IT 
5.12.2016

«Нельзя найти весь персонал на рынке – его нужно выращивать и развивать»

Один из крупнейших работодателей республики, компания «ICL-КПО ВС», знает, с чего следует начать в IT-кластере

Сейчас в республике нет информационного ресурса, который помогал бы в процессах трудоустройства, обучения и просвещения студентов, а такой инструмент необходим, и компании это осознают, полагает эксперт в области кадровых решений компании «ICL-КПО ВС» Валентина Кулагина. В интервью «БИЗНЕС Online» она рассказала, как систематические практики и стажировки помогают студентам найти «свое место под солнцем» и насколько важно, чтобы образовательный процесс поспевал за потребностями работодателей.

Валентина Кулагина

СМЕНА ЗАДАЧ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

- Валентина Михайловна, как сегодня формируется кадровый потенциал в Татарстане? Какие есть проблемы?

- Если компания имеет определенную стратегию развития, планирует внедрять новые технологии или расширять сферы деятельности, то она непременно задумывается о расширении штата. Самый очевидный и легкий способ – это привлекать на работу уже обученные и квалифицированные кадры с опытом работы, ведь они гармонично включаются в процессы предприятия, а их знания, компетенции и опыт позволяют работодателю быстрее запустить производство и получить прибыль. Здесь и появляется проблема – работодателей много, а квалифицированных кадров мало. При недостаточном количестве на рынке готовых специалистов появляется два пути: привлечение трудовых ресурсов из других регионов, становление региона как центра притяжения талантов либо выращивание крупными предприятиями своих специалистов.

В части создания центра притяжения в республике проводится серьезная системная работа. На недавнем экономическом совете Татарстана было отмечено, что приток специалистов из других регионов составляет порядка 30 тыс. человек. Видно, что республика планомерно двигается по пути, заданному в стратегии «Татарстан-2030», создаются условия для развития и приумножения человеческого капитала республики.

Кстати, сохранению и приумножению человеческого капитала уделяется большое внимание и на федеральном уровне. Например, агентство стратегических инициатив (АСИ) России разработало региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, который в 2017 году должен быть апробирован в 20 субъектах России. В рамках стандарта должны быть подготовлены квалифицированные кадры, выстроено взаимодействие между студентами и работодателями пилотных регионов по внедрению практико-ориентированной модели подготовки студентов. То есть учебные заведения погружают студентов в теорию и практику в рамках базовой образовательной программы, а работодатели включаются в вариативную часть и выстраивают свои практикумы и стажировки так, чтобы прокачивать у студентов компетенции, необходимые конкретному работодателю или кластеру в текущий момент.

Для нас эти процессы не новы. Долгие годы мы ведем стратегическое партнерство с вузами – КФУ, КГТУ имени Туполева, Казанский энергетический университет, а в этом году и с Университетом Иннополис. У нас есть курсы, практики, стажировки, IT-чемпионаты, оформляются именные стипендии, так как мы заинтересованы в привлечении на работу молодых специалистов. Поэтому нашей компании достаточно просто включиться в процессы, инициируемые и на республиканском, и на федеральном уровне.

- Какие кадровые проблемы есть, в частности, у IT-кластера?

- У работодателей потребности и задачи меняются настолько быстро, что базовая часть образовательной программы за нами не успевает. Например, мы ориентируемся на технологии, которые востребованы у наших заказчиков, или на рыночные тенденции. Но вдруг потребности заказчиков резко изменились, а образовательный процесс в вузах выстроен так, как мы советовали два-три года назад. Региональный стандарт АСИ как раз ориентирован на возможность изменять вариативную часть программы образования и обучать студентов в соответствии с текущими потребностями работодателей. В образовательном процессе базовая часть не меняется, а апгрейд знаний и навыков происходит на практикумах и стажировках.

ЧЕМ БОЛЬШЕ ПРАКТИКИ, ТЕМ БОЛЬШЕ ВОСТРЕБОВАННЫХ СТУДЕНТОВ НА РЫНКЕ

- Почему так актуален вопрос трудоустройства молодых специалистов?

- Уровень трудоустройства выпускников на сегодняшний день является одним из показателей эффективности деятельности вузов. Но с точки зрения региона важен не сам факт трудоустройства студента, а важно трудоустройство по специальности.

- Вы знаете, почему молодые специалисты не трудоустраиваются по специальности?

- Есть три причины. Первая – это выбор не той специальности или специализации, потому что часть студентов ориентируется на результаты ЕГЭ и считает важным получение любого высшего образования. Вторая – это адаптация студента к специальности, когда у студента с выходом на рынок труда создается общее понимание невостребованности – дело в отсутствии практического опыта. В итоге студенты переходят в другой сегмент рынка, например, продажи. Третья причина – непонимание перспектив работы по специальности.

- Как можно устранить эти причины?

- Нужно сокращать разрыв между теорией и практикой, внедрить в кластерах практико-ориентированную модель подготовки студентов. Об этом говорит и президент республики, и федеральное правительство. Чем больше будет практики, тем больше востребованных студентов будет на рынке.

Еще одна возможность – создание для студентов карьерных маршрутов или «историй успеха». Надо дать понять студенту, что рынок широк, рассказать, где можно трудоустроиться, с какой заработной платой и каких результатов можно достигнуть через определенное время.

Наконец, необходимо поддержание инновационных процессов развития. Студентам не хватает информации в общем доступе – неких коммуникационных ресурсов, площадок. Есть HeadHunter, но на нем представлено менее 15 процентов работодателей республики. Есть отдельные рекрутинговые порталы, но и они не дают единой картины по работодателям Татарстана, их условиям.

Сейчас в республике нет такого информационного ресурса, который помогал бы студентам и молодым специалистам в процессах трудоустройства, обучения, просвещения. И мы пришли к тому, что такой инструмент необходим.

- Как выстраивается взаимодействие с третьей стороной – вузами?

- Вузы всегда будут отставать. В этом году в республике прошло четыре стратегических сессии по развитию человеческого капитала, на которые приглашались органы власти, вузы, работодатели. Наша компания «ICL-КПО ВС» также принимала в них активное участие. До недавнего времени разговор на совместных сессиях был больше похож на разговор глухонемого со слепым: работодатели говорят, что вузы плохо обучают, вузы – что обучают по выданным программам и так далее. Радует то, что в этом году у большинства участников сессий появилось устойчивое понимание, что нужно ломать существующие процессы и строить что-то новое, но как строить и с чего начать, к сожалению, не обсуждается. Мы знаем, с чего нужно начать в ІТ-кластере.

В любом случае вузы смогут обеспечить только базисные знания и надеяться, что когда-то работодатель включится в образовательный процесс. При этом работодатели могут создавать образовательные модули. Мы общаемся с энергоуниверситетом, и у него программы обучения сверстаны таким образом, чтобы работодатели могли привлекать к себе студентов в определенные дни и давать им практику. Есть и другая модель – в ИТИС КФУ работает лаборатория, в которую специально выезжают наши преподаватели. Мы точно знаем, какие компетенции есть у нашей компании, их не дает ни один вуз.

РЕСПУБЛИКЕ НЕОБХОДИМ ИНСТРУМЕНТ ПО ПРОЦЕССАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА

- Какова роль информационных технологий в решении кадровых проблем? В каких компаниях есть работающие технологии?

- Компании, в которых кадровый менеджмент пришел к пониманию, что нельзя найти весь персонал на рынке и его нужно выращивать и развивать, внедряют у себя системы, относящиеся к классу систем управления человеческими ресурсами (HRM). Данные системы включают в себя не только автоматизацию процессов кадрового учета, но еще и процессы управления кадровым резервом, проведения оценочных процедур, планирования систематического обучения. Эти решения не новы, и многие компании республики начали их внедрять с 2012 года. Первыми были предприятия нефтехимической отрасли и финансового сектора.

С 2014 года HRM-системы стали активно внедряться в государственном сегменте. Наша компания автоматизировала процессы и задачи государственной и муниципальной службы Республики Татарстан.

- Как используются технологии для решения кадровых задач в вашей компании?

- Как правило, процессы работы со студентами выстраиваются годами. Сегодня за счет инициатив на региональном и федеральном уровне вузы осознают необходимость проведения системной работы с работодателями и поэтому поддерживают наши инициативы.

Например, совместно с Университетом Иннополис мы создаем удобный инструмент – «Карьерный портал», на котором студенты вуза будут размещать свои резюме для резидентов особой экономической зоны «Иннополис», указывать компетенции, результаты участия в хакатонах, результаты практик, стажировок. Ежегодно в нашу компанию приходит более 100 студентов. От двух месяцев и до года они прокачивают свои прорывные компетенции, работая бок о бок с нашими квалифицированными специалистами.

Портал, конечно, не заменит процессов, которые выстраивают HR-специалисты с вузами и студентами, но в будущем может помочь вузам в мониторинге трудоустройства и востребованности студентов.

- Как планируется развивать портал? Можно ли с помощью портала решить проблему нехватки кадров в ключевых отраслях республики?

- Портал представляет собой самостоятельное решение. Это универсальный инструмент для поддержки сквозных процессов сопровождения студентов в профессионализацию, мониторинга трудоустройства и востребованности выпускников. Профиль обучения значения не имеет, поэтому по примеру Университета Иннополис оно может быть внедрено в рамках любого другого вуза республики (или группы вузов). В настоящее время готовность подключиться к проекту уже обозначил Институт экономики и информационных технологий Казанского государственного энергетического университета.

Однако для большего эффекта работа не должна носить локальный характер и ограничиваться пределами отдельно взятых вузов. Наша цель – создать отраслевой портал, в котором будет присутствовать множество работодателей и учебных заведений. Если нам удастся охватить весь ІТ-кластер, от этого выиграют и сами студенты, и работодатели, а также экономика республики в целом. Вслед за ИТ подобная практика может быть распространена и на другие инновационные кластеры Татарстана.
Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (37) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
5.12.2016 19:31

В мое время, было распределение по предприятиям. Все знали, что выходя из института без работы никто не останется. Куда делась эта практика? Почему ВУЗы перестали заботиться о студентах?

  • Анонимно
    5.12.2016 08:19

    100%

  • Анонимно
    5.12.2016 10:05

    Хорошую вещь предлагают ребята!

  • Анонимно
    5.12.2016 11:42

    1. ИТ-кластер только начинается? А как же последние 10 лет, которые об этом только твердят?
    2. Нет портала? ХХ очень хорошо справляется со всеми задачами хантинга.
    3. ХРМ, который они предлагают - это максимум распределение студентов.

    • Анонимно
      5.12.2016 15:42

      Прочитайте внимательно еще раз статью - хедхантер размещает не всех работодателей, там мал кто представлен

      • Анонимно
        5.12.2016 20:46

        Любой уважающий себя IT-работодатель представлен на ХХ.

        • Анонимно
          5.12.2016 21:38

          Не только "уважающий себя ИТ-работодатель", но и с деньгами. Годовая подписка на НН стоит нынче немало. .. Интересно, много студентов 4-5 курсов знает о НН и как составлять резюме, чтобы выгодно "продать" себя работодателю?

          • Анонимно
            5.12.2016 22:58

            Работодатель с деньгами - это правильно.
            Зачем идти работать туда, где денег нет? Это все равно что рыбачить в озере, в котором нет рыбы.

            • Анонимно
              5.12.2016 23:22

              Да что объяснять ИТ-шникам, у них одни программы на уме... Чуть глубже они уже не мыслят к сожалению...

              • Анонимно
                6.12.2016 10:03

                Хозяйственников не хватает. Особенно крепких. Кроме сельхоз института таких мало где готовят.

            • Анонимно
              7.12.2016 08:46

              для старта карьеры можно поработать и там, где платят не особо много.

          • Анонимно
            6.12.2016 08:24

            Какая еще годовая подписка? размещение одной вакансии на хэдхантере стоит работодателю 700 рублей.
            это по-вашему немалые деньги, не всякая организация потянет?

            • Анонимно
              6.12.2016 10:04

              Если зарплата работника 15 т р в месяц. То 700 рублей - не такие уж и большие деньги для работодателя.

          • Анонимно
            6.12.2016 10:08

            Студенты не могут себя выгодно продать? Ну-ну...
            Почти каждый сейчас приходит просит 30 тр на руки. При этом инженеры со стажем получают столько же. Работодатель сам сильно рискует, если предлагает человеку без опыта такие деньги.

            Те студенты, которые сильно выделяются по способностям на 4-5 курсах захантиваются почти без торга.

            • DTrof
              6.12.2016 14:50

              Не путайте то что студент может продать себя как товар - объяснить работодателю что он конкретно получит взяв студента на работу, что конкретно студент может делать, какая его реальная подтверждённая экспертиза а не то что студенты (большинство) считают что окончив ВУЗ они теперь супер выгодный товар и главное не продешевить :)

            • Анонимно
              6.12.2016 20:31

              Инженер со стажем, который согласен работать за 30 тысяч - это беда отрасли. Такие люди очень вредят высокотехнологичному развитию в Татарстане.
              Работодатель смотрит на них, и другим тоже предлагает 30. Мало-мальски талантливый студент смотрит на них, и понимает, что ему тоже светит 30. И едет в Москву на 100+. А Татарстану остается шиш с маслом. Одни затраты на обучение этого студента.

              Если мы хотим иметь развитие здесь у себя, то здесь у нас у инженеров должны быть зарплаты 100+. Другого пути нет, в противном случае Москва своими зарплатами высосет лучшие кадры.

              • Анонимно
                7.12.2016 08:38

                нельзя во всем ориентироваться на зарплаты Москвы и Питера. Усреднить зп по всей стране никогда не получится! Зарплату 100+ в москве предлагают крупные работодатели и далеко не студентам. А студенты этого не понимают и едут-едут!
                "Хорошо всегда там, где нас нет!", а как приедешь, то уже и не так все сладко оказывается.

                • Анонимно
                  7.12.2016 15:18

                  А и не надо по всей стране усреднять. Мы вроде про ватаным Татарстан говорим. Вот чтобы наша республика не теряла кадры, надо здесь иметь высокий уровень зарплат.
                  Студент он, не студент - ну что тут обсуждать? Студент год здесь проработает, опыта наберется - и сделает лыжи. Сложившая ситуация такова, что в обучение вкладывается наш институт и наш работодатель, а плодами пользуется Москва. Лучшие уезжают, не-лучшие - остаются, айтишники ведь очень мобильны.

                  Поменять эту ситуацию можно только уровнем зарплат. Чтобы для человека невыгодно было ехать в Москву. Иначе никакой IT-кластер, никакой Иннополис не заработает как надо.

                  • Анонимно
                    8.12.2016 08:56

                    чё за бред?! похоже на мечты "вчерашнего студента". Никогда и никого не удержишь только зарплатой.
                    А смотреть "на соседа", и мечтать о машине, квартире и яхте можно, но надо понимать, что для этого надо вкалывать лет 10, а не приходить еще студентом, где ему сразу предложат 100+ и типа будут счастливы, что он выбрал именно их организацию.
                    В IT и так перегрев зарплат, середнячок получает на уровне ТОПов из других отраслей. Зажрались!

                    • Анонимно
                      8.12.2016 10:26

                      Вы, пожалуйста, не истерите. Зачем столько экспрессии в выражениях?
                      По существу Вы неправы - все наоборот. Это студенту можно лить в уши про "интересные задачи", "перспективы", "хороший коллектив" и прочее. А с состоявшимся профессионалом серьезный разговор идет про деньги, т.к. "интересных задач" он в молодости наелся, а сейчас ему надо кормить семью.
                      Семья и дети вообще очень полезны для айтишников - очень способствуют просветлению в голове.

                      100+ - это обычная московская зарплата в отрасли IT. Подчеркиваю - обычная, то есть хороший специалист получает больше. Зачем обвинять меня в "мечтах", когда можно просто зайти на ХХ и посмотреть по ключевым словам "программист 1С", "Java, "SQL".
                      Да, для этого надо вкалывать 2-3 года, набирая опыт (10 лет - это Вы дали маху, программирование осваивается гораздо быстрее, если человеку дано. Если не дано - не осваивается вообще никогда, это не кирпичи класть и не троллейбус водить).

                      Проблема Татарстана как раз в том и состоит, что IT-специалисту, наработавшему хорошую квалификацию, предлагаются примерно те же деньги, что и студенту. Поэтому человек опыт нарабатывает у нас, а потом уезжает. Нам остается результат отрицательного отбора, что очень плохо для всей IT-отрасли в Татарстане.

                      Про перегрев зарплат Вы заблуждаетесь - напротив, это в других отраслях платят очень мало. Это тоже большая беда, мы из-за этого практически потеряли целые школы инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов.
                      Впрочем, если Вы сравниваете зарплату программиста и зарплату товароведа в магазине - то да, программист получает больше. Но я бы не стал называть это "перегревом".

                      • Анонимно
                        8.12.2016 14:10

                        "перегрев" появляется в тот момент, когда приходят крупные/федеральные ит-компании и "пылесосят" специалистов на региональном рынке с зп +20-25%, потом приходят другие крупные компании и опять "пылесосят" рынок с приростом в 20-25%.
                        Пылесосят конечно же квалифицированные кадры, вот отсюда и перегрев.
                        Но я не говорю, что все время надо работать в "болоте" и не зарабатывать....это глупо)

      • Анонимно
        5.12.2016 21:43

        Если в ХХ не все идут, то на этом портале будут представлены и вовсе только госструктуры, потому что кроме как насильно туда никого не затащишь...
        Мало кто представлен? Например кто там не представлен, а Вам хотелось бы?

    • DTrof
      6.12.2016 14:46

      ХХ не может работодателя обеспечить информацией о конкретных подтверждённых практических навыках студента

  • Анонимно
    5.12.2016 12:44

    В стране кризис, и молодые специалисты будут рваться туда, где будут платить или где можно сделать карьеру в самом ближайшем будущем. А искать работу они будут через знакомых или связи, чтобы результат был конкретным. То есть сейчас такой портал - это или уже поздно, или слишком рано.

    • DTrof
      6.12.2016 14:54

      Очень редко разумный работодатель будет брать по знакомству бесполезного работника. Это же снижение эффективности. По знакомству это больше шанс сделать презентацию потенциального работника более опытному руководителю (возможно его опыт позволит увидеть потенциал который может пропустить менее опытный рекрутер)

      • Анонимно
        6.12.2016 16:07

        Бесполезного не будет, а середнячка вполне возьмет по знакомству. Зато потом рядом с ним будет лояльный сотрудник. А звезды вообще-то никому особо и не нужны, потому что у них характеры не сахар.

  • Анонимно
    5.12.2016 12:46

    Говорят же иногда правильные вещи!

  • Анонимно
    5.12.2016 13:14

    Квалифицированным кадрам труднее найти работу, т.к. в большинстве случаев предлагают ЗП пушечного мяса. Избыточная квалификация никому не нужна.
    Есть еще возрастная дискриминация, кадровики хотят от 20-летних опыта 40-х, а кандидата в 45 лет уже даже не рассматривают - "старый", "у нас только до 35".

    • DTrof
      6.12.2016 15:00

      Мне кажется что это связано с тем что многие 45 летние перестают развивается как специалисты. Не современные работники имеют низкую востребованность рынком

      • Анонимно
        6.12.2016 16:04

        Не факт, до 40 лет много стрессовых отвлекающих факторов (жена/муж/любовники, маленькие дети, друзья, кредиты). В 45 - зона комфорта для осознанного саморазвития, концентрации опыта.

  • Анонимно
    5.12.2016 19:31

    В мое время, было распределение по предприятиям. Все знали, что выходя из института без работы никто не останется. Куда делась эта практика? Почему ВУЗы перестали заботиться о студентах?

    • Анонимно
      5.12.2016 20:21

      Причем тут ВУЗы?
      Может, это предприятия перестали заказывать молодых специалистов?

      • DTrof
        6.12.2016 14:57

        Не перестали, но вертикальная связь ВУЗ - Предприятие часто работают не синхронно, нет механизма синхронизации потребностей предприятия и программы ВУЗа. Я так понимаю что портал и решает эту проблему в какой то степени

        • Анонимно
          6.12.2016 20:33

          Портал - очевидно - никакую проблему не решает и не способен решить.
          Это даже словом "проект" называть неправильно. Так, прожектик для отчитаться.

  • Анонимно
    6.12.2016 09:26

    Лучший способ поиска персонала - это реклама в БО

    В колонке справа!

  • Анонимно
    6.12.2016 09:31

    Возникает простой вопрос : "За чей счет банкет?"

    Кто будет оплачивать создание, поддержание, продвижение сайта?

    • Анонимно
      6.12.2016 15:07

      крупные частные компании, видимо

  • Анонимно
    7.12.2016 08:43

    тут суть вопроса вообще не в Портале. Гораздо глубже. Какие работодатели сегодня молодежью занимаются? Оборонка и госкомпании. А остальные собираются принимать участие в развитии студентов?!

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль