Общество 

«Взятие Казани Иваном Грозным – это история, которую полезно знать»

Римзиль Валеев
2016-10-16 08:40

Почему Иван Грозный взял Казань? Об этом размышляет журналист и общественный деятель Римзиль Валеев вместе с известным писателем, лауреатом премии им. Тукая Вахитом Имамовым. Краткий экскурс в историю XVI века - в видеоблоге «БИЗНЕС Online».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (60) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.10.2016 18:33

В чем именно Гиреи предали заветы Чингиз-хана? Гиреи сохраняли независимое татарское государство почти до XIX века, вот это истинный героизм настоящих потомков Чингиз-хана. А Шах-Али отказался от вверенной ему государственности и пошел в услужение московитам, а это есть банальные трусость и предательство своего славного предка Чингиз-хана.

  • Анонимно
    16.10.2016 09:33

    БО уделил этому должное внимание и вряд ли Р.Валеев, что то добавит. Было предложение переиздать книгу М.Г.Худякова хорошим тиражом и по доступной цене, это и есть сейчас главное. Судя по комментам, попытка "обелить" Ивана Грозного и свалить все на "нехороших татар" потерпела крах.Её не поддержали ни татары ни русские, которым он тоже принес много зла. А попытки нового "Вовочки" в истории - В.Мединского превознести Грозного вообще жалки, товарищ министр культуры очевидно не читает не только Худякова, но даже Соловьева и Ключевского, не говорю уж о Карамзине.Отказала в канонизации Грозного и РПЦ - через чур много крови православных иерархов, а не только бояр и простолюдинов на его руках.

  • Анонимно
    16.10.2016 09:52

    Да, конечно Крымско-татарские ханы на Казанском престоле - белые и пушистые, а вот Иван Грозный это - бяка...

    • Анонимно
      16.10.2016 14:00

      Они не крымскотатарские, а из династии чингизидов, правивших Золотой Ордой и всеми татарскими государствами, наследниками этого великого образования. Когда в Казани прервалась династическая линия чингизидов на хане Мухаммед Эмине, в Казань призвали представителей династии из Крыма. Все это говорит только о том, что в татарских государствах господствовал Закон, а посему монархические линии не прерывались.

      • Анонимно
        16.10.2016 14:45

        Согласен с вами, прекращение монархических линий означало отказ от традиционных норм, благодаря чему регулировалось общество. Это даже можно привести на примере нашей страны, когда после прерыва династии рюриковичей страна вступила в смуту, так же и после династии романовых.

      • Анонимно
        16.10.2016 18:13

        Не надо ля-ля.
        Хан Шах-Али был выдающимся чингизидом, в отличии от предавших заветы Чингисхана крымских Гиреев.

        • Анонимно
          16.10.2016 18:33

          В чем именно Гиреи предали заветы Чингиз-хана? Гиреи сохраняли независимое татарское государство почти до XIX века, вот это истинный героизм настоящих потомков Чингиз-хана. А Шах-Али отказался от вверенной ему государственности и пошел в услужение московитам, а это есть банальные трусость и предательство своего славного предка Чингиз-хана.

          • Анонимно
            16.10.2016 18:58

            Чингизхан всегда ратовал за огромное государство, где были бы единые политические и экономические законы для всех народов.

            Гиреи хамкнулись на небольшой территории полуострова, тем самым предали заветы великого Чингизхана.

            А мудрый Шах-Али восстановил Золотую Орду и создал предпосылки для восстановления Империи Чингиз хана.

            Крымские Гирее все-равно в конце концов вошли в состав правопреемницы Золотой Орды и Империи Чингизхана - Российской империи, но при этом пролили море напрасной крови...

            • Анонимно
              16.10.2016 19:16

              Вот это настоящая демагогия, разве дело в размерах государства, если оно не твое? А вот Гиреи (настоящие чингизиды!), что в Казани, что в Крыму, до последнего отстаивали свои татарские государства.

              • Анонимно
                16.10.2016 19:29

                Как это Россия не государство татар и других народов?
                Вы что?
                Вешаете ярлыки и осень плохо действует?

                Более трети российских дворян это выходцы из татар - государственные и религиозные деятели, ученые, писатели, философы, военноначальники и полководцы и т.д. и т.п.

                И в большинстве это татары, которые поддержали чингизида Шах-Али - казанские татары, астраханские татары, сибирские татары и т.д.

                Крымские татары в включились в воссоздание Золотой Орды лиш в конце 18 века, когда потратили массу энергии и пролили море ненужной крови, отстаивая свои "местечковые" интересы.

            • Анонимно
              16.10.2016 20:32

              "Мудрый Шах Али" звучит слишком цинично.

              • Анонимно
                16.10.2016 21:03

                Почему "цинично"?

                Объяснить можете?

                Только без навешивания ярлыков, а оперируя фактами и логикой?

                • Анонимно
                  17.10.2016 10:12

                  Понятно.
                  "Заминусование" означает, что объяснить, оперируя фактами и логикой, не может.

                  В голове "вбита" какая-то информация и он, как попугай, может только повторять ее.
                  А анализировать не может...

  • Анонимно
    16.10.2016 09:55

    Да, хорошее интервью. Не понятно всё таки, какие уроки всё же должны быть нами усвоены?

  • Анонимно
    16.10.2016 11:51

    Тиранам? Вы сами даже в своей собственной семье тираны, а другие что ли из другого теста слеплены? Тираны правили, правят и будут править. Вопрос в другом: чему это служит? Если выживанию а ещё лучше процветанию страны - флаг им в руки!

    • Анонимно
      16.10.2016 12:34

      А почему в царское время этому тирану памятник не поставили? События к ним были ближе, вот и посчитали, что иван4 не достоин памятника. А вы вдруг уже его чуть ли не героем и святым готовы объявить. С чего бы это?

      • Анонимно
        16.10.2016 13:23

        В какое еще "царское"? Он был последним из Рюриковичей. После него Романовы пришли на престол преступным путем.

        • Анонимно
          16.10.2016 14:38

          От Рюриковича там мало что осталось. Вы же не делали ему генетическую экспертизу, и не знаете точно, кто от кого был рожден.

          • Анонимно
            16.10.2016 16:22

            Вообще, если рассмотреть его родословную, то получается: отец - Василий III- всё-таки из ветви Рюриковичей. Мать - литвинка, в которой текла и сербская кровь и монгольская ( и не от кого-то там, а от Мамая). Бабка - Софья Палеолог - византийская кровь. Получается эдакий гремучий коктейль))) Варяжская + литовская + сербская +монгольская+византийская! Мужчина и вправду был неоднозначный!)))

  • Анонимно
    16.10.2016 11:53

    Сколько уж можно муссировать тему далекого прошлого? Опять историю переписывать. Каждый по-своему относится к этой теме. О каких уроках вообще идёт речь?

  • Анонимно
    16.10.2016 11:55

    Вот сейчас выясним, почему Иван Грозный взял Казань, и что? Польза какая будет и в чём?

    • Анонимно
      16.10.2016 12:49

      Почему Иван Грозный не пречислен к лику Святых в РПЦ.Спроси у своего духовника.

  • Анонимно
    16.10.2016 14:31

    Каждый народ считает себя самым умным, самым добрым, а также самым храбрым, красивым и гостеприимным. Это совершенно естественно и нормально, и совсем не страшно, хотя, конечно, может и раздражать других, как всегда раздражает фальшивая нота. Вообще-то, хвалить себя любому народу совершенно необходимо (конечно, в пределах приличий), поскольку самобичевание вгоняет в полное уныние и совершенно убивает веру в себя. Горе тому народу, кто становится в позу обиженного! Это подрывает национальный дух, такой народ со временем становится ущербен и завистлив, а по сути несчастлив. Порадовало, что видный татарский журналист Римзиль Валеев начал выруливать в сторону более глубокого осмысления истории и действительности

  • Анонимно
    16.10.2016 15:15

    14.31.Похоже, что коммент диктовал вам тот кто" начал выруливать в сторону более глубокого осмысления истории и действительности". Успехов вам обоим в "выруливании и осмыслении".Последнее вполне серьезно, ибо демагогия: как националистическая, так и великодержавная уже надоели.

  • Анонимно
    16.10.2016 16:17

    ..Журналисты и политики любят порассуждать - универсальные говоруны. Ну, а где же историки? Они что думают?

    • Анонимно
      16.10.2016 17:55

      В День памяти были обще доступные публикации историков Булата Хамидуллина и Айрата Файзрахманова. Этого мало? Нам теперь всем писать? Напишем, но в другой год.

  • Анонимно
    16.10.2016 17:22

    История переписана. Зачем ворошить прошлое когда настоящего не знаем. Одно вранье.

    • Анонимно
      16.10.2016 17:46

      Уничтожены письменные документы.Только наука располагает другими,историческими свидетельствами.Это как,убийца всегда оставляет след.Есть археологические артефакты,дома сжигают,но фундамент то остаётся.Радеологические исследования.Всё равно Истину установим.Много чего можно нарыть.

  • Анонимно
    16.10.2016 18:19

    Один из поэтов обмолвился так: " История, история гулящая ты..." Зло конечно, но учитывая горы лжи, которые наворотили в угоду политике, хотя бы по истории Октябрьского переворота (именно так называли это Ленин, Троцкий, и даже Сталин) и о гражданской войне, то немалая доля истины в этом поэтическом стебе есть.В будущем году 100 летие двух революций и начала гражданской войны. Думаю много кое чего нового узнаем.

  • Анонимно
    16.10.2016 18:41


    Рассуждения интересные и "справедливые".
    Но с "отступлением" от общепринятой исторической "правды".

    Ну уж если пошла такая пьянка, что все стали говорить правду, то надо говорить правду до конца.

    Во-первых, Казань основали тюрки-булгары мусульмане.

    Во-вторых, булгары-мусульмане платили дань деньгами и женщинами своим братьям хазарам-иудеям.

    В-третьих, в 1430- (40-) гг. монгол-чингизид мусульманин Улу-Муххамед захватил Казань и изгнал (убил) булгарского мусульманского князя.

    В-четвертых, осенью 1552 г. Казань штурмовали войска опытного чингизида мусульманина Шах-Али, ратовавшего за восстановление Золотой Орды и Империи Чингизхана, и его молодого наивного союзника "москвича" православного Ивана 1У.

    В-пятых, в Казани оборону осенью 1552 г. возглавлял мало авторитетный хан - НЕ чингизид - мусульманин Едигер, который за 2 года до этого сам штурмовал Казань в составе московских войск, но потерпел поражение.
    Т.е. хан Едигер был обыкновенным предателем - перебегал из одной политической "группировки" к другой в зависимости от экономической выгоды.

    Выводы:

    1. Осенью 1552 г. в Казани победили мусульмане потомки великого Чингизхана, настроенные на возрождение Золотой Орды и Империи своего великого предка.

    2. Осенью 1552 г. в Казани потерпела поражение "местечковая" группировка, забывшая заветы великого Чингизхана.

    Тем не менее вся эта "правда" не отменяет подвигов настоящих воинов и с той и с другой стороны.
    Воины за политиков не в ответе.

    Вечная память и вечный покой всем воинам, погибшим при исполнении своего воинского долга.

  • Анонимно
    16.10.2016 18:42

    и памятник в Орле Ивану Грозному (Кровавому) тоже видимо с этой темой связан!!!...пол страны против пол страны за....вот и основание для празднования столетия Великой Октябрьской революции в России...а было ли татаро-монгольское иго?!...если бы не "татаро-монгольское иго" это и России не было бы!!!

    • Анонимно
      16.10.2016 20:41

      Не думаю, что памятники Ивану Грозному будут плодиться по территории России.
      Надо сказать, что даже в Российской империи памятник Ивану Грозному ни разу нигде не возводился.

      Для Орла - это сугубо туристическая "фишка". Ведь этот город возник по прямому распоряжению Ивана Грозного. Возможно в Орле это будет единственная достопримечательность, на которую пойдут смотреть приезжие и туристы.

      • Анонимно
        16.10.2016 21:06

        Вы еще увидите памятник Ивану 1У и Шах-Али в Свияжске, который был построен под руководством чингизида и носил имя "Ивангород".

        • Анонимно
          17.10.2016 15:55

          В Свияжске и так есть деревянная церковь , построенная по повелению Ивана 4, так же как и мавзолей Шах Али в Касимове.

        • Анонимно
          17.10.2016 19:34

          Щас, конечно, чингизид строил, русский боярин Ардатов со товарищи Свияжск строили.

          • Анонимно
            17.10.2016 19:46

            Написано вполне ясно для адекватного, умеющего читать человека - чингизид РУКОВОДИЛ...

            Про "русского боярина Ардатова", который "со товарищи Свияжск строил" не вздумайте сказать в Свияжске - отправят в кабинет Л.Д.Троцкого...
            На перевоспитание...

      • Анонимно
        17.10.2016 10:45

        Мне кажется орловчане сами могут решить, кому им ставить памятники, без советов всяких посторонних граждан.

  • ПанАлекс
    16.10.2016 18:49

    Оригиналы документов правления Ивана Грозного имеются только в архивах европейских и, может азиатских стран. Причем за время правления "Ивана Грозного" приглашения на коронацию из Московии приходили аж 4 раза! То есть под именем "Иван Грозный" правили аж 4 разных человека! Отсюда и Регентский Совет (оф. история лепечет про то что он просто сумасшедший де захотел), пришлось выдумывать сказочку про убийство сына. На самом же деле первый "Иоанн Грозный (в миру до восшествия на престол Василий) после Казани сошел с ума и фактически смещен с трона и все его знали как Василия Блаженного.
    Но главная причина всей фальсификации была в том, что один из "Иоаннов" (Грозных) до восшествия на трон был татарином, мусульманином и происходил напрямую от Рюриковичей по родству с татарскими ханами. Понятно что он перешел в православие для трона и получил новое имя. Если кто не знает, то родословная Рюриковичей (что по некоторым данным вели род от Христа - отсюда пошло что Царь - наместник Бога) велась во многих Боярских книгах. Романовы в этих книгах не значились, а значит и права на престол не имели. Поэтому через полмесяца нас ждет памятный день самого печального дня истории - убийству последнего прямого потомка Рюриковичей и захват власти самозванцами. Которые для обоснования своей власти уничтожили и переписали всю историю русско-татарского государства, бывшего вершиной развития 3 века технического и социального развития. Сожгли все летописи и стерли фрески в храмах.Недаром Петр 1 обнаружил что правит страной в которой нет истории!

    • Анонимно
      16.10.2016 19:13

      Очень интересвно.
      Уважаемый "ПанАлекс", скиньте, пожалуйста, ссылки на источники.

    • Анонимно
      16.10.2016 23:39

      Петр то знал вот именно историю, это ему его хозяева из европы приказали все уничтожить и переписать. До петра еще деньги ходили татарские.

      • Анонимно
        19.10.2016 14:55

        Что за чушь про Петра пишет пан и его подпанок? Уж лучше Фоменко с Носовским читать и Задорнова по ТВ слушать. На фоне этих стебунов они Геродоты и Ключевские.

  • Анонимно
    16.10.2016 22:19

    В городе Орле открыли памятник этому тирану да как будто специально для Татарстанцев это не приятно к сожалению.

  • Анонимно
    16.10.2016 22:35

    Историю Тартарии переписали европейцы, на гугле можно увидеть остатки острогов в виде пентограммы, был планомерный захват территории с уничтожением коренного населения каким то европейским орденом. Все восстаний происходили против этого захвата. Захват сначала осуществился в Москве. Татары истинные наследники этого государства. И бразды правления вернуться нам. Это вопрос времени.

    • Анонимно
      17.10.2016 12:10

      Для этого тенгринианство надо возрождать.

      Орден захватывает через семитские религии....

  • Анонимно
    17.10.2016 04:33

    Традиция совершать крестный ход православными в октябре в память убиенных христиан была еще в 19 веке и прекратилась только в большевистское время. Потом с 1990-е годы татары стали поминать в этот день погибших при защите Казани.

  • Анонимно
    17.10.2016 07:57

    Одно ясно - при тиранах Россия укреплялась и прирастала. При николаях и ельцинах - страна умирала. Хотим мы этого или нет - но это наша история. Это надо знать и помнить!

    • Анонимно
      17.10.2016 19:38

      Надо прекращать такой ход истории, когда народ становится заложником захваченных пространств. Государство должно быть для народа, а не народ для государства. Тиранами Россия по горло сыта уже.

  • Анонимно
    17.10.2016 13:44

    "Укреплялась и и прирастала" за счет крови и жертв коренного населения "прирощенных" территорий? Так вот поэтому, что вы цинично этим гордитесь и не можете воспользоваться в полной мере богатством этих колоний.

    • Анонимно
      17.10.2016 14:46

      Я лишь констатировал факт! Я не давал эмоциональную окраску случившимуся. История - это прожитые факты прежде всего! И не важно - плохие они или хорошие. Это то, чего нельзя отрицать или вычёркивать!

      • Анонимно
        17.10.2016 17:06

        Но любой факт имеет положительное или отрицательное значение. Если не смогли разбогатеть после колонизации новых земель, значит, что-то делали и делаете не так.

      • Анонимно
        17.10.2016 19:43

        История эта напрямую влияет на современность России. Покойный профессор-историк Юрий Афанасьев призывал выйти из имперской колеи и поставить Россию на путь демократического развития.

  • Анонимно
    17.10.2016 14:42

    товарищи о будущем надо бы думать а не старое ховно ворошить!

  • Анонимно
    21.10.2016 16:23

    Паналекс может быть и прав, об этом написал не одну книгу Г.Еникеев (сильный автор). Правда данная книга хромает отсутствием источников и хотя бы минимальной детализацией событий. Это и не мудрено. Данным вопросом я занимаюсь (пишу книгу, которая, возможно, будет называться "Татар тарихы. Эби патша шаяруы"). До Грозного дело шло более или менее гладко. Но теперь.. Правда, нашел фразу Екатерины II:
    "Славно же я подшутила над татарами..." Когда, где и кому это она сказала? Помогите, если владеете информацией! Алла бирса, года через 2-3 эта книга выйдет. Она будет продолжением моей книги: "Татар тарихы. Альтернатив караш". На сайте найти легко.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль