Политика 
3.07.2010

Россия на ЭКСПО-2010: павильон иллюзий

 

НА КРУПНЕЙШЕЙ МИРОВОЙ ВЫСТАВКЕ РОССИИ ОКАЗАЛОСЬ НЕЧЕГО ПОКАЗАТЬ, КРОМЕ САРАФАНОВ, МАТРЕШЕК И НЕЗНАЙКИ

В Китае уже два месяца длится всемирная выставка "ЭКСПО-2010", на которой представлены павильоны 190 стран. На этом мероприятие, которое можно расценить как экспозицию глобализма, побывал известный китаевед, полковник ГРУ в отставке Михаил Девятов. Он был поражен полным отсутствием какого-либо содержания в экспозиции России и поделился своими впечатлениями с газетой "БИЗНЕС Online", участником "Антикризисного клуба" которой он является. Мы предлагаем вниманию читателей заметки Девятова с ЭКСПО-2010.

ВОЙНА ОБРАЗОВ И СМЫСЛОВ

Со стратегической высоты, оценка  Всемирной  универсальной  выставки  "ЭКСПО-2010" в Шанхае (01.05 – 31.10.10) сводится  к тому, что стартовавшая в  XVI веке в Европе эпоха индустриального общества производства товаров и услуг кончилась (чудес техники не показал никто). А  мир пребывает в жесткой войне образов и смыслов того, каким на выходе из кризиса станет грядущее постиндустриальное общество новой глобальной "экономики знаний". По числу посещений и длине очереди перед входом в павильон (до трех часов стояния в каждый) за явным преимуществом лидируют Китай, США и Саудовская Аравия. Второй эшелон (более часа стояния в очереди) занимают павильоны Англии, Германии, Италии, Испании, Японии, Южной Кореи и России. Третий эшелон составляют страны, не претендующие на концептуальность экспозиции. И, наконец, без очереди можно посетить чисто этнографические павильоны таких стран как Ливия, Нигерия, Литва…

ПУП ЗЕМЛИ

Фавориты войны смыслов на  ЭКСПО сделали упор на захват, прежде всего не умов, а сердец  простых китайцев, составляющих громадное большинство посетителей (от 300 тыс. до полумиллиона в день).

Главный китайский павильон внешними  формами архитектуры темнокрасной  пирамиды, похожей на перевернутый  вверх дном мавзолей Ленина, показывает  миру величие страны, уверенно занимающей сакральный "Пуп Земли" и символически подпирающей свод Неба. При этом красная перевернутая пирамида китайской поднебесной государственности величаво возвышается над черным постаментом нижнего павильона культурной специфики китайских провинций. А павильоны всех других стран и народов мира расположены на  одном уровне с китайскими провинциями и зрительно воспринимаются не иначе как дальние окраины Срединного государства желтых людей, лучших из лучших. Внутренняя экспозиция главного павильона КНР соответствует величию внешнего образа и представляет собой гимн стране, побеждающей на реальной стройке лучшей жизни своих граждан. Центром внимания здесь выступает короткий фильм о судьбе трех поколений (60 лет жизни в народной республике) простой китайской семьи, где дедушка вел тяжелое и грубое натуральное хозяйство в деревне, а внуки живут в комфорте великолепного мегаполиса.

МЕЧТА ПО-АМЕРИКАНСКИ И ВЗГЛЯД С КОВРА-САМОЛЕТА

Павильон США выполнен без  архитектурных излишеств и представляет  собой банальный трехзальный  кинотеатр закругленной формы. Смысловую нагрузку американцы полностью переложили на искусство кино. В первом зале симпатии китайского посетителя захватывают простые американцы, как бы приглашающие зрителя к диалогу разных цивилизаций. Во втором зале к каждому китайскому посетителю лично обращаются госсекретарь США Хилари Клинтон и президент США Барак Обама. А в третьем зале демонстрируется вышибающий слезу фильм о мечте глобализации по-американски. Где люди разных рас, зажатые в каменный мешок современного города, в образе  дворового садика, наперекор железобетонному бездушию и всесокрушающей стихии. Благодаря физической мощи супергероя: образованного белого англосаксонского протестанта, совместными усилиями, сохраняя культурное разнообразие, воссоздают забытую и растоптанную "железной пятой" индустриализма гармонию человека с живой природой.

Внешне напоминающий летающую  тарелку павильон Саудовской  Аравии  визуальными  средствами  объемного  кино как бы видом  с "ковра-самолета" демонстрирует  посетителям  как красоту материального видимого мира, так и невидимый духовный мир, возвышающий человека над природой. Как бы приглашает китайцев подняться из "храма природы" в храм Божий.

Павильоны европейских стран  представляют на ЭКСПО яркую ярмарку  рациональной культуры (но  не технологий) города будущего, поднявшегося на Западе над очагом первопредков современной технической цивилизации. Тогда как эмоционально сильные экспозиции павильонов Южной Кореи и Японии средствами кино и визуального интерактива упирают на резонансы души как критерий лучшей жизни урбанизированного человечества.

ОТ ВОСТОРГА ДО НЕДОУМЕНИЯ

Особое место на ЭКСПО занимает  павильон России, который за два  месяца  работы  выставки уже  посетило  более  15 млн. человек.  Опрос китайцев на выходе из  российского павильона показал,  что экспозиция никого не оставила равнодушным: дети – в восторге, взрослые – в замешательстве,  умудренные старцы – в недоумении. А дело здесь в следующем: если Китай показал своему народу и миру овеществленную мечту счастья простых людей; если США зовут китайцев в грядущий глобальный мир, то Россия показала сказку о том, чего нет и быть не может. Превзошла всех в яркой, но бессмысленной иллюзии. Кичливой театральной бутафории беспочвенных грез, но не мечты. Волшебном сне, а не мобилизующей цели. Завораживающей фантазии, но не в образе победы.

Внешне павильон скромен и  серьезен, не хуже и не лучше  вполне  приличных  павильонов, например  Польши  или  Узбекистана. Белый  куб его центрального здания, как бы окружает хоровод башен,  стилизованных  под  пляшущие  фигуры  в сарафанах с золотисто-красным узором русского Севера. Внутренне же убранство дисгармонично внешнему облику. Здесь нет России ни прошлой, ни настоящей, ни будущей. Здесь царит кич причудливых  цветов, небывалых "волчьих ягод" и "развесистых клюкв" циклопических размеров, громадных вьюнков и стрекоз, огромных лопухов и мухоморов. В сознании зрителя создается дисбаланс между внешним и внутренним, возникает эмоциональный шок, происходит потеря смысловой ориентации, которая увлекает детей в сказочный мир воображения, а взрослых погружает в бредовое состояние лишенное всякой реальности. 

Поводырем по этому миру грез  выступает Незнайка - известный китайцам  и всему  прогрессивному  человечеству  из сказок Носова "Незнайка  в  цветочном  городе",  "Незнайка  в городе Солнца" и "Незнайка на Луне" (под потолком павильона висит макет советского космического корабля "Союз", а сам потолок выполнен в форме лунных кратеров с "окнами" звездного неба). Примечательно и то, что советский Незнайка в новых условиях потерял любознательность занимательного ума и, особенно в образе сувенирной куклы, предстает глупым и несимпатичным страшилой. Россия же в павильоне таки есть. Это и сувенирная лавка с непременными матрешками, расписными подносами и шкатулками.  Это и ресторан русской кухни, весьма достойный, как по меню, так и по ценам. Чего нет в российском павильоне в Шанхае, так это ни одного китайского иероглифа. А редкие надписи на английском языке ничего китайцам не говорят.

ОБЕРТКА БЕЗ СОДЕРЖАНИЯ

В целом же павильон России  своей волшебной сказкой о том, чего нет, подыгрывает Западу, а не Востоку. Зовет не строить, а развлекаться. Как бы уклоняется от вызовов грядущей постиндустриальной эпохи. Выглядит как игровая комната на утреннике в детском саду. Где говорить о чем-либо серьезном (инновации, экономика знаний) просто невозможно. Где уместно загадывать загадки и просить или дарить конфетки. При этом совершенно очевидно, что самой-то конфетки НЕТ. Что есть пустышка, обертка без содержания, яркий фантик. И тут невозможно не сказать пару слов о "шпионах, диверсантах, вредителях и врагах народа". Никакой логикой нельзя объяснить получившийся курьез с бессмысленностью российского павильона на выставке образов выхода человечества из мирового кризиса. Налицо, не досадная ошибка дилетантов (все подсказки были), а намеренная скандальная провокация, закамуфлированная под невинную детскую забаву. Подстава высших руководителей РФ, вынужденных что-то говорить в этом интерьере  в День России на ЭКСПО и на "саммите глобализма" перед закрытием выставки.  Вполне очевидно, что это может быть либо лирика убаюкивающих общих фраз ни о чем, либо та самая конфетка! Конфетка, которую Россия не показывала ни кому. И лишь в День России 28.09.10 совпавший с днем рождения Конфуция. Как знак мудрости "старшей сестры" и особых намерений стратегического партнерства, подарит Китаю.

Такой "конфеткой" могут быть  лишь имеющиеся в России уникальные  высокие  гуманитарные технологии  управления поведением людей.  На выбор –  это  либо  "психоинжениринг",  либо система базовых смыслов когнитивной сферы (икосаэдр Рубанова), либо бизнес-модель экономики знаний с транзакцией как новой учетной единицей богатства и капитализацией времени не как линейной длительности, а как порядка следования событий. Вполне очевидно, что такая "русская конфетка", чтобы конкурировать с другими концептуальными образами, должна восприниматься не логически, но чувственно, зрительными образами искусства кино. Специалисты ИРКСВ знают, как это сделать быстро и понятно. 

Андрей Девятов

 

Справка

Экспо 2010 (официальное название Экспо 2010 Шанхай Китай; англ. Expo 2010 Shanghai China) — всемирная выставка, проходящая с 1 мая о 31 октября 2010 года в Шанхае. Тема выставки: "Лучше город — лучше жизнь". Выставка ЭКСПО 2010 предлагает концептуальное решение проблем, касающихся сокращения ресурсов, снижения уровня преступности, загрязнения окружающей среды посредством моделирования городов будущего.

Это первая в истории всемирная универсальная выставка на территории Китая (в 1999 году в Куньмине проходила Всемирная выставка растениеводства).

Общая площадь выставки — 5,28 кв. км. В выставке принимают участие более 190 стран.

 

Справка

Андрей Петрович Девятов закончил Военный институт иностранных языков в Москве. После участия в арабо-израильской войне 1973 года был взят на службу в ГРУ Генштаба Минобороны СССР.  В 1976 году впервые направлен в Китай под дипломатическим прикрытием. Всего за четверть века службы таких командировок было три, общей продолжительностью 11 лет (позже он прожил в Китае еще 6 лет уже как частное лицо). Ведя результативную разведывательную деятельность в ядерной и ракетно-космической сфере, Девятов вышел на пенсию по выслуге лет в ранге полковника.

Вернувшись в Россию, Девятов активно занимается вопросами, как говорит он сам, российско-китайского стратегического взаимодействия: руководит рядом научных центров, издает книги и регулярно публикует статьи о Китае.      

Андрей Девятов - действительный член Российского отделения Международной Академии исследования будущего (Брюссель), заместитель директора Института российско-китайского стратегического взаимодействия, член Союза писателей России.

 

 

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    3.07.2010 00:00

    опять лохонулись...

  • Анонимно
    3.07.2010 00:00

    Быстрее бы кончились нефть и газ или цены рухнули бы до 5 долларов, почаше и побольше засух.... тогда начнем мозгами шевелить, а всех чиновников надо просто уволить...ибо они первый и главный тормоз....

  • Анонимно
    3.07.2010 00:00

    очередной распил бабла провалился! о ужас. фонды удвоят??

  • Анонимно
    4.07.2010 00:00

    Очень странная статья и позиция. Рассуждается вокруг да около, говорится о том, что российский стенд вроде как опростоволосился, а в конце намекается, что это может быть и просто притворство. Да нет тут никакого притворства и скрытого смысла. Нет у страны ни четкой стратегии, ни осознания действительности. Растериваем последние крохи наработок, которые остались от совка. Вот тогда действительно были и мощная развитая страна, и наработки, и наука, и образование. Китай же сумел соместить коммунизм с современностью и либеральными нотками. А Россия плывет по течению нефтегазовой реки. Москва пухнет и ширится, а регионы загибаются. Лучшие умы уезжают в один единственный мегагород, где лучшие условия для жизни и отдыха. Все остальные, в том числе и Петербург, Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Самара это большое болото. Москва все подмяла под себя как огромный паук. Налоги, умы, развитие. Создали Сколково для отвода глаз. Большинство думает, что это не Москва, на самом же деле Сколково находится прямо за МКАД, ближе, чем некоторые районы Москвы к Кремлю. Опять все стягивают. Регионам остается жалко волочится. Когда у нас Путин лично разруливает пробку на Ленинградке, о чем тут можно говорить? Все катится непонятно куда. А на местах остается только клянчить подачки и придумывать никому не нужные Универсиады для отбивки денег. Рассредотачивать нужно ресурсы по всей стране, хотя бы в 10-15 городах, а не тянуть все в Москву. Правильно некоторые москвичи думают, что за МКАДом жизни нет. Скоро точно не будет.

  • Анонимно
    4.07.2010 00:00

    А был ли Девятов на Экспо?Русский павильон один из немногих приличных. И идея Солнечного города многим нравится, это вполне годная мысль. И исполнено все очень достойно. С иероглифами, о которых так печалится Девятов. В отличие, например, от американского, который представляет собой ловушку из трех кинозалов - оттуда нельзя выйти, покуда не досмотришь три унылых фильма. И это все, там больше нет ничего. Французы примерно такие же.Лучше всего, конечно, у немцев. Павильона я не помню, но пиво вполне хорошее.

  • Анонимно
    4.07.2010 00:00

    бежать надо из такой страны

  • Анонимно
    4.07.2010 00:00

    Был Незнайка на Луне,А теперь на ЭКСПО.Тяга наша к старинеВыглядит нелепо.Поразить всё мир хотимРасписной матрёшкой.Миф о Сколково творим,Ходим сами с плошкой.Что имеем не храним,Грёзы нам милее.О новациях кричим,А народ беднее.Можем подковать блоху,Запустить ракету,Деньги выбросить в труху,И превысить смету.Так и будет без концаПир перед чумою.Гонят зверя на ловца,От «реформ» к застою.

  • Анонимно
    6.07.2010 00:00

    Предлагаю ввести публичную присягу для всех госсулжащих!

  • Анонимно
    16.07.2010 00:00

    Каждый пишет о том и так, что ему больше нравится или просто по каким-либо причинам ближе. Не надо из Девятова делать классика.

  • Анонимно
    18.11.2010 00:00

    Об ЭКСПО-2010 много было http://old.lenta.ru/news/2010/09/14/expo/

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль