Культура 
2.10.2016

Габдельфат Сафин: «Когда Дина Гарипова выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина»

Известный певец и издатель о трагичной судьбе татар, хорошо устроившихся государственных СМИ и собственном строительном бизнесе

Почему звезда татарской эстрады с дипломом КИСИ Габдельфат Сафин советует всем жить в одноэтажных домах и какова рекомендуемая им площадь? Для чего 15 лет назад народный артист Татарстана решил издавать свою газету и какую роль в его жизни играет жена? Об этом и не только Сафин рассказал в интервью «БИЗНЕС Online».

Габдельфат Сафин: «У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы»Фото: Сергей Елагин

«ВСЕ 7 МИЛЛИОНОВ ТАТАР — ПЕВЦЫ»

— Габдельфат, в следующем году вы будете отмечать четверть века творческой деятельности. Поэтому хочется спросить: согласны ли вы с тем, что нынешнее состояние татарской эстрады плачевно? Поют все кому не лень, говорят, число артистов уже дошло до 700...

— Я думаю, что не 700, а все 7 миллионов татар — певцы. Любой из них может записать песню и выпустить ее в эфир. Наш народ очень музыкальный. Вот я смотрю канал «Майдан», каждый человек может петь. Приодень его, выпусти на сцену — он споет! Например, в нашей деревне на 40 дворов половина населения достойна выступать на телевидении. Главное — это не голос, а душа. Придет время — все 7 миллионов обязательно запоют.

— Если родного языка не забудут...

— Песня в этом и помогает. Творчество способствует развитию человека. Вот мой отец (ему 94 года) такие стихи пишет, занимается творчеством. И так во всех аулах можно встретить пишущих стихи дяденек и тетенек.

— А вы песни на стихи отца исполняете?

— Нет, песни на его стихи я не исполнял, но читал их на сцене.

— Говорят, что сейчас среди зрителей на ваших концертах в основном люди пожилого возраста. Молодежь не приходит, это правда?

— Молодежи все меньше и меньше. Гастрольная деятельность, я так думаю, вскоре также уменьшится. Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают, а раз не понимают, то и не ходят. Им российская эстрада ближе.

— Но залы пока заполняются?

— Да ходят, наше поколение смотрит. 30-летние и 40-летние еще приходят, но думаю, что гастрольная деятельность со временем будет убывать. Даже то, что количество исполнителей увеличивается, этому способствует. Это так, но все же у каждого времени есть свои певцы, хорошие певцы, но их не так много. На российской эстраде сейчас все еще лидеры Григорий Лепс, Стас Михайлов, Филипп Киркоров...

— В то же время этих исполнителей ругают, считают попсой...

— Ну каждый певец занимает свою нишу.

«ИНОГДА МНЕ ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ ОБРАТНО В СОЦИАЛИЗМ»

— Расскажите, а петь вы начали с детства? Говорят, что все, кто родился в Арском районе, очень музыкальны.

— О том, что я родился в Арском районе, наверное, многие хорошо знают. Появился я на свет в октябре 1962 года. Окончил Кырлаевскую школу. Это в пяти верстах от моей родной деревни. С четвертого класса на прицепе трактора ДТ нас возили на учебу. Зимой на сани стелили солому, но из-за того, что холодно, мы бежали все пять верст за повозкой. Это было хорошей школой, закалило нас. Сейчас же детей из дома забирают и на автобусе везут. Какая большая разница...

— Это хорошо или плохо?

— Иногда мне хочется вернуться обратно в социализм. Хоть и говорят, что нельзя с завистью смотреть в прошлое. Мы все прошли: и социализм, и переходный период, сейчас при капитализме живем. Выжили в 90-е. За то, что мы благополучно дожили до сегодняшнего дня, я благодарен Всевышнему Аллаху. Говорю это искренне. Мой нынешний возраст — самый замечательный, потому что сейчас видны плоды моих трудов, нет гонок за чем-либо. Когда душа хочет петь, тогда и пою. Не мучаю себя, не насилую себя, отправляясь куда-то на «чес». Работаю только тогда, когда вдохновение переполняет меня. Дети выросли, сейчас сами шевелятся. Издательская работа идет. Хвала Аллаху, там все сейчас поставлено, работает четко, но... контролировать надо.

— Ваш путь на сцену был тернист, сначала вы поступили в Казанский инженерно-строительный институт. Какая связь между стройкой и песней?

— Я горжусь тем, что закончил КИСИ. Строительство — совершенно другая отрасль. Оно дало мне для развития многое. Там была военная кафедра, я получил звание старшего лейтенанта, принял присягу. Учиться было тяжело, конечно, один сопромат чего стоит, научный коммунизм, философия. Хотя я учился не очень хорошо: двойки, тройки, четверки... А вот по высшей математике и научному коммунизму одни пятерки были. Сейчас я знаю, что такое строительство. У меня есть бригада по возведению одноэтажных домов.

— А как пришли к эстраде?

— Я окончил вуз. Когда учился, тяга к строительству была, а как начал работать, уже стало не так интересно. Меня поставили мастером, потом я перешел в обувное объединение «Спартак». Там назначили старшим мастером строительного цеха. Оттуда я, говоря по правде, сбежал на гастроли с фольклорным ансамблем «Сорнай». Это был очень популярный в селах коллектив. На работе я сперва пробовал отпроситься, но мне категорически отказали. Я начальник — взял и уехал. Хотя тогда существовала 33-я статья Трудового кодекса («Расторжение трудового договора по инициативе администрации»прим. ред.). Это меня не испугало. Летом уехал, народ валом валил на наши концерты. Это было время художественной самодеятельности. К моему приезду оказалось, что меня уволили с работы. Спасибо, что не по статье.

Зато с этих гастролей я приехал женатым человеком. Познакомились с Рузилей, поженились. Создав семью, я ради квартиры пошел работать в Горгаз. Очень быстро там дали четырехкомнатную кооперативную квартиру. В день, когда получил ордер, пришел к Ильхаму Шакирову в филармонию. Такое стремление было. Внутри страх, я легендарного певца никогда вживую не видел. Кроме того, у меня не было музыкального образования. А в филармонии тогда большинство работало с дипломом консерватории, исключение — это те, кто окончил музыкальное училище, буквально пара человек. Это было в 1992 - 1993-х годах, когда началась свобода. Вообще, я был первый в истории филармонии артист без профильного образования. Параллельно Фирзар Муртазин и Салават ездили со своими коллективами. После года работы я тоже ушел в свободное плавание. Создал свою группу, купил инструменты, создал базу.

— А ноты вы знаете?

— Нет, нотной грамоте не обучен. Мне напевают мелодию, по ней определяю, нравится или нет. Потому что тот, кто напевает, и сам не знает нот (смеется). От неожиданных людей получаешь неожиданные песни.

— На музыкальных инструментах играете?

— Да, на гармони и баяне.

— А мелодии не пишете?

— Нет.

«Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но гран-при давали другим. Я, увидев, ее пригласил к себе в группу, она два года выступала» «Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала» Фото из личного архива Дины Гариповой

«ЧЕЛОВЕКА НЕЛЬЗЯ ЧЕМУ-ЛИБО НАУЧИТЬ, ЕСЛИ У НЕГО НЕТ ТАЛАНТА»

— Ваш голос узнаваем. А на заре выступлений не пытались петь как любимый артист?

— Нет. У каждого человека свой голос, свой стиль. Это дано от Бога. Я нигде не учился. Может, было бы и хорошо, если учился бы. Но у меня есть убеждение, что человека нельзя чему-либо научить, если у него нет таланта. Например, где есть факультеты поэтов? Их нет, а сколько песен исполняется. Кто учил, например, Роберта Миннуллина? Или Тукая? Он ведь нигде не учился, никакого звания нет. И певцы так же — только природный дар. Если голос не природный, то он искусственный. Вот Дина Гарипова — какой у нее голос! Когда она выступала в моей группе, мы называли ее Зыкина. Не по имени, а именно Зыкина. За чудесный голос.

— Это помогло ей выигрывать конкурсы?

— Несколько раз Дину на «Созвездие-Йолдызлык» номинировали, но Гран-при давали другим. Я пригласил ее к себе в группу, она два года выступала. Смотрю, через год она появилась на Первом канале — поет...

— А почему ее здесь не замечали?

— Она ведь скромница по своему характеру. Чтобы пробиться, нужно с людьми разговаривать на их языке...

Получается, что первые шаги в профессии она сделала именно у вас?

— Да, начала петь в моей группе. Я ее впервые увидел на «Созвездии». Тогда ей 16 лет, наверное, было. Хоть она и не выиграла, я именно ее выбрал. Голос у нее отличался от остальных. Потом Дина ушла от меня, в Зеленодольске занималась с детьми, продолжала брать уроки вокала у педагога. У нее Богом данный голос, поэтому не пришлось пять лет учиться в консерватории. Доказательство этому — победа в шоу «Голос».

«Смотрят теперь по интернету, слушают по интернету, телефон в руках. Можно на концерт и не ходить. Вот когда приезжаешь в Сибирь, там в зале люди нашего поколения, молодые просто языка не понимают»Фото: Сергей Елагин

«УДАРЯЯ ПО СТОЛУ, НЕ ПОДНИМЕШЬ ТИРАЖИ, ВРЕМЯ ДИКТУЕТ СВОИ ЗАКОНЫ»

— С песнями все ясно, это ваше, а вот зачем газету начали издавать? Как известно, в настоящее время «Акчарлак» является самым многотиражным татарским изданием. В чем секрет успеха?

— Когда даешь интервью, не все туда умещается, остаются невысказанными мысли. Я потом журналистам начал говорить, чтобы вопросы написали, и стал досконально готовить ответ, хорошо подумав. Это показалось мне интересным. Потом Рузиля Мухаметова, работавшая в газете «Сабантуй», как-то сказала, что мои ответы до такой степени совершенны, что даже орфографических ошибок нет. Как написал, так и вышло. Она меня подтолкнула заниматься журналистикой, значит, есть талант. Татарский язык и литературу я на пятерки сдавал, сочинения очень хорошо писал. Газета появилась для того, чтобы свои мысли мог выразить.

Я интуитивно чувствую, когда журналисты работают, понимая того, что хочет народ. Не только я, но и Рузиля Сафина — моя супруга, без нее никак. Главным редактором надо было ставить того человека, который тебя понимает, а кто тебя понимает? Тот, кто живет с тобой. Но если бы у нее не было дара журналиста, то ее бы нельзя было поставить в газету. В молодости она писала, причем неплохо. Мы вдвоем стали выпускать газету. Один раз в месяц, тогда журналистов еще не было.

Помню, в Сорочьих Горах, когда еще моста не было, ходили паромы, автобус утонул. Одна женщина выжила, остальные погибли. И мы с Рузилей на пароме переправились на другой берег, нашли ее, взяли интервью. До сих пор помню. Потом через год с Алмазом Гимадиевым стали работать, сперва он был ответственным секретарем, сейчас главный редактор. Он о нас все знает, как родственник стал, ну и Рузиля Мухаметова к нам перешла, вот так стали выпускать раз газету в неделю. Удивительно, но мы сразу тираж набрали. Это только божья помощь. Хотя и изданий много. Вот, например, «Ирек мәйданы», Раиф Усманов — очень хороший издатель. В татарском медиапространстве равных ему нет.

«В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ» «В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ» Фото: официальная группа газеты «Акчарлак»

— А у вас тираж какой?

— Летом тираж составляет 35 тысяч. К лету уменьшается, зимой опять возрастает до 40 тысяч.

— Газета прибыль приносит?

— Если человек чем-то занимается искренне, что называется, от души, все это будет приносить прибыль. Любое деяние. У нас в том числе. В газете работают отборные люди, мы их любим, журналисты же, в свою очередь, любят народ.

— На встрече Фарида Мухаметшина с представителями СМИ ваша супруга Рузиля Сафина рассказала, что вы выпускаете одну из успешных татарских газет, а премии вроде «Золотого пера» и гранты достаются лишь государственным изданиям, которые бы давно исчезли без помощи извне.

— Она правду сказала, это так. К нам отношение другое, но все же мы не ропщем, не хотим побираться. Чем больше даешь человеку денег, тем он меньше трудится. Система неправильно работает. Нужно ведь старательному фермеру помогать прежде всего. В медиа то же самое должно быть. Если издание успешное, значит, оно людям пользы приносит больше. Кого много читают, тем тоже надо помогать.

— Но государственным изданиям нелегко, почта, например, цены загибает...

— Эти же факторы и к нашим изданиям относятся. Это нам трудно, государственные СМИ неплохо живут. Говорят ведь, что если ребенок живет безмятежно, то перестает работать. А те дети, которые преодолевали трудности, ставили цели перед собой, добились в жизни чего-то.

— Вы сказали, что на концерты мало ходит молодежи, потому что языка она не знает. Не будет ли такого с читателями газет?

— Я это говорил про гастроли за пределами Татарстана, в республике же положение нормальное. У газеты одна особенность: ее начинают читать в основном с возрастом. Но будет ли современная молодежь, старея, приобщаться к газете — этого я не знаю. Они уже сейчас привыкли всю информацию искать в телефоне. Факт, но через какое-то время и для телевидения, и для газет, и для издательств наступят трудные времена. От этого никуда не деться.

— Вы имеете в виду национальные медиаресурсы?

— Не только национальные, в общем. Сейчас интернет все окутал. Это очевидно. Ударяя по столу, не поднимешь тиражи, время диктует свои законы.

«Если певец хочет быть певцом, то он не должен только на этом быть сосредоточенным. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться» «Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться» Фото из личного архива Габдельфата Сафина

«СУДЬБА ТАТАР ТРАГИЧНА, ПОЭТОМУ У НАС В ПЕСНЯХ И ЕСТЬ МОҢ»

— Народ вас знает еще и как автора телевизионной передачи. На ТНВ вы рассказывали о забытых артистах, их трагической судьбе. Это тоже была попытка поменять вид деятельности?

— Я эту программу делал на свои деньги и приносил на ТНВ уже готовую передачу. Она была мне нужна, так как хотел показать любимых героев, близких мне по духу людей. Кое-кого не смог осветить, но в то же время не хотелось распыляться.

— Да, там была, например, интересная передача про Тахира Якупова, известного певца, умершего в нищете, продававшего семечки в конце жизни...

— Про этого человека можно фильм снимать. Тогда были живы его друзья, учителя, я собрал воспоминания, аналогично с другими героями по той же самой схеме действовал. Сценарист Искандар Сираджи — очень талантливый человек, мы вместе работали.

— Не хотели в интернете свой канал открыть? Ведь сейчас такая возможность есть.

— Нет, все объять невозможно.

— Этот проект коммерческую прибыль не принес, наверное?

— Ведь я за счет собственных средств делал. Но остался очень довольным тем, что показал народу любимцев. Цикл состоял из порядка десятка программ. Кое-что не успел сделать, например, про Хайдара Бигичева, мецената Асхата Галимзянова — про этого человека фильм можно снимать, он свою жизнь посвятил помощи сиротам. Думаю, его место в раю. Не зря Минтимер Шарипович ему при жизни памятник поставил.

— Ну так попросите денег, сделайте фильм!

— Это не мой стиль, ходить, что-то просить, побираться... Годами можно так ходить. Я лучше сам сделаю и получу от этого удовлетворение. Мне все равно не дадут.

— Сейчас таких героев уже и нет. Вот раньше были люди с трагической судьбой, жизненным опытом: воевали, сидели в тюрьме, были в плену и так далее...

— Согласен, судьба татар была трагична, поэтому у нас в песнях и есть моң (непереводимое дословно татарское слово, означающее одновременно грусть, тоску, печаль, кручину, мелодию, напев, гармонию, задушевность, лиризмприм. ред.). Трудности и порождают моң, а если человек будет беззаботно жить, то его нет. Сейчас нет таких ярких личностей. Он умирает — и о нем сразу же забывают. А вот раньше были личности, вот это личности... Сююмбике, Тукай не рождаются, к сожалению. Старшее поколение, жившее при Брежневе, ничего, кроме дом — работа — дом, и не знали, не видели. Чтобы стимулировать творчество, нужен какой-то перелом в жизни, стресс. А сейчас же наша нация живет при другом виде стресса — страхе. Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем. Помню, моя мама говорила, что войны точно не будет, потому что Брежнев ее не допустит, мол, он ездит по разным странам, договаривается. Для них лишь бы не было войны, а остальное само собой получится.

«НАМ ПЕСНЯ СТРОИТЬ... ПОМОГАЕТ»

— Вы упомянули о своей строительной компании, расскажите об этом.

— Если певец хочет быть певцом, то он не должен быть сосредоточен только на этом. И устаешь, и надоедает, в результате песня выходит не от души. Все превращается в автомат. По песне нужно соскучиться. Газета — тоже. Пока она устраивает, но приходит время, надо там менять что-то. Если все идет по накатанной, это не есть хорошо. Я и сам такой человек, не живу по привычке. Меняюсь, туда-сюда пытаюсь приткнуться, но только туда, где я что-то умею, не буду же я создавать медицинский центр. Строительство мне знакомо, но это не компания, а, скажем так, бригада. Для меня это как хобби.

«Все живут сегодняшним днем, все боятся, что будет завтра, а раньше люди были уверены в будущем»Фото: Сергей Елагин

Небоскребы не строите?

— Нет, только одноэтажные дома. Я знаю, что нужно человеку, людям не хочется по лестницам подниматься, да и лишняя площадь зачем? Народу нужно 100 квадратных метров. Это самое нормальное и семейной паре, и даже если двое детей есть. Я рассчитал, что такая площадь вполне достаточна. Мы ведь там не живем, а приезжаем лишь переночевать. Проснулся, дела сделал, вернулся домой.

— Бригаду контролируете сами? Составляете ли сметы, проверяете ли выполнение работ или кому-то перепоручили это дело?

— Проект мой, а остальное прораб выполняет.

— А свой дом сами построили?

— Нет, строительная фирма строила. Это были те времена, когда шабашников найти было трудно. Узбеков не было, таджиков не было, татар не было — все татары в колхозах работали. Долго строили, это сейчас дом можно за два месяца возвести. Но проект мой.

«СЕМЬЯ — ЭТО МИНИ-ГОСУДАРСТВО»

— Что думаете о татарских традициях, сохраняются ли они?

— Недавно в одну казанскую мечеть зашел, смотрю, там вовсю свадьба идет, музыка, кричат в микрофон, поют. Это мне не совсем понравилось. Я никах своей дочери Адили провел дома. Ты ее отдаешь замуж, поэтому она должна из отчего дома уходить. А как еще по-другому?

Внуки есть уже? Вообще, сколько у вас детей, удалось ли их в татарском духе вырастить?

— Внуков нет, дочь недавно замуж вышла, сын Зульфат еще учится в вузе. Что касается национального образования, то они выросли в таком духе, дома мы на татарском языке разговариваем, даже русские слова не добавляем в свою речь. Как-то все само собой получилось. Видимо, это идет по наследству. Они оба окончили русскую школу, хорошо учились. Кто-то мучается, заставляет своих детей разговаривать на родном языке, бьет по столу, а у нас все естественно было.

«В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике»Фото: Сергей Елагин

— А у нашей нации будущее есть?

— В дальних регионах страны, думаю, язык исчезнет со временем, сейчас самое важное — сохранить его в нашей республике, на других ведь мы не можем повлиять... Хотя многое делается и для других регионов.

— Не только за пределами Татарстана, но и в республике приходилось наблюдать такую картину, когда подростки между собой общаются по-русски, хоть и знают родную речь, а что будет с их потомками?

— Да, проблема есть, но у нее имеется и другая сторона. Сейчас деревенская молодежь после окончания школы приезжает в город и по-русски чисто разговаривает. Нашему же поколению пришлось тяжелее. Незнание русского языка препятствовало учебе в институте, работе. В идеале татарская молодежь должна оба языка знать в совершенстве. Я не против этого. Думаю, в деревнях язык сохранится. Даже если закроют национальные школы, язык невозможно убить. Ведь начало всего в семье. Семья — это мини-государство. Как там поставлено, так и будет. Если у 7 миллионов татар в семье будут говорить на родном языке, он не исчезнет никогда. По-моему, влияния школы здесь мало, если в кровь заложена любовь к своей нации, то, думаю, мы останемся. Возможно, скоро школы на английский перейдут, это ведь не значит, что татары дома на english станут разговаривать.

Габдельфат Габдурахманович Сафин родился 11 октября 1962 года в селе Симетбаш Арского района ТАССР.

1980 — окончил Кырлайскую среднюю школу им. Тукая.
1987 — окончил КИСИ.
1992 — начал работать в Татгосфилармонии им. Тукая.
1993 — дипломант конкурса «Татар җыры-93».
1994 — создал студию «Моң» и собственный творческий коллектив.
2000 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2000» за исполнение песни «Хыянәт».
2001 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2001» за исполнение песни «Соңгы кыңгырау», начал издавать газету «Акчарлак», получил звание заслуженного артиста Татарстана.
2001 — начал издавать газету «Акчарлак».
2003 — начал издавать газеты «Уртак түшәк» и «Акчарлак сканворды».
2003 — лауреат премии «Алтын барс» на фестивале «Татар җыры-2003» за исполнение песни «Азалия».
2007 — выпускает журналы «Акчарлак-Гармония» и «Созвездие-Йолдызлык».
2009 — удостоин звания народного артиста Татарстана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (91) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
2.10.2016 09:15

Молодец! Когда у чиновников не просишь денег и все делаешь за свой счет, то они просто чиновники. Но когда ходишь и побираешься, то они становятся богом и отцом. Такова сила ВЛАСТИ! Поэтому туда как и на эстраду лезут ВСЕ!

  • Анонимно
    2.10.2016 09:15

    Молодец! Когда у чиновников не просишь денег и все делаешь за свой счет, то они просто чиновники. Но когда ходишь и побираешься, то они становятся богом и отцом. Такова сила ВЛАСТИ! Поэтому туда как и на эстраду лезут ВСЕ!

  • Анонимно
    2.10.2016 09:35

    В статье он часто о Боге и Аллахе вспоминает. Видимо очень богобоязненный. В его возрасте надо быть атеистом, Аллах нужен в старости.

    • Анонимно
      2.10.2016 12:43

      Мне Вас жаль... жизнь без "царя в голове" не жизнь, а существование.

    • Анонимно
      2.10.2016 12:55

      Вам сколько лет? Доживете до его годов - узнаете ))
      Кстати,есть и молодые, которые задумываются, зачем они живут... И зачем вообще человек страдает, болеет, умирает...

      • Анонимно
        2.10.2016 15:24

        еще скажите что находят ответ. Человечество будет всегда страдать болеть и умирать если ему об этом всегда талдычить.

        • Анонимно
          2.10.2016 15:35

          Вы сильно удивитесь. )) Ответ и выход есть. ))
          Поменяйте позицию и, может, повезёт найти.;)
          Удачи!

          • Анонимно
            2.10.2016 19:57

            Вы ещё и вечный двигатель наверно знаете где взять. А ста страдать болеть и переживать человеку надо . нехочется быть роботом

    • Анонимно
      5.10.2016 10:23

      Жаль ваше отношение ко Всевышнему. А вы не думали, что до старости можно и не дожить?

  • Анонимно
    2.10.2016 09:35

    Разносторонний человек - все у него получается! Побольше бы таких деятельных и способных людей!

  • Анонимно
    2.10.2016 09:41

    Габдельфат молодец! Уважаю как Человека с большой буквы.

  • Анонимно
    2.10.2016 09:43

    Не согласен что школа мало значит для семь,сам то научился сочинения писать ,а другим не хочет
    Видимо на школу забили на самых верхах поэтому и так говорит.
    Получается при советах татары жили а при коммунистам татар не станет.
    Печально конечно,P.S.принас татарское радио постоянно говорил на татарском,школы изучали родной язык,думаю надо ввести закон,все радиостанции обязать выделить время на татарские передачи,как раньше было: говорит по руссски и потом переходит на татарский,новости,краткий концерт и комментарии на 15минут,все это уложиться на 1 час ежедневно,тогда язык не забудут,но это никому ненадолго даже татарам,к сожалению,а президенту особенно

  • Анонимно
    2.10.2016 09:57

    Да, действительно, молодец. Настоящий татарин, мужчина, лидер. Не кичится своими успехами и способностями, не пьянствует и не матерится прилюдно, приличный семьянин, не испорченный успехом, развивается. Кто б знал, в кого бы превратился, будь он любимчиком жены какого-то чиновника. Да легкие деньги и легкий путь, наверное, только портят.,

  • Анонимно
    2.10.2016 10:52

    Интересный мужик! Молодец!

  • Анонимно
    2.10.2016 11:01

    Габделфат вас совсем не видно нигде! Конечно как можно сольники собирать если про Вас народ не слышит и не видит! Я считаю что нужно больше видеться с народом!

  • Анонимно
    2.10.2016 11:05

    в предыдущей статье спорят кого директором ТНВ поставить. А вот творцы журнала Акчарлака, газеты Ирек майданы, телеканала Майдан мне кажется справились бы

  • Анонимно
    2.10.2016 11:06

    Согласен! Нинакаких концертах нет вас! Посмотрите как лепс Киркоров работает. Они во всех сборных фестивалях! Вас наверное не приглашают уже потому что вы становитесь не интересным для населения!

    • Анонимно
      2.10.2016 21:03

      Не выступать на сольниках-личная позиция артиста, не смотря на то, что предложения от организаторов выступить на подобного рода мероприятиях поступают неперестанно. С гастрольным графиком артиста вы можете ознакомиться на его официальном сайте www.gabdelfatsafin.ru

  • Анонимно
    2.10.2016 11:10

    он не певец! не нравится как он поет, поэтому не слушаю.
    а вот фильмы о трагических татар очень даже похвально, аж со слезами смотрела, он делал то, чего не смог сделать ТНВ на протяжении своего существования! жаль, что проект уже не работает.

  • Анонимно
    2.10.2016 11:30

    Узен дэ,жырын да,монын да,газитен дэ гаять матур хэм куркэм!Рэхмэт Габделфэт!знакум

  • Анонимно
    2.10.2016 12:23

    Мало ли что Вам не нравится! Он прекрасно поет. Сам Ильгам Шакиров оценил его.
    Мы должны им гордиться.

  • Анонимно
    2.10.2016 12:34

    недавно в инде про татарских попсовиков все угарно написали, хотя Сафина в списке там не было вроде

    • Анонимно
      2.10.2016 20:29

      В Инде, друзья, нет татар - журналистов. Что они могут написать то?((

  • Анонимно
    2.10.2016 12:45

    тоже помню пары научного коммунизма у Шмакова - препод был интересный, студентов уважал, шутил серьезно)

    • Анонимно
      2.10.2016 13:54

      Мне почему-то ни этот предмет, ни преподаватель не запомнились, кроме того как мы писали ответы на вопросы экзамена. Выпускник КИСИ 1984 года.

  • Анонимно
    2.10.2016 13:43

    Очень понравились и интервью, и человек интересен. Оказывается, подарили мне его календарь "Акчарлак", хороший численник удобного формата, муж тоже читает оттуда заметки.
    Насчёт музыкальности татар он абсолютно прав. Впрочем, у всех живущих в Татарстане очень мелодичные голоса. Не знаю, как объяснить этот феномен, но это факт. Когда приезжаешь в Казань из другого региона, это слышно.
    Самому Габдельфату пожелаю не останавливаться на достигнутом и изучить нотную грамоту и сольфеджио. Он ещё молодой, осилит. )) Пусть его творчество и работа и дальше приносят пользу и радость народу.
    Фарида Романова, Ижевск.

  • Анонимно
    2.10.2016 13:53

    Очень хороший материал выходного дня, спасибо.

    • Спасибо. А у кого бы еще порекомендовали взять интервью?

      • идущий
        3.10.2016 09:36

        Если из числа музыкальной интеллигенции, то лучшие кандидаты на это - Айдар Галимов, Рамиль Чурагул.

        • Анонимно
          3.10.2016 14:54

          За Чурагула плюсую, хороший поэт, работает на татарскую культуру в Башкирии, а в Татарстане о нем никто не знает. Галимов двигается в обратном направлении - стал депутатом Курултая и теперь отрабатывает. Заявляет что татарам не нужна татарская филармония

      • Анонимно
        3.10.2016 10:41

        надо брать интервью у старшего поколения артистов, путь они расскажут как пели для народа , а не за деньги. не строили бизнес, к власти не примазывались. сделайте цикл интервью с Ильхамом Шакировым, Флёра Сулейманова, Равиль Шарафиев, Наиля Гараева (щепкинский выпуск) вот их, артистов Камала позовите. вот будет интересно знать их жизненный цикл, развитие творчества, как оценён их труд в искусстве. проведите опрос. не нужно забывать свои истоки. Альфред эфэнде вам будут многие благодарны. народу не хватает духовности теперь.

      • Анонимно
        3.10.2016 12:51

        Вот, Зуля Камалова как раз гастролирует. Сыну очень нравится ее пение.

      • Анонимно
        3.10.2016 14:14

        Альфред артистлар турында болай да куп язалар . ИЯЛИ не 60-70 ел эшлэгэн урыныннан башка жиргэ кучерэлэр. Э безнен китэсебез килми. Житэкчелэрдэн генэ тугел бездн, галимнэрдэн дэ сораштырып аналитик язма эшлэгез эле.

      • Анонимно
        3.10.2016 14:46

        Певец Газинур Фарукшин мне интересен.

      • Анонимно
        3.10.2016 16:59

        Хотелось бы интервью с актёрами театра Камала продолжить. Были с Наилей Гараевой, Искандером Хайруллиным. Хотелось бы и с другими актёрами.

      • Анонимно
        4.10.2016 09:48

        Альфред, может получиться интересный материал с экс-редактором "Чаяна" Рашидом Закиевым. За 35 лет редакторства он стал ходячей энциклопедией по истории юмора и сатиры в Татарстане. Да и не только в Татарстане.

  • Анонимно
    2.10.2016 14:10

    Песню "Уфалла арбасы" прекрасно, просто великолепно поёт, монлы итеп. Только тыц-тыц сопровождение к ней мало подходит. Всё-таки тут нужно более органичное татарское звучание живых инструментов.

    • Анонимно
      3.10.2016 05:36

      Да "Уфалла арбасы" знакомый Верехне Пшалымский наверно это Фазыл абый или Сибгать абый арбасы .Вся время они ходили торговать на ту сторону Симетбаш- Кинерь.

      • Анонимно
        3.10.2016 10:33

        у меня прадедушка Миннулла бабай тоже этим ремеслом занимался. может и его тоже эта арба. до сих пор у некоторых сохранились такие в нашей деревне. и ещё сани тоже есть.

        • Этот вид транспортного средства существовал до конца XX века. И сейчас иногда используется.

        • Анонимно
          4.10.2016 03:03

          Который дед Миннула бабай ? Они были двое в деревни одного звали Шарифулла бабасы, другог назвали "корт Миннулласы "
          Да такое уфалла арбасы у меня тоже есть сохраняю как памяти отца. Хотя час не живу в Верхнем Пшалыме.

  • Анонимно
    2.10.2016 14:31

    Газета его акчарлак желтизной отдает, убедились на себе, когда газетенка опубликовала не соответствующую действительности, считай лживую, информацию. При этом было отказано в праве на опровержение. Видимо это делается для сохранения тиража. Есть или была такая флун, далекая от професональной журналистики

  • Анонимно
    2.10.2016 15:45

    По его интервью, чувствуется какая-то безнадега на счет будущего татар и татарского языка

    • Анонимно
      2.10.2016 16:48

      это не безнадега. просто реально оценивает ситуацию.

  • Анонимно
    2.10.2016 18:08

    Но не надо нам 7 миллионов певцов! Пусть поют у себя в абзаре! Сколько таких прыгает на сцене которые не знают хоть одну ноту? Нет места для настоящей культуры, всем нужны легкие деньги!

  • Анонимно
    2.10.2016 18:25

    Его первые концерты в 90-х ложилились как масло на сердце ( ак кулмэгем и др.). Да и сейчас живет и поет пристраиваясь к современному быстро меняющемуся времени. Унышлар сина Габдельфэт!

  • Анонимно
    2.10.2016 18:35

    Талантливый певец и человек - чистые голос и чистые намерения

  • Анонимно
    2.10.2016 18:57

    Самостоятельный, гордый человек, чувствуется не лады властью поэтому.В сомнительных тусовках горе артистов не участвует.Дорожить своей заслуженной свободой.Молодец!Одако,чувство страха есть,проблему татар он тоже загоняет в семью, роль государства и царьков не упоминается.Очень жаль,не понимает ,,цивилизованную"погибель татар.

    • Анонимно
      3.10.2016 13:59

      "В сомнительных тусовках горе артистов не участвует." - верно подмечено)

  • Анонимно
    2.10.2016 19:04

    А мне жаль вас! Вы не верите себе, верите богу. Очень вас жаль.

  • Анонимно
    2.10.2016 19:18

    Это один из немногих узнаваемых голосов нашей татарской эстрады. Его голос не с кем не спутаешь. И песни у него не "пластиковые" - без вкуса, запаха и цвета:). А к Всевышнему каждый приходит своим путем и в свое время. Туда вообще не надо влезать с советами. Считаю что его харизматичный голос сделает звучание Азана еще более проникновенным. Может дождемся....:) С уважением Ф. ( жомга саен мин сезнен белян янэшэ)

  • Анонимно
    2.10.2016 20:55

    Вот в эти минуты идет по ТНВ концерт Илсафа.
    одна бездарность.
    новоиспеченную заслуженную Гульназ Сафарову мягко говоря и не хочется видеть, и голос агрессивный слушать, и платье такое - базарное, без вкуса! кто пишеть такие бездарный сценарий, остается догодываться. Мунча ташы - стыд и позор. Ф. Муртазин, Р. Асаев спели, ужасные стихи, песни! Спел Рустам Закиров - катастрофа, нет у него голоса! (и көчәнде инде бичара!)
    стыдно за татарскую культуру товарищи. тем не менее сидят пожилые люди, смотрят, о чем они думают интересно, неужели этот базар им нравиться?

    • А кто по вашему является эталонным певцом?

      • Анонимно
        3.10.2016 12:27

        Можно отвечу за него?

        Эталонами в татарской народной песне считаю Ильхама Шакирова и Альфию Авзалову.
        Культура пения, народная и человеческая культура - на высоте,
        виртуозное владение голосом, его природная сила и красота, самобытность звучания,
        качественный репертуар - народные и высокопрофессионально написанные (слова и музыка) современные песни,
        аутентичное музыкальное сопровождение (не электронные инструменты, без бита).
        Может чего упущено, потом дополню.

        Для примера можно прослушать: романс Рустема Яхина "Соловей" в исполнении Ильхама Шакирова и "Кубэлэгем-тугэрэгем" Альфии Авзаловой.
        Чудо!

        • Анонимно
          3.10.2016 14:47

          Бабушка моя Сарби аби очень любила и уважала Ильхама Шакирова.

  • Анонимно
    2.10.2016 21:53

    А его песня "Ак кулмэгем"! Эх, до сих пор по несколько раз подряд могу слушать. А "Чияляр" - можно сказать, что любимая свадебная песня у нас, у нижегородских татар) А "Кугэрченем"... Да много песен классных. Габдельфат абый - лучший!)))

    • Анонимно
      2.10.2016 23:15

      Ак кулмэгем лучше Габделфата поет Зайнаб. Вообщем- то эту песню написала поэтесса, аодразумевая свадебное платье.. Почему он спел, непонятно.

      • Анонимно
        3.10.2016 11:51

        Нет, это не так. Габдельфат в песни Ак кулмэгем - это самый раз.

  • Анонимно
    2.10.2016 23:14

    Про сольники его никто не спрашивает. Сборники это главное. Сольники сейчас собирают только пару человек неделями. К сожалению я была в прошлом концерте Сафина. Ну песен нет и уже давно. Пару лет и все забудут.

  • Анонимно
    3.10.2016 00:40

    Габдельфэт мой самый любимый певец.Жаль что у него сейчас нет концертов.

  • Анонимно
    3.10.2016 07:20

    Мне как он исполняет очень нравится. Настоящий татарин. Раньше часто смотрели наше местное тв и слушали татарских исполнителей. Сейчас смотреть не хочется. Русская

  • Анонимно
    3.10.2016 07:22

    Где пускают талантливых грамотных молодежь . Не где и не куда !!! Да это так .

  • Анонимно
    3.10.2016 09:30

    Кая концертларыгыз, Габделфэт эфэнде?

    • Бүген 14:44 тә язылган комментарийда гастрольләр графигы бар.

      • Анонимно
        3.10.2016 19:56

        Альфред эфэнде!
        Бик матур энгэмэлэр уткэрэсез.
        Татарлар белэн татар телендэ уткрэсезме? Аннары рус теленэ дэ узегез тэржемэ итэгезме?
        Перевод та бик зур хезмэт бит, ничек олгерэсез?

  • Анонимно
    3.10.2016 11:27

    Почему за 25 лет творчества ни разу не порадовал своим сольным концертом жителей родного села Симетбаш? Почему на сабантуй приезжают другие известные артисты, а уважаемого всеми односельчанина не видно? В селе пару лет назад появился отличный клуб, мог бы на юбилей творчества и порадовать нас, односельчан!

  • Анонимно
    3.10.2016 12:35

    Габделфәт афәрин! Ул беркайчан да мәгънәсез җыр башкармас. "Уфалла арбасы"- бу җырны зур сәхнәгә алып чуың өчен рәхмәт. Тарихи әсәр.
    Уңышлар!

  • Анонимно
    3.10.2016 14:44

    Гастрольный график Народного артиста Республики Татарстан Габдулфата Сафина:

    20 октября – Казань, ДК “Юность”, (Жилплощадка)
    26 октября – Сарманово

    23 ноября – Нефтекамск
    24 ноября– Дюртюли
    30 ноября– Вятские Поляны

    7 декабря– Октябрьский
    8 декабря– Туймазы
    14 декабря– Ульяновск

    2 января– Казань, театр им. К.Тинчурина
    5 января– УФА
    9 января– Казань, театр им. К.Тинчурина

    5 февраля– УФА
    15 февраля– Буинск
    26 февраля – Москва “Вегас Сити Холл”

    4 марта - Казан, театр им. К.Тинчурина
    5 марта - Казан, театр им. К.Тинчурина
    6 марта - Казан,
    21 марта - Набережные Челны
    22 марта- Набережные Челны
    23 марта - Нижнекамск

    5 апреля - Альметьевск

    Телефоны для информации:
    (843) 260-88-78
    (843) 562-11-51

    Номер кассы ДК “Юность”: (843)571-84-81, 8 908 340 02 21

  • Анонимно
    3.10.2016 16:52

    Очень люблю этого артиста, у него нет песен с бессмысленными словами и плохой музыкой.

  • Анонимно
    3.10.2016 19:55

    Спасибо за Дину!

  • Анонимно
    3.10.2016 20:02

    По поводу голоса можно спорить, но репертуар он здорово подбирает. Плохих или бессмысленных песен у него нет.

  • Анонимно
    4.10.2016 23:22

    Согласен полностью с Габдельфатом Сафиным. Есть в Казани татарские семьи в которых дети обращаются к родителям русскими словами Папа и Мама. Если они считают себя татарами,то прежде всего, должны обращаться по татарски Әти, Әни, и говорить дома по татарски.

  • Анонимно
    12.10.2016 19:59

    Минем белуемча Габделфат Сафиннын атисе ягыннан муллалар бар. Берау гена да тугел алар бер нича. Казаннын Нагорный бистасе Габдрауф хазрат узе салдырган мачетнен аен куйган конне вафат булган. Габделфатнен да Аллахы Тагалага ышану населдан кила.

  • Анонимно
    25.12.2016 10:12

    ГАБДЕЛЬФАТ В 5-ке ЛУЧШИХ ПЕВЦОВ !
    каждая его песня-ХИТ! У НЕГО СНОГСШИБАТЕЛЬНАЯ ХАРИЗМА. когда он поет- невозможно оторваться от телевизора. ( его по ТНВ ОЧЕНЬ редко показывают почему -то, хотя он голос Татарстана, другие тоже поют, но ГАБДЕЛЬФАТ поет еще и душой!!!) Особая благодарность супруге как продюссюру-МОЛОДЕЦ!

  • Анонимно
    6.01.2017 19:13

    Габдельфат! В прошлом году мы были у вас на концерте в Уфе нам очень понравилось...решили посетить и в этом году 5 января... Но это был не концерт а какой-то кошмар...звук певца и ансамбля был настроен на самом максимуме...это звук ударял по мозгам... и слышать голос певца было невозможно...было ясно, что две гитары создавали лишний шум...и глушили голос певца...дополнительно к этому шуму добавились лучи направляемые глазам зрителей...вообщем два отделения концерта пришлось сидеть закрытыми глазами и заткнутыми ушами...Вывод один звукооператор и специалист по свету не грамотно отнеслись к подготовке концерта...и на замечания зрителей урегулировать звук и свет не среагировали. Зрители приходят на концерт отдохнуть и получить удовольствие от исполнения песен. А мы ушли с концерта утомленные и с головной болью.

    • Анонимно
      7.01.2017 19:42

      Полностью согласна с комментарием выше. На концерте 05.01.2017 Габдельфата Сафина ослепла и оглохла. Смотреть на сцену было невозможно, приходилось сидеть склонив голову, спрятавшись за мужчину, который сидел передо мной. Моя мама сидела прикрыв глаза рукой. Это была самая настоящая пытка светом и звуком. Зачем нужно такие красивые песни сопровождать таким грохотом и электрогитарами. Сам певец сказал, что молодежи на концерте мало. Так для кого этот "рокконцерт"? Пришли насладиться приятной музыкой, а ушли , повторюсь, ослепнув и оглохнув.

  • Анонимно
    28.06.2017 21:31

    Где можно посмотреть фильмы о трагических судьбах татар? Дайте, пожалуйста, ссылку! Спасибо.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль