Бизнес 
9.01.2017

Фаил Шарифуллин, «Татэлектромаш»: «Я решил перевести весь холдинг на себя...»

Владелец второго по масштабу после КАМАЗа промпредприятия Челнов впервые рассказал «БИЗНЕС Online» о своей жизни и достижениях

«Обанкротить и распилить было нетрудно, но не в моих это правилах», — вспоминает Фаил Шарифуллин о своем приходе на «Татэлектромаш». В интервью «БИЗНЕС Online» один из самых непубличных бизнесменов Закамья ответил на попытки «облить грязью» его команду и рассказал, как за 15 лет довел число работников с 600 до 6 тыс., стал первым резидентом ТОСЭРа и планирует довести оборот в 2017 году до 30 млрд. рублей, вытеснив украинцев из закупок РЖД, поставляя моторы БелАЗу и КАМАЗу, а трубы — газовикам.

Фаил Шарифуллин: «Я придерживаюсь принципа — кто хочет добиться результата, тот находит средства. Кто не хочет — находит причины. Надо понимать, что любой бизнес выгоден, невыгодные отмирают»Фото: prav.tatarstan.ru

«ФИЗЛИЦО БОЛЕЕ ЗАЩИЩЕНО ЮРИДИЧЕСКИ...»

— Фаил Фахрутдинович, как ни странно это звучит, но об управлении «Татэлектромашем» у бизнес-сообщества нет единого мнения. Вы собственник, но часто мы слышим, что первое лицо холдинга — Ильдус Исламов. Как все-таки распределяются роли?

— Мы партнеры, работаем душа в душу. В начале 2000-х это госпредприятие пребывало в банкротном состоянии, уже работал внешний управляющий. Его собирались распродать, и, когда мы пришли, часть станков уже продали, зарплату не платили около 7 месяцев. Взять ситуацию под свой контроль республика попросила тогда Исламова — лично Шаймиев попросил, потому что знал Ильдуса Закиевича как талантливого руководителя. А Исламов пригласил меня и мою команду, потому что мы вместе работали еще с КАМАЗом — я в свое время продавал грузовики и поставлял на КАМАЗ оборудование. Исламов тогда сказал: «Моих людей здесь нет, работать никто не хочет, один я не справлюсь, надо помочь».

Если быть точным, впервые я пришел сюда в 2001 году как коммерческий директор, полгода разбирался, можно ли поднять производство, потому что обанкротить и распилить или выкупить после банкротства — это все было нетрудно, но не в моих правилах, неблагородное это дело. В 2001 году правительство приняло решение о создании технопарков, и в 2002-м мы создали «Технопарк «Татэлектромаш». У меня были деньги, и я вложил их сюда, потому что видел, что восстановить бизнес можно. Здесь были конструкторы, инженеры, были станки. Огромные площади стояли невостребованными. За год я вывел холдинг из банкротства. Долгов было больше, чем годовой оборот, я все закрыл. Параллельно запускал новые направления, и все они заработали благодаря качеству выпускаемых изделий. Главный ресурс — Завод транспортного электрооборудования (ЗТЭО) — был мертвый, но мы закупили новое оборудование, поменяли всю технологию и сегодня конкурируем с Siemens. Три года назад мы начали поставлять на «Уральские локомотивы» (производитель поездов для РЖД — прим. ред.) — наши двигатели оказались лучше и вдвое дешевле. А в 2002-м, занявшись технопарком, я заодно начал выкупать акции. Холдинг я выкупил за немаленькие деньги.

— Если в начале 2000-х вы были гендиректором, то кем был Ильдус Закиевич?

— Тем же, кем и сейчас является, — гендиректором НПО «Татэлектромаш».

— Тогда что такое НПО в структуре холдинга?

— НПО — это, по сути, имущественный комплекс, в котором на условиях аренды располагаются предприятия холдинга.

Холдинг занимает территорию около 100 га Холдинг занимает территорию около 100 га Фото предоставлено АО «ХК «ТЭМПО»

— Кого вы с Ильдусом Закиевичем сменили? Понятно, что холдинг был государственным, но чья команда им управляла?

— Условно говоря, муниципальная власть. Когда Исламова сюда поставили, бывшие управленцы, конечно, были против: всячески пытались облить его грязью, с бандитами путали, писали жалобы генералам ФСБ и налоговой полиции, Шаймиеву писали о том, что пришла команда с темным прошлым. Мы тогда по каждому нашему руководителю подготовили биографическую справку, приложили вузовские дипломы, послужные списки и тоже всем разъяснили, кто мы и откуда. На высшем уровне это понимали.

— Мы видим, что «Татэлектромаш» проходит какую-то масштабную реорганизацию, юридические лица меняются. Какова цель этого процесса и какая структура должна получиться на выходе?

— Цель остается прежней — снизить риски. Технопарк под несколько направлений мы создавали, понимая, что одна корзина — это риск. Допустим, перестанет БелАЗ покупать двигатели — и поставщик умер. А технопарки были в тренде, правительство как раз тогда рекомендовало этот курс. У нас идея выстрелила на 100 процентов — мы и металлоконструкции начали изготавливать, и комплектующие на КАМАЗ поставлять, и трубы нефтяникам. Тогда я переименовал технопарк в холдинговую компанию «Татэлектромаш», которая со временем объединила ЗТЭО, «Технотрон», «Камский завод металлоконструкций» (КЗМК), метизный завод «Технотрон-Метиз», трубный завод НТЗ «ТЭМ-ПО» и арматурный КМК «ТЭМПО». То, что я открыл в последние три года, КМК например, я учреждал уже как физлицо, а ЗТЭО, «Технотрон» и КЗМК учреждал еще холдинг. В 2015 году я все-таки решил перевести весь холдинг на себя, потому что у нас частный бизнес, учрежденный физлицом, более защищен. Переводил самым простым путем — выкупил акции холдинга.

— Так у вас же и в холдинге 100 процентов?

— Да, но вопрос в том, чтобы все предприятия были и учреждены физлицом.

— Перед кем или перед чем нужна защищенность?

— Да это просто мировая практика — физлицо более защищено юридически. И волокиты с проверками меньше.

«Технопарк под несколько направлений мы создавали, понимая, что одна корзина — это риск»Фото: prav.tatarstan.ru

«НОВУЮ ЛИНИЮ МЫ СТАВИМ ДЛЯ НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ»

— КМК стал одним из первых резидентов ТОСЭР. Завод вышел на проектную мощность?

— На подходе.

— Поработав в статусе резидента, готовы ли вы и следующее предприятие заводить в ТОСЭР или все же практика показала какие-нибудь подводные камни?

— Никаких скрытых сложностей нет. Я очень благодарен государству, и не только за ТОСЭР, мне помогли во всем. Электроэнергию, например, дали без проблем. Мы 150 мегаватт запросили и без вопросов получили, с газом также. Фонд моногородов нам сделал дорогу. К нам внимательно относятся, потому что и мы КМК очень быстро построили, за три года. В Москве аналогичный завод строили 9 лет. Своевременная поддержка помогла нам быстро раскачаться. Сейчас я свободен от налога на прибыль — вместо 20 процентов только 5 отдаю, освобожден от социальных налогов, от налога на имущество. Если бы всего этого не было, мне тяжеловато было бы развивать КМК — завод ведь мало запустить, надо еще оборотные средства набрать и очень много. Если в месяц у нас будет 1 - 1,5 миллиарда оборота, то это только оборотных средств надо 3 миллиарда. Поэтому я обязательно пойду в ТОСЭР снова. Когда у нас на площадке был президент, он предложил нам развивать металлургию. Мы ответили, что у нас уже есть бизнес-план следующего этапа развития. В настоящий момент разрабатывается проектно-сметная документация, и мы приступим к реализации проекта.

— Кстати, почему вам всегда идут навстречу? Республика — понятно, вы стратегическое предприятие, а с чего вам симпатизируют федералы?

— Да, нас поддерживают... Наша продукция всем нужна, это реальное импортозамещение, с качеством и хорошей ценой. По линии поддержки моногородов мы предложили нужный проект в нужное время. Они приезжали, смотрели масштаб, решили помочь — почему нет? Да и дорога [за счет средств Фонда моногородов] ведь не наша — она для многих предприятий.

CranExpo 2016. Москва, ВДНХ CranExpo 2016. Москва, ВДНХ Фото: pktehnotron.com

— Каков общий оборот по холдингу? Растет ли он?

— У нас в среднем каждый год плюс 30 процентов — и так в течение 15 лет. Иногда бывает и по 50 процентов прирост. В прошлом году у нас оборот был где-то 12 - 13 миллиардов, в этом году ожидаем плюс 50 процентов, задачей на 2017 год ставится оборот в 30 миллиардов.

— За счет КМК?

— Не только, трубный тоже дает прирост. НТЗ мы основали в 2009 году, как раз в кризис, и с тех пор каждый год по одной производственной линии добавляем, вот и растет объем. Каждая линия работает на свой спрос. Например, трубы малого диаметра зимой покупают плохо, зато растут поставки на север, на Ямал. Летом там никакой транспорт не проедет через болото. Газовики ориентируются на зиму, и я останавливаю малую линию, загружаю конвейер по производству труб диаметра 530 миллиметров. Рынок играет, а нам с 6 линиями удобно идти в ногу.

— А между тем говорят, что у трубного завода дела идут неважно. Якобы люди разогнаны в административные отпуска...

— Наоборот. Еще в прошлом году на трубном заводе работали 400 человек, а в этом — уже 800. И на КМК работают уже 900 человек, хотя еще летом было 300. Слухи могли пойти из-за внутренних переводов. Я набирал на НТЗ стажеров, чтобы по принципу наставничества обучались операторы, наладчики... КМК тоже открылся, но сходу три-четыре смены не организуешь, а арматура продается летом, надо было спешить с поставками. Как только по трубам сезон закончился, человек 200 я сразу перевел на КМК — возможно, отсюда и разговоры о сокращениях. На новую линию ушли лучшие операторы, там надо уметь работать. В Челнах ведь готовых металлургов нет, наш завод в Татарстане первый.

ТЭМ поставляет на КАМАЗ облицовку кабин ТЭМ поставляет на КАМАЗ облицовку кабин Фото предоставлено АО «ХК «ТЭМПО»

— Еще иногда говорят, что у вас два трубных завода. Интересно, почему так?

— Можно сказать и два, и шесть — по числу линий. Но вообще-то новую, шестую, линию, под которую мы брали кредит в ВТБ, я хочу поставить на новой площадке как отдельный завод. Называться он тоже будет ТЭМПО, его я и хочу продвигать в ТОСЭР. Линия большая и уникальная, под производство труб с внутренней и наружной изоляцией, в России такой еще нет. Материалы для антикоррозийной изоляции будет поставлять новый завод «Алабуги» — «3М Волга». Мы с этим конвейером кредитовались на 310 миллионов и еще 300 хотим взять, не считая своих средств.

— Куда планируете поставлять продукцию?

— По всей России и в страны СНГ. Трубы этих размеров для нефтегазовой отрасли — дефицит.

— Подытожим инвестиционные планы. Вы, во-первых, запускаете к следующему году шестую линию, или второй трубный завод. Во-вторых, на очереди — второй металлургический. Он обойдется так же, как и первый КМК?

— Подороже. Первый КМК я успел построить по старому курсу доллара. Второй обойдется минимум в 10 - 15 миллиардов. Второй трубный тоже недешево встанет — только на оборудование уйдет 1 миллиард, включая кредит. Общей цифры инвестиционной программы у нас нет, потому что цены меняются постоянно. Но у нас и с кредитами проблем нет — ТЭМ хорошо знают и Сбербанк, и ВТБ. Наше имя работает, и кредиты нам предоставляют на хороших условиях.

«ЗТЭО — все-таки основа холдинга, потому что конкурентам, если кто зайдет на рынок с нуля, нужно будет десятилетиями нарабатывать сравнимое с нашим качество» «ЗТЭО — все-таки основа холдинга, потому что конкурентам, если кто зайдет на рынок с нуля, нужно будет десятилетиями нарабатывать сравнимое с нашим качество» Фото: zteo.ru

«СЕЙЧАС ЗАБИРАЕМ ОБЪЕМЫ УКРАИНЫ, ЦЕНТР ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ БУДЕТ У НАС....»

— Какие виды продукции холдинга вы считаете основными?

— Для нас вся продукция равноценна. Пусть у НТЗ оборот на трубах раза в три больше, зато двигатели на ЗТЭО — это интеллектуально емкий бизнес, его никто не может освоить. Китайцы выходили на нас с предложением сотрудничества — даже у них не все получается скопировать. ЗТЭО — все-таки основа холдинга, потому что конкурентам, если кто зайдет на рынок с нуля, нужно будет десятилетиями нарабатывать сравнимое с нашим качество.

Сейчас арматурный завод доведем до проектной мощности, он даст 15 - 20 миллиардов оборота, и будет расти. Метизы (мелкие металлические изделияприм. ред.) — сравнительно молодое направление, мы открыли его года четыре назад, сейчас вышли на мощность свыше 10 тысяч тонн в год, являемся основным поставщиком КАМАЗа. Поставляем также в Ульяновск на УАЗ, с ВАЗом договор заключаем. На экспорт в Европу отправляем процентов 10.

«По трубам география поставок — СНГ. Около 30 процентов отгружаем в ближнее зарубежье — Таджикистан, Киргизстан, Азербайджан, Прибалтику. Везде, кроме Украины»Фото: prav.tatarstan.ru

— По трубам география поставок тоже интересна.

— СНГ. Около 30 процентов отгружаем в ближнее зарубежье — Таджикистан, Киргизстан, Азербайджан, Прибалтику. Везде, кроме Украины. Ну а с двигателями мы присутствуем на всех континентах, кроме Северной Америки, — это через БелАЗ. Где есть «БелАЗы» — там есть и наши двигатели, потому что у них 80 процентов двигателей — наши. Благодаря нашим движкам они завоевали рынки, зашли в Индию, Китай, Чили, Бразилию, Югославию. Больше половины двигателей ЗТЭО уходит на экспорт.

— Но это не по прямым поставкам, правильно? Двигатели просто уезжают туда в белорусских грузовиках.

— Нет, почему — сами поставляем. «БелАЗы» же тоже не вечные, они формируют вторичный рынок. Когда покупателям нужно восстановить машину, они покупают двигатели у нас.

— Какова мощность ЗТЭО?

— В год продаем около двух тысяч двигателей. Но я жду удвоения в недалеком будущем, потому что мы вытесняем других. Сейчас забираем объемы Украины.

Во время посещения в июле 2016 году президентом РТ Рустамом Миннихановым строящегося металлургического комбината «ТЭМПО»Фото: prav.tatarstan.ru

— Кстати, по поводу Украины: как-то доводилось слышать, что в начале 2000-х, когда холдинг менял хозяев, часть мощностей ЗТЭО как раз и ушла на Украину. Так и было?

— Нет, Харьков и в советское время был мощнейшим центром электродвигателей. Никакого отношения к ТЭМ он не имеет, просто был нашим конкурентом. Но теперь центр будет у нас. У нас был первый вице-президент РЖД Валентин Гапанович, смотрел завод, потом на правительственном уровне Рустам Нургалиевич заключил соглашение по поставкам двигателей как стратегической продукции. Теперь мы будем поставлять основную часть, а раньше отгружали примерно 50 на 50 с Харьковом.

— Сейчас на российском рынке двигателей у вас какая доля?

— Не знаю даже, много. Это ведь не только белорусские грузовики — практически все российские трамваи и троллейбусы ездят на наших двигателях.

На поволжском агропромышленном форуме - 2016 На поволжском агропромышленном форуме-2016 Фото: pktehnotron.com

— Какими вы видите перспективы интересных вам рынков?

— Производство электродвигателей в России и так на уровне. С технической стороны сейчас стоит вопрос перехода на двигатели с постоянным магнитом и индукторным приводом, меньшего размера и большей мощности. Традиционно магнит — это катушка, но технология использования постоянных магнитов уже осваивается в Китае.

— Вы готовы к такому повороту?

— Мы эти двигатели уже выпускаем. Догнать прогресс очень тяжело, надо идти в ногу. Чуть проспал — конкуренты тебя вытеснят.

— Насколько сегодня загружены мощности холдинга, учитывая кризисные трудности?

— Мы даже в праздники работаем, не успеваем за заказами. Каждый год начинаем работать с 3-4 числа. По металлоконструкциям, например, у нас уже заключены годовые договоры с нефтяниками. Половина ТАНЕКО из наших металлоконструкций построена, НПЗ «Сибур» и другие. И сами тоже деньги платим вовремя, так что никакого кризиса у нас нет. Зарплата за время моей работы ни разу ни на один день не задерживалась.

— Большой ли у вас штат?

— Почти 6 тысяч человек. Когда брали завод, было 600. За 14 лет штат увеличился в 10 раз.

Цех окраски на Камском заводе металлоконструкций ТЭМПО Цех окраски на Камском заводе металлоконструкций «ТЭМПО» Фото: kzmktempo.ru

«ДВИГАТЕЛИ И УПРАВЛЕНИЕ КАМАЗОВСКОГО ПРОЕКТА „ПЛАТФОРМА“ — НАШИ...»

Не могу не спросить вашего мнения об истории с двумя кранами, о которых мы писали летом и которые, по рассказу их собственника Александра Маева, два года удерживались руководством КМК, а в итоге были уничтожены, чтобы не платить за их аренду....

— Чистый вымысел. Хусниев Файзулла Фахрутдинович, о котором вы писали в этом материале, — очень уважаемый человек. Он уволился в июле 2015 года и устроился на КАМАЗ. Мы ведь у этих мошенников, которые обвинили нас в удержании их кранов, все суды выиграли. А они говорят, что якобы в феврале 2016 года Хусниев у них разрезал краны...

— Не совсем так: мы писали, что Хусниев эту историю начал, решил не отдавать краны, а резали уже без него...

— Договор на работы заключил предшественник Хусниева Сергей Хрипун еще в 2013 году, а Файзулла Фахрутдинович ко мне устроился в 2014 году. Он с этими подрядчиками ни разу даже не встречался — они отработали два-три месяца и ушли. Они раскачали эту историю специально для прессы, потому что Хусниев — известное лицо. После случая с «Дальним» стало модно полицию грязью обливать, вот на этой волне они и пытались сыграть, надеялись повлиять на результаты арбитражей. Но мы все выиграли. Никаких кранов не было. Фотографии — монтаж.

— Но ведь эти фотографии как раз и делала полиция.

— Насколько мне известно, в полицию эти фотографии предоставил сам Маев. У нас на металломогильнике лежат около 20 штук кранов и спецтехники — можно фотографировать сколько угодно. После того как дело передали в главное следственное управление, следователи к нам приходили с проверкой. Они тщательно все изучили, и надеюсь, что расследование будет объективным.

«За 14 лет штат увеличился в 10 раз. Зарплата за время моей работы ни разу ни на один день не задерживалась»Фото: prav.tatarstan.ru

— Да, будем надеяться, что разберутся. Еще один интересный момент — раз уж вы упоминали китайцев, помнится, два года назад АИР продвигал совместное с ними производство электромобилей на площадке ТЭМа. Чем все закончилось?

— Зачем нам китайцы, мы с КАМАЗом работаем по линии электромобилей. Например, камазовский проект «Платформа», у которого на каждом колесе отдельный электродвигатель. Этот двигатель — наш, в 2017 - 2018 году он пойдет в массовое производство. Управление на данном проекте — это тоже наша разработка. Проект в целом движется отлично, уже завершаются испытания. Или взять новую камазовскую кабину — это мы поставляем облицовку для нее из композитных материалов.

«В СВОЕ ВРЕМЯ ПРЕДЛАГАЛИ КУПИТЬ ЕЛАЗ, НО ЗАЧЕМ МНЕ УСТАРЕВШЕЕ СОВЕТСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ?»

— Фаил Фахрутдинович, вам когда-нибудь доводилось работать наемным работником?

— Я вырос в деревне и поднимался с простого рабочего. Как закончил школу — сразу пошел работать, потом армия, институт. Начинал рабочую карьеру бульдозеристом. В то время начальство получало меньше, чем рабочий. Например, мастер или начальник участка получали 150 - 200 рублей, а на бульдозере до тысячи зарплата доходила. Когда началась перестройка, где-то в 1988 или 1989 году я открыл строительный кооператив «Жасмин» — он был шестым по счету частным предприятием в Челнах. Начав с него, я создавал группу из нескольких кооперативов. Я постоянно занимался расширением бизнеса в различных направлениях, кроме стройки у меня были торговые точки на рынке — автолавки, потом параллельно начал заниматься оптовыми поставками. Что только не продавали: сахар, муку... В голодный год прямо с лотка автолавки муку продавали мешками. В 1998 году с компанией «Техсельхозпром» я стал дилером КАМАЗа, при этом продолжал заниматься разнообразной коммерцией. Много продукции поставлял на «Татнефть», на КАМАЗ — возил импортное оборудование. Потому мне и было несложно обновить потом «Татэлектромаш» — я уже знал зарубежные технологии, знал, где и что покупать.

«Где есть БелАЗы — там есть и наши двигатели, потому что у них 80 процентов двигателей — наши. Благодаря нашим движкам они завоевали рынки» «Где есть «БелАЗы» — там есть и наши двигатели, потому что у них 80 процентов двигателей — наши. Благодаря нашим движкам они завоевали рынки» Фото: zteo.ru

— Что вы могли бы рассказать о себе? О непрофессиональных увлечениях, о семье?

— Из увлечений только спорт — я фитнесом занимаюсь. У меня четверо детей, три сына и дочка. Рустем, директор трубного завода, — старший. Младшему 10 лет, а средний, Радик, в этом году окончил институт, начал работать.

— Что бы вы посоветовали тем, кто сегодня хочет зайти на рынок?

— Могу сказать, что наш успех основан на быстрых решениях. Когда долго тянешь и сомневаешься, тебя опередят конкуренты. Надо быть оптимистом и верить в свое дело. Я придерживаюсь принципа — кто хочет добиться результата, тот находит средства, кто не хочет — находит причины. Надо понимать, что любой бизнес выгоден, невыгодные отмирают. Всегда можно найти возможность снизить затраты, обязательно нужно ориентироваться на новые технологии. У меня в свое время была возможность купить ЕлАЗ, мне предлагали недорого, как раз когда я ТЭМом занялся. Я посмотрел — там все оборудование еще советское, устаревшее и решил: зачем мне это надо, лучше вложить деньги в модернизацию ЗТЭО. Ни разу не пожалел об этом решении...

Визитная карточка компании

АО ХК «Татэлектромаш» (АО «ХК «ТЭМПО») — промышленная группа, в которую входят:

— Завод транспортного электрооборудования, производство электродвигателей для трамваев, троллейбусов, поездов ОАО «РЖД», автотранспорта. Основной поставщик двигателей для БелАЗа. Мощность — порядка 2 тыс. двигателей в год.

— Набережночелнинский трубный завод «ТЭМ-ПО», 6 линий. Основной потребитель — ведущие российские нефтегазовые компании («Газпром», «Роснефть», «Татнефть», «Ямал СПГ»).

— ЗАО ПТФК «Технотрон», производство автокомпонентов и сельхозтехники. В состав также входит завод «Технотрон-Метиз», мощность — свыше 10 тыс. т метизной продукции в год.

— Камский завод металлоконструкций, поставки для строительных нужд преимущественно нефтегазовой отрасли («Газпром», «Роснефть», «Татнефть», «Сибур»).

— Камский металлургический комбинат «ТЭМПО», производство арматуры, действующий резидент ТОСЭР «Набережные Челны».

— Торговый дом «ТЭМ» — сбытовая компания холдинга.

— Логистическая компания «ТЭМПО-Логистик», 300 автопоездов в составе трех автоколонн. Оказание логистических услуг для предприятий холдинга и перевозка грузов от сторонних заказчиков по всей России.

Промышленные площадки холдинга сгруппированы на единой территории площадью около 100 га в Набережных Челнах.

Годовой оборот холдинга: 12 - 13 млрд. рублей по итогам 2015 года.

Общий штат группы: порядка 6 тыс. человек.

Визитная карточка руководителя

Шарифуллин Фаил Фахрутдинович — председатель совета директоров и собственник (100%) АО ХК «Татэлектромаш».

Родился 21 ноября 1959 года в деревне Старое Клянчино Сармановского района. Окончил Нижнекамский индустриальный техникум в 1984 году. Трудовой путь начинал бульдозеристом, в 1988 - 2001 годах основал несколько кооперативов, занимался строительством, торговлей продуктами питания, автокомпонентами, автомобилями «КАМАЗ». Также занимался поставками импортного оборудования для нужд крупных компаний Закамья (КАМАЗ, «Татнефть»). С 2002 года — гендиректор технопарка «Татэлектромаш», затем одноименной холдинговой компании.

Женат, воспитывает троих сыновей и дочь. Старший сын Рустем Шарифуллин возглавляет НТЗ «ТЭМ-ПО».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (53) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.01.2017 09:32

Начинал бульдозеристом,окончил Нижнекамский индустриальный техникум. гендиректор технопарка и одноименной холдинговой компании. вот и весь жизненный путь, а все остальное ....... не нужно знать да и зачем ????

  • Анонимно
    9.01.2017 09:32

    Начинал бульдозеристом,окончил Нижнекамский индустриальный техникум. гендиректор технопарка и одноименной холдинговой компании. вот и весь жизненный путь, а все остальное ....... не нужно знать да и зачем ????

  • Анонимно
    9.01.2017 10:03

    Просто повезло!

    • Анонимно
      9.01.2017 10:16

      мужик пахарь, очень серьезный. Это видно по интервью и по хватке. Такие и двигают жизнь. Без МВА, без благоглупостей. Мне понравилось, что не чурается заниматься самыми простыми вещами, вплоть до мелких железок. Да. многое осталось за кадром, а как вы хотели - как было в 90-е делать бизнес, выживать и зарабатывать? Только мощные не многословные мужики, умеющие постоять за себя и держать слово, и выживали.

    • Анонимно
      9.01.2017 12:04

      Почему же нет восторженных отзывов, вот как надо делать бизнес. Узнаю комментаторов БО. Везет тем, кто работает, особенно в той области, где нужно создавать, что-то производить. Б

  • Анонимно
    9.01.2017 11:43

    1. мужик в каске, вернее два в касках, а третий нет?
    2. видимо на третьего охрана труда, требуемая ТК РФ, не распространяется?
    3. как на заводе им. Горького и стройках?
    4. правильно сделали, что показали и побольше таких статей о людях дела, а не трёпа;

  • Анонимно
    9.01.2017 15:17

    По роду деятельности приходится общаться с ИТР ТЭМПО. Все говорят о тяжелых условиях труда, маленькой зарплате и о большой текучести кадров.

    • Анонимно
      9.01.2017 19:57

      большая зарплата в Пенсионном фонде - за счет пенсионеров

  • Анонимно
    9.01.2017 15:47

    зарплату платит очень низкую. люди долго не держатся

  • Анонимно
    9.01.2017 17:01

    Молодец, настоящий капиталист. Да, он не собес, платит столько, сколько позволяет рынок труда. Про такого почитаешь и за Россию становится спокойнее. Побольше бы таких!

  • Анонимно
    9.01.2017 17:12

    Вот нам таких руководителей побольше и не какие кризисы не страшны.

  • Анонимно
    9.01.2017 17:19

    У 6000 работников надо спросить почему они держатся если плохо платят. Скорее всего они довольны своей зарплатой.

  • Баба-Яга
    9.01.2017 22:03

    БО, спасибо за статью. Интересное интервью. Холдинг действительно действует, развивается не больно афишируя свою деятельность. Приятно, что выпускников и студентов на практику берут без проблем.

    • Анонимно
      10.01.2017 02:16

      конечно им же платить особо не надо, да и семей и детей практически у выпускников нет

  • Анонимно
    10.01.2017 02:01

    Молодец, оборот наращивает людей нанимает, что сказать просто красавец.

    А теперь ложка дёгтя.

    80-90 предприятие ГУП, 2000 - долг около 200 млн. вливание республики денег и....

    за 2010 год (убыток) – 2,7 млн
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/50235

    2017 "Я перевёл холдинг на себя" - (оборот 30 млрд.).

    А 49% минземимущество просто подарило....



  • Анонимно
    10.01.2017 02:11

    Как в анекдоте :

    - Стоит мужик по среди парка и вокруг него толпа стоит и все, что-то покупают.

    - Прохожий мимо идёт и слышит шум, гам, дай думает подойду.

    - Подошёл и спрашивает - мужик а ты чего тут делаешь?

    - Мужик говорит - продаю 1 $ за 99 центов.

    - Прохожий спрашивает в чём логика? Где прибыль?

    - Мужик отвечает прибыли нет, ЗА ТО ОБОРОТ!



    ОАО «Научно-производственное объединение «Татэлектромаш» (Набережные Челны) объединяет четыре самостоятельных предприятия

    – ЗАО «Набережночелнинский завод металлоконструкций (ЗАО «НЗМК)

    – "Татэлектромаш" – производственное объединение» (ЗАО «ТЭМ-ПО»),

    - ООО «Набережночелнинский трубный завод» (ООО «НТЗ»),
    - ЗАО «ПК «ТЕХНОТРОН»,
    - ЗАО «Производственная компания Завод транспортного электрооборудования» (ЗАО «ПК ЗТЭО»).

    Образованный в 2009 году торговый дом «ТЭМ» играет роль единого продавца всей продукции, которую изготавливают предприятия, входящие в состав холдинга.

    Генеральный директор - Ильдус Исламов. Уставный капитал на 31.05.2006 – 193,8 млн. рублей. Выручка от продажи на 21.12.2010 – 81 млн. рублей. Чистая прибыль за 2010 год (убыток) – 2,7 млн. рублей.

    Совладельцы: ООО «Технопарк «Татэлектромаш» (51%), минземимущество РТ (49%).

    Аффилированные лица: Фаил Шарифуллин, Ильдус Исламов, Рамиз Мухаметшин, Сергей Хрипун, Петр Долгов, ЗАО ХК «Татэлектромаш».

    ООО «Торговый дом "ТЭМ"» (Набережные Челны) входит в структуру

    ОАО "Научно-производственное объединение «Татэлектромаш»". Директор и владелец ООО «Торговый дом "ТЭМ"»- Рустем Шарифуллин.

    Уставный капитал компании на 6.06.2011 – 10 тыс. рублей, выручка от продажи на 31.12.2010 – 1 946,1 млн. рублей. Чистая прибыль за 2010 год – 78 тыс. рублей.


    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/50235

    • Анонимно
      10.01.2017 19:14

      Не понял, переведи.

      • Анонимно
        20.04.2017 13:32

        Смотри продажи и прибыль какая остается за 2010 год... "Кто не понял, тот поймет", как говорил один пехотинец

  • Анонимно
    10.01.2017 12:42

    серьезная компания "ТЭМПО"!кто работает, тот знает.Уходят люди и снова возвращаются.Условия нигде не легкие!Зарплата во время,день в день!Очень много хороших специалистов работают,приходят и практику проходят тоже не мало студентов,после окончания учебного заведения идут туда же на работу.Кто грязью обливает,таких полно!знает незнает..слышал где то обязательно напишет.Пусть!никто не запрещает!Каким бы не был когда то руководитель холдинга,он поднял его,сделал рабочие места для Челнинцев!Кризис всегда за забором!Удачи им,процветания!

  • Баба-Яга
    10.01.2017 18:10

    Еще важно отметить доступность первого лица в процессе решения производственных задач. Это повышает доверие к холдингу. Во многих других компаниях до хозяина/генерального директора не достучаться, а при решении ряда рабочих задач, не имея право их решать или необходимый уровень профессионализма, топ менеджмент предприятия затягивает/отказывает/тянет с ответом.

  • Анонимно
    10.01.2017 20:27

    «Татэлектромаш» создавался еще во времена строительства города: в 1976 году был открыт первый и важнейший актив будущего холдинга — Завод транспортного электрооборудования. ЗТЭО стал первым электротехническим производством в республике. Пройдя через переделы 80 - 90-х годов, ТЭМ был реорганизован в ГУП, затем в ОАО. Как рассказывают старожилы, в нулевые годы ТЭМом рулила команда бывшего мэра Рафгата Алтынбаева, но Шарифуллину удалось взять ТЭМ под свой контроль через процедуру банкротства (долгов у предприятия тогда накопилось более 200 млн. рублей). Именно тогда новые собственники начали создавать на базе завода промышленный холдинг в его нынешнем виде, причем весьма успешно: по данным наших источников, директора всех заводов ТЭМ имеют фиксированную зарплату в 1,2 млн. рублей.

    Любопытно, что ЗАО «ХК «Татэлектромаш» сейчас находится в процессе присоединения к тольяттинскому ООО «Полихим», по всей видимости, с последующей ликвидацией (в собственниках «массовые» учредители). В стадии ликвидации и ЗАО «НЗМК «ТЭМ-ПО» — завод металлоконструкций, а стратегический актив холдинга «ЗТЭО», производящий двигатели для поездов и трамваев, вообще юридически исчез с лица земли: в мае ЗТЭО был присоединен к волжскому АО «Жихаз», которое в тот же день было ликвидировано. К «Жихазу» было присоединено и ЗАО ПК «Технотрон», и ЗАО «ЗМК ТЭМПО».

    Действующими в прежнем формате на сегодняшний день остаются только торговый дом «ТЭМ» (Шарифуллин — 100%, убыток за 2014 год — 3,9 млн. рублей), ОАО «НПО Татэлектромаш» (вотчина известного в республике предпринимателя Ильдуса Исламова) и собственно АО «КМК «ТЭМПО» — обласканный федералами и муниципальными властями резидент ТОСЭРа. Стоит ли удивляться, если после исчезновения нескольких предприятий холдинга выручка и прибыли КМК с его льготами по налогам вырастут многократно?

    Еще примечательнее тот факт, что с марта 2016 года оперативное руководство головной структурой холдинга — ЗАО ХК «Татэлектромаш» — принял на себя новый гендиректор Алексей Базаров. Шарифуллин остается почти 100-процентным собственником (в учредителях также записан гендиректор ЗТЭО Рамиз Мухаметшин с долей менее 0,1%).

    Все эти реструктуризации плодят слухи о том, что собственник промышленной империи может и выйти из бизнеса. С одной стороны, бывшие работники КМК рассказывают, что на производстве уже ходили разговоры о смене собственников — якобы на свою долю претендуют бывшие партнеры, которые в последние годы в силу объективных обстоятельств не могли активно проявлять себя. С другой стороны, причиной может быть элементарное состояние здоровья. По слухам, собственник ТЭМПО сейчас тяжело болен, сильно похудел и купил яхту за 150 млн. рублей, которая стоит перед его домом, то есть собирается на пенсию. В то же время стоит обратить внимание: будь это единоличное наследство, владелец, вероятно, передал бы его сыну Рустему Шарифуллину, гендиректору двух трубных заводов холдинга.

  • Анонимно
    10.01.2017 22:15

    Как-то не складно получается, а про минзем ни слова, как местное правительство помагало!

    Хоть одно бы слово благодарности сказал Республике!

    http://m.business-gazeta.ru/article/319208

  • Баба-Яга
    11.01.2017 10:30

    По количеству комментариев заметно, что не хотим видеть позитива в жизни. Сама как Баба-Яга - во многих случаях против. Против политики, когда системообразующий банк банкротится, и его клиенты самостоятельно пытаются выжить, против когда на должности назначают не по профессионализму, а по кумовству (молодежь не видит социальных лифтов и теряет мотивацию к профессиональному развитию), против коррупции и откатов ..... И тут отличная статья, хороший пример развития - такой крупный холдинг выпускает востребованную продукцию, 6000 работающих! Проблемы есть (ну не бывает развития без сложностей), и они их, думаю, решают. Молодцы и собственник, и коллектив! Удачи вам в 2017 году!

    • Анонимно
      11.01.2017 13:02

      С минусовой прибылью!

    • Анонимно
      11.01.2017 13:08

      Оборот - это не показатель уровня предприятия.
      А вот показатели:

      Текучесть кадров
      Прибыль
      Доля рынка
      ВЭД
      Экологичность
      Уровень заработанных плат
      Соц. Гарантии работников
      Дополнительная система мотивации
      Дополнительная медицинская страховка.
      ROI


      Пора бы уже понять - что без рабочих - НЕТ производства! И прибыль рабочие приносят своим трудом!

      А оборот это байки для уальных людей.

      Между десятью компаниями оборот может быть10 млрд., а по факту -меньше 1 млрд. Реальных денег.

      Оборот вообще не говорит об экономических успехах компании.

    • Анонимно
      11.01.2017 13:11

      ТТС - 42 млрд. В год оборот!

      НО! Он самый крупный игрок в ПФО, в пятерки по РФ.

      И доля рынка у него огого!!!

      Зубарев молодец. А Шарфуллин в сравнении получил все от государства, да и не добился особо ничего!

      • Анонимно
        11.01.2017 14:29

        Зубарев он перепродавец, да хороший человек, но не производитель. Это две разные вещи.

        • Баба-Яга
          11.01.2017 16:10

          Верно подметили. У нас в стране сейчас созданы все условия для процветания чиновников и множество преград для развития реального сектора экономики. В книге Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», которая написана в 50-е годы прошлого столетия, автор предвидела сегодняшнюю Россию - засилье паразитирующих чиновников и проблемы предпринимателей. Там кстати один из главных героев также строил металлургический завод. Книга в чем- имеет и перекосы, но у меня при её чтении было ощущение, что автор описывает сегодняшнюю Россию.

          • Анонимно
            11.01.2017 17:18

            Мне кажется СТРОИЛ и получил в личное пользование от государства завод -это всё таки разные вещи.

            Фанилю подарили заводы, он их не строил, а потом из фед. Бюджета денег получил, а не заработал!

        • Анонимно
          11.01.2017 17:23

          И у меня к нему как человеку и БИЗНЕСМЕНУ УСПЕШНоМУ большое уважение, потому как он сам начинал и ему ни кто ВАЗы и КАМАЗы не дарил.

          Он бизнесмен.

          Мне дайте завод и денег из фед. Бюджета и я тоже чего нить построю и людей найду.

          Шарифуллин - не конкурентоспособным бизнесмен, работающий на родственных связях в РТ.

          Вот и весь бизнес, вылет за пределы РТ его съедят идаже не заметят.

          А Зубарев и в йошке и в Ижевске выживает.

          Так, что Зубарев молодец и я уверен если ему дать такие же стартовые позиции как дали Шарифуллину, то Зубарев в России в первой тройке будет

    • Анонимно
      11.01.2017 13:24

      Позитив хотим НЕВИДЕТЬ и СЛЫШАТЬ, а почувствовать ФИНАСОВЫЙ ПОЗИТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - в виде роста зарпалат, роста экономики.

      А болтунов и так хватает.

    • Анонимно
      11.01.2017 13:25

      Не старайтесь быть наивным, плохо выходит.

      Посмотрите на финансовый результат, а не на слова

      • Баба-Яга
        11.01.2017 16:01

        Предлагаю и Вам не быть наивным. Генеральный директор успешного бизнеса на мой вопрос "почему вы такие крутые, а прибыль около нуля?" ответил жестко "Уволю главного бухгалтера на следующий день, если она покажет большую прибыль". Вот вся правда жизни - зачем отдавать 20% заработанных средств государству, которые их тратит чаще всего бездарно. Хорошую прибыль легко могут показать сельхозпредприятия - они уже много лет освобождены от налога на прибыль. 6000 рабочих мест - вот это для меня показатель. Согласна, что у них высокая текучесть кадров думаю есть и другие проблемы. Но согласитесь не так много в республике СОЗДАНО новых ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ предприятий за последние 15 лет, и которые до сих пор на плаву.

        • Анонимно
          11.01.2017 17:16

          Отлично, так зачем "успешный бизнесмен" берёт деньги безвозмездно у государства, а налоги платить не хочет?

          И ещё вопрос, почему государство "успешного бизнесмена ОСВОБОДИЛА ОТ НАЛОГОВ В ТОСЭР" А ПРИБЫЛИ ТАК И НЕТ?

          И почему успешное государство отдало обще-народную собственность "успешному бизнесмену " за так, а этот бизнесмен взамен что дал нам налогоплательщикам?

          Хороший бизнес жить за счёт государства, получать субсидии безвозвратные за счет налогоплательщиков, а самому налоги не платить.

          Что скажите?

          • Баба-Яга
            11.01.2017 19:56

            Рада за Вас, что считаете сегодняшнее наше государство успешным (или это сарказм?). У нас изначально условия для реализации производственных проектов намного хуже, чем за рубежом: ставки по кредитам кабальные, "длинные деньги"в банках в принципе не получишь (окупаемость нового завода намного дольше, чем в торговли, в сфере услуг), у людей/ сотрудников нет уверенности в завтрашнем дне (а это сильно влияет на производительность труда), невозможность найти хороших молодых специалистов (качество образования резко упало как от коммерциализации высшего образования, так и внедрения ЕГЭ ( в нем есть и хорошие моменты -возможность поступления любому школьнику без блата в выбранный вуз, но в остальном - это просто кошмар), шальные деньги от дорогой нефти за последние годы потрачены не понятно как, но только не технологическое развитие страны, коррупция "цветет" и реальных шагов не видно по решению проблем (откаты менеджеров по закупкам, "заносы" в чиновничьи кабинеты ... -всё это садится в стоимость выпускаемой продукции) и т. п. Поэтому пусть и вяло, но государство поворачивается к бизнесу (налоговые преференции резидентам ОЭЗ, ТОСЭР, займы под низкие проценты ...) и это должно быть на мой взгляд, как продуманная промышленная/индустриальная политика. А вот распределение этих преференций в руках чиновников, а там и личный интерес присутствует, и непрофессионализм и много что. Простите за многословие, вопрос сложный и интересный.

          • Баба-Яга
            11.01.2017 20:52

            "И почему успешное государство отдало обще-народную собственность "успешному бизнесмену " за так, а этот бизнесмен взамен что дал нам налогоплательщикам?"
            Вот и надо задавать этот вопрос государственным мужам, КТО ЭТО ДОПУСТИЛ. Успешный предприниматель балдеет от процесса создания своего дела, открытия нового производства, и он стремится создать свою реальность по своим меркам и не последнее место в этом процессе занимает такая грань, как оптимизация затрат, и тут он в азарте творчества может переходить чужие границы. Для этого и существует государство, чтобы вовремя стукнуть по рукам (или по другим местам), чтобы он не обделял работников, не замахивался на чужую/ государственную собственность, не кидал преступно партнеров и т.п. А государственных мужей все население содержит за свои налоги в том числе, чтобы они устанавливали справедливые правила игры и следили за их неукоснительным соблюдением. Это моя картина мира, возможна она не совпадает с Вашей и это нормально. Поэтому если был незаконный захват государственной/ республиканской собственности или другие решения, то существует конкретные государственные чиновники, которые это все подписали. На мой взгляд, прежде всего, надо предъявлять претензии к этим ребятам. А то часть чиновников ведут себя как коммерсанты, принимая решения только через призму личных интересов, а при выявлении противозаконных действий или ошибок из-за низкого профессионализма делают вид, что их хата с краю ... Мне кажется я пишу очевидные вещи. У меня вопрос - где сильная государственная власть, которая сотрудничает с бизнесом, соблюдая законность и интересы людей?

      • Баба-Яга
        11.01.2017 16:13

        Вдогонку предыдущему комментарию цитата известного ученого "...если гражданина заставляют платить за образование и медицинское обслуживание, пенсию накапливать из собственных средств, жилье и коммунальные услуги оплачивать полностью, по рыночной цене, то зачем мне такое государство?! С какой стати я должен еще платить налоги и содержать безумную армию чиновников? Я всегда на всех уровнях говорил, что здравоохранение, образование и наука должны обеспечиваться из бюджета. Если государство сваливает эту заботу на нас самих, пусть исчезнет, нам будет гораздо легче." Ж. И. Алферов, советский и российский физик, лауреат Нобелевской премии.

  • Анонимно
    11.01.2017 17:38

    И Зубарев не лечиться тем, что делает в отличии от некоторых.

    Еще примеры нужны по РТ? Действительно умных и талантливых бизнесменов.

    Или про ставленников побеседуем?
    Про админ. Ресурс, которым до сих пор по непонятным причинам пользуется тэмпо.

    Это не бизнес. Так может любой, самое главное "удащливым" быть.

    Когорта таких бизнесменов уходит в прошлое потому,что их приучили не знаю самостоятельности , а к бюджетной кормушке. Я их могу понять, они уже не могут перестроиться и пойти на новый действительно бизнес виток развития компании.

    Тэмпо - опять займ от РТ получает.

    Это, что бизнес?



  • Анонимно
    11.01.2017 21:53

    Караван идет собаки лают

  • Анонимно
    12.01.2017 01:32

    Из-за падения продаж Набережночелнинский трубный завод «ТЭМ-ПО» остановил одну линию
    Набережночелнинский трубный завод (ЗАО НТЗ «ТЭМ-ПО»), входящий в структуру холдинга «Татэлектромаш» Фаила Шарифуллина, остановил одну из шести производственных линий. Гендиректор завода Рустем Шарифуллин объясняет остановку сезонным падением продаж.

    «Завод не остановлен, только один трубопрокатный стан из шести, — опроверг Шарифуллин слухи о полной остановке производства. — Это сезонный фактор. Рабочие не распущены по отпускам, они заняты монтажом новой линии».

    Напомним, в сентябре стало известно, что НТЗ «ТЭМ-ПО» взял льготный кредит в размере 310 млн. рублей в Банке ВТБ. Ставка по программе стимулирования кредитования МСБ составила 11% годовых. По данным корпорации МСП, кредитные средства направлены на пополнение оборотных средств, чтобы поддержать закупки компании. Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор завода, на заемные деньги НТЗ приобрел новую линию, которая и монтируется в настоящее время.

  • Анонимно
    14.01.2017 23:29

    Да, прямо взял и выкупил. Таких контор в последнее время много, где вдруг ниоткуда никто сдал собственником. Типа Просто молоко. Ну нет в стране у нас траста нормального и номинального держания, у нас это именуется зиц-председательство....

  • Анонимно
    15.01.2017 11:08

    Завистников много. Дайте деньги и я тоже сделаю - на ничего вы не сделаете, испугаетесь ответственности, не поверите в себя и свои знания. Короче, диванные аналитики.
    Надо было обанкротить и распилить завод в 2000х, освободить 6000 человек от рабского труда!
    Есть такой блогер Шарий, он про Украину делает сюжеты. Я посмотрел один про пенсионеров. Сюжет следующий: он демонстрирует сюжеты новостных каналов 2012 года и 2016.
    В 2012 году пенсионеры в Украине жаловались на маленькую пенсию в эквиваленте 100 евро, проклинали кабинет министров и всю "бандитскую шайку", а прибавку в 5 евро считали унизительной. И всё это с учетом цен 2012 года.
    Так вот в 2016 году теже пенсионеры уже живут с пенсией 47 евро и радуются прибавке в 2,5 евро, с учетом новых ценовых реалий и вспоминают как рай 2012 год.

    К чему это я: когда имеем не ценим....

    • Анонимно
      18.01.2017 02:21

      Так оно и было сделано. Всё в точку. Обонкротили ВГУП - активы слили в ОАО.

      в 2000ых - 6000 сотрудников не было на этом предприятии

  • Анонимно
    15.01.2017 11:56

    К чему это все написано? Получается рабочим надо благодарить хозяина за зарплату в 20,0 тысяч рублей, восхищаться его очередной приобретенной недвижимости заграницей и радоваться очередному удащливому в списке Форбс?

    • Анонимно
      15.01.2017 15:01

      Если люди могут зарабатывать деньги, то не надо им завидовать, пусть зарабатывают. Что касается заработных плат простых рабочих, то есть понятие рынка: если платишь мало, то рабочие уйдут. Если платишь 20, а рабочий работает, то плати 20, непонятно по какой логике надо поднимать до 30

    • Анонимно
      15.01.2017 20:33

      Это к тому, что надо работать. Завидовать и радоваться по желанию. Если не устраивают условия увольняться. Можно на Север на вахту. Можно самому стать предпринимателем и платить наемным работникам по 60 000 руб. Главное руки не опускать.

  • Анонимно
    15.01.2017 15:21

    Где Вы у нас увидели рынок? У нас пытаются построить государственный капитализм. Нет рынка в стране. Кто выигрывает тендеры на серьезные заказы? Тот, кто предлагает лучшее качество при низкой цене или тот, кто связан с властью?

  • Анонимно
    18.01.2017 02:24

    ПОПОЛНЕНИЕ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ НА 310 млн. :)

    Очень успешный бизнесмен.

  • Анонимно
    18.01.2017 02:24

    Ну ничего мы подождём и посмотрим

  • Анонимно
    28.01.2017 14:43

    кто знает, тот знает и молчит. кто не знает , то несет всё , что в голову пришло.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль