Общество 
9.01.2017

«Если государство запретит регионам финансировать профессиональный спорт – ему хана»

Василий Кикнадзе, создатель телеканала «Спорт» и человек, показавший всему миру Универсиаду в Казани, о проблемах отечественного спорта и ТV

Бывший руководитель телеканала «Спорт» Василий Кикнадзе в интервью спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказал, почему «Матч ТВ» не считается стартапом, объяснил низкую посещаемость футбольных стадионов и констатировал, что Россия оказалась не готова к информационной войне по теме допинга.

Президент FISU Клод Луи Гальен и Василий Кикнадзе (справа) на Универсиаде в Казани Президент FISU Клод Луи Гальен и Василий Кикнадзе (справа) на Универсиаде в Казани Фото: страница Василия Кикнадзе на «Фейсбуке»

«В ОТЛИЧИЕ ОТ КОРРИДЫ В ФУТБОЛЕ НЕ ПАХНЕТ СМЕРТЬЮ»

— Василий Александрович, какой стала ваша жизнь без федерального телевидения?

— Коммерциализировался. Поставил на первый план собственные интересы и занялся интернетом вообще и киберспортом в частности. Его можно запрещать, закрывать, ставить барьеры и закрывать интернет, но популярность киберспорта будет только расти — сумасшедшая эффективность с точки зрения рентабельности капиталовложений. И совершенно непрогнозируемые условия успеха издателей игр: кто попал в волну, заполучил игроков, тот в течение 5 - 7 лет может стать миллиардером. Этот бизнес в достаточной степени еще не отстроен, не сегментирован, но приносит дивиденды уже сегодня. Кроме того, в киберспорте работают иные принципы монетизации по сравнению с традиционными видами спорта. А аудитория приучена платить. Это большой плюс.

— Что удивило больше всего в киберспорте?

— Я недавно этим занялся, еще года не прошло. Не могу претендовать на глубину восприятия, но две вещи приятно удивили. Во-первых, оказалось, что многие профессиональные киберспортсмены в очень хорошей физической форме, а не паукообразные хлюпики. Среди тех, с кем общаюсь практически в ежедневном режиме, хоккеисты, самбисты, кандидаты в мастера спорта.

Во-вторых, благодаря интернету киберспорт универсален в том смысле, что не имеет границ. Его огромное преимущество — в интернационализме. Команда может состоять из русских, украинцев, белорусов — и никаких проблем не возникает.

— Это правда, что ваш отец активно продвигал теорию происхождения басков от грузин?

— Моего деда в 1938 году расстреляли по ложному доносу. Одним из «доказательств» стала обнаруженная у него во время обыска фотография пластины, некогда найденной в Басконии. В 1923 году в Иране фотографию ему подарила английская семья, упомянув, что никто не может расшифровать надписи на ней, но легенда гласит, что в давние времена в Иберию испанскую пришли люди из Иверии кавказской. Дед всячески пытался разгадать древние письмена, но в итоге одним из обвинений было то, что это какая-то шпионская таблица.

Отец был активным популяризатором теории родства басков и грузин, она до сих пор жива в Грузии. В стране басков к ней относятся гораздо спокойнее. В свое время я собирался тоже ей заниматься и на телевидение попал совершенно случайно.

— По образованию вы преподаватель испанского языка, знаете культуру этой страны. Коррида круче футбола?

— Вообще не стоит сравнивать. В футболе вы не рискуете жизнью. Коррида — сумасшедшее зрелище, потому что в нем самое главное не борьба человека с быком, а борьба человека с самим собой. Тореадор знает повадки, привычки быка и легко может работать на безопасном расстоянии, не подвергая себя риску. Страсть корриды, ее двигатель в том, что зритель — полноправный участник представления. Он, сидя в безопасности на трибунах, загоняет тореадора на рога, потому что никогда не будет аплодировать и требовать награды тому, кто работает на безопасном расстоянии. Самое страшное в корриде — смотреть, как человек ломает себя и по требованию толпы заходит в зону смерти. В футболе такого нет. Там существует зрелище, но смертью не пахнет.

«КОНЕЧНО, „МАТЧ ТВ“ НЕ СТАРТАП»

— Спортивное телевидение в России сейчас для кого существует?

— На мой взгляд, оно сегодня стало некой площадкой для самообразования акционеров и менеджеров. А должно не существовать — действовать в интересах всей страны. Даже если перед ним стоит задача зарабатывать. Спортивное телевидение не может думать только о тех, кто живет в европейской части.

В условиях монополизации, когда Первый канал и ВГТРК практически убрали спорт из сетки вещания, на «Газпром-Медиа» возложена огромная ответственность, потому что теперь это главный пропагандист спорта. Руководители «Матч ТВ», формируя сетку, должны понимать, что они тем самым формируют и будущее спорта в стране.

— В футбол у нас тоже играют не для болельщиков?

— Однозначно. Это одна из самых главных проблем, которые есть. Долгое время некоторые владельцы клубов просто-таки подпитывали орды вандалов, которые теперь заполонили футбольные стадионы. Туда с девушкой или с детьми не пойдешь. Позорной каплей, переполнившей чашу, стал последний чемпионат Европы. Но все попытки к ЧМ-2018 что-то изменить административными мерами неэффективны — менталитет менять надо.

Должны ходить люди, для которых каждый матч будет праздником, а не ареной сведения счетов. Они же, кстати, будут оставлять деньги на стадионе. Мерчендайзинг — это же огромная составляющая бизнеса. Все с телевидения пытаются содрать деньги, не понимая, насколько привлекательная сила — стадион. «Спартак» что-то пытается делать, «Зенит» тоже, в «Локомотиве» определенные изменения, ЦСКА осваивает новую арену. Но пока мы не будем собирать стадионы, никакой трансформации ТV-рейтингов, а соответственно, и коммерческого увеличения стоимости прав, не будет.

— «Матч ТВ» — стартап?

— Нет, конечно. «Матч ТВ» получил в наследство все лучшее, что было на российском спортивном телевидении. И на советском спортивном телевидении, потому что легко прослеживается прямая преемственность. В последние годы именно конкуренция, существовавшая между «НТВ-Плюс» и ВГТРК, двигала всех вперед. Вместе с тем решение создать монополиста считаю правильным, потому что цены на права вышли за любые разумные пределы. И последствия этой гонки цен, организованной заметными игроками рынка, «Матч ТВ» пожинает до сих пор. Считаю, что отсюда тяжесть и приобретения прав на показ чемпионата Испании и на показ ЧМ-2018. Существовавшая динамика роста цен не соответствовала мировой динамике. Конкуренция и высокие цены на нефть позволяли увеличивать предложения в четыре-пять раз, что немыслимо для рынка.

— То есть эти торги между «Плюсом» и ВГТРК привели к тому, что сейчас за примеру просят огромные деньги?

— Ну Первый канал тоже руку приложил. К росту цен привело богатство страны и неуемное желание быть лидером в отрасли, которая привлекает внимание руководства России и значительную часть активной аудитории. У «Спорта» 2009 год был тяжелый, потому что «НТВ-Плюс» получил дополнительное финансирование от «Газпрома». Они достаточно быстро сумели скупить права, и у нас под конец года контента не хватало.

— Первый канал отказывается от трансляции хоккея, но на арену очереди в километр. Спорт теперь интересен только вживую?

— Для начала определяемся, что такое доля и рейтинг ТV-программы. Доля — это процент зрителей, смотрящих программу от числа тех, у кого вообще включен в данную минуту телевизор. Рейтинг — процент смотрящих программу зрителей от общего количества зрителей в стране. Доля определяет качество продукта и правильность его места в программной сетке, рейтинг определяет рекламные поступления.

Доля тематического спортивного канала, имеющего национальный охват, вертится вокруг двойки — будь то в России, Германии или США. Я могу отчасти согласиться со снижением рейтинга телевизионных спортивных трансляций, но оно связано не с изменением отношения аудитории к спорту. На мой взгляд, влияет вторжение в показ спорта интернет-технологий и тех сервисов, которые они предлагают пользователям.

— Только поэтому у «Матча» цифры меньше, чем были у «Спорта»?

— «Спорт» 2008 год прошел с прибылью более чем 400 миллионов рублей — больше 10 миллионов долларов по тем временам. И тогда у нас средняя доля по году по аудитории «Все» была 2,12. У «России-2» средняя доля по 2015 году была чуть больше 2,7. У «Матча» сейчас от 1,3 до 1,7 колеблется, если не брать Олимпиаду и Евро-2016.

Несмотря на это, я уверен, что с популярностью спорта ничего не произошло, у спорта по-прежнему есть своя аудитория. Могут меняться пристрастия и предпочтения, но не в последнюю очередь они формируются теми, кто определяет ТV-сетку.

.
Фото: kremlin.ru

«ИНДУСТРИЯ СПОРТИВНЫХ МЕДИА НАХОДИТСЯ НА ГРАНИ ВЫМИРАНИЯ»

— Интерес зрителя можно определять лишь по рейтингам?

— Вы мне сейчас напомнили историю одну. В 2006 или 2007 году ко мне пришли вполне дружественно настроенные люди из РФПЛ и говорят: «Вася, ты нас за нос водишь. У тебя, оказывается, денег много. Мы посчитали, что в стране 4 миллиона семей, которые готовы платить ежемесячно 10 долларов за право просмотра чемпионата России по футболу. Мы играем 9 месяцев, в принципе, можем играть 10 месяцев. Все умножаем, получаем 400 миллионов долларов, которые можно собирать за год! Мы честные люди, давай 50/50». И я улыбнулся, когда в предвыборной программе Валерия Газзаева на пост президента РФС услышал сумму 200 миллионов долларов за ТV-права. На деле мы в тот год платили примерно 2,5 миллиона долларов лиге за права, еще 4 вкладывали в производство, а зарабатывали лишь 4,5 миллиона.

В оценке предпочтений зрителя велика ответственность менеджеров, их профессионализм, понимание традиций и тенденций. Уходить только в изучение рейтингов или комментариев на отдельных интернет-ресурсах — путь в никуда. Нужно много источников информации и их постоянный анализ.

— 2 из 5 самых популярных трансляции Олимпиады показали на «России-1». 9 из 10 самых популярных спортивных трансляций года показали Первый канал и «Россия-1». Нам точно нужен единый спортивный канал?

— Кубок Первого канала нам дал однозначный ответ: да! Причем причина заключается в одной простой истории — размерах нашей страны (рисует). У нас сейчас 9 часовых поясов. На больших каналах, на «России» и «Первом», они делятся на пять эфирных зон. День начинается с востока страны: здесь вышла определенная программа и дальше пошла повторяться, географически с востока на запад. Проблемы бы не было, будь спорт сосредоточен в восточной части. Играли бы в футбол и хоккей, а потом ставили дальше повторы — и народ, думаю, не очень бы даже переживал. Но 90 процентов спортивных событий происходит в западной части России. И если по Москве матч в 19:00, то в следующей зоне это уже 21 час, дальше 23 и в крайней восточной зоне это 3 утра.

— Как именно это влияет?

— Возьмем, к примеру, Первый канал. Есть спортивная трансляция, которая везде стоит впрямую. В одной часовой зоне для этого надо снести программу «Время». В другой — отменить рейтинговый сериал, вечернюю программу или блокбастер, а дальше никаких рейтингов не видать, потому что уже ночь глубокая. Следовательно, все цифры можно собрать только в одной зоне. При этом вокруг «Времени», как и в вечернем сериале или фильме, самая дорогая реклама.

Возникает вариант везде, кроме европейской части, пустить в записи — в час ночи или в три часа ночи. Рейтингов все равно в этих зонах нет, а так хотя бы сетку ломать не надо. И не устраивать себе головную боль, связанную с абсолютной непредсказуемостью события. Спорт же не регламентируется строго: бокс до нокаута может идти, хоккей — продлиться до буллитов. Даже в футболе судья добавил 5 минут ко второму тайму, и пропадают блоки рекламы, которые стоят живых денег.

— И в противовес спорту «Давай поженимся», которая во всех часовых зонах в лучшее время?

— Да! Это же очень удобно: нарисовал в сетке кирпичик, и дальше на запад все повторяется, как по маслу. Когда же вклинивается непредсказуемый спорт, который почему-то все еще хотят смотреть впрямую, большие каналы говорят: «Нет, ребята, мы не готовы идти на финансовые потери». Когда мы от нефтедолларов захлебывались, проблем не было — жертвовали доходом ради социальной задачи. Сейчас же каналы зарабатывают не просто в поте лица, в тяжелейших условиях, и я не склонен предъявлять кому бы то ни было претензии.

Но я все равно не уверен, что «Первый» поступил правильно, отменив хоккей в последний момент. Заранее надо было объявлять, идти на переговоры. А так получилась большая имиджевая потеря и для канала, и для хоккея.

— Но хоккей же показали на «Матч ТВ».

— Программная политика «Матч ТВ» сейчас рассчитана только на жителей европейской части России, хотя гражданин из Владивостока ничем не отличается от гражданина из Москвы. «Спорт» много критиковали за многочисленные повторы. Говорили, что просто контента нет. Ни черта подобного. Это был принципиальный подход: дать возможность посмотреть трансляцию в удобное время как можно большему количеству людей. Первый канал могут увидеть 98 процентов россиян. Насколько я понимаю, у «Матча» сейчас охват примерно 60 процентов. Остальные хоккея не увидели, если только не смотрели в интернете. Но, боюсь, если в регионе не принимается сигнал «Матч ТВ», то и со скоростью интернета там проблемы.

— Деньги на «Матч ТВ» закончатся вместе с ЧМ-2018?

— Это вопрос к «Матчу», к «Газпром-Медиа», к «Газпрому» и государству. Я вижу варианты и развития, и угасания спортивной составляющей через конвертацию в канал общей направленности. Ведь и в концепцию Первого канала, тогда еще ОРТ, при создании закладывали обязательные 10 процентов спортивного вещания, и в концепцию НТВ тоже. Спорт тяжело программировать, тяжело распространять, а тяжелее всего продавать. Постоянное изменение сетки и контента, а вместе с ними и рекламных блоков.

— Спортивная журналистика сейчас в заднице?

— Я бы говорил по-другому. Индустрия спортивных медиа, да, действительно, сейчас находится в целом на грани вымирания. В отрасли нет процветающего СМИ, а это бьет по престижу профессии и качеству приходящих в нее кадров. Вместе с тем вполне хватает народа, умеющего писать, снимать и показывать, — по качеству кадров мы ни в коем случае не в застое. Но существует риск потерять все это и не привлечь молодое поколение.

— Уходы Владимира Стогниенко и Василия Уткина — неудачи руководства «Матч ТВ»?

— Стогниенко — безусловная потеря. На мой взгляд, Володя будет определять будущее отечественного футбольного комментария еще не одно десятилетие. У Васи Уткина очень тяжелый характер, но он один из лучших комментаторов России. Есть еще история с Алексеем Андроновым, лучшим знатоком немецкого футбола. На мой взгляд, потеря.

.
Фото: president.tatarstan.ru

«КОНЕЧНО, В ТАТАРСТАНЕ БУДУТ ЛУЧШЕ СМОТРЕТЬ «АК БАРС»

— Показ детских боев развитию спорта способствует?

— Преступление! Я на «Спорте» боевые искусства «придушивал» не из-за того, что не люблю единоборства. Просто считаю, что в утренней программе в воскресенье нельзя показывать MMA, UFC или M1. Потому что, во-первых, это для подготовленных зрителей. Во-вторых, с морально-нравственных категорий эти единоборства гораздо в меньшей степени регламентированы, чем борьба или бокс. Я не против, чтобы люди этим занимались, но всему должно быть время и место. И нельзя показывать кровавые бои вместо «В гостях у сказки».

— Все смирились, что европейские чемпионаты по футболу смотрят хуже, чем РФПЛ...

— ...почему надо мириться, если это данность? Естественное явление. Беда для тех видов спорта, где нет лимита на легионеров. Потому что боление идет за своих — никуда от этого не деться. В любом виде спорта так. Поэтому и средние рейтинги РФПЛ выше, чем любого другого зарубежного чемпионата.

— По этой причине у региональных трансляций хоккея рейтинги в разы выше федеральных?

— Разумеется, продолжение темы боления за своих. Конечно, в Татарстане будут смотреть «Ак Барс». На «Спорте» мы трем регионам позволили замещать трансляции федерального канала. И это существенно повышало рейтинг.

— С Татарстаном у вас вообще особые отношения. Расскажите, как вы познакомились с президентом республики Рустамом Миннихановым?

— Это было сразу после запуска спортивного канала, и мы никак не могли получить частоту в Татарстане. Рустам Нургалиевич тогда был премьер-министром, и друзья пригласили в Дмитров на ралли-кросс, пообещав познакомить. Он участвовал в соревнованиях как раз. В какой-то момент я устал сидеть на трибуне, пошел за водой. Увидел палатку «Татнефти». Меня встречает мужчина в расстегнутом по пояс комбинезоне. Спрашиваю у него, где Минниханова найти. Рассказываю, что запустили канал и не можем договориться с коллегами. Тот заинтересовался, говорит: «Посиди тут, сейчас ребята придут, помогут тебе решить проблему». Через 10 минут прибегает толпа народу, и я начинаю прозревать. Чистый «Ленин и печник» — Минниханов просит соединить с кем-то, а дальше разговор короткий. «К тебе сколько раз люди обращались? Вы там что, линию потеряли? Через 10 дней доложишь о запуске канала». В итоге в течение недели канал уже был в эфире Татарстана.

.
Фото: president.tatarstan.ru

«ПОПОВ И ГУБЕРНИЕВ УДОВЛЕТВОРЯЮТ СОБСТВЕННЫЕ ЖЕЛАНИЯ ЗА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЧЕТ»

— Ночные трансляции Олимпиады в Рио повлияли на рейтинги?

— Конечно, временной фактор имеет свое значение. Большие телекомпании учитывают часовой пояс страны-хозяйки в переговорах о стоимости ТV-прав. Скорее на рейтинги повлияла невозможность поймать нужную трансляцию. Постоянно менялась сетка. Анонсированное на ВГТРК вдруг показывал «Матч» и наоборот, надежнее было в интернете следить. Но нельзя сейчас надеяться на то, что зритель будет смотреть то, что ему предлагают. Зритель хочет выбирать самостоятельно. Кстати, это не только наша проблема. В интернет уходит зритель и в Европе, и в Америке.

— Улучшать показатели можно за счет околоспортивных программ?

— В этом плане как раз «Матч» трудно упрекать. Выдается много контента, временами очень качественного. Но не он формирует рейтинг — это поддерживающий контент. Следовательно, под него нужно искать место, в какой момент его выдавать в эфир — здесь тоже есть пространство для улучшения. К Олимпиаде много контента подготовили. Очевидно абсолютно, что коллеги готовились к Играм как к главному событию. Но опять-таки вопрос, как он был использован.

— Если бы не Губерниев, биатлон сейчас никто не смотрел в России?

— Легенда, с которой я абсолютно не согласен. Сейчас просто любят все персонифицировать. В процесс популяризации биатлона были вовлечены многие люди. И в Ханты-Мансийске, где под крылом Александра Васильевича Филиппенко биатлон вышел на мировой уровень, и в Москве, где «7-й канал» начинал трансляции Кубков мира. Конечно, это была заслуга всего коллектива «Спорта» и, безусловно, Димы, который был на вершине пирамиды. Есть и большая роль IBU, которая смогла с маркетинговой точки зрения правильно выстроить Кубок мира, монополизировали права. В лыжах для приобретения полного пакета прав приходилось вести переговоры с 4 - 6 национальными федерациями в зависимости от сезона, у каждой при этом свои правила. В итоге с рейтингами полная тоска, хотя исторически лыжи были популярнее биатлона.

— «Формулу-1» намеренно за одним человеком тоже никто не закреплял?

— Алексей Попов — это вообще уникальное явление для отечественного ТV. Мы с ним проводили первый репортаж «Формулы-1» в России. Алексей Бурков и Сергей Ческидов были в командировках, не знаю, по какой причине, но попросили прокомментировать меня. Сказали: «Вот, Леша Попов тебе поможет». Он только-только выпустил несколько материалов в «Спорт-Экспрессе» и сам пришел к нам на РТР, предложив свои услуги. Мы сели комментировать в студии на Шаболовке, я произнес фразу: «Сегодня мы вам покажем то, о чем все много говорили, но никто не видел. В трансляции мне поможет Алексей Попов». В следующий раз я что-то сказал через два часа — попрощался со зрителями. То, что в итоге именно он стал голосом «Формулы-1» в России, — исключительно его заслуга. Он, как и Дима Губерниев, занимается делом, которое любит, — удовлетворяют собственные желания за государственный счет. В данном случае это хорошо.

— Бесконечные допинговые скандалы способны в любую сторону влиять на интерес к спорту?

— У меня с детства важной составляющей жизни был спорт, с 1991 года я занимаюсь спортивной журналистикой профессионально. И такой сложной ситуации, как сейчас, не помню. Первая причина — похоже, нет дыма без огня. Все обвинения сыплются без разбора. Но мы четко дали повод к тому, чтобы этот шторм поднялся. Где-то мы виноваты — это однозначно. Обвинений уже критическая масса, а местами мы вообще в дурацкой ситуации, как с Поветкиным. Надо разбираться у себя дома. С другой стороны, я думаю, что весь этот камень был сдвинут с места нашим блестящим выступлением в Сочи и самой организацией Олимпиады-2014. В условиях информационной войны наши доброжелатели не могли это оставлять просто так. И мы к этой информационной войне оказались совершенно не готовы. Драк за справедливость и доказательств собственной правоты не происходит даже там, где они должны быть. Перед и во время игр в Рио сколько было разговоров о том, что мы подадим в суд, что добьемся правды? Может, я не очень внимательно следил, но я не видел продолжения темы. Либо кулаками не надо было махать, либо доказывать, что готовы бороться за каждый случай дисквалификации.

«НЕ ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОНИМАЮ, КАК БУДЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ВСЕ, ЧТО СТРОЯТ К ЧМ-2018»

— У Саранска или Самары после ЧМ-2018 есть шансы стать такими же крутыми, как Сочи после Олимпиады?

— Сочи — уникальный город. За время подготовки к Играм он сделал прыжок из 50-х годов в современность по всем параметрам. Я бы в адрес Казани не меньше добрых слов произнес. Современный город, сопоставимый с любым европейским. И я хорошо помню, как Казань начинала строиться 10 - 15 лет назад. Первый толчок был при подготовке к празднованию тысячелетия, затем Универсиада, ЧМ по водным видам спорта (кстати, и здесь спорт оказался драйвером!). И долгая настойчивая работа руководителей республики в этом направлении, которая показывает, что можно жить не в сараях.

Давайте представим, что после Олимпиады в Сочи все бы шло спокойно. Тогда ЧМ-2018 мог и должен был бы стать прорывом с точки зрения внедрения культуры XXI века в наши общежития, причем не в одном городе. Сочи, Казань — далее везде... Кстати, я не исключаю, что так все-таки и будет. Инфраструктуру соберут — это отлично, шаг вперед. Но от успеха ЧМ-2018 зависит, будут ли показывать на города пальцем и горевать о потраченных деньгах или начнут равняться, улучшая что-то у себя.

В то же время в Саранске нет клуба РФПЛ, в Волгограде нет, в Калининграде нет. Стадионы здесь — это «белые слоны». Объекты, которые строятся к конкретному событию, а потом приходят в запустение? Я не очень хорошо понимаю, как будет использоваться все построенное.

— Из всех российских спортивных лиг у КХЛ лучшие перспективы?

— Не хочу и не могу сравнивать. Но что такое продукт деятельности лиги? Какая лига у нас является лигой? Лига — это объединение клубов на основе общих экономических интересов, чего у нас нет нигде, ни в одном виде спорта. Клубы объединяются в лиги ради проведения турнира и определения чемпиона. Но с этой задачей, как показывает практика, прекрасно справляются и сами федерации. А для лиги принципиально важно определиться, чем она занимается.

Если вам важно чемпиона определить, то без разницы, как вы называетесь. Если вы хотите зарабатывать деньги и окупать сделанные вложения, то правила надо менять: вводить потолок зарплат, понятную систему трансферов, понятную систему выбора молодых игроков, жесткие меры по ограничению переходов. У нас лиги отчасти выполняют функции федераций. Есть и еще одна важная тема.

— Какая?

— На протяжении многих лет Виталий Леонтьевич Мутко говорил о том, что государство должно играть основную роль в развитии спорта. Сейчас государство в тяжелой ситуации: ситуация на рынке сырьевых ресурсов, санкции, приходится считать каждую копейку. И возникает вопрос: министерство спорта готово выполнять все взятые на себя обязательства? И целесообразно ли взваливать на него всю ответственность за спорт? Или лиги должны играть большую роль? Если сейчас государство окончательно запретит регионам, госмонополиям финансировать профессиональный спорт — все, на годы ему хана.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (24) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
9.01.2017 10:08

Кто хочет строить инновационную экономику , должен поощрять не футболистов и хоккеистов и т.д а победителей олимпиад по физике ,химии ,математике другим фундаментальным наукам ,именно материально ,притом и преподаватель этих маленьких научных героев !и не 50 000 в конверте ! А как спортсменов! квартиры , машины , признание в обществе ! Когда Молодежь увидит что приносит им и их будущему доход , тогда мы увидим другую картинку а не детей половина из которых что бы выбраться из нищеты толкается в спорте ! Из них в большой спорт выйдут 3-5 процентов в лучшем случае ,а потери времени когда надо было интеллектом заниматься уже невосполнить
У меня друзья кто занимался профессионально и полупрофессионально спортом ,сейчас кто таксует кто мелкими аферками занимается (((

  • Анонимно
    9.01.2017 09:06

    Давно пора эту лавочку ЗАКРЫТЬ!

    • Анонимно
      10.01.2017 20:23

      Если сейчас государство окончательно запретит регионам, госмонополиям финансировать профессиональный спорт
      Скорее бы уже это случилось !

  • Анонимно
    9.01.2017 09:46

    Согласен. Дорого все это. По средствам надо жить.

  • Анонимно
    9.01.2017 10:08

    Кто хочет строить инновационную экономику , должен поощрять не футболистов и хоккеистов и т.д а победителей олимпиад по физике ,химии ,математике другим фундаментальным наукам ,именно материально ,притом и преподаватель этих маленьких научных героев !и не 50 000 в конверте ! А как спортсменов! квартиры , машины , признание в обществе ! Когда Молодежь увидит что приносит им и их будущему доход , тогда мы увидим другую картинку а не детей половина из которых что бы выбраться из нищеты толкается в спорте ! Из них в большой спорт выйдут 3-5 процентов в лучшем случае ,а потери времени когда надо было интеллектом заниматься уже невосполнить
    У меня друзья кто занимался профессионально и полупрофессионально спортом ,сейчас кто таксует кто мелкими аферками занимается (((

    • Анонимно
      9.01.2017 11:18

      Поддерживаю! Возникает вопрос, а нужно ли им умное население?

      • Анонимно
        9.01.2017 11:51

        Судя по всему ,нет и самое страшное ,что умное население ,которое ещё осталось ,начинают понимать что при таком бессталковом управлении просвета нет !и похоже не будет ! То есть вывод детей надо увозить будет здесь нефтяная помойка , никакой экологии , нищее население с бесконечным мордобоем и пьянкой и куча неадекватных силовиков и охранников ! И среди этого населения как я должен воспитывать детей , по нано технологиям . ? )
        А с кидком тфб юр лиц мнение мое из теории в этом году в практику перерастёт чего и вам желаю !
        И принципиально не хожу на футбол и хоккей что и всем рекомендую .у вас пар выпускают ! И грабят ! Пусть одни на стадионах сидят в вип ложах и радуютсЯ что наша карманная команда круче другой карманной !
        Люди очнитесь ,!!мы проходим точку невозврата

        • Анонимно
          9.01.2017 22:12

          забоялись за свои доходы, а то привыкли пенки снимать и произвольничать на готовой кормежке.О каком будущем они пекутся, правильно о своем личном и не более, впрочем как и остальная правящая верхушка "мудрствуют лукаво".

          • Анонимно
            10.01.2017 13:08

            Конечно боятся. За счёт бюджетов городов тратят миллионы на покупку футболистов и естественно пополняют свои карманы и недвижимость. Эти слуги народа жируют за счёт народа, до которого им нет никакого дела.

      • Анонимно
        9.01.2017 19:01

        Необходимо открыть больше спортивных секций, развивать дворовый спорт, а ненадо покупать черных ребят и кичиться, якобы, ух какие мы бравые, наша команда имеш мимеш, ...

    • Анонимно
      9.01.2017 14:09

      Физкультура и спорт интеллектуальному развитию не помеха... Того же Тьюринга взять (хотя может не идеальный пример) так он марафон из 3-х часов выбегал!

  • Анонимно
    9.01.2017 11:16

    Кому хана? Тем кто пинает кусок кожаной резины? Или тем кто под этим делом пирует за госсчет? Лучше на образование тратьте деньги, а не на оболванивание населения.

  • Анонимно
    9.01.2017 11:40

    Спорт важен,но не должен быть обузой,есть более насущие задачи.

  • Анонимно
    9.01.2017 12:05

    У нас сейчас постоянные перегибы - почему нельзя развивать всё, причём правильным путём?
    Начните с развития промышленности - и тут же, вместе с этим, одновременно будут развиваться наука и культура, и вместе с ними - физкультура и спорт - естественным путём, потому что появиться необходимость во всём у всех, а не приказом сверху, как сейчас.

  • Открыл для себя Кикнадзе с новой стороны. Удачи!

  • Анонимно
    9.01.2017 12:38

    Давно пора закрыть.

  • Анонимно
    9.01.2017 13:08

    Только массовый спорт необходим, без профессионального можно легко обойтись.
    Но чиновники прекрасно понимают, что на массовом спорте так руки не погреешь как на профессиональном. Поэтому массовый спорт в нашей стране всегда будет в роли пасынка, а проф. будут холить, лелеять и списывать на него огромные суммы из бюджета.

  • Анонимно
    9.01.2017 17:24

    RAFF
    Ситуацию со спортом в России как раз лучше всего и показывает широко разрекламированный МАТЧ ТВ. Ни концепции , ни души, ни мысли. Для чего создавался этот канал? Толпы полуграмотных, но понабравшихся спортивных терминов, заботаксированных бабенок и бесконечная болтовня.Нет динамики и самого спорта!
    Массового спортивного телеканала в России нет.
    Уверяю всех сомневающихся - прямые трансляции не отпугнут, а наоборот привлекут зрителей на трибуны.
    Эра Мутко давно прошла, так может и новую жизнь в спорт России кто-то вдохнет. Сколько можно смотреть в прайм-тайм бесконечные повторы футбольных матчей ФНЛ. Причем по три повтора в день?
    В Казани УНИКС держится благодаря энтузиазму Богачева, а кто нибудь видел хоть на одном матче Евро Лиги Президента Минниханова? Реал Мадрид, Барселона, едва набирают 2 т-3 тысячи. А на матчи баскетбольной команды литовского городка Кедайняй, с населением 12 тысяч человек приходит ровно столько же. Это не только культура, а это образ жизни. На последнем матче Црвена Звезды с ЦСКА зрителей было около 20 тысяч.У нас на Казань Арене Рубин столько народа не собирает.
    Спорт и зрители взаимосвязаны, это и отражение уровня жизни и уровня культуры населения.
    Попробуйте купить билет на футбольный матч Бундес Лиги в Германии. Билетов нет. Они раскуплены абонементами за один день. На матчи ходят семьями, династиями и места передают чуть ли не по наследству. Будет ли у нас такое когда-нибудь?
    Может и появиться кто, кого этот вопрос заинтересует, а пока вместо спорта народ больше интересует Боярышник для мойки ванн...

  • Анонимно
    9.01.2017 18:07

    Спорт должен быть на самоокупаемости . Как говорили рынок поставит все на свое место продавайте билеты по рыночным ценам и на эти деньги клубы и игроков и тд
    А по поводу допинг скандалов я думаю так государству нужны были результаты ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС на пустом месте без катализаторов результат не бывает ну показали мы результат одномоментный а позора набрались не на один год
    Такаямлогика

  • Анонимно
    9.01.2017 19:18

    Поддерживать надо только детский спорт.
    Все профессиональные команды должны быть на самоокупаемости.

    • Анонимно
      10.01.2017 09:05

      поддерживать-развивать детский спорт, профи пусть растут в частном порядке (ведомственные федеральные команды )
      Остальных присосников спорта с кучерявыми подопечными от соски долой, кто их хочет кормить пусть за свой собственный счет содержат а мы посмотрим по телевизору.

  • Анонимно
    9.01.2017 22:45

    "Элите"- Куршавели и Лондоны. Они НЕ ЗДЕСЬ живут. Здесь они грабят и воруют! А Вам пива и стадионы.

  • Анонимно
    10.01.2017 11:37

    Спорт высших достижений, должен обеспечивать себя сам. К здоровью нации он никакого отношения не имеет. Сами себя губят химией и население побуждают сидеть перед телевизором, пялясь на них. Это просто шоу. Массовый спорт, доступные спортивные объекты, бесплатные детские тренеры, пропаганда физкультуры вот на что нужны средства. Правильный акцент: встань на лыжи, а не смотри на лыжников.

  • Анонимно
    13.01.2017 21:25

    Да. Без гос.финансирования профессиональный спорт загнется,но это будет еще жесткая борьба за выживаемость,т.е конкуренция. В настоящий момент клубами в регионах управляют непрофессональные управленцы,которые ждут только подачек. Ни кто не заинтересован в зарабатывании денег клубами,поиском возможностей. Что такое спорт.маркетинг они представления не имеют. Первым шагом бы провести их аттестацию и набрать спорт.менеджеров с современным подходом.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль