Машиностроение 
18.11.2015

Продажи КАМАЗа «переезжают» из Казахстана во Вьетнам

Продажи компании за 10 месяцев упали на 35%, а персонал за третий квартал сократился на 2 тыс. человекКАЗАХСТАНСКИЕ НАДЕЖДЫ ПОДКОСИЛ УПАВШИЙ ТЕНГЕКУРС НА ВЬЕТНАМЧЕЛНИНЦЫ «ПОДБИРАЮТ» ПАДАЮЩИЙ РЫНОК НА НОВЫХ МОДЕЛЯХ И ГОСЗАКУПКАХМИНУС 2 ТЫС. РАБОТНИКОВ И 1,

Надежды КАМАЗа на рынок СНГ подкосила девальвация тенге в Казахстане, обрушившая продажи на 50%. Дальнее зарубежье во главе с Вьетнамом вдвое увеличило закупки и почти компенсировало эти потери, но не более того, и эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что экспортные риски для КАМАЗа сохраняются. При этом компания наращивает свою долю на падающем рынке тяжелых грузовиков в РФ, которая достигла 56,5%, однако штат завода за третий квартал сократился на 2 тыс. человек, а средняя зарплата — на 2,5 тыс. рублей.

КАЗАХСТАНСКИЕ НАДЕЖДЫ ПОДКОСИЛ УПАВШИЙ ТЕНГЕ

Напомним, месяц назад ПАО «КАМАЗ» обнародовало бухгалтерскую отчетность, из которой следовало, что за три квартала 2015 года выручка компании упала на четверть до 52,7 млрд. рублей — до уровня 2010 года. При этом завод зафиксировал 2,02 млрд. рублей чистого убытка против 1,52 млрд. рублей чистой прибыли за аналогичный период прошлого года. Сравнимый убыток в последний раз завод получил в 2011 году — потери достигли 2,7 млрд. рублей.

Опубликованный на днях отчет концерна по РСБУ содержит производственные показатели, в которых разбирался «БИЗНЕС Online». Впрочем, некоторые моменты были известны заранее: как, например, то, что по итогам 9 месяцев продажи КАМАЗа на российском рынке упали на 39,9% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Причины лежат на поверхности: это кризисное снижение деловой активности в стране, сокращение инвестиций в основной капитал потенциальными покупателями грузовиков, падение объемов строительных работ и т. д. Как следствие, челнинцы реализовали только 13,8 тыс. грузовиков (полной массой 14 - 40 тонн — 13,6 тыс. единиц, среднетоннажных автомобилей массой 8 - 14 тонн — 202 единицы).

Любопытны нюансы экспортных поставок КАМАЗа. Эксперты в начале года предполагали, что ближнее и дальнее зарубежье «поможет» челнинцам, но эти надежды не оправдались: экспорт автомобилей и сборно-кузовных деталей остался почти на уровне прошлогодних 9 месяцев — 2957 автомобилей и 747 единиц СКД.

Предполагалось, что девальвация принесет заводу солидные экспортные барыши, однако этого не случилось — значительно упали продажи в большинстве стран СНГ, на долю которых традиционно приходится львиная доля зарубежных поставок. Сильнее всего подвел Казахстан, который существенно сократил госбюджет на покупку машин. Что, в общем-то, неудивительно: в середине года у наших соседей почти в два раза обесценилась национальная валюта. Как следствие, в Казахстан за 9 месяцев челнинцы отправили 1254 единицы техники (610 автомобилей и 644 СКД), что на 52,3% ниже показателей аналогичного периода прошлого года (2631 автомобиль и СКД).

«Большинство частных казахстанских компаний воспользовались подешевевшей из-за обвала рубля российской техникой в основном для покупки подержанных автомобилей и спецтехники, — рассуждает генеральный директор консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов. — А вот крупные предприятия, видимо, не успели купить новую у российских автопроизводителей, поскольку такие инвестиции планируются минимум за полгода-год. К тому же в ожидании собственной девальвации многие отложили крупные покупки».

Структура экспорта автотехники КАМАЗа

9 месяцев 2014 года

9 месяцев 2015 года

Изменение

Автомобили, шт.

2 695

2 957

+9,7 %

СКД, шт.

1 065

747

-29,9 %

Итого, шт.

3 760

3 704

-1,5 %

География экспорта автотехники КАМАЗа

9 месяцев 2014 года

9 месяцев 2015 года

Изменение

СНГ, шт.

3 171

2 581

-18,6 %

Дальнее зарубежье, шт.

589

1 123

+90,7 %

Итого, шт.

3 760

3 704

-1,5 %

Ярко выраженным исключением среди бывших советских республик стал Туркменистан, который воспользовался падением рубля и закупил в 10 раз больше техники КАМАЗа: 854 единиц против прошлогодних 76. Однако туркмены в одиночку не смогли компенсировать проседание рынка в целом: по итогам трех кварталов доля стран СНГ составила 69,7% от экспортных продаж (2581 единица автотехники и СКД), что существенно ниже показателя за аналогичный период прошлого года — 84,3% (3171 единица).

КУРС НА ВЬЕТНАМ

Напротив, продажи КАМАЗа в страны дальнего зарубежья выросли почти вдвое. За 9 месяцев компания продала в страны Африки, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки 1123 единицы автотехники и СКД (годом ранее — 589). «Застрельщиком» стал Вьетнам, закупивший сразу 435 единиц техники и СКД вместо 150 за весь прошлый год. Как пояснили на предприятии, продажи удалось увеличить за счет подписанного в этом году межправительственного соглашения Вьетнама и России, которое предполагает создание зоны свободной торговли и сразу ознаменовалось знаковыми сделками.

Ранее КАМАЗ неоднократно жаловался, что в этой стране (где, к слову, есть сборочный завод с почти 40% доли российского автопроизводителя) трудно продавать технику, поскольку таможенная пошлина на нее составляет до 70%. Как решается сейчас эта проблема с учетом «дрейфа» государств друг к другу, пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев пояснить отказался, сославшись на преждевременность такой информации. Также он затруднился сообщить, насколько снизилась цена на продукцию завода на внешнем рынке из-за валютных пертурбаций.

«Это снижение, безусловно, есть, и оно всюду разное. Условно говоря, мы можем делать цены гибкими, потому что рубль подешевел в два раза, а рублевые расходы у нас повысились намного в меньшей степени ввиду высокого уровня локализации продукции — она достигает и 80, и 100 процентов на отдельных моделях», — пояснил пресс-секретарь компании. По его словам, резко нарастить экспорт в этом году было невозможно — это требует разветвленной сети сервисных центров в регионах присутствия. «А упасть он мог бы еще больше, если бы мы в различных странах ранее не развивали такую сеть. Вот, например, Туркменистан и Литва (в страну продано 198 единиц техникиприм. ред.) воспользовались именно эффектом девальвации, купив у нас больше, чем ранее», — рассуждает Афанасьев.

Если бы не активизация маркетинга в этом году, продажи в дальнее зарубежье вообще могли бы обвалиться до минимума, считает исполнительный директор НП «Объединение автопроизводителей России» Игорь Коровкин. «Но в будущем есть и экспортные риски, как девальвация национальных валют в странах СНГ, сокращение госрасходов стран, зависимых, как и мы, от стоимости нефти, это также конфликт в Сирии и обострение обстановки в Афганистане», — добавляет он.

Чтобы диверсифицировать эти риски, сейчас КАМАЗ ведет переговоры о размещении сети автосервисов, дилерских центров или производств в нескольких странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, сообщил «БИЗНЕС Online» Афанасьев.

ЧЕЛНИНЦЫ «ПОДБИРАЮТ» ПАДАЮЩИЙ РЫНОК НА НОВЫХ МОДЕЛЯХ И ГОСЗАКУПКАХ

Впрочем, в любой ситуации при желании можно найти позитив, не преминули сделать это и челнинцы. Во-первых, находят подтверждение признаки стабилизации ситуации: если по результатам первого полугодия продажи КАМАЗа сокращались более чем в два раза, а по итогам трех кварталов — на 40%, то к 1 ноября падение замедлилось до 35%. Помимо прочего компания отмечает, что в целом рынок тяжелых грузовиков за 10 месяцев просел на 50%, что позволило челнинцам увеличить свою долю в этом ключевом сегменте до 56,5% (год назад она составляла 43,2%).

Напомним, что основными конкурентами КАМАЗа являются ОАО «МАЗ», ОАО «АЗ «Урал», ПАО «АвтоКрАЗ», а также производители из стран дальнего зарубежья: Iveco, MAN, Mercedes, Scania, Volvo, DAF, Renault. Все «иностранцы», кроме последних двух, имеют в России локализованные производства.

Сведения о доле участников российского рынка автомобилей полной массой 14 - 40 тонн
(изменение доли рынка)

№ п/п

Наименование

Страна регистрации

Доля на рынке, %

2010

2011

2012

2013

2014

9 месяцев 2015 года

1

ПАО «КАМАЗ»

Россия

46,8

38,4

33,5

44,7

45,6

56,1

2

ОАО «МАЗ»

Беларусь

9,5

11,1

12,8

9,3

9,5

5,2

3

ОАО «АЗ «Урал»

Россия

178

10,7

4,9

6,0

7,8

15,5

4

ПАО «АвтоКрАЗ»

Украина

0,8

0,7

0,5

0,3

0,4

0,3

5

Автомобили иностранного производства

Разные

25,1

39,1

48,3

39,7

36,7

22,9

Более успешные, нежели у конкурентов, продажи в самой компании связывают с девальвацией рубля, сыгравшей на руку отечественным производителям, сокращением собственных издержек и, наконец, выходом в свет новых моделей грузовиков.

«Новый модельный ряд достаточно удачный, он нашел своего потребителя, — сказал заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» по продажам и сервису Сергей Афанасьев. — Плюс то, что в нынешней экономической ситуации наши коллеги из «большой семерки» выпали из конкурентного ценового диапазона — и нам стало работать комфортнее. Наша машина («КАМАЗ-5490»), наверное, лучшая в своем сегменте по соотношению цены и качества».

Упомянутый «КАМАЗ-5490» с двигателем Daimler экологического уровня «Евро-5», выпущенный в этом году и снабженный автоматической коробкой передач, осенью демонстрирует лучшую динамику в «индивидуальном зачете». Если в августе было продано только 130 этих грузовиков, то в октябре — уже 246. Также завод делает ставку на две модели грузовиков, созданных в сотрудничестве с немцами: седельного тягача «КАМАЗ-65206» и бортового магистрального автомобиля «КАМАЗ-65207». Кроме того, дочернее предприятие автогиганта ОАО «Туймазинский завод автобетоновозов» запустило производственную линию по выпуску мусоровозов Zoeller, востребованных в регионах.

Также предприятие рассчитывает на инвестпроекты по импортозамещению. Например, до конца года будет начат выпуск собственных мостов для модели «КАМАЗ-6560», что снизит его себестоимость.

На руку КАМАЗу сыграли не только технологические, но и сугубо административные нововведения. «Полагаю, что в немалой степени им помогли госзакупки, ведь с этого года импортные автомобили к ним не допускаются, — считает генеральный директор консалтингового агентства «Автостат» Сергей Удалов. — Впрочем, число проданных по конкурсам муниципалитетам и госорганам автомобилей они не афишируют, но понятно, что среди российских автопроизводителей конкурентов практически нет по их функционалу».

Мнение эксперта подтвердил пресс-секретарь КАМАЗа Олег Афанасьев, по словам которого муниципалитеты и госорганы и в самом деле в этом году стали активнее закупать продукцию автоконцерна. «Их при этом интересует спецтехника на газовых двигателях, которой в этом году произведено уже 1000 штук против 600 в прошлом году. Стоят они не дешевле, но зато обслуживание в силу недорогого газа экономичнее в два раза», — говорит Афанасьев.

В частности, в этом году КАМАЗ подписал соглашение с правительством Брянской области о замене муниципального транспорта с двигателями стандартов топлива «Евро-1», «Евро-2», «Евро-3» на грузовики и автобусы с двигателем «Евро-4», «Евро-5» (общая сумма сделки не разглашается). Повышенным спросом в этом году у муниципалов стали пользоваться и автобусы «НЕФАЗ», которые выпускаются на камазовской платформе с газовым двигателем. Да и в целом КАМАЗ намерен расширять модельный ряд перспективной «газовой» техники, спрос на которую растет на большинстве предприятий России и СНГ.

74735.JPG

МИНУС 2 ТЫС. РАБОТНИКОВ И 1,3 МЛРД. РУБЛЕЙ ЗАРПЛАТЫ

Подобный «экономный» подход понятен: пусть челнинцы из-за подешевевшего рубля оказались и в более выгодном положении, чем их «забугорные» коллеги, но и их продукция дорожает. За 9 месяцев 2015 года стоимость одного условного машинокомплекта выросла на 15%, в том числе на комплектующие изделия (с учетом импорта) — на 22%, на металлы — на 3%, на материалы — на 38%.

Неудивительно, что компанией был введен жесткий режим экономии. В частности, как рассказал Олег Афанасьев, концерн реализовал программу повышения энергоэффективности вплоть до того, что почти на всех 150 предприятиях группы во время обеденного перерыва в рабочих цехах выключают свет.

Правда, управленческие расходы при этом остались практически на прежнем уровне: 3,39 млрд. рублей за 9 месяцев против 3,43 млрд. рублей за аналогичный период прошлого года. Зато более 1,3 млрд. рублей КАМАЗ сэкономил на зарплатах работникам, которым в этом году то и дело приходилось отправляться в вынужденные простои.

Наименование показателя

9 месяцев 2015 года

9 месяцев 2014 года

Средняя численность работников, чел.

34 578

36 662

Фонд начисленной заработной платы работников за отчетный период, руб.

8 138 164 484

9 468 912 935

Выплаты социального характера работников за отчетный период, руб.

43 319 597

83 290 507

При этом, как следует из отчетности КАМАЗа, средняя численность его сотрудников за 9 месяцев сократилась на 5,7%, или на 2084 человек, а средняя зарплата снизилась на 8,7%: с 28,7 тыс. рублей до 26,2 тыс. рублей. Слегка подсластить эту пилюлю может лишь то, что в конце октября гендиректор компании Когогин своим приказом отменил с ноября неполную рабочую неделю. Возвращение к обычному графику компания связала с ростом заказов.

Насколько устойчив будет этот рост, вряд ли кто-то рискнет сказать — слишком уж хрупка и неустойчива макроэкономическая обстановка в стране, которая может поменяться во мгновенье ока. Компания рассчитывает, что по итогам года падение собственных продаж сократится до 25 - 35%. Проект бизнес-плана КАМАЗа на следующий год пока не готов, однако и без него ясно, что серьезного рывка не предвидится. Ведь известно, что рынок грузовых автомобилей «отзеркаливает» состояние экономики: если ВВП страны растет меньше 2% в год, продажи резко падают, при увеличении продукта на этом уровне — стагнируют, а расти начинают лишь при росте ВВП свыше 4%. Так что даже при самых оптимистичных прогнозах КАМАЗу, как и другим производителям, стоит «закладываться» на стагнацию производства.

Игорь Ким, Александр Лабыкин

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.11.2015 09:10

    Волка,ноги кормят.

  • Анонимно
    18.11.2015 09:13

    управленческие расходы при этом остались практически на прежнем уровне...Конечно, не могло же быть иначе, проще 2 тыс. работников уволить и зп сократить.

  • Анонимно
    18.11.2015 09:13

    управленческие расходы при этом остались практически на прежнем уровне...Конечно, не могло же быть иначе, проще 2 тыс. работников уволить и зп сократить.

    • Анонимно
      18.11.2015 10:41

      Абсолютно все статьи расходов были сокращены, в том числе - и на управленческие расходы. Зачем вводить в заблуждение?

  • Анонимно
    18.11.2015 09:49

    Давно надо было активизировать экспортное направление. сейчас Камазы там чуть ли не в два раза подешевели изза падения курса. И если там появятся хотябы отверточные производства, Камазы станут еще дешевле.

  • Анонимно
    18.11.2015 09:49

    Магдеев сказал, что камаз поддержит. Где его поддержка? Приходится заводу самому как-то крутиться. Жизнь не сахар в настоящее время у всех, и надо радоваться тому что предприятие всё ещё функционирует. Простои отменяются, в то время как другие наобород уходят в долгосрочные "отпуска" (спросите фордовцев, до какого времени их отправили на отдых?).

    • Анонимно
      18.11.2015 10:05

      А на Автовазе что творится? Там уже забастовки массовые начались

      • Анонимно
        18.11.2015 10:55

        Это откуда информация высосана

        • Анонимно
          18.11.2015 11:10

          из сми батенька

          • Анонимно
            18.11.2015 11:20

            Да там вообще какой-то иностранец возглавляет! это в условиях санкций. да он специально разваливает!

          • Анонимно
            18.11.2015 12:41

            ссылкой поделитесь. если найдете, конечно

            • Анонимно
              18.11.2015 13:09

              да вот хотя бы http://wek.ru/rostex-avtovazu-ne-vospitatel и не единственная

              • Анонимно
                18.11.2015 13:21

                И где по этой ссылке информация о массовых забастовках? Корпоративный отпуск в январе что-ли забастовкой считать, так у нас тоже в январе такой отпуск

                • Анонимно
                  18.11.2015 13:50

                  уж читайте весь текст, а не по диагонали. там даже между строк заглядывать не надо

                • Анонимно
                  18.11.2015 13:58

                  "рабочие завода требуют прекращения увольнений, повышения зарплат и даже национализации завода"

                  • Анонимно
                    18.11.2015 14:07

                    Даже в этой, нигде и ничем не подтвержденной общей фразе, ничего не сказано о забастовках

    • Анонимно
      18.11.2015 10:20

      Нашли, кому верить) посмотрите на Бугульму, Челны ждёт та же судьба. Деревьев будет много, это да. Но и только. Это камаз Магдеева поддерживает, никак не наоборот.

  • Анонимно
    18.11.2015 10:02

    Доля на рынке у Урала за 2010 год - 178%??? Это как?

  • Анонимно
    18.11.2015 10:07

    Спасибо мужу, что увёз нашу семью из Челнов в 2008 (я была тогда против), ездила летом к маме - город в полной депрессии, Челны потихоньку умирают...Л.

    • Анонимно
      18.11.2015 10:12

      спасибо, что уехала) сразу все начало налаживаться.

    • Анонимно
      18.11.2015 10:16

      а куда он вас увез? где сейчас все цветет и пахнет?

    • Анонимно
      18.11.2015 10:17

      в 2008? это тогда на камазе всерьез взялись за безопасность? ловить стало нечего?

      • Анонимно
        18.11.2015 12:11

        Как плющит-то братьев-челнинцев, не по-децки )))Вы не переживайте, Челны - лучший город Земли, будущая столица Камской Волости, Жемчужина Поволжской Провинции Китайской Народной Республики.Павел (челнинец)

    • Анонимно
      18.11.2015 10:34

      куда увёз-то? в тундру?

    • Анонимно
      18.11.2015 11:00

      Понимаю вас, сейчас уезжать труднее, квартиры продаются дешевле, чем в Казани и продать их непросто. Ловить в Челнах сейчас почти нечего молодой нормальной семье. Косвенно это по ответным комментам видно - хамство чисто автоградское.Сергей

      • Анонимно
        18.11.2015 11:22

        Сергей тоже уехал? Ну, давай-давай, хвали пустыню и тропики)

      • Анонимно
        18.11.2015 11:23

        Сергей, вы сами то откуда? С луны?

      • Анонимно
        18.11.2015 11:23

        И даже дешевле чем в Москве и питере - ваще ловить нечего, особенно таким джентельменам!

      • Анонимно
        18.11.2015 11:23

        А когда это в Челнах квартиры продавались дороже, чем в Казани? Я Вам больше скажу, Сергей, она же Л., они даже дешевле, чем в Москве! куда мы катимся?

    • Анонимно
      18.11.2015 14:22

      Мы тоже недавно уехали. Упадок там, притом во всех областях, одни филиалы, народ агрессивно-быдловатый в основной массе, на широких проспектах безлюдно, с запада - трубы Нижнекамска, с севера - Менделеевска, с востока - Камаза.

      • Анонимно
        18.11.2015 15:59

        Я уехал из Челнов в 1998-м, просто поехал учиться в Москву, и не вернулся. Но у меня там родители, друзья, мне не всё равно. В 2006 году летом долго гостил в Челнах и честное слово - радовался за город, шевеление пошло хорошее, Тюбетейку стали достраивать. А сейчас ничего хорошего не слышу, ни от родни-друзей, ни из нормальных (как БО) СМИ. Это тревожно для меня. Я желаю Челнам процветания. Сергей.

  • Анонимно
    18.11.2015 10:22

    А Когогин зато третий в рейтинге влиятельности в РТ. Миннигалеева за плохие результаты АББ сняли в первый же год плохих результатов. А КАМАЗ сколько себя помню всегда аутсайдер. Может все таки генерал виноват, а не рынки, которые не хотят покупать ерунду задорого? Не пора ли задуматься о кадровых перестановках! Что у нас молодых талантов не осталось?

    • Анонимно
      18.11.2015 10:37

      вы уж определитесь третий или аутсайдер

      • Анонимно
        18.11.2015 13:01

        Компания - аутсайдер, а её директор - третий в рейтинге влиятельности в РТ по версии БО. Явный перекос.

    • Анонимно
      18.11.2015 10:40

      Избавь нас бог от молодых талантов. И почему у Вас камаз аутсайдером оказался, по каким показателям? Результат лучше рынка в целом, лидирующие в РФ. вы статью читайте, а не только комментарии под ней.

      • Анонимно
        18.11.2015 13:03

        Если не ошибаюсь, в середине года до трехдневной недели доходило, потом как достижение четырехдневку вернули. Вроде каникулы новогодние там больше месяца. Точно не слежу, но негатива в прессе хватает!

    • Анонимно
      18.11.2015 10:43

      Завидно? Может вы сами всё разрулите? Или вы уже немолодой талант?

      • Анонимно
        18.11.2015 13:29

        Он уже реализовал себя как комментатор в БО, такой участок нельзя бросить на бесталанных

  • Анонимно
    18.11.2015 10:46

    1. В конце года всегда оживление продаж, а в начале года падение. Это временное явление. 2. Что хорошо, а что плохо будет понятно в 2016 году. 3. Хвастаться долей падающего рынка - это разговор ни о чём. 4. Красивые картинки в презентациях зам.ген.диров - это иллюзия. Важны только факты с цифрами.5. Зимой не нужно отключать тепло на заводах - люди не должны мёрзнуть,болеть и лечиться из-за банальной экономии. Отключайте тепло лучше в дирекции сначала.6. Рост экспорта во Вьетнам - это временное явление. Продержится ещё от силы год, а потом всё вернётся на круги своя.7. Развивайте информационные сервисы для клиентов - это будущее.8. Афанасьеву Олегу большой привет. Иногда лучше действительно "затрудняться комментировать".

    • Анонимно
      18.11.2015 11:05

      спасибо, кэп

    • Анонимно
      18.11.2015 11:11

      скажу насчет Вьетнама... все в этом мире временно... важна мобильность. уйдет Вьетнам- переключимся на другое направление.

      • Анонимно
        18.11.2015 11:24

        с Индией уже напереключались - данных по продажам нет, зато сколько шуму было!

    • Анонимно
      18.11.2015 11:12

      как вы все по полочкам разложили. повторили прописные истины - к чему? чтобы Афанасьеву привет передать?

  • Анонимно
    18.11.2015 10:50

    Продажи в дальнее зарубежье - заслуга маркетинга? Коровкин, с чего вы это взяли?

  • Анонимно
    18.11.2015 13:26

    Трубили, что на КАМАЗе нет сокращения, даже правительство задурили - помощь выбили. А тут опаньки -за квартал - минус 2 тысячи персонала!!!

    • Анонимно
      18.11.2015 13:53

      Это же сами уволились, по собственному желанию. Кто ж их держать-то будет, раз бегут?

    • Анонимно
      18.11.2015 13:54

      Не за квартал, а за год. Это минус 5 процентов с небольшим.

  • Анонимно
    18.11.2015 14:25

    Все руководители (топы, пресса и т.д) временные, приезжие, им глубоко наплевать на все, ну закроется КАМАЗ, им есть куда ехать.

  • Анонимно
    18.11.2015 14:47

    Зачем нам организовывать производство машин для вьетнама или китая, при этом сами пользуемся иностранными грузовиками? Бред! Сама постановка целей ошибочна! Не способных организовать производство с такой господдержкой проверить на личный интерес.

  • Анонимно
    18.11.2015 15:46

    Сегодня только видел цистерну КАМАЗ на трассе на юге Вьетнама. Был приятно удивлён.

  • Анонимно
    18.11.2015 23:28

    А кто это счастливчик - в Китай переведут ! Не чужой наверно В Китае спокойно по этому переведут наверно !!!

  • Анонимно
    19.11.2015 08:17

    На камазе на январь февраль и март вводится трехдневная рабочая неделя.Гордится "немецким" 5940 много ума не нужно.Камаз фактически стал отверточным производством из импортных комплектующих.Разница в зарплатах между топами и рабочими в 100 раз.(одни из самых низких зарплат у рабочих).Сокращают рабочих чтобы сохранить зарплаты топам.Размахивают проэктами безпилотников и чудо кабин что бы бабла побольше из бюджета выпилить.Господи когда уже на камазе сменять руководство ...

    • Анонимно
      19.11.2015 08:46

      каждый год вводится трехдневная неделя, но потом каждый раз отменяется. прост перестраховываются.а в январе вообще праздники и отпуск. так, что это просто формальность

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль