Общество 
15.10.2010

Равиль Зарипов: «Лучшие пропагандисты инвестиционного климата Татарстана – иностранные компании, которые здесь работают»

ГЛАВА МИНПРОМТОРГА ТАТАРСТАНА В ХОДЕ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИИ ОТВЕТИЛ НА ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ «БИЗНЕС ONLINE». ЧАСТЬ 3-Я

Во время традиционной интернет-конференции газеты «БИЗНЕС Online» гость редакции министр промышленности и торговли Татарстана Равиль Зарипов ответил на множество вопросов, которые прислали читатели. На сайте уже опубликованы 1 и 2 части стенограммы. Сегодня мы публикуем третью часть – подготовленные в минпромторге РТ ответы на те вопросы, которые не прозвучали в рамках встречи.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ: ПРОГНОЗИРУЕТСЯ РОСТ

«Уважаемый Равиль Хамматович! Новый договор о предметах ведения Татарстана и России сильно ограничил возможности республики во внешнеэкономической деятельности. Как это повлияло на торговый баланс республики? Как влияет сегодня? Спасибо! Читатель».

- Нельзя сказать, что договор о разграничении полномочий  ограничил внешнеэкономическую деятельность Республики Татарстан. Мы, как и прежде, осуществляем внешнеэкономическую деятельность в рамках федерального законодательства.

Торгово-экономические связи Татарстана с зарубежными странами имеют большое значение для экономики республики. Важно отметить широкий диапазон международных связей республики, существенно расширилась их география, обогатилось содержание. На протяжении последних лет (до наступления глобального финансово-экономического кризиса) внешняя торговля республики развивалась динамично – среднегодовые темпы роста внешнеторгового оборота в 2005-2008 годах составляли около 35% в год.

В 2009 году на фоне негативного воздействия внешних факторов – замедления развития мировой экономики и ухудшения мировой товарной конъюнктуры – произошло снижение основных показателей внешней торговли Республики Татарстан. Внешнеторговый оборот Республики Татарстан (ВТО РТ) в 2009 году, согласно официальным данным Татарстанстата, составил 13,5 млрд. долларов США, что на 37% ниже уровня 2008 года. При этом объём республиканского экспорта составил около 11,8 млрд. долларов США, импорта - 1,7 млрд. долларов США.

В 2009 году товарооборот со странами СНГ составил 15,4% от совокупного внешнеторгового оборота РТ, со странами дальнего зарубежья — 84,6% Основные внешнеторговые партнеры республики – Италия, Турция, Польша, Нидерланды, Беларусь, Германия, Украина, Венгрия, Великобритания, Китай, Казахстан, Чехия, Румыния и другие.

В 2010 году в связи с ожидаемым постепенным выходом из мирового финансово-экономического кризиса, в результате реализации антикризисных мер, оживления мировой экономики, а также реализации инвестиционных программ предприятий прогнозируется рост основных показателей экономического развития  Республики Татарстан, в т.ч. и показателей внешнеэкономической деятельности.

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ТАТАРСТАНА

«За последние несколько лет производство в Татарстане открыли многие иностранные инвесторы. Известно, что во многом привлекать их удается благодаря личному участию президента и правительства. Что такого вы им предлагаете (кроме туманных слов о потенциале Татарстана), что они рискуют заходить на наш рынок? Сергей».

- Инвестиционная привлекательность Татарстана подтверждается данными международных рейтинговых агентств! «Fitch» подтвердил в марте 2009 года долгосрочный и краткосрочный кредитные рейтинги Республике Татарстан в иностранной валюте на уровне  «ВВB–» и «F3» прогноз «стабильный» соответственно и краткосрочный рейтинг по национальной шкале на уровне «АА+ (rus)».

По данным российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2008-2009 годов в общем рейтинге российских регионов Республика Татарстан относится к числу «опорных регионов-лидеров» и занимает 11 место среди 83 регионов России, среди регионов Приволжского федерального округа по данному показателю Татарстан занимает 2 место.

По итогам 2008-2009 годов по инвестиционному риску Татарстан занимает 12-е место в Российской Федерации, по инвестиционному потенциалу – 7-е место. Республика Татарстан на протяжении нескольких последних лет остается одним из самых «безопасных» регионов для иностранных инвесторов. Этому во многом способствует создание в республике благоприятной для инвесторов нормативно-правовой базы, стабильная политическая ситуация и экономический рост.

Лучшими «пропагандистами» благоприятного инвестиционного климата в Татарстане являются иностранные компании, которые здесь уже работают: Роквул, Шнайдер Электрик, Камминз, Фиат, Исузу, Прайс-Даймлер, Эфес, Винербергер и другие.

Объем накопленных иностранных инвестиций в Республике Татарстан на 1 апреля 2010 года составил более 7 млрд. долларов США. Начиная с 1998 года, Татарстан устойчиво входит в первую десятку российских регионов по общему и душевому объемам привлеченных иностранных инвестиций в экономику.

Татарстан привлекателен не только высоким уровнем социально-экономического развития, но и наличием в республики подготовленных инвестиционных площадок со всей необходимо инфраструктурой для быстрого старта проекта. Сегодня у нас успешно действуют Особая экономическая зона «Алабуга», пять технопарков, три технологических парка, два индустриальных парка, технополис «Химград», семь бизнес-инкубаторов.

Большое значение мы придаем развитию Особой экономической зоны «Алабуга». Такие комфортные условия, наличие готовой инфраструктуры, офисных помещений, службы «одно окно» на ОЭЗ позволяют привлекать международные компании для реализации инвестпроектов. В настоящее время на ОЭЗ зарегистрированы 9 резидентов, из которых 4 - иностранные компании и совместные предприятия с зарубежными партнерами. Общий объем заявленных инвестиций этих четырех резидентов составляет около 200 млн. долларов США. 

В апреле 2010 года состоялась закладка первого камня в строительство заводов по производству стекла и зеркал, а также по производству мдф-панелей и других продуктов деревопереработки. Эти проекты реализуются ведущими турецкими компаниями в этой сфере – Тракья Санаи и Кастамону Интегре с общим объемом инвестиций свыше 400 млн. долларов США.

Крупные татарстанские предприятия успешно модернизируют свои производства совместно с ведущими мировыми компаниями, а также реализуют амбициозные инвестиционные проекты. Примером может служить комплекс нефтехимических и нефтеперерабатывающих заводов ОАО «ТАНЕКО», где руководством проекта и консультацией занимаются компании с мировым именем - «Fluor» и Foster Wheeler France, а также используются технологии многих других иностранных компаний. Финансирование проекта осуществляется в том числе из предоставленной синдицированной кредитной линии французского банка «Париба» на сумму около 2 млрд. долларов США.

Другим предприятием, выбравшим путь по доведению своей продукции до европейского уровня, является ОАО «КАМАЗ». Здесь выбрана стратегия создания совместных с иностранными компаниями компонентных производств для грузовых автомобилей КАМАЗ. Это такие известные компании как: Камминз, Кнорр-бремзе, Федерал Могул, Занрад Фабрик, Претль и другие.

Еще одним значимым проектов для экономики Татарстана является создание совместного предприятия Fiat и Sollers, предусматривающее открытие в республике производственного центра для разработки и выпуска автомобилей на базе платформ Fiat-Chrysler с общим объемом инвестиций 2,4 млрд. долл. США. Это позволит нам не только заявиться, как ведущий регион – производитель автомобилей, но и развивать сопутствующие автокомпонентные производства. И здесь снова открывается ниша для иностранных компаний, сотрудничающих с мировыми автопроизводителями.

РАБОТЫ ХВАТАЕТ ВСЕМ МИНИСТЕРСТВАМ!

«Когда у Татарстана будет долгосрочная Стратегия? Чем отличается министерство экономики от министерства промышленности и Ко, и не пора ли их опять слить в модное – министерство инновационного развития, а заодно пару тройку агентств туда? Это будет "бережливое производство" в госслужбе! Inn»

- В Республике Татарстан долгосрочная стратегия развития прописана в ряде документов: в настоящее время реализуется Программа социально-экономического развития Республики Татарстан до 2010 года, на базе и в развитии которой будет принят аналогичный план действий на следующее пятилетие, разработана Программа развития производительных сил до 2020 и на период до 2030 года.

На базе и в контексте этих «рамочных» документов принимаются отраслевые программы, направленные на динамичное развитие как отдельных отраслей промышленности, так и целых сегментов экономики. В качестве примера назову реализуемую в настоящее время «Программу развития нефтегазохимического комплекса Республики до 2014 года», «Программу энерго-, ресурсосбережения», разрабатываемую программу развития машиностроительного комплекса на 2011-2013 гг. и ряд других.

Опираясь на эти программные документы, расположенные в Татарстане крупные компании принимают планы и программы по оптимизации организационной структуры, диверсификации бизнеса, подготовки и переподготовки кадров, внедрению систем качества, технического перевооружения и модернизации. Как правило, в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса такие документы носят статус Антикризисных и направлены на сохранение и развитие своих рыночных позиций в условиях временного сжатия спроса на ту или иную продукцию.

Разработка стратегических программ развития экономики республики в целом – это «поле деятельности» министерства экономики. В компетенцию нашего министерства входит лишь сегмент экономики – промышленность (машиностроение и легкая промышленность), внешнеэкономическая деятельность, потребительский рынок. Состояние и перспективы развития этих отраслей – ежедневная забота минпромторга РТ.

Министерством разработан ряд программ развития: уже действует концепция внешнеэкономической деятельности РТ до 2020 года (принята постановлением кабмина РТ №784); разрабатывается программа развития машиностроительного комплекса РТ на 2011-2013 годы; концепция программы развития торговли, общественного питания и бытовых услуг РТ на 2011-2013 годы находится на согласовании в министерствах и ведомствах; разработана стратегия развития легкой промышленности РТ до 2015 года -  в ноябре т.г. она будет внесена на рассмотрение в кабмин РТ.

Работы хватает всем министерствам!

ТАТАРСТАН – ЭТО НЕ ТОЛЬКО КАЗАНЬ И ЧЕЛНЫ

«Что и кто мешает (что не хватает) городу Елабуге, чтобы реализовать свой промышленный потенциал? Татарстан – это не только Казань и Челны. Почему очень слабое промышленное развитие других городов РТ? Обратите внимание на это! Зарипов Алмаз Римович»

- План развития Елабуги до 2025 года предполагает, что городу необходимо идти в следующих направлениях: как территории инноваций, развития бизнеса и промышленно-производственной зоны; как туристско-рекреационной зоны; как территории перспективной жилой застройки; как центра транспортно-логистических услуг.

В этих направлениях уже разработано ряд проектов, однако есть некоторые «но», которые тормозят продвижение вперед. Прежде всего, необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры, что стало бы мощным толчком для развития ОЭЗ «Алабуга». Анализ показал, что рабочие у резидентов ОЭЗ «Алабуга» - это в основном местные жители, которых вполне устраивает уровень жизни. А вот средний и высший персонал – приезжие из крупных городов и других стран, где сфера услуг находится на несколько ступеней выше. Эти люди не хотят перевозить в Елабугу свои семьи и воспринимают жизнь здесь, как долгосрочную командировку. Чтобы удержать у себя высококвалифицированных специалистов, необходимо формировать качественную, привычную для персонала мировых брендов и компаний среду обитания. Необходимо разработать новые федеральные стандарты для таких территорий, как Елабуга.

В республике также будет подготовлен комплекс новых инфраструктурных проектов поддержки моногородов, куда вошла и Елабуга. На строительство речного порта город получит 8,5 млрд. рублей.

«Уважаемый Равиль Хамматович! Скажите, пожалуйста, как Вы смотрите на то, чтобы попробовать перенести часть производственных мощностей, функционирующих в Казани, за пределы города? Как вариант, разместить в непосредственной близости от крупных транспортно-логистических узлов (например, на территории строящегося сейчас Свияжского межрегионального логистического центра). Денисов Максим Сергеевич»

- Несколько лет назад вопрос о выводе промплощадок за пределы Казани рассматривался, но необходимо представлять, что перенос мощностей потребует значительных финансовых затрат. В связи с чем в ближайшее время  реализация такого рода проектов не представляется возможным.

МИРНЫЙ АТОМ – ТАТАРСТАНУ?

«Согласны ли Вы с тем, что строительство атомных электростанции обеспечило бы дешевой электроэнергии республику, тем самым повысила конкурентоспособность товаров производимых в РТ? Что и кто мешает реализации программы мирный атом на территории Татарстана? Зарипов Алмаз Римович»

- Действительно, преимущество ядерной энергетики по сравнению с традиционными технологиями, используемыми для производства электричества, заключается прежде всего в низких операционных издержках АЭС и дешевизне ядерного топлива. При этом по сравнению с другими генерирующими мощностями, стоимость строительства АЭС примерно в три раза превышает стоимость строительства газовых станций. Однако при коэффициенте используемой мощности более 64%, атомное электричество становится самым дешевым. Кроме того, себестоимость производства электроэнергии на АЭС в России в 2-3 раза меньше, чем на ТЭС. Также важным преимуществом ядерной энергетики является отсутствие выбросов парниковых газов при работе АЭС.

Однако следует отметить, что атомная энергетика является специфической отраслью, и требует учета своих особенностей при рассмотрении путей развития отрасли и возможностей ее развития в условиях рынка. В настоящее время в условиях  работы на федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности вся вырабатываемая электроэнергия поставляется на оптовый рынок. Электроэнергия для потребителей закупается гарантирующим поставщиком на оптовом рынке по ценам, определенным правилами функционирования оптового рынка электроэнергии (мощности). Поэтому вопрос обеспечения дешевой электрической энергией потребителей Республики Татарстан при строительстве АЭС следует рассматривать в увязке осуществления прямых поставок электроэнергии от АЭС непосредственно к потребителям энергии.

Как Вы знаете, в Татарстане создано министерство энергетики. Думаю, вопрос строительства АЭС будет специалистами этого министерства всесторонне изучен.

НЕ НУЖНЫ НАМ ЭТИ «ПИСЬМА СЧАСТЬЯ»

«Добрый день! Очень уважительно отношусь к вашему министерству. Задачи стоят серьезные и жизненные. Главная (на мой взгляд) – создание и обеспечение условий для развития торговых взаимоотношений. Вопрос: как Вы контролируете работу управлений торговли в районах республики? Входит ли в их функцию рассылка «писем счастья» (по словам самих работников управления) с просьбой о выделении денежных средств на проведение муниципальных праздников? Например, в Зеленодольске это сплошь и рядом. Причем контроль за исполнением постоянный (используется телефонная связь, оргтехника). Руслан»

- На сегодняшний день потребительский рынок Республики Татарстан  насчитывает порядка 15000 предприятий розничной торговли, 91 рынок, на которых создано более 30 тысяч торговых мест.

Важно отметить, что потребительский рынок является своего рода индикатором происходящих в экономике социальных и экономических проблем, поскольку на долю потребительских расходов, включая услуги, приходится около 75% всех денежных расходов населения Татарстана.

По интересующему Вас вопросу отвечу, что между Министерством промышленности и торговли Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан с 2007 года заключены соглашения об информационном сотрудничестве, которые ежегодно пролонгируются.

Согласно соглашениям стороны содействуют развитию торговли и повышению качества торгового обслуживания населения Республики Татарстан путем обмена статистической, аналитической и другой информацией, которая необходима для осуществления мониторинга на внутреннем потребительском рынке Республики Татарстан. Обмен информацией производится по предварительным запросам.

В то же время, что касается контроля работы отделов торговли в районах республики, то согласно федеральному закону (от 6.07.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») «создание условий для обеспечения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания» относятся исключительно  к вопросам муниципальной администрации.

ХОРОШИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕ ХВАТАЕТ

«Здравствуйте, Равиль Хамматович! В Камском регионе ведется активная работа по развитию промышленности. В Нижнекамске – НПЗ «ТАНЕКО», в Набережных Челнах – развитие КАМАЗа, в Елабуге  каждый год открывается новый завод на территории ОЭЗ. При этом вокруг крупных, развиваются и малые предприятия. С развитием промышленности все больше чувствуется «кадровый голод». Это влечет за собой то, что предприятия переманивают специалистов друг у друга через повышение заработных плат. С одной стороны, это хорошо. Растет благосостояние сотрудников. С другой – увеличивается себестоимость продукции, а как результат ее неконкурентоспособность. Вопрос: Ведется ли министерством промышленности и министерством труда какая–либо работа для решения кадровых вопросов. Если да, то считаете ли Вы эту работу достаточной? Спасибо. Хамидуллин Рафаэль Фаридович».

- В первую очередь министерство обращает внимание на целевую контрактную подготовку студентов-бюджетников. Только в этом году на различные технические специальности вузов на «бюджет» поступило более 200 человек (2009 год - 246). Наша задача – в течение всего периода обучения совместно с профильным предприятием, учебным заведением  контролировать их успеваемость, эффективность прохождения производственной практики, максимальную адаптацию получаемых знаний к производственному процессу, гарантии трудоустройства по выбранной специальности.

Сформирована и ежегодно корректируется потребность в подготовке, переподготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов на период 2010-2014 годы в территориальном разрезе крупных и средних предприятий. 

В 2009 году на базе профильных вузов проводились «Дни открытых дверей» с участием руководителей и технических служб предприятий, Министерства промышленности и торговли РТ и Ассоциации предприятий и предпринимателей РТ, что дало возможность непосредственно «состыковать» вузы и работодателей в части подготовки специалистов, обозначить перспективные направления развития. Аналогичная работа начата и с учреждениями начального и среднего образования (наши сотрудники входят во многие попечительские советы этих учреждений, взаимодействуют при прогнозировании планов приема).

Ведется работа с предприятиями промышленности и торговли республики по выявлению кандидатов на обучение в рамках Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в РТ (Президентской программы). Наши предприятия занимают более 60 процентов участников программы.

В соответствии с распоряжением кабинета министров РТ от 05.04.2010 года № 524-р специалистами КГТУ им. А. Н. Туполева разработан курс «Комплекс учебных программ «Современные методы организации, управления и технологии бережливого производства», апробируемый, в соответствии с распоряжением, на площадках промышленных предприятий республики. Комплекс отражает потребности в повышении квалификации специалистов всех уровней промышленных предприятий, а также преподавательского состава образовательных учреждений. Следует отметить, что он стал синтезом не только методик бережливого производства, но и передовых разработок университета в области наукоемкого машиностроения, ERP систем, тайм-менеджмента, иных инструментов, применительно к бережливому производству. Внедрение учебных курсов позволит существенно расширить кругозор студентов, специалистов предприятий, адаптировать их к требованиям работодателя.

ЗАЧЕМ НАМ ТАНЕКО?

«Ситуацию в строительном секторе Татарстана можно охарактеризовать одним словом: бардак. Производителей ЖБИ, кирпича и других стройматериалов масса, а поставки идут с задержками и в не полном объеме. Процветает коррупция и банальное воровство на производстве. Куда смотрит минпромторг? Какова официальная статистика состояния строительной промышленности? Спасибо. Сергей».

- Строительный сектор республики – компетенция Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РТ. Не зная деталей ситуации, я не могу прокомментировать состояние этой отрасли.

«Уважаемый Равиль Хамматович! Существует весьма правдоподобное мнение, что ТАНЕКО нужно не столько России и Татарстану, сколько Татнефти, которая теряет рентабельность и сильно зависит от цен на сырье. При этом проект требует поистине гигантских вложений, существенная часть которых, так или иначе, утечет за рубеж поставщикам оборудования и технологий или будет разворована. Вопрос: зачем нам, налогоплательщикам, ТАНЕКО? Как ввод НПЗ повлияет на розничную цену бензина, к примеру? Спасибо. Сергей».

- Главное, что даст реализация этого проекта, – создание дополнительных рабочих мест, увеличение поступлений в республиканский и местный бюджеты, развитие среднего и малого бизнеса, предприятий нефтехимии, а также ТАНЕКО позволит:

- осуществлять переработку нефти с глубиной свыше 90% при среднем показателе по стране 70%;

- перерабатывать тяжелую, высокосернистую нефть;

-заместить экспорт нефти на экспорт высококачественных нефтепродуктов;

- осуществить импортозамещение продуктов переработки в связи с созданием новых производств;

-интегрировать нефтеперерабатывающие и нефтехимические производства;

- применить передовые мировые технологии

Основными продуктами комплекса являются высокооктановые бензины, соответствующие экологическим требованиям Евро-4,  дизельное топливо Евро-5, высококачественная полимерная продукция широкого спектра назначения.

С вводом в эксплуатацию всех объектов комплекса предполагается произвести автомобильных бензинов различных марок в объеме 850 тысяч тонн, дизельного топлива – в объеме 2,7 миллиона тонн в год.

КАПО, КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ, НИЖНЕКАМСКШИНА

«Уважаемый Равиль Хамматович! Вызывает беспокойство состояние таких предприятий Татарстана, как КАПО, Казаньоргсинтез, Нижнекамскшина и другие. Почему до этого дошло? Что ждет эти предприятия в обозримом будущем? Спасибо. Сергей».

- Относительно КАПО: 23 июля 2010 года состоялось совещание у заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Д.В. Мантурова по вопросу финансово-экономической ситуации и перспективах развития ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова». По итогам совещания подписан протокол № 57-ДМ/18. В настоящее время со стороны Республики Татарстан и исполнительных органов государственной власти ведется работа по исполнению протоколов подписанных по итогам совещаний.

На прошедшей в августе 2010 года 5-й международной выставке «Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование. Казань – 2010» было заключено два соглашения:

- между правительством Республики Татарстан и ОАО «Объединенной авиастроительной корпорацией» – по вопросам комплексного развития Казанского авиационного производственного объединения имени С.П.Горбунова.

– между правительством Республики Татарстан, ОАО «Объединенной авиастроительной корпорацией» и ЗАО «Аэрокомпозит» - по вопросам организации производства композиционных конструкций на территории ОАО «КАПО им. С.П.Горбунова».

Недавно состоялась встреча с главой Объединенной авиастроительной корпорации Алексеем Федоровым. По итогам совещания принято решение в короткие сроки разработать детальные планы реализации соглашений, подписанных на АКТО 10 августа. Для контроля за ходом исполнения соглашений и обсуждения вопросов развития ОАО «КАПО» до конца 2010 года ежемесячно будут проводиться совместные совещания на уровне РТ и ОАО «ОАК». По итогам сентября совещание пройдет в Казани.

Что касается ОАО «Казаньоргсинтез» и ОАО «Нижнекамскшина», в настоящее время нет никаких оснований для беспокойства за их будущее. Действительно, была проблема с кредитной задолженностью Казаньоргсинтеза, что в свою очередь было связано с активной модернизацией и интенсивным инвестиционным развитием предприятия в последние годы.

На сегодня при поддержке правительства Российской Федерации  и основного акционера ОАО «ТАИФ» эта проблема полностью решена. Ликвидирована задолженность перед иностранными банками – кредиторами.

Предприятие активно осваивает введенные производственные мощности по производству полиэтилена, поликарбоната и бисфенола А, интенсивно наращивает объемы выпуска товарной  и, что крайне важно, конкурентоспособной востребованной на рынке химической продукции.

По итогам 8 месяцев 2010 года акционерное общество произвело продукции на сумму более 23,8 миллиарда рублей, или 120 процентов к уровню прошлого года в сопоставимых ценах.

Впервые за последние годы  получена значительная прибыль (более 1 миллиарда рублей). Предприятие не имеет долгов перед бюджетами Республики Татарстан и Российской Федерации, а также задолженностей по выплате заработной плате.

ОАО «Нижнекамскшина» также имеет значительный рост объемов производства (121,8%) и активно наращивает объемы производства легковых автошин по технологии «Pirelli», обладающих рядом конкурентных преимуществ по сравнению с автошинами других производителей. Хотелось бы особо отметить важную роль, которую предприятие играет сегодня в реализации российской программы утилизации старых автомобилей.

КАК ПОМОЧЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ

«Здравствуйте уважаемый министр! В настоящее время в республике наблюдается огромное стремление власти перенять положительный опыт передовых стран мира, например, Сингапура. Какие, на Ваш взгляд, первоочередные меры поддержки малого бизнеса, требуется НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО на законодательной основе ввести в Татарстане кроме общеизвестных инициатив президента России? Какие Вам известны сильные, но подзабытые, административные ресурсы советского периода? Спасибо за ответ. Галеев Дамир».

- Можно многое рассказать о процессе развития малого и среднего бизнеса в Татарстане – в частности, о создании необходимой инфраструктуры, технопарков, бизнес-инкубаторов и другое. Этими вопросами мы будем заниматься и далее, но сегодня важно обеспечить создание в технопарках высокотехнологичных производств, закупить современное оборудование. Без модернизации производства, без финансовых вложений развитие этих площадок не будет эффективным. Помочь в этом призвана схема лизингового финансирования компаний. Об этом говорил президент РТ Рустам Минниханов на открытии конференции «Малый бизнес. Финансирование и государственная поддержка» 13 сентября в Казани.

Сегодня доля малого и среднего бизнеса в экономике республики составляет 24%, и мы ставим задачу довести эту цифру до 30%. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса достигает 50-60% в объеме экономики. Думаю, предпринимаемые Татарстаном меры в этом направлении дадут результат.

В целом предпринимательство и России, и Татарстана меняется, уходит от тотальной торговли. Малое и среднее предпринимательство появляется в машиностроении, глубокой переработке, здравоохранении, информационных технологиях…

В период экономического кризиса были большие сложности с программами кредитования малого и среднего бизнеса. Сегодня государство выделило средства на кредитование предпринимательства в объеме 30 миллиардов рублей – по линии Российского Банка Развития (РосБР), 24 миллиарда рублей – в рамках государственных программ поддержки бизнеса.

ПОЛНОМОЧИЙ ДОСТАТОЧНО

«Насколько широка остаточная компетенция вашего министерства, если практически все регулирование осуществляется на федеральном уровне? И достаточно ли имеющихся у вашего министерства полномочий для решения региональных задач? Если недостаточно, то как вы видите способ решения компетенционной недостаточности? Роберт».

- Положением о министерстве определены его основные функции:

- управление промышленностью  - в отраслях машиностроения и легкая промышленность,

- управление внешнеэкономической деятельностью РТ и деятельностью в области отношений с соотечественниками, в том числе:

координация деятельности представительств и торговых домов РТ;

поддержка экономических, информационных и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;

- регулирование обеспеченности внутреннего товарного рынка потребительского рынка отдельными товарами, услугами;

- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти Республики Татарстан с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического сотрудничества.

Для выполнения этих функций у министерства достаточно полномочий.

БИЗНЕС Online

"На докризисный уровень мы еще не вернулись"

"Административным ресурсом все вопросы не решишь…"

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (0) Обновить комментарииОбновить комментарии
    Оставить комментарий
    Анонимно
    Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
    [ x ]

    Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

    Это даст возможность:

    Регистрация

    Помогите мне вспомнить пароль