Общество 
24.09.2016

Михаил Хазин: «Карт-бланш бюрократии выдан, он будет использован. Но как?»

Известный экономист поделился с «БИЗНЕС Online» мыслями о выборах, которые ему не дал высказать Сергей Доренко в эфире радио «Говорит Москва»

«Победители нынешних выборов могут остановить процесс модернизации, едва начавшийся в России», — считает глава фонда экономических исследований Михаил Хазин. По его словам, уже фактически принято решение о повышении налогов, взят курс на ликвидацию реального сектора экономики. В интервью «БИЗНЕС Online» экономист рассказал, что бюрократия живет вне времени и почему, выиграв выборы, «Единая Россия» рискует проиграть страну.

Михаил Хазин: «Победители нынешних выборов могут остановить процесс модернизации, едва начавшийся в России» Михаил Хазин: «Победители нынешних выборов могут остановить процесс модернизации, едва начавшийся в России» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТЕМА ФАЛЬСИФИКАЦИИ ВЫБОРОВ ВООБЩЕ ТАБУИРОВАНА»

— Михаил Леонидович, на этой неделе СМИ сообщили о вашем конфликте с главным редактором радиостанции «Говорит Москва» Сергеем Доренко. Почему Доренко, который еще с конца 1990-х пользуется репутацией «информационного киллера Кремля», в такой резкой форме отказал вам от эфира? Что такого крамольного вы собирались сказать, что не понравилось бы Доренко и выходило за пределы формата «Говорит Москва»?

— Я не знаю, что должно понравиться или не понравиться Сергею Доренко. У меня логика простая: либо я веду свою авторскую программу, либо я ее не веду. Я не являюсь штатным работником радиостанции «Говорит Москва», которой руководит Доренко. Поэтому, если он не хочет, чтобы на его радиоволнах была моя авторская программа, это его право. Тогда ее не будет. Но объяснять мне, что я должен говорить в своей авторской программе, такого я не могу позволить. Рассуждения по поводу всего остального я заранее с негодованием отметаю (об «экономической передаче в экономической сетке радиостанции», где не следует говорить о политике — такое объяснение конфликта присутствует на сайте «Говорит Москва» прим. ред.), поскольку это скорее имеет отношение к самооправданию Доренко, нежели к реальной ситуации.

— Разве это не связано с запретом на обсуждение минувших выборов в таких условно прокремлевских СМИ, как «Говорит Москва»?

— Не только в таких, как «Говорит Москва», но вообще во всех российских СМИ. Тема фальсификации выборов вообще табуирована. Хотя то, что фальсификации были, всем уже (как мне кажется) абсолютно очевидно. Более того, задействованный масштаб фальсификаций оказался по эффекту сильно выше, чем ожидали все, в том числе и ее организаторы — в связи с низкой явкой на выборы.

Именно это сейчас не хотят замечать и пробуют предать забвению. Вероятно, было принято решение, что эта тема вообще не обсуждается. Однако как раз забвение и создает серьезную проблему. Бюрократия, как она устроена, вообще историю не воспринимает. В ее восприятии существует только настоящее и относительно ближайшее будущее.

— То есть классическая бюрократия существует вне времени. Ее лозунг: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!»?

— Да, бюрократия существует вне времени. Но время от этого не перестает существовать. У него свои законы, которые распространяются и на политику. Обратим внимание: поскольку бюрократия существует вне времени, она априори лишена памяти. А значит, она уже не помнит, что она сама обеспечила высокий результат «Единой России». И по этой причине в ее понимании столь высокий электоральный рейтинг «ЕдРа» — это результат той политики, которая проводится Кремлем, поддержка ее самой со стороны общества.

— Получается, бюрократия «обманываться рада»...

— Да, это свойство любой бюрократии, не только национальной, а вообще любой, существующей вне времени и вне пространства. Абсолютно аналогичная ситуация во всех странах, на всех континентах и во все времена. Поэтому бюрократия воспринимает победу «Единой России» как не просто мандат на продолжение предыдущего политического курса, а как мандат на его усиление.

Но в чем на самом деле, на мой взгляд, заключается эта политика? Это курс на тотальное разворовывание бюджетов, на ликвидацию гражданских свобод с точки зрения перераспределения собственности. И третья составляющая курса — в отказе от любой ответственности.

«Я не являюсь штатным работником радиостанции «Говорит Москва», которой руководит Доренко. Поэтому, если он не хочет, чтобы на его радиоволнах была моя авторская программа — это его право» «Я не являюсь штатным работником радиостанции «Говорит Москва», которой руководит Доренко. Поэтому, если он не хочет, чтобы на его радиоволнах была моя авторская программа, это его право» Фото: kremlin.ru

«ФАКТИЧЕСКИ БУДЕТ ВЗЯТ КУРС НА ЛИКВИДАЦИЮ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

— Если нет гражданского общества, значит, в рамках государственной модели нет и никакой ответственности.

— Ответственность можно нести не только в рамках гражданского общества. Например, в Сингапуре времен Ли Куан Ю или в сталинском СССР ответственность все равно существовала, но она была перед самой системой. Элементы гражданского общества при этом присутствовали, но была и, грубо говоря, верховная политическая власть, и ответственность приходилось нести перед ней. Предназначение же гражданского общества в такой государственной модели — донести до верхнего правящего слоя, что на самом деле происходит. Таким образом, гражданское общество исполняло информационные функции, но не распределительные. Оно не делегировало власть. В этом отличие от западной концепции, где гражданское общество и делегирует властные полномочия, и требует отчета об их исполнении. Я не буду сейчас влезать в детали, чем отличается гражданское общество в Сингапуре от гражданского общества в Великобритании или Италии. Это не принципиально. Принципиально другое: коли уж карт-бланш бюрократии выдан, он будет использован. Но как использован?

Например, уже фактически анонсировано решение (коли уж оно обнародовано, то почти принято) о повышении налогов (подразумевается недавнее предложение минфина РФ увеличить ставки страховых взносов и повысить НДС, анулированное впоследствии обещанием Антона Силуанова не повышать налоги в ближайшую трехлеткуприм. ред.). По аналогичной схеме может быть принято решение об увеличении НДС. Таким образом, фактически будет взят курс на ликвидацию реального сектора российской экономики. Из этого же ряда — повышение налогов на фонд заработной платы (на официальном языке это называется страховыми платежами, но смысл от этого не меняется). То есть те, кто до сих пор работал не в тени, будут точно в тень загнаны.

О чем это говорит? О том, что та государственная линия на модернизацию экономики и страны в целом, которую вроде бы на словах объявил Владимир Путин, отменяется усилием бюрократии. Даже больше, ликвидируется в зародыше.

«Та государственная линия на модернизацию экономики и страны в целом, которую вроде бы на словах объявил Владимир Путин, отменяется усилием бюрократии» «Та государственная линия на модернизацию экономики и страны в целом, которую вроде бы на словах объявил Владимир Путин, отменяется усилием бюрократии» Фото: kremlin.ru

«ТЕПЕРЬ БЮРОКРАТИЯ МОЖЕТ ПРИНИМАТЬ ЛЮБЫЕ РЕШЕНИЯ»

— Путин объявил курс на модернизацию в условиях внешнеэкономических санкций. Но ведь санкции до сих пор никуда не исчезли.

— Санкции скорее ускорили процесс, который в итоге привел к анонсированию модернизации. Но теперь время поворачивают вспять, потому что модернизация требует как минимум ответственности элиты, не говоря уже про все остальное, потому что для эффективности модернизации требуется сокращение коррупции, предоставление реальных льгот и привилегий среднему и малому бизнесу и т. д. Но это прямо противоречит тому, как бюрократия проинтерпретирует эти выборы.

В результате мы получили следующую картину. Те люди, которые были ориентированы на модернизацию России, те, кто пытался прорваться на этих выборах и хотя бы слегка потеснить бюрократические партии в Госдуме, получили по рукам. Причем получили по рукам сильно, не считаясь ни с чем, даже с тем, что теперь все общество будет убеждено, что выборы были сфальсифицированы. Председатель ЦИКа Элла Памфилова сколько угодно может это отрицать и предлагать предъявить ей факты. Я напомню, что в 2011 году весь так называемый «болотный процесс» (протестное движение «креативного класса», проводившее митинги на Болотной площади в Москвеприм. ред.) был направлен на единственную цель: лишить будущие президентские выборы 2012 года легитимности в глазах народа. И тогда была проведена блестящая операция, которая позволила Владимиру Путину получить мандат доверия непосредственно от народа, потому что общество в итоге признало, что нынешний президент выиграл выборы честно.

— Часть этой операции в том, что Путин дистанцировался в 2011 году от «Единой России», отгородившись от нее ОНФ, то есть общественностью.

— Теперь он позволил снова считать себя с «Единой Россией» единым целым. Что мы получили в итоге? Победители нынешних выборов, вернее, стоящая за ними бюрократическая система, легко могут остановить едва начавшийся процесс модернизации. Это с одной стороны. С другой — такое стопроцентное влияние «победителей» может позволить им ускорить процесс модернизации. По одной простой причине — потому что теперь бюрократия может принимать любые решения, даже те, против которых есть серьезные возражения. Хотя модернизация для бюрократии — это самоубийство. Однако чего не сделаешь по приказу Путина, если этот приказ будет четким и однозначным.

Таким образом, общество после выборов оказалось на очередной развилке и только от бюрократии зависит, какой путь будет выбран для страны. Грубо говоря, «Путин vs бюрократия». И главный вопрос здесь — на чьей стороне выступит ЕР? Сможет ли Путин «расшевелить» эту партию? Теоретически, повторяю, есть два варианта развития событий. Практически — велика вероятность, что будет избран антимодернизационный сценарий развития, а не какой-либо иной.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (17) Обновить комментарииОбновить комментарии
  • Анонимно
    24.09.2016 09:15

    Будет де-модернизация! Она уже идет вовсю и минимум пару лет уже...

    • Анонимно
      29.09.2016 07:33

      Как может быть демодернизация, если не было и модернизации?

    • Анонимно
      29.09.2016 07:46

      Основной тезис "Путин против бюрократии" - это очень глупо и даже как-то смешно.

      Путин это и есть бюрократия. Эта система строилась под его руководством 15 лет!

      Такое ощущение, что автор хочет завалить "Единую Россию", но при этом боготворит Путина. Это же абсолютно нелогичная позиция.

  • Анонимно
    24.09.2016 10:21

    От страны которая начинала становиться на нормальный путь развития осталась только Конституция, которую многие просто не читали даже. Не говорю уж о её соблюдении. Сейчас Конституцию перекроят как надо, чтобы все выглядело чинно и по закону, и вперёд, в худший вариант псевдосоциализма с железным занавесом.

  • Анонимно
    24.09.2016 10:37

    1. Вы не правы - там нет не то что людей (про наличие личностей в нашей стране говорить забавно), умеющих использовать эти самые карт бланши, там нет людей, которые просто в состоянии начать думать о судьбе своих детей миллионеров -- миллиардеров и просто катающихся на тачках или продающих себя тем, кто катается или их папам, где уж им до нас;
    2. поэтому Доренко в данном случае видимо посчитал, что ничего нового не произнесёте, что он мог бы применить в развитии вообще и своего в частности, так скажем...
    3. Вы не правы - у нас нет бюрократии, как бы странно это не звучало, и никогда не было - у нас при переписи последний царь выдал на гора о себе «хозяин земли русской», так что у нас в головах просто крепостное право, мы все по нашему менталитету (образу мышления – но это не по русски, а менталитет это согласно нашей науки от Яковлева, по русски) –удельные, читайте, миленький, великого русского поэта (обрусевшего татарина) Некрасова. Кстати есть ещё и Тютчев, но он тоже обрусевший;
    4. и и последнее - есть ещё одна вещь почему Доренко видимо не посчитал возможным предоставить Вам слово - документ, рождённый в СССР, который очень грамотно, толково (на русском данный термин звучит как «профессионально»), использует ЦРУ, а вот армия США – не может –Вам, к сожалению это видимо не известно, видимо нет нет жизненного опыта на эту тему - когда Вы родились шёл чернобелый сериал про одного полковника и один город, но в детстве у нас другие интересы, так скажем…и Вы просто не обратили внимания
    5. справка: видимо Доренко тоже не знает этого документа, именно документа, а не о документе, поэтому как …обстоятельный…, так скажем, мужик он интуитивно не рискнул поставить Вас в определённое, так скажем, положение. На мой взгляд, в отличии от меня, Вам обоим крупно повезло, так скажем…

  • Анонимно
    24.09.2016 12:51

    >> Грубо говоря, «Путин vs бюрократия».

    А говоря по правде, "Путин и бюрократия vs Россия"

  • Анонимно
    24.09.2016 14:28

    Однако чего не сделаешь по приказу Путина,
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: http://www.business-gazeta.ru/article/323797----если интересы пересекаются работа спустя рукава превратит в обсурд все

  • Анонимно
    24.09.2016 16:39

    В итоге: рубли на доллары менять? Или рано?

    • Анонимно
      24.09.2016 17:25

      когда сьеш последнюю банку соленых огурцев -покупать уверенно

    • Анонимно
      24.09.2016 22:11

      А как все написанное в статье связано с долларами? И почему доллары, а не ранды (ZAR), например?
      Обосновать свою позицию можете?

    • Анонимно
      24.09.2016 23:25

      Рано. Надо подождать, пока выборная ситуация в Штатах устаканится. Вот как наши прогнозисты опять обделаются со своими страшилками про гражданскую войну при Трампе и мировую войну при Клинтон - тогда можно не только купить баксы, но и вальнуть туда. Ну или куда подальше в принципе.

    • Анонимно
      26.09.2016 11:59

      Землю. Трактор на дровах (газогенераторный). Мини электростанцию (на дровах). Ветрогенератор и Солнечные батареи.
      Если Вы ошиблись - ваши проблемы. Если Вы оказались прав (а кто вкладывал в доллары - неправы) - то приедут простые пацаны и это все у Вас отнимут или обложат данью. Причем вне зависимости от того как вы будите себя вести - так для объяснения кто тут хозяин - женщин попользуют, Вас изобьют.
      Все это бессмысленно если к этому не прилагается группа людей вооруженных автоматическим оружием.
      Лучший Вариант - когда Вас много и Вы все вооружены.

  • Анонимно
    24.09.2016 20:21

    у вас огромный плюс-толковые агитаторы

  • Анонимно
    24.09.2016 21:57

    Жалко.... Хазин стал после выборов Не объективным, Не логичным, Бездоказательным. Просто удивительно, как обида в связи с проигранными Родиной и лично им выборами, затмила его острый аналитический ум. Будем надеяться, что через месяцок отпустит...

  • Анонимно
    25.09.2016 08:31

    Думаю, что в этом что-то есть

  • Анонимно
    26.09.2016 12:00

    Отличная статья.

  • Анонимно
    26.09.2016 22:10

    Для Хазина компания Госдумы-просто серятина. Что там такому хорошему уму делать. Надо на телевидение, чтобы побольше людей узнали и баллотироваться от одномандатного округа. Блестящий ум обидой не возьмешь!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль