Общество 
7.01.2017

Митрополит Феофан: «Храните веру так же, как хранят ее наши сограждане, исповедующие ислам»

Как Россия встретила Рождество-2017: Путин пил чай с рыбаками, а владыка Феофан призывал славян проснуться

По всей стране в эту ночь прошли церковные рождественские службы. Патриарх Кирилл, возглавивший богослужение в ХХС, напомнил православным о «событиях столетней давности» и предположил, что «не надо быть суперменом, чтобы почувствовать Бога». О том, как президент РФ Владимир Путин говорил с новгородскими мужиками о рыбалке, а казанский митрополит Феофан призывал хранить мир в Татарстане и по всей России, — в репортаже «БИЗНЕС Online».

. Казанский правящий архиерей опоздал с появлением на полчаса. Оказалось, в это время отвечал на вопросы встретивших его на паперти журналистов Фото: Ирина Ерохина

«СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ БОРОЛОСЬ С БОГОМ, С РЕЛИГИЕЙ — ВСЕ ЛОМАЛИ ДО ОСНОВАНИЯ!»

В Благовещенском соборе Казанского кремля торжественную рождественскую службу возглавил владыка Феофан. На подходе к кафедральной церкви полицейские внимательно осматривали сумки и пытливо интересовались — не несет ли очередной прихожанин колюще-режущих предметов. Впрочем, все делалось максимально корректно, поэтому и не вызывало раздражения у верующих. Сами же верующие, с которыми удалось поговорить корреспонденту «БИЗНЕС Online», традиционно восхищались нашим новогодним городом (если это были туристы) и желали другим крепкого здоровья и мира и межнационального согласия (если говорили татарстанцы). В тренде народных чаяний выступил и митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, много и ярко говоривший о необходимости сохранения межнационального мира и национальной идентичности. В храм, традиционно украшенный еловыми ветками, пришло не очень много народа, оказались заняты примерно три четверти помещения. Зато неожиданно много было мужчин и детей.

Как и по всей России, служба началась около 23 часов. Казанский правящий архиерей, по данным официального сайта митрополии, должен был принять в ней участие с половины двенадцатого, однако опоздал с появлением на полчаса. Выстроившиеся у дверей в ожидании владыки священники в праздничных мантиях уже начали недоуменно переглядываться, а митрополит, оказывается, в это время отвечал на вопросы встретивших его на паперти журналистов.

. Как и по всей России, служба началась около 23 часов Фото: Ирина Ерохина

«Хотелось бы, чтобы это Рождество по молитвам наших верующих принесло бы мир и согласие в наши сердца, в наши семьи и в наше общество», — подчеркнул он. Говоря же о том, что для него было бы самым дорогим подарком на Рождество, владыка ответил, что для него самый дорогой подарок — «чтобы все молились как следует». Но добавил, что он очень хочет скорейшей постройки собора Казанской иконы Божией Матери. «Надеемся, что к следующему Рождеству он у нас увенчается куполами», — предположил митрополит Феофан.

Зашла речь и о необходимости национальной идеи. И здесь владыке было что сказать. По его мнению, основа всякой национальной идеи — это патриотизм. «Но патриотизм — понятие широкое. Патриотизм — это не только любовь к земле, к своим национальным корням, но и к своим традициям... И когда эту национальную идею начинают забывать или умышленно нивелировать, тогда это бывает беда. Но у нас в России, как нигде в мире, разные этносы, разные религиозные группы научились жить в мире... И это тоже традиция, нашего народа. Я имею в виду народ в более широком смысле. Не только православных, но и все живущие в России народы. Это тоже традиция, которую надо еще более развивать», — подчеркнул казанский митрополит.

.
Фото: Ирина Ерохина

Владыка Феофан добавил, что своей главной задачей на 2017 год вместе с постройкой казанского собора считает возрождение Казанской духовной академии, ведь казанская семинария, по его словам, сейчас стоит на достаточно высоком уровне среди аналогичных российских учебных заведений. И добавил, что для него очень актуальна проблема молодежи. «Надо понять, что если мы теряем молодежь, если мы пускаем ее на самотек — живите как хотите, такая вольница необузданная, то это плохо. Нужно ни в коем случае не прокрустово ложе для молодежи, но нужны какие-то реперные точки, на что можно ориентироваться. Это тоже наша задача», — отметил он.

А для этого, по мнению собеседника журналистов, очень важно вернуться к традиционным духовным и нравственным ценностям. «Это важно и для молодежи, и для старшего поколения. К сожалению, старшее поколение боролось с Богом, с религией, с историей — все ломали до основания. А потом полстраны потеряли. Разрушили большой Советский Союз. Слава богу, Россия сохранилась, и дай Бог, чтобы мы вместе, в том числе и молодежь, хранили Россию», — уверен митрополит.

.
Фото: Ирина Ерохина

Поэтому в новом году он пожелал россиянам мира и согласия. «Потому что там, где этого нет, происходит беда. Я недавно вернулся из путешествия по Ближнему Востоку. Печально. Вместо тех мест, которые были историческим достоянием, я увидел руины. Самое главное — сохранить мир и согласие. Обращаюсь сейчас к татарстанцам: «Други мои! Остановитесь, если видите, когда кто-то толкает вас на вражду по религиозным, по национальным различиям. Ни в коем случае не только не идите сами по этому пути, а остановите другого!» — обратился к соотечественникам митрополит. По его мнению, «мир надо беречь как самое дорогое, самое ценное в нашем обществе». Поэтому пожелал, чтобы все мы независимо от наших религиозных убеждений жили бы дружно и согласно.

«В чем да поможет нам родившийся Христос», — закончил владыка свое общение с журналистами.

.
Фото: Ирина Ерохина

«ПРОСНИСЬ, СЛАВЯНИН, ПРОСНИСЬ! ВСПОМНИ, ЧТО ВЕЛИКОЙ РОССИЯ БЫЛА»

Между тем дошло дело и до самой рождественской службы с ее обязательной формулой: «Слава в высших Богу, на земле мир, в человецех благоволение» (цитата из литургии Иоанна Златоустаприм. ред.).

Лица людей, вначале совсем не по-праздничному серьезные, к этому времени разгладились, засветились улыбками. Все умиленно разглядывают пятилетнюю девочку, истово, но еще неумело крестящуюся, поднимают глаза к хору на балконе, заглядывают в открытые двери алтаря, позолоченное убранство которого отражает огоньки многочисленных свечей. Не дожидаясь приглашения, люди выстраиваются в очередь, скрестив руки на груди, — те, кто держал пост, получат сейчас причастие. По церкви наконец-то разливается праздничное настроение, которое подхватывает митрополит, обращаясь к пастве и поздравляя ее «с праздником великим Рождества Христова».

. В храм, традиционно украшенный еловыми ветками, пришло не очень много народа Фото: Ирина Ерохина

«Надежда есть, что вы, народ славянский, народ православный, будете хранить свою веру так же, как хранят свою веру наши сограждане, исповедующие ислам. Поэтому для нас стыдно будет, если мы опять свою веру презираем. Идите в храм, храните веру отцов ваших, воспитывайте детей, ибо это — наша сила. Мир возвестили ангелы в эту рождественскую ночь. И главное — надо начать с себя. Чтобы был мир в душе, чтобы совесть была чиста. А если есть пятна, то есть очень много хороших средств у церкви — это покаяние. Ибо Господь многомилостив, лишь бы мы обращались к нему», — обратился к единоверцам владыка Феофан.

Повторяя уже сказанное журналистам, он вновь вернулся к теме защиты мира. «Еще и еще раз призываю вас к одному: храните мир, храните согласие и в душе своей, и в семьях своих, и на работе. Ибо великая беда там, где раздоры, которые ведут к большей беде. К кровопролитию, разрухе и печали. Для нас в Татарстане очень важно хранить мир и согласие. Дабы видели и другие, как мы живем, и подражали бы нам», — отметил правящий архиерей.

В то же время он подчеркнул необходимость сохранения веры предков, ведь, по его словам, человек, который тверд в убеждениях, тверд в вере своих отцов, всегда пользуется любовью и уважением. А тот, кто попирает отеческую веру, отеческие законы и традиции, не имеет успеха и признания в глазах других.

«Проснись, славянин, проснись! Вспомни о Боге, вспомни, что великой Россия была, когда хранили веру. Теряли ее — теряли все. У нас должен быть заряд возрождения нравственного и духовного. С праздником всех вас, с великим праздником Рождества Христова! Пусть Господь в этот день принесет в наши семьи, в нашу страну мир и любовь, благополучие и согласие, дабы вы были примером для всех. Храни вас Господь!» — так закончил свою проповедь митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

. Не дожидаясь приглашения, люди выстраиваются в очередь, скрестив руки на груди, — те, кто держал пост, получат сейчас причастие Фото: Ирина Ерохина

«РОВНО СТО ЛЕТ ОТДЕЛЯЕТ НАС ОТ СОБЫТИЙ, РАДИКАЛЬНО ИЗМЕНИВШИХ ЖИЗНЬ РОССИИ»

В то же время в рождественскую ночь московский Храм Христа Спасителя (ХХС) по обыкновению возглавил цепочку праздничных богослужений, которые с наступлением полуночи начались во всех православных церквях страны. Трансляция из ХХС велась уже с 23:00, так что все, кого не вместил главный кафедральный храм России, могли прямо из дома наблюдать, как патриарх Кирилл вместе с ратью митрополитов и епископов приступает к великому повечерию. Звучали псалмы (4, 6, 12, 24 etc.), камеры журналистов выхватывали лица прихожан, дольше всего задерживаясь на прихожанках и отрешенно скользя мимо той ниши «особой государственной важности», где с минуты на минуту ожидали появления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с супругой Светланой. «Доколе отвращаеши лице Твое от мене?» — проникновенно пел хор. Президента Владимира Путина в храме также не было — все знали о его привычке встречать Рождество далеко за пределами Садового кольца, и лишь рассеянно гадали, в какой точке необъятного государства он явит себя на этот раз.

Впрочем, и Путину, и Медведеву в эту ночь не надлежало произносить никаких речей и вообще привлекать к себе излишнее внимание. Носители земной власти тактично отступали в тень перед рождением в мир «Царя царей», о котором без устали, начиная с Сочельника, твердил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он же дал прихожанам почувствовать, что Рождество 2017 года особое, потому что таит в себе множество смыслов.

. В рождественскую ночь московский Храм Христа Спасителя по обыкновению возглавил цепочку праздничных богослужений Фото: patriarchia.ru

«Мы вступили в 2017 год, — констатировал в своем рождественском послании святейший. — Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе».

. Все, кого не вместил главный кафедральный храм России, могли прямо из дома наблюдать, как патриарх Кирилл вместе с ратью митрополитов и епископов приступает к великому повечерию Фото: patriarchia.ru

Не назвав по имени ни «буржуазного Февраля», ни «красного Октября», не упомянув даже слова «революция», первосвятитель тем не менее вспомнил, какие колоссальные потери понесла русская церковь в той смуте столетней давности. Но эти потери были не напрасны: как полагает патриарх, именно молитвами новомучеников и исповедников РПЦ, которых чекисты на протяжении нескольких десятилетий расстреливали по подвалам и учили «социалистической законности» в лагерях ГУЛАГа, страна выстояла «в самой страшной войне из всех войн», восстановила себя и добилась «достижений, вызывающих восхищение». А с конца ХХ века началось и «воскрешение веры и благочестия в народе нашем, восстановление порушенных святынь». И даже «трудности и испытания», которых немало было за «последние десятилетия в нашей жизни», «временны, а потому и не страшны». «Опыт минувшего столетия многому нас научил и от многого должен предостеречь», — заключил патриарх Кирилл.

Когда под сводами ХХС зазвучала литургия Иоанна Златоуста, Дмитрий и Светлана Медведевы уже были на своих местахФото: government.ru

Обращаясь к пастве уже из Храма Христа Спасителя, святейший провел еще несколько исторических параллелей. Он напомнил, что когда Спаситель явился в мир, тогдашняя греко-римская цивилизация тоже переживала кризис. Все ждали «некоего обновления». «Христос пришел в мир и принес это обновление». Правда, кризисы от этого не исчезли (свидетельством чему — нынешний кризис), однако Господь дал силы их преодолевать. «Не может быть кризиса в жизни истинно верующих людей, — напутствовал патриарх Кирилл. — А если кто-то из нас впадает в уныние и поглощается этим кризисом, то, значит, вера слабая, не чувствуем Бога в своей жизни». А «для того чтобы Бога почувствовать, не нужно быть суперменом, не нужно напрягать сверхчеловеческие силы, нужно только сердечно обратить к Господу свою молитву».

Когда под сводами ХХС зазвучала литургия Иоанна Златоуста, Дмитрий и Светлана Медведевы уже были на своих местах. Сжимая в пригоршнях зажженные свечи, они сдержанно позировали телекамерам, блуждавшим по исполинскому пространству кафедрального собора. Тогда же выяснилось, куда на Рождество отправился Путин, — журналисты отыскали его в гостях у новгородских рыбаков в 5 км от Великого Новгорода.

. Журналисты отыскали Владимира Путина в гостях у новгородских рыбаков в 5 км от Великого Новгорода Фото: kremlin.ru

ВЛАДИМИР ПУТИН: «В НАСТУПИВШЕМ ГОДУ БУДЕТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ В ТОМ, КОТОРЫЙ ПРОШЕЛ»

Собственно, рыбаками были первые апостолы Христа — Андрей Первозванный и Петр («камень»). Как известно из Евангелий, Андрей и Симон-Петр рыбачили на Галилейском озере, когда проходивший по берегу Иисус призвал их стать «ловцами человеков». Что касается новгородских рыбаков, то они еще со времен вечевой республики рыбачили на здешнем озере Ильмень. Здесь с ними и познакомились в сентябре 2016 года Путин и Медведев: осмотрели баркасы и 25-метровые сети, отведали ухи и поговорили за жизнь. Не исключено, что решение встречать на новгородчине Рождество Путин принял тогда же.

Дело в том, что в истоке реки Волхов, вытекающей как раз из Ильменя, стоит древний Свято-Юрьев монастырь XI века, по преданию основанный Ярославом Мудрым (сыном князя Владимира, блокбастер о котором под названием «Викинг» идет сейчас во всех кинозалах страны). Сюда и направил свои стопы глава государства, заодно призвав на рождественскую службу новгородских рыбаков. На фото и видео, сделанных в ночь на 7 января в монастыре, хорошо видно, как облаченный в теплый с меховым воротником джемпер (мороз на улице в это время достигал минус 24 градусов) Путин стоит в окружении радостно смущенных рыболовов, среди которых кое-где угадываются суровые лица секьюрити.

Стоит отметить, что в пределах Москвы Путин встречал Рождество лишь в самом начале своего президентского правления: в 2000 и 2001 годах. Впоследствии он взял за традицию проводить рождественскую ночь в самых неожиданных местах. К примеру, в 2006 году Путин в 50-градусный мороз отстоял праздничную службу в одной из церквей Якутска. В другие годы он навещал храмы родного Санкт-Петербурга и близкой к нему Карелии, бывал в Сочи, Великом Устюге и Костромской области. Предыдущее Рождество 2016 года президент РФ отмечал в селе Тургиново Тверской области, где похоронена его бабушка и где в 1911 году в Покровском храме были крещены его родители.

. Торжественного хода службы появление национального лидера не нарушило Фото: kremlin.ru

Если же возвращаться к сегодняшней ночи, то торжественного хода службы появление национального лидера не нарушило: в монастырских стенах, так же как и по всей России, отслужили повечерию, утреню и златоустовскую литургию. После этого Путин и рыбаки уединились в трапезной, где в присутствии священнослужителей повели нехитрый мужской разговор о рыбалке. Новгородцы пожаловались президенту, что улов 2016 года оказался меньше, чем рассчитывали, потому что Ильмень рано покрылся льдом. «Уверен, в наступившем году будет лучше, чем в том, который прошел», — утешил мужиков Путин, и было не совсем ясно, говорит ли он об улове или о ситуации в целом. Однако глава государства по обыкновению мыслил геополитически: он заверил новгородцев, что без народной поддержки «не может быть никаких успехов», а потом разродился предложением, от которого трудно было отказаться. «Теперь что, будем готовиться к весенней рыбалке?» — риторически вопросил президент, и мужики с готовностью закивали: а как же, будем!

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (144) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
7.01.2017 11:52

это тихий ужас ...... в нищающей стране с уничтоженным социальным государством , утопающие в роскоши клерикалы просят нищих старушек подать им на строительство очередного храма

  • Анонимно
    7.01.2017 11:52

    это тихий ужас ...... в нищающей стране с уничтоженным социальным государством , утопающие в роскоши клерикалы просят нищих старушек подать им на строительство очередного храма

    • Анонимно
      7.01.2017 16:07

      Да, общественное мнение поворачивают против атеистов, получается, что лучше верить в сказки, чем иметь материалистический взгляд на мир. На фоне религиозного шабаша атеистам не уютно.

      • Анонимно
        7.01.2017 22:10

        Не только чистым атеистам, но и агностикам, людям исповедающим не одну из "традиционных" религий (язычников вообще пытаются показыть едва ли не отбросами и преступниками), да и вообще всем здравомыслящим материалистам.

    • Анонимно
      7.01.2017 22:57

      На деньги нищих старушек храмы не строили и до 1917 г. и сейчас. Государство - главный спонсор и вдохновитель "духовного" возрождения.

  • Анонимно
    7.01.2017 11:57

    С праздником Рождества!
    Здоровья, мира, благополучия.

  • Анонимно
    7.01.2017 12:04

    Хотелось бы напомнить, что у нас, по Конституции, светская страна. И принуждать исповедовать любую религию никто не должен. К сожалению, у нас идёт массированная информационная атака, и все мы видит, в каком направлении.

  • Анонимно
    7.01.2017 12:04

    Хорошо сказано:

    "«Надежда есть, что вы, народ славянский, народ православный, будете хранить свою веру так же, как хранят свою веру наши сограждане, исповедующие ислам. Поэтому для нас стыдно будет, если мы опять свою веру презираем. Идите в храм, храните веру отцов ваших, воспитывайте детей, ибо это — наша сила".
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333786

    Но православные - это не только славяне, русские, греки, но и другие этносы, в том числе и татары, евреи, арабы и др.
    А если они были в это время в храме?
    Да и мусульмане чтят пророка Ису (Иисусв Христа).
    Или только одни "славяне" предали веру свою?

    С Великим Праздником Рождества Христова, православные!

    • Анонимно
      7.01.2017 14:16

      Ты не можеш считать себя мусульманином если не признаеш Тору , Библию и всех пророков живших до Мухамеда.
      Религия опиум для народа, но когда государству становится плохо оно обращается к опиуму, помните в годы ВОВ тоже обратились богу и религиозным деятелям . Селяви ...

      • Анонимно
        7.01.2017 15:05

        Это кто, простите, в годы 2 мировой обратился к богу? Государство? Не было такого. В народе да, было, народ брал образы, молился. Но не государство. Кроме баек и легенд нет ни одного документа, подтверждающего что государство изменило свое отношение. И это безбожничество не помешало выиграть войну.

        • Анонимно
          7.01.2017 16:35

          так верный ученик сталин был из семинарии))

        • Анонимно
          8.01.2017 01:33

          Сталин вернул в оборот религиозные обороты речи. Вернул имена царских полководцев Суворова, Кутузова и Святого Александра Невского Очень хорошо, что он закончил когда-то Семинарию, а не Гимназию.

        • Анонимно
          8.01.2017 16:16

          С образом Казанской Богородицы на самолете облетали Москву, когда боялись Москву немцам уступить, на свои силы не надеялись. Так что еще как обращались к религии, потому и победили. Кстати многие военачальники были верующие.

          • Азат Д
            8.01.2017 16:58


            И что?
            А у немцев на бляхах ремней, было выбито - "С нами бог".
            И потерпели поражение.

          • Анонимно
            8.01.2017 17:08

            это миф. ни одного документального подтверждения нет.

          • Анонимно
            8.01.2017 17:20

            Это выдумка, которая была придумана уже после развала СССР и транслируется теперь по некоторым каналам для обеления большевистского руководства.

      • Анонимно
        7.01.2017 16:25

        Шли в атаку со словами: "За Родину! За Сталина! Считайте меня коммунистом!" А никак не с именем Христа или Аллаха. А государство к опиуму обращается, когда людям плохо, а никак не государству.

        • Анонимно
          7.01.2017 16:58

          Не обобщайте. Кто то за родину, кто-то за семью, кто-то за страну, кто-то с иконкой в кармане и крестом на шее. Не знаю ни одного ветерана кто за Сталина шел. Всех кого знал из ветеранов (это более 10 человек) Сталина не любили.

          • Анонимно
            7.01.2017 22:13

            Молодой Вы ещё, раз только 10 ветеранов знаете. Отношение к Сталину у фронтовиков, да и у тыловиков, в 70-80-х было весьма положительным. В 90-х, на волне свергания всего и вся, многие меняли свою точку зрения. Но и ветеранов всё меньше и меньше оставалось. Причём я не сталинист совершенно, и не одобряю его политики, но то, что было - не отнять. И искренние слёзы людей в 53-ем.

            • Анонимно
              7.01.2017 22:47

              Еще бы, когда десятки лет никто ничего не знал. Это только потом стали открываться масштабы его "деятельности". А многое до сих пор засекречено.

              • Анонимно
                7.01.2017 23:53

                кто скрывал?

                в учебниках истории про войну много писали - это вам глаза открыли всякие аферисты и русофобы типа бзежинского у которого мама сша а папа - доллар

            • Анонимно
              7.01.2017 23:17

              Пусть теперь съездят на полигон в Коммунарку, или на Бутовский. Поплачут над десятками тысяч расстрелянных и свезенных туда людей, закопанных как мусор.

              • Анонимно
                8.01.2017 13:46

                а где закопаны 25 млн жертв либеральной перестройки ... на огромной территории от тихого океана до балтийского моря а не на одном полигоне

                • Анонимно
                  8.01.2017 17:12

                  Еще посчитай всех умерших за все время. Их не расстреливали, но они умерли от тех же коммунистов. Вернее сказать, от последствий их правления, когда ошибочная плановая экономика потерпела полное крушение и им не нашлось места во время перехода в гибридную экономическую модель. Это именно следствие правления коммунистов-большевиков, выбравших неправильную модель развития.

                  • Анонимно
                    8.01.2017 18:43

                    Японцы взяли на вооружение плановую экономику, нашу систему образования, наши неиспользованные изобретения - и нормально всё!

                  • Анонимно
                    8.01.2017 22:06

                    Дело не в плановой экономике.

                • Анонимно
                  8.01.2017 17:23

                  Никакой либеральной перестройки не было. Те же коммунисты присвоили себе страну и поделили. А шаг этот был следствием деградации и невозможности дальнейшего существования плановой экономики. Вот и все. СССР рухнул из-за того что план больше не мог существовать в новых реалиях. А вы все верите в мертвечину... Вот Китай смог это понять и медленно перестроится в полный капитализм. А СССР не мог из-за негибкости и тотальности мышления.

                  • Анонимно
                    8.01.2017 22:07

                    Дешёвая нефть+гонка вооружений+Олимпиада-80-Фестиваль Молодёжи и Студентов+желание региональных "царьков" почувствовать себя "царями".

        • Анонимно
          7.01.2017 17:11

          За родину, за близких, за свое будущее, но не за Сталина. Не надо подменять человеческие судьбы агитпропом. У нас и сейчас печатают на сирийских боеголовках "За Сталина". Политруки. Присланные из Москвы. Для телекартинки. Ничего не изменилось. Мои предки за Сталина не воевали, а за свою землю воевали. И есть пострадавшие от него соверщенно незаконно.

          • Анонимно
            7.01.2017 23:31

            У меня был сосед, прошёл всю войну, так вот он при просмотре сцен в художественных фильмах советского периода, где поднимались в атаку с криками "за Родину, за Сталина!", всегда плевал, вставал и уходил.

          • Анонимно
            8.01.2017 09:00

            я ветеранов знал с начала 60х гг. Так по их словам в атаку поднимались с матерными словами, никакого сталина, родины, родных и т.п. Представь себя на их месте, идя на верную смерть что бы ты орал?

        • Анонимно
          7.01.2017 17:14

          Не за Джугу они шли. А за свое будущее и будущее близких людей.

          • Анонимно
            7.01.2017 20:01

            Учите историю мировых религий, учите историю своих народов, именно знание хоть какой-то правды спасет нас от войн и недоразумений имеющих место в истории.

          • Анонимно
            7.01.2017 23:55

            обычная либерастическая подмена понятий ..конечно шли за родину ..но кто их сплотил в борьбе против самой сильной армии мира на тот момент ...

            почему же вся европа не шла в бой за родину ... а просто сдавались хотя силы у тех же франции и польши были сопоставимы

            • Азат Д
              8.01.2017 10:37


              У СССР армия была сильнее, а отступала до Москвы и Волги, дальше чем Франция и Польша.

            • Анонимно
              8.01.2017 12:38

              За первые месяцы войны 3 миллиона советских солдат сдались в плен, думали, идет освобождение от большевиков, от колхозов, от репрессий. Но фашисты оказались не лучше большевиков.

              • Азат Д
                8.01.2017 17:06


                И какой вывод из этого?
                Что фашисты не лучше большевиков?

                • Анонимно
                  9.01.2017 07:21

                  А вывод такой: повезло побежденным Германии и Японии, американцы принесли им освобождение от тоталитарных режимов и возможность строить демократию. Не повезло советскому народу, в результате победы СССР тоталитарный режим Сталина только укрепился и еще больше стал угнетать подвластное население.

        • Анонимно
          7.01.2017 17:48

          Это вам по телевизору сказали или в газетах прочитали? У меня в семье никто из ветеранов за Сталина не шел.

          • Анонимно
            7.01.2017 22:14

            Вы прицепились только к имени Сталина. Речь шла о том, что народ защищал свою Родину, и шёл на смерть отнюдь не с именем Христа.

            • Анонимно
              7.01.2017 22:46

              Крестики и иконки у многих были. Конечно не с именем Христа, но и не с именем Сталина тем более.

              • Анонимно
                8.01.2017 09:31

                Это Вам 10 знакомых ветеранов сказали? Чтобы вот так заявлять: "Были у многих", надо иметь факты. А их у Вас нет. Пропаганда в разное время могла искажать факты в ту или другую сторону. Это сильный психологический приём сказать, что "многие", но когда это ничем не подкреплено - извините!

          • Анонимно
            7.01.2017 23:57

            а у меня наоборот все родственники шли в бой за родину ..за сталина ... и на линейках пионерских много ветеранов приходило ..а эти люди прошли огонь и воду и никого не боялись и нам пионерам рассказывли что тогда родиной руководил Великий Сталин

            • Азат Д
              8.01.2017 10:41


              Кто на линейки ходил, те в основном штабисты и тыловики, они по вылазили, когда реальные бойцы массово от ран и лишений по умирали. Пехотинцы, двух атак не переживали. При атаке, от батальона(примерно 500 чел) человек 10 на ногах оставалось, по рассказам тех же ветеранов.




              • Анонимно
                8.01.2017 13:51

                то есть вы хотите сказать нынешние ветераны одни тыловики ... просто позор что такие люди как вы которые кроме компьютерной мыши в своей жизни больше ничего не видели пытаетесь умничать и оценивать настоящих героев

                • Анонимно
                  8.01.2017 18:46

                  Самые молодые ветераны 26-27 г.р., им сейчас по 90. И то они застали только окончание войны. 27 г.р. вообще многих повезли на фронт, не довезли, 9 Мая, развернули на Японию, и туда не успели. Потом, правда, они служили подолгу.

                  • Анонимно
                    9.01.2017 14:25

                    18 46.Как они не воевали??Они себе в грудь бьют .мы ветераны.Квартиру за квартирой требуют.А детей войны государство .частности мою мать 1936 г рождения знать не знают.Дед ушел на войну 25 июня 41 года ДОБРОВОЛЬЦЕМ .Без вести пропал в 41 году в лесах Белоруссии.Вот эти 41-42 года солдаты по сути спасли страну от фашистов.А не те кого призвали в 45 году .Мать говорит .хотя бы вспомнили наших отцов.Вот таким детям войны обидно .за что их отцы свои головы положили на поле войны.Отец погиб .голод .разруха.образование никакой .Работать надо с детства. И некому сказать им :Спасибо Отцу Вашему За НАШУ Победу.

              • Анонимно
                9.01.2017 14:05

                Пехотинцы, двух атак не переживали. При атаке, от батальона(примерно 500 чел) человек 10 на ногах оставалось, по рассказам тех же ветеранов.
                Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333786?utm_source=discussable-box Особенно . таким образом побеждал прославленный маршал победы Жуков Г К .Свои операции проводил не умением .не мастерством.А бросал в атаку эшелоны солдат.

            • Анонимно
              8.01.2017 18:46

              В 70-80-е, когда я учился много приходило реальных ветеранов.

    • Анонимно
      7.01.2017 14:57

      Предал веру бесчисленных поколений предков - как раз таки "святой" Владимир. У Русов свои Боги (великие предки). Молясь еврейскому "племенному" богу - мы отдаём свою энергию еврейскому эгрегор. Результат - налицо. Во времена древнего Рима никто не считал евреев особо талантливыми, в том числе в бизнесе. Сейчас же ... - против правды не пойдёшь, при всех НО (и фейковых талантов, особенно в телевизоре) - реально талантливых и успешных евреев очень много! Так, что славяне и тюрки - задумайтесь. И Род и Тенгре - должны быть вам ближе и Роднее!!!!

      • Анонимно
        7.01.2017 17:02

        Может еще в пещерах жить предложите? Русская нация сформировалась под воздействием культуры христианства, а татарская благодаря Исламу. Это наши этнические коды, нет в нас уже давно ничего языческого! Хвала Всевышнему.

        • Азат Д
          8.01.2017 10:42


          Так когда в православие принимали, не в пещерах жили, Киев был большим европейским городом, и той же Византии хвост крутили.

      • Анонимно
        8.01.2017 20:43

        Молясь еврейскому "племенному" богу - мы отдаём свою энергию еврейскому эгрегор.
        -------------------------------------------
        интересная идея, имеет место быть..

    • Анонимно
      7.01.2017 21:54

      финно-угры в основном православные

    • Анонимно
      7.01.2017 22:05

      Непонятно минусование. А ведь подмечено верно. Чуваши, крещенные татары и др. второсортны?

  • Анонимно
    7.01.2017 12:07

    "Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России — великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны..." - это личное мнение. Моё личное мнение - это самые лучшие даты для нашей страны в XX веке: 9 мая и 7 ноября...

    • Анонимно
      7.01.2017 15:09

      Все смешалось в доме Облонских... 9 мая никак не умаляет и не отмывает зверств коммунистов-большевиков. Система, которая существовала 70 лет, доказала свою неэффективность на всей планете и ушла в небытие, включая Китай, который плавно, постепенно и умно полностью перешел в капитализм.

    • Анонимно
      7.01.2017 15:18

      7 ноября не лучшая дата. На костях счастья не построишь, что и подтвердилось историей полностью.

      • Анонимно
        7.01.2017 16:26

        Не знаю, кем бы сейчас были, если не 7 ноября. Холопом? Или Вы из столбовых дворян?

        • Анонимно
          7.01.2017 17:19

          Может были бы процветающим обществом, без крови и запретами на частную собственность, предпринимательство, раскрестьянивания, голодов и т.д. Пришли бы к уровню Скандинавии давно.

          • Азат Д
            7.01.2017 19:26


            Была Скандинавия в составе России, причём учтите, не при большевиках. И жили так, что теперь для них праздник, 6 декабря, когда от России отделились.



          • Анонимно
            8.01.2017 13:54

            почему скандинавии а не скажеим эстонии или румынии

            и вообще скандинавия появилась то только благодаря тому что мировой капитализм изменился благодаря ВОСР..огромные изменения произошли в отношении средств производства и отношения к пролетариату

        • Азат Д
          8.01.2017 10:44


          7 ноября, была погублена большевиками демократия в России, на волне которой они пришли к власти.

      • Анонимно
        7.01.2017 16:29

        кстати ,а почему рождество так и не сошлось в датах разных христиан?)).А самое интересное--КОГДА ПРИЗНАЮТ МУСУЛЬМАНЕ РОЖДЕНИЕ Исы?!!

        • Анонимно
          7.01.2017 17:19

          Вы читайте Коран, и поймете, Что Гайса пророк уважаемый человек для мусульман.

          • Анонимно
            8.01.2017 12:28

            так его дата рождения совпадает григориаскому или юлианскому календарю?))

            • Анонимно
              8.01.2017 20:56

              мусульмане просто признают Пророка Ису, а точные факты рождения и многое другое это к самим христианам.. или надо обратиться к астрономам, там же были какие то признаки небесные, появление звезды и т.д. по ним наверно точно можно подсчитать когда он родился, а так бытует мнение что дата рождения Иисуса не совпадает не только по дням а по годам даже

        • М.К.
          8.01.2017 12:45

          1. Вообще-то, абсолютно ВСЕ христиане считают датой рождения Иисуса 25 декабря, непонятно, о чём Вы говорите.

          2. Мусульмане всегда признавали и признают рождение 'Айсы.

  • Анонимно
    7.01.2017 12:10

    "...сохранения межнационального мира и национальной идентичности..." - в какой-то степени, это противоречие. Мир будет, когда мы не будем делить людей по национальным и религиозным признакам. У нас в Татарстане не было в 90-х, как в Чечне, именно потому, что очень много межнациональных браков, и не было сильно выраженной национальной идентичности. И религия была слаба.

  • Анонимно
    7.01.2017 12:20

    С Рождеством Вас,православные !

  • Анонимно
    7.01.2017 12:31

    Религия опиум для народа. Сейчас этим опиумом пытаются накачать сильнее

    • Анонимно
      7.01.2017 13:33

      Вообще чтобы из ушей полезло. Я вообще не комментирую внешнюю политику, страны, внутреннюю, хоть и не согласен со многим. Надеюсь на лучшее. Но с клерикализацией России категорически не согласен!

  • Анонимно
    7.01.2017 12:55

    Убивает эта религиозность повальная, крестики, иконки, тьфу. Жили же как люди, искусство было, искания, сомнения, а теперь догма с использованием ближневосточных мифологических сюжетов. Смешно, грустно, страшно.

  • Анонимно
    7.01.2017 13:31

    Мда... Есть о чем задуматься. Мозги людей обрабатываются со всех сторон.

  • Анонимно
    7.01.2017 13:32

    Религию превратили в доходный бизнес. утопающих в роскоши клерикалов.

  • Анонимно
    7.01.2017 13:46

    Религию политизировали до безобразия и это отталкивает от нее людей.

    • Анонимно
      7.01.2017 22:02

      так православие всегда было главным инструментом этой империи, без поддержки государства оно сдуется

  • Анонимно
    7.01.2017 14:01

    Молодец здорово про ислам сказал аж гордость берет

  • Анонимно
    7.01.2017 14:24

    Никто никуда насильно не тянет. Вера- это только твое и Бога.С Великим Праздеиком всех верующих! Добрых мыслей и добрых дел!

  • Анонимно
    7.01.2017 14:50

    Несмотря ни на что, с Рождеством! Идите в Храм, там хорошо!

    • Анонимно
      8.01.2017 22:11

      Идите, если Вам там хорошо. А мы не пойдём. Разрешаете?

  • Анонимно
    7.01.2017 15:26

    Все бы хорошо, и поучения, и менторство церковников можно было бы пропустить мимо ушей и глаз... Если бы народ не знал как живут многие попы, владыки, а особенно архиереи. В каких дворцах, в каких условиях... И когда они нас учат аскезе, когда берут у нищих старух последние деньги... Это все выглядит дико. Еще страшнее становится, когда понимаешь, что было бы, если у нас не было Конституции. Если уж с ней принимают эти дичайшие законы о защите чувств, под знаменами которых людей отправляют в тюрьмы за высказывания... То дай волю церковникам, давно бы запретили и интернет, и страну бы закрыли. Чтоб не повадно было смотреть как там на разлагающемся Западе граждане живут. По их мнению давать свободу нашим гражданам нельзя. Это говорят сами попы в приватных разговорах. Слава нашей Конституции и светскому характеру страны! Верующих по-настоящему - с праздником! Слава богу, многие еще разделяют веру в Бога и в золотого тельца.

    • Анонимно
      7.01.2017 16:29

      Чаплин вообще в интервью сказал, что христиане должны быть рабами и не иметь своего мнения.

      • Анонимно
        7.01.2017 18:31

        Давай ссылку, или балабол!

        • Анонимно
          7.01.2017 22:19

          Оригинал статьи: http://www.blagogon.ru/digest/737/#_ftn1
          И это А. Чаплин. Который В. Чаплин ещё хлеще говорит.

  • Анонимно
    7.01.2017 15:31

    Всегда удивляло, почему в православных храмах нельзя поставить скамейки для людей... Откуда это невнимание к людям. И что мешает провести реформацию и изменить правила? Особенно учитывая, что большинство прихожан сейчас - пожилые люди. Но нет, стойте и все

    • Анонимно
      7.01.2017 16:53

      Вы были в православном храме? Уверен, что нет. Иначе бы скамейки видели, которые стоят по бокам для немощных и больных.

      • Анонимно
        7.01.2017 17:49

        Вот именно, для немощных и больных. А не для всех прихожан.

        • Анонимно
          7.01.2017 20:57

          а с чего ты, любезный, взял, что скамьи должны быть для всех прихожан??

          • Анонимно
            7.01.2017 21:21

            Вот то то и оно, что не будет этого никогда. РПЦ меняться не будет.

            • Анонимно
              7.01.2017 23:06

              А какие из религий меняются? Давай-ка, дружок, с примерами!

              • Азат Д
                8.01.2017 10:49


                В христианстве появились протестанты, у которых между богом и человеком не кого нет. И эти страны, где протестанты, процветающие, как Германия Англия, в отличие от католической Испании с Португалией.

                • Анонимно
                  8.01.2017 18:53

                  Есть чёткая взаимосвязь: протестантские страны, где, по мнению церкви, чтобы стать ближе к богу, надо работать - богатые. Католические - беднее. И православные - самые бедные. Потому что "рабы божьи", что "будет угодно богу" и т.д.

    • Анонимно
      7.01.2017 17:07

      Не лгите! Скамейки есть в каждом храме!!! Как сказал один воцерковленный человек - лучше сидя думать о боге, чем стоя о ногах.

      • Анонимно
        7.01.2017 17:45

        Не врите сами. Эти скамейки для "болящих", а не для всех прихожан. Никакой системы, когда в каждом храме стоят рядами скамьи для всех прихожан, как в католичестве или лютеранстве, нет.

        • Анонимно
          7.01.2017 17:51

          Так это подтверждает, что о людях у нас никогда не думали.

        • Анонимно
          7.01.2017 17:56

          Вы нормальный, вообще? Да, скамейки только для немощных и больных. Остальным стоять, ещё посты нужно соблюдать. И что? Это вера, традиции! В мечетях, у Вас, почему мягкие маты на полу не лежат? Почему женщины отдельно? - Никто подобные, глупые вопросившей задают Вам, потому что это неуместно и глупо!

          • Анонимно
            7.01.2017 19:23

            Если для того чтоб верить нужно стоять, то что еще говорить. А поддержать реформации для пользы людей не хотите?

        • Анонимно
          7.01.2017 18:16

          Так вы определитесь - вам посидеть или помолиться? Не один священник не упрекнет севшего на скамью во время проповеди.
          А если только посидеть, то в кирху или костел.

          • Анонимно
            7.01.2017 19:22

            Вот в кирхе и костеле как раз сидя молятся, слушают прововедь, вдумываются в смысл, а не думают как выстоять быстрее.

          • Анонимно
            7.01.2017 19:25

            Где в Благовещенском соборе скамьи?

    • Анонимно
      7.01.2017 17:23

      Отличия мировоззренческо-исторические. в католицизме и протестантизме люди ходят на проповедь, общение, а у нас на службы. Издавна в храмы заводили малообразованных крестьян, причем в большом количестве, и те стояли плечо в плечо, не понимая хода службы и смысла. Так все и осталось.

    • Анонимно
      7.01.2017 17:25

      Стояние - покроство, своего рода наказание. РПЦ никогда не сделает реформу в пользу граждан, хотя бы в пику католикам и протестантам.

    • Анонимно
      7.01.2017 19:39

      креститься , а затем кланяться Богу как -то не удобно, сидя на скамейке. головой о спину впередисидящего прихожанина будешь упираться , а то и в спинку скамейки) кроме этого люди в храме подходят к разным иконам по-очереди ,свечи ставят. иконы обычно расположены по периметру церкви, надо к батюшке подходить целоваться, к храмовой иконе и т.п., в зависимости от праздника. у у баптистов люди танцуют и поют в храме. у католиков все сидят на скамейке и просто молятся, не клонясь. в исламе все стоят на коленях и кланяться-тоже удобно. но надо ноги мыть перед этим, чтобы неприятно не пахло от впереди сидящих товарищей. такие правила. выбирай на вкус и не парься.)

    • Анонимно
      8.01.2017 08:04

      Да да ещё нет электронной очереди на входе и банкомата электронного правительства, чтоб каждый входящий не имел долгов.

  • Анонимно
    7.01.2017 15:50

    Вопросы без ответа, которые не опубликуют в СМИ: почему не вскрыывали тыс Всеволода наместника раифского монастыря?

  • Анонимно
    7.01.2017 16:38

    Многие заметили, что в Кремле над проездом Шейнкмана (главная аллея Кремля) повешены синие гирлянды. Так вот самые большие и центральные звезды в этих гирляндах... перевернуты в знак Сатаны. На фото в галерее хорошо видно. Интересно, это специально сделано?

    • Анонимно
      8.01.2017 12:33

      так у нас военные с такими звездами ходят-один более сатанее,другой менее сатанее))

    • Анонимно
      8.01.2017 18:53

      Вы верите в эти всякие символы?

  • Анонимно
    7.01.2017 18:31

    А меня всегда удивляло даже не отсутствие скамеек для всех верущих, а в принципе отсутствие проповеди как таковой в храмах. Церковники служат службы сами по себе, люди стоят отдельно сами по себе, совершенно не понимая что поют и произносят на церковно-славянском служители. Нет никакой связи и взаимодействия между прихожанами и слцжителями культа. В лучшем случае, священники произносят после службы несколько предложений, поздравят с тем или иным праздником, и все, расходимся. Принесли денюжку, купили свечи, заказали требы, и расходимся! Нет общения, никто не рассказывает смысл и суть каждого праздника, не отвечают на вопросы, не толкуют. Поэтому и скамей нет, и кафедры. У лютеран и католиков слуюжбы идут в полном взаимодействии прихожан и служителей, идет обсуждение Библии, ветхого, Нового завета, сути молитв, песнопений. Отвечают на вопросы. После служб чаепития, теплое общение с ПРИХОЖАНАМИ а не церковников между собой. Вот и отношение и власти к гражданам, и церкви к пастве. Всегда так было, есть и будет наверное.

    • Анонимно
      7.01.2017 19:47

      Совсем одурели чтоли, я не верующий, но уважаю любую религию, если не понятно подойдите к священнику,они всегда всё расскажут, совсем без мозгов чьоли поаздник великий с праздником

      • Анонимно
        7.01.2017 21:31

        Где Вы увидели неуважение? Все правильно написано.

      • Анонимно
        7.01.2017 21:45

        Кто одурел то? Тут нет неуважения, просто констатация. РПЦ надо меняться, обращаться ближе к людям. Меняться тоже вместе со временем.

      • Анонимно
        7.01.2017 22:24

        Нет, не так. Я не верующий, и уважаю право каждого человека иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких. Только чтобы это не нарушало Конституцию, УК, АК и т.д.

        • Анонимно
          7.01.2017 23:07

          И? А иметь нерелигиозные убеждения у нас запрещено? А критиковать и обличать имеющиеся минусы и перекосы?

          • Анонимно
            8.01.2017 18:54

            Я написал: "иметь любые религиозные убеждения или не иметь никаких". И каждый должен уважать это право.

    • Анонимно
      7.01.2017 19:54

      ничего не мешает вам стать католиком. в казани и костел для этого есть.

    • Анонимно
      7.01.2017 20:14

      Я наверное в других храмах бываю. Никто и никогда не запрещает после службы со священником общаться. Да и не зря вера наша ортодоксальная, которая к нам от наших предков пришла в почти неизменном виде, в отличии от католиков, лютеран и прочих конфессий. Да и прочтите о том, сколько храмов там закрывается, и сколько открывается у нас. В общем Бог вам судья.

      • Анонимно
        7.01.2017 22:25

        Пётр не изменил веру разве? А вообще у славян исконная вера другая. Которой тысячи лет.

      • Анонимно
        9.01.2017 15:43

        Вообще-то, на Русь пришла греческая версия христианства, которое называлось "Правоверным". Затем оно было изменено Никоном на новый лад и стало называться "Православным". РПЦ стала синодальной - то есть стала институтом власти наравне с министерствами. Священники получали зарплату из Казны (Бюджета), а не только от подаяний, как они пытаются представить всем сейчас. И сейчас религиозные деятели всеми силами пытаются вернуть себе утраченные позиции и занять места во власти и у кормушки. Татарстан - яркий пример этого, кстати. Тут все молятся за спасение людских душ, сидя в белых джипах и посещая хаджи за бюджетные деньги.

    • Анонимно
      8.01.2017 21:22

      Правильно сказал митрополит Феофан-надо учиться у мусульман. Зайдешь в мечеть Кул -Шариф-охрана приветливо улыбается, зайдешь в Благовещенский собор-молодые угрюмые охранники грубо выгоняют людей, на моих глазах православным девочкам 12-13 лет даже свечи не разрешили купить и поставить, хотя они себя вели тихо-тихо.... Все зависит от прихоти охранников. При Анастасии такого не было.

  • Азат Д
    7.01.2017 19:38


    Пара бы уже, при принятии законов, что бы, религиозные деятели тоже свою визу ставили.
    Мы же не бездуховный Запад.



  • Анонимно
    7.01.2017 19:43

    в нашем храме всегда после службы идет проповедь батюшки.

  • Анонимно
    7.01.2017 21:01

    Сколько последователей секты воинствующих безбожников Е.Ярославского...

    Вроде все просто - не веришь в Яхве, Б-га, Аллаха, ну и не верь, твое личное дело.
    Так нет - надо всем верующим насадить, внушить свое неверие.

    Ярославские-Губельманы - отстаньте от верующих, они Вас не трогают и не заставляют верит!
    Почему же Вы заставляете их не верить?

    • Анонимно
      8.01.2017 01:02

      Никто Вас не заставляет не верить. А противодействие идёт от того, что религию уже готовы впихнуть в каждый утюг, в каждую школу! Не лезьте в светскую жизнь, пожалуйста! И тогда мы даже и думать не будем, есть какая-то религия или нет. Дайте каждому человеку решить, на какой концерт он пойдёт, какую музыку будет слушать, какой фильм или спектакль смотреть, какую выставку посетить.

  • Анонимно
    7.01.2017 21:01

    кошмар, столько злости, ненависти от некоторых комментаторов! Грустно от этого.

    • Анонимно
      8.01.2017 01:06

      Пусть религия не лезет в светскую жизнь и не навязывает свои "ценности". Сами разберёмся.

  • Анонимно
    7.01.2017 21:26

    Поздравляю верующих братьев православных с праздником!

  • Анонимно
    7.01.2017 21:57

    Люди, будьте добрее! С праздником!

  • Все таки Феофан любитель устраивать в татарстане БУЗУ! Ну где среди верующих он увидел славян? Русский ,как и татарский народ это конгломерат народов и прежде всего угорских и тюркских!

    • Анонимно
      7.01.2017 22:06

      К сведению Сиразина на территории нынешнего Татарстана всегда проживали славяне, если он что-нибудь слышал об именьковской культуре.

      • Читайте мои комменты и я тоже об этом писал.Но Именьковцы в 10 веке ушли на Днепр и даже кто остался ,то они далеко уже не славяне! и поэтому нечего Феофану ерунду говорить! Мы татары и русские братья по крови и в осенве наших народов разные состоаяющие и нельзя говорить что русские это славяне,а Татары это Булгары или монголы!

        • Анонимно
          8.01.2017 14:35

          О, тов. Сиразин как всегда в своём репертуаре.
          Как можно теорию местных "историков" выдавать за факт?
          Достаточно провести анализ количества славян и тюрков с угорцами.
          Да и зачем далеко ходить. Войско Ермака, численностью в 500 человек, завоевало "великое Сибирское ханство". Дык сколько народу жило в этом ханстве? Больше похоже на шайку разбойников, возомнивших себя "великим ханством".
          Думайте.

    • Анонимно
      7.01.2017 22:08

      Ну опять Вы. господин Сиразин, славян обижаете.
      Славяне любили фино-угорок, тюрки любили славянок, а татарки любят фино-угоров.
      Все переплелось и перемешалось.

      как сказано в Евангелии:

      "Любите друг друга".

    • Анонимно
      8.01.2017 01:07

      Разделение на народы, нации, национальности, и особенно по религиозному признаку - это огромная проблема, это причина многих бед.

  • Анонимно
    7.01.2017 23:26

    Все эти поучения и заявления в интервью выглядят как оторванность от реальности. Феофану надо предложить прожить на среднюю в РТ пенсию 1 месяц. И отследить, чтобы только на 1 пенсию. Может тогда хоть задумается?

    • Анонимно
      8.01.2017 11:47

      Феофан чтоли пенсии в Рт назначает, глупый?!

      • Анонимно
        16.01.2017 13:57

        Таким как Феофан, выгодно, жизненно необходимо, чтобы в стране были как можно более невыносимые условия существования народа... тогда у попов будет больше несчастных и убогих прихожан из которых они сделают покорных рабов любящих любую власть...

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль