Общество 
17.07.2016

На территории Кабанского городища захоронен казанский правитель XIV века?

Археолог Альберт Бурханов о тайнах плохо изученного исторического памятника в столице Татарстана

История Кабанского городища, на территории которого вновь слышны стуки молотков и топоров, в центре внимания материала, подготовленного для «БИЗНЕС Online» заслуженным деятелем науки РТ Альбертом Бурхановым. Он опасается, что активные строительные работы на этой территории приведут к тому, что некоторые из загадок истории так и останутся неразгаданными.

Альберт Бурханов Альберт Бурханов

«НА ТЕРРИТОРИИ КАБАНСКОГО ГОРОДИЩА ВНОВЬ СЛЫШНЫ СТУКИ МОЛОТКОВ И ТОПОРОВ»

В последние годы столица Татарстана становится ярче и уютнее, постепенно превращаясь в столицу европейского образца. Мы, татарстанцы и казанцы, да и особенно гости нашей столицы и республики, восхищаемся нашей природой, объектами прошлого и новыми сооружениями города. Да руководство республики и столицы, как многие жители, делают все, чтобы древняя Казань молодела, развивалась в современных условиях, стала краше и более притягательна для нас и приезжих гостей и туристов.

Мы успешно провели 1000-летие древней Казани, первую в России Универсиаду, отметили включение в список объектов наследия Казанского кремля и Болгара, у нас прошло много других спортивных и массовых торжеств. И в связи с этим много сделано и для изучения истории и культуры города Казани и татарского народа. Интерес к истории города и нашего героического народа растет с каждым днем, Казань и республику посещают многочисленные делегации и туристы.

Однако еще немало мест либо неизученных, либо изученных мало. К числу таковых относится Кабанское городище, известное так же как бывшая резиденция казанских ханов или Архиерейская дача, расположенная на берегу озера Средний Кабан в Приволжском районе Казани.

До недавнего времени здесь успешно работал НИИ сельского хозяйства РТ «Нива Татарстана», который на этой территории регулярно поддерживал чистоту и порядок, ухаживал за прекрасным парком, оберегал рядом находившееся татарское кладбище, хранил оставшиеся исторические здания… Однако недавно НИИ «Нива Татарстана» покинул большинство зданий, где располагались кабинеты и лаборатории ученых и специалистов, был закрыт музей, а ныне работники института продолжают свою работу только в одном из небольших зданий.

И ныне на территории Кабанского городища вновь слышны стуки молотков и топоров, визжание пил…

Попытки овладеть этим историческим и святым местом разными организациями и лицами имеет большую историю, но пока остановимся лишь на недавних событиях 1990 - 2000-х годов.

В 1997 году автор этих строк проводил археологические раскопки на Кабанском городище, тем самым принял участие в процессе недопущения превращения этой территории в частную собственность, в частности, депутатом Госдумы РФ Шашуриным.

Вторая попытка захвата территории была сделана в 2005 году. Однако благодаря активной позиции отдельных ученых и религиозных деятелей очередная атака на памятник была остановлена. Тогда же по инициативе руководства НИИ «Нива Татарстана» было проведено повторное благоустройство территории памятника и был поставлен каменный постамент с надписью: «Кабанское городище известно как резиденция булгаро-татарских правителей и местонахождение средневекового мусульманского кладбища булгарской знати, что подтверждается двумя надгробными плитами XIII - XIV веков. В XVII - XIX веках действовал Воскресенский монастырь. В 1920 году основана Казанская опытная сельскохозяйственная станция. В 1969 году основан Татарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства».

В последние два-три года ко мне неоднократно за консультацией по вопросам истории объектов Казани, в том числе объектов Кабанского городища, обращались общественные и религиозные деятели, ученые, журналисты и краеведы, а также несколько депутатов Госсовета РТ.

Интерес к этому объекту усилился особенно весной 2016 года в связи с тем, что на территории появились звуки топора и молотка. В мае-июне я вместе с коллегами посетил Кабанское городище, освежил свою память старыми данными, собрал подъемные археологические находки XIII - XV и XVIII - XIX веков и решил поделиться историей этого уникального объекта со своими земляками через «БИЗНЕС Online».

.

К ИСТОРИИ ГОРОДИЩА

В изучении истории Казани специалистами все больше внимания уделяется исследованию археологических, архитектурных и эпиграфических памятников. При этом важную роль играет всесторонний учет всех существующих на территории столицы Татарстана и ее окрестностей археологических и историко-архитектурных объектов и их детальное изучение, что в определенной степени позволяет получить достаточно устойчивый материал для решения ключевых вопросов истории древней и средневековой Казани и ее округи.

В связи с этим отметим, что в исследовании процессов исторического развития Казани аналогичная работа дает новый исключительно важный и уникальный материал по истории и культуре средневекового города. В этом отношении особое значение приобретают крупномасштабные археологические исследования, проводившиеся в 1994 - 2000-е годы в различных частях Казани и ее окрестностях в рамках городской программы изучения истории столицы Татарстана.

Согласно указанной программе в 1997 году казанский отряд золотоордынской комплексной историко-археологической экспедиции (ЗКИАЭ) Института истории АН РТ проводил крупномасштабные историко-топографические и археологические исследования на территории Кабанского городища (известного как летняя резиденция казанских ханов или Архиерейская дача), расположенного на высоком выступе гористого берега озера Средней Кабан. Тогда на этой территории располагались производственные и жилые объекты и площади НИИ сельского хозяйства «Нива Татарстана». Площадь памятника — 7,5 гектаров. Состоит археологический объект из двух площадок: северо-восточной (более высокой и большей по площади) и юго-западной (ниже на 10 метров).

Территория Кабанского городища была зафиксирована русскими источниками еще в середине XVII века, когда на этом месте казанский митрополит Лаврентий II (1657 - 1672) основал Воскресенский (Ново-Иерусалимский) монастырь. Его преемник Маркел (1690 - 1724) построил монастырь и освятил в нем в 1698 году собор в честь обновления храма Воскресения господня. Уже другой казанский владыка Тихон III (1699 - 1724) построил здесь новый надворный храм во имя Тихона Святого. Однако подлинного расцвета мужской монастырь достиг при другом митрополите Вениамине (после 1775 года), который добился у Екатерины II получения денег на строительство здесь загородного Архиерейского дома. До конца XVIII века у казанских владык во всех вотчинах были особые дома, а в городах — подворья, но главных загородных домов было два: при Воскресенском монастыре, построенном в 1780 году, и в деревне Тарлаши. С конца XVIII века Тарлашинский дом забрасывается, и единственным местом долгого пребывания владык становится дом при Воскресенском монастыре, особенно в конце XVIII - начале XIX веков после многочисленных пожаров в Казани.

До революции при загородном Архиерейском доме в Воскресенском монастыре были три каменные церкви: соборная двухэтажная в честь обновления храма Воскресения Христова, во имя святого Тихона надворная и домовая в честь Вознесении Христова и двенадцати апостолов. Воскресенский монастырь был окружен кирпичной стеной, при нем имелся большой сад-парк. С XIX века по начало XX века при нем хоронили служителей, послушников монастыря. После революции 1917 года территория монастыря была частично отдана под селекционную станцию, а хозяйственные постройки монахов и здание храма Воскресения Христова — под жилые помещения. В начале 1990-х годов селекционная станция Казанского научно-исследовательского института была преобразована в НПО «Нива Татарстана» — ныне НИИ сельского хозяйства.

.

НАДГРОБНЫЕ КАМНИ, О КОТОРЫХ ПИСАЛ МАРДЖАНИ

Среди исследователей и любителей древности территория бывшего Воскресенского монастыря известна как резиденция булгаро-татарских правителей и место нахождения здесь средневекового мусульманского кладбища. Это подтверждается, в частности, тремя надгробными мусульманскими плитами, выпрошенными у местного настоятеля и описанными Шигабутдином Марджани в его труде «Мустафад эль-ахбар ахвали Казан вэ Булгар». До наших дней сохранились лишь две плитки, датируемые специалистами, предположительно, концом XIII века и 1297 годом, и широко известные в научной литературе. Сохранились сведения о более значительном количестве мусульманских намогильных плит.

Так, Марджани сообщает: «При начале озера (Кабан), в усадьбе, служащей местопребыванием архиерея, есть древние мусульманские могилы. Когда там производилась стройка, то рабочие положили многие камни под строение. Заметив это, Григорий (казанский епископ) остановил рабочих, и таким образом небольшая часть остатков сохранилась в целости». Шпилевский сообщает следующее: «... В Воскресенском монастыре имеются два надгробных камня с арабскими надписями. Один камень находится при входе в монастырские ворота, направо, а другой — в палисаднике, разведенном перед архиерейским домом, около колокольни, возле последнего камня лежит осколок такой же плиты; благочестивые мусульмане посещают эти могилы и приходят сюда молиться». Сведения о наличии мусульманских камней и их многочисленности, сообщенные Марджани, Шпилевским, Худяковым и другими исследователями, были подтверждены в 1997 году нашими наблюдениями и исследованиями.

На одном из упомянутых камней вырезана мусульманская эпитафия с именем женщины по имени Алтын Бертек и с датой «696-м, 8-й день месяца зульхиджа», что соответствует 27 сентября 1297 года. На сегодня это древнейший письменный документ, относящийся к Казани.

Второй камень, к сожалению, с неразборчивой датой, но, очевидно, почти современный первому, очень больших размеров, имеет красивую каллиграфическую надпись с пышными эпитетами в адрес погребенного «повелителя великого чтимого победоносного гордости рода и веры Хасан-бека Мир-Махмуда» (Юсупов, 1960). Эти плиты, к счастью, сохранились и ныне находятся в музее Габдуллы Тукая и Национальном музее РТ.

Находки указанных эпитафий (надгробных плит с надписью) и сведения об их многочисленности позволили Хомякову в начале XX века выдвинуть версию о существовании на территории Архиерейской дачи древнего булгарского поселения.

С целью выяснения верности или опровержения данной версии территория бывшей Архиерейской дачи в 1947 и 1951 годах была обследована археологическим отрядом Калинина. Итоги разведочных работ позволили автору исследований сделать вывод, что на северной (северо-восточной), более возвышенной части располагалось городище (названо условно Кабанским) со слабыми признаками срытого оборонительного вала. Находящаяся южнее (юго-западнее) более низкая площадка служила мусульманским кладбищем. Им были обнаружены предполагаемые остатки оборонительных сооружений и «слабонасыщенный культурный слой» булгарского [золотоордынского] времени. Он считал Кабанское городище замком, центром позднебулгарского Кабанского княжества (XIII - XIV), расположенного в низовьях Казанки и южнее Казани по течению Волги.

Проводивший здесь в 1972 году (в целях определения места первоначальной Казани) разведывательные работы Шавохин датирует памятник в основном второй половиной XVII века, что соответствует времени строительства Воскресенского собора. Согласно его выводам, культурный слой в отдельных местах достигает до 100 см, особенно в западной части бывшей Архиерейской дачи. Он содержит на горизонте «типичные русские красноглиняные поливные и неполивные изразцы и фрагменты русской керамики». Культурного слоя и вещественного материала более раннего времени, в том числе и предполагаемого Кабанского городища XIII - XIV веков, по мнению Шавохина. обнаружить при проведенных работах не удалось. Что касается надгробных плит конца XIII века, то он считает их происхождение неясным.

.

ОБЪЕКТ №11

Раскопки, проведенные нами летом 1997 года, в целом подтвердили правильность многих выводов Калинина. В ходе исследований в различных местах памятника нами были заложены 11 шурфов, раскопов и склеп с захоронением, сделаны зачистки в пяти местах общей площадью более 110 кв. метров. Мощность культурных напластований в основном доходит от 20 до 120 см, а в северной (северо-западной) части в отдельных местах — даже более 275 сантиметров.

Основная часть находок — керамика, кирпичи, изразцы, многочисленные изделия из железа, стекла, а также меди, камня и монеты, которые датируются второй половиной XVII - началом XX веков. В четырех объектах найдены материалы, и в двух из них зафиксированы сохранившиеся слои второй половины XIII - первой половины XVI веков.

Территория поселения была здесь освоена человеком, скорее всего, еще в эпоху позднего неолита - ранней бронзы (IV - III тыс. лет до н. э.), что, в частности, подтверждается находками двух кремниевых скребков. Это место было удобным для заселения охотниками и рыболовами и является одним из древнейших участков Казани. Тем более интересен тот факт, что неподалеку от Кабанского поселения располагается выявленный в 1890 году знаменитый Борисковский могильник — один из древнейших памятников на территории Казани (IX - X века).

Среди находок нами отмечены фрагменты керамической посуды и изделий, характеризующихся традициями поздней Волжской Болгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, квадратные кирпичи (23x23x6 см), имеющие широкие аналогии среди материалов в золотоордынских городах XIII - XIV веков., а также мелкие фрагменты мусульманских надгробных плит. Особый интерес представляет джучидская (золотоордынская) серебряная монета, отчеканенная в 1420 году в Болгаре от имени Борака (Мухаммеда) (определение монеты московского профессора Федорова-Давыдова). Среди российских монет встречены медные — Екатерины II и Николая I.


Особое внимание уделим исследованию материалов объекта №11, заложенного под одним из хозяйственных сараев (ныне они снесены), расположенных неподалеку от Воскресенской церкви. Была изучена могильная яма размером 100-105x280-290 см, прорезанная в материковую глину в глубину 190 см от современной поверхности, на дне был расчищен прямоугольный склеп (100x285 см), ориентированный по линии запад-восток с небольшим отклонением к северу. Его боковые стенки сложены из квадратного жженого кирпича (30x30x7 см) в 7 рядов, торцовые — из прямоугольного (24x12x7 см), скрепленные глиняным раствором. Сверху на 7 рядов клались кирпичи (24x12x7 см) аркообразной крыши, поддерживаемой деревянной плахой. Общая высота склепа — 62 сантиметра. Изнутри его стенки были побелены известкой, на дне выявлены остатки деревянного дощатого гроба прямоугольной формы, скрепленного железными гвоздями. Под гробом прослежена тонкая угольная прослойка (1 сантиметр). Костяк хорошей сохранности, был захоронен по мусульманскому обряду, вытянут на спине, с легким поворотом на правый бок, с небольшими отклонениями к северу (азимут — 280 градусов). Правая рука вытянута вдоль тела, левая согнута в локте, кистью на тазу, ноги вытянуты. Череп (как и верхняя головная часть склепа) был слегка потревожен во время рытья погреба под сараем, но свое первоначальное местоположение сохранила нижняя челюсть, по которой видно, что голова погребенного была повернута к югу. Интересен факт наличия на лицевой части черепа серебряной металлической окиси, по-видимому, от погребальной маски. В изголовье костяка обнаружены небольшие фрагменты темно-зеленой ткани.

Скелет принадлежит мужчине крупного телосложения, ростом 172 см, возраста 40 - 50 лет, умершего, скорее всего, от болезни (определение антрополога, кандидата исторических наук Газимзянова). По костям антрополог допускает европеоидный тип с небольшой монголоидной примесью в телосложении погребенного.

.

РАБОЧАЯ ГИПОТЕЗА

Аналогичные (нашему в Кабанском городище) захоронения широко распространены в нижневолжских золотоордынских городах. В частности, они отмечены в Сарае ал-Махрусе, Сарае ал-Джадиде, Укеке, Бельджамине, Сарайчике и датируются концом XIII - началом XV веков и принадлежат выходцам из высших слоев общества. Также подобные захоронения встречены в некрополях золотоордынского Хорезма. Примечателен факт практического отсутствия в Среднем Поволжья конца ХIII - начала XV веков погребений в подземных склепах. Исключение составляет погребение в IV Билярском могильнике, датированное не ранее начала XIII века.

По-видимому, на территории Кабанского городища мы имеем дело с захоронением выходца из южных земель Улуса Джучи (Золотой Орды). Несмотря на тщательное соблюдение мусульманского обряда погребения (азимут, направление костяка, расположение рук и т. п.), налицо некоторые пережитки языческих верований (?), например, в виде погребальной маски и костра в могильной яме. Близкой аналогией можно назвать находку черепа со следами бронзовых окислов на лбу из склепа в могильнике XIV века Шляховский III в Волгоградской области.

Можно допустить, что одна из эпитафий конца ХIII века. найденных ранее на Кабанском городище, принадлежала погребенному в рассматриваемом склепе. Предварительно могильный склеп на Кабанском городище можно датировать концом XIII - началом XV веков, и он, скорее всего, принадлежит представителю знати. Возможно, над могилой ранее находился мавзолей, который, скорее всего, был разрушен во время строительства монастыря во второй половине XVII века.

А теперь в форме рабочей гипотезы попытаемся идентифицировать наш склеп с какой-либо личностью из казанской истории. Как мы уже говорили, одна из надгробных плит в Архиерейской даче была датирована с оговоркой «предположительно концом XIII века». В тексте эпитафии говорится о правителе Хасанбике. По письменным источникам известно имя правителя Булгара Хасана (Асана), в частности, он упомянут в русских летописях 1376 годом. Считается, что он умер в Казани. Профессор Казанского университета Мухамадиев попытался связать одну из плит из Кабанского городища с погребением Хасан-бека, ибо бывшая Архиерейская дача являлась резиденцией и местом захоронения казанских правителей. Исходя из этого мы можем поддержать Мухамадиева и со своей стороны допустить, что найденный нами в 1997 году склеп связан с остатками правителя Хасана и может быть датирован последней четвертью XIV века.

Необходимо отметить, что в 40 - 50 м от места находки склепа, неподалеку от восточной части Воскресенской церкви, найдены несколько фрагментов надгробных плит, в осколках некоторых из них угадываются красивые изящные формы и ниши в верхней части, где устанавливался полумесяц. Одна из плит высотой до 80 см сохранила полустертые надписи арабским шрифтом. Несколько слов видны, и специалисты могут их расшифровать: часть этих плит передана в Национальный культурный центр «Казань», а часть осталась тогда на месте.

Как подтвердили местные жители, еще лет 50 - 60 назад, в 1950-е годы, в местном лесочке (парке) было около двух десятков надгробных плит, и это место считалось святым. Здесь было два кладбища — мусульманское (средневековое) и христианское (XVIII - XIX веков). И до сих пор сюда приходят бабушки-мусульманки молиться к своим святым. Да и сам рельеф этой местности показывает следы былых средневековых могил.

К тому же рядом с Кабанским городищем, за забором парка, находится действующее татаро-мусульманское кладбище.

Важно отметить также, что подвалы и фундаменты Воскресенской церкви были сооружены из мусульманских надгробных плит, что подтверждается нашими наблюдениями 1997 и 2005 годов. Аналогичные случаи не редкость, в частности упомянем мусульманские надгробные плиты из церкви Успения в Болгаре и во время реставрации открытие надгробной плиты эпохи Казанского ханства (1520-х годов) в стене Благовещенского собора в Казанском кремле.

.

ВЫВОДЫ

Подводя некоторые итоги исследований, проведенных на Кабанском городище и в целом в Казани, хотелось бы обратить внимание и на проблемы и перспективы историко-археологического изучения памятников средневековой истории.

Если говорить в целом о Казани, здесь в связи с юбилейными событиями сделано немало в историко-археологическом изучении памятников, в первую очередь в Кремле и центральных районах города. Однако остались практически неисследованными или слабоизученными Старое городище, Зилантова гора (Елан-тау), Кабанское городище и другие объекты, а также памятники Иске-Казанского государственного историко-археологического музея-заповедника в Высокогорском районе. К сожалению, в ходе строительно-ремонтных работ в Казани были уничтожены здания XVIII - начала XX веков и археологические объекты, особенно в центральной части (центр, Татарская слобода, Кураишева слобода).

В связи с этим, на наш взгляд, необходимо сделать следующее.

Во-первых, необходимо продолжить стационарные раскопки во всех основных объектах Казани и районах Заказанья, в том числе в Кабанском городище.

Во-вторых в дальнейшем не допустить варварского разрушения археологических и историко-архитектурных объектов. Все имеющиеся материалы должны быть изучены и музеефицированы.

Что касается территории Кабанского поселения (бывшей Архиерейской дачи), то нужно сделать следующее.

- Необходимо активизировать все исследования по детальному изучению, дальнейшему сохранению и практическому использованию всех объектов природного назначения и историко-культурного наследия (археологические, эпиграфические, архитектурные и др.) на территории памятника.

- Целесообразно было сохранить территорию за ГНУ НИИ сельского хозяйства «Нива Татарстана» или другой организацией, но при этом просить министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ и министерство культуры РТ обязать названный институт и органы охраны памятников истории и культуры навести на территории средневекового поселения соответствующий порядок. В зоне средневекового кладбища и заброшенной территории провести санитарные работы, оградить территории, посадить в парке декоративные растения и др.

- С учетом интереса к истории Казани и Татарстана и активизацией внутреннего и международного туризма было бы целесообразным отреставрировать пустые здания и превратить в музей истории и культуры Казани, возвратив из других мест находки и ранее вывезенные эпитафии (надгробия).

В целом же было бы целесообразно на данной территории организовать музей-заповедник природы и истории Казани и Татарстана «под открытым небом» как филиал заповедника «Казанский Кремль».

При этом мы должны обратить внимание на следующие важные моменты.

1. Кабанское городище (т. н. Архиерейская дача) – уникальный памятник. Здесь располагалась резиденция казанских ханов и мусульманское средневековое кладбище (XIII - XVI). Это территория является памятником материальной и духовной культуры татарского народа, местом поклонения мусульманского населения, поэтому имеет важное значение в истории и судьбе татарского народа и его государственности. В этой связи и памятник не может отчуждаться от носителя-народа никем и никаким образом.

2. Мусульманский некрополь территориально не разграничен с памятниками православной культуры, так как непосредственно примыкает к сохранившемуся зданию Воскресенской церкви и хозяйственным постройкам. При сооружении здесь православных храмов были использованы мусульманские эпиграфические памятники (намогильные плиты), что не позволяет рассмотреть комплекс зданий бывшей Архиерейской дачи лишь как памятники православной культуры. Кроме того, территория памятника Кабанского городища принадлежит государству. При желании церковь может использовать бывшее культовое здание, но не имеет права владеть всей территорией, что является нарушением законодательства об охране и использовании историко-культурного наследия.

3. Территория Кабанского городища не была местом только православного монастыря. С XVII века до 1917 года функции храма ограничивались исключительно лишь ролью летней резиденции казанских архиереев и митрополитов с хозяйственными функциями. В этой связи просьба о возвращении комплекса зданий Воскресенского монастыря Казанской епархии выглядит исторически не совсем справедливой.

4. Передача комплекса зданий бывшей Архиерейской дачи (а вместе с ним занятой им территории Кабанского городища) под лоно церкви может привести к свертыванию и дальнейшему прекращению историко-археологического изучения Кабанского городища (как реально произошло в случае с Зилантовой горой – Елан тау) , к утрате территории как объекта природного назначения и историко-археологического наследия в целом.

5. Учитывая историко-культурную значимость, естественно-географическую достопримечательность (здесь имеется лесопарк с 300-летними соснами, богатая флора и фауна), наличие также историко-археологических, эпиграфических и архитектурных памятников, целесообразнее образовать на данной территории Кабанский природный историко-археологический и архитектурный парк-заповедник под открытым небом (с музеем природы и истории Казани и Татарстана) как уникальный объект взаимодействия и согласия татаро-мусульманской, русско-православной и других культур региона, превращение его в перспективе в один из самых посещаемых и популярных туристических мест Казани, Татарстана и Поволжья.

Думаю, что уникальный памятник природы и истории Казани станет любимым местом посещения и вдохновения жителей столицы и республики, гостей и туристов, посещающих Татарстан.

Альберт Бурханов

Бурханов Альберт Ахметжанович – уроженец села Усть-Багаряк Кунашакского района Челябинской области РСФСР, родился 12 июля 1956 года.

Образование: высшее – историко-педагогический факультет Челябинского государственного педагогического института (1973 - 1978); научная стажировка и аспирантура – Институт археологии АНСССР (1983 - 1985) и кафедра археологии МГУ им. Ломоносова (1989 - 1991). Кандидат исторических наук (1991, МГУ). Докторант кафедры археологии и этнографии Новосибирского госуниверситета (2012 - 2015).

С 1978 - 1979, 1982 - 1994 годов (с перерывами) старший лаборант, младший научный сотрудник, старший научный сотрудник национального центра археологических исследований Института истории им. Батырова АН Туркменистана, завсектором археологии и замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника «Ниса» минкультуры Туркменистана.

С 1994 по 2001 годы – замдиректора по науке Иске-Казанского государственного музея-заповедника минкультуры Республики Татарстан, старший научный сотрудник отдела археологии ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ и старший научный сотрудник национального центра археологических исследований Института истории им. Марджани АН РТ.

Проректор по научной работе Татарского государственного гуманитарного института (2001 - 2005), завкафедрой истории и этноархеологии, замдиректора по научной работе Института социально-экономических исследований и профессор кафедры всеобщей истории Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (2005 - 2011), профессор кафедры истории и методики преподавания Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ (2011 - 2015). Заведующий отделом истории татаро-булгарской цивилизации Института истории им. Марджани Академии наук РТ (2015 - 2016).

Специалист по древней и средневековой археологии и истории Центральной (Средней) Азии, Ирана и Волго-Уральского региона. Занимается проблемами истории и археологии Золотой Орды и постордынских татарских государств, историей и культурой мусульманских стран Востока, а также вопросами региональной истории и краеведением Татарстана и Волго-Уральского региона. Автор более 500 научных публикаций, в том числе около 50 научных книг и монографий, составитель более 30 научных сборников. Активно ведет археологические исследования в регионах Средней Амударьи, Южного Туркменистана, Нижнем Поволжье и районах Татарстана.

Выполнял воинский долг в Афганистане, офицер запаса. За воинскую доблесть, научно-педагогическую и общественную деятельность награжден более 40 государственными и ведомственными орденами, медалями и знаками СССР, РФ, Республики Татарстан, Афганистана, Туркменистана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (124) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
17.07.2016 13:09

Если уж решили гадости говорить про человека, скажите ему в лицо, а не анонимно через газету. Человеческие качества самих-то каковы?

Непонятно, почему БО пропускает подобные нарушения правил.

Не представляюсь по той причине, что подобный ушат грязи будет вылит на каждого, не поленятся, все болячки расковыряют.

Поэтому анонимным оппонентам предлагаю: 1) представиться; 2) в реальности организовать встречу по волнующим им вопросам истории и персоны автора.

Предвижу, что слабо.

Знаю А.А. Бурханова более 20 лет. Человек со своими достоинствами и недостатками. Не в восторге от некоторых качеств, но они не являются непростительными или чем-то исключительным (найдется, уверяю, у каждого).

Бойтесь не экспрессивности и прямоты А.А. Бурханова, а тихушечников, метод которых - красивая обертка правильных слов, бездействие, действия чужими руками.

Кроме прочего, А.А. Бурханов вносит большой вклад в популяризацию наследия татарского народа. Под стремительно меняющийся мир не подстраивается, "так называемый суверенитет" не говорит, иконы не целует.

Пользуясь вот таким, к сожалению, не очень приятным случаем, хотелось бы еще раз поздравить Альберта Ахметжановича с прошедшим юбилеем и пожелать здоровья и самого наилучшего ему и его близким. Думаю, к этим словам присоединились бы и очень многие из его коллег, студенты и другие.

  • Анонимно
    17.07.2016 09:17

    Почему этот выдающийся ученый не включен в число номинантов по 7-томнику "Истории татар с древнейших времен"? Почему такая дискриминация по отношению к крупному исследователю древней и средневековой археологии и истории Центральной (Средней) Азии, Ирана и Волго-Уральского региона, Золотой Орды и постордынских татарских государств, истории и культуры мусульманских стран Востока? Может потому, что этот ученый не востребован у научного археологического сообщества республики? Почему он не берет или почему ему не выдают уже столько лет Открытого листа на ведение раскопок? Почему он нигде не задерживается нигде больше 5-6 лет? Почему этот академик и профессор все еще кандидат наук? Надо помочь ему прорвать невнимание к нему казанских археологов.

    • Анонимно
      18.07.2016 10:32

      а какой конкретно статус этой территории?
      Нечестно отдавать территорию только одной конфессии!
      Предложение сделать заповедник под открытом небом - самое правильное!

    • Анонимно
      18.07.2016 21:09

      Бурханов А.А. в первую очередь специалист по истории Средней Азии. историей Татарстана он начал заниматься после того, как переехал из Москвы в Казнь в 1990-е (!!!) в связи с событиями с суверенитетом РТ (!). в третьем томе истории татар имеется его статья по поселениям Хорезма. а институт археологи Татарстана - та еще структура по зарабатыванию денег. за пределами Татарстана Бурханов известен хорошо, в отличие от многих казанских местечковых историков

      • Анонимно
        25.07.2016 04:45

        автору спасибо за работы в кабанском городище и за статью.не зря его высоко ценит президент и депутаты. а карманные ученые его боятся за прямоту и открытость.он не любит играть перед начальством как к примеру фаяз хузин.который подбрасывает археологический материал по заказу.

  • Анонимно
    17.07.2016 09:25

    Удащливые уже присмотрели эту территорию под застройку.

    • Анонимно
      17.07.2016 10:01

      Да,за оградой Архиерейской дачи,стоит красивый дом....Кто знает,Чей?

    • Анонимно
      17.07.2016 13:14

      Что за манера вечно передергивать. Если там действительно находится средневековое мусульманское кладбище, то этот объект должен быть в зоне особого внимания. Никакой дискриминации здесь нет, равно, если бы там находилась древнее православное кладбище. Нужно чтить усопших, не быть Ваньками не помнящими родства.

    • Анонимно
      20.07.2016 15:57

      Мм да! ситуация!

  • Анонимно
    17.07.2016 09:48

    Ну,если он всерьез считает,что Казани 1000 лет,то какой он ученый....

    • Булгарин
      17.07.2016 11:56

      Это у вас в голове все перевернуто. Там есть находки и бронзового века. Есть находки и период Волжской Булгарии. Так что речь идет об археологических находках, о реальной истории, которой не 1 тысяча лет.

      • Анонимно
        17.07.2016 12:15

        При Волжской Булгарии Казани не было.....Не надо чушь писать....И Волжская Булгария- прародина современных чувашей....Они там жили веками до появления татар и русских....А Казани максимум 750 лет....

        • Анонимно
          17.07.2016 12:43

          Одни штампы, никаких доказательств. По поводу 1000-летия Казани - главное доказательство это археологические слои на стратиграфии городища, что подтвердило (и подписалось под этим!) археологическое сообщество России.

        • Анонимно
          17.07.2016 13:22

          Вы знаете, чуваши ли там жили или татары сейчас сам бог не разберет. Вообще то нации, ближе к нашему современному языку, начали складываться в начале 19 века, а тогда были различные народности, общности и общины. Многое там перепуталось. Не было тогда этнической самоидентификации, а была религиозная. Если человек переходил из православия или язычества в ислам, то он становился мусульманином, а значит приобщался к татарам , если наоборот, то ближе к чувашам, марийцем, русским. Там все перемещалось и рассматривать сегодняшние нации с позиции средневековья антинаучно.

          • Анонимно
            17.07.2016 13:50

            Религиозная самоидентификация ???? А до появления ислама выходит и таковой не было ? А до появления монотеистских религий, значит, и жизни на Земле как таковой не было, а не только этнической самоидентификации ?) Интересно, алеуты об этом знают или маори ? А то ведь так и помрут не узнав о том, что они алеуты. Не самоидентифицируясь. Дикари-с.

            • Анонимно
              17.07.2016 16:39

              Вы путаете хрен с редькой. Я же четко написал, что нации начали складываться в начале 19 века из разных общностей: общин, народностей, родов и прочее: здесь четко идет определение этнической самоидентификации. В условиях России, где православие играло основную роль и стержень, народы определялись по конфессиональным признакам, далее шло сословное определение. Например, по переписи 1897 года не отмечалось национальная принадлежность, а только конфессиональное. Можете погуглить перепись 1897 года и вам высветятся по каким критериям проходила перепись. Следующая графа шла сословное определение. Каждое сословие выполняло определенную роль в обществе. Например было башкирское сословие, которое определялось не по языковой принадлежности, а по функциональной. наличие языка в переписи отсутствовала. Поэтому российское общество, как исключение, идентифицировалось больше по конфессиональной и сословной принадлежности. Что касается алеутов и маори, то это не нации, а племенные объединения и следовательно, такая самоидентификация.

              • Булгарин
                17.07.2016 17:13

                Тут вы по моему немного лишку хватили. Хотите сказать, что только в начале 19 века татары стали говорить на татарском языке, а русские на русском и т.д. А до этого все говорили на каком-то одном языке, да вера у всех была какая-то одинаковая?

                • Анонимно
                  17.07.2016 22:08

                  До этого говорили на татарском языке, но были большие различия между различными общностями. К общей гармонии приходит язык в период возникновении нации, благодаря появлению литературы, прессы и т.д. Русский язык -язык Пушкина, тоже стал гармонизироваться в 19 веке. Старый язык до этого сложно понять. были различные диалекты среди русских.Нации складываются в период модернизации из различных схожих по языку общностей. татарская нация начала складываться в период зарождение татарской буржуазии, а более прочно уже в начале 20 века, когда появился единый литературный язык, язык СМИ и т.д. До этого этнос имеет название как народ. Татар халкы. Миллэт сузе татарлар арасында сонрак барлыкка килде.

                  • Булгарин
                    18.07.2016 12:09

                    Вообще-то, нация складывается там, где возникает национальное государство. Оно у татар уже было. Может вы имеете в виду, что потеряв свою государственность, часть татар перешла в другую нацию, стали себя именовать русскими. Например, те же Юсуповы, Астафьевы и т.д. Но это ведь другой процесс. Думаю, вы пытаетесь сказать, что наций как таковых не было, а они вот только что появляются. В России будет одна нация. Только какая? Думаю, вы и вектор развития задали. Но это неверно. Нации были и во времена Ивана Грозного и до него. Может они называли или назывались по другому, акценты в языке были иные, частота тех или иных слов в употреблении изменилось, но основа языка осталась, религиозная и культурологическая основа осталась и не менялась уже тысячу лет. Так что русских и татар как нации не перепутаешь. А вот отдельные люди могут хоть завтра нарисовать себя хоть папуасами. Кстати, при переписи некоторые так себя и определяли по нации.

                    • Анонимно
                      18.07.2016 12:58

                      Просмотрите, пожалуста, отличия терминов народ, народность, нация. Нация - это высшая ступень развития этноса с очень сложной структурой. Что касается татар, то татарский народ уже был в период Золотой Орды, где государственным языком был тюркский на основе кыпчакской фонетики. А на счет единой нации, то здесь вы ошибаетесь, я не люблю однотонность, поскольку это путь в тупик. Чем разнообразнее общество, тем лучше и быстрее оно развивается, если дать только свободу развития.

              • Анонимно
                17.07.2016 18:08

                Неправда ваша. Нации, а с ними и национальные государства стали складываться в 16-17-ом веках. Сейчас национальные государства будут отмирать, им на смену придут другие образования.

                • Анонимно
                  17.07.2016 22:13

                  Нации возникают в период модернизации, возникновении новой буржуазной политической элиты, поскольку рост образования, возникновении газет и журналов образует единый для всех диалектов язык, вокруг которого и происходит самоидентификация.

        • Анонимно
          17.07.2016 15:46

          Волжская Булгария - прародина и татар, и чувашей. Тысячелетие Казани - доказанный факт.

        • Анонимно
          17.07.2016 21:37

          чуваши такие же булгары как и мусульмане

          • Анонимно
            18.07.2016 10:04

            Чуваши-то как раз "чистые булгары". Эти люди не захотели жить с завоевателями из Золотой Орды и ушли из Биляра. А те, кто остались - ассимилировались, приняли культуру и религию завоевателей и даже название завоевателей "татары".

            • Булгарин
              18.07.2016 12:12

              Ислам в Волжской Булгарии был задолго до Золотой Орды. Это так к сведению. А чуваши как жили в глухих местах давно, с момента зарождения Волжской Булгарии так там и живут. Даже христианские миссионеры, которые крестили, не могли их еще долго найти. Так наполовину христиане, а наполовину язычники.

              • Анонимно
                19.07.2016 12:26

                Там много чего было - не только ислам. А те, кто покинул В.Булгарию стали в итоге нынешними "чувашами". Это известно всем, кроме татарстанских "учёных"

            • Анонимно
              18.07.2016 13:09

              Что за хрень вы несете; чуваши есть чуваши, булгары есть булгары. Даже читается по разному, поскольку слова состоят из различных букв. Как можно их отожествлять. И откуда такое стремление монополизировать себе историю Волжской Булгарии, как со стороны отдельных чувашских ученых, так и со стороны татаров-булгаристов. Это наша общая история и не надо это делить. Конечно, чуваши более сохранили булгарский язык, (вывод Х. Фаезханова), но не факт, что надо это монополизировать под себя.

              • Булгарин
                19.07.2016 11:57

                Полностью с вами согласен. Так везде в своих комментариях и пишу. Здесь только под словом чуваши я имел в виду проточувашей, т.е. той части булгар, которая жила в отдалении, на окраинах, в труднодоступных местах, не приняла ислам, но смогла как-то сохранить какие-то более близкие к булгарскому языку части своего языка. Хотя и тут есть некие сомнения. Ведь мы в реальности не имеем носителя булгарского языка и не можем сравнивать современный чувашский и тот древний язык. Так тоже одни предположения.

                • Анонимно
                  19.07.2016 14:21

                  Сравнение чувашского языка с булгарским прозвел Хусаин Фаезханов, далее продолжил Ашмарин на основе эпитафийной письменности, заменив некоторые непонятные слова словами из чувашского языка. Но это было давно, середина 19 века.

              • Анонимно
                19.07.2016 12:31

                Нет здесь желания ничего монополизировать. Просто чуваши - это потомки булгар без примеси других национальностей (то есть - булгары), а нынешние татары - это результат смешения булгар и татаро-монгол из Золотой орды. Побеждённые булгары стали называться по имени победителей "татары". Вот и всё.

                • Анонимно
                  19.07.2016 14:30

                  Вы не обижайтесь, но вы не правильно поняли смысл моего предложения. Монополизировать от корня слова МОНО, т.е. единственный, соответственно глагол означает причислять только единственно себя к этому народу, отрицая остальных. А так я в чем то с вами согласен, поскольку сам написал, что у чуваши сохранили некоторые слова булгарского языка. С чем не согласен, не бывает наций без примеси, в течении столетий происходят смешивания. Я не специалист по чувашской истории, но некоторые историки пишут о сильном финно-угорском влиянии.

                  • Анонимно
                    20.07.2016 14:34

                    Разумеется, какие-то смешения есть везде. Но в целом, это именно "влияние". Чуваши до христианизации сохранили и традиции и язык и культуру булгар.
                    Кстати, про смешения. Американцы провели генетические исследования на эту тему, и получили парадоксальный вывод: самая чистая без примесей национальность - русские! Это при том, что русские изначально смесь всяких полян, древлян и т.д., а вот как ни крути - у них в общей массе минимум всяких примесей и влияний...

          • Анонимно
            20.07.2016 15:56

            согласен!

        • Анонимно
          18.07.2016 09:59

          Неее...тыща. В подтверждение этого медаль такая есть.

          • Анонимно
            20.07.2016 16:00

            Почему некоторые личности не хотят признавать факт тысячелетия Казани, будьте мужчинами признайте что наша Казань древнее чем столица РФ - Москва!

            • Анонимно
              20.07.2016 23:18

              Потому что эти личности сами видели те куски глины, которые анализировали на предмет "тыщщелетия". Да, да, не черепки, не осколки керамики, а просто куски глины. Им, бесспорно, больше тысячи лет. А чешскую монетку привезли из Биляра. Там её обнародовать было политически невыгодно. Нужно было, чтобы она непременно нашлась именно в Казани.

    • Анонимно
      20.07.2016 14:01

      Насколько мне известно, автор практически не принимал участия в подготовке к 10000-детию г. Казани. ему даже не вручили медаль в ознаменовании тысячелетия Казани. Насколько я знаю медаль ему вручили позднее в рамках юбилея по инициативе Национально-культурной автономии туркмен в Доме дружбы народов в ходе презентации книги :Туркмены Хивы в XVIII в. Эта книга у меня имеется подписал сам автор. Обэтом событии писали в журнале Туркменистан (издается в Москве). Туркмены Татарстана и Туркменистан сильно уважают Альберта ага за вклад в изучение истории татарского и туркменского народа. Спасибо за статью. Гурбанов К.

    • Анонимно
      20.07.2016 15:57

      Казани 1000 лет и точка!

      • Анонимно
        20.07.2016 23:22

        А почему не 1011? Вроде как в 2005 праздновали? Ах, да вам же без разницы. Вы уже ждёте - когда же наступит 2000-летие, да? Может в этом году? Или в следующем? Нет, сначала ЧМ по футболу, а уже потом дветыщщелетие!

  • Анонимно
    17.07.2016 09:57

    Уважаемый археолог, зачем так строго судить - лишать засл. аксакала авторитета?)) То, что в ст. затронуты малоизвестные стр. прошлого - уже не плохо...

  • Анонимно
    17.07.2016 10:01

    ..Поможем всем миром!))

  • Анонимно
    17.07.2016 10:02

    Альберт Барханов пишет: "...на наш взгляд..." Кого он имеет ввиду? Статья понравилась, спасиБО и автору.

    • Анонимно
      18.07.2016 11:19

      В научном обществе под словами на наш взгляд, мы, нами подсчитано, установлено, обнаружено подразумевается сам автор научного творения! Не принято писать я считаю, я подсчитал, установил, обнаружил!

  • Анонимно
    17.07.2016 10:34

    Что вы трындите это место святое для татарского народа и вам троллям только останется завидовать нам.Мы ,татары востановим резиденцию наших ханов и это место будет поклонением всех татар.

    • Анонимно
      17.07.2016 11:06

      Нужно восстановить Архиерейскую дачу, как памятники православной культуры.

      • Анонимно
        23.07.2016 14:18

        Дальнейшая история "Кабанского городища" должна быть связана с исламом, иначе нельзя! Нужно показать, что данная территория связано не только с русскими, но и татарами, тем более, что изначально здесь были татары-мусульмане.. В ближайшей перспективе неплохо было бы проводить здесь элементы исторической реконструкции эпохи XIII и XV веков и более позднего периода, желающие могли бы посостязаться в стрельбе из лука и других подобных конкурсах, тут же работали историки, экскурсоводы, музееведы, педагоги и др. специалисты, стоило бы облагородить парк, поставить скамейки и тд. Стратегически важно построить мечеть, если приходится говорить о толерантности и дружбе народов и конфессий в стране и в нашем регионе, в частности. Уверен, все данные мероприятия благоприятно отразились бы на подрастающем поколении, вызвав в них патриотические чувства и интерес к своей истории. Власти действуйте, идея Вам дана отличная. Р.А.

    • Анонимно
      17.07.2016 11:12

      Восстановим - в каком смысле? Юрту поставим в монастыре или церквушки снесем?

  • Анонимно
    17.07.2016 12:18

    Проблема отнюдь не в личности автора статьи. Дело в том, что историческое ядро города, куда в частности входят берега Кабана, подвержено градостроительному вандализму, устроенному нуворишами. Ненасытная жадность и менталитет бывших сельских жителей, получивших рычаги власти и "свалившееся" на них богатство, ведут к уничтожению исторического центра города, включая уже безвозвратно потерянные археологические и природные памятники.
    Подумайте: Планета-фитнес, Суварплаза, "Барселона", зоопарк, предполагаемые "китайские" проекты вдоль Кабана и много чего еще перегружают исторический центр архитектурно, экологически и закладывают бомбу замедленного действия в инженерную инфраструктуру на будущее. При этом горожане остаются без непосредственного доступа к воде Кабана и Казанки. И все это в угоду кучке дельцов и их властвующих покровителей, предоставляющих неконтролируемые госбюджетные подряды.
    Экспериментальные "современные" проекты за негосударственный счет пусть осуществляют в новых районах города. А уничтожение исторических, археологических и природных памятников надо прекратить не взирая на меркантильные интересы доморощенной олигархической "элитки".

    • Анонимно
      17.07.2016 20:31

      Они считают себя новыми ханами и память о прежних им не нужна, могут сравнений не выдержать.

  • Анонимно
    17.07.2016 13:03

    РМН прочитав этот пост должен написать: " ипташ Балтусова, бу мэсэлэне уз кул астына алыгыз".

  • Анонимно
    17.07.2016 13:09

    Если уж решили гадости говорить про человека, скажите ему в лицо, а не анонимно через газету. Человеческие качества самих-то каковы?

    Непонятно, почему БО пропускает подобные нарушения правил.

    Не представляюсь по той причине, что подобный ушат грязи будет вылит на каждого, не поленятся, все болячки расковыряют.

    Поэтому анонимным оппонентам предлагаю: 1) представиться; 2) в реальности организовать встречу по волнующим им вопросам истории и персоны автора.

    Предвижу, что слабо.

    Знаю А.А. Бурханова более 20 лет. Человек со своими достоинствами и недостатками. Не в восторге от некоторых качеств, но они не являются непростительными или чем-то исключительным (найдется, уверяю, у каждого).

    Бойтесь не экспрессивности и прямоты А.А. Бурханова, а тихушечников, метод которых - красивая обертка правильных слов, бездействие, действия чужими руками.

    Кроме прочего, А.А. Бурханов вносит большой вклад в популяризацию наследия татарского народа. Под стремительно меняющийся мир не подстраивается, "так называемый суверенитет" не говорит, иконы не целует.

    Пользуясь вот таким, к сожалению, не очень приятным случаем, хотелось бы еще раз поздравить Альберта Ахметжановича с прошедшим юбилеем и пожелать здоровья и самого наилучшего ему и его близким. Думаю, к этим словам присоединились бы и очень многие из его коллег, студенты и другие.

    • Анонимно
      17.07.2016 22:14

      Золотые слова. Респект А.А. Бурханову за его вклад в науку.

    • Анонимно
      19.07.2016 09:36

      Спасибо за обьективный комментарий!

      • Анонимно
        19.07.2016 17:18

        Приятно,что еще немало хороших людей,а гадов тоже хватает! Последние думают,что они победят! Нет победа за порядочностью и профессионализмом! Спасибо за статью,вперед друзья! Пусть городище на берегуКабана станет обьектом туризма,дружбы людей всех национальностей и казанцев.Он должен быть памятником истории и природы! Алексей

  • Анонимно
    17.07.2016 14:02

    Важно отметить также, что подвалы и фундаменты Воскресенской церкви были сооружены из мусульманских надгробных плит, что подтверждается нашими наблюдениями 1997 и 2005 годов. Аналогичные случаи не редкость, в частности упомянем мусульманские надгробные плиты из церкви Успения в Болгаре и во время реставрации открытие надгробной плиты эпохи Казанского ханства (1520-х годов) в стене Благовещенского собора в Казанском кремле.


    Вся татарская история закопана!
    Закопали под землю!
    Спасибо Ваньке хрозному и расийской империи.
    Поэтому в Казани , не одного памятника нету, казанским ханам.. Куда смотрят Шаймиевы и Миннихановы? Ау....

    • Анонимно
      17.07.2016 16:37

      Казанские ханы ? А они что сделали выдающегося, чтобы им памятники ставить ? Действительно - интересно !

      • Булгарин
        17.07.2016 17:15

        Во всяком случае создали свое государство, в котором как раз и жилы татары. Отчаянно сражались. чтобы отстоять свою независимость. Но вот не все так удачно складывалось. Может и таких как в те годы народилось очень много.

        • Анонимно
          18.07.2016 10:18

          Да не всё так радужно, как вы хотите видеть, к сожалению. История гласит, что казанские ханы погрязли в распутстве, интригах и склоках, раздирали имеющуюся империю на клочки, каждый норовя залезть на трон и уничтожить других претендентов на него. Взятие Казани Иваном Грозным было стратегическим спасением Казанского ханства, чтобы не потерять эти территории. На них серьёзно претендовали (и до сих пор претендуют) политические лидеры с Ближнего Востока. И не вмешайся тогда Иван Грозный - Россия вместо казанского ханства имела бы под боком какую-нибудь Турцию. Не удивительно, что половину войска Ивана Грозного составляли сами жители казанского ханства, которые понимали - чем может закончиться для них правление ханов-мажоров. Так что справедливо, что нет в Татарстане памятников тем мутным ханам. Не заслужили народную любовь.

          • Анонимно
            18.07.2016 12:07

            "Та сторона" была, мягко говоря, не лучше. Тут еще ислам как-то сдерживал пьянство со всеми сопутствующими. Почитайте о Грозном.

          • Булгарин
            18.07.2016 12:18

            А что вмешательство Ивана Грозного стала для казанского ханство спасением? Не пишите чушь.
            Да междоусобица была в средние века всегда. Но вот то, что Иван Грозный перерезал всех жителей Казани от стариков до младенцев это факт. И не надо про то, что половина войск Ивана Грозного были из жителей Казанского ханства. Были предатели, которым да, памятник не ставят. И их было не половина. А вот защитникам Казани надо ставит памятник, а еще основателям Казани, казанского ханства. Это одни из истоков нашей нации.

            • Анонимно
              18.07.2016 23:27

              Иван Грозный перерезал всех жителей Казани? Это Вы от кого такой чуши набрались? Уж не из нашей ли национальной чудо-академии чудо-наук? А основателей Казани нет и не было. Люди стихийно построили дозорную сторожевую крепость и расселились вокруг неё. Вот и всё! Нет и не было человека, решившего, что здесь будет город Казань, и типа - вот вам приказ - стройте! Такой факт был бы однозначно зафиксирован в истории и передавался бы из поколения в поколение. Так что, истоки нации тут гораздо шире, чем просто хан-основатель.

              • Булгарин
                19.07.2016 12:01

                Это было бы так, если бы исторические документы не уничтожил Иван Грозный. Вон так много пишут и говорят про библиотеку Ивана Грозного, а где она и из каких книг она состояла. так вот все книги, летописи, все письменные источники были или вывезены и уничтожены или просто уничтожены на месте. Потому и скудные истчоники информации о тех временах. Потому и сочиняют историки. начиная с Карамзина и немецких историков историю и России и наших земель. Кстати. даже слово Россия ими же и придумана.

                • Анонимно
                  19.07.2016 18:31

                  Так уничтожены не Иваном Грозным, а немцами при дворе Петра I, будь он неладен! Из за него вся история Руси пропала, и появилась Россия, как союз всех и вся. Но факт основания Казани одним человеком нельзя было бы замолчать, если бы это было так. Вот все знают про основателя Москвы, хоть и столько сотен лет прошло. А про Казань - нет. Это же неспроста. Неужели коренное население не пронесло бы такой важны

  • Лично с Бургановым не знаком , но судя по статье,биографии и по тому что его подлые люди ненавидят видимо человек порядочный и то что его взял на работу Хакимов видимо еще специалист толковый!

    • Анонимно
      20.07.2016 09:38

      Уважаемый Мурат! Вы человек серьезный и Ваша оценка статьи очень важна! Но меня волнует почему молчат депутаты ГосСовета,например бывший лиректор НИИ Нива Татарстана.председатель по проблемам экологии и природопользования ГС РТ,бывший министр сх Тахир Хадиев. депутат от культуры и образования и науки Разил Валеев,,депутат от журналистики Римма Ратникова,директор Института археологии АН РТ Айрат Ситдиков,президент АН РТ Салахов М., и другие депутаты,чиновники и начальники.За что им платят зарплаты!Это же наши деньги.Почему молчит муфтият и наши доблестные муллы и попы,а где национальные и другие политические структуры и организации Единая Россия,КПРФ и ТОЦ.... Уникальное молчание.....

      • Анонимно
        20.07.2016 13:35

        Здесь вопрос очень щепетильный, все же бывшая архиерейская дача, затрагивает интересы и других сторон. надо проявлять толерантность. Мне кажется в кулуарах эта тема поднимается и среди депутатов и религиозных деятелей. Скорее всего пока не могут к чему то прийти. А тема архиважная и, думаю, к решению придут.

        • Анонимно
          20.07.2016 21:30

          В данном конкретном случае нужно говорить не о толерантности, а об исторической справедливости.

          Если в фундаментах, цоколях церквей в Болгаре (и не только) лежат мусульманские надмогильные камни, нужно в целях "толерантности" спасибо говорить за это кощунство?..

          • Анонимно
            20.07.2016 23:09

            А в фундаменте Болгарской мечети лежат камни разрушенной Волжской Булгарии. А в Турции половина мечетей - это переделанные христианские храмы. И что теперь? Отмотать киноплёнку истории до пещерных людей? И зафиксировать в таком виде? Типа - они тут первые были?

          • Анонимно
            21.07.2016 14:53

            Так я тоже за историческую справедливость, о чем я тоже написал. Просто навалом такое не делается, нужно учитывать и реальность, а непросто так напролом переть. Останки казанских ханов с 1977 года пылятся в здании архива и почти 40 лет решается этот вопрос кулуарно и скоро, как ожидается, будет решение этой проблемы. Создадут мавзолей, сколько лет шли переговоры, уговоры, доказательства и прочее. Гласности такое не предают. Так и с Кабанским городищем решится вопрос. не надо гнать. Что касается надгробных памятников в Болгарах в фундаменте церкви, то что вы предлагаете, разрушить церковь. Это же глупо. Как сложилось, так и сложилось уже. И все же надо учитывать, тогда было средневековье и , соответственно, и нравы такие.

  • Анонимно
    17.07.2016 18:21

    Непонятно почему, тут обсуждают автора статьи, вместо того, чтобы отдать должное ему за смелость, ведь никто из местных археологов и историков не затронул данную тему. Личные амбиции, к сожалению для них важнее! Критиковать могут все, а как дело доходит до сложных и насущных проблем все кидаются с критикой, это касается не только этой статьи....

  • Анонимно
    17.07.2016 21:36

    С удовольствием прочитала статью о Кабанском городище.Спасибо автору за то, что просвещает людей малоизвестными страницами истории нашего народа.Обязательно когда буду в г. Казани посечю Кабанское городище и поклонюсь могилам наших предков.Мне очень понравилась идея автора о превращении территории городища в туристический центр города Казани и Татарстана т. к.наша Республика становится местом посещения иностранных туристов и гостей.Побольше бы таких статей от наших учёных ,радио и телепередач.Желаю автору дальнейших успехов.

  • Анонимно
    17.07.2016 22:23

    Очень хороший комментарий!

  • Анонимно
    17.07.2016 22:40

    Был великий директор НИИСХ Гареев Р. Г. ( в честь него улица в Солнечном городе) отстаивал территорию в конце 90-х и начале 00- ых. Поддерживал территорию силами сотрудников института в прекрасном состоянии. Но увы, директорами в дальнейшем пришли бывшие заместители министра ( один уже депутат) и развалили не только институт, но и растеряли территорию института. Поэтому озадачивать институт приведением в порядок территории это глупо. К, сожалению, новые доктора наук не далёкие люди не только к истории, но и к языку.((

  • Анонимно
    17.07.2016 23:40

    Интересная статья!

  • Анонимно
    18.07.2016 00:20

    Согласен, автор молодец

  • Анонимно
    18.07.2016 07:51

    позновательно

  • Анонимно
    18.07.2016 08:06

    хорошо что есть люди ,которые видят назревшие проблемы и хотят справедливо решать их,всем нам надо поддержать автора,не разрешимых проблем не бывает,и тогда на земле установится гармония и счастливая жизнь на земле

    • Анонимно
      18.07.2016 10:26

      Так мы обеими руками "За". А что дальше? У нас народ такой, что в рамках одного дома к одному мнению придти не можем, не то что больше. Давайте решение - чем помочь? Подписаться под петицией? Выйти на митинг? А смысл? У нас сейчас так власть выстроена, что народ может только жаловаться - больше ничего. И для жалоб есть электронная жалобная книга. Не согласен - жалуйся. И тебе формально ответят - цитатой из нормативного документа. У нас демократия (власть народа) - только в названии. А по факту - монархия. Кто достучится до "главного" - тот и получит результат. Остальные - трудитесь, молитесь, и да воздастся вам... на том свете. Этот свет, к сожалению, не для вас, граждане-трудяги...

  • Анонимно
    18.07.2016 09:29

    Бурханов ещё тот фрукт! Хотя как ученый не плох, но может лучше, лентяй!

    • Анонимно
      18.07.2016 10:41

      Хорошая статья получилась! А кто фрукт кто овощ это не нам судить!

    • Анонимно
      18.07.2016 12:10

      Фрукт - это тот, кто всю жизнь нос флюгером держит. Коммунизм, национализм, ЕР.

    • Анонимно
      18.07.2016 12:11

      А, ну да, фрукт - это еще тот, кто вместо того, чтобы написать в БО под своим именем открыто, анонимно строчит донос в лучших традициях известно кого.

    • Анонимно
      25.07.2016 04:06

      бурханов нормальный парень.настоящий мужчина. и высокопропрофессинальный историк-археолог и востоковед.у нас не любят тех.кто чего то может и делает.так что автору спасибо. кто критикует его это рабы и слуги начальства.они сами говорят сзади начальников одно.а потом другое.они так как ветер дунет.пустота. айрат

  • Анонимно
    18.07.2016 10:11

    Полностью поддерживаем идею Бурханова! Место историческое для всего народа республики. Нельзя, несправедливо отдавать в руки церкви, которая здесь появилась только с 16 века. Здесь имеется более древняя история. К сожалению, на сайте Татарского НИИСХ история местности начинается тоже только с монастыря. Про захоронения 12-13 веков минимум информации. Ученые института - вам не к лицу замалчивать факты - это один из видов лжи.

  • Анонимно
    18.07.2016 10:22

    Бурханов единственный из Российских ученных мужей чей портрет висит в Академии Наук Туркменистана и признан как туркменский ученный в благодарность за вклад в архиоллогии данного края..Сердар

    • Анонимно
      18.07.2016 20:48

      Дорогой Сердар, я тоже жил в Туркменистане и сейчас часто бываю там. А.А. Бурханова я часто видел в газетах и по телевидению Туркменистана где он рассказывал о своих исследованиях на Амударьи и Хорезма, а последние годы во время конференций и по телевидению рассказывал о экономических и культурных контактах стран востока и запалда в том числе татар и туркмен. Я видел по ТВ как он представлял Татарстан во врем экспедиций в горы Койтендаг и Южного Туркменистана. В прошлом году я побывал в национальном музее Туркменистана где увидел его портрет вместе с известными европейскими,туркменскими и российскими учеными я запомнил имена Кошеленко, Толстов, Массон, и др. Здесь в Татарстане я неоднократно слушал его по радио и ТВ об изучении археологических памятников Средней Азии и Татарстане. Поэтому когда я увидел его портрет с удовольствием прочитал статью о Кабанском городище. Хочу на днях сходить туда со своими друзьями. Спасибо Альберт ага Бурханову.Фарит.

  • Анонимно
    18.07.2016 13:29

    Спасибо А.А.Бурханову за интересную статью. Я родилась и выросла в Казани, но, к своему стыду,даже не слышала, что в этой части города есть памятники, связанные со столь древними временами. Спасибо БО за размещение статьи. Надеюсь, что руководство РТ не позволит потеряться золотоордынским артифактам.

  • Анонимно
    18.07.2016 17:05

    Ждем активных действий со стороны министерства молодежи, спорта и туризма и министерства культуры и кабинета министров! Если мы хотим сделать нашу Казань еще интересней для приезжих гостей, что безусловно повысит статус нашего прекрасного города!

  • Анонимно
    18.07.2016 20:50

    в науке, одна из первоочередных задач - это правильная постановка вопроса, т.к. грамотно поставленный вопрос - это половина ответа. некоторые анонимы начали обсуждать персону Альберта Ахметжановича, на мой взгляд это говорит о том, что он действительно чего-то стоит (в отличие от тех же закомплексованных и никому не известных анонимов). а поставленная им проблема является действительно очень острой и взрывоопасной. к сожалению, подобную гражданскую позицию среди современных историков Татарстана могут занять не более 5 ученых (Бурханов А.А., Исхаков Д.М., Хакимов Р.С., Измайлов И.Л.)

  • Анонимно
    18.07.2016 21:28

    Зря некоторые анонимы ругают Бурханова за его позицию. Он единственный историк-археолог который работает в районах Татарстана. При этом изучает все комплексно: и памятники археологии, объекты эпиграфики (Это очень важный источник по истории татар. Изучение и сохранение намогильных плит с надписями на арабском и старотатарском очень важно). Также он собирает сведения об истории сел, сельских и школьных музеев. Скажите пожалуйста кто из ученых проводит конференции и встречи со школьниками и селькими учителями в районах ответ А.А. Бурханов. В ноябре месяце он провел конференцию в Сарабиккулово в Лениногорском районе. Я прочитала в газете о том, что он проводил экспедиции конференции в Арском, Сабинском, Ютазинском, Азнакаевском, Зеленодольском, Алькеевском и других районах нашей Республики. Во всех конференциях вместе с ним участвовали известные ученые из Москвы, Уфы, Крыма, Казани, Молдавии, а также учителя и работники музеев Татарстана. Альберт абый спасибо за статью о Кабанском городище, я узнала о нем благодаря Вам!. Лилия М.

  • Анонимно
    18.07.2016 21:57

    А. А. Бурханова знаю уже несколько лет. У него особый подход на научные открытия археологического исторического характера. Сейчас
    он очень успешно работает на восточных районах Республики, которые почти не изучены. Идею сохранения археологических памятников полностью поддерживаю да и в конце концов есть соответствующие законы, и, интересно, куда смотрит прокуратура.

    Галеев Р.А. Муслюмовский район.

    • Анонимно
      18.07.2016 23:31

      наша прокуратура в боровом матюшино не может реку от дворцов отгородить, куда уж ей до сохранения каких-то там памятников, с которых даже денег не получишь...

    • Анонимно
      21.07.2016 23:34

      Тов.Бурханов А А ,вы как настоящий профессионал,помогли сохранить наш краеведческий музей и помогли руководству района и коллективу вдохнуть в нашу историко-краеведческую жизнь новую струю.Наш музеей один из лучших районных музеев Татарстана! Спасибо Вам и Национальному музею Рт за поддержку и профессионализм! Недавно побывала в Азнакаево,там тоже открывается новое здание музея.Судя по рассказам азнакаевцев и тех материалов в экспозиции,я поняла,что Ваш вклад здесь тоже немалый.Вы молодец! Спасибо ! Мы ждем Вас у нас в районе. Т.Р.Забыла.Спасибо за интересную статью о Кабанском городище на берегу озера Кабан в Казани.Надо посмотреть этот памятник на месте.

  • Анонимно
    18.07.2016 22:37

    Земляки-татарстанцы не все у нас плохо, когда наш президент Рустем Минниханов трудяга, а также активные и умные ученые пусть их мало но они есть! Спасибо А. Бурханову за прекрасную статью! Жаль что нет реакции на статью мусульманских религиозных деятелей и ученых-археологов из института археологии в том числе директора!

    • Анонимно
      19.07.2016 00:18

      Привет карманным археологам! Кто платит,туда бегают.То в Казань,то Свияжск или Болгар.Нет науки!В основном пашут молодые! Деньги берут деды!Деды и гады от науки! При том они жадные,занимают по три должности в Институте,университете и в чиновничьей должности!За государственный счет летают за границу!Пора их давно проверить!

  • Анонимно
    19.07.2016 15:28

    Интересно! Многое мы еще не знаем про Казань и ее историю! Спасибо автору статьи про кабанское городище! Почему историки и археологи мало пишут обо этом! Или у них запрет! А ТНВ для чего! Уважаемый Ильшат Аминов ,когда Вы сумееете организовать сьемку фильма и сюжетов по ТНВ. Есть программа Татарлар,Манзара и другие! Почему нет передач на тему истории Казани и татарских сел! Куда делся Альберт Шакиров,Говорят он сейчас занимается шоу программой! Дайте нам историю!Хорошо ,что еще Конгресс татар снимает программу Минем халкым!

  • Анонимно
    19.07.2016 17:31

    Нехорошая ситуация получается! На территории "Кабанского городища" были захоронения казанских правителей это доказанный факт, теперь территория "городища" принадлежит по сути ведомству православной церкви! Грубо говоря они закрывают глаза, на то что здесь когда то хоронили казанских правителей из мусульман, это удар по репутации татар. Решение данной проблемы вижу следующим образом: 1) Необходимо построить на территории "городища" мечеть, раз есть церковь почему нет места мечети мы живем в Татарстане где татары занимают не последнее место и это надо учитывать при решении данной проблемы, иначе произойдет глумление над историей татар! 2) Наряду с православными и исламскими памятниками культуры просто необходимо преобразовать территорию "Кабанского городища" музеем-заповедником для туристов и жителей нашего города, подключить экскурсоводов, соорудить роскошный парк благо территория позволяет! Неужели это так сложно! Вместо того чтобы строить бесполезные громадные здания вроде лазурных небес и здания ипподрома (территория которого занимает несусветную территорию, по сути просто не приносит ни населению ни республике никакой прибыли и пользы, к сожалению для разведения коневодства и лошадей мы живем не в том регионе в отличие к примеру от Краснодарского края). Бесмысленные торговые центры которые пустуют и которые строят для того чтобы прикрыть пустые места, дабы закрыть бреши в архитектуре и планировке города, а также ради дешевых понтов! А сколько исторических красивых зданий в нашем городе любой город позавидует! К сожалению много сооружений в историческом центре города уничтожили но стоит сказать что много и сделано за последние пять. Город преобразился и спасибо всем за это. Но, к сожалению остаются проблемы одна из которых судьба "Кабанского городища"...... Сохраняя и уважая нашу историю мы строим наше светлое, достойное будущее...

    • Анонимно
      20.07.2016 01:19

      Действительно, замечательную экспозицию для туристов можно сделать.Тут и средневековые татарские памятники, и более поздний православный древний монастырь и советский НИИ сельского хозяйства, где трудились наши замечательные селекционеры, и красивый парк. И символично, как в Казанском Кремле, мусульманские памятники и православные памятники находятся рядом. И все это в черте города!

  • Анонимно
    19.07.2016 21:07

    интересная статья молодец тов бурханов

  • Анонимно
    19.07.2016 21:10

    Внимательно прочитал статью А. Бурханова о Кабанском городище и о ханских погребениях на его территории. Удивительно но факт, почему молчат государственные органы или нынешнее " коробки" возводимые " новыми баями" важнее историко- памятных мест наших предков! По идее должно быть наоборот как пишут философы:
    -Чтобы узнать будущее, человечество обращается на прошлое. Дорогой друг А. Бурханов, желаю успехов в работе по данному направлению и здоровья. А успех придет!.... Scongut

  • Анонимно
    20.07.2016 00:51

    молодцы татары! дерутся между собой,но идут вперед.Это есть развитие! Как говорили большевики - это внутрипартийная борьба! Только в борьбе можно счастье найти! Борьба и междуусобица погубила татар и ханства в 16-18 вв., а именно борьба даст татарам счастье и независимость уже в 21 веке!Этол ваажно....

  • Анонимно
    20.07.2016 08:58

    Прочитал статью А А Бурханова,спасибо за смелость и профессионализм! Удивляет почему молчат религиозные исламские деятели и другие ученые -историки..Побольше публикаций нужно по проблемам истории.Надо бороться за будущее Кабансккого и других городищ.Почему до сих пор не изучается Зилантова гора,там тоже попы собрались.Какой толк от них...

  • Анонимно
    20.07.2016 09:55

    Спасибо за статью и положительную поддержку автора в комментариях.Ринат

    • Анонимно
      20.07.2016 14:29

      Действительно,хорошая статья! Спасибо автору! Михаил !

    • Анонимно
      20.07.2016 15:14

      За равноправие православия и ислама, татар и русских и др. братьев нашеговеликого Поволжья! Р.А.

    • Анонимно
      20.07.2016 15:15

      Работайте правительство и органы минкульта! Вам дано задание от имени народа Татарстана это Ваша миссия!

  • Анонимно
    20.07.2016 15:54

    Татары вперед! не отступать!

  • Анонимно
    20.07.2016 17:23

    С удовольствием изучил материал А А Бурханова.Молодец! Спасибо за Ваш труд ,за смелость и компетентность! Будьте счастливы и новых открытий! Поддерживаю идею создания туристического центра и филиала-музея при Казанском Кремле! Кабанское городище принадлежит народу,татарам,русским,чувашам,марийцам, а не церкви.Хватит строить и ремонтировать церкви и мечети! Мы жители светского государства! Поддержим земляки идеи статьи!

  • Анонимно
    20.07.2016 21:00

    Очень отрадно, что много комментариев поддерживающих статью А.А.Бурханова. Ведь и в нашем Азнакаевском районе он проделал очень много работ. Провёл раскопки , конференции , издал книги, подготовил материалы для музея...Благодарю Вас за Ваш труд.Успехов Вам, Альберт Ахметжанович! Гараева Т. Д.

    • Анонимно
      20.07.2016 21:30

      Азнакаевцы молодцы! У них и глава отличный руководитель! Марсель Зуфарович поднял район.Они и поддержали автора статьи.Видно что на востоке Татарстана живут добрые,честные и героические люди.Не зря там проявил себя Батырша. Алмаз

    • Анонимно
      20.07.2016 21:35

      Спасибо за статью! Интересная работи.Обязательно сходим!Эдуард

  • Анонимно
    20.07.2016 21:08

    Случайно наткнулся на статью уважаемого в нашем районе ученого А.А.Бурханова.Он является почетным гражданином нашего Алькеевского муниципального района. Внес большой вклад в дело изучения исторического наследия и археологических памятников .В 2005 году вместе со студентами и аспирантами Татарского гос. гуманитарного института и Института истории Академии наук Татарстана проводил интересные раскопки на городище Нукрат около райцентра. Находки ныне хранятся в районном краеведческом музеее.Директор музея Юсуф Гали с удовольствием рассказывает об этом гостям района,среди которых космонавты,журналисты,писатели,иностранцы. 2оо9 году по предложение Альберта Бурханова в нашем районе прошла Региональная конференция по истории и культуре района,была издана книга,которую роздали среди участников,учителей школ и учащихся.Авторы книги Бурханов и Насыров рассказываю об древних,средневековых и новых периодах истории района.В книги приведены данные об археологических и эпиграфических памятниках[ в сельских кладбищах {,а также истории возникновения наших сел. Оба авторы часто приезжают в район,где встречаются в учащимися,учителями,ветеранами афганской войны,участвуют в Сабантуях и других мероприятиях,проводимых в татарских и чувашских селах Спасибо! Статья Бурханова очень актуальна! Мы рады видеть его еще и еще в нашем районе. Алькеевский район РТ.райцентр Базарные Матаки. Зуфар.

  • Анонимно
    21.07.2016 00:50

    Хорошая статья! Прошу автора и других его коллег показать все это по ТВ.Будет здорово с комментариями.Может остались в архиве кадры с моментами раскопок.Если не трудно,уважаемый А А Бурханов,напишите что-нибудь еще.Нам это интересно.Спасибо! Борис.

  • Анонимно
    21.07.2016 11:14

    Хорошая статья,к тому же немало содержательных отзывов! В эту неделю обязательно сходим в Кабанское городище и посмотрим,что там изменилось! Рушан.

  • Анонимно
    21.07.2016 16:29

    Альберт Ахметжанович! Спасибо прекрасный материал,Вы как всегда открыто и профессионально рассказываете о прошлом нашего народа и региона!Спасибо,удачи Вам и здоровья.От имени выпусников ТГГИ Ирек

  • Анонимно
    22.07.2016 00:12

    Какой уникальный обьект природы и истории у нас под боком в Казани!Надо его спасать,пусть он станет местом туризма и посещения наших земляков! Какая здесь уникальная природа,озеро Кабан,парк,еще обьекты истории и археологии.Надо все это собрать и привести в порядок.Тогда здесь будет музей-заповедник.А если в парке еще ! развести белок и других зверьков .Все это будет чудо! Давайте казанцы и жители Татарстана сохраним для народа эти места! Вперед и победа за нами! Наши дети и внуки нам не простят,если мы опустим руки.Марат и Алина.

  • Анонимно
    22.07.2016 10:22

    Статья очень интересная! Читатели также проявили интерес к предложения м автора,специалиста по древней истории.Получается хорошее обсуждение проблемы.Казань должен быть уникальной с точки зрения истории и природы,конечно экологически чистой.Я за Кабан исторический и чистый.Ждем решение чиновников и властной элиты! Вы любите Казань и наш народ! Покажите конкретной работой! Мы Вас поддержали на выборах.Сейчас Ваша очередь действовать! Ринат и Рустем.

  • Анонимно
    24.07.2016 12:13

    отличную статью почитал с удовольствием.благодарю автора мидхат

  • Анонимно
    25.07.2016 04:13

    спастбо альберту ахметжановичу за статью и за работы. бывший стулент тгги ильнур

  • Анонимно
    30.07.2016 12:53

    Случайно обратил внимание на статью А А Бурханова,посвященную к проблемам изучения,сохранения ,благоустройства и использования памятников Кабанского городища в столице Татарстана.Спасибо автору,как одному известных исследователей прошлого нашего региона,за решительность,смелость и компетентность в деле защиты исторических обьектов. Но возникает вопрос: почему молчат мусульманские религиозные деятели,где общественность.? Вопрос важный и серьезный.Думаю если проблема дойдет до президента РТ,скорее всего,что то будет предпринято.Спасибо еще раз автору,Вы молодец Альберт Ахметжанович! Остались таким же активным как 1990 е годы.Так держать! Рамиль.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль