Общество 
14.05.2016

«Черный четверг» для самой древней мечети Казани

Экс-главный мулла столицы Татарстана Мансур Джалялетдин покинул пост главы исламского культурного центра имени Марджани

Имам мечети аль-Марджани уходит со всех своих мирских постов. Что подвигло одного из успешнейших религиозных деятелей республики на столь радикальный шаг и что за этим стоит? Мансур хазрат поделился с «БИЗНЕС Online» причинами своего решения.

Имам самой древней мечети Татарстана Мансур Джалялетдин уходит со всех своих мирских постов (фото: dumrt.ru) Имам самой древней мечети Татарстана Мансур Джалялетдин уходит со всех своих мирских постов (фото: dumrt.ru)

«ЧЕРНЫЙ ЧЕТВЕРГ» ДЛЯ САМОЙ ДРЕВНЕЙ МЕЧЕТИ КАЗАНИ

По информации «БИЗНЕС Online», нынешняя неделя ознаменовалась важным событием для мусульманской уммы Татарстана. В четверг случился не только первый весенний ураган этого года, но как гром среди ясного неба прозвучала новость — один из влиятельных религиозных деятелей республики, 56 летний Мансур Джалялетдин покинул свои мирские посты. А его подчиненные даже назвали этот день «черным четвергом».

На общем собрании исламского культурного центра имени Марджани имам мечети аль-Марджани, бывший имам-мухтасиб (главный мулла) Казани, а ныне Вахитовского и Приволжского районов столицы Татарстана, член президиума ДУМ РТ Мансур хазрат заявил, что он решил оставить все свои земные дела, а именно пост председателя исламского культурного центра, куда входит самая древняя действующая мечеть России аль-Марджани и еще 15 объектов, весь налаженный вокруг центра бизнес, и сосредоточиться исключительно на духовной деятельности. Все это на фоне того, что предприимчивость Джалялетдина считалась в российской умме образцом для подражания. Это позволило на протяжении двух десятков лет не только содержать самую древнюю действующую мечеть России, но и заниматься благотворительной деятельностью.

По оценкам экспертов «БИЗНЕС Online», годовой оборот различных бизнесов, входящих в структуру ИКЦ, может превышать 50 млн. рублей.

У Мансура хазрата были непростые отношения с руководством ДУМ РТ, начиная с Гусмана Исхакова, Илдуса Фаизова и заканчивая нынешним муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным (фото: marjani-mechet.ru) У Мансура хазрата были непростые отношения с руководством ДУМ РТ, начиная с Гусмана Исхакова, Илдуса Фаизова и заканчивая нынешним муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным (фото: marjani-mechet.ru)

Деятельность мечети аль-Марджани регулярно освещалась в СМИ. Она была, что называется, на слуху. Причиной этому были непростые отношениями Мансура хазрата с руководством духовного управления мусульман РТ. Причем начиная как с Гусмана Исхакова, Илдуса Фаизова и заканчивая нынешним муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным. Скандалы частенько сотрясали структуры, подведомственные Джалялетдину. В свое время теперь уже бывший начальник управления градостроительных разрешений Казани Альберт Салихов пытался бороться с Мансуром хазратом за право установки на кладбище при мечети аль-Марджани портрета на могильный камень своего отца (это запрещено по шариату), подключая к этому даже ОМОН. Буквально недавно, в сентябре прошлого года, кипели страсти вокруг музея чак-чака, когда его основателей — предпринимателей супругов Полосиных — попросили освободить помещение, переданное мухтасибату. В ситуацию даже пришлось вмешаться помощнику президента РТ Олесе Балтусовой.

«СОЗДАВ ВАКФ, МОЖНО И УЙТИ»

Сам Мансур хазрат рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», что уйти с хозяйственной деятельности думал уже давно, мечтая создать вакф (в мусульманском праве — имущество, переданное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные целиприм. ред.).

«Аль Марджани» - самая древняя действующая мечеть России Аль-Марджани — самая древняя действующая мечеть России

«Все, что я создал, — это и есть вакфное имущество. — говорит Джалялетдин. — Согласно 78-й статьи Конституции религия отделена от государства, оно финансировать духовные объекты не может. До революции Апанаевы, Рамиевы, Хусаиновы содержали мусульманские учреждения. А мы сами себя содержим, помогаем инвалидам, ветеранам. Исламский культурный центр я передал Руфату хазрату, кладбище — Рамилю хазрату, директором мусульманского детского оздоровительного лагеря поставил Вафина Ильшата. У меня выросли дети, внуки подрастают, дочери кое-что передал, зятю. Они продолжат мое дело».

Свое будущее занятие наш собеседник объясняет просто — духовная деятельность: «Когда вся эта система создалась, я решил отойти от хозяйственных дел, читать проповеди, преподавать в колледже, буду ездить по мечетям, там вести проповеди. Потом, ведь я получил Бухарское образование, и его нужно передавать ученикам. В жизни, когда только деньги раздаешь, они заканчиваются, а когда раздаешь знания — они только прибавляются. Когда деньги раздаешь — карман пустеет, а когда знания — у тебя в голове только больше появляется. Хочу заняться чисто проповеднической деятельностью, религиозными вопросами. То, на что я учился».

На вопрос будет ли он контролировать своих «птенцов», Мансур хазрат отвечает неоднозначно. «Нет, наверное, тоже отойду от этого. Все постепенно передам. От общепита я отошел полностью. Все передал, и у них все хорошо», — говорит теперь уже «просто мулла».

Мансур хазрат рассказал, что уйти с хозяйственной деятельности мечтал уже давно, мечтая создать вакф (фото: dumrt.ru) Мансур хазрат рассказал, что уйти с хозяйственной деятельности думал уже давно, мечтая создать вакф (фото: dumrt.ru)

Между тем в конце беседы Мансур хазрат добавляет, что есть планы начать строительство кое-каких объектов. Так он ушел или нет? Вопрос остается открытым. К тому же он остается имам-хатыйбом мечети аль-Марджани, мухтасибом Вахитовского и Приволжского районов, членом президиума духовного управления мусульман Татарстана, ректором Казанского исламского колледжа. То есть все то, что не предусматривает хозяйственную деятельность.

Возможно, что у Джалялетдина серьезные планы относительно того, чтобы уйти от преследующего его имиджа муллы-бизнесмена, став по-настоящему одним из духовных лидеров. Что особенно интригует на фоне его традиционно непростых отношений с руководством ДУМ РТ, о чем было сказано выше.

«ХОДИТЬ ПОСТОЯННО С ПРОТЯНУТОЙ РУКОЙ СТЫДНО»

Мансур Джалялетдин (тогда еще Марс Залялетдинов) трудовую деятельность в мечети аль-Марджани начал в предперестроечный 1984 год — водителем-телохранителем двух легендарных имамов второй половины ХХ века — Габдельхабира Яруллина и Ахмадзаки Сафиуллина. Два года спустя его направляют на учебу в единственное в СССР бухарское медресе «Мир-Араб», после которого Мансур хазрат шлифует свои знания в Стамбульском исламском учебном заведении. Далее идет работа в разных структурах созданного Габдуллой Галиуллиным татарстанского муфтията. Джалялетдин в 1995 году становится имамом мечети аль-Марджани и одновременно мухтасибом Казани, а 20 лет спустя эта должность была упразднена муфтием РТ Самигуллиным. Говорят, в результате особых отношений двух священнослужителей.

Джалялетдин 20 лет был мухтасибом Казани до упразднения этой должности муфтием РТ Джалялетдин 20 лет был мухтасибом Казани до упразднения этой должности муфтием РТ

По словам Мансура хазрата, заниматься бизнесом он начал от безысходности, нехватки денег: «Началось с того, что создали медресе — Казанский исламский колледж. Встал вопрос, как его финансировать. Просить у спонсоров. Но тебе раз дадут, два дадут, и что? Да и ходить постоянно с протянутой рукой стыдно. Поэтому мы решили сами себя финансировать . В 1998 году открыли первый халяль-магазин, где одними из первых привозили колбасы из Пензы, Самарской области, продавали мясо, уток и т. д. Прибыль от этого магазина покрывала коммунальные расходы Казанского исламского колледжа».

Положительный опыт подтолкнул открыть халяль-кафе. Чтобы платить заработную плату преподавателям, открыли исламский торговый дом. Прибыль от торговли тюбетейками, книжками, религиозной атрибутикой шла также на содержание детского мусульманского лагеря в Ташовке. Сейчас комплексу исламского культурного центра имени Марджани принадлежит детский центр на 80 мест, гостиница, банкетные залы, издательство, 250 га земли за городом с фермой и пасекой, кладбище и многое другое. Штат сотрудников составляет 135 человек.

«МАНСУР ХАЗРАТ, Я ДУМАЮ, НИКУДА НЕ УХОДИТ, БУДЕТ ПОМОГАТЬ СВОИМ ПРЕЕМНИКАМ»

Некоторые известные представители мусульманского духовенства узнали о решении Мансура хазрата от корреспондента «БИЗНЕС Online».

Альбир Крганов — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии:

— У меня ситуация была немножко иная. Она связана с моей работой в статусе муфтия Москвы и в Общественной палате. Поэтому я попросил освободить меня от статуса председателя ДУМ Чувашии, и административной работой сейчас занимается Мансур Хайбулов. Что касается его тезки Мансура Джалялетдина, это уважаемый человек. Если он сделал этот выбор, значит, были причины для этого. Надеюсь услышать это из его уст. Он деятельный человек, уважаемый человек. Я думаю, что много полезного для уммы, для мусульман Казани еще сделает. Я думаю, что он смог воспитать достойных последователей, которые будут вести его деятельность. Ему удалось целую татарскую слободу собрать около мечети Марджани. Его роль в этом существенная. А религиозное направление — очень важное дело. Административная часть у него уже выстроена, и он, наверное, попросит ребят вести ее достойно.

Сейчас комплексу исламского культурного центра имени Марджани принадлежит детский центр на 80 мест, гостиница, банкетные залы, издательство, 250 гектаров земли за городом с фермой и пасекой, кладбище и многое другое Сейчас комплексу исламского культурного центра имени Марджани принадлежит детский центр на 80 мест, гостиница, банкетные залы, издательство, 250 га земли за городом с фермой и пасекой, кладбище и многое другое

Фатих Сибагатуллин — депутат Госдумы РФ:

— Я думаю, Мансур хазрат в связи с возрастом правильно делает. Он хорошо наладил хозяйственную деятельность, занялся обустройством мусульманского кладбища. Конечно это хлопотно. У него там есть сын Мухаммад уже на подходе. Папа, как старший, если будет заниматься идеологией, настоящей, мусульманской, а татарский ислам надо двигать вперед, то это будет хорошо. Не арабский ислам, татарский. Где женщина — это святое, в отличие от арабского.

Кладбище — тоже святое место. Есть ведь у татар поговорка: «Исәннәрнең кадерен бел, үлгәннәрнең каберен бел» («Дорожи живыми, помни о мертвых»). Татарский ислам — более цивильный ислам, можно сказать, более поздний ислам, особенно джадидизм. Мансур Джалялетдин — сторонник именно татарского ислама, и тот, что нам оставили наши предки, мы не должны терять. Наш ислам зависим от природно-климатических условий. Мансур хазрат, я думаю, никуда не уходит, будет помогать своим преемникам. Не столько контролировать, сколько помогать. Тем более сейчас он не мухтасиб Казани, а только Вахитовского и Приволжского районов, у него под контролем около 28 мечетей. Это тоже порядочно. И мечетей будет еще больше.

Ильдар Баязитов — председатель совета национального исламского благотворительного фонда «Ярдэм», заместитель муфтия Татарстана:

— Я от вас первый раз услышал эту новость. Это его выбор. Конечно, административные обязанности занимают львиную долю времени. Я это не понаслышке могу сказать. Для того, чтобы имамы нормально проповедовали, занимались самообразованием, нужен человек, который бы взвалил на себя такой груз. Коммуналка, зарплата и др. Я не знаю, кто кроме Мансура хазрата сможет это сделать. Надеюсь, это взвешенный и продуманный выбор хазрата, и надеюсь, что работа махалли (общиныприм. ред.) не пострадает от этого. Я лично пока от хозяйственной деятельности отказываться не собираюсь.


По словам Мансура хазрата, заниматься бизнесом он начал от безысходности, нехватки денег

Фарид Мифтахов — руководитель казанского отделения исполкома всемирного конгресса татар:

— Мансур хазрат — уважаемый человек. У него есть достойные ученики, заместители, продолжатели его дела. Поэтому, наверное, нормальное дело, что он станет таким аксакалом, мудрецом. Правильно делает, что выбрал это направление. Уступать надо молодым, тем, кто будет развиваться. Я сам сейчас больше сосредоточен на духовной, общественной деятельности, но от бизнеса полностью не отказываюсь. Просто сейчас времена нелегкие. Да и возраст свой чувствую. Нужно духовно развиваться, больше изучать. А то, если работаешь только за деньги, обычно получается, что деньги работают уже на таблетки.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (66) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    14.05.2016 12:58

    Не понятно, зачем уходит?

    • Анонимно
      15.05.2016 08:31

      Наверно скоро появится новый кандидат в муфтии , достойнее преподавателствующего имама в возрасте наврядли кого найдут. Вроде преподавать и углублять знания кажется его слова.

  • NIYAZ
    14.05.2016 13:06

    Деятельность этого хазрата можно описать как БИЗНЕС вокруг духовенство, но никак не, духовенство вокруг бизнеса.

    Пусть Аллах простит его.

  • Istorik
    14.05.2016 13:16

    Мансур хәзрәткә алда да өммәт, милләт өчен күп файдалы, бәрәктле эшләр башкарырга теләп калам. Үз теләкләренә ирешергә насыйп булсын.
    Мәрҗәни мәчете киләктә, иң беренче чираттта, татар халкының төп рухи үзәге булып үссен иде.

    • Анонимно
      16.05.2016 19:06

      Действительно, нам нужен свой татарский ислам, который у нас был, цивилизованный с огромным уважением к женщине!Надо возрождать именно такой ислам. ISTORIKY почет и уважение. Я из московских устным владею, письменным нет, но душой всегда татарин!

  • Анонимно
    14.05.2016 13:18

    Переведи теперь

    • Анонимно
      14.05.2016 13:22

      А ты,что читать не умеешь.Фатих Саубаныч сказал ведь, Мансур хазрат развивает татарский ислам. Поэтому знай татарский

    • Анонимно
      14.05.2016 13:25

      А сами? Лень? Текст не сложный. О положительных качествах Мансура хазрата говорит.

    • Анонимно
      14.05.2016 14:33

      Перевожу:"желаю, чтобы и в дальнейшем Мансур хазрат делал для уммы, нации хороших дел. Пусть сбудутся его мечты. Пусть мечеть Марджани и в дальнейшем останется главным духовным центром татарского народа!

  • Анонимно
    14.05.2016 13:19

    Мансур хазрат - молодец, надо создавать вакфы вокруг мечетей, превращать в исламские центры, чтобы и себя могли содержать, и исламским просвещением заниматься, и другим помогать. ПС. Сибагатуллин, если не знает Ислама, то зачем глупости говорит? Не существует татарского или арабского ислама, раннего или позднего, цивильного или нецивильного. Ислам - один. В Ютубе есть видео, где араб-мусульманин ноги целует матери в аэропорту после долгой разлуки. Уважение к матери, к женщине прописано в Исламе для всех. ППС. Когда перестанут имамов называть священнослужителями, это разные понятия.

  • Istorik
    14.05.2016 13:31

    мы не знаем, какие намерения в сердце у каждого из нас

  • Анонимно
    14.05.2016 13:50

    Бизнес это или нет, не понимаю, но 10 тысяч за место на кладбище в Самосырово- это непорядок. Мы похоронили, где было дешевле.

    • Анонимно
      14.05.2016 14:39

      Причём тут Самосырово?

    • Анонимно
      14.05.2016 14:55

      А где дешевле, подскажите пожалуйста, недавно родственника хоронили, дешевле чем на мус кладбище места не нашли

  • Анонимно
    14.05.2016 14:33

    Они сейчас комерсанты а не хазраты ! Вы Только посмотрите на мебель в кабинете , больше миллиона мебель только стоит !!!

    • Анонимно
      14.05.2016 15:24

      Истинные хирурги (которые от бога)не любят колоть дрова,заниматься плотницким делом!Боятся,что огрубеют пальцы.А они им очень дороги,как пианистам.Хотя у них тоже у каждого "свое кладбище!)знакум

  • Анонимно
    14.05.2016 14:35

    Мансур Хазрат уважаемый человек, за годы свой деятельности он это доказал. он внес большой вклад в развитие ислама и татарского народа в целом. без бизнеса в наше время не проживет ни одна структура, даже духовенство. он молодец, что нашел пути и подходы для развития исламского колледжа и других своих детищ. легко критиковать, но трудно лелать истинные дела. если он принял такое решение - да благословит его всевышний.

  • Анонимно
    14.05.2016 14:47

    Причем Самосырово? А притом, что мусульманское кладбище там принадлежит этому Центру.

    • Анонимно
      15.05.2016 03:03

      оно уже больше года ему не принадлежит. на балансе исполкома Казани находится

  • Анонимно
    14.05.2016 15:01

    Всю жизнь не понимал,почему Гали бабай не ходил в мечеть.Он молился дома.Теперь уже в старости понял!
    Рад у нас мулла очень порядочный.И не торгует молитвами!(Корьэн сатмый).Не назначает цену похоронных обрядов,не шутует перед лицемерами.Не боготворит некоторых жуликов,хотя те очень мечтают об этом!знакум

    • Анонимно
      14.05.2016 16:13

      Странный опус. Во-первых, в мечеть к имаму ходят или на намаз? При чем тут личные качества хазрата? Во-вторых, Вы следили за его жизнью? Бабай, наверника, знал, что джума обязательна, а намазы желательно с джамаатом в мечети. В-третьих, не платите никому, если не хотите.

      • Анонимно
        14.05.2016 17:32

        Ваша правда!И согласен с каждым Вашим аргументом!
        Но когда вижу закрытые мечети,задаю людям вопрос-почему не ходите в мечеть?Отвечают,был жуликом,и остался,к нему чтоли?(они о мулле деревенском!)
        У меня ответа нет.А у Вас?
        А так Бог нам всем судья!Я просто тоже ищу ответа на некоторые вопросы!Иногда мы своим поведением сами халыкны диннэн биздермибезме?знакум

        • Анонимно
          14.05.2016 19:45

          Ответ, конечно, есть, это все оправдания, просто не хотят соблюдать, если откровенно, люди будут за себя отвечать, а не за "жулика". Повторюсь, идут в мечеть на намаз, а то придумали себе "жулика", пусть не обращают на него внимание.

        • Анонимно
          15.05.2016 08:22

          кеше муллага тугел, Аллахыга табынырга тиеш.

      • Анонимно
        14.05.2016 18:57

        ты хоть понимаешь что мечеть это всего лишь строение из кирпичей и досок? а если люди начнут путешествовать в космосе? где ты мечеть будешь строить??? от мечетей толка нет! а от школ есть! школ нужно больше и специалистов в этих школах

        • Анонимно
          14.05.2016 19:51

          Не надо пафоса, строй школы, в чем проблема? Исламский центр как раз и содержит детский оздоровительный лагерь, не школа, но тоже неплохо.

        • Анонимно
          16.05.2016 10:35

          "От мечети толка нет. А от школ есть?" -думаете вы высказали оригинальную мысль? Вы ведь не первый кто так говорил. Все эти умные мысли забываются, когда наступает мгновение покидать эту жизнь. Уверяю вас, не о школе вы будете думать.

  • Анонимно
    14.05.2016 15:36

    Не зря говорят, прежде чем осуждать человека, возьми его обувь и пройди его путь. А его путь нелегок. Сколько сил и нервов потрачено, чтобы восстановить из хлама ту красоту, которая сейчас есть около мечети Аль-Марджани! Сколько благородных дел сделано во благо развития и сохранения культуры татарского народа, мусульман.
    Какой бы путь не выбрал Мансур хазрат, он везде будет на высоте! Будь он политком, или бизнесменом,или ученым, строителем, он всегда будет победителем! Он очень сильный духовный лидер, который может повести за собой, который может ответить на любой религиозный и жизненный вопрос.
    Уважаемый Мансур хазрат! Не обращайте внимания на злые языки и продолжайте свою деятельность, служите еще долго во благо народу, религии и нашей республике. Пусть Аллах Вам даст здоровья, терпения и долгих лет жизни.

    • Анонимно
      14.05.2016 17:12

      Рад,что красиво около мечети!А как в душе у прихожан?
      А так ничего против не имею против Мансура Хазрата.Наоборот рад что он уходит из бизнеса,из хоз.работ.Просто считаю когда мулла начинает бизнесом заниматься,и в нашей Республике,он начинает отходить от ЕДИНОБОЖИЯ!Иначе сегодня у нас невозможно!Надеюсь,поняли!Знаю примеры-в одном мероприятии большой мулла взял да сказал одному жулику-"вам и на том месте уготовано место в раю!"
      Видите,местом в раю уже начинают распоряжаться.Понимаю и его-он завязан со своим бизнесом с этим жуликом,зависим от него!знакум

    • NIYAZ
      14.05.2016 17:17

      Мечеть и комплекс были отреставрированы к 1000 летию казани за БЮДЖЕТные деньги.
      Потом комплексу и медресе лично помогала семья Шаймиевых.

  • Анонимно
    14.05.2016 17:03

    Для всех быть хорошим- никогда не будешь. Это жизнь, котрую нам дал Всевышний. И надо прожить её так, чтоб мог держать правильный ответ перед Аллахом. И считаю, что Мансур абы делает все правильно. Да поможет ему Аллах в его праведных делах! Аминь!
    А Фатих абы пусть словами не кидается- святое. Святые места для ислама есть. Уважаемые люди есть. Да в Коране написано- рай находится у ног матери. Но это не говорит, что женщина святое. Мама - дорогая, любимая, единственная, уважаемая и почитаемая женщина, как в исламе, так и в других религиях. Женщины разные бывают. Есть и не матери, живущие сами по себе. Да простит меня Аллах, если в чем-то я ошибаюсь. Аминь.

  • Анонимно
    14.05.2016 18:05

    Мансур хазрат видимо готовится занять пост муфтия Татарстана, поэтому заявляет о своей непричастности к бизнесу. Достойная фигура, есть опыт строительства мечетей, хороший аппаратчик, с таким в Казани и Челнах появятся новые мечети, Умма усилится во благо.

  • Анонимно
    14.05.2016 18:33

    Уважаемые,и не очень из ДУМ РТ господа!
    Ответьте пожалуйста честно-сколько мечетей сегодня в Республике на ЗАМКЕ? Около 100?Для чего строили?Если они даже на пятничную молитву не открываются?знакум

    • Анонимно
      14.05.2016 20:17

      Строили жители этих деревень на свои кровные, а отвечать почему они пустуют должны в ДУМ РТ? Вот в Казани хоть еще 10 мечетей построй, они не будут пустовать. Зайдите в любую городскую мечеть на пятничную молитву - мест нет.

      • Анонимно
        14.05.2016 20:45

        как будто вы не знаете как идет зачистка от "неугодных" мулл!Даже мулл во многих деревнях назначает не народ,а религиозная власть.И эта власть зачастую(на примере нашего района!)действует по прямому указанию светской!Как идеологический отдел райкома...А ДУМу обращаюсь,потомушто у них машины из Обкомовского гаража!!!знакум

        • Анонимно
          14.05.2016 23:56

          В Рыбно-Слободском районе тоже так назначают хазратов и мухтасиба...

  • Анонимно
    14.05.2016 20:56

    Мулла перестал заниматься бизнесом! Для многих звучит как сенсация, даже как ,,черный '' день , по другому духовное лицо мы уже представляем ?! Человек не может быть разделенным на два, говорим одно ,а в мыслях другое -как же там бизнес , второе даже порой важнее начертаний Всевышнего! Истинных духовников становится все меньше , хотя количество мечетей растет.

    • Анонимно
      14.05.2016 21:50

      А в чем собственно проблема? Государство зарплату имамам не платит, жить на одни пожертвования тоже не вариант, мечети содержать надо, есть некоторые налоговые льготы, но все остальные платежи следует регулярно уплачивать. Так что имамы сейчас через вакфы должны сами себя и инфраструктуру содержать, а со временем находить надежного и грамотного человека, который может вести финансовые дела. Не забывайте, семьи имамов тоже должны достойно жить, также и для возможности участвовать в благотворительности нужны средства, пусть зарабатывают, молодцы.

    • Анонимно
      16.05.2016 10:37

      Странный такой стеб. Кто запрещает имаму заниматься бизнесом?

  • Анонимно
    14.05.2016 22:44

    — Мансур хазрат — уважаемый человек. У него есть достойные ученики, заместители, продолжатели его дела. Поэтому, наверное, нормальное дело, что он станет таким аксакалом, мудрецом. Правильно делает, что выбрал это направление. Уступать надо молодым, тем, кто будет развиваться.

  • Полностью согласен со Знакумом! Вот у нас есть тоже мечеть в селе! Построена на деньги Оргсинтеза и зимой пустует,так как нет денег на отопление и чистку снега,а летом приезжает казенный мулла из города к двум бабаям ,а остальной народ ему некогда ходить на намазы в мечеть и это правильно,а то что в городе полны мечети и злачные места это показатель только того ,что в городе полно бездельников! То что Мансур хазрат уходит от бизнеса это правильно и не надо поддерживать религию материально и тем более на деньги бюджета и на деньги саудов и прочих спецслужб! Сегодня они все просто прихожане,а завтра как в Сирии станут отрядами Игил в республике! Неужели это не понятно и то что Мансур Хазрят решил вернутся к татарскому чистому исламу без денег ,без помпезных храмов ,без наживы на религии делает ему честь!

    • Анонимно
      15.05.2016 08:38

      По-моему, Вы, как всегда, из прочитанного ничего не поняли.

    • Анонимно
      15.05.2016 08:39

      Он просто ставит замов

    • Анонимно
      15.05.2016 08:42

      Наврядли там что либо без него решаться будет по прежнему все так и останется, красивый шаг стать новым главой дум рт

    • Анонимно
      15.05.2016 08:44

      Еще больше прав и возможностей на международный уровень тянет

  • Анонимно
    15.05.2016 08:05

    Бизнесовый мулла, это как отражение сути развития религии в республике. Но это дает относительную независимость от власти, что гораздо важнее при взаимодействии в умме.

  • Анонимно
    15.05.2016 09:40

    Если Мансур Хазрат станет Муфтием Татарстана, чего мы все желаем, то в Советском районе Иншаллах появится долгожданная мечеть.

  • Анонимно
    15.05.2016 11:06

    Мансур Хазрат достойнейший человек и прирождённый лидер! Дай Аллах Вам сил и здоровья, успеха во всех Ваших делах!!!

  • Анонимно
    15.05.2016 12:19

    У Анвара в 80 ых в школе было около 5000 кроликов!Хороший был бизнес!Многих школ обязывали держать свиней.По 200 некоторые держали!
    Я просто задаю вопрос-надо ли возобновить это ЗАБЫТОЕ старое?знакум

  • Уважаемый брат Знакум!Кто такой Анвар? Почему у героя нет имени и адреса? Возобновлять надо не в школах,а у каждого ребенка дома разведение коз,кроликов,свиней! Мы должны растить аратов крестьян из татар,то есть вольных хуторян,а не колхозников и батраков в агрохолдингах!

    • Анонимно
      15.05.2016 16:00

      Ув.Мурат!Анвар Хузиахметов-академик!долгие годы работал директором в Спасском районе.
      С Вами согласен полностью-мы должны растить крестьян со смекалкой,способных на прорывные идеи!Вы правы-И НЕ БАТРАКОВ!
      У меня ирония была.Я очень уважаю предприимчивость Анвара,его ум.(Таких в Спасском районе теперь не вижу!)Но считаю ,как и Вы,что школа не место для откорма свиней!И не дело муллы торговать пирожками шоб платить за отопление.Какая это деревня,неспособная кормить одного муллу!Каждый должен заниматься своим делом!знакум

      • Не согласен с Вами! В Исламе как и в татарской религии Тенгрианстве не должно быть профессиональных священников! Это у нас все муллы и муфтии лоботрясы ,дармоеды зарабатывающие на религии и ее обрядах и сидят на шее труженников , либо на бюджете,а Ислам это запрещает! Они должны быть врачами,учителями ,агрономами,заслуженными пенсионрами,а не бывшими партработниками или бандитами рецидивистами и только в свободное от работы время если есть знания быть избранными имамами своей общиной! А у нас все извратили эти назначенные чиновниками и бандитами муллы и попы кряшены! ,

        • Анонимно
          15.05.2016 20:45

          ув.Мурат,в деревне мулла и психолог,который в самые последние минуты (ясин чыга) дает человеку хоть какую то надежду,и моет,и в могилу спустившись ставит покойного в ляхет!
          Ув.Мурат,это огромный труд!Потом каждый день читает 40 ясинын покойнику.Потом не сельсовет,а мулла главный смотритель кладбища.Все ЭТО требует времени,труда,сноровки,и нервов!
          Я бы не смог все это.И благодарен,что у нас в деревне ХОРОШИЙ Мулла,и не бывший бандит!Знаете Мурат,как председатель я участвовал при выборе муллы,и объяснил народу что было бы желательно избрать тракториста,всю жизнь работавшего на земле.Его народ уважал.Были и очень грамотные,но народ выбрал его.И он подтянулся.Много читал.
          Он не лоботряс.На религии не зарабатывает.Получает пенсию.Считает,что живет в достатке.Говорит-АЛЬХАМДУЛИЛЛАХ!!!Это самое большое богатство!!!
          Вот так БРАТ,по всем остальным вопросам с Вами согласный знакум.

          • Уважаемый Брат!Я тоже за уважаемых имамов исповедующих татарский Ислам! Да они делают великое дело находясь на пенсии и думаю он не только у Вас не бандит ,но и вечерами сельчанам еще пашет огороды и подвозит сено на своем тракторе! И почему народ наш не любит лоботрясов в деревнях выпускников исламских университетов ,которые не умеют управлять тремя курицами,а лезут управлять Бабаями, начитавшись сур из Корана! Я когда работал в Куркачах руководители всегда на сабантуй накрывали стол и наш местный мулла читал перед застольем молитву ,а потом сам разливал водку! Я в таких случаях всегда говорю так или сними чалму или одень трусы!

  • Анонимно
    15.05.2016 20:34

    Ислам ,как и православие сейчас-это просто бизнес вокруг религии.

    • Анонимно
      16.05.2016 07:22

      Объясните мне пожалуйста, а почему нет. У всех в голове одно-имам должен сидеть в мечети и совершать обряды. И когда имам начинает работать, мы возмущаемся как это так? А кто платить будет за свет, воду, зарплату? Мы все хотим читать намаз в красивой, уютной мечети. А сколько мы за это платим? Все говорят-Почему я должен? Там имам какой то не такой, то он пьет, то еще что то. Так сделайте что нибудь! Отправьте сына учиться на имама! Приедет будет хорошим имамом. Или еще как часто бывает, начинаем негодовать, почему за обряды имам деньги берет. Так не давайте! Сами делайте! Это ваша обязанность как мусульманина ребенку имя дать, дома Коран читать, намаз читать, покойника мыть и т.д. Почему не делаете? Имам должен научить как это делать, научить обрядам. Так вам ведь не хочется, легче деньги заплатить, чем жизнь менять. Тогда что возмущаться? А теперь просто подумайте-сколько вы в этом месяце дали садака в свою мечеть? И когда отключают воду, электричество имам вынужден или закрывать мечеть или зарабатывать для ее содержания. Нет ничего постыдного, что человек не побирается ходит, а сам работает. Содержите достойно рядом с вами находящуюся мечеть, и имам не будет работать. До революции люди сами строили мечети, медресе, и сами содержали их. Не хотите так, тогда не хайте человека который не хочет закрывать мечеть, а хочет развивать ее. Сколько мусульман обеспечены работой? И в конечном итоге я как мусульманин вместе с семьей могу прийти в центр Казани, зайти в мечеть, пройти по улице отдохнуть, покушать и мне будет комфортно, потому что рядом будут мусульмане, и не обругают меня, не оскорбят. Вот за это Мансур хазрат большое спасибо! Надеюсь ваши приемники продолжат ваше дело.

  • Анонимно
    15.05.2016 22:26

    НАЧИНАТЬ С ВОДИТЕЛЯ И ЛИЧНОГО ОХРАННИКА У НАС СТАНОВИТЬСЯ САМЫМ БЛАГОприятным моментом для достижения бооолших высот.

  • Анонимно
    15.05.2016 23:33

    А вот что пишет Р.С.Хакимов в своей статье в БО "Мелочные разборки среди татар — это проявление рабской психологии": "Муфтии из-за своих приземленных интересов, погрязших в мелких дрязгах, не являются авторитетными. Видимость единства мусульманских структур поддерживается административной, а не духовной властью".

  • Анонимно
    16.05.2016 08:41

    Ислам не может быть татарским или арабским, он или есть или нет ) и далее уважаемые комментаторы не давайте оценку тому от чего Вы очень далеки )

  • Анонимно
    25.08.2016 19:07

    У меня навсегда останется впечатление о Мансуре-хазрате, как о порядочнейшем, очень душевном, очень переживающем о своём деле человеке! И очень духовном! Наша газета "Свобода" из Одессы брала у него в своё время интервью-у нас в городе строился Арабский культурный центр. Я -не мусульманка, но человеческие качества вашего Мансура-хазрата почувствовать могли все, кто общался с ним!

  • Анонимно
    17.12.2016 04:57

    "Все, что я создал, — это и есть вакфное имущество. — говорит Джалялетдин....Дочери кое-что передал, зятю. Они продолжат мое дело" Если запросить выписки из ЕГРП об имуществе вахф, то станет понятным каким собственникам отошло имущество мусульман, и распоряжаются ли им согласно нормам шариата. Мусульманская община должна принимать участие не только в расходах (таких как сбор средств на коммунальные платежи всего большого хозяйства), но также принимать участие в распоряжении этим имуществом и распределении прибыли. Во всеуслышание, хазрат, говорит о передаче имущества мусульман дочери и зятю. Читают ли они пятикратный намаз? Достойны ли они распоряжаться вакфом? И какое дело они будут продолжать?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen