Общество 
8.01.2017

Максим Калашников: «Владимир Владимирович пытается из тараканов сделать муравьев»

Известный писатель-футуролог о вызове «трампономики», перепроизводстве элит и грядущей большой драке в России

«Кудрин пытается нам доказать, что самолет можно склеить из арбузных корок», — говорит Максим Калашников, комментируя разработку новой стратегии развития страны до 2035 года. В интервью «БИЗНЕС Online» известный писатель-футуролог рассуждает о судьбе советского проекта, нежизнеспособности России в виде мировой «бензоколонки» и о том, какая судьба ждет нас, если мы отстанем от нового технологического уклада.

Максим Калашников Максим Калашников Фото: ©Алексей Куденко, РИА «Новости»

«МЫ БЫЛИ ВЕЛИКОЙ СТРАНОЙ И НИ В ЧЕМ НЕ УСТУПАЛИ ЗАПАДУ»

— Максим Александрович, 26 декабря исполнилось четверть века с того момента, как официально прекратил существование СССР. Насколько, на ваш взгляд, велика ностальгия по временам СССР в нашем обществе?

— Сразу скажу: в Российской Федерации нет общества. Наш социум, к сожалению, раздроблен на отдельные «острова», причем не по классовому принципу (послойно), а по вертикали. Мы зачастую даже не понимаем друг друга. Русский язык вроде бы для всех один, но в содержание терминов каждый из нас вкладывает что-то свое. Более того, например, молодежь вообще говорит на весьма своеобразном Pidgin English (упрощенный разговорный английский), не особенно вдаваясь в значение слов, которые употребляет. То есть говорить нужно не об обществе в целом, а о каких-то отдельных его группах.

Среди людей моего поколения, естественно, ностальгия есть. Мы помним страну, которая могла сделать все что угодно. Да, Запад был богаче и экономически сильнее. Мы это прекрасно понимали, но не чувствовали себя ущербными. Советский человек знал, что его страна способна создать любой продукт или товар, который появляется на Западе, пусть и с опозданием на два-три года. Прекрасно помню, как в 1978 году на прилавках наших магазинов увидел электронные часы. Ими можно было убить, настолько они были тяжелыми и массивными. Они тогда стоили 120 рублей — гигантские деньги по тем временам. Но уже через три года, в 1981 году, советские электронные часы стали плоскими и стоили всего 40 рублей. То же самое было и с калькуляторами. В 1990 году промышленность СССР уже выпускала свои CD-проигрыватели и показала первый отечественный ноутбук.

И так было во всем. США создали сверхтяжелый транспортный самолет С5 Galaxy, а у нас сначала появился «Антей», а потом и более мощный «Руслан». Мы ни в чем не уступали. Мы были великой страной, играли в игрушки, сделанные руками наших рабочих, и у нас не было чувства национальной неполноценности.

— А разве сейчас оно у кого-то есть? В чем это выражается?

— Больше всего меня поражает то, что это чувство есть даже у некоторых русских националистов. Как-то раз опубликовал заметку про наши новые роторные комбайны, которые выиграли соревнования у западных машин. И мне в комментариях человек с ультранационалистическим ником пишет, что это все явное очковтирательство, что мы, дескать, ничего делать не умеем. Если даже у националиста чувство неполноценности зашито в подкорку, то что же говорить об остальных? Комплекс национальной неполноценности — страшная вещь. Эти люди выросли в другом мире: они не видели русскую игрушку, не видели телевизоров отечественного производства. Дети, посмотрев «Ну погоди!», спрашивают у меня: «А что, действительно когда-то в магазинах до потолка стояли телевизоры с русскими названиями?» Представьте, было такое! Только многие сегодня этого не знают. У них и национализм из-за этого получается какой-то надрывный — вроде великодержавный, но с комплексом неполноценности.

— Многие люди помнят не только советские телевизоры, но и те гигантские очереди, которые выстраивались за ними в магазинах. Но люди с этим как-то мирились. Почему? Что такого давал своим гражданам Советский Союз, чего нет сейчас?

— Мы, естественно, не хотим возвращаться ко временам тотального дефицита, унижаться перед торговцами, которые продавали что-то из-под полы. Нам этого не надо. Но мы помним и другое. В этом советском мире мы могли заниматься тем, чем хотим — наукой, изобретательством, конструированием. И с этого жить, а не существовать! При этом мы могли уверенно планировать свою жизнь на десятки лет вперед, чего теперь делать не можем. Но самое главное — то, что даже в позднем Советском Союзе действовало множество социальных лифтов. А сейчас их нет.

— Вы имеете в виду равенство возможностей для самореализации?

— Именно. Например, мой отец из детдома. И тем не менее он попал в номенклатуру ЦК КПСС, причем без всякого блата. Правда, это было в начале 70-х.

«В этом советском мире мы могли заниматься тем, чем хотим — наукой, изобретательством, конструированием. И с этого жить, а не существовать!» «В этом советском мире мы могли заниматься тем, чем хотим — наукой, изобретательством, конструированием. И с этого жить, а не существовать!»

«КОРМУШКА УЖЕ ОСКУДЕЛА, А КОГДА ОНА СОВСЕМ ИСТОЩИТСЯ, НАЧНЕТСЯ ДРАКА»

— А разве сейчас этих социальных лифтов нет?

— В том-то и дело, что нет. Сегодня ты никуда не можешь попасть. Высшая политическая элита в нашей стране окуклилась, она замкнута и людей со стороны к себе не пускает. Наша промышленность не развивается. А раз так, то и социальные лифты не работают, у молодежи нет возможностей для роста. В Советском Союзе очень много простых ребят делали головокружительные карьеры по промышленной линии. Начинал простым рабочим, потом — начальник цеха, затем — директор завода, а дальше — в министерство. Работала огромная производительная экономика, и подняться по карьерной лестнице можно было на самый верх. А сейчас куда идти? В полицию? В охранники?

— Как эту ситуацию можно изменить?

— Нужно начать новую индустриализацию. Как только это произойдет, начнется мощное развитие всей экономики, расцветет наука, поднимется образование — и у тебя появляется множество социальных лифтов. Но при нынешней элите такое невозможно.

— Почему?

— Потому что нынешний истеблишмент не хочет ничего менять, он стремится законсервировать то положение вещей, которое сложилось после 1991 года. Что представляют собой эти люди? Это сырьевая, ростовщическая, клептократическая элита, некий аналог новых феодалов. Они прекрасно понимают, что если в стране возникнет по-настоящему суверенная финансовая система, будет введен разумный протекционизм, а на производственные предприятия прольется дождь дешевых кредитов, то моментально, как грибы после дождя, начнут подниматься научно-промышленные и агропромышленные корпорации. Появятся люди, которые придут и скажут, что не согласны с той политикой, которую проводит власть. Что средства бюджета надо тратить не на футбольный чемпионат, не на трассу для «Формулы-1», а на поддержку производства сложной техники — машин, турбин, самолетов, судов. Или вложить их в передовое сельское хозяйство. Но те, кто сейчас во власти, будут этому сопротивляться. Эта ситуация мне очень напоминает Цинский Китай 1890-х годов. Очень опасная историческая ситуация!

— Правление Цинской династии привело Китай к чудовищным потрясениям. Неужели вы считаете, что в современной России возможна новая революция?

— Так это не только возможный, но и наиболее вероятный сценарий. Скажу перефразированными словами Леонида Соболева из его «Капитального ремонта»: «Революция — нежелательное дитя, но Российская Федерация ей беременна». Не говорю, что она обязательно произойдет в этом году, прямо к столетнему юбилею. Такое может случиться и в 2018-м или в 2019-м году, и далее. Разница тут не принципиальная.

— А в какой форме?

— Видимо, в форме бунта одной части элиты против другой.

— Какие для этого существуют предпосылки? Наша элита консолидирована, и как вы сами сказали, не намерена ничего менять...

— Беда в том, что в России гигантское перепроизводство элиты. Начальников развелось слишком много, и существующий денежный поток уже не в состоянии всех их прокормить. Более того, сами доходы от экспорта сырья резко сократились. Нефти и газа мы продаем всего на 300 миллиардов долларов. Есть еще продовольствие, оружие и IT. Вместе это дает где-то 35 миллиардов долларов, что тоже очень мало. Например, не самая высокоразвитая Испания только от продажи IT имеет порядка 50 миллиардов долларов ежегодно. Не сравнить с Российской Федерацией. Иными словами, кормовая база у российской элиты сужается, самой элиты с каждым годом становится все больше, так как в нее теперь входят средние и даже низшие звенья силовых структур. Вы посмотрите на сами эти структуры! Они распухают день ото дня. И всем им нужно кушать, они же не на зарплату живут. Но что в итоге? Мы видим, что кормушка оскудела. А когда она совсем истощится, то неизбежно начнется драка. На самом деле, грызню между отдельными группами силовиков можно наблюдать уже сейчас. Вспомните громкие дела в СКР, МВД, ФСБ. Это не что иное, как преддверие масштабных катаклизмов.

Судьба царя была предрешена: его убрали его же приближенные. Породистые русские генералы-командующие фронтами и очень русские представители высших политических кругов Судьба царя была предрешена: его убрали его же приближенные. Породистые русские генералы-командующие фронтами и очень русские представители высших политических кругов

«РЕВОЛЮЦИЯ БЫЛА НЕИЗБЕЖНА, СТРАНА БЫЛА ПРОЕДЕНА ВОРОВСТВОМ И НЕЭФФЕКТИВНОСТЬЮ»

— В этой связи вспоминается еще один юбилей: через месяц исполнится сто лет с начала массовых антиправительственных выступлений в Петрограде, которые привели к падению самодержавия и расчистили дорогу к власти большевикам в октябре 1917 года. Были ли какие-то альтернативы этому сценарию?

— Нет никаких сомнений, что Февральская революция была неизбежна. Что мы видим в последние годы правления Николая II? Бесконечные распилы, откаты, кумовство, неподсудность приближенных и т. д. Я как раз читаю сейчас дневники Михаила Лемке, который в то время служил в ставке верховного главнокомандования, и у меня создается впечатление, что он пишет о современной Российской Федерации. Только тогда в коррупции погрязли великие князья, а сейчас — олигархи, высшие чиновники, близкие друзья. Но факт остается фактом: страна оказалась проеденной воровством и управленческой неэффективностью. И с этим никто реально не боролся. Но в условиях войны долго так продолжаться не могло, поэтому судьба царя была предрешена: его убрали его же приближенные. Кто? Породистые русские генералы-командующие фронтами и очень русские представители высших политических кругов. А русские промышленники выводили на улицы рабочих своих фабрик и заводов. Без всякой помощи немецкого генштаба.

Но как только сама русская элита сбила царскую власть, события стали развиваться в режиме цепной, неконтролируемой реакции. Государство принялось разваливаться. А Русская демократическая республика, которая возникла по итогам февральских событий, этот процесс не могла остановить. То есть в любом случае должна была произойти новая революция. Она, собственно, и грянула, и к власти пришли большевики (сперва — в альянсе с левыми эсерами). Кстати, будучи отрицателями всего государственного и национального, да и самого государства как такового, они по факту стали державниками. Например, они спасли от британской колонизации Закаспийскую область, нынешнюю Туркмению. Да и Новороссию, и Украину...

А если говорить об альтернативных вариантах, то их, по сути, не было. Ситуацию могло спасти появление какой-то националистической, технократической, прогрессистской диктатуры. Но это только в теории. Ибо, в отличие от Соединенных Штатов начала ХХ века, в Российской империи не сформировалось сильного прогрессистского движения, поддержанного промышленниками и интеллектуалами.

— Вы говорите, что революция 1917 года была неизбежна. А как насчет распада СССР? Можно ли было его предотвратить? Какие имелись альтернативы?

— Теоретически они были. Вспомните указ о чрезвычайном положении 19 августа 1991 года. ГКЧП сделал тогда одну ошибку — торопливо запретил «демократические» СМИ. Этого нельзя было допускать ни в коем случае! Знаю, что в то время в некоторых СМИ, которые считались демократическими, уже были сверстаны передовицы, смысл которых сводился к следующему: «Ура! Мы ждали этого указа, наконец-то наведут порядок!». Но затем все было снято, и «демгазеты» заговорили иначе. Знаю это наверняка, так как работал в одной из таких газет. Некоторые главы республик, буквально накануне распинавшиеся о самостийности и русской оккупации, даже прислали в адрес ГКЧП благодарственные телеграммы. Если бы тогда власть скрутила шею некоторым кругам, то в общем можно было бы ввести технократическую диктатуру и как-то вырулить ситуацию. Но этого не сделали в силу того, что КПСС уже разложилась настолько, что ничего не могла предпринять. Даже в начале декабря 1991 года катастрофу еще можно было предотвратить, хотя процессы зашли уже очень далеко. Но не нашлось того человека, который бы отдал приказ об аресте троих людей, подписавших Беловежские соглашения.

— Что вы подразумеваете под диктатурой технократов?

— Я понимаю этот термин так, как его понимали в 20-х годах прошлого века в США. Технократ — это не какой-то серый беспартийный чиновник, как принято считать у нас, а представитель индустриальной демократии. Это высокотехнологичные промышленники, конструкторы, ученые, инженеры.

— И что они должны были сделать?

— Из технократической части КПСС вполне могла организоваться группа людей, в которую вошли бы руководители научно-промышленного союза, а также самые вменяемые силовики и экономисты. Нужно было взять власть, ввести особый порядок управления страной и начать реформы. Тем более что противников реформ тогда не было, их хотели все. А дальше надо было сделать ставку на самые высокоразвитые отрасли, на прорывные технологии. Это электроника, точное машиностроение, атомная и авиационная промышленность. Нужно было инвестировать туда деньги от продажи сырья и той продукции, которую страна поставляла на внешние рынки. Кстати говоря, 6-е управление КГБ пыталось тогда найти такие прорывные разработки, которые можно было бы профинансировать и на базе которых впоследствии могли вырасти промышленные корпорации мирового уровня.

— Почему этого не удалось сделать?

— Нужна была некая политическая сила, единомышленники с единым образом будущего, с ресурсами и политической волей. КПСС такой силы не создала, в результате чего возник вакуум. Естественно, его быстро заполнили такие личности, как Ельцин и Кравчук. Но это лишь полбеды. Давайте вспомним, как с 1987-го по 1991 год все государственные СМИ денно и нощно работали на раскол общества. Все говорили о том, что страна наша — концлагерь и коммунальная помойка, что мы — криворукие и ничего не можем производить. Хотя это было не так. Например, доподлинного известно, что в 1971 году у нас у первых в мире появились лазерные станки, на которых обрабатывались детали для часовых механизмов. И у нас эти механизмы покупала Швейцария! А сама часовая промышленность Советского Союза занимала в мире то место, которое сейчас принадлежит Китаю.

Таких примеров масса. Но государственная пропаганда об этом молчала. То есть если гипотетическая диктатура технократов перенастраивала работу СМИ, особенно центральных, и показывала то, что может делать и делает твоя страна, то через год в обществе воцарились бы совсем другие настроения. Соответственно, центробежные тенденции можно было бы легко нивелировать.

«Даже в начале декабря 1991 года катастрофу еще можно было предотвратить, хотя процессы зашли уже очень далеко» «Даже в начале декабря 1991 года катастрофу еще можно было предотвратить, хотя процессы зашли уже очень далеко»

«ТРАМП СОЗДАЕТ ТАКОЙ МИР, ГДЕ НАША ЭКОНОМИКА ПРОСТО НЕ НУЖНА»

— В нынешней России ситуация, несмотря на кризис, выглядит достаточно устойчивой. Что конкретно может стать катализатором потрясений?

— Например, действия Трампа. Он уже объявил, что намерен вернуть в США все производства из Китая и Юго-Восточной Азии и при этом проводить политику жесткого протекционизма в отношении американских компаний. То есть защищать свой рынок при помощи таможенных пошлин, в том числе от товаров из Китая. Но это еще не все. Трамп решил снять все ограничения на добычу углеводородов в США и их экспорт. «Трампономика» неизбежно спровоцирует новый виток мирового кризиса, а значит, цены на нефть и газ однозначно упадут. Собственные потребности в углеводородах США в значительной степени станут удовлетворять сами, что приведет к образованию излишков нефти на рынке. А торговая война против Китая лишь увеличит предложение на этом рынке, потому что потребности китайцев в сырье резко сократятся. Естественно, цены не опустятся ниже себестоимости, но упасть до 30 - 40 долларов за баррель вполне могут. Очевидно, что Российская Федерация при таких ценах не сможет долго продержаться — наши ресурсы сильно ограничены, а накопления истощены. И получается, что мы — как подводная лодка на дне океана. Кислород кончается, а запустить силовые установки, чтобы всплыть, уже невозможно. Вполне допускаю, что в этой ситуации какая-то часть элиты (одна из ее фракций) может обратиться за помощью к внешним силам. К тому же Вашингтону. Или, скажем, к Пекину. Кстати, Китай пока еще даже не начинал игру на нашем внутриполитическом поле.

— И можно быть уверенным, что не начнет. Да и Трамп прямо сказал, что сосредоточится на внутренних делах Америки и поддерживать «цветные революции» не будет.

— Думаю, заявления Трампа — это в определенном смысле лукавство. Да, он провозгласил, что откажется от внешнеполитической экспансии, но не от экспансии вообще. Он просто переносит борьбу в другое пространство — в область цивилизационного развития, в универсум новой индустриализации. Трамп говорит о том, что снова сделает Америку великой, вещает о прорывном научно-техническом развитии. И если США действительно совершат рывок и добьются успеха в новой индустриализации, то попутно решат и все свои внешнеполитические проблемы. А вероятность сего крайне высока. Уже в этом году Lockheed Martin обещала представить прототип компактного термоядерного реактора четвертого поколения мощностью порядка 100 мегаватт. А еще через четыре года они запустят первую рабочую термоядерную электростанцию. Фактически это будет неограниченный источник электроэнергии. И когда таких электростанций окажется много, то потребность в углеводородах резко упадет.

Замечу, что это только один из множества проектов, над которыми работают США. Но уже его достаточно, чтобы в перспективе обвалить нефтяной рынок. Таким образом, Трамп выводит из игры все монархии Персидского залива и очень серьезно ослабляет Россию, которая сделала ставку на то, чтобы стать «энергетической сверхдержавой». У нас не остается средств на перевооружение армии, да вообще ни на что! Все! Российская Федерация как система выводится из равновесия — здесь начинается смута. И это безо всяких войн и «цветных революций». Иными словами, Трамп создает такой мир, где наша экономика просто не нужна. Как говорится, ничего личного — только бизнес.

— Термоядерный реактор — это наше изобретение 50-х годов прошлого века. Другое дело, что создать эффективную электростанцию мы не смогли. И не факт, что это получится у американцев. Но даже если они ее сделают, то технологиями делиться ни с кем не будут. А значит, у нас остаются рынки других стран для сбыта наших товаров. Тот же Китай.

— Поправлю вас: не товаров, а сырья. Замечу: получится или нет, покажет лишь практика. Американцы, во всяком случае, пробуют делать, а Российская Федерация в основном занята стадионами для футбола, погромом своей науки и некоторыми внешнеполитическими затеями с сомнительным эффектом. Кроме того, нанотехнологическая революция и передовые технологии производства уже сегодня снижают удельный расход сырья. Это даже Чубайсу теперь ясно. Не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы понять, что и КНР будет использовать такие же новации. А как китайцы умеют сбивать на переговорах цены на сырье — сам видел еще в 2001 году.

Как только в США введут протекционистские меры, Китай в одночасье лишится едва ли не самого большого рынка сбыта своих товаров. Получится очень чувствительный удар, но не смертельный. КНР не погибнет. Китайский средний класс по своей численности вполне сопоставим с американским, он составляет чуть более 100 миллионов человек. Этого вполне достаточно для того, чтобы Китай смог развивать внутренний спрос, свой собственный рынок и технологии. Что он наверняка и сделает. Но вот тогда-то Китаю уже точно будет не хватать жизненного пространства. То есть Трамп вольно или невольно провоцирует Китай на внешнюю экспансию. Угадайте, куда он двинется?

— На этот счет есть много разных точек зрения. Причем наша страна по ряду причин далеко не первая в списке.

— Конечно, самый очевидный путь — это Африка и некоторые страны Средней Азии. Но прямо скажем, что Южная Сибирь и Приморье с их огромными плодородными землями и богатыми водными ресурсами очень давно привлекают внимание китайцев. Хотя вполне возможно, что Штаты предпримут какие-то шаги для того, чтобы развалить Китай изнутри. Чтобы эта страна вновь повторила свой вечный цикл: упадок империи, затем крестьянская война и далее мучительное возрождение. Но этого мне знать не дано.

— А как политика новой администрации США отразится на других государствах? Что будет с ними?

— Страны, лишившиеся промышленности, резко обеднеют, а их народы — одичают. Начнется жесточайшая борьба за любые источники питания и материальные блага, в том числе и на религиозном фронте. Радикальные силы на Ближнем Востоке и в Африке станут намного злее.

«Трамп вольно или невольно провоцирует Китай на внешнюю экспансию. Угадайте, куда он двинется?» «Трамп вольно или невольно провоцирует Китай на внешнюю экспансию. Угадайте, куда он двинется?» Фото: ©Алексей Филиппов, РИА «Новости»

«СТРАНА-БЕНЗОКОЛОНКА НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСНА»

— Уже ясно, что Владимир Путин будет участвовать в президентских выборах 2018 года в качестве кандидата. Какую программу он предложит?

— Уже видно, что Путин не собирается менять элиту. Контуры его проекта были очерчены в прошлогоднем послании Федеральному Собранию: мы продолжаем совмещать великодержавную политику с экономикой вашингтонского консенсуса в гайдаро-чубайсовской парадигме. Может быть, что-нибудь подправим, но не сильно. Нам тут говорят, что, дескать, клепать оружие и добывать сырье — это крах, потому что между этими отраслями должны быть еще какие-то другие, которые обеспечат рост экспорта. Значит, попытаемся частично провести конверсию...

И вот на этом всем как-то поедем дальше. Но беда этого проекта в том, что он заведомо невыполним. Просто потому, что с этой элитой новая индустриализация невозможна, она ее саботирует. Тем не менее Владимир Владимирович пытается во что бы то ни стало сохранить этот гормон. Естественно, он выиграет выборы и наберет свои 70 процентов голосов уже в первом туре. Тем более если главным его соперником будет Навальный. А вот других людей, у которых есть вменяемая программа развития промышленности, либо совсем не допустят до выборов, либо резко ограничат их присутствие в медиа. Так что никаких изменений ждать не стоит.

Дело в том, что Владимир Владимирович пытается, грубо говоря, из тараканов сделать муравьев. Вот раньше вы были тараканами и ели сырьевое наследство, а теперь превращайтесь в муравьев и работайте. Но вся штука в том, что тараканы так и останутся тараканами. И поэтому у нас возрастают риски свалиться в тот же Цинский Китай. Именно этого я больше всего и боюсь.

— А что нам нужно делать?

— Мы прекрасно понимаем, что Трамп ведет дело к распаду мира на несколько геоэкономических блоков, имперских образований. У нас в этой ситуации один-единственный выход — провести индустриализацию и попытаться построить свой блок. Но сначала власть должна провести революцию сверху, утилизировать часть элиты и сделать ставку на новые круги. Нужны мегапроекты, которые могут быть привлекательны для других стран. Только на этой основе мы сможем вовлечь в свою орбиту соседей и предложить что-то, например, Индии. А страна-бензоколонка, пусть и сильная в военном отношении, никому особенно не интересна. Она беспомощна, и ее просто растащат на куски. И горы оружия не помогут.

— Насколько вообще актуальна новая индустриализация? Ведущие государства планеты переходят на новый технологический уклад, делая ставку на тотальную роботизацию, нано- и биотехнологии, конструирование клеток и проч. Это уже скорее постиндустриальная экономика, в которой нет места промышленным гигантам с десятками тысяч рабочих...

— То, о чем вы говорите, и есть новая индустрия, построенная на новом технологическом укладе, с гиперроботизированными перестраиваемыми системами, нанотехом и т. д. На одного работающего в такой почти безлюдной наукоиндустрии приходится десяток тех, кто занят конструированием, созданием новых продуктов, добычей новых фундаментальных знаний, обучением и воспитанием будущих творцов, развитием их умственных сверхспособностей. Разве нам не потребуются «питомники гениев»? Не говорю уже о гигантской сфере услуг вокруг новой индустрии, о сферах уже не медицины, но здраворазвития, о сфере культуры. Ибо и культура должна двигать развитие, показывать новые горизонты. В чем заслуга творчества Жюля Верна или Александра Беляева? В том, что они заставили поверить в невозможное целые поколения, вдохновили их на воплощение литературных фантазий. То же самое культуре придется делать и в будущем.

Теория так называемого постиндустриализма рухнула на наших глазах. Попытка создать центр производства в одном месте, очаг разработок — в другом, а центр потребления — в третьем полностью провалилась. Не может мозг существовать отдельно от тела. Как говорил один из старейшин нашего футурологического цеха Элвин Тоффлер, там, где находится производство, в конце концов, оказываются и финансы, и мозги.

— Вы говорите, что власть должна сформировать новую элиту. Кто могут быть эти люди?

— Промышленники, технократы, представители «умного села». Не те, кто связан с добычей сырья и распределением средств от его перепродажи, а те, кто реально изобретают, создают и производят товары, выходят с ними на мировые рынки. Сегодня в России уже возник пусть и небольшой, но все же отряд предпринимателей, которые знают, как устроена экономика и мировой рынок в тысячу раз лучше, чем так называемые системные либералы. У этих людей действуют успешные предприятия в России и дочерние компании в США, Канаде, в Европе. И они знают, что реалии развитых экономик мира не имеют ничего общего с теми сказками, которые нам здесь рассказывает Кудрин или Греф. В отличие от них, они сами выходили на мировой рынок и ведут там бизнес, но при этом подняли из руин свои заводы в России и остались настоящими патриотами. Эти люди и являются золотым фондом нашей страны. На них и надо делать ставку.

«Уже видно, что Путин не собирается менять элиту. Мы продолжаем совмещать великодержавную политику с экономикой вашингтонского консенсуса в гайдаро-чубайсовской парадигме» «Уже видно, что Путин не собирается менять элиту. Мы продолжаем совмещать великодержавную политику с экономикой вашингтонского консенсуса в гайдаро-чубайсовской парадигме» Фото: kremlin.ru

«БЕССМЕРТИЕ — ЭТО НОВАЯ РАСА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫМ НИКУДА НЕ ДЕТЬСЯ ОТ КОСМИЧЕСКОЙ ЭКСПАНСИИ»

— Ближайший по времени успешный проект модернизации — сталинский. В 30-х годах СССР провел гигантскую индустриализацию страны, создав с нуля многие сотни, если не тысячи новых предприятий. Возможен ли такой рывок сейчас? И каким он должен быть?

— Для Российской Федерации это вопрос выживания. Надо понимать, что без новой индустриализации не сможет жить ни фундаментальная наука, ни прикладная, ни образование. Потому что промышленность — та почва, которая позволяет расти всему остальному. Нам нужны аналоги ракетного и атомного проекта, как это было в СССР в середине прошлого века. Если вы посмотрите на современный мир, то увидите, что он весь соткан из тех технологий, которые появились в ходе реализации двух мегапроектов в США и СССР. Была создана масса побочных продуктов и решений, которые затем подхватил частный бизнес и принялся развивать дальше. Это и интернет, и микроэлектроника, и сотовая, и спутниковая связь и много чего еще.

Но повторяться бессмысленно, надо смотреть в будущее. Здесь я бы отталкивался от идей, сформулированных Рэймондом Курцвейлом. Согласно его прогнозу развитие биотехнологий и медицины к 2045 году достигнет такого уровня, что человек сможет победить смерть от естественного старения. А что такое бессмертие? Это создание новой расы людей, новой ступени нашей эволюции. Новой расе людей потребуется новый скоростной транспорт, новое жилье, принципиально иная энергетика. Если мы побеждаем физическую смерть, то очевидно, что население Земли увеличится. А значит, необходимо расширять жизненное пространство, заселять поверхность океанов, прежде всего в теплом поясе. Наконец, нам никуда не деться и от космической экспансии — переселения на другие планеты, пускай это и не такая близкая перспектива. Так вот мое предложение состоит в том, чтобы уже сейчас — первыми в мире! — основать государственный мегапроект создания человека бессмертного и начать инвестировать во все эти технологии. А Российскую Федерацию превратить в «точку сборки» для инноваторов всей планеты. Если такой проект существует на государственном уровне, то мы сможем втягивать в него технологии и людей из других стран, где над этим еще никто не работает.

— А что конкретно потребуется этим людям будущего? Какое жилье? Какой транспорт?

— Если говорить о жилье, то это, безусловно, умные дома усадебного типа, из которых собственно и будут состоять новые города, так называемые футурополисы. Дело в том, что нынешние многоквартирные дома на самом деле не очень-то пригодны для проживания. В бетонных коробках человек деградирует, у него складывается особый стереотип мышления, который подавляет творческое начало. Вспомните эксперимент Джона Кэлхуна (американский этолог, исследователь проблемы плотности популяции и ее влияния на поведение), который посадил крыс в клетку, создав им условия мегаполиса. Еды и воды там было в изобилии, бороться за ресурсы не нужно. В итоге самцы через некоторое время перестали обращать внимание на самок, драки прекратились, но что самое интересное — они еще и прекратили размножаться. Примерно то же самое ждет и людей, если они останутся жить в крупных городах. Уже в третьем поколении многие из них потеряют часть своих человеческих качеств. Поэтому я сторонник рассеянной, тканевой урбанизации. Пожалуйста, оставим ядра старых городов в покое — там будут музеи, культурные центры, театры, магазины. Туда можно будет приехать, погулять, отдохнуть, посмотреть спектакль «Доктор Джекилл и мистер Хайд» с прекрасным Домогаровым в главной роли. А через день сесть на личный аэромобиль или на скоростной эстакадный транспорт и уехать в Ноополис или Авророполь где-нибудь на берегу Волги.

«Выражение «разумный протекционизм» в программе Кудрина напрочь отсутствует» «Выражение «разумный протекционизм» в программе Кудрина напрочь отсутствует» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПРОГРАММА КУДРИНА НЕВЫПОЛНИМА, ОН ПЫТАЕТСЯ ДОКАЗАТЬ, ЧТО САМОЛЕТ МОЖНО СКЛЕИТЬ ИЗ АРБУЗНЫХ КОРОК»

— На днях Алексей Кудрин представил Дмитрию Медведеву предложения по экономическому развитию страны, которые, судя по всему, лягут в основу президентской стратегии на 2018 - 2024 годы. Речь идет о повышении темпов роста ВВП до 4,3 процента в год. Но при этом повышается и пенсионный возраст, а военные и социальные расходы будут сокращены. Насколько это реально?

— Безусловно, эта программа нереальна и невыполнима. По сути, Кудрин пытается нам доказать, что самолет можно склеить из арбузных корок. Если речь не идет о снижении налогов на производство и повышении налогов на потребление, то тогда, простите, вообще нечего обсуждать. Нам нужен разумный протекционизм и доступный кредит. Не под 12 - 15 процентов, как сейчас, а под 1,5 процента, как на Западе или в Китае. Но про это не сказано ни слова. Нам пытаются доказать, что за поддержку реального сектора непременно нужно заплатить повышением налогов. Бред собачий!

— Тем не менее в планах Кудрина все же говорится о повышении производительности труда...

— Но не говорится: а за счет чего? Как добиться роста производительности труда, если для этого нужны большие вложения в основной капитал, в новые оборудование и технологии, в переподготовку людей? А эти вложения в Российской Федерации падают, кредиты недоступны по цене, налоговая система дестимулирует такие вложения!

Индустриализация во всем мире проводилась по одним и тем же рецептам. Что в Англии в XVII веке, что у нас, что в Японии или Южной Корее в XX веке: это дестимуляция вывоза сырья и поощрение его переработки на месте. Но ничего из этого не делается. Выражение «разумный протекционизм» в программе Кудрина напрочь отсутствует.

Алексей Хазбиев

Максим Александрович Калашников — российский писатель-футуролог, журналист, общественный и политический деятель. Родился 21 декабря 1966 года в Ашхабаде, в Туркменской ССР. С 1978 года жил в Одессе, где его отец работал корреспондентом «Правды» по Одесской, Николаевской, Крымской и Херсонской областям. В 1983 году окончил школу и поступил на исторический факультет Одесского университета. С 1985-го по 1987 годы служил в рядах Вооруженных сил СССР. В 1991 году окончил исторический факультет МГУ.

1987 - 1993 — журналист «Вечерней Москвы» и «Мегаполис-Экспресс».

1994 - 2001 — правительственный обозреватель «Российской газеты»

В 2002 году стал заместителем главного редактора газеты «Стрингер».

2003 - 2004 — работа в журнале «Русский предприниматель».

2006 - 2009 год — работа в интернет-журнале RPMonitor.

С 2009 года — работа в веб-журнале Globoscope и журнале «Сверхновая реальность».

С 2011 года и по настоящее время — продюсер интернет-канала «Рой ТВ».

Написал около трех десятков книг, самые известные из которых «Код Путина», «Мировая революция-2.0» и серия «Крещение огнем».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (77) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
8.01.2017 09:48

Муравей Сагит, образ современного татарстана, работать за 15 тр и восхищаться царем и местными князами, могут только татары.

  • Анонимно
    8.01.2017 09:48

    Муравей Сагит, образ современного татарстана, работать за 15 тр и восхищаться царем и местными князами, могут только татары.

  • ПанАлекс
    8.01.2017 10:14

    В анкете почему то не указано про политическую карьеру Максима: как он вместе с Делягиным и Барановым и несколькими тысячами сторонниками пытался трижды зарегистрировать политическую партию и получали отказ от Минюста по сомнительным основаниям (по тем же основаниям Единая Россия никогда бы не смогла зарегистрироваться). Пришел намек из Кремля - настоящую вменяемую оппозиционную партию на выборы не допустят. Поэтому и перешли в режим "партии судного дня".
    Сейчас трудится в отделе новейших разработок корпорации Росавтодор. Поэтому в последние 2-3 года гораздо меньше времени у него на анализ и книги.
    Но почитайте - еще 10-15 лет назад писал футурологические статьи про то что сейчас стало реальностью. Например "рост национального самосознания" вплоть до националистических взглядов в "демократических странах".
    Один минус - он сам напредсказывал но не заметил что мы уже живем в мире, где корпорации сильнее государств и назначают там президентов и правительство. И монополизация многих мировых отраслей станет главным тормозом мирового научно-технического прогресса. Разве тому же Вангарду , установившему в 2017 на 90% монополию на нефтегазодобычу нужна будет дешевая термоядерная энергия и низкие цены на нефть?
    Максим хороший футуролог на 10-15 - 50 лет. Но текущие дела требуют больше информации.

    • Анонимно
      8.01.2017 10:32

      Калашников не футуролог, потому что не объективен и в принципе не стремится к созданию объективной картины будущего. У него есть совершенно определенные политические взгляды, основанные на умеренном национализме, и он все причесывает под свои политические взгляды.

      • Анонимно
        8.01.2017 17:51

        да,Вы похоже правы..
        он излагает свои мысли доходчиво и внятно..
        при этом демонстрирует свою эрудицию.
        тем самым заставляя своих читателей начинать "гуглить" то немногое,что не совсем понятно,незаметно втягивая людей в свой электорат и подтягивая последних интеллектуально .классика!!
        так политик и должен говорить. имхо.
        ))
        АГ

    • Анонимно
      10.01.2017 18:15

      Очередной диванный эксперд который учит врачей лечить, футболистов забивать, летчиков летать, а экономистов экономить экономику. А сам при этом даже книжки пишет так себе, на троечку. Не Лев Толстой ни разу.




      • Анонимно
        12.01.2017 11:19

        Только если уж Вы такой критик, то с "эксперДом" надо что-то делать!

  • Анонимно
    8.01.2017 11:23

    тоже заметил что гКудрин планирует скачкообразный выход(всегда оплачивается муравьем)-чему должно предшествовать медленное и неотвратимое движение

  • Анонимно
    8.01.2017 11:58

    Очень интересно, спасибо!

  • Анонимно
    8.01.2017 12:01

    Калашников говорит что по части производства "мы ни в чём не уступали". Ну-ну..
    Я на днях собрался покупать мясорубку. Зашел в магазин и увидел изделие с большой надписью "сделано в России". Производство Ижевск, цена очень доступная и выглядит нормально. Решил дать шанс отечественному производителю, думаю может за двадцать лет ижевские оборонщики таки научились выпускать конверсионную продукцию. Принес домой, начал собирать. Удивился до боли знакомой механической части, один в один старая ручная мясорубка, которой в детстве прокрутил центнеры мяса. Ну думаю, использовали проверенную конструкцию, может это и правильно. Запустил агрегат, а он гремит на всю кухню. Подложил тряпку чтобы звук не передавался через столешницу, стало чуть тише. Не протерли сетку и нож - тут же начали ржаветь на глазах, потому что вместо привычной нержавейки зачем-то использовали чугун.
    Буду ли я дальше покупать отечественную технику? В ближайшие десять лет, пожалуй, нет. Потому что еще не сталкивался с продукцией, доведенной до ума.
    Наверное кто-то скажет ширпотреб не наша сильная сторона, то ли дело комбайны (которые все лето латают чтобы они осенью отработали уборочную компанию), оборонка (где на единственном авианосце рвутся тросы), космос (где детали вставляют не той стороной).
    Кто-то скажет что все эти проблемы идут сверху, и новая промышленная политика поможет улучшить качества продукции. Извините, но при чем тут промышленная политика? Неужели тем инженерам, которые не включили в техзадание строку "материал: нержавеющая сталь" для этого нужно постановление правительства? Или 50 грамм чугуна вместо нержавейки дают такую большую экономию? И сколько десятилетий нужно заниматься "наукой, изобретательством, конструированием" чтобы сконструировать достаточно тихий электродвигатель и редуктор, чтобы их можно было ставить в бытовую технику?

    • Анонимно
      8.01.2017 15:09

      Неужели тем инженерам, которые не включили в техзадание строку "материал: нержавеющая сталь" для этого нужно постановление правительства? - а что же нужно?)))

    • Анонимно
      8.01.2017 18:26

      он здесь писал про промышленность в СССР, а не в России, вы не путайте - сейчас никому не нужна наша промышленность, сами подумайте: - если не дают нормальные кредиты на развитие, если ничего другого не делают, чтобы её развивать - ни правительство, никто-то другой - сейчас все думают только о собственном кармане - как бы побольше и быстрее заработать (украсть и т.п.) - менталитет у нынешнего поколения в нашей стране именно такой - почти у всех...

      • Анонимно
        8.01.2017 18:56

        Промышленность нам нужна и нынешнее поколение не рвачи.
        Поговорите с молодыми ребятами, они хотят работать, иметь свое дело и нормально зарабатывать.
        Для этого нужна реальная программа индустриализации России, которой потребуются энергоресурсы.
        Вот здесь и зарыта собака. Сырьевые лоббисты в этом не заинтересованы.
        Им проще для своего обогащения все продать по дешевке и угробить страну.

        • Анонимно
          9.01.2017 11:29

          Программа индустриализации.. Ее легко было провести в 1930-е, когда имелся огромный потенциал роста от сохи до трактора, и были ориентиры - смотри что делается в США и делай так же. А сейчас потенциала практически нет. 150 млн собственного населения - слишком маленький рынок, при быстром росте его потенциал будет исчерпан за 10 лет. А чтобы выйти на международный рынок, надо стать международной корпорацией, перевести офис в Нидерланды и производство на Тайвань, нанять кучу экспатов, заключить договора с международными вендорами, т.е. практически перестать быть российской компанией. Так что никакие программы не помогут.

      • Анонимно
        9.01.2017 08:09

        А в СССР была какая-то другая промышленность? Если она была другая, то когда испортилась?
        Как например так получилось что к 80-м годам в стране были только единичные образцы современных двигателей для транспорта? Откуда взялось отставание на поколение в двигателестроении, когда на грузовики выпуска 80-х годов ставили двигатели родом из 50-60-х? А когда в 90-е эксплуатировать этих бензиновых проглотов стало разорительно, пришлось ставить на грузовики и автобусы тракторные дизеля потому что других не было? Вот вам и технический уровень советской промышленности.

    • А я недавно послал на завод ,где делают автоматические автоклавы для консервирования продуктов ,кстати отличные ставлю на ночь 6о стеклянных банок твист с мясом и ,программирую и ложусь спать,а утром уже ем и продаю тушенку ,где 97,5 мяса высшего сорта сделанные па сталинскому Госту в своем соку,хотя новый российский гост требует туда класть не менее 60% мяса....,но какой дурак туда его кладет.Так вот я выдал техническое задание самому директору этого завода на унивесальную сыроварню -пастеризатор ,причем тоже автоматический и что вы думаете сделали лучше итальянских и немецких и в 20 раз еще дешевле! Знаю одного мужика в деревне,который с женой дома в гараже делает кровати деревянные ,на которые покупатели оптовые наклеивают лэйбы сделано в Италии и они эти кровати продаются в Казани и в Москве как импортные! Есть у нас головастые и рукастые и есть молодежь,которая хочет работать,но их жулики и всякие попы сбивают с толку и те же Калашниковы,которые судя по биографии пишут статейки и книги и нечего путного в этой жизни головой и руками не сделали и все туда же учить не мытую Россию как правильно жить и работать!!

    • ПанАлекс
      8.01.2017 21:23

      А вам сказать правду - большинство деталей сделано в Китае!

      • Пан Алекс самое смешное что все комплектующие российские! И кровати делают из русского леса,правда лак ,которым покрывает кровати импортный!

    • Анонимно
      9.01.2017 07:19

      А вот вы пишите что там так это не так . А вы конкретно что сделали или делаете качественно?????

  • Анонимно
    8.01.2017 12:27

    Представления Калашникова о будущем России нас не радуют, но у руководителя России есть ещё год для изменения направления развития страны.

  • Анонимно
    8.01.2017 12:33

    Да и без каких то Калашниковых и Кудриных понятно, чтобы экономика развивалась необходим правовая гарантия собственности , т.е. открытая и честная судебная система, децентрализация, экономическая и политическая конкуренция , вплоть до региональной конкуренции, местное самоуправления. Практически тоже самое было проведено при Александре втором. Мы опять топтаемся на месте. Народ у нас талантливый и если ему дать свободу возможностей и освободить о чиновничьего произвола он создаст экономичекую базу в лице среднего класса, а правовая база и открытость общества будет гарантией для привлечения инвестиций.

    • Анонимно
      8.01.2017 20:05

      ... Народ у нас талантливый и если ему дать свободу возможностей и освободить о чиновничьего произвола он создаст экономическую базу в лице среднего класса, а правовая база и открытость общества будет гарантией для привлечения инвестиций. ... " Да кто-же ему - нашему народу даст эту свободу? В 91-ом в РФ произошла криминальная революция, установившая криминально-клановое управление как регионами, так и страной в целом. Калашников пишет, что нынешний истеблишмент не хочет ничего менять, он стремится законсервировать то положение вещей, которое сложилось после 1991 года." Понятие "хочет" и "может" далеко не синонимы. Конечно нынешняя элита озабочена стагнирующей экономикой. Но, как говорит автор клановая система управления не способствует притоку новых, одаренных управленцев. По факту мы повторяем события предшествующие развалу СССР.

      • спокойрый
        9.01.2017 06:59

        ну дал горбачев так называемому народу свободу полную свободу что из этого получилось не может русский человек пользоваться свободой получается полная анархия

      • Анонимно
        10.01.2017 11:39

        В 91-м в РФ произошел управляемый переход к нынешней форме управления и собственности. Свобода была только в формате "пускай люди погуляют пока, не до них, надо делать бизнес на бывшей социалистической собственности". Людей начинают стричь в голодный год.

  • Анонимно
    8.01.2017 12:56

    реальное восприятие прошлого, но при этом совсем не адекватное видение будущего

  • Анонимно
    8.01.2017 13:17

    Сын представителя партийной элиты рассказывает нам, как хорошо было в СССР. Жан Баевич

  • спокойрый
    8.01.2017 13:41

    ну начал рассказывать сказку про ссср как у джани родари про страну за холстом на печке не было этой страны о которой говорит автор и именно поэтому она развалилась и вспоминать надо лишь с той позиции что если вы хотите в 90е обязательно начните с 30х а по поводу новой элиты он не подскажет как из тараканов сделать человека из таракана даже муравей не получился а он хочет человека получится так же как сказал вс черномырдин хотели как лучше получилось как всегда и цель властей должна быть не как сделать могучую державу а уцелеть пусть в весьма сокращенном варианте а уцелеть не дать случится на этом пространстве югославскому сценарию лучше чехословатский

  • Анонимно
    8.01.2017 13:47

    Согласен с автором что пока не сиенится нынешняя олиграхическая сырьевая элитка на настоящую элиту из промышленников и прелпринимателей , ничего не изменится. Нынешняя элитка умеет только осваивать деньги, а не зарабатывать. Что прстроили нвнешние олигархи в стране ? Какие новые щаводы и поедприятия с нуля? Ну хоть одну больницу доя больных детей они построили?

  • Анонимно
    8.01.2017 13:54

    Мечтатель наш правильные вещи говорит в основном. Не считая футуристических вбросов, естественно. Но насчёт революции сверху он загнул - у нас это в принципе не прокатит, потому что илитка от страха на постоянную икоту уже переходит. Скорее всего холопы перекормленные бузить начнут, если их кормовая база оскудеет. Например росгвардия может быть перекуплена одной из сторон, а путинские кадырывцы без него никто, поэтому как- то так начнётся всё это дело. Но низы не подкачают, хотя их придётся тоже в узде держать...

  • Анонимно
    8.01.2017 14:27

    БО, спасибо за эту статью и другие статьи, где разные авторы дают такие разные прогнозы о путях развития/деградации страны.

  • Анонимно
    8.01.2017 14:31

    Так вот мое предложение состоит в том, чтобы уже сейчас — первыми в мире! — основать государственный мегапроект создания человека бессмертного и начать инвестировать во все эти технологии. А Российскую Федерацию превратить в «точку сборки» для инноваторов всей планеты

    Вот уж футуролог, так футуролог! Новые Васюки не дают покоя отечественным будущеведам. Хотя уровень понимания - "во все эти технологии", прямо скажем, не оставляет никаких надежд.
    Хотя интересно, кого он предложит на роль Кощея?

  • Анонимно
    8.01.2017 16:32

    Калашников изложил маленькую часть "каркаса" государственной политической экономии, которая давно известно узкому кругу Гражданинов Российской Федерации как доктрина "Гражданской политической экономии" (Первоначальный вариант с 1999г.). Теперь видно, с этой доктриной знаком был и Калашников.Только, вот он находился среди тех, которые и отказались печатать доктрину в СМИ, озвучить в парламентских слушаниях в Госдуме (ряд центральных газет), и отказались помощь издать в виде брошюры.
    Тем не менее его интервью это важно. Да и никуда деться! Грядут события не только "трампанизма" и китайского "социализма". Если кончено наши сограждане ни "быдло".
    Сегодня элита это те, которые считают, что Россия должен развиваться как бизнес-корпорация и это уже достигнуто без учета более 45 миллионов наших сограждан (стратегия Гайдара).
    Это те, которые считают что "...России не нужны менеджеры, а нужен царь.." и пишут "стратегии" под конкретных владельцев бизнеса, ну а люди должны терпеливо ждать (лет 200), когда барыги подумают о нас. А думать должны МЫ - "нищеброды"! "Хозяева" РФ!
    Марат Н. Альмухаметов.

    • Анонимно
      8.01.2017 18:05

      Никакого социализма в Китае нет и никогда не было. Даже всеобщей пенсионной системы нет. Социализм есть в США и Европе. А в Китае его нет. Главное достижение Китая - грамотный переход из коммунизма в капитализм, который успешно завершен. Но социализма построить как в Европе и США они не смогли.

      • Анонимно
        8.01.2017 21:50

        Именно те кто выступали в советском агитпропе врагами социального государства (Запад) и пугалом для своих граждан, к нему приблизились в настоящий момент наиболее близко и глубоко. А те кто кричал о социализме, который они строят (Китай, С.Корея, Венесуэла, Куба) сейчас его не имеют.

  • Анонимно
    8.01.2017 16:39

    А футурологи к кому относятся - к тараканам или муравьям?

  • Анонимно
    8.01.2017 17:11

    а вы знаете,ребята?
    мне понравилась статья.
    БО спасибо.
    прочитал,как фантастический очерк с элементами реальности,на одном дыхании. чесслово.
    есть ,кстати,в его словах доля правды и качественного опасения.есть.

    но как красиво и внятно излагает,а!!!
    бессмертный человек-такого я не слышал давно...хе.
    ))

  • Анонимно
    8.01.2017 17:42

    У Калашникова есть канал на ютубе. Раньше смотрел его, изучал как можно не понимать очевидных вещей... Человек ходит в футболках СССР, заказанных из Китая, пишет с американского компьютера и мечтает о плановой экономике. И не понимает в упор, что плановая экономика сейчас невозможна в принципе. Что без частной собственности на средства производства и ее гарантий прогресс невозможен. Либо будет С.Корея. И таких все больше. Чувствую, опять эксперимент со страной сделают такие вот, и отбросят еще лет на 20... Грабли уже подготовлены...

    • Анонимно
      8.01.2017 22:03

      Согласен, проблема у нас одна, мы не можем строить будущее, все в прошлое тянет. Кого в монархизм, кого в величайший совок с его мясниками. А те кто говорят про будущее, предлагают будущее без чекистократии, олигархии, но с частной собственностью, дешевыми кредитами, уважению к предпринимательству, это проклятые либералы, подпиндосники, враги, пятая колонна.

      • спокойрый
        9.01.2017 08:17

        а что в россии без проклятых врагов не могут в таком случае будущего у нее нет так же как кончил ссср у которых весь мир был проклятые враги кончит и россия

    • Анонимно
      8.01.2017 22:35

      Проблема не в плановой экономике, а в неправильном планировании.

    • Анонимно
      9.01.2017 12:56

      Вот автор , про вас и мыслящих как вы, сказал, что даже патриоты страны с комплексом неполноценности.

  • Анонимно
    8.01.2017 18:28

    Какая наука? Какие технологии?
    В КНИТУ-КХТИ вскрыты все цепочки увода денег у государства, названы почти все причастные к этому лица.
    И что изменилось?
    По прежнему прессуют нормальных сотрудников нищенскими зарплатами.
    У людей пропала вера в справедливость, а без этого ......


  • Реальность печальна, власть чудит.
    Россия фатально в ад летит.

    Элита распухла, мал костюм.
    Наука утухла, крах угрюм.

    Кормушка скудеет, риск высок,
    Страна одолеет марш-бросок.

    Натянуты нервы, царь устал.
    Проели резервы, шанс пропал.

    Жируют концерны, свой карман.
    Не в моде Жюль Верны, а Билан.

    О тараканах, прав Максим.
    При шарлатанах, не устоим.

    • Анонимно
      9.01.2017 21:28

      Абдрахманов Н.З. - маладис !
      В точку !

    • Анонимно
      9.01.2017 23:54

      Молодец Абдрахманов, так емко, кратко и притом в стихотворной форме пересказал такое длинное интервью!

  • Анонимно
    8.01.2017 19:20

    дочитал статью до " реальный конкурент Новальный" дальше "экспертов" можно не читать. ничего с действительностью нет

  • Анонимно
    8.01.2017 20:00

    — А разве сейчас этих социальных лифтов нет?

    — В том-то и дело, что нет. Сегодня ты никуда не можешь попасть. Высшая политическая элита в нашей стране окуклилась, она замкнута и людей со стороны к себе не пускает. Наша промышленность не развивается. А раз так, то и социальные лифты не работают, у молодежи нет возможностей для роста. В Советском Союзе очень много простых ребят делали головокружительные карьеры по промышленной линии. Начинал простым рабочим, потом — начальник цеха, затем — директор завода, а дальше — в министерство. Работала огромная производительная экономика, и подняться по карьерной лестнице можно было на самый верх. А сейчас куда идти? В полицию? В охранники?
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/333812

    Это самая главная проблема для молодежи и не только!!

  • Калашников очередной паталогоанатом,который вскрывая очередной труп и выдает на гора и может правильно болезни умершего человека! Все что он говорит о современном обществе все это давно знают.А вот как этого человека попросить ,чтобы он завел коз,коров,кроликов и как заставить вороватых чиновников заставить чтобы они помогали этому человеку или хотя бы не мешали бы? И последний вопрос как поступить Путину ,если и простой человек и тот чиновник или депутат в гробу видели человека труженника держащего коров,или делающего табуретки для Икеи или желающего производить самолеты не хуже американских! Я старый человек и скажу так. Я жил при коммунистах и видел что из себя представляют ГКЧПисты и вижу борзыз современных депутатов и чиновников! Все они хотели бобла и при этом ничего не делать,,прикрываясь партийными лозунгами! И им американцы и прочие шведы эту возможность дали ,превратив страну в помойку и сплошных нотариусов и продажников еды и шмоток из за бугра и предателей типа Калашникова повторяющего что мы быдло ни на что не способное! А вот человек производитель низведен ниже плинтуса! И пока человек труда: конструктор,инженер,фермер,фрезеровщик,хирург не будет обласкан властью как депутаты дармоеды,попы и муллы халявщики и футболисты гоняющие по полю мяч и поющие под фанеру со всех экранов в нашей стране ничего не получится и начать возрождение страны надо с тех кто несмотря ни на что держит скот,сажает деревья и в гараже делает как в Китае аналоги продукции мировых брендов,чем завалены все прилавки наших супермаркетов и магазинов! А самолеты,оружие , и все что мы не разучились еще делать пойдут только после того как мы начнем есть не суррогаты ,а экоеду и ракеты перестанут падать когда мы начнем делать свои компьютеры и свои комплектующие для ракет! И начать индустриализацию новую страны надо с сельского хозяйства,где будут наши российские утки,куры,гуси нести яйца и из них будут вылупляться свой молодняк,а не генномодифицированные породы не дающие потомство и коровы давать молоко из которого без химии можно будет делать творог и сыр!

    • ПанАлекс
      8.01.2017 21:38

      Если бы вы хотя бы немного почитали статьи и книги Калашникова то увидели как раз ответы на свои вопросы! И ведь не предлагает "изобретать велосипед" - предлагаются решения давно опробированные в мировой экономике и истории. Например какие меры в экономике привели к росту ВВП СССР за год до 20% в год? Или как та же гитлеровская Германия после разрухи и поражения начала 20х в конце 30х оказалась мощнее и эффективнее "развитых западных" Франций, Великобританий и Польши? Это уже позже грабеж и оккупация. Вот и сейчас многие рецепты реализуемы.

      • Анонимно
        8.01.2017 22:32

        И ещё послевоенная Япония. Доктор Деминг плюс японский менталитет.

      • Анонимно
        8.01.2017 22:33

        "апробация",дружище панаклекс,пишется с А,если чо..))))

    • Анонимно
      8.01.2017 22:34

      Мурат, Вы во многом правы, но Калашников о том же и говорит!

    • Анонимно
      9.01.2017 01:44

      Зачем так длинно, Сиразин? Истина проста...

      • Ну и в чем истина ,АНОНИМ? Простота хуже воровства и нет простых решений типа всех расстрелять,а остальных загнать в гулаг работать,а те кто будет это делать ставить только честных и порядочных!

        • Анонимно
          9.01.2017 21:34

          Мурат Сиразин , думаю это образование вскорости распадется, за Иркутском трезвого русского не найдешь...одни китайцы...
          А татарину какая разница - все равно такие же красивые дома будут стоять , как и сто лет тому назад !
          Не зря же Проханов сказал - исчезет Путин - кирдык стране будет, но он видимо, имел в виду в таком виде ))

  • Анонимно
    8.01.2017 21:26

    Господин Сиразин.Какая индустриализация? Какое возрождение?Большинство образно говоря хотят отнять а поделить.И токмо потом ну вы знаете как в одной известной песне про весь мир насилья и прочая.

  • Анонимно
    8.01.2017 22:29

    Во многом согласен, только вот если создать мегапроект человека бессмертного тогда олигархическая верхушка точно не смениться никогда.

  • Анонимно
    8.01.2017 22:31

    Согласен полностью с Калашниковым! Прямо мои мысли, расширенные и чётко сформулированные. Да, нам нужна индустриализация! Да, нам нужна своя сильная промышленность! Да, нам нужны социальные лифты! Да, профессионалы, а не клановики должны руководить!

  • Анонимно
    8.01.2017 23:28

    Да если посмотреть все технические книги,они все 60-70 годов.Нового ничего не изобрели с тех пор. Не смогли соединить науку фундаментальную с производством. Сможем ли сейчас? Есть ли еще порох в пороховницах? Да и не хочется на новых хозяев что-то делать. Раньше хоть для Родины работали и творили, а сейчас обида не велит.

  • Анонимно
    9.01.2017 00:47

    Статья очень грамотная, написанная в простой, доступной форме, без каких либо претензий на заумность, которыми была переполнена недавняя статья Шевченко, и если сравнивать обе статьи, то это как небо и земля. Особо удивляли комментарии, в которых про последнего высказывались как про "блестящего аналитика". Единственное, что резануло глаз, так это рассуждения про технократическую революцию, да про революцию элит. А вот фраза "утилизировать часть элит" очень даже понравилась, так и подмывает добавить, не часть, а 2 / 3 бюрократов как минимум, дать лопаты в руки и на общественно полезные работы, чтобы на своей шкуре поняли почем фунт маслом, глядишь, импульс экономике дадут.
    Дольщик МЧС

  • Анонимно
    9.01.2017 06:51

    Пока Программой экономического развития РФ занимается Кудрин - Россия страна без будущего!

  • 1. Россия конечно же уникальная страна. Нет ни одной страны, тем более таких больших, которая полностью находилась бы во власти НЕДОБРОСОВЕСТНОСТИ.
    2. Что такое преступление? Это ведь не только покушение на нормы законодательства, но и выведение любой "существующей системы" из равновесия, что приводит к последующему причинения как материального, так и морального вреда в огромных объёмах.
    3. Кто такие преступники? Образно выражаясь это те, которые решают вопросы вразрез существующим нормам морали, сложившимся традициям, сформированным принципам.

    Вот здесь на БО как-то выступал настоятель старообрядческой церкви Иконы Казанской Божьей Матери. Он говорил, как можно определить - одержим ли человек бесами? Так вот: оказывается определить очень просто - когда, допустим, идущий человек, вдруг спотыкается, и в суе поминает чёрта, то значит в нём сидит дьявол.
    Такое, если существует и функционирует понятие экзистенциализм, вполне объяснимо, что это ПРАВДА.

    Так вот. Человек тоже "каждый день не может быть преступником". И если он в определённый "момент истины" прибегает к решению вопросов "нестандартным методам" - значит он есть что ни на есть ПРЕСТУПНИК, и его помыслы находятся либо в статическом положении, в зависимости от ситуации, не требующих определённых решений и действий, либо в динамике, когда преступные деяния воплощает в жизнь.
    Например, судье, чтобы считаться ПРЕСТУПНИКОМ, при решении жизненно важного для кого-то вопроса не обязательно взять мзду. Но вынося заведомо неправосудное решение (может быть первое и единственное в своей карьере) - он уже ПРЕСТУПНИК и был им всегда, но только ПОТЕНЦИАЛЬНО.

    4. Таким образом российский правящий класс - 100% НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ. А правящий класс - это те, кто имеет возможность и полномочия исполнять административные функции и воздействовать на сознание общества, формировать его, манипулировать им.
    5. Российский сформированный и существующий правящий класс целенаправленно и умышленно осуществляет СОКРАЩЕНИЕ собственного народа, посредством систематического сокращения жизненно важных социальных пространств. Потому как собственная личностная среда у правящего класса уже сформирована и благополучно функционирует. Следовательно народ для него просто лишний. Почему? Объясняю. Небольшой гипотетический пример.
    Если помещик в царской России, допустим, паразитировал на своей деревне численностью 2 тыс. человек. То он в количестве населения так или иначе был заинтересован. Ибо от численности зачастую зависел и его доход.
    В нынешних условиях, допустим тот же помещик тот же доход может получить за счёт 20 человек. И доходы у него окажутся ещё выше, потому как не будет издержек на содержание 1980 человек.
    6. Чем озабочен нынешний правящий класс?
    Так как они в своей массе сформированы как БЕСПРИНЦИПНЫЕ КОСМОПОЛИТЫ (БЕЗ РОДИНЫ, БЕЗ СОВЕСТИ, БЕЗ ФЛАГА), самая главная задача для них " ВОВРЕМЯ СМЫТЬСЯ".
    Но в Цивилизованном Мире, пока, существуют определённые принципы, направленные на то, чтобы их собственная выстроенная "социально-политически-общественно-экономическая" система не разбалансировалась. Поэтому наш правящий класс там если и ожидают, то без особого восторга. Во- первых: ментально они МНОГИЕ УГОЛОВНИКИ. Во-вторых: их наворованное барахло так или иначе может повлиять и изменить существующее в их обществе Статус-Кво. Например, когда наши жулики покупают жильё в Англии, но там полноценно не проживают, следовательно это влияет так или иначе на трудозанятость английских граждан. Она падает.
    7. Что делать? Давайте сначала определимся и займёмся налогами. Налог НДФЛ, по здравомыслию, в России должен быть прогрессивным. Начинаться ( со всех) от 35% (а он должен быть цельный - пусть потом перераспределяет правительство: в пенсионный фонд, медицинскую страховку и т.д) и доходить до 95%. Думаю, поразмыслив о криминальной природе своих доходов, умные люди возражать-то не будут. Как говорил Наполеон: сначала ввяжемся в бой, а там видно будет.

    • спокойрый
      9.01.2017 09:31

      а как вы считаете люди которые говорят я конечно не работаю но не потому что не хочу работать а потому что мало платят ну добавят ему зарплату а он через 3 или 4 месяца опять подобную бодягу заводит преступник или нет а те кто употребляет боярышник преступник или нет получается у нас весь народ такой как элита как говорится каков поп таков приход а настоящие люди которые могут стать зеркалом общества гнобятся они вроде лохи и на таких надо ездить

      • Отвечаю СПОКОЙРОМУ.
        1. Чтобы разобраться в сложных вопросах по принципу тождества их нужно иногда рассматривать через призму простых вещей и понятий. Иногда можно прибегать к методу экстраполирования.
        2. Мне кажется общество в целом можно и нужно рассматривать через мелкую его ячейку под названием семья.
        3. За экономическую, социальную, культурологическою составляющие семьи, которые (экономика, социум и культура) в принципе отвечают за её целостность, ответственность несут ПАПА и МАМА, а не дети.
        4. Элит в России нет. Так как представители элит могут являться таковыми, если существуют лишь в рамках незыблемости принципов, которые сформированы в обществе. В российском обществе их две, в основном: не укради и не навреди.
        5. Следовательно в современном российском обществе сформирован лишь правящий класс, но ни в одной его страте элит не существует.
        6. Правящий класс - это Президент и его Аппарат, Правительство, депутатский корпус, руководящий менеджмент Бизнеса, Церковь (все конфессии), СМИ, правоохранная структура (суд, прокуратура, правоохранительные органы), Оппозиция - то есть все те, кто наделён административно-распорядительными функциями и имеет возможность формировать идеологию общества, влиять и формировать его сознание - это ПАПА.
        7. МАМА- это интеллектуальная прослойка и интеллигенция, которая должна стоять на страже сложившимся традициям и сформированным принципам. И "драться" за них как волчица за своих волчат, иногда до "смерти".
        8. Ребёнок-это НАРОД. У ребёнка в семье не столько уж много задач: быть счастливым, расти здоровым, хорошо учиться и быть адекватным.
        У народа тоже самое: размножаться, работать, платить надлоги и при необходимости встать на защиту своего Отечества.
        9. То есть у народа и у правящего класса абсолютно разные задачи и функции на историческом поприще. Утрировано - народ должен осуществлять жизнедеятельность ОБЩЕСТВА в целом; ПРАВЯЩИЙ же КЛАСС должен осуществлять ОРГАНИЗАЦИЯ этой жизнедеятельности, чтобы (организация) в итоге минимизировала материальные и морально-психологические издержки.
        10. Это не народ виноват, что употребляет Боярышник. Виноват правящий класс - ибо в обществе ими неправильно сформирована определённая среда, которая называется ДОСУГ. Без чего общества, так же как и без еды, жилья и секса обходится не может. Если и может, то только на короткое время. ДИАЛЕКТИКА.

        • спокойрый
          9.01.2017 16:17

          как говорили коммунисты партия у нас плоть от плоти народа кровь от крови народа партия это и была правящий класс и она была не отделима от народа согласно коммунистам и если рабочий тащил подшипник то правящий класс тащил и тащит по мере своего ранга как говорил по моему чехов а так они оба воруют интеллигенция не отстает как пела одна популярная певица все мы бабы стервы ой ой ой кто у нас не первый тот второй с этим соглашались все и народ и правящий класс и интеллигенция и все при этом визжали от восторга это на языке религии называется прелюбодеяние страшнейший грех поэтому ваша диалектика какая то не такая какая есть в обществе наше общество к ней не подходит

  • Анонимно
    9.01.2017 09:40

    Комментарии, комментарии,..... "тараканов"!?
    А "тараканы" разве могут , хотя-бы, думать? Они же предназначены
    природой на "подбирание" крошек хлеба и ... т.д.
    Чудны твои дела, Господи: "генетики" желают превратить нас в бессловесных "муравьев"! Ошибаются они- мы же Люди; умеем и думать и работать!
    Господи, вразуми и помоги "генетикам"!
    Созерцатель

  • Анонимно
    9.01.2017 12:32

    Али.

    Во многом с ним согласен.

  • Анонимно
    9.01.2017 13:28

    Хорошая статья,всю прочитал,спасибо БО!Господин Калашников говорит,что нужна индустриализация страны...и только она поможет..,НО ПРИ ЭТОМ ДАЕТ СЕБЕ ЖЕ И ОТВЕТ))--Что из тараканов муравьев РАБОЧИХ НЕ СДЕЛАЕШЬ!А откуда МУРАВЬЁВ БРАТЬ БУДЕШЬ?--В ДЕРЕВНЯХ АККУМУЛЯТОРЫ РАЗРЯЖЕНЫ!))--ВСЁ ЭТО ЕРУНДА----ТВОЯ НОСТАЛЬГИЯ ПО КОММУНИЗМУ и т.д,--НА СЕЛЕ НЕТ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВОВ,КАК В 30-Х ,ОЧНИСЬ))........Коммунизма не будет ни когда,СТОЛЬ НЕТ НАРОДА РАБОТЯЩЕГО НА СЕЛЕ!А горожане НЕ СПОСОБНЫ К Т.Ф.-ТРУДУ!
    И не бежать первыми в мире" бессмертия"--,А НАУЧИТЬСЯ КОРМИТЬ,ОДЕВАТЬ И ОБУВАТЬ СЕБЯ!!!Футурополис-это самообман,и ни чего там нет---ТЕ ЖЕ КОРОБКИ ПРЕССОВАНЫХ УЧАСТКОВ))--по сути ТОТ ЖЕ МУРАВЕЙНИК)).

  • Интересные мысли. Большое число фактов, считаю что достаточно правдивых. Что хочется добавить: дабы не запутаться в таком обилие предположений придется не только прочитать много книг, но и разобраться в процессах. Процесс распада СССР был гораздо более сложен, тоже самое и с революцией. Однако, ключевое что делали большевики, растили кадры. Всё дело в людях! Одна элита уйдет, другая придет и продолжит разваливать страну. Важно сейчас задавать вопрос: какой должен быть новый Человек для нового уклада (не факт что он будет технологический). И как должны вырасти в своем понимании все мы чтобы ни у кого не было шансов нас дурачить. (В революции участвовал народ, но он же позволил СССР развалиться. И здесь нам может пригодиться другой образ будущего - Ивана Ефремова.

  • Анонимно
    9.01.2017 14:28

    Для сверхбогатых актуально бессмертие. Государство, где хоть на шаг первыми продвинутся в этом направление (например лечение рака) сделает огромный экономический шаг

  • Анонимно
    9.01.2017 20:27

    В далёкой Океании давным-давно на группе островов жили тамошние аборигены. Островитяне имели своих жрецов. Были у них и семьи и праздники. Вот только сами они были немножко людоедами. И вот один оратор стал призывать островитян перебраться на другой остров, полный счастья и модерна. Часть храбрецов отважилась переплыть опасный пролив между островами. Но, высадившись на берег, изумились открытию. Оказывается, на этом острове также жили людоеды. Они лишь пользовались железом - цепями, топорами и прочими разными приспособлениями для приготовления яств. А оратор просто был знакомым жреца этого острова.

  • Анонимно
    23.01.2017 00:35

    Поддержу Калашникова в том, что в РФ есть проблема дорогих денег. Добавлю еще очень низкий уровень монетизации экономики. Вместе эти факторы не позволяют ни увеличить инвестиции, ни поднять уровень заработной платы в ВВП, т.е провести структурные реформы. И похоже , что именно Кудрин - основной лоббист этой системы, предложил вытекающий их нее дефицит денег использовать как основной политический рычаг власти. Поэтому остается ждать осознания тупиковости такой финансовой политики (основа) + перераспределения средств в пользу регионов (управленческий вызов новым элитам)

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль

Будем на связи!

БИЗНЕС Online на Facebook БИЗНЕС Online во ВКонтакте Напомнить позже