Общество 
6.12.2016

Смерть в предгорьях Алатау: «Странствуя, вернулся к древней прародине»

Эксперты «БИЗНЕС Online» о роли идеолога «политического ислама» Гейдара Джемаля и символичности его кончины в «колыбели тюрок»

Сегодня в Казахстане будет предан земле председатель исламского комитета России Гейдар Джемаль. Философ скончался в Алма-Аты от онкологического заболевания, которым страдал долгие годы. Казахские врачи смогли избавить его от «жутких болей», но не отсрочили смерть. О том, какое значение имел для России и тюркского мира этот парадоксальный мыслитель, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».

Гейдар Джемаль Сегодня в Алма-Ате похоронят известного исламского философа и политика Гейдара Джемаля Фото: ©Руслан Кривобок, РИА «Новости»

ФИЛОСОФ УПОКОИТСЯ «ПОБЛИЖЕ К АЛЛАХУ, ПОДАЛЬШЕ ОТ СУЕТЫ»

Сегодня в Алма-Ате похоронят известного исламского философа и политика Гейдара Джемаля. Сообщения о его смерти появились накануне в аккаунтах социальных сетей, принадлежащих самому покойному. «Сегодня ночью милостью Всевышнего Гейдар Джемаль закончил свой земной путь. Пусть Аллах Всемогущий примет его деяния и введет в райские сады. К Нему Одному мы все будем возвращены, — говорилось в «Фейсбуке», на странице во «ВКонтакте», а также от имени исламского комитета России (ИКР), чьим председателем был Джемаль.

Философ умер на 70-м году жизни от онкологического заболевания. Как рассказал «БИЗНЕС Online» известный тележурналист и эксперт по исламскому миру Максим Шевченко, в Алма-Ату Джемаль уехал лечиться, потому что «тяжело болел много лет, страдал онкологией». «Это была последняя надежда, — объяснил Шевченко. — В связи с этим хочу сказать слова благодарности казахским врачам — они хотя бы прекратили жуткие боли, которые мучили его до поездки в Казахстан. Это была онкология, связанная с болью, которая не утоляется никакими лекарствами. Однако в Казахстане врачи сумели на два месяца — на период его пребывания там — избавить его от чудовищной боли, которая его терзала. И последние два месяца он по-прежнему работал — работал до последнего вздоха, до последней секунды. Он диктовал книги — старался успеть как можно больше. И умер, работая, думая, творя...»

Церемония прощания с Джемалем назначена на 11:00 по местному времени (08:00 по московскому). Председателя исламского комитета России похоронят в горах — на мусульманском кладбище «Кенсай-2» («Кенсай» в переводе с казахского обозначает «большое ущелье» — прим. ред.). От Алма-Аты некрополь отделяют 9 км, так что шума городского там не слышно, хотя сама столица Казахстана оттуда открывается как на ладони. Казахи говорят про Кенсай: «Поближе к Аллаху, подальше от суеты». Зная Джемаля, можно сказать, что из всех мест упокоения, включая московские погосты, где он «по месту прописки» вроде бы должен быть похоронен, это самое подходящее место для его праха.

По отцу-художнику Джемаль был азербайджанцем, поэтому одни из первых слов соболезнования прозвучали из Баку. Правда, не от официальных властей, а от коллеги по «философскому корпусу», руководителя Экспертного совета Baku Network Эльхана Алескерова. Он назвал председателя ИКР «одним из ярких представителей азербайджанского сообщества в Москве, который своими правдивыми доводами защищал интересы и позицию Азербайджана». Не мог не упомянуть Алескеров и про «информационно-пропагандистскую машину армянского лобби», которой, по его мнению, успешно «противодействовал» Джемаль. Действительно, в возобновившемся этой весной нагорно-карабахском конфликте исламский философ, не скрываясь, выражал свои симпатии Азербайджану, о чем, в частности, рассказывал и в интервью «БИЗНЕС Online». Тогда же он вспомнил и о своих азербайджанских корнях: «По большому счету я там (в Нагорном Карабахе прим. ред.) в силу разных обстоятельств никогда не был, если не считать, что я находился в нашем карабахском поместье, когда мне был один год. Но это поместье давно уничтожено. Да, мой дед был военным комиссаром Карабаха, а затем председателем Верховного суда Азербайджанской ССР, а отец — художником, который ненавидел все это: комиссаров и т. д. Мой прадед входил в комитет управления Карабахом, да и его сын, мой дед, начинал свою службу еще при царе и потом плавно благодаря сложившимся дружеским отношениям стал советским чиновником. Моя семья связана с Карабахом уже 500 лет».

Вспомнили Джемаля и в Общественной палате Чечни, где очередная встреча началась со слов соболезнования «по случаю преждевременной смерти известного философа и богослова». Духовное управление мусульман РФ устами своего зампреда и члена совета муфтиев России Дамира Мухетдинова пообещало, что оно поможет в организации похорон в Алма-Ате, а также окажет «материальную, моральную и всяческую поддержку семье покойного». «Я много лет знал его лично, часто мы вместе выступали на передачах, и зачастую я был его оппонентом, — рассказал Мухетдинов. — При этом отношусь к этой личности с огромным уважением, пиететом, считаю его одной из самых ярких, масштабных личностей на постсоветском пространстве, в современной истории российского мусульманства. Это человек разносторонних знаний, он всегда старался защищать позицию как рядовых мусульман, так и ислама как философской системы в целом».

Добавим от себя, что и в «БИЗНЕС Online» хорошо помнят негромкий глуховатый голос Джемаля, его способность к парадоксальным обобщениям, где Махди запросто соседствовал с Путиным и Эрдоганом и где ткань истории плелась как арабский ковер — ярко, неожиданно и узорно. Для журналистов философ был удобен тем, что почти всегда был доступен для телефонного звонка из самого трудно представимого далека — из-за границы он также охотно беседовал, как и из своей московской квартиры. Однако со вчерашнего дня телефон Гейдара молчит или, может быть, занят — за пределами этого мира «абонент» ведет разговор, который уже не прервется.

В «БИЗНЕС Online» хорошо помнят негромкий глуховатый голос Гейдара Джемаля, его способность к парадоксальным обобщениям, где Махди запросто соседствовал с Путиным и Эрдоганом В «БИЗНЕС Online» хорошо помнят негромкий глуховатый голос Гейдара Джемаля, его способность к парадоксальным обобщениям, где Махди запросто соседствовал с Путиным и Эрдоганом Фото: «БИЗНЕС Online»

ПОТОМОК ХАНОВ САРЫДЖАЛИНСКИХ: ОТ «ЧЕРНОГО ОРДЕНА SS» — К ИСЛАМСКОМУ КОМИТЕТУ РОССИИ«

Биография Джемаля общеизвестна. Родился в Москве 6 ноября 1947 года. О семье сказано выше — добавим только, что председатель исламского комитета России, получивший в определенных кругах славу «радикала», по материнской линии был Шаповаловым. Его мать, Ирина Шаповалова, прославилась как заслуженный мастер спорта и профессиональная наездница, причем русская кровь была перемешана в ней с татарской кровью (по одной версии) или же с кавказской (по другой). Считается, что эта веточка родового древа напрямую восходила к генерал-лейтенанту Дмитрию Шепелеву из Военной галереи Зимнего дворца. Родословную отца по линии ханов Сарыджалинских обычно возводят к карабахскому хану Панах Али-хану. Однако родители, как известно, будущего философа не воспитывали, мать родила его и развелась, а отец передал сына на поруки деду и бабушке. Так или иначе, Джемаль по своим корням получился «ходячим интернационалом», что для СССР было совсем не удивительно.

Отношения с государством не складывались у Джемаля изначально. Все его биографии содержат такой факт: в 1965 году, сразу после окончания школы, поступил в Институт восточных языков при МГУ, но уже через год был отчислен из него с формулировкой «в связи с проявлением буржуазного национализма». Устроился корректором в издательство «Медицина». Здесь судьба свела его с выпускником биологического факультета МГУ и редактором того же издательства Ильей Москвиным. Именно Москвин открыл Джемалю «новый мир», то есть свел его с так называемым южинским кружком, который собирался на квартире писателя Юрия Мамлеева в доме по Южинскому переулку. Завсегдатаями кружка были также известные впоследствии поэт и писатель Евгений Головин, идеолог современного евразийства Александр Дугин и журналист Игорь Дудинский. По отношению к советской действительности, вступающей в «золотой брежневский век», южинский кружок правильнее назвать антимиром. Обсуждали не только искусство и философию, но и политику. Как признавался позднее в одном из своих интервью Дудинский: «Даже на Южинском переулке строились планы убийства первых лиц государства. Мамлеев называл Ленина „красной обезьяной“. Как-то я решил познакомить его со своим отцом, видным представителем номенклатуры и большим по тем временам либералом. Папа стал ему что-то говорить о Ленине. Свой ответ Мамлеев начал: „Вы понимаете, красная обезьяна...“ На что мой отец предложил: а давайте-ка мы с вами лучше водки выпьем...» Добавим, что, придя в «шизоидное подполье», Джемаль уже был женат и растил сына Орхана, нынешнего известного журналиста, автора «внесистемной» «Новой газеты».

Однако пепел ханов Сарыджалинских, видимо, настойчиво стучал в сердце будущего исламского общественного деятеля, и уже с 1979 года он уходит в еще один «антимир» — становится активистом подпольного всесоюзного мусульманского движения. В частности, завязываются связи с исламскими кругами в Таджикской ССР. Одновременно вместе с Дугиным Джемаль вступает в эзотерический кружок «Черный орден SS», формировавшийся вокруг Головина, который присвоил себе наименование «рейхсфюрера». О том, что происходило внутри этого кружка, ходило множество темных слухов, часть из которых впоследствии получила развитие в литературном наследии южинцев. Из «Черного ордена SS» в годы перестройки Джемаль и Дугин шагнули непосредственно в общество «Память» Дмитрия Васильева, у которого был личный «кровный счет» с советской властью, замешанный на Гражданской войне и сталинских репрессиях. Однако Васильев, по всей видимости, числил себя «русским фашистом» ганинско-есенинского типа (вспомним дело «Ордена русских фашистов» 1924 года), и взгляды «мистических эсэсовцев» ему не понравились. Меньше чем через год Дугина и Джемаля изгоняют из «Памяти», последнего — за то, что «контактировал и контактирует с представителями эмигрантских диссидентских кругов оккультистско-сатанинского толка, в частности, с неким писателем Мамлеевым».

В жизни Джемаля начинается период «политического ислама», принципы которого он сформулировал самостоятельно и которым до определенного времени следовал почти в одиночестве. В 1990 году он совместно с единомышленниками учреждает в Астрахани Исламскую партию возрождения и становится ее зампредом. Создает информационный центр «Таухид», с 1991 по 1993 год издает газету «Аль-Вахдат» («Единение»). Постсоветская Россия позволяет Джемалю на время выйти из «антимира»: он начинает появляться на центральном телевидении: получает известность как ведущий программ «Ныне» на Первом канале, «Все суры Корана» на «Культуре» и «Тысяча и один день» на РТР. Пишет книги, читает лекции (в 1998 году посетил с циклом лекций ЮАР). Образ врага, против которого направлено джемалевское творчество, сливается с образом Запада: в 1999 году на православно-исламской конференции в Санкт-Петербурге он предлагает заключить стратегический союз ислама и православия в рамках антизападного проекта. В том же году предпринимает неудачную попытку избраться в Госдуму (от «Движения в поддержку армии»). Вместо православия вступает союз с западными антиглобалистами.

В путинское время Джемаль постепенно отступает с авансцены в более привычные ему «антимиры». Впрочем, это не мешает ему регулярно появляться на страницах СМИ и на освещенных софитами площадках телешоу. До самого последнего момента он — востребованный эксперт, которого интересно слушать как единомышленникам, так и оппонентам. При этом он вступает в последнюю в своей жизни схватку с Левиафаном: ходит на оппозиционные «Марши несогласных», ставшие подготовкой к «Болотной революции» 2011 - 2012 годов, подписывает обращение российской оппозиции «Путин должен уйти». Более того, философ, начинавший с изучения оккультных правых взглядов в мамлеевском кружке, теперь входит в координационный совета «Левого фронта» России. В марте 2012 года в московских квартирах Джемаля проводятся обыски в рамках расследования уголовного дела по статьям УК РФ — «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма» и «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности». Впрочем, каких-либо ощутимых последствий для Джемаля это не имеет. Статус философа в эти годы неизменен — в прессе он выступает как председатель исламского комитета России, одной из структур, учрежденной им еще в 1993 году.

Максим Шевченко: «Гейдар Джемаль был моим учителем . Человека, который мог бы занять его нишу, на земле нет — Гейдар абсолютно уникален» Максим Шевченко: «Гейдар Джемаль был моим учителем. Человека, который мог бы занять его нишу, на земле нет — Гейдар абсолютно уникален» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЕГО СМЕРТЬ НА ТЮРКСКОЙ ЗЕМЛЕ ИМЕЕТ ПРОВИДЕНЦИАЛЬНЫЙ СМЫСЛ»

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить роль Джемаля в современной российской истории и поделиться воспоминаниями о нем:

Максим Шевченко — известный журналист, эксперт по исламскому миру:

— Гейдар Джемаль был моим учителем . Человека, который мог бы занять его нишу, на земле нет — Гейдар абсолютно уникален. Такого ума, такого интеллекта, такой концентрации в одном человеке благородства, силы, правды больше нигде не встретишь. Он абсолютно неповторимая личность, его нельзя вписать или поставить с кем-то в один ряд. Навесить на него ярлык исламиста или националиста не получится. Это великий дух. Он был блистательным поэтом — его поэзия, опубликованная на русском языке, просто восхитительна. Он был великолепным философом, прекрасным публицистом, журналистом, он превосходно разбирался в искусстве. Количество книг, которые он прочитал и которые мог обсуждать, не поддается, на мой взгляд, исчислению. Он был Учителем.

Гейдар писал и думал на русском языке, хотя свободно владел несколькими языками — английским, французским, турецким, арабским, фарси и др. Он, конечно же, говорил и по-татарски. Он был сыном тюркского этноса, и его смерть в предгорьях Алатау, в колыбели тюрок, откуда по легенде они ведут свое происхождение, тоже достаточно символична. Хотя Гейдар Джемаль — москвич в нескольких поколениях, для него очень много значила принадлежность к тюркскому этносу и к тюркской культуре. Но тюрок он никогда не противопоставлял другим народам. Сам он, как известно, был азербайджанцем. Он просто считал, что каждый народ несет на себе особую печать Всевышнего, Его особый дар. И этот дар надлежало развивать. Поэтому он с большим вниманием относился к тюркским традициям, менталитету, культурному пространству, к тюркской этике. В этом свете его смерть на тюркской земле и то обстоятельство, что он будет похоронен на древней земле тюрок, имеет провиденциальный смысл. Странствуя, он вернулся к своей древней прародине.

Однако речь не только о тюркском мире. Российская культура в лице Гейдара утратила невероятно значимого и яркого представителя, который думал и писал на русском языке. Это очень большая потеря.

Сергей Переслегин — литературный критик, теоретик фантастики и альтернативной истории:

— Я с ним встречался несколько раз. Очень любил этого человека, очень глубоко уважал его, с ним было очень интересно. Гейдар Джемаль занимал четко выраженную позицию — он был классическим монотеистом, настоящим мусульманином, а это очень редко встречается. Как бы ни говорили о миллиарде мусульман в мире, я боюсь, что из них не наберется и тысячи человек по всему земному шару. Когда я с ним общался, тогда я был еще атеистом. Сейчас я уже христианин, и мы с ним стояли на разных позициях. Но при этом очень интересно разговаривали, работали, делали проект, посвященный русскому исламу. С ним было очень легко работать. Он всегда занимал четкую позицию, но ясно понимал, что есть и другие и с ними тоже нужно считаться. В этом смысле мой интерес к исламу в значительной степени был им создан. Во-вторых, он действительно философ, он видел историю на достаточно больших промежутках времени, видел политику, понимал ее, и ему до нее было дело. Он полагал, что каждый человек, независимо от веры, должен делать что-то хорошее или противодействовать чему-то плохому. Для него это было принципиально важно, даже важнее, чем собственное конфессиональное положение. Кроме того, мы всегда говорим, что ислам — простая религия для простых людей, но не для Джемаля, не для тех, кто с ним работал. Честно признаюсь, не считая себя человеком недостаточно образованным, мне приходилось в свое время книги, посвященные суфийской мудрости, просто пролистывать — их было нелегко понять. А он в них свободно ориентировался. И еще — каждый из нас оценивает человека по его личным качествам и по тому, как он относится к своим близким. У него была прекрасная семья, и он всегда, размышляя о вечном, думал о них.

Место Джемаля занять не может никто, потому что он «политический ислам» превратил в культурное, теологическое, философское, интеллектуальное течение, не убрав из него политических аспектов. Это почти невозможно. В России существует как минимум три «политических ислама»: интеллектуальная интегрирующая линия, которую держал Джемаль; совершенно внешняя линия, которая в значительной мере управляется извне; и линия, связанная с Татарстаном, где речь идет об изменении ислама, о его соединении с русской государственностью. Понятно, что вторая внешняя линия нам не очень близка. Третья линия — мы сами видим, как развивается Казань. При отсутствии Гейдара я не представляю, что эти три линии кто-то сможет удержать в интеллектуальном, а не политическом пространстве.

«Я КАК-ТО С НИМ ПРИЕЗЖАЛ В КАЗАНЬ, ХОДИЛИ В ПАРУ МЕЧЕТЕЙ»

Эдуард Лимонов — писатель, политик, лидер оппозиционной коалиции «Другая Россия»:

— Какова его роль в истории? Не берусь говорить точно. То, что я видел, была лишь вершина айсберга. С кем его сравнивать не знаю. Знаю, что он был человеком интересным, написал замечательную книжку «Революция пророков». Я как-то с ним приезжал в Казань, ходили вместе в пару мечетей, где он встречался с какими-то важными людьми. Он был крупнейшим специалистом по исламу. Я ему тоже многим обязан. Например, от него у меня остались, кроме «Революции пророков», книга «Биография пророка Мохаммеда», а также труд про турецкого политика Хайдара Баша. Я его вспоминаю с большим уважением. Мне трудно говорить о его роли, общая картина исламского мира мне не совсем доступна, так как занимаюсь несколько другими вещами, но я рад встрече с ним.

Андрей Кураев — протодиакон, богослов:

— Человек этот из оккультного кружка, который фальсифицировал все то, чего касался, в том числе и ислама. Для меня это — лысая Блаватская. Поэтому не считаю сколько-нибудь значимыми его труды, они ненаучны. Это попытка оккультно-кабалистические тезисы высказывать, прикрываясь одеждами, в случае Джамаля — исламскими, как Дунаев — православными. На самом деле они птенцы одного гнезда. Это обман, большой обман людей. Ради Бога, вы его можете называть как угодно, только это к исламу не имеет никакого отношения.

Я считаю, что деятельность Дугина — это чисто такие спекуляции сектантского характера. Это обычные сектанты, которые на публику говорят одно, а реально исповедают нечто совершенно другое. Вместе Дугин и Гейдар — ученики Мамлеева и Головина, после создавали «Черный орден SS» в юности с Гейдаром вместе. Спрашивается: а при чем тут ислам? Школу мимикрии и паразитирование внутри живого религиозного организма и прикрытие этим они прошли еще у Мамлеева и так далее.

«ОТМЕЧАЛ ОСОБУЮ ПАССИОНАРНОСТЬ КАЗАНСКИХ ТАТАР КАК ЧАСТИ ТЮРКСКОГО МИРА»

Али Вячеслав Полосин — доктор философских наук, директор научно просветительского центра «Аль-Васатыйя»:

— Выражаю свои соболезнования его родным и близким, сыну, жене. Конечно, он сыграл большую роль, будучи стимулом для русскоговорящих мусульман по итогам долгого времени. Он генерировал многие идеи, которые, может, были не все удачными, не все были жизненными, но тем не менее само по себе приятно то, что человек создает идеи, заставляет людей думать. Теперь нет такого человека, который будоражил бы общественное мнение, побуждал мыслить мусульман — никто, как он, такой роли не играл.

Рустэм Курчаков — экономист, философ:

— Если смотреть на личность Гейдара Джемаля в масштабе России, то это, пожалуй, наиболее сильный ее современный мыслитель. Как-то на одной из телевизионных передач ему задали вопрос о его отличительной черте. Гейдар ответил так: «Способность к сосредоточенному размышлению». Я думаю, что это верная самооценка и редкое по нынешним временам качество. Вот эта способность к сосредоточенному мышлению — и в нашей культуре, и в зарубежной — сейчас во многом утрачена.

Попытки изобразить Джемаля как исламского фундаменталиста под собой никакой основы не имеют. Думаю, что все же у него это не «ислам сердца», а «интеллектуальный ислам». Сам он, как известно, называл систему своих взглядов «политическим исламом».

В 90-е годы Гейдар Джемаль приезжал в Казань с писателем Эдуардом Лимоновым. Мы встречались с ними в домашней обстановке, беседовали. У меня осталось впечатление, что в интеллектуальном плане Джемаль на голову выше всех остальных наших светочей. Кроме всего прочего, он человек Корана и великолепный его знаток. Он человек Книги и вообще Книги Писаний, которая включает в себя Тору и Евангелия. А Коран он, насколько понимаю, знал на арабском — анализировал его, переводил. Далеко не все мусульмане знают Коран и являются людьми Книги — большинство придерживается Сунны, преданий и т. д.

Что еще важно отметить? Джемаль, в отличие от многих сегодняшних мыслителей и публицистов, не испытывал никаких иллюзий и пиетета по отношению к государственной власти. Он понимал, что служение государству — это, так или иначе, служение князю мира сего. Возможно, поэтому, он состоял с государством в сложных отношениях.

Кстати, приезжая в 90-е годы Казань, он отмечал особую пассионарность казанских татар как части тюркского мира. Однако со временем его мнение, насколько я знаю, изменилось. В последнее время он сравнивал позицию казанских татар с известным принципом кота Леопольда: «Давайте жить дружно!»

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (70) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.12.2016 11:40

Да хранит Аллах его душу!Аллаху Акбар!

  • Анонимно
    6.12.2016 08:40

    хорошо б типаж джамаля сохранить для фильмов и театральных постановок,внешность демоническая.

  • Анонимно
    6.12.2016 08:52

    Какой он тюрок? Он скорее араб. Арабские интересы среди тюрок развивал.

    • Анонимно
      6.12.2016 09:12

      какие именно арабские интересы?

      • Анонимно
        6.12.2016 09:59

        Ну например отстаивал интересы ваххабизма среди мусульман России. А ваххабизм - это арабская идеология, арабская форма фашизма.

        • Анонимно
          6.12.2016 11:03

          Как можно писать о том, в чем ничего не понимаете? Вы, по всей видимости, даже не подозреваете какую глупость написали.

          • Анонимно
            6.12.2016 11:35

            Да я то как раз понимаю то, о чём пишу. Я реально изучал книги и статьи Джемаля, прорабатывал их будучи мусульманином, более того - долго был его последователем и популяризатором. Но время не стоит на месте - я изучил первоисточники на которых работал сам Джемаль и осознал что сутью его "философии" был именно ваххабизм (самоубеждение исламских фанатиков убеждённых в том, что следование набору выдуманных практик даёт им право резать всех тех, кто этим практикам не следуют, т.е. неваххабитов).

            • Анонимно
              6.12.2016 12:32

              Мусульманин не может писать подобное о мусульманине, по определению, тем более об усопшем. Вы, как говорят в молодежной среде, палитесь. :)

              • Анонимно
                6.12.2016 15:12

                Мусульманину запрещено выражать отрицательный отзыв о мусульманине? Усопший был публичным человеком, поэтому принцип либо хорошо, либо ничего здесь неуместен.

                • Анонимно
                  6.12.2016 15:44

                  Запрещено. :)

                • Анонимно
                  6.12.2016 16:33

                  1. Пользуясь языком Джемаля, я "преодолел" ислам и все его запреты. Помог простой вопрос - "На каком фактическом основании строятся мои убеждения?" Ответ на него я искал долго и усердно, но НИЧЕГО не нашёл. С чего я собственно верю в божественность Корана или в непогрешимость пророков? На каком основании мне что-то запрещают, потому что так написано в хадисах? Во-первых с чего я взял что хадисы не придуманы (изучив авторитетов ваххабитов/суннитов и шиитов я понял, что все они выдумывали хадисы, но шииты всё выдуманное выкинули в Ахрар и поставили гриф "выдумано", сунниты такими вещами не стали заниматься - они всё смешали), во-вторых, почему даже истинный средневековый хадис должен предписывать мне жизнь в начала века XXI-го??? Если задавать такие вопросы, а задавать их мы себе обязаны, потому что у нас есть мозг и голова чтобы как раз это делать.
                  2. Со вторым тезисом полностью согласен - человек после смерти заслуживает ПРАВДЫ, если она состоит в том, что он был резонёром, демагогом и фантазёром, то её надо знать живущим.

                  • Анонимно
                    7.12.2016 08:58

                    Молодец! Очередным прозревшим стало больше! Граждане! Люди! Смотрите трезво на всё, что вам вещают религиозные деятели. Если их слова отходят от основных общечеловеческих заповедей - гоните их в шею. Джемаль был хитрым лисом, осуществляющим свои интересы среди татар, мусульман. Так ему было проще мимикрировать "под своего".

                  • Анонимно
                    7.12.2016 09:26

                    В таком случае для чего называть себя мусульманином? Написали бы сразу, открыто, что не приемлете Ислам вообще и каждого мусульманина в частности. По крайней мере это было бы честнее. :)

                    • Анонимно
                      7.12.2016 15:44

                      "мусульманин" - по арабски означает "верующий". В чём противоречие?

            • Анонимно
              6.12.2016 13:11

              Как Гейдар Джемаль мог быть ваххабитом, если он, будучи азербайджанцем, исповедовал шиизм? Это абсолютно враждебное шиизму течение.

            • Анонимно
              7.12.2016 08:54

              Полностью согласен!

        • Анонимно
          6.12.2016 11:06

          Он вроде не развивал идеологию ваххабизма

        • Анонимно
          6.12.2016 11:25

          Для тебя все, кто с бородой - ваххабиты.
          Если бы ты разбирался в вопросе, то не мог бы сказать такую глупость: шиит Джемаль - сторонник ваххабизма.
          Это две враждующие группы мусульман.
          Все равно что сказать Ленин - сторонник монархизма.

          • Анонимно
            6.12.2016 12:18

            да нечего им объяснять,они воспитываются на пропаганде зомбо тв.

          • Анонимно
            6.12.2016 12:25

            Джемаль был таким же шиитом, как его ваххабитские кореша с известной фотографии (Басаев, Хаттаб, Гелаев и Джемаль). К шиизму он относился только в самом начале, позже он полностью перешёл на "тёмную сторону", т.к. не видел в шиизме потенциала (а по сути Иран обидел его равнодушием и непризнанием его "Исламского комитета", там ходили вообще дичайшие слухи о джемалевских экстравагантных предложениях Ирану, но я их не воспринимал, т.к. не было фактов). И да, шииты конвертированные в ваххабитов - это достаточно распространённое явление среди азербайджанцев, особенно среди тех кто, просто не знает шиизм и подпали под действие пропагандистов ИГИЛ или их предшественников.

          • Анонимно
            7.12.2016 09:01

            А Ленин разве не управлял страной как монарх? Разве было хотя бы одно решение партии, принятое не по его личной указке?

  • Анонимно
    6.12.2016 09:03

    Гейдар был борцом по жизни, был искателем тайны и смысла жизни. Человек действия. Наверное много ошибался, но еще больше находил. Он был неравнодушный человек. Таких людей мало, и наверное таких ярких людей и не может быть много, но его пример вдохновил многих в поисках смысла существования.

    • Анонимно
      6.12.2016 10:27

      "Человеком действия"???!!! :))
      Я общался с теми кто его знал лично и они все как один говорили, что он мог днями лежать дома и ничего не делать, не писать и даже не выходить из дома. Только поэтому "Исламский комитет" был представлен им и Таней Доррисон, типа его секретарём. И так было годами. В конце концов он писал всё меньше и меньше, поручив это дело своему окружению, занимаясь скорее общей редактурой и то лениво.

      Если вы чего-то не знаете, не пишите.

      • Анонимно
        6.12.2016 12:06

        "Я общался с теми кто его знал лично" смешно))

        • Анонимно
          7.12.2016 09:03

          Ну а вы-то вообще о нём только из этой статьи знаете, похоже...

      • Анонимно
        6.12.2016 14:52

        вы бы еще написали что общались с теми кто общался с теми которые общались с теми которые слышали про него...

        не позорьтесь уже...первый заход неудачный у вас был ..и снова вы оплошали

  • Друзья,Татарстанцы Вы мои!!
    Светлая память,человеку!!!
    Светлая память мусульманину!!!
    Приношу соболезнования сыну и всей семье.
    Мусульмане России скорбят!!
    О жизни скажу пару слов.
    Жизнь конечно представителя той СОВЕТСКОЙ элитной молодёжи.
    Поэтому Уважаемый Джемаль и резвился от " SS " , радикалов националистов "Великороссов", до исламских, ПОЧТИ "радикалов" и в конце жизни "ЛЕВЫЙ МУСЛЬМАНИН" в России!!
    Странная жизнь, со смешанной политической ПЛАТФОРМОЙ.
    Жизнь прошла,как СТРАНСТВУЮЩАЯ комета на небосклоне, двигался от одной мыслительной ПЛАНЕТЫ к другой и остановился около ПЛАНЕТЫ близкой к СОЦИАЛ-ИСЛАМСКОЙ окраске!!
    При такой разворотной жизни.....
    Слава человеку!!! который сохранил своё вероисповедание и остался верен ВЕРЕ отцов.
    Его не будет хватать России!!
    Да!!!! всевышний призывает к себе ЛУЧШИХ,ничего не поделаешь.
    Вечная слава Джемалю!!!
    Всем мира.
    Аминь.

    • Анонимно
      6.12.2016 10:06

      Мы не твои!

      • Коллега 10.06!!
        Чувствуется в Вашем ПОСТЕ Ваше огорчение и СОЖАЛЕНИЕ что Вы не МОЙ!!!
        А жаль что Вы не мой!!
        Всем мира
        Аминь

      • Анонимно
        6.12.2016 14:53

        почему ты себя на вы называешь..явно ведь недостоин судя по твоим скверным мыслям и комментариям

        Гейдар был великий мыслитель и помогал людям в понимании мира..

        • Братец 14.53!!
          Судя по риторике, Вы видимо работник ФЕРМЫ, с грязными НОГТЯМИ
          и ЦИПКАМИ на руках и ногах!!
          Там привыкли ИЗДЕВАТЬСЯ словами над скотиной!!
          Вы немного не туда попали!!
          Вам слово и место в ОФИСЕ общества ЗАЩИТНИКОВ ЖИВОТНОГО мира!!
          А здесь в ГОРОДЕ пишут НОРМАЛЬНЫЕ ЛЮДИ читатели комментёры!
          Всем удачи.
          Аминь.

          • Анонимно
            7.12.2016 15:47

            Судя по стилю ваших комментариев, Вы дальше второго класса сельской школы вообще не шагнули в жизни.

      • Анонимно
        6.12.2016 17:02

        А кто ,скинхед?

  • Анонимно
    6.12.2016 09:18

    Он очень гордился и ни когда не скрывал свое близкое знакомством с Басаевым и Хаттабам.
    И вот про такого человека, под этой статьей будет много комментариев, о том что это огромная утрата для всего мусульманского народа
    А под этим комментарием будет много минусов

    • Анонимно
      6.12.2016 10:15

      http://armunion.do.am/_nw/12/34017349.jpg

      Совершенно верно. Большинство местных ахальщиков просто не знают этого человека, не разобрались в его "философии" (не прочли ни одной его книги, а подчас и статьи). Им, как женщинам, достаточно просто послушать как он красиво и складно говорил (а он как никак бывший работник Института иностранных языков - после дурки его туда мама устроила), чтобы проникнуться к нему уважением.

      • Анонимно
        6.12.2016 14:55

        очень его евреи не любили ...и это видно по многим комментариям

    • Анонимно
      6.12.2016 10:58

      этим нужно гордиться ?!!!!

      • Анонимно
        6.12.2016 11:37

        Для Джемаля с его человеконенавистнической, надменной "философией", да - это было харакетрно.

  • Анонимно
    6.12.2016 09:19

    Он был интересной личностью, полезно было слушать его для саморазвития, критическому мышлению современной насквозь лживой политики

  • Анонимно
    6.12.2016 09:43

    Интересный у него интерет проект "Поистине"

  • Анонимно
    6.12.2016 10:09

    Вообще-то прародиной тюрков является не Алатау, а Алтай, первые тюрки появились именно там и оттуда пошли в свои походы. Что это за "эксперты" такие, что таких вещей не знают? Или они просто за уши приятгивают то что не имеет никакого значения?

    В отличие от большиства тех, кто писал выше я внимательно прочёл практически все его статьи, все его книги, прослушал все его лекции (на одной был лично), разобрался в первоисточниках и действительно могу судить о качестве его работ.

    Джемаль - был откровенным сторонником ваххабизма и подспудным идеологом террора против неваххабитов. Этот человек оставил зияющую дыру в будущем человечестве, которая ещё долго будет зарастать жертвами тех, кто поверит в его плохо структурированные измышления.

    • Анонимно
      6.12.2016 13:16

      Гейдар не мог быть ваххабитом, ибо исповедовал шиизм. Шиизм абсолютно враждебен ваххабизму, в Йемене и Ираке шииты и ваххабиты насмерть бьются.

    • Анонимно
      6.12.2016 14:55

      Израиль и США - оплоты террора в мире!

  • Анонимно
    6.12.2016 10:12

    Урыны жэннэттэ булсын! Ирек.

  • Анонимно
    6.12.2016 10:17

    просто радикал.......

    • Анонимно
      6.12.2016 11:25

      Пусть земля ему будет пухом... Искренне признателен сотрудникам Центра современного искусства "Смена", организовавшим встречу с навсегда уходящим за горизонт светилом Исламского небосклона.

      • Анонимно
        6.12.2016 13:17

        Земля ему "пухом" никогда не будет....
        Хотите себя успокоить?? Будь по-Вашему...

  • Джемаль обладал редкой харизмой. В аналитической программе Познера "Времена" тогда, когда он начинал говорить все притихало. Уходила болтливая и брюзжаащая суета иных экспертов. Ведь, порой, важно КАК говорить, а не ЧТО говорить! Сущность , порой , заключается не в сказанном, а в том, как это сказано! Я критиковал его на Эхо Москвы, что он не учитывает постмодернистских извращений ислама, но это не в коем случае не умаляло ценности его многих теологических работ! Тарабанить и критиковать его работы , находясь в статусе анонима проще всего! Важно то, что Джемаль писал искренне! Истинную оценку даст Время, а никание либо информационные программы "Время" или " Времена".

    • Анонимно
      6.12.2016 11:52

      Какие именно теологические работы вы прочли и что там такого занчительного обнаружили?
      Я вот что-то таких не припомню.

      • Анонимно
        6.12.2016 12:29

        Я знаком с его курсом лекций прочитанным в МГУ - "Теология современности": нагромождение демагогии, исламски стилизованного гностицизма и совершенно ничем не обоснованные измышления при анализе современности.

        • Анонимно
          6.12.2016 18:08

          /исламски стилизованного гностицизма/
          Гностицизм не надо исламски стилизовывать, он хорошо развит в шиизме, суфизме сам по себе. Гнозис ведь нужно искать, а не стилизовывать и уровень Гейдара Джемаля это конечно не стилизация.

          • Анонимно
            9.12.2016 16:13

            Где именно в шиизме гностицизм? Вы вообще знакомы с шиизмом? Что такое гностицизм знаете? Или вы просто пишите что попало?

    • Анонимно
      6.12.2016 12:39

      Цитирую коммент выше:
      "Большинство местных ахальщиков просто не знают этого человека, не разобрались в его "философии" (не прочли ни одной его книги, а подчас и статьи). Им, как женщинам, достаточно просто послушать как он красиво и складно говорил (а он как никак бывший работник Института иностранных языков - после дурки его туда мама устроила), чтобы проникнуться к нему уважением."

  • Анонимно
    6.12.2016 11:40

    Да хранит Аллах его душу!Аллаху Акбар!

  • Анонимно
    6.12.2016 12:10

    О нем много чего наговорят, хоя ни упертым радикалом ни тем более сторонником ваххабитом он не был. Пожалуй наряду с Сатановским и Шевченко являлся сейчас лучшим экспертом по той заварухе, которая творится на ближнем востоке. Могли бы высказать соболезнования и татарские ученые, он неоднократнно выступал и по татарской теме. Верулся на просторы Турана откуда пришли все тюрки, разного покроя, расцветок и оттенков. Спасио казаахам,что помогли уйти без мучений.

    • Анонимно
      6.12.2016 12:45

      Анастасия Ежова (к слову, одна из самых толковых его сторонниц) с вами не согласна:
      "Гейдар Джемаль — это идеолог политического ислама, ислама революционного, радикального, нонконформистского. Он выступает за возвращение к изначальному, чистому, аутентичному, не зараженному вирусом клерикализма исламу Пророка Мухаммада"
      http://zavtra.ru/blogs/2004-03-3072
      Да и сам Джемаль с вами не согласится:
      "Отношение к смерти — один из возможных подходов к классификации людей. Преимущество этого подхода не только в его универсальности (поскольку все люди смертны), но, в первую очередь, в его радикальности. Современная антропология как никогда нуждается в радикальных критериях, радикальных методологиях… Тем более радикальных, чем более средним и неопределенным оказывается сегодняшний «всеобщий» человек. "
      http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%94/dzhemalj-gejdar/revolyuciya-prorokov/6

      Вы его вообще читали или просто так трепетесь?

    • Анонимно
      6.12.2016 18:10

      /...с Сатановским/
      Сатановского Онищенко к психиатру послал в прямом эфире у Соловьва.

  • Анонимно
    6.12.2016 13:02

    я бы лучше коммент у Кураева хотел получить вот на эту статью
    http://www.vedomosti.ru/newsline/top/finance/news/2016/12/05/668260-vneshprombanke

  • Анонимно
    6.12.2016 13:26

    Я лично слушал по радио госол ислама выступление Гейдара Джемаля в котором он осудил ваххабизм. Назвал это ваххабисткой ересью. Но в РФ московская власть официально ваххабизм не запретила. Официального запрета на ваххабизм нет. Хотя Мусульмане РФ неоднократно обращались к властям с тем чтобы запретить ваххабизм.

    • Анонимно
      7.12.2016 15:51

      Он осудил чужой ваххабизм, приглашая всех примкнуть к его личному видению "чистого" ислама.

  • Анонимно
    6.12.2016 14:01

    Гейдар Джамаль глыба философско-политической мысли,гигант красноречия.......уникум!

  • Анонимно
    6.12.2016 14:53

    Если пытаешься манипулировать, то да, важнее КАК, а не ЧТО.

  • мотоцикл
    6.12.2016 15:40

    нам тебя будет недоставать.

  • Анонимно
    6.12.2016 15:54

    Ну и вредные эти америкосы. Так это они, судя по панским ноухау, к нам и Троцкого прислали, и концлагеря и заград отряды с пулеметами внедрили. Так, что Хусейнычу, который Барак, было с кого брать пример. ОБСУЖДАЕМ, серьезный вопрос , а пан все стебом занимается.

  • Анонимно
    6.12.2016 18:20

    Кураев как четко и точно сформулировал!

  • Анонимно
    6.12.2016 20:21

    Ну что сказать про его кончину, вечный покой ему. Наверное придет его дух в новое тело когда-нибудь. Конечно гигант мысли. Но если учесть что религия опиум для народа,то все его труды были напрасны для него самого в вечной жизни. Рай и ад придумали для того, что бы повелевать народами невежественными, как тогда и было в Аравии, да и сейчас картина не лучше.Как говорит А. Невзоров, отстали все они от цивилизации (кто в канонической религии). Ничего не создали и не создадут. Просто нужные книги нужно читать не только в детстве, но и во взрослой жизни. Что толку от книг неправильно понятых и переведенных. Одни войны и проблемы во всем мире. Да и нам досталась от людей, которых в детстве не до любили. Что приводит к догматическому пониманию религии, это вражда между родителями. Когда святое дело Аллаха-семья, было перевернуто и извращено родителями в борьбе за лидерство или в Гордыне одного или обеих родителей. Если бы семья не выдворила такого умного человека в поиски лучшего мира в небесах или еще где, то возможно мы бы получили гениального мыслителя для людей, которые ищут ответы как стать человеком при жизни, и как попасть в РАЙ при жизни. А Рай это и есть любовь между женщиной и мужчиной на земле. По сути он бы помочь людям стать хозяевами своей жизни. Без догм, но с наСТОЯЩЕЙ верой в Бога, а не в Бога на небесах!Первая позиция придает силы и мощь и ведет в настоящий Рай, рай для всех избранных.Почему все спасатели мира болеют раком? Потому что Бог дает программу человеку, что бы он при жизни выучил свои уроки (для этой жизни) и поэтому ему даются препятствия, что мы стали дваждырожденными при жизни. Конечно я прочитал гораздо меньше книг чем он, но жаль что он читал не те книги или не так понимал их. Пусть упокоится его дух. Путь его был труден и тернист и он достоин памяти....

  • Анонимно
    7.12.2016 07:25

    Так называющий себя просветитель! Не перегружайся, татары просвещёны и без самозванцев и прочих прилипал, займись более земными делами, удачи

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль