Политика 
2.09.2016

«Ситуация в Узбекистане пойдет в раскачку – народ ждал смерти ненавистного дракона»

«Критическое состояние» Ислама Каримова подтверждено официально — похороны с участием глав государств СНГ могут состояться уже завтра

Сегодня утром кабмин Узбекистана официально известил о резком ухудшении состояния здоровья президента страны Ислама Каримова, а западные информагенства объявили о его смерти, слухи о которой ходят еще с понедельника. О том, почему состояние президента бывшей советской республики окутано тайной, кто станет его преемником и вспыхнет ли война в Средней Азии, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Ислам Каримов Сегодня утром в Узбекистане официально известили о резком ухудшении состояния здоровья президента Ислама Каримова Фото: kremlin.ru

«НАШИ ИСТОЧНИКИ ПРОПАЛИ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА СООБЩИЛИ НАМ О ТОМ, ЧТО ОН УМЕР»

Мир готовят к известию о смерти президента Узбекистана Ислама Каримова, правившего своей страной более четверти века. 78-летний Каримов — долгожитель во всех смыслах, от политического до обыденного: он пережил даже «Вечно Великого Сапармурата Туркменбаши», скончавшегося еще в далеком 2006 году. Эксперты считают, что смерть узбекского правителя стала фактом еще 29 августа, когда об этом со ссылкой на собственные источники в Узбекистане сообщил сайт «Фергана», работающий, правда, не из Ташкента или Ферганы, а с одной из уютных улочек Москвы. Тем не менее новость была подхвачена российскими СМИ и как следует не опровергнута. В настоящее время, как сообщает та же «Фергана», в Самарканде, на родине Каримова, идет подготовка к его похоронам, которые могут состояться уже завтра, 3 сентября, причем для этого в Узбекистан якобы приедут лидеры стран СНГ. Уже появилась информация о том, что туда направляется президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.

«Относительно смерти Каримова у меня есть уверенность, которая основана на косвенных приметах и наших источниках в Узбекистане, — рассказал «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Фергана» Даниил Кислов. — Но наши источники пропали в тот момент, когда сообщили нам о том, что он умер. После этого какое-то время у нас не было информации из Узбекистана. Я могу лишь предполагать, что Каримов был переведен на систему обеспечения жизни искусственным путем. И нам потом сообщат об этом».

Сегодня утром узбекские СМИ уже выдали первую порцию дозволенной им официальной информации. «Дорогие соотечественники, с большой тяжестью в сердце сообщаем вам, что в минувшие сутки в состоянии нашего президента произошло резкое ухудшение и, по мнению врачей, оно оценивается как критическое», — это сообщение цитируется бесчисленными информагентствами со ссылкой на кабинет министров Республики Узбекистан. Также кабмин подтверждает, что в минувшую субботу Каримов был госпитализирован «после перенесенного им инсульта».

Напомним, что после первых сообщений «Ферганы» и разгоревшейся в международных СМИ дискуссии на тему того, жив ли вообще Каримов, официальный Ташкент признал, что президент Узбекистана госпитализирован с тяжелым заболеванием, которое потребует «определенного времени» его нахождения в стационаре. Врачи якобы оценили состояние Ислама Абдуганиевича как «стабильное», но при этом не уточнялось, в чем же заключается эта стабильность. Именно поэтому в некоторых соцсетях начали транслировать мнение, что многолетний лидер Узбекистана «стабильно мертв».

О том, что Каримов жив и «стабилен», заявила в первую очередь дочь главы узбекского государства Лола Каримова-Тилляева в своем «Фейсбуке»
Фото: скриншот «Фейсбука» (нажмите, чтобы увеличить)

Впрочем, о том, что Каримов жив и «стабилен», заявила в первую очередь дочь главы узбекского государства Лола Каримова-Тилляева. «Во избежание кривотолков, здесь, на своей странице я хочу рассказать вам о печальных событиях, которые произошли в нашей семье с моим отцом в минувшие выходные, — написала она в своем «Фейсбуке» 29 августа (орфография и пунктуация автора сохранены). — По причине мозгового кровоизлияния, которое случилось в субботу утром, он госпитализирован и находится в реанимационном отделении. Состояние его оценивается как стабильное. На данный момент ещё рано делать какие-либо прогнозы относительно его будущего состояния. Я обращаюсь к людям с большой просьбой, обойтись без спекуляций и уважать право семьи на „прайвеси“ (личное пространство)».

Именно с этого момента всесильный правитель бывшей союзной республики СССР из субъекта международной политики стал персонажем мифов и слухов и начал действовать в зависимости от интересов различных политических групп, как будто своей воли у него уже не было.

О том, что президент Каримов все-таки скончался, сообщило сегодня международное агентство Reuters со ссылкой на три своих дипломатических источника. «Да, он умер», — заявил агентству один из таких источников. На информацию Reuters вынужден был отреагировать даже Кремль, который, придерживаясь старой проверенной традиции верить только официальным каналам, заявил устами Дмитрия Пескова: «Пока не поступает новостей. В данном случае считаем, что первоисточником может являться только официальная информация, которая поступает из Ташкента». Вопрос о возможной поездке Владимира Путина в Самарканд на похороны Каримова Песков посчитал недопустимым и неуместным, тем более что российский президент в настоящее время находится в Приморском крае, а на 3 сентября запланировал визит в Китай.

Шавкат Мирзияев (справа) Наиболее вероятным преемником Каримова называют премьера Шавката Мирзияева (справа) Фото: ©Narendra Modi, CC BY-SA 2.0, commons.wikimedia.org

«ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ САМОЛЕТ С ТЕЛОМ ИСЛАМА КАРИМОВА ВЫЛЕТЕЛ ИЗ ТАШКЕНТА»

Ислам Каримов был (или есть?) одним из последних мастодонтов советской эпохи, разделивших после распада СССР богатое советское наследие, да так и застрявших у власти на долгие годы. Во главе своей страны он встал еще в 1989 году в качестве первого секретаря ЦК Коммунистической партии Узбекистана, затем ненадолго стал президентом Узбекской ССР, а после обретения республикой независимости 31 августа 1991 года — просто президентом.

Нетрудно заметить, что Каримов выпал из публичного поля как раз накануне Дня независимости Узбекистана, который обыкновенно с размахом и шиком отмечают в Ташкенте. Однако в минувшую среду торжественные мероприятия впервые прошли без своего бессменного президента — ходили слухи, что их вообще планируют отменить. Премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзияев, а также другие республиканские чиновники возложили цветы к подножию монумента Независимости и гуманизма на площади Мустакиллик. В это же время мифический Каримов якобы принимал поздравления от своего российского коллеги Путина, который в поздравительной телеграмме, направленной в адрес бывшего сателлита Кремля, отмечал, что Узбекистан добился значительных успехов в социально-экономической, научно-технической, гуманитарной и других областях, а также завоевал «высокий авторитет республики на мировой арене». Президент РФ выразил уверенность, что Москва и Ташкент будут и далее укреплять взаимовыгодное двустороннее сотрудничество на всех направлениях.

Была ли путинская телеграмма прочитана самим Каримовым или она послужила месседжем, направленным его потенциальным преемникам, так и осталось неизвестным. Между тем неугомонные СМИ неожиданно сообщили, что тяжело больного узбекского президента доставили на лечение в Москву. Песков поспешил опровергнуть это, однако научный руководитель НИИ нейрохирургии им. академика Бурденко Александр Коновалов в интервью «Интерфаксу» заявил, что российские врачи направились для оказания помощи Каримову непосредственно в Узбекистан.

В самом Ташкенте началась глухая возня вокруг опустевшего трона. Всплыла информация о том, что под домашний арест якобы угодил вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов, курирующий республиканскую экономику. Впрочем, никакого подтверждения факта ареста до сих пор нет, что и понятно. Если жизнь и смерть самого Каримова — это тайна за семью печатями, то судьба его подданных — и подавно.

Кто будет преемником узбекского президента — вопрос открытый. Ставка делалась даже на дочерей Каримова — Гульнару и Лолу. Однако Гульнара, бывшая с 2010 по 2012 год послом своей страны в Испании, была заподозрена в заговоре против отца и даже, по неподтвержденной информации, была на какое-то время заключена под арест. У Каримова осталась только одна «хорошая дочь» — Лола. Она и сообщает ныне о здоровье президента.

Поэтому наиболее вероятными преемниками Каримова станут те, в чьих руках и сейчас сосредоточена реальная власть, — это уже упоминавшийся премьер Мирзияев, сиротливо возлагавший цветы по случаю Дня независимости, и глава службы национальной безопасности (СНБ) Рустам Иноятов.

Как сообщает сайт «Фергана», в настоящее время Мирзияев прибыл в Самарканд, чтобы лично проконтролировать подготовку к похоронам Каримова. Здесь на городском кладбище, примыкающем к архитектурному и историческому памятнику Шахи Зинда, уже покоятся два брата и мать Каримова. «Правительственный самолет с телом Ислама Каримова вылетел из Ташкента в Самарканд», — свидетельствует «Фергана». Траурная церемония якобы назначена уже на завтра, 3 сентября, в связи с чем здесь ожидают многочисленных гостей из СНГ. Косвенно эту информацию подтверждает и группа в «Фейсбуке» «Здоровья Каримову»: «Аппарат искусственного кровообращения был сегодня отключен. Похороны Ислама Каримова пройдут в Самарканде!» — сообщает администратор соцсети.

Рустам Иноятов Всплыла информация о том, что под домашний арест якобы угодил вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов Фото: скриншот видео Inter TV channel

«БУДУЩИЙ ПРЕЗИДЕНТ УЗБЕКИСТАНА — ЭТО КАРИМОВ НОМЕР ДВА»

О том, жив ли на самом деле Ислам Каримов, кого можно назвать его преемником и смягчится ли режим после ухода многолетнего правителя со своего поста, «БИЗНЕС Online» спросил у своих экспертов:

Даниил Кислов — главный редактор портала «Фергана.ру», эксперт по Центральной Азии:

— Это не первый случай, когда кончина первого лица страны тщательно скрывается. Кроме того прекрасного и хорошо известного нам по отечественной истории марта 1953 года, когда умер Иосиф Сталин, можно провести и другие исторические параллели — Гейдар Алиев, Уго Чавес, Иосиф Броз Тито, король Фахд. К примеру, Алиев, как рассказывали его оппоненты, умер еще 30 июля 2003 года в Турции, а официальный бюллетень о его смерти последовал только в декабре. Был, в конце концов, известный узбекский полководец Тимур (известен также как Тамерланприм. ред.), чью смерть скрывали более месяца, чтобы не сорвать намеченный китайский поход и не разочаровать народ и армию.

Существует один факт, который свидетельствует о том, что подозрения о смерти Каримова основательны. Впервые за четверть века правления президента Узбекистана власти официально сообщили, что он болен. Такого никогда не было прежде — ни простуда, ни водянка коленной чашечки никогда не попадали в правительственные бюллетени. А тут на тебе — вдруг сообщают, а потом начинают неумело оправдываться и опровергать. Причем опровергают только российские СМИ, а в узбекских СМИ информации об этом — ноль. Хотя это типично для Узбекистана.

У Каримова есть оппозиция, если говорить об известном узбекском диссиденте Мухаммаде Салихе. Но имеет ли он шанс вернуться в Узбекистан? Салих — в первую очередь поэт и человек с обостренным чувством порядочности. Однако он плохой политик, потому что романтик. И он, конечно, надеется вернуться в Узбекистан, но этого, я боюсь, не произойдет никогда. Салих уже не очень молодой человек (66 лет прим. ред.), а в этот раз, после смерти Каримова, в Узбекистане точно не будет никакой оттепели. Следовательно, Салиху никто не даст шансов принять участие в альтернативных выборах или просто появиться на публике. Потому что система останется прежней, потому что будущий президент Узбекистана — это Каримов номер два. Какая оппозиция, вы что? Да, Каримов умирает, но остается выстроенная им система власти, которая зиждется на службе национальной безопасности (СНБ) точно так же, как российская система власти зиждется на ФСБ. Причем в Узбекистане СНБ проникла во все поры экономики и политики еще глубже. Это полицейское государство, на самом верху которого находятся несколько сильных персон, которые пока что единомышленны. Это глава СНБ, это премьер-министр страны и это жена Каримова — те люди, которые обеспечивают транзит власти и переход к «новой» прежней системе правления.

Мухаммад Салих У Каримова есть оппозиция, если говорить об известном узбекском диссиденте Мухаммаде Салихе Фото: скриншот видео turkiston.tv

«УЗБЕКИ — ЭТО ДЕТИ, КОТОРЫЕ ОПИРАЮТСЯ НА АЗИАТСКУЮ ТРАДИЦИЮ «ТАЩИТЬ И НЕ ПУЩАТЬ»

Гейдар Джемаль — председатель исламского комитета России, политолог:

— Сейчас у власти в Узбекистане находится не Каримов, а госбезопасность. Причем в стране существует несколько структур госбезопасности, среди которых не последнюю роль играл легион иностранцев, полностью преданных режиму и абсолютно законспирированных, действующих только в масках и эмоционально ориентированных лишь на подавление и убийство. Это была последняя карта Каримова. Насколько я знаю, большинство легионеров составляли армяне, не имеющие в Узбекистане никаких корней и уже поэтому преданные только своему хозяину. Но теперь, я думаю, их устранят, потому что после смерти Каримова они становятся не нужны. Контроль за ситуацией осуществляет госбезопасность, в частности, в лице СНБ.

Ситуация в Узбекистане обязательно пойдет в раскачку, потому что народ связал все свои ожидания со смертью Каримова как ненавистного дракона. Именно поэтому эту смерть пытаются замолчать, дабы не дать сигнал массам на начало активного движения. Когда придется обнародовать факт смерти лидера, неизбежно начнется движение. К тому же в официальном Ташкенте есть несколько соперничающих кланов, далеко не все согласны с диктатурой госбезопасности. Узбеки в этом плане ведь намного наивнее той же сталинской верхушки советского времени. Когда Сталин умер, Берия сразу понял, что единственный шанс для него пойти «вверх» — это начать антисталинский курс либерализации, то есть осуществить надежды населения. Но Берия был мастером политической интриги, он прекрасно представлял себе, как устроены психологические механизмы транзита власти. И то он проиграл! А узбеки — это дети, которые опираются на азиатскую традицию «тащить и не пущать». Поэтому вряд ли узбекская власть всерьез задумается о какой-то либерализации и отмене наиболее драконовских мер. Они продолжат действовать в духе Каримова, а это будет обман населения. Поэтому, я полагаю, дестабилизация и раскачка ситуации в Узбекистане произойдут неизбежно. Тут уже вопрос, как будут реагировать ближайшие соседи и крупнейшие геополитические силы — США, Россия, Китай.

Вес ближайших соседей несоразмерен с Узбекистаном, который имеет от 32 до 35 миллионов населения, мощный ВПК и самую развитую армию на среднеазиатском пространстве, сумевшую сохранить традиции советских частей. Поэтому трудно представить реальный вызов Ташкенту со стороны Таджикистана и Киргизии. Другое дело, что новое руководство Узбекистана может развязать агрессию против Таджикистана и Киргизии, чтобы замотать тему реформ и преображения страны под предлогом начавшейся вооруженной конфронтации. Это реально.

Единственный альтернативный лидер, который имеет популярность в Узбекистане и среди его обширной эмиграции (составляющей до 8 - 10 миллионов человек, в РФ живут 2 миллиона), — это Мухаммед Салих, народный поэт республики, который возглавляет движение, состоящее из 8 партий, и живет в данное время в Турции. Он может стать точкой сборки новой страны. Представьте, если вся узбекская эмиграция (а среди тех, кто живет на Западе, немалую долю составляет интеллигенция) надумает вернуться на родину? Это будет огромная сила, которая привезет с собой новые технологии, понимание того, как работают современные механизмы. Внутри Узбекистана, конечно, будут делать все, чтобы предотвратить возвращение Салиха и реванш связанного с ним движения. Но я не исключаю, что новым узбекским властям это не удастся, поскольку современный мир непредсказуем: вспомним об исламском факторе, о том, что резко ослабела Америка, о противоречиях между РФ и Китаем в Средней Азии. На этом фоне можно ожидать, что Мухаммада Салиха допустят как переходную фигуру.

Аркадий Дубнов — обозреватель РИА «Новости», эксперт по Центральной Азии:

— Вот уже Reuters первым из забугорных изданий сообщил о смерти Каримова как о свершившемся факте. Поэтому это факт. Было понятно, что сообщат о нем приблизительно 2 сентября, дав миновать торжествам в Ташкенте по случаю Дня независимости Узбекистана. Для того чтобы похоронить Каримова с большим эффектом, респектом, я бы сказал, нужно время. Но нельзя же тянуть неделю — это не по мусульманским обычаям. Здесь нужно действовать в течение 24 часов. Поэтому если, скажем, вы хотите его похоронить 3 сентября, то он должен умереть 2-го. Это Восток. Формально править в создавшейся ситуации должен Мирзияев — вероятность этого, впрочем, чуть ниже, нежели утверждения, что Каримов мертв.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (153) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.09.2016 14:26

Татары приехавшие из Средней Азии в РФ, внесли и вносят большой вклад в развитие страны. И никакой помощи РФ не оказывает, только мучает сумасшедшим ожиданием гражданства которое уже ничего не стоит. Я сам приехал 11 лет назад в Казань, много грезил РФ, сейчас кроме разочарования ни чего нет. Страна деградирует с огромной скоростью.

  • Анонимно
    2.09.2016 13:25

    Каримов оставил после себя страну, которая в ужасе ожидает и гадает что будет дальше. Это плохо.

    • NIYAZ
      2.09.2016 20:51

      И никому несколько не жалко этого тирана.

    • Булгарин
      2.09.2016 22:03

      Почему плохо? Это естественно. И ничем не отличается от того, что происходило в СССР или в других странах с авторитарным руководством. И кстати, ничем не будет отличаться и от России. Тут есть два момента. Первый связана с теми, кто руководит страной, а второй с теми, кем руководят. И первое и второе взаимосвязаны. Без второго нет первого и наоборот. И разорвать этот узел невозможно без очень больших потрясений как для страны, так и для народа. И не всегда это и удается. Как не удалось и в России после распада СССР.

    • Tatarmalai
      5.09.2016 08:52

      Все тираны и узурпаторы всегда оправдывают узурпацию власти тем, что без них, якобы, начнется смута. И в конечном итоге так и происходит, ибо источник смуты - сам факт узурпации власти.

  • Анонимно
    2.09.2016 13:29

    Ушел, или уходит один из двух последних гарантов стабильности в регионе. Думаю, что большого хаоса не будет, но определенная "замятня" как писали в русских летописях о смутном времени случится. Вероятный кандидат руководитель службы бзопасности но всякое может быть - восток дело тонкое, как говаривал известный специалист Сухов.

    • Анонимно
      3.09.2016 08:54

      Замятня - так писали в русских летописях о смене власти в Орде. Там власть менялась так - один из сыновей хана убивал всех своих братьев и сам становился ханом. Примерно то же самое будет и в Ташкенте, пауки переедят друг друга и самый успешный станет новым Каримовым

  • Анонимно
    2.09.2016 13:31

    почему "про ненавистного дракона" написали только после смерти?

  • Анонимно
    2.09.2016 13:37

    узбекские татары в страхе. Не удивлюсь, если с поклоном будут просить у ВВП возвращения на историческую родину со всеми вытекающими: ж/площадь в Казани, работа, социалка...

    • Анонимно
      2.09.2016 14:19

      Мы не в страхе, а также, как и все сейчас тут в напряге - кто будет. При Каримове было спокойно.

    • Анонимно
      2.09.2016 14:26

      Татары приехавшие из Средней Азии в РФ, внесли и вносят большой вклад в развитие страны. И никакой помощи РФ не оказывает, только мучает сумасшедшим ожиданием гражданства которое уже ничего не стоит. Я сам приехал 11 лет назад в Казань, много грезил РФ, сейчас кроме разочарования ни чего нет. Страна деградирует с огромной скоростью.

      • Анонимно
        2.09.2016 20:38

        Русские были выдавлены из органов управления, по стране оттопталась десоветизация, учебники и газеты рассказывали о кровавых оккупантах с севера и национальных героях – басмачах

      • Анонимно
        3.09.2016 08:55

        Так езжайте обратно, в чем вопрос

    • Анонимно
      2.09.2016 15:19

      Я узбекский татарин я горжусь тем, что я родился в Узбекистане. В стране, в которой у меня счастливая семья, родители, друзья и товарищи. В стране, в которой у меня свое дело, в которой я расту и процветаю. В стране, в которой я могу спокойно отпустить жену с ребенком на прогулку в парк, не боясь и не волнуясь об их безопасности. Все это было поставленно и управлялось вами И.А Каримов. Вечная благодарность и память...

      • Анонимно
        2.09.2016 16:02

        Пусть и всегда так будет, будем только рады

      • Анонимно
        3.09.2016 09:55

        А я был узбекским татарином и горжусь, что вовремя уехал оттуда. Независимый Узбекистан, как и почти все союзные республики - деградировали, но Узбекистан особенно. Позор стране, где люди вынуждены хвалить диктатора, расстреливавшего своих граждан, только потому, что лучшего они не видели, а все альтернативы рассматриваются как еще более худшие. Не надо только кивать на азиатские традиции и порядки. Можно иметь авторитарного руководителя (как в России и Татарстане), где люди тем не менее не живут в таком страхе. При Каримове Узбекистан лишился авиапрома. На ТАПОиЧ, где я работал, в основном работали европейцы - русские, татары, украинцы и др. Узбеков было мало. Независимый Узбекистан породил высокомерие местной элиты, которая готова была грохнуть крупное производство, лишь бы не продешевить перед русскими. Результат - налицо. За все время независимости лишь открылось одно машиностроительное производство - автозавод в ассаке (Ленинске). Но сотни машиностроительных предприятий, построенных "колонизаторами", прекратили свое существование. Но Каримов все равно хороший

    • Анонимно
      2.09.2016 16:34

      Почему Татары Узбекистана сидят на пороховой бочке , в Узбекистане? ведь ясно даже если сейчас будет Каримов номер 2, то рано или поздно ситуация в Узбекистане может очень быстро ухудшиться. Татары и не узбеки тогда станут крайними и побегут. Ведь намного , на мой взгляд, лучше жить в своем родном Татарстане! В узбекистане татарин максимум дослужиться до зама какого-нибудь блатного узбека, и будеть пахать день и ночь как вечный зам, а босс будет узбек. кому это надо!

      • Random
        2.09.2016 17:11

        Давайте посмотрим на это с другой стороны...
        Что будет с этим татарином в Татарстане?! Разве что-то другое?) После всех унижений в УФМС, паспортных столах, и т.д... Ох как вспомню... Причем сами УФМСники по-русски то, практически не говорят)

        • Анонимно
          2.09.2016 18:40

          Правительство Татарстана ОБЯЗАНО открывать спецпрограммы для переселения и облегчить процедуру получения гражданства. Там десятки тысяч татар (если не сотни) в Узбекистане живут в таких дырах как Ангрен, Фергана и не знают как вырваться из Узбекистана. Конечно все бояться и говорят что "Каримов - молодец и т.д." но в стране нет будущего, живут на пороховой бочке. Я - Татарин и я считаю что правительство Татарстана обязано помочь соотечественникам с переселением. Если оно не помогает своим Татарам, тогда зачем оно нам вообще нужно?

        • Булгарин
          2.09.2016 21:46

          Интересно, а вы как хотели? С радостными объятиями и сразу в замы к министру? Какие-то наивные. Да к тому же уверен, та же ментальность - мой адрес не дом и не улица, мой адрес - Советский Союз, которая выгодна некоторым товарищам, которых называют космополитами, но они сами немного другие. Согласен, надо осуществлять программу переселения татар на историческую родину. Но ведь вот проблема, они хотят те же начальные условия, которые были у них там как минимум. Если врач в Намангане, то тоже врачом и в Казани. И обижаются, если в Мамадыш.

          • Анонимно
            2.09.2016 23:31

            не правильно пишите, какие еще министры? облегченная процедура получения паспорта и то было бы помощью, помощь с трудоустройством и т.д. Обычная практика, посмотрите на Израиль! и не надо ляля про министров

            • Булгарин
              3.09.2016 00:14

              Простите, не хотел никого обидеть. Но тут появился комментарий. где жалуются на то, что в Узбекистане татарам не дают возможности занять пост министра, и ответ, что и в Татарстане ничего хорошего в этом смысле узбекским татарам не ждет. Вот и ответил. Конечно, понимаю, что надо для татар, уезжающих из Узбекистана к нам, создавать условия для возвращения. Им нужна помощь. Простите еще раз.

        • Анонимно
          3.09.2016 08:58

          Интересно, а вот евреи переезжают в Израиль, их сразу замминистрами назначают и ждут немного

          • Анонимно
            5.09.2016 13:17

            они проверяют на IQ и берут только с высокими показателями.

    • Random
      2.09.2016 16:59

      узбекские татары никогда ничего не просили, не просят и не будут просить! Не тот, как говориться, менталитет! Не привыкли! Зарабатываем сами, в отличии от вас!

      • Анонимно
        2.09.2016 19:28

        целая программа по возвращению татар на историческую родину работала: сколько семей задвинули в очередях ради политического популизма

        • Анонимно
          2.09.2016 22:59

          не было такой программы, по возвращению татар!

          • Анонимно
            2.09.2016 23:32

            Нужна обширная программа чтобы как минимум десятки тысяч татар принимать в Татарстан ежегодно!

    • Анонимно
      2.09.2016 18:53

      Мы своих татар примем с удовольствием. Это наши люди и они вернутся на свою землю

      • Анонимно
        2.09.2016 19:18

        Аминь шулай булсын! Татары, мы должны свой народ принимать обратно в Татарстан откуда нас веками изгоняли и преследовали. Нас много по многим неблагополучным странам как Узбекистан. Нужно открыть двери и принимать больше Татар. Ведь Татарстан - это наша историческая Родина, как Израиль для евреев!

    • Анонимно
      2.09.2016 22:35

      Супруга покойного Каримова татарка и думаю она на врят ли позволит геноцид татарского населения

      • Анонимно
        3.09.2016 00:22

        нет не татарка а белорусска

      • Анонимно
        3.09.2016 03:46

        Супруга диктатора Каримова не имеет никакого отношения к татарам.
        "Первая жена — Наталья Петровна Кучми[34][35]. От первого брака есть сын — Пётр Исламович Каримов[34][35].
        Вторая жена — Татьяна Акбаровна Каримова, имеет смешанное таджикско-русское происхождение. По образованию экономист. У супругов две дочери и пять внуков".
        https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B2,_%D0%98%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC_%D0%90%D0%B1%D0%B4%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

      • Анонимно
        5.09.2016 13:17

        У супруги покойного Каримова отец- таджик, а мать- еврейка. И какая она после этого татарка?

  • Анонимно
    2.09.2016 13:48

    Гейдар Джамаль: Ты хоть неделю прожил в Узбекистане? Кто знает про Мухаммада Салиха в Узбекистане? Какая оппозиция в эмиграции. Они там уже полностью европиезировались и им по фиг что творится у нас в стране. Запомни твое экспертное мнение это для нас ноль. Я думаю мы в Узбекистане только сейчас поняли кого мы потеряли. Наш Президент был нашим защитником, мы за его спиной чувствовали и будем чувствовать себя великой нацией. Нашей независимости всего 25 лет но за этот короткий период мы стали значимым государством с которым считаются весь остальной мир и это заслуга нашего Президента. Пишу это а у меня в глазах слезы, потому что нас в этом мире покинул наш Президент - это официально, а по-родному наш Дода

    • Анонимно
      2.09.2016 14:07

      Расскажи это тем кто погиб в 2005 году Андижане

      • Анонимно
        2.09.2016 14:44

        Какой вы гуманист, если бы в 2005 г. все это не остановили, сейчас бы вся Центральная Азия горела, как Сирия, Ливия, Ирак, Йемен.... Продолжать или достаточно?

        • Анонимно
          2.09.2016 15:00

          А что там??
          В ираке между прочим Лукойл недавно тендер выиграл!на разработку месторождений нефти. Абсолютно честно.
          В Багдаде люди начали жить спокойно . Открываются рестораны,клубы, супермаркеты. Вечерний Багдад полон молодежи,семей с детьми!
          Да на окраина Ирака идет война. Но и при Хусейне Ирак воевал .

        • Анонимно
          2.09.2016 15:01

          Нет! была бы не Ливия и не Сирия! А может как минимум Ю.Корея

        • Random
          2.09.2016 15:17

          Не рассказывайте небылиц! Сколько погибло женщин и детей в 2005? Хоронили по несколько человек в одной могиле, что бы снизить показатели... Это они бы подожгли ЦА?

          • Анонимно
            2.09.2016 17:11

            Да была бы Сирия или Ливия, что то подобное. Я сама из Андижана. У меня там брат и мама. Народ как всегда обманут. Его использовали. Население в политических вопросах не активно. Они ищут способ как деньги заработать. Едут гастерами. Здесь поверили религиозным лидерам. Подавление было жестоким. Нет, не оправдываю жестокость. Но остановить все было необходимо. Остановили цветную революцию. Не останови, последовал бы переворот, затем гражданская война и весь кошмар,который сопровождает подобные потрясения

            • Random
              2.09.2016 17:22

              А у меня там друзья жили! Именно ЖИЛИ, так как половина семьи убита, другая в тюрьме, так как настойчиво требовали справедливости о ответственности лиц за смерть собственного ребенка и жены под колесами БТР и собственной матери, застреленной крупноколиберным пулеметом в переулке города!
              ТАК ЧТО, НЕ РАССКАЗЫВАЙТЕ МНЕ ПРО АНДИЖАН!

              • Анонимно
                2.09.2016 21:46

                Высказываю собственное мнение. В 1977 году мы, 10 посланцев из Андижана стали студентами КГМИ, ныне КГМУ. Все вернулись, я работаю здесь Страх был за близких, чтобы случайно, именно случайно не оказались там поблизости. Но главное, не случилась цветная революция. 17. 22. Не вам рассказываю. Констатирую факт

      • Анонимно
        6.09.2016 10:50

        ...ага, и тем кто погиб защищая свою родину, погиб в ДТП, погиб на производстве..., и т.д., и т.п....м-хм-м-м-м...

    • Анонимно
      2.09.2016 14:13

      Разделяю ваше горе и не умоляю заслуг Каримова. Но Вы вправе спросить с него, почему он своей смертью поставил в тупик целую страну. Почему все соседи гадают, что там будет дальше, почему сейчас все пытаются найти своего кандидата, кто то пророссийского, кто-то происламского , кто-то проевропейского и т.д. Это же его вина. Почему в стране не создан точный, четкий механизм передачи власти от одного очень уважаемого руководителя к другому такому же? Разве узбекский народ за это время родил на свет только одного достойного сына - Каримова? Почему его нездоровье или смерть вот к этому привели?

      • Анонимно
        2.09.2016 14:24

        Уважаемый, подождите скоро обо всем узнаете. Все будет согласно конституции, по закону. А преемника будет избирать народ, на выборах. И не будет у нас никаких протестов, майданов, войн и тем более крови. А вы все хотите, чтоб вам назвали нового Президента, это будет решать народ Узбекистана. А всякие джемали и салихи не дождутся!!!

        • Анонимно
          2.09.2016 14:34

          только вот почему то народ опять под 99% проголосует за родственника Каримова или его друга)))
          Демократия по СНГшному

          • Анонимно
            2.09.2016 14:47

            А вы чего так переживаете? Кусайте локти. Не нужна нам ваша западная демократия.

            • Анонимно
              2.09.2016 14:59

              Нам вы не нужны.ВЫ а демократия нужна

              ЧТобы вы не воровали.
              ЗАПОМНИ ДЕМОКРАТИЯ НУЖНА Ваша власть нет!

            • Анонимно
              2.09.2016 15:04

              а к чему идете вы?? что вам нужно??
              Приведите пример страны ,которая для вас эталон!

            • Анонимно
              2.09.2016 15:05

              не переживай и ты! рано или поздно ,западные ценности,демократия придут в эти страны ! И в Россию тоже. Как бы вы там и наши здесь не пыжились

            • Random
              2.09.2016 15:22

              газ/электричество/вода, средства для существования Вам тоже не нужны?! Или Вы так и хотите по разнарядке ездить пропалывать и собирать хлопок месяцами? Удачи!

              • Анонимно
                2.09.2016 15:59

                Газ у узбеков свой. Не пиши такой ерунды, раз такой профан.

                • Random
                  2.09.2016 16:45

                  профан это Вы! Газ уже давно законтрактован, продан и поставляется Китаю! Добыча падает а обязательства есть! Так что, как говориться, "НЕ ТРЫНДИ"!

          • Анонимно
            4.09.2016 15:05

            А почему в США голосовали сначала за Старшего Буша, затем за младшего? сначала за Клинтона а теперь за его супругу (не дай бог)? Там значит, теперь семейственнось допустима?

        • Анонимно
          2.09.2016 14:40

          Вот в этом и весь вопрос. Кто-нибудь будет спрашивать народ Узбекистана кто будет их Президентом. У вас лично есть свой кандидат. Кто по вашему должен быть президентом. О чем люди говорят на улице, кого болщинство хочет видеть Президентом. Пока от вас новости только о том, как идет подковерная борьба за кресло. Необязательно должен быть майдан. Но способна ли система обеспечить честные выборы. Готовы ли к этому все кандидаты в президенты?

        • Анонимно
          2.09.2016 14:42

          да ладно за народ говорить сейчас сотни тысяч узбеков из заречки придут.И поставят своего..Джемаль то умнее вас

        • Random
          2.09.2016 15:21

          Плохо знаете Конституцию! Исполнять обязанности должен глава Сената! Попробуйте назвать имя этого человека!)
          Салих - это никакая не оппозиция, согласен с Вами, но как переходная фигура, Азимов (доверенное лицо, который постоянно имел связь с ИАКом и регулярно с ним встречался для обсуждения всех вопросов)!

    • Анонимно
      2.09.2016 14:15

      Живу в Узбекистане и полностью согласен. О Салихе 99,9% населения ничего не знает.

      • Анонимно
        2.09.2016 15:12

        Ну весной летом 1917 г. примерно такой же процент населения России тоже ничего не слыхивал про Ульянова- ленина

    • Анонимно
      2.09.2016 14:59

      ты наверное из Ташкента пишешь?

  • Анонимно
    2.09.2016 13:50

    Ничего подобного не будет. Эти эксперты не прибыаая в Узбекистане заявляют про народ мол он двинется. Все горюют от этого известия все переживали за Президента. У нас все будет нормально. Я уаерен. Народ мудрый и ценит стабильность и мир царящий в Узбекистане.

    • Анонимно
      2.09.2016 14:07

      и стабильную нищету,коррупцию,кумовство и беспредел

      • Анонимно
        2.09.2016 14:11

        А где ее нет, этой коррупции???? У тебя на родине что-ли?

        • Анонимно
          2.09.2016 14:20

          в Западных странах нет! А если возникает иногда то ее тут же придают огласке! И виновных сажают

          • Анонимно
            2.09.2016 14:31

            Видимо мало читаете, что творится на Западе весь мир видит. Какие коррупционные скандалы они у себя замалчивают. Предают огласке только то, что выгодно правяшей элите.

            • Анонимно
              2.09.2016 14:41

              То что вы читаете.,извните сказки для детей пенсионного возраста на западе нет той коррупции котрая у нас есть

            • Анонимно
              2.09.2016 14:49

              примеры приведите!

          • Анонимно
            2.09.2016 15:32

            Каримов МОЛОДЕЦ! у них лет двадцать назад изжили автоугоны. Машины можно на улице, просто так оставлять

            • Random
              2.09.2016 15:37

              и без колес/сидений забирать...

              • Анонимно
                2.09.2016 16:23

                ...ага, вот нифига...Все друг-друга сдают...за угон смертная казнь, и без колес/сидений заберешь, если в овраге каком-нибудь оставишь...м-хм-м-м-м...

                • Random
                  2.09.2016 16:47

                  не говорите ерунды! За угон 15 лет, а не смертная казнь! А воровство как карается? Если еще поймают! У меня около респ. таможни машину вскрывали...

                  • Анонимно
                    5.09.2016 08:47

                    ...ага, про смертную казнь-могу немного ошибаться, т.к. ездил туда давно..., а машину вашу вскрыли, наверняка потому, что машина с российскими номерами...м-хм-м-м-м...

                    • Random
                      5.09.2016 09:44

                      так если не уверены, нечего тут "кнопки топтать", если не знаете точно! Машина с узбекскими номерами...

                      • Анонимно
                        5.09.2016 12:46

                        ...ага, значит с тобой, что-то не так...и поспокойнее надо...чё нервничаешь?...может ты "ак колак", или наказали тебя?...про угоны знаю, что раньше Ташкент был первым городом по угонам, а потом ситуация в корне изменилась...узбеки до сих пор вспоминают сом-купоны и плюются на сомы свои...м-хм-м-м-м...

          • ДД
            2.09.2016 23:37

            Вы как будто вчера родились. В одном только военном бюджете США разворовывается наверняка не меньше годового ВВП Узбекистана. Коррупции у них нет...

        • Анонимно
          2.09.2016 14:21

          раздачи по родственникам всего что есть в стране ,на западе нет! Меркель заводы своим родственникам не раздает !

  • Анонимно
    2.09.2016 13:54

    Каримов сумел жестко усмирить потомков басмачей, резавших турок -месхетинцев, гнавших из республики русских и татар, писавших на заборах и воротах: чемодан - вокзал, и в зависимости от того чей дом или квартиру хотели захватить- Москва или Казань. Самое опасное если придут талибы или игилки из соседнего Афганистана. Смутного времени им не миновать, дай Бог что бы обошлось малой кровью, а она обязательно будет.

    • Анонимно
      2.09.2016 14:08

      Типун тебе на язык

    • Анонимно
      2.09.2016 14:38

      Согласен с Вами, трудно будет не завязнуть в сирийской трясине. Не вовремя как-то это все. наши "партнеры" не упустят возможности открыть нам очередную зону нестабильности.

      • Анонимно
        2.09.2016 14:55

        вот и не надо в сирию надо границу обустраивать ане тратить деньги на войны соседями и в сирии

    • Анонимно
      2.09.2016 14:44

      Вот вы все говорите - самое главное не ИГИЛ не исламисты и т.д. То есть это всеобщее мнение. Народ тут един. А уверенности что так не будет нет никакой. Вот в этом главная вина Каримова. В том, что через выборы народ лишен сказать правду, эта правда вполне может не приниматься, все этого бояться. Что суды, СМИ могут быть исламистскими и народу ничего не останется как принять это и дальше ковыряться в носу. Он думал, что вечно будет жить? Не думайте, что я про вас так плохо говорю. У нас абсолютно то же самое.

  • Анонимно
    2.09.2016 14:27

    в соседнем афгане полно воруженых узбеков,начнут власть делить пригласят их
    а каримов палач

  • Анонимно
    2.09.2016 14:32

    Так хорошо было всем в Узбекистане, что сюда на заработки тысячами едут.

    • Анонимно
      2.09.2016 14:53

      Едут, чтоб побольше денег заработать. А кто говорит, что у нас все идеально, мы не спорим, проблем много, а где их нет. Но мы не устраиваем майданы и люстрации. Мы верим, что у нас со временем все будет хорошо. Главное - мирное небо над головой и уверенность за завтрашний день своих детей. Как будто из России люди не уезжают на заработки.

      • Анонимно
        2.09.2016 15:06

        из России бегут толпами на запад! потомучто Россия это такоже Узбекистан

      • Random
        2.09.2016 15:26

        За уверенностью в завтрашнем дне Вы едете в Россию?

      • Анонимно
        2.09.2016 22:14

        Так хорошо, что народ в районах сжигает себя и свои семьи, потому что не может прокормить.

    • Анонимно
      2.09.2016 14:59

      там с демографией все слишком хорошо, вот и уезжают излишки

  • Анонимно
    2.09.2016 14:49

    Пусть земля будет пухом.

  • Анонимно
    2.09.2016 14:51

    дилетанты все вы
    большинство уважает Каримова.Кислов и Жамал с далека бред рассказывают.Совести у них нет.

  • Анонимно
    2.09.2016 15:13

    О ситуации в Узбекистане могу судить по тому, что еще 10 дней назад оттуда приехала родственница. В будни все чайханэ, кафе, рестораны заполнены. Хотелось бы увидеть это у нас, хоть когда-нибудь.

    • Random
      2.09.2016 16:55

      так выходите на улицу, пройдитесь по Баумана, набережной (всеми любимой), тоже самое!) И главное, ни в чем себе не отказывайте!)

      • Анонимно
        3.09.2016 07:00

        Баумана и набережная заполнены только по праздникам , да и то только наполовину ! В остальные дни там пустота ! Кто пойдет в такие рестораны - где цена зашкаливает , а отдача ( в смысле качество блюд ) - отсудствует ! Про официантов - вообще молчу ... Где их набирают ? Из школ для недоразвитых ?

        • Random
          5.09.2016 09:48

          Вам, видимо, хронически не везёт!)
          Я Вам по секрету скажу, что нужно выбирать заведения по принципы "есть/нет туалет". Если нет, то туда заходить не стОит!

          Про официантов "ИСТИНУ ГЛАГОЛИШЬ"!
          Официанты в Казани, вообще недотепы, мягко говоря! Причем вне зависимости от статуса заведения!

    • Анонимно
      3.09.2016 11:47

      Спросите у родственницы, как часто платила она 100 долларов при обращении в официальные органы. Начиная с регистрации. Те кто брал мзду и сидят в ресторанах.

  • Анонимно
    2.09.2016 15:16

    Какой то бред несут и комментаторы и "эксперты" спросите у врачей-был инсульт и, если Каримова не удалось привести в сознание, то через 4-7 дней будет повторный приступ с летальным исходом. Поэтому и не объявляют о смерти. Что касается дальнейшего, то будет короткая схватка в верхах, про которую мало кто узнает, в результате будет следующий исполняющий, а затем и президент.

  • Анонимно
    2.09.2016 15:19

    То что Джемаль пишет про какой то "иностранный легион"- армянских "партизан" у нас в Узбекистане, это такая ахинея что я даже виню себя , что ввязался в эту дискуссию. Сограждане, Узбекистанцы! Я только сейчас понял что даже серьезные СМИ начинают публиковать непроверенные"жаренные" факты. А на минусы на наши комменты не обращайте внимание, мы правы! Не удивлюсь если редакция не опубликует этот мой коммент. Один они уже не пропустили.

    • Random
      2.09.2016 15:36

      Вас минусуют те, кто жил и знает, что такое Узбекистан, и кто был вынужден был покинуть свою Родину, по причине бардака и беспредела со стороны властей! Идите, попробуйте обналичить свою з/п карточку, приготовить обед на газовой плите, и помыть руки, если получится... не говорю о попытке приобретении валюты в банке, если вы едите за пределы Узбекистана... На рынке только (долляр/российски/тенге покупаем... кричат менялы под охраной милиции) по двойному тарифу!

  • Анонимно
    2.09.2016 15:21

    Между прочим сказал бы, что многих недругов злила спокойная обстановка в Узбекистане. Народ жил мирно и в труде...

  • Анонимно
    2.09.2016 15:44

    Если" Дракон " помер то почему усе молчит?

  • Анонимно
    2.09.2016 15:47

    Искренние соболезнования родным и близким если Ислам Каримов ушел из жизни....
    Если говорить о том, что будет с Узбекистаном то Ислам Каримов не давно прилетал к президенту РФ. И я думаю вопрос про приемника, будущего и стабильности страны были обсуждены. РФ поддержит кандидата который озвучил президенту РФ Ислам Каримов.

  • Анонимно
    2.09.2016 16:09

    Узбекистон - самая мощная держава региона, по некоторым показателям обошла даже, не сопоставимый с ним по территории, Казахстан, сборка корейских машин и многое другое. В СССР там был мощный авиазавод, какова интересно его судьба? С Каримовым уходит целая эпоха, дай Бог обойтись им без серьезной смуты, амеркиосы в ней ооочень заинтересованы.

    • Анонимно
      2.09.2016 16:33

      Ага, только вот у многих зажиточных казахов во дворах подметают узбеки почему-то. А вот в самом Узбекистане попробуйте хоть одного казаха-гастарбайтера найти, сказочник...

      • Анонимно
        2.09.2016 17:44

        В общем верно, Казахстан все таки богаче. Но даже при условном раскладе если в Казахстане станет хуже чем у соседей, так казахи все равно работать не будут, даже помирая с голоду. А узбеки ни дня без работы не сидят и вообще трудолюбивые, но почему то бедные. Наверное все же неверный экономический курс

        • Анонимно
          2.09.2016 20:49

          Нанесли в Ташкенте удар и по наиболее болезненной для Москвы точке: ряд знаковых памятников в честь героев Великой Отечественной войны были стерты с лица Узбекистана. Такого Россия не прощала никому – ни болгарам, ни полякам, ни прибалтам, ни грузинам, ни украинцам. Но простила узбекам, сделав вид, что не заметила. Простила в силу того, что Каримов осуществлял все это тихо, без вызова и без апелляции к аудитории. Грубо говоря, строя «Узбекистан для узбеков», не хвастался, не троллил этим Москву, не допускал антироссийских или русофобских высказываний и не боролся с русским языком, поскольку понимал его значимость в стране – главном поставщике гастарбайтеров в РФ и выгодополучателе их, гастарбайтеров, переводов на родину.

          • Анонимно
            3.09.2016 04:03

            В узбекских учебниках истории нынче по новому трактуют оную историю, авторы исходят из того, что Центральная Азия была колонизована Российской империей. Показывают жестокости колониальных властей в отношении "туземцев".

            • Булгарин
              3.09.2016 10:30

              Ну так оно и было. А вы как думали покоряли Среднюю Азию? В Афганистане англичане со стороны Индии, а с севера Россия.

  • Random
    2.09.2016 17:17

    Я представляю, как сейчас дрожат судьи, вынесшие не правомерные решения и обрекшие многих честных людей на заточение и пытки, прокуроры и хокимы, избивавшие фермеров на собраниях в 10-12 ночи, налоговики обиравшие предпринимателей! Ох как им сейчас страшно! Ведь все, что они натварили, так может им аукнутся!

  • Анонимно
    2.09.2016 19:16

    РФ-,и РТ в том числе-это могила для татарской нации,лучше оставайтесь в Узбекистане,больше вероятности сохронить свою нацию.В Казани полная безграмотность татарского населения(не знают татарский язык и писать не умеют)

    • Анонимно
      2.09.2016 20:48

      В Узбекистане в разы быстрее идет обузбечивание, чем руссификация. Не надо ваших троянских советов. Жил и работал в этой стране и всё знаю лично. Татары в Узбекистане теряют свою идентичность.

      • Анонимно
        5.09.2016 19:52

        ...ага, татары из узбекистана-это уже татары с узбекским менталитетом..., так-же считают себя самыми хитрыми, умными, и тоже озлоблены...Рассказывают, с ностальгией, как хорошо они жили в Узбекистоне, и начинают требовать...требовать...требовать...м-хм-м-м-м...

        • Анонимно
          10.09.2016 15:27

          ...ага, это критика, а не критиканство...всё-равно я всех люблю!!!...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    2.09.2016 19:29

    Бывает, что за нас стыдно. Как на нацию. Не важно сколько процентов из 140 миллионной России поступают плохо. Стыдно все равно сразу за всех. За то, что ты русский, или правильней россиянин. Не важно.

    Вот последние несколько дней — это чувство появлялось не раз. Трагедия, произошедшая в соседнем для нас государстве, воспринималась многими нашими соотечественниками под каким-то странным, искореженным углом. И не где-то там внутри своего больного сознания, а в открытую. Почти манифестом.

    Ислам Каримов и его многолетнее президентство стали зеркалом наших личных комплексов и неприязней. А его уход вожделенным событием, которое хочется спроецировать на нашу страну.

    Я не против того, чтобы кто-то хотел перемен в России. Я не осуждаю тех, кто недоволен многолетним правлением в России одного человека. Это нормально. Это даже естественно.

    Вот только Узбекистан, Каримов и его семья тут совсем не причем. Это другая страна, другая культура и другая история. Россия и россияне не имеют никакого отношения к тому, что Ислам Каримов был у власти четверть века. А его кончина не будет означать начало вожделенного заката эпохи вождей на постсоветском пространстве. Это глупый, поверхностный вывод.

    Но глупость, невежество – за это не стыдно. Это тоже нормально. Мир сейчас весьма сложная штука. В нем совсем нет однозначности и одно событие противоречит другому. В этом легко потеряться.

    Стыдно за другое.

    Люди в легкую переходят грань моральных принципов. Тех самых принципов, к которым в других обстоятельствах, взывают сами.

    Нельзя, например, радеть за благотворительность и радоваться болезни и смерти другого человека. Это взаимоисключающее понятия. Нельзя осуждать других за аморальное поведение в СМИ и при этом самим потакать аморальности.

    Нет такой «высшей правды» из-за которой одни могут переходить черту, а другие нет.

    Нет принципов свободы и демократии, которые бы оправдывали радость от смерти того, кто с этой свободой и демократией не ассоциировался.

    Любой комментарий, вроде: «Поздравляю соседей с избавлением. Скорее бы наш тоже» - это стыдно и низко. На этом ничего не построишь. Человек, который это пишет и люди его поддерживающие - никакие не носители высшей свободы и правды. Они куда хуже любых проявлений тоталитаризма и даже фашизма.

    Там то все понятно сразу. Ужасная идея – как ядро. Её легко вычленить и осознать. Здесь же все иначе. Здесь ядро – свобода и демократия. Правда. Вещи нужные и вещи, имеющие смысл. Но именно руководстваясь ими люди поздравляют друг друга с началом конца эпохи вождей.

    Так нельзя. Нельзя желать, чтобы все перегрызли друг друга, удавка затянулась на шее, власть сама себя сожрала и так далее. Нельзя это поддерживать.

    За это стыдно.

    А Узбекистан сам разберется как им быть. Как ему скорбеть, когда объявлять и в какую сторону двигаться дальше. Мы тут не советчики. Пару лет назад все именно за эту позицию «самоопределения соседнего народа» и выступали. Ничего не изменилось с тех пор.

    Наше дело выразить соболезнование утрате. И всё.

    • Марк Левин
      2.09.2016 20:41

      Достойный комментарий!
      Чувство стыда присуще свободному человеку. Раб стыда и совести не имеет. Он имеет только оковы!

    • Анонимно
      2.09.2016 22:15

      19.29 Прежде всего спасибо. Хорош сказано. Добавить хочу, немного опасаюсь, что будет дальше. Имею близких родственников в Узбекистане. Народ искренне скорбит.

    • Анонимно
      2.09.2016 23:17

      Вы знаете, все что Вы говорите, конечно правильно. Хорошо говорить "со своей колокольни", обитая в человеческих условиях, ни вкушая притеснений, унижений (за то что ты такой-то), не зная простых бытовых проблем, таких как элементарное отсутствие воды летом и газа зимой, со страхом отправлять своих детей в институт только из-за того, что твой ребенок не имеет ташкентской прописки и его загребут в милицию при первом же рейде или проверки документов в метро... За постоянные выезды на хлопок с работы (или нанимать поденщика и платить ему пол-зарплаты), и еще 1000 и 1 вещь.
      Легко, не зная всего этого, учить морали и философии правильной жизни кого-то!
      Но мы все это пережили и расплатились за это не только потерянными годами, но и здоровьем!
      Поэтому, я от всего сердца, желаю Каримову ГОРЕТЬ В АДУ!

  • Анонимно
    2.09.2016 22:23

    Когда я был маленьким и занимался спортом, я ездил на соревнования по городам СССР. Был два раза в Ташкенте, в осенние каникулы. Алайский рынок, Проспект Навои, Стадион "Пахтакор". Как хочется вернуться в СССР, чтобы мои дети также спокойно могли два раза съездить в Ташкент...

  • Анонимно
    2.09.2016 23:34

    Если узбеки массово едут в РФ работать, значит хреновый у них президент. И точка.

  • Анонимно
    3.09.2016 07:11

    Не дай Аллах, чтобы после смерти нас так вот проклинали, хоть кто то. Надо жить для людей, а не для себя. Никто не вечен в этом мире.

  • Анонимно
    3.09.2016 07:29

    Нужно уметь благодарить. Особенно вопреки. Вопреки тому, что, казалось, недодали. Потому что если ты жив, здоров и счастлив, значит даденное тебе – основополагающе, а все прочее – второстепенно. Потому что даденного могли не дать, и никто: ни историческая родина, ни свет-демократическая заграница – не протянули бы тебе руку помощи. Потому что принимать, не благодаря – значит, быть паразитом.

    Спасибо, что за 27 лет моей жизни никто не попытался меня убить, ударить, обидеть, оскорбить на том лишь основании, что в паспорте я значусь русской. В начале девяностых на постсоветском пространстве так активно разжигали национальную рознь, что даже в Узбекистане, по природе своей отнюдь не агрессивном и не воинственном, то и дело были слышны возгласы: «Урус-кукуруз». «Езжай в свою Россию!», «Все русские – проститутки»». И прекратились они не по мановению волшебной палочки и не потому, что националисты вдруг одумались и устыдились, а потому что жесткий лидер принял в отношении них быстрые и жесткие меры. А не принял бы, так все могло обернуться: а) тотальным изгнанием русских, а также украинцев, татар, корейцев, армян из страны (в лучшем случае); б) кровавой резней, постфактум которой после нас не осталось бы и надгробных табличек.

    Спасибо за то, что, входя в 2,5% русского населения, я могла без страха, стыда и стеснения говорить на родном языке. Не «включая на», а «только на» родном языке (узбекского, к своему сожалению, так и не выучила). Говорить, учиться, работать, писать, публиковаться. И знать, что в любом, самом отдаленном от столицы и русской культуры городишке, мне улыбнутся и заговорят на ломанном русском. Приветливо, без упреков и косых взглядов.

    Спасибо, что проживая в стране, где большая часть населения исповедует ислам, я никогда не была обряжена в паранджу, никогда не была насильно приставлена к религиозным писаниям, никогда не подстраивала под них свою жизнь, мысли, высказывания. Спасибо, что меня не причисляли к еретикам, не предавали анафеме, не закидывали камнями и не сажали в зиндан, когда я, по молодости, по глупости, позволяла себе прилюдно насмешничать над религиозными устоями.

    Спасибо, что в стране не было майданов и разноцветных революций, ибо, случись они, те, кто сейчас к ним призывает, очень быстро бы оказались в Штатах и европах, а мы, кто их так боимся, оказались бы в местах куда более отдаленных.

    Спасибо, что одиннадцать лет я бесплатно училась у лучших учителей, сделавших все, чтобы посвятить нас не только в школьные, но и человеческие истины.

    Спасибо, что, несмотря на жутчайшую систему мздоимства в системе высшего образования, я смогла когда-то выиграть Республиканскую олимпиаду по русскому языку и литературе, поступить без экзаменов, на грантовой основе в бакалавриат, а потом и в магистратуру. И спасибо за то, что мне довелось видеть, как перекашиваются толстые морды взяточников высшего звена нашего ТашГУ, когда в ответ на их вымогательства и пакости, мы грозили жалобами в Аппарат Президента.

    Спасибо, что в условиях всех экономических сложностей, перманентной инфляции, разрухи первого десятилетия независимости, моя мама, обыкновенная учительница, не имеющая дополнительных доходов, пособляющих ей отца или старших братьев, не берущая взяток, одна растящая ребенка, сумела в тридцать лет, своими силами, купить хорошую квартиру, без всяких ипотечных кредитов и нескончаемых процентных выплат.

    Спасибо, что через два десятилетия этой «обыкновенной учительнице», суть аполитичной, возносящей хвалы верховным руководителям не чаще, чем верховному богу Вицли-Пуцли, вручили орден «Дустлик». И спасибо, что его не вручили тем, кто на протяжении четверти века лизоблюдничал и пресмыкался перед любыми представителями власти.

    Спасибо, что моей бабушке, как и многим другим бабушкам и дедушкам, позволили приватизировать большущий дом с большущим садом (а ведь в независимом государстве хозяин барин, могли бы и отобрать: деду, к тому времени уже почившему, советское государство предоставляло жилье лишь во временное пользование). И спасибо, что налог на землю не раздули до таких размеров, что от дома проще было бы отказаться самим.

    Спасибо за нескольких моих друзей, воспитанников ташкентских детских домов, у которых в детстве было все необходимое для жизни и развития (за исключением, разве что родительской любви, которую ничто не заменит). Спасибо за ту поддержку, материальную, моральную, которую государство им оказывало вплоть до того момента, когда они сами стали родителями (а кому-то и после него).

    Спасибо, что, несмотря на очевидную несвободу нашей прессы, никто не ловил, не пытал, не высылал меня в отдаленные кишлаки, когда я строчила в не государственной, но крайне популярной газете «Леди» свои фельетоны. Критические, по определению жанра, высмеивающие и взяточничество, и чиновничью тупость, и бытовые неурядицы.

    Спасибо за то же – в отношении нашего студенческого максимализма, ибо, когда мы честили последними словами, на всех углах, и режим, и правительство никто не постучался к нам с требованием «С вещами на выход» – ни из дому, ни из университета.

    Спасибо что, пять лет кряду я, практически бесплатно, прожила в студенческом общежитии, в прекрасно обставленной, двухместной, теплой и уютной комнатке, по которой скучаю и сейчас.

    Спасибо, что прыгнув из социализма в капитализм, наших граждан не лишили ежегодного месячного отдыха, а наших женщин – трехлетнего декретного отпуска (в капиталистической Мексике, к примеру, эти сроки составляют 6 дней и 3 месяца соответственно, чувствуете разницу?)

    Спасибо за то, что когда я решила связать свою судьбу с иностранцем, никто не стал допрашивать меня в застенках, приковывать к флагу Узбекистана и высылать черную метку моим близким.

    Спасибо за расширенные от изумления глаза моего супруга во время ночных прогулок по Ташкенту: он, прекрасно знающий, что у излишне либерального строя в профиль то и дело проступает волчий оскал, просто не мог поверить, что можно спокойно бродить по темным городским закоулочкам, запрыгивать в первую попавшуюся машину и возвращаться домой сохранными, с пачкой денег в кармане и золотыми сережками в ушах.

    Спасибо, что, несмотря на всю нашу закрытость для внешнего мира, я дважды, дистанционно, через обыкновенные турагентства, без проволочек и нервов, оформляла супругу – впрочем, таковым он тогда еще не был – визу в Узбекистан (когда аналогичную схему попытался провернуть в своей стране мой супруг, либеральнейшая из либеральнейших Мексика и слушать не захотела ни о каких разрешениях на «удаленное» получение визы).

    Спасибо, что всякий раз, заходя в здание ташкентского аэропорта (при всех неудобствах его нынешней нехитрой системы безопасности), я чувствую себя спокойно и не шарахаюсь от чужих чемоданов и бородатых мужчин.

    Спасибо, что, осознавая многие, да очень и очень многие несовершенства, перегибы, иногда абсурдности, иногда жестокости действующей политики, я все-таки говорю за нее спасибо.

    Спасибо Вам, Ислам Абдуганиевич.

    • Анонимно
      3.09.2016 11:56

      Хорошо написано. Даже чрезмерно.
      Радует, что в нашем обществе остаются люди, умеющие сравнивать/сопоставлять.

    • Анонимно
      3.09.2016 11:59

      Хорошо написали. Но есть и позорная часть в странице Вашей жизни. Жить с народом и не знать его языка, хоть на разговорном, это трудно выразить.

      • Анонимно
        3.09.2016 13:43

        Челове хорошо прожил и написал хорошо. Без вашего позора. Позор в вашей голове

    • Анонимно
      3.09.2016 13:47

      Написано очень хорошо. Ситуацию знаю, разница студенчество конца 70-х в Казани. Действительность жестока, но это правда. Гланое - не случилась ЦВЕТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

    • Анонимно
      7.09.2016 21:38

      все правильно написала

  • Анонимно
    3.09.2016 07:43

    друзья что обсуждать покойного?надо было все говорить и писать об каримове при его жизни.одно его достижение и это многого стоит -мир в узбекистане!только ради этого надо уважать его.земля ему пухом.александр.навои-липецк.

  • Анонимно
    3.09.2016 07:55

    ай, мосяка, знать, она сильна, что лает на слона........

  • Анонимно
    3.09.2016 07:58

    Очень грустно. С 27 числа все эти угнетающие слухи и сплетни, и не было никакой ясности. А сейчас она пришла, и могу сказать одно - лучше бы дальше были слухи от которых неприятно, но не так моторошно - как от правды сейчас.
    Для поколения, которые родились в 90х, Ислам Абдуганиевич - это не Первый Президент, а Единственный Президент, по трудам которого мы изучали школьный предмет - Идея Национальной Независимости. Мы с самого детства знали, что Узбекистан - это суверенное государство, а сейчас - повзрослев мы еще и сполна осознали значение слова - "суверенное".
    Четверть века Наш Президент создавал, внедрял, вносил изменения в постсоветскую республику. И сейчас многие видят - у него получилось. Пожалуй 25й год Независимости мы встретили очень печально. Все омрачились.
    Спасибо Ислам Абдуганиевич за спокойное и беззаботное детство и юношество. За то, что узбекистанцы всегда знали, что будет спокойное завтра, что будут салюты на праздники, что первоклашки на 2 сентября будут стоять на линейке и слушать гимн.
    Спасибо! Вечная память Единственному Президенту.

  • Анонимно
    3.09.2016 12:36

    Мы в Узбекистане действительно очень любим Нашего Президента, побывав хоть один раз в нашей стране Вы все можете в этом лично убедиться! Не надо распространять слухи, сплетни и нагнетающие прогнозы зря, хотя бы в такие тяжелые дни для узбекского народа, если, как утверждалось выше, вы действительно такие лояльные и правдивые. Уважайте скорбь Узбекского НАРОДА.

  • Анонимно
    3.09.2016 12:39

    Большое Спасибо Ислам Абдуганиевич, мы всегда будем помнить о Вас и наше потомство всегда будет чтить память о Вас.

  • Анонимно
    3.09.2016 14:50

    Лично знаком с двумя людьми которые с семьями переехали из Ташкента в РФ - оба по гос.программам. Правда, к сожалению, насколько понял из рассказов, эта программа не позволяла переезжать в Татарстан (не был в числе регионов этой программы) напрямую и один переехал сначала в Воронеж, а другой в Калугу.

    Так что возможности есть (откровенно говоря - и без всяких программ) и не стоит слишком беспокоиться за людей живущих там - это их выбор. А вот расширить программу на РТ стоит. Так мы сможем привлечь дополнительные квалифицированные кадры.

  • Анонимно
    3.09.2016 15:34

    Все-таки есть объединяющая черта народа Узбекистана. Многие иностранные друзья и знакомые сейчас говорят "О, да как в Туркменистане, о, да как в КНДР. Поплачьте и будете поклоняться новому" и только мы понимаем, что все не так.

    У нас, в отличие от Туркменистана, Ислам Абдуганиевич никогда не строил себе культ личности. Ни одного памятника себе не поставил, не называл улицы своим именем, всегда выступал против фанатизма. Любого.

    У нас, в отличие от КНДР, никто не рыдает на публику. Никого не сгоняли на площадь поплакать. Все пришли добровольно и проводили Президента в последний путь.

    Тут, в Москве, многие пишут, что, дескать, с чего такая любовь, что он хорошего для вас сделал.
    Много. Много сделал. Когда в 90-х во всех странах СНГ были стычки и кровопролития, включая Россию, в Узбекистане все было спокойно.

    Когда в других странах был беспредел, в Узбекистане все было спокойно. Я вырос в 90-х и помню свое детство как спокойное время, без потрясений, лихачества и прочих составляющих.
    Когда никто не понимал, что такое рыночная экономика, Президент смог поставить страну на рельсы. Без заемов, кредитов, международных долгов.

    Когда в страну лезли бородатые шайтаны, он смог остановить и их. Причем неоднократно. У нас, в отличие от любой страны СНГ, не было взрывов в метро и прочих массовых террактов - наш Президент не допускал такого. Были попытки, но экстремистов сразу гасили.

    Когда кругом были межнациональные розни, я, метис, мой лучший друг татарин, сосед-узбек, одноклассники корейцы, русские, немцы, армяне, украинцы росли все вместе. Без бытовой или иной сегрегации.

    Человеку со стороны просто не понять. Но я вижу, что даже те, кто давно уехал из Узбекистана, все равно искренне солидарны и печальны. Потому что все-таки есть объединяющая черта народа Узбекистана. И спасибо за это нашему Президенту.
    RIP

  • Анонимно
    3.09.2016 16:40

    разговаривал сегодня с сестрой, которая живет в Ташкенте.
    Она мне рассказала, что Узбекистан искренне соболезнует и опечален.
    Ислам Абдуганиевич политик мирового масштаба на постсоветском пространстве в отличие от наших "украинских друзей" в лице алкаша потрошенко.
    Я сам прожил в Узбекистане 10 лет и знаю что это такое.
    И.Каримова действительно народ любил и уважал.

  • Анонимно
    3.09.2016 18:31

    Не собираются ли милые узбеки проголосовать за присоединение к России? Ведь Ташкент - город хлебный - исконно русский горд. А где же вежливые люди?

  • Анонимно
    4.09.2016 14:34

    Татары изгнанные-сосланные и тп в свое время в Узбекистон, как например родственники моей супруги, ее родители, тети - дяди, сестры и тп и вот уже вернувшиеся на историческую родину 10 лет назад, как я считаю, никому моего мнения не навязывая, являются носителями лучших качеств генофонда нашей нации. Этих людей из стран бывшего союза и нужно возвращать, хотябы для частичного восполнения утекающих мозгов на запад...

    • Анонимно
      4.09.2016 16:52

      Да нам и здесь хорошо в Узбекистане,Сабантуи справляем,день Татарстана справляем,говорим на своем языке никто не запрещает,работа есть у всех,кто то бизнесом занимается,кто то в гокомпаниях работает,погода замечательная,нет суровой зимы как у вас,тепло солнце,фрукты,а самое главное народ доброжелательный.

  • Анонимно
    4.09.2016 18:57

    Мои знакомые - татары. В советские времена уехали в Узбекистан, пустили там корни. Очень гордились и радовались той жизни. Семья, дети , образование, трехкомнатная квартира в столице, - всё, что надо для нормальной семьи. И однажды пришлось всё это бросить и бежать на свою Родину, в Татарстан. Хорошо, что родня поддержала. Помогли с пропиской, наскребли на квартиру, в общем не бросили в беде. Сейчас это вспоминается как страшный сон.

    • Анонимно
      4.09.2016 22:51

      Не стыдно врать?

      • Анонимно
        8.09.2016 13:09

        Это услышано от знакомых. Врать мне нет смысла. Извиняюсь за них , если написал недостоверную информацию..

  • Анонимно
    5.09.2016 01:30

    1. Вы вот пишите о Каримове и Узбекистане, а сами размышляете о наших руководителях;
    2. вам всё плохо, что там, что тут...
    3. а вопрос то элементарный для всех нас, да для всех нас - мы что считаем своей родиной и что будем защищать?
    4. вместе то то лучше..а Правители, скажете вы?
    5. а правители миленький мой такие же как и мы;
    6. бабы ходят по мужикам, мужики по бабам. Так? а чем от нас правители отличаются? А? Ну скажите, что я вру...;
    7. вот так мы во всём;
    8. а мужика жалко - сильный был руководитель, американцам сумел дать под зад;
    9. только немного обрусевший - страна называется Узбекистан -по внуку Чингизхана,а памятник Тимуру, основателю династии тимуридов, Хромому старцу, разгромившего в 1402 турок под Анкарой...
    10. к чему это Вы скажите? Просто надо знать историю почему мы так крепко связаны Россия, Татарстан, Узбекистан..

  • Анонимно
    5.09.2016 12:43

    Вот что удивительно, Вы все правы!

  • Анонимно
    5.09.2016 15:32

    Вот результат. А ведь на всем протяжении правления с 1989 по 2016 тоже небось говорили "Если не он то кто?"
    Механизм нужно было строить, честной передачи власти а не считать что ты единственный кто может страной руководить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль