Машиностроение 
6.05.2016

«Правую руку» Сергея Когогина съела «пермская мафия»?

Спасать производителя «Градов» от срыва гособоронзаказа и гнева Сергея Шойгу придется патриарху машиностроения Ивану Костину

Бывший вице-премьер правительства РТ и экс-гендиректор КАМАЗа Иван Костин накануне вернулся в кресло гендиректора «Мотовилихинских заводов» вместо ставленника Сергея Когогина Юрия Клочкова, который, как говорят, пал жертвой конфликта с влиятельными местными миноритариями.

Юрий Клочков (слева) и Сергей Когогин во время посещения Дмитрием Медведевым «Мотовилихинских Заводов» (фото: ©Екатерина Штукина, РИА «Новости») Юрий Клочков (слева) и Сергей Когогин во время посещения Дмитрием Медведевым «Мотовилихинских заводов» (фото: ©Екатерина Штукина, РИА «Новости»)

СМЕНА МЕНЕДЖЕРОВ КАМАЗА НА «МОТОВИЛИХИНСКИХ ЗАВОДАХ»

Накануне гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин представил коллективу пермского предприятия ПАО специального машиностроения и металлургии «Мотовилихинские заводы» (МЗ) нового врио генерального директора. Им стал бывший вице-премьер правительства РТ, предшественник Когогина на КАМАЗе Иван Костин, который возглавлял автогигант с 1997 по 2002 год. Для него это будет своеобразный камбэк: уйдя с КАМАЗа, он до 2009 года возглавлял МЗ, а в последние годы занимал там должность советника гендиректора.

На встрече Когогин отметил, что возглавляемый им совет директоров оборонного предприятия еще 28 апреля принял решение удовлетворить просьбу об отставке прежнего гендиректора Юрия Клочкова «по семейным обстоятельствам». Отметим, что и он — выходец с КАМАЗа — бывший первый зам Когогина и исполнительный директор автогиганта, прошедший с 1981 года все ступени карьеры на заводе. 4 мая на последней встрече с руководителями предприятия в статусе гендиректора Клочков призвал не искать в своей отставке двойного дна: «Хочу пресечь слухи. Я принял решение о завершении своей трудовой деятельности на «Мотовилихинских заводах» по личным причинам».

В заслуги экс-гендиректору приписывают решение «системных проблем предприятия, которые крайне негативно влияли на работу завода в течение последних лет». «Главной из них была кредиторская задолженность, которую удалось реструктурировать, вследствие чего получилось вывести предприятие из предбанкротного состояния благодаря комплексной программе финансового оздоровления, — говорится в сообщении на сайте МЗ. — Кроме того, за эти два года была создана новая система управления, налажены отношения с крупнейшими нефтяными компаниями страны, сформирован портфель заказов по оборонному и гражданскому направлениям на несколько лет вперед, а также реализован ряд крупных социальных проектов для сотрудников предприятия».

На встрече с коллективом Когогин указал, к чему предприятие должно стремиться сейчас: «Задача номер один — выполнить гособоронзаказ. Вторая задача — сокращать затраты. В этом направлении уже многое сделано, однако процесс стабилизации — задача не одного года». Гендиректор КАМАЗа подчеркнул, что предприятию необходимо планировать работу минимум на 10 лет с учетом перспектив экспорта военной техники.

Что касается Костина, то Когогин сразу дал понять: назначение временное, что и понятно, ведь в этом году опытнейшему промышленнику исполнится 70 лет. «Иван Михайлович сможет стабилизировать ситуацию в этот переходный период, так как он отлично знает внутренние и внешние процессы предприятия», — цитирует Когогина пресс-служба МЗ.

В том, что Костин — промежуточная фигура, не сомневается и генеральный директор ОАО «НПО «Сплав» (по данным справочного сервиса «Контур-Фокус», предприятие обозначено как экс-соучредитель «Мотовилихинских заводов» прим. ред.) Владимир Лепин. «Он [Костин] устал, извините, — отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Лепин. — Я с ним пока не работал, но как управленца его знаю, он сильный, знает завод достаточно хорошо. Поэтому я оцениваю его назначение положительно. Его опыт будет использоваться для решения текущих проблем завода».

Иван Костин (фото: mz.prem.ru) Иван Костин (фото: mz.prem.ru)

ОТСТАВКА КЛОЧКОВА — ИТОГ КОНФЛИКТА МЕЖДУ ПЕРМСКИМИ АКЦИОНЕРАМИ И КОГОГИНЫМ?

Об одной из предполагаемых причин отставки Клочкова сообщал «Коммерсант». По версии издания, на предприятии начался конфликт между мажоритарным акционером и группой бизнесменов и топ-менеджеров, контролирующих меньшую часть акций. В начале апреля по заявлению заместителя генерального директора Николая Волобуева было возбуждено уголовное дело в отношении исполнительного директора «Мотовилихинских заводов» Вагаршака Сарксяна и бывшего директора ООО «МЗ «Камасталь» Андрея Костарева. Им инкриминировалась ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»): в результате их действий предприятие понесло убытки более чем на 600 млн. рублей, а федеральный бюджет — на 16 млн. рублей. По данным издания, дело было возбуждено руководителем следственного управления СКР по Пермскому краю Мариной Заббаровой, но постановление о его возбуждении отменил на следующий день прокурор края Вадим Антипов. Решение Антипова было обжаловано в генпрокуратуре, но, по сведениям издания, безуспешно.

Предшественником Клочкова на посту гендиректора МЗ был пермяк Николай Бухвалов — бывшей вице-губернатор Пермского края и ставленник экс-главы региона Олега Чиркунова. Он, как получается, и довел предприятие до предбанкротного состояния. По итогам 2013 года чистый убыток завода составил 1,9 млрд. рублей против чистой прибыли в размере 99 млн. рублей в 2012 году. В целом по группе убытки достигли за 2013 год 2,7 млрд. рублей. При Клочкове же на завод вернулся госзаказ. Финансовые показатели ожидаемо улучшились. Выручка МЗ за 2015 год составила 13,8 млрд. рублей против 8,9 млрд. рублей годом ранее. Убыток значительно снизился и составил 323,9 млн. рублей, в 2014 году — 3,3 млрд.рублей.

«Его [Клочкова] отставка — результат корпоративного конфликта, — подтвердил «БИЗНЕС Online» источник, пожелавший остаться неназванным. — Клочков хотел уволить Сарксяна, поскольку тот ему не подчинялся, но «Ростех» пошел дальше — кинулся возбуждать уголовные дела, которые потом отыграли».

По данным собеседника «БИЗНЕС Online», исполнительный директор вместе с еще двумя членами совета директоров — Юрием Медведюком и Русланом Валитовым — владел порядка 35% акций предприятия. «Они пытались контролировать денежные потоки, направлять их на аффилированные фирмы, на почве чего у них с Клочковым возникали конфликты, — добавил источник. — В условиях, когда половина собственников из Перми, другая половина от КАМАЗа, а исполнительный директор не подчиняется гендиректору, сложно было обеспечить исполнение гособоронзаказа».

Неисполнение гособоронзаказа, по всей вероятности, и стало непосредственным поводом для отставки Клочкова. Примечательно, что незадолго до его ухода предприятие посетил с инспекцией замминистра обороны РФ Юрий Борисов, который, как говорят, был крайне недоволен увиденным.

«Может, при принятии кадрового решения была ставка на то, что отставка Клочкова решит этот конфликт», — считает собеседник «БИЗНЕС Online». В отличие от Клочкова Костин, по словам источника нашего издания, с начала нулевых успешно сработался с Сарксяном и был к нему весьма лоялен.

На проблемы в исполнении обязательств перед минобороны РФ указывает и другой источник издания, хорошо знакомый с ситуацией. «У МЗ сейчас есть риск не выполнить гособоронзаказ, предприятие в тяжелом состоянии — кризис, — отметил собеседник «БИЗНЕС Online». — Костин уже сделал такой «трюк» в 2006 году, когда пришел индийский заказ на «Смерчи» (системы залпового огняприм. ред.). Предприятие к тому времени растеряло кадры, некоторые технологии, но с Костиным мобилизовалось и выполнило заказ. Поэтому у Ивана Михайловича огромный кредит доверия в «Ростехнологиях», минобороны и других военно-промышленных ведомствах. Условно, даже если МЗ сейчас что-то сорвет, под честное слово Костина минобороны простит и даст шанс исправиться, потому что верят, что он не подведет. Так что, может быть, это еще и важный публичный шаг, ориентированный на минобороны, — прикрыть завод авторитетом Костина».

Отметим, что Лепин винит в невыполнении оборонзаказа смежников. «Комплексная проблема в отрасли — одни еще не готовы, а другие уже выполнили, все упирается во время, — говорит он. — Есть и миллион других причин, таких как смена поставщиков». С чем были связаны пертурбации среди поставщиков, он не уточняет, но, возможно, как раз с внутрикорпоративным конфликтом.

О важности мотовилихинских заводов для КАМАЗа говорит и тот факт, что был открыт прямой рейс между аэропортом Бегишево и Пермью ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости» О важности «Мотовилихинских заводов» для КАМАЗа говорит и тот факт, что был открыт прямой рейс между аэропортом Бегишево и Пермью (фото: ©Сергей Мамонтов, РИА «Новости»)

МЕЖДУ ЧЕЛНАМИ И ПЕРМЬЮ БОЛЬШОЙ ПОТОК

Лепин признался, что ему известно о том, какой именно заказ МЗ не успевают выполнить, однако сказать что-то определенное отказался, объяснив это государственной тайной. Не исключено, что речь, в частности, идет о рекордном за весь постсоветский период государственном оборонном заказе на изготовление и капитальный ремонт ракетно-артиллерийской продукции более чем на 3,8 млрд. рублей. «Минобороны разместило на «Мотовилихинских заводах» ГОЗ на изготовление и капитальный ремонт с модернизацией ракетно-артиллерийской продукции», — сообщала 17 июня пресс-служба предприятия.

Именно в тот день и состоялось внеочередное собрание акционеров, на котором председателем совета директоров МЗ был избран Когогин, а Клочков был назначен новым генеральным директором. Кадровые перестановки были инициированы госкорпорацией «Ростех», которая до этого консолидировала в своих руках контрольный пакет. Кроме того, как следует из официального сообщения на сайте корпорации, «Ростех» принял решение о передаче принадлежащих ему 40% акций машхолдинга в доверительное управление своей автомобилестроительной структуре — «РТ-Авто», управляющей КАМАЗом и АвтоВАЗом (ее тоже возглавляет Когогин). Уже тогда говорилось, что завод будет выпускать военной продукции не менее чем на 10 млрд. рублей в год.

В КАМАЗе отказались как-либо комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что МЗ с автогигантом никак не связаны. К тому же челнинское предприятие под угрозой санкций в последние годы тщательно дистанцируется от всего, что связано с военным заказом. Однако о важности «Мотовилихинских заводов» для КАМАЗа может говорить хотя бы и косвенно тот факт, что Когогин на фоне серьезного — почти на треть — секвестра межрегиональных перевозок, который был проведен в начале этого года, сумел «пробить» себе новый маршрут, чтобы летать в Пермь из родного Бегишево. Об этом рассказывал «БИЗНЕС Online» коммерческий директор аэропорта Бегишево Феликс Козлов. «Рейс открыли в связи с тем, что у КАМАЗа есть интерес на «Мотовилихинских заводах», а потому идет большой поток между Набережными Челнами и Пермью. По сути, рейс по требованию».

Юрий Клочков родился в селе Самодуровка Альшеевского района Башкирской АССР. Свою трудовую карьеру он начал на КАМАЗе в 1981 году. В 1987 году окончил Пермский политехнический институт по специальности «технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 2006 году занял должность главного инженера АО «КАМАЗ». С октября 2007 года назначен на должность заместителя генерального директора — исполнительного директора ОАО «КАМАЗ». В июне 2014 года внеочередное собрание акционеров ОАО «Мотовилихинские заводы» проголосовало за назначение его генеральным директором пермского предприятия.

ОАО «Мотовилихинские заводы» — головное предприятие одноименной группы компаний. Производит РСЗО «Смерч», «Град», «Торнадо-Г», самоходные артиллерийские орудия, компоненты ЗРПК «Панцирь», дорожную и строительную технику, занимается металлургией. Рособоронэкспорту принадлежит 25% акций «Мотовилихинских заводов», 10% — НПО «Сплав» (оба входят в ГК «Ростех»), около 15% — дочерней компании УВЗ «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод». 35% акций контролируют структуры частных акционеров, среди которых Вагаршак Сарксян, Юрий Медведюк и Руслан Валитов.

По данным справочной системы «Контур-Фокус», уставный капитал компании составляет 1,49 млрд. рублей. Акции группы предприятий «Мотовилихинские заводы» по состоянию на 31 марта 2014 года были распределены следующим образом: 35% принадлежит «дочкам» государственной корпорации «Ростех» (25% — ОАО «Рособоронэкспорт», 10% — ОАО «ГНПП «Сплав», Тула), 15% имеет «дочка» ОАО «Уралвагонзавод» ЗАО «Уральская большегрузная техника — Уралвагонзавод», 18,6% принадлежит ООО «Вектор Б», 16,4% — ООО «Металл регион». На счету у МЗ 27 государственных несекретных контрактов, выигранных с декабря 2013 года, на сумму 491,4 млн. рублей.

Группа предприятий производит машиностроительную продукцию специального и гражданского назначения, различную металлургическую продукцию, нефтепромысловое оборудование и строительную технику. В список военной продукции предприятия входят полевая артиллерия и минометы, включая 152-мм пушку 2А36 «Гиацинт-Б» и 120-мм возимый миномет 2С12 «Сани», самоходная артиллерия, минометы и комплексы, такие как 120-мм самоходное орудие 2С31 «Вена» и 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан», реактивные системы залпового огня «Град», «Ураган», «Смерч» и машины управления огнем артиллерии комплекса 1В12 и его модификаций.

Предприятия: КАМАЗ
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    6.05.2016 19:25

    А почему нет ни слова о чудесах бережливого производства и суперэффекте от него? Похоже стенды и тут не помогли, мафия их не поняла.

    • Анонимно
      10.05.2016 01:59

      Эффекты описаны:По результатам 2015 г убыток снизили в 10 раз и почти вдвое увеличили объем производства.

  • Анонимно
    6.05.2016 19:36

    Товарищь Клочков в клочья разорвал завод КИСМ в Н. Челнах. Поскольку занимался не производством, а всякой мишурой типа кайзен-майзен и пр. демагогией. Убить под ноль предприятие, на котором работало 5 тыс. персонала и производились серьезные, востребованные изделия - это надо постараться. И у него получилось. Очевидно, из Мотовилихи его попросили не "братки", а руководство страны - все же завод стратегического значения.

    • Анонимно
      10.05.2016 01:46

      Это какие жк изделия мирового уровня производил КИСМ?В последние годы больше все фермы для ТАНЕКО варил.Ненужен КИСМ -РИЗ стал остальному К Камазу - вот и сошел с арены!

  • Анонимно
    6.05.2016 19:47

    Абсолютно точно и верно! Вы видно с КамАЗа, душа болит за Камаз! Он развалил не только риз.

  • Анонимно
    6.05.2016 19:57

    есть и другая информация-Клочков увольнял быстро тех кто не справлялся с обязанностями -на Камазе. И при нем порядка больше было.Чем после него.

    • Анонимно
      6.05.2016 22:29

      У вас информация не достоверная. Вы видимо не с КамАЗа?

  • Анонимно
    6.05.2016 20:43

    Куа он пойдет сейчас?

  • Анонимно
    6.05.2016 20:51

    да он не только РИЗ развалил на КАМАЗе. Выходит Юрию Петровичу шашкой махать не позволили на МЗ, получил лещей от уральцев)))) сейчас он и вся его свора камазовская вернется в Челны, на камаз- опять начнут креативить. Кайдзены ,реинжиниринг, бережливое производство ,опять работников мучать будут.

  • Анонимно
    6.05.2016 21:04

    Что то про Загидуллова не слышно , его роль в судьбе завода ?

  • Анонимно
    6.05.2016 21:18

    А Подмосковье кадры нужны, туда возьмут

  • Анонимно
    6.05.2016 21:56


    Сейчас на КАМАЗе думают не дай бог вернется)))

  • Анонимно
    7.05.2016 00:35

    И без инвестиций и меморандумов статьи удручающие оказываются )

  • Анонимно
    7.05.2016 01:58

    Вернется, вернется, даже не мечтайте.

  • Анонимно
    7.05.2016 06:59

    С поставленной задачей не справился

  • Анонимно
    7.05.2016 08:08

    И на НефАЗе плохо, в Перми не получилось!
    В кадровой политике Когогина проблемы...

  • Анонимно
    7.05.2016 08:52

    Да уж, лишь бы не вернулся на КАМАЗ, потому что есть основная работа где нужны профессиональные знания, а есть эта параллельная хренотень род названием кайдзен иайдзен ПСК, которая стать профи никак не помогает а работать мешает, но все конечно молчат и говорят ой как офигенно все это помогает. Короче ПСК это инструмент для непрофи руководству гонять ругать и вменять чувство вины настоящим профи которыми они командуют и на которых они едут.

    • Анонимно
      10.05.2016 01:56

      Судя по тексту,видно,что за проффи писал!Наверное,так же и работает!Не бойтесь,Клочков на Камаз сейчас не вернется!!Он своим заявлением по СЕМЕЙНЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ фактически поднял бунт против сговора Когогина и с пермскими деятелями.

  • Анонимно
    7.05.2016 13:34

    Не вздумайте поставить его вместо Петрушина в Челнах. Не превращайте ТПП в кладбище "бывших"

  • Анонимно
    8.05.2016 10:48

    У нас все в диком восторге, только бы и шайку свою с собой прихватил. Да при бухвалове были мощные проблемы но чето не написано что виной тому отсутствие заказов а не их неисполнение, этим долбаным бережливым производством загубили кучу оборудования а кайдзенами расшатали нервы всему персоналу. Толковых людей ушло столько же как и в 2011-2013 но тогда работали по 4 а то и по 3 дня в неделю а сейчас все при деле сверхурочки а зп падает без видимых причин что скорее всего и является последствиями все того же бережливого производства. И да еще, если на предприятии сейчас функционирует примерно 25 цехов в каждом с учетом всех сопутствующих служб 100-120ч а числятся более 6000 то вот вопрос где чем занимается половина завода?

    • Анонимно
      10.05.2016 01:51

      Посчастливилось мне в бухваловские годы побывать на Мотовилихе! Элементарного учета ни в цехах, ни между цехами небыло.Изделия валялись под ногами без всякой маркировки- хочешь увози,хочешь по три раза проводи, как обработанную деталь.Территория завода большая и спрятать болванки цветнины есть где! Наверное, Клочков там маленько порядок навел? Поэтому, местные воры и разгильдяи теперь так обрадовались?

  • Анонимно
    8.05.2016 23:05

    Клочков воровать пермским не давал ,поэтому и вынудили уйти! А Бережливое производство придумал не Клочков,а японцы! И здесь его ругают те ,кто не умеет работать ,как во всем остальном мире! И КИСМ -РИЗ ушел в небытие ,потому что изменилось основное производство на КАМАЗе и КИСМ стал не нужен.Уж это от Клочкова не зависело!

  • Анонимно
    10.05.2016 07:53

    Ерунду то не говорите.Развалил КИСМ-РИз иммено Клочков об этом все на КАМАЗе знают и молчат. Завод на экспорт делал иструменты не говоря о КАМАЗе, а сейчас все необходимое, что делали сами, закупают импортное за валюту, а потом удивляются а чего у нас убытки и подорожания.
    "Эффективные менеджеры" умеют только разваливать а не создавать...

    • Анонимно
      10.05.2016 11:51

      РИЗ на Камазе живёт и здравствует, что-то путаете.

      • Анонимно
        10.05.2016 21:12

        А где он живет? Был первенец, грех его было со своего места сгонять!!! Сейчас ютиться в углу Автомобильного завода, молодцы работники завода из захолустья там конфетку сделали.

    • Анонимно
      10.05.2016 11:56

      на экспорт закупались болванки из чермет, да и то из-за деревянных поддонов, на которых они экспортировались

  • Анонимно
    10.05.2016 09:16

    Клочков не понял, что работает на предприятии, на котором не «машинки» делают. И в этом его основная проблема. А еще надо уважать труд людей, которые хоть что-то могут и головой и руками. До свидания, уважаемый, ЮРИЙ ПЕТРОВИЧ. ИВАН МИХАЙЛОВИЧ, УМНЫЙ МУЖИК РАЗБЕРЕТСЯ.

  • Анонимно
    10.05.2016 18:50

    Иван Михайлович умнейший-умеющий руководитель-организатор.После пожара на Камазе сумел заменить целый завод двигателей,на не больших площадях Ремдизеля,до восстановления основного завода и был рентабельным даже в кризис 90х.Клочков все пиариться и разваливает на его счету первенец Камаза РИЗ,КАМАЗМОНТАЖ,КАМАЗАВТОДОР,КАМАЗПРОЕКТ и др.Он ведь из села САМОДУРОВКА РБ оправдывает название села.Сколько разогнал специалистов которые имели свое мнение. Сказать что он чист на руку никак не возможно. На Камазе мы его не ждем.Одним словом не справился.

  • Анонимно
    10.05.2016 22:17

    РИЗ умирает из за политики Когогина-Гумерова в области закупок и СП-Клочков здесь был лишь талантливый исполнитель. А на КАМАЗ его Когогин и не возьмет!Наивный народ здесь собрался!Неужели вы не поняли ,что заявление Клочкова "по семейным обстоятельствам" это бунт против двуличной политики Ростеха и Когогина по отношению к пермякам!
    А вот вывод Мотовилихи из банкротства-это безусловная заслуга Клочкова ,как бы к нему не относились обиженные и недалекие коллеги.Сдедующему директору будет легче .И это будет не Костин,которого уберут через 2 месяца.

  • Анонимно
    11.05.2016 11:17

    Уберут через 2 месяца? Вы очень наивны-нет ничего более постоянного,чем временное-).Махание шашкой(кайдзеном-майдзеном),это
    конечно роботизация человека.Для японцев и автопрома-еще куда не шло,а для ВПК вряд ли.Русское оружие созданное на наших стандартах-лучшее или одно из лучших в мире.Обезьянничение-это катастрофическая вторичность мышления-и этим качеством вполне обладает креативный сброд.
    А Иван Михайлович человек вдумчивый и руководитель опытнейший.
    Поздравляю работников завода с новым руководителем.

  • Анонимно
    13.05.2016 21:11

    Недолго похоже в эйфории вам прибывать от снятия Клочкова -достаточно порядочного профессионала ! Скоро ждите других персон и другую команду.Очень жаль,что коррупция и уголовные дела у нас в России так легко рассыпаются .А коли это происходит на оборонном предприятии и тишина-значит что-то не так в нашем государстве.И еще, а сколько лет вдумчивому и верю,наверняка опытнейшему руководителю? То что он найдет общий язык ,в силу преклонного возраста,с тем же Сарксяном-вопроса нет .Зачем ему связываться?.Клочков поступил по другому. Вывод: за державу обидно! Возвращаемся в девяностые......

  • Анонимно
    6.08.2016 07:43

    Дело не только в Клочкове, а в той политике, которая проводится Когогиным. Обратите внимание на аналогичные события (что было в МЗ), которые прошли ранее в ОАО Туймазинский завод автобетоновозов (ОАО ТЗА-входит в состав группы КАМАЗ ).
    Ныне этот завод на гране полного развала - число работников уменьшилось в 3 раза и более за 8 лет, производство существенно сократилось примерно на порядок (10 раз), ушли ключевые специалисты, остались «менеджеры - гастарбайтеры» и «золотая молодежь». Генеральные директора менялись 3 раза (Плотников, Гарипов, Халиуллин) за 5лет. На грани потери компетенция в области производства уникальных пожарных пеноподъёмников, бетононасосов и автобетононасосов, для наладки этого оборудования приглашают специалистов из Германии.
    Интересно,как Вы думаете, может быть этот завод сможет помочь МЗ в выпуске военной и строительной продукции?

  • Эдуард2018
    25.01.2018 00:03

    Незаменимый Клочков Юрий Петрович работает
    06 09 2017 КЕРЧЕНСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД СНОВА В РАБОТЕ
    Желающие можете убедиться по ссылке
    https://www.youtube.com/watch?v=raSfG_vKLpM

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль