Бизнес 
8.10.2009

Канадские Bombardier снова летят в Татарстан

"ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ "АК БАРС" ПОКУПАЕТ СРАЗУ ПЯТЬ НОВЫХ КАНАДСКИХ САМОЛЕТОВ ДЛЯ БУГУЛЬМЫ. ДЕНЬГИ ЗАНИМАЕТ БАНК ШОТЛАНДИИ

Дежавю в авиационной отрасли Татарстана: мы снова покупаем канадские самолеты Bombardier. Три года назад небезызвестный "НУР-1" купил для авиакомпании "Татарстан" шесть лайнеров этой марки, не сертифицированных для полетов в России - с этого и начался закат данной империи. И вот сразу пять самолетов СRJ-200 покупаются для ОАО "Бугульминское авиапредприятие" (БАП), входящего в могущественную "Холдинговую компанию "АК БАРС". Зачем Бугульме канадские лайнеры, каждый из которых стоит по 300 млн. рублей, разбирался корреспондент газеты "БИЗНЕС Online" вместе с экспертами отрасли.

BOMBARDIER ВЕРНЕТ ПАССАЖИРОВ В БУГУЛЬМУ?

По данным БИЗНЕС Online, полученным из источника, близкого к холдингу "АК БАРС", Бугульминское авиапредприятие готовится к покупке пяти новых самолетов СRJ-200 регионального класса, производимых канадской компанией Bombardier. Директор Бугульминского авиапредприятия Петр Трубаев (в прошлом – директор международного аэропорта "Казань") подтвердил БИЗНЕС Online эту информацию, но отказался комментировать сделку до подписания договора. Мы заглянули в отчеты Бугульминского авиапредприятия за 2008 год и обнаружили, что уже там говорится о планах по покупке самолетов СRJ-200 (правда, не пяти, а шести - планы, видимо, были скорректированы кризисом). "Это позволит улучшить качество обслуживания пассажиров, сделать полет более комфортабельным и вернуть пассажиров, которые ушли от нас в аэропорты "Бегишево" (Нижнекамск) и "Курумоч" (Самарская область)", - говорится в отчете.

Планы компании в связи с покупкой Bombardier выглядят очень амбициозно. Руководство БАП ставит перед собой задачу получить в 2009 и 2010 годах прибыль в размере 139 и 191 млн. рублей соответственно. Для сравнения: по итогам 2008 года компания получила прибыль в 5,6 млн. рублей. Авиапредприятие активно готовится к поступлению самолетов - производится обучение летного и инженерно-технического составов.

Сумма ожидаемой сделки по покупке самолетов неизвестна. Однако, судя по данным о стоимости этих самолетов на авиационных сайтах, каждый из них обойдется примерно в 300 млн. рублей. По данным источника БИЗНЕС Online, профинансировать покупку взялся Bank of Scotland – видимо, это партнеры канадцев.

ДО ЧЕГО ПОКУПКА BOBMARDIER ДОВЕЛА "НУР"

Самолеты канадской марки Bombardier стали широко известны в Татарстане благодаря скандалу, связанному с покупкой три года назад бывшим владельцем авиакомпании "Татарстан" - компанией "Нур-1" - шести самолетов CRJ-900 за $140 млн. Впоследствии воздушные суда пришлось сдать в аренду за границу в связи с тем, что у них не оказалось российской сертификации – как выяснилось, покупатели об этом просто не подумали…

Эксперты считают, что именно этот инцидент стал началом заката звезды владельца холдинга "Нур" Маннафа Сагдиева – именно в тот момент началось охлаждение его отношений с кабмином РТ. Напомним, что, убедившись в неспособности "Нур-авиа" наладить работу в казанском аэропорту, правительство жестко потребовало вернуть акции авиакомпании в госсобственность. Что и было сделано через суды.

Похоже, что "Нуру" так и не удалось пристроить самолеты – недавно на одном из казанских форумов в Интернете появилась информация о том, что Маннаф Сагдиев предпринимает попытки продать самолеты в одной из арабских стран. Что неудивительно – у "Нура" сложилась настолько катастрофическая ситуация с долгами, что и эта сделка могла бы принести какую-то передышку.

Надо отдать должное "Холдинговой компания "АК БАРС", она не повторяет самых грубых ошибок Сагдиева. СRJ-200 – это 50-местный региональный самолет с дальностью полета более 3 тыс. километров. Он сертифицирован в России, так что проблем с полетами возникнуть вроде бы не должно…

СТРОГИЙ САМОЛЕТ

Однако сделка, заключаемая в самый разгар кризиса, да еще в интересах провинциальной авиакомпании из небольшой Бугульмы, не может не вызывать множества вопросов. Тем более перед глазами вызывающий споры опыт обновления иностранными воздушными судами парка авиакомпании "Татарстан". И данные Росавиации о том, что падение пассажирских перевозок с начала года составило 15,3%. Реально ли в такой ситуации окупить затраты?

В минтрансе РТ настроены оптимистично.

- Мы оцениваем деятельность Бугульминской авиакомпании как очень эффективную. Приобретение самолетов СRJ – решение менеджмента необычайно удачное с точки зрения компоновки маршрутной сети, дальности полетов, себестоимости перевозки, государственной пошлины, - такую оценку предстоящей сделке дал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Александр Тыгин с разговоре с корреспондентом БИЗНЕС Online. - Ни для кого не секрет, во сколько нам обошлись те пять Боингов авиакомпании "Татарстан". СRJ-200 в отличие от них не облагаются пошлиной, поскольку могут перевозить до 50 человек,

По словам Тыгина, анализ деятельность аэропортов показал, что на сегодня самый востребованный сегмент – это региональные перевозки.

- Условно говоря, если билет будет стоить одну тысячу рублей, а лететь нужно на 600-700 километров, человек всегда воспользуется авиационной перевозкой, - считает чиновник.

Правда, один из ключевых участников неудачной сделки с покупкой CRJ-900 (экс-директор авиакомпании "Татарстан", а ныне руководитель Казанского авиапредприятия) Магомет Закаржаев высказался по поводу покупки новых Bombardier без особого восторга. В беседе с корреспондентом БИЗНЕС Online он вспомнил, что у авиакомпании "Татарстан" были мысли и даже готовый бизнес-план по замене CRJ-900 на 200-е, однако планы были отменены после прихода болгарских инвесторов.

Закаржаев отметил, что CRJ – самолет, который не позволяет излишеств ни в обслуживании, ни в пилотировании:

- Бизнес на такого рода самолетах невысокорентабельный, потому что мало пассажирских мест. Те же два пилота везут 50 человек, что на Боинге – 400 человек, а зарплата примерно одинаковая. Чтобы самолет был рентабельным, он почти всегда должен набирать эти 50 человек. А я сомневаюсь, что он, летая из Бугульмы, всегда будет набирать такое количество пассажиров.

Закаржаев вспомнил опыт авиакомпании "РусЛайн", которая попробовала осуществлять перевозки на самолетах CRJ, но затем отказалась от их эксплуатации. В то же время, по словам нашего эксперта, аналогичный опыт в Беларуси оказался успешным.

- Есть два момента, которые могут стать серьезным тормозом – экономическая эффективность (должен быть проведен четкий маркетинг, иначе очень быстро можно получить убытки) и очень сложная эксплуатация. Самолет "строгий" – он не позволяет излишеств ни в обслуживании, ни в пилотировании, - подвел итог Закаржаев.

Председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Марат Галеев предпочитает ставить вопрос шире – об аэропорте в Бугульме как таковом.

Своим невеселым прогнозом он поделился на недавней коллегии минтранса РТ. По его словам, три аэропорта в республике – это "многовато":

- Бугульминский аэропорт, может быть, и имеет шанс выжить, если ему удастся создать такой бизнес-проект, благодаря которому в аэропорт будут стянуты пассажиропотоки со всех близлежащих регионов. Если мы сумеем предложить конкурентоспособный вариант по доставке пассажиров вплоть до Тольятти. А если он будет полуведомственным аэропортом, мы будем его дотировать сколько можно… Ну, не выживет он.

Наталья Голобурдова

Справка

Бугульминское авиапредприятие образовано в 1953 году. В его состав входит аэропорт и авиакомпания в Бугульме. Предприятие владеет собственным парком самолетов типа ЯК-40. Предприятие располагает ангарным комплексом для обслуживания воздушных судов.

Бугульминский аэропорт способен принимать авиалайнеры массой до 47 тонн. Протяженность искусственной взлетно-посадочной полосы 2000 × 40 м.

Предприятия осуществляет авиаперевозки на регулярных рейсах: "Бугульма — Москва (Домодедово) — Бугульма", "Бугульма — Нижневартовск — Бугульма", "Бугульма — Ульяновск — Сочи — Ульяновск — Бугульма", "Бугульма — Пенза — Сочи — Пенза — Бугульма", "Пенза — Москва (Домодедово) — Пенза", а также чартерные рейсы и грузовые перевозки.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (16) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Неужели в кризис надо покупать канадские самолетыведь покупка 5-6 самолетов очень долгоиграющий проект. Я думаю отечественные предприятия авиапрома с удовольствием получили бы заказ на такого рода лайнеры. Грустно, что имея в Республике авиапромышленое преприятие, способное выпускать, такие самолеты (ТУ-324Р),надо прриобретать канадские...

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Сколько можно поддерживать западных авиастроителей за счет российских граждан?! Доколе будут и далее гробить собственный российский авиапром, и в частности, КАПО им. Горбунова в интересах западных и отечественных олигархов? Кто конкретно из должностных лиц за это наказан и как? Почему ни один такой Враг народа до сих пор не посажен?

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Мягко говоря, сомнительная сделка в кризис. Особенно в кредит в нынешних условиях. Не очень понятно чьи интересы за этим стоят. Не понятно причем здесь НУР. Сагдиев просто поконфликтовал с Миннехановым, тот его и пустил помиру как прародитель.

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Покупают, потому что то, самолеты которые собирают на авиапредприятиях России дерьмо. Если АвтоВАЗ может производить свои ведра с болтами и продавать их нам, то с самолетами - это не проходит.За границу летать не пустят. Ту-154 старье и остатки просто разваливаются. А новых нет. Делают самолеты, но двигатель чужой, у нас он слишком шумный и прожорливый, с малым ресурсом. Авионика чужая. Так корпус могут собрать и испытать в нашей аэродинамической трубе под Москвой. Надо было очень долго в течение нескольких десятилетий вкладывать деньги в науку и в подготовку высококвалифицированных инженеров, которые получали бы деньги на высоком уровне. До сих это не поняли, а все недеятисиь, что и самолеты будут в России не хуже зарубежных и авто будет супер. НЕ БУДЕТ, пока не поменяете отношение к своим ученым и инженерам. Они у вас получают зараплату на уровне слесаря сантехника ЖЭКа.

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    И что характерно, не ясна политика республиканских властей по отношению к гражданской авиации Татарстана! Создается реальный конкурент национальному перевозчику авиакомпании "Татарстан". Или вы думаете, что свою маршрутную сеть полетов бугульминцы будут стоить из Бугульмы? Как говорится "не смешите мои подковы"! Они уже сейчас создают техническую базу по обслуживанию этих самолетов в Бегишево. Набирают там пилотов, переучивают их и не скрывают, что уже зимой начнут полеты из Нижнекамска в Москву, а летом начнут летать из Казани по раскатаным линиям Татарстана. В том числе и международным. Или глупость или хорошо просчитанный план... А по поводу аэропортов и то верно! Ни в одном регионе РФ нет трех аэропортов. при этом два из них международные! Впрочем как и двух перевозчиков конкурирующих на одних линиях.Подождем, посмотрим.

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Госпожа Голобурдова! Если вы пишете о Бугульме пишите о Бугульме. Причем тут Нур? Маннаф свои проблемы сам решит, хватит уже комментировать налево направо. Тем более у вас нет правдивой информации. Пишите лучше о том , что в квартирах люди мерзнут, дети. Может для кого то будет польза.

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    А как наши авиапредприятия будут давать откаты татчиновникам,а западные дают и кладут прямо в Швейцарский банк!Глупые что ли? Сегодня только родились! А на какие деньги они будут строить дворцы или детей учить за границей?

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Проект нужен для Бугульмы. Появляется возможность в период с весны до поздней осени выполнять регулярные рейсы в Турцию. правда придется садиться какое время в Казани, чтобы пройти таможню. но вскоре говорят и этот вопрос решится. ведь из Алметьевска И Бугульмы очень много людей летают в Турцию. И Второе - невозможность Бугульминского аэропорта принимать большие самолеты, а строить отдельную полосу и покупать дорогую навигацию и создавать прочую инфраструктуру - очень-очень дорого. Дешевле купить 5 самолетов. Очень продуманный проект!!! Браво - Трубаев!

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Вы сотрудник НУРа? О какой правдивой информации Вы говорите? Наша редакция еще месяц назад обратилась к М.Сагдиеву рассказать, что происходит с компанией и как она выходит из создавшегося положения. В ответ - тишина. Видимо, нечего сказать.

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Видимо, да... Нечего сказать... Зачем вам нужна информация? Хотите Сагдиеву чем то помочь? Какая связь между Маннафом и самолетами, которые Бугульма хочет закупить. К а к а я?

  • Анонимно
    8.10.2009 00:00

    Если М. Сагдиев будет покупает лично себе автомобиль или велосипед, газете не будет до этого абсолютно никакого дела - это его частный вопрос. Но когда речь идет об ошибочной покупке самолетов для авиакомпании, находящейся в госсобственности, на гигантскую сумму, это выходит далеко за рамки его личного дела. У Вас самого, уважаемый аноним, как налогоплательщика, такие покупки вопросов никаких не вызывают? Жаль, если нет. А у газеты вызывают. Хотим убедиться, что не совершается еще одна такая же ошибка ценой в десятки миллионов долларов - в этом и смысл материала, который Вы, к сожалению, не уловили. Почему такой интерес к Нуру? Объясним: если бы это был минимаркет в Высокой Горе, интереса не было бы никакого. Но речь идет о компании, которая оказывает (или оказывала) влияние на экономику всей республики. Например, если Вы уж такой адвокат Нура, может, расскажете, что там с долгом в 1 млрд. бюджетных денег (т.е денег налогоплательщиков), который Нур должен вернуть мэрии Казани по решению суда? Отдаст? Нет? Если же Вас просто раздражают публикации газеты о Нуре, то о чем мы с Вами тут вообще говорим...

  • Анонимно
    9.10.2009 00:00

    Вы думаете ваша статья что то изменит в головах тех, кто хочет потратить десятки миллионов долларов? Можете дальше не говорить...

  • Анонимно
    9.10.2009 00:00

    Насчет того что в других регионах нет 3 аэропортов. Да нету, и знаете сколько сил было положено чтобы сохранить этот аэропорт? КОЛОСАЛЬНОЕ количество. Аэропорта нет даже в Альметьевске, хотя там Татнефть, а в маленькой Бугульме - есть! Сейчас идет полная реконструкция аэропорта г.Бугульмы, сейчас закупят новые самолеты, начнут международные рейсы, так что Бугульма, живет и развивается ... Браво, Трубаев!!!

  • Анонимно
    9.10.2009 00:00

    Мы боимся только освещения и свободы слова! И Медведева ,который замыслил всеобщий интернет,неуправляемое цифровое телевидение и независимый суд! Когда бы в Татарстане кто бы посмел без Шаймиева напечатать фото дворца любимчика Вамина! А вот и посмели,а может быть он через чур обнаглел?

  • Анонимно
    12.10.2009 00:00

    Вечерка печатала фото его дворца в Арске 10 лет назад. И ничего. Так что вы зря так про демократию в Татарии. Она была и есть.

  • Анонимно
    15.10.2009 00:00

    Встречался с Маннаф Амировичем несколько раз,разговаривали, произвел хорошее впечатление,достаточно грамотный и разумный человек.Я не сотрудник НУР и не сотрудник другойстороны.Не производит впечатления человека прини-маюшего необдумманные решения(Это по поводу закупки самолетов без лицензии по РФ).Может вообше не он принимал эти решения? Мы ведь незнаем ситуацию изнутри.Но то что в подразделениях НУР большие проблемы с руководяшимикадрами, это однозначно.Они живут как у "Христаза пазухой"(имеется в ввиду у Маннафа) ихнюю работу можно охарактеризовать так:Не опаздывать на работу, не отдыхать на работе и не работать.При этом теряет НУР, потерял и....

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль