Культура 
25.06.2016

Два берега – два мира: Марат Ахметов ответит Даши Намдакову соцреализмом

Памятник фермерам для Дворца земледельцев в стиле ВДНХ 30-х годов изваял скульптор, которого «трясет» от работ бурятского мастера

На противоположном берегу от чаши загса, где завтра официально открывается нашумевшая скульптурная композиция «Он и Она», появится ее полный эстетически антипод, выполненный в соответствии со вкусами сельскохозяйственного ведомства. Эксперты «БИЗНЕС Online» говорят, что и тот, и другой случай объединяет одно — к принятию решений не допускаются профессионалы, из-за чего монументальная практика столицы все больше отдает провинциальностью.

По одному из эскизов скульпторов из Казани будет возведен памятник крестьянину-труженику АПК По одному из эскизов будет возведен памятник крестьянину-труженику перед Дворцом земледельцев

ДВА БЕРЕГА — ДВА МИРА

Ведомство Марата Ахметова неожиданно накануне стало поставщиком новостей о монументальном искусстве. Пресс-служба минсельхозпрода РТ сообщила о заседании комиссии конкурса на лучший эскизный проект памятника крестьянину-труженику агропромышленного конкурса перед Дворцом земледельцев. В обсуждении приняли участие сам Ахметов, его заместители, исполнительный директор ассоциации фермеров и крестьянских подворий Татарстана Гульфира Ризаева, председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев, начальник отдела рассмотрения проектов и городского дизайна управления архитектуры и градостроительства Жанна Белицкая, начальник отдела управления культуры Лилия Зиятдинова и другие. Жюри из допущенных на конкурс 15 работ поначалу выбрало три, а на заседании, прошедшем накануне, особое внимание заслужили два эскиза скульпторов из Казани — Александра Кислова и Равиля Юсупова. Конкурсной комиссией было принято решение о необходимости доработки данных эскизов и повторного обсуждения на заседании.

Размеры и точные сроки установки памятника пока неизвестны, однако пикантности затее добавляет, скорее всего, неосознанное появление как бы двух эстетических полюсов по две стороны от Казанки. Возле центра семьи «Казан» завтра открывается нашумевшая скульптурная композиция «Он и Она» Даши Намдакова, вызвавший широкую дискуссию среди казанцев артефакт современного искусства — смелого и даже отчасти эпатажного. А памятник у Дворца земледельцев, судя по обоим вариантам-фаворитам, будет выдержан строго в духе соцреализма и фильма «Кубанские казаки». Как говорится, пусть цветут все цветы.

СКУЛЬПТОР КИСЛОВ О РАБОТЕ СКУЛЬПТОРА НАМДАКОВА: «Я БЫ НЕ ХОТЕЛ, ЧТОБЫ МОЯ ДОЧЬ ИЛИ МОЙ СЫН РАСПИСЫВАЛИСЬ В ЭТОМ ЗАГСЕ»

«БИЗНЕС Online» побеседовал о проекте с одним из кандидатов на его реализацию, автором скульптуры, на которой изображена крестьянская семья, Александром Кисловым.

— Александр, какая задачу ставили перед скульпторами устроители конкурса?

— Это идея самого министерства, и, насколько я знаю, она возникла в ходе съезда фермеров. Кто-то из них озвучил идею памятника возле Дворца земледельцев, и с этого все началось. Ну а задача была поставлена одна — возвысить и увековечить наше фермерское хозяйство. Необходимо было все отрасли сельского хозяйства запечатлеть в памятнике, который в то же время являл бы собой память о нашем сельском труде, крестьянском, тяжелом, но в то же время почетном труде. Эти задачи я и постарался воплотить.

— Как вы решили стать участником конкурса?

— Довольно просто. Случайно услышал по радио в машине, что будет конкурс, пришел, подал заявку и стал участником, начал делать эскиз, в котором за основу взята семья, потому что в сельском хозяйстве теме семьи отводится особая роль. И самая главная цель композиции — воспитание молодого поколения и работа на земле. Это не просто памятник, который взял и поставил, у него есть смысл. Я поставил перед собой глобальную задачу, и композиция несет в себе воспитательный характер. Несмотря на сложность сельского хозяйства, там должна быть молодежь. Сейчас все те, кто работает в этой отрасли — люди среднего возраста и, конечно, они воспитывают молодое поколение для того, чтобы продолжалась их семейная традиция.

Кстати, помимо скульптуры будет и фонтан, то есть сам монумент будет стоять на фоне струй воды. Вода — это жизнь, и она будет здесь кстати. И потом площадь перед дворцом довольно обширная, рядом Кремль, фонтан там нужен был давно.

— Нет опасений, что подобная скульптура в духе соцреализма вызовет критику искусствоведов?

— Я бы не сказал, что композиция выполнена в стиле соцреализма, хотя эта тема здесь была бы уместна, потому что без него весь этот ансамбль, характер памятника будет просто неподходящий. Если копнуть глубже, сейчас это тема витает вокруг нас. На самом деле мы живем еще там, в том соцреализме, и нынешняя архитектура диктует именно такую трактовку и форму памятника. Другого я там не вижу, и никто не видит, потому что перед таким классическим зданием другого нельзя поставить. Все эти современные формы, которые кругом, они уже настолько надоели.

Ну и скульптуры, которые сейчас украшают Дворец земледельцев, — дерево, конные скульптуры, барсы — все это делал я, и новая работа — это своего рода продолжение композиции. Хотелось бы сделать все одной рукой и закончить ансамбль до конца. Тем более что из 16 проектов и осталось реализовать всего два.

— Не станет ли ваша работа неким ответом модернистской работе «Он и Она» Даши Намдакова, которая расположилась на противоположном от Дворца земледельцев берегу Казанки?

— Когда я их увидел, мне стало не по себе, честное слово. Я даже не знаю, как туда подходить, от них аж трясет. И я бы не хотел, чтобы моя дочь или мой сын расписывались в этом загсе. Что такое искусство? Оно должно воспитывать, нести положительные, а не отрицательные эмоции, а эти работы — это не наше и вообще не искусство. Я не знаю, как это поставили.

ФЕРМЕР МУРАТ СИРАЗИН: «Я ВИДЕЛ ЭСКИЗЫ, ОНИ, В ПРИНЦИПЕ, ВСЕ НАПОМИНАЮТ 30-Е ГОДЫ И ВДНХ СССР»

С инициативой поставить в Казани памятник крестьянину-труженику выступил в феврале на съезде ассоциации фермеров, крестьянских подворий и сельхозкооперативов РТ его участник, руководитель хозяйства в Алексеевском районе Ильшат Гумеров, пообещавший даже оплатить часть расходов. Ахметов инициативу тогда поддержал и сразу указал на территорию перед Дворцом земледельцев как место установки скульптуры.

Причем раскошелиться на него действительно должны члены ассоциации, хотя в ее руководстве и надеются, что это будет только часть суммы. «Я думаю, что установка памятника войдет и в республиканские программы министерства культуры республики. Ну а часть средств, мы так решили, что фермерские хозяйства и крестьянские подворья тоже вложат в эту композицию, — сообщил „БИЗНЕС Online“ председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ Камияр Байтемиров. — Лично каждого крестьянина это ни к чему не обязывает. У нас открыт расчетный счет, куда свой вклад могут сделать все жители республики, и мы надеемся, что вклад будет оказан».

«Я думаю, что прототипом для памятника должен послужить фермер Нижнекамского и Шереметьевского района Константин Чупаев, — таким видит памятник крестьянину известный татарстанский фермер Мурат Сиразин. — Суд вынес решение уничтожить его скот, технику сдать на металлолом, а его выселить с женой-инвалидом за пределы района. А глава района, заявил, что ему наплевать на вышестоящих руководителей и он будет выполнять это решение суда. Чупаев уже 23 года не может получить землю, и чиновники делают все, чтобы его уничтожить. У него высокий рост, 120 килограммов веса, и он бывший спецназовец. Мне кажется, было бы правильнее сделать памятник таким образом: Чупаев стоит с косой, а на шее у него сидит чиновник, с папкой, в очках и показывает пальцем, куда идти косить. Вот на такой памятник я бы с удовольствием дал деньги».

Те варианты, которые предлагает республиканский минсельхоз, Сиразину не нравятся: «А так, я видел эскизы, которые готовы сейчас, и они, в принципе, все напоминают 30-е годы и ВДНХ СССР. Это неправильно. Памятник должен о чем-то говорить, заставлять людей задуматься и прочее. И вот мною придуманный памятник был бы правильнее, потому что сегодня идет массовое уничтожение крестьян чиновниками, поэтому композиция должна отражать эту проблему. Мне кажется, эти скульпторы не поняли идеи, смысла для этого памятника и почему он должен стоять. Такова моя позиция».

«ПРАКТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ СРЕДЫ НАШЕГО ГОРОДА ГЛУБОКО ПРОВИНЦИАЛЬНА»

Эксперты «БИЗНЕС Online» критикуют политику республиканских властей в области монументального искусства и ратуют за возвращение худсоветов.

Зуфар Гимаев — председатель союза художников РТ:

— Я считаю, что комиссия конкурса обязательно должна состоять из профессионалов, а не архитекторов и отдельных скульпторов, которые делают откаты, чтобы поставить очередное безобразие в Казани. Я — за хорошее произведение, которое бы украшало наш город, а не за непонятно какие памятники, которые появляются в последние два-три года.

Махмут Хакимов — скульптор, заслуженный деятель искусств РФ:

— Вы своим вопросом наступили на больную мозоль. Я в этом конкурсе из принципа не пожелал принимать участие, потому что весь этот объект — Дворец земледельцев, со случайно возникшими грифонами, с приклеенными конями, с деревом этим... Там сплошная эклектика, этот объект уже притча во языцех. Он сам уже получил отрицательный рейтинг за то, что там наворочено. И там во дворе еще что-то ляпать... Поэтому я принципиально не участвовал в этом конкурсе.

Должно ли быть обсуждение общественности? А как же! Раньше, в советские времена, даже после того, как был выявлен победитель, обсуждались итоги конкурса! На такие ведущие памятники, как, допустим, в столичном, в областном центре, а уж в столице национальной республики тем более все это должно на самом высоком уровне обсуждаться! А сейчас этот прошлый наработанный опыт никому не нужен. Вы не представляете, кого сейчас в союз художников принимают! Любители, чиновники, которые когда-то в кружок ходили, решают судьбу памятника. Вот до чего дожили! Так что не зря я говорю, что вы наступили на больную мозоль.

Чтобы открыть, нажмите

Ильгизар Хасанов — художник, идеолог центра современной культуры «Смена»:

— Я категорически против принятия таких кулуарных решений. Нигде в городах такое не делается. Я понимаю, когда какая-нибудь корпорация имеет свою территорию и там что-то ставит. Это я понимаю, тогда они могут, наверное, конкурс устраивать, на закрытой территории. Но когда они бесконечно узурпируют город, центр, и только потом выясняется, что это, оказывается, кого-то не устраивает — половину людей как минимум. Мне кажется, тут наша власть просто решила, что она все решает, извините за тавтологию. И ее вообще не интересует, что мы об этом думаем... Но это становится невозможным, когда-то Даши Намдакову дали Чашу ставить... Сначала говорят, что только Чашу, потом выясняется, что еще и скульптуры. Какое-то язычество, то да се... Даже неважен уровень, но сам подход, когда граждане становятся просто никем.

Я художник, который родился в этом центре, улица Федосеевская — моя родная, я там вырос, а вот те, кто там все это делает, откуда они появились, я не очень понимаю. Почему они решают, а меня никто не спрашивает?

Чтобы открыть, нажмите

Гузель Файзрахманова — искусствовед, доцент кафедры градостроительства КГАСУ:

— Практика художественного оформления среды нашего города глубоко провинциальна. Вся монументальная скульптура последних лет, начиная от памятника меценату Асхату Галимзянову или зодчим в Казанском кремле до проектов памятного знака в честь Екатерины II, не вписывается ни в какие рамки современных тенденций развития монументальной, средовой скульптуры. Казань в этом отношении остается только пожалеть. При этом наш город себя позиционирует, в том числе благодаря помощнице президента РТ Наталии Фишман, как инновационный центр с прорывными архитектурными и дизайнерскими проектами, на самом же деле ситуация у нас в этой области весьма печальная.

Я понимаю, что в случае с Даши Намдаковымс проявилась политическая воля руководства республики (или бывшего руководства), являющегося поклонниками таланта этого мастера, поэтому ни у профессиональной, ни у какой-либо другой общественности даже не сочли нужным спросить, насколько эти трэш-фэнтези образы соответствуют пониманию о красоте, добре и зле. Дурным продолжением этой и других историй является и конкурс памятника крестьянину-труженику. Понятно, что сами скульпторы живут в параллельной реальности, ментально они остались примерно в 1982 году, поэтому продолжают ваять произведения свои в эстетике соцреализма, и в советское-то время набившего оскомину. Воспроизведение соцреалистической стилистики в ситуации современного города абсолютно неуместно. Хотя рассуждать о высоких категориях на фоне Дворца земледельцев, для которого предназначены эти «шедевры» тоже смешно: сам дворец, чудовищная с точки зрения даже среднестатистического вкуса постройка, «прославился» среди архитекторов и искусствоведов в российском масштабе.

Рустам Габбасов — скульптор:

— Раньше как было: все, что монументального делалось в городе, независимо от того, скульптура ли это, роспись, мозаика или какой-нибудь монументальный объект — обо всем этом принималось решение художественным советом, а сейчас как такового художественного совета нет, в связи с тем, что у нас художественный фонд вообще как бы не существует. С мнением союза художников вообще мало кто считается. Он решает узкие, корпоративные интересы, это междусобойчик. Из-за этого у нас и развивается такая вкусовщина. Все решает вкус определенных людей, которые решают, что и где воздвигнуть, какие произведения поставить. От этого немножко отстраняют профессионалов. И это, конечно, жалко.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (106) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    25.06.2016 17:18

    Скульптуры замечательные! Чего не скажешь о дворце.

    • Анонимно
      25.06.2016 20:24

      Да дворец тоже хорош. А скульптура - Ахметов старой закалки человек, потому и традиционность выбрал. Мне нравится.

      • Анонимно
        26.06.2016 15:23

        А почему он выбрал статую девушку в тюбитейке,а не в хиджабе и в короткой Юбке и тем более сейчас месяц Рамадан?

        • Анонимно
          27.06.2016 10:34

          потому что гладиолус.
          правильно все выбрано. а статуи с хиджабами в аравии ставьте.

          • Анонимно
            27.06.2016 15:26

            С историей татарского народа не знаком. Один раз в Эмираты съездили и видимо считает, что именно так должны все одеваться.

        • Анонимно
          27.06.2016 12:33

          если Рамадан, так весь мир должен остановиться? Не путайте праведное с грешным.

        • Анонимно
          27.06.2016 15:25

          Хиджаб это привнесенное с востока. У нас так не одевались, это сейчас мода пошла.

    • Анонимно
      25.06.2016 20:29

      Великолепный дворец .Вызывает восхищение.А завистники всегда будут скулить.

      • Анонимно
        25.06.2016 21:17

        На всех последних видеозарисовках о Казани всегда Дворец Земледельцев присутствует. Может быть хорош гнобить все что ни попадя.

        • Анонимно
          28.06.2016 00:54

          между прочим, туристы и просто приезжие хвалят дворец, находят его по меньшей мере необычным

    • Анонимно
      27.06.2016 12:32

      а по мне такие скульптуры любой школьник сделает, видно прям, что некачественно сделано, как будто рука не профессионала...

      • Анонимно
        28.06.2016 00:55

        это уже придирки: ни вы, ни я, ни школьник подобного не сделаем. нужно иметь талант. хотя это пока что наброски

  • Анонимно
    25.06.2016 17:22

    Поздно пить боржом, когда желудок уже испорчен.

  • Бурбаки
    25.06.2016 17:22

    Ну, если к обсуждению вопроса впрягутся профессионалы, то считай, что поставят опять очередной памятник вождю или его приближенным. И к тому, а есть в Казани такие профессионалы, чтобы могли компетентно высказаться. Думаю, для этого они должны быть или по классу такими же скульптурами как и Даши, или искусствоведами мирового уровня, которых знают и почитают, перед авторитетом которых склоняются. А так будет трепотня по принципу, а мне это не нравиться.

    • Анонимно
      27.06.2016 10:36

      основная мысль у них всех- А ПОЧЕМУ БЕЗ МЕНЯ ТО РЕШИЛИ??

      и ничего большего. порулить порешать высказать своё понимаешь....

      • Анонимно
        27.06.2016 12:34

        Да да как будто свое ЧСВ потешить хотят. А на деле большинство ничего не могут предложить или аргументы высказать, так просто воздух посотрясать

  • Бурбаки
    25.06.2016 17:34

    Кстати, сколько было сломлено копий по поводу Дома земледельцев, а теперь у многих фотографов и туристов это здание вызывает восхищение, как совершенно необычно и завораживающее сооружение. Видел фотоальбомы о Казани очень хороших фотографов и отзывы на них, все положительные.

    И еще. Следует давать возможность ставить свои скульптуры, постоят, если не впишется, не понравятся, то можно их перенести, найти им другие места. Чем их будет больше, тем лучше для города. Они ведь сами создают уникальность города. Чем знаменит кот на Баумана, да как скульптура думаю ничем, но ведь привлекает туристов, они снимаются на его фоне.

    И по поводу скульптур Даши. Ну не могу понять тех, кто не видит тут высокое искусство. Тем более из уст художников. Так вам и произведения Сальвадора Дали будут претить. Но если бы у нас были его картины в музее, тут бы толпы туристов со всего мира бы выстраивались. Думаю, что и тут будет такая же история. Поживем еще немного, лишь бы по дурости кто-нибудь чего не сотворил там.

    • Анонимно
      25.06.2016 20:25

      Полностью с вами согласен. По каждому пункту, кроме временных скульптур. На все это деньги нужны и замучаешься общественные возмущения и негодования слушать. Сколько людей, столько и мнений.

      • Бурбаки
        25.06.2016 21:14

        Ну, я не имел в виду, что надо устанавливать все что там налепят. Но и выбрасывать то, что поставили и он стоял, а затем его решили установить на новом месте, более подходящее по композиции. Тут ведь ничего такого разорительного для города. Все в рамках его развития. Думаю, появиться и большой Музей современного искусства в Казани. Какие-то скульптуры могут и туда перебазироваться.

    • Анонимно
      25.06.2016 21:59

      Дык обыватели всосут любую убогость типа сарая землеборцев. Одни колхозники проектировали, другие утверждали, третьи фотографируют и восхищаются. Скульптурные группы такие-же отвратительные и плесневелые от рождения, как и все остальное там. Поэтому Казань никогда и не станет цивилизованным, с урбанистичестой точки зрения, городом. Вертикаль работает, всем радоваться и благодарить солнцеликого.

      • Бурбаки
        25.06.2016 23:04

        Хочу возразить. Многое из того, что было непривычно и резало глаз становиться шедевром. Неужели рисунки того же Пиросмани казались в те времена чем то более, чем примитивными картинками, многие просто вывесками на пивных Тбилиси. Да и сейчас, если не принимать, что это картины знаменитого художника, кто-то из тех, кто обсуждают сегодня творения некоторых художников, также будет высказываться в том же тоне, что и вы.

        • Анонимно
          26.06.2016 23:33

          Это дворец что ль станет шедевром через время? Я вас таки умоляю. Пребывайте и далее в этом святом экстазе, но не пытайтесь этими розовыми романтизмами других убеждать. Смешно звучит, простите. Нравится? Рад за вас. и ваш утонченный вкус

          • Анонимно
            27.06.2016 15:27

            Факт остается фактом. Дворец все же нравится, хоть и вызывает у многих якобы спецов кучу аргументов в отсутствии стиля и прочего. Ничто не обязано нравится всем и всюду.

  • Бурбаки
    25.06.2016 17:38

    И еще по поводу реплики некоего скульптора Кислова, которого уверен знать никто не знает. Увидел его творение. Думаю, я из пластилина эту семью крестьянина еще более реалистичней слеплю. Ни гармонии, ни пластики, и даже композиция какая-то замшелая с чем то-то похожим на мешок на плече у женщины. Это уж точно не произведение искусства. Такие Остап Бендер творил на пароходе в походе за стульями.

  • Анонимно
    25.06.2016 17:47

    17:22 Даши у вас уже авторитетом стал. Ну. ну...
    Сиразин правильно идею выразил. Чётко и ясно. Это жизнь сельчанина 2016 года и последних 25 лет.

    • Я думаю Бурбаки прав раз нет у нас скульпторов нормальных заказ дать надо Даши пусть Костю Чупаева из Шереметьевки изобразит в виде Русского медведя собирающего мед,а Мэра Нижнекамска в Виде хищной птицы,вцепившейся в горло Медведя и пьющей кровь у крестьянина - медведя,а вокруг них надо изобразить страшных шакалов,чтобы народ понял как в Татарстане сегодня трудно быть крестьянином,где один рекет и полная безнадега для крестьян,да и для сельских жителей! Кстати мой коллега фермер Ильшат Гумеров об этом именно говорил,что крестьянина и бандиты рекетировали,и проверяльщики доканывали и памятник нужен потому что больше как умрет наше поколение больше фермеров в Татарстане не будет,правда он тогда не знал что приняли решение заселять все земли китайцами! Я думаю халтуру А ля Соцреализм ставить нельзя! Дворец конечно прекрасный и его портить безвкусицей тем более ничего общего с реальностью не имеющей пустая трата наших крестьянских денег! Думаю если Даши узнает судьбу Чупаева и других фермеров в Татарстане он памятник поставит бесплатно или его выкупят миллиардеры Шаймиевы внесшие вклад в уничтожение колхозов и крестьянства в Республике и подарят городу!

      • Я поясню кто такой Чупаев! Шереметьевка его родовое село из которого он уходил только служить в спецназ,человек без одного легкого,но с женой инвалидом держит 50 коров,200 свиней,14 лошадей,и стадо баранов! Кстати вр всем Шереметьевском поселении более 1200 дворов и только 8 коров.....Чиновники продают земли его в том числе паи под строительство коттеджей вокруг дома и теперь эти жители деревни требуют его выселить со скотом и суд пошел Нижнекамский вместе с администрацией района во главе с Метшиным на поводу у этих горожан построивших тут дворцы и которым теперь его животные мешают,а Метшин вместо того чтобы выполнить указание республиканских властей и дать ему землю в течении 23 лет и построить ему фермы и гаражи для техники решил выполнять преступное решение суда! Слава Богу судебные приставы из Казани отказались его выполнять,так как оно нарушает конституцию и право Чупаева на Труд,на жилье,но сейчас начали вредить ему эти соседи и начали резать колеса у тракторов,в чем лично убедился куратор района главный советник президента Латыпов Айрат вместе с зам предрика района Нигмедзяновым,на поля выливать яды,сливать солярку и засылать бандитов к нему с угрозами. не давно президент РТ посылал своего начальника по обращению граждан Розу Кильдееву,которая заявила что ее позиция и президента такая в деревне должны жить и заниматься сельским трудом крестьяне,а горожане имеющие и в городе жилье и понастрившие коттеджи в деревнях не мешать крестьянам выполнять продовольственную программу! Но Метшину к сожалению никто не указ и Чупаев ему мешает разбазаривать сельхозземли под ИЖС о чем уже делало три репортажа гостелевидение в программе 7 дней и он готов ради этого употребить всю свою власть ,чтобы уничтожить скот,технику и выселить крестьянскую семью инвалидов ,но не понятно куда! Памятник в Казани ,как и герою возле цирка при жизни будет маленькая компенсация за тот беспредел что творят чиновники в Татарстане!

        • Анонимно
          26.06.2016 08:55

          Знаю Константина лично, трудяга, настоящий русский мужик. На таких людях Россия в трудные времена и выживала. Но а пока он никому не нужен. Землю не дают, то сто есть отнимают. Даже Емеля отметился, забрал его участок и построил там дом отдыха с банями и озёрами.

          Держись Костя, здоровья тебе и терпения

          • Анонимно
            26.06.2016 09:20

            Ну неужели те помощники кого посылает президент не докладывают ему какие безобразия творятся в нашем районе?

            • Анонимно
              26.06.2016 18:22

              Я поддерживаю ваше предложение по Чупаеву, я городской человек,но по своим родственникам в селе знаю, что такое сельская жизнь, работаешь с утра до позднего вечера.

              • Анонимно
                28.06.2016 01:01

                Будто бы в городе иначе, если работа ответственная. В селе основная работа механическая, чисто мыслительной и творческой работы почти нет, что накладывает свой отпечаток

        • Анонимно
          2.07.2016 22:29

          Константин Чупаев святой человек! Вся деревня Шереметьевка его знает как честного и хозяйственного фермера. Школьников к экотуризму приобщает, соседи не нарадуются. Обязательно памятник надо ему поставить. А власти почем зря его гнобят, субсидий не дают. У него техника еще с советских колхозов с миру по нитке собрана.

  • Анонимно
    25.06.2016 17:50

    Дворец земледелия- образец безвкусия. Скульптуры- органично его продолжают. Правда и скульптуры у Казана- жуть какая-то. Курить надо бросать!

    • Анонимно
      25.06.2016 20:26

      Очередной архитектор-неудачник пишет, похоже. Они больше всего любят критиковать ввиду своей профнепригодности.

      • Анонимно
        25.06.2016 22:18

        А вы не видите этот кич? Это же коврик с оленями/лебедями на стене, или садовые фигуры гномов/лосей/ежей/грибов.

        • Анонимно
          27.06.2016 10:38

          то что кич сейчас через десятилетие становится образцом стиля...

  • Анонимно
    25.06.2016 18:05

    Минсельхоз занимается памятниками ...

  • Анонимно
    25.06.2016 18:09

    Место и само здание ДЗ, абсолютно не стыкуется с земледельцем. Неоднократно писал и еще повторюсь, ДЗ надо отдать под что-то наподобие - Национальную библиотеку, Дворец детей и молодежи, дом технического творчества и т.д.. А под министерство СХ надо построить рядом с Агропарком здание наподобие колоса.

    • Анонимно
      25.06.2016 21:40

      Согласен на 146%. Может и строить ничего не нужно, хорошо подойдет здания обонкротившихся автосалонов на окраине города поближе к М7

    • Анонимно
      26.06.2016 06:08

      Согласен на 100%! Национальная библиотека со своими бесценными фондами ютится в крайне стесненных условиях в приспособленных помещениях,а чиновники минсельхоза - предводители тружеников сел и деревень,организовывают бесконечные говорильни в полупустых хоромах в самом центре столицы под Казанским кремлем!?
      Министерство сельского хозяйства должно находиться в центре одного из сельских районов рядом с тружениками полей,землепашцами и животноводами.

      • Анонимно
        26.06.2016 20:51

        Все правильно. Был в этом уродливом здании, хоть в прятки играй. Бесконечные коридоры и кабинеты и каждый второй закрыт.

  • Азат Д
    25.06.2016 18:17


    У него засуха, опять караул кричит, каждый год, а он скульптурками занимается.
    Это культур-мультур, можно же было зимой сделать?

    Популист он и баблоосваиватель.

    • Анонимно
      25.06.2016 18:38

      Ну он хоть при деньгах в итоге,а ты строчишь здесь.Правда жизни))

      • Анонимно
        25.06.2016 19:36

        Не бахвалься. На тот свет бабло не утащишь. Итог жизни 2 м2 земли.

      • Азат Д
        25.06.2016 19:40


        Вот поэтому, после Белых, пусть СК сюда заглянет.
        Посмотрят здешнюю правду жизни, чем живут, чем занимаются.

      • Азат Д
        25.06.2016 20:03


        "С таким счастьем и на свободе"(с)
        Милости просим сюда СК. Тут и ехать с Кировской области не далёко, заодно по пути и поля посмотрят, а потом сравнят что по бумагам засеяно и что там с засуха "погубит".

        • Азат Д
          25.06.2016 20:27


          "... засуха "погубит". - за что потом компенсации из бюджета будет выцыганивать.

          • Анонимно
            25.06.2016 21:22

            Слышайте, вы же так хорошо во всем разбираетесь. Почему в нужное русло свою энергию не направите? Простым языком выражаясь, когда делать что-то начнете, а не скулить тут..

      • Анонимно
        25.06.2016 20:27

        СТРОЧИТ И ПОЛУЧАЕТ ЗА ЭТО ДЕНЬГИ. РАЗВЕ НЕ ПОНЯТНО?> Не по доброте душевной и заботе о народе же он тут....

      • Азат Д
        25.06.2016 20:28


        Он на ифтары ходит? Перед Аллахом весь честный такой? или тоже популистикой занимается?

  • Анонимно
    25.06.2016 18:30

    Буряты нам теперь други.

  • Анонимно
    25.06.2016 19:47

    Какие то безвкусные скульптуры!Я понимаю что дворец земледельцев,но как то это все смотрится по колхозному!Неужели нельзя было как то посовременнее сделать?Анахронизм какой то.

    • Анонимно
      25.06.2016 21:23

      Стекляшками все завесить, высоток понастроить? Что в вашем понимании высокий архитектурный стиль?

      • Анонимно
        26.06.2016 10:30

        Примитивно мыслите.Современная архитектура не ограничивается высотками из стекла и бетона.

      • Анонимно
        27.06.2016 12:38

        В любом случае, что не построить, найдутся противники. Нельзя всем угождать.

    • Анонимно
      27.06.2016 12:37

      земледелие это и есть колхоз, уважаемый

  • Анонимно
    25.06.2016 20:16

    в третьей столице дацана нет...это оскорбительно для бурятов-монголов.

  • Анонимно
    25.06.2016 21:09

    Надо Чупаева в оковах-кандалах изобразить,и гордо поднятой головой!С большой надеждой смотрящий вперед и написать слова Ли Куан Ю..как нужно поступать с друзьями-жуликам!!!.знакум

    • Уважаемый Знакум! Вы бы видели руки этого крестьянина! Когда в администрации Нижнекамска решили что он сумашедший ,так как все из деревни бегут,а он дурак скотину держит столько сколько в районе все остальные и его с омоном повезли на суд автоматчики,но не одни наручники не застегнулись на его руках! После суда признавшего что его надо везти в Казань на месяц в психушку он всем сказал что он никуда не поедет и кто будет применять силу или оружие то он сказал что служил в спецназе и туда сумашедших никогда не брали,а ему надо доить и кормить скот. И автоматчики видимо его сослуживцы по роду войск в запасе его привезли домой и решение суда тоже не выполнили! На него кандалы одеть не возможно и поэтому говорят что начали собирать деньги на киллера! Купить,запугать таких людей не возможно и таких можно только убить! Что и делает Метшин и К0 пока только морально и через продажных судейских! Хотя в понедельник намечены в Нижнекамском районе кадровые перестановки и думаю у Рустам Нургалеевича терпение скоро лопнет и он уже на последней сессии Нижнекамска показал желтую карточку ,что Метшин не занимается МСБ и фермерством и поголовье скота падает в районе и если есть скот то только благодаря Чупаевым,а не Метшинам!

      • Анонимно
        26.06.2016 03:23

        Серьезные обвинения, думаю должны последовать иски в суды, если обвиняемые не согласны.

        • Анонимно
          26.06.2016 13:06

          Не последуют иски,так как они все любят тишину и хотят мутить по старому в своем болоте,им зачем нужно чтобы на суды слетелась вся журналистская рать и тем более там все их проделки вылезут наружу с Чупаевым и с землей вокруг его дома.

  • Анонимно
    25.06.2016 21:29

    Не прав СИРАзИН : не один фермер Чупаев сегодня без земли. Сегодня действует закон что для ведения фермерского хозяйства земли выделяются на публичных торгах и по рыночной арендной стоимости. Так что получить землю при всем желании фермер не захочет. Так как арендная плата за кусок земли до сотни тысяч рублей доходит. На одной арендной плате разоришься. Вот такие дела. Удачи ФЕРМЕРАМ...

    • К сожалению Вы правы! Поэтому я и предлагаю депутатов и чиновников придумавших торги и закон для крестьян изобразить на памятнике шакалами и стервятниками Намдакову! Я думаю он их изобразить сумеет во всей красе его таланта!

  • Анонимно
    25.06.2016 21:33

    Дворец стал одной из изюминок Казани , всех гостей приводим и к нему тоже. Проекты скульптур в стиле соцреализма нужно ставить на ВДНХ там среди сталинского реализма они будут к месту . А около дворца хорошо станет "Хранительница" или что то оригинальное

  • Анонимно
    25.06.2016 21:41

    да Ахметову есть чем заняться только вот село под его руководством развалено полностью

    • Анонимно
      26.06.2016 03:26

      Село под руководством Ахметова получило огромное развитие, если есть сомнения советую выехать в соседние регионы.

  • Анонимно
    25.06.2016 22:05

    Мдаа, насколько я в восторге от скульптур Намдакова, настолько же в шоке от "соцреализма". Особенно семья с мальчиком акробатом впечатлила, законы физики скульпторам неведомы.

  • Анонимно
    25.06.2016 22:11

    "Хранительница", Намдакова и другие его творения-космос по сравнению с этими "шабашками", которыми решили "украсить" дворец... Это вообще не искусство, нет ни композиции, ни движения, нет даже правильных пропорций. Для чего это? Раньше такие стояли в провинциальных городишках, сделанные из гипса. Хотя они были лучше продуманы...

  • Анонимно
    25.06.2016 22:36

    надоели эти соцреалистические пампушки - хваааааатит!

  • Анонимно
    25.06.2016 23:25

    Я думаю эти скульптуры выставленные на конкурс,навевают некой архаичностью.Всё это мы уже проходили в недавнем прошлом. Здесь нужно что то другое, одновременно простое, но выразительное. Можно изобразить пахаря и мощного коня с плугом вспахивающих землю. Что ещё может быть значимеым более этого процесса. Ведь и праздник сабантуй празднуется после всех полевых работ. А сабан с татарского переводится как плуг. Думаю найдётся достойный скульптор, который сможет всё это воплотить в своём творчестве!

  • Анонимно
    25.06.2016 23:55

    Марат Ахметов молодец! Есть деньги - и в дело пускает. Просто нет слов. Афарин! Настояший министр и деятель!

  • Анонимно
    26.06.2016 01:20

    Файзрахманова из КГАСУ благодарна Фишман или считает, что и она ничего не привносит? Непонятно

  • Анонимно
    26.06.2016 02:10

    Надо больше треша и ада!!!

    Скульпторы, архитекторы - жгите дальше

    • Анонимно
      27.06.2016 15:29

      Предложите свое, у вас ведь такой утонченный аристократический стиль....

  • Анонимно
    26.06.2016 06:44

    У нас в республике сельское хозяйство развито. Увидев здание,приезжие подумают так.. Аш деньги некуда девать. А че городским, им это .."красота".

  • Анонимно
    26.06.2016 07:25

    Надо спросить мнение советника Фишман... Интересно? Духу не хватит. Для власти культура и современная культура выглядят именно так.

  • Анонимно
    26.06.2016 09:00

    Голосуем за памятник Константину Чупаеву

  • Анонимно
    26.06.2016 09:01

    Уважаемый Сиразин, неужели вы не можете донести проблемы Чупаева до своего босса ахметова, или он не хочет услышать вас, занят важными делами

    • Все читают Бо начиная от президента и министра кончая уборщицами Нижнекамской администрацией! Все признают ,что он соль земли и работяга каких надо поискать! Но тут замешаны интересы Емельянова ,главы Елабуги,который на Чупаевских паевых землях построил очередной себе банно развлекательный комплекс куда бомонд ездит отдыхать и интересы Мэра Нижнекамска затронуты,который продает земли сельхозназначения Нижнекамской верхушке вокруг дома Чупаева! Поэтому я думаю президенту или трудно сделать решительный шаг или его окружение кого он посылают разобраться с чиновниками мешающими Чупаеву работать ему не докладывают как все обстоит на самом деле! Ну раз я пишу тут,значит Ахметов и Байтемиров в курсе ,но не могут ничего сделать,кстати и мне тоже земельная мафия не регистрирует землю и Марат Готович письменно не раз давал команду решить вопрос вместе с президентом,но мафия плевала на них!

      • Анонимно
        26.06.2016 09:52

        Что-то мутновато в ваших обьяснениях уважаемый Мурат. Что за такая мафия, которая не слушает даже президента?. И почему Чупаев не подает в суд, если на его законных землях кто-то что-то построил?. Морально я на вашей стороне и на стороне Чупаева, но есть еще и закон. Как говорится- Платон мой друг, но истина дороже..Может "мафия" и наглая, но на их стороне не только наглость, но может они еще правы и по закону?

        • Уважаемый аноним ! Чупаев все суды выигрывает , более того менты которые без санкции у него проводили обыск уволены и даже есть письменное решении комиссии Госсовета во главе с Хадеевым немедленно выделить землю Чупаеву от 15 февраля этого года! Когда он недавно обратился к президенту Путину,ему из аппарата позвонили и долго беседовали ,и не верили ,что такое может творится в Татарстане! И говорят в ближайшее время приедет комиссия из общественной палаты при президенте РФ. У него все на руках бумаги на землю готовы и он все эти годы платит налог на землю на них и обрабатывает их и пасет на них скот,но власти района просят его им их дать им ,так как они все потеряли якобы свои экземпляры как и мои бумаги тоже! Кстати по Емельянову к Чупаеву подходили бандиты и просили отозвать иск по главе Елабуги и сказали бесполезно с нами тягаться тебе и он суд проиграл Емельянову, так как бандитов послал лесом! А мафия земельная создана еще при прежнем президенте и Семине и у нее власть,деньги и весь преступный мир с ними! И повторяю новый закон Госсовета противоречит закону 79 РФ и полностью написан под диктовку земельной мафией ,где нас крестьян лишили права брать землю без торгов и заставляют брать ее по рыночной цене,а птенцы Шаймиева и Семин сам все купили земли по бросовым ценам и сейчас на ней выращивают бурьян и березы или сдают в субаренду крестьянам как и на тех что выделили мне,но не регистрируют!

          • Анонимно
            26.06.2016 10:33

            Долбите тогда через Москву и удачи вам..

            • Не надо через Москву все решать! Думаю нужно просто помочь нашему все народно избранному президенту победить и суррогатную,и земельную мафию и выгнать тех судей ,оборотней в погонах и чиновников из республики кто на них работает! Нужно не менять Руководителей ,а их заставлять работать в интересах народа,который их избрал и для этого существует четвертая власть независимые СМИ,кого они и боятся и на которую должен опираться наш президент и прокурор в Борьбе со всеми мафиями!

              • Анонимно
                26.06.2016 12:15

                Уважаемый М . Сиразин ! Всегда интересно читать ваши комментарии и полемику ! Человек вы не равнодушный душой болеете за фермеров . Тем более все на своём опыте попробовали . Но как говорил К.Прутков - зри в корень . Большевики победили с лозунгом : Земля -крестьянам . В ноябре 1918 подписан декрет о земле , а уже в феврале подписано постановление ВЦИК о социализации земли , где п 1. Отменяется право собственности па землю навсегда . С тех пор мало чего поменялась . Сколько законов , постановлений принято , а на деле ничего хорошего . Есть решение президента , но на местах не выполняется . Значит надо власть уподобить , виноватых наказать и т. д . судя по памятникам , салютам , авиационным шоу , деньги в стране есть . Но деревни умирают . Кто будет на земле ? Выпускники школ бегут из деревни как черт от ладана . Дачники плодятся в деревнях , как саранча . Им нужен покой и тишина , работать они небудут . Китайцы приедут и добьют остатки деревень а, а мы будем таблицу Менделеева кушать , онкоцентры строить . Лучшим памятником Чупаеву будет оформление ему земли и помочь ему с фермой . И не мешать ему работать ! Не плохо бы чиновникам почитать Салтыкова - Щедрина повесть о том "как один мужик двух генералов прокормил " как будто сейчас писал . А памятники сначала ставят , потом сносят . Вот уже и барону Маннергейму в Питере установили ,

  • Вообще то статья про памятник! Я думаю 90 % татарстанцев имеют корни в деревне и мне кажется к памятнику люди должны приносить цветы вспоминая своих предков! Кого то расстреляли большевики,кого то со слали в Сибирь как кулаков,кого то замучили в колхозе трудоднями без паспортов, у кого то все отобрали при Хрущеве,кто то сбежал из деревни в город при Брежневе,а кого ты выжили инвесторы дружки Шаймиева! Вот в Питере есть памятник чухонской (финской) крестьянке с крынкой молока,которые по льду финского залива несли молочку в голодающий Питер и там всегда цветы от потомков выживших Ленинградцев! Сегодня другая напасть вместо натуральных продуктов власти пичкают татарстанцев химией и суррогатами, Сегодня нужен памятник тем 800 фермерам Татарстана кто вопреки всем мафиям делает натуральные продуты и тем кто сгинул в советские годы, оставив на земле благодарное потомство! Почему власти миллиарды тратят на восстановление семитских храмов вместо того чтобы помогать таким как Чупаев,хотя все они не едят те суррогаты молочку из мела и пальмы и колбасы из ГМО сои чем пичкают и травят народ! Памятник должен быть,но не те карикатурные персонажи что выставлены на конкурс! Возьмите памятник Мусе Джалилю! Он ведь не поставлен с ручкой в руках или в фашисткой форме офицера вермахта кому он присягнул. Он голый рвет колючую проволоку и завет нас вперед! А куда зовут эти плясуны из ТВ наших псевдоскульпторов? Не умеешь лепить лучше не морочь голову комиссии! Мне кажется всех конкурсантов надо прогнать от дворца земледельцев поганой метлой и назначить конкурс снова и победить должны к то в теме к5ак обстоят дела! Я помню Путина спросили как Вы относитесь к Сталину? Он сказал раскрестьянивание страны ему простить нельзя! Но этот процесс в Татарстане только набирает силу!

    • Анонимно
      27.06.2016 10:41

      кстати про Шереметьево у меня там прадед работал учителем в каком то некрасовском училище...или это не то Шереметьево?)

  • Анонимно
    26.06.2016 12:25

    Нормальные скульптуры, правильные, ставьте.

  • Анонимно
    26.06.2016 14:14

    Можно в каждой деревне поставить по памятнику , легче фермеру от этого не будет . Вот Ленину в каждой местности по памятнику , что легче простому человеку. ? Не слова нужны ,а дела . Законы должны работать ,а все обязаны их исполнять , всего то лиш.

  • Анонимно
    26.06.2016 17:44

    Скульптуры ужасные, на уровне школьной работы времен соцреализма, особенно поразила первая, где представлены отец, мать и сын. Как, скажите как можно держать ребенка на вытянутой руке??? Папаша что - эквилибрист вместе с ребенком? А на третьем фото эскизной работы у ее "героев" ну такие замученные лица, особенно у старика, ощущение такое, что этих людей раскулачивать ведут.

  • Анонимно
    26.06.2016 18:21

    Я не анонимно. Рыговский Владимир Николаевич, учитель.
    Вождь китайской революции и китайского государства Мао Дзе Дун говорил "Пусть цветут сто цветов!" Но, конечно, такому приличному капиталистическому изданию, как эта газета не очень уместно цитировать китайского коммуниста и про цветы можно сказать как бы от себя....... Только ведь никто не поймёт, с чего бы это у журналиста в статье цветут цветы. Благодарить не надо. Дарю.

  • Анонимно
    26.06.2016 19:01

    Самая лучшая скульптура - развалившаяся избушка, и на скамеечке дед и бабка, измученные сельским трудом. А в сторону дворца из избушки бежит молодой паренек.

    • Анонимно
      27.06.2016 22:32

      Будь бы сейчас 19 век - было бы актуально, но сейчас начало 21-го века. Сельская работа давно не такая сложная, а перетекание населения в города - естественно.

  • Я вот подумал и решил предложить ради экономии средств забрать с дачи Шаймиева Хранительницу и поставить перед дворцом земледелия и написать : Фермер которого все обижают!

  • Анонимно
    26.06.2016 21:35

    Притча на заметку: Однажды ко льву пришла собака и вызвала его на бой. Но лев даже внимания на нее не обратил. Тогда собака заявила: - Если ты не будешь со мной драться, я пойду и расскажу всем своим друзьям, собакам, что лев меня боится! На что лев ответил: - Пусть лучше меня осудят за трусость собаки, чем будут презирать львы за то, что я сражаюсь с собаками!

  • Анонимно
    26.06.2016 22:00

    Ни один эскиз просто не подходит. Не ставьте и не позорьтесь. Тот, что с ребенком на вытянутой руке - полностью не учтена механика рработы руки человека. В таком положении ни один нормальный человек ребенка не держит. да и не сможет долго. А если не долго - то для чего ребенка так выставил? уронить хочет? а защита прав ребенка ка? да и не несет смысловой нагрузки скульптура. Почему одие ребенок? Почему женщина в праздничном татарском одеянии. Она кто - крестьянка, или жена приказчика. В общем, эта скульптурка - явная халтурка. Лень дальше печатать, но за идею продолжу. Вторая значится скульптура - где стоят такме потерянные некие неандертальцы. Смотрят порознь, отчуждение, понимаешь, проскальзывает. Смысловой нагрузки - ноль. Скукота, в общем, и тоже халтурка. Ай-яйяй! Ну третья. Рука мастера чувствуется, силен. Но идея какая. Напоминает аутодафе, ссожение еретиков Святой Инквизицией. И лица такие суровые, не до шуток, понятно. У столба все как бы стоят. В общем, безыдейность имеет место быть. Таким образом, конкурс надо продолжить. А если министру невтерпежь, то пусть себя поставит. А то, что невтерпежь, увы, проскальзывает. На прощание, так сказать. А по дврцу земледельца - уберите сухое дерево. Это и эстетически жутковато. Да и любой специалист по фен-шуй энергетике скажет, что Такое может притягивать только Негатив и Засуху. Убрать его надо, и конкурс провести, чем заменить такое редкое убожество. Все! Устал. Гражданский долг исполнил.

  • Анонимно
    27.06.2016 08:35

    По-моему, совершенно не подходящие к месту скульптуры. Выглядит не очень, с дворцом абсолютно не сочетаются.

    • Анонимно
      27.06.2016 22:31

      Это пока что только концепт, видно будет что получится в конечном счете. С хранителями не подвёл.

  • Анонимно
    27.06.2016 11:43

    Честно говоря, неплохо бы узнать мнение жителей Казани по поводу установок подобных композиций. Я "за" искусство, в любом его проявлении. Но вот честно, монстрики Намдакова куда симпатичнее парочки в национальных костюмах и, с парящим против всех законов физики, младенцем с верхнего фото. Именно в таких нарядах крестьяне выходят в поля и на фермы, радостно отплясывая при этом "Апипу" под гармошку. Не позорьте себя и народ, соц. реализм - это не убогое подобие "Рабочего и колхозницы", а серьезное направление в современном искусстве.

  • Анонимно
    27.06.2016 20:13

    Мы, по-моему все живем в параллельной реальности даже по отношению к себе...

  • Анонимно
    28.06.2016 08:32

    Своих мастеров,скульпторов,художников,декоративщиков растить, оплачивать,поддерживать не хотят,застряли в застойных годах в своем отношении к искусству! На безрыбье проект псевдо колхозников а-ля 1975-2016г на набережной ,девушки с веслом и пловаца с кальяном это в духе прогнившего союза художников РТ!Политическая воля, бюджет,амбиции,тренд,местечковая потребность в мировой масштабности,отсутствие вкуса и чувства,знания собственной истории,ощущения сопричастности к своему аутентичному первоисточнику в искусстве-результат Шабашки,шедевры,монстры,колхозники для истории президенства!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль