Конфликт с Турцией 
28.06.2016

«Конфронтация с Россией выводила Турцию на уровень рисков, чреватых войной»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, насколько сложным будет примирение Москвы и Анкары и кем теперь считать Эрдогана: прагматиком или слабаком

Публичные извинения Эрдогана перед Путиным за сбитый 7 месяцев назад Су-24 оживили фондовый и туристический рынок, укрепили рубль и раскололи экспертное сообщество. Что вынудило непримиримого президента Турции пойти на признание ошибок перед Москвой: политический тупик, поражение в Сирии, Brexit или усталость и слабость? Комментируя «БИЗНЕС Online» сенсационное событие, аналитики предрекли как скорое восстановление отношений двух стран, так и их военное столкновение.

Президент Турции Реджеп Эрдоган оправдал ожидания своего российского коллеги: он извинился Президент Турции Реджеп Эрдоган оправдал ожидания своего российского коллеги: он извинился Фото: kremlin.ru

«Я ХОЧУ ЕЩЕ РАЗ ВЫРАЗИТЬ СВОЕ СОЧУВСТВИЕ И ГОВОРЮ: ИЗВИНИТЕ»

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган оправдал ожидания своего российского коллеги Владимира Путина: он извинился. Причем сделал это публично, перед лицом всей цивилизованной ойкумены, и именно за то, в чем больше всего винила его Москва, — за сбитый бомбардировщик Су-24. С первых же дней трагического ноября 2015 года, смертельно поссорившего два некогда дружественных государства, Путин твердил, что, к сожалению, «не слышит от высшего руководства Турции ни внятных объяснений по поводу произошедшего, ни предложений по возмещению ущерба, ни обещаний наказать преступников за содеянное». Теперь, с опозданием более чем на полгода, президент РФ все это услышал. К каким последствиям это приведет, пока затрудняются сказать самые изощренные политики.

Турция анонсировала свои извинения загодя, за несколько часов до публикации покаянного письма, как будто готовила для своего геополитического партнера приятный сюрприз, но не желала раньше времени снимать с него шелестящую фольгу и атласную ленточку. Вначале вице-премьер эрдогановского правительства Нуман Куртулмуш загадочно заявил, что в настоящее время «наблюдается ускорение в шагах по улучшению отношений между Турцией и Россией». Следом за ним новый турецкий премьер Бинали Йылдырым подтвердил: «Есть прекрасные результаты в этом направлении, в ближайшее время я поделюсь с народом информацией о них». Об этом 27 июня растерянно рассказало правоцентристское турецкое издание Aksam. Наконец, в тот же день официальный сайт президента РФ неожиданно сообщил, что в адрес Путина поступило письмо Эрдогана, в котором «турецкий лидер выразил свою заинтересованность в урегулировании ситуации, связанной с гибелью российского военного самолета».

Тут же были приведены красноречивые отрывки из эрдогановского послания. Как рассказал сайт kremlin.ru, Эрдоган заверил своего высокопоставленного адресата, что у его страны «никогда не было желания и заведомого намерения сбить самолет, принадлежащий Российской Федерации», поскольку для Анкары Москва остается другом и стратегическим партнером. Когда же бомбардировщик был все-таки сбит, Турция предприняла шаги, чтобы загладить нечаянную вину.

«Взяв на себя все риски и приложив большие усилия, мы забрали тело погибшего российского пилота у сирийских оппозиционеров и привезли его в Турцию, — говорится в письме. — Организация предпохоронных процедур была проведена в соответствии с религиозными и военными процедурами. Вся эта работа была проведена нами на уровне, достойном турецко-российских отношений. Я хочу еще раз выразить свое сочувствие и глубокие соболезнования семье погибшего российского пилота и говорю: извините, — пишет Эрдоган. — Всем сердцем разделяю их боль. Семью российского пилота мы воспринимаем как турецкую семью (подразумевается семья командира Су-24, подполковника Олега Пешкова, — прим. ред.). Во имя облегчения боли и тяжести нанесенного ущерба мы готовы к любой инициативе».

По нескрываемо горькому тону и содержанию письмо Эрдогана выглядело настолько удивительным, что некоторые мировые информагентства, особенно на Украине, поспешили усомниться в его подлинности. Однако уже через несколько часов после обнародования «эпистолярной переписки в верхах» эрдогановский пресс-секретарь Ибрагим Калын подтвердил: да, это наше письмо, слово «извините» там употребляется. После 7 месяцев холодной «русско-турецкой войны» Анкара официально выразила сожаление в связи с гибелью российского пилота, приносит соболезнования его семье и близким и надеется на прощение.

Последним, кто подтвердил авторство письма, стал сам Эрдоган. «Мы предприняли шаги, чтобы убрать этот негатив из наших отношений», — объяснил он поздним вечером 27 июня.

Российский бомбардировщик Су-24 бы уничтожен 24 ноября 2015 года во время боевого вылета в небе Сирии Российский бомбардировщик Су-24 бы уничтожен 24 ноября 2015 года во время боевого вылета в небе Сирии

«ДЛЯ ОТПЕВАНИЯ ТЕЛА ПИЛОТА БЫЛ ПРИГЛАШЕН ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЬ»

О российском бомбардировщике Су-24, уничтоженном 24 ноября 2015 года во время боевого вылета в небе Сирии, написано столько, что напомнить об этом инциденте стоит лишь в самых общих чертах. Согласно турецкой версии, русский самолет нарушил воздушное пространство Турции, после чего был сбит ракетой «воздух-воздух» с истребителя F-16C. Однако упал он почему-то на территорию Сирии, что косвенным образом подтверждало российскую версию о том, что Су-24 на самом деле ничего не нарушал. Оба летчика, командир экипажа Олег Пешков и штурман Константин Мурахтин, успели катапультироваться, однако подполковника Пешкова расстреляли еще в воздухе сирийские туркоманы. Видео с его мертвым телом и галдящими вокруг него людьми в камуфляже долго гуляло потом по всемирной паутине, собирая как сочувственные, так и кощунственно-одобрительные отклики.

Путин, как известно, отреагировал жестко, назвав действия Анкары «ударом в спину». Российско-турецкие отношения, выстраиваемые годами и казавшиеся такими прочными, начали рваться по швам. По рекомендации Ростуризма туроператоры приостановили продажу путевок в Турцию, с января этого года был заморожен безвизовый режим с Анкарой. В результате постояльцев в турецких отелях, как говорят, стало на 40% меньше. Затем последовали продуктовое эмбарго, вычеркнувшее с ценников в российских магазинах турецкие овощи, фрукты и мясо птицы; составление черного списка турецких компаний, которых «попросили» уйти из России. От политики санкций едва ли не больше всех российских регионов пострадал Татарстан, где доля турецких инвестиций до конфликта составляла 25%, или $1,5 миллиарда. Наконец, умер, так и не родившись, «Турецкий поток». По разным оценкам, суммарно связка «Южный коридор» — «Южный/Турецкий поток» стоила «Газпрому», т. е. частично и бюджету РФ, примерно $15–18 миллиардов.

Впрочем, потери Анкары тоже были настолько чувствительны, что турецкий фонд социально-экономических и политических исследований оценил их в $11 миллиардов. И это только то, о чем можно говорить официально.

Все это время Эрдоган, упорно отказываясь извиняться перед Кремлем, все-таки делал некоторые шаги в сторону примирения. Так, выступая спустя несколько дней после трагедии перед своими национальными СМИ, президент Турции подчеркнул, что тело убитого российского пилота было передано Москве с воинскими почестями. «Мы предлагали им доставить тело их пилота в Россию нашей собственной авиацией, — рассказывал тогда Эрдоган (речь турецкого лидера воспроизводится в переводе „БИЗНЕС Online“прим. ред.). — Но российское руководство не согласилось. Они сообщили нам, что хотят выслать свой самолет и так забрать тело. Наши Вооруженные силы это пожелание противоположной стороны, конечно же, исполнили. Для отпевания тела пилота был приглашен православный священнослужитель, религиозные обряды были соблюдены».

Также президент Турции постоянно настаивал, что его ВВС до последнего момента не знали, что имеют дело с российским самолетом, а если бы знали, то «форма предупреждения и срок могли измениться». «После инцидента в регионе Вооруженные силы стали более внимательными, — уверял своих журналистов Эрдоган. — Мы должны проявлять бдительность в отношении нарушений воздушного пространства, которые могут быть со стороны Сирии. Самолет не реагировал на предупреждения, неясно было, какого он государства».

По словам Эрдогана, Россия и до этого неоднократно нарушала турецкое воздушное пространство. Но, когда разговор об этом поднимался на дипломатическом уровне, туркам отвечали: «Пилоты не очень хорошо знают английский язык, вышло недоразумение (неправильно поняли)».

Однако российское министерство обороны категорически отрицало саму возможность того, что сбитый Су-24 хотя бы на несколько секунд залетал в небо Турции. В подтверждение своих слов силовики предоставили запись полетов в зоне поражения бомбардировщика. Зато, согласно словам главнокомандующего ВКС России Виктора Бондарева, турецкие F-16C были подняты в воздух заблаговременно и в течение 1 часа 15 минут дежурили в зоне инцидента на высоте 2,4 тыс. метров. То есть готовились «действовать из засады».

«Мы предлагали им доставить тело их пилота в Россию нашей собственной авиацией. Но российское руководство не согласилось. Они сообщили нам, что хотят выслать свой самолет и так забрать тело» «Мы предлагали им доставить тело их пилота в Россию нашей собственной авиацией. Но российское руководство не согласилось. Они сообщили нам, что хотят выслать свой самолет и так забрать тело» Фото: mil.ru

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ: ЭРДОГАН ДОЛЖЕН ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УГРОЗ КРЫМУ

Фехтование «версиями» и продуктовыми эмбарго закончились в одночасье 27 июня, когда Эрдоган прислал «письмо надежды» Путину. Интересно, что этот шаг совпал с началом суда над убийцей Олега Пешкова, террористом Альпарсланом Челиком, в турецком городе Измире. При этом самого Челика, обвиняемого в нарушении закона об оружии, освободили под подписку о невыезде прямо в зале судебного заседания. «Арест как мера пресечения на время судебных слушаний отменен», — объясняют в Турции. Обвинение в убийстве подполковника российских ВКС подсудимому до сих пор не предъявлено, но, вероятно, за этим дело не станет. Также турецкая сторона объявила о готовности выплатить за сбитый самолет компенсацию. Уже на этой неделе в Сочи ждут главу МИД Турции Мевлюта Чавушоглу, который обсудит нормализацию отношений со своим российским коллегой Сергеем Лавровым. По некоторым, пока не подтвержденным сведениям, в ближайший месяц нанести визит в Турцию может и президент РТ Рустам Минниханов.

Между тем первым, кто поверил в искренность Эрдогана, оказался российский рубль: его курс вернулся к укреплению против доллара, как только «письмо надежды» было обнародовано. Как следовало из данных Московской биржи, отечественная валюта, которая до этого традиционно проигрывала американской свои 5–10 копеек, сразу же поползла вверх на 14 копеек. Курс евро при этом упал до 71,74 рубля.

Таким же оптимистом выглядел и первый зампред комитета Госдумы по экономической политике и глава подкомитета по туризму Михаил Емельянов, который заявил СМИ, что авиасообщение РФ с Турцией может быть восстановлено очень быстро.

«Турция нам нужна как партнер, но Турция, которая не играет в двойные игры и не всаживает нож в спину, — цитируют политика российские информагентства. — Поэтому, если турки действительно пересмотрели свою позицию, извинились и готовы к компенсации, думаю, восстанавливать отношения можно в полном объеме, в том числе и в области туризма. Этот вопрос можно решить очень быстро, технически восстановить полеты можно очень быстро».

Обвинение в убийстве подполковника российских ВКС Альпарслану Челику до сих пор не предъявлено Обвинение в убийстве подполковника российских ВКС Альпарслану Челику до сих пор не предъявлено

Как считает парламентарий, восстановлению подлежат не только полеты. «Если он (Эрдоган прим. ред.) действительно принес извинения и выполнит все обязательства, то, конечно, надо восстанавливать отношения в полном объеме, поскольку Турция нам тоже очень нужна не только как экономический партнер, но и как политический партнер», — предполагает Емельянов.

«А нужно ли нам это? — усомнился в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“ Ян Зелинский, член комитета Госдумы по международным делам. — Надо ли нам поднимать чужую экономику, когда у нас есть Крым, есть свои фермеры и прочее? Те самые фермеры, которые готовы развиваться и только и ждут, чтобы государство им хотя бы не мешало. Да, дружить с Турцией надо. Но при этом следует руководствоваться своими национальными интересами. Вот китайцы — молодцы: они дружат только с теми, с кем выгодно...»

В упомянутом Зелинским Крыму, кстати, не сильно опасаются возобновления авиасообщения между Турцией и Россией. «Я думаю, что на нас это никак не отразится, — прокомментировал „БИЗНЕС Online“ Заур Смирнов, председатель госкомитета по делам межнациональных отношений Республики Крым. — Из 140 с лишним миллионов россиян всегда найдутся те, кто выберет Крым, и те, кто выберет Турцию. Тем более что сегодня полуостров динамично развивается и способен составить конкуренцию, а с точки зрения развития экономических связей выиграют все стороны».

Смирнов также напомнил, что Эрдогану, если он действительно хочет возобновить отношения с Москвой, стоит наконец-то перестать спекулировать на «крымско-татарской проблеме». «Когда случилась трагедия с нашим самолетом, сбитом турецкими ВВС, крымские татары, как и остальные граждане РФ, осудили эти действия, — рассказал председатель республиканского госкомнаца. — Думаю, что теперь Эрдоган поступил прагматично (извинившись перед Путинымприм. ред.), мы еще увидим, как крымские татары поддержат данное решение. Эта реакция не заставит себя долго ждать».

Смирнов надеется, что одним из следующих шагов турецкого президента станет отказ от «угрозы Крыму через помощь Турции». Как известно, в украинском Херсоне сформирован так называемый крымско-татарский батальон. «Но батальон — это громко сказано, — считает крымский министр. — С еще большей досадой я говорю, что этой группировке дали имя Номана Челебиджихана, великого человека, который этим только дискредитируется. Турция, конечно же, пользуется тем, что Украина сегодня не может решать свои внутренние вопросы. Та власть, которая сегодня правит в Киеве, держится только через репрессии и через силу и осуществляет свою диктатуру через подобные незаконные вооруженные формирования, чьи полномочия давно превосходят и армию, и полицию. Мы знаем, что в этих отрядах активно действуют и граждане Турции, помогают материально, финансово. Господин Эрдоган должен обратить на это самое жесткое внимание, потому что это дискредитирует Турцию как партнерское государство».

Министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев пока ничего не слышал о возможности отмены продовольственного эмбарго в отношении ТурцииФото: kremlin.ru

Впрочем, ренессансу российско-турецких отношений препятствует не только «батальон имени Номана Челебиджихана». Россия также будет ждать от Турции изменения подходов по Сирии и Ираку, подчеркивает председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев. В свою очередь, министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев пока ничего не слышал о возможности отмены продовольственного эмбарго в отношении Турции.

«ТУРКИ ПОЛУЧИЛИ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ, ИМ НЕ МЕСТО В ЕС, С ДРУГОЙ — НЕ МЕСТО В ШОС»

«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов поделиться версиями, что вынудило Эрдогана пойти на извинения перед Москвой и какие последствия могут быть у этого политического шага.

Максим Шевченко — публицист, тележурналист:

— К такому поступку Эрдогана подтолкнула совокупность нескольких факторов, которые завели Турцию в политический и стратегический тупик. Первое: невозможность для турок реализовать все задачи, которые они ставили в Сирии. Ни военным, ни политическим путем туркам не удастся свергнуть правительство Башара Асада и установить тот режим контроля над северными районами Сирийской Арабской Республики, о котором они мечтали в начале гражданской войны. Фактически этим письмом Турция признает не то чтобы свое поражение, но невозможность достижения тех целей, которые руководство Анкары могло бы считать для себя приемлемыми. Продолжение гражданской войны в Сирии может привести к очень серьезным катастрофическим последствиям. Допустим, если ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ»прим. ред.) терпит поражение (что еще бабушка надвое сказала), тогда усиливаются курды, которых вооружают американцы. И турки получают вооруженное до зубов курдское сообщество или квазигосударство на своих границах. Плюс переговоры России с Израилем вывели совсем на иной уровень ситуацию в этом регионе.

На решение Эрдогана коренным образом повлияли недавние переговоры Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и лидером Армении Сержем СаргсяномФото: kremlin.ru

Но еще важнее ситуация на Кавказе. Я полагаю, что на решение Эрдогана коренным образом повлияли недавние переговоры Владимира Путина с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым и лидером Армении Сержем Саргсяном. Россия показала Турции, что она контролирует ситуацию на Южном Кавказе и Закавказье и что без турецкого участия могут быть достигнуты любые договоренности, о которых Анкара узнает постфактум. Москва защитила Алиева от протурецкого лобби, которое в Баку в каком-то смысле было едва ли не единственной для него угрозой. Президент Азербайджана никогда не опасался Москвы, а вот турок, я думаю, он опасался достаточно серьезно. Трехсторонняя встреча Путин — Саргсян — Алиев показала Эрдогану, что он может остаться вообще вне контекста.

К факторам стоит добавить и беспрецедентное заседание ШОС, и готовность Индии, Ирана и Пакистана стать членами этой организации, а также приглашение Израиля в члены ШОС. Это ставит Турцию в крайне опасную ситуацию. Она ведь не член ШОС. В то же время в ЕС ряд европейских государств, признав факт армянского геноцида, тем самым показал, что Турции не место в Европе. Антитурецкая кампания, которая прошла в Германии, в том числе на гостелеканалах, оскорбительные для Эрдогана частушки (вроде Ангела Меркель их формально осудила, но я не верю, что их транслировали без санкций высшего немецкого руководства) указывают на то же самое. И вот турки получили: с одной стороны, им не место в Евросоюзе, с другой — не место в блоке евразийских государств, который пока только формируется, тем не менее уже стал реальностью.

Что еще могло подтолкнуть Эрдогана? Конечно, выход Великобритании из ЕС. Понятно, что это неизбежно приведет к фашизации Евросоюза, к росту влияния правых партий, для которых антитурецкая риторика является очень важной в борьбе за голоса избирателей. В этом смысле Англия являлась единственным происламским государством ЕС, теснейшим образом связанным с исламским миром и диаспорой. Исключение такого субъекта из европейского политического пространства крайне опасно для Турции. Это означает формирование антитурецкого, антиарабского, антиисламского политического образования.

Конфронтация с Россией выводила Турцию на такой уровень политических рисков, чреватых войной, чреватых утратой последнего газового транзита Баку — Джейхан, а также более плотным вовлечением в сирийский конфликт, что Эрдоган принял вполне прагматичное и разумное решение — пойти на улучшение отношений с РФ. Это ему немногого стоило, поскольку единственное, что ему в этом случае угрожало, — какие-то внутренние проблемы. Но для него это не так сложно, он вполне контролирует политическую ситуацию внутри страны.

Судя по интенсивности обмена публичными мнениями (я уверен, заранее согласованными на дипломатическом уровне), динамика восстановления отношений будет достаточно высокой. Примирение с Россией — достаточно несложная вещь. Это минимизация политических рисков и снятие напряжения как на Кавказе, так частично и на Ближнем Востоке.

«ЭРДОГАН ПЕРЕСТАЛ БЫТЬ СИЛЬНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И ПРЕВРАТИЛСЯ В ТРУСА И СЛАБАКА, КОТОРОГО МОГУТ «ДОЖАТЬ» И «НАГНУТЬ»

Гейдар Джемаль — публицист, председатель исламского комитета России:

— Этот шаг — колоссальная ошибка Эрдогана, он многократно ослабляет позиции и вносит раскол в свое окружение. При этом он не устраняет опасности российско-турецкого столкновения, а, наоборот, усиливает ее, потому что нынешний Кремль всегда воспринимал такого рода шаги как проявления слабости. Это приглашение на преследование и добивание жертвы.

До недавнего времени Турция демонстрировала силу. До тех пор, пока страна это делала, она резко уменьшала опасность военной конфронтации. Не меньшая опасность такого столкновения была после вооруженного конфликта вокруг Карабаха. Тогда азербайджанские войска заняли часть территории, с моей точки зрения, оккупированной армянами. Поскольку армия Азербайджана на тот момент символически воплощала Вооруженные силы Турции, а Армянская армия играла на российской стороне, по итогам боев, в которых верх одержали азербайджанцы, возможность столкновения России и Турции свелась к минимуму. И Москва была этим крайне озабочена и раздражена. Но теперь Эрдоган фактически все перечеркнул.

Кроме того, своим письмом он фактически признал право России наносить удары по гражданским объектам в Сирии. Признал право бомбить туркоманов, прессовать крымско-татарский народ. Он перестал быть тем, кого мусульмане видели в нем до сих пор, — защитником и сильным человеком, превратился в труса и слабака, которого могут «дожать» и «нагнуть». Те, кто так себя ведет, очень быстро сходят с исторических подмостков. Только дерзость, только жесткое агрессивное поведение дает какие-то перспективы. Это легко доказывается историческими примерами.

Если Эрдоган сам уйдет со своего поста, Турция превратится в большой кусок мяса, выложенный на прилавок для продажи. Если же не уйдет, тогда впору говорить о столкновении. Дело в том, что перед Россией стоят определенные политические задачи, поставленные перед ней партнером (выражаясь на кремлевском сленге). РФ — это, на мой взгляд, побежденная в холодной войне страна, которая выполняет западный заказ. Точнее, американский заказ на устранение Эрдогана. Пока турецкий президент выглядел оскалившим зубы страшным зверем, этот заказ был невыполним, а теперь вероятность его выполнения резко возросла.

Елена Супонина — востоковед, арабист, советник директора Российского института стратегических исследований:

— Недаром при получении вести о письме Эрдогана Путину турецкий фондовый рынок сразу пошел вверх. Экономика Турции нуждается в оздоровлении внешнеполитических отношений со многими странами — в первую очередь с Россией. На фоне туристического сезона, когда в Турции произошло падение спроса на еще недавно популярные объекты, в том числе из-за снижения количества российских туристов, это стало особенно актуальным. Поэтому я считаю, что основным драйвером здесь выступила экономика.

Конечно, на прежний уровень отношения России и Турции уже не вернутся, да и сам процесс восстановления добрососедства окажется очень сложным. Хорошо, что Анкара сделала первый шаг — именно турки должны были это сделать. Теперь предстоит много работать.

«ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАШИМИ СТРАНАМИ — ВОПРОС ВРЕМЕНИ, НО ПЕРСПЕКТИВЫ ХОРОШИЕ»

Заур Смирнов — председатель госкомитета по делам межнациональных отношений Республики Крым:

— Я не могу удержаться от параллели с недавним референдумом в Великобритании по поводу членства в ЕС. Британцы, если судить по результатам Brexit, выступили против глобализации, видя тенденцию по утере самоидентичности, утрате нравственных устоев, не говоря уже об экономике. Что сулит в экономическом плане ЕС Британии — дальнейшую масштабную глобализацию? Уже сейчас европейские государства больше напоминают страны арабского региона или даже Центральной Африки. Меньше об этом говорят представители власти, больше — представители народа. Последние отодвигают интересы трансатлантических союзов и США на второй и даже на третий план и во главу угла ставят собственные интересы, национальные интересы. В данном случае решение Эрдогана — из того же ряда, потому что оно полностью соответствует интересам Турции.

В первую очередь турецкий лидер, как мне кажется, руководствовался необходимостью принести пользу своей стране. Его решение, думаю, основано на мнении граждан Турции. Мы знаем, что определенная часть турецкого общества многократно высказывалась за то, чтобы этот шаг был сделан еще раньше. Процветающая Турция невозможна без близких партнерских отношений с Россией. И ни у кого нет сомнений, что сегодняшняя Турция стала такой, какой она есть, во многом благодаря РФ. Лично я оцениваю шаг Эрдогана как отказ от заокеанских интересов в пользу интересов своего государства.

Сергей Калмыков — политолог, заместитель гендиректора Лиги военных дипломатов:

— Надо отдать Реджепу Эрдогану должное: он человек незаурядный. Но незаурядные люди тоже ошибаются. Письмо Путину — это как раз тот самый случай, когда, совершив ошибку, Эрдоган нашел в себе силы признать ее. И, похоже, он признал искренне, насколько вообще политика бывает искренней...

Безусловно, сейчас турецкий лидер находится в очень сложном положении как с точки зрения внутриполитической ситуации, так и с точки зрения внешней политики. В данный момент Турция находится в изоляции, ее традиционные союзники по НАТО, ЕС и США выглядят таковыми с большой степенью натяжки. Соединенные Штаты давно Турцию заказали — они осуществляют план по переформатированию Ближнего Востока, где часть турецкой территории должна отойти новым государственным образованиям. К примеру, стоит вспомнить о курдском элементе, поддерживаемом американцами. Поэтому рассматривать Штаты как союзника Анкаре давно не приходится.

Нечто подобное — в отношениях с Евросоюзом. Да ему сейчас и не до Турции. Таким образом, у Анкары реально мало геополитических союзников. Таковым могла бы быть Россия, и она выступала в этой роли на определенном этапе, поскольку интересы Москвы и Анкары в Ближневосточном регионе совпадали — главным образом в точке сохранения стабильности. Да, Турции не нравится режим Асада. Да, она бы хотела изменить энергетические и экономические потоки в регионе. Но это вопросы, которые можно решать по-другому.

Положение Эрдогана непростое: у него есть оппозиция, часть населения, им же подогретая в националистическом плане, его же теперь и начнет осуждать. Но турецкий лидер не был бы политиком, если бы не осознавал риски своего поступка и не предпринимал действий на опережение.

В этом плане Эрдоган поступил мудро. Я от него такого не ожидал. Человек умеет быть восприимчивым — это очень важно в наше время. Восстановление отношений между нашими странами — вопрос времени, но перспективы хорошие. Когда теряются отношения между людьми и государствами, должно пройти какое-то время для их возобновления. Но если кто-то признает свою ошибку, то скорость нормализации может быть очень впечатляющей.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (104) Обновить комментарииОбновить комментарии

Снижение градуса напряженности в нашем взрывоопасном мире - в любом случае благо.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:05

    Не тот политик эрдоган на заявления которого можно обращать внимание. Он все, перевернутая страница для России. Нерукопожатный, без авторитета.

    • Анонимно
      28.06.2016 11:51

      Со временем мы снова станем друзьями !

      • Анонимно
        29.06.2016 17:00

        Не дай Бог такие времена.

        Самые сильные друзья мы были почти сто лет назад.
        Россия после гражданской войны, Турция -- ошметок Османской империи.

    • Анонимно
      28.06.2016 12:14

      Как можно прощать предателя???

      • Анонимно
        28.06.2016 13:55

        Тут надо смотреть не на Турцию, а на мотивы англосаксов. И действовать строго против желаний бритов.

    • Анонимно
      28.06.2016 14:05

      Вы ошибаетесь, сообщу вам сводки, которые прошли по всем информационным каналам - "Кремль сегодня объявил, что на завтра намечен телефонный разговор Владимира Путина с Тайипом Реджепом Эрдоганом. Постепенное сближение Москвы и Анкары стало возможным после извинений, которые турецкий президент принес за сбитый российский самолет."

      • Анонимно
        28.06.2016 20:31

        Извинений со стороны Турции не было, однако слова написанные в письме Кремлём восприняты как "извинения". Это дипломатия, Эрдоган сохранил своё лицо пред своими согражданами, наши давят на то, что это было именно извинением и настаивают на возмещении ущерба. Возмещения ущерба со стороны Турции официально не будет, но возможно она скорее всего пойдёт на какие то уступки по будущим договорам. Посмотрим дальнейшие события.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:07

    либо турки снесут эрдогана либо будем ждать другого турка президента. С предателями диалогов не ведут.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:07

    Вот фраза, которую опубликовал пресс-секретарь Эрдогана господин Калын: „Hayatini kaybeden Rus pilotun ailesine bir kez daha acilarini paylastigimi belirtmek ve taziyelerimi sunmak istiyorum; kusura bakmasinlar diyorum“ — Я хочу еще разделить боль с семьей погибшего пилота и выразить им свои соболезнования; говорю им — kusura bakmasinlar (простите или все-таки не обижайтесь?)».

    Как отмечает Пашаев, в турецком языке существует несколько выражений, которые используют для извинений. Например, üzgünüm — я опечален, kusura bakma — не обижайся, af et — прости, и özür diliyorum — приношу свои извинения.

    «Kusura bakma относится к тому виду извинения, когда извиняющийся не чувствует себя виноватым, но ощущает, что вторая сторона обижена, — подчеркивает журналист. — Собеседник проявляет эмпатию и говорит вам в вежливой форме — „хватит дуться“, не ожидая услышать что-то в ответ. У современных менеджеров есть фраза „я вас услышал“. Так вот в турецком языке существует такая же форма извинения. Но при переводе — не подкопаешься».

    Опубликован текст письма Эрдогана Путину с извинениями
    «Кусура бакма — это типа „не обессудь, братан“, а если дословно: „не считайте это за вину“», — подтверждает в комментариях к посту Пашаева пользователь Ruden Battal.

    «Дословно- не смотри на (наши) недостатки, — добавляет Ольга Сарыгёз. — Очень нелепое извинение, такой фразой просят прощения за крошки на столе, но не за жизнь человека»."

  • Анонимно
    28.06.2016 11:08

    турки никогда не были глупыми

  • Анонимно
    28.06.2016 11:16

    Градус на Востоке изменился... турки это всегда чувствовали первым и знали к кому идти в дружбе присягать

  • Анонимно
    28.06.2016 11:30

    Турки молодцы всё таки

  • Анонимно
    28.06.2016 11:41

    Эрдоган дипломат,очень умён. Думаю все наладится между странами в конечном счёте. Никому вражда не нужна. Обнялись и все на этом,забыли все обиды. А тем кто провоцирует и подстрекает на вражду,они и есть смутьяны.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:46

    Турки никогда не были нам друзьями нужно держать их на расстоянии.

    • Анонимно
      28.06.2016 12:03

      А кто у вас в друзьях если не секрет?

      • Анонимно
        28.06.2016 12:45

        Армия и военно-морской флот РФ

        • Анонимно
          28.06.2016 14:19

          Знаем мы вашу армию, слабовата

          • Анонимно
            28.06.2016 14:57

            а вы случайно не турецкий подданный Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей?))

          • Анонимно
            28.06.2016 15:41

            Армия и флот хорошее дело, но без экономических связей содержать эту армию тоже будет проблематично и поэтому разрывать эти связи, когда Запад опять продлил санкции, с Востоком так же ныне не совсем верно. Не забудьте и то, что Турция находится в очень хороших отношения со странами ШОС и с Азербайджаном, с которыми Россия также находится в очень тесных отношениях. Сидеть в одной лодке и грести в разные стороны не получится и сближение с Турцией закономерный исход внешних событий.

        • Азат Д
          28.06.2016 17:29


          Это те, которые были единственными союзниками Российской империи и СССР?
          Ну и где они?


        • Анонимно
          28.06.2016 19:57

          какой вы молодой и зелененький. завидую.

    • Анонимно
      28.06.2016 13:09

      Для Татарстана отношение с Турцией крайне важно, как в экономическом, так и в духовном плане. Да и для стран ШОС тоже, большинство которых составляют тюркоязычные страны. При этом это накладывало напряженность и на отношение России с Азербайджаном, для которых Турция как близенец-брат, такие же отношении России с Азербайджаном. Поэтому, рано или поздно отношения наладились бы, вся логика событий к этому привела бы.

      • Анонимно
        29.06.2016 17:12

        Согласен.
        для РТ отношения с Турцией намного важнее чем с Россией.
        1. Турция далеко. А Россия вокруг.
        2. Среди граждан РТ имеют родственников в Турции намного больше чем в России.
        3. Торговый оборот и общий экономический оборот РТ с Турцией намного больше чем с Россией.
        4. Русские в РТ меньше чем 50%, поэтому их мнение для граждан РТ не важно.

  • Снижение градуса напряженности в нашем взрывоопасном мире - в любом случае благо.

    • Анонимно
      29.06.2016 17:14

      Эмиль Вы как всегда великолепны.
      такая глубокая не банальная и по сути и по форме мысль что просто слеза формируется в уголке глаза.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:48

    Ничего личного это просто бизнес

  • Анонимно
    28.06.2016 11:50

    Может даже зря, Эрдоган потерял лицо внутри страны и перед западными союзниками, и Россия оценит этот шаг лишь как проявление слабости.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:54

    эрдоган же ноль уже. Никто его всерьез не воспринимает ни на Западе ни у нас...

  • инженер
    28.06.2016 11:58

    Во всех российских СМИ игнорируется то. что извинение Эрдогана случилось на следующий день после извинений Нетаньяху за флотилию свободы с согласием финансовой компенсации пострадавшим и намерением восстановить дипломатические отношения.

  • Анонимно
    28.06.2016 11:59

    Нельзя верить туркам...история показывает!

  • Анонимно
    28.06.2016 12:00

    Ваш пра-пра-пра дедушка надавал бы вам по башке только за то, что вы подумали поверить туркам.
    У наших предков, в вопросе веры туркам, был ооооогромный опыт.
    Не надо забывать опыт предков.

    • Анонимно
      28.06.2016 12:10

      у нас с вами предки разные: нам про турков другое рассказывали

      • Анонимно
        28.06.2016 12:22

        Согласен. Мои стояли за интересы России.
        Про ваших не знаю

        • Анонимно
          28.06.2016 13:22

          Татары тоже воевали родинуродину СССР,так что не прикрывайсяприкрывайся общей победой,Татары в отличие турок умный народ,он не делает опрметчивых шагов как турки,Татары сила.

    • Анонимно
      28.06.2016 15:45

      Сейчас не 19 век и не 20ый и жить прошлым в современной глобальной экономике значить возвращаться вновь в этот 19 век, к вашим пра-пра-пра-пра- дедам. Оно вам нужно. Тогда можете одеть суконный кафтан и лапти и жить в прошлом.

  • Анонимно
    28.06.2016 12:01

    Турки всегда нам были друзьями

  • Анонимно
    28.06.2016 12:04

    сложная ситуация - простить трудно, не простить нельзя. Много было убито наших солдат и в ВОВ и в китайском конфликте и во вьетнаме и в Афганистане,но все встает на свои места. находим себе силы прощать, но при этом не забываем. конечно турецкий вопрос очень щекотливый. Это страна, которая всегда готова предать. Все зависит от сиюминутной политической и экономической коньюктуры. Может быть рассматривать их как нечто необходимое нам, но при этом не раскрывать перед ними "объятия"

    • Анонимно
      28.06.2016 12:19

      Друг мой,о каком предательстве ты говоришь,у нас офицеры предают целые роты,батальоны на войне.

      • Анонимно
        28.06.2016 12:26

        И что нам теперь на вас равняться? На ваших офицеров предателей?

      • Анонимно
        28.06.2016 12:39

        речь идет не о предателе в частности, так и в семьях жены предают мужей, а мужья - жен, а о предательстве интересов на уровне государства. Сбитый летчик и последующее поведение официальных властей - это было не просто убийство и политическая воля, это принципиальное отношение к антитеррористической миссии России в Сирии, кстати в том числе и к вопросу честного ведения бизнеса (я сейчас о закупе углеводородов у бандитов по бандитской стоимости властями Турции). Все это было направлено в одну копилку против нашей страны. Вот о чем идет речь. Кстати вспомните поведение официальной Анкары в 1919 году, когда после поражения Германии войска Антанты готовы были полностью разделить Турцию, как бывшего союзника Германии на части и сделать своей колонией. Так вот, идеологи новой турции, во главе с отцом всех турков (Ататюрк) обратились к советской России за финансовой и военной помощью, в обмен на вечную дружбу и даже возможность проведения социалистической революции, а потом просто кинули нас как лохов (конечно это вкратце).

        • Анонимно
          28.06.2016 13:32

          Я считаю хуже турок народа нет. Они всегда могут тебя предать и их словам никогда верить нельзя. И не даром больше всех Россия воевала именно с турками.По крайней мере сегодня садиться с ними за стол переговоров рано, Надо подождать и посмотреть что она еще выкинет.

          • Анонимно
            28.06.2016 14:34

            Сегодня уже они выкинули, что за сбитый самолет никакой компенсации не будет. Вот поэтому то туркам никогда верить нельзя. Турок он и в Африке турок и хуже его никого нет.

    • Азат Д
      28.06.2016 17:41


      "Это страна, которая всегда готова предать."
      - А вот как так, братушки болгары воевали во вторую мировую за немцев, а турки нет. А могли бы ударить, когда наша армия отступала и фашисты были на Кавказе и рвались к Баку.
      Японцы кстати тоже во вторую мировую не ударили по СССР.


  • Анонимно
    28.06.2016 12:38

    «В письме президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана президенту России Владимиру Путину никаких извинений не содержалось, — заявил пресс-секретарь турецкого президента Ибрагим Калын. — Глава турецкого государства лишь разделил боль утраты с семьей погибшего российского пилота и указал, что сожалеет».
    Калын также рассказал, что в послании Эрдогана содержался призыв к восстановлению традиционных дружественных отношений между Турцией и Россией, к сотрудничеству по урегулированию региональных кризисов и к совместной борьбе с терроризмом.

  • Анонимно
    28.06.2016 12:46

    Кто в теме,скоро заседание Совета НАТО.Эрдоган троллит.ВВП,пока не надо суетиться.Даже,до следующего лета.Плод должен созреть,и упасть Сам.

  • Анонимно
    28.06.2016 12:48

    Никогда не говори никогда

  • Анонимно
    28.06.2016 12:50

    Права Ванга была. Константинополь будет наш

  • Анонимно
    28.06.2016 13:00

    так вроде говорили по ТВ, что родственники Эрдогана имеют связи с игил в нефтяном бизнесе? Говорили, что Эрдоган плохой, что сразу поехал в Европу за поддержкой, с Порошенко у него общие взгляды на то, как бы обвинить Россию во всех тяжких. А что теперь? Россия возьмёт всё так просто извинит Эрдогана и отношения будут как прежде??? правильно тут писали "как можно доверять предателю?"

    • Анонимно
      28.06.2016 17:46

      Если начинаешь верить всему, то возникает множество противоречий, правда, как правило, логична и проста, а ложь витиевата и требует логических допущений.

  • Анонимно
    28.06.2016 13:07

    Извинения,выплата компенсаций,И уход из Сирии турецких войск с установлением границ и погранзастав с соседней дружественной страной.А там,пусть заключают Договор по борьбе с терроризмом.Босфор и Дарданеллы под контроль РФ.

    • Анонимно
      28.06.2016 13:19

      Какой сон интересный вам приснился.

    • Анонимно
      28.06.2016 15:48

      Босфор уже давно регулируется международным правом,

      • Анонимно
        29.06.2016 17:25

        Видели мы это международное право во
        Вьетнаме, Гренаде, Чили, Ираке, Сербии, Ливии, на Окраине.

  • Анонимно
    28.06.2016 13:25

    И зачем вам Константинополь с 11 млн. турецким населением

  • Булгарин
    28.06.2016 13:51

    Поступок Эрдогана все оценивают как признак его слабости, забывая, что в большей степени Эрдоган политик, а не главарь большого ОПГ. А как политик он должен стремиться к тому, чтобы для страны в первую очередь во главу угла ставились не личные амбиции, а экономическая и политическая выгода для страны и народа. Если надо, то политики должен перешагнуть через свои амбиции. Так какова ситуация каков фон заявления Эрдогана? Во-первых, сразу надо отметить. Что он принес извинения не за факт сбитого самолета, а за гибель летчика. И принес извинения семье. Но это и не отменяет сам факт извинения. Кстати, примерно так же поступает и премьер-министр Израиля, пытаясь наладить отношения с Турцией. И это хорошо. Но не думаю, что российским самолетам позволят опять залетать на территорию Турции.

    • Анонимно
      28.06.2016 13:58

      то есть, с полной уверенностью вы заявляете о том, что российский военный самолет нарушил воздушное пространство Турции? откуда такие сведения?

      • Анонимно
        28.06.2016 14:19

        Да не турки сбивали этот самолёт.Они повелись за амерами.Что "великая" крышует.Член НАТО Турция,тоже обязывает.Совокупность обязательств,плюс особенности национальной психологии,Личная черта характера Эрдогана-заставила брать на себя сбитие самолёта.Если они откажутся,то завтра же Эрдоган будет сметён.Вот,скорее всего,на неоднозначности сказанного и написанного будет строиться дальнейшая политика Турции с РФ.У каждого на лице улыбка,у каждого за пазухой гранатомёт.

      • Булгарин
        28.06.2016 14:44

        Вопрос о нарушении воздушного пространства поднимался три раза, причем все было задокументировано, вызывали посла РФ в Турции, сообщали командованию ВС РФ в Москве о фактах нарушения. Никто эти факты не отвергал, просто объясняли сложность бомбометания вблизи границы с Турцией. Турция неоднократно заявляла, что будет сбивать самолеты при залете на ее территорию. Ну и сделала это, а то, что самолет упал на сирийской территории, так ведь и залеты были на дольше чем на минуты или секунды, а какое расстояние за это время пролетает современный самолет? многие десятки километров. Есть и карты того полета зафиксированный американцами, есть и турецкие карты. Залет на территорию Турции был.

        • Анонимно
          28.06.2016 15:09

          ага, то есть официальной версии американских и турецких спецслужб вы верите, а официальной версии российской стороны - нет, видимо только потому, что просто не верите. Хорошо, допустим, был залет. Теперь представьте, что все залеты самолетов и заплывы кораблей пресекаются таким радикальным способом, что последует за этим - третья мировая или как любят говорить - локальный, но ядерный конфликт?? или представьте залет американского фронтового бомбардировщика на территорию ирана, в ходе иракской компании, ну это ладно, можно представить, но далее, который был сбит иранским ПВО или ВВС, что представить уже сложнее, что тогда??? я думаю для вторжения на территорию ирана штатам уже не нужна была пресловутая "пробирка". А вы, с большой долей невозмутимости и опять же осведомленности, говорите о каких-то секундах, минутах и других погрешностях современной авиации.

          • Булгарин
            28.06.2016 15:37

            Во-первых, российская сторона никаких карт зафиксированных из системы слежения не предоставила, а только заявления. Во-вторых, это был уже четвертый случай залета самолета в воздушное пространство Турции. и в третьих. А что делает Россия при залете на свою территорию военных самолетов противника. Да, сбивает. Тоже самое делают и другие страны. Это ведь не нейтральная зона, откуда подлетают чужие самолеты и их можно вести, делая знаки. что они направляются не в ту сторону. а когда все же залетают, то сбивают. Когда тот же легкий гражданский самолет Руста не сбили, сколько военных распрощалось со своими должностями.

            • Анонимно
              28.06.2016 15:52

              Так и Турция же тоже ничего не предоставила.

            • Анонимно
              28.06.2016 16:13

              конечно, когда вторжение в территориальное воздушное пространство ничем не аргументировано, особенно, если данное вторжение было осуществлено над территорией, где находятся секретные гражданские или военные объекты (только давайте без предполдожений, что на юге горной местности турции , возможно, находятся сверх секретные объекты. Если вы что-нибудь знаете -факты на стол) или отсутствует договоренность о возможном проведении военной операции против скоплений боевиков, о чем турция была поставлена в известность, как возможный участник АТО, то тогда государственные интересы стоят выше всего остального. Но в данном случае, согласитесь, все факторы были против того, чтобы сбивать самолет. Турция знала о проведении соответствующей операции, Турция была участником альянса борьбы с ИГИЛ, у Турции не было оснований полагать, что российский самолет проводит разведывательную или военную операцию над турецкой территорией, которая направлена против турции, то в данном случае необходимо вести речь о неадекватности принятых мер совершенному деянию. Конечно если вообще это имело место, но вы то в этом уверены. Кроме того, если как вы утверждаете, у турков были объективные данные слежения, то они не могли не знать, что это российский самолет, а кроме того они могли предпринять иные действия, для этого существуют не только истребители, но и перехватчики. Кстати, из истории, видимо вы не знаете, а то привели бы в качестве чугунного аргумента - сбитый самолет Пауэрса в разгар холодной войны. Вот там другого способа решить проблему просто не было. Все знали, что самолет-шпион, что ведет фотосъемку объектов, что не отвечает на запросы, но прошу заметить - самого Пауэрса ни кто не убил.

          • Булгарин
            28.06.2016 15:42

            Да, кстати, по поводу залета или заплыва на территорию Ирана американцев. Вполне нормально, потопили катер американский, когда они вошли на их территорию по ошибке, потом правда команду спасли и передали американцам. да и сбивали беспилотники американские. И никто не стал объявлять войну Ирану. Это ведь суверенное право каждого государства что им делать при вторжении на их территорию военных. В том числе и России. А вдруг в следующий раз турецкие самолеты, помогая Украине обрести территориальную целостность, будут бомбить ДНР и вторгаться при этом в Россию. И что?

            • Анонимно
              28.06.2016 15:58

              Могу напомнить, как штаты сбили иранский эйрбас с двумястами душами. Ошиблись чо. Извиняться не стали. Точнее сказали, цитирую I will never apologize for the United States of America, I don't care what the facts are

            • Анонимно
              28.06.2016 16:21

              понятия не путайте. Вторже́ние — военная операция, заключающаяся в том, что вооружённые силы одной геополитической единицы входят на территорию, контролируемую другой геополитической единицей, в общем случае с целью либо завоевать территорию, либо сменить установившееся правительство, либо комбинация обоих.
              Что Россия вела военную операцию против Турции?? Вы еще забыли о наличии альянса сил против ИГИЛ. Турция как бы тоже входила и знала, что Россия входит, и знала, что граница Турции является границей Сирии, точнее территории Сирии, которая контролируется ИГИЛ. Че-то как-то у знания отрывочные относительно ситуации

      • Анонимно
        29.06.2016 17:33

        А он еще считает что разрушение полутора миллионного города (Смирна в 1922 году) с убийством около 500 000 человек это было правильно. Нефиг целому городу с населением из греков и армян было за 1000 лет до появления в этой местности Османов тут строиться и селиться.

        Кстати это не остановило СССР в эти годы дружить с Турками.

  • Булгарин
    28.06.2016 14:18

    Но все же, что же заставило Эрдогана принести извинения? Думаю, что он в течение своего правления сделал ряд серьезных промахов, ошибок. Первая ошибка, он уверился, что Турция может играть роль региональной супердержавы на фоне ослабления Ирана под санкциями, гражданской войны в Сирии, потрясений от арабской весны в крупных арабских странах и некого охлаждения отношений между Израилем и США. Он пытался в этом убедить и США и Европу, но не получилось. По его мысли, Турция становиться членом ЕС и будет проводить в мусульманских странах ту политику, которая будет выгодна Европе и США. Но вот США и Европе не хотелось усиления Турции. Они рассматривали Турцию всего лишь как некий южный плацдарм для развертывания войск НАТО, но никак не активную политическую фигуру, которая будет усиливаться и экономически и политически, да и в военном отношении. Снятие санкций с Ирана, вмешательство России в дела Сирии, отсутствие желания США передать Турции роль координатора действий НАТО в Сирии, и не очень активную помощь суннитских арабских стран в деле отстаивания их интересов в Сирии дали понять Турции, что она остается одна без серьезных союзников. Сегодня Турция, по сути, осталась одна, если не считать условного союзника Украину.

  • Анонимно
    28.06.2016 14:36

    по сути, перевод не важен особенно, предложение компенсации уже извинение

    • Полагаю, оголтелые антипутинисты в попытке опорочить акт Эрдогана пытаются применить бытовое представление об извинениях к дипломатическому акту выражения сожаления.

      Не важно, как оно выглядит с точки зрения общеупотребительной лексики и точности подстрочного перевода. Важно то, чем это является с точки зрения дипломатических норм/обыкновений/этикета.

      Только после того, как мы уясним то, чем это является с точки зрения дипломатии, можно уже свободно переводить смысл этого акта на общеупотребительный язык.

  • Булгарин
    28.06.2016 15:20

    IV. Третья ошибка была связана с тем, что он уверился в то, что Обама может сыграть на его стороне, ошибочно полагая, что он будет вести иную внешнюю политику, чем Буш. Ставка на Обаму оказалась ложной. Все что сделал Обама на Ближнем Востоке – это устранился от активного вмешательства, но создал некие противовесы, убрав из санкционного режима Иран. Вообще мало кто понимает внешнюю политику администрации Обамы, но она проста. По его мысли. США не могут постоянно играть там роль мирового жандарма. И те страны, кто хочет воевать, будут воевать, как только США ослабят там свое присутствие. Но это присутствие стоит огромных денег для США. Это очень затратная политика. И зачем это США надо, особенно, когда зависимость от поставки углеводородов снижается? Вот и решили, что пусть там все сами разбираются, но при условии отсутствия и использования оружия массового уничтожения. Вот до сих пор в Сирии все еще решается в течение уже почти пяти лет. Турция там без США ничего поделать не может, да еще в условиях, когда в конфликт вмешалась и Россия. Тут перед Эрдоганом возникает вопрос, после смены администрации в США дела у него пойдут в отношениях с США еще хуже. Трамп уже дал понять, что будет проводить активную внешнюю политику там, но союзником будет Россия. С Хиллари тоже вопрос очень для Эрдогана неопределенный. Ведь Клинтон дала понять, что Эрдоган ее тоже не устраивает. Ему удалось дважды посетить США за последнее время, но не с кем из влиятельных политиков он не смог встретится.

  • Анонимно
    28.06.2016 15:27

    Почитал комменты и понял- тут собрались люди которые в курсе всех скрытых механизмов политики и власти! Они знают ВСЕ цифры и легко оперируют миллиардами! Они знают даже мысли правителей еще до того как они-правители начали думать! Хитросплетения международных и дипломатических коллизий для этих комментаторов не проблема! Вот это гиганты!!

    • Анонимно
      28.06.2016 22:07

      Да мы такие! Мы ещё очень хорошо разбираемся в футболе, кто лучший тренер с Чемпионате России, кого надо купить в Рубин, а кого надо продать. Только вот почему-то, на основной своей работе, порой, мы не столь компетентны...

  • Булгарин
    28.06.2016 16:20

    V. Еще один вопрос. Чисто экономический. Несмотря на то, что Россия перестала покупать помидоры и отказалась пускать своих туристов на пляжи Турции, все же рост ВВП Турции составил в этом году за полугодие в размере около 3,5%. В то время как в России падение ВВП на один с лишним процента. И все же Эрдоган понимает, что ссора с Россией бьет и по экономике, недаром сразу после письма с извинениями турецкая лира поднялась в цене. Но у Эрдогана очень высокие амбиции, которые требуют значительных экономических усилий. Особенно в плане перевооружения Турции. Так она должна иметь к 2020 году межконтинентальные баллистические ракеты, к 2025 году космодром для запуска спутников и космических аппаратов. Они собираются построить один большой авианосец своими силами, и допускают, что к 2025 году Турция сможет оснастить свои ракеты ядерными боеголовками. Но и сейчас по темпам перевооружения Турция входит в пятерку стран, а по оснащению и количеству ВС занимает в НАТО второе место после США. Думаю, Эрдоган, сосредоточив в своих руках максимальную полноту власти в демократической стране, решил, что не время ссориться с Россией. Думаю, что он понял, что ЕС скоро может развалиться. США не надежный партнер, который преследует только свои интересы. Соседи или относятся враждебно к туркам, или откровенно нейтральны. Он решил взять паузу, чтобы сосредоточиться на чисто экономических проблемах, на переоснащении своей промышленности, на проблемах борьбы с курдами и на перестройке своих вооруженных сил. Для этого и нужно снять напряженность в отношениях с Россией. По-сути турки поняли, что у них нет настоящих союзников, никто не собирается признавать их роль как нации, которая может влиять на какие-то проблемы даже на региональном уровне. Но это не снимает их амбиций в будущем.

  • Булгарин
    28.06.2016 16:22

    III. И самой серьезной ошибкой было у Эрдогана то, что он решил поменять своего стратегического союзника Израиль на арабов, думая, что, бросившись на защиту палестинцев, он получит авторитет среди арабов, и его признают лидером мусульманского мира на Ближнем Востоке, защитницей их интересов. Но не получилось. Союзников в лице арабов он так и не приобрел, а вот дружбу с Израилем потерял. И более того, израильтяне стали активно помогать курдам, снабжая их и оружием, обучая их, тем самым открыв новый фронт против Турции. Ведь с курдами уже была достигнута договоренность о прекращении войны. Турция согласилась, что она будет помогать курдам Ирака в экономическом плане и в деле достижения автономии в составе Ирака. Кстати, отсюда и пошли потоки нефти из Ирака. А потом по налаженным контактам и из Сирии, там, где жили курды, да и сунниты. Но вот боевики РПК при поддержке Израиля стали нарушать условия перемирия, которые затем перешли уже в активную фазу войны. И это на фоне войны в Сирии и помощи сирийским курдам со стороны США. Американцы, по сути, кинули Эрдогана. Ведь изначально Эрдоган предлагал свой вариант развития событий в Сирии, включая и бесполетные зоны, установление вооруженного контроля со стороны войск из арабских стран для прекращения огня, свержение Асада. Надо ведь учитывать, что сирийцы – это арабы, правда, поделенные по конфессиональному признаку. И вряд ли вмешательство Турции на одной стороне, да и других стран пойдет там на пользу в долгосрочной перспективе.

  • Анонимно
    28.06.2016 17:07

    Эрдоган, все, пройденный этап.

  • Марат Ш
    28.06.2016 18:47

    На отдых в Крым должен съездить каждый россиянин-патриот, но россияне предпочитают быть патриотами дома, когда смотрят зомбоящик. Однако, сразу после передачи, они крайне непатриотично начинают считать деньги и выбирать, где лучше. Выбирают Турцию.

  • инженер
    28.06.2016 19:56

    Эрдоган оценив текущую ситуацию признал,на Запад надеется нечего,
    рассчитывать надо только себя, и поставил интересы государства и народа выше личных амбиций, за что ему респект

  • Анонимно
    29.06.2016 09:20

    Эрдоган - политик своей страны. Со слов знакомой, которая живет в Турции - у них отели пустуют и магазины закрываются, отдыхающих ооочень мало. Как раз же сезон. Вот и ударило по экономике. Потому и "опомнился" спустя 7 месяцев.

  • Анонимно
    29.06.2016 09:46

    Безвозвратно поздно опомнился

  • Анонимно
    29.06.2016 10:50

    Очень странный, с позиции гражданина России, комментарий от Гейдара Джемаля. Очень странный.

    • Анонимно
      29.06.2016 17:41

      Просто Россия не платить своим гражданам гранты за патриотизм.
      А наши враги ..........

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль