Общество 
22.05.2016

Владимир Дейнекин: «Земли вокруг Казани нужно раздать садоводам бесплатно»

Как санкции способствуют укреплению семейных уз россиян и в каких законах нуждаются 1,2 млн. дачников в Татарстане

В России вновь становится популярным дачный отдых. Глава союза садоводов Татарстана Владимир Дейнекин рассказал «БИЗНЕС Online», для чего в садовых обществах нужна новая должность агроконсультанта и какой выбор сделал кролик между морковью из супермаркета и с грядки.

Владимир Дейнекин Владимир Дейнекин: «Если землю, которая была кем-то приватизирована, но не востребована, отдать в руки граждан, то кадастровая стоимость увеличилась бы, государство стало бы получать доход от этих земель
Фото: Сергей Елагин

«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК 5 ЛЕТ ВЫРАЩИВАЕТ НА ЗЕМЛЕ УРОЖАЙ, ПОЧЕМУ БЫ НЕ ПЕРЕДАТЬ ЕМУ ЗЕМЛЮ В СОБСТВЕННОСТЬ?»

— Владимир Федорович, сколько садовых обществ по Татарстану насчитывается сегодня и какое число людей вовлечено в этот процесс?

— Точной статистики у нас нет. Некоторые товарищества стали «всплывать» только в последнее время. Вокруг Казани где-то около 750 садоводческих объединений, а по РТ полторы тысячи, и это около 400 тысяч участков. То есть в среднем как минимум 1 миллион 200 тысяч человек вовлечены в это занятие по Татарстану.

— В этом году на смену курортам пришел дачный отдых: по всей видимости, из-за дороговизны отдыха за границей и запрета полетов по популярным направлениям, россияне готовы проводить за городом не только выходные, но и отпуск. Торговые сети и магазины отмечают рост продаж товаров дачной категории, увеличился и их средний чек. Можно ли говорить о том, что любовь наших граждан к дачам опять возвращается?

— Первоначально сады играли очень важную роль, так как они могли разнообразить стол советского человека. Даже сегодня не купишь столько смородины, чтобы наесться вдоволь, сколько есть в своем саду, также и остальные фрукты и овощи. Поэтому было и есть выгодно в летний сезон всю свою семью и особенно детей кормить тем, что выращено с любовью на огородах. Ведь проводили эксперименты, когда кролика запускали на рынок, где лежала наряду с чистой и идеальной формы морковью из супермаркета морковь кривоватая, грязная с грядки, выращенная и продаваемая бабушкой. Угадайте, какую морковь предпочел кролик?

Французские исследователи выявили, что люди при интенсивном производстве психологически устают от шумного города, больших домов и слишком интенсивного общения, но, выбираясь за город и общаясь с природой, становятся другими. Там тоже выделяют земельные участки под семейное садоводство, но их размеры существенно отличаются от наших. Для переселенцев из других стран это может быть участок в 20 квадратных метров, а для коренных французов в основном 1,5 сотки. При этом земля предоставляется в аренду и может быть изъята при малейшем нарушении правил пользования. Садовод не имеет права произвести какую либо постройку и даже перекрасить предоставленный ему сарайчик. Но и этим условиям местные садоводы очень рады.

Ну а нам сейчас повезло, что мы перешли на самообеспечение благодаря введенным санкциям и по-новому взглянули на все наши грядки. Потому что когда нас забрасывали импортной продукцией в большом количестве, было вроде бы хорошо, но всегда есть обратная сторона медали, и мы попросту отучались от нормального труда. Таким образом, мы вообще могли бы стать заложниками своих полезных ископаемых. Потом и уничтожить нас было бы проще. Слава богу, что этого не произошло.

В нашей стране были разные периоды, когда выделяли землю под садовые и дачные участки. Сначала 6 соток, потом 3, 4, 5, и сейчас мы не всегда выделяем нужное количество земли при наших просторах. На 3 сотках человек не сможет почувствовать себя хозяином, нужно как минимум 6. Семья растет, с 3 соток люди хотят расшириться до 6 - 10, это нормально для сада. Поэтому, мне кажется, землю под сады можно было бы продолжать распределять бесплатно. Скажем, ту, которая есть вокруг Казани и не обрабатывается, много земли, которая была кем-то приватизирована, но не востребована. Она и имеет маленькую кадастровую стоимость, и государство практически ничего не имеет от существования этой земли. Если б ее отдать в руки граждан, то кадастровая стоимость увеличилась бы, государство стало бы получать доход от этих земель, а граждане в то же время обустраивали наши просторы. Можно делать это по-разному. Сначала государство могло бы дать землю гражданам в аренду на 5 лет. Если человек там по-настоящему укрепился, живет и выращивает урожай, то передать ему этот участок в собственность.

... «Нам нужен закон и программа помощи садоводам, чтобы действия государства в отношении нас были не единовременной акцией, а продуманными и систематическими» Фото: Сергей Елагин

«У ПРОЛЕТАРИАТА НИЧЕГО НЕТ, ВОТ РЕВОЛЮЦИЯ И СЛУЧИЛАСЬ...»

— В последнее время мы замечаем больше рост коттеджных поселков, нежели появление дачных садоводческих товариществ. Почему так происходит?

— У нас трагедия с садоводческими товариществами в черте города, в которых люди построили себе дом для постоянного жилья. Проезды узкие, газ проводить не разрешают, канализацию рыть тоже. Там целая система запретов. И очень много конфликтов в городских садоводческих обществах происходит именно из-за этого.

В загородных садах и дачах газ провести легче. В садоводческом объединении «Гигант» Лаишевского района, что под Орловкой, многие садоводы провели себе газ и проживают там круглогодично. Конечно, многое ограничивается шириной дороги, которая составляет максимум 4,5 метра — такие раньше закладывали садоводческие объединения. На такой дороге не развернешься, если там будет лежать газовая магистраль, водопровод и канализация. Но люди строят там большие дома и живут круглогодично, т. к. для них это единственный выход иметь свое жилье. Объективно говоря, это выход на некоторое время, но это будет кошмаром при большом количестве проживающих. Это все-таки зона отдыха.

Некоторые современные коттеджные поселки вместо садов появляются порой хитрым способом. Сначала земля выделяется под сад. По современным СНИПАм ширина дороги внутри садоводческого товарищества — 15 метров, проезжей части — 7 метров, получается настоящий поселок. То есть землю берут под садоводческое товарищество, а реально делают поселок. Государство отстает от потребностей своих граждан. По закону РФ земля под садоводство может быть от 6 до 15 соток, а в Татарстане — от 4 до 15. Каждый регион сам устанавливает эту норму. На 15 сотках можно построить нормальный дом с подъездными путями и жить в нем со всеми условиями, поэтому старые садоводческие товарищества лучше оставить как зоны отдыха для горожан, а из новых делать коттеджные поселки, пока будет такая потребность...

— Но в то же время во многих садоводческих товариществах старого образца можно наблюдать, как некоторые участки находятся в запустении, постройки приходят в упадок и никто за этим не следит.

— Проблема такая действительно существует. В некоторых районах много садов, которые заброшены. Мы уже отработали систему, по которой на каждый садоводческий участок заводится дело, ведется сбор документов для того, чтобы можно было обратиться в суд и юридически правильно освободить эти участки. Государство может изъять невостребованную землю, у которой нет хозяев для того, чтобы ее мог получить другой человек. Мы говорим, естественно, про участки, которые не в собственности. Бывает, родители умирают, а дети не хотят на этом участке работать. Не все подобные земли в садоводческих товариществах бывают приватизированы, и их будет легче передать в другие руки.

Наша история показывает, что человек должен быть хозяином и владеть необходимыми для жизни объектами, например домом, машиной, участком. В этом случае у нас не будет пролетариата, преимущество которого в том, что он ничего не имеет и ему нечего терять. Приобретение же им собственности происходит через революцию, а революция — это взрыв, который уничтожает все вокруг... И надо начинать все с начала. Нам не нужны такие неуправляемые процессы, нам нужна эволюция, которая ведет к совершенству.

Поэтому одна из самых важных задач — закончить приватизацию и перераспределение участков. Новые садоводы должны иметь возможность получить участки на тех же условиях, как это происходило раньше. Администрация районов не должна продавать эти невостребованные участки, выставлять их на аукцион, а должна передать желающим гражданам бесплатно. Но новые садоводы должны заплатить садоводческому товариществу за часть той инфраструктуры, которая приходится на получаемый участок и была создана в самые тяжелые годы членами объединения, чтобы быть с остальными садоводами на одном уровне. Расчет необходимых платежей делает правление, а утверждает собрание товарищества. Садоводческое товарищество — это первая ячейка гражданского общества. Именно там решаются все вопросы: что делать, как собрать деньги, как выполнить работу, как проверить ее выполнение.

— Сразу почему-то вспоминается фильм «Гараж»...

— Мы сильно изменились с того времени.

... «Садоводческое товарищество — это маленькое государство со всеми вытекающими последствиями»
©Владимир Федоренко, РИА «Новости»

«МЫ ХОТИМ ИМЕТЬ ДОСТУП К СВОИМ САДАМ КАК К САНАТОРИЯМ»

— Одно дело дачи в черте города. Другое — за его пределами. До многих участков общественным транспортом добраться бывает довольно проблематично.

— Сегодня все подчиняется рентабельности. Но кроме финансовой составляющей нужно еще не забывать о социальном аспекте. Он почему-то часто не учитывается. При советской власти нерентабельные отрасли все равно финансировались из бюджета, а сегодня же о садоводах порой забывают. А нужно учитывать, что автомобили есть у многих, но далеко не у всех. Я уже не говорю о речном транспорте Татарстана. Мне кажется, перевозчикам при утверждении заявки на конкурс по маршрутам нужно ставить условия, по которым они брали бы в нагрузку направления, где ездят садоводы.

Могу привести в пример свое садовое объединение «Гигант». Там 6 тысяч участков, плюс 2 тысячи участков находятся рядом. Это большое количество людей, некоторые живут там и зимой. Когда-то в зимнее время года к нам ходил автобус, но в последние годы — нет. Мы просим, чтобы нам дали зимой два рейса: утром и вечером. Тогда бы не только те, кто там живет, но и простые садоводы с удовольствием ездили бы зимой в свои домики. Владелец маршрута пойдет на это только в том случае, когда будет знать, что он останется он на этом маршруте при выполнении наших условий.

Вообще, нам нужен новый закон о садоводстве. Необходимо сделать его современным, идущим в ногу со временем. При советской власти мы все были одинаковыми, все получали одинаковые земли, платили одинаковые взносы. Сейчас участки стали разными. К примеру, у человека два или три участка. А как платить членские, целевые и другие взносы? Как правило, владелец хочет платить за один участок. Мы твердо говорим, что платить надо пропорционально имеющейся площади, но в этом случае у него должно быть три голоса во время собраний, а он сегодня даже если заплатит за все три своих надела, будет иметь один голос. Мы рекомендуем производить расчет сметы на одну сотку, а полный платеж будет осуществляться в зависимости от площади земельного участка.

— То есть в рамках закона вы советуете платить взнос с каждой сотки?

— До конца в законе это не расписано, мы стараемся, чтобы взаимоотношения дачников и руководства товариществ отвечали современным требованиям. Мы земельный налог платим же не с участка, а с количества земли. Государство установило такой стандарт. У нас есть статья №6 Гражданского кодекса. Если нет прямого закона, можно использовать аналогичный, в данном случае из земельного законодательства.

Еще один вопрос, который стал актуальным в последнее время, — это оплата электричества садоводческими обществами, которые расположены в черте Казани. Наш комитет по тарифам РТ выпустил постановление о том, что садоводческие объединения, находящиеся внутри Казани, имеют право оплачивать электроэнергию как сельские жители, по ставке 0,7, то есть на 30 процентов меньше, чем обычный городской житель, который платит по ставке 1.0. В городе у нас тоже два тарифа: квартиры с газовой плитой оплачивают по ставке 1.0, а те, у кого стоит стационарная электрическая плита, по ставке 0.7. Как оказалось, последнее условие распространяется и на владельцев дачных участков. Но в том же постановлении указано, что в помещениях должны быть установлены стационарные электроплиты или обогревательные установки. Эти условия перенесены как необходимые для получения пониженного коэффициента 0,7 в высотных домах, они показывают отсутствие газового обслуживания.

Как вы понимаете, стационарные электрические плиты в садах устанавливают крайне редко, но газового обслуживания не имеют повсеместно. Садоводы и дачники также потребляют электричество для обогрева, покупая тепловые установки, иногда называемые приборами. Но и эта часть определения не доходит до чиновников! И получается, что постановление выдвинули, но никто его не довел ни до одного председателя. Может быть, у кого-то в товариществе есть такая плита! И установки тепловые тоже есть! Налицо сокрытие факта понижения стоимости электроэнергии при определенных условиях. Это же криминал по идее... Я сейчас стараюсь доказать на всех уровнях власти, что садоводы должны быть приравнены в плане оплаты за электричество к сельским жителям без каких-либо условий.

Наши садоводческие общества делают скважины. По закону Водного кодекса для них вода из любого источника берется бесплатно. Естественно, скважины делаются на взносы садоводов. Это раньше государство и заводы могли помочь с оплатой в этом вопросе, после развала Советского Союза, как правило, все делается силами садоводов, и это большие затраты для них.

В Госсовете РТ спросили меня не так давно: зачем вам нужен закон и программа помощи садоводам? Ответ: чтобы действия государства в отношении нас были не единовременной акцией, а продуманными и систематическими. Нужна система помощи садоводам, но не в том, что нам надо дать что-то отдельно от всего общества и эксклюзивно. Мы хотим, к примеру, иметь доступ к своим садам как к санаториям и зонам отдыха. То есть это нормальные дороги к дачам, а не так, чтобы после поездки автомобиль нужно постоянно отдавать в автосервис, чтобы электричества и воды было в достатке...

... «С годами у молодежи может прийти другая тяга от ландшафта к грядкам. Современные технологии позволяют обрабатывать землю не так тяжело, как это было раньше» ©Константин Чалабов, РИА «Новости»

«ЕСЛИ ЭТО АГРОГОСУДАРСТВО, ДОЛЖЕН БЫТЬ И СВОЙ АГРОКОНСУЛЬТАНТ»

Есть сегодня и другая тенденция. Молодежь не хочет заморачиваться с рассадой и грядками, а делает из своих огородов лужайки, занимается ландшафтным дизайном.

— Это тоже хорошо. В любом случае это зона отдыха, восстановление человека. С годами у молодежи может прийти другая тяга от ландшафта к грядкам. Современные технологии позволяют обрабатывать землю не так тяжело, как это было раньше. Нужно вводить органическое земледелие, которое повышает урожай. Я еще в прошлом году говорил, что надо задуматься всем над выгодностью использования своего участка. Он должен приносить не только моральное удовлетворение, но и финансовую пользу. Для этого необходимо ввести в члены правления дачных сообществ агроконсультанта, который занимался бы вопросами развития садов. Есть профессионалы в этой отрасли, у них лучше растет урожай, они знают, какие именно семена покупать, где купить инвентарь и технику для обработки земли, что и как правильно нужно сажать... Нужно таких людей привлекать в правление, чтобы они могли помочь желающим садоводам получить соответствующее образование.

Это не одинаково воспринимается председателями, что еще может быть кто-то в правлении, кроме него. Но я говорю, что садоводческое товарищество — это маленькое государство со всеми вытекающими последствиями. Председатель — это президент. У него есть собрание — это Госсовет. И ему нужен свой премьер-министр, именно сельскохозяйственного направления. Агроконсультант может помочь купить истинные сорта, а не ту халтуру, которую часто предлагают садоводам, оказать помощь начинающему садоводу для успешной деятельности, чтобы тот не совершал одни и те же ошибки каждый год...

Введение агроконсультанта — это эволюционный шаг. К примеру, когда заходишь в сад, у многих территория не ухожена, там ничего особо не растет. Нужен дизайнер, чтобы все это обустроить. Понятно, что внутри каждого из нас сидит свой ландшафтник, но специалист укажет на пару ошибок, и все преобразуется гораздо быстрее. А то у нас идешь по садоводческим обществам — один забор кривой, другой того и гляди рухнет... Нам пора обустроить Россию. Обустроить каждому на своем месте.

— А вообще для садовых товариществ есть проблема с управляющими кадрами?

— Еще какая. Мы устраивали обучение председателей. У нас разработан комплект документов, в котором фактически все расписано, 40 инструкций, как вести себя в определенных ситуациях. Курсы проводятся зимой в течение двух дней. Кто-то приходит и спрашивает: чему вы нас можете научить? Не проблема. Научите чему-нибудь нас, мы открыты. Приезжают из Лаишевского, Пестречинского, Верхнеуслонского, Высокогорского районов. Сейчас мы хотим устраивать обучение при образовательных госучреждениях и выдавать дипломы или свидетельства об окончании курсов по специализации управляющего или менеджера по управлению товариществом собственников недвижимости. То есть курсы могли бы заканчивать и управдомы, и садоводы. Ну или работать можно было как в городских, так и в садоводческих условиях. На самом деле нам нужны профессионалы. Законы большинство председателей садоводческих объединений знают очень плохо, и эту ситуацию надо изменить.

— Есть примеры удачной работы председателя садоводческого товарищества?

— Конечно. Но что первое вспоминается, это сад «Нокса-Авиа». Из огородного участка председатель перерегистрировала его в садоводческое товарищество. Сейчас там вода, электричество, землю приватизировали, но она как оголенный нерв. Вы не представляете, сколько инстанций она прошла. Вот другие примеры: СНТ «Солнечный», «Титан», «Березка», «Танкист», «Родничок» и многие другие. Есть инициативные люди, готовые работать в нашей системе, но нужно им тоже помогать.

— Работа председателем происходит не на общественных началах. Сколько они получают?

— Везде сумма индивидуальная. Меньше 8 тысяч они не должны получать, но и у некоторых заработок доходит и до 20 тысяч в месяц. Самое главное, чтобы председатель не выпрашивал деньги каждый раз. Собрание садоводов при выполнении сметы, при экономии имеет право председателя премировать. Такие случаи тоже случаются, в том же обществе «Нокса-Авиа». Садоводы в благодарность за сделанное подняли председателю зарплату так, что я был даже удивлен.

... «Главное — погасить горящий дом, чтобы не распространился пожар на остальные домики. В таких случаях все садоводы собираются на бедствие. Есть определенные требования к безопасности, но они не всегда соблюдаются
©Евгений Переверзев, РИА «Новости»

«КОГДА ГОРИТ, ЛЮДИ НА ВСЕ ГОТОВЫ. КОГДА СГОРЕЛО, ЛЮДИ РАЗОШЛИСЬ И ЗАБЫЛИ»

— К лету, если посмотреть криминальную хронику, то нередко можно встретить сообщения, что очередное ЧП произошло в очередном садоводческом товариществе. Как сегодня обстоит дело с безопасностью?

— Раньше существовала так называемая садовая милиция, и она выезжала на вызовы. Теперь ее сократили. У нас в «Гиганте» предприниматель построил отделение милиции при объединении, мы помогали его содержать, собирали деньги на бензин и на отопление. Они круглые сутки и круглый год несли свою службу, у них была своя машина, собака, оружие, даже камера для задержания существовала. Предприниматель Анатолий Герасимов получил грамоту от министра МВД по РТ за свою инициативу по строительству помещения для милиции. После того как в правоохранительных органах началось сокращение, подразделение милиции, которое обслуживало сады, было расформировано, это случилось лет 5 назад. Сейчас только участковый работает в этом направлении, и на такое громадное количество земель, естественно, не успевает за всем смотреть. Это был удивительный пример. Предприниматель, к сожалению, умер, теперь помещение бывшего поста милиции стоит бесхозное и постепенно ветшает.

В нем, кстати, был медпункт, в котором дежурил врач и действительно спас несколько жизней. Вообще, в садоводческом товариществе, особенно в крупном, обязательно должен быть врач. Там и дети, и машины, и несчастные случаи могут приключиться: укусила оса, и человек задыхается, медик пришел, оперативно сделал укол и спас человека. Многие сокрушаются, что содержание врача стоит денег. Но если так подумать, мы за все платим. А жизнь бесценна.

— Еще один бич садоводческих товариществ — это пожары. Участки стоят вплотную друг к другу...

— Главное — погасить горящий дом, чтобы не распространился пожар на остальные домики. В таких случаях все садоводы собираются на бедствие. Есть определенные требования к безопасности, но они не всегда соблюдаются. И сориентироваться, когда наступает пожар, очень сложно. Садоводческое товарищество до 300 человек должно иметь мотопомпу,они продаются. Но сама технология использования не отработана ни в одном садоводческом сообществе. Когда горит строение, люди на все готовы. Когда сгорело, разошлись и все забыли. А в идеале должно быть так: прошел пожар, а следом — серьезное разбирательство причины возгорания. Такое разбирательство должен проводить инспектор МЧС. Этого, к сожалению, тоже нет.

— Неужели нельзя на это повлиять административным способом?

— У нас административная власть потерялась. Почему садоводы имеют право уменьшить территорию проезда? Председатель им говорит, что нужно убрать свой забор, который они вынесли за рамки допустимого, восстановить ширину проезда машин. Очень трудно это сделать. Так и с пожарными. Спрашиваем у них: вы можете составить акт о нарушениях? Нет, не можем, все решается в суде, отвечают они. Тогда председатель из судов вылезать не будет, а ему еще с этими людьми жить и работать дальше... Сколько таких случаев? Забор дачник ставит, на 10 сантиметров отошел от нормы, следующий уже от этого забора на 10 сантиметров дальше идет. Вот и получается, что машина по садовой дороге едет — люди прижимаются к заборам...

«ГДЕ ЕЩЕ СОБРАТЬ ВСЮ СВОЮ СЕМЬЮ, КАК НЕ НА ДАЧЕ?»

— Города разрастаются, требуются новые площади для нового строительства, и часто эти вопросы решаются за счет дачников. Впереди нас еще ожидает строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали тоже наверняка много дачников пострадает...

— Если кто-то отбирает у вас понравившуюся ему шапку на улице — это бандитизм. Если человек дает вам что-то стоящее взамен, обмен может иметь положительные результаты. Если происходит изъятие земли или ликвидация садоводческого товарищества, то владельцам садоводческих участков необходимо предоставить такие условия, чтобы им было выгодно уйти с насиженного места. Иначе это государственный бандитизм. Не буду называть места, но есть сады, которые частично ликвидированы. Предоставьте места на выбор, чтобы земли было не меньше, чтобы была инфраструктура, чтобы в течение 3 - 5 лет садовод владел обоими участками, чтобы мог перенести весь скарб и растительность. По-человечески нужно все делать, а на практике есть пример отрицательный.

Там, где теперь «Татнефть Арена», раньше были сады от КМПО. Была великолепная земля, вид на Кремль, острова, чудная рыбалка... Все это забрали у людей и ликвидировали товарищество. Каждый день был пожар. МЧС прямо так и писали, что это акт поджога. Убили последнего охранника, и сады перестали существовать. Это было в 2000 году. И до сих пор государство не может компенсировать тем садоводам новые участки. В этом году власти километров за 30 от Казани дали по 4 сотки, но опять же пока они нарисованные на карте, а в реальности садоводам придется еще один год потерять. Нет инфраструктуры, дороги — ничего там нет. Как будет дальше? Мы будем обращаться к руководству города Казани с требованием выполнить постановление об обустройстве данного СНТ.

— Вы три года проработали учителем физики в Эфиопии. Там тоже распространена культура дачного хозяйства?

— В Эфиопии для того чтобы построить дачу, нужно иметь воду, а там селятся где угодно, поэтому отделить дачи от места жительства невозможно. Есть места очень хорошие для жизни, есть плохие. Это как подарок судьбы.

— И возвращаясь к началу разговора: не станет ли дача временным увлечением наших граждан?

— Люди будут больше вкладывать в свой отдых в России. Уже сейчас можно сказать, что дома стали совсем другие. Это все преобразует Россию. Враги хотели сделать нашей стране плохо, а нам стало от этого только лучше, и это естественно. Раз нет доступа за границу, мы стараемся оборудовать и благоустроить места на своей земле. Вообще, в нашей стране очень красиво. У меня на днях сын приехал на дачу с женой и внуком, дочь с мужем и двумя внуками, и все умещаются, всем было хорошо, шашлыки ели, отдыхали. Дача — это же укрепление семейных уз. Где соберешься в таком составе и количестве? Только в саду. Но для того чтобы эта отрасль развивалась, нужны хорошие условия, чтобы домов хватило для всех, вода была, электричество. Россия должна укрепляться регионами.

Владимир Федорович Дейнекин родился в Тамбове в 1945 году. Отец был военнослужащим, служил за границей. После окончания срока пребывания его перевели в Казань.

После службы в армии Дейнекин переехал в Казань в 1967 году. Работал в школе как в дневной, так и в школе рабочей молодежи. Потом был откомандирован за границу и работал в Эфиопии учителем физики. Вернулся назад и до пенсии продолжал работать в школе. При выходе на пенсию его сначала выдвинули руководителем садоводческого объединения «Гигант», а с 2002 года он работает председателем правления союза садоводов Татарстана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.05.2016 09:07

    Законопроект о переводе дач в категорию населенных пунктов внесен в Госдуму (http://realty.interfax.ru/ru/news/articles/67185/)

    Юристы,дайте развёрнутый анализ сея Закона.Моё мнение,ничего хорошего.

    • Азат Д
      22.05.2016 09:30


      Для председателя с бухгалтером может и ничего хорошего, а для садоводов думаю плюс, не надо будет содержать дороги и электросети, аппарат управления - это городу отдадут.

      И вообще, эти садоводческие товарищества непонятно что.

      • Анонимно
        23.05.2016 09:49

        А кто их будет содержать? Государство? На какие шишы? Думаешь они побегут с лопатами и вёдрами асфальт насыпать? У нас на сухой реке председатель вовремя подсуетился, когда асфальт срезали. Мы эту крошку у себя сами раскатывали. Мужики с аллеи собрались и раскидали. Вот так это делается в нашем отечестве. А от государства в деревнях со времён царя гороха ждут дорог. Взрослей, Азат, пора уже, пора.

    • Анонимно
      22.05.2016 12:12

      Этих "садоводов" надо разогнать. Сколько можно в Совке жить и опять в Совок тянуть? Вы посмотрите, во что превратились бывшие дачи и частный сектор Салмачи, Клыки и т.п. Шанхай, только кирпично-мусорный.
      Хочешь сада и земли - езжай с сельское поселение, покупай-строй дом и живи.
      Хочешь дом - имей возможность купить в пригороде участок и построй дом.
      Всё давно придумано, велосипед давно изобретён. Возьмите законодательство и практику США по пригородам и внедрите в жизнь. Сколько можно нищую совковость разводить.

      • Анонимно
        22.05.2016 19:19

        Просто людям жить где то нужно,не все могут позволить себе сразу квартиру .

      • Анонимно
        22.05.2016 19:53

        А ты из новых русских?

      • Анонимно
        22.05.2016 22:01

        абсолютная безграмотность. дачи и соответствующее законодательство есть и в Германии и Франции

    • Анонимно
      28.05.2016 19:23

      есть судебная практика перевода СНТ в ИЖС.Желающие, пора действовать.!

  • Анонимно
    22.05.2016 09:07

    Правление Союза садоводов Татарстана не имеет точных данных о количестве садовых обществ- какой же это тогда союз??? Контора по типу Рога и копыта.
    А уж мегапопулистские призывы "раздать землю" - да все уже давно роздано! Еще в 90-е была полностью закончена компания по предоставлению земель желающим. Закончена была по причине отсутствия заявлений.

    • Анонимно
      22.05.2016 10:27

      Полагаю, что все предыдущие комментарии - это тролли оплачиваемые чиновниками. При нынешней олигархической-
      компрадорской власти реорганизация и совершенствование садоводческий обществ НЕВОЗМОЖНО. Семья выращивающая овощи в своем садовом огороде будет меньше ходить в супермаркет и соответственно уменьшит прибыль его владельцам. Причем, республика Татарстан, в конституции именуемая себя Государством могла бы сама разработать необходимые нормативные документы. Показать другим регионам пример. Но.... Ещё раз Но..!

      • Азат Д
        22.05.2016 16:26


        Кто не с нами - тот против нас, кто имеет отличное от вас мнение тот предатель.
        Из СССР пишете?

      • Анонимно
        22.05.2016 22:04

        странная логика. семья, имеющая дачу, тратит деньги в строймагазинах и магазинах для садоводов

  • Анонимно
    22.05.2016 10:03

    1. компания проводилась для "своих" - мне не дали;
    2. если бы дали, я бы тут не трепался про свёклу, морковку, картошку из Израиля или пакистана, чувашии и т.д., промёрзло и дилетантов от сельского хозяйства в зоне рискованного земледелия;
    3. "присидатель" с красной корочкой (читайте Сёмушкина "Чукотка") хочет чтобы садоводы платили за то, за что в Штатах платит штатовский минсельхоз;
    4. почему там работают бюджетные деньги? - видимо Штатам нужна урожайность;
    5. если мы ввели рыночные отношения в сельском хозяйстве то что?
    6. ну и что, как сказал один очень уважаемый человек, тяжеловес про конституцию РФ?
    7. то есть он прав, что всем, типа меня, у кого нет участков надо раздать по 9 соток все захапанные сельхозземли вокруг Казани и закрыть вопрос потак называемым ярмаркам;
    8. почему потом закрыть ярмарки?
    9. в пятиэтажках были подвалы, часто тёплые;
    10. вот я купил мешок картошки, мешок свёклы, мешок морковки, а где хранить?
    11. придумали ярмарки люди имеющие дома с погребами, то есть опять же промёрзло - не знающие, как выживает народ;
    12. они знают сколько стоит гараж, который надо купить ради того чтобы хранить эти три мешка?
    13. финасовоэкономическое обоснование этой "рыночной" экономики они сами, или их протеже могут просчитать?
    14. так что проще таким как я, не имеющим земли и не перепродающих свои земельные участки, давать законным образом эти узаконенные 9 соток и не надо будет заморачиваться;
    15. чем заморачиваться? где приятель, который не умеет сидеть на лошади? 13 месяцев назад он тарахтел о какой то должности;
    16. думаю, продолжать не стоит - у меня нет желания, а у Вас?

    • Анонимно
      22.05.2016 16:40

      по п.1 возможен только один вариант - Вам тогда было меньше 18.

    • Анонимно
      23.05.2016 04:15

      В СССР в журналах часто обучали как обустроить место для хранения овощей на балконе и даже в квартире. Целая система для утепления ящиков. Не вникал, потому что гараж есть, а если у тебя нет, поищи в инете, там все просто. Ярмарки тем и хороши, что можешь привозить мешок картошки домой всю зиму.

  • Анонимно
    22.05.2016 10:11

    старики уже не могут с огородами справляться . А молодежь только водку жрет на дачах своих и в банях оргии устраивают. Прям разбежались сажать все. гемор какой не все похоже вкурсе.

  • Анонимно
    22.05.2016 10:49

    Есть группа садоводов любителей которые действительно хотят заниматься садоводством, но нет земли. Есть бизнесмен у которого есть землясельхоз назначения и может отдать безвозмездно часть своего участка при переводе в категорию дач. По правильному -Председатель снт должен обратиться к главе поселения, либо главе района что бы тот перевел землю с/х назначения в категорию дач и раздали бы желающим.
    Выйгрывают все- бизнесмен получил часть земли своей которую мог бы продать и заработать, садоводы получили бесплатно землю и занялись огородничеством.
    Проиграют только бизнесмены, которые вхожи во власть, т.к. они не смогут продавать свои коттеджные поселки по 50-100 тыс за сотку больше, т.к. появится альтернатива покупать землю у обычного бизнесмена, который не хочет навариваться до 1000 процентов

  • Анонимно
    22.05.2016 11:24

    Бедные садоводы, у которых отобрали участки на месте Татнефть-арены... Уже лет 20 почти прошло а им до сих пор не выдали взамен участки. Хотя есть поручение Президента РТ выделить. В Высокогорском районе весь исполком нужно менять начиная с юриста заканчивая архитектором. Все ходят как сонные мухи, ничего не делают пока их интерес отсутствует. По идее землю можно было бы раздать в течении года максимум, но только не Высокогорском районе! Несколько лет не могли размежевать только участок уже выделенный доя передачи садоводам! Позорище!

  • Булгарин
    22.05.2016 12:41

    Интересно, первый раз слышу, что такой союз у нас есть. Откуда только они берутся и на какие деньги их содержат? Ну и что они делают, конечно, кроме как поболтать немного?

    • Анонимно
      22.05.2016 22:01

      А Вы спуститесь с небес на землю, где живет обычный народ, не забудьте и о пенсионерах с нищенской пенсией.

  • Анонимно
    22.05.2016 12:59

    Мне б очень хотелось получить землю под сад-огород, желательно бесплатно. У меня 2е детей и с удовольствием копалась бы в земле, при условии доступности транспорта из города! Так надоело, но когда еще будет это? А правительсто РТ могли б местный местный маткапитал выдать садовым участком, хотя б в аренду, тем семьям с двумя и более детьми, проживающим в городе, у которых уже есть своя квартира, кто не в соципотеке и им не "грозит" шаймиевские 100 тысяч.

    • Анонимно
      22.05.2016 16:33

      мы б тоже не отказались;) ребенок 1 и с ипотекой 15тыс за 1к хрущевку думаю не скоро на 2 решимся

    • Анонимно
      22.05.2016 16:42

      Бесплатно не получится никак. Законы поменялись.
      А вы пробовали заявление написать хоть один раз?

      • Анонимно
        23.05.2016 00:03

        Нет, не пробовала. У родственников сад еще со времен СССР. Даже не знаю у кого спросить. Второй ребенок все время болеет, даже диагноз точный поставить не могут. Желание есть огромное сбежать в лес, но не могу, там нет своевременной скорой медпомощи(((. Деревня не вариант по той же причине. Насчет бесплатно, купить в нашем положении не реально... обидно что одним семьям при условии соципотеки дают шаймиевский капитал, а тем семьям которые сами позаботились о жилье ни че го! Дискриминация.

  • Анонимно
    22.05.2016 13:46

    Толковый дядька общался лично кто бы под тянул его набрал бы голосов на выборах.главное делает дело и за обычных людей

  • Булгарин
    22.05.2016 13:53

    Меня постоянно удивляет только одна вещь. Люди со старым мышлением пытаются жить в новых условиях. И они пытаются весь свой багаж старых представлений приспособить к новым условиям, даже они входят в явное противоречие. Вот несколько вопросов.

    Первый вопрос. Садоводы также как и все другие подобные организации просят льгот, помощи у государства. Им нужны и дороги, и автобусы до сада, и газ проведенный, и так, чтобы там на этом участке можно было бы круглый год и жить. Другими словами, государство имеет бездонный карман и как фокусник может вытащит миллионы и дать их садоводам. Да и так, чтобы и земли раздать бесплатно, ну те, кто еще не успел там приватизировать. Может все же подумать, что мы находимся в других условиях. Во-первых, все же рынок, и вокруг все должно быть частным. а раз частным, то какая помощь в виде бесплатных льгот кому-то? Это ведь за счет кого-то. Конечно, раньше бюджет наполняли за счет продажи нефти и газа, и чиновники от лица государства могли удовлетворять просьбы ходоков во властные структуры. Но теперь такая возможность сужается, да и неправильно это было.

    Второй вопрос. Все эти садоводческие общества создавались еще в те старые времена, условия изменились, а они все еще функционируют по старым принципам. Ведь не секрет, сады были нужны в основном для того, чтобы человек мог производить там для себя питание. Может стоить изначально все перестроить. Привести так сказать к новым условиям. Пусть питанием занимается фермер, а садовый участок пусть будет небольшим хобби городскому человеку.

    Вот в качестве примера как все устроено в Германии. Замечу, что первые садоводческие товарищества там и появились, еще в позапрошлом веке. Кстати, этим они и гордятся. И довели, по моему мнению, всю работу до совершенства.

    Во-первых, следует четко разделить проблему на две части. Есть так называемые индивидуальные частные дома с небольшим приусадебным участком и есть садовые участки. Индивидуальные дома с небольшими участками, со всеми коммуникациями, с хорошим транспортным сообщением и есть то самое капитальное решение проблемы. И в Германии на это и делается упор. Такие дома строят на всех свободных участках массово, по различным типовым проектам,
    но есть и садовые участки. Причем для меня было удивительно, что они есть чуть ли не в самом центре большого города, да во многих районах типа спальных. Представьте себе, ухоженный и зеленый спальный район практически с однотипными правда не очень высокими домами, не выше пяти этажей, а рядом между автобаном и этим районом расположен садовый кооператив. И в основном для жителей этого же района. Ну обычно тот кто продает квартиру, то вместе с ней предлагают и садовый участок и место под машину, если это все есть. Хотя можно все купить и по отдельности.

    В этих садовых участках строгие правила. Нельзя возводить капитальное строение, нельзя засевать участок полностью овощами, нельзя сажать деревья, которые бы затеняли соседей, нельзя там постоянно жить, да там и невозможно. За порядком следят все, в основном туда приходят сажать цветы, ухаживать за ними, лежать на гамаке или раскладушке под навесом, или в тени дерева, иногда грилят, т.е. жарят мясо и пьют пиво в небольшой компании, чтобы не мешать соседям. Есть небольшие одноэтажные домики, там обычно хранят инвентарь и могут просто посидеть, поесть. Все аккуратно, машины к участкам не заезжают, да дороги для этого не предусмотрены. Есть площадка для стоянки машин перед входом в садовое общество, обычно там же находиться небольшой магазинчик, где продают инструменты, кое-какие материалы, удобрения, семена, саженцы и обычно вода и шоколадные батончики в автоматах. Так что оставляешь машину там и идешь пешком к своему участку. Вот это и есть садовый участок для отдыха.

    У нас же предлагают некую смесь из какого-то подобия индивидуального дома для проживания и сада, где человек сможет производить для себя пропитание. Так может как-то все это привести в порядок. И как пример та же Германия. Дом должен быть домом, а садовый участок - участком. И не надо про бесплатную раздачу земель. Это бесплатное превратиться в междусобойчик. Да и транспортные проблемы будут решаться просто, если участки будут в перемежку со спальными кварталами, тоже самое и и с коммунальными услугами. Да будет немного город побольше по площади, но ведь земли у нас и так много. В той же Германии земли ой как мало.

    • Анонимно
      22.05.2016 15:08

      У нас придомовую территорию распланировать не могут. А вы предлагаете в центре города участки под барбекю. Элементарно в новых домах не могут колясочную и велосипедную предусмотреть. Даже в домах с претензией на элитные.

    • Анонимно
      22.05.2016 15:44

      1. уважаемый Булгарин, Вы можете разъяснить такому тупому как я, почему во времена перестройки под руководством КПСС (уничтожения СССР) земельные участки из сельхозземель давали десяткам тысяч (вместе с семьями) работникам, лучше сказать работягам заводов Горького, Серго но за великой русской рекой Вольга, или не менее великой татарской рекой Итиль, куда можно добраться только на электричке с определённой оплатой и где Ваш урожай с удовольствием собирали местные, в то время, когда Вы работали на СССР, а единицам такие же земельные участки из таких же сельхозземель и гораздо больше по площади дали вдоль дороги от Зеленодольска до Казани?
      2. то есть в местах куда из Зеленодольска можно прийти пешком, на велосипеде или автобусе приехать и обворовать нас там было бы сложнее - все свои и по своему разберутся если что?
      3. или Вы предлагаете собрать ребят может и с определённым прошлым, но с определёнными знаниями обстановки в электричках и на правобережье Волги - Итили и навести порядок и в электричках, и в сёлах правобережья?
      4. Но зачем тогда государство? чтобы мы слушали, что порядок за 20 тысяч навести невозможно?
      5. тогда надо понимать, что вкалывать за 10 тысяч это нормально?
      4. публика (упитанная) кормится у власти а сколько простые смертные зарабатывают - не знают. значит не знают и жизни и как простые смертные выживают;
      5. почему? если бы нормально организовывали работу, чтобы не было как на зоне - одни пашут за баланду, а другие получают за эту работу, и люди при этом получали столько, чтобы можно было кормить, одевать, обувать семьи и на ипотеку нормальную, а не порнографию - было бы много правонарушителей?
      6. если бы нам дали здесь, вдоль дороги, очень многие вопросы были бы решены и было бы меньше писанины, но!
      7. но видимо такое положение некоторых из тех, кто есть власть придержащие, устраивает - получил место у кормушки и дальше не надо работать головой, достаточно работать брюхом. да забыл и всё таки что то тарахтеть...о том, что за 20 тысяч никто работать не будет...

  • Анонимно
    22.05.2016 14:58

    У моей сестры в Германии есть подобный садовый участок, очень хорошо, недалеко от дома, ездят туда на шашлыки, клубнику выращивают, зелень, вишню. Приятно, чисто. аккуратно. ведь могут люди.

    • Анонимно
      23.05.2016 10:06

      То как описывает Булгарин в Германии, у нас на Сухой реке. По-совковски, конечно. Но в целом так и есть.

  • Анонимно
    22.05.2016 15:41

    Наивный товарисч,все земли вокруг Казани,в радиусе 100 км и дальше, давно скуплены за копейки или взяты в аренду на 49 лет т.е почти навечно.И без навара,раз в 10,их никто не отдаст.

    • Булгарин
      22.05.2016 16:01

      И тут все просто решается. Введи налоги за пользование земель свыше 20 соток как сельхозугодья по повышенной ставке, все и быстро начнут распродавать.

  • Анонимно
    22.05.2016 16:13

    Ак таш выкупил садовые участки на гвардейской и строит и силиката дома, о чем речь, на коммиссии в припрыжку перезонировали, (позвонил "удащливый")

  • Анонимно
    22.05.2016 16:35

    Большинство в садах на. 6 сотках отдыхают душой и телом.
    Грядки с овощами, зеленью, банька , качели, пробуждение трелью соловья, а не ревущих байкеров ... Красота...
    Как возможно связаться с Союзом садоводов Татарстана ?

    • Анонимно
      22.05.2016 19:49

      Также как с религиозной оргазизацией "Путь к радости Сестер Ангелов" ))). Но перед этим надо отдать все свое рабочее время)

  • Анонимно
    22.05.2016 19:53

    огород и сад это дорогое хобби.
    ну и с учетом прошлого, это страховка от государства, когда оно про нас забудет.
    картошку проще покупать килограммами в магазине.

    • Анонимно
      22.05.2016 21:13

      1. видимо Вас, уважаемый устраивают отходы в 49% при чистке картошки и собственно больная картошка;
      2. или Вам кто то чистит но всё равно Вас уважаемый устраивает больная картошка;
      3. или Вы из тех, кто устраивает промёрзло, то есть у Вас дом, сад, погреб, гараж минимум на две машины и голландская семенная картошка, так как татарстанская семенная картошка видимо в природе не существует, если, конечно верить тем и тому кто были и что говорили на промёрзло... и писали в комментариях;
      4. может кто то придумает 4 вариант?

      • Анонимно
        23.05.2016 07:49

        каротошка - на основе старых проверенных сортов еще советского времени от родителей (ну и новые проверяются)

  • Анонимно
    22.05.2016 19:57

    дороги дороги....
    все земли более менее раскуплены
    ее просто уже нет...свбодной

  • Анонимно
    22.05.2016 20:15

    Основной вопрос не в том, раздавать участки или не раздавать. Основной вопрос в том, как раздать именно садоводам, которые бы использовали эти участки по назначению. Если посчитать, ответственных садоводов у нас не так много, и такое небольшое количество бюджет легко потянет.

    Но если раздавать всем подряд - я тоже пойду возьму, ибо не лишнее. Но усердно следить не буду. На таких как я - не напасешься.

    Интервью интересное, но решений в устах спикера не слышно.

    • Азат Д
      22.05.2016 20:53


      Правильно, раздавать всем не надо , мне можно, даже два участка.


    • Азат Д
      22.05.2016 20:54


      "Если посчитать, ответственных садоводов у нас не так много, " - у них уже есть земля, зачем им ещё? А если нет, то как вы узнали что они ответственные садоводы?

  • Анонимно
    22.05.2016 20:16

    В июне опять привезут в Казань польскую клубнику? Или на нее санкции? Настоящие ягоды в Казани только от садоводов и частного сектора. Отобрать сады - это значит оставить народ без витаминов. Хотя, конечно, элите поставляют чистейшую ягоду из специальных хозяйств.

  • Анонимно
    22.05.2016 21:23

    Многие переспективные земли в лаишево во владении ак барс холдинга

    • Анонимно
      22.05.2016 22:46

      а зачем вам перспективные? нахаляву лучше непотребные раздавать

    • Анонимно
      23.05.2016 05:48

      Открытие Америки, как минимум! Еще есть ПСУ, для справки, ТФБ и пр.пр.

  • Анонимно
    23.05.2016 00:29

    Раздать землю дачникам вокруг города = усиленно уплотнять внутригородскую территорию точечной застройкой.

  • Анонимно
    23.05.2016 05:23

    За селом Победилово 15 лет пустует огромное поле. Отдайте садоводам, и дорогу до "Ивушки" сделайте, чтобы автобус доходил. Там тоже тысячи участков!

  • Анонимно
    23.05.2016 07:33

    Земель под садоводческие общества при СССР выделялось достаточно, а количество населения на сегодня снизилось. Поэтому новые садоводческие общества выделять не выгодно-ещё больше участков придут в запущение при смене поколения лентяев. А на площадь более 3-х соток у пенсионера попросту не хватит сил и здоровья. У кого нет участка, то в Зеленодольском районе они стоят копейки, вдали от р.Волга, к примеру.

  • Анонимно
    23.05.2016 07:43

    В Татарстане могут только бесплатно отобрать земельные участки , а отдовать только в тридорого.

  • Анонимно
    24.01.2018 21:01

    К закону СНТ

    Уже нет колхозов - нет председателей
    Нет совхозов - нет директоров совхозов.
    Там они нужны были ,больше.
    Для арендаторов не нужно не председателей и не бухгалтера.
    СНТ – это не коммерческая и не производственная организация.
    Зачем тогда нужен для СНТ и ТСН такие криминальные структуры, как председатели и бухгалтеры ?
    Достаточно выборные члены правления и общественные советы без зарплаты.
    Для функционирования СНТ достаточно наличие электричество и водоснабжения и охрана.
    Элекро затраты можно индивидуально платить в энерго сбыть в соответствии по показаниям приборов учета.
    Налог за земли можно самостоятельно оплатить указанный расчетный счет через гос услуги.
    Все остальные работы по договорам с организациями выполняющие непосредственные работы и правлением.
    Таким образом:
    Достаточно содержать электрика охранника сезонно, и за одного для подключения водяного насоса. Можно установить автоматику контролирующей уровень воды
    Участок 6 соток. Членские взносы за год 8000 р.
    Вопрос: Сколко стоит артизианская вода для полива 1 тон воды = 1000 кг ==1 Куб.м.
    Ускорение свободного падения g = 10 ' м/c^2
    Глубина скважины водозабора h = 100 м
    Работа затраченное подъёма 1 куб.М воды
    Сила F = m * g= 10000 H = 10000 kg * m / c ^ 2
    Работа на подъём 1000 л воды A = F * H = 10000 Н * 100 m = 1 000 000 H*m =1 000000 Дж
    Стоимость электроэнергии 1 Кватт.Час = 4 р
    1 Кватт.Час = 1000 Ватт 3600 с=3 600 000 Дж (стоить 4 рубля)
    Стоимость 1 Куб М воды = 4р 1 000000 ДЖ./( 3600000 Дж)= 4000000 / 3600000 рублей = 1.1111 рублей
    За 8000 р какой обём можно
    Объём воды V= 8000 р/ 1.11he, = 7200 кубМ
    Общая площадь 6 соток – 600 кв.м
    Дом + хоз постройки+ туалет + троинки = 2 соток = 200 Квм
    Площадь полива. S = 600км – 200 Квм =400 Квм
    Толщина полива t=V/S = 7200 /400 = 18 м
    Это большое ОЗЕРО для разведения рыб.
    Выводы делаете сами.
    ПЛАТИТЬ НАДО ТОЛЬКО ТЕ УСЛУГИ , КОТОРЫМ ПОЛЬЗУЕШСЯ.
    НЕ НАДО ЗАСТАВИТЬ ЗА ТЕ УСЛУГИ КОТОРЫМ ТЫ НЕПОЛЗУЕШЬ.

    Примечание:: Статья 5 Закрепляет крепостное право и рабо владенческий порядок управления
    5. В случае невнесения платы, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, данная плата взыскивается товариществом в судебном порядке.
    С Уважением Хаким.
    66 лет, пенсионер, Инвалид 2ой группы.
    Пока Ваш нормальный закон выйдет?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Подпишись на нас в Zen