Конфликт с Турцией 
22.07.2016

Максим Шевченко: «Россия сегодня должна поддержать Эрдогана»

Турция: схема путча. Стало понятно, кто сбил российский «Су»

«Стало понятно, кто сбил российский «Су», — пишет известный публицист и эксперт «БИЗНЕС Online» Максим Шевченко. Он уверен, что за сбитым «Су», терактом в аэропорту Стамбула и попыткой военного путча стоят одни и те же силы, которые управляются из единого штаба, расположенного за океаном. И нынешняя победа Эрдогана дает уникальный шанс для России. Мы видели выход Великобритании из Евросоюза, который еще недавно казался невероятным. Почему мы не сможем увидеть, например, выход Турции из НАТО?

Максим Шевченко Максим Шевченко Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ЗАСАДА» БЫЛА ПРОВОКАЦИЕЙ, НАЦЕЛЕННОЙ НА ТО, ЧТОБЫ РАЗОРВАТЬ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ МОСКВОЙ И АНКАРОЙ

В ночь с 15 на 16 июля в Турции имела место попытка военно-фашистского, либерально-фашистского переворота. Как всегда в таких случаях, его организаторы и участники сопровождали свои преступные деяния против конституции Турции и турецкого народа словами о том, что они будут защищать права и свободы человека, а также демократические ценности.

Когда Эрдоган зимой этого года говорил о том, что не отдавал приказа сбивать российский самолёт, он не врал. Теперь очевидно, что Су-24 был сбит по приказу тех военных, которые попытались устроить путч в Анкаре и Стамбуле. При содействии американцев, в том числе с базы Инджирлик. Ещё зимой российская разведка опубликовала данные, согласно которым турецкие истребители наводили на наш самолёт два американских АВАКСа: один со стороны Средиземного моря, другой со стороны Персидского залива. Без этой "наводки", без высокотехнологичной поддержки со стороны США выйти на российский бомбардировщик, который находился в воздушном пространстве Турции всего несколько секунд, турецкие летчики не могли.

Очевидно, что эта "засада" являлась сознательной провокацией, нацеленной на то, чтобы разорвать отношения между Москвой и Анкарой, между Путиным и Эрдоганом, пиком которых стал визит президента Турции в российскую столицу на открытие новой соборной мечети 23 сентября 2015 года, а также встреча двух лидеров на саммите "Большой двадцатки" в Белеке 15 ноября того же года.

В результате Эрдоган был поставлен в патовую ситуацию, где он не мог публично извиниться перед Россией и Путиным, поскольку в таком случае становился объектом мощной информационно-политической атаки, но связанные с разрывом отношений экономические потери тоже постепенно уничтожали его авторитет и его поддержку со стороны турецкого общества.

СОЮЗ РОССИИ И ТУРЦИИ ОБУСЛОВЛЕН САМИМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ПОЛОЖЕНИЕМ ЭТИХ СТРАН

Но, как только такая возможность появилась, извинения были принесены, и Путин, который знал, что никаких объективных причин для конфликта с Россией у Эрдогана нет, эти извинения принял. Потому что в нынешних условиях союз России и Турции обусловлен самим геополитическим положением этих стран. Конечно, есть противоречия региональные — например, на Кавказе и на Ближнем Востоке, но они принципиально решаемы и даже рядом не стоят с теми стратегическими плюсами, которые даёт сближение двух стран.

Но сразу же после принесённых Эрдоганом извинений произошёл теракт в аэропорту Стамбула, который был "первым звонком" в адрес турецкого президента, что не надо разворачиваться к России, не надо разворачиваться к Ирану, что Турция должна оставаться военно-политическим сателлитом США на Ближнем Востоке. Однако Эрдоган, присутствуя на саммите НАТО в Варшаве, не стал одобрять дальнейшую конфронтацию с Россией. И получил путч 15-16 июля. А президент Франции Франсуа Олланд, который также заявил о том, что не считает Россию врагом, получил теракт в Ницце. Конечно, в Вашингтоне были недовольны и тем, что Эрдоган заявил о совместной с Россией борьбе против терроризма, что он начал на территории Турции "прижимать" формирования "вооружённой сирийской оппозиции".

Поэтому лично я полагаю, что за сбитым российским самолётом, терактом в аэропорту Стамбула и нынешней попыткой военного путча стоят одни и те же силы, которые управляются из единого штаба, расположенного за океаном. Впрочем, и сам Эрдоган сразу же заявил, что "Турция не может управляться из Пенсильвании", имея в виду как мультимиллиардера Фатхуллу Гюлена, так и подчинённые ему структуры "параллельного государства". Гюлен имеет давние и прочные контакты с представителями тех семей, которые реально правят Америкой.

Эти семьи никуда не делись, они показывают всем, что стремятся превратить мир в один концлагерь и стать там надсмотрщиками. Но для этого им нужно сначала уничтожать национальные государства. Можно военным путём, а можно и "мирным", приводя к государственной власти своих агентов-марионеток, задачей которых будет разграбление и остановка развития подвластного государства, его хаотизация и разделение "до атомов". Однажды Хиллари Клинтон, когда была госсекретарем США, в телевизионной передаче на вопрос "что делать с Ираном?" ответила: "Завтра мы Иран уничтожим" — и добавила, что к этому готова, и в этом отношении работает. Да посмотрите на бывшую Югославию, на бывшую Ливию, на нынешние Украину и Сирию… Эти силы 16 июля действующему президенту Турции не простят и теперь будут любыми способами пытаться убрать его с политической арены.

И Эрдоган это прекрасно понимает, иначе бы не выступал против такого отношения к миру. В Турции он создаёт не этническую и не религиозную, а политическую нацию, в которую могут входить люди любого происхождения и любого вероисповедания, притом что 90% населения страны являются мусульманами-суннитами. Поэтому турецкая политическая система базируется на исламской традиции точно так же, как российская политическая система базируется на традиции православной. То есть можно сказать, что Эрдоган выступает как продолжатель османского имперского начала и в этом качестве является антиподом кемалистского национализма, который исповедует верхушка турецкого общества, особенно военная верхушка.

Реджеп Эрдоган и Владимир Путин Реджеп Эрдоган и Владимир Путин Фото: kremlin.ru

СТРЕЛЯТЬ В СВОЙ НАРОД СОЛДАТЫ НЕ СТАЛИ

Не надо думать, что участники этого "июльского путча" были обречены на поражение. Если бы они успели захватить и уничтожить турецкого президента в том отеле, откуда он был срочно вывезен охраной, ситуация могла сложиться совсем иначе и, похоже, именно этим фактором объясняется невнятная позиция многих западных "союзников" Турции, от США до Германии в первые часы путча, когда обстановка ещё не была ясна. Более того, первое своё обращение к народу с призывом выступить против путчистов Эрдоган передавал чуть ли не со смартфона, находясь в автомобиле. И дальнейшее развитие событий показало, что народ выступил на стороне законно избранного президента. Но если бы даже его убили, страна могла оказаться в ситуации гражданской войны, поскольку население Турции имеет на руках много оружия, да и в самой турецкой армии сегодня уже немало сторонников Эрдогана, особенно в среде среднего и младшего офицерства. Но не исключено, что такой сценарий также устраивал организаторов путча: в мутной воде гражданской войны легче ловить нужную им рыбу. Но либерал-фашистам не удалось ни подчинить себе нынешнюю Турцию, ни расколоть её. Под либерал-фашизмом я понимаю ту ситуацию, когда государство начинает защищать права и свободы меньшинств в ущерб правам и свободам национального и культурного большинства.

Когда люди в Стамбуле и Анкаре утром начали разоружать военных, я понял, что путч провалился, но, зная особенности турецкой армии, боялся, что солдаты получат от своих командиров приказ стрелять, и начнётся кровавая мясорубка. Потому что кемалисты десятилетиями воспитывали у военных кастовое сознание, и "люди в погонах" не считали гражданское население страны своими соотечественниками, согражданами, они привыкли рассматривать их как "недочеловеков", расходный материал.

Да, кто-то был убит, кто-то сбежал, кто-то сдался, но в целом оказалось, что демократические реформы, проведённые Эрдоганом в армии за время своего правления, всё-таки дали результат. Пусть пока не на уровне генералов или полковников, но на уровне лейтенантов и сержантов. Стрелять в свой народ солдаты не стали. То же самое в ещё большей степени касается полиции и служб безопасности, чьи структуры подверглись атаке путчистов. Также были нанесены удары по зданию парламента, путчисты захватили два крупнейших национальных телеканала…

ЭРДОГАН НЕ ИСПЫТЫВАЕТ ИЛЛЮЗИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, КТО СТОИТ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ «ИЮЛЬСКОГО ПУТЧА»

Удивительно, но российские либералы — я специально всю ночь следил за комментариями в медиа-пространстве — все как один, на радио "Эхо Москвы", на "Дожде" и т. д., выступали в поддержку турецких путчистов. То есть все их разговоры о демократии, о необходимой легитимности власти, как только дело касается каких-то по-настоящему важных моментов, задвигаются на задний план, а на передний выходят соображения "революционной целесообразности". Те же самые люди с российским "и не только" гражданством, которые в ночь с 15 на 16 июля аплодировали "ответственным турецким военным", как мы помним, ранее поддержали "евромайдан", да и сейчас поддерживают киевскую хунту.

Но у турецкого общества, в отличие от российских либералов, участники военно-фашистского путча никакой поддержки не получили. И нынешняя победа Эрдогана даёт, на мой взгляд, уникальный шанс для России, который мы не имеем права не использовать. Это касается не только каких-то экономических проектов, наподобие "Южного потока" или АЭС в Аккую, но и проектов геополитических. Повторюсь, что Турция объективно не является противником России, а неизбежные и всегда существующие между двумя соседними странами противоречия вполне могут быть сняты, например, в рамках подключения Турции к работе в форматах Евразийского союза, Шанхайской организации сотрудничества и БРИКС. Мы видели выход Великобритании из Евросоюза, который ещё недавно казался невероятным. Почему мы не сможем увидеть, например, выход Турции из НАТО?

Для этого надо понять, что Турция ни при каких условиях не может отказаться от собственной истории, не может быть какой-то иной, не исламской страной. И для нас сегодня важны не русско-турецкие войны прошлого, не геноцид 1915 года и не Босфор с Дарданеллами — нам важно, чтобы современная Турция была стабильной, развивающейся страной, сочетающей сильное государство, демократические институты и традиционные ценности, а не источником хаоса и нестабильности внутри и вокруг собственных границ. Подчеркну: "сильное государство, демократические институты и традиционные ценности" — такова сегодня единственная формула национального суверенитета и для Турции, и для России, да и для любой другой страны мира, поскольку все они находятся под прицелом глобальных либерал-фашистских сил. Всякое отступление от этой формулы является ударом по национальному суверенитету не только какой-то отдельной страны, но и по национальному суверенитету как фундаментальному принципу международного права, международной стабильности.

Поэтому Россия сегодня должна поддержать Эрдогана. Тем более что действующий турецкий президент не испытывает иллюзий ни относительно того, кто стоит за организацией "июльского путча", ни относительно того, что нынешняя победа над путчистами остановит его западных "партнёров", что они прекратят свои попытки убрать Эрдогана из политики и ввергнуть Турцию в хаос. Ни то, ни другое — не в интересах нашей страны.

zavtra.ru

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (42) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    22.07.2016 09:19

    А у нас кто от кого и что защищает ??Не в интересах ли олигархов и силовиков гнобят большинство населения ??

    • Анонимно
      22.07.2016 10:26

      В этом месте поподробнее, пожалуйста. Конкретно кто кого и где гнобит?

    • Анонимно
      22.07.2016 19:04

      Эрдоган отправил свою страну в утиль, если смотреть в долгой перспективе. Для России это выгодно.

  • Анонимно
    22.07.2016 09:59

    Ну ну, сам пилот по своей инициативе сбил военный самолет?Так что ж его за самоуправство то так долго не преследовали? Не смешите мои тапочки! так скоро мы дойдем до того, что наши военные отпускники и взаправду "отдыхать" едут на Донбасс!

  • Анонимно
    22.07.2016 09:59

    Ну да, повода нашелся - нашлись враги турецкого народа, которые назло дружбе народов сбили самолет РФ. И теперь, когда нам нужно дружить, понятная нам версия врагов народа начинает проталкиваться как повод к восстановлению отношений. Понятно, что восстанавливать надо, но как-то все противно и грязно....

  • Анонимно
    22.07.2016 10:00

    Наши кстати, и сейчас утверждают, что российский бомбардировщик не залетал на сторону Турции! кто же опять врет?

  • Анонимно
    22.07.2016 10:15

    Непонятно,недавно хаяли турков исламистами и террористами называли,а сейчас они нормальные и друзья.Я всегда турков считал адекватной нормальной нацией.Просто наши лидеры ведут себя как дети.Где интересы России и народа.Начали запрещать ТЮРКСОЙ и все что связана с тюрками и Турцией.Кстати,будущее России и русского народа зависят о того,как они отнесутся всем тюркам и татарам.Если как нормальным гражданам и братьям,то все нормально,а если как сейчас,то будущее в тумане.

    • Анонимно
      22.07.2016 11:42

      А как сейчас относятся?

    • Анонимно
      22.07.2016 12:31

      С этого момента поподробнее пожалуйста. А что Россия плохо относится к татарам и тюркоязычному населению? Ссылают в район Магадана или еще куда? О чем вы говорите????

      • Анонимно
        22.07.2016 17:10

        Капитан..плохо относится..это не всегда ссылать в Магадан.

  • Анонимно
    22.07.2016 10:29

    Уважаемый, читайте подряд все строчки статьи, а не через две. И при чем тут наши "отпускники"? Сравниваете сладкое с зеленым...

  • Random
    22.07.2016 11:01

    такая, притянутая за уши, демагогия!
    Вот так повернем - вот так закрутим и развернем...

    • Анонимно
      22.07.2016 19:15

      Это очередная стадия поиска стрелочника необходимого для окончательной нормализации отношений с Россией.
      До решения Эрдогана нормализовать отношения с Израилем и Россией, вопросов по пилоту у Эрдогана и Давутоглу не было и Турция официально заявляла, что она была в своем праве, причем приказ на атаку отдал Давутоглу, после чего начал петлять, когда стало ясно, что последствия этой выходки для Турции будут тяжелыми.

  • Анонимно
    22.07.2016 11:14

    Госпереворот в Турции удался, его совершил Эрдоган. Теперь Турция пойдет по пути Ирана.

    • Анонимно
      22.07.2016 20:46

      Точно. Если турки не сбросят эрдогана то сильно победнеют.

  • Анонимно
    22.07.2016 11:15

    Турки насквозь лживы. Своего летчика теперь подставляет Эрдоган. Противно.

    • Анонимно
      22.07.2016 11:41

      Да нет, друзья. Читайте внимательнее. Летчик выполнял приказ командования ВВС, участников заговора. За этим стояла агентура СШа и Гюллена. По-моему, очевидно. Сейчас это вскрылось.
      Наиль

    • Анонимно
      22.07.2016 14:26

      Вы о чем? Эрдоган защищал своих даже, когда знал, кто они такие на самом деле. А когда предатели пошли против Эрдогана, пошли убивать его, то какой теперь смысл их выгораживать? Все по-честному.

  • Анонимно
    22.07.2016 11:42

    Классная статья и в точку, уважаю этого автора. Всегда пишет толково, не его вина читатели-неадекваты

  • Анонимно
    22.07.2016 11:46

    Турки братья татарам и всем тюркам бывшего СССР хотите или не хотите этого. Также украинцы , белорусы и др. славяне -братья русским и это никак не должно мешать дружить нам жить и между собой в интересах нашей страны.

    • Анонимно
      22.07.2016 13:22

      Я не против ваших утверждения, но скажу, что для меня, татарина, на первом месте - братья русские, так как живу рядом с ними и все радости и беды общие. А у вас какое-то лингвистическое толкование братских отношений. Вот есть туркоманы в Сирии или в Ираке (последних еще называют иракскими туркменами, что в принципе то же самое, что и туркоманы), но мне, татарину, что-то сложно представить их в качестве братьев. Я не знаю их и никогда не жил рядом с ними.

      • Анонимно
        22.07.2016 14:28

        Тем не менее, и турки, и туркоманы - наши братья. Я тоже с зарубежными татарами никогда не жил рядом, но они все равно наши соотечественники (соплеменники).

        • Анонимно
          22.07.2016 17:29

          для меня пацаны с которыми рос в независимости от национальности и религии главнее чем другие хоть и моей нации и религии.
          Хотя один скурвился.

        • Анонимно
          22.07.2016 21:43

          Для меня русский , чуваш и мордва братья. С крымскими в детстве жили по соседству в Средней Азии .Но мы разные татары, кто бы что ни говорил, особенно местгые политки. Всем мира

  • Анонимно
    22.07.2016 12:02

    Конечно, то, что пилот без прямого приказа начальства сбил самолет нереально. Но на каком уровне был отдан приказ мы не знаем. Эрдоган достаточно умен, чтобы давать его, будем считать, что ушедший в отставку премьер Давут или Давлет оглы виноват. А то, что у Эрдогана ухудшились отношения с еесоюками, натюками и обамюками неплохо. Во всяком случае его давление на Сирию ослабнет,и это есть хорошо.

  • Анонимно
    22.07.2016 13:10

    Мысль о том, что Эрдоган не причастен к уничтожению нашего самолета - бред. Режим Эрдогана устроен таким образом, что решение об этом без него не принимали. Достаточно вспомнить реакцию турецкой стороны, в том числе самого Эрдогана, в конце ноября - декабре прошлого года, сразу после уничтожения самолета. Другое дело, что в нынешних условиях нам действительно выгодно поддержать Эрдогана, поскольку его амбиции в настоящее время носят подчеркнуто антизападный характер - какой-никакой, а противовес. Может быть в этих условиях даже удастся найти компромисс по Сирии, хотя надежды на это не велики. Тем не менее, нынешние трудности Турции, которым она целиком обязана Эрдогану, уже сбили с нее спесь и заставили более адекватно воспринимать свои возможности. Сейчас, если Эрдоган устроит у себя 1937 год, это позволит очистить армию и элиту от слишком прозападных элементов, что повысит шансы на российско-турецкое взаимодействие.

    • Анонимно
      22.07.2016 15:56

      Бред, но очень выгодная для России позиция сегодня, поэтому попрошу поддержать ее товарищи.

      • Анонимно
        22.07.2016 16:39

        Да я же не против. Все хорошо, что на пользу нашей Родины - русско-татарской:))

  • Анонимно
    22.07.2016 14:38

    Эхогадюшники были на стороне путчистов. Значит путчисты России не выгодны - тут все четко. Лакмусовая бумажка, так сказать, налицо. Прав Шевченко. России , сняв спесь с Эрдогана, выгодно поддерживать этого диктатора и договариваться с ним ради стабильности в регионе. А то получится хаос как после падения Кадаффи и Хусейна. Естественно американцам такая наша политика невыгодна и впереди новые происки. Но другого пути нет

  • Анонимно
    22.07.2016 15:28

    Эрдоган извинился за СУ-24, который он якобы не сбивал, и сразу же стал невиновен в финансировании ИГИЛ, контрабанду нефти и т.д. Или нам полгода про это врали?

  • Анонимно
    22.07.2016 15:50

    Польский антимонопольный регулятор UOKiK не согласовал заявку на создание СП для строительства газопровода «Северный поток-2». Об этом говорится в сообщении регулятора. Заявку на создание СП подавали «Газпром» и его партнеры про проекту — структуры E. ON, Engie, OMV, Shell, Wintershall.
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/news/317637
    ХОТИТЕ ВЫ ИЛИ НЕТ, А СТАТЬЯ ШЕВЧЕНКО НАПРАВЛЕНА НА УКРЕПЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ТУРЦИЕЙ. Нет у нас больше союзников и стратегических партнеров. Китай спит и видит Дальний Восток своим, Европа нас сдала по полной, на Олимпиаду нас не пускают, сегодня поляки отказались от транзита газа через свою страну, войска НАТО все ближе к нашим границам.
    Единственный Эрдоган при всех его минусах ведет независимую политику. Фетхюлла Гюлен в путче не причем, это Шевченко тоже подчеркнул, путч в Турции сделало США, чтобы проучить строптивого Эрдогана. И Шевченко прав в том, что надо поддержать Эрдогана в чисто своих шкурных интересах: вывести Турцию из НАТО и закрыть Черное Море для флота США.

    • Анонимно
      22.07.2016 21:46

      Свои доводы приводите в стиле конспирологии. Главное чтобы России было хорошо, а не Эрдогану

  • Анонимно
    22.07.2016 16:03

    Как в поговорке: "Худой мир лучше доброй войны", я тоже как и Шевченко за мир с турками, чем война с ними.

    • Анонимно
      22.07.2016 17:08

      Пусть Турция признает Крым российским. Тогда сразу станет понятно - честен ли Эрдоган с нами в этой игре.

      • Анонимно
        22.07.2016 19:48

        Признает, Крым уже российский это факт, а факт вещь упрямая, это в душе признали все, что Крым Наш!

  • Анонимно
    22.07.2016 18:24

    Это по русски, любая ложь приемлима, тонем во лжи

  • Анонимно
    22.07.2016 22:22

    А какая глубина Босфора? Если там парочку танкеров затопить ,не станет ли Черное море внутреним моремРФ? И нет проблем?

  • Анонимно
    23.07.2016 06:20

    Шевченко в своем репертуаре. Строит из себя аналитика и оракула в одном лице. И в Думу метит.

  • Анонимно
    24.07.2016 14:07

    ..России более не с кем "объединяться", кроме как с Эрдоганом))

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль