Энергетика 
16.12.2015

Владимир Полеванов: «Нефть не может дорого стоить, потому что восстанавливается, как лес»

Академик РАЕН рассказал, как Татарстан может избавить мир от нефтяной зависимости и зачем КАМАЗу стоит задуматься над водородным грузовиком

Нефть будет сброшена с пьедестала и окончательно подешевеет, потому что человечество переходит на новый уровень развития — водородный. Такое мнение высказал в интервью «БИЗНЕС Online» главный геолог ФБУ «Росгеолэкспертиза» Владимир Полеванов. Ученый уверен, что будущее за водородом, который необходимо внести в реестр полезных ископаемых и научиться добывать в промышленных масштабах. Татарстан, по мнению Полеванова, может сыграть роль локомотива водородной эры.

Владимир Полеванов уверен, что будущее за водородом,
который необходимо внести в реестр полезных ископаемых
и научиться добывать в промышленных масштабах (фото file-rf.ru)

«ЗА ВРЕМЯ ЧЕЧЕНСКИХ ВОЙН НЕФТЬ ВОССТАНОВИЛАСЬ НАСТОЛЬКО, ЧТО НАЧАЛА ПРОСАЧИВАТЬСЯ НАВЕРХ»

— Владимир Павлович, вы сторонник альтернативной теории происхождения углеводородов. На этот счет есть много скептиков. Как вы могли бы обосновать вашу позицию по возобновляемости углеводородного сырья?

— Углеводороды — это только часть теории, причем не самая большая. По сути, эта теория даст со временем новые методики для поиска металлов. Я знаком с авторами гипотезы Лариными уже лет 15. Более того, трижды я уже с ними работал и даже частично финансировал их изыскания: Становой хребет, Тункинский грабен и частично работы в Йемене. Поэтому я хотел бы применить их теорию, кроме поисков нефти и газа к поискам твердых полезных ископаемых. Это, на мой взгляд, самая неразработанная часть в теории.

То, что она не признана пока подавляющим большинством ученых, — это обычный закон инерции. Альберт Эйнштейн говорил, что старая теория существует до тех пор, пока не умирает последний крупный ее представитель. Последние крупные представители органической гипотезы происхождения нефти и газа живы-здоровы, последние крупные представители теории тектоники плит — это основополагающая геологическая концепция — также живы-здоровы. Поэтому теории Лариных предстоит достаточно длительный путь. Эйнштейн тоже лет 50 пробивался со своей теорией относительности. Альфреда Вегенера, автора тектоники плит, лет 40 гнобили и признали только после смерти.

— Теория Эйнштейна тоже уже подвергается сомнениям.

— Да, бесспорных теорий вообще нет. Главное, чтобы теория давала практическую отдачу на каком-то этапе. Если она отдачу дает, то эта теория — уже истина.

Теория Хойла-Ларина (поскольку Ларин развил теорию астрофизика Фреда Хойла о магнитной сепарации, первичном строении Солнечной системы), по сути, дает возможность прогнозировать углеводороды и хорошо объясняет их происхождение. В свою очередь, органическая бассейновая гипотеза, с точки зрения химизма, не выдерживает критики. Мы регулярно проводим всякие симпозиумы по глубинной нефти. Геохимики доказали, что органика не может превращаться в нефть по общепризнанной гипотезе. Проведены многочисленные эксперименты, но это активно замалчивается сторонниками органической гипотезы. Она не может объяснить уже более тысячи месторождений, которые находятся на глубине более 6 километров, не может объяснить месторождения в гранитах, которых тоже уже много сотен. Органическая теория сойдет с ума, если начнет объяснять месторождение нефти Тибер в Мексиканском заливе на глубине аж 10,5 километров. Это вообще сама по себе чудовищная глубина, а чтобы там еще гигантское месторождение нефти находилось — это немыслимо. Органическая гипотеза теоретически игнорирует те многочисленные расчеты, по которым выходит, что всей органики бассейнов не хватает, чтобы образовались нефть и газ.

Владимир Ларин
«По теории Ларина, водорода в земле порядка 60% — это практически неисчерпаемое количество. Водород дегазирует везде. Проблема энергии будет решена» (фото elektron2000.com)

Самые известные расчеты — по кладовой нефти на Аравийском полуострове. Там даже если бы вся органика превратилась в нефть, чего не бывает, то это составило бы не более 7 - 10 процентов запасов, а 90 процентов запасов зависли бы в воздухе. Теория практически никак не может объяснить ни сланцевую тяжелую нефть, ни сланцевый газ.

Все разговоры о существовании кембрийской, меловой нефти с возрастом в миллионы лет лишены всякого смысла. Вся нефть современна. Более того, недавние погружения в Байкал дали два важных открытия: во-первых, на 40 метров увеличили глубину озера, а во-вторых, они открыли просачивания нефти на дне озера с дебетом несколько десятков тонн в год. Там же они обнаружили специальную микрофлору, которая питается этой нефтью, поэтому озеро чистое. Вероятнее всего, что таких мест на Байкале много, это было случайное открытие. Кстати, эта новость тоже активно замалчивается органиками.

В Татарстане есть прекрасный геолог Ренат Муслимов, который тоже бьется как рыба об лед и тоже доказывает, что нефть не может быть органической. Кстати, в республике с ним многие согласны
«В Татарстане есть прекрасный геолог Ренат Муслимов, который тоже бьется как рыба об лед и тоже доказывает, что нефть не может быть органической. Кстати, в республике с ним многие согласны»

— Систематизируем вашу теорию. Ваш первый аргумент — глубина залегания.

— Второй аргумент — сланцевые нефть и газ. Третий аргумент — органики не хватает в физическом объеме для образования такого количества нефти. Четвертый аргумент — самовосстановление нефти и газа. Например, Шебелинское месторождение на Украине восстановилось трижды. Оно было открыто лет 50 назад, а запасы должны были закончиться 20 лет назад, но с тех пор они уже трижды восстановились. Ромашкинское месторождение в Татарстане также восстановилось уже трижды. Кстати, в Татарстане есть прекрасный геолог Ренат Муслимов, который тоже бьется как рыба об лед и тоже доказывает, что нефть не может быть органической. Кстати, в республике с ним многие согласны. В целом по стране так около 30 процентов геологов считают. В Татарстане таких, думаю, процентов 60. В этом смысле республика идет впереди планеты всей.

Самое показательное — Грозненские месторождения, где три раза была война и три раза восстанавливалась нефть. Грозненскую нефть открыли в конце ХІХ века. Ее существенно выработали до Первой мировой войны, после которой она восстановилась в полном объеме. Была Великая Отечественная война, снова 5 - 7 лет ничего там не делали, нефть снова восстановилась. Ее снова выработали. Потом были две чеченские войны, за время которых нефть восстановилась настолько сильно, что начала просачиваться наверх.

Ромашкинское месторождение в Татарстане восстановилось уже трижды
«Ромашкинское месторождение в Татарстане восстановилось уже трижды»

Однако мы сейчас бедствуем по нефти, у нас средний дебет стал 7 тонн в сутки, в то время как дебет любой саудовской скважины — 450 - 500 тонн в сутки, у норвежских скважин в Северном море — где-то 500, ниже 150 тонн не бывает. Грубо говоря, одна скважина в Саудовской Аравии заменяет 50 - 70 наших. А что такое скважина? Это сотни миллионов затрат на бурение и эксплуатацию.

Есть такой ученый Гаврилов, который привел эти факты, систематизировал. По сути, если исходить из того, что нефть органическая и не пополняется, то по мере эксплуатации дебет и давление должны уменьшаться до выработки месторождения. Гаврилов же показал, что давление не только не уменьшается, но и пульсирует, и дебет пульсирует. Это связано с выбросами той же нефти, которая подпитывается с выбросами водорода.

Поэтому единственное, чего не хватает гипотезе Ларина, да и не могло хватать, поскольку все против и никто в этом направлении не работал, так это четких поисковых признаков под эту глубинную нефть. Я хочу этот пробел восполнить. Любая теория всегда дает поисковые признаки полезных ископаемых, но новые типы месторождения, как правило, открывают случайно. Все знают, что там месторождения не может быть, поэтому никто там не ищет. Почему золото Чукотки так долго искали? Золото Колымы найдено в 29-м году, а золото Чукотки — только 50-х, потому что существовала теория, что олово и золото несовместимы. Чукотка изначально была оловянной провинцией, поэтому золото там никто не искал. Но нашелся «идиот» Николай Чемоданов по прозвищу Будда, который не поверил гению Смирнову и на свой страх и риск нашел золото. Оно оказалось совершенно не таким по расположению, как на Колыме, более сложным, узловым, но нашел. Точно так же и здесь. Теория есть, случайные находки есть, нужно превратить ее в технологию открытий. Для этого нужны поисковые признаки, нужно найти те критерии, по которым нефть можно будет открывать на системном уровне.

«Американцы уже распечатали свои запасы и начали продавать, поскольку до них дошло, что нет смысла хранить активы»

«США ХОТЕЛИ СТАТЬ НОЕВЫМ НЕФТЯНЫМ КОВЧЕГОМ МИРА»

— Если исходить из вашей теории, то зачем тратить гигантские средства на поиск и бурение новых скважин, раз достаточно, выработав одну, перейти на другую, пока не возобновится первая?

— Да, но для этого надо иметь 15 лет и Советский Союз как государство. Советский Союз мог позволить себе законсервировать Самотлорское или Ромашкинское месторождения и подождать, пока они восстановятся. В Чечне эксперимент провела война трижды за 100 лет. А пока нет войны, товарищи-капиталисты Алекперовы и прочие будут качать нефть даже по 5 - 7 тонн в сутки. Оборудование и разведанные запасы им достались советские, поэтому они будут работать на износ. Для того чтобы законсервировать месторождения, нужно государственное решение, надо, чтобы идея проникла в массы руководящих товарищей, только после этого возможно принятие решения.

Я же считаю, что без всяких вариантов надо совместить места, где сейчас активно выходит водород, то есть места потенциальной подпитки нефти и места существующих месторождений, и тогда провести крупномасштабный эксперимент. Это одно направление движения. Второе направление — найти поисковые признаки. Кстати, я считаю водород полезным ископаемым, которое сейчас не существует в реестре. Изменить это, кстати, самое тяжелое.

— У нас патриотическая общественность продвигала лозунг, что нельзя продавать стратегические невозобновляемые ресурсы. Исходя из вашей теории, стратегия на нефтяную сверхдержаву совершенно оправдана.

— Она совершенно оправдана — раз, она совершенно не имеет смысла — два, так как сверхдержавами являются все страны Аравийского полуострова, Венесуэла, США, Канада и так далее. Они, кстати, де-факто уже используют свое преимущество, хотя с теорией Ларина не знакомы.

— Вы же говорили, что его работы публиковались за рубежом.

— Да, но и там все тоже помешаны на тектонике плит, а она с теорией Ларина совершенно не совместима. Там геологи используют небассейновый способ поиска, который вытекает из теории Ларина, возможно, даже не задумываются о глубинном строении земли. Я же хочу, чтобы мы задумывались на эту тему. Сверхдержав, по сути, нет. Сверхдержавой будет любая страна, где есть дегазация водорода, а таких стран я уже перечисляю с десяток. Кстати, Израиль может превратиться в сверхдержаву, он даже уже нашел нефть. Австралия тоже сланцевую нефть нашла.

Поэтому мир должен успокоиться, поскольку ХХ век — это век битвы за нефть, он прошел под угрозой нефтяного голода. В Штатах даже была популярна теория судного дня. В соответствии с кривой Хабберта, нефть должна закончиться, поэтому США формировали свои запасы. Они исходили из того, что этих запасов им должно хватить на 5 - 10 лет, а за это время они что-то придумают. А весь мир путь горит, это его, мира, дело. Поэтому запасы создавались, чтобы быть «Ноевым нефтяным ковчегом мира». Сейчас они, конечно, уже распечатали запасы и начали продавать, поскольку до американцев дошло, что нет смысла хранить активы.

Теперь запасы судного дня хранятся только на Шпицбергене, и то это семенной фонд злаковых: если, не дай бог, что-то случается, то этот фонд растительного происхождения сохранится, не пропадет безвозвратно. Поэтому пора прекращать биться за нефть и газ, строить свою политику на путях газопроводов. Сейчас даже утверждается, что война в Сирии идет, так как там мыслится газопровод Набукко.

Мы обязаны превратить водород в полезное ископаемое, он дегазируется в огромных количествах. Тогда мы практически решим проблему возобновляемых нефти и газа. Попутно ищешь потоки, а как утверждает Ларин, то даже разведывать не надо, так как они настолько сильные, что можно просто войти в водородный поток и качать его, как воду из реки. Я с ним не совсем согласен. Все-таки хорошо бы найти места концентрации водорода, раз есть водородные взрывы, значит, он долгое время концентрируется.

Стратегические нефтяные резервы
Стратегические нефтяные резервы

«НЕФТЬ — ЭТО НЕ УНИКАЛЬНОЕ ПОЛЕЗНОЕ ИСКОПАЕМОЕ, А ВОЗОБНОВЛЯЕМОЕ, КАК ЛЕС»

— Если нефть и газ восстанавливаются, можно ли сказать, что периоды высоких цен на энергоресурсы закончились?

— Да, не будет больше высоких цен. Я даже написал на эту тему доклад. Нефть — это ресурс, который восстанавливается и не может дорого стоить. Сейчас спекулятивная цена, она уже рухнула. Думаю, цена будет в рамках 30 - 60 долларов, а потом стабилизируется на уровне 30 - 40 в ближайшие годы.

— Получается, что нефтяникам невыгодно признавать вашу теорию.

— Да. Поэтому врагов у этой теории будет без счета. Ларин уже говорил, что втихую нефтяники теорией пользуются, но открыто не признают. Нефть в теории Ларина фактически сброшена с пьедестала. Это не уникальное полезное ископаемое. Самое главное — возобновляемое, как лес. Более того, мало кто об этом знает, но кроме водорода еще дегазируется и кислород, который выходит из недр Земли. Я, как и все человечество, был в святой уверенности, что лес является легкими планеты. Поэтому крики «зеленых» о том, что ни в коем случае нельзя заниматься лесным хозяйством, поскольку, как они говорили, тропические леса Африки и Бразилии — это одно легкое, а сибирская и канадская тайга — это другое легкое. Так вот эти легкие на самом деле производят только 10 процентов кислорода, а 90 процентов кислорода производится океаном. Кислород идет из-под воды и активнее всего высвобождается при ударе волн о берег. Поэтому так хорошо дышать на набережных, особенно во время штормов.

Не надо бороться с озоновыми дырами — это бред. Все это мифы, которые кому-то выгодны. Не надо поголовно бороться с вырубкой каждой березки. Надо только бороться за глубокую переработку леса. Восстановить надо лесников. То, что мы сделали, — это вообще преступление. Мы уничтожили министерство лесного хозяйства, у нас столько лесных пожаров, так как нет в нужном количестве людей, которые бы следили за лесом, которые бы убирали все завалы. Лесник — это профессия, а не человек с ружьем, который непонятно чем занимается.

Опасности дегазации водорода
Опасности дегазации водорода

«ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ПЕРЕХОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ — ВОДОРОДНЫЙ»

— По сути, вы предлагаете новый ценз: раньше были дрова, вчера была нефть, сегодня — газ, а завтра — водород.

— Человечество переходит, по сути, на новый уровень развития — водородный. Водородная эра — это уже термин. Тем более человечество сейчас успокоилось по экспоненте роста численности. Наш великий физик Петр Капица выпустил хорошую книгу перед смертью — «Парадоксы роста. Законы глобального развития человечества». Она посвящена процессам демографического развития планеты Земля. Он с точки зрения математика сделал достаточно сенсационный вывод. Мальтузианская теория — пугало последних лет о том, что продукты питания растут в арифметической прогрессии, а население — в геометрической, — сейчас начала отказывать. Капица доказал это математически. Человечество выходит на плато 10 миллиардов человек и стабилизируется. Стабилизированное человечество легко накормить и обеспечить энергией за счет водорода. Человечество в конце концов должно будет заняться не войной за ресурсы, а обустройством жизни.

— Водородная эра — это революционный переход на новые технологии. Сергей Глазьев уже не первый год упорно доказывает необходимость перехода на шестой технологический уклад. Чтобы перейти всем отраслям на водородную энергетику, нужна соответствующая промышленность, топливо и технология. По сути дела, нужны государственные решения по переходу на эти технологии. Что в этом направлении уже сделано и что необходимо сделать?

— Пока не сделано ничего. Необходимо, во-первых, оценить ресурсы водорода хотя бы на уровне крупных регионов. Я такую группу уже создал.

«Водородный» рельеф Австралии
Водородный рельеф Австралии

— Как это вообще можно оценить?

— Сейчас идет активное наблюдение над озоном, где есть озоновые дыры. В районах континентов этим никто не занимался. Поэтому надо оценить. Во-вторых, признать водород полезным ископаемым. В-третьих, организовать экспериментальные буровые работы по поиску водорода. Автомобилестроители продвинулись уже очень далеко, если появится нормальный источник водорода, то они за несколько лет создадут водородный автомобиль.

— То есть нужна госполитика, чтобы нефтяникам было выгодно добывать не только нефть, но водород?

— Государству должно быть выгодно.

— А как собирать водород?

— Это уже технические детали. Раньше не знали, как собирать нефть, как собирать газ, научились его сжижать, вбрасывать в газопроводы. Технология развивается буквально каждую секунду. Как говорил Карл Маркс, если перед человечеством встает проблема, оно ее решает мгновенно. Поэтому человечество должно признать, что наступает новая эра водорода.

— А в чем опасность водорода?

— Взрывы. В Сасово нам просто повезло — 12 апреля 1991 года произошел взрыв в 2 часа ночи в 400 метрах от районной нефтяной базы.

— Насколько я знаю, вы сравниваете Сасово с Чернобылем.

— А Чернобылю не повезло. Взрыв произошел именно под реактором. Все сбросили на человеческий фактор. Сасовский взрыв объяснили оползнем. Ну какой там оползень в степи?

— Пару лет назад говорили о провале в Березниках Пермского края.

— Да, а недавно произошел такой же провал в Австралии. Поэтому, когда человек что-то не понимает, оно ищет самое примитивное объяснение, а все с ним молчаливо соглашаются. Только в 1998 году проанализировали данные военных сейсмостанций, выяснили, что за 16 секунд до взрыва в Чернобыле было два землетрясения прямо под реактором. Такое же землетрясение предшествовало сасовскому взрыву. Механизм один и тот же.

— Эти взрывы можно как-то прогнозировать?

— Заниматься этим надо. Признать теорию, создать службу водородного мониторинга, ввести изучение водорода в инженерную геологию, ни одно строительство, особенно если известняки, не проводить, не изучив продукты дегазации водорода, потому что известняки водородом мгновенно превращаются в ничто.

— Насколько знаю, вы общались по этой проблеме с «Росатомом».

— «Росатом» эту проблему признал. Они создали службу наблюдения за тремя атомными станциями. Я им дал координаторы Николая Ларина, который уже ездил с ними и учил их. Они признали реальность этой угрозы. Эта угроза сейчас максимальна для Франции, 60 процентов энергии она получает от атомных станций. Взрывы там тоже происходят. Но там очень тяжело эти взрывы обнаруживать, так как там сплошной техногенный рельеф. Если эту проблему проигнорировать, то рано или поздно какой-то взрыв произойдет под одной из атомных станций.

— Какова вероятность?

— А Чернобыля какова вероятность? Почти нулевая была. Когда дело имеешь с атомной энергетикой, вероятность надо свести к нулю, если она отличная от нуля, то в любую секунду может реализоваться.

«ПУТИН ОТВЕЧАЕТ НЕ НА ВСЕ ЗВОНКИ, НО НА ЗВОНОК ПРЕЗИДЕНТА РТ ОТВЕТИТ В 95 ПРОЦЕНТАХ СЛУЧАЕВ»

— Татарстан мог бы сыграть роль экспериментальной площадки?

— Роль Татарстана в России трудно переоценить, потому что он является полигоном того, как надо сосуществовать, как надо решать национальные проблемы, как нужно развиваться. Казань стала супергородом, ее уже без всякой иронии называют третьей столицей России. Если Татарстану удалось решить межконфессиональную проблему, то такую мелочь, как водород, он решит мгновенно. У него очень мощная научная база. Среди геологов и нефтяников, как я уже говорил, процентов 50 - 60 убеждены в глубинном неорганическом происхождении нефти. Поэтому Татарстан, с точки зрения менталитета, наиболее подготовлен к решению этой проблемы. У него есть все: техника, люди, площадки, нефть, газ и водород.

— Но нужно волевое решение?

— Да, нужно волевое решение для начала на уровне республики. Если руководство Татарстана проникнется этой идеей, оно пробьет это быстрее, чем кто угодно. Дело в том, что губернаторы обладают большим потенциалом лоббирования. Я имею такой опыт. У них есть связь с руководителями страны. Владимир Путин отвечает на звонки не всех, но на звонок президента Татарстана, я думаю, он отвечает в 95 процентах случаев. Поэтому если татарстанское руководство проникнется этой идеей, то мы сможем решить эту проблему быстрее всего. Может быть, Татарстан станет первым регионом мира, где эта проблема начнет реализовываться. Именно в таком ключе и надо работать.

— Вот вы говорите, что будущее за водородными автомобилями. А электромобилям места не найдется?

— Электромобили теоретически невозможны. Всей электроэнергии планеты Земля, если пускать на электромобили, хватит только на 40 процентов. Так что это на уровне экзотики. Поэтому электромобиль теоретически не может быть массовым видом транспорта.

Советую КАМАЗу заняться водородными грузовиками
«Советую КАМАЗу заняться водородными грузовиками»

— Значит, вы советуете КАМАЗу заняться водородными грузовиками?

— Без вариантов. Тем более такие автомобили безвредны, там же выхлопной газ — это водяной пар. У них единственный недостаток — они абсолютно бесшумны, там нет трущихся частей. Поэтому его не слышно, когда он едет.

Если резюмировать, водород придет на смену нефти и газу. Водород — это новая формация человечества, численность которого стабилизируется на уровне 10 миллиардов человек. Главная проблема, вроде бы не имеющая отношения к водороду, — убрать доллар из мирового обращения, так как это ничем не обеспеченные деньги. Вся экономика, которая сейчас есть, — это экономика абсурда. Доллар — это ядро на ногах человечества. Это проблема номер один. Нужно возвращаться к твердой валюте, возвращаться к золоту. Недаром же существует очень верная пословица: «У золота нет правительства, у валюты есть». Но это отдельная большая тема — уйти от диктата доллара.

— По вашим прогнозам, сколько продлится водородная эра? Что будет после?

— Она будет длиться всегда. По теории Ларина, водорода в земле порядка 60 процентов — это практически неисчерпаемое количество. Водород дегазирует везде. Проблема энергии будет решена.

Справка

Владимир Павлович Полеванов родился 11 ноября 1949 года в Харькове.

В 1971 году окончил геологический факультет Харьковского государственного университета, в 1983 году заочно окончил аспирантуру Ленинградского горного института. Доктор геолого-минералогических наук, академик РАЕН.

С 1971 года работал на Колымских приисках в Магаданской области горным мастером на золотодобывающей шахте.

С 1973 года — главный геолог геологоразведочной партии, с 1977 года — главный геолог Ягоднинской экспедиции Северо-Восточного геологического управления (СВГУ).

С 1983 года по 1988 год — начальник геологического отдела объединения «Севвостгеология».

С 1988 года по 1989 год — заведующий лабораторией геологии россыпей в Магаданском филиале Центрального научно-исследовательского геолого-разведочного института, руководил разведкой золота в Амурской области.

С 1989 года по 1992 год — главный геолог вновь созданного объединения «Амургеология» (Благовещенск).

С 1992 года по 1993 год — председатель амурского областного комитета по геологии и использованию недр.

В октябре 1993 года был назначен главой администрации Амурской области.

15 ноября 1994 года занял должность заместителя председателя правительства РФ — председателя государственного комитета РФ по управлению государственным имуществом, но уже в январе 1995 года Борис Ельцин отстранил его от должности.

С января по июль 1995 года — заместитель начальника контрольного управления президента РФ.

В апреле 1995 года организовал и был избран председателем общероссийского общественно-политического движения «Новая Россия», в августе 1995 года создал предвыборный блок «За Родину» и стал его лидером.

В феврале 1996 года создал и возглавил горнорудную компанию «Апсакан». В июле 1996 года стал вице-президентом национального фонда «Стратегические ресурсы России».

В настоящее время является заместителем директора ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (71) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.12.2015 08:29

    Все сходится

    • Анонимно
      16.12.2015 10:27

      Практически весь водород на Земле находится в виде химических соединений.

      Несвязанный (в виде простого вещества) водород на Земле крайне редок.

      Следовательно, потребуются технология и энергия для получения водорода из его соединений (вода, метан) в промышленных масштабах. А они будут влиять на себестоимость и рентабельность.

      • Анонимно
        16.12.2015 11:17

        Ну, тут академик призывает заняться разведкой как раз тех мест, где водород уже "освободился" и находится в виде газа, готового вот-вот бабахнуть. И даже приводит некоторые примеры таких неучтенных взрывов. Если таких мест на Земле действительно много, они объёмны и всё такое, то есть смысл этим заниматься. А если их 10 штук на всю Россию, и газа там на 2 баллона, то и нечего мечтать.Ну так вот, СЕЙЧАС академик предлагает именно выяснить - много таких мест или мало. И просит ПРОФИНАНСИРОВАТЬ его в этом деле. Вот и вся суть послания./ИВАН ©

        • Анонимно
          16.12.2015 11:49

          Если б только профинансировать. Да и идея ухкакая. Петрик плачет от зависти.

          • Анонимно
            16.12.2015 13:19

            РАЕНовские деятели тут похожи как близнецы. Их там всех Акимов с Шиповым перекусали

  • Анонимно
    16.12.2015 09:04

    теория органического происхождения нефти вызывал вопросы даже у бабаушек..сколько же живности надо было собрать и сложить в одном месте и сварить чтобы получилось стольтко нефти?

    • Анонимно
      16.12.2015 09:27

      Ну почему же?Предположительно жизнь появилась на Земле примерно 3,9 млрд лет назад.За это время много органики выросло и перегнило...

      • Анонимно
        16.12.2015 11:47

        OMG)) 3,9 млрд.))) Н-да, это уже даже не смешно. Но даже если 3,9, да хоть 4,5 - то что похоже стало на тело появилось, максимум 500 млн. лет назад. А скорее всего 400-350. Однако надо понимать, что пловина тире 90% органики - это микроорганизмы. Им нечем "гнить". Однако это не снимает ответственности, с "авторов" этой теории, в "псевдонаучности".

    • Анонимно
      16.12.2015 09:56

      А что за уголь слышно?

    • Анонимно
      16.12.2015 13:48

      А откуда угля столько? В органическом происхождении угля вроде сомнений нет.

  • Анонимно
    16.12.2015 09:25

    "У них единственный недостаток — они абсолютно бесшумны, там нет трущихся частей"Че-то доктор геолого-минералогических наук загнулВо-первых шум в ДВС не от трения, а от взрывов и горения топлива в цилиндрах, а во вторых как передавать крутящий момент если не будет трущихся деталей????

    • Анонимно
      16.12.2015 09:35

      В газотурбине водород наверное будет лучше сжигать...Но абсолютно бесшумным конечно не будет.

    • Анонимно
      16.12.2015 09:53

      Может речь шла о автомобиле на водородных элементах - там нет горения и взрыва, а за счет химической реакции с водородом вырабатывается электроэнергия которая идет на электромотор и по шумности авто как электромобиль. Только, конечно, на выходе не будет водяного пара - а будет отработанный топливный элемент (отработанная батарейка).Вообще, излагает автор красиво, но всякие нюансы не по теме впечатления все портят. Например, какое ему дело до доллара и замене его золотым стандартом - совсем не по теме замечание.

      • Анонимно
        16.12.2015 10:54

        Абсолютно с вами согласен, коллега

      • Анонимно
        16.12.2015 11:00

        Но ведь идея замены доллара золотом правильная?!

        • Анонимно
          16.12.2015 13:52

          В корне неправильная. Количество золота ограничено, его стоимость будет с каждым годом расти, самым прибыльным видом будет копить золото, накапливаемое золото будет изыматься из обращения и это только усилит дефицит и ускорит процесс дорожания золота. Очень скоро стоимость золота взлетит до небес.

      • Анонимно
        16.12.2015 12:36

        Пар все же есть, т.к. вода является практически единственным побочным продуктом работы топливных элементов (ТЭ), в чем и проявляется их экологичность. Так что, из выхлопной трубы имеем капающую воду, что видимо будет создавать проблему для стран с морозным климатом при массовом использовании водородных двигателей на ТЭ.

  • Анонимно
    16.12.2015 09:37

    Если бы научились из маргинальных теорий получать энергию, то РАЕН и прочие "академии" выдали бы столько киловатт, что Россия смогла бы продавать электричество даже в Австралию и это было бы выгодно.Про водородные машины вообще бредятина. Как там не может быть движущихся частей если двигатель крутит колеса?

    • Анонимно
      16.12.2015 10:06

      Возьми любой учебник по физике, она наполнена теориями, которые в одном случае работают, а вдругом применяют другие теории.Тем более я знаю гл. инженера, которые дохера что сделал для нефтянки татарстана, он еще лет 10 назад мне говорил что скорее всего нефть возобнавляема, т.к. в закрытых скважинах снова появляется нефть через определенное время. Слепо верить популярной материалистической теории что все сгнило, и поэтому нефть, глупо. Лучше думай кому выгодно чтобы эта теория была популярной и в нее верили?

      • kaz_orphan2
        16.12.2015 11:34

        Не приходило в голову, что ей просто нужно время, чтобы просочиться в скважину?

      • Анонимно
        16.12.2015 13:00

        В учебнике по физике есть замечательная картинка с двумя сосудами и трубой между ними. Под картинкой написано "Сообщающиеся сосуды". Вот вам и объяснение откуда нефть берется в истощенной скважине. Просто перетекает с соседнего участка. А происходит это не сразу т.к. пропускная способность "трубы" ограничена и сверхтекучестью нефть не обладает.

        • Анонимно
          16.12.2015 13:58

          Вполне убедительный довод, кстати и для газа тоже. Это объясняет - почему все страны, у которых есть нефть и газ, не хранят их в недрах, а стараются извлечь и продать. Потому что, если ты не продашь - продаст сосед, а в его опустевший резервуар постепенно перетекут твои залежи. Диффузия, однако.Я это не утверждаю однозначно, но всерьёз задумываюсь, что так вполне может быть в глобальном масштабе./ИВАН ©

      • Анонимно
        16.12.2015 13:58

        Есть такое понятие, конус депрессии. Вблизи скважины содержание нефти и давление всегда ниже чем на расстоянии от нее, просто потому что она притекает в скважину. Если остановить скважину, давление выровняется и произойдет приток нефти к скважине. Поскольку нефть легче воды, произойдет еще и гравитационный приток к скважинам которые находятся выше по пласту. Объяснение элементарное.
        Главный инженер - не главный геолог..

  • Анонимно
    16.12.2015 09:38

    Одна молекула никеля в расплавленном состояние прячет около себя 4 атома водорода и это под высоким давлением в ядре земли.Когда то произошел одномоментный выброс водорода из ядра и земля взбыхла и стала гораздо больше, то есть приобрела современные формы.Континенты разошлись и промежутки наполнила вода. Что такое водород? Водород с арабского родом родящий, то есть мера химизма.С него и все начинается в периодической системе Менделеева,которая является частью всемирного периодического закона на всех уровнях бытия. Вот например все говорят, что русский язык появился первым в мире, что и доказывает Валерий Чудинов, читая надписи по всему миру. По сути изотопов водорода три: протий-Россия,дейтерий- Беларусь и тритий-Украина.Протия очень много,как и народа России. Дейтерия поменьше-Беларусь(головная Русь).Тритий нестабильный элемент,но всегда превращается в протий!!!! И на физическом солнце тоже в основном два элемента:водород(красные,русские) и гелий, с атомным весом -4. Это соответствует арабскому языку-арабам,зеленым.Когда соединяешь красный и зеленый света в определенной пропорции, получается черный свет(фиолетовый).То есть письмо:черным по белому( все света РАдуги). РА это не физическое солнце, которое творит мир.То есть арабский и русский языки творят окружающий мир воКРУГ. Решение проблемы источников сгорания(понятие: энергия) является изотопы водорода,как на солнце и как то в этом участвует гелий. Если в этом разобраться, то можно получить второе солнце, ЯРило( По арабски(РА). Ошибка и отсутствие реальных результатов термоядерщиков наверное в этом незнание кодов РА.

    • kaz_orphan2
      16.12.2015 11:28

      Как и у всех металлов, у никеля нет молекул.

      Дальше не читал.

      • Анонимно
        16.12.2015 12:02

        У большинства металлов при нормальных условиях нет молекул - только атомы и ионы в периодической кристаллической решетке. Единственное исключение - ртуть./ИВАН ©

    • Анонимно
      16.12.2015 12:38

      Сознание, не замутненное образованием даже на уровне ЕГЭ.1. Никель это металл, а металлы молекулы не образуют.2. Растворимость водорода в никеле максимум 1,5 мл в 100г т.е. . Путем несложных вычислений 1,87*10^-5 моль водорода в 1 моле никеля.3. Водород в переводе с русского на русский это рождающий воду, есть еще углерод и кислород.4. Экстраполяция периодического закона это попытка натянуть сову на глобус. С тем же успехом можно заявить что все в мире описывается законом Ома. В микромире вообще другие законы, там и металл электричество не проводит и атомы распадаются когда им вздумается.5. Про теории Чудинова даже писать не охота, очередной опус категории Россия родина слонов.6. В эмиссионном спектре водорода в видимой области (серия Бальмера) 4 линии 656,3 486,1 434,1 410,2 нм. А пишете почему-то только про одну красную 656,3нм. А еще есть серии Лаймана, Пашена, Брэккета, Пфунда и Хэмпфри.7. Тритий распадается на ядро гелия-3, электрон и электронное антинейтрино. Протия (водорода-1) там и рядом не лежало.8. Атомная масса гелия 4. Отрицательной массы быть не может. Аналогично водороду спектр гелия намного сложнее, помимо зеленой в видимой части хорошо заметна желтая.9. Черного света не существует. С белым аналогично.10. Языки (любые) не творят а описывают мир, иначе это магия какая-то нездоровая получается.11. На Солнце происходит обычная термоядерная реакция. Объединяем 2 ядра водорода, получаем ядро гелия, при этом выделяется энергия. Можно и дальше объединять.12. Отсутствие результатов термоядерщиков говорите? 1 ноября 1952 года американцы сделали первый в мире термоядерный бабах (Айви Майк), в августе 53-го СССР.

      • Анонимно
        16.12.2015 14:19

        Да что вы все бросились опровергать. Не ужели не видите, чел вам показал как за пять минут можно из пальца высосать новую теорию.

  • Анонимно
    16.12.2015 09:42

    Полнейший бред!

  • Анонимно
    16.12.2015 09:47

    Противники "неоргаников" приводили в качестве доводов в пользу органического происхождения присутствие в нефтях спор и пыльцы растений и специфических органических соединений – порфиринов. Однако "неорганики" объясняли все это заимствованием из вмещающих залежи осадочных пород. Решающее доказательство органического происхождения нефти принесли данные органической геохимии, установившие тождество нефтяных и биогенных углеводородов на молекулярном уровне. Молекулы таких органических соединений получили название "биомаркеров", то есть меток, указывающих на биогенное происхождение данной нефти. Несмотря на это, отдельные исследователи как в нашей стране, так и за рубежом продолжают отстаивать неорганическое происхождение нефти. Соответствующие взгляды высказывались совсем недавно на страницах журнала "Эксплорер", издаваемого авторитетной Американской ассоциацией геологов-нефтяников. А в Швеции была даже пробурена довольно глубокая скважина в кристаллических породах Балтийского щита, но никаких притоков нефти получено не было.

    • Анонимно
      16.12.2015 10:37

      Вы лично держали свечку, когда находили пыльцу и прочее? ) Сами подумайте, тут возникает противоречие, нефть продукт гниения(несколько тысяч лет, если не миллионов), но в нем находят пыльцу и прочее. Даже пластмасса за такое время разложиться. Правда одна, за большие деньги и водка в малых количествах полезна окажется. И нобелевскую премию мира дадут Обаме. Смешно даже доказательства когда приводят, о миллионах лет говорят. Когда даже о ближайшей истории правды не может узнать.

  • Анонимно
    16.12.2015 09:47

    Согласен с автором, сначала были дрова и все сокрушались, что закончатся дрова и наступит коллапс, но на смену пришел уголь, сейчас нефть, что будет дальше пока не известно, но без тепла не останемся, прогресс и развитие все равно идут вперед...

  • Анонимно
    16.12.2015 09:47

    я бы любому кто захотел двигатель на водороде гвоздь в лоб вбивал, нефть всю скоро выработаете, теперь за воду возьметесь? нет уж давайте не будем тратить и лишать себя того что нам необходимо для жизни. Я считаю перспективным самым - электро мобили. Энергия это всего лишь сила, её безболезненно для всего вокруг можно производить в любом количестве. Воду, воздух, природу, прошу оставить - она нам жизненно необходима.!

    • Анонимно
      16.12.2015 10:10

      А из чего, вы собственно собираетесь производить энергию?

    • Анонимно
      16.12.2015 10:28

      Вот Вам бы гвоздь ничего не повредил... провалился бы в пустоту!Вы электричество из чего вырабатывает будете? Чем крутить генератор!? Вас конечно таких много, но 1кВт/ч вряд ли накрутите...

    • kaz_orphan2
      16.12.2015 11:36

      Вы про тепловой баланс когда нибудь слышали?

    • kaz_orphan2
      16.12.2015 11:37

      Кстати, при сгорании водорода снова вода получается.

    • Анонимно
      16.12.2015 15:40

      А электроэнергия в неограниченном количестве разлита по всему миру..... Или ее тоже надо произвести??? Если нужна в больших количествах, то, наверное, солнцем и ветром не обойтись придется использовать те же природные ресурсы.

  • Robert
    16.12.2015 10:03

    Утопия, точнее говоря деза. Нефть - ископаемый ресурс. И никак не возобновляемый ресурс!! Получить степень академика через скандальную теорию? Начитался иностранной научно-технической литературы?Если бы так просто было запустить водородные технологии Германия, равно и Европа, давно ушли бы уже в отрыв. Эти технологии там давно широко опробованы, и продолжаются, в отличии от России, массированные исследования и испытания техник. Когда нибудь эти технологии могут оказаться для России, как со сланцевыми технологиями добычи нефти, сенсацией и ударом в поддых.

    • Анонимно
      16.12.2015 10:59

      Не совсем деза, и не совсем утопия. Ископаемый ресурс не собственно, нефть, а карбонатный слой, находящийся между мантией земли и верхним, так называемым, плодородным слоем Земли. Этот слой разрушается под действием гамма-излучения, исходящего от ядра планеты. И в результате разрушения получается газ, который при таком большом давлении постепенно превращается в нечто, напоминающее дистиллят нефти. Так вот, хранясь в этом верхнем плодородном слое Земли, этот дистиллят впитывает в себя органические составляющие, благодаря чему и становится таким черным, жирным. Так что конечная нефть - продукт обеих теорий происхождения.Насколько ещё хватит этого карбонатного слоя - никто точно не знает. Предварительные оценки дают достаточно большие размеры его залежей. Но и нет никакой гарантии, что с уменьшением запасов сохранится механизм образования нефти.Академик, конечно, мечтатель по некоторым другим аспектам жизни. Даже странно - как его сделали академиком. Например, заявление, что нет древней нефти, и она вся современная. А раньше что, механизм образования не работал? А почему сейчас заработал?С другой стороны - если бы нефть так активно возобновлялась, как хочется думать таким академикам, то как наша планета жила раньше - до открытия нефти? Её бы залило нефтью, которую никто не добывает. В общем, есть над чем там ещё думать, и так быстро нефть с арены не уйдёт. Действительно - а зачем от неё отказываться, если она восполняемый дешевый топливный ресурс? Зачем переходить на водород и электричество? Где экономическая логика?/ИВАН ©

      • Анонимно
        16.12.2015 12:14

        "карбонатный слой, находящийся между мантией земли и верхним, так называемым, плодородным слоем Земли."Это доказано или это гипотеза?Есть тут химики-органики,кто-нибудь знает, сколько нефти можно получить из одного динозавра?

  • Анонимно
    16.12.2015 10:36

    Энергия это ведь просто понятийное понятие.Его не измеришь ни одним прибором. Есть сила тока и напряжение между полюсами.Где то там нужно искать.

    • Анонимно
      16.12.2015 11:18

      Почитайте курс общей физики. Изменение энергии отлично измеряется, уже давно./ИВАН ©

    • Анонимно
      16.12.2015 12:47

      разность потенциалов = напряжение умноженное на заряд равно энергиифизика 8 класс школы

  • Анонимно
    16.12.2015 10:51

    Умный человек.Правильно мыслит.Я полностью поддерживаю его идею перехода на водород,как источник топлива для автомобилей.До этого был сторонником электромобилей.Китай уже столкнулся этой проблемой(загазованность),дышать нечем,ходят в масках...

  • Анонимно
    16.12.2015 10:54

    Я так и не поняла, водород, водород, и вдруг возобновляемая нефть? В нефти еще имеется углерод...Или подразумевается,что он тоже неорганическое ископаемое.Т.е. каменная уголь тоже не биологического происхождения???Или в разговоре нефть отдельно, водород отдельно?Нефть он просто собирается опять по видимому в опустевшее пространство.Я как то и не предполагала, что все динозавры зарыты в одном месте.Они по каким-то законам стекаются в удобные места.

  • Анонимно
    16.12.2015 11:23

    По формуле Эйнштейна количество энергии равняется произведению!(кого) массы на скорость света в квадрате.Но забыли указать, что это происходит по программе творца.Вот это программа и создает нефть в углах шестигранников,опоясывающему земной шар.КислоРОД,ВодоРОД,УГЛЕРОД. А кто РОД?

    • Анонимно
      16.12.2015 12:00

      Мощно сказано. Как бы сюда еще приспособить торсионные поля

  • kaz_orphan2
    16.12.2015 11:39

    Ретриверы в России на сто лет припасено.

  • kaz_orphan2
    16.12.2015 11:40

    Петриков в России на сто лет припасено.

    • Анонимно
      16.12.2015 11:50

      Да больше. На всю оставшуюся жизнь. Жаль их экспортировать нельзя. С успехом бы заменили все выпадающие нефтегазовые доходы.

      • kaz_orphan2
        16.12.2015 12:19

        Адекватная замена термоядерному оружию. Доставка бесплатно.

      • Анонимно
        16.12.2015 12:46

        Значит в Татарстане 30 процентов геологов состоят в секте РАЕН. Хотя бы сделайте сноску, что эта контора не имеет отношения к РАН. Точнее имеет и это отношение враждебное

  • Анонимно
    16.12.2015 12:10

    OxyGEN, HydroGEN and CARBON!И что теперь думать про GEN и РОД?/ИВАН ©

  • Анонимно
    16.12.2015 12:34

    Ребята, продолжайте, реально интересно вас читать!

  • Анонимно
    16.12.2015 12:39

    Какая разница, возобновляемый ресурс или нет, водород или нефть.
    Затраты на Геологоразведку никто не отменял, также как и на буровые работы, что Нефть что водород (мифический или реальный он уж там) требует затрат на добычу - поэтому и будут стоить реальных денег (даже Саудовская Аравия признает, что по 30 долларов за баррель уже работает в убыток)

  • Анонимно
    16.12.2015 12:45

    Толковый специалист, и очень толковая статья

  • Анонимно
    16.12.2015 13:02

    Из комментариев много нового узнал. Спасибо всем)))

  • Анонимно
    16.12.2015 17:06

    мне кажется метан более перспективен

  • Анонимно
    16.12.2015 20:59

    на Титане текут метановые реки.

  • Анонимно
    16.12.2015 21:15

    Нефть возможно это "кровь" земли

  • Пpохожий
    17.12.2015 10:35

    звучит как бред , но вполне может оказаться и правдой) хотя бы частично.

  • Анонимно
    17.12.2015 11:45

    Поддерживаю автора коммента 12:42, любая секция любых наук РАЕН профанирует науку (достаточно вспомнить Петрика, Дерябина-Соколова, et.ca), а не только враждебно относится к РАН РФ. Среди ученых относящихся к фундаментальной науке, РАЕН расшифровывается (в шутку)как Российская академия еврейских наук.

  • Анонимно
    22.12.2015 13:36

    Похоже, эти люди вообще научные журналы не читают. Просто по определению - все знают и все понимают. В школе даже плохо они учились, видимо. Жаль, люди читают и спрашивают меня - неужели это правда? Отвечаю всем, кто меня спрашивал - это неправда! Все сложнее и интереснее!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль