Машиностроение 
20.11.2015

Альфия Когогина: «Мы поддерживаем не конкретные предприятия, мы поддерживаем рынок»

Минпромторг России предупредил первую леди КАМАЗа о том, что прогнозирует падение автомобильного рынка в следующем году еще минимум на 9%

В Госдуме РФ под предводительством депутата и первой леди КАМАЗа Альфии Когогиной экспертный совет вчера обсуждал проблемы автомобильного рынка. Пока федеральный минпромторг рисовал возможные апокалиптические сценарии развития этого рынка уже в 2016 году, если, не дай бог, отменят меры господдержки, коллеги по минэкономразвития РФ представили разработанный ими законопроект по поддержке российского экспорта. Мнения заинтересованных лиц выслушала корреспондент «БИЗНЕС Online».

Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала, пожалуй, главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности
Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности

«РЫНОК СЖАЛСЯ КАК ШАГРЕНЕВАЯ КОЖА»

Депутат Госдумы РФ Альфия Когогина стала, пожалуй, главной героиней вчерашнего заседания экспертного совета при комитете по промышленности нижней палаты федерального парламента, где обсуждали ситуацию в автомобильной отрасли. Во-первых, Когогина модерировала дискуссию. Во-вторых, на фоне брутальных коллег и чиновников, рассуждавших о кризисе и экономике, она не могла не выделяться как красивая и обаятельная дама. Тем более что депутат от Татарстана в ярком красном платье выглядела неким живым символом обсуждаемого предмета (апокалипс в автомобильном секторе). Но... вернемся к сути вопроса, который затрагиванет, безусловно, миллионы россиян.

В преамбуле мероприятия Альфия Гумаровна проинформировала собравшихся о том, что автопром почувствовал приближение кризиса еще в первом полугодии 2014 года. Тогда экспертный совет собрался на внеочередное заседание и поставил перед правительством вопрос о формировании «адекватных действий», чтобы остановить сжимающийся рынок. По словам Когогиной, предложения их группы даже легли в основу антикризисного плана поддержки спроса. «Именно благодаря этой программе вы констатируете, что несмотря на то, что рынок сжался как шагреневая кожа, но все-таки падение могло быть более драматичным», — обратилась она к сидящим за круглым столом представителям автомобильной отрасли. Стоит отдельно отметить, что среди присутствующих не было топ-менеджеров предприятий, на заседании компании представляли в основном замы, главы департаментов, начальники отделов.

Тему Когогиной о кризисе продолжил ключевой докладчик заседания — замминистра промышленности и торговли Александр Морозов, который теперь уже в «адекватных словах» и цифрах напомнил присутствующим о критическом для отрасли 2015 годе. Собственно, слово «критический», а также его синонимы прозвучали в речи чиновника столько раз, что стало даже как-то боязно за российский автомобильный рынок, а все пессимистические прогнозы минпромторга стали казаться наиболее вероятными.

Главная проблема — падение потребительского спроса, в первую очередь со стороны граждан и индивидуальных предпринимателей. «2015 год стал для нас серьезным вызовом», — констатировал чиновник. Впрочем, то падение, которое наблюдала вся страна, могло бы быть еще более обвальным, если бы не меры господдержки. «Нам сегодня удалось удержать рынок автомобилей на уровне кризисного 2009 года», — подчеркнул Морозов. По прогнозам минпромторга, автомобильный рынок по итогам 2015 года составит 1,6 млн. автомобилей, а вот если бы тех самых мер господдержки не было, то наблюдали бы цифры еще более скромные — 1,1 млн. единиц. Это число, по словам Морозова, для отрасли «за пределами выживания». Замминистра полагает, что ключевую роль сыграла программа стимулирования спроса. В дополнение еще шли программы льготного кредитования, обновления парка и льготного лизинга. «Если бы не было этих программ, наша ситуация на рынке была бы драматической», — пугал Морозов.

Александр Морозов
Александр Морозов: «Имея жесткие ограничения бюджета, нам придется концентрировать скудные средства господдержки вокруг производителей и моделей с высоким уровнем локализации»

Тем не менее в минпромторге опасаются, что по итогам года будут «кризисные и критические» значения по загрузке мощностей — всего 40%. Даже в 2010 году загрузка мощностей автопроизводителей была на уровне 51%. По сравнению с мировыми показателями цифры печальные. Например, в Северной Америке мощности загружены на 96%, в Китае — на 82%, в Турции — на 70% и даже в Бразилии, нашем партнере по БРИКС, — на 67%.

«В 2016 ГОДУ ВИДИМ НЕБОЛЬШОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ УХУДШЕНИЕ»

Что касается прогнозов, то в минпромторге осторожничают, понимая, что все будет зависеть от уровня покупательной способности. «В 2016 году мы видим небольшое дополнительное ухудшение», — сожалел Морозов. Даже если меры господдержки продлят в полном объеме, автомобильный рынок сократится еще на 9% до 1,5 млн. автомобилей. Казалось, что замминистра нашел только одно утешение — без этой поддержки можно было бы и вовсе говорить о падении на 30%, когда будут производить менее 1 млн. автомобилей. При этом загрузка производственных мощностей упадет еще ниже критических 30%. «Я называю это драматическим сценарием», — предупредил Морозов.

Естественно, правительство ставит задачу не допустить такого развития событий. На 2016 - 2018 годы кабмин уже выделил ключевые направления поддержки. Во-первых, будут поддерживать спрос на том уровне, чтобы автопроизводители могли хотя бы «выживать» и быть инвестиционно привлекательными. Цель — не допустить снижения объемов рынка менее 1,5 млн. автомобилей. «Это является критическим не только для загрузки производств. Это критично для производителей компонентов второго, третьего уровня. Если мы упадем ниже этого объема рынка, значительно более жесткие удары последуют по гораздо менее защищенным предприятиям», — пояснил Морозов. Во-вторых, господдержка будет сконцентрирована вокруг высоколокализованных производителей. «Имея жесткие ограничения бюджета, нам придется концентрировать скудные средства господдержки вокруг производителей и моделей с высоким уровнем локализации», — отметил замминистра. В-третьих, должны быть созданы условия для повышения экспортоориентированности автомобильного производства. Иными словами, если нашим гражданам машина не по карману, надо идти на другие рынки.

Альфия Когогина: «Напрямую на предприятие идет только одна мера, когда мы компенсируем кредитную ставку. Все остальное идет не в карман предприятия»

СТИМУЛИРУЕМ СПРОС — СТИМУЛИРУЕМ ПРОИЗВОДСТВО

Что касается финансирования конкретных мер поддержки, то, по информации на слайде, который показал Морозов, в проекте бюджета на 2016 год заложена только сумма в 5,2 млрд. рублей на субсидирование процентной ставки автопроизводителям. В графах напротив остальных мер, будь то программы по обновлению парка колесных ТС, льготного лизинга, льготного автокредитования или субсидии на закупку городского электротранспорта, стояли нули. Теперь стало понятно, почему замминистра в течение всего выступления рисовал апокалиптические картины падения автомобильного рынка. Тем не менее Морозов настаивал, что по всем этим направлениям нужна финансовая поддержка. Особо бюджетно эффективны, по его мнению, программы по обновлению парка колесных ТС, льготного лизинга и автокредитования. «Стимулируя в первую очередь граждан, а также ИП к покупке автомобилей и обновлению парка, мы в первую очередь стимулируем производство, связанное с этим сохранение рабочих мест, экономическую активность, а также различные налоги и сборы, которые получает государство», — подчеркнул чиновник.

«Мы поддерживаем не конкретные предприятия, мы поддерживаем рынок, — вставила ремарку Когогина. — Этим занимаются все государства в кризис. Мы поддерживаем конкретного предпринимателя, конкретное домохозяйство, конкретный муниципалитет, помогая обновлять общественный транспорт. Напрямую на предприятие идет только одна мера, когда мы компенсируем кредитную ставку. Все остальное идет не в карман предприятия». Таким образом, в представлении депутата все эти меры по поддержке автопрома становятся «большой социальной программой».

«Бюджетная эффективность только для федерального бюджета составляет 156 процентов, — поддержал ее Морозов. — На каждый вложенный рубль казна получает 1,5 рубля». При этом еще больший эффект, по его словам, могут получить региональные бюджеты.

Если говорить о долгосрочных перспективах, то в минпромторге уже и об этом подумали. Например, собираются ограничить сроки эксплуатации коммерческих ТС, ввести возрастной экологический коэффициент в транспортный налог и даже разрешить использовать материнский капитал для приобретения автомобиля.

ЗАКОННЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКСПОРТА

Еще одной новостью заседания стало то, что в минэкономразвития обсуждают и даже разработали проект федерального закона «О поддержке экспорта в РФ». О его сути рассказал один из авторов — замдиректора департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности МЭР Михаил Антипов. По его словам, многие компании до сих пор не знают, что в стране кто-то занимается поддержкой экспорта, либо же попросту боятся связываться с госструктурами. Поэтому чиновник сделал вывод, что существующие меры неэффективны, а бизнес научился работать без государства. Чтобы изменить ситуацию, как раз и был разработан законопроект о поддержке экспорта.

В минэкономразвития проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что есть три проблемы. Во-первых, никакой из органов госвласти не имеет функций по поддержке экспорта. Во-вторых, органы власти не всегда взаимодействуют с бизнес-сообществом, поэтому нет системного видения, как и что надо решать. В-третьих, в законодательстве попросту нет понятий несырьевого экспорта, экспорта услуг... Все эти недочеты МЭР, собственно, и планирует исправить законом.

Для начала в нем как раз дается понятие, что же такое «поддержка экспорта», а также, что важно, указываются конкретные меры по поддержке экспорта. К ним в первую очередь МЭР отнес информационную поддержку, защиту государством экспорта за рубежом, содействие выставочно-ярмарочной деятельности, анализ и прогнозирование ситуации на мировых отраслевых рынках, облегчение доставки экспортируемой продукции и прочее. Финансовые меры поддержки из законопроекта убраны целиком. Морозов пояснил, что это сделано лишь с той целью, что коллеги по ВТО смогут, не дай бог, обвинить Россию в неправильной поддержке экспорта и ввести запретные меры. «Линейка мер поддержки обозначена. Этот законопроект — рамка, он будет развиваться дополнительными мерами», — пообещал Антипов. Вскоре, по его словам, законопроект должен быть внесен в правительство. В свою очередь, Когогина добавила, что и в этом законопроекте есть то, о чем уже говорил и что предлагал ее экспертный совет.

В заключение заседания депутат пообещала, что результаты сегодняшней работы вновь будут обобщены и представлены в виде пожеланий автопроизводителей в кабмин.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    20.11.2015 08:47

    Кстати, роман Бальзака "Шагреневая кожа" довольно любопытный. почитайте как-нибудь, советую

    • Анонимно
      20.11.2015 09:42

      Одна говорит -сможем! Другие- да не получиться у Вас ничего! Перчатка брошена госпожа Когогина. Поддержите рынок так чтоб ни на процент ни упал.

  • Анонимно
    20.11.2015 08:51

    хватит робко топтаться на рынках СНГ! давно пора устроить экспортную экспансию отечественных автомобилей на Восток! у нас есть мирового уровня технологии и бренды, подтянулось качество, современный модельный ряд (л/а, автобусы и грузовики). Например в Иране городское население 70 млн. человек, а автомобилизация меньше 150 машин на 1000 человек, наши союзники. Только рынок Ирана позволит экспортировать до миллиона автомобилей в год, логистические расходы не критичны - по Каспийскому морю

    • Анонимно
      20.11.2015 09:13

      действительно, пока есть возможность "хапнуть" долю на внешнем рынке, этим надо пользоваться. Иначе опять всё поделят без нас, и останется торговля РФ зажатой рамками госграницы.

      • Random
        20.11.2015 11:20

        Еще один, делитель...Если честно, то вся суть данного мероприятия была всего лишь констатация фактов падения и как могло быть еще хуже, если бы не "мы"...Стимуляция спроса ничего не даст в долгосрочной перспективе, что бы выходя из кризиса не возвращаться в него вновь в таком же состоянии. Касательно упомянутого на мероприятии "ЭКСПОРТА", то ту необходимо заметить, что гос.структуры тут ничем помочь не могут (кроме гос.закзаза, по договоренности, что есть копейки), так как там рынок более развит (кроме Сев. Кореи).Конструктивно, необходимо предлагать клиентам реально действенные комплексные меры по поддержке на внутреннем, рынке! Это кредитование по НОРМАЛЬНЫМ ставкам! А субсидирование (стимулирование спроса), это всего лишь перекачка денег из бюджета в банки, тот же самый КАМАЗ и в его карманные лизинговые компании. Не хочу много здесь строчить, но комплексных мер Минпромторг и Минэкономразвития РФ принять НЕ МОГУТ в связи со своей некомпетентностью!ХОТИТЕ РОСТ ПРОИЗВОДСТВА АВТОМОБИЛЕЙ (в целом) И ИХ СПРОС? Изучите опыт Тайланда!

    • Анонимно
      23.11.2015 09:34

      да вы что, в азии и африке уже давно китайцы.. но бороться надо!

  • Анонимно
    20.11.2015 09:06

    Кризис - это всегда возможности. Кто успел подготовиться, тот, как минимум, не пострадает. А может и развиться.

  • Анонимно
    20.11.2015 09:09

    Ладно хоть государство рынок поддерживает, на автопроме столько людей завязано по всей стране.

  • Анонимно
    20.11.2015 09:36

    Писали в БО про непонятные схемы покупки и продажи доли в предприятии акционерами. В том числе через офшоры. Зачем помогать этому неэффективному предприятию с космически разбогатевшими за несколько лет акционерами и топменеджерами?

    • Анонимно
      20.11.2015 09:57

      Российский автопром - это неэффективное предприятие? Помогают не предприятиям, а людям, на них работающим. И завязанным на них.

      • Анонимно
        20.11.2015 10:07

        Мне интересен доход Когонина! И какова его доля в камазе и во сколько она оценивается?

        • Анонимно
          20.11.2015 10:55

          Это открытая информация, она публикуется периодически, когда депутаты оглашают свои доходы и доходы членов своих семей.

      • Анонимно
        20.11.2015 10:24

        советская промышленность строилась исходя из государственных и социальных вопросов, а не экономических. Тяжело перевести такую огромную и сложную систему на рыночные рельса. Постепенно это удается, но не в миг такое делает.

        • Анонимно
          20.11.2015 10:35

          Почти 25 лет нет советского союза. Сколько еще нужно времени?

          • Анонимно
            20.11.2015 10:58

            Знаете, я вообще удивлен, что Россия после перестройки, развала, шоковой терапии и проч. в живых осталась.

          • Анонимно
            20.11.2015 11:02

            Государство - уходят и приходят, а лада остается ладой. ничего нового

      • Random
        20.11.2015 11:11

        Людям? Вообще то, это предприятие, у которого есть конкретные собственники, которые регулярно из него выкачивают деньги! И с эффективностью управления у них, скажу я Вам, не очень!Кроме того, это не благотворительная организация, а должна приносить прибыль...А судя по тому, сколько денег влили в это "предприятие", то можно было бы обеспечить всех сотрудников пожизненно, да еще налогов с них срубить.Так что, когда говорят о помощи, невольно возникает вопрос, с какого черта? Что бы Когогину и супруге еще бонусов упало?Про Ростех вообще говорить не хочу...

  • Анонимно
    20.11.2015 09:38

    Тема этого мероприятия - дайте денег насколько понимаю. А отчитаться за ранее полученные деньги до этого?

  • Анонимно
    20.11.2015 09:42

    В советское время за пределами СССР продавалось более 25 тыс. автомобилей "КамАЗ". Куда эта цифра ушла и по какой причине?

    • Анонимно
      20.11.2015 10:22

      По причине развала СССР возможно?Раньше еще и КПСС была, и государства-сателлиты, а сейчас их нет. Вы еще про Гагарина вспомните)

  • Анонимно
    20.11.2015 09:46

    Ходро шлепает три модели, а у нас собирается 57 брендов 246 моделей автомобилей! мы гораздо конкурентнее иранских автопроизводителей, тем более 12 лет санкций сформировали потребительский запрос на новые машины

  • Анонимно
    20.11.2015 10:17

    В бытность существования колхозов, мне приходилось часто ездить по районам РТ. Я заметил тогда одну закономерность - чем беднее был колхоз, тем богаче был дом у председателя колхоза. Так и с КАМАЗом. Когогин- самый богатый из всех бывших до него директоров.

    • Анонимно
      20.11.2015 10:25

      Только камаз есть, а колхозов нэту

    • Анонимно
      20.11.2015 10:58

      ну-ну. это кто это нищим с камаза ушёл?в постсоветский период особенно? фамилиями не поделитесь?

      • Анонимно
        20.11.2015 16:46

        Это вы так признаетесь: воровали и будут воровать используя всякие схемы...

    • Анонимно
      20.11.2015 13:32

      Что интересно, КамАЗ - первое акционерное общество в СССР, одновременно с Сумским машиностроительным ПО (если не считать всяческие внешторговские СП-конторы за рубежом, которые были известны только в узких кругах), а, следовательно, - патриарх нашей "рыночной" экономики. Хочется сказать - советско-российский аналог Дженерал моторс. И - такой финал.

  • Анонимно
    20.11.2015 10:43

    Это же бизнес, ничего личного! Не можете сделать нормальный грузовик - ищите другую работу.

    • Анонимно
      20.11.2015 10:57

      Интересная логика.Недоволен работой - ищи другую.Не нравятся магдеевские дороги - ходи пешком.Не нравится парк - не ходи в парк.Не нравится дышать загазованным воздухом - не дыши.Не нравится статья - напиши комментарий.Эгоизм сплошной!

      • Random
        20.11.2015 11:17

        Это вопрос компетентности! Если ты не в состоянии выполнять свои обязанности, то стрелка указывает на дверь, а не на разворот!Камазы, как класс авто, очень серьезно ограничен, хотя и есть свои плюсы, это невозможно игнорировать! Но в этом сегменте серьезная конкуренция за пределами России. Поэтому, если не можешь сделать конкурентный продукт, то должен понимать, куда показывает тебе стрелочка!

        • Анонимно
          20.11.2015 11:54

          конечно, ограничен. это специальная техника. грузовая. на ней на дачу не поедешь, да и в отпуск.

          • Random
            20.11.2015 16:05

            Грузовая техника, это очень широкой понятие!Там есть своя классификация... Камаз интересен прежде всего, своим трехосным шасси, но не более. Как самосвал он еще ничего, но как седельный тягач, никак...

    • Анонимно
      20.11.2015 11:26

      Ну вот чета Когогиных сделать не могут но при этом отлично устроились

  • Анонимно
    20.11.2015 11:01

    Опять на грузовики свернули! А легковые производители тоже получат поддержку? Или наши ВАЗы настолько хороши, что их и так расхватывают?

  • Анонимно
    20.11.2015 11:20

    1 леди КАМАЗА это такой почетный титул или должность?

  • Анонимно
    20.11.2015 11:33

    Ни один бывший директор КАМАЗа не стал за время своего директорства совладельцем КАМАЗа. Вот вам и фамилии " богатых" бывших.

    • Анонимно
      20.11.2015 11:57

      Никто не хотел честно платить налоги с собственности???

  • Анонимно
    20.11.2015 11:35

    Я бы и Ладе был бы рад, да вот покупательная способность не позволяет.

    • Анонимно
      20.11.2015 11:55

      нужно Путину написать. он поможет

    • Анонимно
      20.11.2015 12:11

      работай над собой. А не над комментариями в БО. Если только, конечно, именно они и не повышают твою покупательскую способность.

  • Анонимно
    20.11.2015 11:54

    Вы правильно заметили- колхозов "нет", потому что оказались в ж..... Теперь и КАМАЗ( а это большой колхоз) движется в том же направлении. " Верной дорогой идете товарищи!" " Даешь увеличение денег в карманах совладельцев!"

  • Анонимно
    20.11.2015 13:01

    В статье про Камаз ни слова, кроме описания Когогиной. А в обсуждении опять один Камаз. Любимая мозоль на языке.

  • Анонимно
    20.11.2015 13:07

    Тут в 12:30 в новостях БО сообщил "на правах рекламы" (т.е. без комментов) о награждении зеленодольского ПОЗиСа за их великолепные холодильники. Сколько не изучал их модельный ярд по их сайту (кстати, очень топорно сделанному), не нашел ни одной модели с приличными техническим характеристиками. Хотелось местный, "родной" аппарат купить, поддержать отечественное машиностроение, так сказать. Но нет, не только я, но и отзывы покупателей в инете не вдохновляют. Все конкуренты импортные в основном превосходят по характеристикам, даже китайцы и белорусы, а китайцы еще и по соотношению цена качество.В общем, продолжаем слушать мантры наших машиностроителей.

  • Robert
    20.11.2015 14:40

    что леди№1 что ее бойфренд однозначно не понимают что на автомобиле Камаз пропадет. Нужна серьезная диверсификация, чтобы скажем смочь приспособится сложившимся рыночным условиям. ОЭЗ Алабуга была тоже когда то КамТЗ, потом ЕлАЗ, теперь ОЭЗ. Биться за автомобиль любыми средствами бесполезно!!!!Нужны новые производства, новые продукты госпожа Когогина! Деньги налогоплательщиков не могут без конца раздариваться предприятиям у руководства которых стоят бездарные люди!!!!!

    • Random
      20.11.2015 16:06

      Вы им предлагаете отшлепать самих себя?Они же ничего другого делать не могут, как раздаривать самих себя...

  • Анонимно
    20.11.2015 21:46

    увы,господа,камаз потихоньку сжимается-экспорт,инвестиции,соответственно идут сокращения,перспективы туманные.а главное нет конкретных предложений-как выправить ситуацию,как с января начать работать на полную мощность,а следующий год еще печальнее...

  • Бурбаки
    20.11.2015 22:47

    По многим прогнозам 2016 год будет решающим годом для экономики России. Хотя в бюджет и заложили цифру в 50 долларов за баррель, но реальность такова, что цена на нефть может опуститься еще ниже. А ведь это основной источник, который помогает держаться на плаву всей экономике, в том числе и автопрому. Падение производства даже при самом оптимистическом подходе еще на 9% это уже на грани точки невозврата. И ведь выхода то не видно, если все у нас завязано на нефть и его цену на рынке. Нельзя исправить ситуацию за год-два, даже за пять не исправить, имея четкий план выхода из кризиса. А у нас даже и этого пока нет. Кроме одного. Втянуть страну в большую войну, когда будет уже не до экономики. И мы балансируем на этой грани.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль