Машиностроение 
20.01.2017

Первым делом самолеты: сделает ли Сергей Шойгу царский подарок Минтимеру Шаймиеву?

От министра обороны и «друга Татарстана» ждут большой заказ на Ту-214, которые когда-то продвигал первый президент РТ, а может, и на Ту-334

Сергей Шойгу сегодня прилетел в столицу РТ, чтобы проинспектировать выполнение гособоронзаказа Казанским авиазаводом и поздравить с юбилеем госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. При этом визит проходит на фоне вброса информации о том, что военным срочно понадобились производящиеся в Казани Ту-214. Более того, по данным «БИЗНЕС Online», Шойгу намерены напомнить о проекте Ту-334.

... Сергей Шойгу прилетел в Казань, чтобы оценить, как Казанский авиазавод им. Горбунова выполняет гособоронзаказ по ремонту и модернизации бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160М2
Фото: president.tatarstan.ru

ВОЕННЫМ НУЖНЫ ТУ-214

Министр обороны Сергей Шойгу прилетел сегодня в Казань, чтобы оценить, как Казанский авиазавод им. Горбунова — филиал ПАО «Туполев» (КАЗ) выполняет гособоронзаказ по ремонту и модернизации бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22М3 и Ту-160М2. По данным источника «БИЗНЕС Online» в авиапроме, проблем в этом вопросе не возникнет: «Насколько понимаю, по ГОЗ миноборны, ОАК и завод договорились, хотя и не все машины отправлены заказчику. Никому не выгодно показать невыполнение гособоронзаказа — тогда все получат по шапке, ведь комплектацию в том числе и минобороны должно обеспечивать. Думаю, обо всем договорились на берегу — формально заказ выполнен».

По словам источника, главный повод визита министра обороны очивиден — поздравить с 80-летием госсоветника РТ Минтимера Шамиева. Отметим, что именно в его президентство Шойгу (тогда глава МЧС) стал считаться «другом Татарстана». И поэтому весьма символично, что приезд министра совпал с информационным вбросом о том, что военным понадобились самолеты Ту-214, которые выпускает КАЗ. Сегодня «Коммерсант» со ссылкой на свои источники написал о том, что Шойгу поручил проработать возможность замены минобороновских пассажирских самолетов Ту-154, Ту-134 и Ил-62М на новые российские аналоги. Этот вопрос был поднят министром в ходе одного из ведомственных совещаний в начале января, а поводом стала катастрофа военного Ту-154 над Черным морем.

Сколько машин требуется заменить? Сегодня министерство эксплуатирует 14 самолетов Ту-154Б-2 (1979 - 1985 годов выпуска), 7 Ту-154М (1986 - 2012 годов), 36 Ту-134А и Ту-134А-3 (1975-1983 годов), а также 9 Ил-62 (1977 - 1992 годов). По данным источников «Ъ», ОАК предложила военным Ту-134 заменить «Суперджетом» (SSJ 100), а Ил-62 и Ту-154 — Ту-214. Военные пока размышляют, и есть информация о том, что Шойгу поручил своим подчиненным проработать вопрос замены авиапарка таким образом, чтобы ведомству не потребовалось запрашивать у правительства дополнительное финансирование.

Отметим, что Ту-214 запускался в серию, когда президентом РТ был Минтимер Шарипович. Более того, по данным «БИЗНЕС Online», Казань намерена напомнить Шойгу и о существовании такого проекта, как Ту-334, который в свое время усиленно лоббировал тот же Шаймиев. «Информация о том, что военные намерены заменить свои нынешние самолеты и интересуются Ту-214, появилась примерно неделю назад, — рассказал „БИЗНЕС Online“ советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — Хотим предложить военным и другой вариант — Ту-334. Посмотрите, Ту-154 летают у командующих округами, армиями, а зачем им гонять громадный самолет, если можно использовать относительно небольшой?»

... Главный повод визита Сергея Шойгу очивиден — поздравить с 80-летием госсоветника РТ Минтимера Шамиева. «Такие люди, как Минтимер Шарипович, скрепили страну и не позволили ей развалиться», — сказал министр обороны РФ
Фото: president.tatarstan.ru

ТАТАРСТАН НЕДОУМЕВАЕТ

Отметим, что Шойгу, по некоторым данным, давно интересовался Ту-334. Заместитель генерального конструктора ОАО «Концерн «Вега», главный конструктор авиационной системы наблюдения «Открытое небо» Вартан Шахгеданов рассказывал «БИЗНЕС Online», что во время одного из визитов на КАЗ Шойгу хотел посмотреть машину (один, летный, борт стоит на аэродроме, второй — в цехе), Ту-334 специально готовили для осмотра. «Но потом что-то такое произошло, и он бегом пробежал по Ту-214, ничего не спросив, и улетел», — рассказал Шахгеданов.

Любопытное дополнение сделал источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли: «Неудавшийся осмотр Шойгу напоминает мне историю с бывшим министром обороны Сергеем Ивановым. Перед его визитом на КАПО приехал его адъютант. Чью уж команду он выполнял, не знаю, но он сделал все так, чтобы Иванов не дошел до Ту-334».

Напомним, первый полет Ту-334 состоялся в 1995 году. Сертификация прошла в декабре 2003-го. Ту-334 на 60% унифицирован с серийными Ту-204/214 по авионике, интерьеру и т. д. В 1999 - 2003 годах было изготовлено два Ту-334, имеется задел еще одного. В апреле 2005 года появилось постановление правительства РФ о выпуске Ту-334 на КАПО. Производство предполагалось наладить в кооперации с самарским «Авиакором», Воронежским авиационным самолетостроительным обществом, ульяновским «Авиастаром» и киевским «Авиантом». По данным туполевской фирмы, 20 российских структур были готовы приобрести на условиях финансового лизинга 151 Ту-334, еще 61 машину просили иранские авиаперевозчики. В разное время называлась разная стоимость Ту-334 — от $17 млн. до $25 миллионов.

...
Фото: president.tatarstan.ru

В ноябре 2006 года на презентации Ту-334 на КАПО в то время президент «Туполева» Игорь Шевчук сообщил, что для начала серийного производства Ту-334 надо приблизительно $100 млн.: 30 — собственно на самолет, 70 — на модернизацию КАПО. Месяцем ранее Шаймиев заявил, что Татарстан готов выделить $30 млн., и предложил РФ предусмотреть в федеральном бюджете такую же сумму. На презентации на КАПО Рустам Минниханов, бывший тогда премьер-министром РТ, недоумевал: «Я не понимаю, почему вопрос так затянулся. Есть решение правительства РФ о строительстве Ту-334 на КАПО, есть неоднократные обращения президента Татарстана Минтимера Шаймиева... Мы еще раз хотим заострить на Ту-334 внимание общественности, федерального правительства и подтверждаем готовность Татарстана участвовать в проекте... В республике есть фонды, есть банковские структуры, которые могли бы в этом поучаствовать... Но для того, чтобы пришел инвестор, нужна четкая позиция федерального правительства». В итоге проект так и не пошел — как считается, туполевской машиной пожертвовали ради продвижения «Суперджета». Однако идея все-таки запустить в серию полностью готовый самолет, на который потрачено столько сил, не покидает татарстанские власти, о чем не раз говорил и Минниханов, уже будучи президентом. Без сомнения, решение по этому вопросу стало бы лучшим подарком от Шойгу на 80-летие Шаймиева.

...
Фото: president.tatarstan.ru

ДЕНЬГИ НА ВЕТЕР?

«БИЗНЕС Online» предложил отраслевым экспертам оценить новости о пассажирских самолетах для минобороны.

Роман Гусаров — главный редактор портала «Авиарунет»:

— Думаю, реанимация проекта Ту-334 невозможна по многим причинам. Первая: Ту-334 меньше Ту-154 и Ил-62. А минобороны надо перевозить людей. Поскольку это некоммерческие перевозки, чем больше и дальше они могут перевезти, тем военным интереснее. С этой точки зрения характеристики Ту-214, конечно, лучше... Второе: Ту-214 уже в серии, а на организацию производства Ту-334 нужны деньги, причем немалые. Зачем ради 20 самолетов для минобороны организовывать производство? Это деньги на ветер, поскольку коммерческих перспектив у самолета нет: время ушло, 15 лет назад его надо было запускать, за это время меняются поколения... Третье: на Ту-334 стоят украинские двигатели, и это ключевой момент. Какая возможна ремоторизация? Отечественных двигателей нет, надо брать импортные. Если что-то найдут, это деньги заплати за ремоторизацию. В итоге самолет получится золотым. Понимаю, что для авиапрома это хорошо: дают деньги, есть тема, есть на что жить. А для государства это растранжиривание денег.

И такой момент: минобороны могло покупать Ту-214, но вместо этого продолжало брать Ту-154М в Самаре, потому что по совокупности качеств этот самолет устраивал. У военных есть совсем новые Ту-154. Сейчас из-за этой катастрофы (которая, скорее всего, произошла из-за ошибки пилотов) ставить на прикол все эти машины и закупать новые нелогично и не по-государственному. С 1968 года самолет летал, самый массовый магистральный самолет СССР, всех устраивал, был безопасным, а сейчас вдруг стал опасным. Летать разучились! У разбившегося самолета налет был всего 7 тысяч часов! В гражданской авиации это 2 - 3 года. Поэтому для минобороны этих самолетов хватит на долгие-долгие годы... Ну примут сейчас решение производить Ту-214. Сколько КАЗ сможет делать в год? Не более трех? А минобороны надо 20 самолетов на замену. И получится: самолеты опасные, летать на них нельзя, но мы еще лет 10 полетаем, пока построим новые. В любом случае эксплуатировать старые самолеты придется... Но на замену им можно делать по два-три Ту-214 в год. Это нормальная динамика на ближайшее десятилетие. Ту-214 подходят военным идеально: по вместимости — как Ту-154, по дальности — больше... А вот «Суперджет» военным брать — глупость. 100 процентов импортных комплектующих, двигатель наполовину иностранный. О чем тут речь может идти?! Первые же санкции — и до свидания, Минобороны вообще останется без крыльев.

...
Фото: president.tatarstan.ru

Олег Пантелеев — главный редактор отраслевого агентства «АвиаПорт»:

— Подготовка производства Ту-334 потребует времени и денег, причем не месяцы и не сотни миллионов, а годы и миллиарды. Готово ли пойти на это минобороны? Сдается мне, что нет. Единственное, что может объективно повлиять на военных, так это если с производством «Суперджета» возникнут проблемы — кто-то из зарубежных поставщиков не сможет получить в своих контролирующих органах разрешения на поставку комплектующих для самолетов минобороны России. Но вероятность такого развития событий, на мой взгляд, невелика: все понимают, что самолеты поставляются с пассажирскими салонами, какие-то ограничения здесь маловероятны. «Суперджет» понятен в эксплуатации и не несет дополнительных рисков, в отличие от модели, которая в эксплуатации еще не находилась.

Что касается Ту-214, то при налаживании кооперации можно выйти на 6 бортов в год, хотя более реалистично — до 4 машин. В том, что поставщики по агрегатам и двигателям выдержат темп, сомнений нет. Главный вопрос: профинансировать контракт, просто достав деньги из тумбочки, военные не смогут. Шойгу поручил проработать этот вопрос. Не исключено, что придется запускать схему, когда авиапроизводитель будет вынужден брать кредит на контрактацию по агрегатам. Это ляжет дополнительной нагрузкой на предприятие. Но ничего неподъемного нет...

Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли:

— Больше 2,5 самолетов в год завод не сделает — нет народа и мощностей, хотя, как вариант, можно было бы еще подремонтировать парк, оставшийся после «Дальавиа» и так далее. Мы еще в 2010 году военным предлагали заказывать Ту-214 вместо ремонта Ил-62. Но у них все денег нет. И сейчас желание новых самолетов есть, а бюджета нет.

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (49) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
20.01.2017 21:21

Родной КАПО,все квалифицированные специалисты ушли в небытие. Чтобы опять возрождать,нужны годы,да еще,что бы самолеты,выпущенные с завода,летали! Эх! Продали все,и завод,и специалистов!!!

  • Анонимно
    20.01.2017 18:39

    Интересно что только минобороны подписывают. А сколько еще на аэрофлот можно подписать-если самолеты в минобороне себя хорошо покажут или модернизированы будут

  • Анонимно
    20.01.2017 19:06

    И в дополнение - Даешь долгосрочный заказ на 80 самолетов к юбилею Шаймиева М.Ш.))) С уважением Айдар

  • Анонимно
    20.01.2017 19:59

    Если получится начать производство своих самолетов, хотя бы для армии, будет хорошо. Потом и до гражданской авиации доберемся. В будущем не будет таких страшных катастроф. Значит не напрасны будут жертвы этой страшной трагедии...
    Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/news/334878

  • Анонимно
    20.01.2017 20:18

    Уважаю и искренне горжусь только Путиным и Шойгу! Серьёзно.

  • Анонимно
    20.01.2017 20:34

    Я горжусь Сердюковым-фельдмебелем и васильевой.Вот это размах! И полковниками,которые схрон держат в тюках.

  • Анонимно
    20.01.2017 20:34

    эти самолеты уже 15 лет сватают кому угодно- выхлопа так и нет.
    когда-то сам работал на КАПО))

  • Анонимно
    20.01.2017 20:43

    Получения такого заказа было бы действительно победой Татарстана и огромным плюсом.

    Будем надеяться.

  • Анонимно
    20.01.2017 20:44

    Хорошая новость.

  • Анонимно
    20.01.2017 20:57

    За долгие годы капо повидал много московских чинов,удачные сделки по ту-214ср и по ремонту ту-160 с минобороны. По 214 все налажено,но нарастить количество не получиться ближайшие лет пять-нет мощностей и кадров.Про корыто ту-334 давно стоит забыть из-за неэкономичных двигателей,устаревшего оборудования и в целом проектировки. Это как ваз2114 сначала оснастить другим двигателем, затем новой подвеской и напичкать электроникой-цена изменится ближе к той отеля. Если реально смотреть на вещи, то нарастить выпуск 214 можно до 3-4 в год. Сейчас Шойгу приехал в сборочного цеху горели все лампы, завтра половину ламп выключат с целью экономии, а людям работать в темноте с переносной.

  • Анонимно
    20.01.2017 21:07

    а почему не Ту-204? ульяновский завод простаивает

    • Анонимно
      20.01.2017 21:32

      Потому что у вас пассажирские 204, а на капо спецназначения.Так распределили

  • Анонимно
    20.01.2017 21:21

    Родной КАПО,все квалифицированные специалисты ушли в небытие. Чтобы опять возрождать,нужны годы,да еще,что бы самолеты,выпущенные с завода,летали! Эх! Продали все,и завод,и специалистов!!!

    • Анонимно
      20.01.2017 22:59

      Проще качать то что под землей, так же проще. Пробурил скважину и никакие тяготы с разработкой каких-то там сплавов, каких-то там обтекаемых форм уже не волнуют.

  • Анонимно
    20.01.2017 21:48

    В лютые 90-е из сборочного мой знакомый спец по отработке систем управления Ту-22М3 торговал на Московском рынка Казани вонючим китайским барахлом чтобы покормить семью.
    Могу фамилию назвать.
    За это отдельное спасибо Пете Авену, Андрюшке Козыреву.
    И в том числе из-за этого ушёл Копылов

    • Анонимно
      21.01.2017 21:15

      Это Николай Митрофан, торговал джинсами,а я тоже представить сборочного цеха,ушел в 80_е на хлеб заработать,

  • Анонимно
    20.01.2017 21:49

    Сильна страна показухой, сильна. Неужели реально наверху не знают, что на КАЗе творится?

  • Анонимно
    20.01.2017 21:56

    В 90-е выходя из проходной КАПО я не мог купить дочке мороженого...
    Либералы-демократы развалили все.
    Два года тому на день авиации КАПО пустил всех желающих на аэродром.
    Сколько пришло и вы бы видели как ЛЮДИ ХОТЯТ ГОРДИТЬСЯ.
    ГОРДИТЬСЯ ЗА СВОЁ ДЕЛО

    • Анонимно
      20.01.2017 22:08

      Вопрос только Кто владелец этого дела? Да и не только этого..

  • Анонимно
    20.01.2017 22:08

    Утеряна преемственность, школа, технологии, специалисты.
    Все...
    "Кина не будет"...
    Можно расходиться.

  • Анонимно
    20.01.2017 22:17

    Эх недальновидность бич сегодняшней России!

  • Анонимно
    20.01.2017 22:37

    Что то мало здесь спецов отмечается. Неужели КАПОвцам не интересно?
    Мне, как бывшему, очень интересно.

    • Анонимно
      20.01.2017 23:13

      не интересно. 15 лет отдано, а что взамен? ничего...

    • Анонимно
      20.01.2017 23:19

      Трамп сегодня стал оф.президентом США, вот главная новость сей день, теперь может он сделает заказ на 45 ту-214.

  • Анонимно
    20.01.2017 22:38

    Завод перешел к туполям, зреет ветер перемен, иногда, когда приходит Москва, и дороги начинают строить, и самолет теперь могут и построить.

  • Анонимно
    20.01.2017 22:53

    214 уже устарел.
    Ещё 5 лет проваландаемся и проект можно закрывать.
    А на новый денег нет.

    • Анонимно
      21.01.2017 08:55

      Блин 737 с какого года выпускается и не чего не устарел летает

  • Анонимно
    21.01.2017 05:08

    Когда вся страна вместо чертежей смотрит на графики Форекса, а вместо продукции пытается продать "айпио" толку не будет.
    Калошный завод развалится, не то что КАПО.

  • Анонимно
    21.01.2017 05:11

    23.13
    Безнадежно.

  • Анонимно
    21.01.2017 06:13

    Когда то больше двух лет тому назад прилетал в Казань Шойгу и обещал восстановить Артиллерийское училище... Где оно?? На территории арт училища уже вовсю строят жилые высотки. За державу обидно, такую базу разрушили

  • Анонимно
    21.01.2017 06:55

    Как возродить авиапромышленность?Начинать платить адекватную оплату за труд инженерам,слесарям ,пока они живы а не залетным нащальничкам .Небудет никогда. В этой стране место малаховым ,соловьевым,кисилевым и их адептам.

  • Анонимно
    21.01.2017 07:43

    Авиапром даже в советские времена не была сильной стороной нашего госдарства. Предлагаю сравнить соотношение произведенных и потерянных в катастрофах наших самолетов и аналогичных моделей боингов и айрбасов. В википедии все есть. Статистика явно не в пользу нашего авиапрома

    • Анонимно
      21.01.2017 20:30

      ."..даже в советские времена не была сильной стороной нашего госдарства. ."
      Но то что авиапром был - сомнения не вызывает, да ?

  • Анонимно
    21.01.2017 09:39

    За 20 лет один суперджет на весь авиапром....
    Туполев загнал авиацию, Погосян докончит.

  • ПанАлекс
    21.01.2017 10:00

    До Шаймиева КАПО сдавал до 160 самолетов в год...

    • Анонимно
      21.01.2017 11:20

      Да ладно? откуда такие данные?

    • Анонимно
      3.03.2017 01:06

      до ельцина, до перестройки, до того как в магазинах появились джинсы и цветные телевизоры

  • Анонимно
    21.01.2017 11:38

    160 никогда не было, только в годы войны строили по несколько тысяч и в 50 -60 годы много выпускали,а затем всё же по несколько десятков машин в год делали.Причём нескольких типов. Тогда ни один завод в Союзе так не работал!Вот за это можно и нужно гордиться!

  • спокойрый
    21.01.2017 11:41

    по поводу кадров их действительно нет в лучшие годы на заводе работало 50-60 тысяч человек сейчас в 10 раз меньше но у нас падает в пропасть вертолетный завод часть кадров можно переманить оттуда а по поводу ту 334 погосяна нет теперь его можно и гражданским предлагать

  • Анонимно
    21.01.2017 12:43

    А кто строить будет? бабушки и дедушки, которые еще работают чтобы помочь внучатам. Растеряли всех специалистов с такой зарплатой. Поэтому, демагоги давайте не будем разводить насчет грандиозного строительства.

  • Анонимно
    21.01.2017 14:10

    Если в Татарстане на призводстве так хреново, то что можно сказать о ближайших соседях - конкурентах, у них тогда все уже давно швах!!!

  • Анонимно
    21.01.2017 14:55

    Одновременно делали Ил-62м, Ту-22М3, Ту-160.
    Теперь трудно это даже представить...
    Весь Ленинский район включая строительство жилья держался на КАПО.
    Виталий Копылов это вам не удащливые менеджеры. Его статус был выше "селхозников" Усманова-Шаймиева

  • Анонимно
    22.01.2017 13:05

    Без серийного гражданского самолета для внутрироссийских (и СНГ) межобластных рейсов казанскому авиазаводу не выжить.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль