Машиностроение 
16.05.2016

Посадка на авторотации: «винты» КВЗ стремительно теряют обороты

Чистая прибыль завода за первый квартал 2016 года сократилась в 4,4 раза до 1 млрд. рублей

Казанский вертолетный завод продолжает полет в условиях турбулентности: его чистая прибыль в январе-марте упала до 4-летнего минимума, а выручка сократилась почти на треть до 8,8 млрд. рублей. Впрочем, это не помешало руководству увеличить управленческие расходы на полмиллиарда рублей. Проблеском надежды стал рост полученных авансов, но эксперты советуют КВЗ обратить внимание на новые рынки — Сирию, Вьетнам, Иран — и активнее продвигать свежие разработки.

/// Сергей Елагин Дела ПАО «Казанский вертолетный завод» продолжают идти на спад Сергей Елагин

ВЫРУЧКА ВЕРНУЛАСЬ В ПЕРВЫЙ КВАРТАЛ 2013 ГОДА

После стремительного взлета в предыдущие годы дела ПАО «Казанский вертолетный завод» (КВЗ) продолжают идти на спад. Об этом свидетельствует опубликованный накануне ежеквартальный отчет предприятия. Чистая прибыль КВЗ упала в 4,4 раза: с 4,42 млрд. рублей в январе-марте 2015 года до 1,03 млрд. рублей за первые три месяца текущего — худший результат за последние 4 года. При этом выручка предприятия снизилась на 29%: с 12,4 млрд. рублей до 8,8 млрд. рублей — по этому показателю завод вернулся в первый квартал 2013 года.

Напомним, что первое за 9 лет снижение выручки случилось в прошлом году. Тогда завод пристроил в надежные руки лишь 77 вертолетов вместо 107 годом ранее. Заметим, что продажи тогда упали впервые за все время публикации отчетности КВЗ: в 2007 году было продано 35 машин, в 2008-м — 58, в 2009-м — 65, в 2010-м — 80, в 2011-м — 93, в 2012-м — 98, в 2013-м — 103. То есть в натуральных показателях по итогам прошлого года КВЗ завис где-то «между» 2009-м и 2010-м, однако в денежном выражении все выглядело не так уж страшно: годовая выручка упала на 8,7%, а прибыль — только на 2,8%. Как говорится, почувствуйте разницу.

«Сложившаяся ситуация обусловлена насыщением рынка по нашему основному продукту — вертолету Ми-8/17. Мы понимали, что это неизбежно, поэтому совместно с холдингом «Вертолеты России» активно работали над диверсификацией модельного ряда, а именно — над программами вертолетов «Ансат» и Ми-38. Сегодня мы готовы ответить на все основные запросы покупателей и предложить им транспортный, пассажирский, салонный и санитарный варианты вертолета «Ансат» — они все сертифицированы. Санкции, отражающиеся на взаимоотношениях с иностранными компаниями, и нестабильная обстановка в мире также накладывают свой отпечаток, однако предприятие ведет работу по программе импортозамещения, модернизируются российские агрегаты, идет поиск новых рынков сбыта», — говорит гендиректор КВЗ Вадим Лигай.

Неудивительно, что уже в начале мая руководство компании решило перевести производство на сокращенную рабочую неделю. Предполагается, что четырехдневка продлится три летних месяца и затронет 40% коллектива, который сейчас насчитывает 6,7 тыс. сотрудников, сообщил ранее наш источник. «Снижение выручки завода некритично — работа идет в плановом режиме. Однако для бесперебойного обеспечения исполнения государственного оборонного заказа, сохранения кадрового потенциала предприятия и численности работников руководством КВЗ и холдинга «Вертолеты России» рассматривается возможность введения режима неполного рабочего времени для некоторых цехов завода. Данная мера носит временный характер. Указанные мероприятия позволят оптимизировать затраты предприятия и выполнить все обязательства по контрактам, а также продолжить работы по научно-конструкторским разработкам и внедрению в серийное производство перспективных вертолетов «Ансат» и Ми-38 при сохранении работников», — уверяет Лигай.

Впрочем, в тяжелом положении оказались и другие предприятия отрасли. Скажем, не лучше дела у Улан-Удэнского авиационного завода (УУАЗ; выручка в 2015 году — 55 млрд. рублей): 13 апреля стало известно о том, что перевод некоторых цехов на четырехдневную рабочую неделю готовится и здесь. Более того, 14 апреля работники предприятия записали видеообращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором пожаловались, что работой обеспечены лишь два дня в неделю.

«Перечень причин обширен, — рассказывал «БИЗНЕС Online» главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, — и каждая из них могла привести к ухудшению ситуации, а, сложившись вместе, они дали не блестящий, мягко говоря, результат».

Причина №1. Ориентация на определенных иностранных заказчиков, приобретавших военные и специальные вертолеты, — Индия, Китай, Афганистан, Египет, Азербайджан и т. д. Но теперь крупнейшие заказчики сформировали вертолетные парки для силовых структур, а значит, солидных контрактов с ними в обозримом будущем ждать уже не приходится. Да и валюты развивающихся стран, как и рубль, не устояли к доллару в период повышенной финансовой турбулентности, следовательно, платежеспособность главных покупателей снизилась.

Причина №2. Значительно выросла доля поставок по гособоронзаказу (ГОЗ), а рентабельность этих контрактов радикально ниже, чем у экспортных сделок, — государство устанавливает предельную рентабельность поставщиков.

Причина №3. Компании нефтегазового сектора и их «дочки», например «ЮТэйр» и «Газпромавиа», всегда были крупными заказчиками, а та же «Роснефть» стабильно покупала вертолеты, которые потом передавала эксплуатантам. Сейчас с учетом падения цен на нефть и объемов геологоразведки сократился и спрос на винтокрылую технику, причем не только в России, но и по всему миру.

Причина №4 едва ли не самая важная. Как говорит Пантелеев, у России сейчас своего рода перерыв. Если говорить о КВЗ, то Ми-17В5 все, кто хотел, купили, а Ми-38 еще не стал привлекательным продуктом, по нему нет сделок. То же относится к улан-удэнскому Ми-171А2, который еще не стал ходовым товаром, как его предшественники. К тому же у достаточно тяжелых вертолетов ограниченная сфера применения — либо госструктуры, либо крупные нефтегазовые компании.

Источник «БИЗНЕС Online» в отрасли еще более суров с приговором: «Посмотрите, никто из мировых вертолетостроителей не сидит на одном типе массовых вертолетов, как мы (имеется в виду семейство Ми-8/17 прим. ред.). Где разработки коммерческих вертолетов? «Ансат»? Вы понимаете, что на первых порах его продвижение реально только при помощи государства — главным образом через госзакупки?»

Безусловно, все перечисленные факторы оказали влияние на снижение выручки предприятия, но и это не все, говорит эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «На них наложился эффект стабилизации валютных рынков. Скажем, в 2014 - 2015 годы предприятие показывало вдвое более высокую прибыль, чем в предыдущие, что было обусловлено девальвацией национальной валюты. В результате снижения курса рубля себестоимость производства оказалась значительно ниже выручки, полученной по валютным экспортным контрактам, даже несмотря на снижение количества поставленной на экспорт техники. В 2016 году этот эффект больше не работает, курс рубля больше не падает, а медленно укрепляется, снижение продаж больше не компенсируется ростом курсовой разницы», — отмечает он.

/// Сергей Елагин По сравнению с первым кварталом 2015 года среднесписочная численность персонала снизилась на 172 человека до 6 592 человек, а средняя зарплата уменьшилась на 1,9 тыс. рублей Сергей Елагин

ЖАДНЫЕ ПОСРЕДНИКИ И ДОРОГИЕ УПРАВЛЕНЦЫ

Однако, перечисляя внешние причины, не будем забывать и о внутренних. С одной стороны, себестоимость сократилась практически синхронно с выручкой: на 28% до 2,9 млрд. рублей. Тем не менее из-за сокращения портфеля заказов валовая прибыль сократилась на 2,4 млрд. рублей до 5,9 млрд. рублей.

Однако этим негатив не ограничился: коммерческие (хранение, транспортировка, сбыт) расходы снизились всего на 3,7% до 1,615 млрд. рублей, при том что выручка, как мы помним, просела без малого на треть. Еще по итогам 2015 года мы отмечали, что, несмотря на падение оборотов, выросла комиссия комиссионера, за которым, как правило, скрывается Рособоронэкспорт. Иными словами, аппетиты посредника, реализующего продукцию КВЗ, растут, невзирая на «нелетную погоду».

Дальше — больше: управленческие расходы выросли на 11,7% до 517 млн. рублей. Традиционно около 50% в структуре этих статей занимает оплата труда управленцев. Неужели КВЗ решил дополнительно потратиться на менеджмент в то время, когда дела с загрузкой мощностей пошли на спад? В таком случае за белых воротничков можно порадоваться — их доходы выросли заметно быстрее инфляции, которая, как подсчитал Росстат, по итогам марта составила 7,3% в годовом выражении.

Несколько месяцев Казань будоражили слухи о грядущих на КВЗ сокращениях. Говорилось о том, что могут быть уволены от 500 до 2 тыс. человек, хотя в итоге руководство компании вроде бы ограничилось введением четырехдневки. Тем не менее по сравнению с первым кварталом 2015 года среднесписочная численность персонала снизилась на 172 человека до 6 592 человек, а фонд начисленной заработной платы «похудел» на 56,5 млн. рублей до 661,5 млн. рублей. Таким образом, средняя зарплата на заводе в январе-марте уменьшилась на 1,9 тыс. рублей до 33,5 тыс. рублей.

Теперь о других «заслугах» менеджмента. Явно недостаточным оказался контроль прочих расходов и процентных платежей — так, последние выросли на 238 млн. рублей до 625 млн. рублей. А ведь ставки на рынке капитала в первом квартале прошлого года были заметно выше, чем сегодня. Тогда после резкого повышения ключевой ставки ЦБ РФ в декабре 2014 года сразу на 6,5 п. п. до 17% соразмерно увеличилась стоимость ресурсов для заемщиков, да и пассивы в виде депозитов стали обходиться банкам также значительно дороже. Но затем ставка неоднократно снижалась вплоть до 11%, аналогично падала и доходность депозитов, что даже при запущенном эффекте маховика привело к сравнительному удешевлению кредитов. Да и в целом финансовое положение КВЗ делает его завидным заемщиком для многих кредитных организаций, и навязать ему «любые» проценты отнюдь не просто.

Справедливости ради добавим, что потяжелел и сам кредитный портфель КВЗ: в сумме кратко- и долгосрочные займы в среднем за первый квартал 2016 года оказались больше на 3,8 млрд. рублей, или 18%, в сравнении со средним значением за первый квартал 2015 года.

Отнюдь не порадовал и баланс прочих статей. Отрицательное сальдо прочих расходов и доходов выросло на 1,525 млрд. рублей до 1,76 млрд. рублей — вновь худший результат за всю историю завода. Хотя в квартальном отчете состав прочих статей не детализирован. Как правило, половину — как прочих расходов, так и доходов — занимают курсовые разницы, также приличные суммы приходятся на резервы под обесценение активов.

НЕУЖЕЛИ СВЕЖИЕ ЗАКАЗЫ?

Неоднозначный сигнал посылает такая деталь, как рост кредиторской (перед контрагентами) задолженности на 4,6 млрд. рублей до 14,4 млрд. рублей по итогам января-марта текущего года. При этом «кредиторка» в сравнении с 31 декабря 2015 года выросла на 1,6 млрд. рублей. Как правило, в кредиторскую задолженность включаются авансы, полученные от заказчиков, и задолженность перед подрядчиками. К сожалению, структуры «кредиторки» составители отчета не уточняют, но если речь идет именно о росте авансов, значит, завод нашел новые заказы и в течение года картина с выручкой у КВЗ может улучшиться?

Пока же из-за падения объемов производства и слабого контроля накладных расходов приходится констатировать падение чистой прибыли КВЗ в 4,4 раза. Правда, результат разочаровывает только на фоне рекордных достижений первых кварталов 2014 и 2015 годов. В целом же в 2010, 2011 и 2013 годах завод фиксировал за январь-март сумму прибыли как раз в диапазоне 1 - 1,2 млрд. рублей. Другими словами, пока речь не идет об убытках и катастрофических потерях, итоговый финансовый результат лишь вернулся из стратосферного полета поближе к Земле. Однако, несмотря на все объективные обстоятельства, итог мог быть и заметно лучше.

Калачев уверен, что предприятию придется обживаться в новых условиях, проявлять финансовую гибкость и идти на снижение издержек: возможно и сокращение рабочей недели, и оптимизация управленческой структуры компании, и продажа непрофильных активов (если такие еще есть). «Простого выхода, повторюсь, нет, и период преодоления трудностей может затянуться. Многое будет зависеть от успеха маркетинговой политики компании по поиску новых контрактов на новых рынках сбыта (например, стоит активизировать усилия в направлениях Сирии, Ирана, Вьетнама), а также по продвижению новых разработок — легкого многоцелевого вертолета «Ансат» и среднетяжелого многоцелевого вертолета Ми-38. Со снижением внешних контрактов придется активизироваться на внутреннем рынке. Гособоронзаказ не приносит высокой прибыли, но может помочь пережить тяжелые времена. Основные потребители гражданских моделей — компании нефтегазового сектора — тоже сейчас сокращают издержки, но по мере роста цен на нефть их геологоразведочная и инвестиционная деятельность может снова активизироваться и обеспечить какой-то дополнительный спрос на вертолетную технику», — говорит аналитик «Финама».

Основные экономические показатели ПАО «Казанский вертолетный завод»
Наименование показателя1 квартал 20151 квартал 2016Абсолютное изменение 1 кв. 2016 к 1 кв. 2015Изменение в %
Выручка от реализации, млн. руб.123728789-3583-29
Себестоимость, млн. руб.40772929-1148-28,2
Затраты на 1 рубль продукции, руб.0,330,3330,0041,1
Валовая прибыль, млн. руб.82965861-2435-29,4
Коммерческие расходы, млн. руб.16771615-62-3,7
Управленческие расходы, млн. руб.4635175411,7
Операционная прибыль, млн. руб.61553729-2426-39,4
Проценты к получению, млн. руб.301-29-96,7
Проценты к уплате, млн. руб.38762523861,5
Прочие доходы, млн. руб.52811787-3494-66,2
Прочие расходы, млн. руб.55163547-1969-35,7
Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб.55641344-4220-75,8
Чистая прибыль (убыток), млн. руб.44181026-3392-76,8

Нажмите на таблицу, чтобы загрузить полностью

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (34) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.05.2016 19:55

    Где там комментаторы, которые все на москвичей с компрессорного наезжали?

    • Булгарин
      16.05.2016 20:50

      А здесь что же? Тоже Вертолеты России и тоже москвичи.

      • Анонимно
        16.05.2016 21:02

        Точно! Можно поставить татар и продавать только татарам вертолеты. Вот это будет бизнес по-татарски! Так заживем!

        • Булгарин
          16.05.2016 21:42

          Вообще-то имелось нечто иное. Можно поставить управлять тех же французов и немцев, продавать американцам и китайцам. Хотя сами вертолеты могут производить и у нас. Вот тогда зажили бы.

          • Анонимно
            17.05.2016 08:18

            В России так бизнес не делается. Да и иностранцы умеют считать деньги, зачем им завод без заказов

            • Булгарин
              17.05.2016 10:47

              Я знаю как иностранцы делают бизнес. Для этого и надо, чтобы этим заводом они владели. Тогда и заказами обеспечат. Интересно, почему-то американцы не бояться передать свои сталелитейные заводы Мордашеву, свои урановые рудники в собственность России, а мы хотим сами. Только вот не получается. Раньше то можно было километрами на микрофильмах воровать технические секреты у западных фирм, а потом их внедрять у себя. Сейчас это так просто не проходит. И потом существует в мире и кооперация. А мы опять хотим все делать у себя. Не получиться.

  • Анонимно
    16.05.2016 20:22

    новую базовую модель вертолета надо создавать, дроны. а на МИ-8 60-х годов разработки уже не вытянешь и не выживешь.

  • Анонимно
    16.05.2016 20:29

    Банкротом хотят сделать завод и купить за бесценок. Эх не на тех поставил Лигай

  • Анонимно
    16.05.2016 20:49

    каламбур крутое пике

  • Анонимно
    16.05.2016 20:52

    Чем там живет отдел продаж и маркетинга?
    Как и везде удащливый родственник, наверное, возглавляет...

    • Анонимно
      17.05.2016 07:34

      Трудно предполагать что-либо иное!
      Дорогие эти "управленцы" и их зарплата не зависит, видимо, от результатов деятельности управляемого ими объекта - т.е. система управления классического, разомкнутого типа.

      • Анонимно
        17.05.2016 18:54

        А систему откатов никто не отменял в продажах. Вот и сидят свои малограмотные и прикормленные гововастики.

  • Анонимно
    16.05.2016 21:25

    Одну из первых партий самых сырых версий Ансата продали Корее,что те потом её обратно вернули кое как,и теперь вертолеты россии хотят выйти на мировой рынок с этим ансатом,наверное вряд ли его уже кто то захочет покупать.Да и аналоги ансат просто задушат,данная ниша уже занята.
    МИ 38 очень дорогая машина,далеко не каждый может себе позволить её,да и тоже очень сырая,что бы начать продавать её с чистой совестью.

  • Анонимно
    16.05.2016 21:28

    редуктора и движки так и не научились сами делать(((

    • Анонимно
      16.05.2016 21:59

      Для поставок за рубеж импортная начинка иногда предпочтительнее и ее заказчик прописывает в требованиях. Грубо говоря если есть парк машин с двигателями Pratt and Whitney то и новые желательно с движками от того же производителя брать. Так проще с запчастями и расходниками.

  • Анонимно
    16.05.2016 21:32

    Понтов то сколько было 2 года назад , быстро приземлились

  • Анонимно
    16.05.2016 22:04

    1. это мы поставили не тех, а Лигай поставил на тех, потом уедет жить на пенсию, а мы тут будем разбираться с "москвичами" и прочими;
    2. а может с нами будут разбираться за высказанные мнения о кадровой работе тех, кто за это получает зарплату?
    3. если мы не умеем продавать собственные морковку, свёклу картошку через сети:
    3.1. то ли этих продуктов нет своих?
    3.2. то ли себестоимость нашего производства (выращивания) выше киргизской и узбекской и сети нашу продукцию не берут?
    то, что от нас ждать по вертолётам?
    4. а какова основная причина, кто ни будь знает?
    5. ни кто не знает, значит не кому это было не надо, в первую очередь профсоюзу;
    6. да да профсоюзу, ха-ха потарахтите, а теперь когда потарахтели, ответьте: когда профсоюзы последний раз проверяли законодательство о колдоговорах и где опубликованы эти предвыборные материалы?
    7. когда представитель профсоюза обращался в прокуратуру по РТ через Госсовет РТ о зарплатах на вертолётном, или они там для мебели, как и коммунисты?
    8. но с коммунистами ясно, у них один ключевой вопрос: почему долго работает человек вернувший России Крым. понятно, что им не до вертолётов, не до Ту 160 и ТУ о котором говорил Путин, самое главное для них - почему нормальный мужик так долго работает президентом;
    9. господи, почему меня не назначили в промёрзло? Во где можно было поразвлекаться, кстати можно было бы поговорить о материале лопаток ротора и статора движка вертушки;
    10. когда то мы отставали по технологиям обработки этих лопаток на 25 лет от штатов. А как сейчас - профсоюз с коммунистами знает? Али как?

    • Анонимно
      17.05.2016 06:39

      Можно вас россиян конечно пожалеть, но жалость вам не нужна. У вас есть нормальный мужик.

  • Анонимно
    16.05.2016 22:08

    мертвый завод с замашками западного завода

  • Анонимно
    16.05.2016 22:27

    им надо внедрять как можно больше западного

  • Анонимно
    16.05.2016 22:31

    Верхушка завода очень хорошо живет. Потому и мотивации нет.

  • Анонимно
    16.05.2016 22:59

    Послезавтра в Питербурге Медведев и премьер Тайланда будут обсуждать покупку в России танков и вертолётов.

    Казак Поволжья

    • Анонимно
      17.05.2016 19:58


      Власти Таиланда решили закупить у России 10 транспортных вертолетов Ми-17, сообщили китайские СМИ со ссылкой на слова заместителя главы правительства этой страны Правита Вонгсавана.
      «Таиланд уже приобрел российские вертолеты Ми-17В5, производства казанского вертолетного завода – всего около шести машин. Сейчас мы надеемся, что Таиланд запланирует приобретение еще одной партии Ми-17В5, такие переговоры сейчас ведутся. Надеюсь, конкретного соглашения мы достигнем уже в 2016 году».

      Казак Поволжья

  • Анонимно
    16.05.2016 23:00

    Временные трудности.
    Все будет хорошо)

  • Анонимно
    17.05.2016 00:47

    можно узнать при хреновом СССР 30 лет назад сколько вертолетов выпускали?

  • Анонимно
    17.05.2016 01:17

    все будет тип топ

  • Анонимно
    17.05.2016 01:52

    А вы что так на профсоюз и коммунистов обижаетесь? А вы что кроме коментов сделать можете ? Так много настрочили , что ваш талант я бы посоветовал применить в заявлениях по волнующим вас вопросах к компетентным органам .

    • Анонимно
      17.05.2016 09:12

      Я Вас умоляю! Все заявления в компетентные органы, в лучших традиция царской империи и СССР, перенаправляются в адрес той организации, на деятельность которой они и написаны с резолюцией "Для ответа заявителю". Ничего нового не придумано.

    • Анонимно
      18.05.2016 10:34

      1. не буду грубить, потому что понятно на кого не обижаются;
      2. обижаюсь только на себя, что:
      2.1. вообще пишу;
      2.2. пишу для таких. как Вы - Вам же чётко написал нормальный мужик, не я, как в татарстане в частности и в Рф в общем исполняется федеральное и субъекта РФ законодательство об обращениях граждан;
      3. кстати если исходить из п.п. 2.2, то куда писать не гражданам, может Вы подскажете, господин советчик? Али как?
      4. если бы Вы пробили хотя бы 9% моего, Вы бы до конца жизни тарахтели бы на всяких промёрзло и сидели бы с разными залётными в президиумах по поводу использования федеральных земель в центре столицы Татарстана;
      5. так что я не виноват, что Вам не повезло пробить хотя бы свёклу, чтобы я о ней не писал -сегодня утром чистил и вспоминал таких как Вы многоуважаемых и многознаемых, но не знающих нужд людей, которым не нравиться ходить по грязным тротуарам, и слышать от Зюганова, что Казань "жемчужина";
      6. раз вы всё знаете -сколько раз в неделю поливают дорогу у вертолётного?
      7. мне тоже писать на эту тему - сборка техники это точность, которая возможна только в чистых помещениях, ну и когда душа поёт, что ты создаёшь то, что другие не могут и приезжают за этим к нам...
      8. а когда вы идёте по загаженным путям движения, так скажем - у Вас душа будет петь, критик вы квалифицированный ...?

  • Анонимно
    18.05.2016 23:36

    Да маркетинг полностью погубили на заводе! Пока не было вертолётов России и заказы были, на собственных наработках И продержались последние годы! Функцию маркетинга полностью задушили всем теперь Москва занимается! И все крысы с завода в Москву подались - обезжиревать промышленность! Патриотов на заводе теперь не любят!

  • Анонимно
    18.05.2016 23:39

    Дело в том что пока Лигай в Москве завод отстаивал на заводе выползла цела плеада невежд и узколобых начальников! Ещё лет 5 и одни клоуны останутся- все специалисты уже ушли с завода .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль