Общество 
6.11.2016

Габдулхак Саматов – бывший враг советской власти, ставший шариатским судьей

Мусульмане почтили память первого главного казыя Татарстана

Накануне в духовном управлении мусульман прошли традиционные, седьмые по счету Саматовские чтения, посвященные первому казыю (шариатскому судье) ДУМ РТ Габдулхаку Саматову (1930 - 2009). «БИЗНЕС Online» рассказывает о классическом мулле, ставшем одним из наиболее влиятельных богословов татарского мира.

Габдулхак Саматов Габдулхак Саматов Фото: muslem.ru

МИШАРИН С МЯГКИМ ХАРАКТЕРОМ, ИМЕВШИЙ ТВЕРДЫЕ УБЕЖДЕНИЯ

Габдулхак Габдулгатович Саматов человек, ставший легендой татарского мусульманского мира, — появился на свет 12 октября 1930 года в довольно-таки большой, особенно по сегодняшним меркам, деревне Старое Ибрайкино (Иске Ибрай), что расположена в Аксубаевском районе ТАССР. Ее особенностью является то, что здесь издревле проживали несколько ишанов-руководителей суфийских орденов Накшбандийского тариката. Получивший при рождении имя Габдулхак, что означает «раб истинного (то есть Аллаха)», с детских лет старался быть верным заветам своего Господа. Семья Саматовых, отличавшихся в деревне глубокой религиозностью, принципиально не вступила в колхоз и за это даже поплатилась — отца будущего шариатского судьи арестовали, и из тюрьмы он уже не вернулся. В 1941 году двух братьев Габдулхака забирают на фронт, одного — в трудовую армию, и мальчик в 11 лет становится главным в семье. Под его присмотром остаются 60-летняя мама, жена брата с грудным ребенком и 15-летняя больная сестра. Несмотря на давление властей, подросток не сломался — он так и не вступил в колхоз, учителя в школе не смогли сломить волю будущего богослова, Габдулхак принципиально не стал октябренком, не надел пионерский галстук, не запятнал себя членством в ВЛКСМ, что совершенно верно для верующего человека. Ходил в мечеть, совершал все предписания шариата, что не нравилось представителям советской власти Старого Ибрайкина. В 1951 году Саматова забирают в армию, службу в которой он, несмотря ни на что, всегда вспоминал с теплотой. Частенько в своих проповедях он проводил параллели с предписаниями шариата. Например, говорил, что команды «равняйсь», «налево», «направо» схожи с телодвижениями в намазе, когда человек по команде Всевышнего совершает определенные телодвижения: поясной поклон, земной, поворачивание головы при завершении моления. Намазы Габдулхак Саматов не оставлял или старался не оставлять никогда: ни в рядах Советской армии, ни после нее, когда трудился шофером в различных организациях. Старики помнят, как он на машине заезжал в единственную в Казани мечеть Аль-Марджани, чтобы помолиться.

Габдухак Саматов (третий справа в первом ряду) Габдухак Саматов (третий справа в первом ряду) Фото: dumrt.ru

«ОН БЫЛ ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРОГО НАЗЫВАЛИ НАРОДНЫМ МУЛЛОЙ»

В свободное от работы время Габдулхак Саматов тайно обучается основам ислама. Его главным наставником становится прихожанин мечети Аль-Марджани Габдулхак Садыков (1895 - 1990). Этот человек с глубокими познаниями в шариате, имевший за плечами 16 лет учебы в дореволюционном медресе, у себя на квартире тайно дает уроке жадному до знаний тезке. В те времена знатоки ислама (улемы) собирались на квартирах своих единомышленников. Свидетелем этого был и молодой Саматов. В своем трехтомнике «Шәригать: вәгазь, хөкем, фәтва, җавап-савап, киңәшләр», изданном в конце прошлого века, он приводит такой пример: «В 1964 или 1965 году состоялось заседание улемов в доме хаджи Гайфуллы хазрата, кстати, он был ишаном. У него была довольно редкая вещь в те времена — магнитофон. И вот сын Гайфуллы хазрата вел запись на пленку чтения Корана. Там же, на пленке, был голос Коран-хафиза Мирзы Кари. Во время прослушивания этой записи явился один из соседей ишана и стал здороваться с участниками меджлиса. Некоторые люди пытались его остановить и просили присесть, ведь звучал Коран. А гость, видимо, был из числа тех стариков, которые не очень-то признавали записи на магнитофоне, и потому он продолжал обмениваться рукопожатиями с улемами. После того как завершилась пленка, Мирза Кари, очевидно, желая найти объяснение действиям старика, обратился с вопросом к ученым-богословам: „Аят из Корана о том, что надо внимательно слушать и оставить свои дела, когда звучит Коран, остается в своей силе и при прослушивании записи с магнитофонной пленки?“ Улемы не решились нарушить тишину. Мне думается, не от того, что не знали ответа на этот вопрос, а потому, что пребывали в замешательстве от неожиданного вопроса. В это время наш устаз (наставник прим. ред.) Габдулхак Садыков спросил: „А где же сам фагиль-чтец?“ И тогда все улемы оживились и задали тот же вопрос. Это означало, что если даже имя читающего Книгу неизвестно, то должно внимательно слушать Коран».

Попытки получить полное религиозное образование в единственном мусульманском учебном заведении — медресе «Мир-Араб» — заканчиваются неудачно. С трудом ему в 1966 году удается поступить в данное образовательное учреждение. Великовозрастный студент был несколько раз исключен, потом восстановлен, наконец, в 1968 году отказавшегося сотрудничать с кураторами из КГБ Габдулхака Саматова исключают из бухарского медресе. Муфтий Москвы, Центрального региона России и Чувашии Альбир Крганов, который является учеником Габдулхака хазрата, говорит, что в Узбекистане все еще помнят такого шакирда, как Саматов.

«Я не так давно был в Узбекистане — в Самарканде, медресе Мири-Араб. Там везде знают, помнят его, хотя прошло полвека. Он был человеком, которого называли народным муллой. Он мог объяснить сложные вещи простым языком. Когда мы учились в медресе, видели его искренность. Часто ездил в Чувашию. Однажды был интересный случай. Его позвали в деревню Озын Куак, с татарского этого переводится как «высокий кустарник». Что интересно, русское название деревни — Долгий Остров, а вот на чувашском звучит Ыхра Çырми, то есть «чесночная река». Габдулхак хазрат приехал на электричке в Канаш, там поймал такси. Он перевел Озын Куак как «длинное дерево» и спрашивал, как проехать туда...» — рассказывает Крганов.

Тагир Саматов (на заднем плане в тюбетейке с узором) Тагир Саматов (на заднем плане в тюбетейке с узором) Фото: dumrt.ru

ОФИЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ

Недоучившегося в медресе Саматова в 1972 году ставят имамом деревни Каян Пермской области. Из-за того что местные власти не хотят давать ему прописку, мулла через три месяца вынужден возвратиться в Казань, где у него находится семья, в которой четверо детей. К дочерям и сыновьям он очень добр, но требователен в выполнении ими предписаний шариата. Все совершают намаз, другие обряды религии. По воспоминанию сына Тагира Саматова, теперь муфтия Ханты-Мансийского автономного округа, отец также большое внимание уделял получению детьми образования на родном языке.

«Отец старался воспитывать нас в национально-религиозном духе. Считал, что мы должны получать образование непременно на татарском языке. Тогда в Казани было всего две такие школы. Мои сестры — Саджида и Фирдаус — учились в 80-й школе, которая расположена на пересечении улиц Татарстана и Тукая. Ездили на двух трамваях: сперва на девятке с Караваево, потом пересаживались на вокзале на двойку. Потом это учебное заведение перестало давать национальное образование, и я с братишкой Халилем стал учиться в 89-й школе, расположенной на улице Восстания. Класс Халиля был последним, где учили на татарском», — рассказывает Тагир.

Для того чтобы быть ближе мечети, Габдулхак Саматов устраивается в Аль-Марджани слесарем. Там он сблизился с имамами мечети Габдельхабиром Яруллиным и Ахмадзаки Сафиуллиным.

Лишь после того, как его друг, а ныне и родственник Талгат Таджуддин (внучка Саматова замужем за сыном Таджуддинаприм. ред.) в 1980 году становится муфтием духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири, Саматову разрешают стать официальным имамом ДУМЕС. Он с 1981 года работал в Альметьевске, через пять лет его переводят в Оренбург, в 1988 году возглавил Чистопольскую мечеть, в 1990 году в Казани создает первое в Татарстане медресе, где сам и преподает, параллельно служа в мечети Аль-Марджани имамом. В 1998 году на объединительном съезде ДУМ РТ Габдулхака хазрата избирают главным казыем (шариатским судьей). У муфтия Татарстана с 1998 по 2011 год Гусмана Исхакова о той поре одни лишь теплые воспоминания: «Габдулхак хазрат был образцом для Татарстана. Он был очень воспитанным, уравновешенным, внимательным, почтительным ко всем. Когда я был шакирдом в Бухаре, он общался с Ахматхади Сафиуллиным, Абдулхабиром Яруллиным, сам в мечети работал слесарем. Он никогда не относился пренебрежительно к людям. Все время старался получать знания, а потом делился ими с другими. С ним постоянно общались Габделхак Каюмов, Габделхак Садыков, дружили семьями. Дети Габделхака хазрата выросли очень порядочными людьми. В настоящее время сыновья трудятся имамами, один сын муфтий ХМАО. В то время в Казани религиозных семей можно было по пальцам пересчитать. Одна из них Саматовы. После того как я стал муфтием, мне пришлось работать вместе с хазратом. Он стал первым казыем Татарстана. Приходил с утра в духовное управление, мечеть Аль-Марджани. Принимал людей, выслушивал просьбы. Знал подход к каждому человеку. Мне довелось работать с таким великим человеком».

Несмотря на то что Габдулхак хазрат являлся официальным имамом, советская власть продолжала относиться к нему как к неблагонадежному. Его не пускали в хадж. Лишь в начале 90-х Саматову разрешили выехать за пределы СССР для того, чтобы совершить паломничество.

Мансур Джалялетдин Мансур Джалялетдин Фото: dumrt.ru

МАНСУР ДЖАЛЯЛЕТДИН: «МНЕ ПОСЧАСТЛИВИЛОСЬ С НИМ РАБОТАТЬ»

Невзирая на работу шариатского судьи, Габдулхак хазрат служил в мечети Аль-Марджани. После кончины старейших имамов и мастеров проповедей Сафиуллина и Яруллина народ приходил послушать пятничные наставления казыя. Как говорят, это был татарский классический мулла. Нынешний имам мечети Мансур Джалялетдин так же, как и Исхаков, рассказывает об общении с Саматовым весьма тепло: «Мне посчастливилось с ним работать. Человек очень добрый, отзывчивый. Доброта знаете в чем заключалась? Тихий, очень терпеливый. В мечеть же разные люди приходят. И озлобленные, со своими проблемами. Он любого человека встречал доброжелательно. И человек, зайдя к нему в кабинет, успокаивался. Он общался, не разделяя людей. У нас мечети были и имамы, простые прихожане, шакирды — Габдулхак хазрат ко всем относился одинаково ровно, как Всевышний относится ко всем одинаково. К тому, кто заходил с вопросом, отвечал философски, начиная издалека. Он разжевывал все — и оставалось лишь в рот положить».

Сам Мансур хазрат познакомился с Габдулхаком Саматовым во время учебы медресе.

«Когда я учился в Бухарском медресе, там же получал знания на параллельном курсе и его сын Халиль. Габдулхак хазрат с супругой приезжал его проведать. Он читал проповеди, собирал студентов-татар и давал наставления. Этим запомнился. Когда к человеку на чужбину приезжает другой с родины и на нашем доступном языке начинает проповедовать — это дорогого стоит», — говорит Джалялетдин. Ранним утром 6 марта 2006 года после тяжелой и продолжительной болезни сердце первого главного казыя Татарстана остановилось. Заупокойная молитва (джаназа) была в тот же день, после пятничного намаза. Совершил ее близкий друг — верховный муфтий России Талгат Таджуддин. В это время в Уфе проходил съезд ЦДУМ — президент Башкортостана Муртаза Рахимов выделил самолет его делегатам, чтобы они смогли проводить в последний путь Габдулхака Саматова. Человек, оставивший яркий след в мусульманской умме Татарстана, был погребен на кладбище Ново-Татарской слободы в Казани.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (52) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.11.2016 21:56

Безбожники, говорите... У нас светская страна и в бога верить никто не обязан.

  • Анонимно
    6.11.2016 09:44

    Здорово сказано: "...не запятнал себя членством а ВЛКСМ,....", по моему половина политбомонда Татарстана являются людьми верующими, (вспомним фотографии Президента РТ и мэра Казани в хадже, в мечетях) и по совместительсту члены ЕР....

    • Анонимно
      6.11.2016 15:54

      Коммунисты-безбожники, которые гнобили народ в Советское время до сих пор у власти. Между тем в ГДР на руководящие должности не допускали бывших гитлеровцев. Вот так...

      • Анонимно
        6.11.2016 21:56

        Безбожники, говорите... У нас светская страна и в бога верить никто не обязан.

        • Анонимно
          7.11.2016 00:14

          так же не обязан быть атеистом

          • Анонимно
            7.11.2016 09:12

            А я об этом и не говорил. Просто констатировал факт. Вы же сразу обижаетесь, если вам кажется, что кто-то оскорбил "чувства верующего". Так вот начните с себя и не оскорбляйте атеистов.

            • Анонимно
              7.11.2016 09:39

              где оскорбили атеистов?
              назвали своими словами то что они творили в ссср?

              • Анонимно
                7.11.2016 09:57

                Именно атеисты гнобили народ? Ну-ну.

                • Анонимно
                  7.11.2016 11:11

                  атеисты гнобили верующих: тюрьмы, расстрелы.


                  или верующие уже не народ?

                  • Анонимно
                    7.11.2016 12:49

                    Именно атеисты именно верующих гнобили за веру? Вот не надо! Просто много священнослужителей и рьяно верующих были против Советской власти, поддерживали белых. Расстреливали их за контрреволюционную деятельность.

  • Анонимно
    6.11.2016 10:23

    Как душили так и продолжают душить порядочных людей.

  • Анонимно
    6.11.2016 10:35

    7 нче Саматов укулары Мөфтият бинасында булды ич, Альфред!

  • Анонимно
    6.11.2016 11:42

    Я хорошо помню Габдулхака хазрата. Помню, ка чуть не заплакал от нахлынувших чувств у меня в радиостудии, потом справился и сделал очень хорошее выступление в прямом эфире.
    И сына его помню, мы плыли на пароходе и делали остановку в Чистополе, была экскурсия в мечеть, имам нас встречал.

    Когда братья Кашаповы устроили бучу в Челнах
    , Габдулхак. хазрат изо всех сил старался прекратить раскол нации, но братья и примкнувшая к ним Фаузия ханум были неудержимы.

  • Анонимно
    6.11.2016 12:12

    Что плохого было в пионерии и комсомоле?

    • Они учили атеизму, а Габдулхак хазрат был верующий человек.

    • Анонимно
      6.11.2016 17:46

      Меня покоробила фраза "не запятнал себя членством в ВЛКСМ". Очень резко, очень негативно по отношению к организации, которая, как не крути, дала очень многое молодёжи за 70 лет.

      • Анонимно
        6.11.2016 18:19

        Ислам нашему народу за 1100 лет дал гораздо большее, если не сказать ВСЕ.
        Вас не коробит, когда льют грязь на Ислам?

        • Анонимно
          6.11.2016 21:46

          Меня не интересует вообще никакая религия, главное, чтобы не вмешивалась в светскую жизнь. Я ни про какую религию ничего не скажу, но и любая религия пусть будет там, где ей положено быть - внутри человека и внутри культовых заведений.

          • Анонимно
            6.11.2016 23:09

            вас не интересует религия, меня не интересует атеизм, и я тоже хочу чтобы он не вмешивался в мою жизнь - у нас светское государство (прошу заметить неатеистическое), и моя религия будем со мной всегда и внутри меня, и внутри спец культовых заведений, и дома, и на улице, и в поступках, и словах, и во внешнем виде и тд.

            • Анонимно
              7.11.2016 09:14

              Я ничего плохого про религию не говорю, и уважаю Ваше право иметь религиозные убеждения. И Вы уважайте право других иметь любые убеждения - религиозные или атеистические. И не издевайтесь над нашей историей.

              • Анонимно
                7.11.2016 09:40

                над татарской историей изведевались все кому не лень) ничего)))
                история и пропаганда не одно и тоже)

      • Анонимно
        6.11.2016 18:21

        гитлерюгенд тоже дал много немецкой молодежи. немцам можно его превозносить?

        • Анонимно
          6.11.2016 21:47

          Вы сравниваете ВЛКСМ с гитлерюгендом? Давайте, может, найдёте пару оснований для этого.

          • Анонимно
            6.11.2016 23:22

            устану перечислять:
            1) и там и там "молодежь управляет молодежью"
            2) и там и там слеты, маршы, парады, походы с пропагандой
            3) у немцы слеты с фашистами италии, у комсомола с молодежью соц стран
            4) походы по ленинским местам = паломничество на родину гитлера
            5) участие в гитлерюгенде добровольнопринудительное= так же как октябрята
            6) даже день рожедение гитлера 20 апреля когда юных фашистов принимали в строй совпадает почти с днем рождения ленина 22 апреля когда октябрята становились пионерам
            7) зарница и вонные игры немцев
            8) а лозунги про единую страну. вождя и народ и там там хваталао

            еще чтото?

            • Анонимно
              7.11.2016 08:59

              вы - обезьяна. устану перечислять -
              крупный размер тела, отсутствие хвоста
              сходные формы ушной раковины, жевательных поверхностей коренных зубов
              4 группы крови, 5 долей в легких, 7-8 сосочков в почке, червеобразный отросток
              сходные заболевания (СПИД, сифилис, проказа)
              сходная мимика, сложное поведение
              46 хромосом у человека, 48 у понгид
              91% генов одинаковы у человека и шимпанзе. еще что-то?

              • Анонимно
                7.11.2016 09:11

                похоже вас, старого коммуняку припекло сильно?)
                внешние признаки у людей сходны с обезьянами, не спорю, но внутренне содержание, по крайней мере меня, отличает от обезьяны: обезьяне важно поесть и поспать, я мои цели и устремления гораздо выше)

                что не скажешь про комсомол и гитлерюгенд: у них одна на двоих беззаветная преданность вождю, агрессивное непринятие иных точек зрения, только вожди разные

            • Анонимно
              7.11.2016 09:18

              Слёты, марши проводятся во всех организациях - скауты, туристы и т.д. И все перечисленные Вами внешние признаки можно отнести к практически любому молодёжному (и не только) движению.
              Гитлерюгенд воспевал фашистскую идеологию, антисеметизм. В комсомоле не было ничего человеконенавистнического, что могло принести вред другим. Да, комсомол воспитывал реальных патриотов своей страны, а не диванных троллей.

              • Анонимно
                7.11.2016 09:39

                комсомол это в 60-80х годах только собирал взносы и проводил бесполезные собрания, а в 20-30х - активно участвовал в продразверстках и раскулачиваниях, так что не будем тень на плетень наводить. те еще кадры были, особенно в 20е годы у голодных крестьян поволжия эти патриоты хлеб отнимали

              • Анонимно
                7.11.2016 09:50

                человеколюбивый комсомол (почти как хрусталбная ночь у фашистов) раскулачивал:

                Был допущен целый ряд таких вещей, которые дискредитировали идею коллективизации, были случаи, когда комсомольцы отбирали сапоги, тулуп, шапку у кулака, выходили на улицу, одевали всё это и чувствовали себя на высоте положения. Были случаи, когда отнимали всё вплоть до сапог, а такие крупные вещи, как мельница, крупные средства производства оставались в стороне. Были случаи мародёрства, когда люди дискредитировали себя, забирая такие вещи, которые нам не нужны.[13] »
                « Подходили к раскулачиванию так: «дом хороший, даёшь раскулачивать». Выносят из дома всё, вплоть до того, что с ребят снимают обувь и выгоняют на улицу… Вопли женщин, плач детей, разбазаривание имущества, отсутствие учёта - всё это создавало картину ночного грабежа…[13] »
                «
                В Чебоксарском районе «сгоряча» раскулачили несколько середняков и даже бедняков. Раскулачивание происходило без участия бедняцко-середняцкого схода и при игнорировании сельсовета. Это раскулачивание кончилось тем, что один из раскулаченных середняков в Чебоксарском районе наложил на себя руки. В Грязовецком районе некоторые сельсоветы допустили раскулачивание середняков. Герцемский сельсовет отбирал имущество, скот и дома у тех, например, кто продал воз своих лаптей или несколько пар рукавиц.[26]
                »
                «
                Вместе с кулаками страдают и середняцкие хозяйства. В дер. Власове вынесено постановление взять на учет имущество не только кулаков, но и середняков. В четырех сельсоветах проводились опись, обыск и конфискация имущества у крестьян, имеющих только по одной лошади и по одной корове, никогда не пользовавшихся наемным трудом и не лишенных избирательных прав.[26]

                • Анонимно
                  7.11.2016 10:27

                  Вот если я скажу ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ), то Вы скажете, что это ненастоящий ислам, хотя они считают себя настоящими мусульманами. Вот так и здесь: частные случаи не могут говорить о всей организации.

            • Анонимно
              7.11.2016 09:19

              Вы против военных игр? Против единой страны? Против того, чтобы узнавать свою историю?

              • Анонимно
                7.11.2016 09:35

                я против принудиловки, против нарушения конституции рф (у нас все таки федерация), я не против изучения истории, но не однобокой

          • Анонимно
            6.11.2016 23:37

            А разве была разница?
            Одинаковая принудиловка, непогрешимость идеологии и вождя, слеты, походы, маршы, молодежное самоуправление и тд.
            конечно, комсомольцы проявляли искренний героизм, защищая страну, но не надо принижать героизм подростков-немцев, этому тоже куча фактов.
            ___
            поэтому не надо обелять комсомол, в мою молодость не принимали в него ссыльных чеченцев и ингушей (они особо и не стремились), евреев, детей врагов народа, рокеров, видимо и верующих татар тоже, т.е. всех тех, кто выходил за рамки советского юноши.

            • Анонимно
              7.11.2016 09:15

              Да ладно, я металлистом был и комсомольцем.

              • Анонимно
                7.11.2016 09:41

                поздравляю, видимо любил атрибутику таскать) а вголове такой же красный

            • Анонимно
              7.11.2016 09:20

              Евреи даже члены партии были.

              • Анонимно
                7.11.2016 09:34

                даже, но видимо не все. в моей бурной молодости графа номер 5 многим попортила жизнь

              • Анонимно
                7.11.2016 09:51

                скажу больше они ее создали))
                но потом появился один усатый горец) и отношение к сынам израиля поменялось кардинально

            • Анонимно
              7.11.2016 10:57

              Вот рядом статья про Б. Леушина: "Я — внук дважды раскулаченного крестьянина, другой мой дед вообще был врагом народа и умер в 1943 году в челябинской пересыльной тюрьме. Так что я, в принципе, вроде бы должен был стать отщепенцем по отношению к советской власти. Но отец у меня был бригадиром тракторной бригады, полеводом, а еще — секретарем парторганизации колхоза. И я вслед за ним стал первым секретарем обкома комсомола республики, а потом — первым секретарем райкома КПСС. Это при таких-то дедах! Ну и что? То есть советская власть была очень гуманной."
              Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/327000
              Так что не надо про то, что стоял фильтр.

              • Анонимно
                7.11.2016 11:32

                вот рядом история моей семьи: прапрадед расстрелян - мулла и купец, прадед вернулся с тюрьмы и умер через 20 дней, дед сослан в казахстан: погибли 3 брата и сестра, на всю жизнь сын врага народа! не отказался от своего отца, не был ни пионером ни комсомольцем.
                мой отец уже приницпиально не вступал в комсомол, вы думаете ему хорошо жилось в 70е?

              • Анонимно
                7.11.2016 11:55

                Вспоминает дочь А.Н.Туполева:
                - Долгое время никакого известия о судьбе родителей не было. После ареста отца я удивительным образом все-таки окончила школу и даже поступила в медицинский институт. От меня требовали отречься от родителей. Я ответила, что не отрекусь никогда. Тогда меня хотели выгнать из комсомола, но мои сокурсники не проголосовали за это. Мне влепили выговор за потерю политической бдительности - проглядела врага народа в своей семье...

  • Анонимно
    6.11.2016 12:29

    " в 1990 году в Казани создает первое в Татарстане медресе" - неточно. Медресе он создает в Чистополе, называет его медресе имени 1000-летия ислама (накануне в 1989 году в Болгаре отметили 1100-летия принятия ислама булгарами по мусульманскому календарю). В Чистополе Саматов он работал имамом в 1988-1991 гг., и именно в Чистополе в 1990 году было открыто первое медресе в Татарстане в постсоветский период. В 1991 году его переводят в Казань имамом, и он из Чистополя переводит медресе в Казань. Размещает его первое время в здании Закабанной мечети. Потом в 1999 году Казанское медресе имени 1000-летия ислама переезжает в здание Розовой мечети в Ново-татарской слободы, где располагается и поныне.

    • М.К.
      7.11.2016 11:10

      Он был главным Мухтасибом Татарии, а всегов Татарии было пять мухтасибатов:
      Казанский - Габдельхамид хазрат
      Чистопольский - Тагир Хазрат
      Челнинский - Идрис Хазрат
      Бугульминский - Сулейман Хазрат

      А пятого не помню, к сожалению. Зеленодольский?

      В Башкирии было четыре мухтасибата.

  • Анонимно
    6.11.2016 13:43

    Молодцы в ДУМ РТ не забывают великих татар

  • Анонимно
    6.11.2016 15:57

    Коллективу БО да снизойдет Божья благодать за эту работу---поминание ушедших является ведь вернейшим признаком культурного человека..Знал Г.Саматова-агу,общение с аксакалом оставило в душе нечто душещипательное... Да будет ему земля пухом...

  • Анонимно
    6.11.2016 21:04

    Не запятнал себя членством в ВЛКСМ... а как на счет имамов, которые были в КПСС? И не рядовыми членами? А как на счет имамов, которые обогались? Иман либо есть в человеке, либо его нет. Это касается и партийных и называющих себя истинно верующими.

  • Анонимно
    7.11.2016 11:35

    Сегодня религиозные деятели выглядят фанатиками. Вера должна быть в душе и нечего ее вываливать на всех. Воспитанный человек никогда так не поступит. Веруйте в душе, обращайтесь с людьми так, как хотели бы чтобы обращались с Вами. Уважение - это и есть главное во всех религиях! А Вы больные фанатики (это как алкоголики, не признающие болезнь), а лечиться не желаете. Очень жаль!?

  • Анонимно
    7.11.2016 16:44

    Это статья показывает серьезную проблему, что главное не быть честным богословом, а подходить силовым структурам и быть у них на контроле, об этом красноречиво говорят его проблемы начавшиеся после отказа сотрудничества с силовым сектором. Причем попов и имамов которые попали в духовенство из силовых структур сразу видно т.к. полученная власть над людьми делает их большими гордецами, видно, что вдохновлены силой своей властью, а не святостью духа.

    • Анонимно
      7.11.2016 19:07

      Да, это проблема. Я бы даже сказал - государственная. Потому что вот уже несколько тысяч лет религия стоит на службе у государства и выполняет вполне конкретные государственные функции. А тут вдруг - на тебе - отказывается подчиняться... Религия была создана государством как альтернатива подчинения. Не хочешь подчиняться чиновникам - подчиняйся духовенству. А духовенство тебе докажет, что нужно подчиняться, терпеть, а на том свете всё получишь в награду - гурии, сады, золото-бриллианты и т.д. А пока нужно всё отдать, и дальше работать... Если священник не пропагандирует такое, то его смещают с поста. Он же такой же чиновник, как и другие. Продукцию не создаёт, зарплату от государства получает. Как он может быть другим?

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль