Культура 
15.01.2017

Салават Щербаков: «Визит Екатерины Великой в Казань – это было таким европейским событием»

Автор памятника князю Владимиру на Боровицкой площади о татарских корнях, «уникальном организме» Владимире Путине и творениях Даши Намдакова

Скульптор Салават Щербаков, который выиграл конкурс на создание композиции «Тергезу», ждет, когда Казань определится с тем, чего же она хочет и куда памятник Екатерине II планируют поставить. В интервью «БИЗНЕС Online» известный скульптор, создавший «лучший памятник Тукаю», рассказал о том, что видел столицу Татарстана только на картинках, как пришел к консерватизму и православию, а также порассуждал об исторических деятелях, которым не стоит создавать монументы.

 Салават Щербаков с макетом памятника «Вежливым людям» в Симферополе Салават Щербаков с макетом памятника «Вежливым людям», который сейчас стоит в Симферополе Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«МОЙ ОТЕЦ РОДИЛСЯ НА ЮЖНОМ УРАЛЕ, ОН НАПОЛОВИНУ БАШКИР, НАПОЛОВИНУ ТАТАРИН»

— Салават Александрович, думаю, надо начать наше интервью со знакомства читателей с вами. Расскажите, пожалуйста, где вы родились и как занялись скульптурой. Это было осознанным увеличением с детства или случайным выбором?

— Я родился в Москве. А мой отец родился на Южном Урале в Оренбургской области, он наполовину башкир, наполовину татарин. Отец попал на фронт в 18 - 19 лет из детского дома, потому что родители умерли в голодомор, когда ему было 9 лет. На войне он получил ранение, у него был стеклянный глаз, осколок в голове сидел и шрам через весь лоб. К концу войны отец был лейтенантом, а они могли селиться где угодно. А так как у него родственников на родине не осталось, он поступил в электротехнический техникум в Москве, где и остался. Женился он на моей матери, которая тоже работала в электротехническом институте. А по материнской линии все предки из Москвы или Московской области, причем все из духовенства, священники. Таким образом, я родился в Москве. Мой дед, отец моей матери, был скульптором, он еще до революции этому учился. Его предки тоже занимались изобразительным искусством. Один был крепким иконописцем еще в XVIII веке, прадед рисовал. И все мои родственники — тети, дяди, двоюродные сестры — являются архитекторами или художниками, как и мои дети тоже.

Моя бабушка, когда я был в первом классе, отвела меня в только что построенный Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Я пришел туда в 1962 году. Так, с 7 лет я начал заниматься скульптурой и занимаюсь всю жизнь: институт, союз художников, сейчас в Академии художеств преподаю, заведую кафедрой скульптуры в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

— Раз татарские и башкирские корни у вас по отцу, то, думаю, именно он назвал вас Салаватом. Я прочитала, что вы крестились в 23 года. Если не секрет, расскажите, пожалуйста, почему вы выбрали православие? В какой традиции воспитывались?

— Было время советское и атеистическое. Тогда не было большого количества верующих — ни мусульман, ни христиан. Поэтому в основном я получал информацию, скажем так, более народную. Например, отец говорил, что настоящий башкир в четыре года уже сидит на коне, и мне было всегда стыдно, что я не сижу на коне ни в 4, ни в 7, ни в 10 лет. А так я жил в Москве, больше в материнской семье, потому что у отца родни уже и в живых не было, общаясь с великой русской литературой... Я думаю, что это не такой простой вопрос.

Но мой отец, живя в советское время, интересовался своей родиной, старался переписываться с ней, но там уже никого не было. Он даже на пенсии ездил туда, разыскивал, нашел тех, кто помнил его семью, родителей, сестру. У него была всегда ностальгия. Он ее передавал мне. Но из-за перестройки и других событий было не до этого, я держал это в голове, эту ностальгию, интерес. Я только сейчас могу что-то узнавать, в архивах смотреть, этой темой я уже интересуюсь.

Кстати, мы же сделали в Москве памятник Габдулле Тукаю. Он признан лучшим памятником Тукаю. Работали над ним вместе с представительством Татарстана.

«Мы же сделали в Москве памятник Габдулле Тукаю. Он признан лучшим памятником Тукаю. Работали над ним вместе с представительством Татарстана» «Мы же сделали в Москве памятник Габдулле Тукаю. Он признан лучшим памятником Тукаю. Работали над ним вместе с представительством Татарстана» Фото: gossov.tatarstan.ru

«КАЗАНЬ — ЭТО ВОЛШЕБНАЯ ШКАТУЛКА КУЛЬТУР»

— В Казани вы выиграли конкурс на изготовление памятного знака Екатерине II. Как узнали о конкурсе? Как начинали работу?

— Механика этого процесса обычная. Например, если человек занимается грузоперевозками, то он ищет себе применение. Поэтому и мы отслеживаем конкурсы. Сейчас все работы, к счастью, проходят через конкурсы. Другое дело, можно критиковать конкурсы, где уже все решено. И такие бывают: мы порой придем на конкурс и понимаем, что кого-то вытащат. А бывают конкурсы, когда пройдешь, если сделаешь лучшую работу. Так что конкурсы делятся на честные и нечестные, а те, которые честные, делятся на сделал ты лучше или хуже. Другой загадки нет. Мы в этой парадигме работаем. Сейчас вообще мало блатных прохождений. Могу сказать, что в Казани был честный конкурс, на нем работало много общественников, все выбирали, как я понимаю, с открытым забралом. В результате наша работа победила.

— Как работали над идеей, над тем, что должно быть изображено?

— Тут сразу несколько тем, которые мне интересны. Одна из них — это Казань. Это уже какое-то волшебное место, особенно сейчас, когда доказывается, что город передовой, с большой историей. Это просто интересное место, в котором я не был, а только по картинкам видел. Это и Волга, и Казанский кремль, который известен по истории искусств всем. Даже башня Казанского вокзала в Москве взята Щусевым из башни Сююмбике в Казани. Поэтому город — это интересное место энергии, силы. Мне по крови все равно приятно сделать для Казани памятник, место это родное, хотя я достаточно редко мог контактировать с республикой, но всегда с интересом общаюсь и с татарами, и с башкирами. Вторая тема — это сам сюжет приезда Екатерины в Казань. Хотя меня бы в этом городе интересовала любая тема.

— Даже если бы какого-нибудь хана заказали?

— Конечно. Это же история Золотой Орды — удивительного государства, как там было все устроено изнутри, какие были его действия на историческом поле. В результате это закончилось, как и любая история, интересным взаимодействием, влиянием, вкладом в культуру. Поэтому то государство, которое сложилось в итоге, общее, потому что во время Орды устройство государства Русью осваивалось, даже первую перепись провели монголы уже в XIII веке. Тогда это было большущим геополитическим действием на земном шаре, когда из Монголии произошел взрыв энергии в сторону Японии, Вьетнама, Сирии, Европы, Кавказа. Это же большая история человечества. Понятно, что тогда все со всеми воевали, даже Тверь с Москвой.

Но так как я по происхождению человек евразийский, я и русский, и башкир, то для меня крайне важна история нашей страны. Думаю, мы все полезны друг для друга, веками соприкасаемся, вносим вклад в культуры друг друга. Татары, живя уже в Российской империи, в которую входила и Польша, и Финляндия, и Камчатка, понятно, многое восприняли от империи. А Русь от Орды тоже многое восприняла. Сейчас украинцы почему-то Россию называют Ордой в политическом смысле. Это важная тема для нас, для будущего и для сегодняшнего дня. Пересвет, Челубей, Куликовская битва — это были сюжеты внутри Орды, там и Тохтамыш, и Тамерлан. Это большая интересная драматическая история круче всех Шекспиров вместе взятых.

В мастерской скульптора в Москве В мастерской скульптора в Москве Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

Как в любой семье, где есть дети, братья, важно слово каждого. Слово русского народа и славян колоссально и в мире, и в Европе. Слово татар, которых забыть не может история, тоже важно, они есть, предъявляют себя, есть и вклад, и участие, и взаимодействие в рамках нашего государства. Поэтому я считаю, что важно углубиться в историю. Тем более она полезна для нашего дальнейшего движения в истории. Сейчас совсем другие исторические вызовы: и азиатский, и Китай, и американский, и европейское разложение, которое тоже нависает.

А тут еще один интересный сюжет европейской и мировой истории — Екатерина II. Она вообще немка, кстати. Поэтому ее участие в развитии нашей страны тоже важно. Тем более тут вот какие завязки: что такое Россия — часть Азии или Европы? Что такое те же татары, которые располагаются в Европе перед уральским хребтом? Что такое Германия? Таким образом, это участие всех в геополитическом действе.

Визит Екатерины Великой в Казань носил характер XVIII века, это было таким европейским событием. В городе она встретилась с лидерами-татарами, чтобы поговорить и достичь согласия. Кстати, в России тогда развивался стиль барокко, который присущ также исламу. Поэтому, с одной стороны, тот визит — это веха в деятельности Екатерины, с другой — это событие для самой Казани, после которого пошло дальнейшее развитие наук, университетов, культуры. Это же город, который из себя извергал разные культурные события.

— Какова особенность вашего памятника? Какую идею он несет?

— Я думаю, что это памятник событию, одной из страниц жизни Казани. Хотя, думаю, у города много вех, которые могли бы отмечаться. Этот памятник должен быть достаточно легким, культурным событием, может, даже не столько важно политически, хотя все это отмечают. Это само очарование XVIII века и присутствие французского стиля, который пришел в Петербург, в Казань. А Казань — это волшебная шкатулка культур, которые город в себе накопил: и булгары, и монгольское участие, и ислам, и участие Российской империи, и XX век, и Тукай, и Советский Союз.

«НАС НИКТО НЕ СПРАШИВАЕТ, КУДА УСТАНАВЛИВАТЬ ПАМЯТНИК»

— Несмотря на то что вас признали победителем, все-таки рекомендовали доработать памятник. Как идет доработка и что из себя теперь представляет памятник?

— Конкурс — это всегда некая первая идея. Если она поддерживается, то это не значит, что художник все идеально придумал. Есть еще то, что он недоизучил, что должно быть донесено. Поэтому есть стадии концепции, идеи, потом идет стадия эскиза, далее рабочие модели, проекты, а потом уже исполнение. Сейчас пока идет собирание идей. Вряд ли я конкретнее что-то расскажу. Однако мы стараемся идти поступательно, чтобы к финишу памятник раскрывал Казань, одну из страниц ее истории. Конечно, сейчас династия Романовых в Европе, но им, я думаю, тоже будет интересно и приятно, тем более это имеет значение и для всей истории государства.

Макет памятника патриарху Гермогену Макет памятника патриарху Гермогену Фото: ©Антон Денисов, РИА «Новости»

— Ездили уже в Казань, чтобы обсудить памятник с Рустамом Миннихановым или Ильсуром Метшиным?

— Мы работаем официозно, холодно, строго по регламенту, который нам предлагают. Мы показали свой проект, нам написали перечень замечаний. Административно работаем, сверх, куда не положено, не лезем вперед.

— Есть какое-то понимание, когда и где будут ставить памятник?

— Какие-то предварительные договоренности есть. Как обычно бывает? Сначала что-то не уточнено, долго-долго тянется, потом возникает какое-то решение и такой короткий срок, которого не ждали. Получается, сначала долго тянем, а потом надо быстро сделать.

— Есть хотя бы примерная дата установки?

— Я сейчас не могу сказать, но предварительные даты были.

— По месту установки памятника определились? Сначала назывался берег озера Кабан, потом Адмиралтейская слобода, наконец, Пороховой завод. На ваш взгляд, куда бы ваш памятник вписался лучше всего?

— Я думаю, что памятник — это коллективное творчество, а не так, как художник написал картину в мастерской. Памятник делается людьми, не только авторским коллективом. Есть вещи, в которых эти люди компетентнее, чем авторы. Поэтому мы сначала должны понять, куда природное мышление приведет. Нас никто не спрашивает, куда устанавливать памятник. Надо, чтобы люди приняли решение, поняли, чего они хотят. Тогда наша задача как профессионалов обработать это место так, чтобы памятник именно туда вписался. Где-то нужна большая вертикаль, а где-то — большая горизонталь или больше цвета, если это мозаика, что традиционно для ислама, для Казани, а где-то нужен более строгий силуэт. Поэтому это вопрос процесса.

— Когда в Казани объявили, что собираются ставить такой памятник, как всегда, появились противники, которые считают, что Екатерина — это символ империи, которая подавляла все национальные меньшинства и т. д. Как вы думаете, почему идеи увековечить какую-нибудь историческую личность встречают отторжение?

— Я как конструктивист разделю ответ на две части. Я как профессионал принимать участие в полемике, надо ли в городе Баден-Баден ставить то или се, не стал, я бы за город не решал, как и за Казань. Это не дело художника. В Казани есть общественность, видение культуры и истории — это их дело. Если они большинством сочли, что это надо сделать, тогда мы подключаемся, изучаем тему и с удовольствием делаем, то есть действуем позитивно. Или второй вариант — а поучаствую-ка я в этой полемике. Наверно, я бы все-таки не хотел высказываться по этому вопросу, тем более я уже рассказал про историю татар, Российской империи, немцев в виде Екатерины, то есть представил общее видение того, как вижу я и часть людей в Казани. А влиять на общественное мнение Казани в целом — я бы на себя не брал такой ответственности. Поэтому если примет решение Казань, как быть, то мы как исполнители готовы с удовольствием поучаствовать.

— Не боитесь, что какие-нибудь вандалы осквернят памятник?

— Бояться должен не я, а все мы, что есть вандалы, которые что-то оскверняют. Конечно, это всегда плохо.

— Еще над какими-то проектами в Казани работаете? Есть идеи?

Памятник Валентине Гризодубовой Памятник Валентине Гризодубовой Фото: ©Владимир Вяткин, РИА «Новости»

— К сожалению, пока больше ни над чем не работаем, но с удовольствием, если будут предложения, вникли бы в тему и поработали, поскольку город интересный.

— Общественность — это сложное явление, особенно ее вкусы. Например, скульптор Даши Намдаков установил у чаши загса фигуры барсов и зилантов. Эти объекты тоже вызывают много споров. Как думаете, может ли когда-нибудь быть достигнут консенсус? И как вы относитесь к творчеству Даши Намдакова?

— Я к его творчеству отношусь позитивно, поскольку он нашел свое лицо. Он сам, по-моему, бурят, Даши нашел этот дальневосточный язык и Бурятии, и Монголии, и Японии, и Китая. Я считаю, он интересный художник, представляющий в этом жанре свое мировоззрение, свой характер. Он хороший мастер и делает то, что ему интересно и что он может, ведь все мы что-то можем, а что-то — нет. Если бы он делал памятник какому-нибудь писателю, может, у него бы и получилось, но тогда бы ему пришлось преодолевать свое лицо и делать что-то другое. Даши — это художник со своим ярко выраженным лицом.

«ВСЮ ГРЕЧЕСКУЮ СКУЛЬПТУРУ ЗАКОПАЛИ И РАЗБИЛИ, А ПОТОМ ОТКАПЫВАЛИ С ОТЛОМАННЫМИ РУКАМИ, НОСАМИ»

— Мой следующий вопрос, наверно, больше философский. На ваш взгляд, стоит ли увековечивать исторических деятелей и кого выбрать? Как определить, кто из них более достоин? Есть же, например, памятники Екатерине II, но при этом никто не ставил памятник ее мужу Петру III. Или же у нас много памятников Ленину, но нет Сталину, Хрущеву и Брежневу, зато есть Ельцину. Как решать этот вопрос?

— Стоит или не стоит, решают люди, народ. Не нам это решать, мы относимся как к факту того, что есть интерес к личности. А кто может запретить ставить кому-то памятник или не ставить? Кто это говорит? Народ. Петру III вряд ли поставят памятник, он не нужен, но при этом есть его исторические портреты, написанные его современниками. Всегда бывают инициаторы, какая-нибудь группа, которая хочет установить памятник, например, какому-нибудь писателю. И эта группа продвигает эту идеи и ей удается, или, наоборот, люди сопротивляются. Например, группа хочет поставить памятник Бандере на Украине, так и возникает памятник ему, хотя раньше такая идея не проходила. Так что этот процесс похож на природу, которая сама растет и корректируется.

— Вы вспомнили Украину, где уже скинули памятники Ленину. Может, пройдет сколько-то лет, и у нас будут скидывать, например, ваши памятники.

— История имеет много таких примеров. Всю греческую скульптуру закопали и разбили в эпоху раннего Средневековья, а потом в эпоху Возрождения откапывали с отломанными руками, носами и подражали ей. Конечно, сначала ставят, потом выкидывают. Это касается не только памятников, но и литературы, летописей, которые тоже вымарывали, потом писали новые. Мы не можем решить, как надо, но мы можем наблюдать, как происходит.

— А есть ли в истории фигуры, ценность которых не будет оспариваться во все времена?

— Например, есть Гомер или Омар Хайям, есть Шекспир (хотя сомневаются, был он или не был), думаю, Пушкина никто не отменит, разве только придут такие экстремальные времена, когда вообще все отменят. Мы же этого не можем предвидеть. Есть фигура Александра Невского, которого никто не подвергает особой критике, хотя и его подвергают...

— Вот видите, на каждое за всегда найдется против.

— Я тут не являюсь компетентным субъектом.

— Но меня же интересует ваше мнение.

— А наше мнение за все доброе, хорошее, продвинутое, за науку, добро и правду.

«ПАМЯТНИК ВЛАДИМИРУ БУДЕТ ЖИТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ, СТОЛЕТИЯМИ»

— Вы многим историческим деятелям делали памятники (Петр Столыпин, патриарх Гермоген, Александр I, Сергей Королев и др.), но самым, пожалуй, обсуждаемым стал памятник князю Владимиру. Как думаете, почему все-таки нашлись те, кто против?

— Причин может быть несколько. Сейчас у всех желающих есть возможность в интернете что-нибудь высказать. Раньше на кухнях говорили, а сейчас есть интернет для этого. Мотивы у всех разные. Во-первых, острый текущий момент пути нашей страны. Есть те, кто хочет, чтобы страна пошла по такому пути. Даже в Америке пополам разбились все артисты, кто-то Хиллари поддерживает, а кто-то — нет. В интернете гуляет такая шутка: «Где бабуля?» — спрашивает Путин у Трампа. «Я за нее», — отвечает тот. Так они там все передрались.

Поэтому и у нас кто-то верит в нашу страну, а кто-то считает, что она очень плохая и должна стать какой-то другой. Именно это в том числе отразилось на полемике вокруг князя Владимира. Могу сказать, что до сих пор много положительных отзывов, но те, кто был против, продолжают свою черную работу.

— Князь Владимир — это символ какого пути?

Фрагмент памятника российскому государственному деятелю Петру Столыпину Фрагмент памятника российскому государственному деятелю Петру Столыпину Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

— Для тех, кто учился в школе в советское время, вроде было одно описание, что Владимир — это основатель и создатель русского, украинского и белорусского пути.

— Владимир — креститель Руси. При этом совсем недавно у нас было 70 лет атеизма. Почему сейчас в 2016 году нам потребовался Владимир?

— Я не должен быть каким-то апологетом и бойцом. Все же известно без меня. Не от меня люди узнали, а я узнал от них. Вы же все знаете историю и противостояние, почему Владимир. Владимир в Москве, потому что его потомки управляли Москвой и Русью вплоть до Ивана Грозного. Владимир — это большой исторический персонаж, а историю надо уважать. В России есть большая разнообразная история и много отдельных историй. Вот мы вспомнили про Даши, он продвигает бурятскую эстетику, понимание мира. В Москве вполне логично поставить Владимира, поскольку наряду с империей (назовем это так), где есть и Кавказ, и Украина, и северные народы, и Сибирь, и Поволжье, и мордва, и, разумеется, башкиры, татары, основная идея — это собирание и позитивное взаимодействие, к чему мы все стремимся. Так что в Москве одна из основополагающих фигур этого — Владимир.

— Как вы работали над памятником Владимиру, ведь не дошло до наших дней ни одного подлинного изображения князя? Это была ваша фантазия?

— Об этом легко догадаться. Фотографии появились с первой половины XIX века, до этого их не было. Откуда брали изображения людей? Художники были. А еще был момент, когда художники не рисовали, живописи не было, но были некие изображения. Например, были скульптурные изображения Александра Македонского. А князя Владимира много на иконах. Как выглядит Николай Чудотворец? Есть изображение на иконе. Поэтому все, что было, обычно используют. Наверно, есть персонажи, чьи изображения явно придуманы, то есть их не было при жизни, а потом их додумали. В иконах тоже изображали задним числом. Так что это не какая-то загадка, а обычный рабочий процесс. Я сейчас вижу, что во всей полемике есть политическая составляющая. Но ведь все просто! Есть иконы, на которых Владимир разный, разного возраста. Отбирали то, что надо было. Есть изображения, сделанные до нас. Например, скульптуры XIX века, памятники в Новгороде, Киеве, а есть Васнецов. Мне даже скучно рассказывать. Нет интриги! Вот если будут делать Гомера, то есть скульптурные изображения, сделанные позднее. Такой он был или не такой? Может, вообще не такой. Так что проблемы нет. Вот был, например, Андрей Боголюбский. Какое изображение? Нет его. Раскопали череп, сделали восстановление, а насколько оно верное, неизвестно. Мы долго говорим, а проблемы нет, это всего лишь узкая профессиональная проблема образа.

— В конце концов вы остались довольны местом, где установлен памятник? Я так понимаю, что вы хотели, чтобы он все-таки на Воробьевых горах стоял.

— Место выбрано очень хорошее, замечательное, удачное. Памятник Владимиру будет жить десятилетиями, столетиями, будет таким же туристическим штампом в хорошем смысле. Тем более история этого места, где были снесены дома, не под что другое место не подходило, а оставаться так, как было, тоже нелепо. Место очень хорошее — вот вам и мнение, хотя вы наверняка услышите другие.

— Даже несмотря на то, что памятник пришлось уменьшить в размерах?

— Это нюансы нашей внутренней работы. Неважно, пришлось уменьшить или нет. Важно, какой он сейчас стоит. А пришлось или не пришлось... Это обычная работа. Может, нам и не пришлось уменьшить.

Памятник конструктору ракетно-космических систем Сергею Королеву у Аллеи космонавтов Памятник конструктору ракетно-космических систем Сергею Королеву у Аллеи космонавтов Фото: ©Евгений Биятов, РИА «Новости»

«ПОПАЛСЯ НАМ НА РЕДКОСТЬ УНИКАЛЬНЫЙ ОРГАНИЗМ»

— Не могу не спросить про Владимира Путина. Он бывал на открытии ваших памятников.

— Да, он открывал 5 - 6 памятников.

— Вы с ним встречались только на открытиях или бывали другие встречи?

— Бывало и кроме этого.

— Какое у вас сложилось мнение о нем? И его как историческую личность, как думаете, оценят потомки, захотят увековечить в бронзе?

— Это очень конкретный вопрос. А впечатления — умный, профессиональный, понимающий большие повороты. Очень ответственный груз на него лег в повороте обрушения СССР и последствий, наше предъявление себя на мировой арене: кем бы нас хотели видеть в мире и как мы этого будем достигать. Поэтому я думаю, что это труднейший корабль. Владимир Владимирович в этом случае человек уникальный. Я думаю, таких очень мало. Но я сужу не по своим встречам с ним, а я сужу по деятельности, по телевизору. Я считаю, что редко достается государству правильный выбор нужного человека в этот момент. Я не хвалю, а говорю прямо то, что есть. Попался нам на редкость уникальный организм.

Салават Щербаков во время монтажа 16-метрового памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве Салават Щербаков во время монтажа 16-метрового памятника святому равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве Фото: ©Илья Питалев, РИА «Новости»

«Я ВЫПАЛ ИЗ МОДЫ НА ВИНЗАВОДЕ, А КТО-ТО — В МОДЕ»

— Вы учились в Строгановке. Я думаю, у каждого, будь то скульптор, поэт или живописец, есть свой стиль. Как вы нашли свой? Что в ваших работах выдает перо мастера, то есть служит вашей визитной карточкой?

— Я думаю, что стиль художника складывается из двух вещей. Во-первых, его личной склонности, некой природы — склонен художник к современному искусству или консервативному. Во-вторых, играет роль, какую информацию он получал, как воспитывался. То есть важны склад личности и воспитание. Мне посчастливилось получить очень широкое и глубокое воспитание, мне повезло, что я встречался со значимыми скульпторами, художниками с детства. Если их перечислять, то это все яркие большие имена. Поэтому у меня был выбор, к чему же меня больше клонит. Видимо, я более консервативного, капитального мышления, исторического в каком-то смысле. Скульптура — это большой спектр от классики до очень свободных вещей, как говорится, от Фидия и Родена до Генри Мура и Бранкузи. Я выбрал то, что мне казалось более близким и интересным — это Микеланджело, Фидий, Роден, Опекушин, Мухина. Мне это интересно, хотя я ничего не имею против других направлений, тоже смотрю и стараюсь вникать.

— Вы сами пробовали в других стилях работать?

— Всегда художник, когда начинает, ищет свой стиль. Я после своих поисков постепенно кристаллизовался. Это так же, как если человек одновременно пытается петь и джаз, и частушки, и оперу, и еще что-нибудь, но постепенно получается или оперный певец, или джазовый, или рэпер.

— То есть образцами были Микеланджело...

— Образцами были все, тот же Донателло.

— Вы им поначалу пытались подражать?

— Скорее изучать, подражать им трудно, потому что это гиганты, которым подражать — это все равно что в боксе подражать Мухаммеду Али. Это же непросто.

Владимир Путин (справа) и Салават Щербаков на церемониии открытия памятника российскому императору Александру I в Александровском саду у стен Московского Кремля Владимир Путин и Салават Щербаков на церемонии открытия памятника российскому императору Александру I в Александровском саду у стен Московского кремля Фото: ©Михаил Климентьев, РИА «Новости»

— Знаю, что вы не любите этот вопрос, но я его все равно задам...

— Почему? У меня нет таких вопросов.

— Исходя из ваших интервью, сделала такой вывод. Но все-таки спрошу. Есть ли мода на скульпторов? Я спрашиваю об этом, потому что вас часто сравнивают с Зурабом Церетели, но не в плане творческой составляющей, а в том, что он был востребован при Юрии Лужкове, а теперь большинство знаковых скульптур делаете вы. Так есть ли мода на скульпторов?

— Я думаю, что не бывает такой моды. А бывает некая работа у каждого человека, в которой он может чего-то достигать. Это подготовка, профессиональное укрепление, понимание задач, участие в конкурсах. Конечно, случается, что кого-то тащат, но, думаю, это не основной мотив. Со мной точно не так.

Мы с вами говорили про выбор творческих принципов и честной работы. Например, собирались ставить памятник Александру I, а меня эта тема очень интересует. Само собой, она является большой темой не только для меня, но и для общественности, историков, страны, правительства. Из тех, кто может над этой темой работать и интересуется ей, мы смогли предъявить работу, которая устроила на конкурсе, она оказалась лучшей. Но никакой моды тут нет. Если была бы мода на что-то другое, даже не мода, а надобность, то мы бы не подошли. Скажем, есть такие центры искусства, как Винзавод. Я же туда не подхожу, да мне и не надо. При этом я этой темой тоже интересуюсь, могу на вернисаж прийти, но мне самому это не интересно, и я им не интересен. Так что можно сказать, что я выпал из моды на Винзаводе, а кто-то — в моде.

Я сам был молодым и слышал, как говорят: «Вот, кто-то там в моде, кто-то кого-то тащит». Но это все общественная газетная трескотня, которая не соответствует правде. Так что мы работаем, и нам удалось сделать достаточное количество работ, которые нравятся. Например, в Израиле мы сделали большой памятник Красной Армии, победившей фашизм. Выиграли конкурс, памятник популярен, к нему ходят. В Германии в Баден-Бадене мы сделали маленький памятничек супруге Александра I — принцессе Баденской Луизе. Скажем, в Вязьме сделали памятник расстрелянным немцами десяткам тысяч военнопленных — родственники ходят туда со слезами. Причем тут мода? Тут не мода.

Кстати, смотря в каких кругах мода. Наоборот, в интернете встречаются такие люди, может, их не так много, но у них другие интересы, принципы, они по-другому видят развитие страны, мира. Я у них не в моде. И это нормально.

Салават Александрович Щербаков родился 15 января 1955 года в Москве.

В 1978 году окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское), отделение монументально-декоративной скульптуры, педагоги — В.И. Дерунов, Г.А. Шульц, А.Н. Бурганов, Ю.П. Поммер.

Преподавал на кафедре скульптуры Московского государственного академического художественного института им. Сурикова.

С 2003 года — заведующий кафедрой скульптуры Российской академии живописи, ваяния и зодчества Глазунова. С 1980 года — член союза художников СССР, с 2011 года — народный художник РФ, с 2012 — академик Российской академии художеств (отделение скульптуры).

Занимаемые должности в РФ:

Член художественно-экспертного совета при министре культуры Российской Федерации (с 1990 года).

Член художественного совета комитета по культуре правительства Москвы (с 1999 года).

Член общественного совета по культуре и искусству при министре культуры Российской Федерации (с 2014 года).

Член рабочей группы при комиссии правительства Российской Федерации по государственным наградам и рассмотрению вопросов о присвоении почетных званий (с 2014 года)

Основные проекты и произведения:

Работы в области монументального искусства (создано более 40 памятников):

Памятники — летчице В.С. Гризодубовой (2000, Москва), первому министру путей сообщения П.П. Мельникову (2003, Москва), воинам-интернационалистам (2004, Москва), Гейдару Алиеву (2005, Баку, Азербайджан), воинам стран-участниц антигитлеровской каолиции (2005, Москва), Ф.А. фон Гертнеру (2007, Санкт-Петербург), принцессе Баденской Луисе (впоследствии — императрице Елизавете Алексеевне) (2008, Баден-Баден, Германия), ученому С.П. Королеву (2008, Москва), инженеру и архитектору В.Г. Шухову (2008, Москва), «В борьбе против фашизма мы были вместе» (член авторского коллектива,2009, Поклонная гора, Москва), государственному деятелю П.А. Столыпину (2012, Москва), императору Александру III (2012, Новосибирск), «Памяти участников блокадного футбольного матча „Динамо“ — „Зенит“ 1943 года в Ленинграде» (2012, Санкт-Петербург), «Победе Красной армии над фашизмом» (2012, Нетания, Израиль), космонавту Г. Титову (2012, Московская область), воинам и медикам, участникам Отечественной войны 1812 года (2013, Москва), патриарху Гермогену (2013, Москва, Александровский сад), пленникам фашистского лагеря «Дулаг — 184» (2014, Смоленская область), героям Первой мировой войны (2014, Москва), героям Первой мировой войны (2014, Калининград), героям Первой мировой войны (2014, Псков), летчикам дальней авиации (2014, Москва), памятник А.П. Чехову (2014, Москва).

Памятники-бюсты архитектору К.А. Тону (2013, Москва), Ф. Шехтелю (2013, Москва), А. Щусеву (2013, Москва). Мемориальные памятники — на Новодевичьем кладбище в Москве — К. Станиславскому, народному артисту СССР И. Смоктуновскому, народному артисту СССР Б. Брунову, генералу А.И. Лебедю.

Мемориальные доски (более 20) в Москве — патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, народным артистам СССР Л. Руслановой, Е. Леонову, И.С. Козловскому, И.В. Ильинскому, хореографу И.А. Моисееву, министру транспортного строительства СССР Е.Ф. Кожевникову, министру общего машиностроения СССР С.А. Афанасьеву, министру внешней торговли Н.С. Патоличеву, создателю борьбы самбо А.А. Харлампиеву (2012), народному художнику СССР, академику А.П. Кибальникову (в соавторстве с П.Т. Стронским, 2013), режиссеру Гайдаю (2013), Герою Советского Союза И.В. Кирик (2013).

Памятный знак, посвященный воинам, павшим в период Отечественной войны 1812 года (2012, Москва).

Реставрация и воссоздание стелы «300-летие «Дома Романовых» (2013, Москва, Александровский сад).

Мемориальный комплекс, посвященный памяти воинов, павших в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) (2013, Белгородская область).

Выиграл Всероссийский конкурс и установил более 20 памятных стел в городах страны, которым присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Создано более 10 проектов интерьеров: Мемориального музея космонавтики в Москве, коттедж «Москва» государственного комплекса «Дворец конгрессов» на Стрельне, культурно-делового центра «Дом Москвы» в Минске, Московского городского университета управления правительства Москвы, крупнейшего в Европе центра восстановительной медицины и реабилитации департамента здравоохранения города Москвы и многие другие.

Работы в области станкового искусства:

Скульптурные композиции — «Хронос» (бронза, камень, Оружейная палата Московского Кремля), «Сон» (1990, бронза, камень Оружейная палата Московского Кремля), портреты — скульптора А.Г. Сотникова (1987, бронза, США), искусствоведа М. Алпатова (1989, бронза, Государственная Третьяковская галерея), живописца И. Родомана (1995, мрамор), актрисы В. Глаголевой (1990, мрамор, Калининградская художественная галерея), поэта Мустая Карима (1987, мрамор).

Станковые произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Оружейной палате Московского кремля, в других музеях России и зарубежных коллекциях Швеции, Франции, Бельгии, Голландии, США, Австралии, Великобритании.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (123) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
15.01.2017 09:15

Надо отказаться от установки памятников спорным личностям, т.н. государственным деятелям. В нашей истории это, как правило, всегда имеет обратную, черную сторону. Нужно ставить памятники деятелям культуры, искусства, науки, образования, просвещения, благотворителям, врачам и т.п. Пожалуйста, если в СССР были люди, благодаря которым человек полетел в Космос - можно и нужно ставить Королеву, Гагарину. А не тем, "благодаря" кому этому самому Королеву челюсть ломали и в шаражках держали. Если есть что-то, что вызывает противоречия, такой памятник ставить не нужно. Есть огромное количество вариантов и заслуживших лиц.

  • Анонимно
    15.01.2017 09:15

    Надо отказаться от установки памятников спорным личностям, т.н. государственным деятелям. В нашей истории это, как правило, всегда имеет обратную, черную сторону. Нужно ставить памятники деятелям культуры, искусства, науки, образования, просвещения, благотворителям, врачам и т.п. Пожалуйста, если в СССР были люди, благодаря которым человек полетел в Космос - можно и нужно ставить Королеву, Гагарину. А не тем, "благодаря" кому этому самому Королеву челюсть ломали и в шаражках держали. Если есть что-то, что вызывает противоречия, такой памятник ставить не нужно. Есть огромное количество вариантов и заслуживших лиц.

    • Анонимно
      15.01.2017 13:39

      Браун Вернер Фон, Михаил Девятаев вам эти имена и фамилии не о чем не говорят!Если бы не они Гагарину в космос не полететь!

      • Анонимно
        15.01.2017 16:52

        Каша в голове у тебя дружок.

      • Анонимно
        15.01.2017 17:31

        Причем тут Девятаев, которого прилепили к Гагарину.Это две большие разницы, каждому свое.

        • Анонимно
          15.01.2017 18:31

          Королев консультировался у Девятаева по ракетам ФАУ

        • Анонимно
          15.01.2017 19:03

          А Браун Фон Вернер все таки имеет отношение к полету Гагарина и всех других наших космонавтов? Так как ракета Гагарина с небольшими изменениями летает до сих пор. ( каждый раз другой, конечно, это же не Фалкон-9).
          В августе 1945 года, спецгруппа «Выстрел» начала поиск ракет Фау-2. В ней участвовали десятки видных советских учёных, а руководил коллективом С.П.Королёв, которого недавно освободили из заключения и дали звание подполковника. Поиски ракеты продолжались около года. Когда стало ясно, что эти усилия ни к чему не приведут, группа Королёва сосредоточилась на восстановлении Фау-2 по отдельным деталям.

          В середине 1946 года вместо группы «Выстрел» министр вооружения СССР Дмитрий Федорович Устинов утвердил создание двух институтов: «Нордхаузен» и «Берлин». Было принято решение привлекать к работе высококлассных немецких специалистов, необязательно ракетчиков. Всего согласились работать на СССР (находясь в Германии) около 5000 человек. В результате сформировался довольно сильный коллектив под руководством Гельмута Греттрупа, который некогда занимал должность заместителя фон Брауна по радиоуправлению ракетами и электрическим системам Фау-2. Первой задачей Бюро Греттруппа было составление подробнейшего отчета о разработках ракет в Пенемюнде. Позже их стали привлекать к более серьёзной работе по восстановлению и модернизации отдельных узлов ракет. В институтах работали и советские специалисты.
          А вот Девятаев угнал самолет как раз то из Пенемюнде.

    • Анонимно
      15.01.2017 23:47

      Деньги не пахнут. Причем здесь идеи, есть заказчик, смета, акт о выполненных работах.

  • Анонимно
    15.01.2017 09:33

    Я тоже против памятника Екатерине. Почему не Есенину или татарским ханам .

    • Анонимно
      15.01.2017 12:34

      Одно другое не исключает. Памятники нельзя противопоставлять, они могут быть даже контрастными в одном городе, через улицу.

    • Анонимно
      15.01.2017 15:28

      А какое отношение Есенин к Казани имеет?

      • Анонимно
        15.01.2017 18:30

        а им без разницы. вот им лишь бы не екатерину.

      • Анонимно
        18.01.2017 02:22

        У Есенина фамилия татарская, образована от татарского имени Ясэн.

  • Анонимно
    15.01.2017 09:43

    Нельзя насильно насаждать поклонение идолам, у которых есть шлейф насилия или темные стороны. Это ментальное насилие над населением, размывающее правильные установки. Любой памятник - своеобразный психогенератор для общества. Личность, которой ставится памятник, не должна иметь противоречий для общества или его групп.

    • Анонимно
      15.01.2017 12:36

      А Ленин на Площади свободы не противоречивый? Но он должен быть сохранен.

      • Анонимно
        15.01.2017 14:01

        Еще какой противоречивый. Речь как раз о том что вот таким сейчас не нужно ставить памятники.

        • Анонимно
          15.01.2017 14:41

          Для тебя,Ленин противоречивый.Ты же не знаешь,что твой прадед ходил в лаптях.На завтрак квас,на обед баланда из картофельной кожуры,а батрачил помещику.При Советах твоего отца обучили и в кожаные ботинки одели,квартиру выделили.И ты считаешь,что так положено.Ты и есть переформатированный тип,историю в тебе стёрли,и лабуду записали.Этим и хвалишься.

          • Анонимно
            15.01.2017 15:16

            А ты кто такой, чтоб придумывать чей дед в чем ходил и ходил ли? При советах от голода и раскрестьянивания погибли миллионы людей. Не говоря о тех кто был безвинно уничтожен. Не надо тут рассказывать агитпроп.

            • Анонимно
              15.01.2017 17:04

              В царской роиссии до февраля 1917 года,помещики не наделили ни одного крестьянина землёй.По факту сохраняли крепостное право.Барщина,оброк само собой сохраняли.Каждые 8-10 лет был голод.Бабы рожали по 15 детей,выживали 3-4.У крестьян не было имени,фамилии.У помещиков было право первой брачной ночи.Невеста в первый день переспит с помещиком,потом её отдадут Ваньку.Постоянные,захватнические войны.Большевики положили всему конец.Вся нечисть,стёрта с лица Истории.Их нет.Во славу,Аллаха!

              • Анонимно
                15.01.2017 17:44

                Насчет сохранения крепостного права вранье. Россия в 1913 г.входила в четверку самых развитых госудаств Европы, по ряду показателей обходила Францию, наступла на пятки Германии. Если бы английское лобби не втянуло нас в войну с Германией,к 1925 г. мы имели бы вторую, после Великобритании ,экономику в Европе. ЗАСЛУГА ЛЕНИНА,и его команды, что сохранили Россию, не дав превратить ее в сборище картофельно, кукурузных и урючных республик.

              • Анонимно
                15.01.2017 18:33

                прям по учебнику агитатора 20-х годов чешете. Советская власть так и никогда не догнала показатели царской России в 1913 году.

                • Анонимно
                  15.01.2017 19:43

                  Стебуну 18.33 .Если бы не чесали по краткому курсу,знали бы, что почти все экономические прказатели до середины 30 х и особенно зарплату сравнивали с 1913 г.

            • Анонимно
              15.01.2017 20:38

              В кого ни ткни, все из графьёв, купцов или кулаков.
              А я из крестьян, и революцию поддерживаю обеими руками

          • Анонимно
            15.01.2017 15:25

            Приказы Ленина от 1917 и после о расстрелах и необходимости карательных убийств не проблема найти. Архивы частично рассекречены.

            • идущий
              15.01.2017 18:16

              Ну так вы еще посмотрите что творили их противники - белые? Вообще обалдеете. Там михалковским офицерьем в белых перчатках и хрустом французской булки и близко не пахнет. Одно сплошное зверье, натуральные фашисты (помимо лозунгов за единую и неделимую, популярными были еврейские погромы ну прямо как "хрустальная ночь" в 1938 г.). Для Ленина это был овпрос выживания и они выжили а белые у которых ресурсов было больше, в итоге проиграли.

              • Анонимно
                15.01.2017 18:36

                ссылку можно?У Деникина и Колчака не давали награды в годы Гражданской войны,ибо считали,что это трагедия.Не в пример оппонентам "поощрить революционными красными шароварами"

                • Анонимно
                  15.01.2017 20:10

                  На реплику 18.36. Посмотрите, что творили контрразведка и карательне отряды полярного исследвателя адмирала Колчака, про концлагерь, кстати курируемый англичанами, на острове в Белом море тоже ничего не сышали, равнокак и о баржах смерти на Каме. Жестокость была обоюдной, и в чью пользу дебет кредит лучше не выяснять. В Испании гражданская война быа не менее жестокой. Но у Франко ХВАТИЛО МУДРОСТИ ПОХОРОНИТЬ И СВОИХ И РЕСПУБИКАНЦЕВ НА ОДНОМ КЛАДБИЩЕ, с отданием воинских почестей, сказав, что все они испанцы. Скоро 100 летие начаа гражданской войны, эпицентром которой, осенью 1918 г. была Казань, нам тоже надо подумать как это отметить.

                  • Анонимно
                    15.01.2017 21:08

                    Ни разу не встречал еще вопрос - а что было бы если бы победили "белые". Конечно история не признает сослагательного наклонения. Но, полагаю, репрессированых было бы гораздо больше.

                    • Анонимно
                      16.01.2017 01:22

                      "Остров Крым" почитайте у Аксенова - там как раз про что бы было, кабы...

                      • Анонимно
                        16.01.2017 17:02

                        "Остров Крым "интересная вещь. Но утопия . Почему вы уверены, что будущее Росс было бы именно таким , каким его написал Аксенов?

        • Анонимно
          15.01.2017 22:20

          Не эби патша а тем кто заставил ее относится с уважением к татарам надо ставить памятьники

  • Анонимно
    15.01.2017 09:46

    Лично мне эти творения не нравятся. Придворный скульптор- не более того.

  • Анонимно
    15.01.2017 09:59

    В годы войны у нас работал Курчатов! Где ему памятник?

    • Анонимно
      15.01.2017 11:37

      Это тот, который создал оружие массового уничтожения??

      • Анонимно
        15.01.2017 15:30

        Оружие массового уничтожения создано гораздо раньше и не им. Садись. Двойка!

        • Анонимно
          15.01.2017 19:02

          Ставите двойку за заданный вопрос? Не очень то из вас учитель...

          • Анонимно
            16.01.2017 09:35

            Так он и не учитель, наверное. Вам в школу нужно по месту жительства обратиться.

      • Анонимно
        15.01.2017 21:16

        Где памятники татарским ханам. Где мечети Казанского Ханства

        • Анонимно
          15.01.2017 22:02

          Где памятники неандертальцам? Где капища первобытных людей?

          • Анонимно
            16.01.2017 17:03

            А что неандертальцы были русскими?

            • Анонимно
              18.01.2017 02:26

              Да. Неандертальцы были голубоглазыми, бледнокожими, прямоногими, рвалоголовыми.
              Типичные арийцы короче.

        • Анонимно
          16.01.2017 18:43

          А вы ШО? Знаете всех татарских ханов по имени-отчеству? Знаете их родословную? Или только родственников? Может, знаете наизусть, какой хан чем знаменит? Неужели знаете?

          Лично я ни одного хана в лицо по скульптуре не узнаю - поэтому лично мне их скульптуры не нужны...

    • Анонимно
      18.01.2017 02:24

      Почему нет памятника основателю Казанского ханства Улуг-Мухаммеду?

  • Анонимно
    15.01.2017 10:02

    Очень интересное видео о влиянии памятников на общество:
    https://www.youtube.com/watch?v=XdeRpA-RL-E

  • Анонимно
    15.01.2017 10:17

    А я думаю, что историю надо уважать. И надо знать тех, благодаря кому история меняла свое направление. Всех надо помнить-и ханов, и царей, и Екатерину, и народ, который делал выбор. Один человек, даже самый талантливый, без поддержки народа ничего не сделает. Ненавидеть историю-это глупо. Изменить ничего нельзя, реалии изменились, уровень и уклад жизни изменились. Лучше подумать, а сами то как живем? А нас есть за что любить? Не плюнут ли внуки на наши могилы? Или все ныне живущие белые и пушистые?

    • Анонимно
      15.01.2017 10:43

      Если будете восхвалять преступления, то будут конечно плевать. И сносить то что ставилось вопреки понятиям добра и справедливости. Поэтому лучше и не поклоняться идолам, в деятельности которых есть противоречия и кровавые стороны.

    • Анонимно
      15.01.2017 12:37

      Вы правы ненавидеть историю нельзя. Но ненавидеть властителей, которые уничтожали собственный народ НУЖНО и необходимо. Какую роль сыграл князь Владимир в истории народа не знает только тот кто не хочет знать. Ярка характеризует его деятельность тот факт, что при нем чиссленность населения уменьшилась на 50%.

    • Анонимно
      15.01.2017 12:43

      Памятник Столыпину или орден в его честь могут носить люди с короткой памятью, ровно на столько короткой насколько позволяет "столыпинский галстук".

    • Анонимно
      16.01.2017 18:42

      Лозанна "давайте жить дружно" тут не прокатит, надо честно оценивать что происходило со страной. Как это сделали немцы с периодом фашизма, и как это сделали большинство пост советских стран с периодом коммунизма.

    • Анонимно
      16.01.2017 18:45

      И признавать ошибки.

  • Анонимно
    15.01.2017 10:30

    Я категорически против названий улиц в Казани именами бывших секретарей райкомов и горкома КПСС, но все равно называют. У нас не народ решает,а тот, кто у власти на данный момент. Пришел ученик какого то бывшего чиновника во власть-нате вам улицу в честь его бывшего шефа. Так же и с памятниками.

  • Россия с 25 декабря 1991 г. - Новая страна. Достали уже с желанием "назад в будущее".

    • Анонимно
      15.01.2017 11:10

      не все пока еще стали манкуртами

    • Анонимно
      15.01.2017 11:43

      Без прошлого нет будущего. Это же нонссенс- когда предлагают забыть прошлое.

    • Анонимно
      15.01.2017 13:02

      Народ не примет памятник, который противоречит его культуре и памяти.

      • Анонимно
        15.01.2017 15:05

        Какой народ? Не забывайте, что в Казани население 50х50

        • Анонимно
          15.01.2017 19:37

          Татарский народ ! На татарской земле памятники татарским ханам надо ставить!

          • Анонимно
            15.01.2017 20:47

            "На татарской земле памятники татарским ханам надо ставить!" не забыл, что эта земля родина для как минимум половины населения Татарстана не татар?

            • Анонимно
              15.01.2017 22:54

              А не много ли немцам в Казани памятников? Фуксу есть. Вся Баумана - памятник немцу Бауману, Казани ничего не сделавший.

            • Анонимно
              15.01.2017 23:34

              Шаймиеву предлагали поставить памятник Казанскому хану Олуг-Мухаммеду! Шаймиев отказался!

              • Анонимно
                16.01.2017 10:24

                " Казанскому хану Олуг-Мухаммеду! Шаймиев отказался!" Правильно сделал Шаймиев, потомучто кроме казанской истории (почти литературного) документа, нигде не зафиксировано что улумухамед здесь был. А вот то что его сын Махмуд захватил Казань, убив всё руководство булгарское, это известно по источникам. Почитайте, найдёте.

            • Анонимно
              16.01.2017 17:06

              Вам так обязательно надо насыпать татарам в рану соли в виде памятника монархам колонизаторам?

              • Анонимно
                16.01.2017 21:12

                "Вам так обязательно надо насыпать татарам в рану соли..." не знаю кому вы это говорите, но лично я никому сыпать соль не собираюсь, тем более что жена с родственниками татары, и в тоже время я за установку памятника Катерине, личности масштаб которой весьма значим для всей нашей страны. если вы не считаете Россию своей страной тогда с вами нечего говорить.

          • Анонимно
            16.01.2017 01:44

            На 19-37 земля не только татарская, не забывайтесь, пожалуйста

            • Анонимно
              16.01.2017 17:06

              Исторически татарская .

            • Анонимно
              17.01.2017 14:28

              Суффикс -стан означает страну или же землю, слово татар этноним обозначающий этническую группу. Таким образом Татарстан = страна татар, не забывайтесь.

    • Анонимно
      16.01.2017 14:18

      Прочитайте заявление представителя РФ в ООН, черным по белому .."Российская Федерация является правоприемником СССР.. и т.д, и т.п., без зтого заявления РФ должна была встать в очередь в члены ООН, а вы о новой стране?!

  • Анонимно
    15.01.2017 10:53

    Памятник должен нести смысловую нагрузку. Какая смысловая нагрузка в памятнике Екатерине Второй? Какая основная идея? Так вот, этой идеи явно не просматривается. Значит, идея памятника надуманна, притянута за уши некими энтузиастами. Не, оно, конечно, если бесплатно - то пожалуйста. Все персонажам рады. Просто к кому-то люди будут ходить возлагать цветы, а к каким-то памятникам - сводить исторические счеты.

  • Анонимно
    15.01.2017 12:43

    Екатерина II после посещения Казани запретила дальнейшее насильственное крещение татар и башкир, разрешила строить каменные мечети, легализовала Ислам в России учредив ЦДУМ в Уфе.

    • Анонимно
      15.01.2017 13:52

      Екатерина ничего татарам и башкирам не подарила. Она была вынуждена признать права мусульман после их восстаний. Ума хватило.

  • Анонимно
    15.01.2017 12:48

    Екатерина II - немка, знаменитый человек в Европе.
    Туристы Казани, особенно немцы, европейцы с удовольствием будут посещать этот памятник.

    Туризма без памятников не бывает, чем их больше и контрастнее, тем лучше.

  • Анонимно
    15.01.2017 12:53

    Салават Щербаков действительно специалист по скульптуре экстра-класса. Но большой вопрос, а художник ли он. Все его произведения да такой степени правильные, без единой ошибки, даже слащавые, что, в итоге, заставляют задуматься: а что это, жанр такой? Мое мнение: жанр называется "взорвать мозг богатого недалекого в скульптуре покупателя". То есть идет зашибание деньги. И не более того. И автор произведений, видимо прекрасно знает, что под видом "шедевров", продаются красивые вещицы, наполненные штампами, мемами, проверенными ходами, в совокупности порождающие в провинциальных (а теперь еще и в столичных) дилетантах возгласы восхищения и желание "и мне такую". В защиту скульптора скажу, что для себя, он видимо делает совершенно другие вещи. Вот их и стоило бы поставить в городах, подобных исторической Казани.

  • Анонимно
    15.01.2017 14:07

    В Казани еа улице Рахматуллина есть памятник Екатерине-это здание Дворянского собрания, где она оствнавливалась.
    Которое при молчаливом согласии Олеси Балтусовой приходит к нулевому состоянию...

    • Анонимно
      16.01.2017 09:28

      А было бы логично и здание историческое восстановить и памятник перед ним поставить, был бы прекрасный ансамбль...

      • Анонимно
        16.01.2017 17:08

        денег на этот памятник нет. Нечего бюджет Татарстана разбазаривать. В прошлом году все деньги, предназначенные на памятники, уже истратили.

        • Анонимно
          16.01.2017 18:57

          Да уж! Каких зверей установили около Загса! Нигде, в том числе и в природе, таких не было и не будет! УЖСС! Как такое детям показывать.

          А Конь-страна на очереди? Правда к Коня половые признаки отсутсвуют - можно смело обозвать его Лошадь-страна. Это вам не кони Клодта, у которых все причиндалы коней на месте. Зато у Лошади-страны вся шкура в шелудЯх из гаражного навыброс... и почему-то поднос на спине...и почему-то хвост в виде самоварного крантика...

        • Анонимно
          17.01.2017 09:11

          Так здание у коммерсантов, надо им в нагрузку еще и памятник дать, вот и все

    • Анонимно
      16.01.2017 18:52

      Так все-таки на улице Рахматуллина находится Дворянское собрание или ГОСТИНИЦА Дворянского собрания.

      Надо поискать, может где-то есть подсобные помещения Дворянского собрания, кладовые Дворянского собрания, сараи Дворянского собрания, конюшни Дворянского собрания, или бани-сауны Дворянского собрания... Срочно начать восстанавливать их за большие государственные деньги, для начала объявив суперценными историческими объектами.

  • Анонимно
    15.01.2017 14:09

    Отличное интервью, очень понравилось. Салават Александрович, давно пора приехать в Казань!

    • Анонимно
      15.01.2017 14:18

      Это точно,странно что он не был в Казани....Вот Балтусова и покажут ему Казань.....

  • Анонимно
    15.01.2017 15:47

    Ему должно быть известно, что у мусульман памятников с изображением людей не должно быть. Поэтому памятник Екатерине Второй в Казани неуместен. Ему там нет места.
    Надо бояться не того, что памятник осквернят, а того, что памятник осквернит город и Республику.
    Также хочется отметить, что в его понимании истории татар он весь в плену заблуждений, внесенных , вызванных, созданных учебниками истории и властями.

    • Анонимно
      15.01.2017 17:59

      Предлагаешь все памятники сломать?

    • Анонимно
      15.01.2017 18:33

      то есть на памятники татарским ханам, которые вы дружно требуете, это не распространяется? им - можно?

    • Анонимно
      15.01.2017 22:06

      Надо бы арабам рассказать. Очень уж любят их шейхи свои портреты

    • Анонимно
      16.01.2017 07:02

      Кайсы аятьтә шулай диелгән?

  • Анонимно
    15.01.2017 18:46

    Эдуард Де Вер он же Шекспир....
    думаем думаем..пока
    ))

  • Анонимно
    15.01.2017 18:59

    Если у Щербакова отец татаро-башкир, почему он не сделал памятник своим предкам, а непонятно какой немке. Его лесть президенту совсем не красит, как художника. Что-то юлит, вихляется. Прямо дипломат, а не скульптор. В Казани нет ни одного памятника создателям татарского нации. Есть город Екатеринбург. Пусть там ей и поставят. А то так и неймется сделать из Татарстана Волжскую губернию.

  • Анонимно
    15.01.2017 20:19

    В Казани русские не наприехавшие, живут почти 500 лет,сравните, особенно из последних наименований, соотношение русских и татарских фамилий. ИМЕЮ ВВИДУ ТЕХ КТО РАБОТАЛ в городе и республике.

    • Анонимно
      16.01.2017 17:11

      Татарских названий улиц гораздо меньше , чем русских. Надо срочно исправлять этот дисбаланс. Все названия улиц должны быть в пропорции 50/50. А сейчас явный перекос в русские названия. Мэрия, ау. когда исправите ситуацию?

  • Анонимно
    15.01.2017 20:49

    "Ислам запрещает памятники." ну и что, ну пусть запрещает?!

  • Анонимно
    15.01.2017 20:49

    Статья интересная и познаватльная. Автору спасибо. Те, кто способны осквернять памятники исходя из своих воззрений, должны знать, что готовят почву к тому, что бы оскверняли памятники на их могилах.

    • Анонимно
      16.01.2017 17:12

      осквернители памятников уже в Казани живут. Устроили погром на татарском кладбище и их до сих пор не нашли.

  • Istorik
    15.01.2017 21:07

    В Казани нет памятников, связанных с периодом Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства.

    На Кабане можно поставить знак, связанный с кладом казанских ханов - это очень интересная и привлекательная легенда

    • Анонимно
      16.01.2017 14:37

      Т.н. историк.Не занимайтесь стебом о ханском золотое и прочих кабанных чудесах. ЛУЧШЕ МАТЧАСТЬ УЧИТЕ, и Тукая почитайте, помните был такой великий поэт и мыслитель, он многое предсказал, в том числе и байки о сокровищах Кабана и чудовищх живущих на его дне.

  • Анонимно
    15.01.2017 21:15

    А кто заказчик?
    "Если они большинством сочли"
    Какое большинство? В СМИ татары были против!

  • Анонимно
    15.01.2017 22:58

    Дожили.
    Человек, который называет себя наполовину башкиром, ставит памятник Екатерине. Которая повинна в смерти десятки тысяч "башкир". "Башкир" тут в кавычках, потому что почти все, кто тогда участвовал в восстании, были этническими татарами, просто числились в башкирском сословии. Карательные отряды действовали в основном в Бирском, Белебеевском, Кунгурском и др уездах.
    Манкуртству пределу нету!

    • Анонимно
      16.01.2017 10:06

      В Башкирских восстаниях участвовали много марийцев, их легко спутать с татарами так как у башкирских мари татарские имена.

      • Анонимно
        18.01.2017 02:50

        Восставшие деревни Уфимской губернии во время Екатерины - почти все татарские. В основном восставало население Бирского уезда. Там нет никаких этнических башкир, марийских деревень в уезде тоже нет. Зауральские этнические башкиры участвовали в восстании эпизодически. Они в принципе и не восставали, а занимались грабежом своих же соседей, используя период безвластия (Орлов).

    • Анонимно
      16.01.2017 10:54

      Башкир уничтожал Суворов.

  • Анонимно
    15.01.2017 23:10

    Екатерина устроила геноцид ногайским татарам. Ногайцы участвовали в этногенезе казанских татар.

  • Panda
    15.01.2017 23:23

    А я бы памятник Рустаму Валиеву поставил! Величайшему гармонисту нашего времени!

    А также Николаю Дроздову - ведущему телепередачи "В мире животных". На нем выросли несколько (!) поколений нашей страны и уже не только нашей. Человека интеллигентного, приятного, абсолютно положительного.

  • Анонимно
    15.01.2017 23:57

    Если, как это следует из оценки скульптора, его чувство вкуса совпадает с чувством вкуса типа загса и чудовищ (которое совпадает с чувством вкусом заказчиков чудовищ), то можно понять, какие нас ожидают шедевры (эстетизация безобразного).

    И, честно говоря, как это, делать скульптуру, не зная той средовой обстановки, где она должна стоять? Как скульптура будет гармонировать с окружающими объектами?

  • Анонимно
    16.01.2017 06:11

    Памятники конечно увлекательные штуки, но сейчас финансовые средства необходимо в первую очередь направить на снятие социальной напряжённости.

  • Анонимно
    16.01.2017 07:20

    Татарстан на своей территории должен устанавливать памятники великих татарских деятелей и личностей!В Татарстане очень много памятников деятелей РФ,которые совершенно ни каким образом не имеют отношения к Республике РТ!Зачем их устанавливают власти РТ?!Не понимаю!И Екатерине Второй никакой памятник не нужен в Казани,она уже достаточно увековечена,на Баумана и на Петербургской,и хватит ей памятников!!!

  • Анонимно
    16.01.2017 10:06

    Это такая мода пошла, что ли: поставить памятники императорам в завоеванных территориях, как напоминание о покорении? Или это намек?
    Не надо менять выгоду от привлечения туристов на душевную боль татар! Это цинично!

  • Анонимно
    16.01.2017 10:31

    Есть такая страна Швейцария и там власти очень активно спрашивают народ. ПОЧЕМУ ВЛАСТИ НАРОД НЕ СПРАШИВАЮТ, НАДО ПРОВЕСТИ РЕФЕРЕНДУМ И ОДНОВРЕМЕННО МОЖНО БЫЛО БЫ И ДРУГИЕ ВОПРОСЫ У НАРОДА СПРОСИТЬ.

  • Анонимно
    16.01.2017 11:22

    Никакого памятника Екатерине Второй в Татарстане не надо, имперскость для нас враждебна, зачем эти символы здесь?

    • Анонимно
      16.01.2017 12:54

      "Для стабильности в Татарстане и России..." это просто ваше личное мнение, за весь Татарстан не говорите.

  • Анонимно
    16.01.2017 15:06

    Щербаков - деятель от искуства, на службе государства этим все сказано, через все его интервью это проходит красной нитью.

  • Анонимно
    18.01.2017 02:51

    Надо ставить памятники Чингисхану и Бату хану.

  • Анонимно
    18.01.2017 08:23

    Откуда фамилия? Из статьи не понятно. Вряд ли от отца

  • Анонимно
    18.01.2017 19:55

    Башгирд-басгирд-баджгард и прочие - самоназвание венгров-маджар. Приведу 3 цитаты из Джувейни: “Башгирды есть венгры-христиане в Венгрии”. “Башгирды – это синоним келеров, то есть венгров”; “Башгирды –многочисленный народ христианского исповедания, который, говорят, живет рядом с франками”.
    Короче, теперешние башкиры к тем башгирдам средних веков (Фадлан, Масуди и др) не имеют никакого отношения. Они - чистые татары, татары Чингиса, об этом говорит ихнее родо-племенное разделение: табынцы, барынцы, катайцы и др.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль