Культура 
16.06.2016

«Бич Божий» в Казани: добро пожаловать на родину, Аттила!

Главный драматический театр Венгрии показал на фестивале-форуме «Науруз» спектакль о легендарном вожде гуннов

Одним из самых ярких специальных событий театрального форума «Науруз», продолжающегося в столице Татарстана, стали гастроли Национального театра Будапешта. Гости из Венгрии два вечера подряд в театре им. Камала, причем зрители располагались прямо на его большой сцене, показывали работу своего худрука Атиллы Виднянского «Бич Божий». Московский театральный критик Александр Вислов специально для «БИЗНЕС Online» размышляет о спектакле и достижениях всего казанского образовательного форума.

.

БУДНИ КАЗАНСКОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ФЕСТИВАЛЯ-ФОРУМА

Предлагаемая вашему вниманию рецензия была написана в рамках семинара по театральной критике — одного из множества самых разнообразных учебных курсов (от актерского треннинга «Секрет комедии дель арте» до мастер-класса по хакасскому горловому пению), осваевамых участниками проходящего в эти дни в Казани IV международного театрально-образовательного фестиваля-форума «Науруз». По счастливо сложившейся традиции это масштабное мероприятие, чье несколько тяжеловесное название вместе с тем сполна отражает его «многофункциональность», позволяет «семинаристам» и их педагогам дополнять или поверять теорию практикой. Иными словами, фестиваль-форум — вовсе не ради красного словца так себя аттестующий — помимо насыщенных учебных часов для представителей всех сценических (а также околосценических) профессий включает в себя и ежевечернюю программу спектаклей.

Афишу смотра опять-таки никак не упрекнешь в однообразии: от учебной работы гитисовской мастерской Сергея Женовача по «Собачьему сердцу» до наиболее заметных постановок последних сезонов Камаловского театра — инициатора и одного из организаторов форума. Но лучшего варианта для зачина, для открытия фестивальной части «Науруза», нежели венгерский «Бич Божий», устроители, пожалуй, при всем желании не смогли бы найти. И дело тут не только в том, что в центре спектакля Национального театра из Будапешта фигура «великого и ужасного» вождя гуннов Аттилы, чье имя, согласно одной из исторических гипотез, происходит от названия Итиль, т. е. реки Волги, а стало быть Аттила благодаря «Наурузу» в известном смысле «вернулся домой». И даже не в том, что по-настоящему мощное впечатление от предъявленного выразительного и какого-то совершенно особого способа актерского существования стало для нынешнего форума, посвященного театральной педагогике в самом широком смысле этого понятия, еще одним дополнительным коллективным «мастер-классом».

Режиссер Атилла Виднянский Режиссер Атилла Виднянский

СИМВОЛИЧЕСКОЕ СЛИЯНИЕ «БИЧА БОЖЬЕГО» И «НАУРУЗА»

Главным в этом во многом глубоко символическом слиянии «Бича Божьего» и «Науруза» на сцене театра им. Камала являлось, на мой взгляд, другое. Спектакль, недаром собравший в прошлом году у себя на родине целый букет престижных театральных премий, очевидно перекидывает мостки из далекого прошлого в нашу современность, пытается соединить, сопоставить, рассмотреть в едином фокусе эпоху «Великого переселения народов» и те потрясающие современную Европу да и весь мир движения человеческих масс, идей, фобий, свидетелями которых мы являемся каждый «божий» день.

Причем совершается этот сценический синтез, аккурат по поэтической формуле: весомо, грубо (прямо-таки гуннской хваткой!), зримо (может быть, даже слишком зримо — за счет сценографического решения художника Александра Билозуба). Режиссер Атилла (sic!) Виднянский, кстати сказать, так же как и художник Билозуб, «рожденный в СССР», многие годы работавший в Закарпатье и лишь пару сезонов назад «доперемещавшийся» до поста руководителя главного драматического театра Венгрии, несомненно, пытается разглядеть в величественно-трагической судьбе своего исторического тезки некие параллели с судьбой современного европейского художника, зачастую являющегося в одном лице и «транслятором» национального духа, и «гражданином мира».

А в истории гуннов, этого кочевого народа, то ли сгинувшего в пучине истории бесследно, то ли и впрямь положившего основание нынешней венгерской нации (о чем горячо спорят историки), постановщик и театр пытаются найти ответы на самые животрепещущие вопросы нынешней всеевропейской «повестки дня»: о национальной идентичности, о диалоге/противостоянии культур, наконец, о тех вызовах, которые ставят перед человечеством неостановимые миграционные процессы.

.

«ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ „ЧАЦКОЙ“ ДИЛЛЕМЫ»

Мне показалось, что конструкция спектакля при всей крепкости ее режиссерского «станового хребта» все же немного не выдерживает всей громады привносимых в нее «смыслов». И литературная основа, написанная сто лет тому назад в жанре, насколько это можно было понять, своего рода «символистской мелодрамы» пьеса, до поры до времени умело и успешно «маскируемая» на сцене, в конечном итоге все же берет свое. Эффектная — кто бы спорил! — «красивость» финала кажется не то чтобы излишней, но как-то плохо корреспондирующей с тремя предшествующими часами, их эстетикой и философией. Впрочем, о зрителе, который страстно жаждет того, чтобы ему в театре «сделали красиво» создатели спектакля, вероятно, тоже не преминули подумать. Что же до переизбытка смыслов, то это все же куда лучше, чем их полное отсутствие, которое мы, что уж греха таить, слишком часто наблюдаем в театрах Москвы, Казани, да, наверное, и Будапешта...

А «Бич Божий» кроме всего прочего преподал всем увидевшим его «форумчанам» еще один чрезвычайно важный урок. «Как европейское поставить в ряд с национальным?..» — вопрос, которым задался в свое время Александр Андреевич Чацкий, обрел особое, возможно, даже «узловое» значение для многих театров нашей страны и далеко не в последнюю очередь для коллективов, что называется, из «национальных субъектов Федерации». Постановка Виднянского — подчеркнуто венгерская по своему духу и при этом легко и без проблем пользующаяся остросовременным театральным языком европейского театрального «тренда» — продемонстрировала замечательный образец решения «чацкой» дилеммы. Для большинства же представителей театров, собираемых, «окормляемых» и образовываемых на своих форумах театром им. Камала, понимание того, как можно, говоря о своем на языке искусства, быть в равной степени интересным и понятным в любом углу земного шара, является, без сомнения, первостепенным.

«СТОЛКНОВЕНИЕ ДВУХ МИРОВ, ДВУХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ, МИРОВОЗЗРЕНИЙ, ТАК НЕПОХОЖИХ ДРУГ НА ДРУГА...»

А теперь, как уже было анонсировано, рецензия Лейсан Алексеевой:

— «5D Спектакль» — так, пожалуй, назвала бы я постановку «Бич Божий», которую показал на форуме «Науруз» Национальный театр Будапешта. Оглушение всех пяти органов чувств, именно таким, достаточно радикальным образом приглашает в спектакль своих зрителей режиссер. Хотя, слово «приглашает» тут не вполне подходит, скорее, берет приступом, пленяет как древний гунн. Историю о легендарном вожде гуннов Аттиле, объединившем в V веке под своим началом тюркские, германские и другие племена на территории от Рейна до Волги, и рассказывает нам Атилла Виднянский. Режиссер предлагает нам свою версию, основанную на пьесе венгерского драматурга прошлого столетия графа Миклоша Банфи.

.

Зритель находится на сцене вместе с актерами, и это весьма выигрышный прием непосредственного включения публики в спектакль. Еще до начала представления мы видим на сцене огромную повозку, вращающуюся по кругу на двух колесах. Прозрачный символ неумолимого хода времени. На круглой платформе столь же явный символ власти — массивный неподъемный трон из ветвистых оленьих рогов, который по ходу действия будет с грохотом и с видимым усилием лишь едва переставлять с места на место наместник Аттилы князь Берек, но зато потом сам Аттила с легкостью пронесет его на своих плечах. К слову, Аттила (харизматичный Ласло Матраи) появится лишь к концу первого акта, тогда как все задействованные в спектакле актеры с первых минут постоянно находятся на сцене, причем в состоянии неизбывного «включения». И те, кто произносит в данный момент монолог или ведет диалог, и те, кто находятся на противоположной стороне сцены, пребывают в постоянном движении. Статики практически нет, и это еще один из важных элементов «оглушения» зрителей действом: постоянные перемещения актеров, большие объемы текста, музыка, разнообразная и эффектная, а еще резкие звуки, полумрак и иногда вспышки света, «живой» огонь, благовонный дым. Все это вкупе, хотя и несколько сбивая поначалу с толку, постепенно, словно машина времени переносит тебя на 16 веков назад, на стоянку степных кочевников, делящих военную добычу, страшных и прекрасных как хищные звери. В числе трофеев юная чистая дева-христианка Микольт (Ева Трокан), последняя из своего царского рода. Вокруг нее будет разворачиваться основной сюжет: огузский хан Куркут (Денеш Фаркас) хочет обладать пленницей, но легко готов продать ее, соотечественники-христиане хотят выкупить и вернуть царевну на родину, но готовы использовать ее в политических интересах, князь Берик (Лайош Отто Хорват) страстно влюбляется и готов ради прекрасной девы предать своего вождя, и лишь Аттила приходит и молча берет свое. О том, что царевна не ненавидит, а любит Аттилу, можно догадаться уже в ее первом яростном монологе о ловчем соколе вождя гуннов. Птица случайно попадает к ней в руки, царевна убивает ее заколкой для волос. Таким же образом умертвит она потом на брачном ложе и Аттилу, разом ненавидя его и любя.

Спектакль «Бич Божий» — это многослойная композиция, насыщенная символами. Юная дева — это кто? Европа, которую захватывают смуглые варвары? Или «вечная женственность», страстно желаемая всеми и никому не покоряющаяся? Аттила — жуткий варвар, наказание господне... Но он же — олицетворение жизненной энергии, плоть от плоти земли, которая в буквальном смысле сыплется с него, когда он врывается на сцену, а кровь его — гранатовый сок. В финальной же сцене — босой, с распущенными светлыми волосами — Аттила красив как греческий бог или Христос. А вот снующий по сцене загадочный персонаж-трансвестит в ярком исполнении Тибора Месароша — это кто? В парике, с накрашенным лицом, жеманно кривляется и вскрикивает, нарочито перед зрителями растирает уставшие ноги на каблуках, ближе к концу спектакля снимает половину женского платья и заговаривает на современных европейских языках. Образ современной Европы? Еще один чрезвычайно интересный, притягивающий взгляд персонаж — шут Зеркон (исполняемый одним из дуайенов будапештского театра Дьюлой Бодроги), который в виде этакого Оле-Лукойе появляется в середине спектакля как мостик в современные интриги-хитросплетения, или как вечный дух шутовства, игры, а значит, и театра. Ничто не ново под луной, и в мире по большому счету мало что меняется. Об этом говорит и сам Аттила в финале, он умирает, но не слишком сожалеет об этом: всем нам придет время умирать, а жизнь будет продолжаться и без нас, говорит он.

Многое еще хочется отметить в спектакле: и удивительную его музыкальность (сказительница-шаманка — настоящая находка режиссера и актрисы Евы Каналас), и изумительную работу художника по костюмам, сценографа Александра Билозуба (спектакль стильно декоративен, но не маскараден), и, несомненно, удачные актерские работы.

Казалось бы, стандартный набор-приложение к «костюмной» и романтической истории о властителе империи: интриги, заговоры, предательства, борьба за власть, золото, любовная история. Но именно легенда об Аттиле, одной ногой стоявшем на западе, другой — на востоке, делает эту историю интересной для нас. Столкновение двух миров, двух цивилизаций, мировоззрений, так непохожих друг на друга, — это актуальнейший вопрос для современной Казани. Впрочем, он остается таковым уже 400 лет. Премьера прошлого сезона в Камаловском театре «Меня зовут Красный» по роману Орхана Памука ровно о том же — «Сможем ли мы остаться верны своим корням и сохранить себя или будущий мир навяжет нам новую национальную идентичность во имя мира и целостности?», как говорится в описании спектакля «Бич Божий».

Александр Вислов,
руководитель семинара по театральной критике IV фестиваля-форума «Науруз»

Фото: kamalteatr.ru

Александр Александрович Вислов (Москва)

Ведущий российский театральный критик, куратор театральных проектов, преподаватель РИТИ-ГИТИС. Редактор журнала «Вопросы театра». В разные годы член жюри, член и председатель экспертного совета национальной театральной премии «Золотая Маска». Автор многочисленных публикаций о театре. Выступает с устными рецензиями на различных фестивалях.

Семинар по театральной критике Вислова на «Наурузе» посвящен конкретным проблемам: написанию актерских и режиссерских портретов, рецензий в различных жанрах, устному обсуждению спектаклей, технике взятия интервью, театральной аналитике и обзорам, особенностям публикаций в интернет-изданиях и пр.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (26) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    16.06.2016 08:45

    А причем чем тут Атилла и Татарстан? Атилла родом с Высокогорского района или Сабов?

    • Анонимно
      16.06.2016 09:08

      По одной из версий имя Аттила восходит к тюркскому Итиль, Атиль (Волга), и означает «волжанин», «человек с Волги».

      • Анонимно
        16.06.2016 09:57

        Атилла - страна лошадей. прямой перевод. а в целом изучать историю гуннов без знания хотя бы татарского языка - пустое времяпровождение.

    • Анонимно
      16.06.2016 09:25

      С Базарных Матак,наверное.......

      • Анонимно
        17.06.2016 01:31

        Топонимика-Тюрков имеет словосочетаний-Атилла -возможно до Атилла были много названием из Атиль-из Итиль из Волги .Тюрки дали и название ВОЛГА- ЕЛГА- Славяне просили ,что за река и ответ ЕЛГА и вот тебе и ВОЛГА. Слово Атау у Тюрков вместе вырос с молоком матери-и вот Вам Атау-Атил Итиль Идель и воспоминание далекой Родине Итиль -Атилла говорит это наш Родной..Атилла вошел в историю навсегда и весь Западной Европе есть улицы Атилла ,а вот в Казани нет даже имя 1-президента РТ..Действительно Тюрки оседлали Дикого Коня и противостояли 2-м Цивилизации Мира с Востока и Запада. Тюркский Конь прошагал весь Евразийский Континент -и поэтому все слова топонимике Тюркские- Татарские и все.

  • Анонимно
    16.06.2016 09:05

    Да.... нет слов. Теперь еще и Атилла стал нашим земляком. Переписываем историю как хотим?

    • Анонимно
      16.06.2016 09:45

      Конечно,недалек тот день,когда 2000 летие встречать будем....В Казани это запросто....

    • Анонимно
      16.06.2016 11:16

      Что значит переписываем историю.Наоборот,все становится на свои места.Атилла вождь гуннов-тюрков,откуда вышли многие народы в том числе и татары.Как вы не злитесь ,но история встаёт на свои места.Венгры прекрасно это поняли.Венгры-это наши братья.

      • Анонимно
        16.06.2016 13:41

        Не передергивайте историю. Речь о том, что Атилла далеко не выходец из Казани и ее окрестностей, как бы это не старались тут показать. Нечего придумывать и домысливать.

  • Анонимно
    16.06.2016 09:51

    Славутский ушел после первого акта. Убогий не выдержал, понимая, что тут талант...

    • Анонимно
      16.06.2016 11:13

      он много нервничал...

      • Анонимно
        16.06.2016 13:23

        Нет, он досидел до конца, а на другой день был на встрече с Женовпчом. Я сам видел.

        • Анонимно
          16.06.2016 15:02

          Не врите, а. Он ушел в антракте. Супругу одну оставил.
          И супруга же одна была на встрече с Женовачом.
          Очки купите, уважаемый.

          • Анонимно
            16.06.2016 15:36

            Что вы скажите на это? http://kamalteatr.ru/news/8247?locale=ru 4 фотография сверху. Ильшат.

            • Анонимно
              16.06.2016 17:34

              Не заметил, бывает) Но с венгров он точно ушел в перерыве

  • Молодцы венгры! И немцы считают себя тоже потомками Атиллы и этот предок татар заставил встать на колени Папу римского и тот ему навязал наши тенгрианские традиции ,наш тенгрианский крест,а до этого он у христиан был т образным,празднование хоровода вокруг елки в новый год как и у татар праздник нардуган,а до этого была пальмовая ветвь и праздник крещения ,а до этого было омовение только! А мы татары забыли свою историю,дух предков и теперь поклоняемся семитским богам,носим их одежду,учим их язык и считаем что мы как и семиты дети еврея Адама со слов всех татарских мулл! И хотим еще возрождение татарского народа .а вся история и мифология построена на вранье и предательстве! Пока мы не вернемся к своим истокам так и будем вырождаться и прозябать!

    • Анонимно
      16.06.2016 11:12

      Согласен Мурат ака,гунны долго истязали германские племена как и римлян,много остготов,вестготов,свебов и многих других различных германских народов были порабощены и вовлечены в армию Атиллы и естественно многие слились и сроднились,как монголы с русскими и татарами.На самом деле мы все из степей,мы Азия.

      • Анонимно
        16.06.2016 11:39

        Алтай.

      • Не надо болтать! Христианский Рим считал германцев,тюрков,угров дикарями и грабил их,и за это поплатился от Меча Божьего Атиллы ,собравшего во едино порабащенные народы!

        • Анонимно
          16.06.2016 14:59

          Неверно,германцы соединились с римлянами в борьбе с Атиллой ,так как поодиночке невозможно было устоять орде.

    • Анонимно
      16.06.2016 12:00

      Мурат ака когда в Татарстане снимем знатный исторический фильм о наших предках степняках?Спасибо.
      Усманов Аяз.

      • Думаю никогда! Все мечтают доказать что они потомки еврея Адама или в крайнем случае потомки Пророка Мухамеда .и в этом татарские чалманосцы помогают забыть дух предков и историю татар и поэтому целые институты придумывают легенды о тысячелетней Казани,о принятии Сакалибами славянами ислама 1100 лет якобы в Булгаре,который Батый отстроил только в 13 веке и выдумывают что мы Булгары,а не татары,хотя все знают что Булгар вырезал Тимур Аксак,а кто сбежал стали чувашами!

        • Анонимно
          16.06.2016 12:37

          В Булгарстане основное население было истреблено и загнано в рабство.Небольшое колличество сбежало и рассеялось.Большая глупость называть татар предками булгар.Основа татар это половцы,властители степей и позже естественно слияние половцев с монгольскими племенами.Но наши горе историки по политическим мотивам напрочь оттаргают наше родство с монголами.

          • Анонимно
            16.06.2016 13:09

            родство с монголами вы задвинули мощщна. а я смотрю - каждый второй в солнечный день очень подобен монголам.

  • Анонимно
    16.06.2016 14:01

    Некоторые пытаются идентифицировать терр. Татарстана с терр. предыдущих татарских государств, но Татарстан - это лишь 1\5 часть Казанского ханства, 1\20 часть Золотой Орды.
    Предлагаю Гуннскую империю оставить венграм, уграм (марийцам и др.), хотя в этом союзе племен важную роль играли прототюрки.
    Нам как исходная точка татарской истории достаточно более позднего Тюркского каганата (VI век) ; посткаганатских тюркских государств - Дешт-Кипчака (Половецкой степи), Волжской Булгарии, Хазарии ; Золотой Орды ; постордынских татарских государств - Казанского, Астраханского, Сибирского, Крымского ханств, Большой Орды и Ногайской Орды.

  • Анонимно
    16.06.2016 15:20

    "Предлагаю Гуннскую империю оставить венграм, уграм ..."
    У вас есть такое право?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль