Конфликт с Турцией 
26.11.2015

Шамиль Султанов: «Главная задача США и НАТО – создать в Сирии новый Афганистан для России»

Чего хотел добиться Реджеп Эрдоган, сбивая российский бомбардировщик, у себя в Турции и во всей ближневосточной игре?

Сегодня в Москву приедет Франсуа Олланд, но не как президент Франции, а в качестве представителя «Вашингтонского обкома» с четким посланием. Такое мнение высказал в интервью «БИЗНЕС Online» руководитель центра «Россия — Исламский мир» Шамиль Султанов. По его мнению, провокация со сбитым Су-24 удалась Западу: Россия отреагировала жестко и все больше втягивается в «сирийское болото». Но это лишь часть ближневосточной игры, которая ведется против Москвы и определит судьбу мира на ближайшие 25 лет.

Олланда в Кремле ждут как представителя нации, пострадавшей от терроризма, с которым можно договариваться. Но французскому президенту уже наверняка промыли мозги в «Вашингтонском обкоме партии»
Олланда в Кремле ждут как представителя нации, пострадавшей от терроризма, с которым можно договариваться. Но французскому президенту уже наверняка промыли мозги в «Вашингтонском обкоме партии»

«К ВЛАСТИ В США ПРИШЛИ ГЕРОИ «ВЕЛИКОЙ БИТВЫ» ПРОТИВ СССР»

— Шамиль Загитович, сегодня Владимир Путин встречается с французским президентом Франсуа Олландoм. Стоит ли нам ждать «ближневосточного» союза России и Франции от этих переговоров?

— Думаю, что Франсуа Олланд приезжает не в очень хорошем настроении. Да, после двух страшных терактов — крушения российского аэробуса А321 и расстрелов в Париже — Европа или, по крайней мере, Франция начала нуждаться в России. Но это не очень устраивает официальную вашингтонскую администрацию.

Когда Франсуа Олланд встретится с Владимиром Путиным, эти переговоры наверняка окажутся не такими, какие вправе ожидать российский лидер. Олланда в Кремле ждут как представителя нации, пострадавшей от терроризма, с которым можно договариваться. Но французскому президенту уже наверняка промыли мозги в «Вашингтонском обкоме партии». Добавим к этому, что на обеде в Париже накануне отбытия в Россию с Олландом беседовала Ангела Меркель. Поэтому он приедет к нам уже не от себя, а от «имени НАТО».

Да, Олланд приедет как представитель НАТО, чтобы передать слова, которые в его уста вложат США и Германия. А слова эти наверняка будут следующими: Запад готов приветствовать Россию на Ближнем Востоке, если она однозначно встанет в ряды американской коалиции и откажется от самостоятельной стратегии в этом регионе. Таким образом, многие расчеты российского руководства отойдут на задний план, и мы попадем в новый цикл стратегической неопределенности. Потому что на Ближнем Востоке идет очень сложная игра со многими неизвестными, а у России не так много возможностей, чтобы действовать наверняка.

— В чем заключается эта игра?

— Запад наверняка неплохо изучил характер Владимира Владимировича. И понимает, что Путин отвергнет такой вариант. Более того, может воспринять его как оскорбление. Вашингтон как бы говорит: приходи под наши знамена, а мы тебе за это долги скостим и по Украине договоримся. Как отреагирует российский лидер? Думаю, что предельно жестко. А жесткость означает, что мы продолжим наращивать свое военное присутствие в Сирии. Именно это «Вашингтонскому обкому» и нужно.

— Получается, что и на сбитый Су-24 России не стоило реагировать жестко?

— Надо было реагировать гораздо спокойнее. Понимая, что это игра, и турки в ней играют не самую главную роль. А мы отреагировали слишком эмоционально. Причем Путин сделал это в присутствии короля Иордании Абдаллы II — на встрече с ним в Сочи 24 ноября. Но ведь все прекрасно знают, кто такой Абдалла ибн Хусейн — это наполовину англичанин, человек западной культуры, абсолютно несамостоятельный. По старым советским меркам это инструктор «Вашингтонского обкома», даже не завотделом.

За Вашингтонский обком играют очень умные ребята. Может, сам Барак Обама и не самый великий стратег и политик, но люди, которые сейчас сидят в совете национальной безопасности США, — те самые, которые разыгрывали в 1980-е годы Афганистан в рамках большой глобальной игры. У них большой опыт эффективной рефлексивной стратегии, они считают себя героями великой битвы, в результате которой СССР как «империя зла» был разрушен. Когда к власти пришла семья Клинтонов, они отправились в отставку. Потом был Джордж Буш-младший. И лишь потом, когда в 2007 году Роберт Гейтс стал американским министром обороны, эти люди постепенно стали возвращаться во власть. И в настоящее время они играют большую роль, а Барак Обама и феминистки, которые вокруг него вращаются, — это просто прикрытие. Идет сложная геополитическая игра, и ее результаты определят судьбу мира на ближайшие 20 - 25 лет.

«ТУРКОМАНЫ — ЭТО КАК В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ КАЗАКИ»

— Вы допускаете силовой вариант разрешения конфликта между Россией и Турцией?

— Силового варианта, конечно, не будет, это рискованно на данном этапе и для Турции, и для России. Но фаза отчуждения между нашими странами неизбежна. И лишь после ряда неформально закрытых процедур, о которых не станут рассказывать по телевизору, конфликт будет фактически исчерпан.

Я бы даже не называл это конфликтом, это кризис. И у него есть две составляющие. С одной стороны, Россия не поняла всей важности социально-экономической ситуации на северо-западе Сирии для Турции — в отношении тех же туркоманов, сирийских туркменов, которым Анкара традиционно во все времена оказывала и оказывает покровительство. С другой стороны, Турция слишком жестко отреагировала на факт, достоверность которого пока сомнительна, — вхождение российского самолета в «краешек» турецкого неба. Было это или не было, но обычно на все это реагируют мягче. Тем более что Су-24 мог зацепить воздушное пространство Турции совершенно случайно, совершая маневр, который иначе совершить было бы затруднительно.

— Говорят, что турки вступились не только за сирийских туркменов, но и за дешевую нефть, которая транзитом идет из ИГИЛ...

— Нет, большая часть нефти, которую добывает ИГИЛ (террористическая группировка, запрещенная в РФприм. ред.) на северо-востоке (где расположены основные сирийские нефтепромыслы), идет в Дамаск. Тот же режим Башара Асада покупает ее. Когда говорят о веренице бензовозов с нефтью, которые бомбят наши российские бомбардировщики, подразумевают как раз эти грузовые потоки в Дамаск и на территорию, которую он контролирует. А вот туркоманы для Турции действительно очень важны.

Кто это такие? Это, собственно говоря, турки — выходцы из Турции, из провинции Анатолия. Как в российской истории были казаки, обитавшие на наших рубежах и несшие там службы, так в турецкой истории были туркоманы, сирийские туркмены. Они всегда выполняли примерно такую же роль: боролись с контрабандой, выступали в качестве разведчиков и так далее. И для Турции это очень исторически важно.

— Чем же Россия так страшна для сирийских туркменов?

— Они уже не раз заявляли, что в результате российских бомбардировок среди местного населения десятками гибнут женщины и дети. А основное население здесь, в этом территориальном аппендиксе, врезающемся в тело Турции, — это как раз туркоманы. Но они де-факто враждебны по отношению к «Исламскому государству». Да, у них есть свои боевые подразделения, которые часто координируют свои действия с частями «Джабхат ан-нусра», воюющими с правительственными войсками Башара Асада. И в эти подразделения действительно входит большое количество выходцев из России. Некоторые эксперты считают, что в «Джабхат ан-нусра» выходцев из России даже больше, чем в «Исламском государстве». Что касается лагерей боевиков, то да, они здесь есть. Но «лагерь» или «база» — понятия очень динамичные. Таких динамичных, мобильных баз несколько сотен.

Больше всего в ближневосточном конфликте Анкару беспокоит желание Вашингтона разыграть курдскую карту
Больше всего в ближневосточном конфликте Анкару беспокоит желание Вашингтона разыграть курдскую карту

«МЕЖДУ ТУРЦИЕЙ И США РЯД КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОГОВОРЕННОСТЕЙ»

— А почему отношения с сирийскими туркменами так важны для Реджепа Эрдогана?

— Дело в том, что после парламентских выборов, которые завершились в Турции 1 ноября, Эрдогану необходимо решение меджлиса на проведение референдума, но для этого у него недостаточно поддержки среди депутатов. Референдум же необходим, чтобы исполнить давнюю мечту турецкого лидера — внести изменения в Конституцию и превратить страну в президентскую республику с сильной системой правления. Стратегически это правильное намерение: мир на ближайшие 10 - 15 лет вступает в штормовой период, стране необходима система сильной власти. Эрдоган хочет выстроить президентскую вертикаль на манер США, Франции и России. Но ему не хватает голосов даже для того, чтобы в парламенте принять решение о референдуме. В том, что на референдуме будет одержана победа, турецкий президент не сомневается, но для этого надо провести это решение через депутатов. И здесь ему очень нужна поддержка Партии национального действия (тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) — партии турецких националистов.

В этом контексте защита сирийских туркменов — это инструмент, с помощью которого Эрдоган рассчитывает добиться альянса с МНР. Характерно, что одним из депутатов турецкого меджлиса, прошедшим 1 ноября по спискам правящей Партии справедливости и развития, стал сын основателя МНР Алпарслана Тюркеша. Поэтому альянс с МНР, обладающей в парламенте более чем полусотней голосов, необходим Эрдогану, чтобы отштамповать решение о референдуме. Это важно лично для Реджепа Эрдогана и для его Партии справедливости и развития.

И все-таки ключевой момент здесь связан не с сирийскими туркменами. Главное, как это ни странно, — взаимоотношения между Турцией и США. Больше всего в ближневосточном конфликте Анкару беспокоит желание Вашингтона разыграть курдскую карту. Летом, когда Турция вошла в американскую коалицию, этот вопрос вроде бы исчез с повестки дня. Но с тех пор произошли некоторые события, которые вернули ему прежнее значение. В частности, антитурецкая фракция в Вашингтоне вновь стала уделять все большее внимание курдскому фактору. К тому же в начале ноября в Сирию решено было направить 50 американских военных инструкторов.

Кого они собираются инструктировать? Не кого-то абстрактного, а именно курдов, которые являются фактическим ответвлением Рабочей партии Курдистана (РПК). А эта партия, в свою очередь, является злейшим врагом Анкары. Добавьте сюда поставки американского вооружения в Сирию, которые предназначены не только Сирийской свободной армии, а прежде всего курдам.

Что же получается? Курды — один из самых болезненных факторов в жизни современной Турции. И США демонстрируют свою готовность играть на нем. Более того, в последнее время такую же готовность изъявляет и Россия.

— Эрдоган в силах играть против США?

— Благодаря прошлогодней победе Реджепа Эрдогана на президентских выборах отношения Соединенных Штатов и Турции перешли на новый уровень. После этого впечатляющего успеха американцы, конечно же, больше стали уважать Эрдогана как харизматического лидера. Но при этом сам турецкий лидер, убедившись в своей популярности, почувствовал себя вправе пересмотреть свои отношения с Америкой.

Мне представляется, что основой этих отношений является ряд конфиденциальных договоренностей. Между окружением Эрдогана (в частности, в переговорах мог участвовать глава турецкой внешней разведки (MIT) Хакан Фидан (Hakan Fidan) и одним из сообществ США, которое является наиболее активным промоутером идеи поддержки курдов. Договор заключался в том, что Турция занимает более жесткую позицию по отношению к участию России в ближневосточном конфликте (а турки изначально это не приветствовали), а за это американцы отказываются от поставок оружия и инструкторов для сирийских курдов.

«МЫ ОБЛЕГЧАЕМ НАТОВЦАМ ЗАДАЧУ ПОГРУЗИТЬ НАС В СИРИЙСКОЕ БОЛОТО НА ДОЛГИЙ СРОК»

— Получается, к уничтожению российского бомбардировщика Турцию подтолкнули американцы?

— Могла ли Турция вообще пойти на такой радикальный шаг: сбить российский бомбардировщик и поставить мир на грань Третьей мировой войны, если бы она не провела предварительных консультаций со странами НАТО? Нет, не могла. А с кем она тогда консультировалась? Прежде всего с американцами, немцами и англичанами. Я предполагаю, что все они сказали: давай, вперед, мы тебя поддержим, что и доказывает экстренное заседание совета НАТО, состоявшееся в тот же вечер после уничтожения российского самолета. Совет в целом выразил свою солидарность с Турцией. Такая тактика поведения Анкары логична: никто не пойдет на конфликт с ядерной державой, не заручившись поддержкой других ядерных держав. Так что сейчас конфликт произошел не между Россией и Турцией, а между Россией и НАТО. Мы вступили в принципиально новый период силового противостояния на Ближнем Востоке.

— Почему американцы пошли на комбинацию с турками?

На экстренном заседании НАТО, состоявшемся сразу после уничтожения российского самолета, Совет, в целом, выразил свою солидарность с Турцией
На экстренном заседании НАТО, состоявшемся сразу после уничтожения российского самолета, совет в целом выразил свою солидарность с Турцией

— Главная задача США и НАТО — вовлечь упирающуюся Россию в сирийское болото, создать в Сирии новый Афганистан для России. Постепенное расширение российского присутствия в этом регионе уже началось: предполагается создание 2 - 3 дополнительных военно-воздушных баз, увеличение охраны этих баз до 5 - 7 тысяч человек. Таким образом, мы постепенно втягиваемся в эскалацию конфликта, тем самым облегчаем натовцам задачу погрузить нас в Сирию на долгий-долгий срок. Я думаю, что к этому вся эта игра и ведет.

— Если за большинством ближневосточных лидеров стоит «Вашингтонский обком», то есть ли у нас в этом регионе вообще союзники?

Прежде всего Иран. Как раз одна из стратегических задач американцев заключается в том, чтобы дискредитировать Владимира Путина в глазах иранского руководства. Заметьте: то, что случилось в Турции, произошло на следующий день после довольно успешных переговоров российского президента с духовным лидером Ирана Али Хаменеи. Причем в Тегеране Путин встретился, можно сказать, с дружественной критикой. Ему как бы дали понять: в решении ближневосточных проблем вы должны надеяться на нас, а не только вести переговоры с США и европейскими странами.

А что такое Тегеран? Это сейчас поле боя двух группировок. С одной стороны, это группа силовиков, которую в том числе возглавляет иранский генерал Касем Сулеймани (у них большая поддержка среди клерикалов, в парламенте и в совете безопасности страны). А с другой — группировка президента, в которую входит, к примеру, министр иностранных дел Мохаммад Джавад Зариф. Условно это прозападная сила. Грубо говоря, мы играем с силовиками, а американцы — с группировкой президента.

Иран — это потенциально региональная супердержава. Но с кем она будет, на какой стороне? Мне кажется, что ключевая роль инцидента со сбитым российским бомбардировщиком связана как раз с этим вопросом. США ни в коем случае не хотят допустить сближения Москвы и Тегерана. Но у России в ближневосточном регионе своя собственная игра, от которой зависит будущее страны.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (62) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    26.11.2015 11:40

    ЧЕГО ХОТЕЛ ДОБИТЬСЯ РЕДЖЕП ЭРДОГАН, СБИВАЯ РОССИЙСКИЙ БОМБАРДИРОВЩИК, У СЕБЯ В ТУРЦИИ И ВО ВСЕЙ БЛИЖНЕВОСТОЧНОЙ ИГРЕ?А версию того что он просто самовлюбленный дурак не рассматривали? Мне кажется все гораздо проще.Буре.

  • Анонимно
    26.11.2015 11:45

    Россия играет по честному всегда.И это правильно стратегически.Всемирный халифат это будет конец всей цивилизации, библейского проекта. Нужен не халифат, а царство "Белого царя", то есть разумного государства без религии.

  • Liko
    26.11.2015 12:08

    Редкостная глупость и некомпетентность.

  • Анонимно
    26.11.2015 12:19

    Самое главное для нас сейчас - не вдаваться в панику. Мы должны объединиться вокруг нашего президента В.В.Путина, чтобы дать достойный отпор всем проискам мирового империализма!!!Я уверен, с таким президентом Россию ждёт великое будущее!!!

    • Анонимно
      26.11.2015 12:46

      Да, да, мы уже видим это будущее)

    • Анонимно
      26.11.2015 13:52

      /Я уверен, с таким президентом Россию ждёт великое будущее!!!/Небывалый подъём национального духа ведёт нас вперёд, в царство Белого царя.

    • Анонимно
      26.11.2015 14:40

      Интересно, кто победит ? Российский империализм или мировой))))))

      • Анонимно
        26.11.2015 22:57

        Прилагательные к слову "империализм" уберите - вот вам и ответ.

    • Анонимно
      26.11.2015 23:15

      А Россия не является частью мирового империализма?

  • Анонимно
    26.11.2015 12:31

    Последствия у этого инцидента могут быть разными. Понятно, что Россия не начнёт войну против члена НАТО. В то же время существует довольно широкий набор дипломатических шагов, не исключающий отзыв российского посла из Анкары или высылку турецкого посла из Москвы. На сегодняшний день Кремль ограничился довольно мягкими мерами, сделав представление даже не послу, а военному атташе Турции, что выглядит достаточно странно. Кроме того, есть большой спектр возможных экономических санкций, начиная от действий, связанных с поставками газа в Турцию, и заканчивая возможностью остановить поток российских туристов. Это нанесёт экономике Турции серьёзный ущерб, а также окончательно уничтожит российскую туристическую индустрию.

    • Анонимно
      26.11.2015 17:20

      Тур поток и газ поток пойдут в Сирию или из Сирии? Или "ударим долларом по бизнесу". Лучше "ударим рублём по доллару".Или "Ударим санкциями по экономике".Пока счёт 0:0.

  • Анонимно
    26.11.2015 12:36

    Султанов всё верно изложил в интервью. К сожалению, но уже втянулись в это "болото". Сейчас самое главное с достоинством из него вылезти. Думаю, сможем это сделать.

  • Анонимно
    26.11.2015 12:39

    Тему не плохо знает, хорошо написал.

  • Анонимно
    26.11.2015 12:47

    Друзья, осталось потерпеть немного. Мы должны верить нашему руководству, нашему президенту. Вы только вдумайтесь, ведь те суммы, а они огромны, оставались ранее нашими туристами в Египте и Турции, то теперь они будут в России. Да и план импортозамещения в действии... Только непокобелимая вера, стойкость и надежда на лучшее даст нам силы пережить весь этот кризис! Не дадим подлым янкам развалить нашу страну!!! Вперёд Путин!!! Вперёд Россия!!!

  • Анонимно
    26.11.2015 12:53

    путин наш президент!!!

  • Анонимно
    26.11.2015 13:00

    да В.В непросто сейчас но мы его поддерживаем т.к идёт большая игра

  • Анонимно
    26.11.2015 13:24

    Мелко все это!Нужно ответить на след вопросы:Ясно что Эрдоган сам бы не решился. 1. Почему это он сделал? Зная, что РФ и Турция практически родственные страны, учитывая мусульманские республики. Значит есть что-то такое за ним, что господа из вашингтонского обкома знают и могут надавить.2. Зачем это вашингтонскому обкому? Понимая, что возможны любые действия РФ в том числе и начать 3-ю мировую. 3. ИГИЛ теперь забудут?

  • Liko
    26.11.2015 13:26

    Многие не понимают, что это может быть всего лишь началом. Не в смысле началом крупной войны, а в смысле только первая провокация, за которой последуют другие и другие. Не в смысле, что сбивать будут самолеты каждый день, но понятно же раскачку делают ситуации. Делают американцы. Они не заинтересованы ни в подавлении террористов САР с ВКС РФ и Ираном, ни в мирном разрешении ситуации.

  • mls
    26.11.2015 13:34

    Для нас,в глобальной перспективе,мир наступит только тогда,когда мы используем ядерное оружие на Ближнем Востоке,поставив тем самым жирную точку.Все остальное,это война на истощение государства,которое и так у нас на ладан дышит.

    • Анонимно
      26.11.2015 15:12

      Радужные перспективы для нас наступят, когда у нас в стране будут институциональные условия для социально-экономического развития. А пока внутри страны власти заняты "обдиранием" граждан, невозможны успехи в международных делах.

  • Булгарин
    26.11.2015 13:45

    I. Когда пишут про войну в Сирии и участие России в ней, то никто не может ответить на один простой вопрос, а к чему, в конечном счете, сторонники борьбы с терроризмом придут. Что будет после разгрома «террористов»? Вопрос, чего там добивается Россия? Каковы стратегические цели участия в этой войне? И еще, под крики ура-патриотов стали забывать, что экономика России почти на нуле и во сколько эта война ей обойдется? По-моему, вступив неожиданно для самих россиян в эту войну, руководители России и сами толком не знали, для чего они это делают. Победили тактические цели. После Украины надо было направить поток событий в иное русло. Ведь там наметился стратегический проигрыш. Украина после всех событий только окрепла, смогла самоорганизоваться. И теперь, как тут уж можно заметить, в российских СМИ нет уже тем о укрофашистах, бендеровцах и убитых младенцев правосеками. Весь информационный поток направили на Сирию. Вполне возможно, преследовали две цели, вступив в эту войну. Одна цель отвлечь внимание от Украины, переформатировать украинские события, а другая - Асаду помочь. В конце концов, ведь он гарант того, что у нас там есть и будут военные базы. А дела у Асада пошли ой как плохо. Армия уже почти разваливалась, народ устал от войны, да и не могут 14% населения Сирии, даже имея за спиной армию и всех силовиков, удерживать в повиновении остальные 86%. Вполне допускаю, что российские руководители решили, что они там прикроют Асада с воздуха, будут несколько месяцев бомбить противников Асада, а там Асад уже сам справится. Потом перестанут активно бомбить, свернут операции в Сирии, оставив только военные базы под прикрытием Асада. Но вот ситуация развивается несколько уже по иному. Оказалась сирийская проблема не имеет вообще однозначного решения. И, по-видимому, Сирии как такого государства уже в будущем не будет. Сколько бы не бомбили повстанцев, но Асад уже не в силах восстановить управляемость всем государством. Те же курды вряд станут опять подчиняться ему. Они уже на полпути к созданию своего государства. Да и арабы-сунниты, которых сегодня обвиняют в попытке создать там свой халифат, вряд ли будут подчиняться Асаду. Даже, если допустить, поставив вместо него другого, Дамаску. В Сирии их более двадцати миллионов, да и арабы-сунниты из Ирака также вряд ли будут подчиняться Багдаду. Скорее всего, это будет или болото без центрального правительства как это сейчас есть, где по огромным просторам катаются на Тойотах, вооруженные пулеметами боевики с различными флагами и повязками на глазах, или все же начнется формирование отдельного и от Дамаска и Багдада государство арабов-суннитов. Хотя, пока еще против них и западные страны, и России с Асадом воюют. Американцы воюют против них по инерции, из-за того, что посадили в Багдаде шиита, которых во времена Саддама угнетали сунниты, а теперь они гнобят суннитов в стране. Это вроде пока выгодно США. Ирак не может восстановиться и скорее тоже уже не станет единым государством. Американцам также не нужен там шиитский халифат во главе с Ираном.

  • Булгарин
    26.11.2015 13:45

    II. С американцами понятно, у них есть четкая стратегия. Они разбили Саддама, раскололи мусульманский мир на два враждующих и уже непримиримых лагеря (сунниты и шииты), раскололи Сирию на части. Усиленно поддерживают курдов, видимо, хотят на них опереться, заодно противопоставив их туркам. Да и Асад им нужен, потому и не бомбили его, а могли за несколько месяцев убрать. Ведь поводом нападения на Саддама стало несуществующее химическое оружие, а тут у Асада не только целый арсенал обнаружили, но даже он успел его и применить против своего народа. Асад нужен США как защитный буфер для Израиля. Пока там Асад евреи могут и не бояться ударов оттуда. Уйдет Асад, а вместо него могут прийти иранские стражи революции и спокойствию Израиля придет конец. Потому американцы и лавируют. Ведут достаточно грамотную политику. И еще. В последнее время наметилась даже тенденция к сворачиванию присутствия американских сил в этом районе боевых действий. Обама проводит свою политику, которая сводиться к управлению мировыми процессом при минимальном вмешательстве США. Кстати, одна из стратегических ошибок нашего руководства было то, что они страшно недооценили Обаму. Пытаясь принизить его как политика, они сами и в свою легенду и поверили. А ведь Обама уже второй срок правит США и за время правления смог и экономику вытащить из кризиса после Буша-младшего, и перевести внешнюю политику с установки на глобальное доминирование через грубую силу на тонкое управление мировыми процессами при минимизации затрат. Но вот со стратегией России не понятно. Имея такие проблемы в экономике, ни одно государство два раза подряд на разных фронтах войну не затевает. Это грозит экономическим коллапсом. И в чем конечная стратегическая цель у России тоже не ясна. Все эти разговоры борьбы с терроризмом рассчитаны на обывателя, которому что-то и надо скормить в качестве информационной жвачки. Пусть тешатся. Главное ведь для руководства России геополитические цели, попытка закрепиться в Средиземном море, в Сирии остаться со своими базами. Вроде эта цель. Но для этого надо понимать, что одними бомбежками врагов Асада не обойтись. Надо будет и сухопутные силы привлечь, и это уже надолго. И надо быть готовым, что в итоге и с Ираном у нас возникнут разные цели. Иран стремиться построить связующий мост между ним через шиитский Ирак, Сирию к шиитскому Ливану. Он хочет выйти тоже в Средиземное море. Но это вряд ли обрадует США и Израиль. Так для чего нужно нам присутствие в этом море. Мы хотим кольцом окружить Турцию, признать его сторонником и спонсором террористов, и поставить ее на то же положение, на котором у нас Украина? Не слишком ли уж глобальные цели, практически невыполнимые. Тут ведь можно и надорваться. Понимают ли наши руководители?

    • Анонимно
      26.11.2015 14:04

      Правильно, написал - у американцев стратегия, а у нас тактика - один за трон, а придворные придерживают, чтоб не рухнул, всякие спектакли для населения разыгрывают, с терроризмом борятся. Вот собственно и вся тактика

    • Анонимно
      26.11.2015 14:15

      Булгарин, ты не прав. Мы верим нашему президенту. И мы готовы потерпеть. Победа будет за нами. Враг будет разбит! Путин вперед! Народ россии с тобой!

      • Булгарин
        26.11.2015 14:25

        Это, видимо, типичный "ура-патриот". Ну что же у нас и такие есть, вполне возможно, их большинство. Главное не думать самим. На это есть президент. И терпеть готовы, только ради чего? И за весь народ готовы говорить.

        • Анонимно
          26.11.2015 15:52

          Вы думаете у пиндосов по другому? Или у евровассалов? Вы думаете там народ думает? Да там всем по барабану абсолютно. Они боятся высказать свое мнение вообще. Есть конечно некоторые, но их крайне мало. Остальные молчат, потому что не разбираются или наплевать.

          • Анонимно
            26.11.2015 16:04

            не ври, Все там в полном порядке! особенно с уровнем жизни!

            • Анонимно
              26.11.2015 23:49

              точно,и беззубых людей там нет,даже стариков,а у нас протезирование зубов непозволительная роскошь для большинства населения,с колен встаём,а во рту зубов нет.

              • Анонимно
                27.11.2015 22:43

                Отсутствие зубов не мешает вставать с колен.Зато у нас Великая территория, недра богатые, поэтому мы великие от рождения и путь у нас особый: шаг вправо, шаг влево или расстрел, шаг вперёд два назад или как Лебедь,Рак и Щука. Бог терпел и нам велел. Не богат, радуйся спокойно спишь. Жизнь то не вечная, лет 70 сего, мигом пролетит, не греши и в раю. Ноль проблем.

      • Анонимно
        26.11.2015 15:51

        "Мы верим..." 26.11.2015 14:15 Молодняк верит. А когда создашь семью, обзаведешься детьми, похоронишь лично сам пару-тройку родственников, наступает просветление. Начинается автоматическая оценка каждого произнесенного слова, жеста или мимики, а особенно - реальных дел любого руководителя, показанного в СМИ, независимо от его должности, внешности и "заслуг". Жизненный опыт и знания дают возможность распознать любого пустобрёха, жулика и авантюриста на любом уровне управления людьми и их жизнями.

    • Анонимус
      26.11.2015 15:04

      Булгарин респект

    • Азат Д
      26.11.2015 23:30

      "С американцами понятно...раскололи мусульманский мир на два враждующих и уже непримиримых лагеря (сунниты и шииты), " - мдя. Про Кербельскую битву почитайте, это сразу после смерти Мухамада.

  • Анонимно
    26.11.2015 13:49

    Если чему -то должно случиться, то оно произойдет неминуемо. В мире столько накопилось точек напряжения , то непременно что-то случится , вероятнее всего война типа 3-ей мировой.Можно ли его не допустить ? Сомнительно , потому ,что сейчас новое поколение , не знавших ужасов войны и кажется ,что война никого не коснется. Это ведь так легко её развязать ...Политики -они в стороне останутся.

  • Анонимно
    26.11.2015 14:05

    Нет у России стратегии, нетуу...

  • Анонимно
    26.11.2015 14:08

    России не нужна война с Трцией.У нас арабов нет ,а тюрки -мусульмане -второй по численности народ России и вся Средняя Азия и Казахстан тоже тюрки. Хотим или не хотим все они очущают себя родственными народами. Это то-же что и сербы,болгары и др. славянские народы для русских

  • Анонимно
    26.11.2015 14:14

    Уважаемый булгарин, таких как вы философов вокруг Путина тьма. Они все дураки, а вы один такой прямо умный. Рассуждать снизу всегда легко, потому что видимость ограничена. Принимать решения и брать на себя ответственность- вот, что труднее всего. Особенно, когда с самого верха ты видишь совсем другую картину, не такую уж точно, какую видите вы, уважаемый.

    • Анонимно
      26.11.2015 14:39

      Правильно! У нас нет той информации, которая есть у Путина.

  • Bure
    26.11.2015 14:29

    Похоже на правду не соглашусь только с тезисом что Россию втягивают в ближневосточное болото . Она сама туда лезет ,достаточно проанализировать действия Путина и посты здешних комментаторов ,флаг им всем в руки как говорится .

  • Liko
    26.11.2015 15:12

    Эрдоган себе могилу похоже выкопал. Ну и балбес же он.

    • Анонимно
      26.11.2015 15:41

      почему? что ему будет? он президент страны экономика которой мощнее российской!

      • Liko
        26.11.2015 16:33

        Если она научились шить трусы, делать унитазы и текстиль немного, это еще не значит, что у них экономика мощней российской. Что-то я не виде турецкие компании среди крупнейших производителей автомобилей, машиностроительного оборудования, и электростанции они сами не строят, и процессоров, электроники вроде бы нет. Не нужно преувеличивать.

        • Булгарин
          26.11.2015 16:47

          Так для примера, вот сегодня через Босфор прошла президентская яхта, направляясь в Хорватию. Называется "Чайка", стоимостью несколько сот миллионов долларов. И где вы думаете она была сделана? В Турции. Это ответ. Кстати, и автобусы недавно по Казани раскатывали турецкие, пока их не заменили на дешевые китайские.

          • Liko
            26.11.2015 17:45

            Ваша основная проблема в том, что вы не поняли суть события. Турция зачем-то целенаправленно сбила наш самолет. Она же не ради самого этого факта это сделала и не ради туркоманов. Будет продолжение. Можете объяснить почему не сбивают турецкие истребители на Грецией и Кипром, над Арменией? Над Ираком и Сирией они и так уже летают как вздумается. Почему-то никто же не догадался сбивать их истребители? Мы имеем дело с целенаправленной провокацией со стороны Турции, суть которой до конца не ясна пока. Но ясно, что сейчас именно турки целенаправленно заводят ситуацию в тупик. А вы здесь нам рассказываете какие турки хорошие. Турки может быть и хорошие, а вот во власти там людишки так себе. Похуже наших будут. Террористов там разводят и коверкают ислам. От того, тюркского они происхождения или арабского, суть это не меняет. Наивно думать, что если мы уйдем из Сирии, то все наладится. Я вам уже писал, что ту политику, которую вы предлагаете, Россия проводила уже 25 лет. Однако, никто от нас не отстал. И не отстанут сейчас. Так что не нужно предлагать то, что завело нас вы нынешний тупик. Не мы же самолеты сбиваем, начинаем КТО против своего народа.

            • Анонимно
              26.11.2015 19:50

              Уважаемый Лико! Кукловоды из Ленгли дали указание туркам сбить наш Су 24, для обострения ситуации после положительного эффекта для РФ от встречи G 20 в Анталье и переговоров с лидером Ирана . Готовится почва для блокировки Босфора для наших судов и военных кораблей. Как тогда снаряды, и ракеты подвозить на базу будем? По воздуху- в 3 раза дороже! Впереди еще много провокаций будет. Вход 1 рубль, а выход из ситуации 3 руб. Надо ли создавать Афган 2 ? Вот в чем вопрос! Какой выход из этой западни может быть?Доктор

              • Liko
                26.11.2015 20:02

                Есть еще такой пролик - Гибралтар называется. На крайний случай. Через него возить, конечно, раза в 3-4 дольше - недели две-три. Да и закрыть проливы Турции будет не просто - кроме договоров, суда ходят в основном не под российскими флагами, в том числе и те которые возят боеприпасы.

          • Анонимно
            26.11.2015 19:41

            Цепочка как-то оборвалась с автобусами. Китайские сменились на ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ. Это сущность таких как "Булгарин" либерастная части общества. Вроде верно, но не до конца сказали и "правда" у них выходит однобокая поэтому.

            • Liko
              26.11.2015 20:03

              Про однобокую правду- это метко. Видят ту часть, которая удобна. И этим похожи на англосаксов. Учителя те же?

            • Анонимно
              27.11.2015 03:58

              Ещё добавлю антиваты: любимые россиянами форды и тойоты собираются в Турции.

        • Анонимно
          26.11.2015 23:17

          к сведению!в Татарстане турки строят много ответственных объектов

  • Анонимно
    26.11.2015 16:28

    Афган2 ввод войск в Сирию и ослабление Россиской экономики приведут к повторению аналогичных событии в СССР.

  • Анонимно
    26.11.2015 16:58

    Булгарин радует, что в Татарстане еще остались умные люди и должны и могут высказываться в полный голос свою точку зрения, чтобы открыть глаза людям.

  • Булгарин
    26.11.2015 20:10

    III. Я уж как-то тут на сайте писал о «логике войны», когда стороны начав какие-то действия не могут остановиться и уже ничего не зависит и от воли самих лидеров. Остановить движение в сторону войны уже бывает невозможно. Под вопль «ура-патриотов» страны стремительно движутся к началу большой войны. Вот и здесь, по-моему, мы к этому и идем. Итак, Россия начала бомбить вблизи границы с Турцией те села в Сирии, где живут, в общем-то, те же турки (сирийские туркмены). Турция высказала по этому факту протест России и предложила, чтобы она прекратила бомбежку этих сел, тем более, что там нет боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ организация). Россия этот протест проигнорировала. А до этого два или три раза вторгались в воздушное пространство Турции, проверяя их реакцию. Думаю, что Россия провоцировала Турцию на ответные действия или предлагала смириться с тем, что там Россия может делать все, что ей захочется. Но, понятно, турки не эстонцы или шведы, границу которых можно пересекать много раз, когда сочтут это необходимым. Вот уже сбитый самолет и подбитый вертолет, первые официальные жертвы далекой войны. Дальше ход за Россией. Первое, что сделали в руководстве России, начали говорить, что войны с Турцией не будет, но ответ будет жестким в сфере экономики, а чтобы дальше так неповадно было делать, поставили за сутки С-400 (систему ПВО), которая может накрыть весь юго-восток Турции. Далее увеличили чуть не в 10 раз бомбардировку тех же районов Сирии, где живут турки. И дополнительно потребовали извинений у Эрдогана. Ход за Эрдоганом. Он отвечает, что извиняться ему незачем, если ситуация повториться, то все действия будут такими же, т.е. будут сбивать самолеты. И как он будет извиняться? Он ведь потеряет лицо. Кроме того, к границе турки начинают стягивать войска. Далее можно только предугадывать, исходя из логики войны. Первый и основной, наиболее вероятный сценарий. Россия провоцирует и далее турок, продолжает нарушать границу, залетая к ним под прикрытием С-400. Тут просто сами российские летчики будут идти на такие провокации, как вот тут уже сделал заявку штурман сбитого самолета. Тут во время очередного инцидента собьют еще один самолет или начнется воздушный бой. Применят запуск С-400. Что дальше? Следующий шаг опять за турками. Но тут есть еще один момент, который вполне возможно и не рассматривали в ситуационных комнатах. Турция начинает широкомасштабной вторжение в Сирию под предлогом защиты тех же турок, арабов-суннитов и очистки страны от боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), а заодно и кровавого диктатора Асада. На что так и не решается Запад. Думаю, у Турции на это сил хватит и займет это от силы недели две. И тут уже придется России выбирать, что делать. Если объявит войну Турции, то Турция перекроет проливы, и воспользуется 5 статьей Устава НАТО. И России придется опять выбирать. Начинать войну с НАТО и с США, или постепенно сдать назад, потеряв лицо. Турция же за это время объявит, что проблему и с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) решила, и Асада убрала. Полагаю, что и американцы с этим согласятся и прикроют Турцию от Ирана, да и европейцам может это будет на руку. Проблема с ИГИЛ (запрещенная в РФ организация) перешла к Турции, наземную операцию против нее не надо будет вести, поток беженцев в Европу тоже остановят, передав Турции возможность наладить там жизнь, будут даже деньгами помогать. Таким образом, проблема Сирии станет проблемой Турции. Но России там уже будет делать нечего, если, конечно, объявив войну Турции, не станет ее превращать в некую гибридную войну с «зелеными» человечками. Думаю, тут много фантазии, но и такой сценарий возможен.

  • Анонимно
    26.11.2015 20:45

    Рассуждения Булгарина,словно детсадовца.Он не понимает происходящее.

  • Bure
    26.11.2015 21:21

    Рассуждения Булгарина,словно детсадовца.Он не понимает происходящее===================Скоро проверим ,ждать осталось не много . Уверен очень многих ждет разочарование.

    • Liko
      27.11.2015 00:33

      Да там не детсад даже. Там бред сивой кобылы. В той части, где проживает тюркское население Сирии, и где ведет наступление САР по словам тех де турок никакого ИГИЛ нет. И вообще никаких террористов (Аль-Каеда уже признается умеренной). То есть они могут с такой мотивировкой наступать только на Севере, где столкнутся скорее с курдами и ИГИЛ и США, чем с Россией. Там просто нет ни армии САР, ни наших. Но они это не могут сделать на Севере по той причине, что выступают против курдов и значит США. Это только один момент в его бреднях. Там если его сказки читать вообще книгу можно издавать с комментариями. Ни географию. ни логику он не проходил в школе. И похоже пишет он значительно больше чем читает. Например вот это "Те же курды вряд станут опять подчиняться ему. Они уже на полпути к созданию своего государства." Хотя всем известно, что как раз-таки курды готовы жить в Сирии с Асадом на условиях автономии. Не более."очистки страны от боевиков ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), а заодно и кровавого диктатора Асада...на это сил хватит и займет это от силы недели две" Без комментариев. Перебрал травы какой-то человек просто. Скоро молиться так будет на Анкару, а не на Мекку.

  • Анонимно
    26.11.2015 22:27

    Кажется гиены кусают бедного медведя со всех сторон.
    Круго одни враги и прелатели.

    • Bure
      27.11.2015 07:14

      Такое может случится только в разрушенном зоопарке .Медведи в Африке не водятся )))

  • Анонимно
    27.11.2015 17:34

    Автор плетет ерунду говоря о значимости туркоманов для турков. Когда ИГИЛ их убивал в Алеппо и в других городах они молчали. Все это ерунда, ерунда также и то , что Дамаск покупает у ИГИЛ нефть, которую бомбит Россия.Ну и "эксперт"

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль