Общество 
1.09.2016

«Наши имамы безропотно сдали свои позиции, перейдя на русский язык»

Медресе «Мухаммадия», которым руководит Камиль Самигуллин, переводит учебный процесс на татарский и сокращает число учениц

Почему необходимо сокращать число женщин, обучающихся в мусульманских учебных заведениях? Это была одна из тем вчерашней пресс-конференции заместителя муфтия Татарстана Рафика Мухаметшина. Другой важный вопрос, как услышал корреспондент «БИЗНЕС Online», — татарский язык, на который постепенно переходят медресе, но не РИИ ректора Мухаметшина, в котором элементарно не хватает соответствующих кадров.

.

«ИМАМ, НЕ ЗНАЮЩИЙ ТАТАРСКОГО, НИКОМУ НЕ НУЖЕН»

«Решение августовского пленума — в жизнь!» — главным лейтмотивом пресс-конференции, прошедшей накануне в ИА «Татар-информ», был давно подзабытый лозунг эпохи развитого социализма. Только в отличие от плакатов застойной поры речь шла о пленуме ДУМ РТ от 11 августа, на котором и было принято, по мнению экспертов, историческое постановление об обязательности проведения пятничных проповедей только на татарском языке.

К слову, заместитель муфтия Татарстана, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Марджани Ильдус Загидуллин, председатель всемирного форума татарской молодежи Табрис Яруллин, а также имам-мухтасиб Зеленодольского района РТ Габдельхамит Зиннатуллин выступали перед журналистами и отвечали на вопросы исключительно на языке Тукая. Абсолютно все поддержали идею, высказанную муфтием Татарстана Камилем Самигуллиным, которую единогласно одобрили участники августовского пленума. Самого председателя ДУМ РТ и одновременно директора казанского высшего мусульманского медресе «Мухаммадия» Камиля хазрата на пресс-конференции не было — он в День республики улетел совершать хадж.

Между тем Мухаметшин выдал интересную новость: «В медресе „Мухаммадия“ с завтрашнего дня все преподавание будет вестись лишь на татарском языке. В учебном заведении сократили количество шакирдов нетатар. И это никакая не дискриминация. Ведь мы занимаемся профессиональной подготовкой имамов. А если они не будут знать татарского языка, то не будут востребованы. Имам, не знающий татарского языка, никому не нужен». По словам Рафика хазрата, в связи с тем, что во всех мечетях республики языком проповеди будет татарский, не владеющие им даже на работу поступить не смогут.

«НАМ НУЖНЫ НЕ АБЫСТАИ, А ИМАМЫ»

Кроме всего прочего, в медресе «Мухаммадия» резко ограничат количество учениц. И это, по словам замглавы ДУМ РТ, вовсе не ущемление прав по половому признаку: «Раньше у нас большинство выпускниц были женщины. Медресе даже превратилось в своеобразный институт благородных девиц. Сейчас мы их количество ограничиваем. „Мухаммадия“ ведь профессиональное учебное заведение по подготовке имамов. Его выпускники должны работать по специальности, передавать свои знания. Это профильное учебное заведение, подготавливающее имамов для мечетей, а женщина, как известно, имамом быть не может. Нам нужны не абыстаи, а имамы. Выпускницы же обычно выходят замуж, рожают детей, что тоже хорошо».

Заместитель директора медресе «Мухаммадия» по учебно-воспитательной работе Зульфат Габдуллин сообщил «БИЗНЕС Online», что если раньше соотношение учеников и учениц в классах было 50 на 50, то с нового учебного года представительниц прекрасного пола не должно быть больше 20%. «Все это относится только к студенткам очного отделения. Что касается заочной и вечерней формы обучения, то там нет ограничений», — уточнил проректор. Зульфат хазрат пояснил и момент относительно перехода учебного процесса на татарский язык: «У нас большинство предметов и раньше преподавалось по-татарски. На русском были в основном уроки по арабской грамматике. Там есть специальные термины, которые удобней воспроизводить по-русски. Сейчас составили учебники на родном языке, где все это есть».

Впрочем, это не представляет большой сложности, ведь в медресе дореволюционной России арабскому языку обучали по татарским книгам. Например, большой популярностью пользовались учебные пособия Ахмада Хади Максуди, Сунгатуллы Бикбулата и других известных авторов. К слову, эти труды до сих пор пользуются популярностью в медресе тюркоязычных республик бывшего Советского Союза.

Габдельхамит Зиннатуллин Габдельхамит Зиннатуллин

«АРАБСКИЙ ЗНАЮТ, А ТАТАРСКИЙ — НЕТ»

Когда же Российский исламский институт сам полностью перейдет на татарский контент? Такой вопрос журналисты задали его ректору. На что Мухаметшин дал расплывчатый ответ: «В нашем исламском институте некоторые предметы преподаются по-русски. Если все будет на татарском, то уровень образования будет очень низким. Преподавателей, владеющих в совершенстве татарским языком, почти нет. Большинство молодых преподавателей обучались за границей. Знания хорошие, арабский знают, а татарский — нет».

В то же время ректор РИИ отметил, что с открытием в вузе кафедры татарского языка национальный контент будет усилен, ведь выпускники, которые планируют посвятить себя служению в мечетях, волей-неволей должны освоить родную речь. «В средней России все мечети были татарские. Наши имамы безропотно сдали свои позиции, перейдя на русский язык. В ближайшие 10 лет им будет тяжело вернуться в свои мечети, которые ими же и были построены», — подчеркнул заместитель муфтия РТ.

Опытом татаризации поделился имам-мухтасиб Зеленодольского района Зиннатуллин. Он более 36 лет служит в мечети города Зеленодольска, все это время проводит уроки по основам ислама исключительно на татарском языке: «Люди, которые окончили эти курсы, говорят нам спасибо за то, что кроме всего прочего обучили их и татарскому языку. На базаре, бывает, представители Средней Азии, увидев меня, подбегают, начинают разговаривать по-татарски. Как это приятно. Я сам учился в Бухаре. Там преподавали по-узбекски. И мы относились с почтением не только к своим наставникам, но и полюбили их язык».

Что касается пятничных проповедей, главный имам Зеленодольского района весьма категоричен: «Последствия русскоязычных проповедей налицо. Например, в „Бурнаевскую“ мечеть (казанская мечеть, в которой проповеди велись исключительно по-русскиприм. ред.) приходят только на пятницу. В другие дни этих людей в мечети нет. Приходят только люди, любящие свой родной язык, культуру. А русскоязычным прихожанам нужна только пятница».

Ильдус Загидуллин Ильдус Загидуллин

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ

Заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Марджани Загидуллин переход мечетей на татарский язык считает примером исторической справедливости. Доктор исторических наук отметил, что татары-мусульмане долгое время добивались, чтобы родная речь звучала в культовых учреждениях. Известно, что до конца XIX века в мечетях пятничные наставления велись исключительно по-арабски: «Только в 1898 году в Уфе Оренбургское магометанское духовное собрание издает указ, на основании которого проповеди-наставления начинают читать на родном языке. В свое время их составили Галимджан Тагиров, Галимджан Баруди и Ахмад Хади Максуди. Я считаю, что это возвращение исторической справедливости». Ученый принес на пресс-конференцию образцы пятничных проповедей на татарском языке. Одна из них имама мечети Омска Нияза Сулеймани «Төрки хөтбәләр» («Проповеди на тюркском языке»), которая в конце XX века была переформатирована на современный татарский язык. То есть ее можно использовать нынешним имамам.

Представитель юного поколения, родившийся и выросший в Казани, председатель всемирного форума татарской молодежи Яруллин также одобрил инициативу муфтия Самигуллина. Опасения, что не говорящая по-татарски молодежь уйдет в какие-то сомнительные места (к радикалам) беспочвенны, уверен он: «Этого не должно быть. Мы часто видим, как представители различных сект раздают брошюры. Что интересно, они написаны на татарском языке. Не ленятся привлекать к себе носителей родной речи. Значит, она востребована. Почему мы тогда в мечетях не должны звучать проповеди по-татарски?»

Для любителей проведения пятничных наставлений на государственном языке России мулла, по словам участников пресс-конференции, может проводить свои мероприятия в любой другой день. Даже может объявить перед джума-намазом (пятничный намаз), мол, кто не понял, приходите в такое-то время, будет дословный перевод. На вопрос «БИЗНЕС Online» — не предусмотрено ли в порядке исключения в некоторых мечетях возвращение русского контента, ответ был категоричен: постановление пленума ДУМ РТ — закон, который должен исполняться.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (58) Обновить комментарииОбновить комментарии
Istorik
1.09.2016 10:16

1) Зайдите в любую мечеть, и вы увидите, что 90 %
объявлений, надписей - на русском языке. Толковой литературы на татарском языке очень тяжело встретить в мечетях. Этими вопросами то же бы важно заняться.
2) При мечетях нужны курсы татарского языка. Желающие, спрос есть, а предложения нет.
Прихожане ничего практически не знают об истории ислама в Казани, в Татарстане. То же было бы неплохо, чтобы имамы восполнили пробел.
3) Практически нет имамов-ораторов. На русском есть, а на татарском 1-2 и обчёлся. В основном идут проповеди-наставления, а не проповеди с анализом примеров из современной жизни.
Пример Рамиля Юнусова налицо - он имам-харизматик, отличный оратор, и никто не жаловался, что он ведет проповедь на татарском, наоборот подучивали татарский язык, чтобы понять его. Зал был полон еще до начала проповеди.

4) САМОЕ ГЛАВНОЕ: вопрос ведения проповедей на татарском языке, должен идти в комплексе с решением следующих проблем:
а) поднятия престижа национальной школы (в Казани их 3-4) и чтобы прихожане отдавали детей именно в эти школы б) возвращения школ с вывеской "татарская гимназия" к татарскому языку обучения в) увеличения количества татарских школ, коих очень мало в Казани.

  • Анонимно
    1.09.2016 08:52

    Все медресе перейдут на татарский?

  • Анонимно
    1.09.2016 09:28

    В Бурнаевскую мечеть, русскоязычные мусульмане собирались по пятницам потому, что больше негде послушать проповедь на понятном языке, а не сидеть-дремать, время проводить. Зайдите в любую мечеть, кроме пятницы и гает-намазов прихожан практически нет, многие даже закрыты, в том числе и чисто татарские, деревенские мечети. В свободное время мусульмане посещают те мечети, которые находятся рядом во время, когда "открывается" намаз.

    • Анонимно
      1.09.2016 09:51

      много раз слышал про то, что скучно сидеть на хутбе не понимающим язык.
      поделюсь опытом москвы:
      в исторической мечети половина хутбы на татарском, половина на русском. есть люди, которые внимательно слушают, есть те кто в телефоне сидит, общается с другом, решают бизнес-вопросы, причем во время как татарской, так и русской части.
      Мечеть Шамиля Аляутдинова ведет хутбы только на русском языке, но количество скучающих там не меньше, чем в "татарских мечетях".

    • Анонимно
      1.09.2016 12:04

      А никому не понятную арабскую речь все слушают.

  • Анонимно
    1.09.2016 09:42

    Вообще, Ислам объединяет людей, вне зависимости от расы, национальности, цвета кожи! Все мусульмане равны, все братья между собой! А у нас делают все для разобщения людей, "асфальт" всё делят. Согласен, для Имамов знание нескольких языков обязательно, но проповеди нужно читать на доступных прихожанам языках.

    • Анонимно
      1.09.2016 09:52

      Ислам призывает познавать друг друга, людям приезжающим в Татарстан неплохо было бы учить язык местного населения, следуя заветам Пророка (с.г.в)

      • Анонимно
        1.09.2016 10:10

        Язык юго-востока Татарстана - русский, мы были исторически и в Самарской губернии и в Оренбунжской. Как тут быть?

        • Анонимно
          1.09.2016 10:29

          Ты одним предложением хочешь донести до меня 2 противоречащие мысли.
          1) Язык юго-востока Татарстана - русский. Ни с точки зрения административного деления, ни с точки зрения истории это не так.
          Юго-восток Татарстана - это Татарстан, здесь официальный язык как и русский и татарский. Мне как бугульминцу (где татар всего 20%) смешно читать про русский язык юго-востока Татарстана, у нас в мечетях практически все говорят на татарском: и узбеки, и даже азербайджанцы шииты.
          А что говорить про остальной юго-восток может в Азнакае (где более 80% татар) язык русский, или бавлах, или в Альмете?
          А исторически это земли татаро-башкир или башкиро-татар, кому как нравится, там не может быть русский язык - языком юго-востока Татарстана, а тем более в мечетях.
          2) Мы были есть и будем и в Самаре и Оренбурге - это исторически наши земли, но не передергивай на них Татарстанский Муфтият не распространяется хотя очень жаль. Но в селах Самары и Оренбурга в мечетях был, есть и будет татарский язык. Дай Бог в городах тоже. По крайней мере в Бугуруслане точно. Если мечеть построена на деньги татарской общины, то в чем проблема, если там татарский язык

          • Анонимно
            1.09.2016 11:30

            Не только Бугуруслан, но Асекеево тоже, там 83% населения - татары. А еще есть Абдулино, Северное (Карамал), Камышлинский, Похвистневский и близлежащие районы

          • Анонимно
            1.09.2016 13:39

            я бы не был столь категоричен.

        • Анонимно
          1.09.2016 11:27

          Язык в мечетях Поволжья, Урала и Сибири - татарский.

        • Анонимно
          1.09.2016 12:12

          Исторически вы были в татарской Ногайской Орде, соседнем Казанскому ханству государстве.
          История Российской Федерации не начинается с Самарской губернии.

    • Анонимно
      1.09.2016 10:12

      Уважаемый друг, в республиках средней азии, молодежь уже очень плохо знает русский, если не сказать что совсем не знает.
      Приезжай сюда они за полгода - год овладевают русским языком для того, чтобы общаться с клиентами на рынке и заказчиками на стройке.
      Если человек для своей мирской жизни научился говорить на русском, то ему не составит труда для своего ахирата выучить татарский (не самый сложный и не самый чужой для них язык).
      Турки - представители огузской группы за полгода жизни в Татарстане, овладевают татарским языком, если есть желание. Так что среднеазиатским кыпчакам это в разы легче, чем туркам.

      А для наших русских-братьев мусульманов есть общеобразовательные школы, детсады, университеты, бесплатные курсы, где вам всегда помогут по сути выполнить заветы Пророка Мухаммада (с.г.в) и познать языка народа, который первый принял свет Ислама на этой земле

    • Istorik
      1.09.2016 10:25

      Нужно прихожан возвращать к татарскому языку. Нет татарского языка - нет татар - нет Татарстана - нет социализированного образа ислама в России.
      Мечеть не должна становиться еще одним институтом, который способствует депопуляции татарского народа. В 90-е именно национальный подъем татар позволил поднять Ислам в Казани, вернуть мечети прихожанам, а сейчас пришло время исламской умме помочь татарам.

      Хорошее знание татарского помогает быстрее освоить арабский и лучше понять исламские термины.
      Хорошее знание татарского - ключ к пониманию остальных тюркских языков. Вы без особых трудностей поймете проповедь на узбексом, турецком и др тюкрских языках.
      Вернуть татарский в мечети - означает сохранить аманат (ввереное на хранение). Мусульманин должен хранить ввереное ему на хранение.



      • Анонимно
        1.09.2016 10:36

        + плюсую
        был весной в деревне под Эскишехером (не татарская)
        атмосфера настолько родная, как будто сижу в какой-то маленькой мечети Татарстана. Хутбу вел шакирд, видимо практиковался. Больше похож на темного татарина, чем типичного турка - скуластый.
        Сам порядок чтения фразы, манера такая же как у нас в Республике, как будто по одному учебнику учились.
        Все таки религиозный татарский и турецкий очень близки друг другу, только произношение немного отличается.
        ______________
        П.С
        Со мной в мечети было около 15 русскоязычных татар, что составило примерно четверть прихожан этой деревенской мечети, никто ради нас не перешел на татарский а тем более на русский.
        да и мы не требовали

    • Анонимно
      1.09.2016 12:01

      Людей разобщила уже сама религия: христиане, мусульмане... Для сохранения национальности в интернациональной религии введены: русское православие, армянский католицизм..., где богослужение идет только на языках этих народов.
      В исламе тоже идут эти нормальные процессы этнизации. Исламский интернационал потихоньку себя изживает.

    • Анонимно
      1.09.2016 12:06

      А кому нужно такое объединение, земной шар и так общий.

    • Анонимно
      1.09.2016 16:01

      Ислам объединяет людей, вне зависимости от расы, национальности, цвета кожи, но очень хорошо разделяет по признаку вероисповедания.

  • Istorik
    1.09.2016 10:16

    1) Зайдите в любую мечеть, и вы увидите, что 90 %
    объявлений, надписей - на русском языке. Толковой литературы на татарском языке очень тяжело встретить в мечетях. Этими вопросами то же бы важно заняться.
    2) При мечетях нужны курсы татарского языка. Желающие, спрос есть, а предложения нет.
    Прихожане ничего практически не знают об истории ислама в Казани, в Татарстане. То же было бы неплохо, чтобы имамы восполнили пробел.
    3) Практически нет имамов-ораторов. На русском есть, а на татарском 1-2 и обчёлся. В основном идут проповеди-наставления, а не проповеди с анализом примеров из современной жизни.
    Пример Рамиля Юнусова налицо - он имам-харизматик, отличный оратор, и никто не жаловался, что он ведет проповедь на татарском, наоборот подучивали татарский язык, чтобы понять его. Зал был полон еще до начала проповеди.

    4) САМОЕ ГЛАВНОЕ: вопрос ведения проповедей на татарском языке, должен идти в комплексе с решением следующих проблем:
    а) поднятия престижа национальной школы (в Казани их 3-4) и чтобы прихожане отдавали детей именно в эти школы б) возвращения школ с вывеской "татарская гимназия" к татарскому языку обучения в) увеличения количества татарских школ, коих очень мало в Казани.

    • Анонимно
      1.09.2016 16:14

      Юнусов и на русском не брезговал проповедовать, очень хорошо совмещал.
      А татарские гимназии не пустуют, кто хочет, тот детей туда отдаёт. Вот только слабоваты они по уровню знаний, да и детям сложно изучать предметы на татарском.

      • Анонимно
        1.09.2016 21:13

        Юнусов еще имел поддельный диплом выпускника экономического факультета Казанского аграрного университета. А вот диплома саудовского университета, обучением в котором он хвастался, он никогда не показывал. Даже в ДУМ РТ не могли ксерокопию в архиве найти

        • Анонимно
          2.09.2016 09:11

          Ой, развели тут гыйбат! Может к Вам столько людей ходит как к Юнусову? Его история не интересна, главное, что он мог доступно и интересно ислам преподнести. А не как большинство имамов Казани - ни речь не поставлена, ни материал на хутбу не подготовлен, с книги читают(

    • Анонимно
      1.09.2016 21:42

      Курсы по татарскому языку для мужщин и женщин (раздельно) начинают работать бесплатно с середины сентября в Галеевской мечети. Все желающие могут прийти

  • Анонимно
    1.09.2016 10:24

    Әлектән шулай кирәк идә.

  • Анонимно
    1.09.2016 10:59

    ТАТАРСКОЕ СЧАСТЬЕ - БЫТЬ ХОЗЯИНОМ САМОМУ СЕБЕ

    Важно, чтобы мечеть стала не только чисто религиозным заведением, но и мощным культурным центром. там должны быть курсы татарского языка, истории татар и ислама, исламский театр и исламский спорт клуб, летний лагерь для детей, и все это должно функционировать на татарском языке. Если будет так, то приток людей к исламу резко усилится. Эти люди в дальнейшем станут катализаторами национального возрождения. Важно, чтобы мы были не американцами и не русскими, какими бы те развитыми ни были, а были бы самими собой, хозяевами собственной национальной жизни, своей культуры, жили бы в гармонии со своими представлениями и своей душой. Не надо бегать вечно бегать за кем-то и подражать кому-то. У татар должно быть свое понимание смысла жизни и счастья.

    • Анонимно
      1.09.2016 13:53

      Биредә бик күп әйтелгән яхшы һәм кирәкле тәкъдимнәрдән, бу фикер аерым игътибарга лаек. Дөрес, татарның бәхете - үз үзеңа хуҗа булудан тора. Хәзерге заманда, татар милләте өчен иң мөхим мәсьәлә ул туган телне саклап калу. Аның өчен татар теленең кулланышын киңәйтерга кирәк. Бу изге эштә мәчетләр, дин әһелләре әлбәттә инде, читтә кала алмый. Туган телебез бетсә без милләтебезне, күп миллионлы халкыбызны югалтабыз! Халкыбыз руслашып, югалып бетсә без дәүләтебезне югалтабыз!...

      • Анонимно
        2.09.2016 00:27

        ты бы слова выбирал
        балабол это ты
        ты что нибудь полезное сам то сделал только можешь здесь сидеть и шипеть

  • Анонимно
    1.09.2016 11:21

    Мухаммадия всю жизнь была на татарском, зачем Камиль снова пиарится и татарскую Мухаммадию переводит на татарский.)))
    А девушек там всегда было 1 к 3, т.е. в три раза больше- это татарский институт абыстаев, через который дети и внуки приходят в ислам.
    Камиль, перестань делать новоделы, где и без тебя все было хорошо, займись лучше строительством новой мечети, покажи, что ты мужчина, а не богослов балабол.

  • Анонимно
    1.09.2016 12:09

    А вчерашний хорошо принимающий спиртных напитков и разговаривающий только нецензурной бранью должен ли работать в сельской местности муллой. К сожалению у нас и таких достаточно.

  • Анонимно
    1.09.2016 12:16

    Алга! Дөрес юл сайладык җәмәгать.

  • Анонимно
    1.09.2016 12:21

    Раньше со всей России молодёжь группами приезжала за знаниями в "Мухаммадию"..со мной училась чеченка,были и русские...никто не размышлял о половом или языковом приоритете..девушки не только выходят замуж и рожают детей( для этого образование не нужно),но и работают,преподают,несут правильный Ислам в свой регион....Были прекрасные уроки по тат.языку и тат.литературе,которые вела великолепный педагог Флюра-апа...Зачем разрушили слаженно работающий и приносящий свои плоды учебный процесс этого медресе?? Очень жаль..

  • идущий
    1.09.2016 12:34

    Очень хорошо, что официальные мусульманские органы в лице муфтията наконец всерьез повернулись в сторону решения этой проблемы. Веками именно ислам был пожалуй главным инструментом по сохранению этнического потенциала татарской этнонации, благодаря исламу татары и выжили в годы насильственной христианизации и русификации. Затем в постсоветский период именно национальный подъем способствовал восстановлению мечетей и возвращению ислама в нашу жизнь. Но за прошедшие годы ислам вопреки нашим традициям скорее не помогал, а скорее даже в чем-то способствовал дальнейшей русификации татарской молодежи. Поэтому теперь наконец необходимо "вернуть долг". Понятно что поначалу будет в чем-то трудно, будут обвинения в национализме и крики про то, что перед Всевышним все равны (что понятно никто и не оспаривает), но нам необходимо пройти через эти испытания. В Татарстане этот путь пройдет легче, в силу того, что эти проблемы еще не зашли так далеко. Но в дальнейшем позитивный опыт необходимо будет и распространять в другие регионы, где компактно проживает татарское население (и особенно в крупные города, где угроза ассимиляции и потери нац. идентичности наиболее высока). Помимо примечетских курсов по татарскому языку и истории, необходимо чтобы при изучении основ ислама в школе (для тех кто выбрал) и даже в истории мировых религий, учитывалась именно история российского (татарского) ислама. Здесь также необходимо усилие нашего духовенства. Главное чтобы не забывался принцип: "Не татары для ислама, а ислам для татар". Этим принципом веками жили наши предки, наш долг сохранить эту преемственность.

    • Анонимно
      1.09.2016 20:59

      Настал и твой черед стать настоящим мусульманином, читать намаз и жить в полном поклонении.

  • Анонимно
    1.09.2016 13:19

    опять раздрай между национальностями пытаются внести, ох кто то не спит спокойно!

    • идущий
      1.09.2016 13:36

      раздрай вносят именно такие как вы. Своей демагогией пытаетесь прикрыть ассимиляцию и обрусение народов России. Мы же за подлинный интернационализм, за уважение конституционных прав и свобод народов нашей страны. За уважение прав народов на самоопределение и сохранение своей идентичности.

      • Анонимно
        1.09.2016 16:10

        В семье нужно прививать Родной язык! Как вы понять не можете! Не научишь взрослого человека языку, только посещая мечеть!

    • Анонимно
      1.09.2016 16:33

      Заботу о сохранении языка и культуры может считать раздраем только человек, извините пожалуйста, совершенно не глубокомыслящий.

  • Анонимно
    1.09.2016 13:28

    Татарский народ имеет право общаться со Всевышним на татарском языке, который понимает все языки.

  • Анонимно
    1.09.2016 14:31

    вот веселые ребята, выбрали один язык и все: "решение надо выполнять"...
    могли бы проводить на разных языках, но в разное время дня, в зависимости от национальной составляющей прихожан мечети.
    А сейчас получается, езжай по пятницам к себе на родину и там и иди в мечеть, а тут ты нам не нужен весь такой не татарский...

  • Анонимно
    1.09.2016 15:37

    всё в мечетях надо переделать на татарскую мову, всё абсолютно!

  • Анонимно
    1.09.2016 16:42

    согласен, что в мечетях Татарстана преимущественно прихожане, говорящие на татарском языке (хотя в некоторых мечетях кавказцев и азиатов больше). Но это к сожалению приведет к отдалению от Ислама людей, татарский не понимающих. Считаю, что это не правильное решение, ДУМ РТ должно заботиться не о пропаганде татарского языка, об этом пусть заботятся светские организации. ДУМ РТ должно заботиться о распространении Ислама среди всех национальностей, проживающих на территории РТ. Каждый мусульманин должен познавать арабский язык, уметь читать св. Коран! А тут такое.... Печально... Сказки о толерантности на этом кончаются...

  • Анонимно
    1.09.2016 18:09

    Мне кажется,что одну мечеть для мусульман-нетатар , где проповеди будут читаться на русском языке, надо оставить.

    • Анонимно
      1.09.2016 22:27

      Согласна. Абсолютно несправедливо отшивать русскоязычных мусульман.

      • Анонимно
        2.09.2016 08:16

        почему не справедливо? Хотят приходить в мечеть пусть учат татарский!

        • Анонимно
          2.09.2016 08:43

          вот ведь преграда между правоверным и Аллахом...

        • Анонимно
          2.09.2016 17:25

          Вы прикидываетесь или действительно не понимаете, что речь идет о мусульманах НЕТАТАРАХ? Зачем их отталкивать от веры, искусственно создавая преграду в виде обязательной проповеди на татарском?Татарам, да нужны проповеди на родном языке, а нетатарам все-таки надо оставить одну мечеть с проповедями на русском.

    • Анонимно
      1.09.2016 22:36

      А как же пословица: «Воспитал мальчика— воспитал одного человека; воспитал девочку— воспитал нацию!»?
      Обучая в медресе девушек, делается огромный вклад в воспитание нации, потому что они воспитывают своих детей и внуков. Именно мамы первые учителя каждого человека, и именно мамины слова запоминаются на всю жизнь. А если это неграмотные мамы, то печально будущее народа. ДумРТ, одумайтесь!

  • Анонимно
    2.09.2016 00:24

    Почему раньше об этом не думали?вроде это элементарно...на татарской земле,в татарских мечетях вести проповеди на татарском языке

  • Анонимно
    2.09.2016 03:09

    Тюбетейки - это отражение настоящего состояния татар. Вот пожалуйста, двое одели, двое нет. Вывод: Комплекс неполноценности не пройден у 50 процентов татар. Профессор и молодой человек, кэлэпуш кая? Миллэт - ул кием-салым. Европа качтымын киеп качтым-пыстым гына булып була.

  • Анонимно
    2.09.2016 06:56

    Не надо стеба, решение правильное. Кстати в этом мэдрэсе, еще до революции некоторые светские предметы преподавали на русском. А если, кому непонятно то зам муфтия профессор и доктор научного коммунизма Мухаметшин, все объяснит, он умеет говорить доходчиво, по институту культуры помню.

  • Анонимно
    2.09.2016 08:16

    Курсы по татарскому языку для мужщин и женщин (раздельно) начинают работать бесплатно с середины сентября в Галеевской мечети"--- А сколько месяцев и по сколько часов в день будут идти курсы?

  • Анонимно
    2.09.2016 10:04

    Видимо в рии настолько низкий поток студентов, желающих там учиться, что Рафик помимо татарского вводит еще и ограничение по количеству девушек, в надежде перетянуть к себе непоступивших в медресе.
    И если они с Камилем считают, что девушкам нечего делать в медресе, так пусть их дети и внуки возьмут себе в жен тех, кто не учился в медресе, без религиозных знаний. Посмотрим кого они воспитают.
    Ограничение в количестве - это явная помеха распространению Ислама.
    Лучше мотивируйте парней-первокурсников, подписывайте обоюдные договоренности - он учится, вы помогаете чем можете и гарантируете ему рабочее место и жилье по окончании учебы

  • Анонимно
    2.09.2016 17:20

    Ислам - мировая религия! "Татаризацией" ислама вы отталкиваете и мусульман-татар не знающих языка и русских принявших ислам! А таких очень много в республике! Так что важней, донести слова Всевышнего до бОльшего числа верующих или делать это на татарском языке в угоду собственным амбициям!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль