Культура 
4.11.2016

Три кита татарской музыки Москвы, или Зачем столице татарская попса

Почему яркие проекты московской татарской эстрады не пустят в Казань? Часть 6-я

Интеллектуальная татарская Москва живет концертами Мубая, Зули Камаловой и Айдара Гайнуллина, утверждает руководитель отдела национальных проектов МИА «Россия сегодня» Радик Амиров. Наш столичный коллега на страницах «БИЗНЕС Online» решил внести свои пять копеек в дискуссию о состоянии татарской эстрады, попутно объясняя, почему обходит стороной московские концерты Салавата и Айдара Галимова.

Радик Амиров Радик Амиров: «Лет пять назад я строго-настрого запретил всем родным и близким посещать концерты татарских звезд эстрады в залах Москвы по причине того, что эти выступления ничего нового ни в музыке, ни в духовном плане не несут»

«ТАТАРСКИЙ ПИПЛ МОСКВЫ ТОЖЕ СХАВАЕТ»

То ли с подачи президента Татарстана Рустама Минниханова, то ли объективно настало время (лично я склоняюсь к первой версии), но почти весь татарский народ заговорил о стремлении «менять эстраду». Стали требовать: «Менять! Менять! Надоело». При этом те, кто требует перемен в нацтатэстраде, попутно слушают вечную «салаватчину» и «галимовщину».

«БИЗНЕС Online» предоставил площадку для экспертов из Казани, Питера. А вот мое мнение — среднего татарина из Москвы, со средним достатком, знающего родной чуть выше среднего уровня. Выскажу мнение о национальной эстраде нашего народа в столице РФ. Как сноб и как почти москвич.

Лет пять назад я строго-настрого запретил всем родным и близким посещать концерты татарских звезд эстрады в киноконцертных залах Москвы по причине того, что эти выступления ничего нового ни в музыке, ни в духовном плане не несут. Одни расходы на билеты. С тех пор не ходим. Ни на Ханию Фархи, ни тем более на Салавата Фатхетдинова. На Айдара Галимова тоже не ходим.

Татарская жизнь столицы нашей Родины вообще живет по своим далеко не «татарским» законам. Это мегаполис. Правила большого города. Вот пример: мою старую «японку» на шоссе Энтузиастов «боднули» бравые альметьевские ребята. Они мне: «Брат, салям! Син татарин же, за „Ак Барс“ и „Рубин“ болеешь? Ну давай договоримся инде! Татарский знаешь же». Я ответил: «Знаю. Чакыр милицияне» («Вызывай милицию»). И они ничего не поняли: как, татарин, свой, а «чакыр милицияне»?

Сегодня под «бум-бум-бум» нацтатэстрады пропагандируется все, что душе татарской угодно, только не наше наследие. Причем говорится: «Но ты татарин и должен сходить!» Какого Лешего или, лучше сказать, какого Шурале я должен сдуру мчаться на этот так упорно рекламируемый концерт татарской попсы?! Эта попса что, мое личное татарское пространство расширит и углубит? Да никогда бездарно одетые и так же поющие под фонограмму малайки и девочки не дадут мне душевного баланса сил, как родная классика — Зифа Басырова, Сара Садыкова или Хайдар Бигичев.

Лично у меня складывается ощущение того, что в гастрольные туры «татарских звезд» из Казани в Москву отправляют артистов по принципу «Вот тебе, столица России, то, что столице Татарстана негоже» или по принципу «Татарский пипл Москвы тоже схавает».

«ЕЖЕГОДНО В МОСКВЕ ДЛЯ ТАТАР В КУЛЬТУРНОМ ПЛАНЕ ПРОВОДЯТСЯ ДВА ВАЖНЫХ СОБЫТИЯ»

Ежегодно в Москве для татар в культурном плане проводятся два важных события. Первое — Сабантуй (про это мы умолчим, ибо тоже грустно). Второе — декабрьские концерты Салавата Фатхетдинова. Думаю, через месяц московские афиши запестрят очередным убийственным слоганом: «27 (или сколько там?) ел бергэ!» Каждый раз меняются только года выступлений.

За ним, вероятно, по традиции на столичной сцене неожиданно объявится Айдар Галимов. С тем же тембром, с той же музыкой и почти похожими текстами четвертьвековой давности собственного исполнения. Прям как Юрий Антонов (сравните его «Море» и «Крыша дома своего») и Вячеслав Добрынин («Не сыпь мне соль на рану» и «Синий туман» — все почти одинаково).

Помимо афиш скоро на мою почту, в том числе корпоративную, хлынет спам. Телефон забьется СМС-сообщениями от распространителей: «Билеты! Легенда татарской эстрады Салават с очередным юбилейным концертом. Если татарин приходи не забывай свои корни и Казань не будь манкуртом. Эй-гей лалалей татарин должен жить веселей» (орфография и пунктуация первоисточника сохраненыприм. ред.).

После таких сообщений вы таки купите билеты на Салавата?! Да ни в жись! Именно не хочу быть манкуртом!

«КАЖДОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ МУБАЯ ИЛИ ЗУЛИ — ЭТО ГРАНДИОЗНОЕ СОБЫТИЕ»

Чем живет интеллектуальная татарская Москва? Концертами Мубая и Зули Камаловой. Увы и ах — очень и очень редкими. Чаще на столичной сцене присутствует великолепный Айдар Гайнуллин. Именно эти три кита (они, конечно, не эстрада!) современной качественной, если так можно сказать, нашей музыки воплощают в себе именно ту культуру, к которой тянется мыслящая татарская Москва. Каждое выступление Мубая или Зули — это грандиозное событие, это повод поговорить о состоянии народного наследия, это событие поистине московского масштаба — качественного, дозированного, умного. На концертах Зули и Мубая вы не увидите сотни или тысячи зрителей. Пожалуй, пару сотен. Только и всего.

Но они, эти зрители, и есть ум, честь и совесть нашей современной эпохи здесь, в Москве. Конечно, Гайнуллин собирает многотысячные залы, он тоже будет всегда востребован, ибо не каждый «из наших» способен высоко держать планку. А планка эта — Вырыпаев, Ростропович, Люк Бессон, с которыми сотрудничал Айдар. И лично я уверен: он будет работать именно с профессионалами мирового уровня не в ущерб творчеству (и своему народу), а только развивая и обогащая это самое наследие народа неуемным трудолюбием и стремлением завоевывать музыкальные вершины на татарском национальном инструменте — баяне.

На концертах Зули, Айдара и Мубая не обсуждают сплетни (кто во что одет, кто на какой машине подъехал, личная жизнь кого-либо тоже табу), а говорят и умело сравнивают прошлые выступления артистов. Только тексты. Только музыка. Только подача. Только то, что касается концерта. Это те выступления, на которые я веду своих друзей — русских, украинцев, евреев, удмуртов, осетин или цыган. И мои друзья в один голос говорят: «Если такая музыка жива, значит, жива и сама культура татарского народа. Жив и народ». Я их за язык не дергаю — это они мне говорят! И я горд, что наша музыка не умерла, придавленная попсой, а, наоборот, развивается, обогащается благодаря именно этим «трем китам». Мне не стыдно за культуру, музыкальное наследие и современное звучание, если оно исходит благодаря творчеству этих трех имен. Горжусь, что общаюсь с Зулей и Айдаром. А вот с Мубаем не знаком. Извините за упущение.

«ПЕСНЯ «УРСАЛ ТАУ» САЛАВАТА ФАТХЕТДИНОВА, ДАТИРУЕМАЯ 1993 ГОДОМ, И ЕСТЬ САМА КЛАССИКА ЭСТРАДЫ!»

Московская попса убивает еще и тем, что часто мне приходится слышать: на этом концерте был сам Ильхам Шакиров, там видели Рината Дасаева, другой почтила своим присутствием еще какая-то «наша звезда». Я спрашиваю: а что было на самом концерте — фанера или живой звук? При чем тут Дасаев? При чем Ильхам? При чем Алибасов? «Ну как же, — отвечают мне. — Это же показатель уровня». Уровня чего?! Концерта?! Тогда, говорю я, лучше пригласите Джигурду, ибо присутствующий лучший вратарь мира тридцатилетней давности не является предметом сохранения культуры моего народа.

Еще хлеще, когда пытаются утверждать, что Алсу — татарская певица. И опять зовут на концерт: она же наша, пойти надо...

А вот не надо! И исполненные ею на родном песни — это лишь татарская дань своему же народу за то, что она сама — этот народ. Земфира с ее перепевкой песни «Кайда» / «Күз нурым» (да, на башкирском!) ближе, понятнее, яснее показывает нам наши корни, нежели Алсу.

И вот еще что: московская эстрада оставила островок надежды на то, что народное исполнение и сама эстрада остаются на достойном уровне благодаря Розе Хабибуллиной, Наиле Фатеховой и ансамблю «Изге ай» с Халидой Бигичевой. Ее песня, например, «Күзләремнең төсе үзгәрмәде» — это прекрасный уровень именно московской татарской эстрады. Своей, не казанской. Прекрасные проекты Фатеховой, например, с Маратом Башаровым тоже вселяют надежду на оптимизацию эстрады. Но опять же только на локальном московском уровне с заездом во многие регионы, но не в Казань — там этот уровень просто не пустят...

Резюме. Чтобы ни говорили, а песня «Урсал тау» Салавата Фатхетдинова, выложенная на YouTube и датируемая 1993 годом, и есть сама классика эстрады! Чего только стоят пышные усы гармонистов, чего стоит сам Салават тех времен! За искренность, чистое исполнение, саму игру и честность — за все это можно отдать все остальные годы выступления Фатхетдинова и ни разу не пожалеть!

Поэтому, дамы и господа, сегодня я предпочитаю слушать «Да, теперь решено без возврата» в исполнении той самой Земфиры. Вот точно — это без возврата.

Радик Амиров

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (29) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
4.11.2016 12:37

Вообще-то, в татарской эстраде процентов 70, если не все 90 - это татары из Башкортостана. По крайней мере, лучшие ее представители из Уфы.

  • Анонимно
    4.11.2016 09:03

    Что здесь сказать, местечковость во всем и даже а национальной культуре.

    • Анонимно
      4.11.2016 11:26

      Говорю постоянно и буду это утверждать дальше: казанские татары - это общность, замкнутая в границах республики. К сожалению у них нет татарского евразийского размаха. С горами Алтая, барабинскими степями, уральскими кряжами, нижневолжскими разливами. Это просто народ, оседлавший Мешу и Казанку. Речки по 50 км длиной каждая.

      • Анонимно
        4.11.2016 20:25

        Я казанский татарин живу на берегах Потомака,занимаюсь бизнесом,какой мне размах ещё нужен.Я езжу по всему миру,встречаю часто своих братьев-казанских татар.И везде мы дружны,стоим друг за друга горой.

        • Анонимно
          5.11.2016 11:46

          Вы лишь подтвердили мои слова. Полностью и во всём))): Что вы "казанский татарин и когда встречаете казанских же татар , то дружны и стоите друг за друга горой". То есть за тех, кто родился на берегах Меши и Казанки, которые длиной по 50 км.)))).

          В итоге: о чем спорить то пожелали? ))))

      • Анонимно
        5.11.2016 18:14

        Все татары это одна общность, основным центром, корнем, культивирующий хоть как-то, татарскую речь, культуру является Татарстан, который, к очень большому сожалению находится не в самом лучшем состоянии, и угасает. А остальные татары, в основном сходят на нет, обрусевают бешеными темпами, хотя есть некоторые очень хорошие исключения.

  • Анонимно
    4.11.2016 09:37

    Радик Амиров имеет право высказать свое мнение,свой вкус. Любят всякого,любят как могут,но любят. Вот главная черта сущности человека. Если кто-то чуть становится лучше,после концертов Салавата, Айдара Гайнуллина,Мубая и Зули,Бегичовой или Нагимовой,значит они нужны,значит живы татары. Если моя душа поет в унисон с ними,я татарин.

  • Анонимно
    4.11.2016 09:52

    Со многим соглашусь с автором, кроме оценки Алсу.
    Ни разу не видел концертов Розы Хабибуллиной и Наили Фатеховой по НТВ, но если я слушал их в живую на концертах, то многие татары их вообще не слышали. Очень жаль! Кто рулит в минкульте Татарстана и на НТВ?

  • Анонимно
    4.11.2016 12:07

    Цифры говорят сами за себя. В Татарстане проживает 30% от всех татар, а среди певцов 95% татарстанские. Что еще говорить? Чем ближе к кормушке, тем больше возможностей, может быть и откаты. Вряд ли московские и певцы из других регионов будут делиться с решателями.

    • Анонимно
      4.11.2016 12:37

      Вообще-то, в татарской эстраде процентов 70, если не все 90 - это татары из Башкортостана. По крайней мере, лучшие ее представители из Уфы.

  • Анонимно
    4.11.2016 12:45

    С чего Радик Амиров взял, что у Галимова песни собственного сочинения? У каждой его песни есть автор и композитор.. И обвинение в том, что эти артисты такие как 30 лет назад - странное. У каждого артиста есть своя манера, за эту манеру его и любят...тот же Добрынин..или бард Юрий Визбор...или же сам Хэйдэр Бигичев - они ведь все исполняли в разном, но СВОЕМ жанре и СВОЕЙ манере. Трудно представить, что Бигичев вчера пел в оперном жанре, а на след.день в совершенно другом.. Тяга к корням проявляется тем, что у нас появляются на массовой сцене Филюс Кагиров и Ильхам Валиев, например. Но так хаять попсу московскому человеку негоже, ибо надо вникнуть в саму сущность массовой культуры, не только песен, но и кино, театр, живопись. И в таком ракурсе говорить, что вы такие-сякие, что смотрите кино, а надо ходить в оперу и театр - вообще глупо. На то и есть массовая и элитарная культура... А то, что Радик Амиров высказался именно так, мне очень грустно.. Он оскорбил всех, у кого вкус другой нежели у него.. Вкус музыкальный у него хороший... но ведь не зря говорят - это дело вкуса... и те, кто любит Салавата, Фәрхи и Галимова - колхоз, это уже слишком ....

  • Анонимно
    4.11.2016 12:47

    Асхат дебершатр уже покаряет российскую эстраду.

  • Анонимно
    4.11.2016 12:50

    Вот бы ни за что не сказала бы, что песня "Җизнәкәй" Мубая и Зули Камаловой, которая представлена в данной статье, является настоящей татарской песней. Что это за манера исполнения, гитара? Разве это и есть татарская песня?

    • Анонимно
      4.11.2016 23:19

      А чем гармошка лучше гитары или пианино?

      • Анонимно
        5.11.2016 11:49

        Гитара ничем не хуже, но никогда под неё татарские песни не пели. Народные-всегда под гармошку и баян.

  • Анонимно
    4.11.2016 13:37

    Мое мнение:

    Галимова я вообще певцом не считаю.

    Мубая слушать не могу, не нравиться мне мужское сопрано. В этой песне должен быть нормальный мужской голос! Пение Зули также не в моем вкусе.

    Салават в молодости был еще интересен. В последние годы в его творчестве застой. тема одна - родная деревня, любовь. ничего нового. концертная программа ниже плинтуса, ведущие явно неинтеллегенты, слова на концерте типа идиот уже норма. бесконечные "рэхмәт Фэләну Фэлэновичу", "в моем концерты сегодня такие чиновники" - уже диагноз.

    Зайнап и Зуфар, Хания - деградируют, нет в программе хороших, душевных песен. Зайнаб и Зуфар как перестали работать с композитором Азатом Хусаиновым, сразу стало видно, что их репертуар очень слабый.

    • Анонимно
      4.11.2016 14:51

      Да уж,на самом деле и ведущие, и сам Салават, становятся уличными балагурами. Как то не душевно. Не хочется,чтобы он опускался на уровень комуналок.

      • Анонимно
        5.11.2016 09:07

        Кто за девушку платит, тот её и танцует. Другими словами, шутки для тех, кто билеты купил на концерт.

  • Анонимно
    4.11.2016 14:01

    Радик, уважаю за неравнодушие и активную жизненную позицию! Килэчэктэ дэ унышлар сина! Чаллыдан, КАМАЗдан дусларын

  • Анонимно
    4.11.2016 15:25

    Не хочется мне критиковать Радика Амирова. У него во многом верные суждения. Точнее сказать, он верно ощущает правильное направление развития татарской эстрады. Также очень показательно сравнение раннего ,"свежего" Салавата с сегодняшним. 25 лет назад Салават был лучше.
    Несколько задевает "грандиозное явление". Если грандиозное явление, то толпы должны ломиться на концерт, а не сотня-две гурманов.
    А "грандиозные явления" можно получить, если по настоящему раскручивать самых-самых достойных: Ибрагимова, Соколова, Камалову, Гарипову, Калимуллину,Мубая. Для начала дать сборный концерт настоящих звезд. И татарское телевидение должно выдвигать и показывать почаще только лучших (за счет бюджета Татарстана).

  • Анонимно
    4.11.2016 19:32

    Татарская эстрада это ,,гармушка! "
    И спорить здесь бесполезно.

  • Анонимно
    4.11.2016 21:42

    Кто такой этот Амиров чтобы за всех подписаться и где написано что его слова истина последней инстанции. Заранее понимаю что ваша цензура модератора моё сообщение как всегда не печатает так как высказал свое мнение а не то мнение которое ждут для этой статьи.

    • Анонимно
      5.11.2016 02:20

      Амиров любитель музыки, Амиров неравнодушный, Амиров татарин, Амиров человек.

      И он прав хотя бы потому, что его слова идут от сердца, от тоскующей татарской души, заключенной в клетку мира

  • Анонимно
    5.11.2016 08:00

    Прав Амиров во многом, не надо только было на личности переходить. Мы и сами знаем, что на у наших "мэтров" и голоса уже не те, и песни под фонограмму поют. Хиты, которые они в молодости исполняли, до сих пор за душу берут. Но бесконечно они их исполнять не могут и не хотят. И начинается "минем ижатым". На сцену талантливую молодёжь не пускают, как Пугачёва и ко. Самим деньги надо, остановиться не могут.
    На них пока имя работает, но мы не пойдём больше на их концерты также как и Амиров. И на "татар жыры " тоже. Хоть там и встречается талантливая молодёжь, выдержать этот ор и натиск безвкусия не под силу. Будем ждать сольных концертов новых звёзд.

  • Анонимно
    5.11.2016 12:37

    Сколько желчи. Сам же говорит, что не ходит на концерты, а даёт оценку татарским мероприятиям?! Не слишком ли большая честь публиковать его "мнения"? Пусть на кухне продолжает рассуждать. Мубай и Зуля - московский масштаб?! Не смешите ... Концерт в каких-то подвалах-клубах на 50-100 чел один раз в несколько лет - грандиозный уровень?!!! На вкус и цвет, как говорится... Если нравится Зуля - слушайте, пожалуйста, но это не даёт право оскорблять других исполнителей. Просто молча продолжайте не ходить на их концерты, никто плакать не будет. Поражают люди, а таких довольно много, которые считают, что только их вкус самый-самый, а остальные - неучи безграмотные и халтурщики. Скромнее надо быть, товарищи. Умный и образованный человек никогда не кричит, внимателен к любым мнениям, и не считает себя в праве давать оценку тому, в чем он не разбирается. Тем более публично. Просто неизвестному человеку захотелось привлечь внимания к своей персоне, это же ясно. Жаль, что это делается поливая грязью других.

  • Анонимно
    5.11.2016 14:19

    У Зули Камаловой татарский с английским акцентом ,заметно что она за границей живет( может ошибаюсь).Не впечатлило.

  • Анонимно
    5.11.2016 14:42

    Хорошо, что у нас есть и Галимов, и Салават, и Мубай, и Зульфия Камалова, и Дина Гарипова. Есть старшее, среднее и молодое поколение. Есть исполнители, использующие аранжировку разного уровня. Есть разные музыкальные стили и направления. Есть и баян, и гитара, и скрипка и др. Есть и Болгар радиосы, и Татар радиосы, и Тартип фм. Пусть все они творят и развиваются, нам они очень нужны. Мы можем выбирать каждый по своему вкусу, что слушать.
    Мне нравятся песни Салавата и Айдара Галимова за голос, за проникновенность, так же как и Дины Гариповой вместе с ее вкусом, утонченностью. Зулю Камалову и Мубая много не слушаю, но люблю за то, что их хвалят и другие слушают.
    Критика президента - это повод телевизионным и музыкальным редакторам что-то новое внести в процесс отбора и формирование эфира. Нужно больше хвалить интересных и ярких артистов, а не заниматься выискиванием недостатков у тех, у кого пока еще нет своего лица.
    По моему мнению, все намного лучше на татарскай эстраде, чем это описывается в обсуждении нынешнего положения. Люди слушают песни на татарском из желания слышать родной язык. Равняться на других нужно в экономике, а в песне - стоит ли круто меняться, для того чтобы нас слушал весь мир. Японец будет слушать японскую, китаец китайскую музыку.
    Почему обсуждение, начавшееся с мнения президента, перешло в обвинения друг-друга и выискивание недостатков.

  • Анонимно
    5.11.2016 14:48

    Радик абый красавчик! Как всегда глаголом жжет...

  • Анонимно
    5.11.2016 19:55

    Уважаемый,мне неизвестный Радик,а вы были хоть раз на концерте Ришата Тухватуллина? Рекомендую сходить. Вот где волшебный голос,вот где культура,я вам скажу! Совсем молодой ещё,но его любят и уважают по всей России, и в Москве по моему тоже!

  • Анонимно
    5.11.2016 20:15

    Гафу итегез,бу мэскэу татарлары башка татар халкыннан ераклашып беткэ икэн...кызганыч...Ул Зуля дигэнегез татарча жырлый дип кыенлык белэн эйтергэ була...Исеме дэ анын нигэ Зуля сон?бэлки ул Золфиядер?эллэ Золфирэме??

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль