Общество 
24.12.2016

«Такого в истории еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине»

Фатих Сибагатуллин о том, каким должен быть идеальный глава района

«Пока он не накормит вверенный ему народ, он не должен кушать!» — таким видит идеального шефа районной администрации постоянный блогер «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин. Экс-глава Нурлатского района Татарстана в своем материале объясняет, почему на селе не стоит делать ставку на отличников, сколько лет можно сидеть в одном начальственном кресле и чем молодые главы похожи на армейских дембелей.

Фатих Сибагатуллин: «Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают?» Фатих Сибагатуллин: «Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают?» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОШИБКА МОЛОДЫХ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ОНИ ВЕДУТ СЕБЯ КАК ДЕМБЕЛЯ, УХОДЯЩИЕ НА ГРАЖДАНКУ»

Прежде всего глава района должен быть таким: пока он не накормит вверенный ему народ, он не должен кушать! Ошибка молодых заключается в том, что они ведут себя как дембеля, уходящие на гражданку: рассовывают по чемоданам все, что плохо лежит. На то, чтобы накормить народ, уйдет года три: изучить обстановку, подобрать кадры, наладить работу и т. д. После этого народ тебе поверит, что ты его не обманываешь. Потом глава голодным не будет.

Дальше, надо общаться с людьми на равных. Они такие же люди, как глава района. Мне, допустим, посчастливилось по учебе, хорошие люди встречались на жизненном пути. Я рос как на дрожжах. А просто многим не повезло — это важный фактор в любом деле. Не всем может везти. Учились, но не доучились, но они же старались! Стараются все, по-своему. Кому-то не везет, а кому-то улыбается удача.

Есть категории людей, которые не рождены быть начальниками или иметь высшее образование. Но они добросовестно работают на своем месте. Я никогда рядового человека — механизатора, доярку, нефтяника, строителя — не ругал, каким бы меня строгим ни называли. Есть кого ругать — это твое окружение: заместителей, помощников, главных специалистов. Но тут сам виноват, надо понимать, кого назначаешь — только по деловым качествам и желательно местного.

Тенгрианство гласит, что должен быть подбор независимо от родословной — брат, сват, шурин. Надо выбирать лучшего. Но желательно местного. Этот принцип подбора кадров сплошь и рядом нарушается. Уехал в какой-то район чиновник — тащит за собой свою команду. Вернулся — обратно их с собой забирает. Да, они ему привычны, а местные особенности они знают? Что, от этого успех большой? Нет! Не должно быть личной преданности и родственных отношений.

Дальше — срок. Глава района должен работать на одном месте примерно 10 лет, кто-то больше, кто-то меньше. Потом человека надо двигать, хотя бы по горизонтали. Он привыкает, к нему привыкают, глаз замыливается, он перестает замечать какие-то недостатки, успокаивается.

«Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен» «Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен» Фото: drogganoye.tatarstan.ru

«ОТЛИЧНИКИ — ОНИ НЕ МОИ, ОНИ ИЗ РАЙОНА УЕДУТ»

Жесткость стиля работы может быть любой, главное — ориентация на результат. У кого что лучше получается, смотря какая обстановка: некоторые люди с полуслова понимают, а некоторые просто не на своем месте находятся и с третьего раза не понимают. Таких не надо держать у себя, жалея. Иногда про меня говорили, что я часто меняю начальство. Но моя позиция такая: раз он не хочет эффективно работать, то зачем его держать?

Некоторые ведь идут в начальники за хорошей жизнью, работают не на результат. А кто-то, пока не стал начальником, был одним человекам, а стал начальником — его как будто подменили: уже мнение, интересы народа ему нипочем! Говорят же, если хочешь узнать человека, дай хотя бы самую маленькую власть над людьми.

Директор корпорации? Нет, это родная семья. Глава района — это глава семьи. Он должен быть за всех в ответе. Вот почему я говорю, что пока он всех не накормит, сам кушать не должен.

Мне трех лет хватало, чтобы нормализовать жизнь в районе. В лучший район новых глав не ставят же. Я в шести районах проработал и оставлял их в значительно лучшем положении, чем принимал. И дело не только в финансах — дело в человеческом отношении. Зарплату у нас везде вовремя дают бюджетникам, сам Рустам Минниханов держит на контроле. Ты поздоровайся по-человечески, вникни в положение жителей района. Что такое судьба учителя? Что такое школьная среда? На что обратить внимание — не только на оценки. Я не обращал внимание только на оценки. Знаете почему? Отличники — они не мои, они из района уедут. Надо смотреть, кто учится на тройки и четверки. Это твои будущие специалисты, поэтому их надо воспитывать. С ними надо выстраивать человеческие отношения, разговаривать, знать, чем они живут. Ему, может быть, не дано хорошо разбираться в математике, химии или физике, зато у него золотые руки и доброе сердце, порядочность и на мир смотрит не злыми глазами, без зависти. Именно такие люди являются движущей силой района.

Ты будешь тащить в район инвестиции, но что случится, если школа будет бастовать? Если про главу района будут говорить, что он с нами не считается? Одно другому не мешает. Прежде всего должны быть человеческие отношения.

«Сейчас за Александра Шадрикова (справа) в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех» «Сейчас за Александра Шадрикова (справа) в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех» Фото: drogganoye.tatarstan.ru

«МИНФИН ЛИШНЮЮ КОПЕЙКУ НЕ ДАСТ, ПРИХОДИЛОСЬ КРУТИТЬСЯ»

В Дрожжаное кто пойдет с инвестициями? Не сравнить его с пригородом Казани. А то, что сейчас за Александра Шадрикова в Дрожжаном народ стоит горой — такого в истории района еще не было, чтобы местные мишары и татары души не чаяли в чувашине. Вот это настоящий успех. Я работал в шести районах — и везде я сейчас желанный гость, не только в райцентре, но и в деревнях, и в каждом доме. Я желаю каждому руководителю района того же.

Инвестиции, промпарки и т. д. — это все должно идти на благо района. И в наше время инвестиции были. Например, у меня был двойной бюджет. Я каждый год в среднем открывал 32 новых предприятия. Всего за 11 лет построено 327 объектов, 30 подъемных кранов постоянно работали. Это же на благополучие района! Это же налоги. Был дотационный район, зарплату по шесть месяцев люди не получали, пенсионеры 8 месяцев пенсию не видели — такой сложный период был в середине 90-х годов. Потом пошли хорошие зарплаты нефтяникам, а у учителей низкие зарплаты. Я платил учителям и врачам 25% надбавки из доходов. Минфин лишнюю копейку не даст, приходилось крутиться. Я открываю каждый раз предприятие. Если в феврале – марте открываю, то регистрирую в середине сентября, когда уже сформировался бюджет. И с помощью такой небольшой хитрости я формировал свой бюджет в сложные времена. Но для этого надо новые предприятия создавать. Других путей превращения дотационного района в развитый нет: открывай, зарабатывай, получай высокий урожай — пожалуйста! Часть налогов району достанется.

Но тут уж глава района должен приложить усилия — найти реальные возможности, как привлечь инвесторов, убедить их прийти в район. Была одна нефтяная компания, когда я пришел в район, оставил 10! Нурлатские нефтяники добывали 920 тыс. т нефти, через год, после того как я возглавил район, они добыли уже 980 тыс. тонн. А через 10 лет, когда я оставил район, они добыли уже 2,7 млн. т в год. Есть разница?

Фатих Сибагатуллин

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (73) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
24.12.2016 09:31

«Пока он не накормит вверенный ему народ, он не должен кушать!» — таким видит идеального шефа районной администрации постоянный блогер «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин. Сомневаюсь. В жизни - «Он не накормит вверенный ему народ, пока сам не лопнет от того что скушает!».

  • Анонимно
    24.12.2016 08:45

    Наконец-то некоторые депутаты созревают, я давно говорил и писал, о том что необходимо чиновникам ротация.

  • Анонимно
    24.12.2016 09:06

    Вот что получается когда ставить профессионалов а не из удащливых.
    Щадрикову удачи

  • Анонимно
    24.12.2016 09:20

    Фатих Саубановч, а скажите пожалуйста, как эксперт и опытный человек, почему не работает институт кадрового резерва президента РТ? Последние назначения первого зама, заместителя в Минпромторг РТ или в Минстрой нового зама - бурята , другие кадровые решения - все же они идут не из числа кадрового резерва. Спрашивается, на кой черт тратим бюджетные деньги на подгттовку и формирование этого кадрового президпрезидентского резерва ?
    Для БО был бы хороший материал !

  • Анонимно
    24.12.2016 09:31

    «Пока он не накормит вверенный ему народ, он не должен кушать!» — таким видит идеального шефа районной администрации постоянный блогер «БИЗНЕС Online», депутат Госдумы Фатих Сибагатуллин. Сомневаюсь. В жизни - «Он не накормит вверенный ему народ, пока сам не лопнет от того что скушает!».

  • Анонимно
    24.12.2016 09:33

    Шадриков кто молодой дембель или старый Чувашии? Сибгатуллин все продолжает противоречит себе.

  • Анонимно
    24.12.2016 10:07

    Ассалямуалейкум! Многие бывшие начальньки, министры- в старости начинают писать книги, статьи про то как надо работать современным руководителям. Так почему же они были в руководстве- развалили все что могли, перевели в себе в собственность все что хотели. И теперь живут в роскоше и достатке.
    Занимались приисками по урожаю- зерновые до 60 ц с га, удои молока, прирост живой массы и тд. Где оно?! Ничего нет. Придумывают новые породы коров, для отчётности. Были хорошие коровы- холмогорские, чернопестрые, бестужевских и тд. Теперь их почти нет. С новой генетикой высоких удоев, появились много болезней у коров. И мы начинает пичкать корову химическими препаратами, чтоб их заглушить сиптомы болезни, но не причину.
    Так я думаю)))

  • Анонимно
    24.12.2016 10:19

    слова ЧУВАШИН нет, есть ЧУВАШ. Фатих откройте словарь, вы же книги пишите вроде

    • Анонимно
      24.12.2016 11:56

      Именно ключевое слово, пишет!

    • Анонимно
      24.12.2016 12:38

      Он писатель, а не читатель.

    • Анонимно
      24.12.2016 14:59

      //слова ЧУВАШИН нет, есть ЧУВАШ. откройте словарь//

      Ну что же, давайте откроем словари. Хотя слово "чуваш" гораздо больше распространено, но существует и слово "чувашин". Это тоже правильно.

      Этимологический онлайн-словарь русского языка

      "чува́ш род. п. -а — название тюрк. народа, потомков волжск. булгар; чувашин, чувашанин — то же (Мельников). Согласно Немету (Symb. Rozwadowski 2, 221), непосредственным источником этого чув. слова является тат. džуvаš «мирный, радушный»"
      https://vasmer.lexicography.online/%D1%87/%D1%87%D1%83%D0%B2%D0%B0%D1%88

      ЧУВАШ ИЛИ ЧУВАШИН... как правильнее?
      "Проф. Тафаев заявил: --"Чувашин" - это в духе русских языковых традиций и звучит гордо, это слово не должно подвергаться обрезанию, пусть минобр поэкспериментирует сперва на татаринах!"
      http://chuvashsky.livejournal.com/143510.html

      • Анонимно
        25.12.2016 18:37

        14-59 так и татарина нет,есть татар малае и деревень татарских нет с окончанием на ЕВО,ОВО. Был аул Норкяй,стало село Нуркеево.Был комбайнер Сабыржан,стал Сабирзянов. Все красивые татарские названия населенных пунктов,фамилии уродливо русифицировали на свой лад-все фамилии сделали на Ов,чтоб все были одинаковые как Сидоров, ПетрОВ и ИванОВ!!! Махмудов,Каримов,Юсупов и т.д.

        • Анонимно
          25.12.2016 18:52

          Совершенно верно! Лень обозначить город Элмет, как он назван татарами, нет...надо по-русский-Альметьевск. Итак везде!

          • Анонимно
            25.12.2016 19:06

            Азалак-Азалаково,ЮлТимер-Юлтимирово,Кяужяк-Кавзияково,Сарман-Сарманово и т.д. -все изуродовали! Осталось переименовать Габдуллу Тукай в Тукаева,Хасан Туфан в Туфанова,Хади Такташ в Такташова и г.Казань в Казаново,чтоб так же-как Иваново! )))

  • Анонимно
    24.12.2016 10:48

    Фатих абый, почему бы вам не зайти в БО и ответить на вопросы? Вы бы подняли свой рейтинг еще выше.(На голову выше, чем остальные депутаты ГД)

  • Анонимно
    24.12.2016 10:49

    Шадриков А.В. - это новый образ эффективного руководителя района, который не занимается приписками, а реально улучшает жизнь простого народа. Всего за три года он изменил район так, что постоянно набивавшие только свой карман местные князьки бесятся от бессилия что-то ему противопоставить. А простые люди района начинают верить власти.

    • Анонимно
      24.12.2016 14:39

      Видел пару Шадрикова А.В. во время рабочей командировки в с. Старое Дрожжаное. По виду простой человек, открытой душой.Народ Дрожжановского района очень уважает своего главу. Некоторые главы районов ходят как надутые индюки.

  • мотоцикл
    24.12.2016 10:59

    мы чуваши скоро выйдем из подполья.

    • Анонимно
      24.12.2016 11:02

      А что вы там в подполье делаете?

    • Анонимно
      24.12.2016 15:28

      Не позорь чувашей своими словами.

    • Анонимно
      25.12.2016 18:40

      10-59 а знаешь ли ты что истинные Булгары-это вовсе не татары и близко,а самые настоящие ЧУВАШИ?!

      • Анонимно
        25.12.2016 18:52

        Чуваши разве не потомки хазар, как это описано в интернете?

        • Анонимно
          25.12.2016 19:26

          18-52 после разгрома Булгара,жители ушли оттуда и осели в нынешней Чувашии так что неправы иные считающие чувашей второстепенным народом до сих пор сохранивших элементы язычества.Это потомки великих БУЛГАР,они просто название сменили.Татары-гордитесь своими великими соседями и уважайте их!

          • Анонимно
            25.12.2016 21:06

            А мы разве не уважаем вас, чуваш? Уважаем, за трудолюбие прежде всего. Не уважаю тех чуваш, кто стесняется родного языка.

  • Анонимно
    24.12.2016 11:10

    Ну еще один провокатор нашелся. Опять начали отделять мишар от татар. "мишары и татары души не чаяли ..." И сколько таких провокатор? То по религии начинают их разделять, то еще по каким то признакам. Ну никак не могут успокоятся. Б

    • Анонимно
      24.12.2016 11:23

      Он и чуваш отделил от мишар и татар почему то.

      • Анонимно
        24.12.2016 13:05

        Да, а так их можно было записать и посчитать татарами, глядишь процент татар увеличился бы.

    • Анонимно
      24.12.2016 12:25

      Совершенно верно заметили

    • Анонимно
      25.12.2016 19:36

      ничего обидного тут нет. Татары и Мишары-это совершенно разный народ,что явно видно и говору и по внешности и по характеру. Мишаре пришли к нам с берегов долекой Мешеры,осели тут и раз все живем на одной территории,название у всех нас одно татары! Но отношения так и наладились. Татарстан-это место,где по воле судьбы оказались и назвавшись татарами дружно проживают столетиями предки совершенно разных племен!

      • Анонимно
        25.12.2016 21:12

        Вау..."мишаре другое племя..." Дык...В родном ауле живут разные племена, однако мы все татары. Мижгар не хуже и не лучше меня. А я тот мишар, разговорная речь на 100 % соответствует литературному татарскому языку.

      • Анонимно
        26.12.2016 17:22

        Пора уже от родо-племенного сознания уходить, мы - большая и сильная татарская нация. Но, похоже, это кое-кому не нравится.

  • Анонимно
    24.12.2016 11:29

    Сказочник!!!!!

  • Анонимно
    24.12.2016 11:38

    Дело говорит!

  • Анонимно
    24.12.2016 12:07

    Согласна по поводу Шадрикова,прежние главы (особенно товарищ Гафуров Д.А.разорил район,нагнетал ненависть друг другу,воровал....А сейчас приятно приезжать в гости в Дрожжановский район!!Процветает.

    • Анонимно
      26.12.2016 05:02

      Да,Уважаемая, весьма похвально, что генетику чуешь... как в народе говорят, петух соседа всегда хорош..

  • Анонимно
    24.12.2016 12:11

    Про то, что "горой стоят" - сомнительно очень.

  • Анонимно
    24.12.2016 12:13

    "я платил 25% учителям и врачам надбавки.."-А КРЕСТЬЯНАМ ДАЛ?!!!--ХРЕН ДАЛ,БРОСИЛ НА ПРОИЗВОЛ СУДЬБЫ!

  • Анонимно
    24.12.2016 12:45

    Средневековые замашки " пока не накормить свой народ".
    " Накормили" уже , что он что другие - продавая земли государственные стали миллионерами долларовами ,
    Пусть работают в рамках закона и полномочиями,...

  • Анонимно
    24.12.2016 14:36

    Я
    говорю, как он получал 90 ц/га урожая из пшеницы?!!! На бумаге конечно,Нурлатовцы при нем сеяли в Самарской области,а площадь показывали своего хозяйяства и то рисовали более 59%!!! И грамоты ведь получали и звания за это!!!
    Вот какой срам за счет суверенитета оставили!!!!

    • Анонимно
      24.12.2016 15:48

      Да уж, такие люди это соль татарстанской бюрократии, ее суть.

  • Анонимно
    24.12.2016 14:41

    На Камазе тоже руководят чуваши,но особенно накормленных рабочих не заметно.Зароботная плата рабочих 14-16т.руб.

  • Анонимно
    24.12.2016 16:28

    За пределами Татарстана работает очень много эффективных татар-руководителей,но что-то не видно ,чтобы они были востребованны в республике.А об уровне этого депутата говорит сам факт разделения татар .

    • Анонимно
      24.12.2016 16:53

      В Ставрополье и Краснодарском крае некоторые сёла считаются казачьими, но из-за этого никому в голову не приходит мысль, что от этого происходит "разделение" русского народа. Казаки - ещё более русские, чем сами русские. Они веками жили под лозунгом "За православие, царя и отечество!"

      • Анонимно
        24.12.2016 19:00

        Они служили царю, отсюда и лозунг.

      • Анонимно
        25.12.2016 18:46

        16-53 Донские и все прочие казаки,-это и близко ни какие не русские,а самые настоящие отчаянные татары в свое время сбежавшие с Поволжья и осевшие в степях,это сейчас не оспаривается никем и известно даже пятикласснику. Казак от татарского слова Качак-беглец

        • Анонимно
          25.12.2016 23:04

          На Дону и в Кубани императрица ЕкатеринаII расселяла запорожских казаков, поэтому у них сохранился украинский язык.

  • Анонимно
    24.12.2016 17:04

    Не согласен с утверждением про дембелей. Скорее всего надо было говорить о развитии хватательного рефлекса у некоторых людей, причем тут дембеля.

  • Анонимно
    24.12.2016 17:05

    Я дико извиняюсь, может неправильно понял - он утверждает, что без него 10 нефтяных компаний бы не открыли? И 2,7 млн т нефти это действительно его заслуга? Он что искренне так полагает?

  • Анонимно
    24.12.2016 18:06

    Мишаре- это что за народ? Чуваши что ли?

  • Анонимно
    24.12.2016 18:09

    Назвал бы ВКТ - кто входит в ТаТаРы? Мишарин- не татарин что ли? В последнее время артисты раскол вносят тоже. Надо бы определиться, депутат тоже как артисты считает.

  • Анонимно
    24.12.2016 18:41

    В Апастово народ пригласили на 15 часов на открытие елки.Глава взял да после пикника в ресторане с работниками администрации и открыл елку в 13ч.30! 360 тысяч потраченных на корпоратив были собраны-содраны из профсоюзных фондов сельсоветов.Плевали они на народ.Люди ушли из мероприятия,которое не состоялось,оплеванными.Руководству видать нужны такие вот главы.Поэтому не надо ля-ля

  • Анонимно
    24.12.2016 18:47

    скажите что сделал для района Шадриков кроме двух дет садиков и 4 парка в одном кв км где его кирпичный заводы где масло сыр завод где стекольный завод и где Сингапур который он обешал привратить район сколько рабочих мест было создано за время его правления не какой он не новый глава а бывший зам Гафурова и стиль работы тот же приписки показуха и болтовня за время его рабты главой разорился Райпо банкротом стал ОАО Шаймурзино который был продан так называемым инвестрам из Ульяновска местным фермерам не одого гектра земли не дают по разным предлогам вот почему Ульяновцам а не местным это не понятно или у нас своих нету желаюших их полно вам не кажется что это странно

    • Анонимно
      24.12.2016 21:31

      Именно шулай! А детские садики он ли построил? Земли фермерам он выделял? Много ли он сделал за свою зарплату, служебное жилье, порш, ауди и т.п.? А индустриальный парк "Дрожжановский" он почему строит на развалинах колхоза - банкрота?

    • Анонимно
      24.12.2016 23:14

      А еще цементные заводы и теплицы на несколько сот гектаров.

    • Анонимно
      25.12.2016 08:52

      Потому, что Вы местные. У Вас взятку не попросишь. А они пришлые, если где-то и взболтнут. То, взболтнут в Ульяновске.!! Понятно?

  • Анонимно
    24.12.2016 18:59

    Мишаре это народ да будет вам известно

  • Анонимно
    24.12.2016 23:21

    Мишаре себя всегда ассацируют себя в как неотъемлемый часть татарского народа...а разделяют их вот такие" тенгрианцы".
    Товарищ Сибгатуллин свои измышлении оставьте для себя?
    Вы для нас не авторитет. Мишарин , но татарин!

  • Анонимно
    24.12.2016 23:33

    Известная уж история. В тихую навезли зерна из самарской области и давай козырять "успехами". Пригласили хлеборобов с кубани, вроде как похвастаться. Кубанцы походили, посмотрели и говорят: "чтоб столько зерна собрать, колос до земли должен быть!", повернулись и уехали.
    Как всегда инде - опозорились.

  • Анонимно
    25.12.2016 11:32

    Фатих азбый конечно много сделал для Нурлатского района!!!! Нынешний глава ( комерсант с Аксубаево) его пальца не стоит.
    Шебутной конечно был Фатих азбый, и немного тиран)))
    Но все равно желаю ему крепкого здоровья...и пусть ему никто не пишет книги. Житте Инде

  • Анонимно
    25.12.2016 11:52

    Как так? Пусть пишет! Неважно, кто писал, важно содержание.

  • Анонимно
    25.12.2016 18:30

    Мишары они и есть мишары это совсем другой народ и обычия другие просто язык похож если отделить от татар так их останется только 30%

    • Анонимно
      25.12.2016 20:16

      Попробуй подойти мишарину и сказать что он не татарин...Что слабо?..Я имею ввиду не в виртуальной ситуации.

    • Анонимно
      25.12.2016 20:18

      Это значит мишары один из хребтов татар. И точка.

  • Анонимно
    25.12.2016 18:54

    Ерунда! Мишаре те же татары! Я сама одна из них, себе и другим мозги не компостируйте!

    • Не надо дурить народ! Мишар это не нация ,а это профессия и венгерская и еврейская кровь дает себя знать! И тут Балановский прав..

  • Анонимно
    25.12.2016 22:05

    татары мишары-хватит бодаться,давайте жить дружно в родном и мирном Татарстане,все мы люди и различий между нами нет и не выдумывайте,а то...ата-та Вам по попе !!!

  • Анонимно
    26.12.2016 13:09

    Вы искренне думаете, что мишаре обособляются? Каждый из них, я в том числе, думал, что я татарин, пока не приехал в Казань. Месяца не прошло как мне неоднократно указали, что я мишарин. Очень удивлялся тогда.
    Когда появились дети отдал их в ТАТАРскую гимназию. Так нет. Там начали их шпынять за произношение. Выступают дети по телевидению, так моих в сторону. Не такое произношение. Мне пришлось забрать детей из этой татарской гимназии, дабы не выработать у них комплекс второсортности. Если по Г.Тукаю - мой и моих детей родной язык - язык матери и отца мишар. Через это язык познали мы красоту мира. И он дорог для нас.
    Сегодня татарский язык исчезает. Хотите убедиться, послушайте детей. Литературный татарский это не заказанский язык, а должен был язык всех татар (мишар, типтэр, лэхер, ногайцев и т.д.). Вот тогда мы все относились бы по другому. Мишаре очень пассионарный народ. Мы бы татарский язык точно не дали бы в обиду. А пока...

  • Анонимно
    27.12.2016 00:40

    У этого деятеля мишары и татары разные народы?

  • Анонимно
    28.12.2016 10:49

    И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
    Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.


    Тел исемен бу шигырьдә әйтмәгән бөек Тукай
    Тоярга ләззәтен аның бәлкем шуңа да уңай
    Димәгән татар теле дип, мишәр, типтәр димәгән
    Аһәңе дөрес түгел дип, теңкәләргә тимәгән.
    Әнкәм, әткәм, мишәр теле миңа әле бик кулай
    Шуларны аңлаганга да һәркайчак бөек Тукай

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль