Общество 
3.09.2016

«Хотя 20 лет Фурсенки и Ливановы ломали наше образование, они до конца не преуспели»

Опрос недели: А вы как учились в школе?

На этой неделе в России начался учебный год. А вы как учились в школе, многое ли она вам дала? Довольны ли тем, как учат ваших детей или внуков? Какова главная проблема сегодняшней системы среднего образования, нуждается ли она в серьезных реформах? И каких перемен вы ждете от нового министра образования РФ Ольги Васильевой? «БИЗНЕС Online» отвечают Рафгат Алтынбаев, Михаил Делягин, Ильдус Янышев, Андрей Фурсов и другие.

. «Те взаимоотношения, которые были в советское время, и нынешние намного разнятся. Учитель должен быть уважаемым человеком. И в детях надо воспитывать уважение к учителям» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НИЧЕГО БОЛЕЕ АБСУРДНОГО, ЧЕМ КУЛЬТ УЧИТЕЛЯ, ПРИДУМАТЬ НЕВОЗМОЖНО»

Александр Невзоров — публицист, журналист:

— Я школу вспоминаю как нечто тошнотворное, это, наверное, самый мерзкий период в жизни. Навязывание невероятного числа глупостей, которые мне никогда не пригодились, бессмыслица образования с ее этой всей бесконечной глупой литературой, какими-то стихами, с какой-то выдуманной историей России и всего остального. Вся эта кондовая примитивщина, конечно, ничего кроме омерзения вызывать не может. Я думаю, что всякие восторги по поводу советского образования тоже сильно преувеличены.

Но современная школа еще хуже, потому что мы знаем, что в школьный процесс вмешались попы. Во-вторых, мы знаем, что то немногое, что должно было бы быть, из школьной программы почему-то изъято, я имею в виду астрономию, секспросвет, и вообще все то, что может воспитать реалистичного, критичного, нормального человека, в этой школе содержится в ничтожно малых количествах. Плюс еще школа все время забывает, что это всего-навсего сфера услуг, такая же, как прачечная, химчистка или таджики, которые потолок делают. Они обязаны предоставить образовательные услуги, а они лезут воспитывать. Тут, конечно, надо сильно бить по рукам. Родители не должны доверять воспитывать своих детей тем людям, у которых в жизни не все получилось, потому что предположить, что они работают педагогами добровольно, довольно сложно. Конечно, надо кончать с этим идиотским культом учителя. Культ автослесаря или культ сантехника, или любого другого из сферы предоставления услуг — ничего более абсурдного, чем культ учителя придумать невозможно.

Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Старался, учился. Но сама школа достаточных знаний не дает. Ставят рамки. Например, я проходил урок истории, его давала нам один из лучших учителей. Заслуженный учитель РСФСР, ветеран войны, а тогда по блату званий не давали, купить было невозможно. Это сейчас любой орден покупают. Я знаю, один человек заплатил 450 тысяч долларов, чтобы купить орден. Так вот этот учитель дает урок, а дома меня папа спрашивает, что прошел. Я говорю про Ивана Грозного, что он развивал Россию, присоединил Казанское ханство, Астрахань и так далее. А отец и говорит: а вам не рассказывали, что он семерых жен убил? Я говорю: нет. Отец-то мой до войны окончил два курса университета, он много знал. Так он привил мне любовь к истории. После того, как я окончил КГУ и получил диплом, я понял, что дурак. Так как ни в одной сфере не разбираюсь. Ни в искусстве, ни в строительстве, ни в экономике — ни в чем. Потому что знаний дают очень мало. Журналистов мало чему учат. Я в тот же год начал изучать архивы, 12 лет там работал и сейчас, говорю не хвалясь, знаю столько, сколько доктор наук. И любой доктор наук республики меня уважает.

Система образования нуждается в реформах. Во-первых, отчетность надо прекратить. Учителя целыми днями только отчетом занимаются. ЕГЭ надо отменить, чтобы рабов не готовили, ведь рабов грабить легче. Потому что они мыслить не умеют, фантазировать не умеют. Два года в 10-м и 11-м классе занимаются тем, что тренируются кнопку нажимать. От Ольги Васильевой ничего не жду, она из той же системы.

Валентин Катасонов — председатель русского экономического общества им. Шарапова, профессор МГИМО:

— Я сейчас не соприкасаюсь непосредственно с начальной и средней школой, но соприкасаюсь со студентами, которые приходят из школы. Я должен сказать, что даже если не сравнивать выпускников сегодняшних с выпускниками моего времени, а я окончил школу в 1967 году, а сравнивать с выпускниками 10-летней или 20-летней давности, то мы наблюдаем резкую деградацию. Особенно четко прослеживается деградация в последние годы, после того, как в школе был введен ЕГЭ. Это, конечно, был настолько серьезный удар по системе среднего образования, что тут даже никому ничего доказывать не надо. С моей точки зрения, Фурсенко и Ливанов, которые причастны к развалу образования, их надо было не просто уволить. Я считаю, что в отношении этих чиновников надо возбуждать уголовное дело, потому что это, я бы сказал, ущерб, который сопоставим с ядерными ударами по государству, экономике.

Если говорить конкретно, то молодежь, приходящая из школы, практически уже разучилась думать, уже не в состоянии сопоставлять, она не в состоянии анализировать и синтезировать, они даже не понимают самых элементарных вещей по поводу того, как надо строить свой мыслительный процесс. Должен вам сказать, что я учился в период с 1957 по 1967 год, я еще даже помню, что в нашей школьной библиотеке стояли учебники по логике автора Теплова. Нам преподаватели в средней школе давали основы логики. Я уже не говорю о том, как нам давали математику, физику не только по базовым учебникам, я помню, что нам рекомендовали «Занимательную физику» Перельмана. У нас был интерес. Лично у меня был интерес практически ко всем предметам. Но я не могу сказать про всех и за всех.

Другой момент, который удручает, что нынешние выпускники имеют крайне слабую память, они ее не тренируют. Они приходят на занятия с iPad. Я говорю, что это своеобразные протезы. Они же без этих «протезов» теряются, совершенно не могут даже сформулировать свою мысль, разучились говорить по-русски, не могут построить предложение и т. д. Я уже не говорю об общей эрудиции. Я же преподаю все-таки в том вузе, который всегда считался достаточно элитным. А сегодня я вижу, что эти егэшники, которые спустились с гор или не знаю откуда, какие-то дикари просто. Надеюсь, я никаких Америк не открываю, просто делюсь своими ощущениями.

Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:

— Школа дала мне умение трудиться, умение думать, умение принимать решения и нести за них ответственность. Школа дала мне понимание важности солидарности: сам погибай, а товарища выручай. Сегодняшняя школа меня возмущает, вызывает негодование, потому что она не создает личность, а разрушает. Из школы выходят люди, не способные к мышлению, к выражению собственных мыслей, не способные иметь собственных мыслей, к сожалению. Вся система школьного образования направлена на то, чтобы человека превратить обратно в обезьяну. Это результат либеральной реформы.

Я надеюсь, что Ольга Васильева сможет сделать школу нормальной школой, которой она была еще и в царской России, и в СССР — на протяжении всей нашей истории за исключением последних 10 лет. По крайней мере, истерика в ее адрес со стороны либералов, многочисленные провокации и ненависть со стороны либералов позволяют надеяться, что это честный, достойный и профессиональный человек.

Иршат Минкин заместитель генерального директора АО «Казметрострой»:

— Я учился на хорошо и отлично, преимущественно отлично. Был победителем районных и республиканских олимпиад по математике и химии. Проблема сегодняшней системы образования, на мой взгляд, в отсутствии четкого курса развития. А кораблю, у которого нет четкого курса, никогда не будет попутного ветра. Последовательно уничтожая советскую систему образования (лучшую в мире), мы не сумели выстроить альтернативу. Конечно, сегодняшняя система образования нуждается в реформах. Я бы был рад, если бы новый министр образования России обратила внимание на хорошо изученную платформу проблемного обучения (в ТАССР эта система зарекомендовала себя еще в 70-е годы) и занялась внедрением в школах профориентации с одновременным развитием профтехучилищ.

«От Ольги Васильевой я жду позитивных перемен, по крайней мере, то, что она сразу вышибла несколько ключевых ливановских фигур, — это очень важно»Фото: минобрнауки.рф

«ТОТАЛИТАРНАЯ ШКОЛА — ЭТО ШКОЛА СОВРЕМЕННОГО ЗАПАДА»

Андрей Фурсов — историк:

— Когда у меня сын учился с 1986 по 1996 год, я знал, как функционирует школа, а сейчас знаю только по рассказам тех моих коллег, у которых дети или внуки учатся в школе. Что касается советской школы, то это было замечательное десятилетие в моей жизни. Я учился в подмосковной обычной школе по замечательным советским учебникам. И тот фундамент, который заложила школа, до сих пор, как это ни парадоксально, является очень важной частью моей жизни. Кроме того, советская школа правильно социализовала детей, они проходили социализацию в обстановке дружбы, товарищества. Это не значит, что не было драк, это не значит, что не было каких-то неприятных людей, но тем не менее общая обстановка была совершенно замечательной. На нее влияло, по-видимому, то, что мы знали, что мы живем в замечательной стране, которая защищает слабых мира сего, которая первой послала человека в космос, которая бьет всех в хоккей и т. д. У меня было счастливое советское детство. Поэтому когда кто-то говорит про тоталитарную советскую школу, это элементарная глупость.

Тоталитарная школа — это школа современного Запада. Что касается современной школы, то, насколько я могу судить по учебникам, это сильно ухудшенный вариант советской школы. Хотя я должен сказать, что, несмотря на то, что в течение 20 лет Фурсенки и Ливановы ломали нашу школу и наше образование, они до конца не преуспели, потому что был большой задел, был фундамент дореволюционной русской школы, советской школы, и это оказалось очень и очень трудно. От Ольги Васильевой я жду позитивных перемен, по крайней мере, то, что она сразу вышибла несколько ключевых ливановских фигур, — это очень важно. Теперь важно, чтобы она почистила экспертные советы, которые существуют в министерстве образования и вокруг него.

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Я школу окончил в 1983 году, мы 10 лет учились. Естественно, эта школа была маленькой жизнью, маленьким университетом. Советская школа давала достаточно цельную картину мира, достаточно цельное образование. Я считаю, она дала мне многое. Воспоминаний было много разных, но остались сейчас в основном добрые. Считаю, что советской школе стоило бы иметь более мужской коллектив преподавателей. А так школа была, как тогда называлось, политехнической. Я потом увидел случайно в документах своей школы, что она политехническая. На самом деле это мини-университетское образование в средневековом смысле, когда средневековый университет давал полностью научные знания на тот момент, то есть давал картину мира.

Менять в нынешней школе начал бы с того, что поднимал промышленность, индустриализацию, чтобы остановить деградацию образования. Без этого никакая реформа не поможет. Второе: я бы взял советские учебники и на основании их сделал бы новые, потому что дикий разнобой программ. У меня такое ощущение, что некоторые учебники писали не совсем психически нормальные люди. Соответственно, школьную программу надо привести в некую цельность, потому что первоклашкам, которые еще истории не знают, рассказывают на природоведении, что Москва была основана в XII веке боярином Кучкой. Они еще не знают, что было в XII веке, кто такой боярин вообще. Еще я бы сократил начальную школу: не 4 года, а 3, а то и 2 года. Применил бы более интенсивную модель обучения. Ввел бы, наверное, раздельное обучение девочек и мальчиков до старших классов, потому что мы с разной скоростью формируемся, у нас разная психология. Мальчиков надо воспитывать как мальчиков, а девочек — как девочек. В старших классах уже можно сделать смешанные классы. Идет значительная феминизация мальчишек, причем страшная.

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Я в школе учился хорошо, окончил ее с пятерками, как и университет. И мне учеба в советское время доставляла огромное удовольствие. Я оканчивал первую казанскую спецшколу. Это была школа с рабочими специальностями, где готовили токарей. Сейчас в здании этой школы в Вахитовском районе находится школа хоккея «Ак Барса». Это была рабочая, пролетарская школа, но, несмотря на это, я получал огромное удовольствие от качества учебы и с радостью ходил в школу, мне были интересны и ее атмосфера, и социальная составляющая. Я с благодарностью вспоминаю всех педагогов, с теплотой, всех одноклассников, с которыми до сих дружим. А сейчас я наблюдаю на примере своих детей и детей знакомых, что дети перестали с радостью ходить в школу. Может, и не все, но достаточно большое их количество.

Сейчас в школе ориентация на ЕГЭ, то есть на знания, как бы готовя абсолютно всех к поступлению в вузы. А ориентация на воспитание гражданина, человека, умеющего работать с информацией, отсутствует. Исходя из этого, у детей теряется интерес к обучению как таковому. Потому что учиться ради баллов мало кому приятно и интересно. Более того, меня очень волнует проблема того, что дети продолжают делать домашние задания. В прошлом году ходили разговоры о том, что их отменят. Я считаю, что это нужно сделать обязательно. Потому что ребенок после прихода из школы вместо того, чтобы радоваться общению с близкими, несет все свои школьные проблемы в дом. Вот у меня дочь с мамой сидят до 11 вечера, выполняют домашние задания. То есть семейные вечера превращаются в продолжение школы. А я считаю, что школа обязана учить ребенка в то время, которое ей отведено, и без всякого домашнего задания отпустить домой. Чтобы ребенок там играл, развивался, занимался спортом, выполнял какие-то домашние дела, а не уроки. Это главные пороки современной школы — ЕГЭ и большое количество домашних заданий. Поэтому я одобряю намерения Васильевой возвратить в школу так называемую социальную, воспитательную составляющую, а не только образовательную.

«Молодежь, приходящая из школы, практически уже разучилась думать, уже не в состоянии сопоставлять, анализировать и синтезировать, они даже не понимают, как надо строить свой мыслительный процесс»Фото: prav.tatarstan.ru

«ПОНИМАЮ СВОЮ ДОЧЬ, КОГДА ТА НЕ ХОЧЕТ ИДТИ НА ЗАНЯТИЯ: НА 2 СЕНТЯБРЯ ИМ ПОСТАВИЛИ УЖЕ 9 (!) УРОКОВ»

Тимур Нагуманов — уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

— Конечно, школа дала все. Для меня это был веселый и очень интересный период жизни, детства. Там прошло формирование нас как личностей, мы получали там основные базовые знания. Я сначала учился в специализированной французской школе, затем в физико-математической гимназии при КАИ. И физика, и математика мне очень нравились, я углубленно ими занимался с большим интересом. И школу свою я помню только с хорошей стороны. Были, наверное, какие-то и негативные моменты, но в памяти отложилось только хорошее, особенно помнится чувство, когда после школы мы перешагнули за институтский порог. Вот там уже резко началась взрослая жизнь, тебя никто не контролировал. Да, с одной стороны, эта была свобода, с другой — большая ответственность. А школа — это все же тот период, который дает, пожалуй, основные элементы формирования личности. Моя дочка только на этой неделе пошла в первый класс, и мне пока очень сложно говорить о качестве нынешнего образования, о его эффективности, об уровне подготовки, ЕГЭ и так далее. Эти темы у всех на слуху, и только ленивый не рассуждает на эту тему.

Айгуль Мирзаянова — PR-директор группы «Нэфис»:

— В школе я училась хорошо, но с того момента прониклась большой нелюбовью к муштре, обязаловке, дутым авторитетам и униформе. Всегда задевало, когда учителя унизительно относились к ученикам, отпускали оскорбительные комментарии, считая их менее полноценными, что ли. До сих пор помню учительницу, которая говорила: «Вот ты сначала отучись, поступи в институт, а потом высказывай тут свое мнение». Школа может уничтожить индивидуальность. Спасают люди, которые действительно вкладывают любовь в то, что делают: мне повезло, что в моей жизни была учительница литературы и русского языка Ольга Козлова, которая учила нас не зубрить, а думать, чувствовать произведения классиков и свободно выражать свои ощущения. У нее я себя чувствовала как на исповеди. Ей удавалось проявлять уважение к личности учеников и при этом не заигрывать с ними, добиваясь высоких результатов.

Благодаря тому, что я сменила три школы, получила также один из важных навыков в жизни — приспосабливаемость, умение быстро влиться в новую среду, новый коллектив. А больше, пожалуй, вспомнить пока нечего. Понимаю свою дочь, когда та не хочет идти на занятия: на 2 сентября им поставили уже 9 (!) уроков. Занятость колоссальная, уроки делаются по несколько часов ежедневно, нагрузка все растет. Мы также дополнительно занимаемся английским языком, на остальное времени, увы, не всегда хватает. Я не знаю, куда их готовят, может, в космонавты?

Игорь Сивов — руководитель аппарата исполкома Казани:

— Учился я в школе хорошо, на четверки и пятерки. И можно сказать, что школа дала мне все. Оттуда у меня все друзья, все знания, базовое знание английского языка, там мы научились писать, считать — всему. Что касается обучения моих детей, я бы ответил, что то, как их обучают сейчас и какие знания дают, пока этим я доволен. А реформы, дело может быть не в них даже, но что-то менять надо, это точно. Дети начинают забывать историю, как мы когда-то перестали считать в уме, на мой взгляд, это влияет на развитие маленького человека. По поводу нового министра образования, если человек в первые дни увольняет почти всех замов, я думаю, это говорит о том, что грядут большие изменения.

«Что касается современной школы, то, насколько я могу судить по учебникам, это сильно ухудшенный вариант советской школы»Фото: «БИЗНЕС Online»

ОЛЬГУ ЮРЬЕВНУ Я ПОЗДРАВИЛ С НАЗНАЧЕНИЕМ НА ПОСТ МИНИСТРА, ОНА ТОЖЕ ЯВЛЯЕТСЯ МОИМ УЧИТЕЛЕМ»

Альбир Крганов — муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии:

— Главное, что дала мне школа, — это воспитание. Наш класс был слаженный, были добрые отношения. Шыгырданская средняяя школа, которую я окончил, дала мне в жизни основные направления — это и справедливость, и честность, и доброжелательность. Мои дети учатся в Москве, их образованием я доволен. Но, говоря об образовании в селах, нужно поднять взаимоотношения ученика и учителя на новый уровень. Те взаимоотношения, которые были в советское время, и нынешние намного разнятся. Тогда учителя воспринимали свою деятельность как призвание, а сейчас молодые учителя это воспринимают как зарабатывание денег. Учитель должен быть уважаемым человеком. И в детях надо воспитывать уважение к учителям.

Ольгу Юрьевну [Васильеву] я поздравил с назначением на пост министра, она тоже является моим учителем. В академии госслужбы преподавала нам. Сейчас предложения Васильевой мне нравятся. Нужно, чтобы было единое поле образования в стране. Не приходить в восемь утра и уходить в два дня, а проводить классные часы, не как сейчас ради галочки, а чтобы больше души было. Больше идеологии должно быть, воспитывать патриотизм. От Ольги Васильевой жду отмены курса либерализации, который шел в системе образования, и думаю, что с Божьей помощью ей удастся восстановить и вернуть его в нужное русло. Чтобы ни говорили, но советская система образования имела много позитивного, и от всего отказываться, я думаю, было неправильно.

Разиль Валеев — председатель комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и национальным вопросам:

— Больше всего сегодня в Российской Федерации проводится реформ именно в сфере образования. Я думаю, что на них уходит слишком много времени у образовательных организаций, у учителей, у руководства. Пора бы уже, как говорится, успокоиться и заниматься основной работой в этой сфере. У нас уже достаточно законов, решений, программ, и необходимо заняться их реализацией. А вот у национальных школ есть огромная проблема, и как раз здесь, возможно, нужна реформа, — это сдача ЕГЭ на родном языке. Мы всегда ставили этот вопрос, требовали его решения, так как ученики национальных школ должны иметь право сдавать единый государственный экзамен на своем языке. Иначе здесь нет никакой логики, ведь они учатся на протяжении 11 лет на одном языке, а сдают на русском. Это противоречит и Конституции страны. В ней черным по белому написано, что каждый гражданин Российской Федерации имеет право получать образование на родном языке. А разве ЕГЭ — это не получение образования? Это самый ответственный момент. То, что министерство образования и науки страны приняло приказ о сдаче экзамена только на русском языке, противоречит этой статье. Вот здесь необходимо внести изменения. И нужно совершенствовать сам ЕГЭ, об этом сказала и новый министр образования России. Система образования в советские времена считалась лучшей во всем мире. И глава ведомства очень правильно сказала, что то, что было хорошее в советском образовании, надо вернуть обратно. Мне очень понравились эти ее высказывания.

Фаузия Байрамова — писательница, общественный деятель:

— Мне очень нравилось учиться в школе. В родной деревне окончила начальную, потом в соседнюю ходила — в восьмилетку. Было нелегко, дорог тогда не было. А среднюю школу я окончила в поселке Богатые Сабы. Несмотря на такие сложности, школу очень любила. Все три школы с теплотой вспоминаю. Даже запахи тетрадей были дороги. Всегда первой приходила в класс. Хорошо училась — на пятерки. У меня всего лишь одна четверка была — по русскому языку. Ведь тогда наши учителя и сами по-русски не очень хорошо знали. Школа дала мне многое: научила любить книгу, систематизировать знания, стремиться к цели. Очень благодарна и школе, и учителям.

Довольна ли я тем, как учат наших детей? Сейчас ведь время другое, от них требуют другое. Они должны знать технику, технологию. А у нас даже электричества не было, под керосинку учились. Я даже жалею современных детей, они оторваны от природы. Их из людей превращают в роботов. Я бы сделала их ближе к природе, друг другу, научила бы человечности. Главная проблема системы образования — чтобы ученики не были роботами. Могли размышлять, анализировать. Школа должна воспитывать человека, его лучшие качества. Реформы должны быть такого характера. Ольга Васильева, как женщина, должна сделать акцент на воспитании в учениках человечности. Я изучила ее научные работы, в них она увлекается историей, церковью. Если как ученый, то это хорошо, но если в качестве министра будет навязывать, думаю, это будет ошибкой. Шовинизм неприемлем для детей нерусской национальности. Если она будет ко всем религиям относиться одинаково, то и мы ее поддержим.

Айдар Шагимарданов — президент ассоциации предпринимателей-мусульман РФ:

— В школе я учился не очень хорошо — был троечником. Но школа дала мне прекрасную школу жизни, дала мне друзей. Воспоминания о ней замечательные. Я учился в специализированной английской школе. Там получил хорошие знания языка. Я очень доволен, как учат моих детей. Там, где они учатся, раньше была частная школа, теперь она государственная. Система образования в серьезных реформах, думаю, не нуждается, но корректировка в связи с изменением времени, технологий должна обязательно происходить. Чтобы не только в престижных школах у нас были интерактивные доски, современные новшества, а чтобы максимально старались для каждого ребенка в каждую простую школу внедрять эти новшества.

От нового министра Ольги Васильевой я жду отмены ЕГЭ. Потому что детишки должны не отвечать на тест, а сдавать письменно и устно экзамены. У каждого ребенка своя специфика, может быть, устно он сможет отвечать, а по ЕГЭ провалится. Есть ведь еще человеческий фактор. Нужно смотреть, как ребенок смотрит на мир, а система ЕГЭ не совсем объективно отражает знания.

Мансур Джалялетдин — имам мечети Аль-Марджани, ректор Казанского исламского колледжа:

— В школе я учился средне, как все. Она находилась в поселке Савиново, №38. Школа дала мне многое, обрел друзей, это была школа выживания. Мы, одноклассники, до сих пор встречаемся, общаемся. Я каждое 8 Марта поздравляю свою учительницу — классную руководительницу, она очень многое мне дала. Многим была как мама. Если сравнить то время и нынешнее, тогда больше уделялось внимания знаниям. Тогда политика государства была — воспитать патриотизм, любовь к родине через октябрятское, пионерское, комсомольское движение. Да и образование было сильнейшее. Когда я ездил учиться за границу, видел, что там среднее образование было намного слабее, чем у нас. Я до сих пор удивляюсь, куда исчезло то, что у нас было в то время. Тогда твердый троечник знал больше, чем современный отличник.

Раньше в одном классе учились разные слои населения. В одном классе могли учиться и дети директоров, и простых рабочих. Это сплачивало, все дружили между собой. На сегодняшний день появились школы, где одни «мажоры» учатся, туда не поступишь. Раньше же и из простой школы выходили люди. Например, бывший мэр Казани Камиль Исхаков учился у нас на Савинке. Сегодня все стремятся идти в вузы, после которых не могут найти работу. Как раньше надо сделать, нацеливать учеников на профтехучилища.

Мои дети давно окончили школу, знания давали неплохие, но по сравнению с нашим временем у нас было лучше. Больше внимания было и строгости, сейчас же какое-то безразличие идет — воспитания мало. Реформы просто необходимы среднему образованию. Ольге Васильевой нужно ЕГЭ отменить, ведь и у троечника должен быть шанс поступить в вуз. Чтобы не только ученик, угадавший вопросы ЕГЭ, мог продолжить образование, но все, подготовившись к экзамену. А так в целом нужно усилить образование. Сейчас дети неэрудированы, не знают даже части света — географию, историю. А ведь, как говорят у нас, у татар, да и в шариате это есть, у не знающего прошлого нет будущего.

«Главные пороки современной школы — ЕГЭ и большое количество домашних заданий»Фото: prav.tatarstan.ru

«НЕГРАМОТНОСТЬ, НЕЗНАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРОСТО ФАНТАСТИЧЕСКОЕ»

Наиль Бикмуллин — директор Волжского завода строительных материалов Bikton:

— В школе я учился хорошо. Моя 14-я школа находилась в поселке Аметьево, скажем так, на отшибе. И она была хороша тем, что мы не жили в каменных джунглях, как многие сейчас, тогда у большинства были свои дома, дети в более естественных условиях жили, у нас была трудотерапия, свои огороды, сады. При этом мы успевали учиться, играть в хоккей и в футбол. И, наверное, у нас было более счастливое детство, чем сейчас. Сейчас дети живут практически в другом измерении, компьютер, компьютерные игры. А у нас игры больше были на свежем воздухе.

Конечно, разница не только в этом. Сейчас ко мне приходит на работу молодежь, которая элементарно не умеет грамотно писать. Например, поручив составить любой документ, после приходится редактировать или переписывать его самому. Уровень образования молодежи крайне низкий, все рассчитывают на компьютер. И даже технический уровень образования, когда люди приходят устраиваться инженерами, хотя это, наверное, уже касается высшей школы, тоже довольно-таки сомнительный. К сожалению, я должен это констатировать. А вот моим учителям русского языка и литературы, наверное, до сих пор не было бы за меня стыдно. За то, что меня научили грамотно излагать свои мысли и, что не менее важно, грамотно писать. Школу я окончил в 1973-м и даже сейчас с диктантом, думаю, люди моего поколения справились бы гораздо лучше.

Махмут Ганиев — директор Набережночелнинского института КФУ:

— Я учился в школе с большим удовольствием и окончил ее с золотой медалью. Это было еще в прошлом веке, с 1969 по 1979 годы. Мои дети уже окончили институты, а внуки пока в детском садике, но с проблемами среднего образования я, конечно, знаком. Больше всего претензий к методикам преподавания. Пару раз я лично брал учебники по математике и физике — люблю эти предметы — возможно, я рассуждаю субъективно, но мне кажется, что раньше они были методологически точнее и при этом доступнее. В советских учебниках все было понятно: сначала теория — потом задачка. Теперь подача материала расплывчата, и особенно неправильным мне кажется разнообразие учебников. ЕГЭ сдается по одному стандарту для всех, значит, и учебник должен быть единым. А то, что контингент стал слабее, — это, наверное, определяется не только методиками. Возможно, сами ребята послабее? Хотя всегда есть и сильные, и слабые ученики. Нельзя сказать, что с каждым годом уровень их подготовки снижается.

Думаю, все в стране понимают, в каком направлении двигаться. Не зря ведь в одном из первых выступлений Васильева заявила, что надо видоизменять и подготовку, и ЕГЭ. Тем не менее я не считаю ЕГЭ таким уж большим злом, в этом подходе есть много положительного. В первую очередь это принципы социального лифта и территориальной мобильности. Действительно, из любого уголка России ребенок сегодня может поступить в любой вуз, имеет выбор. Но проблем много — это и материальное обеспечение преподавательского состава, и ремонт учебных зданий, и лабораторное оборудование. Сегодня конечный результат работы школы оценивается по статистике ЕГЭ. Я считаю, что это неправильно. К примеру, физику традиционно тяжело сдать, и поэтому сейчас школьники иногда сами, а иногда под давлением учителей избегают этого предмета, чтобы школа не теряла баллы.

Рафгат Алтынбаев — экс-мэр Набережных Челнов:

— Я учился в Старокувакской средней школе Лениногорского района. Учился хорошо, четверки и пятерки, в основном пятерки. Это была деревенская школа, поэтому там все вместе: и учеба, и жизнь на селе, и работа по дому. Это мне очень много дало. В школе были уроки труда. И там мы изучали и металловедение, и столярное дело, вплоть до того, что вышивали. Это для жизни очень много дает в том плане, что человек уже приспособлен что-то делать сам. Я не говорю, что он там изобретает космические корабли или делает парусники. Но он уже к элементарной жизни приобщен. У нас были очень хорошие учителя. Я любил математику, физику. И я считаю, что мне это в жизни очень сильно помогло. Вообще, знание точных наук — это положительно влияет даже на политику. Тем, как ныне учат, я, конечно, недоволен. Потому что нет той системы, которая была во времена Советского Союза. Школа на сегодняшний день выстроена так, что нет поэтапности. Этого очень не хватает. Зато есть не очень хорошее прыгание с одной темы на другую, можно так сказать. А вот комплексности, понимания проблем, решения тех или иных задач — сегодня дети не умеют этого делать.

Я несколько раз читал интервью с Ольгой Васильевой, и общероссийское родительское собрание она провела. Я бы сказал, что начинает она несколько робко, но посылы хорошие. Во-первых, это то, чего родители хотят: она настроена на то, чтобы обучать детей каким-то навыкам труда. Она это уже декларировала, и я надеюсь, что это будет претворено в жизнь. Второе: она сказала, что, как я уже говорил, в школах нет системы, когда познания пополняются поэтапно. И третье: как я понял, она сторонник сдачи нормальных устных экзаменов по серьезным предметам. Я считаю, что те изменения, которые она намерена ввести в ЕГЭ, очень правильные.

Мария Горшунова — генеральный директор ООО «ПКФ «Майдан»:

— Последняя моя школа, а я их поменяла несколько, был 131-й физико-математический лицей. Она мне дала, можно сказать, все: жизненный старт, умения учиться в университете, сначала на мехмате, потом на ВМК, умение мыслить логически, социализироваться в любом коллективе, это мое все. Сына мы выучили давно, и он не застал ЕГЭ. Но нынешний общий уровень образования мне категорически не нравится. Сужу я это по тому, кто приходит ко мне на работу. Во-первых, неграмотность, незнание русского языка просто фантастическое. Во-вторых, у них нет системности ни в знаниях, ни в поведении. То есть информация не укладывается в их головах так, как надо, они очень поверхностные. Так, как в нас, в них знания не вкладывали. А когда они не вложены, человек не может двигаться дальше, не может самообразовываться в течение жизни. Поэтому они как-то поздно все взрослеют. Странное поколение.

Что касается главной проблемы сегодняшнего образования, мне кажется, было бы неплохо, если бы обратили внимание на то, что было 30 лет назад с нашей системой образования. Как я уже говорила, она сейчас более поверхностная, схематичная и менее ориентирована на какой-то определенный вид занятий. Понемногу ни о чем — я бы назвала это так. И от нового министра образования России я жду изменений как раз в этих вопросах.

Энже Ахметшина — декан факультета психологии, кандидат психологических наук Казанского инновационного университета (Нижнекамский филиал ИЭУиП):

— Я хочу от нового министра, чтобы мы не смотрели слепо на Запад, а использовали в своем развитии исторический опыт России, советского образования, применяли то новое, перспективное, что есть, но опять-таки с учетом российской реальности и российской действительности. Каждый раз, когда у нас меняется министр образования, мы, педагоги, начинаем надеяться на позитивные перемены, на то, что теперь, может быть, государственные решения будут хоть как-то опираться на мнение тех, кто стоит у классной доски и работает в студенческой аудитории. Об учителе в реформаторском ажиотаже думали меньше всего. Да, иногда проблески заботы об учителе были, но в целом они не решили всего комплекса его проблем. А решать их нужно, причем незамедлительно.

Чего я жду от нового министра образования? В первую очередь честного и открытого анализа последствий реформ возрождения, уважительного отношения к традиции нашего образования, усиления внимания к содержанию образования, а не к формальным технологиям. Жду, наконец, внятного ответа на вопрос: чему и зачем учить, изменения отношения к учителю, возвращения уважения к профессионализму, то есть к знанию предмета и владению методикой его преподавания, снижения отчетной нагрузки и бессмысленных внешних требований к труду учителя.

Какова главная проблема современной российской школы?
16%Плохая реализация воспитательной функции
26%Существование ЕГЭ
28%Низкий социальный статус профессии учителя
10%Что-то другое
1%У российской школы нет проблем
8%Низкая материально-техническая база
10%Постоянные поборы с родителей
Прием голосов по опросу закрыт
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (119) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
3.09.2016 10:00

Надеюсь на пятидневку, на добровольный татарский язык, на отмену ЕГЭ.

  • Анонимно
    3.09.2016 09:30

    Сложилось впечатление, что Невзорова и Мирзаянову в детстве недолюбили. Или это прием ложного креативизма, присущий журналистам, сумевшим удержаться в седле харизматичных и выразительных на короткий срок?

    • Анонимно
      3.09.2016 15:00

      Деньги не платят, а уровень хотят!

    • Анонимно
      5.09.2016 11:50

      Мирзаянова правильно говорит, у нас детей заставляют, а не обучают, палочная система. Поэтому такой уровень агрессии в обществе.

  • Анонимно
    3.09.2016 09:47

    Согласен с Невзоровым, школа должна давать знания, воспитывать родители и никак иначе

    • Анонимно
      4.09.2016 12:35

      Скажите об этом родителям) Большинство об этих своих обязанностях забывают. А Невзоров всегда был странный. Мне его жаль.

      • Анонимно
        5.09.2016 17:56

        К чему эта фраза "мне его жаль" ? Он думаете нуждается в вашей жалости?

    • Анонимно
      16.09.2016 09:59

      "школа должна давать знания, воспитывать родители и никак иначе" - воспитывать должно ВСЕ общество! А уж тем более - школа! Родители занимаются "зарабатыванием денег", а времени на детей при кап. системе у них нет!
      Надо смотреть на общинность сельской жизни, особенно у мусульман - там воспитанием занимается вся родня и все соседи-друзья! ВСЕ имеют право! Ребенок не остается беспризорным и в критические моменты его наставят на путь истинный! Так же было раньше и в русских селах...

  • Анонимно
    3.09.2016 09:49

    Критикуем министров Фурсенко и Ливанова А кто их ставил на эту должность! Они, что эксперименты над народом ставят.За все в ответе первые лица.Они имеют полномочия и средства.Это мы им дали .Пусть и они отвечают за все ,что творят над страной и людьми!Депутаты тоже виноваты! Для чего они нужны?

    • Анонимно
      3.09.2016 11:44

      Наши первые лица ни причём. Министр образования РТ ничего не решает. Вся политика определяется в Москве. Поэтому во всём плохом виновата Москва !

      • Анонимно
        3.09.2016 16:36

        За что же тогда отвечают первые лица?

      • Анонимно
        3.09.2016 18:32

        Ну может тогда упразднить министра в РТ, зачем он нужен? А зарплату его и его аппарата распределить по школам.

      • Анонимно
        3.09.2016 18:55

        ладно хоть не обама....

    • Анонимно
      3.09.2016 23:20

      Я поначалу тоже думал, что Фурсенко ЕГЭ ввел. Его инициатива. Оказалось зря бочку катил.
      Как-то встречу Медведева с Фурсенкой показывали. Там все стало понятно. Вся эта канитель от Медведева.
      Какой-то ДАМ у нас не спокойный. То время переведет, то милицию в полицию, лампочки менее 100 вт, закон о курении и т.д. Все уж не упомню. Сколько денег тратим и все пшик какой-то. Или пук...

  • Анонимно
    3.09.2016 09:54

    Когда вы им дали полномочия?

  • Анонимно
    3.09.2016 10:00

    Надеюсь на пятидневку, на добровольный татарский язык, на отмену ЕГЭ.

    • Анонимно
      3.09.2016 10:57

      Татарский будет обязательным, примите как данность. Дети не такие глупые, как Вы думаете, могут учить языки.

      • Анонимно
        3.09.2016 11:06

        Да, но программа ужасная. Дети называют татарский уроком компьютерных игр !

      • Анонимно
        3.09.2016 11:24

        Только зачем им этот язык?

        • Анонимно
          3.09.2016 14:21

          Да. Даже,если на улице станет плохо татароговорящему и тот начнет объяснять сколько таблеток надо положить в рот, пусть это будет с вероятностью 0.01 процента, но если это может спасти жизнь человека. Хотя бы для этого

          • Анонимно
            3.09.2016 21:14

            А вдруг чувашу станет плохо на улице? Может быть тогда и чувашский поучим? А?

            • Анонимно
              3.09.2016 23:18

              Давайте и русский учить перестанем. Он же самый сложный.... выучим простейший как инфузория инглиш и будем общаться легко. Два слова ок и фак!!!

      • Анонимно
        3.09.2016 12:53

        Данность, УВЫ, в его ненужности, очень жаль для Вас, но дети именно не глупы и прекрасно понимают это и с радостью будут лишний раз заниматься английским либо программированием. И это лишь констатация факта. Увы.

        • Анонимно
          3.09.2016 13:30

          Кривая программа - не повод отменять предмет. Проблема в сознании взрослых, а не детей, в них еще можно воспитать терпимость и уважение к другим. Берите пример с Европы, там изучение и применение региональных языков - норма. В один прекрасный день закон о гос. языках РТ может заработать не только в отношении русского языка, но и в полную силу, потом опять будете возмущаться, что в правительстве, среди чиновников и на руководящих постах якобы одни татары. В Татарстане нет дискриминации русского языка, что не сказать про Россию с ее абсолютно дискриминационным законом - ЕГЭ только на русском.

          • Анонимно
            3.09.2016 14:00

            Увы, не заработает, здравомыслия хватает, слава Аллаху, у руководства Республики. И, прошу, не доводите ситуацию до дискримнации по нацпризнаку-весьма печально закончится и для Вас, если Вы реально в Татарстане проживаете. Да и сами поймите, что Ваши желания-резервации сродние индейским.... Надо двигаться вперед, развивать общество, и для начала создайте нормальную учебную программу, единую и многоуровневую.

            • Анонимно
              3.09.2016 14:33

              Какая дискриминация? Повторюсь, в Европе это не считается дискриминацией и местные народы в резервации себя там не чувствуют, ибо узколобием не страдают и билингвизм в норме вещей. А что Вы скажите про дискриминацию со стороны ЕГЭ только на русском языке? Вот, и надо обсуждать программу, а не требовать отменить предмет.

              • Анонимно
                3.09.2016 15:07

                Какая Вам Европа в пример, вы чудак что ли? Спуститесь на землю, вздохните реальностью. Весь разговор о добровольности изучения. И, избавьтесь от чужих иллюзий, ей Богу, иначе Вы смешны, не более... Смешны и недальновидны.

                • Анонимно
                  3.09.2016 16:49

                  Конечно, куда нам до Европы, до их уважения друг к другу. Я и говорю, примите как данность, татарский - обязательный предмет, как и русский, пора прекращать мусолить эту тему.

                  • Анонимно
                    3.09.2016 18:57

                    это мы еще будем посмотреть. не надо быть таким категоричным. времена меняются.... все течет.....

          • Анонимно
            3.09.2016 18:58

            просто потому что это - РОССИЯ. когда этот факт отложится в вашей голове - проблемы егэ на других языках исчезнут.

      • Анонимно
        3.09.2016 13:53

        Татарский в обязаловку рано или поздно отменят. Примите как данность. Слишком много недовольных.

      • Анонимно
        3.09.2016 14:10

        Так предоставьте этот выбор детям, они реально не глупы, сами пусть решают с родителями. Думаю их выбор, если честно, ошарашит многих.

        • Анонимно
          3.09.2016 14:25

          Да кто ж детям дать выбирать? Они может и не глупы, только родители им внушат то, что выгодно им самим. Вы можете себе представить маму, ярую противницу татарского языка, которая даст ребенку действительно самостоятельно сделать выбор? Да если ребенок с пеленок слышит, как мама против выступает и возмущается, он впитает это от нее.

          • Анонимно
            3.09.2016 18:30

            Так несмотря на школу же впитает. Предлагаешь у родителей отбирать?

        • Анонимно
          3.09.2016 14:39

          И русский язык тоже как добровольный и на выбор, как и любой другой предмет. Что касается недовольных, то это психологический барьер в голове у взрослых, новое поколение обычно не страдает такими предрассудками, особенно если программу нормальной сделают. Татарский - обязательный предмет, приняв такой факт и на душе легче станет.

      • Анонимно
        3.09.2016 18:56

        время покажет.

    • Анонимно
      3.09.2016 11:25

      Единственное достоинство ЕГЭ это возможность поступить в лучшие ВУЗы страны. А с остальным согласен.

      • Анонимно
        3.09.2016 14:05

        По ЕГЭ работают. По крайней мере в гуманитарных предметах.Дочь занималась историей. Так в заданиях по ЕГЭ присутствует и письменная часть, где необходимо грамотно и структурированно ответить на поставленный вопрос.
        Другое дело, что всякие деятели, примазанные к ЕГЭ стараются придать шаблонный вид ответам.
        Это - плохо.

    • Анонимно
      3.09.2016 23:15

      Я пишу находясь в Баку (просто путешествую). Здесь ВСЕ знают азербайджанский. А вы говорите о факультативе татарского. Типун вам на язык. Мой лучший друг Костя Петров, русский, до мозга костей. Легко общался с моей покойной бабушкой не знавшей русского вообще, хоть и читала на двух языках. И это было в СССР.
      Современная школа напрочь убила в детях умение мыслить.
      Пятидневка не нужна. В субботу 3-4 урока это не страшно. А вот ЕГЭ.....ФУРСЕНКО ПУСТЬ ПОПРОБУЕТ СДАТЬ... Я посмеюсь. Готов поспорить, что я в свои 50 сдам экзамены лучше чем он и многие министры.

  • Анонимно
    3.09.2016 10:09

    Школа - это труд. И если ребёнку не привить любовь к труду, то результата не будет. Отсюда все эти претензии родителей к преподавательскому составу что их лоботряса никто не любит и ничему не учит.

  • Анонимно
    3.09.2016 10:10

    Конечно главная проблема, это низкий социальный статус профессии учителя. В результате хороших учителей очень мало. Все остальное, вроде нормально.
    А ЕГЭ - вообще достижение. Не понимаю, почему его так не любят. Вы возьмите тестовые задания, попробуйте их порешать - уверяю вас, это требует очень серьезных систематических знаний. Ну и сразу видно, кто есть кто...

    • Анонимно
      3.09.2016 12:01

      Думаю, в Чечне и Дагестане с вами согласятся! Там все очень систематизировано учатся. И все стобальники!

  • Анонимно
    3.09.2016 10:14

    Региональные министры образования играют не менее значимую роль у себя на местах в решении проблем образования. И это должен быть министр прошедший все ступени учительства и карьерной лестницы - от директора школы, завроо и выше. Э.Н.Фаттахов был бы хорош все же в должности министра сельского хозяйства.

  • Анонимно
    3.09.2016 10:17

    Смелые стали - теперь можно, после отставки Ливанова.

  • Анонимно
    3.09.2016 10:18

    Видимо в школе не учили, что должное, возможное и действительное это разные вещи. Все говорят о том,что школа должна делать. Мало кто говорит о том, что есть в действительности. Кто реально является учителями и директорами школ. Ещё меньше говорят о том, что возможно сделать с той школой, которая существует на сегодняшний день.

  • Анонимно
    3.09.2016 10:22

    Вы ещё вспомните Ливанова!!!! Новый министр вам покажет, где и как надо молиться, чтобы благословение и аттестат получить.

    • Анонимно
      3.09.2016 19:02

      не надоело этот бред повторять? эхо москвы наслушались?

      • Анонимно
        3.09.2016 19:42

        Я не эхо слушал, я Васильеву слушал. Послушайте и вы.

        • Анонимно
          4.09.2016 22:41

          слушала. ни слова не услышала ни про рпц, ни про православие. во всяком случае, пока.

  • Анонимно
    3.09.2016 11:11

    ЕГЭ не трогать! Это лучшее, что совершилось с образованием со времен СССР. Это абсолютно беспристрастный способ оценки учеников и школ. Пусть не совершенный, но это по-любому лучше приемных комиссий и вступительных экзаменов!

  • Анонимно
    3.09.2016 11:14

    А я не скучаю по школе. Учителя детей делили на сорта даже в деревнях. Дети директора школ председателя зав.гара завфермы получали хорошие оценки , а дети рабочих одни 3 ки. Выпуск 1988г.

    • Анонимно
      3.09.2016 11:51

      на сорта делят людей не учителя, а общество.

    • Анонимно
      3.09.2016 16:44

      Вот именно ЕГЭ и расставляет все на свои места, ЕГЭ не разбирает сыночек завгара или дети простого комбайнера или доярки.

    • Анонимно
      5.09.2016 10:36

      С 1988 года мало что изменилось в классах.

  • Анонимно
    3.09.2016 12:12

    Всё зависит от Учителя. Будет ЕГЭ, не будет - не столь важно, если учитель будет учить, а не отрабатывать часы. Единственное что реально хотелось бы изменить, количество учеников в классах. Их должно быть не более 18-20.

    • Анонимно
      4.09.2016 13:40

      Есть такая наука "психология коллектива". Согласно её выводов в классе должно быть от 9 до 13 учеников. Не меньше и не больше! Если это не соблюдается, то учебно-воспитательный процесс невозможно наладить должным образом.

  • Анонимно
    3.09.2016 12:58

    Эти неучи и ввели ЕГЭ, т.к. продались за гранты Сороса, и сами ничего создать не МОГУТ, за державу обидно

    • Анонимно
      3.09.2016 18:28

      Эти неучи - плоды самой-лучшей-в-мире-советской-школы.

  • Анонимно
    3.09.2016 13:04

    Советская школа была лучше всех! Детей, у кого с соображалкой были врожденные проблемы, не оставляли без документа об образований. Они в жизни ловко находили свое место, трудятся, многие живут лучше, чем те, кто вышел в "инженера".Что касается оценки знаний для абитуриентов, дык , ежели голова соображала-он поступал, а кого не очень, через рабфак все равно поступал, старался-учился, вот так "выходил в люди", своим упорным трудом. И по словам бывшего декана КГУ (теперь пенсионер, должно быть) эти трудяги-крепкие троешники, в жизни тоже становились более успешными, деятельными, активными, ежели их однокашники - отличники!

    • Анонимно
      3.09.2016 18:28

      Советская "школалучшевсех" готовила троечников лучше отличников? Ок-ок "лучшевсех".

  • Анонимно
    3.09.2016 13:05

    Лучше всех высказался Фурсов . А Невзоров параноик.

  • Анонимно
    3.09.2016 13:06

    Когда учился, существовал, т.н. "отбор". Кто-то заканчивал 8 классов и уходил в ПТУ. Тем самым, пополняя ряды рабочих профессий. Зависело это от итоговых оценок, по-моему. Таким образом, отсеивались, действительно слабые ученики, и те, кто к учёбе не питал склонности. Сильные же продолжали учёбу и, по окончании 10 классов, совершали попытку поступления в ВУЗы.
    На мой взгляд, вполне реалистичная система.

    • Анонимно
      3.09.2016 13:31

      Сейчас также. Из 4-х классов делают три. Дальше в нашей школе специализация: "соцгум", "инфтех", "химбио". Право выбора по очереди, в зависимости от оценок.

  • Анонимно
    3.09.2016 14:03

    Большинство против ЕГЕ. Меньшинство навязывает свои правила. Поэтому от этих досадных комментарий толку совершенно нет!

  • Анонимно
    3.09.2016 14:26

    Больше всего в опросе поразили слова Байрамовой. Такое ощущение, что журналист попутал и приписал ей слова другого. Никогда не забуду её на площади Свободы, и злобные слова в адрес России и русских, которые вызывали оторопь у меня - татарина. Видно, время лечит и, действительно, добавляет мудрости, даже тем людям, которые в прежние времена ей не обладали. Впрочем, был один персонаж, который никогда не менялся - заки зайнуллин.
    Да, было время, когда тупая агрессия воспринималась, как национальное возрождение.

    • Анонимно
      3.09.2016 15:02

      Хватит клеветать на достойную женщину и патриота страны. И прекрати называть себя татарин...ведь это не так.

      • Анонимно
        3.09.2016 16:59

        Вот-вот. Почему-то ,в последнее время, нацики других народов начинают говорить от имени татар, причем всегда поливая татар грязью. Новый способ борьбы с татарами?

        • Анонимно
          3.09.2016 18:36

          Вот -воту. Байрамова провокаторша, сделавшая все, что бы восстановить русских против татар. Ей даже Мулюков казался слишком умеренным,а Шаймиев ведущим республику "не в ту степь", она похожа на засланного из Риги провокатора, "отставной козы барабанщика" оболгавшему русских в печати, а потом притворившись больным сбежавшего от суда в Башкирию. Из него чуть газету не закрыли.

      • Анонимно
        3.09.2016 19:05

        а так и было, как пишет комм. 14.26. сама лично слышала на митинге в 1991 году, как байрамова призывала уничтожать детей от смешанных браков.

        • Анонимно
          3.09.2016 21:43

          Что вы там делали, простите?

          • Анонимно
            4.09.2016 22:44

            мимо проходила. это было на пл.свободы, она кричала в микрофон, было слышно по всей округе.

      • Анонимно
        3.09.2016 21:21

        А за что судили эту "достойную женщину-патриота", по какой статье, не подскажете?

    • Анонимно
      3.09.2016 19:04

      может, время - лечит?

  • Анонимно
    3.09.2016 14:43

    Сейчас все в рот глядят президенту , повел бровью -кинутся влево , наоборот, кинутся вправо. Будем ждать руководителя сталинского типа или время затребует энергичного ,прозорливого востребованного лидера.

  • Анонимно
    3.09.2016 15:13


    Среди недостатков современной школы (беру с 1980-х гг.) и определяющих постоянное ее падение - это все более низкий уровень учителей. И профессиональный, и человеческий. Ведь в педюшники в последнее время шли поступать те, кто не мог сдать вступительные в университеты.

    • Анонимно
      3.09.2016 16:47


      А как эти училки спятили, когда появилась возможность наваривать на деньгах родителей учеников. Даже категорические приказы министра образования не могут остановить это раж.

  • Анонимно
    3.09.2016 15:31

    И раньше было так- кто В кгу не прошёл - идёт в кгпи

  • Анонимно
    3.09.2016 15:35

    «Учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и прежде всего должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся».(Ленин,1918 году на съезде учителей)
    «Народный учитель, — писал В. И. Ленин, — должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе. Это — истина, не требующая доказательств. К этому положению дел мы должны идти систематической, неуклонной, настойчивой работой и над его духовным подъемом, и над его всесторонней подготовкой к его действительно высокому званию и, главное, главное и главное — над поднятием его материального положения».(Странички из дневника»)

    • Анонимно
      3.09.2016 21:45

      Ну и как, слилось? Всю дорогу выпускники педа больше всего боялись что их отправят обратно назад, сеять доброе и вечное.

  • Анонимно
    3.09.2016 15:39

    Введение в смысловую логику.Всемирный периодический закон. Н.Н. Вашкевич. Начнем хотя бы с этой книги по логике.
    Чтобы прожить жизнь в радости и в счастье также необходимо знать устройство и строение ума и законы его работы. Автор: Владимир Васильевич Жикаренцев.
    Чтобы не болеть и быть хозяином своей жизни также необходимо знать причины болезней и проблем по жизни. Автор: Лууле Виилма.
    По сути учеба должна быть в приоритете каждого человека по всей длине жизни, чтобы была и высота....

  • Анонимно
    3.09.2016 15:55

    Обязательным должен быть только один язык - это язык общения, а возмездие в виде навязывания изучения абсолютно ненужного языка - это поощрение униженных и оскорбленных.
    Если так уж очень крайне нужен татарский язык, то покажите мне хотя бы одни успешные платные курсы по изучению татарского языка? Нет? Так значит не надо!!!
    Ученье свет, учитесь учится, а не навязывать!

    • Анонимно
      3.09.2016 16:54

      Вот и учитесь. В чем проблема? Явно не в татарском языке. У нас Федерация, татарский - гос. язык, изучайте, а не выдумывайте проблемы на ровном месте.

    • Анонимно
      3.09.2016 17:08

      Коренные народы, проживающие на своих исторических территориях, должны иметь свою языковую среду в местах проживания. Что не так ? Почему вы стараетесь этому препятствовать? В Татарстане, особенно в Казани и городах республики, татары этой среды не имеют. Почему идет ущемление прав коренных народов на своей территории ? Кстати, а почему вы занимаетесь унижением татарского языка, называя его "ненужным"?

      • Анонимно
        3.09.2016 19:07

        это для него лично он "ненужный". это его мнение. его позиция. и он имеет на нее полное право. почему вы решаете за человека, что ему нужно, а что - нет?

    • Анонимно
      3.09.2016 22:20

      Идеальным выходом, судя по вашему, было бы раздельное изучение языков. Русские учат русский в русских школах, татары - татарский в татарских. Язык межнационального общения - английский. Эта модель уже работает в Малайзии например. А вам она нравится?

      • Анонимно
        4.09.2016 07:18

        Английский - хорошо, с ним больше перспектив, в Казахстане тоже на третий английский в образовании переходят, нам также надо - татарский, русский, английский.

  • Анонимно
    3.09.2016 16:00

    Байрамова врет о своем прошлом. Хотя ее судили два раза за экстремизм и дали сроки, но условные, хотя пару лет посидеть за швейной машинкой в колонии, для излечения от экстремистской дури ей бы надо. Старушка должна вспомнить все гнусности которые она выкрикивала на площади и в других местах о России и русских, о смешанных браках и детях от них.Совесть и она понятия несовместимые.Считаю, что никто , даже полупьяный отставник бродивший по улицам Казани и бормотавший о создании татарской армии и флота, не принесли столько вреда, сколько Байрамова, для национального движения и имиджа татар в России.Хоть бы извинилась публично за все эти гадости. А может совесть все же заговорит?

  • Анонимно
    3.09.2016 16:30

    Укыган кешенең кадере бетте, шуннан бөтен проблемалар.

  • Анонимно
    3.09.2016 16:37

    Именно люди получившее образование в советское время несли деньги в МММ, заряжали воду от Кашпировского и ходят к экстрасенсам и гадалкам.

    • Анонимно
      3.09.2016 16:58

      Я с вами согласен. Представить современную молодежь с банкой у телевизора не возможно.
      P.S. Сейчас обязательно покемонов приплетут. Но приплетут опять таки "баночники" - им показали по телевизору, что все ловят покемонов, вот они и думают, что все действительно ловят покемонов. Я, честное слово, видел в какой то газетенке статью "Покемоны приводят к бесплодию". Кто это читает? А это они, "хомосоветикусы".

      • Анонимно
        3.09.2016 21:28

        Здравствуйте, я автор сообщения выше. Спасибо за положительный отклик) Мне нравится нынешняя молодежь. Они более раскрепощенные, по хорошему любопытные, открытые и не такие злые, как наше поколение. При этом прагматичные, знают чего хотят, хотя и немного наивные. Что касается покемонов - не переживайте, придури в каждом поколении хватало. Это по любому лучше чем глушить водку в подъезде и там же заниматься сексом на картофельных ларях. А в перерывах бегать от побоев или бить тех кто не успел убежать)))
        Ну и парочка цитат:

        «Молодые больше не слушаются старших. Они попирают законы, которым следовали их отцы. Они думают только о своих удовольствиях и не уважают религию. Одежда их непристойна, а разговоры дерзки. Дети перестали слушаться своих родителей, каждый хочет написать книгу. И конец света уже близок (Папирус Присса, 2800 год до н.э.)

        «Нынешние дети любят роскошь; они дурно воспитаны, не уважают начальство, непочтительны к старшим и предпочитают занятиям болтовню. Дети теперь тираны, а не слуги в доме.(Греция)

  • Анонимно
    3.09.2016 16:38

    Если бы написали "Существование экзаменов", то тоже это набрало много голосов.

  • Анонимно
    3.09.2016 16:47

    Через 38 лет на встрече одноклассников сразу видно кто и как учился и чего добился. У двоечника две вещи: машина и квартира. У троечника три вещи: машина, квартира и дача. У отличника-пять вещей: очки, долги, лысина, головная боль и золотая медаль из нержавеющей стали.

  • Анонимно
    3.09.2016 16:50

    Хоть и говорят, что в пед идут одни неудачники, это насовсем так. Сталкиваемся с бессмысленным времяпровождением в стенах школы. На уроке не дают ничего! Не могут организовать учебный процесс, заинтересовать ученика! Домой задают три километра уроков! Дети не высыпаются, теряют здоровье! Бесплатно учителя не хотят ничего давать. Те же самые учителя, но за деньги и в качестве репетиторов- совсем другое дело! Как же так? Сама Школа в нынешнем формате себя изжила. ЕГЭ не показывает ничего и ничего не решает. Систему образования нужно менять в корне. Я виду решение в оптимизации учебного процесса. Количество уроков в день нужно сократить. Домашнюю работу в той форме, какая она есть сейчас, убрать. Давать детям задания в формате проектов! Но согласованно и не более одного в неделю. Дети сами готовы изучать предметы, но нужно формировать у них интерес к нему. Нужно понимание, что ШКОЛА- это не вся жизнь ребёнка и его родителей. Должно быть время и на кружки, спорт, общение и на улице погулять! А с нашим драконовским расписанием это совершенно невозможно! Поэтому все больше родителей уходят на семейное образование, причём большенство просто нанимают предметников за деньги и получают качество! Вот как- то так.

  • Анонимно
    3.09.2016 18:24

    >>>Тоталитарная школа — это школа современного Запада.

    Кто-нибудь, расскажите ему про финское образование.

  • Анонимно
    3.09.2016 18:43

    проблемы нашего образования начались после того,как его стали считать УСЛУГОЙ!!
    а этом корень проблемы.имхо.
    АГ.

    • Анонимно
      3.09.2016 21:54

      А почему образование не услуга? Учителя хотят работать за спасибо? Навряд ли. Они должны вместо вас вырастить ваших детей, дать им знания и подготовить к жизни? А вы что? Готовы платить соответствующую зарплату? Ах да , вы заняты и платите налоги. Извините, но если у вас нет времени на ваших собственных детей, то у остальных этого времени тем более нет.

      • Анонимно
        4.09.2016 07:27

        Именно об этом и идёт речь

      • Анонимно
        4.09.2016 17:54

        Какая услуга?Налогоплательщик собирает денег, обучает -готовит учителя , открывает школу, дает учителям работу-средство для существования. Те в благодарность учат и воспитывают детей-будущее страны.
        И где здесь услуга?! Кто кому?!

    • Анонимно
      4.09.2016 12:41

      А в чем тут проблема? Оказание услуги означает деятельность в интересах потребителя. Этот подход верный - школа действует в интересах учеников. Именно так, а никак иначе! Это принципиальный сущностный вопрос.
      Отсюда рейтинги школ, ЕГЭ (оценивать качество услуг не может тот, кто их оказывает, поэтому в проведении ЕГЭ школа не участвует никак), разделение школ по сложности учебных программ и т.д.
      В советские времена образование было ОБЯЗАННОСТЬЮ. Поэтому школа являлась не поставщиком услуг, а фактически надзорным органом. Качество образования оценить было невозможно. Это всё конечно очень упрощенный взгляд на систему образования, но общий подход, думаю, понятен.

  • Анонимно
    3.09.2016 21:01

    Хочу пятидневку, а из-за татарского ее нет!

    • Анонимно
      4.09.2016 07:23

      Это не так, на последней прямой линии с Путиным из Великого Новгорода звонил ученик и жаловался на шестидневку, наверно, тоже татарский виноват. Я в 90-е в Уфе учился, там не было ни татарского, ни башкирского, но была шестидневка из-за огромного количества часов на русский язык и литературу.

  • Анонимно
    3.09.2016 22:15

    Убрать татарский, отчеты для учителей и километры домашки. Учителя на уроках ничего не успевают и все это валят на детей и родителей

  • Анонимно
    4.09.2016 00:19

    Может все же пропустите то, что писал, но почему то испугались напечатать. Фурсенко и Ливанов не монстры посланные уничтожить образование, а часть проекта начатого при алкаше: 1.Деполитизация и ликвидация воспитательного компонента в школе и вузе,2.Минимум знаний, для получения максимума прибыли. 3. Введение "злой собачки болонки", фейковых , платных ,скопусов -фокусов, массовая и бездумная "рейтйтингизация" оценок работы вузов и обрушившийся на школы и вузы водопад бумажной отчетности которую никто из начальства не читает, кто по лени, кто по безграмотности. Как это происходило в Казани написал в БО Р.С.Хакимов. Думаю, что охватившая вузы гигантомания, слияние факультетов и кафедр в огромный неуправляемый планктон и абсолютизация тестового компонента ЕГЭ привели к тому, что "корыто" если и не разбито, то получило серьезные трещины и пробоины, а "золотая рыбка" озападнивания системы образования, оказалась маниловщиной и распилом бюджетных денег. Считаю приход О.Ю.Васильевой - назначением "антикризисного" министра получившим "карт -бланш на кадровой обновление, как министерства так и ректорского корпуса. Об этом говорит выдворение наиболее одиозных заместителей и департамент - баши в минобразнауки и предстоящее увольнение наиболее скомпрометированных и некомпетентных ректоров. В Казани не менее 3 кандидатур на эту санацию, о которых можно судить и по публикациям в БО. При всех своих недостатках, бесспорна положительная роль и смелость БО в разоблачении коррупции в системе образования и некомпетентности целого ряда его руководителей на всех уровнях. Уверен, что воспитательный сегмент школьного и вузовского образования, и роль исторического компонента в нем, будут восстановлены. Считаю принципиально важным, заявление министра о том что формула "образовательные услуги" унижает, как учителя, так и профессора. Отнесем к этому и "медицинские услуги" которыми заменили понятие здравоохранение, надеюсь,что и профессор Скворцова понимает, что она не министр "медицинских услуг". Ждемс положительных перемен!!!

  • Анонимно
    4.09.2016 07:26

    Всё это нытьё про то как было ВСЁ хорошо в СССР уже достаёт. Вижу по своим дочерям, они в своём возрасте намного развитей чем мы с женой. Старшая в свои 16 знает 3 языка, младшая задаёт вопросы, что челюсть отвисает порой. А мне , помню, в школьные годы кошмары про школу снились, хотя был хорошистом и олимпиадником.

    • Анонимно
      4.09.2016 12:18

      Я перестал обращать внимание, обычный предстарческий нудёж. Молодежь сейчас нормальная, во многом лучше нас. Просто они ДРУГИЕ! Вот и всё.

  • Анонимно
    4.09.2016 14:14

    Не разделяю благостного восторга двоих стебунов о том, как все стало лучше по сравнению с советской эпохой, а дочь одного из них, аж 3 языка знает и вопросы задает от которых у него челюсть отвисает. Считаю, назначение Васильевой и начавшуюся чистку министерства и предстоящую вскоре ректорского звена показателем провала образовательной политики внедренной в 90-е годы. Согласен с комментом, что вузы захлестнул бумажный водопад отчетности , скопусы и рейтинги, превращающие преподавателей в клерков корпящих на антуражем и все более уходящих от работы со студентами и науки..

    • Анонимно
      4.09.2016 14:53

      Восторга то особого нет ни у кого. Но есть достижения и стало ЛУЧШЕ. Не здорово, не хорошо даже, а просто лучше. Советская система могла еще худо-бедно давать знания по математике и физике, но она калечила людей в восприятии мира. Советская система делала из людей не плохие отточенные "винтики", но она не могла их научить думать ни над чем, кроме "интегралов".
      Мы же все были свидетелями этой системы обучения. Абсолютная, всепоглощающая дремучесть - все эти люди бросали дела, когда показывали "Изауру", лечились у Чумака и Кашпировского, несли деньги Мавроди. Это было! И это плоды образования прежде всего.
      Сейчас сложно, трудно и не понятно, но двигаться надо вперед, направление было задано в 90-е верное! Тогда вообще всё было верно, начиная от экономики и заканчивая внешней политикой. Меня возмущает и пугает, что все те, не великие достижения, пытаются отбросить и достать тухлое прошлое. ТАМ НИЧЕГО НЕ, но об этом все забылиТ! Только вперед, туда же, где и весь цивилизованный мир.
      P.S. Даже Иран это понял.

    • Анонимно
      4.09.2016 14:58

      Так может надо бороться с бумажками и дурацкой отчетность, а не навязывать православный патриотизм?

    • Анонимно
      4.09.2016 15:01

      А почему вы думаете, что новый министр сократит объем отчетности? Как раз наоборот, её будет еще больше.

  • Анонимно
    4.09.2016 15:50

    /даже Иран это понял/ Поклоннику "великих достижений 90 -х." Страну тогда ограбили и прихватизировали - гайдарозовали жулики, в том числе из бывших чиновников. Что касается внешней политики, то о Россию начали вытирать ноги кому не лень, и наши вопросы решал вашингтонский обком. Вот в это тухлое недавнее прошлое зовете, очевидно потому, что достались куски с барского стола, и отрабатываете их клеветой на советское прошлое.Полностью поддерживаю курс на возрождение лучших достижений советской системы образования и социальных достижений этой эпохи.

  • Анонимно
    4.09.2016 21:58

    сейчас просто больше зависит от родителей. кто заинтересован в будущем детей - тот развивает детей от рождения, занимается с ними вместо просмотра сериалов. Дети таких родителей поступают в хорошую начальную школу, потом 131 или гуманитарный аналог и 99% вероятность поступления на бюджет в нормальный универ. сам закончил 131, дети с удовольствием учатся в Москве в лицее из топ-10

  • Анонимно
    5.09.2016 00:24

    Чтоб за народ то мы такой! Все жалуемся и живем в сравнении с прошлым. Что было, то прошло. Давайте подумаем, а что мы хотим получить от нашего образования сейчас. Нестандартного мышления, эстетического воспитания, вдохновения, творчество,юридической подкованности, умения претворять свои идеи, порядочности, совести. Пусть изучают языки. Им же и легче будет жить. Надо постоянно изучать потребность страны в кадрах, отсюда и формировать направления обучения. А детки наши сейчас очень развитые. Правильно только надо использовать их капитал.

  • Анонимно
    5.09.2016 07:09

    Начиная с 90-х годов прошлого столетия, в российском образовании чиновники состязаются в «педагогике» на все лады, стремясь оставить свой «след» в системе образования страны, а наиболее одарённые успели нажиться на этой стезе, пока господствует неразбериха...http://rupolitika.ru/statiy/azat-valeev-znakomtes-aleksey-semin-oligarh/

  • Анонимно
    5.09.2016 09:22

    "И любой доктор наук республики меня уважает."
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/321648?utm_source=readable-box А ДИССЕРТАЦИЯ У ЭТИХ ДОКТОРОВ КАКАЯ, ТОЖЕ В МЕТРО КУПЛЕННАЯ???

  • Анонимно
    6.09.2016 21:01

    Сейчас много объявлений - требуются преподаватели и учителя .Я кандидат наук, 2 года пенсионер, но еще работаю. По объявлению требуются обратился техникум, предложил свои услуги. Меня удивил начальная ставка - 4600 руб и почасовая оплата - 64 руб. 80 коп. Вот это оценка работы учителя.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль