Строительство и недвижимость 
1.12.2016

«Там будет что-то вроде татарского Манхэттена»

Одноэтажные домики в Ново-Татарской слободе обещают не сносить, зато у собственников земли свои планы — вплоть до строительства небоскребов

Важность совместных обсуждений еще раз обнаружилась в ходе дискуссии под названием «Час слободы». Не дожидаясь, пока малайзийцы презентуют Казани свой мастер-план, представители татарской молодежи и центра прикладной урбанистики провели опрос местных жителей и рассказали о том, чем ценна эта территория, а чего ей недостает. Вскрылись и проблемы. Оказалось, что Fun-24 планирует здесь строительство высотной башни, а у мечетей нет средств на их восстановление.

... Жители Ново-Татарской слободы собрались в НКЦ «Казань», чтобы высказать свои предложения и даже опасения по развитию слободы

«СЛОБОДУ УБИВАЕТ НЕ АГРЕССИВНАЯ ВНЕШНЯЯ СРЕДА, А СМЕНА СОБСТВЕННИКОВ»

Жители Ново-Татарской слободы собрались в НКЦ «Казань», чтобы высказать свои предложения и даже опасения по развитию слободы, мастер-план которой сейчас разрабатывает малайзийская компания APUDG. Вскоре на эту территорию власти города и республики обратят усиленное внимание, и во время активного преображения слобода может потерять то, чем ценна — несмотря на свои минусы, там своя особенность, культурные коды, идентичность... Организаторами встречи стали всемирный форум татарской молодежи и центр прикладной урбанистики Казани, которые планировали собрать от жителей, а собрались около 40 человек, их пожелания и передать в «вышестоящие инстанции».

Начали с экскурса в прошлое. Историк Айрат Файзрахманов рассказал об особенностях слободы. Это татароязычная городская среда, рабочая окраина, бедное население, присутствие на этой территории в конце XIX века криминальной субкультуры. Кроме того, в слободе было много дешевой рабочей силы, которая подталкивала к развитию рядом торговли. Здесь сохранились сильные мусульманские мечети — «Иске-Таш», Белая мечеть и Розовая мечеть, рассказал Файзрахманов, намеренно используя их народные названия. Из других особенностей — первая в городе регулярная планировка улиц, большое количество болотистых мест, подсобные хозяйства. Проведя исследования, активисты установили, что в слободе сохранилось более 10 исторических объектов, представляющих высокую историческую и культурную ценность. Многие из них утеряны, стоит рассмотреть возможность их восстановления, отметили они. Например, дом Амирхановых — самого мощного рода Ново-Татарской слободы. Он располагался рядом с мечетью «Иске-Таш», но впоследствии его снесли. При этом сам род продолжает жить — раз в несколько лет более 200 его представителей собираются вместе, у них есть свой фонд. «Это образец для всех нас», — отметил Файзрахманов.

«Выяснилось, что самая живая часть слободы находится в районе Поповки — рядом со Старо-Татарским кладбищем», — взяла слово координатор центра прикладной урбанистики Казани Мария Леонтьева. Там сохранилась малоэтажная застройка, соседи знают друг друга по имени и помнят историю соседних домов. Люди здесь настроены доброжелательно к незнакомцам — заметив гостей, охотно общаются, пускают в свой дом. Это сильно контрастирует с современной застройкой — теми, кто выкупает дома под дачи, манимыми дешевой землей. «В Поповке все дома открыты друг другу — заборы низкие и прозрачные. А те, кто приехал сюда недавно, ставят двухметровые заборы из профнастила — не видно, кто это, кто там живет. Слободу убивает даже не агрессивная внешняя среда, а смена собственников, которая происходит потому, что люди не держатся за свои дома, не видят в этом ценности», — с сожалением констатировала Леонтьева.

... Имам мечети «Иске- Таш» Надир хазрат рассказал, что мечеть нуждается в ремонте. Один из казанских застройщиков согласился помочь, но то ли кризис сказался, то ли сложная ситуация на рынке жилья, но вопрос замер в нерешенном состоянии

«МАЛАЙЗИЙЦЫ СРОДНИ НАМ ПО МЕНТАЛЬНОСТИ»

Затем слово передали заместителю главного архитектора Казани Тимуру Кадырову, попросив его рассказать, как продвигается работа по созданию мастер-плана Ново-Татарской слободы. Напомним, провести ее поручили малайзийским архитекторам во главе с Норлизой Хашим. Ранее предполагалось, что концепция будет готова ориентировочно в сентябре. Но советник премьер-министра РТ и глава фонда развития исламского бизнеса и финансов Линар Якупов ранее пояснил «БИЗНЕС Online», что договор с малайзийской компанией был заключен не в декабре прошлого года, когда стало известно о начале сотрудничества с APUDG, а только в апреле, из-за чего сроки были сдвинуты на конец года. Так что, ждем.

Кадыров признался, что ему вдвойне приятна начавшаяся работа по возрождению слободы — не только как архитектору и градостроителю, но и как потомку рода Утямышевых, строивших мечеть «Иске-Таш». «Я смотрю на заставку — фотографию мечети «Иске-Таш» — и понимаю, что лично даже я должен активно работать по перерождению этой слободы. Это непосредственно и мои предки, и мне очень дорого все, что здесь происходит», — рассказал он собравшимся. Важным ресурсом этой территории он назвал появление Волжской набережной, о которой горожане и проектировщики мечтали уже не одно десятилетие.

«Иногда в СМИ представляется, что вся территория застроится, это будут бизнес-центр, высотки, небоскребы и безликий интернациональный стиль, это не совсем так. Малайзийцы сродни нам по ментальности, они действительно пытаются понять особенности места через артефакты», — заметил Кадыров. Он добавил, что на территории планируется развитие жилья, общественных функций, территории набережной. Уже на основе этой концепции, которую презентуют и президенту РТ Рустаму Минниханову, будет выстраиваться дальнейшая работа над концепцией. В генплане, который разрабатывается сейчас, развитие этой территории также учитывается. «Это инфраструктурное развитие, возможно развитие общественного транспорта — например, на базе станции Вахитова планируется создание нового транспортно-пересадочного узла», — поделился планами замглавного архитектора Казани.

«Во время беседы многие жители говорили о том, что права собственности на эти дома у них вообще никак не оформлены», — обозначила проблему Леонтьева. «Если эта территория будет развиваться, что будет с ними? Начата ли работа с собственниками домов», — поинтересовалась она у Кадырова. «Прокуратурой РТ проводилась работа по земельным участкам. Что касается жилья, насколько я знаю из того, что нам показывали: все те территории, где у нас жилая застройка, одноэтажные дома — нигде там новое строительство не планируется. Они планируют оставлять их именно как особенность, фишку территории», — успокоил собравшихся Кадыров. Правда, на обрадованное «Ура, домики не снесут» Леонтьевой архитектор Сергей Саначин веско заметил, что «гарантии никакой нет».

... В слободе сохранилось более 10 исторических объектов, представляющих высокую историческую и культурную ценность

АРТ-КЛАСТЕР, ТЕАТР МУЗЫКИ И МУЗЕЙ ОПГ

Музыкант и общественный деятель Радиф Кашапов презентовал собравшимся несколько идей по развитию территории. Предложил, в частности, организовать в здании меховой фабрики творческий кластер вроде московского Flacon, который сам открылся в стенах бывшего завода по производству стеклянной тары для духов. В Казани есть попытки создать подобные творческие территории в пустующих фабричных производств, например, в Алафузовской фабрике. Правда, ее основной проблемой, по словам Кашапова, является удаленность от центра. Преимущество меховой фабрики в том, что там уже снимают помещения, некоторые из которых можно переформатировать под формат арт-кластера.

Другие точки роста для слободы — лекторий недалеко от Института экономики, управления и права, где выступать с лекциями могли бы и научные работники, и студенты. Еще театральная артель, запрос на создание которой есть у творческого сообщества Казани, и Кашапову как человеку из этой тусовки этот вопрос хорошо известен. Еще мог бы появиться в слободе театр музыки — в городе нет театра, посвященного музыкальным постановкам, который ставил бы драмы, трагедии и водевили. «У нас есть театр оперы и балета, который, это лично мое мнение, посвящен старому искусству», — заметил Кашапов. Еще одним предложением стало создание аудиогида по Ново-Татарскому кладбищу, посвященному известным упокоенным там деятелям. «Здесь и татарская драматургия, и театр, и композиторы, Марджани, Тукай... Даже если бы человек ходил по этому кладбищу один, он бы очень много узнал про татарскую культуру», — заверил он собравшихся.

Учитывая наличие в «Новотатарке», как ее по-свойски называли выступающие, своей организованной преступной группировки, активисты предложили создать здесь музей, посвященный ее истории. «Людей все это будоражит, потому что человек либо сам состоял в группировке, либо его эта группировка била», — под одобрительный смех аудитории заметил Кашапов, заверив, что такой музей будет пользоваться огромной популярностью. Актуальным будет и создание музея самой слободы, который будет знакомить гостей и туристов с ее историей в целом, подытожил он.

... Музыкант и общественный деятель Радиф Кашапов презентовал собравшимся несколько идей по развитию территории

ВОЗВЕДЕТ ЛИ FUN24 ВЫСОТКУ В СЛОБОДЕ?

Из других предложений, более спорных. Представитель Fun24 рассказала, что, во-первых, планируется реконструкции аквапарка «Барионикс» (изменится входная группа), а во-вторых, в планах у компании построить недалеко многоквартирный дом «в рамках обновления». Высотность планируемого дома девушка назвать затруднилась, однако слайд, представленный активистам, оказался красноречивее всяких слов: рядом с обыкновенной среднеэтажной застройкой на картинке возвышался чуть ли не 30-этажный гигант. Она подчеркнула, что сейчас на этом месте находится пустырь, так что ничьи интересы затронуты не будут, более того, территорию планируется облагородить, обустроить рядом парк. Собравшихся, которые выступают за сохранение исторической среды слободы, проект гигантского дома не устроил. Леонтьева назвала этот вопрос «ужасным и дискутивным». Общественных слушаний у проекта не было, и, очевидно, инвестору стоит готовиться к возмущению соседей. Если, конечно, высота дома пройдет согласование в различных комиссиях. Как заметила Леонтьева, на этой территории есть ограничение по высотности — не более пяти этажей.

Рассматривали собравшиеся не только будущие инвестпроекты, но и существующие значимые для города места. Например, имам мечети «Иске-Таш» Надир хазрат рассказал, что мечеть нуждается в ремонте. Часть работ сделали своими силами, осталось починить фасад и крышу, на что нужно не так уж и много — 1,5 млн. рублей. Один из казанских застройщиков поначалу согласился помочь, но то ли кризис сказался, то ли сложная ситуация на рынке жилья , но вопрос замер в нерешенном состоянии.

В заключение организаторы предложили жителям сформировать совет старожилов слободы, для того чтобы жители могли представлять свои интересы на уровне проектирования вместе с малайзийскийми архитекторами. «Если сами горожане не смогут объединиться для того, чтобы представлять свои интересы, глобальное обустройство может произойти довольно агрессивно», — предупредила Леонтьева.

Она предложила собравшимся принять участие в проектном семинаре по Ново-Татарской слободе, который пройдет в Казани в середине декабря. Свою работу активисты также прекращать не намерены. В планах у них — запуск проекта по международному Дню слободы, который объединит городских татар на всей территории России, и создание сайта, посвященного татарским слободам.

... «Это будет бизнес-центр, высотки, небоскребы и безликий интернациональный стиль»

«РЕБЯТА ОЗАБОЧЕНЫ СУДЬБОЙ ЭТОГО КУСКА КАЗАНИ, ИЩУТ ЕГО КУЛЬТУРНЫЙ КОД, ВЗВОЛНОВАНЫ»

Сергей Саначин — градостроитель и краевед:

— Мероприятие понравилось, хоть и не пришлось открыть рта. Ну и правильно: это был молодежный, энергичный, плотно и разнопланово организованный слет. Ребята озабочены судьбой этого куска Казани, ищут его культурный код, взволнованы. Наметили продвижение, задумали сайт, «где все собрать», призвали «приносить информацию: кто что имеет» и даже провести проектный семинар.

В этот момент стало немного грустно. Вспомнились аналогичные порывы по судьбе Старо-Татарской слободы. Тогда закоперщиками были архитекторы и решающей виделась проектная картинка. Она ей и осталась. Что касается сайта, это по-современному. Но не дисциплинирует, не гарантирует участие компетентных людей. Думается, что стоит чуть сбавить скорость и провести широкую посиделку, конференцию, где получить ответы на многие вопросы. Вот примерные ее аспекты.

Обновление истории. Видно, что инициаторы варятся на уровне «Википедии», много неясностей. Нет понимания различия Плетеней, Поповки, Ново-Татарской слободы, удивляются, почему Поповские считают себя слободскими, почему меховые фабрики сели в слободу и т. п. История слободы богатая, ее надо, не комкая, вскрыть.

Сбор фотоматериала. Этот аспект тоже не надо комкать. Не стоит просто ждать, что вот польются материалы, что, скажем, Нияз Халитов просто выложит свои материалы на сайт. Ведь многие снимки имеют свои истории, которые держатель может поведать.

Партиципация. Не выборочные соцопросы, а подомовой обход силами общественного совета слободы о том, какой ее видят (или хотят видеть) ее жители.

Обзор проектного наследия. Видно было, что все ждут откровения, которое в декабре представят малайзийские проектировщики. Это сейчас модно. Ну-ну. Но стоит собрать и проанализировать уже имеющееся. Например, материалы международного семинара 2008 года «Градостроительная реорганизация приволжских территорий Казани».

Анализ провала подобного начинания в Старо-Татарской слободе. Что произошло? Все вроде было: добро властей, мечты жителей, организация заповедника, его префектура, программы «Возрождение», «Стратегия развития», «Особый статус» и даже фонды «Казанское наследие» и «Старо-Татарская слобода» — а толка нет!

Отдельные аспекты. Планы по развитию Точмаша, «Мелиты» и других предприятий, мечетей, по береговой линии, коды слободы (в том числе противостояния «Тяп-ляповским» в 70-е) и прочая, и прочая.

Табрис Яруллин — председатель всемирного форума татарской молодежи:

— Как мы знаем, появился малайзийский проект делового центра в Ново-Татарской слободе. Это прикладная причина, по которой мы начали этим заниматься. Ну и вообще, если глобально посмотреть, мы чувствуем, что у нас есть миссия по формированию татарской городской культуры. Слобода — как раз отражение татарской среды, татаро-язычной среды. Это проявляется в архитектуре, в людях, в событиях, которые там происходят. Но сейчас мы находимся в таком положении, что загнать людей только в один район невозможно. Но сейчас есть новые формы, как можно заинтересовать людей этой территорией, историей этой территории. Сохранить здания, которые имеют настоящее культурное значение для нас. И, что самое важное, у нас есть идеи по событиям и по тому, как можно в Ново-Татарскую слободу вдохнуть новую жизнь. Именно поэтому надеюсь, что идеи людей, которые там работают и живут, и идеи, которые предлагаются малайзийцами, войдут в какой-то симбиоз и исторические места будут восстановлены и сохранены.

О планах по строительству высотки мы узнали вместе со всеми. Это нормально, на самом деле. Показательно, как люди реагируют на такие кардинальные изменения. Важно выстроить диалог. Понятно, что там все бесхозное. Если бы мы показали малайзийский проект — там вообще небоскребы, соединенные вместе. Там ворота восточные. Но это неизбежная реновация этой местности. Близость к воде, близость к центру. Естественно, там будет что-то вроде татарского Манхэттена. Но там, где есть такие малоэтажные территории, надо бережнее относиться. Эта среда оберегается теми людьми, которые туда переехали, у которых там есть друзья или родственники. Плюс Fun-24 в том, что они неравнодушны к этой местности, хотят благоустроить эту территорию. С другой стороны, сказать, что это какая-то давняя история, покрытая мифами, нельзя. Это история, которую можно пощупать сейчас. Мне кажется, важно такие проекты обговаривать максимально конкретно.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (65) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
1.12.2016 19:27

Хватит, уже насносились. Весь центр города угробили и построили стеклянные дома. Убого всё. И вы хотите такую убогость и далее продолжить. Если у вас нет малейшего чувства вкуса, не факт, что оно у остальных отсутствует..

  • Анонимно
    1.12.2016 17:01

    Как всегда найдутся недовольные тем или иным планом. Считаю надо быть терпимее и объективно смотреть на все решения.

    • Анонимно
      1.12.2016 18:20

      Мне кажется, что будет лучшем, чем сейчас при любом раскладе

  • Анонимно
    1.12.2016 17:11

    «Это будет бизнес-центр, высотки, небоскребы и безликий интернациональный стиль»

    А что такое татарский стиль? Его нет как такового. Были отдельные особенности деревянного домостроения, характерные для татарской деревни и частного домостроения, не более. То, что сейчас пытаются притянуть за уши и выдать за национальный стиль, как элементы ближневосточной архитектуры, стрельчатые окна, это все совсем не татарский стиль. Зачем придумывать то чего не было, да еще подменяя нехарактерными для Казани элементами? Уж лучше хорошая, качественная продуманная интернациональная архитектура, чем выдумка. Не деревянные же избы в центре Казани строить, какие строили в татарских деревнях.

    • Анонимно
      1.12.2016 18:31

      Не надо передергивать, архитектура классических татарских мечетей (Казаковская, Галеевская, Марджани, "Иске таш", Апанаевская и др) она именно татарская. Нигде в мире таких мечетей не строят, чтобы минарет вырастал из середины крыши, а не стоял отдельно, как у Азимовской мечети. Кстати, у татар Литвы, Польши и Беларуси тоже именно такая архитектура мечетей. А вот у крымских татар архитектура уже другая, близкая к турецкой. Так что, есть она татарская национальная архитектура (Дом Шамиля, например). Как образец классической татарской архитектуры я бы воссоздал по прежним чертежам и рисункам Казаковскую мечеть. Это был шедевр татарской архитектуры.

      • Анонимно
        1.12.2016 19:16

        Мы не про мечети говорим. Все мечетями не застроишь.

        • Анонимно
          1.12.2016 19:59

          И я говорю не только про мечети, у татар есть национальная архитектура, она приложима к любым сооружениям, а не только к мечетям. Нужно только творчески подходить к делу, не исключать фантазию из процесса.

          • Анонимно
            2.12.2016 01:56

            Если татарский стиль это когда минарет или башенка вырастает из середины крыши, то пока не очень видно его. А то что пытаются назвать татарским стилем, им не является совсем. Окна-бойницы с заостренным верхом, арабские мотивы, стрельчатые проемы - это не татарская архитектура ) Татарская архитектура к сожалению получила свое выражение практически только в деревянном домостроении.

            • Анонимно
              2.12.2016 13:46

              Если не творить татарскую архитектуру и сетовать на всякую демагогию, то ее никогда и не будет. Работать надо и создавать татарскую архитектуру.

            • Istorik
              3.12.2016 00:41

              советую почитать Нияза Халитова, чтобы немного разбираться в вопросе.

  • Анонимно
    1.12.2016 17:29

    Что-то вдруг вспомнилось "Она хотела бы жить на Манхэттене, но килясе тукталыш Мусин урамы"

    • Анонимно
      1.12.2016 18:24

      если все получится, то реально будет местный манхэттен

  • Анонимно
    1.12.2016 17:29

    А я считаю надо снести ново-татарскую слободу и построить там нормальные дома, то есть создать на этой территории современный жилой район .Земли итак не хватает с чего это они занимают ее своими убогими домишками.И да никакого стиля там нет -строили как попало.

    • Анонимно
      1.12.2016 17:38

      Домов жилых достаточно и места для новых тоже. Не вы ведь там живете, какая разница?

    • Анонимно
      1.12.2016 17:58

      Да да, надо заодно весь исторический центр снести и понастроить там жилых кварталов. И еще кому-то лечиться надо.

    • Анонимно
      1.12.2016 18:22

      необязательно все сносить. Можно просто улучшить район, инфраструктуру, облагородить и привести в порядок

      • Анонимно
        1.12.2016 19:52

        Да что там улучшать то -старье одно -жители будут рады оттуда переехать( знаю таких).Это же город не деревня чтобы в деревянных домах жить. А вот исторический центр города мне очень жалко. Кстати у нас родственники жили на н-татарке-все мечтали когда же их снесут и квартиру дадут только не дождались -так и померли в этой глуши.

        • Анонимно
          1.12.2016 20:07

          Слобода всегда менялась, что-то разрушалось, что-то строилось. Речь идет о возрождении исторической Ново-татарской слободы в новых формах. Кстати, там уже и не осталось практически старых деревянных домов, все снесли. Но, застраивая историческую Ново-татарскую слободу, можно и нужно исходить из традиций татарской архитектуры, сохранять там сугубо татарскую топонимику города. И тогда этот городской район будет продолжать гордо носить имя славной Ново-татарской слободы.

    • Анонимно
      1.12.2016 19:27

      Хватит, уже насносились. Весь центр города угробили и построили стеклянные дома. Убого всё. И вы хотите такую убогость и далее продолжить. Если у вас нет малейшего чувства вкуса, не факт, что оно у остальных отсутствует..

      • Анонимно
        1.12.2016 20:01

        Да какой там вкус, какая культура смешно читать.То есть вы бы хотели жить в таком месте- в чем проблема продайте квартиру или что у вас там и поселитесь в этом прекрасном по вашему мнению районе.

      • Анонимно
        1.12.2016 20:03

        Ага, у вас-то шикарное оно. Странно только чего это вы не главный архитектор.

  • Анонимно
    1.12.2016 17:30

    Главная ошибка или предателство ельцина, передача земли в собственность в городах.То,что можно сделать на селе, недопустимо в мегаполисах. Снова возвращение к идее кухарки управлляющей государством, а здесь сход решает каким быть городу.Манхеттен в слободе, давайте еще Майами на Кабане. Все это должны делат прфесиналы, а не сходка аксакалов и абыстай.

    • Анонимно
      1.12.2016 17:43

      Что за бред пишете? Как частная собственность на землю влияет на качество архитектуры? У муниципалитета есть абсолютно все рычаги для контроля над архитектурой и установления правил, а так же согласования проектов. Если город не устраивает проект, он его не утверждает. И частная собственность на землю ни при чем. Еще и политику сюда приалели...

      • Анонимно
        1.12.2016 17:52

        Вот вот. УАиГ в жизни не согласует проект, если посчитает его плохим. Механизмы утверждения фасадов и проектов в руках городских властей. Человек просто хочет снова все отнять и сделать всех крепостными без прав на частную собственность.

        • Анонимно
          2.12.2016 00:21

          отсюда вывод - Казань снесло и испортило Управление!?

  • Пока к данной территории не проявят конкретный интерес два-три серьёзных инвестора, или они не будут загнаны туда в добровольно-принудительном порядке, все концепции, хотелки, сопелки, мычания, бодания и красивые сказки останутся на бумаге.
    И разговоры про развитие Ново-Татарской слободы и Южного промышленного узла будут бесконечно продолжаться, и продолжаться, и продолжаться, и продолжаться...
    С уважением, Д.Б. Пузырёв, руководитель одной из восьми групп Международного проектного семинара 2008 года «Градостроительная реорганизация и развитие приволжских территорий г.Казани»

    • Анонимно
      1.12.2016 17:32

      Так надо привлекать инвесторов хотелками. Гляди и они захотят!

    • Istorik
      2.12.2016 11:00

      Для некоторых планов, по сути, не так важно будет ли там реализовываться проект реконструкции.
      Многое уже можно начать делать:
      1) Большой и малый Тур маршрут и экскурсии. Туда уже ездят массово туристы - покушать и повеселиться. Не хватает проработанного маршрута - над этим уже трудимся.
      Нужно "открывать" существующие здесь музеи для казанцев и туристов - музей слободы , который в школе, музей меховушки, музей розовой мечети и т.д.
      Мобильное приложение по кладбищу - то же не инфраструктурное решение

      2) лектории, фесты, мастерские - в планах на весну
      3) работа с сообществами и главными стейкхолдерами территории - мечетями, ИЭУП, меховой комбинат (территория прекрасная, здания они уже сдают в аренду),
      1 -я гимназия.
      4) систематизация историко-культурной информации по слободе - сайт (а есть уже группа в соц сетях), монография, фотоальбом и тп.
      + работа в архивах, работа со старожилами - это для ВУЗов работа хорошая

  • Анонимно
    1.12.2016 17:35

    смех смехом ,а памятник "Казанскому феномену" не мешал бы..
    в назидание будущим поколениям..что бы не повторялось такое никогда!!!

    • Анонимно
      1.12.2016 18:01

      Чтобы это не повторялось никогда нужно не памятники тыкать, а давать молодежи нормальную жизнь, возможность самореализоваться, больше бесплатных вариантов актвивности. Но легче конечно памятников понаставить - это сейчас модно.

      • Анонимно
        1.12.2016 18:06

        А где у нас молодежи активничать не дают? Один студенческий чего стоит - ключ от всех дверей.

  • Анонимно
    1.12.2016 17:38

    Да, символ ОПГ в городе канеш нужен

  • Анонимно
    1.12.2016 17:41

    Али

    Надир хазрат должен знать , что мечеть Иске Таш является : «Объект культурного наследия РФ № 1610055000№ 161005500»
    Какие либо работы там необходимо проводить с согласования структур РФ.

    • Istorik
      2.12.2016 10:32

      он это прекрасно знает. Он за благоустройство территории, а не за новое строительство.
      Более того, там нужно делать археологические раскопки, понять всё-таки , кто там захоронен. Кости там постоянно находят

  • Анонимно
    1.12.2016 17:41

    Странно, что Тимур Кадыров ни слова не сказал о КГАСУ, пионерах этого проекта." Я буду........"
    Тоже по Норлизе Хашим, без КГАСУ она ничего не сделает, или сделает но........

  • Анонимно
    1.12.2016 17:46

    Ребята, молодцы! Надеемся, что вас услышит Президент! Главное слово за ним. Жаль, что не видно на мероприятии Балтусовой.

    Почему то не сказано о том, что они провели здесь экскурсии (отдельное спасибо Айрату Файзрахманову). Был на всех. Идея супер. Казань еще надо открывать казанцам, и Ново-татарская слобода здесь - из разряда неизведанных.
    Спасибо БО за освещению, не успел к Вам.

    • Istorik
      2.12.2016 10:35

      про экскурсии сказали. Центральная идея -соединить экскурсионным мрашрутом Старую и Новую слободы через улицу Фатхуллина, Азимовскую мечеть. И это можно сделать независимо от того будет ли здесь масштабная реконструкция или нет

  • Анонимно
    1.12.2016 17:56

    одни татары жить должны там

    • Анонимно
      1.12.2016 18:41

      Да, в татарских слободах татары и жили, ведь слобода это прежде всего люди, которые там живут и создают культурно-языковую среду, и только во вторую очередь здания и сооружения, расположенные там. Вот вроде воссоздали Старо-татарскую слободу, а жизни в ней нет, поскольку нет жителей создававших ее татарскую культурную и языковую среду. Прежних жителей расселили, выбросили из прежней привычной национальной среды, а теперь пытаются оживить мертвый набор домов.

      • Анонимно
        9.12.2016 21:13

        Хорошо бы собрать у прежних жителей этого района воспоминания. Наверняка живы люди, которые могут показать место, где стоял дом Фатиха Амирхана. Попросить их написать как угодно хоть какие-то имена, факты, события и т.д. Может им будет интересно самим. Если трудно написать, пусть приглашают корреспондентов, историков, волонтеров и т.д.

    • Istorik
      2.12.2016 10:38

      время этнических гетто уже ушло. Можно говорить о воссоздании татарской городской культуры и соответствующей инфраструктуры - маленькие театры, клубы по интересам, музеи, мастерские, образовательные учреждения.

      • Анонимно
        2.12.2016 13:52

        Айрат, почему вы считаете татарские слободы этническими гетто? Во всем мире этнические группы компактно селятся. В Нью-Йорке есть и китайские кварталы (Чайна-таун), итальянские в Нижнем Манхэттэне, ирландские - в Бронксе и т.д. Мне непонятно, почему в Казани не должно быть татарской культурной и языковой среды хотя бы в отдельных частях города.

        • Istorik
          3.12.2016 00:44

          идеалда, Татарстан башкаласы тулысы белән татар телле булырга тиеш. Әмма бу икенче сорау инде - ул мәгариф һәм тел сәясәте яссылыгда ята.
          Ә, Яңа бистә, кызганыч, чыннан да гетто булган

  • Анонимно
    1.12.2016 18:06

    Сложное это место. Пересечение времен повсюду. Не в самых лучших проявлениях...

    • Анонимно
      1.12.2016 18:15

      В наших руках сделать это место хорошим.

      • Анонимно
        1.12.2016 20:49

        до основания? Уже проходили. На дом Дружининой со слезами смотрим.

  • Анонимно
    1.12.2016 18:23

    Хорошая концепция, мне понравилось все. Посмотрим, как реализуют

  • Анонимно
    1.12.2016 18:37

    Судя по фото, собирались 5-10 человек...

  • Анонимно
    1.12.2016 18:51

    Я родился и вырос в Ново-татарской слободе. В моем детстве "Иске таш мечеть" была окружена роскошным парком, который назывался "Бабай бакчасы", там была деревянная эстрада для концертов и деревянная танцплощадка, по вечерам играл духовой оркестр клуба им. Калинина, молодежь танцевала под эту музыку. Сегодня этот парк уничтожен, там в 60-е годы построили новое здание единственной оставшейся в городе татарской школы №35 (тоже знаменитой, оттуда вышли многие деятели татарской культуры). Но, думаю, этот парк еще можно восстановить на той части, где располагается "Иске таш мечеть". Этой будет прекрасное архитектурное решение для воссоздания современной Ново-татарской слободы. и мечеть будет красиво смотреться среди зелени парка.

    • Istorik
      2.12.2016 10:40

      +100%!
      В слободе нет общественных пространств, парк молодоженов далековат - он для больших прогулок. А скверик очень нужен, тем более школа рядом

  • NewAir
    1.12.2016 18:58

    Не красиво

  • Анонимно
    1.12.2016 19:10

    Какая наивность со стороны инициаторов. Друзья, не нужно в каждом окраинном поселке Казани и особенно в исторической части города строить Манхеттены, Лас Вегасы, Сингапуры или Дубаи. Это просто бред дилетантов. Закажите архитекторам. Они Вам и генплан разработают, и проекты реконструкции или застройки свободных территорий. А наши современные священники(имею в виду муллы, имамы) , если еще кто из них верует в бога, не должны быть инициаторами в уничтожении старого облика НовоТатарской Слободы, построив рядом с мечетью небоскреб ,который и похоронит весь поселок с гуманной средой . Вам бы лучше лечить души людей в это суматошное и неспокойное время. Кстати музыкантам тоже лучше заниматься музыкой и давать людям эстетическое воспитание. Если хотите заниматься архитектурой- рекомендую поступить в КГАСУ. Даже смешно думать о том, что если в Ново- Татарской слободе с самобытной архитектурой и укладом жизни вместо бережного развития и целевого благоустройства исторической зоны построить сорокаэтажную спичечную коробку и все будет в шоколаде или Манхеттен!. Бред какой то! Маниловщина! Может хватит уродливых Манхеттенов и преклонения перед иностранными словами. Их уже только в Татарстане построено несколько штук. К примеру под Челнами на голом поле построили пару десятков уродливых частных домиков без архитектуры, без проекта планировки, без социальных объектов и громко назвали этот поселок Манхеттеном. Раньше такие поселки называли "цыганскими". Что изменилось. По -сути ничего-дома стали богаче, по-крупнее и все. По сути это те же садоводческие общества с землей в 10 соток и с двухэтажным домиком с баней вместо тысяч садоводческих обществ по 6 соток. Так,что придумайте что нибудь другое, что органично впишется в само прекрасное название Слободы-Ново- Татарское. Кстати, причем тут малайзийский архитектор? Татар егетлэре кайда киткэннэр. Что в Казани перевелись архитекторы или им сторонники варягов не дают ходу. Успехов Вам друзья ! Только ходите по земле, даже босиком-это очень полезно! И.К

    • Istorik
      2.12.2016 10:42

      прочитайте внимательно статью, это случайность, что фото Надир хазрата ассоциируется с заголовком о Манхетене. Он совсем о другом говорил, а его проект - от копмнии "Асыл-таш", и он больше про благоустройство территории, самое капитальное соооружение в его проекте -это фонтан))

  • Анонимно
    1.12.2016 22:09

    Ситуация выглядит так: сердце за сохранение "татарской души" болит у одних; говорят об этом другие; поручают это третьим; земля у четвертых; деньги у тех, кто первым не даст; решают не понятно кто; воля у того, кто думает, что остальные договорятся. вакиль

  • Istorik
    2.12.2016 10:47

    Сергей Павлович, спасибо за столь обстоятельный комментарий и за проявленное доверие. Мы очень рады вашей оценке.
    Будем стараться, работать, надеемся, что вы поможете нам в этом.

    Что касасется путаницы с территорией. Мы лишь говорили о метаморфозах локального самосознания - что жители некогда существовавшей Плетенвской слободы, теперь себя считают Ново-татарской слободой. И с этим нельзя не считаться. Та же самая ситуация с Поповкой

    Айрат Файзрахманов

    • Анонимно
      4.12.2016 21:25

      Айрат, нынешняя Поповка уже третья по счету, поэтому у жителей сохраняется генетическая память. Готов стыковаться.
      Сергей Саначин

  • Анонимно
    2.12.2016 18:29

    «Учитывая наличие в «Новотатарке», своей организованной преступной группировки, активисты предложили создать здесь музей, посвященный ее истории».

    Идиоты или дураки неизлечимые. А, возможно, провокаторы подлые.
    Фәндәс Сафиуллин

    • Istorik
      3.12.2016 00:48

      Фәндәс абый, сез дөрес аңламагансыз!))

    • Анонимно
      3.12.2016 05:50

      Слишком жестко, учитывая, что там люди действительно не очень здоровые. с медицинской точки зрения.
      помягче к ним

  • Анонимно
    29.09.2017 16:44

    Живу в этом районе.Уже честно даже гостей из других городов домой звать не охота,так как эти старые здания,заброшенные заводы и фабрики,про дороги вообще молчу одна стыдоба.Живем в таком месте,рядом берег Волги благодать,который только оброс мусором строительным и не только.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль