Общество 
12.09.2016

«Тайный шейх сказал мне: «У тебя мусульманские глаза, ты станешь мусульманином»

Бывший православный священник, принявший ислам, Али Вячеслав Полосин о «русских мусульманах», митрополите Феофане и двуглавом орле

«Женщин среди «русских мусульман» значительно больше, чем мужчин, но последние ищут в исламе истину», — считает самый известный «русский мусульманин», замдиректора фонда поддержки исламской культуры Али Вячеслав Полосин. В интервью «БИЗНЕС Online», данном накануне Курбан-байрама, Полосин рассказал, как он, православный священник, стал исламским богословом, кто из русских принимает ислам, почему в нашей стране нет настоящих консерваторов и какое будущее уготовано мусульманской умме в РФ.

Али-Вячеслав Полосин: «Быть может, в среде не очень грамотных мусульман кому-то и представляется, что суть Курбан-Байрама в том, чтобы просто зарезать барана» Али Вячеслав Полосин: «Быть может, в среде не очень грамотных мусульман кому-то и представляется, что суть Курбан-байрама в том, чтобы просто зарезать барана» Фото: скриншот

«С ПЕРЕХОДОМ К ДЕМОКРАТИИ РЕЛИГИЯ СНОВА ВЫШЛА НА УЛИЦЫ»

— Али Вячеслав Сергеевич, мы разговариваем с вами в канун Курбан-байрама. Как вы полагаете, изменилось ли отношение к этому празднику в России, перестали ли на него смотреть косо представители других религий и мировоззрений?

— Отношение к Курбан-байраму в немусульманских регионах РФ стало более терпимым. Но, я думаю, это произошло не потому, что люди, не знакомые с исламом, как-то вникали в суть этого праздника. Скорее произошло привыкание.

Мы помним, что исторически ситуация развивалась так, что при советской власти практически все внешние проявления религиозности были запрещены, кроме самых минимальных и ограниченных локальными территориями. Поэтому нет ничего удивительного в том, что люди в массе своей отвыкли от публичных проявлений веры. Но с переходом к демократии религия снова вышла на улицы.

Обычно люди про себя рассуждают так: своя религия (то есть близкая им по этническому корню) — это приятно, даже если ты сам не участвуешь в обрядах, а вот внешние проявления чужой религии вызывают раздражение. Оказывается, рядом с тобой живет множество иноверцев, действия которых непонятны и зачастую неприятны. Но сейчас это чувство начинает нивелироваться. Плюс сама религия, оставаясь публичной, входит в отведенные ей берега. Скажем, в Москве перестали стихийно резать баранов на Курбан-байрам, а начали делать это в строго отведенных местах, как это и положено во всех мусульманских странах. Если, к примеру, в Саудовской Аравии или Арабских Эмиратах мусульманин прямо на уличном тротуаре возьмется совершать жертвоприношение, его наверняка заберут в полицию и очень сильно оштрафуют.

— В 2010 году ряд столичных деятелей культуры обратился к мэру Москвы Сергею Собянину с петицией, требующей ввести празднование Курбан-байрама в цивилизованные рамки. Авторы петиции были в чем-то правы?

— Они были правы в том, что религиозные ритуалы не следует навязывать тем, кто их не разделяет. Религиозные убеждения и их внутренние проявления должны быть ограничены рамками своей конфессиональной общины. Там, где специально собираются мусульмане, можно накануне Курбан-байрама выбрать место, где за забором будет производиться забой скота по религиозным правилам. Ведь на любой мясобойне ежедневно забивают животных, но никаких петиций по этому поводу деятели культуры не пишут. А религиозные правила предписывают мусульманам делать это безболезненно, чтобы свести к минимуму страдания животного, чтобы не травмировать заранее его психику. Поэтому, если все делается деликатно, с учетом мнения окружающих, то никаких конфликтов не должно быть.

— Можно ли провести какие-то параллели между Курбан-байрамом и Пасхой — как христианской, так и иудейской? Вам как бывшему православному священнику эти праздники не кажутся близкими по своему происхождению? Или же мусульмане вкладывают в «праздник жертвы» совершенно иной смысл?

— Предыистория этого праздника была впервые описана в Торе, а затем в Коране. Это перекресток трех монотеистических, или, как их еще называют, авраамических, религий. Иудеи в толковании этого праздника опираются на Тору, христиане — на Ветхий и Новый Заветы, а мусульмане — на Коран. Но для всех них описанное в священных книгах событие является знаковым, метаисторическим и имеющим глубинный смысл.

В чем этот смысл? Во многом он заключается как в вере в милость Бога, так и в запрете на человеческие жертвоприношения, что в том языческом окружении было особенно актуально. Язычники верили в то, что пролитие человеческой крови позволяет им умилостивить богов и принести своему народу большую пользу. Что же касается легенды о пророке Ибрахиме, то она рассказывает нам о другом. Вначале Господь миров, Аллах решил испытать послушание и решимость праведного Ибрахима и повелел ему убить своего сына. При этом в Господень замысел изначально входило, что смерти сына не будет и что на примере Ибрахима людям будет показано, что человеческую кровь во имя Бога проливать недопустимо. Этот запрет вошел в метафизику и догматику трех авраамических религий, поэтому в современном диалоге между исламом, христианством и иудаизмом надо почаще вспоминать об этом общем монотеистическом празднике и на него опираться.

«Там, где специально собираются мусульмане, можно накануне Курбан-Байрама выбрать место, где за забором будет производиться забой скота по религиозным правилам» «Там, где специально собираются мусульмане, можно накануне Курбан-байрама выбрать место, где за забором будет производиться забой скота по религиозным правилам» Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

— А вам когда впервые довелось наблюдать Курбан-байрам или участвовать в нем? Когда вы служили настоятелем одного из православных храмов Душанбе в 1980-е годы?

— Я, честно говоря, всегда интересовался не столько обрядовой стороной, сколько учением ислама. Что до Курбан-байрама... Совсем не обязательно самому резать барана. Можно заплатить за это, а можно и купить мясо жертвенного животного с благотворительной целью. По заведенному ритуалу треть мяса должна раздаваться нищим и неимущим, треть — друзьям и соседям, и только последнюю треть следует оставлять себе. Быть может, в среде не очень грамотных мусульман кому-то и представляется, что суть Курбан-байрама в том, чтобы просто зарезать барана. Но вспомним, что этот праздник зарождался еще в родоплеменном и феодальном обществе, когда люди жили натуральным хозяйством. Чтобы накормить кого-то, невозможно было просто сходить в магазин — его еще не было. Следовало зарезать курицу или утку, если гость один. Если же гостей много — под нож шел баран или корова. Отличие праздника Курбан-байрама от этих будничных ситуаций заключалось в том, что в этот день жертва освящалась, накормить ей надлежало не только своих друзей, но и всех нуждающихся, тех, кто не имеет своего пропитания. То есть способствовать тому, чтобы между людьми устанавливались дружеские братские связи.

«ТАЙНЫЙ ШЕЙХ СКАЗАЛ МНЕ: «У ТЕБЯ МУСУЛЬМАНСКИЕ ГЛАЗА, ТЫ ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАНЕШЬ МУСУЛЬМАНИНОМ»

— Тем не менее ваше первое знакомство с исламом произошло именно в Средней Азии?

— В Таджикистане я познакомился скорее с самими мусульманами, а исламское вероучение постигал самостоятельно по книгам.

— А в Духовной академии вам как будущему православному священнику не преподавали какие-то элементарные основы ислама?

— Я изучал предмет «сравнительное богословие», в котором есть раздел «ислам». Но этот раздел чисто апологетический, равно как и сам курс: он не ставит целью разобрать все религии и изучить их, а лишь указывает на их особенности, которые с точки зрения православия являются ошибочными. Ну и на объективные особенности мировых религий курс тоже указывает.

— Но ведь вам в Душанбе как-то сказали, что у вас мусульманские глаза?

— Да, мне об этом сказал один шейх. Впрочем, время было еще советское, и об этом человеке лишь говорили, что он тайный шейх. Он пришел ко мне в церковь — немолодой, благообразный — и, кратко побеседовав со мной, неожиданно заключил: «У тебя мусульманские глаза, ты обязательно станешь мусульманином!» Он говорил, разумеется, не о моей внешности — это были взгляд духовного человека и его оценка, данная мне. Он увидел во мне то, что до времени было скрыто от меня самого. В своей книге «Прямой путь к Богу» я пишу об этой встрече и о том, что это, казалось бы, парадоксальное заявление шейха, сделанное прямо в православной церкви в разговоре с ее настоятелем, не вызвало у меня никакого сопротивления, а, наоборот, запало в душу.

— Среди консервативных христианских богословов и политиков считается, что ислам — это не шаг вперед по сравнению с новозаветным откровением, а шаг назад. Поскольку от религии Бога-отца и Бога-сына, где люди называются уже не рабами, а друзьями Господа («Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями», — Евангелие от Иоанна 15:15 — прим. ред.), ислам возвращает нас обратно к «рабам Аллаха». У вас нет ощущения, что вы сделали шаг назад?

— Вообще-то в христианстве тоже распространена формулировка «раб Божий».

 «Сам факт творения человека Богом и означает нашу изначальную зависимость от Творца, ничего постыдного в этом нет. Это просто признание факта, за который верующие благодарят своего Создателя» «Сам факт творения человека Богом и означает нашу изначальную зависимость от Творца, ничего постыдного в этом нет. Это просто признание факта, за который верующие благодарят своего Создателя» Фото: скриншот

— Да, благодаря Ветхому, но не Новому завету.

— Более того, возьмите любое христианское прошение. Какая там подпись? Раб Божий такой-то... Подписи «друг Божий» я не припомню. Противопоставление названий «раб», «друг» или же «слуга» возникло уже в прямой полемике христиан с мусульманами. Я этот вопрос специально изучал и скажу, что здесь, кроме всего прочего, надо принимать во внимание и языковую разницу. По-русски «раб» — это просто бесправное существо, послушное орудие в руках своего господина. А по-арабски «раб» — это «абд», от слова «ибадат» — «служение», в определенных случаях даже «богослужение». Таким образом, слово, производное от «ибадат», может означать как «раба», так и «слуга Господа», оба значения здесь уместны. Этим подразумевается, что человек зависим от кого-то. Но ни христианство, ни ислам не отрицают зависимости человека от Создателя. Сам факт творения человека Богом и означает нашу изначальную зависимость от Творца, ничего постыдного в этом нет. Это просто признание факта, за который верующие благодарят своего Создателя.

Человек — это морально свободное, но бытийно зависимое от своего начальника существо: он не самодостаточен и не имеет никакого бытия, кроме адского, без своего Создателя. В исламе, что, может быть, не всем известно, человек вовсе не рождается «рабом Аллаха», он рождается свободным, потому что Господь наделил его свободой. Но рабом он сам пытается стать в течение своей земной жизни — по той же самой причине, по которой мать является рабой своего ребенка. Она уделяет ему все свое время — у нее не то что нет воскресений или иных выходных дней, но и никакой жизни в отрыве от жизни своего ребенка она себе не представляет. Ребенок закричал — надо идти его кормить, укачивать, никаких других вариантов здесь быть не может. Но почему-то это материнское служение, которое, по сути, является рабским, считается у людей не чем-то позорным, а, наоборот, возвышенным. Мы понимаем, что это происходит добровольно и что основной мотив, который движет матерью, — это любовь. По той же самой причине в исламе верующие сами себя подчиняют своему Создателю, зная, что он Всемогущий и Всезнающий, только отношения здесь выстраиваются не «сверху — вниз», как у матери и ребенка, а «снизу — вверх». Когда нам трудно и когда мы чего-то не знаем (а мы, согласитесь, многого не знаем), мы обращаемся за помощью и советом к тому, кто все знает, — это естественно. Когда мы отказываемся от ошибочных представлений и ищем Истину, обращаясь в ее поиске к своему Создателю, мы тем самым добровольно признаем себя Его рабами, будучи и оставаясь по сути свободными. И в христианстве это понятие свободы и добровольного рабства наличествует, как и в исламе.

Понятие «сыновства» или «дружества» по отношению к Богу ввело не христианство — это произошло еще в Древнем Израиле. Израильские святые и пророки тоже нередко называются «сынами Божиими», есть понятие «дочерь Бога», а сам Израиль — это «первенец Бога».

Однако еще до времени распространения ислама у многих языческих, политеистических народов тоже были распространены внешне схожие термины, например, греческий Геракл — сын бога Зевса, и в этом качестве он совершил 12 подвигов. Прометей — тоже сын Бога. Что это означало в обиходе? Это означало человека, зачатого божеством от земной девушки-девственницы и наделенного полубожескими, получеловеческими свойствами. Поэтому с точки зрения проповеди монотеизма в исламе посчитали целесообразнее вернуться к понятию «раб Божий», чтобы не умножать соблазнов, чтобы люди, которые верят, что Геракл — это сын божий, или какие-нибудь фокусники, выдававшие себя за пророков и совершавшие одно чудо за другим, больше не имели возможности спекулировать терминами «сыновства». Поэтому, видимо, и произошел этот откат к более древней терминологии, о котором вы говорите.

В Торе — да, это осталось, но там проще, потому что Книга рассказывает лишь об одном народе, в то время как другие народы уже по определению не могут претендовать на «сыновство». Но и в Торе «сын Божий» — это родство не по природе, а по ответственности, по любви. Ведь Всевышний, согласно Торе, создав людей, один из сотворенных народов избрал авангардным на пути к спасению, послал Израилю своих возлюбленных пророков, которые всю свою душу и жизнь клали на алтарь служения Создателю. А Тот, в свою очередь, как о детях, заботился о своем народе. Израильтяне же относились к Всевышнему как к своему возлюбленному Отцу. Родителям предписывалось: если сын их не слушает, надо призвать его к порядку. Если же опять не послушает, злословит, бунтует, надо его вывести среди села и побить камнями, «дабы искоренить зло из среды нашего народа». Это я почти дословно цитирую Тору. То есть отношения отца и детей были очень суровыми, не то что сейчас, когда папа своего сынка, накачанного наркотиками и сбившего на машине несколько человек, отмазывает от тюрьмы. В древности это было невозможно, потому что «сыновство» предполагает не только безрассудную любовь, но и ответственность. Хотя, подчеркиваю, ислам не имеет ничего против понимания отношений между Творцом и человеком как между родителем и ребенком. Однако это родство не по природе, потому что Аллах не рожденный и сам никого не рожал. А в идиоматическом смысле — да, человек может быть «сыном Божиим».

Митрополит Феофан и Камиль хазрат Самигуллин Митрополит Феофан и Камиль хазрат Самигуллин Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«ДА, Я ХОРОШО ПОМНЮ МИТРОПОЛИТА КАЗАНСКОГО И ТАТАРСТАНСКОГО ФЕОФАНА»

— Вы как-то сказали, что без ислама невозможно понять даже Данте Алигьери. А Данте в своем творчестве, как известно, опирался на учение средневекового богослова Иоахима Флорского, который делил человеческую историю на три эпохи: эра Бога-отца (отношения Творца и людей трактуются как Господин — раб), эра Бога-Сына (отношения Отец — сын) и эра Святого духа (полное слияние Творца и творения). Я читал в ваших высказываниях, что откровение, данное Мухаммеду, вы соотносите с Духом-утешителем, который был обещан еще Христом. Не есть ли это начало «третьей эры»?

— Это условная градация, и, говоря о ней, не хотелось бы обидеть представителей других монотеистических религий. Третья сейчас эпоха или нет? Ислам исходит из понимания, что во все времена и все эпохи в отношениях Бога и человека превалировали одни и те же ценности. Понятие праведности и понятие греха были всегда. Адаму в раю была дана единственная заповедь — заповедь послушания, в которой нет иного рационального смысла, кроме того, чтобы человек просто слушался своего Создателя из любви и благодарности к Нему. Но Адам нарушил эту заповедь — так появился грех. И с тех пор ничего не изменилось. Что две тысячи лет назад, что три тысячи — всегда было одно и то же: грех, покаяние, прощение. В псалме 50 царя Давида, который в исламе почитается как пророк Дауд, говорится, что, да, он согрешил, но далее идет продолжение: «Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. ...Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега...» И тогда грехи прощались, и сейчас они прощаются тем, кто искренне раскаивается. Поэтому деление на эпохи условно. Если же говорить о Духе, то в Коране помимо внешних предписаний, на которые все почему-то больше обращают внимание, есть и бездна духовного. Например, смысл «ибадата» — служения, о котором я говорил. Да, ты свободный человек, но попробуй добровольно сделать себя рабом из любви и благодарности к своему Создателю, который ведь не просто так тебя создал. Свобода воли дает нам большой простор для действий на земле, ведь человек — это наместник, халиф Аллаха, согласно Корану. Поэтому миссия человека — доведение мира до преображения — очень велика.

— Много ли людей, которых нельзя назвать этническими мусульманами, проделали ваш путь к исламу? Много ли русских в последнее время стали мусульманами? И откуда эти люди пришли в ислам — из атеизма, из православия, просто из серых будней?

— Даже невозможно сказать, сколько новообращенных, потому что никакой статистики на этот счет нет. Вы можете приехать в какую-то конкретную мечеть и получить конкретный ответ, что в этом месте, допустим, 20 русских приняли ислам. Из них 10 ходят в мечеть, а 10 не ходят. Но свести эти разрозненные данные воедино очень трудно. В больших городах, где и мечетей много, и уследить за всеми невозможно, этот процесс перехода в ислам еще менее поддается исчислению. Некоторые к тому же предпочитают скрывать и не предавать огласке новообращенных, потому что чего-то опасаются. Если в нулевые годы можно было говорить о нескольких тысячах, то сейчас я бы поостерегся называть цифру. Причем лиц женского пола среди «русских мусульман» значительно больше, чем мужеского. Тут и факты замужества играют роль, но не только. Я знаю, что многие девушки принимают ислам не из-за какого-то конкретного мусульманина. Причины при этом понятны: именно в мусульманской среде женщины рассчитывают найти сильного мужчину, который будет заботиться о жене и о детях, все возьмет на себя, не будет пить и т. д. Что касается мужчин, то они ищут для себя истину, которую ислам изъясняет, на мой взгляд, доступным и красивым языком.

Но все же я могу сказать, что случаев перехода из одной религии в другую на самом деле очень мало. И у меня не было этого перехода, если говорить строго. Прежде чем исповедовать ислам, я разочаровался в христианстве, в обрядах, которые как священник я совершал. Если бы я продолжал исполнять эти обряды, не веря в них, это было бы лицемерием и обманом. Я бы в саму православную церковь вносил этим самым раздор и смуту, как, кстати, многие и делают, умножая раскол. Но это аморально. И я не пошел по этому пути. Разочаровавшись, я перестал совершать обряды, остался наедине с собой и начал искать иную форму, иной путь к Истине. Я же в Бога не перестал верить — я перестал верить в обряды. И честно и открыто объявил об этом, чтобы никого не вводить в заблуждение. Иное земное выражение правильного пути я нашел в исламе. Но это не было переходом, сменой одного партийного ярлыка на другой. Это было обретение другой, завершающей формы религии Бога.

Те же, кто приходит в ислам, ничего толком не зная о православии, тем более не совершают никакого перехода из одной религии в другую. Я лично почти не припомню примеров, когда осознанно из христианства непосредственно приходили на ислам. Разве что курский православный священнослужитель Владислав Сохин — он практически в течение месяца из священника стал мусульманином.

Владислав Сохин Владислав Сохин Фото: скриншот

— Вы тоже, насколько я понимаю, были укоренены в православной среде — служили не только в Средней Азии, но и в Калужской области, защищали диссертации по истории РПЦ. Мне казанский митрополит Феофан говорил, что вы даже работали какое-то время вместе.

— Да, я хорошо помню митрополита Казанского и Татарстанского Феофана, я работал вместе с ним под началом в то время митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, нынешнего патриарха, в отделе внешних церковных связей (ОВЦС). И очень благодарен многим священникам и преподавателям церкви, давшим мне первые знания о религии. И потом, когда я стал депутатом Верховного Совета и экспертом Госдумы, я много сотрудничал с ОВЦС, имел даже благодарности за это сотрудничество, помогал ориентироваться в политических событиях. Однако с 1995 года я стал постепенно отходить от этого (официальный уход Вячеслава Полосина из РПЦ произошел в 1999 году, когда он опубликовал свое интервью о принятии ислама, прим. ред.).

— Российская мусульманская умма сейчас составляет 20 миллионов человек?

— Эта цифра условная. Владимир Путин как-то оценивал ее в 16 миллионов человек, потом кто-то сказал, что 20 миллионов. Надо учитывать, что в РФ очень много приехавших мусульман и здесь натурализовавшихся. Я слышал, что только 2,5 миллиона киргизов получили российское гражданство. А сколько еще узбеков, таджиков... Плюс рождаемость на Кавказе остается, как обычно, высокой. Поэтому число этнических мусульман может составлять в России от 20 до 30 миллионов. Но мусульман, соблюдающих намаз, значительно меньше. И тем не менее этот процент больше, чем у остальных религий.

«ВСЕ КОНСЕРВАТОРЫ У НАС В КАКИХ-ТО КРАЙНОСТЯХ ПРЕБЫВАЮТ: КТО — В КРАСНЫХ, КТО — В КОРИЧНЕВЫХ»

— А почему, на ваш взгляд, не состоялось в России христианское демократическое движение, во главе которого вы были какое-то время наряду с Аксючицем и Якуниным? Почему церковь не смогла социализоваться? Я спрашиваю у вас об этом не только как у бывшего христианского демократа, но и как у автора социальной доктрины российского ислама.

— Причины провала по ходу дела было трудно разобрать, но сейчас на расстоянии это видится достаточно отчетливо. Для христианской демократии в России попросту нет почвы. Я изучал впоследствии опыт Англии и Германии на этот счет. Что было в Англии? Там состоялся так называемый христианский социализм, на этой базе они и осваивали консервативные ценности. Но привязка к религии им мешала. Это затрудняло объединение вокруг них большого количества политиков, которые были нерелигиозны. Мне, кстати, тоже на 1-м съезде народных депутатов СССР в 1990-м году, когда мы только создали Российское христианское демократическое движение (РХДД), говорили: «Ой, отличная у вас идеология, я бы к вам пошел, но я молитв не читаю, водку пью...» Для большинства людей сам термин «религия» сразу пробуждает в памяти храм, священные облачения, молитвы, древние песнопения. То есть определенный стиль жизни, которым современные люди редко живут. Поэтому и в Великобритании христианские социалисты вынуждены были переименоваться в Консервативную партию. А до этого она была христианской социалистической. В России же православная религия имеет ярко выраженную византийскую символику, которая под влиянием времени приобрела свои особенные черты. Поэтому если в России политическая партия делает отсылку к религии, то к ней сразу возникают вопросы: а как на это смотрит церковь? Если это протестанты, то их объявляют сектой, а если это православные, то возникает вопрос: где же ваши кресты, иконы, хоругви и благословение священноначалия? Поэтому совмещения в одном имидже политики и христианской религии не произошло. В 1990 году, когда была смута в стране и возникали самые разные объединения людей, появились и христианские демократы, они могли даже сыграть локальную позитивную роль в период смуты. Но в глобальной политике они перспектив не имели.

— Тем не менее консервативное движение в России появилось, но оно имеет махровую красную расцветку. Это прежде всего красные евразийцы — Проханов, Дугин и иже с ними. А где же белые?

— Консерватизм в России по большому счету так и не состоялся. На одном условно консервативном фланге — экстремально радикальные силы, на другом — бесцветные. Православная церковь, надо сказать, достаточно мудро себя ведет и не дает использовать свое имя в этих политических разборках. А без непосредственного участия церкви все ссылки на религию зависают в воздухе и не приносят политикам никакой пользы.

— И тогда консерваторы опираются на «красные мифы».

— Да, потому что большевизм и сталинский национализм им хотя бы что-то дают, предоставляют хотя бы какую-то историческую почву под ногами. А вот создать «белую почву» пока не получилось, потому что, видимо, нет той элиты, у которой это будет пользоваться спросом. Кроме нескольких знаменитых русских идеологов, начиная от славянофилов и заканчивая религиозными мыслителями начала XX века, многие из которых пережили революцию, в качестве идеологической базы даже не на что опереться. По крайней мере, на основе книг и трудов этих людей не возникла новая элита. И сегодня все консерваторы у нас в каких-то крайностях пребывают: кто — в красных, кто — в коричневых, кто — в черных анархических. А в белых — не получается.

— Ислам, на ваш взгляд, имеет больше политических и социальных перспектив, нежели современное христианство? В России, в мире?

— Я один из составителей социальной доктрины российских мусульман, как вы уже упомянули (подчеркиваю, не автор, а редактор-составитель того, что предложили богословы). Но это документ не политический, его можно считать просто визитной карточкой мусульман по отношению к государству РФ. Тем самым мы показываем, что относимся к своему государству так-то и так-то (к президенту, правительству, светской Конституции и пр.) и не вынашиваем никаких злодейских планов по созданию ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ группировки «ИГИЛ» прим. ред.). Это богословие, выраженное социальным языком, чтобы его поняли светские люди. Но политики здесь нет.

«Президент РФ еще в 2003 году говорил, что Россия — друг и защитник ислама» «Президент РФ еще в 2003 году говорил, что Россия — друг и защитник ислама» Фото: kremlin.ru

— Однако в Турции существует политический ислам, а с Анкарой Москва, как известно, снова дружит. В самой РФ есть зерна, из которых может прорасти политический ислам?

— Нет, если не говорить о политических и религиозных экстремистах. В России есть единственный идеолог политического ислама — это философ и политик Гейдар Джемаль. Но он шиит и с живущими в нашей стране суннитами нечасто находит общий язык. И он одиночка, каким в православной среде был, к примеру, Иван Ильин или Николай Бердяев. Я считаю, что Джемаль говорит интересно и остроумно, но не опираясь ни на какую реальную элиту.

— Тем не менее какой союз возможен между исламским миром и постсоветской, условно византийской Россией? Мы не враги исламу. Но кто мы ему?

— Президент РФ еще в 2003 году, когда нашу страну принимали в Организацию Исламская Конференция (ОИК), говорил, что Россия — друг и защитник ислама. Сейчас благодаря политическим изменениям в Турции и безусловному присоединению Крыма на повестке дня — неоевразийская концепция, согласно которой Россия сохраняет свой материнский покров и над славянскими православными народами, и над мусульманскими тюркскими народами. А родина тюркских народов — это Алтай, древнейшая цивилизация. Крымские татары — это тюрки, да и большинство населяющих РФ мусульманских народов — тоже тюрки. Исключение составляют некоторые дагестанцы и вайнахи. В этом свете концепция двуглавого орла получает новый смысл: это евразийское единство православного и мусульманского начал. Пытаться скопировать из прошлого какие-то варианты — это бесперспективно, прошлое невозвратно. Надо строить будущее — как евразийский союз славянских и тюркских народов.

— Но не будем забывать и о буддийских народах: у нас их целых три — калмыки, буряты и тувинцы.

— Само собой, почет и уважение представителям этой религии, но в России их слишком мало, чтобы говорить об их участии в геополитических процессах.

— Сами себя вы считаете состоявшимся в мусульманской среде? Как богослов, как искатель истины?

— Да, я считаю себя состоявшимся и нашедшим себя. Каждый человек в течение жизни ищет самого себя, хотя многие полагают, что ищут что-то другое. Есть поговорка о том, что поиски своего дома заканчиваются там, откуда тебе не хочется никуда уходить. Так и тут. Я нашел себя в исламе, и мне не хочется отсюда никуда уходить.

Вячеслав Полосин родился 26 июня 1956 года в Москве. Русский. Доктор философских наук, кандидат политических наук.

Окончил философский факультет Московского государственного университета в 1978 году по специальности «социология», диплом: «Критика концепции „духа капитализма“ Макса Вебера».

В 1980 году стал работать в православной церкви чтецом. В 1983 году закончил Московскую духовную семинарию. В 1983 - 1985 годах служил священником в Средней Азии, был настоятелем церкви в Душанбе, откуда был выслан советскими властями. С 1985 по 1988 год — внештатный сотрудник издательского отдела русской православной церкви.

С 1988 по 1991 год — настоятель церкви в Обнинске Калужской области, протоиерей. С 1992 года в деятельности церкви не участвовал, числился внештатным священником.

С 1990 по 1993 год — народный депутат РСФСР (РФ) от Калужской области, член Верховного Совета РФ, член президиума Верховного Совета РФ, председатель комитета Верховного Совета РФ по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Соавтор законов РФ «О свободе вероисповеданий» и «О свободе совести и о религиозных объединениях», многих законодательных инициатив и поправок. Один из разработчиков церемониала вступления в должность президента РФ в 1991 году.

В 1993 году закончил Дипломатическую академию МИД РФ, защитил кандидатскую диссертацию по политологии на тему «Церковь и государство в СССР в 1971 - 1991 годах».

С марта 1994 по ноябрь 2000 года — эксперт Государственной Думы РФ, советник комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций, государственный советник 3-го класса.

В 1999 году выпустил книгу «Миф, религия, государство» о влиянии религиозных мифов на политическое развитие общества и защитил докторскую диссертацию по философии религии на тему «Диалектика мифа и политическое мифотворчество». Автор ряда публикаций на религиозные и религиозно-политические темы.

В мае 1999 года объявил о принятии ислама; принял второе имя — Али. С октября 1999 года — советник совета муфтиев России.

В 2000 году выпустил книгу «Прямой путь к Богу», в которой раскрыты личные богословские основы, побудившие христианина принять ислам. В 2001 году выпустил монографию «Преодоление язычества», в которой рассматриваются философские основы единобожия и его отличие от политеизма.

Один из разработчиков «Основных положений социальной программы российских мусульман», выпущенных советом муфтиев России в 2001 году, а также социальной доктрины российских мусульман (2015 год).

Член президиума общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» (2005–2007), председатель российского научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» («Умеренность и созидание»).

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (89) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
12.09.2016 09:37

Уровня Полосина среди татар, перешедших из Ислама в Православие - нет. Поэтому и сказать им нечего.

  • Анонимно
    12.09.2016 08:26

    Увидим ли мы в БО интервью с православным татарином (не кряшеном, а татарином-этническим мусульманином, перешедшим в православие осознанно)....

    • Анонимно
      12.09.2016 09:32

      Это было бы справедливо!

    • Анонимно
      12.09.2016 09:37

      Уровня Полосина среди татар, перешедших из Ислама в Православие - нет. Поэтому и сказать им нечего.

      • Анонимно
        12.09.2016 09:43

        Если даже нет уровня Полосина, то количество татар , принявших православие достаточно много, если не ошибаюсь, достигает от 25 до 30%.

        • Анонимно
          12.09.2016 10:12

          Ошибаетесь, по официальным данным переписи населения их 34822 человека, что составляет чуть меньше 0,5% от общей численности всех татар.

        • Анонимно
          12.09.2016 10:15

          Ошибаетесь! Большинство татар, принявших православие имеют одного из родителей не татар. К примеру Алия Мустафина, поэтому говорить, что они татары ну это не совсем логично.

          • Анонимно
            13.09.2016 23:41

            Вот пример: известный артист Шакуров Сергей Каюмович. Родился в Москве в русско-татарской семье. Отец — Шакуров Каюм Туффитович, профессиональный охотник. Мать — Щеглова Ольга Сергеевна, тётя советского художника-карикатуриста Евгения Щеглова.

        • Анонимно
          13.09.2016 00:21

          Где такая статистика?

      • Анонимно
        12.09.2016 10:10

        татары кто перешел из ислама в христианство. Кабаева, Утяшева, Нургалиев.
        Вот статья про православных татар http://zvezdapovolzhya.ru/obshestvo/pravoslavnye-tatary-07-02-2014.html

        • Анонимно
          12.09.2016 12:44

          Они и не были мусульманами. А у Кабаевой мать православная. У Нургалиева жена, да и пост такой без того, чтобы быть одной веры с большими боссами, занять невозможно. Можно вспомнить еще и Хаматову, но она тоже там же и вращается. Куда же без этого?

          • Анонимно
            13.09.2016 15:02

            Так вы определитесь они мусульмане или татары, эти понятия не не тождественные (!).

            • Анонимно
              13.09.2016 18:08

              Сейчас татарина от русского трудно отличить. А что в голове - вообще, потёмки.

    • Анонимно
      12.09.2016 12:49

      Зачем, ну перешел и перешел.

    • Анонимно
      13.09.2016 08:42

      Кряшен есть кряшен, а не православный татарин. У кряшен свой алфавит у татар свой , а язык тюркский.

      • Анонимно
        13.09.2016 11:12

        Напишите подробнее, чем отличается кряшенский алфавит от татарского. Разговаривают они точно на татарском. Не вводите людей в заблуждение.

        • Анонимно
          13.09.2016 13:22

          Разговаривают на тюркском как и башкиры , в чем разница Башкирского и татарского языка ?? Одна буква в алфавите? Зачем вы его называете Татарский Язык ??? В инете найдите кряшенский алфавит и найдёте разницу, а если вам лень персонально пришлю. Разница кряшенского и татарского языка втом , что в кряшенском языке нет арабизма. Кряшены сохранили язык с древних времён , а вы все пытаетесь этот прекрасный язык испортить.

          • Анонимно
            13.09.2016 18:10

            Переходим на латинские буквы.

            • Анонимно
              13.09.2016 21:33

              Перейдёте когда рак на горе свиснет!

              • Анонимно
                13.09.2016 22:11

                Так он уже свистел в 20-х годах ХХ века.
                А у вас почему затык с этим вопросом? Просто интересно.

    • Анонимно
      13.09.2016 09:53

      Таких нет.

    • Анонимно
      13.09.2016 12:30

      В Зеленодольске служит о. Святослав этнический татарин. Может быть и не такой высокообразованный профессор как Полосин, но зато добрый и сердечный батюшка. В рамках толерантности может быть и интервью с ним разместить

      • Анонимно
        14.09.2016 10:01

        Толерантность это европейские ценности, а не наши

        • Анонимно
          14.09.2016 16:57

          10:01 Сам понял, что написал? Толерантность это не "ценности". По-русски говоря, это терпимость к чужой культуре, готовность её понять и уважать, но отнюдь не следовать ей.
          Таким образом, своей репликой ты призываешь не терпеть находящихся рядом с тобой представителей других культур и мировоззрений. Эдак, братец, мы далеко зайдем в войне всех против всех в нашем обществе. Нам этого только не хватает для полного счастья? Общество наше расколото, но это должно преодолеваться политическими, экономическими и другими процедурами с целью достижения социальной справедливости.

          • Анонимно
            15.09.2016 00:37

            Толерантность - от фамилии генерала армии Наполеона Талейрана. Он был до того терпимым к другим, что даже состоял тайным агентом русской армии и передавал тайную информацию, т. е. просто напросто для нас был как бы "разведчиком", а для французов - банальным предателем и изменником. Вот до чего может довести толерантность.

  • Анонимно
    12.09.2016 08:34

    Гейдар Джемаль ; Что­бы раз и нав­сегда снять вся­кие воп­ро­сы, воз­ни­ка­ющие у брать­ев, офи­ци­аль­но за­яв­ляю сле­ду­ющее:

    Я сле­дую сам и под­держи­ваю всех, кто сле­ду­ет Ко­рану и дос­то­вер­ной Сун­не Про­рока (да бла­гос­ло­вит Его Ал­лах и при­ветс­тву­ет!);

  • Анонимно
    12.09.2016 09:03

    Подошел шейх с даром внушения, а Али (он же Вячеслав), как все верующие (по настоящему, а не считающие себя таковыми) - с легко внушаемой психикой. Именно так и вербовки происходят. Можно только посочувствовать. Он теперь и там не свой, и сям чужой. Бог (Аллах) ведь един, и законы его для всех равны, а переход из одной религии в другую - это как раз и есть выбор, предпочтение обрядовости и ритуалов по большому счету. А гражданин Полосин утверждает, что обрядовость его не интересует. Нестыковочка.

    • Анонимно
      12.09.2016 09:31

      Судя по комменту, Вы запутались не только в других, но и в себе. Он лишь осознанно выбрал свой путь к Всевышнему.

      • Анонимно
        12.09.2016 10:02

        Он его уже однажды выбрал, и тоже осознанно...

        • Анонимно
          12.09.2016 10:19

          Переосмыслил. Главное, что совсем не ушел с дороги. Да и не грех ли это, осуждать человека за любовь к Аллаху и уважение Ислама?

      • Анонимно
        12.09.2016 12:52

        Верующий человек, однажды уверовав, понимает, что Бог един. А конкретная религия определяется традициями того общества, в котором живёшь. Поэтому переход из одной религии в другую - бессмысленная глупость, а также разрыв этнических корней человека - традиций, впитываемых с молоком матери. Теперь он и не русский и не татарин и не араб, а безликий порядковый номер в статистике.

        • Анонимно
          12.09.2016 17:00

          Это вы безликий порядковый номер то ли у мусульман то ли у христиан, а он уникум, пошел не против течения, а водопада

        • Анонимно
          12.09.2016 21:40

          При жизни он понимания среди соотечественников не найдет, а для мусульман будет эдакой диковинкой, но тоже не своим.

          • Анонимно
            13.09.2016 11:15

            Почему же? Это же только ваша личная точка зрения, почему-то выдаваемая за мнение всей страны.

          • Анонимно
            13.09.2016 14:14

            Для человека принявшего ислам искренне нет нужды быть своим или чужим для соотечественников или арабов. Ему важно быть на пути истины, пусть даже он будет на этом пути один из миллионов.

          • Анонимно
            13.09.2016 14:36

            Я татарин - мусульманин. У меня несколько друзей русских - мусульман и много татар - мусульман. Они мне все одинаково близки. С кем то я больше дружу с кем то меньше, но национальность моих друзей вообще не играет для меня ни какой роли. Все решает общность характеров или частных (мирских) интересов.

          • Анонимно
            15.09.2016 00:57

            Он будет диковинкой только из-за того, что среди не только татарстанских, но и всех российских мусульманских проповедников трудно найти другого человека с таким же широким кругозором. А такая широта обусловлена тем, что Али Полосин - доктор философских наук, кандидат политических наук, имеет дипломатическое образование, и два образования по двум религиям: духовная семинария и самостоятельно изучил Ислам. Поэтому он смог сам выбрать такой путь к Богу и очень доходчиво может рассказать об этом другим. То, что он обучался в духовной семинарии, ему сильно помогло в изучении Ислама. Я сам тоже изучаю самостоятельно Ислам, изучаю я его не только по Корану, хадисам и другим источникам, но и через Библию. Знание Христианства помогает в изучении Ислама, как и знание остальных религий и, конечно же, философии. Человек знающий философию лучше поймет любую религию.

        • Анонимно
          13.09.2016 12:49

          Вот вы и подходите в этот безликий список. Прежде чем писать, почитайте в чем различие в христианском вероисповедовании и исламе, много умников смотрю здесь, а основные каноны религий мало кто знает.

          • Анонимно
            13.09.2016 18:14

            Главное отличие - отсутствие концепции первородного греха.

    • Анонимно
      12.09.2016 10:22

      Вы это... прежде чем заявить "там чужой, прочитали бы статью.
      " С октября 1999 г. — советник Совета муфтиев России.
      Один из разработчиков «Основных положений социальной программы российских мусульман», выпущенных Советом муфтиев России в 2001 г. , а также социальной доктрины российских мусульман (2015 год).
      Член президиума Общероссийского общественного движения «Российское исламское наследие» (в 2005–2007 г.), председатель российского научно-просветительского центра «Аль-Васатыйя» (Умеренность и созидание).

    • Анонимно
      12.09.2016 12:59

      Не совсем так. Хотя и отличаются в первую очередь эти религии по своей обрядности, но в них много и коренных отличий, которые и определяют суть ислама, христианства и иудаизма. В первую очередь это то, что называют богом или аллахом. Понимание их отличаются в этих религиях. И самое главное отличие происходит и во взаимоотношениях бога и человека. Бог для иудеев только для избранного народа. Для христиан он в трех лицах и очень похож на человека. Для мусульман он един и его нельзя понять чисто человеческими понятиями. И следует также принять, что все эти религии как бы развивались в своем понимании бога. От иудаизма к исламу. Они не возникали просто на пустом месте, неоткуда. Они и есть развитие человека в его понимании бога.
      Булгарин

      • Анонимно
        15.09.2016 01:06

        Они и есть развитие человека в его понимании бога.
        Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/322390
        Это не совсем так. В Исламе считается, что Ислам как религия была ниспослана еще на заре становления человечества - Адаму, который в Исламе почитается не только как прародитель всех людей, но и как пророк. И все остальные пророки проповедовали именно Ислам. Но народ все время сбивался от правильного пути, куда многократно наставляли пророки.

    • Анонимно
      13.09.2016 21:53

      В тот то и дело что Ислам дает форму вере.. Не просто духовность которая временами увеличивается а иногда теряется..))

  • Анонимно
    12.09.2016 09:03

    Очень интересный и умный человек, с сложнейшей биографией, которая характерна для 90 -х гг. когда предательски был ликвидирован СССР и люди оказались в "объятьях" дикого капитализма и его апологетов из части иерархов РПЦ. Не являясь верующим, тем не менее понимаю его поступок. Поэтому воздержусь от оценок, хотя для стебунов тут раздолье. Здоровья и душевного спокойствия ему. Хотя честно говоря тоже не верю в искренность иерархов но не только РПЦ но и ДУМ.Но сегодня праздничный день и поэтому воздержусь от дальнейших комментов. С праздников тех кто искренне верит в Бога независимо от конфессий. Собыьтя 90-х гг. невольно заставляю многих, надеять только на Всевышнего.

  • Анонимно
    12.09.2016 09:20

    Все логично,с развалом образования и промышленности,приходит время обратно лезть на дерево

    • Анонимно
      12.09.2016 09:41

      Как раз образование и промышленность разрушили люди с мышлением такие как вы, а нынешний
      этап религиозно мыслящих(независимо от конфессий) людей, создадут в перспективе новую эру в российской действительности, с высокоинтеллектуальным социумом, создадут великолепную сеть образовательных учреждений, где будет воспитываться межнациональный мир, человеческое и братское отношение к друг к другу. И слова из морального кодекса коммунизма- человек человеку брат, товарищ и друг, будут не фикцией, а объективной реальностью.

      • Анонимно
        12.09.2016 10:08

        Да-да-да, уже создают, уже строят, больницы отдельно по религиозному признаку, магазины по религиозному признаку, преподавание религиозных основ в школах, где детям объясняют, что они отнюдь не одинаковы, а разделены по конфессиям. Весьма, весьма высоко интеллектуально, межнациональный мир и братское отношение воспитывают! И "человек человеку друг и брат" будет в их понимании только по отношению к своей конфессии. А религиозно мыслящих людей с широкими взглядами, не зашоренными, не зацикленными на своей религии, не считающей ее абсолютной истиной и априори единственно верной по сравнению с другими, терпимых к другим - их ой как мало, меньше 0,1% наберется.

        • Анонимно
          12.09.2016 14:56

          Не вижу ничего плохого в отдельных школах, пунктах питания и больницах. Общество неоднородно в своих мировоззрениях и поэтому скреплять их насильно, как сделали большевички, бесполезное действие, и все равно каждый будет плыть в своем направлении. Вам бы пора отойти от коммунистический идиллий, уже 30 лет нет коммунистического мрака, а идеи по сей день живут. Что касается толерантности население в цифрах около 0,1 %, мне кажется ваши цифры не соотвествуют действительности. С чем могу с вами согласиться, что нетерпимости в наши дни в разы более, чем раньше.
          Но все равно до революции черезполосицу были расположены мусульманские и православные деревни, их пашни и люди находили общий язык, при этом оставаясь при своем мировоззрении. В Казани была Татарская Слобода и русская часть города и люди жили мирно и благочинно к друг к другу. В казанскую Ратушу избирались представители от Татарской Слободы и русской части города и депутаты работали сообща и принимали общие для всего города законы.
          Я не предлагаю опять разделять так, как до революции, я просто привожу примеры как аргументацию вашим высказываниям.

        • Анонимно
          12.09.2016 21:31

          +10000,полность согласен,каждая религия отстаивает свое мировоззрение

    • Анонимно
      13.09.2016 14:39

      Если Вы дарвинист, то да! Пора на дерево!)

      • Анонимно
        15.09.2016 15:01

        Аргумент ваш типа "сам дурак". Но дарвинизм как теорию сейчас критикуют совсем не за это, не за "происхождение человека от обезьяны". Там гораздо сложнее.

  • Анонимно
    12.09.2016 09:38

    21 век ... мдэ, но у нас своя атмосфера.

  • Анонимно
    12.09.2016 09:47

    09: 20. Если "деревом" считаете церковь, мечеть, синагогу или буддийский дацан, то мыслите правильно. Но в образовании, с приходом нового министра, заявившей, что оно не сфера платных услуг, а система не только получения знаний но и воспитания, крен вроде бы исправляется. А вот в здравоохранении пока остается "министерство медицинских услуг и платного лечения". Может тоже надо министра сменить, хотя дама она симпатичная?

  • Анонимно
    12.09.2016 10:28

    Разочаровавшись в РПЦ, он разочаровался и в православной церкви. А это значит, что его вера была неглубока. К сожалению, некоторые нечистоплотные политики и священники делают из православия идеологию.

    • Анонимно
      12.09.2016 10:38

      Без РПЦ православия не существует? Может ли русский православный примкнуть скажем к болгарской или сербской церкви?

      • Анонимно
        12.09.2016 12:05

        10:38 Не компетентность ваша.
        Неизвестно, сколько именно принадлежат русских к другим церквям. РПЦ (если учитывать синодальный период) существует никак не раньше 1652 года. Она не обладает абсолютным правопреемством древлеправославия. Наоборот, существует РПСЦ ("с", как понимаете, от "старообрядческая" ). Вот как раз у РПСЦ больше правопреемства. Но не все "раскольники" воцерковлены, есть т.н беспоповцы, которых много по нюансам исповедания и обрядности. И большинство из них называют себя истинными православными, даже - "древле". Статистика по этим вопросам очень приблизительная. И, вообще, невозможно залезть в голову конкретного человека с помощью опросов и анкет. А многие "православные" русские пропускают свое православие через свой научный атеизм и воспринимают православие как элемент своей этнической истории, культуры и нравственности, а не "воцерковленности". И это характерно для большинства умственно развитых людей, не зависимо от "принадлежности к конфессии".

  • Анонимно
    12.09.2016 10:37

    Обряды ему не понравились? Какие именно ? Все чтоли? Может в старообрядцы перейти стоило тогда.

  • То что он вышел из православия это понятно,там попы с косами и в юбках с кадилами и хоругвами дурят народ,а вот зачем в Ислам подался я так и не понял! Видимо работать не хочет и ничего больше делать не умеет как только дурманить народ оппиумом для народа. И мне кажется нос человек по ветру держит,так как молодежь попам хапугам ну никак верить не может,а в ислам прежде всего идут бандюганы,чтобы легализоваться в своем криминальном бизнесе и сростится с религиозным и отсюда и убийства имамов,и взрыва газопроводов и вандализм на кладбищах,целью этих подвижек является желание подвинуть барыг в чалмах,которые захватили в свои руки кладбищенский бизнес,халяльный и хаджевый бизнес! И последний хадж этому подтверждение,когда все 50 мухтасибов РТ и муфтий с женой поехали на шару в хадж за счет бюджета и бандиты решили видимо показать им всем кто в доме хозяин и что как в 90 -е надо делится!

    • Анонимно
      12.09.2016 15:28

      Религия давно бизнес. Хоть попы, хоть муллы все денег хотят. На шикарных тачках ездят и т. д. Что то ни одного дервиша с посохом не видать). Истинно верующих очень мало.

      • Анонимно
        13.09.2016 14:21

        Поймите же, что вера и бомжевание не идут в исламе рука об руку. Я знаю и богатых имамов и бедных. Кто из них лучше не нам судить - это знает Господь. В исламе верующий может быть как миллиардер, так и дворник.

    • Анонимно
      15.09.2016 01:13

      Мурат! Хотя бы в праздничные для мусульман дни останови пока хотя бы временно свой "вентилятор".

  • Анонимно
    12.09.2016 13:00

    Ну, если бы он подался в язычество то это вам было бы понятно?

    • В язычество тоже было бы не понятно если бы подался! Да и зачем он туда пойдет там денег,власти нет! Атеистами становятся только высокообразованные люди,кто не понимает как можно в 21 веке верить в БОГА!

      • Анонимно
        13.09.2016 11:02

        А Вы господин Сиразиев во что верите? Вы сами то откуда взялись? Верите в то что Вы от обезьяны произошли? Можно Вашу версию бытия вкратце?

        • Анонимно
          13.09.2016 16:40

          Да он хоть таким образом в ряд высокообразованных желает попасть.

  • Анонимно
    12.09.2016 13:18

    Мир и уважение Али Вячеславу Полосину. Этот человек приложил свои усилия и труд почти ко всем законам и нормативным актам в нашей стране (имеющим отношение к религии). И все они написаны грамотно и достойно.

    Я смотрел его дебаты с Даниилом Сысоевым. Ничего плохого сказать не могу о нем после просмотра. Ни разу не опустился до плохого слова или бестактности.

    Если живете без Бога, живите безбожниками. Но поучать и оскорблять верующих - нехорошо.

    • Анонимно
      12.09.2016 19:17

      Золотые слова.

    • Анонимно
      15.09.2016 01:18

      Не только нехорошо, но и не красиво, неэтично и аморально. Жаль, что некоторые этого не понимают, видимо, себя считают очень уж умными. Но не видят, как это со стороны смотрится. Особенно это касается Мурата Сиразина.

  • Анонимно
    12.09.2016 14:47

    Большое уважение этому человеку! Очень приятно что православный священник перешел в ислам! Побольше бы таких!

    • Анонимно
      12.09.2016 15:37

      Православию тоже не хватает образованных людей и если такие есть в среде служителей ислама было бы неплохо, чтобы они пришли в православие.

  • Анонимно
    12.09.2016 15:59

    Бизнес и только бизнес ничего более.

    • Анонимно
      13.09.2016 14:25

      Ну и где там бизнес? что вы вообще знаете о финансовом положении Али Вячеслава Полосина?

  • Анонимно
    12.09.2016 16:15

    Очень правильно сказал Полосин насчет перспективы России - это Евразийский Союз: РФ + Турция + др. тюрк. страны; союз тюркских и славянских народов.

  • Анонимно
    12.09.2016 18:09

    Ну и что ко мне тоже подходил служитель Ислама с агитацией того что ислам лучше. На мой личный взгляд православие уступает в маркетинге и менеджменте, в простоте и понятности для масс. Но сейчас и время такое все что удобно находит себе место в жизни. Перейти в ислам податься регламентированым понятным действиям. Я не говорю о мусульманах рожденных в мусульманских семьях. Я говорю о тех кто Христу предпочел Мухаммеда. Непонятны ваши доводы про обряды когда сам Христос в храмах опрокидывал торговые лари.

    • Анонимно
      15.09.2016 01:24

      Нельзя говорить, что какая-то религия лучше или хуже. Тем более если кто-то принял Ислам, это не означает, что он Христу предпочел Мухамеда. Такой человек дополнительно к Моисею, Иисусу и другим пророкам обрел еще и Мухамиеда.

  • Анонимно
    12.09.2016 18:19

    мой отец- фронтовой разведчик,на мой вопрос о вере в Бога, ответил, что в окопах перед атакой неверующих нет . Все кому то или чему то молятся. И далее произнес:"" я верю в Бога, но, не верю попам, муллам и замполитам".

  • Анонимно
    12.09.2016 18:39

    Истинно верующие исчезли с развалом СССР. У них облик даже был другой.А сейчас много суеты и почти нет скромности. Многие могут посещать храмы,мечети,но в обыденной жизни поступки отвратительны.

  • Анонимно
    12.09.2016 19:41

    Человек постиг истину в сравнении и развитии. Логичен, аккуратен, высказывает только позитив.

  • Анонимно
    12.09.2016 20:45

    Мощно. Доступно. Актуально.

  • Анонимно
    12.09.2016 22:08

    Большое уважение такому человеку, мир вам!

  • Анонимно
    13.09.2016 11:06

    Известный молодой русский актер Сергей Романович тоже принял ислам.

  • Анонимно
    13.09.2016 12:33

    Жаль когда бывший священник таинства называет обрядами ...
    Уж извините, но не уважаю столь рьяно перемещающихся неофитов
    Н Большое ему спасибо, что ушел из священников

    • Анонимно
      13.09.2016 18:25

      Ошибки такого вида всегда бывают в устном диалоге. Иногда при переложении на письмо проскакивают.

    • Анонимно
      15.09.2016 01:30

      Некоторые обряды называются таинствами. Вот и все. Хотите сказать, что если, к примеру, венчание считать таинством, оно перестает быть обрядом? Это просто разные стороны одного и того же действия, таинство - это эзотерика, а обряд - экзотерика венчания.

  • Анонимно
    13.09.2016 19:50

    Родину, родителей и религию не выбирают. Точка.

    • Анонимно
      13.09.2016 21:44

      Да, действительно, религию не выбирают в секулярном обществе. Некоторые знают всё о всех религиях (ну, или почти всё) и поэтому видят их общую гносеологическую и социальную обусловленность. Они понимают, что это -человеческое, слишком человеческое (с).

    • Анонимно
      16.09.2016 14:54

      Не ВРИ!Не выбирают место Рождения и Родителей.Религия насаждается.

  • Анонимно
    14.09.2016 00:03

    Чувствуется что очень образованый человек.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль