Общество 
7.09.2016

Новое оружие интернета: видеоблог становится реальной силой, когда овладевает массами

До победы интернета над телевизором осталось полшага. Возможно, это произойдет аккурат к выборам 18-го года

Видеоблог Руслана Соколовского, чье заключение за сюжет о ловле покемонов в церкви стало одним из самых обсуждаемых в эти дни, имеет почти 300 тыс. подписчиков, а самое популярное его видео набрало более 1,7 млн. просмотров. Прославивший его сюжет про ловлю покемонов уже имеет 1 027 336 просмотров. Через несколько лет аудитория видеоблогов повзрослеет, станет электоратом и сможет мощно вмешаться в любую избирательную кампанию.

ВИДЕОБЛОГИ — НОВОЕ ОРУЖИЕ ИНТЕРНЕТА

В 2011–2012 гг. российская власть впервые столкнулась с влиянием интернета на общество, причем на самую молодую и активную его часть. К тому времени мир сетевых медиа только начал формироваться и был представлен новостными сайтами и блогосферой.

Все последующие годы мы могли наблюдать впечатляющую работу по зачистке самых влиятельных интернет-СМИ и населения блогосферы лояльными аккаунтами. Но сила сети заключается в постоянном самообновлении, которое снова и снова меняет всю расстановку сил. Постоянное удешевление технологий и рост числа пользователей сети создают новые ниши и стратегии. И вот неожиданно для многих в центре внимания оказались видеоблоги, которые еще недавно воспринимались как безобидное и политически нейтральное развлечение подростков.

Видеоблог Руслана Соколовского, чье заключение в сизо за сюжеты на видеохостинге YouTube стало одним из самых обсуждаемых в эти дни, имеет на момент написания статьи 295 440 подписчиков. Самый популярный сюжет на его канале набрал 1 776 850 просмотров с 15 апреля, когда он был опубликован. Прославивший его сюжет про ловлю покемонов, опубликованный 11 августа, уже имеет 1 027 336 просмотров. Цифры сопоставимы с аудиторией регионального телевидения — если не превосходят ее.

Другой видеоблогер, ставший звездой федерального масштаба, — Вячеслав Мальцев, саратовский экс-депутат, с помощью праймериз вошедший в тройку лидеров «Парнаса». У его канала «Артподготовка» 108 720 подписчиков, стандартное количество зрителей его ежедневных эфиров — более 100 000 человек. В отличие от Соколовского, который работает на молодежную аудиторию, Мальцев ориентирован на совершенно иную среду — более взрослую, политизированную, сознательно отказавшуюся от традиционных СМИ.

Аудитория видеоблогов качественно отличается от аудитории традиционных поставщиков визуального контента: она активна и легко мобилизуется. Например, Мальцев смог привести своих слушателей на праймериз «Парнаса». Но главное — популярные видеоблогеры умеют монетизировать свой успех, и, что не менее важно, аудитория готова их финансировать. Именно это делает возможным существование и развитие данной сферы автономно от государства и крупного бизнеса.

Новые медиа — весьма динамичная среда, куда постоянно приходят все новые люди, как зрители, так и авторы. В отличие от традиционных СМИ (прежде всего электронных) эта среда меняется и расширяется каждый день, а входной билет туда все еще довольно дешев. Поэтому успешный видеоблог заведомо резче и оперативнее традиционного телевидения: вложения небольшие, конкуренция огромная — если чего-то побоялся или не посмел один, всегда есть кто-то другой, кто не побоится и посмеет.

НЕОЖИДАННЫЕ ЭФФЕКТЫ

Другой важный аспект новых медиа — их ликвидная структура. Например, популярный сайт, посвященный компьютерным играм, следит за делом Соколовского и, публикуя информацию о нем, тем самым на время становится общественно-политическим СМИ: текстовую трансляцию из суда на портале kanobu прочитали более 100 000 человек. Таким образом, любой популярный ресурс может легко сменить свой формат и заговорить о политике, экономике, религии и выборах, если эти тема заинтересуют его авторов и их аудиторию.

Все это может дать любопытный эффект, который едва ли можно заранее предсказать или предотвратить. При определенном развитии ситуации (например, очевидном коллапсе экономики, власти или в какой-то другой нестандартной ситуации) многочисленные сетевые лидеры общественного мнения, непосредственно и бесцензурно общающиеся со своей многомиллионной аудиторией, могут резко сменить формат и заговорить о политике — и это будет тот самый момент, когда интернет победит телевизор.

Впрочем, на этих выборах едва ли стоит ждать чего-то подобного. А вот к 2018 г. новые медиа могут стать реальной силой, тем более что и привыкшая доверять им аудитория станет старше и превратится в избирателей.

Федор Крашенинников
«Ведомости», 06.09.2016

Федор Крашенинников — президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург (с 2010), автор книги «Облачная демократия» (совместно с Леонидом Волковым), антиутопии «После России».

Родился в 1976 году в Алма-Ате, в 1995 году переехал в Екатеринбург, где проживает и ныне.

Окончил Уральский государственный университет им. Горького (1998) по специальности «русская философия». В студенческие годы возглавлял Екатеринбургскую городскую организацию ЛДПР.

Работал в СМИ Екатеринбурга, в 2000 году учредил информационно-аналитическое агентство «УралБизнесКонсалтинг», информационное агентство «Политсовет», участвовал в политических и экономических PR-кампаниях на Урале.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (10) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    7.09.2016 09:22

    Это если авторы "новых медиа" в 2018 на воле останутся.

  • Анонимно
    7.09.2016 10:08

    Не исключено, что ДУМА попросит отрубить интернет с гуглом и оставить локалку на базе серверов ростеха.

  • Анонимно
    7.09.2016 10:40

    youtube закроют и нет проблем

  • Анонимно
    7.09.2016 11:56

    Будет у нас свой, северороссийский православно-духовный интернет. Без выхода во внешний мир. Ютубы, фейсбуки, гуглы и прочие останутся за бортом. А для смелых и непокорных будут статьи и сроки. Впрочем, не будут, а уже... Соколовский тому живой пример. Закрыли, и явно дадут срок.

    • Анонимно
      7.09.2016 14:31

      Готов спорить, максимум условка, потому как испугалист реакции здравого интернет сообщества, понимая, что ТВ сообщество при нынешнем его обеспечении при тех выделяемых лекарствах хватит ещё максимум года на 3

  • Анонимно
    7.09.2016 14:21

    Такое возможно но в ближайшее время мало вероятно, девушек показывающие свои прелести мало интересует общественная деятельность. Успешными блогерами бывают те чье мнение действительно интересно или они просто прикольные. Блогер освещает специальную тематику интересующую людей например обработка фото, организация личного пространства, йога и.т.п и.т.д. или просто интересно описывает свою жизнь делится мыслями и вдруг резко начнет политической пропагандой заниматься, то адекватные быстро пошлют такого и останутся только голые бабы в подписчиках т.к. в основном людей интересует конкретная тематика по которой и выбирают блогеров(группы) для подписки, а если тематика меняется то и интерес к группе тоже теряется. Подвох возможен когда блогер сначала одни политические взгляды пропагандирует подкрепляя фактами, что бы войти в доверие, а сам придерживается других которые со временем начинает распространять в своей группе, а если человек изначально освещал рыбалку огород или свой палец круглыми сутками снимал и вдруг начнет про политику зачесывать такого подписчики сразу оставят и не какого эффекта не будет.

  • Анонимно
    7.09.2016 17:20

    И в СМИ и в блогах нельзя быть на 100% уверенным в качестве информации. Ее нужно уметь фильтровать и анализировать разные источники, только тогда вы получите что-то более-менее близкое к реальности.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль