас в тоже Германии гораздо больше чем в России

                • Анонимно
                  13.11.2015 12:08

                  Уменьшается не так интенсивно смотря где. Население Литвы например сократилось с 3,6 млн. до 2,8 млн. человек., т.е. на 25%. Это как в России например осталось бы 110 млн. против 145 нынешних..

                  • Анонимно
                    13.11.2015 12:35

                    половина убывших - это русскоязычный этнос, который попросту выгнали из прибалтики

                    • Анонимно
                      13.11.2015 14:33

                      неправда-это свои свалили,как только в шенген вошли

                      • Анонимно
                        13.11.2015 15:01

                        что вы говорите, только у меня есть двое знакомых, которых в середине 90-х выжили из риги вместе с семьями, попросту отобрав квартиру

                        • Анонимно
                          13.11.2015 15:40

                          Рига -столица Латвии, а я написал про Литву, а там русских значительно меньше чем в Латвии и такого давления на русских не было. Поэтому уменьшение населения Литвы на 800 тыс. человек произошло именно за счет отьезда в основном литовцев..Предполагаю что латышей уехало тоже не меньше чем литовцев..Точно также как и уехали очень много из своих стран болгар, румын и других жителей бывших соцстран..

          • Анонимно
            13.11.2015 12:32

            Вы, видимо не знаете понятие уранизация, которое подразумевает в т.ч переезд из сел в города. Из Альметьевска и Нижнекамска знаете скока молодежи прет. Так что рост не за счет демографии идет у нас.

          • Анонимно
            13.11.2015 13:22

            так и пишет же человек, что свалили кто на что-то способен.

      • Анонимно
        13.11.2015 10:15

        Думаю и 250 не спасут - почти все просто уведут или присвоят те, кому нужнее.Вспомните, ВВП перестал расти еще в 2013 году при хорошей стоимости и до активной фазы конфликта с миром и соседями.

    • Анонимно
      13.11.2015 12:49

      Санкции может и снимут, но нефть 100 долл/баррель долго не будет стоить.

  • Анонимно
    13.11.2015 08:47

    зарплаты тоже к концу года повысят?

  • Анонимно
    13.11.2015 08:58

    копеечные зарплаты у большинства людей остались на прежнем уровне, в рост сильно ушли цены на продукты и другие товары, какой еще рост цен на недвижимость, ну поднимите - вообще все сделки встанут

  • Анонимно
    13.11.2015 09:08

    нефть и санкции? ерунда. не надо цены космические устанавливать, с котлована 60 тыс за кв метр. кто купит? а почему такие цены, потому, что как сам Симаков ответил, прочего очень много.

  • Анонимно
    13.11.2015 09:09

    ЦБ РФ: Денежная масса М2 (национальное определение) на 1 января 2015 года - 32 трлн 110,5 млрд руб.Читать полностью: http://quote.rbc.ru/news/cur/2015/02/06/34308499.html

  • Анонимно
    13.11.2015 09:49

    Андрей Анатольевич профессионал.Столько лет у руля, все кризисы прошел.В других губерниях таких стуктуры не развиты.Успехов! И за "Ак Барс" болеть успевает.

  • Liko
    13.11.2015 10:22

    Вроде бы не частная компания, а функционирует на государственный капитала как частный девелоперский бизнеса. Фантастика. Берут государственные деньги, строят и продают. Прибыль себе через девелопмент. Деньги дает только под объекты построенные своей девелоперской компанией. Я все правильн понял? Здорово устроился. Один собирает деньги с предрпиятий и строит. Этот вот просто от государства берет. И все удачливые бизнесмены.

    • Анонимно
      13.11.2015 12:14

      Да еще при этом умудряются и проблемы для дольщиков создать. По Дубраве-то сроки сдачи срывают хорошо. Достроили бы уж. Квартиры по Дубравной все дешевеют и дешевеют, а г-н Симаков роста ждет.

    • Азат Д
      13.11.2015 19:14

      Поэтому и не суётся за пределы Татарстана. А тут, в интервью, лицемерит.

  • Анонимно
    13.11.2015 11:14

    А я подажду еще годик перед тем как рассмотреть вариант покупки обесцененной недвижимости

  • Анонимно
    13.11.2015 11:47

    Хорошо сказал:природные законы. При роде значит.Это и есть настоящая свобода-свой человек для страны.Поэтому все и поЛУЧается. И в сим сим разбирается.То есть двери все открыты. Количество денег равняется количеству уважения к себе. Нужно уважение к себе поднимать.Наглядно и видно. А то что ездит и ищет, то совет есть: все что ищем находиться рядом.Валерий Чудинов прочитал надписи на камнях и местности. Все было при Рюрике.Камни это просто указатели дорог,ну как в русских сказках(казать путь). Успехов.

  • Random
    13.11.2015 12:04

    "потеряли работу в кризис, мы можем реструктуризировать долг, выдав кредит на год на погашение долга по ипотеке." Еще один долг, что бы долг погасить... Короче говоря, что бы должник уже не отделался и точно потерял квартиру..."На увеличение спроса больше всего повлияет снижение стоимости жилья." - ГЕНИАЛЬНО! Надо записать!!!

  • Анонимно
    13.11.2015 12:11

    Цены на коммерческую недвижимость уже рушатся. А он все мантры поет "рост,рост". Шаман какой-то.

  • Анонимно
    13.11.2015 12:23

    Рост долгов у Вас прогнозируется,а не стоимость на недвижимость.

  • Man_16rus
    13.11.2015 14:11

    В нашем городе уже давно у всех застройщиков коэффициент парковок 1-2 машино-места на 1 квартиру, а сколько в Дубраве? !!!0,5!!!!Все газоны, дворы, проезды давно заставлены, а мест не хватает.Да, дома строятся, а парковки ТЕКУТ и закрываются.Закрыли паркинг во Дубравной 28 из-за "нерентабельности".Короче, это не рай, а ад. и скоро все взвоют, так как и без того обнищавший народ они не затащат в новые подземные паркинги, им бы ипотеку за 25 лет осилить... А гостевых парковок мало, ОЧЕНЬ МАЛО!Да и школу скорее всего не построят, а садик коммерческий и ПЛАТНЫЙ, многим(почти всем) не по карману.В сданных домах поснимали краны, шланги пожаротушения, доводчики с дверей (а не поставили ли их в новые дома?...), УК урезали зарплаты персоналу.Да и ремонт гарантийный не делают. Хотя трещины в отделке - по вине строителей достигают 2-3 см местами в ширину и длиной несколько метров.

  • Анонимно
    13.11.2015 16:40

    Андрей Анатольевич - очень мудрый человек, идейный бизнесмен, все его комплексы имеют уникальный и неповторимый облик и сделаны с заботой о будущих жителях. Такое может создавать только тот человек, который по настоящему состоялся в жизни и как личность, и как профессионал своего дела. И я рада, что была возможность работать и творить с ним вместе, он гениальный руководитель и наставник! Желаю ему счастья, долгих лет, процветания!!!! Эльвира

    • Анонимно
      14.03.2018 13:03

      Либо ипотечное агентство годами за кем-то достраивает, либо кто-то достраивает быстро за ипотечным агентством, другого тут нет.
      Сами они ничего не придумали, кроме загородного клуба, но и тот придумала Ирина Толмачева!

  • Анонимно
    13.11.2015 18:14

    Эльвира, присоединюсь. Иван

  • Анонимно
    13.11.2015 21:20

    Плохо строят, зато хорошо деньги берут.

  • Анонимно
    13.11.2015 22:33

    Хорошее интервью. Действительно, мудрый, состоявшийся человек. А завистников и злопыхателей везде и всегда хватает

  • Анонимно
    13.11.2015 23:37

    Благодарю всех за комментарии:критику,обвинения и добрые слова!Главное,что Вы все заинтересованны в том,чтобы жизнь была лучше!!! Квартиры и дома дешевле и качественнее,сдавались в срок!!!Я и мои коллеги тоже этого очень хотят!!!Так будет!!!Симаков А.

    • Анонимно
      14.11.2015 07:08

      Только вот квартиры нам по таким ценам не нужны, скидыаацте треть

  • Анонимно
    14.11.2015 01:30

    по комплексу Экопарк Дубрава нет его (Симакова) вины, там до него накуралесили, проектанты такого напридумывали, что проект не имело смысла продолжать, не окупался.

    • Анонимно
      14.11.2015 14:48

      Пишете так как-будто заказчик на самом деле не заказчик, а у руля стоит проектировщик. Смешно. Проектировщик все делает по заданию заказчика. В рамках норм, само собой.

      • Анонимно
        14.11.2015 21:10

        у нас последние лет 10 проект не успевает за стройкой, поэтому и дорого, поэтому и ломаем раз по десять

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль