Политика 
16.11.2016

«Силовая фракция правящего бомонда решила съесть системно-либеральную»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о том, выстраиваются ли арест Улюкаева, обыски у Чубайса и пересмотр дела Навального в одну цепь

«Улюкаев — не единственная цель, просто с него начали», — считают эксперты «БИЗНЕС Online», указывая на то, что в стране меняется экономический курс и, возможно, дело идет к смене правительства. Между тем сегодня в СМИ появился целый ряд «странных» новостей: в оперативную разработку попали Дворкович и Белоусов, в офисе корпорации Чубайса проводятся обыски, а оппозиционер Навальный может отправиться в колонию. О развитии «дела Улюкаева» читайте в нашем обзоре.

... После шумного ареста экс министра экономического развития Алексея Улюкаева «круги по воде» от этого события продолжали расходиться, захватывая в свою орбиту все новых и новых людей
Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

ПОЧЕМУ НЕ СРАБОТАЛА «МАШИНКА ДЛЯ ПРОГНОЗОВ» И КТО ЕЩЕ СТАНЕТ ФИГУРАНТОМ «ДЕЛА УЛЮКАЕВА»

Задержание экс министра экономического развития Алексея Улюкаева происходило вечером, когда над офисом «Роснефти» и над всей столицей нашей необъятной родины сгустились зимние сумерки. Эта нехитрая мизансцена и то, что за всесильным еще 5 минут назад чиновником, говорят, приехал темный джип, сразу же вызвало в памяти сталинские «чистки» партийной элиты и чекистские «воронки», о чем пресса, особенно зарубежная, тут же и написала. «Во вторник зимнюю, засыпанную снегом Москву разбудил политический удар в литавры», — заинтриговала своих читателей швейцарская немецкоязычная газета Neue Zuercher Zeitung, добавив, что «для нее [элиты] это намек на то, что никто, ни на какой должности не защищен от репрессий». Задержание Улюкаева и суд над ним «вполне вписываются в общую картину: либеральное крыло в аппарате российской власти все сильнее уступает место хардлайнерам-консерваторам», делает вывод издание.

Теперь, когда можно оглянуться назад в улюкаевское прошлое и задаться вопросом о том, предвещало ли что-нибудь подобное развитие событий, все сходятся в одном: нет, внешне ничего не предвещало. В марте на 60-летний юбилей Улюкаев получил от своего непосредственного начальника Дмитрия Медведева медаль Столыпина I степени «за заслуги в решении стратегических задач социально-экономического развития страны и многолетний добросовестный труд». А председатель ВТБ Андрей Костин тогда же опубликовал в «Коммерсанте» стихотворное поздравление своему другу: «Министр, ученый и поэт, банкир (по совместительству), Желаю, прожил чтоб сто лет, Работая в правительстве!» Еще один забавный подарок чиновнику преподнес президент российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин — машинку для прогнозов. «Я так долго живу, что умею ею пользоваться, нас в школе учили. Очень хорошая машинка», — расшаркался тогда Улюкаев. Однако машинка не сработала, и стихотворный адрес про «сто лет в правительстве» оказался блефом. За закрытыми дверьми домашнего заключения экс-министра ждут разве что сто лет одиночества.

Между тем сегодня, на следующий день после шумного ареста главы МЭР, «круги по воде» от этого события продолжали расходиться, захватывая в свою орбиту все новых и новых людей. СМИ транслировали сразу несколько странных новостей, которые так или иначе можно было увязать с делом Улюкаева. Перечислим их.

Как сообщают СМИ, в оперативной разработке спецслужб находился не только Улюкаев, но и ряд других федеральных чиновников из так называемого «либерального лагеря» — прежде всего вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (на фото)Фото: kremlin.ru

Первая «странная» новость, появившаяся 16 ноября на лентах информагентств: в уголовном деле о взятке, возбужденном в отношении Улюкаева, могут фигурировать до 8 человек. Журналисты РИА «Новости» ссылаются на некий источник в правоохранительных органах, который рассказал им буквально следующее: «Скорее всего, в ближайшее время в рамках этого уголовного дела будут привлекаться еще различные чиновники. Такие преступные схемы не делаются „в одного“. Пока речь идет о том, что могут быть привлечены до 7 новых лиц». Однако в настоящий момент в материалах следствия по-прежнему один как перст маячит только арестованный чиновник.

Впрочем, есть «странная» новость номер два, и она уже содержит некоторые фамилии. Как сообщают СМИ, в оперативной разработке спецслужб находился не только Улюкаев, но и ряд других федеральных чиновников из так называемого «либерального лагеря» — прежде всего вице-премьер РФ Аркадий Дворкович (вошедший в состав правительства с легкой руки Германа Грефа и Михаила Касьянова; вспомним и то, что в марте 2015 года он не побоялся прийти на похороны убитого Бориса Немцова). Называют также имена помощника президента Андрея Белоусова (близок к Грефу и Эльвире Набиуллиной), помощника первого вице-премьера Игоря Шувалова Марину Романову, а также главу департамента корпоративного управления МЭР Оксану Тарасенко. Все они, за исключением Тарасенко, оставили сенсационные сообщения прессы без комментариев, лишь сотрудница министерства, которое еще вчера было улюкаевским, письменно отрапортовала, что работает «в штатном режиме».

В «Роснано» у Анатолия Чубайса правоохранительные органы проводят обыскиФото: ©Валерий Мельников, РИА «Новости»

СЛЕДОВАТЕЛИ ПРИШЛИ К «НЕПРИКАСАЕМОМУ» ЧУБАЙСУ

На этом фоне появилась едва ли не самая «странная» новость номер три: в «Роснано» у Анатолия Чубайса правоохранительные органы проводят обыски.

Если существует на самом деле в России каста «неприкасаемых», то Чубайс — первый и почетный ее представитель. Ненависть к нему самых обширных слоев населения давно вошла в пословицу, якобы стрелявший в него полковник ГРУ Владимир Квачков был в свое время дружно оправдан судом присяжных, а нынешний глава «Роснано» лишь менял руководящие кресла и не испытывал никакого стеснения в трате бюджетных средств. О причинах этого — разговор отдельный. Однако лед тронулся, когда в нано-госкорпорацию неожиданно пришли сотрудники следственных органов.

Пока что комментарии на эту тему распространяет только пресс-служба попавшего под удар ведомства. Она полагает, что причиной обысков могла послужить задержка строительства фармацевтического комплекса «НТ-Фарма» в Ярославской области. «Это современный комбинат, открытие которого ожидается в 2017 году, должен обеспечивать выпуск жизненно важных медикаментов (нановакцин и биопрепаратов), являющихся собственными исследовательскими разработками компании», — рассказали журналистам в пресс-службе.

Отмечается, что корпорация начала инвестировать в этот проект в 2009 году, благодаря чему ее доля составила 49%. Однако у кого-то из партнеров возникли трудности с графиком платежей, и тогда компания «Роснано» приостановила инвестиции. Проект разморозили, когда в 2015 году ведомство Чубайса «Роснано»отыскало нового инвестора. Строительство завершили с существенным отставанием от графика, после чего начали установку, тестирование и наладку оборудования.

Обыски по делу ярославской фирмы уже прошли в мэрии и иных организациях Переславля-Залесского. Следственным комитетом возбуждено уголовное дело в отношении мэра города Дениса Кошурникова, гендиректора компании «НТ-Фарма» Рустама Атауллаханова и некоего Евгения Султанова. Их подозревают в растрате миллиарда рублей, который «Роснано» вложил в строительство фармацевтического завода.

В самой корпорации ни в коем случае не связывают обыски с арестом Улюкаева. Об этом СМИ заявил управляющий директор по коммуникациям Алексей Фирсов. По его словам, проект «НТ-Фарма» и ранее вызывал вопросы, поскольку там были задержки по строительству. Между тем вчера по просторам интернета широко разошлось высказывание Чубайса по поводу задержания Улюкаева: «Случившееся — абсолютный шок». «Но если все же попробовать убрать эмоции и даже естественное человеческое сочувствие товарищу в беде и подумать о сути, а не о политике, то стоит вспомнить одно золотое правило: послушай обе стороны. Одна говорит, что Улюкаев угрожал „Роснефти“ и вымогал взятку (видимо, я что-то перестал понимать в этом мире). Но другой-то пока мы вообще не услышали!» — написал глава Роснано в своем «Фейсбуке». Добавим, что он стал едва ли не единственным из «сислибов», системных либералов, кто открыто высказал сочувствие репрессированному коллеге.

Сегодня Анатолий Чубайс (справа) не изменил себе и продолжил свое заступничество за Улюкаева. По его словам, бывший министр — исключительный профессионал, каких сегодня, возможно, нет в России, но которые ей очень нужныФото: kremlin.ru

Сегодня Чубайс тоже не изменил себе и продолжил свое заступничество за Улюкаева. По его словам, бывший министр — исключительный профессионал, каких сегодня, возможно, нет в России, но которые ей очень нужны.

«Если посмотреть на его карьеру, то такого мощного понимания того, как функционирует экономика, какие цели и задачи в экономическом смысле стоят перед страной и какие существуют самые правильные и оптимальные пути их исполнения, — в этом смысле равных Алексею Улюкаеву, думаю, в нашей стране нет», — цитирует главу «Роснано» сайт «Медуза».

В заслугу арестованному чиновнику Чубайс поставил рекордное падение инфляции в 2010 году (6,9%),, а также «фантастический экономический рост» в тот период, когда Улюкаев руководил Центробанком.

25-летие начала демократических реформ в России, которое готовились отметить рыжий «экс-младореформатор» и его друзья, теперь омрачено. «Единственное, о чем все могли говорить, — это новости, связанные с Алексеем», — описывает Чубайс торжество, к которому готовились несколько месяцев.

... «Странной» новостью номер четыре можно считать сообщение о срочном совещании правительства сегодня в полдень
Фото: premier.gov.ru

ДМИТРИЙ МЕДВЕДЕВ: «ДЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА И ДЛЯ ВЛАСТИ В ЦЕЛОМ ЭТО ЭКСТРАОРДИНАРНОЕ СОБЫТИЕ»

«Странной» новостью номер четыре можно считать сообщение о срочном совещании правительства сегодня в полдень, о чем публично объявила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. И правительство действительно собралось в полном составе (за исключением, естественно, Улюкаева) на обсуждение 9 проектов федеральных законов. Председательствовал сам Медведев. И у него, и у членов кабмина лица были искажены, казалось бы, трауром по выпавшему из обоймы коллеге. Сам премьер-министр был предельно серьезен, а его подчиненные сидели, склонив головы, как нашкодившие школьники.

«Как известно, был освобожден от должности в связи с утратой доверия министр Улюкаев, в связи с тем, что ему предъявлено обвинение в получении взятки. Конечно, для правительства и для власти в целом в нашей стране это экстраординарное событие. Мы обсуждали эту ситуацию с президентом страны, вчера вечером я обсуждал эту ситуацию с депутатами нашей фракции „Единая Россия“. Произошедшее еще раз подтверждает непреложный вывод, что абсолютно все, включая любого представителя власти, какую бы должность они ни занимали, равны перед законом», — голос главы кабмина с каждым словом звучал все суровее. Наверное, каждый министр про себя вздыхал и понимал, что, как говорят, от сумы и от тюрьмы не зарекайся.

Сам Медведев вновь, как и накануне, призывал провести тщательное расследование, а судьбу Улюкаева вверял в руки суда. «Окончательную точку во всем этом процессе, как и в вопросе виновности или невиновности бывшего члена правительства, должен поставить суд», — премьер говорил так, как и положено юристу.

Отдельно он подбодрил осиротевших сотрудников минэкономразвития, которым, впрочем, уже нашли временного главу в лице замминистра Евгения Елина. «Отдельно хочу обратиться к сотрудникам министерства экономического развития. Пора сейчас непростая. Бюджет выходит на первое чтение. От вашей слаженной работы очень многое зависит. Рассчитываю, что случившееся не скажется на результатах вашей повседневной деятельности», — заявил Медведев. И это было вполне логично, поскольку на 18 ноября назначено первое чтение бюджета на ближайшую трехлетку, в основу которого положены прогнозы как раз минэкономразвития.

Кстати же, только что назначенный Елин успел взбаламутить банковское сообщество, анонсировав предложение МЭР включить Сбербанк в план приватизации на 2017 - 2019 годы. По оценке чиновника, государство за счет приватизации может заработать в 2017 году порядка 500 млрд. рублей. Новость смотрелась особенно пикантно в контексте того, что Улюкаева «взяли» в контексте другой приватизиционной сделки — по «Башнефти».

И, наконец, «странной» новостью номер пять стала новая «редакция» участи известного оппозиционера Алексея Навального. В отличие от Чубайса, он не проявлял никакого сочувствия к «сислибам», а наоборот, весьма пренебрежительно о них отзывался, но правосудие пришло и за ним. Верховный суд в среду отменил приговор по первому делу Навального о хищении средств компании «Кировлес» и передал его на новое рассмотрение в новом составе в Ленинский районный суд Кирова.

Алексей Навальный (слева) и Петр Офицеров (справа) Фото: ©Андрей Стенин, РИА «Новости»

Поводом к пересмотру стало решение Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), который хотел, очевидно, заступиться за известного оппозиционера, но в результате сильно осложнил ему жизнь. Теперь Навальный, ранее приговоренный к пяти годам колонии условно, после повторного рассмотрения своего дела вполне может отправиться отбывать срок в колонию. Так же как и его «подельник», предприниматель Петр Офицеров, получивший четыре года условно.

В свою очередь, ЕСПЧ настаивал, что РФ нарушила права Навального и Офицерова на справедливое разбирательство во время рассмотрения дела «Кировлеса» и права, закрепленные статьей 7 Европейской конвенции по правам человека. Поэтому Навальный, по всей видимости, рассчитывал на оправдательный приговор. Теперь он, разумеется, обещает пожаловаться на российское правосудие в ЕСПЧ. Впрочем, теоретически возможно и противоположное развитие событий: окончательная отмена приговора и появление у оппоцизионера №1 возможности участвовать в выборах.

«ПРЕЗИДЕНТ МЕНЯЕТ КУРС НА НАЦИОНАЛЬНЫЙ, О КОТОРОМ ОН ГОВОРИТ УЖЕ ПЯТЬ ЛЕТ»

Оценить последние события «БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов.

Евгений Федоров — депутат Госдумы:

— Понятно, что на высоком уровне контроль должен быть за всеми, и наверняка за многими он ведется. Но сам по себе характер события с Улюкаевым — это не «улюкаевское дело», это не вопрос Улюкаева, это вопрос смены курса. Президент меняет курс на национальный, о котором он говорит уже пять лет — с 2012 года, при этом подробно описывая его параметры.

В чем была главная проблема Улюкаева, Силуанова и других? В том, что они категорически не хотели слушать президента. И пока еще и сейчас не хотят. Но если президент русским языком многократно говорит: «Запрещаю повышать налоги!» — зачем эти придумки, поддержанные Улюкаевым, о 20 новых налогах? Если президент многократно говорит: «Запрещаю повышать пенсионный возраст!» — для чего постоянно талдычить о повышении пенсионного возраста? И об этом говорит не только Улюкаев, об этом говорит куча министров. Это вопрос власти — кто в стране власть.

Мы же понимаем, что «Улюкаев и компания» проводят не свои идеи о повышении налогов и пенсионного возраста, о снижении жизненного уровня людей. Они проводят идеи МВФ, а следовательно — это вопрос суверенитета. Президент говорит: «Я хочу национальный курс, и вот параметры этого курса, товарищ Улюкаев». А ему в ответ публично: «Для меня фактический начальник — МВФ. Меморандум МВФ требует от меня повышать налоги, и я, Улюкаев, буду повышать налоги». Это что такое вообще? Так что все это — вопрос суверенитета и того, кто хозяин в стране, кто начальник. Речь идет не о том, вводить ли новые 20 налогов, как это предлагает Улюкаев или его подчиненные, а о том, чьи приказы главнее — Путина или МВФ. Это вопрос власти. Поэтому это вопрос суверенитета.

Я думаю, что у нас обратного хода просто нет. Многие считают, что с Трампом у нас все рассосется. Элиты думают, что мы сейчас договоримся с Америкой, «спишем» последние 2,5 года санкций и будем жить, как прежде. Такой вариант теоретически возможен, поэтому на этот крючок многих и ловят. Но я думаю, что реально этот вариант невозможен — с Трампом ли или без Трампа. Поэтому придется переходить на национальный курс Путина. И поэтому придется заменять команду не только в чиновничьей среде, но и в экономике. Команду людей, которые категорически не хотят подчиняться национальным правилам, работать на национальный курс.

Валентин Катасонов — российский ученый-экономист, доктор экономических наук, профессор кафедры международных финансов МГИМО:

— Еще вчера я придерживался той точки зрения, что имела место просто подковерная борьба за обладание активами «Башнефти». Но сегодняшняя информация о том, что появляются новые фигуранты и даже называются их имена, свидетельствует, наверное, о том, что готовится какая-то смена команды. Поэтому я склоняюсь к тому, что правительство может быть отправлено в отставку. Может быть, будет избран и другой вариант, когда чиновников начнут привлекать к ответственности. А то, что тому же Дворковичу или Белоусову не предъявлено никаких официальных обвинений, — это, наверное, такой намек: «Ребята, можете собирать свои пожитки, руки в ноги и тикайте!» Потому что как-то это все не согласуется с цивилизованными, привычными методами работы, как-то все это нестандартно. Но в целом, не вдаваясь в детали, скажу, что, видимо, готовится смена правительства.

«ОСНОВНОЙ ПРИЗ — БОРЬБА ЗА ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС»

Дмитрий Гудков — лидер движения «Молодые социалисты России», депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва:

— Я думаю, что произошедшее с Улюкаевым — это выход всех конфликтов внутри элит на новый уровень эскалации. Потому что на самом деле все эти экономические конфликты, борьба разных интересов — это нормальное, обычное дело. Понятно, что во власти, в правительстве, в Думе и так далее пересекаются экономические интересы разных групп, но всегда все заканчивалось в худшем случае отставкой. Но не посадкой.

По одной из версий, все это — результат борьбы с приватизацией «Роснефти» «Лукойлом», что Улюкаев был сторонником приватизации «Роснефти» со стороны «Лукойла», о чем, кажется, недавно заявил даже Путин. Возможно, все это — попытка отыграть ситуацию назад. Но, знаете, здесь может быть все что угодно. Я тут прочитал версию одного из экономистов, что это может быть разборка из-за женщины. Я не думаю, что здесь были какие-то разработки, о чем говорил Песков. Что якобы уже полгода шла работа... Нет, это либо обыкновенная подстава, либо политическая месть за что-то. Самое главное — что впервые эти разборки внутри элит привели к посадке человека такого уровня. Хоть и под домашний арест, но все впереди...

Павел Салин — директор центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

— То, что тучи сгустились над всеми системными либералами в правительстве, стало ясно, когда стало известно об аресте Улюкаева, потому что противоположная сторона этим самым, пойдя на арест, сыграла на повышение ставок. Задача у этой противоположной стороны не столько нейтрализовать Улюкаева лично, хотя он возглавляет ключевое ведомство по формированию экономической политики. У нас основной приз — борьба за влияние на экономический курс в следующем году, когда будут проводиться достаточно масштабные реформы. Задача как раз воздействовать на всю группу системных либералов. Поэтому, я думаю, ясно было, что Улюкаев — не единственная цель, просто с него начали, это показательная зачистка для того, чтобы деморализовать ряды этой группы. Поэтому появление информации, что в разработке еще персонажи, весьма закономерно — не было бы А, не было бы Б.

Исход этой борьбы не предрешен, она давно длится. Просто одна сторона сыграла на повышение, как я сказал. Все зависит от того, как они себя поведут, будут ли они сдавать свои позиции. Если будут, то насколько. Если не будут и будут идти до конца, то какие ресурсы они в свою поддержку могут мобилизовать. То, что им придется сейчас больше напрячься, чем это было еще позавчера, это совершенно точно.

С сегодняшним решением Верховного суда по делу Навального, думаю, есть корреляция, но весьма косвенная. И борьба за выбор экономического курса, в том числе ситуация вокруг Улюкаева, и ситуация вокруг Навального так или иначе завязаны на будущие президентские выборы. Выбор экономического курса — это с какой программой будущий президент пойдет на выборы, а ситуация вокруг Навального — это какой будет уровень конкурентности на президентских выборах. Судя по решению Верховного суда, я думаю, сейчас рассматривается вариант, чтобы допустить Навального на президентские выборы. Грубо говоря, ситуация с Навальным носит тактический характер — вопрос легитимации самой процедуры голосования. А вот ситуация вокруг Улюкаева в частности и вообще вокруг группы системных либералов — это стратегический вопрос, это вопрос не только предвыборной программы будущего президента, но и того, что будет делать после своего избрания.

«ТОРЖЕСТВО СИЛОВИКОВ БУДЕТ ТОРЖЕСТВОМ НА ОПРОКИДЫВАЮЩЕМСЯ КОРАБЛЕ»

Максим Калашников — писатель-футуролог:

— Да, очень похоже на то, что одна фракция правящего бомонда, истеблишмента, то есть силовая, погонная, решила съесть системно-либеральную. Очень на это похоже, намеки пошли. Вспомните, Улюкаев пытался звонить своим покровителям. Каким покровителям он мог звонить? У меня только две кандидатуры таких покровителей: Чубайс и Шувалов. Намек второй: кто был в разработке.

Меня же больше всего интересует то, к чему это может привести. Меня очень трудно обвинить в любви к системным либералам. Дело в том, что будет разрушен многолетний бонапартистский баланс между двумя силами, между которыми балансировал Кремль. Если равновесие будет нарушено, то произойдет опрокидывание системы. Почему? Если системные либералы будут устранены, о чем мы давно говорим, кого силовики сделают новыми управляющими экономикой и финансами? Вот это вопрос. Я знаю, наверное, несколько директоров заводов, которые либо подняли заводы из руин, причем не брали для этого кредитов, не пользовались иностранными инвестициями, либо создали совершенно новые. Например, Серебряков со своим «Кировцем», Бабкин с «Ростсельмашем», Сапрыкин и его товарищи с лазерными аппаратами. Я вижу, что ни один из этих людей, которые могли быть выдвинуты туда управлять экономикой, не состоит в кадровом резерве силовиков. Там какие-то другие молодые люди, которые вырастали как чиновники в это развальное время, они являются клонами Чубайса и Гайдара, но в ухудшенном виде.

В правительстве я вижу только одного вменяемого человека — это Мантуров: человек, не будучи промышленником изначально, эту логику хорошо постиг. Кстати, Дворкович иногда делает очень разумные шаги, при всей моей нелюбви к системным либералам. Кого силовики поставят управлять макроэкономикой, промышленной политикой, финансовой политикой, я пока не знаю. Я боюсь, что они могут привести такое, что только усугубит кризис, сделав его еще острее.

И еще один момент. Пока что предполагаемый удар падает на экономблок правительства и на то, что рядом с ним. Но Кудрина никто не убирает из экономического совета, он остается авторитетом, Грефа никто не убирает из Сбербанка, даже речи пока не идет о разработке Набиуллиной, о том, чтобы поменять руководство ЦБ с монетаристского на сторонника промышленной политики и продуктивной эмиссии. Поэтому считаю, что, скорее всего, системные либералы под ударом, но торжество силовиков будет торжеством на опрокидывающемся корабле. Разрушается старый баланс, а своей новой правящей команды со своей альтернативной программой нет, потому что, если посмотрите, как вели себя силовики в постсоветской России, они себя показали приверженцами сырьевой экономики, экономики впечатлений, а сейчас еще добавился ВПК. Но экономика, которая состоит только из танков и нефтегазовых скважин, нежизнеспособна. Считайте, что это возможный переход от экономического кризиса в политический, о чем я как футуролог писал с 2010 года. Вот этот момент пришел.

Алексей Мухин — гендиректор центра политической информации:

— Во-первых, СМИ разогревают страсти, это очевидно. Во-вторых, если дается разрешение на прослушку какого-то телефона, то абонент этого телефона под нее попадает тоже. Поэтому сообщения СМИ о том, что кто-то кого-то прослушивал, не совсем корректны. Скорее всего, обыгрывается информация, что существуют записи разговоров и абонентов Улюкаева, что вполне законно и никак не ставит под подозрение кого-то из этих абонентов. Правда, смотря о чем они говорили. Здесь, конечно, интрига сохраняется.

Я не стал бы прогнозировать, что сгустились тучи над экономическим либеральным блоком. Тучи над ними ходят давно в связи с тем, что правительство, по мнению значительного числа населения страны, неэффективно действует и слабо борется с кризисными явлениями. Это недовольство сейчас проявляется в полной мере. Конечно, инцидент с Улюкаевым стал спусковым крючком для проявления этого недовольства. Я думаю, что верховная власть прекрасно понимает, что делаются попытки немножко раскачать политическую ситуацию. Вы хотите в этом участвовать? Я — нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (61) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
16.11.2016 19:07

А в Татарстане не за кем не следят) зачем следить за своими родственниками?)

  • Анонимно
    16.11.2016 19:07

    А в Татарстане не за кем не следят) зачем следить за своими родственниками?)

    • Анонимно
      16.11.2016 19:38

      следят. папка на всех есть

      • Анонимно
        16.11.2016 23:12

        Если следят - надо самому себе на свой же номер телефона отправить смс: "плохо работаете, уберите наружку".

        • Random
          17.11.2016 10:00

          Татарстан не на острове находится!) Даже не Дальний Восток... так что будьте уверены, папочка есть!) Остается только дождаться "критической массы"... терпения всем!

      • Анонимно
        17.11.2016 09:01

        Мегаэксперт

    • Анонимно
      17.11.2016 10:59

      История показывает, что короли намного чаще лишались власти в результате дворцовых переворотов чем от военных поражений от чужаков.

  • Анонимно
    16.11.2016 19:11

    Все будет хорошо!

    • Анонимно
      17.11.2016 11:28

      на 1/3 согласен. Будет.

      Возможно через 100 лет среди Важнейших событий даты которых надо знать наизусть что бы сдать ЕГЭ (или его аналог) по истории России:
      Полет Гагарина и Посадка Чубайса.

  • Анонимно
    16.11.2016 19:16

    играя в свои мега-игры,не нужно было обижать пенсионеров..и экономить на них..
    (ответ простого русского человека)..
    в этом ,кстати,есть доля "кармальной" правды.имхо.
    !!

    • Анонимно
      17.11.2016 13:04

      Если с Каждого пенсионера по 100 рублей то 10 миллионов пенсионеров это будет округленно 20 миллионов долларов.

      1. А можно и не по 100 и пенсионеров больше чем 10.
      2. Лучше всего грабить тех кто беззащитен (или слабо вооружен).

      Вывод 1 - пенсионеры эта естественная добыча в мегаиграх.

      Вывод 2. Как о доходе по старости надо заботиться пока есть силы работать. Так о том, что бы эти доходы не отняли надо заботиться заранее пока есть силы держать оружие.

  • Анонимно
    16.11.2016 19:25

    если срочно не изменить ситуацию с коррупцией корабль точно опрокинется..... потому что коррупционеры экономику не поднимут.... они могут ее только пилить....

    • Анонимно
      16.11.2016 20:58

      Коррупция очень нужна. Без нее рухнет авторитарная вертикаль власти и страна развалится

  • Анонимно
    16.11.2016 19:26

    Скоро и за татарстанским ворьем придут. Когда оппозиции не осталось реальной то тогда по классике как правило начинают "мочить" своих.Тоталитарные и авторитарные системы держатся образно говоря на страхе а как его подпитывать если часть оппозиции сбежала,часть сидит а часть "продалась."Внутривидовая борьба должна ведь быть фсегда и если один вид пусть и временно исчезает остаются образно говоря на безрыбье свои.

  • Анонимно
    16.11.2016 19:42

    Это всего лишь очередная тема для отвлечения народа от реальных проблем внутри России, сначала Крым, Сирия, щас Улюкаев, когда то целый год мутозили Сердюкова и его любовницу, что в итоге, в итоге ноль, все на свободе.

    • Анонимно
      16.11.2016 20:17

      Верно! Плюс под 2018 год перфоманс про непримиримую борьбу с коррупцией разыгрывают)))

  • спокойрый
    16.11.2016 19:47

    кто то из великих мыслителей говорил что все в мире проходит через два этапа первый раз как трагедия второй как фарс трагедия была в 30х-50х годах прошлого века сейчас начинается фарс ибо так как хотят руководить экономикой многие патриоты такие как не к ночи упомянутый евгений федоров нужны и методы руководства жизнью как в те годы когда говорили что если из 10 арестованных людей всего один человек враг народа а остальные невиновные то это хорошо но такого народ и страна уже не выдержат страна рухнет будет приблизительно как в сомали

  • Анонимно
    16.11.2016 19:47

    В Татарстане бац бац и...мимо!Уголовных дел против глав целых 24,а наказанных-НОЛЬЬЬ!!!Утраты доверия нету!Наши верят

    • Анонимно
      16.11.2016 20:16

      есть версия: скоро в Республике могут произойти серьезные структурные изменения в органах власти.Могут объединить все,что можно.Конец ноября и декабрь месяц.И год високосный!Москву научат понимать с полуслова.Арест федерального министра это показал. А сгонять людей на площадь в защиту кого нибудь вряд ли получится.Да и время сегодня другое.Да,и не позволят.знакум

      • Анонимно
        16.11.2016 22:43

        Домашний арест всего лишь, это вам не арест с помещением в изолятор. Так что пишите как есть, не навязывая свое мнение.

      • Анонимно
        17.11.2016 08:47

        "Москву научат понимать с полуслова"
        Что это значит?)

        • Анонимно
          17.11.2016 09:23

          Это означает,что нельзя заблуждаться надеясь на одобрение большей части Московской элиты всего того чего имеют наши "удащливые"!Даже вплоть до Президентства!
          А чего сегодня имеют наши "удащливые" думаю объяснять не нужно.У татар есть поговорка "Байлык-бер айлык"!(Богатство-это всего лишь на месяц!"знакум

          • Анонимно
            17.11.2016 09:32

            Байлык бер алык дип, башка депрессив регионнар шикелле утырырга иде мэ

            • Анонимно
              17.11.2016 11:07

              Булешергэ иде безнен белэн дэ!знакум

              • Анонимно
                17.11.2016 13:49

                Ничек итем, безнен кэселергэ тутырырга иде мэ. Монда башка чит тобэк хем иллерден килеп куп кэшэлер акча эшли. Э без эшне югалтырга калтырап торабыз. Республикада инвестициалар куп киле, акча обороты зур, шуна куре безнен акча эшли алмауда, эшли бэлмэудэ, хатын-кыз сузе белен яшэгенгэ - узебезден башка беркем дэ гаепле тугел. Башкортлар ботен начарлыкны безден курген шикелле, безде ботен начарлыкны турелерден курмик инде.

      • Анонимно
        17.11.2016 09:05

        пусть Рязань начало научат

        • Анонимно
          17.11.2016 11:32

          Почему с Рязани? Все те богатства, которыми владеет российская элита создана на взятках и откатах. Копни под любого, такие скелеты полезут.

  • Анонимно
    16.11.2016 20:07

    Надо просто у всех чиновников проверить, почему не совпадают доходы и расходы- и все станет ясно. На какие деньги покупается их виллы, яхты , самолеты ? Самый богатый Шувалов, говорят . Как проректор Кхти , живя один , купил и элитные квартиры и коттедж и прочее? И такие - не он один. В Казани тоже можно пошерстить некоторых. Но...

  • Анонимно
    16.11.2016 20:08

    Господи какая ересь пугают что если разогнать либералов , то экономикой будет некому управлять. А она эта экономика есть вообще? Где она ваша экономика, она и сейчас сырьевая.

    • Random
      17.11.2016 10:18

      если бы только сырьевая...
      Наша экономика больше сырьевая-откатная. Именно поэтому трудности в экономике, так как деньги консолидировались у небольшой группы лиц (олигархических и коррумпированных чиновников) и не циркулирует в экономике. Почему так произошло? Потому что "откаты" достигли такого уровня...
      Это как из потраченных 100 рублей 50 (если не 80) идут в карман (кубышку/заначку), то они вычеркиваются из "экономики", т.е. не работают а просто лежат. А нефтегазовая выручка упала, в бюджет поступления серьезно снизились. Гос. траты повышать невозможно, только корректировать...
      Если бы не было такой "откатной" системы, то средства бы беспрепятственно двигались в обе стороны, бюджет-гос.закупки-продавец (+ мультипликатор) + налоги в бюджет.
      Это если по простому...

  • Анонимно
    16.11.2016 20:23

    Премьером сделают Вайно,Кудрина и Грефа вернут в правительство,ну и всяких друзей не забудут.А в остальном,ну когда на спокойно и хорошо жилось?В 1500-ых,1600-ых?1900-ых?Да НИКОГДА,судьба такая у России,точнее у ее народа,жить как карта ляжет.

  • Анонимно
    16.11.2016 20:31

    Действительно, странно слышать, что этих либерастов во власти заменить некем. Куда уж хуже -то? Экономика разваливается, регионы загнаны в долги, народ нищает, а они продолжают править. Доколе?

  • Анонимно
    16.11.2016 20:38

    как то печально все это(((
    Улюкаев - профессионал??? в чем? в том чтобы дно искать??? Нафига такой профи нужен. Для экономического развития страны ничего хорошего он не сделал.
    С другой стороны, силовики тоже не ангелы

  • Анонимно
    16.11.2016 22:23

    да, очень странная ситуация в стране, у нас есть министерство экономического развития, но в россии нет самого экономического развития, все советские заводы и предприятия стоят, а новых не построено....а каком экономическом развитии идет речь?!!!

    • Анонимно
      16.11.2016 23:11

      И министерства культуры есть

    • Random
      17.11.2016 10:23

      Советские заводы давно прихватизированы и сидят на гос.закупках... нет гос.закупок, стоят... есть - работают... но на оборонку то всех не переделать... оттуда и лозунг на импортозамещение. Аналогично было когда КАПО мясорубки делал и Казанки (лодки) клепал. Производство лодок Казанка уже тоже развалили, кстати... Хотя хорошую прибыль приносил. Это явный пример бездарного "менеджмента"!

  • Анонимно
    16.11.2016 23:16

    Я не знаю точно, как проходит обычный день чиновника наверху, но видел, как на среднем уровне. Собрались, обсудили, кого бы еще данью обложить, чтобы еще подрегулировать, чтобы не могли дышать свободно, сравнили, что такие же решалы делают в других странах, принятых за эталон или антипод, потом подняли отчетность, что они там в прошлый период наворотили, что то продекларировали для зомбоящика и разошлись, пилить, давить, регулировать и контролировать, готовится к очередному судьбоносному заседанию. Что либералы, что силовики, лучше Органчик поставьте, эконоимкой руководить или игровой автомат, с тем же успехом: не потреплю! и разорю!

  • Анонимно
    16.11.2016 23:21

    Подставили хорошего человека!

  • Анонимно
    17.11.2016 00:32

    На премьера смотреть без сочувствия нельзя. На камеру с обидой говорит.

  • Анонимно
    17.11.2016 06:19

    Куда катится этот мир?

  • Анонимно
    17.11.2016 07:12

    Если хороший человек, да еще обладающий такими качествами как верность, любовь к сыну, уважение коллег связывает свою жизнь со службой, то его судьба зависит от того кому и как он служит. Просто он в жизни ошибся, поверил лживым носителям "ценностей", убедил себя. Это всех касается. А на войне, как на войне( Видимо по другому никак. Всегда будут "жигловы". Людей жаль. вакил

  • Анонимно
    17.11.2016 07:52

    Самые правдивые слова у Калашникова "Но экономика, которая состоит только из танков и нефтегазовых скважин, нежизнеспособна."

    • Анонимно
      17.11.2016 13:09

      Глупости.

      Танки и Нефть - эти категории внеэкономические.
      Примерно как как корень квадратный из минус единицы в арифметике.

  • Анонимно
    17.11.2016 08:50

    "Обидели юродивого! А-а! Отняли копеечку! ... " (с)

  • Анонимно
    17.11.2016 12:17

    Нет там никаких танков, кроме трубы.

  • Анонимно
    17.11.2016 12:46

    Да ничего ему не будет, так я думаю, вспомнив ВАСИЛЬЕВУ. Такая была шумиха, и ЧТО? Такое впечатление, что там скорее всего ВСЕ "честные".

  • Анонимно
    17.11.2016 12:47

    Да ничего ему не будет, вспомнив про ВАСИЛЬЕВУ. Такая была шумиха, и ЧТО?

  • Анонимно
    17.11.2016 15:18

    Вв последних событиях явно прослеживается постановка не совсем логичная,посмотрим ,что дальше будет.

  • Анонимно
    17.11.2016 21:18

    Фесь мир театр а люди в нем актеры.

  • Анонимно
    18.11.2016 11:41

    В РТ как с руководителем пенсионного фонда Имамовым обошлись, смех

  • Анонимно
    18.11.2016 21:00

    чем занимается кудрин , строит из себя оракула и ничего вразумительного не говорит

  • Анонимно
    19.11.2016 00:24

    Да все бывшее окружение ЕБН -болтуны и взяточники. Понакупали дипломов, ученых степеней. А мозгов то не прибавилось. Убирать их от власти нужно всех .

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль