ПЛОЩАДИ "БИЕК ТАУ" - ОДНОГО ИЗ КРУПНЕЙШИХ ТАТАРСТАНСКИХ ЛОГОПАРКОВ - ЗАПОЛНЕНЫ ВСЕГО НА 10%

На рынке складских помещений в Татарстане сложилась ситуация схожая с той, что и в сегменте жилой недвижимости: объем предложений превысил текущий спрос. Об этом рассказали эксперты на логистической конференции, которую провела в среду компания "Евразия логистик". Введенные за последние годы в Татарстане 400 тыс. кв.метров складов класса А в результате кризиса оказались мало востребованы. Теперь логистические  операторы, в том числе логопарк "Биек тау", пытаются завлечь арендаторов, начав предоставлять помещения с небольшой площадью.  

"НАШИ ЛОГОПАРКИ В ЗАЛОГЕ У БАНКОВ"

В среду в отеле "Корстон" прошла конференция "Логистика как конкурентное преимущество. Инновационные производственные площадки Республики Татарстан". Проведению мероприятия не помешал и тот факт, что накануне были арестованы ряд топ-менеджеров компании-организатора - логистического девелопера "Евразия логистик", которому в Татарстане принадлежит один из крупнейших логопарков класса А "Биек тау" (160 тыс. кв.метров).

Напомним, что в прошлую пятницу Тверской суд Москвы санкционировал арест гендиректора "Евразия логистик" Александра Волкова, финансового директора компании Артема Бондаренко, директора по экономике фирмы Алексея Белова и начальника юридической службы Дениса Воротынцева. Они обвиняются в том, что в составе организованной группы нанесли ущерб БТА банку (Москва), похитив объекты недвижимости почти на $3 млрд., а также денежные средства в размере $1,5 млрд., 776 млн. рублей и 18 млн. евро.

Сам факт уголовного дела "БИЗНЕС Online" прокомментировала Наталья Полухина - директор по PR Евразии логистик.

"Что касается ареста четырех топ-менеджеров компании, то эту ситуацию уже прокомментировал председатель совета директоров Евразия логистик Артур Трофимов. Вкратце наша позиция звучит так: арест не повлиял на бизнес-процессы в наших логопарках, поскольку каждой из них это отдельное юридическое лицо, а Евразия логистик выполняет роль управляющей компании, - заявила Полухина. -  Во-вторых, уголовные дела никак не могут сказаться на работе конкретных логопарков. Все логопарки были возведены с участием кредитных средств, предоставленных ведущими российскими и зарубежными банками. Так, к примеру, Биек тау прокредитовал ВЭБ. Поэтому логопарки сегодня находятся в залоге у банковских структур и не могут быть изъяты. Одним словом, наши арендаторы никак от этого не пострадают. Они защищены юридически. Мы ведем с ними разъяснительную работу и со всеми у нас есть понимание". 

"У КАЗАНИ И ЕКАТЕРИНБУРГА МНОГО ОБЩЕГО – ЭТО НЕ МОСКВА"

Интересно, что вместо первоначально заявленного спикера - коммерческого директора Евразии логистик Сергея Верещагина - с докладом выступил Александр Перфильев, начальник коммерческой службы филиала "Урал". Как пояснили в пресс-службе компании, у Верещагина, который является заядлым хоккейным болельщиком, в Москве во время матча "Ак Барса" были похищены все документы, поэтому он не смог выехать в Казань.   

В итоге, участники конференции были вынуждены слушать речь о преимуществах складов класса А над столь популярным в Казани сегментом класса C и D на примере логопарка "Пышма" в Свердловской области. Как емко выразился Перфильев, "у Казани и Екатеринбурга много общего – это не Москва".

Правда, перед тем как перейти к разборам кейсов на примере уральского логопарка, Перфильев сказал несколько слов и о татарстанском логопарке "Биек тау". Сейчас здесь размещаются несколько крупных арендатора – это сеть бытовой техники DOMO, продуктовый ритэйлер "Бэхетле", логистическая компания Gregory Transport&Logistic Technologies. Правда, в совокупности они занимают 10% от всей площади логопарка. Тем не менее, Полухина считает, что к концу этого года этот показатель вырастет до 70%. "По моим прогнозам, через 3-6 месяцев в целом по России компании вернутся к агрессивной политике завоевания рынка, и это оживит рынок складской недвижимости", - озвучила мечту ритэйлеров и девелоперов PR-директор.     

СИТУАЦИЯ СХОЖАЯ С ЖИЛИЩНЫМ РЫНКОМ

Вместе с падением экономической активности злую шутку с рынком складской недвижимости Татарстана сыграл избыток предложения. По сути, в татарстанской логистике сложилась ситуация, схожая с рынком жилищной недвижимости. За последние годы в республику вышли такие крупные игроки как Q-Park, терминал "Южный" и ПЛК. В итоге, предложения складских помещений класса А составляет около 400 тыс. кв.метров. 

"Предложение складской недвижимости в Татарстане превышает текущий спрос. Но мы уверены, что эти площади будут востребованы в течение 1,5 - 2 лет", - считает Полухина.

В качестве довода представитель Евразия логистик рассказала о тенденции в региональных логопарках, когда местные компании, арендовавшие склады класса C и D в центре городов, посчитав все плюсы и минусы, переезжают в пустующие склады класса А. Правда, в отличие от уральских коллег, казанские компании пока не торопятся с переездами.

Может, дело в арендных ставках? Несмотря на то, что Евразия логистик не раскрывает арендные ставки, они значительны. Как признался один из крупных арендаторов Биек тау после переезда из внеклассовых складов на новые площади стоимость чистой аренды выросла на 50%, но при этом компания сэкономила на оптимизации издержек и времени обработки грузов.

Правда, одновременно с кризисом, как с гордостью говорят сами девелоперы, они научились работать с малыми площадями. Так, если прежде переговоры с арендатором начинались в том случае, если он готов был взять для своих нужд 5 тыс.кв.метров, то сейчас в том же Биек тау появился специальный терминал, где для нужд малого и среднего бизнеса помещения разделены на блоки по 570 кв.метров. "Благодаря сотрудничеству с татарстанским комитетом по поддержке предпринимательства здесь арендные ставки ниже рыночных", - рассказала корреспонденту "БИЗНЕС Online" Полухина. Но о результатах говорить рано, считают в пресс-службе Евразия логистик, поскольку эта программа заработала только в конце декабря 2009 г.    

Арслан Минвалеев