Общество 
15.05.2016

Как татары учили Англию демократии

Садри Максуди и благоприятный имидж первого российского парламента

110 лет назад 27 апреля (10 мая) была образована Государственная Дума Российской империи. Она просуществовала до 9 (22) июля 1906 года, после чего была распущена императором. Первое заседание Государственной Думы состоялось 27 апреля 1906 года в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. А как были представлены татары в российском парламенте в начале ХХ века?

I Всероссийский мусульманский съезд, 1905 Первый всероссийский мусульманский съезд (1905)

ТАТАРЫ ГОЛОСУЮТ ЗА КАДЕТОВ

Учреждение первой Государственной Думы было прямым следствием революции 1905 - 1907 годов. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра Сергея Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 года о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Доктор исторических наук Айдар Хабутдинов пишет, что при отсутствии территориальной автономии мусульмане Волго-Уральского региона России стремились обеспечить свои права на всероссийском уровне путем участия в законодательном процессе. В годы российской революции 1905 - 1907 годов казанские татары составляли основу политического движения российских мусульман. Сайт «еТатар» утверждает, что сама численность татар, их уникальная структура образования, наличие финансовой базы, присутствие в национальном движении крупной буржуазии и земских деятелей, их ориентация на европейские формы политического движения быстро привела их к лидирующей роли в мусульманском политическом движении. Сила татар заключалась и в наличии значительного слоя национальных активистов (местного духовенства, средней и мелкой буржуазии, мугаллимов, учителей и учеников государственных школ, студентов, шакирдов), которые сумели создать структуры движения как в национальных центрах, так и на местах.

Мусульманское общественное движение выходит за рамки движения, обеспечивающего защиту потребностей уммы (религиозной общиныприм. ред.), и превращается в общероссийское политическое движение, ориентированное на реформу государственного строя путем голосования в Государственной Думе. Российская мусульманская элита в этот период могла ориентироваться только на партию эволюционного развития, так как стремилась сохранить единство мусульманской общины и обеспечить автономию ее религиозных и образовательных институтов.

Положение о выборах в Государственную Думу

Само выборное думское законодательство было весьма выгодным для меньшинств, которые были в состоянии создать широкую коалицию. Избранные в волостях, а затем уездах выборщики, в свою очередь, избирали членов Госдумы. Депутатами становились лица, получившие наибольшее число голосов. В условиях расколотости русского населения на несколько партий мусульмане могли провести своих депутатов, блокируясь с одной из общероссийских партий.

В татарских газетах этих лет вовсю осуществляется политическая пропаганда. На рубеже 1905 - 1906 годов татарам удается создать четыре газеты, возглавлявшиеся национальными лидерами: в Петербурге это «Уль-Фат», в Казани — «Казан мохбире» и «Йолдыз», в Оренбурге — «Вакыт».

Октябрьский манифест. 17 октября 1905 года. Художник Илья Репин Октябрьский манифест. 17 октября 1905 года. Художник Илья Репин

10 ноября 1905 года в Казани состоялось собрание, где рассматривался вопрос о присоединении татар к одной из общероссийских политических партий после детального ознакомления с их программами. На думских выборах предлагалось выступить в союзе с конституционно-демократической партией, так как «она обращает большее внимание на религиозные свободы и показывает понимание угнетенных наций».

Деятели казанского бюро конституционно-демократической партии перевели на татарский язык и издали программу партии с примечаниями. Особая роль в этих примечаниях уделялась равноправию нерусских народов, свободе вероисповедания, религиозной автономии и особенностям национальной системы образования.

Таким образом, кадеты гарантировали не только гражданское равноправие, но и религиозную автономию. Система частного образования и национальных культурных организаций также получала полную автономию. Обеспечивалось преподавание в государственной начальной школе на родном языке. Для мусульманских либералов такие гарантии являлись достаточными на этапе развития, требовавшем прежде всего религиозной и культурной автономии и создания целостной системы образования.

АВТОМАТИЧЕСКИ — ПОД НАДЗОР ПОЛИЦИИ

Выборы в I Госдуму в Казани, губернии, других регионах показали, что татары жестко голосуют за выборщиков-татар. По воспоминаниям одного из русских выборщиков, в Тетюшском уезде "татары были дружны и готовы были голосовать как один, за кого укажет комитет".

Ценный материал по этой проблеме, указывает в своей докторской диссертации казанский историк Диляра Усманова, содержится в местных и региональных архивах. Прежде всего это документы, связанные с выборами в Думу в отдельных губерниях. В частности, в Национальном архиве Республики Татарстан (НАРТ) подобные документы есть в фондах Казанского губернатора и Казанского губернского жандармского управления, в делах уездных выборных комиссий. В региональных архивах также сохранилось большое число документов полицейского надзора, поскольку по распоряжению МВД депутаты Думы автоматически попадали под надзор полиции, и все их действия, вплоть до передвижений во время каникул, были под постоянным контролем властей.

Политический плакат начала XX века Политический плакат начала XX века

Мусульманская фракция Госдумы I созыва (27 апреля - 8 июля 1906 года) была сформирована 21 июня в составе 22 депутатов (12 татар) из числа представителей интеллигенции, помещиков и улемов.

Избранные в I Государственную Думу депутаты начинают участвовать в управлении государством с надеждой на то, что царское правительство России встанет на путь демократического правления. Английский парламент с целью сближения и налаживания дальнейших отношений между Англией и Россией приглашает представителей основных партий думы России посетить Англию с официальным визитом для ознакомления с жизнью страны, деятельностью парламента Англии. Российская сторона принимает приглашение, решив, что молодая российская законодательная власть должна поддерживать контакты с ведущими европейскими парламентами, и из депутатов Государственной Думы отбирает группу из 18 человек, в состав которой входит и Садри Максуди. Когда была предложена кандидатура Максуди от мусульманской фракции, один из организаторов поездки с английской стороны, профессор Эдвард Перс, заявляет: «У нас индейские мусульмане не имеют права на выборы, поэтому не будет ли вызывать противоречия приезд в Англию депутатов Государственной Думы, мусульманина из России?» На что представитель октябристов Звегинцев ответил: «Садри Муксудов, хотя и является членом малочисленной фракции, он действительный представитель от 20 миллионов мусульман России. И ни один депутат в Думе не сможет объявить себя представителем от 20 миллионов избирателей. Мы относимся к мусульманам как к достойным равноправными со всеми соотечественникам». Его мнение поддерживают председатель думы Хомяков, из депутатов — Милюков и другие. После чего профессор Перс соглашается включить Максуди в состав почетной делегации с надеждой: «Может, и наше правительство, увидев российского мусульманина, извлечет урок, сделает для себя выводы».

Предвыборный плакат партии кадетов Предвыборный плакат партии кадетов

Итак, включение члена мусульманской фракции в состав межпарламентской делегации дало благоприятный имидж российскому парламенту. Как и в других европейских странах, в России была принята доктрина национального представительства: член парламента представляет не только избирателей своего округа, а нации в целом.

МУСУЛЬМАНЕ В ПОСЛЕДУЮЩИХ ДУМАХ

Мусульманская фракция Государственной Думы II созыва (20 февраля - 3 июня 1907 года) была образована в составе 36 депутатов-мусульман (15 татар), 6 из которых в марте выделились в самостоятельную мусульманскую трудовую группу.

Предвыборный плакат эсеров Предвыборный плакат эсеров

Госдума III созыва (1 ноября 1907 - 9 июня 1912 года) была созвана по новому избирательному закону от 3 июня 1907 года По нему представительство в Думе потеряло коренное население Средней Азии, степей, большей части Кавказа (кроме Дагестана) и турецкой части российского Закавказья. Деятельность фракции в Госдуме получила новую доминанту — борьбу за начальную светскую школу на родном языке. Правительство Петра Столыпина внесло законопроект об обязательном начальном образовании в рамках 4-летней школы. Фракция действовала в соответствии с резолюцией III всероссийского мусульманского съезда 1906 года и провела в 1910-м петиционную кампанию, получив поддержку депутатов-октябристов от Казанской губернии и Уфимского губернского земства. Правительство требовало обучения на русском языке, давая определенный переходный период для овладения им. В Госдуме прошел вариант о татарском языке как языке преподавания и только для татар. Но даже такой вариант был отклонен Государственным советом. В связи с этим татарское общество не видело реальной пользы от деятельности Госдумы для татар .

IV Государственная Дума в 1912 году была избрана по тому же избирательному закону. В ней мусульманская группа состояла из 6 депутатов (из них 5 татар): трое — от Уфимской и по одному от Оренбургской и Самарской губерний. Мусульмане Казанской губернии не были представлены.

Подготовил Михаил Бирин

Фото из архива ИД Маковского

Государственная Дума Российской Империи I созыва (апрель-июль 1906 года): 25 мусульман, из них 12 татар.

Государственная Дума Российской Империи II созыва (февраль-июнь 1907 года): 35 мусульман, из них 15 татар.

Государственная Дума Российской Империи III созыва (ноябрь 1907 года - июнь 1912 года): мусульманская фракция состояла из 10 депутатов, в том числе 7 татар.

Государственная Дума Российской Империи IV созыва (ноябрь 1912 года - октябрь 1917 года): мусульманская фракция состояла из 6 депутатов, в том числе 5 татар.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (12) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    15.05.2016 17:14

    Татары и мусульмане это разные понятия. Их всегда путают. Отождествляют османских захватчиков с татарами.

  • Анонимно
    15.05.2016 17:44

    Есть :
    - татары мусульмане,
    - татары христиане (кряшены),
    - татары иудеи (караимы),
    - татары безбожники (атеисты).
    Может есть еще какие то? Напишите.

    • Анонимно
      15.05.2016 21:02

      Есть еще татары тенгрианцы.
      А татары после смерти Чингисхана, обожествовали его и поклонялись ему. Это есть в записках Рубрука и Карпини, они писали, что татары поклоняются на портрет человека, которого они называют ставленником Тенгри на земле (это был портрет Чингисхана).

  • Азат Д
    15.05.2016 21:47


    Учили учили демократии Англию, а своих потомков не научили. Сейчас главы городов и районов в Татарстане народом не избираются.

  • Istorik
    16.05.2016 00:19

    а у нас улица Садри Максуди где-то на задворках города находиться, и никто об этой фигуре уже не вспоминает на государственном уровне. Ни памятников, ни даже мемориальных досок, ни конференций
    Не имеет современный Татарстан своих национальных героев, кроме деятелей культуры. Эдакая эрзац память. Короткий список героев.
    Ограниченная память государственных мужей может родить лишь ограниченную мысль в рамках указивок сверху

  • Анонимно
    16.05.2016 13:05

    Сейчас тоже нужна мусульманская фракция в парламенте страны. Никто наши интересы не защищает.

    • Анонимно
      16.05.2016 16:41

      Я голосую за РОССИЮ. Она ваши мусульманские фракции защищает.

  • Анонимно
    17.05.2016 09:52

    Татары это мусульманская нация, сформированная на идеологии Ислама и именно благодаря нашей религии Татары сохранились как нация (не просто народ). Ислам Миллет Ватан.

  • Анонимно
    17.01.2017 14:45

    МОИ СТИХИ
    Дающий нам Аллах.
    Все видящий Господь все знающий.
    Свет истины Бог дня и ночи.
    АЛЛАХ наш МИЛОСТИВЫЙ МИЛОСЕРДНЫЙ.
    Творец звезд и небес наш Вездесущий.
    Миров творец единый Бог.
    Людей стремлений свет.
    И луч добра надежд и Тайна.
    Аллах единства Бог.
    Он бесконечный свет он Вера.
    Бесстрашной мощи Суть он Сила.
    Аллах наш Милосердный.

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

  • Анонимно
    17.01.2017 14:46

    МОИ СТИХИ
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Пророк Мухаммед мир тебе.

    Священное писания Аль-Коран.
    Он послан был пророку Мухаммеду.
    От истины единого Аллаха.
    Творца небес планет и звезд всего живого.
    Открылся он пророку Мухаммеду.
    И в откровение Истины Единой.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Я милосердный Бог Аллах.
    Единый я Творец небес и звезд.
    Всего живого я Аллах.
    Пророк Мухаммед Мир тебе.
    Ниспосылаю истину тебе в Писание.
    Что я Единый вечный свет.
    Я ваш Творец Аллах.
    Пророк Мухаммед мир тебе.
    Места святые для ислама.
    Медина Мекка и Кааба.
    Туда направлены все взоры мусульман.
    Там взор Каабы смотрит на людей.
    Взгляд истины и милосердного Аллаха.
    Он ниспослал писания пророку Мухаммеду.
    От истины Единой един Творец Аллах.
    Паломники идущие к святыне.
    Аллах един.
    Приветствуйте пророка Мухаммеда.
    Ниспослано с небес писания людям.
    Как истина и милосердия Аллаха.
    Един Творец всего Аллах он Вечный Бог.
    О люди знайте Милосердия в вас.
    Паломники и люди слушайте Имамов.
    И вспоминайте много Аллаха.
    Да будьте благодарны.
    Пророк Мухаммед приветствует его Аллах.
    Медина Мекка и Кааба.
    Паломники идущий к святыне.
    Мечеть и минарет молящиеся в нем.
    Благодарят Аллаха Милосердного.
    Мы верим в истину единого Аллаха.
    Творца людей всего живого лишь Аллах.
    Пророк Мухаммед приветствует тебя Аллах.
    Мечеть и два прекрасных Минарета.
    Ниспослано писания как Истина.
    И откровения людям от Аллаха.
    Свет книги Истина писания суть.
    А слова Бог милосердия и труд.
    Читая книгу света знаете.
    Един Творец и Истина едина.
    Все знание дает Аллах единый.
    Будь благодарным человек и верь.
    Не забывай что милосердный Бог.
    Аллах. Единый

    Мои Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen