Шаляпинский фестиваль-2016  
16.02.2016

Внеклассное чтение: «Евгений Онегин» на Шаляпинском фестивале

Пушкинские автографы, «лед и пламя» от Василия Ладюка и носовые платки, подготовленные к арии Ленского. Часть 10-я

Конферансье, представляя накануне шедевр Пушкина-Чайковского, сказал важную вещь: после школы роман надо перечитывать вновь и вновь, ведь даже самый прогрессивный учитель не сумеет вложить в подростковые умы все культурные коды, собранные в пушкинской «энциклопедии русской жизни». Московский критик Наталия Сурнина в статье, написанной специально для «БИЗНЕС Online», отмечает: спектакль Михаила Панджавидзе для постижения скрытых смыслов не годится, но для внеклассных занятий подходит идеально.

Премьера «Евгения Онегина» на сцене театра им. Мусы Джалиля состоялась в 2012 году
Премьера «Евгения Онегина» на сцене театра им. Мусы Джалиля состоялась в 2012 году

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ КЛАССИКУ

«Евгений Онегин» Пушкина и Чайковского — две большие разницы. То же самое касается и «Пиковой дамы», которую режиссеры как только за уши не тянули назад к литературному первоисточнику (начиная с Мейерхольда и заканчивая Додиным), но ничего хорошего из этого не вышло. «Онегин» — другое дело: Чайковский в нем не так существенно переставляет акценты, но, не претендуя на омузыкаливание всех разделов «энциклопедии», определяет жанр сочинения как «лирические сцены» и фокусирует внимание на драматических коллизиях взаимоотношений главных героев.

Тем, кто хочет основательно разобраться именно с романом Пушкина, следует изучить, например, комментарии Юрия Лотмана к тексту. Оттуда можно узнать, что мать Татьяны звали Прасковьей, Онегин был современником декабристов, а Татьяна, ставшая одним из символов русской души, была воспитана на французских романах: «она по-русски плохо знала... и выражалася с трудом на языке своем родном». Многочисленные детали легко использовать при постановке оперы, но режиссеры, как правило, обходят Лотмана стороной.

То ли дело драматические режиссеры, у которых совершенно развязаны руки в отсутствие музыки Чайковского. Так, Римас Туминас в недавнем спектакле Вахтанговского театра, среди прочего, «покушается» на святое — письмо Татьяны. Его читает Онегин в вольном прозаическом переводе с французского, на котором оно и написано. «Я пишу Вам, и этого достаточно» вместо ожидаемого «Я к Вам пишу — чего же боле?» разом рушит все стереотипы и заставляет по-новому взглянуть на роман. Или взять Гремина, которого в опере мы привыкли представлять немолодым, но статным мужчиной в сверкающей орденами парадной форме. А может, он был просто достойным обеспеченным стариком, каким его видит Туминас? Такой образ заставляет иначе посмотреть на вынужденный брак Татьяны.

Постановка оперного «Онегина» в Казани не предполагает такого копания в смыслах, но кое в чем режиссер идет дальше композитора.

Режиссеру Михаилу Панджавидзе удалось создать постановку одновременно традиционную и авторскую
Режиссеру Михаилу Панджавидзе удалось создать постановку одновременно традиционную и авторскую

КНИЖКА С КАРТИНКАМИ

Режиссеру Михаилу Панджавидзе удалось создать постановку одновременно традиционную и авторскую. Поначалу спектакль, как и многие классические «Онегины», кажется цепью красочных иллюстраций к сюжету. Пока Татьяна и Ольга музицируют, Ларина и няня традиционно варят варенье, крестьяне чистят грибы, солят капусту, рубят дрова... Озорная блондинка Ольга, задумчивая брюнетка Татьяна, восторженный Ленский, высокомерный мизантроп Онегин — целая галерея хрестоматийных образов. Ощущение книжной иллюстрации усиливают пушкинские автографы, использованные в видеопроекции и покрывающие всю сценографию рядами мелких букв с характерным наклоном. И кажется, что герои оперы буквально сошли со страниц романа.

Но с самого начала второго акта режиссер дает понять, что внимательно читал Пушкина и хочет дополнить лирическую акварель Чайковского интересными деталями. Вместо суетливой сценки подготовки именин в доме Лариных он успевает обозначить сон Татьяны — один из ключевых эпизодов пушкинского текста, — и тенью вводит фигуру Онегина. Перед дуэлью Ленский листок за листком сжигает свои стихи, а Онегин после смерти друга собирает уцелевшие рукописи и забирает их с собой. Отхватив приличный музыкальный кусок от сцены бала у Гремина, Панджавизде показывает возвращение главного героя в Петербург, таким образом восстанавливая важное сюжетное звено.

Режиссура Панджавидзе вообще очень осмысленна, каждая сцена проработана, а этим отличаются далеко не все постановки театра, делающего ставку на приглашенных солистов.

Роль Татьяны впервые в Казани исполнила дебютантка нынешнего Шаляпинского фестиваля Мария Пахарь (на фото в роли Леоноры в опере «Трубадур»)

«КТО ТАМ В МАЛИНОВОМ БЕРЕТЕ»

Роль Татьяны впервые в Казани исполнила дебютантка нынешнего Шаляпинского фестиваля, молодая солистка Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь. В хорошо знакомой партии, но в новой обстановке она чувствовала себя не очень уверенно. В первой картине против нее сыграла проблемная акустика сцены: к знаменитому дуэту «Слыхали ль вы» приходилось прислушиваться изо всех сил, так как не все ноты долетали с арьерсцены, куда загнал сестер Лариных режиссер. В остальном же природная открытость и даже детскость певицы, порой звенящая капризными интонациями в голосе, придает образу особенное очарование. В сцене письма Мария действительно выглядит наивной девушкой, которая впервые попала в водоворот чувств и не знает, как с ними справиться. К финалу она превращается в светскую львицу, но ненадолго: объяснение с Онегиным быстро заставляет ее сбросить маску равнодушия, и ее героине стоит больших усилий (причем буквально) вырваться из рук возлюбленного, чтоб скрыться навсегда.

Солист Новой оперы Василий Ладюк в роли Онегина — одна из главных приманок фестивального спектакля. Его благородный баритон принес певцу немало престижных ангажементов и массу почитательниц таланта. Возможно, устав от женского внимания, на этот раз в «Онегине» Ладюк вышел «застегнутым на все пуговицы», и его холодность в сцене отповеди была очень натуральной. Но Ленский так искренне пытался с ним поссориться, что в конце концов расшевелил партнера, а в финальной сцене мы увидели совсем другого Онегина — час назад сложно было представить, что он способен так бросаться к ногам женщины и оплакивать свою роковую ошибку.

Его счастливого соперника, князя Гремина, традиционно поет московско-казанский бас Михаил Казаков. Высокий, статный, с благородной сединой, он похож на киноактера, и легко понять Татьяну, не захотевшую променять его на непредсказуемого Онегина. Нижние ноты — те самые, в которых самый смак партии — у Казакова звучат шикарно, но в остальном он демонстрирует слишком манерный вокал, тогда как простота и естественность интонаций обеспечила бы ему триумфальный успех.

Князя Гремина, традиционно поет московско-казанский бас Михаил Казаков
Князя Гремина традиционно поет московско-казанский бас Михаил Казаков

Легко понять, почему на роль Ольги с завидным постоянством приглашают меццо-сопрано из Мариинского театра Екатерину Сергееву. Она невероятно обаятельна и «подобно ветреной надежде, весела, резва, беспечна, весела». Настолько беспечна, что иногда не обращает внимания на дирижера, но при 100-процентном попадании в образ она прекрасно поет, и это искупает все мелкие огрехи. Еще один солист Мариинки — Сергей Скороходов в роли Ленского — стал ее идеальным партнером. Он так же естественен на сцене и порывист в чувствах. Видно, что образцом вокальной школы служат для него старые мастера, и это все очень идет облику спектакля. Знаменитую арию-прощание «Что день грядущий мне готовит» он спел без слащавости, но до того трогательно, что впору было доставать носовые платки.

Оркестр под управлением Рената Салаватова далеко не так безупречен, как хотелось бы, но есть в этом спектакле она прекрасная деталь — темпоритм развития действия. Принадлежит ли эта находка музыкальному руководителю постановки Михаилу Плетневу или опытным путем выведена главным дирижером казанского театра, не так важно, главное — цепь эпизодов, безупречно выстроенная при помощи динамических и темповых контрастов, держит в постоянном напряжении и делает партитуру Чайковского очень выпуклой, выразительной.

«Евгений Онегин» в постановке Панджавидзе — удачное приобретение театра, спектакль, способный привить любовь к роману школьникам и побудить взрослых перечитать текст, в который можно погружаться бесконечно. Остается лишь надеяться, что в фестивальном составе появятся новые по-настоящему яркие имена, а оркестр подтянет свою игру до уровня, достойного шедевра Чайковского.

Наталия Сурнина

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.02.2016 09:52

    Оперный театр вновь блеснул. В 110-летний юбиле

  • Анонимно
    16.02.2016 09:54

    Оперный театр в очередной раз "блеснул". В 110-летний юбилей Мусы Джалиля в театре имени Джалиля, имеющем в репертуаре оперу "Джалиль", показывают "Евгения Онегина"...

    • Анонимно
      16.02.2016 10:19

      Тупо запамятовать юбилей Джалиля - это в духе господина Мухаметзянова и его клики. И куда только смотрит Всемирный конгресс татар!

      • Анонимно
        17.02.2016 00:06

        Вообще-то на фестивальной выставке есть стенды, посвященные Мусе Джалилю! Я вот в первый день фестиваля это оценила! Все они помнят - молодцы!

  • Анонимно
    16.02.2016 10:08

    Неужели здесь появилась положительная рецензия на спектакль в оперном? Не верю! Вчерашнее пение Ладюка было таким превосходным, что написать плохо было невозможно, хотя Татьяна была не идеальной, увы! Будет ли еще когда-нибудь в Казани такое исполнение партии Онегина?

    • Анонимно
      16.02.2016 10:11

      Здесь бывают разные рецензии на спектакли оперного - хорошие и плохие. Просто вы очень невнимательно читаете.

  • Анонимно
    16.02.2016 10:13

    Онегин и Гремин были шикарны. Получила огромное удовольствие!

  • Анонимно
    16.02.2016 10:14

    Такие деньжища тратить - не может не появиться что-то стоящее, тот же исполнитель Онегина. Но сотни миллионов из казны Татарстана - это не те деньги, за которые мы имеем провинциальный театр с плохим оркестром и приглашенными второстепенными режисерами.

    • Анонимно
      17.02.2016 02:17

      Это Панджавидзе второстепенный режиссер?))) Ну, Вы даете, любезнейший! Его спектакли - основа репертуара театра и гордость его! Он давно уже признанный мастер и не только в Казани. Куда его, кстати, не зовут уже лет пять, почему-то. Зачем же хаять прекрасного режиссера, да еще за глаза и потфактум?!

  • Анонимно
    16.02.2016 10:18

    А почему не написано про певицу, исполнявшую роль Ольги. Она явно пересидела в солярии и такой загар русской девушки из глубинки выглядел очень странно. Неужели нельзя было ее напудрить?

  • Анонимно
    16.02.2016 11:57

    Как раз в глубинке, в отличии от столиц, девушки были загорелые! Чудо какая хорошая вчера получилась опера! Браво нашему театру! Остальным надо долго тренироваться, чтобы достичь такого высочайшего уровня!

  • Анонимно
    16.02.2016 12:07

    Как раз очень внимательно читаю, поместите ссылку на другие положительные рецензии этого издания на спектакли оперного

  • Анонимно
    16.02.2016 12:47

    Онегин откровенно не понравился, не Онегин это вовсе. Хорошо петь слишком мало для этой роли, надо быть Онегиным! А Ленский выше всяческих похвал

  • Анонимно
    16.02.2016 15:58

    Отличный Онегин, отличный Ленский, прекрасная Ольга. Но где взяли такую Татьяну????? Опять проблемы кастинга...

  • Анонимно
    21.04.2016 17:05


    Спасибо автору блога! Много полезного у Вас на сайте. Добавила в закладки теперь буду чаще заглядывать.

  • Анонимно
    29.07.2016 08:07

    оборудование, комплектующие и технологии от посягательств злоумышленников. Поскольку организовать полноценную охрану предприятия, отвечающей всем охрана объектов строительства защита стройматериалов, строительного оборудования и инструмента. Поскольку доступ на стройку невозможно предотвратить с помощью непреодолимого забора,

  • Анонимно
    10.08.2016 13:33

    Все этажи современных зданий опутаны системами различных коммуникаций, среди которых важное место занимают вентиляционные системы и воздуховоды. Гарантия монтаж систем пожаротушения подобных систем заключается в том, что на открытые короба наносится покрытие, которое будет предохранять короб от горения в течение предела стойкости,

  • Анонимно
    10.08.2016 14:03

    необходимо обеспечить эвакуацию людей в случае угрозы его возникновения и, прежде всего, располагать временем, чтобы спокойно выполнить эту операцию - спасти людей и материальные ценности. огнезащита бетонных конструкций этой операции необходимо почти всегда применять армирование. После выполнения обмазки трубопровода, на которую затрачивается большое количество материала,

  • Анонимно
    10.08.2016 14:13

    пожарной безопасности в воздуховодах и вентиляционных системах – самая сложная задача при возведении зданий и сооружений. Порой трудности обеспечения защиты огнезащита металлоконструкций этим способом могут даже люди, занимающиеся этой работой впервые в жизни.

  • Анонимно
    10.08.2016 15:09

    обработку этих конструкций от огня. Операция по защите воздуховодов от огня довольно сложна и не может быть доверена дилетантам. Для проведения этой обработки огнезащита дерева Для этого нужно использовать различные способы, на время преграждающие путь огню к воздуховодам, которые называют пределом стойкости этих систем. Суть

  • Анонимно
    10.08.2016 16:47

    необходимо обеспечить эвакуацию людей в случае угрозы его возникновения и, прежде всего, располагать временем, чтобы спокойно выполнить эту операцию - спасти людей и материальные ценности. пропитка противопожарная Для этого нужно использовать различные способы, на время преграждающие путь огню к воздуховодам, которые называют пределом стойкости этих систем. Суть

  • Анонимно
    13.09.2016 17:03

    Одним из самых сложных проверочных этапов для курсантов автошкол является заезд на эстакаду – обязательный манёвр при сдаче экзаменов на автополигоне. автошкола москва юао сразу: у кого-то автомобиль скатывается вниз, а допускается только съезд не более, чем на 30 см, у кого-то машина глохнет – и, значит, штраф неминуем.

  • Анонимно
    13.09.2016 17:35

    Сегодня возможность получить водительские права, позволяющие управлять автомобилем появилась у тех, кто достиг возраста 18 лет, и, разумеется, при наличииинструктор по вождению женщина расположением: одна улица может подниматься в гору, другая спускаться. Уклон может быть очень большим. Оказавшись в пробке, новоиспечённый водитель, не

  • Анонимно
    13.09.2016 17:49

    наклонной поверхности, трогается. Всё бы ничего, но за каждый неверно произведённый элемент курсантов штрафуют, а набранная таким образом сумма баллов неавтошкола по выходнымчтобы машина не скатилась назад. Причём, автомобиль оказывается ещё даже не на пике эстакады. Взобравшись в самое верхнее её положение необходимо на первой передаче

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль