Общество 
11.09.2016

«Звезда заходит, ветер утихает, и лишь Неведомый Бог является абсолютно безусловным»

Гейдар Джемаль о том, почему Курбан-байрам можно считать главным праздником ислама

Авраам совершил подвиг веры, послушавшись голоса Неведомого, которое вполне могло оказаться иллюзией, говорит о смысле завтрашнего праздника Курбан-байрам известный мусульманский философ и председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль. В своем материале для «БИЗНЕС Online» Джемаль рассказывает, что воля и вера — это синонимы, чем Бог пророков отличается от обитателей греческого Олимпа и почему только в исламе верующие возводят себя к Аврааму не на словах, а на деле.

Гейдар Джемаль Гейдар Джемаль

«И ВОТ ЭТО НЕВЕДОМОЕ ОБРАЩАЕТСЯ К АВРААМУ И ГОВОРИТ: «ПРИНЕСИ МНЕ В ЖЕРТВУ ТВОЕГО ЛЮБИМОГО СЫНА»

Метафизический смысл Курбан-байрама заключен в принципе жертвы. Задолго до концепции жертвы Иисуса Христа, сформулированной христианством, родилась другая концепция, связанная с именем предка Христа и Мухаммеда — Авраама (в мусульманской традиции — Ибрахима). Но здесь есть трагический парадокс, который первым отметил датский философ Серен Кьеркегор, написавший об Ибрахиме целую повесть как о «рыцаре веры». Вспомним, что Авраам обращался в своих молитвах к «Неведомому Богу», избранному им по принципу того, что эта сила сокрыта, не проявляется и не может быть распознана как что-нибудь из сущего. Главная черта этого Бога — это именно его непостижимость, его пребывание вне всяких аналогий.

Между тем аналогии — это базовый фундамент языческой метафизики. Язычество построено на аналогиях, оно утверждает, что «внизу» то же, что и «вверху», и наоборот. Согласно этому мировоззрению, все предметы и явления, окружающие нас, — это знаки, указывающие на свои архетипы, существующие в невидимом плане. То есть языческая метафизика зиждется на принципе тождества — последнего великого тождества. Боги греческого Олимпа ведут себя подобно людям: они ссорятся, завидуют, влюбляются, воюют, входят к земным женщинам и соблазняют их. В троянской войне, описанной Гомером, боги разделяются на два лагеря: одни помогают троянцам, а другие — ахейцам. На поле боя их можно встретить лицом к лицу. О какой божественной непостижимости можно тут говорить?

Откровение и метафизика пророков строятся на совершенно противоположном принципе. Авраам, согласно преданию, в своем поиске истины перебрал несколько символов безусловного и вечного и обнаружил, что эти символы — не более чем гламурные лики, за которыми скрывается тщета. Звезда заходит, ветер утихает, пламя гаснет — все конечно, и лишь то, что непостижимо, вне чувств и рассуждений, вне опыта, является абсолютно безусловным.

«Жертвоприношение Исаака», Караваджо, галерея Уффици, Флоренция «Жертвоприношение Исаака», Караваджо, Галерея Уффици, Флоренция

И вот это Неведомое безусловное обращается к Аврааму и говорит: «Принеси мне в жертву твоего любимого сына!» Вопрос колоссальный. Можно верить в нечто явное, здешнее, в то, что можно потрогать, ощутить и пережить. Но подчиниться в таком предельном акте самоотдачи Неведомому, тому, что, в принципе, может быть, является иллюзией или даже абсурдом, который ничем не подтверждаем, — это другое.

«СВЕТЛИЗНА» ВООБЩЕ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ КАТЕГОРИЕЙ ИСТИНЫ«

Авраам уже очень стар: согласно Ветхому Завету, в момент рождения Измаила ему 86 лет, а когда рождается Исаак, он вплотную приближается к столетнему рубежу. Убить сына для него — возможно, даже хуже, чем совершить самоубийство. Но здесь вступает в игру действие — воля как вера, потому что воля и вера — это по большому счету синонимы. Авраам утверждает актом воли подлинность и безусловность Неведомого Бога. Волевой акт подтверждает готовность пожертвовать сыном. Это и есть то золото, которое инвестировано Авраамом и последующими пророками в концепцию абсолютно парадоксального и абсолютно нетождественного.

Поэтому Курбан-байрам — праздник жертвы — является единственно уникальным праздником, который повторяет подвиг Авраама. А этому подвигу уже почти 4 тыс. лет. Только в исламе прямо и непосредственно верующие возводят себя к Аврааму не на словах, а на деле. Баранов убивают не для пиршественного стола, а в качестве воспоминания о том баране или козе, которые были посланы этим Неведомым Богом в качестве доказательства своей подлинности в обмен на жизнь сына. Если бы Авраам занес нож и ничего бы не появилось, не появился бы баран, бьющийся в кустарнике, то вопрос не был бы решен: неведомость Бога была бы равна его отсутствию, равна простому ничто. Но когда вместо твоего сына в кустарнике появляется баран, значит, Неведомый Бог принял твою жертву и заменил ее на жертву животного. Соответственно, вера Авраама оказалась полностью оправданной. Исходя из этого, Курбан-байрам является самым главным праздником ислама.

Курбан-байрам — праздник жертвы — является единственно уникальным праздником, который повторяет подвиг Авраама Курбан-байрам — праздник жертвы — является единственно уникальным праздником, который повторяет подвиг Авраама

Задаваться вопросом о том, что было бы, если бы Бог через своего ангела не остановил руку Авраама, уже занесенную с ножом над собственным сыном, бессмысленно. Дескать, был бы этот Неведомый Бог также благостен и светел, если бы допустил убийство любимого ребенка? «Светлизна» вообще не является категорией истины. Неведомый Бог по определению является императивом воли. Его приказы и то, что вызывает Его довольство, — это и есть благо. А не то, что кажется людям. Потому что этот Бог противостоит бытию. Платоновское бытие и платоновское благо — это одно, а то, что приказывает Неведомый Бог, — совершенно другое. Здесь человек стоит перед выбором и должен для себя решить: он кусок бытия или же он шкатулка, в которой лежит частица духа?

Гейдар Джемаль

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (25) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    11.09.2016 09:26

    Сильно, мощно, страшно и красиво написано.
    Спасибо.

  • Анонимно
    11.09.2016 09:57

    Спасибо за разъяснение, полезно

  • Анонимно
    11.09.2016 12:06

    Предельно слабая статья, будто сошедшая с кафедры философии времен СССР. Всегда задавался вопросом, зачем Господу Миров бедный баран и его кровь? В результате анализа различных переводов и толкований Корана удалось выяснить, что речь идет не о жертвовании именно барана, верблюда или иного животного. Человек должен пожертвовать Богу самое ценное, что у него есть. То, с чем ему крайне сложно было бы расстаться, но во имя Бога он идет на это. Некая проверка на стойкость в вере. Такой дар Богом воспринимается как искренний и им принимается. В таком случае, все встает на свои места. Но кто готов пожертвовать, к примеру, свои "кровные" деньги бедным или даже на богоугодные дела? Таковых найдется не много. Легче выбрать в "жертву" несчастного, относительно не дорогого барана. И дешево и на душе спокойно. Но уверен, что такой попахивающий дикостью и лицемерием "курбан" вряд ли может быть принят Творцом Мироздания. Не стоить унижать Всевышнего не искренним поступком. К примеру, гораздо лучше тратить деньги на экологию Планеты, на ее защиту - т.е. Дома, созданного Всевышним во имя людей.

    • Анонимно
      11.09.2016 13:33

      Начали хорошо. Закончили плохо.

    • Анонимно
      11.09.2016 14:02

      Так все правильно сказал. Сейчас как раз Ветхий завет читаю. Нет там ничего про то, что эти кровавые убийства животных должны принять такой глобальный характер. Проверил Бог веру Авраама один раз, на том и все. А то наворовали себе машин, квартир, роскошных домов, а в праздник безропотного барана убивать первые в очереди. Не это нужно наверное Богу... Интересно было бы почитать откуда вообще этот обычай взялся.

      • Анонимно
        11.09.2016 20:32

        Дорогой друг, не туда ты поехал, ой не туда. Вроде начинаешь оччень здорово, но вывод не совершенно не туда. Желаю успехов в вашем пути.

    • Анонимно
      12.09.2016 00:19

      Полностью согласна, этот праздник попахивает дикостью, жестокостью и лицемерием! Жалко барашков. Не верится, что именно эта живодерня нужна аллаху. Надо жить по совести, совершать добрые поступки. А статья мне не понравилась, пустая, ни о чем.

      • Анонимно
        12.09.2016 10:35

        почему барашков жалко? обычная человеческая еда

      • Анонимно
        12.09.2016 18:37

        00:19 Характерное женское одномерное мышление. Философию поставленной проблемы не игнорируете. В метафизике этого разговора приходится оперировать максимально абстрактными категориями сознания.
        Есть вопросы к Джемалю. Но для этого надо быть хотя бы адекватным, равным ему

  • Анонимно
    11.09.2016 12:22

    ...ага, впечатляющее чтиво...м-хм-м-м-м...

  • Анонимно
    11.09.2016 15:14

    Непонятный и отвратительный обычай, попахивающий язычеством.
    Ветхий завет - это про наказывающего непослушных людей Бога, который никак не может заставить их жить по своим жестким законам и жестким правилам. Новый завет - про понявшего человека Бога и новые общественные нормы и правила
    Глубинный смысл Библии не в том как человек находит Бога, а наооборот, про то как Бог приходит к человеку.

  • Анонимно
    11.09.2016 15:28

    Джемаль сказочник. долго слушал его, изучал - аналитика слабая, много недоговорок, непонятных выводов, ляпов.

  • Анонимно
    11.09.2016 16:09

    Да,это однозначно языческий обычай. Все кровавое - это из язычества, если не демонологии.

    • Анонимно
      12.09.2016 18:41

      Ну, да. Поэтому нам предлагают закрыть мясокомбинаты и перейти на потребление белка непосредственно червей и тараканов.

  • Анонимно
    11.09.2016 16:20

    ГД сказал неверно - Авраам мир ему, приносил в жертву не Исаака, а Исмаила его старшего сына.

    • Анонимно
      11.09.2016 22:09

      Авраам в Библии приносил в жертву именно Исаака, а старшего сына его звали Измаил. В исламе имена изменились. Авраам стал Ибрахимом, Измаил - Исмаилом, Исаак - Исхаком. Ибрахим приносил в жертву своего сына. В Коране он не назван по имени, однако в предании он почти всегда называется Исмаилом.

  • Мне интересно, а что если в наше время появился человек, который слышит "голос Божий" и он ему сказал что-то вроде того, что описывается в Коране, как бы к этому отнеслись люди? Вы понимаете к чему я клоню? А клоню я к тому, что что бы стать ближе к Богу не надо никого убивать и не надо никуда ездить, всё может произойти здесь и сейчас в Вашей голове и в Вашем сердце. А всё остальное это лишь инструменты для настроя, так сказать средства для причинно-следственной связи. Просто люди идут по пути меньшего сопротивления, легче ведь заколоть слабое животное нежели сделать над собой усилие.
    Думаю, что словлю немало минусов, пускай так, но даже если один человек со мной согласится, это уже будет продвижение вперёд.
    Как бы там не было, всё равно с праздником вас братья и сёстры.

  • Анонимно
    11.09.2016 17:52

    Метафизика религии на то и метафизика, чтобы не рассуждать, а все воспринимать на веру. Верую, и все!

  • Анонимно
    11.09.2016 18:37

    Безусловно вечное и не имеющее аналогий - это смерть. Смерть требует своё, ничего удивительного...

    • Анонимно
      12.09.2016 19:10

      В Коране говорится о воскресении из могил всех усопших в судный день. В разных религиях по-разному рассматривается решение окончательной судьбы "души" человека. Но эта метафизика так или иначе присутствует у всех.

  • Анонимно
    12.09.2016 07:52

    17:40 плохо если хотябы один человек за вами пойдёт .

    • Бог с Вами, я за собой никого не зову. Я просто делюсь тем, что на мой взгляд разумно, а разделять или нет мои взгляды, это решение людей, на которое я, ни в коем случае, не могу и не хочу влиять.

  • Анонимно
    12.09.2016 14:59

    /Неведомый Бог является абсолютно безусловным/
    Условность, символ присущь язычеству, искусству высшего уровня. В нашей религии языческие символы используются для отрицания этих условностей и одновременно правильной ориентации людей.
    Гейдар Джемаль силён как всегда, интересная и поучительная статья.

  • Анонимно
    13.09.2016 16:41

    Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Самое лучшее пред Всевышним деяние в дни праздника жертвоприношения — это пускание крови жертвенного животного. Поистине, придет это животное со своими рогами, копытами и шерстью в Судный День. И будет кровь его возвеличена пред Господом еще до того, как успеют капли ее упасть на землю. Пусть же души ваши будут спокойны».
    Понимаете, люди, главное в жертвоприношении это кровопускание жертвы... для Всевышнего. Ничего не напоминает? А мясо это вторичный аспект.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль