Бизнес 
31.05.2016

Радик Вафин, «Хаерби»: «Деревенская молодежь от физического труда отучена напрочь»

Владелец самого успешного сельхозпредприятия Лаишево о том, почему чувствует себя как на пороховой бочке, а земли лендлордов зарастают бурьяном

«Если немедленно не заняться изъятием сельхозземель у нерадивых собственников, для нас наступит крах», — говорит владелец сельхозпредприятия «Хаерби» Радик Вафин. О том, почему закупочные цены должно регулировать государство, зачем берет на работу заключенных и как сбылась его мечта стать председателем колхоза, он рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Радик Вафин: «У нас сейчас тот, кто производит сельскохозяйственную продукцию, не зарабатывает. Зарабатывают оптовики и перекупщики. Ну еще переработчики» Радик Вафин: «У нас сейчас тот, кто производит сельскохозяйственную продукцию, не зарабатывает. Зарабатывают оптовики и перекупщики. Ну еще переработчики»

«ЕДУ К НАЧАЛЬНИКУ КОЛОНИИ: «ДАЙТЕ МНЕ ЗАКЛЮЧЕННЫХ»

Радик Кадырович, ваше сельхозпредприятие недавно подписало соглашение с АНО «Центр реабилитации и адаптации бывших заключенных» Азата Гайнутдинова. Не страшно ли приглашать на работу зэков?

— Эта программа как вливание донорской крови в сельское хозяйство. У меня уже с 2000 года работают поселенцы (тем, кому назначено отбывать наказание в колонии-поселенииприм. ред.). Конечно, среди сидельцев люди встречаются разные. Но я знаю, что среди них есть и хорошие ребята. Мы с осужденными, бывало, ударно до 9 - 10 часов вечера убирали картошку. Хотя руководство учреждения сомневалось: «Не будут работать», а они даже просят: «Радик абый, возьми нас на завтра». Я еду к начальнику колонии: «Дайте мне этих и этих заключенных». Человек один раз ошибся — от этого же никто не застрахован. Почему не попробовать помочь? У реабилитационного центра как раз существует специальная программа. Хочешь работать? Пожалуйста! Если заключенный еще не освободился, он через эту трудотерапию готовится к свободе не быть приспособленцем. Обществу от этого только плюс, да и хоть какая-то конкуренция в кадровом вопросе создается.

Дело в том, что у жителей Кирби большой выбор мест трудоустройства: это и аэропорт, и маслоэкстракционный завод, не считая тысяч организаций в Казани, до которой всего 25 километров. В результате работать доярками никто не идет. Хотя зарплата у них неплохая: некоторые получают до 30 тысяч рублей (заработок зависит от надоев). Как и скотниками, трактористами-механизаторами...

Непрестижно?

— И непрестижно, и тяжело. Надо рано вставать, поздно ложиться. Дойка начинается уже в пять часов утра. Значит, надо подняться в четыре. И так каждый день без выходных. Из 16 механизаторов только половина местные. С доярками ситуация еще хуже: из 12 лишь четверо своих деревенских. Если люди моего возраста еще работают на земле, то молодежь от физического труда сейчас отучена напрочь. Специалистов катастрофически не хватает. Да и откуда им взяться? Востребованным в деревне профессиям — токарь, сварщик, кузнец, тракторист, дояр — нигде не обучают. Поэтому мы, можно сказать, берем механизаторов с улицы, да и тех проблема удержать. Приходится привлекать кадры со стороны — из Марийской Республики, Чувашии. Работаем даже с иностранцами — жителями ближнего зарубежья. Они обосновываются и здесь живут. Наше хозяйство многим известно, зарплату мы платим ежемесячно. Стараемся создать своим работникам все условия. Недавно вот приехала семья из Марий Эл — сразу выделили им жилье.

— А вы участвуете в программе «Жилье для молодой семьи», по которой молодым специалистам выделяют деньги на строительство дома?

— Да, мы участвуем в этой программе, я уже 10 молодым специалистам построил дома, а они пять лет отрабатывают и увольняются из хозяйства. Из 10 остались только двое — обидно. Им же государство безвозмездно выделяет средства! Если в семье два человека — свыше 800 тысяч, на семью из трех человек — миллион рублей с лишним, а кто с высшим образованием, после института, получает еще и разовую, в 200 тысяч рублей, субсидию. И в течение года или полутора лет 5 - 10 тысяч рублей плюс к зарплате каждый месяц. Но молодежь все равно не хочет работать в сельской местности. Только недавно у меня уволился механизатор. Тоже дом построил, получал не меньше 30 тысяч рублей при среднемесячной зарплате по хозяйству в 17,4 тысячи...

«Животноводство – это тот же банк» «Животноводство – это тот же банк»

То есть эта программа неэффективна?

— В ней надо немного поменять методику. С будущими специалистами надо начинать работать уже с института, с первого курса составлять контракт. Пожалуйста — будущий агроном может учиться за счет конкретного хозяйства или государства, но потом должен отработать определенный срок в сельском хозяйстве, и пяти лет явно мало. Надо увеличить этот срок как минимум двое, чтобы прикрепить специалиста к земле.

«10 ЛЕТ ВОЮЕМ ЗА ЗЕМЛЮ»

Кроме кадрового голода, что вас больше всего тревожит?

— Самый больной вопрос, конечно, земельный.

Нет свободной земли?

— Ее вообще нет! У нас же паевая земля. Паи были распределены между колхозниками и проданы-перепроданы: один пай два года назад стоил 150 тысяч рублей. В пригород стремятся все, выкупили даже старые дома. Сейчас в деревне 420 дворов — больше тысячи человек населения. В результате из 549 пайщиков сегодня у меня в аренде земля лишь 99 человек, да и те продлили договор только на год. Придет богатый покупатель, думаете, они не продадут ему землю? Запросто. Особенно если бабуля — первоначальный владелец — умерла и права перешли ее сыну или внуку. Они живут в городе и думают, что все едят нефть и газ: хлеб сегодня никто не ест — он невкусный. Это, конечно, шутка, но горькая.

У новых владельцев паев свои виды на эту землю?

— Вид у них только один — строительство. Недавно прямо в середине поля взяли 14 гектаров земли сельскохозяйственного назначения и перевели ее под индивидуальное жилищное строительство.

А почему вы у них эти паи не купили?

— Это же огромные средства. У меня таких нет.

Выходит, остальные паи вы просто обрабатываете на свой страх и риск?

— Именно. Сижу как на пороховой бочке. Чтобы прокормить 1,5 тысячи поголовья, мне нужно не менее 4 - 4,2 тысячи гектаров пашни, а у меня документально оформлено 1,38 тысячи гектаров в аренду на 49 лет, да и по ним то и дело возникают судебные тяжбы. К примеру, я с 1997 года судился с пайщиками за поливные участки — отсудил только в этом году. Это значимые сельскохозяйственные земли, на которых стоят поливные агрегаты стоимостью 3,5 миллиона рублей: без полива овощи не вырастишь.

Другой пример — меня по этому поводу уже критиковали и в СМИ: люди отделили свой пай, на котором я посеял многолетние травы. Меня обвинили в том, что я якобы не плачу за аренду этой земли. Но я предоставил все документы, и газета, напечатавшая со слов моих оппонентов непроверенную информацию, опубликовала опровержение. По закону я имею право получать с этого участка урожай еще в течение трех лет. Я просто не стал судиться дальше — надоело. Хотя не скрою — жалко: я в этот участок вложил столько денег и труда! Как бы то ни было, землю мы потеряли, а сейчас с другой стороны отделяют 25 гектаров — на них у меня тоже посеяна многолетка. Я из-за этого страха даже нормальный севооборот не могу вести, а без него растениеводство не работает. Второй год подряд одну и ту же культуру на поле не посеешь — их надо чередовать.

«Первое, что необходимо для успешной работы в сельском хозяйстве, – это любить землю» «Первое, что необходимо для успешной работы в сельском хозяйстве, — это любить землю»

И какой же выход?

— Закон необходимо ужесточить. Если это земли сельскохозяйственного назначения, они должны служить сельскому хозяйству, а у многих нынешних владельцев они пустуют — заросли бурьяном.

Но механизм изъятия неиспользуемых сельхозземель уже существует...

— По закону их могут отобрать только через три года. Нерадивые владельцы с легкостью обходят это препятствие. Ближе к концу этого срока переоформляют землю, скажем, на дядю, и трехгодичный срок начинается заново... Эти изменения назрели. И если немедленно этим не заняться, для нас наступит крах, а кончина хозяйства станет крахом и для деревни. Если не для всей, то для половины, которая трудится у нас, — точно. Есть такая статистика: каждый день в России уничтожается одна деревня.

«ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА НА МОЛОКО ВСЕ НИЖЕ, А ЕГО СТОИМОСТЬ В МАГАЗИНАХ ВСЕ ВЫШЕ»

На каких видах деятельности специализируется ваше хозяйство?

— Около 40 процентов у нас занимает животноводство, и по 30 процентов приходится на растениеводство и овощеводство. В последнее время я больше внимания стал уделять животноводству: оно кормит меня круглый год. Растениеводство дает выхлоп один раз в году, когда созрел урожай, а молоко приносит живые деньги каждый день. В этом году мы по сравнению с предыдущим реализуем на 2 тонны больше молока в месяц. У нас дойное стадо из 530 голов.

Куда вы сдаете молоко?

— Оптовикам — пока по 19,5 рублей за литр. Это еще не самая низкая цена.

Почему не на молокозаводы?

— Они неплатежеспособны.

То есть вы делаете ставку на молочное животноводство?

— Делаем. Хотя у нас сейчас тот, кто производит сельскохозяйственную продукцию, не зарабатывает. Зарабатывают оптовики и перекупщики, ну еще переработчики.

Каким образом?

— Судите сами. В 2000 году рожь стоила 3,4 рубля, в прошлом году — около 5 рублей, в этом — 10 рублей. Разве это цена? А с молоком ситуация вообще парадоксальная. Закупочная цена литра молока в декабре 2013 года составляла 20 рублей, в декабре 2015 года уже 19 рублей. Сегодня его цена доходит в среднем до 17,5 рублей.

Почему закупочные цены все ниже, хотя в магазинах молоко все дороже?

— Никто за этот вопрос не берется — кому это нужно? Да и горожане не возмущаются, покупая в магазинах дорогое молоко. Для сравнения, в 2006 году литр молока стоил 14 рублей, то есть его стоимость за последние 10 лет увеличилась лишь на 4 - 5 рублей. Почему даже у населения не осталось коров? Потому что их невыгодно содержать. У частников оптовики закупали молоко вообще по 10 - 15 рублей за литр, а корма дорогие, поэтому скот и пустили под нож.

А как, по вашему мнению, должно быть?

— Необходим четкий механизм — устанавливать закупочные цены должно правительство. Как это так: на все цены растут, а у нас они падают? Летом, когда коровы выходят на так называемый зеленый конвейер, надои становятся выше, а стоимость молока — ниже. Зимой литр стоил 20 рублей, а летом снижается до 15 рублей. Работникам зарплату ведь не убавишь... Раньше были приемлемые закупочные цены: за 7 копеек покупали литр бензина и за 21 копейку продавали литр молока, а сейчас все наоборот: за цену литра молока даже пол-литра дизтоплива не купишь. Если закупочные цены поднять до нормального уровня, можно будет прожить.

Сейчас многие производители молочной продукции используют сухое молоко и пальмовое масло. Почему так происходит?

— Пальмовое масло и сухое молоко дешевы по сравнению с натуральными продуктами. Если, к примеру, литр молока стоит около 20 рублей, то килограмм сухого молока — вдвое дешевле — 10 рублей. Поэтому переработчики используют его, а получившийся продукт продают под видом настоящего — по 50 рублей. Кто его в магазине проверит? Зато выгода налицо. С «пальмой» та же история.

Необходимо ужесточить контроль?

— Однозначно нужен контроль за переработчиками: откуда они берут сырье?

«ЖИВОТНОВОДСТВО — ЭТО ТОТ ЖЕ БАНК»

А мясное животноводство развивать выгодно?

— На мясо всегда есть стабильный спрос. Животноводство — это тот же банк. Раньше мы сдавали мясо на мясокомбинаты. Сейчас их нет, поэтому отдаем закупщикам из Чувашии и Марий Эл.

«Цены на технику растут как на дрожжах. Судите сами: в 2000 году трактор МТЗ-32 стоил 200 тысяч рублей, а сегодня он оценивается уже в 1,2 миллиона» «Цены на технику растут как на дрожжах. Судите сами: в 2000 году трактор «МТЗ» стоил 200 тысяч рублей, а сегодня он оценивается уже в 1,2 миллиона»

А как же агропромпарк «Казань»?

— Туда можно поставлять только мясо упитанных коров. У нас среди 1,5 тысяч поголовья есть разные — такое мясо можно сдавать только на переработку, поэтому и приходится отдавать его перекупщикам. Планируем сами заняться переработкой. Цепочка должна быть непрерывной: сырьевая база — переработка — сбыт.

Как решаете проблему с кормами?

— Сено, солома, фураж у нас свои. Мы ничего не закупаем, еще и соседям продаем. На имеющихся площадях заготавливаем корма с запасом на 1,5 года вперед. Как говорится, запас карман не тянет. Никто не знает, каким будет следующий год.

Да и цены могут вырасти...

— Такая предусмотрительность приходит с опытом. Я ведь работаю в хозяйстве уже 20 лет. Кстати, мы уделяем большое внимание растениеводству в том числе и потому, что нам надо содержать животных.

«НИЖЕ 30 ЦЕНТНЕРОВ С ГЕКТАРА НЕ СОБИРАЕМ»

Сколько вы выращиваете зерна?

— 4 - 4,5 тысячи тонн — с расчетом на то, чтобы себе в закрома заложить и излишек продать. В среднем продаем тысячу и более тонн высокорепродуктивных семян. Это очень хорошо. Мы занимаемся ими с 1998 года — в ассоциацию элитных семян входят 78 хозяйств республики. К примеру, покупаем тонну семян у селекционеров и размножаем. Хотя это чрезвычайно кропотливое занятие — каждый сорт, а у нас их 10, надо высадить отдельно, соблюдать между ними дистанцию, чтобы сохранить 100-процентную чистоту... Зато высокоурожайные сорта востребованы. Среди них есть высокобелковые для кормления животноводства и с высоким содержанием клейковины для хлебопечения. Мы выращиваем оба вида.

«Программа центра реабилитации и адаптации Азата Гайнутдинова (на фото справа) - как вливание донорской крови в сельское хозяйство» «Программа центра реабилитации и адаптации Азата Гайнутдинова (на фото справа) как вливание донорской крови в сельское хозяйство»

Иначе говоря, элитными семенами заниматься есть смысл?

— Безусловно. Раньше мы получали урожай по 13 - 14 центнеров зерна с гектара, а сейчас только за счет обновления семян ниже 30 центнеров с гектара не собираем.

Излишек продаете за пределы Татарстана?

— В основном за пределы и берут, например Чувашия. Последние два-три года в этой республике, по-моему, возрождается сельское хозяйство. Нынче они купили у нас около 400 тонн семян, а наши хозяйства берут всего лишь по тонне-полторы-три. Там, кстати, хорошо развиваются и личные подсобные хозяйства. Что в Чувашии, что в Марий Эл у каждого сельского жителя свой огород, они поставили себе ангары-хранилища. Вплотную занимаются капустой, картофелем, свеклой и уже заинтересовались бахчевыми культурами...

Вы тоже не забыли про овощи?

— Наше хозяйство прежде относилось к «Татплодовощпрому». С тех пор мы продолжаем выращивать овощи. В основном делаем упор на капусту — она пользуется хорошим спросом. Выращиваем ее до 1,5 тысяч тонн. Картофеля — в районе 700 - 800 тонн, около 100 тонн свеклы и моркови, 50 - 60 тонн лука.

Как обстоит дело с их реализацией?

— Овощи мы в основном поставляем по контракту в систему УФСИН. Они забирают у нас процентов 30 капусты и практически под 90 процентов картошки, свеклы и моркови. Благодаря этому мы уже четвертый год сводим концы с концами — живем без кредитов. Остатки овощей продаем по деревням и в агропромпарке «Казань». Там можно было бы продавать и больше, но у нас в хозяйстве нет нормального сервиса — возможности красиво упаковать товар для покупателя.

— А чего же не сделаете?

— Пока тяжеловато со свободными средствами — не можем себе позволить. И храним овощи еще мало, хотя в прошлом году отремонтировали овощехранилище по программе 30 на 70 (из 3,33 миллиона потраченных на капремонт рублей 1 миллион был выделен из бюджета РТ). Бросать это дело в любом случае не намерены. Мы выращиваем овощи всего на 65 гектарах, но они приносят нам 12 - 15 миллионов ежегодной выручки. Хотя, конечно, урожайность год на год не приходится. Прошлый год, например, был удачным, а в позапрошлом году цены на овощную продукцию сильно упали, и сбыта было мало.

А как обстоит дело с техникой? Насколько это затратная статья?

«Возмещается 30 процентов затрат на ремонт ферм: мы каждый год ремонтируем по одной» «Возмещается 30 процентов затрат на ремонт ферм: мы каждый год ремонтируем по одной»

— Основные средства у нас и уходят на содержание машинно-тракторного парка. Цены на технику растут как на дрожжах. Судите сами: в 2000 году трактор «МТЗ» стоил 200 тысяч рублей, а сегодня он оценивается уже в 1,2 миллиона. Зерновой комбайн стоит около 6 миллионов. Даже с учетом возврата 40 процентов — по программе «60 на 40» эту часть стоимости техники нам возмещает государство — за него нужно заплатить огромную сумму. У нас ни одной единицы старой техники не осталось, мы обновили ее два года назад. Помимо упомянутой программы «60 на 40», есть хорошая программа у «Росагролизинга» — по ней можно взять технику с рассрочкой платежа до 10 лет. Ведь сколько продукции ни производи, денег всегда не хватает.

Ваше хозяйство рентабельно?

— Вполне. Рентабельность у нас составляет 12 - 14 процентов. Наш ежегодный товарооборот — 75 миллионов рублей. Сами себя обеспечиваем, ни от кого не зависим. Наш президент с высокой трибуны недавно сказал: «Не надо заниматься приписками». Я никогда не был сторонником подобного. Медали мне не нужны, и в Госдуму я не собираюсь.

«КАК СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЕ НЕ НАЗОВИ, ЭТО ТОТ ЖЕ КОЛХОЗ»

А как вы связали свою жизнь с сельским хозяйством?

— В 1981 году я закончил 10 классов в школе-интернате в Казани — в нашей деревне Кирби тогда была только восьмилетка. Между прочим, хороший интернат. Там и знания хорошие получишь, и самовыживаемости научишься. Начал в своей деревне работать водителем. Это были совсем другие времена — ни хороших дорог, ни теплых мастерских, как сейчас: мы ремонтировали машины прямо на улице. В то же время даже к бригадиру относились с величайшим уважением. Главный инженер воспринимался чуть ли не как министр, про директора вообще не говорю. Я успел поработать 8 месяцев и ушел в армию. Там было время для раздумий — я не хотел всю жизнь оставаться чернорабочим. Поставил перед собой цель стать председателем колхоза. Вернувшись из армии, закончил сельхозинститут, пойдя по стопам брата (он у меня, ныне покойный, был и директором совхоза, и секретарем райкома, и руководителем лаишевской «Сельхозхимии»). Потихоньку двигался к намеченному — четыре года проработал в соседней деревне Сингели главным агрономом, а потом меня заметил глава района Анатолий Иванович Демидов, назначил сюда председателем колхоза. Я достиг своей цели.

Ныне вы и руководитель, и собственник хозяйства?

— Учредителей у ООО «Хаерби» трое, но я основной владелец. Я принял хозяйство — 2,8 тысячи гектаров пашни и 841 голову крупного рогатого скота (КРС) — от предшественника в августе 1995 года. Из кормов на все поголовье была одна силосная траншея: сена и соломы не было вообще. Работникам хозяйства — а в нем тогда трудились 232 человека — 8 месяцев не выдавали зарплату. Это были тяжелые времена. Шел развал страны. Денег не было, производства толком тоже. По всей стране шел спад. Отношения людей также проходили проверку на прочность. Преступный мир почувствовал себя вольготно, кто только тогда в хозяйство не наведывался. Бывало, нам даже ферму приходилось охранять с ружьем.

Неужели крали животных?

— Крали. И технику воровали. Как-то напали с ножами, охранников чуть не поубивали. Эти времена, Аллага шокер, прошли. Спасибо тем людям, кто понял трудность момента и выдержал этот период — они работали на каком-то энтузиазме. Хотя многие тогда от нас ушли. Несмотря на это, мы работаем и даже расширяемся: увеличиваем и поголовье, и посевные площади. Сегодня у нас 1,5 тысячи голов КРС, к прежним 3,7 тысячам гектаров мы нынче добавили еще 830 — два примерно равноценных участка в соседних деревнях. Число рабочих за счет оптимизации уменьшилось до 132 человек. Я убедился, какие бы перемены не происходили и как бы ни менялись названия, в конечном итоге это остался тот же самый колхоз: система работы та же.

«Как это так: на все цены растут, а у нас они падают?» «Как это так: на все цены растут, а у нас они падают?»

«ЕДИНСТВЕННЫЙ МИНИСТР, К КОТОРОМУ МОЖНО ПОПАСТЬ НА ПРИЕМ»

Общий язык с министерством сельского хозяйства республики находите?

— Конечно. Это же координирующий сельское хозяйство орган. Там и с хорошими специалистами можно пообщаться — посоветоваться по животноводству, растениеводству и прочее. Они разрабатывают все программы.

А как у вас складываются отношения лично с Маратом Ахметовым?

— Я работал при трех министрах. Ахметов — единственный министр, к которому можно попасть на прием. Если увидит тебя в приемной, обязательно пригласит, выслушает и постарается помочь, потому что сам трудился на земле, причем уже в 25 лет руководил хозяйством — был самым молодым председателем колхоза. Стоит ли говорить, что он очень грамотен в вопросах сельского хозяйства. Марат Готович возглавил министерство в 1998 году. Мы с ним как раз проводили республиканский семинар с участием президента — тогда еще Шаймиева. Так и познакомились. Кстати, именно с приходом Ахметова активизировалась выдача субсидий хозяйствам республики. Конечно, многое для этого сделал и президент Рустам Минниханов. Мы, сельхозпроизводители, им за это благодарны.

Будете сожалеть, если Ахметов уйдет в Госдуму?

— Это будет невосполнимая утрата для сельского хозяйства республики.

«ЕСЛИ БЫ ПРОДУКТОВОЕ ЭМБАРГО ВВЕЛИ ЛЕТ 10 НАЗАД...»

Что вы можете сказать о господдержке? Насколько равномерно выделяются средства? Фермеры, к примеру, жалуются, что все субсидии отдают крупным агрохолдингам.

— Я бы не сказал. Если кому-то кажется, что холдинг получает больше, так у него и площадей гораздо больше. У фермера, допустим, 50 гектаров, а у холдинга — все 500. И поголовье — 5 тысяч против фермерских 25 голов, хотя субсидии дают и на такое количество. К примеру, начинающим фермерам выделяют сразу по 1,5 миллиона рублей, дают землю. Еще можно получить грант до 5 миллионов. Разве это мало? По поводу господдержки грех жаловаться. Как я уже говорил, мы тоже получаем и положенные субсидии на гектар пашни, и субсидии как производители животноводческой продукции, а также по программе «60 на 40» на закупку сельхозтехники. Приобретение элитных семян, а тонна их стоит 50 - 60 тысяч, тоже субсидируется — из республиканского бюджета. Еще возмещается 30 процентов затрат на ремонт ферм: мы каждый год ремонтируем по одной. Есть программа и по механическим мастерским, и даже по силосным траншеям. Эти программы доступны для всех.

«Специалистов катастрофически не хватает. Да и откуда им взяться?» «Специалистов катастрофически не хватает. Да и откуда им взяться?»

Нужно просто уметь ими пользоваться?

— Ну конечно. Кто принесет их тебе на блюдечке? На то ты и руководитель. Я считаю, сельское хозяйство сейчас поддерживают даже намного больше, чем другие отрасли. Спасибо. Если еще существующие госпрограммы немного скорректировать, будущее у сельского хозяйства будет. Тем более что и продуктовое эмбарго открывает новые возможности. Если бы его ввели лет 10 назад, сельское производство точно ушло бы далеко вперед, и мы сейчас жили бы по-другому.

Жалеете, что упущено время?

— Да. Народ уже обленился: ищет, где бы поменьше работать и побольше получать. Быстро и легко его сознание не изменишь...

«15 ЛЕТ БЫЛ В ДЕРЕВНЕ БАТЫРОМ»

У вас есть увлечения?

— Я еще с шестого класса начал заниматься борьбой и занимался до 42 лет. Все пять лет учебы входил в сборную сельхозинститута. Потом на 15 лет здесь, в деревне, стал батыром. Но когда занял руководящую должность, мне шепнули, что уже несолидно бороться. Да и смотреть на тебя, дескать, надоело: каждый год побеждаешь. Я бросил борьбу, увлекся охотой. Хожу на кабана, лося — заяц уже не интересен, а за два последних года приобщился и к зимней рыбалке.

«Еще одно мое увлечение - лошади. Я с детства неравнодушен к этим животным» «Еще одно мое увлечение — лошади. Я с детства неравнодушен к этим животным»

Кто пробудил интерес?

— Директор рыбзавода Петр Михайлович Кузнецов. Раньше я каждые субботу-воскресенье ездил в Ташкирмень половить рыбу и поесть ухи — она там отменная. Так незаметно для себя стал заядлым рыбаком.

Еще одно мое увлечение — лошади. У нас их 60 голов. Я с детства неравнодушен к этим животным. И хотя наши скакуны участвуют пока только в скачках местного уровня, я рассчитываю увеличить их число до 100.

И традиционный вопрос «БИЗНЕС Online»: три секрета успешного бизнеса.

— Первое, что необходимо для успешной работы в сельском хозяйстве, — это любить землю. Она и наша кормилица, и поилица. Второе — ты должен любить свою профессию. И третье — это внимательное отношение к людям, которые тебя окружают.

Визитная карточка компании

ООО «Хаерби»

Год создания: 2002.

Направления работы: молочное и мясное животноводство, выращивание зерновых и овощей, производство репродуктивных семян.

Количество сотрудников: 132.

Основной владелец: Радик Вафин.

Оборот (2015): более 70 млн. рублей.

Визитная карточка руководителя (учредителя):

Вафин Радик Кадырович — руководитель ООО «Хаерби».

Родился 31 января 1964 года в деревне Кирби Лаишевского района.

Образование: Казанский сельхозинститут (1988), специальность «ученый-агроном».

Трудовая деятельность:

1981 - 1982 — совхоз «Кирбинский», водитель.

1989 - 1990 — РАПО Аксубаевского района, заместитель председателя.

1990 - 1994 — совхоз «Новый» Лаишевского района, главный агроном.

С 1995 года по настоящее время — руководитель ООО «Хаерби».

Кандидат сельскохозяйственных наук, заслуженный работник сельского хозяйства РТ.

Семейное положение: женат, трое детей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (72) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    31.05.2016 08:17

    Как я понял 30 тысяч потолок за рабский труд .Молодежь правильно делает , на селе можно работать только на себя .

    • Анонимно
      31.05.2016 10:00

      Как я понял, про "рабский труд" у Вас очень смутные сведения. В городе за 20000 с 8-00 до 17-00 на рабочем месте - это ближе к этому понятию.

      • Анонимно
        31.05.2016 11:11

        работать на дядю, это значит кормить дядю. А за 30 тысяч лучше в офисе сидеть, чем навоз грузить. Не надо молодым голову засорять идеями о глобальном благополучии. Они правильно делают что ориентируются прежде всего на свое благополучие. Будет выгодно работать на селе на дядю - придут туда.

        • Анонимно
          31.05.2016 11:49

          Вот Вам граждане и ответ современного молодого человека. Без общего благополучия у Вас не будет личного. ВЫ в обществе живете, а не не необитаемом острове. Будете Робинзоном Крузо тогда да. Сами за себя. Но там офисный планктон вымрет. Даже костер без Окей, Гугл не сможете разжечь...

          • Анонимно
            31.05.2016 13:16

            вам 70 лет втирали про общее благополучие пока наконец в 90е глаза у вас не открылись и те кто умней понял что главное только личное. В итоге те кто так и продолжил мыслить общим благополучием с колен все встают и встать не могут, а те кто понял что личное прежде всего правят вами и миром.

            • Анонимно
              31.05.2016 14:53

              если у Вас личный офис, я еще пойму это высказывание. Но в этом возрасте у Вас кроме ЗП 30 т. Ничего нет. И уже не будет. Работать Вы не хотите, хотите в ком-пе сидеть и "бабло" иметь. Вперед!!! И удачи. Радик стал директором путь колхоза, а Вы уже не станете. Почему??? Когда вырастете морально, поймете.

          • Анонимно
            31.05.2016 13:30

            Прочитал комментарии. Парадокс. Сидят в сети люди, 99% из города, и пишут за разваленные хозяйства в России и душу свою, болеющую тоже за Россию)))).

            Вспоминают прекрасные колхозы. Девочка одна, школьницей будучи, рассказывает как ОНА была свидетелем развала СССР.))))

            И все ратуют-вот бы всех загнать работать опять в колхозы. Ну, их конечно сие не коснётся. И они достойны большего.Они же о России думают за компом))))

            • Анонимно
              31.05.2016 14:58

              В колхоз Вас никто не загоняет. Человек пишет, что программы государства по привлечению молодежи в деревни не работают. Их надо менять, а параллельно привел пример, как сложилось у него. У каждого человека есть выбор: быть клерком а все остальное читайте ниже в комментариях (про 30 т, таблетки от аллергии и т.д.), а кто то будет колхозником. Или фермером как больше нравится. Мои дети пьют деревенское молоко, едят свежие яйца у них нет аллергии, они не болеют. А самое главное они гордятся, что мама и папа фермеры!!!!!

              • Анонимно
                31.05.2016 15:30

                Да сколько можно вам вталкивать, что хватит уже гордиться своими профессиями. Надо просто работать и получать за это хороший ДОХОД.

                Хватит плакать по сельскому хозяйству. Не надо там 25 процентов населения. Там должно жить и работать 3-5 процентов. Всё. Остальные балласт, оставшийся от колхозных времён и аграрной россии начала ХХ века.

                Вот есть Сиразин. Вот такие люди и должны жить на селе. Которые сами РАБОТАЮТ. И производят. А не которые готовы шофёром работать в колхозе, что бы по обедам бензин сливать с машины дома и зерно с полей воровать и продавать. Да ещё за зарплату.

        • Анонимно
          31.05.2016 12:00

          А в офисе вы, разве, не на чужого дядю работаете? Смешно уже - офисный планктон отстаивает право протирать штаны за 30 штук. :-)) А потом, эти 30 штук потратит на транспорт до работы, отраву из магазина, таблетки от аллергии.

    • Анонимно
      31.05.2016 10:44

      Радик правильно пишет, молодежь обленилась!!!! Кроме гаджетов ничего не видят. Это воспитание внутри страны так развратило. Нет цели, нет сплоченности, идеи нет!!! Раньше мы к светлому будущему шли, знали на результат работаем. Планы пятилетние правильные были. А сейчас- моя хата с краю, ничего не знаю. А кто страну поднимать будет??? Кушать, что будем??? Не подумайте, я не бабашка древняя, когда страна развалилась, в школе училась, 90-е хорошо помню, деревни пустеющие вижу. А когда землю хотели купить для развития хозяйства не нашли!!! Во многих районах были. Все для коттеджей, или цены запредельные. Отношение к фермерам, к земле менять надо. Такая страна великая, на коленях стоит!!!! Какая-то Турция, Египет нас кормит!!! Позор!!! Мы готовы работать, НЕ МЕШАЙТЕ нам!!!!!

      • Анонимно
        31.05.2016 11:08

        да, обама плохой

      • Анонимно
        31.05.2016 11:45

        1. Про обленилась - не согласен. Подход нужен.
        2. Про гаджеты - согласен. Гаджетозависимость, как любая зависимость - не есть хорошо.
        3. Про разврат - согласен. Все должно быть в меру, в том числе и развлекуха.
        4. Про идею - не согласен. У каждого человека они свои и реализует он их сам вместе с единомышленниками.
        5. Про план - не согласен. Хочешь рассмешить Всевышнего - расскажи ему свои планы.
        6. Про фермеров - согласен. Лучшая страна та, которая дает реализовать свои права всем своим жителям, при этом не нарушая прав остальных.
        7. Про колени - не согласен. Мы светская страна :).
        8. Про овощи из других стран - согласен. Все что растет у нас и можем выращивать и потреблять.
        9. Про РАБотать не согласен. Заниматься деятельностью.
        Спасибо за общение!

      • Азат Д
        31.05.2016 19:13


        Кто вам мешает работать, молодёжь?




    • Анонимно
      31.05.2016 11:31

      Я не понял, нигде не были деньги тогда, а он где взял, чтобы купить такую махину, ведь хозяйство не маленькое было.

    • Анонимно
      31.05.2016 12:40

      На селе, работая на себя, вы не обойдётесь только своими силами. Нужны будут помощники и работники. А если у вас получится, расширить своё хозяйство и выйти на средний уровень, то тогда вы столкнётесь с теми же проблемами, которые описывает Радик Вафин.

      Так что не зарекайтесь про размер заработной платы в размере 30 тыс. руб., которая для села не так уж и плоха.

      • Анонимно
        31.05.2016 14:48

        Это очень хорошая зарплата. У меня у учителя 20 штук. Мы пахаем с 8 до 20.

        • Анонимно
          31.05.2016 21:50

          Вы никудышный учитель - безграмотны Вы!
          "мы ПАХАЕМ" - правильно "мы ПАШЕМ"!
          За такую безграмотность Вас штрафовать надо, а не зарплату платить!

    • Анонимно
      31.05.2016 14:33

      В казани где много платят? У меня рядового учителя 20. В работа с детьми сами знаете.

  • Анонимно
    31.05.2016 08:30

    Вот где нужно зарабатывать политические очки лидеру Справедливой России Рушание ​Бильгильдеевой. Ей следует выйти с инициативой запрета перевода земель сельскохозяйственного назначения под строительство

  • Анонимно
    31.05.2016 08:31

    Фермеру стоит обратиться за помощью к Рушание ​Бильгильдеевой. Она профессионал в земельных вопросах

  • Анонимно
    31.05.2016 08:34

    Фермерам стоит перестать кормить перекупов и молочных королей, а самим начинать перерабатывать молоко и производить продукт. Тогда сразу будет понятно - фермерское=натуральное, магазинное=химия

    • Анонимно
      31.05.2016 10:31

      Легко говорить, не кормить!!! А чтобы запустить продукцию в магазин надо семь кругов ада пройти. Это сертификация-ОЧЕНЬ не малые деньги, техрегламент (знак EAC), этикетки, упаковки, ТУ, ГОСТ, вход в сети (ретро бонусы), платежеспособность тех же сетей- есть отсрочка до 60 дней бывает прописана. Вот и подумаешь, лучше перекупу продать, и деньги сразу на развитие получить, а на это все пока не тратить. Оборотки всегда не хватает. Кредиты дорогие, налоги высокие.

      • Анонимно
        31.05.2016 10:59

        А как насчет своих магазинов, сетей, в смысле фермерских?

        • Анонимно
          31.05.2016 11:46

          А свой магазин открыть добавляется санэпидемстанция, ветконтроль, пожарные, с угрозой терроризма это еще и паспорт на здание, помещение (обход МВД, МЧС, УВД, администрация, пожарные службы) и продавцы с медкнижками. Легче всего с фермы торговать. Пришли и купили. Но не поедут же. Спасает интернет магазин

  • Анонимно
    31.05.2016 08:42

    Интересный материал про интересного человека, занимающегося интересным делами !!! СпасиБО !

  • Анонимно
    31.05.2016 08:43

    Спасибо БО за статью, радует, что есть еще такие люди. Здоровья и успехов Вафину Р.

  • Анонимно
    31.05.2016 08:58

    Радику Кадыровичу респект!
    Знаком лично. Профессионал, интелегент и настоящий друг!

  • Анонимно
    31.05.2016 09:22

    Вот он- пример настоящего мужика, я бы даже сказал героя нашего времени. Ни силовики, ни бизнесмены, ни администраторы составляют основу развития страны. Жаль что образ их воспет куда лучше чем промышленников и аграриев. Надеюсь в подрастающем поколении будет достаточно таких руководителей на селе- настойчивых, инициативных и предпринимательных.

  • Анонимно
    31.05.2016 09:39

    Вот на таких, как Радик Кадырович, наша страна пока ещё и держится. Если б у всех было такое отношение к труду и бизнесу, шикарно бы жили на зависть всем европам!

  • Анонимно
    31.05.2016 09:42

    зачем ограничиваться привязкой человека к земле на 10 лет? пора вернуть крепостное право!!!

  • Анонимно
    31.05.2016 09:53

    Радик Кадырович - профессионал, хотелось бы лично руку пожать. Благодаря таким и живы еще колхозы и есть возможность питаться натур продуктом. Нашему государству стоило бы обратить внимание на этих фермеров-одиночек и всячески поддержать их труд. Спасибо за статью.

  • Анонимно
    31.05.2016 10:18

    Главой в район надо его !!порядок быстро сможет навести.

    • Анонимно
      31.05.2016 10:54

      Надо было его старшего брата вместо Демидова

    • Анонимно
      31.05.2016 11:00

      А что в районе - бардак?

    • Анонимно
      31.05.2016 14:28

      Сначала пусть в хозяйстве порядок наведет, зарплата самая низкая в районе, работаем как рабы, пусть деньги заплатит жителям села за паи

  • Анонимно
    31.05.2016 10:20

    Молодец, Радик Абый! Желаю здоровья, удачи, сил! На таких как ты мир держится!

  • Анонимно
    31.05.2016 10:43

    Радика знаю лично, все что он сказал правильно. Таких людей нужно поддерживать и прислушиваться!

  • Анонимно
    31.05.2016 10:44

    Видно грамотного человека. Цепляется за все возможности. И субсидии берет, и труд заключенных использует, а ведь бывшим зэкам работу найти очень трудно. Щас времена потуже станут, к таким как герой статьи пойдут работать больше. Потому что есть работа, есть зарплата, хоть какая! и на ферме с голоду не умрешь!
    Побольше статьей таких! Именно о бизнесменах "сегодня и завтра"! Такие люди и должны являться героями этой газеты и своим примером побуждать к развитию личного бизнеса!
    ДиХ

  • Анонимно
    31.05.2016 11:11

    Его надо сделать сначала главой администрации, потом министром СХ. Почему не видят такого полезного профессионала?! а ставят только своих, из-за которых районы страдают.

  • Анонимно
    31.05.2016 11:34

    Статья - "живая", жизненная... ведь правду говорит, молодежь в деревнях и селах не задерживается, все стремятся в города. А нас земля кормит, поэтому, считаю, вопрос стратегический, очень важный. Нельзя дать погибнуть сельскому хозяйству. Администрации района и Республики стоило бы поддержать труд на селе и таких как Радик Кадырович.

  • Анонимно
    31.05.2016 11:36

    Только с такими людьми Россия выживет!!!! Дай Бог здоровья и сил!!!

  • samala
    31.05.2016 11:52

    Дай Бог Вам здоровья! И спасибо за то, что Вы делаете.

  • Анонимно
    31.05.2016 12:09

    Удачи во всех начинаниях!

  • Fandas Safiullin
    31.05.2016 13:31

    Всё, что создано Природой (Богом, Аллахом, Тенгри...)6 что получает и использует человек в готовом виде — земля, реки, водоемы, подземные «кладовые» — не должно быть в частной собственности.
    В частной собственности могут быть лишь плоды труда на земле, добыча, переработка и транспортировка природных богатств.
    Добыча золота может быть частным, а добываемое золото не должно быть собственностью хозяина золотого прииска.
    Первобытно-племенная, далее, родовая, общинная и общенародная собственность в сочетании с народовластием — естественный и разумный и путь развития форм собственности на землю.
    Страшная вперемежку с преступлением ошибка человечества — частная собственность на землю. Тяжелейшие её последствия ещё впереди.
    Бессрочная аренда с правом наследования при использовании земли по прямому назначению — таким я вижу разумную форму хозяйствования на земле.
    Налогом (довольно чувствительным) должна облагаться лишь та часть арендованной земли, которая используется арендатором не по прямому назначению: под дом и хозяйственно-бытовые постройки.
    Сельскохозяйственные земли лишь тем, кто их обрабатывает!

    • Анонимно
      31.05.2016 14:45

      Меняйте Конституцию РФ!Очень либеральчики 90-х постарались (под чутким руководством консультантов из цивилизационных штатов), протащив в конституцию 9 пункт.

    • Анонимно
      31.05.2016 22:57

      Эх Фандас абзый, препозднились Вы чуток! Когда депутатом были чтож не выдвигали и не воплощали свои идеи?...

      • Fandas Safiullin
        1.06.2016 13:17

        Выдвигал! И не один раз. Терпел насмешки в ответ.
        Но для воплощения необходимо, чтобы выдвинутая депутатом идея стала законом.
        А для того, чтобы она стала законом, необходима поддержка, как минимум, 50% + ещё 1 голос депутатов.
        Воплощает ведь не отдельный депутат с инициативой, а законодательный орган власти.
        Каких голосовальщиков (кучами и толпами) избираем, такие получаем законы.

    • Анонимно
      3.06.2016 03:09

      В основном согласен, Фандас абый! При этом вся арендная плата и НДПИ и другие налоги, уплачиваемые пользователями земель, лесов, водных объектов, недр должны поступать не государству, а в специальный фонд (условно назовем его фондом благосостояния народа) и распределяться среди народа. Принципы распределения и возможные направления использования полученных средств - это не предмет разговора в кратком комментарии, это длинный разговор.
      А по поводу налога не согласен. Не должно быть никакого налога, так как это не его собственность. Только арендная плата, которая может быть дифференцированным в зависимости от назначения земельного участка.

  • Анонимно
    31.05.2016 13:38

    село кормит город!!! а в селе нужны специалисты. успехов вам и больших зарплат вашим работникам!!!

  • Анонимно
    31.05.2016 14:36

    Было время в молодости, когда пришлось поработать в школе пос.Кирби. Смотрю через годы многие ученики живут и работают в Казани, так и говорят-основная масса на селе не работает..все в городе

  • Анонимно
    31.05.2016 15:57

    Знаю его лично. Отличный хозяйственник. Главой района смело назначить(избрать) можно. Сельское хозяйство районному руководству как бельмо на глаз. Образованием занимается, к августовке готовится...

    • Анонимно
      31.05.2016 17:07

      Про главу не согласен. Не хватит образования. И погубит свой бизнес. У человека призвание - не тащите его в чиновники. И по личному опыту знаю Афанасьева, хороший и крепкий мужик.
      Лаишевец

      • Анонимно
        31.05.2016 17:27

        Афанасьев раз хороший и крепкий мужик как вы уверяете может он в Кирби с\х предприятие возглавит??

  • Анонимно
    31.05.2016 17:09

    Ок. Он прав во всём.

  • Анонимно
    31.05.2016 18:20

    Послушаешь Хайруллина и Вафина - они в разных реальностях, что ли, живут? Один постоянно говорит, что мало субсидий, а второй очень даже доволен, что выделяет государство. ИМХО, надо просто меньше болтать в госдумах и праймеризах, а больше работать.

  • Анонимно
    31.05.2016 19:08

    ахаххххххх.....я смотрю тут все поверили и проглотили ..Зарплату в этом хозяйстве в 30 т.р , никто не видит .Дай бог 20 т.р и то зерном и фуражом получаем

  • Анонимно
    31.05.2016 21:03

    основной владелец-Радик Вафин!И молодежь обязан пахать на него?Колхоз-ЭТО уважаемые коллективная собственность!
    А так,чувствуется смекалистый,настоящий крестьянин!Прав он,субсидии тоже уметь надо выбивать.А выбивание не граничит с коррупцией?знакум

  • Анонимно
    31.05.2016 21:18

    Дай Аллах благо ему во всем.

  • Анонимно
    31.05.2016 22:14

    Оборот более 70 млн. Количество сотрудников 132, з/п 30 000,00 руб./ месяц. 30 000,00 х 132 х 12 месяцев = 47,5 млн ФОТ. В остатке ещё масса статей затрат и рентабельность 12 - 14%. Ну супсидии ещё. Все рано не пониманию. Либо оборот гораздо существенен 70 млн.

    • Анонимно
      1.06.2016 21:50

      внимательней статью читать надо!!!!!! Ср. месячная зп 17,4 тыс. рублей , а не 30 т.р.(это у некоторых сотрудников достигает) Следовательно, ФОТ совершенно другой!!!!

  • Анонимно
    31.05.2016 22:38

    Много чего хочет молодежь-хочет кучеряво жить, красиво погулять,вкусно кушать,сладко поспать,много денег хочет.В этой части детки небогатых родителей и отпрыски вылупившиеся из золотых яиц едины.Последние показывают пример первым,как надо уметь жить.

  • Анонимно
    1.06.2016 14:03

    Если действительно 30 тыс. то это небольшая зарплата, в стране инфляция. Производители должны получать больше, труд в сельском хозяйстве тяжелый. Желаю успехов и повышения заработной платы рабочим.

  • Анонимно
    2.06.2016 00:10

    нигде в деревне дояркам и прочим круглый год 30 тысяч не платят.

  • Анонимно
    5.06.2016 22:20

    Молодец Радик, все правильно говорит, а самое главное , делает. Извини , не смог приехать на сабантуй. От меня , Камиля , Рушана большой привет тебе и успехов в работе.

  • Анонимно
    7.06.2016 11:44

    Молодец Радик Кадырович! Не сдавайся, иди вперед к намеченным целям. Народ тебя поддержит. С уважением Юнусов Раис.

  • Анонимно
    11.07.2016 22:48

    По больше бы таких людей! Мы Вас поддержим.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль