Общество 
18.05.2016

«Экономика современного города – это экономика пешехода…»

Эксперты обсуждали, по какой дороге должна двигаться транспортная система Казани до 2030 года

Работа над подготовкой стратегии социально-экономического развития Казани до 2030 года в разгаре. Быть ли столице РТ полицентричной, как связан с городским движением коридор Европа — Западный Китай и почему главе комитета по транспорту Казани вспомнился фильм «Назад в будущее», узнала корреспондент «БИЗНЕС Online», побывав на одной из экспертных площадок.

Иршат Минкин (справа): «Если мы еще год-два не будем продолжать строить новые дороги и развязки, то «покатимся» назад, потому что население растет, автомобилей становится все больше»

ЧИСЛО МАШИН НА 1 ТЫСЯЧУ ЖИТЕЛЕЙ ВЫРАСТЕТ ПОЧТИ В ПОЛТОРА РАЗА К 2030 ГОДУ

В рамках разработки стратегии развития Казани до 2030 года накануне на очередной площадке в КГАСУ эксперты обсуждали, как улучшить городское пространство в целом и транспортную инфраструктуру в частности. Во встрече приняли участие ученые, представители транспортной отрасли, общественных организаций, исполкома города — всего около 20 человек. Модераторами дискуссии выступили завкафедрой градостроительства КГАСУ, профессор Александр Дембич и его коллега по университету Светлана Хуснутдинова.

Дембич отметил, что, несмотря на изменения последних лет, блицопросы населения показывают, что транспортная проблема сохраняет свою остроту. Согласно прогнозу Института Генплана Москвы (разработчику генплана Казани до 2030 года) через 15 лет в столице РТ на 1 тыс. жителей будет 420 машин, тогда как сейчас на 1 тыс. казанцев приходится порядка 300 автомобилей, то есть росту числа машин никакие кризисы, по мнению москвичей, не помеха. К сожалению, констатировал Дембич, уровень роста автомобилизации опережает те возможности, которые реализуются городом.

«Экономика современного города — это экономика пешехода», — предложила направление разговора Хуснутдинова, после чего передала вступительное слово председателю комитета по транспорту Айдару Абдулхакову. Он отметил, что благодаря проведенным транспортным реформам Казань гораздо меньше, чем другие города, стоит в пробках (по данным сервиса «Яндекс.Пробки»), хотя за последние 10 лет количество транспорта увеличилось в городе в два раза, и в перспективе это вновь грозит неприятностями.

«Есть два пути: строительство новых дорог и запретительные меры для автомобилистов. Политику строят ваши институты, — обратился к участникам обсуждения Абдулхаков. — У города есть свои представления, каким путем развиваться, но нам интересно ваше видение, ваши предложения. В этом суть нашей встречи».

Представители велосипедного сообщества показали вариант размещения объектов велосипедной сети, разработанный с учетом пожелания активных горожан

МНОГО ВОДЫ, МАЛО ДОРОГ И НЕЗАВЕРШЕННЫЕ ПЛАНЫ

Первым высказал мнение председатель федерации парусного спорта РТ Юрий Бродниковский. Он напомнил, что Татарстан обладает самой большой в Европе внутренней акваторией, и призвал использовать активнее водные ресурсы Казани и Татарстана в качестве транспортных артерий. Дембич продолжил тему, напомнив, что один из сезонных трендов — дачные поездки. Раньше хорошо был развит малотоннажный флот, перевозивший в летний сезон горожан на дачи, расположенные вдоль берегов. Сегодня же это направление не развито. К минусам существующей транспортной системы эксперты отнесли и недостаточное количество мостовых переходов в Казани.

Замгендиректора АО «Казметрострой» Иршат Минкин сказал, что за последние годы в транспортную инфраструктуру в Казани были направлены миллиарды рублей, пока в городе шли масштабные дорожные стройки. Он, напомним, в преддверии Универсиады-2013 на посту вице-мэра отвечал как раз за строительство и ремонт дорог. «К сожалению, сейчас развитие транспортной системы в Казани уже не происходит. Все средства направляются на содержание существующих дорог, их капитальный ремонт, — пояснил Минкин. — Но если мы еще год-два не будем продолжать строить новые дороги и развязки, то «покатимся» назад, потому что население растет, автомобилей становится все больше».

В Казани на одного автомобилиста приходится порядка 50 квадратных метров дорог, тогда как в городах Европы, по словам Минкина, этот показатель составляет порядка 200 квадратных метров. Он считает, что сейчас городу необходимо в первую очередь реализовать то, что было начато еще до Универсиады, то есть завершить строительство Большого казанского кольца, достроить транспортные развязки в городе (например на пересечении ул. Чистопольской и ул. Декабристов), строить вторую ветку метро, увеличивать число «умных» светофоров, регулирующих потоки в зависимости от интенсивности движения.

Вадим Хоменко считает, что необходимо увязать развитие транспортной инфраструктуры с, так сказать, основным профилем города

КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРОБЛЕМ ОТ ВАДИМА ХОМЕНКО

Руководитель регионального офиса проекта «Татарстан-2030» Владимир Грицких считает, что один важнейших вопросов — как сделать по-настоящему удобным для горожан общественный транспорт? Нелегкий, почти риторический вопрос, впрочем, повис в воздухе, хотя к попыткам ответить на него в ходе разговора почти все приближались, но потом переключали внимание на другие темы. Вспомнил Грицких и опыт других стран, например, «суровые» английские правила для студентов, которым не разрешается приезжать в университет на собственном транспорте. Такая мера вызвала в зале одобрение. Вероятно, все представили, сколько места освободилось бы сразу на центральных дорогах Казани, если бы грызть гранит науки студенты отправлялись на автобусах вместо личных авто.

Вице-президент Академии наук РТ, доктор экономических наук Вадим Хоменко, выслушав спикеров, предложил смотреть на проблему шире в буквальном «географическом» смысле — у города уникальное расположение. «Казань существует в системе трех транспортных систем — пересечения трех евразийских маршрутов (транспортные коридоры Транссиба, «Север — Юг» и формирующийся коридор «Европа — Западный Китай»), центра Казанской агломерации, Татарстана и собственно внутренней системы города, — сказал Хоменко. — Это наносит мощный внешний отпечаток на транспортную систему Казани». В связи с этим необходимо решать проблему въезда или объезда города, назвал спикер первую задачу. Второй задачей является организация пригородного сообщения, третьей — организация движения внутри города. По его словам, необходимо решать проблемы внутри каждой из систем.

Кроме того, Хоменко считает необходимым увязать развитие транспортной инфраструктуры с, так сказать, основным профилем города. «В Казани торговля занимала всегда ведущее место, и в перспективе исходя из динамики так оно и будет», — добавил он. В качестве пожеланий он назвал необходимость организации перемещения из одного конца города в другой без пересадок, организацию сквозного движения от моста к мосту, оптимизацию маршрутной сети. Абдулхаков на это пояснил, что схема городских пассажирских маршрутов корректируется раз в пять лет, сейчас по плану — в 2017 году.

Ринат Губаев презентовал модель надземной транспортной системы, аналогичные которой реализованы в немецких городах Дортмунд и Дюссельдорф

«МЫ МОЖЕМ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО НЕ ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ДЕНЕГ»

Далее выступили эксперты, предложившие масштабные проекты. Так, доцент института транспортных сооружений Ринат Губаев презентовал модель надземной транспортной системы, аналогичные которой реализованы в немецких городах Дортмунд и Дюссельдорф. Полностью автоматизированные вагоны могут передвигаться по рельсам над землей со скоростью до 80 километров в час. Тахир Давлетшин, представив свой проект строительства обходной железной дороги и выноса инфраструктуры РЖД за пределы Казани, заявил о необходимости развития полицентричного города. Города, в котором есть несколько взаимосвязанных центров со всей необходимой инфраструктурой. Такие территории располагаются на удалении от исторического центра города. Эта модель позволяет перенаправить транспортные потоки из центра в отдаленные районы.

Абдулхаков постарался мягко опустить некоторые идеи с транспортных небес на землю. Он припомнил фильм «Назад в будущее», где герои перемещались между прошлым и будущим всего за пару минут. «Может, лет через 15 - 20 у нас у всех появятся такие индивидуальные средства передвижения. Нажал кнопку и улетел», — внес немного юмора в думы о будущем глава комитета по транспорту. Но уже всерьез добавил, что дорогостоящие проекты реализовать сейчас нереально: «Если есть инвесторы, готовые взять на себя затраты на содержание и эксплуатацию надземного электротранспорта, давайте обсуждать. Потом ведь эти затраты выльются в себестоимость билета. Будет он стоить 150 рублей, и пассажир скажет: «Зачем мне это надо?»

Подводя итоги встречи, Абдулхаков, поблагодарив всех за высказанные предложения, с грустью заметил, что в текущих условиях выбор у города не такой уж большой. «Для спасения ситуации на дорогах мы можем делать только то, что не требует больших денег», пояснил он. Это, в частности, выделенные полосы для общественного транспорта, запрет на парковку на наиболее загруженных дорогах. Казанцам остается надеяться, что в конце кризисного тоннеля все же появится свет, который позволит использовать и финансовые инструменты в деле транспортных реформ.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (22) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    18.05.2016 09:51

    Современные чиновники это чиновники пешеходы!

    • Анонимно
      18.05.2016 11:21

      Если бы...если бы современные чиновники хотя бы на общественном транспорте ездили, они бы все сразу поняли...

  • Анонимно
    18.05.2016 10:01

    Идея полицентричного города вполне разумна. Тогда не придется ездить через центр с его запретами на парковку и пробками.

    • Булгарин
      18.05.2016 11:35

      А куда вы сейчас ездите через центр? И что измениться, если в Адмиралтейской слободе поставят несколько контор и рядом банк?

  • Анонимно
    18.05.2016 10:04

    Да, надземный электротранспорт кажется сейчас фантастикой в условиях кризиса. Мы не Дубай, чтобы позволить себе сейчас автоматизированное движение за десятки миллионов евро. Пока и вторая ветка метро кажется нереальной.

  • Анонимно
    18.05.2016 10:29

    столицу Татарстана нужно перевести в Камские Поляны! или Нижнекамск! и не нужно будет решать никаких транспортных проблем в Казани. По примеру казахов: молодцы - все правильно сделали.

  • Булгарин
    18.05.2016 11:37

    Может из Москвы столицу перенести?

  • Булгарин
    18.05.2016 11:45

    Читаешь такие сообщения и возникает мысль, что делать чиновникам больше нечего, вот и устраивают всякие совещания, где "умные" мысли озвучивают. Ну как тут не восхититься мыслью доктора экономических наук о том, что "Казань существует в системе трех транспортных систем" и надо развивать пригородное сообщение и организовывать движение внутри города. И т.д. Такие мысли тут блещут сплошь и рядом. Или шутками обмениваются. По-моему много стало чиновников, занять их нечем. И они в поисках работы, но нет средств, а то бы начали опять всю Казань перестраивать.

  • Анонимно
    18.05.2016 12:39

    меньше строить-меньше расходы на содержание. скоро весь бюджет бюджет будет уходить на обслуживание и содержание дорог. и так город у республики просит

  • Анонимно
    18.05.2016 13:06

    чиновников заставляют проводить слушания. вот и проводят.

  • Анонимно
    18.05.2016 13:49

    не представляю транспортную систему 30-х годов, но то, что ворота города ЖД вокзал выглядит удручающе не заметить невозможно: трамвайное кольцо заставлено машинами, сами трамваи в удручающем состоянии, привокзальная площадь наводнена приставучими цыганами и инвалидами. Хотелось бы освещения решения транспортной системы Северного вокзала, слухи ходят о кардинальном изменении, а официальной информации нет: что где когда

  • Анонимно
    18.05.2016 14:28

    Абдулхаков с вумным видом посидел, типа прислушаемся к мнению ученых, но денег нет....
    поэтому развивать дорожную инфраструктуру будем за счет платных парковок и тд.
    22 мая - день предварительных выборов.
    думаю как раз стоит подумать - нужны ли нам такие депутаты, которые не волнуют проблемы избирателей.

  • Анонимно
    18.05.2016 15:58

    Если почитать статьи известных урбанистов типа Вучека, то поражает одна простая мысль - автомобиль в городе это ошибка, которую надо срочно исправлять. Проблема пробок не решается строительством развязок и расширением дорог. Наоборот, чем лучше дороги, тем жестче пробки. У сложных проблем не бывает простых решений...

  • Анонимно
    18.05.2016 17:05

    Какие они все холеные, загорелые...

  • Анонимно
    18.05.2016 18:47

    Езжу сегодня по городу. Миллениум весь стоит с Вишневского, Лендамба вся сейчас стоит, все с развязками. А в это время, оказывается, обсуждают успехи и сколько ещё триллионов нужно освоить.

    • Анонимно
      18.05.2016 19:24

      Сегодня весь Миллениум автобус стоял в общей пробке, выделенка вообще не работает. А Абдулхаков заседает.

  • Анонимно
    18.05.2016 22:56

    А что в Салмачах творится. Утром по 1,5 часа стоим. Потому что одна полоса на пять посёлков, а ещё ЖК строят. Дорога, которая проходила через Алтан перерыта некоторыми из жителей этого поселка, чтобы не мешали им. В итоге все обращения с просьбой, засыпать ямы по 7 метров в глубину и восстановить, то что было в администрацию, заканчиваются одним. Денег нет, кто перерыл не знаем. А не все так плохо кстати, в народном контроле к 2050 году обещали дорогу, на радость нашему посёлку.

    • Пpохожий
      19.05.2016 10:09

      так об этом и говорили, что нельзя давать расползаться городу. новые поселки , новые машины , новые дороги...
      на всё денег дай!

  • Анонимно
    19.05.2016 00:23

    А почему проектировщиков не пригласили?

  • Анонимно
    20.05.2016 16:07

    Никто даже не говорит про пригородные электрички. А в москве это как продолжение метрополитена.
    У нас не используется этот ресурс. Расписание не найдешь нигде. Неужели так сложно связать информацию с приложением Яндекс Электрички хотя бы ???

  • Анонимно
    20.05.2016 16:10

    "Дайте денег на новые дороги" - всем очевидно что это тупиковый путь развития. Надо делать центр полностью пешеходным. Это будет огромный толчок и для туризма, и для возвращения жителей в центр. Никто не хочет жить и гулять возле шоссе.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen