Политика 

«Мы вернемся к советской модели «федерализма», когда ТАССР владела 2% своей экономики»

Слова Рустама Минниханова о том, что доходы между центром и регионами распределяются несправедливо, вызвали широкий политический резонанс, а многие федеральные СМИ охарактеризовали это как демарш и «бунт регионов». Блогер «БИЗНЕС Online», кандидат исторических наук Айрат Файзрахманов считает, что нам необходимо вернуться к основным принципам федерализма, а дальнейшее закручивание гаек в этом вопросе может откинуть нас во времена СССР — сформируется зависимая дотационная экономика.

Конституция Российской Федерации, ст. 72
«1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

... и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации».

Айрат Файзрахманов Айрат Файзрахманов Фото: из личного архива Айрата Файзрахманова

«ПОДОБНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЦЕНТРА МОЖЕТ СТАТЬ ПОВОДОМ ДЛЯ РАЗБИРАТЕЛЬСТВА В СУДЕ»

После высказываний президента Татарстана Рустама Минниханова о несправедливости распределения доходов между центром и регионами, большинство федеральных СМИ поспешили охарактеризовать эти слова как демарш и «бунт регионов». Хотя речь шла о федерализме и об очевидных государствообразующих истинах. Гайдаровский форум подтвердил, что это не только наша боль. Подобная риторика — это не какие-то политические «игры». Речь не о доходах сторонней организации под названием «Республика Татарстан», ситуация характерна для всех регионов — около 67% забирают у всех, а после этого удивляются долгам регионов. Оставшиеся доходы затем конвертируются в зарплаты бюджетников, уровень жизни, темпы развития экономики, качество оказания государственных и социальных услуг. Или не конвертируются, если денег в регионе остается соразмерно бюджету новогодней иллюминации Москвы.

Считающаяся установившейся в нулевые годы в Российской Федерации система межбюджетных отношений, в рамках которой подавляющая часть региональных доходов изымается федеральным центром, еще далеко не установилась и продолжает «прогрессировать». Так, с 2010 года собранные на территории республики налоговые и неналоговые доходы выросли на 184 млрд. рублей в год. Этот рост почти на ⅔ ушел в федеральный бюджет. Отчисления в федеральный бюджет за эти годы увеличились на 106%, или на 115 млрд. рублей, тогда как доходы консолидированного бюджета республики — только на 62% (69 млрд. рублей). Закономерность: чем больше зарабатываешь, тем меньше получаешь в совокупной доле доходов. Получается «прогрессивный» налог на регионы-доноры.

Такими темпами к 2042 году мы вернемся к советской модели «федерализма», когда ТАССР владела только 2% своей экономики, а остальное перераспределялось Москвой. Впрочем, доходы, которые ныне остаются в регионах, по большей части вполне управляемы из центра — многочисленные приказы, акты и иные ведомственные и подведомственные документы определяют, как наиболее эффективным образом на местах потратить деньги. Почти как в петровскую эпоху циркуляров и указов, вот только тогда большая часть денег оставалась на местах — бочонки с деньгами точно не свозились из дальних губерний в царскую казну и обратно.

С учетом этого фактора можно отнести модель бюджетного федерализма в России к группе стран, где менее 20% доходов — это полностью собственные деньги региона. Есть и другая закономерность, где модель бюджетного федерализма может коррелировать с уровнем коррупции в стране, судите сами.

Нажмите, чтобы увеличить

Из указанных в первой и второй группе федеративных стран центр не имеет права залезать в кошелек субъектов, объявляя от своего имени льготы по региональным налогам. Не может он единолично забирать и раздавать полномочия. В противном случае подобное поведение федерального центра может стать поводом для разбирательства в высшей судебной инстанции или причиной для жарких политических баталий. В Российской Федерации представить, например, чтобы Калужская область судилась с федеральным центром, невозможно. В условиях высокой централизации забываются свои же федеральные законы, статусом которого обладает «Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан», где один из пунктов оговаривает невозможность вмешательства в полномочия республики.

«НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ О ФЕДЕРАЛИЗМЕ ВСПОМИНАЮТ РЕДКО»

Вообще на федеральном уровне о федерализме вспоминают редко. Складывается ощущение, что из знакомого и родного нам всем сочетания «Российская Федерация» представители «центра» (в их числе федеральные СМИ) вряд ли смогут четко рассказать о смысле и сути второго слова. Тема не только не модная, но и, видимо, имеет статус нон грата в публичном пространстве. Иначе чем можно объяснить молчание депутатов Государственной Думы и Совета Федерации, где наибольшая концентрация представителей регионов? Избиратель не видит ярких выступлений и консолидированной позиции по этому поводу. В итоге о Татарстане, как об «опухшей» республике, говорит Владимир Жириновский.

Наоборот, признаком хорошего тона стало ругать появление федерализма, мол, большевики одним росчерком пера, в декретном порядке ввели «ненужную» для России федерацию. Любят попрекнуть Ленина и Ко и в том, что те вдруг взяли и отдали Финляндию, Польшу, создали своими руками Украину и Белоруссию. Якобы, если бы они проповедовали жесткий унитаризм, мы жили бы в самой лучшей стране мира. Естественно, подобная манипуляция историей не выдерживает никакой критики (ряд автономных государственных образований сформировался еще до большевиков), но обвинять мертвого льва в развале империи гораздо легче, чем копаться в себе. Поэтому обещания Жириновского после прихода к власти на следующее утро сделать страну централизованной и встать на грабли унитаризма не встречает сильного сопротивления.

Однако идеальная унитарная модель Жириновского, когда из Москвы за один день меняют всех губернаторов и знают, сколько гвоздей нужно Владивостоку, не существует в природе. И здесь часто приводимый пример КНР, Франции или других европейских стран не просто нерепрезентативен, он очень далек от истины. Так, еще с 1880-х годов в авторитарном Китае идет процесс делегирования полномочий вниз и децентрализации бюджетной системы, действует принцип «одно государство — две системы», существуют автономные районы с большими полномочиями (которые, несмотря на все их проблемы, не ликвидируются) и т. д., на государственно-партийном уровне существует ряд проектов реальной федерализации Китая. Сосед КНР по азиатско-тихоокеанскому региону, Индонезия, движется в сторону федерализации с еще большей скоростью. В соседнем унитарном Казахстане, где также идет постепенная децентрализация, в среднем около 30% остается на местах, при том что даже регионы-доноры затем щедро снабжаются различного рода трансфертами, а объявленная накануне Назарбаевым политическая реформа передает большое количество полномочий регионам.

Идеальная унитарная модель Жириновского, когда из Москвы за один день меняют всех губернаторов и знают, сколько гвоздей нужно Владивостоку, не существует в природе Идеальная унитарная модель Жириновского, когда из Москвы за один день меняют всех губернаторов и знают, сколько гвоздей нужно Владивостоку, не существует в природе Фото: duma.gov.ru

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР, ЧТОБЫ ИСПОЛНИТЬ «МАЙСКИЕ УКАЗЫ» ПРЕЗИДЕНТА, ПЕРЕКЛАДЫВАЕТ ГОЛОВНУЮ БОЛЬ НА СУБЪЕКТЫ»

Как бы это парадоксально ни звучало, практически единственно понятным способом развития федерации является сверхцентрализация — денег, идей, ресурсов, людей, жизненных пространств. Причем это сверхцентрализация, которая неоднократно воспроизводится на протяжении всей российской истории, несмотря на то, что всегда служила и продолжает служить сильнейшим институциональным барьером развития страны. Вместе с тем другие институты (политические, судебные, экономические), позволяющие снижать барьеры и максимально использовать имеющиеся конкурентные преимущества регионов, остаются вне риторики федерального центра.

Даже в условиях, когда гигантская инфраструктура и огромные команды управляются с другого континента парой кликов мыши, мировой тренд складывается в пользу регионализации и значительной децентрализации власти. В Испании, Италии, Японии, в Соединенном Королевстве существуют вполне самостоятельные региональные правительства. Славившаяся своим централизмом Франция и та движется в сторону передачи полномочий на уровень избираемых региональных органов власти. В регионах и муниципалитетах сосредотачивается до 70% налогов.

Пока же у нас получается так, что федеральный центр, чтобы исполнить знаменитые «майские указы» президента, перекладывает головную боль на субъекты, урезая при этом часть доходных статей в пользу федеральной казны. Далее регион активно кредитуется (суммарный объем региональных долгов — более 2,3 трлн. рублей!) и параллельно оптимизирует дотации муниципалитетам, которые «режут» свои бюджеты — на культуру, на дворовую инфраструктуру, на дороги и т. п. Отдавая 67% в федеральную казну, из оставшихся денег регион оставляет муниципалитетам десятую долю, вынужденно делая просящими в региональных кабинетах уже муниципальных чиновников. Благо около 5 - 7% возвращается через всевозможные ФЦП. Дотаций, вопреки расхожему мнению, Татарстан и остальные регионы-доноры не получают. Субсидии, субвенции и межбюджетные трансферты (это отдельная песня) — чуть более десятой доли доходной части. Интересная логика: отдали деньги, потом обратно их получили в виде подарка или в виде кредита.

По всей видимости, в дальнейшем регионы должны будут руководствоваться следующим тезисом федерального премьер-министра: «По-хорошему, каждый регион должен зарабатывать свои доходы сам». Но в том-то и дело, что абсолютное большинство регионов худо-бедно зарабатывают, а федеральный центр забирает себе больше половины «получки». При том что большая часть бюджетников (учителя, врачи и т. д.) кормится преимущественно с денег региона.

Вместе с этим количество трансфертов, субсидий из федерального центра субъектам РФ стало ощутимо снижаться в 2016 году, только в Татарстане за первое полугодие 2016 года отмечалось снижение потока денег по федеральным программам и составило 29%. Кроме того в параметрах федерального бюджета предусмотрено снижение затрат на здравоохранение, в реальном выражении проседает также образование. В такой ситуации заставить регионы повысить зарплаты бюджетников можно только за счет радикальной оптимизации сети бюджетных учреждений и сокращения ставок. Что мы и видим в последнее время.

Во всей этой привычной картине есть еще две новые вводные данные. Пик по долгам региональных бюджетов еще впереди. Конечно, выплаты будут пролонгированы, но оттягивать выплату долга вечно не получится, регионы – это не Куба или Монголия, которым можно простить долги. Второй момент – ускорение падения реальных доходов населения на 6,1% по сравнению с прошлым годом. И если из общефедерального знаменателя убрать Москву и высокодоходные группы, то картина окажется еще более плачевной. Вынужденное повышение тарифов и акцизов, новые косвенные платежи сработали как налог на бедных и ощутимо ударили по деградирующим доходам нижней страты среднего класса.

«МАСШТАБНАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ОТДЕЛЬНЫМ РЕГИОНАМ БЕЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ФОРМИРУЕТ ЗАВИСИМУЮ ДОТАЦИОННУЮ ЭКОНОМИКУ»

В упомянутых выше федеративных странах дотации и иные трансферты, составляют солидную долю доходной части субъектов: в Германии совокупная цифра составляет 44%, в Канаде, США и Швейцарии — от 13 до 26%, в федеративной Бельгии — 68%. Для сравнения: в Российской Федерации — 23%, и это на фоне высокоцентрализованных доходов. Львиную долю получают действительно неэффективные. Масштабная финансовая помощь отдельным регионам без стимулирования развития конкурентных преимущества формирует зависимую дотационную экономику, где основной является сфера бюджетных услуг. Предлагаемый Татарстаном механизм, когда сильный регион помогает слабому напрямую, минуя центр, не принимается во внимание.

В такой конфигурации группа регионов, находящаяся в ситуации долговременной дотационности, не заинтересованная в финансово-экономической самостоятельности, будет существовать постоянно. В то же время регионы, которые обладают реальными признаками экономической и финансово-бюджетной самодостаточности, способные взва­лить на себя высокий уровень ответственности, имеют тот же круг полномочий и структуру доходно-расходной части. Вообще, в мире нет абсолютно симметричных федераций, и те немногие из них, которые позиционируются как таковые, включают в себя элементы асимметрии. Конституционная норма (в т. ч. и в России) о равноправии субъектов остается не более чем теоретической абстракцией, которая в реальной жизни всегда имеет разнообразные отклонения от идеала.

Разнообразие субъектов в России — в стране с 11 часовыми поясами и более 180 народами — явление естественное. Это объективная реальность, с которой следует считаться, а не бороться, как к тому призывают некоторые политики. Нет двух одинаковых субъектов Федерации, каждый имеет свой уровень экономического и политического развития, свои исторически сложившиеся отношения с центром.

Сегодня воспроизводство старых институтов имперской и советской государственности в сочетании с новыми институтами и их мутациями, постоянная борьба за меняющийся объем политических и финансовых ресурсов формируют сложный, необычный и интересный контекст российского федерализма, в котором борется столичный централизм и региональная ассиметрия. Не исключено, что мы приближаемся к очередной развилке, где будет сделан выбор между жесткой централизованной модификацией формы государственного устройства или же гибкой моделью, передающей субъектам Федерации больше прав и вместе с ними больше ответственности. Что победит, зависит и от голоса самих регионов и их скоординированных действий.

Айрат Файзрахманов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (111) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
29.01.2017 09:27

ФОМА
Центру не нужны экономически независимые регионы. От независимости в экономике недалеко и до независимости в политике.Поэтому центр будет всегда держать регионы на поводке.Во всяком случае при нынешней власти.

  • Анонимно
    29.01.2017 09:16

    должно быть юридическое равноправие между регионами, а не так, что внутри страны находится 22 государства-республики. Представьте, если бы, например, Балтасинский район был бы государством внутри Республики Татарстан со своим президентом и конституцией

    • Анонимно
      29.01.2017 10:43

      Вы Конституцию РФ когда брали в руки? Там всё написано и прописано четко и ясно. Менять что то в чью ту угоду ныне непрагматично и глупо. Надо заниматься реальной экономикой, а вот нормальный федерализм и является реальной для экономики.

      • Istorik
        29.01.2017 12:22

        речь не об изменении Конституции. Наполнение нормы содержанием - разное.
        Ну не нужно столько полномочий и самостоятельности Воронежской области, сколько, например, Калининграду или Сахалину

    • Анонимно
      30.01.2017 04:02

      Если бы в свое время Татарстан присоединил бы в свой состав Балтасинское государство, то, на сегодняшний день, вполне возможно было бы рассмотреть такой вариант. Так как история такого факта не помнит, представить такое также не имеет смысла.

  • Анонимно
    29.01.2017 09:27

    ФОМА
    Центру не нужны экономически независимые регионы. От независимости в экономике недалеко и до независимости в политике.Поэтому центр будет всегда держать регионы на поводке.Во всяком случае при нынешней власти.

    • Istorik
      29.01.2017 12:24

      Д.А. Медведев «По-хорошему, каждый регион должен зарабатывать свои доходы сам»

      • Анонимно
        29.01.2017 12:49

        Цитируя сего политика, вы загоняете себя в угол, так как он в угол не встанет, а произнесёт другую-взаимоисключающую- формулировку.

        Что касается федерализма, то это утопические мечгы. Какой федерализм? Когда политику в центре лоббируют и определяют люди, не являющиеся жителями страны. Им эти хотелки про права субъектов до фонаря. Много ли про федерализм в России вопрошал Каха Бендукидзе? Или вопрошает нынешний глава Ташира? И таких тысячи. Вы сначала на эти вопросы найдите ответ.

        • Анонимно
          29.01.2017 15:13

          Ну тогда в будущем будете менять на себя и лакать что не хранили то что имели.

        • Анонимно
          29.01.2017 15:38

          Пока в Республике не будет солидарности, а центр будет играть на противостоянии общества на любых трениях, например, трении изучения языков в школе, то так и будет.

          • Анонимно
            29.01.2017 18:11

            При чём тут Республика? Выше же написано, что в столице страны правят бал этническо-финансовые группы, для которых регионы это экономическая ниша для своего развития.

    • Анонимно
      29.01.2017 15:10

      плохо, что кроме политики поводка и слабости -ничего предложить не могут. С уважением, Айдар

    • Анонимно
      30.01.2017 06:45

      По этой причине и распалась Великая Тартария со столицами, в Москве, Тобольске и ещё где-то.

  • Анонимно
    29.01.2017 09:31

    Референдум 1992 года о государственном суверенитете Татарстана никто не отменял. Он может быть отменён только новым референдумом. Он основа для заключения нового договора с центральной властью в 2017 году. Главная часть договора - разумная и приземлённая к логике жизни бюджетная политика. Реальный федерализм - лучшая гарантия устойчивого управления в регионах, независимо от того, кто будет президентом страны, и какая будет Государственная Дума. Это надо раз и навсегда закрепить в Конституции РФ и дальше не морочить никому голову.

    • Анонимно
      29.01.2017 09:47

      Референдум - очень хорошо. Проведение под контролем РФ и межд. организаций. 25 лет показал к щему привел прошлый суверенитет. И татары (не у кормушки),рады пересчитаться

      • Анонимно
        29.01.2017 10:09

        Вы наивно полагаете, что кто то вам разрешит провести референдум. Вы оказывается, батюшка, идеалист, живете в ином измерении.
        Насчет кормушек, проедьтесь по Рублёвке и вы там увидите великолепные кормушки.

        • Анонимно
          29.01.2017 19:33

          Вы знаете,что бывает,когда чего-то долго не разрешают

      • Minem irekle dөnyam
        29.01.2017 14:13

        Почему в Крыму все сделали быстро, без привлечения международных наблюдателей и властей Украины?

        • Анонимно
          29.01.2017 15:41

          Потому что в парламенте засели бойцы спецподразделения, которые держали на мушке депутатов крымского парламента.

  • Анонимно
    29.01.2017 10:03

    Вроде бы как три копейки понятно, что чем сильнее регионы, тем сильна сама Россия, и наоборот, чем слабее регионы - слабая Россия, поскольку именно регионы составляют основную налоговую базу. Понятно, когда были высокие цены на энергоносители федеральный бюджет имел возможности наполняться. Но сейчас ситуация иная, есть пока резервные фонды, но и он не вечен. И как вы думаете в дальнейшем наполнять федеральный бюджет, господа?
    Далее, оставляя крохи в местные бюджеты регионы формируют бюджеты выживания, но ведь без бюджета развития не будет самого развития регионов, а значит и Российской федерации в целом.
    Создается впечатление, что у некоторых федеральных политиков есть какая то абстрактная Россия без регионов, абстрактная Россия сама по себе, а регионы - это что то мешающее им, иногда болтающая под ногами, видетили, иногда могут фыркнуть чуточку.

    • Анонимно
      29.01.2017 14:43

      Когда во главе регионов государственники,то да-сильные регионы-сильная россия.А когда баи да удащливые рулят,то сильные регионы только к развалу и войне.

      • Анонимно
        29.01.2017 16:28

        Вот такое мировоззрение как у вас и является тормозом поэтапной децентрализации. Застраховались сверхмеры. И сегодня мы имеем то что имеем. Да никто сегодня не хочет развала страны - это самоуничтожение, хватит последствия и развала СССР, наглотались сполна и опять входить в эту реку просто надо быть без мозгов.
        Что касается "баев и удащливых", так выборы глав регионов отменили ещё в 2004 году и кто будет на местах решал центр. Достойный был их выбор или нет, но это факт. По мне были и достойные и нет, насчет наших президентов, то здесь проколов не было, на мой взгляд.
        Но главное ни в этом. Если вы хотите чтобы не было ""баев и удащливых"", то определять это должно само население на местах, свободные выборы, развитие местного самоуправления, что позволит развитию самоорганизации граждан, а для этого необходимо чтобы МСУ было независимо финансово, а значит иное налогообложение. Иной логики нет. А это без реального федерализма просто невозможно. Вы что так и думаете, что какой то дядка нам поставит очень справедливого президента и мы все заживем счастливо. У вас какое то утопическое понимание реальности.
        Да, и потом, при чем здесь только наша республика, ведь речь идет о всей стране в целом.

      • Анонимно
        29.01.2017 17:31

        Приведите пример глав государственников по РФ. И где результат их работы? Чем они отличаются от баев? То, что баре?

        • Ну в Москве то все неплохо. Себе они там не стесняются строить за счет наших общих российских денег. В среднем за 2 месяца по станции метро вводят в строй. Больше чем во всей остальной России.

    • Анонимно
      29.01.2017 16:21

      10.03 О чем вы? Пример ТФБ ни о чем не говорит? Рассуждая о высоком, необходимо выполнтиь элементарные вещи

      • Анонимно
        29.01.2017 17:33

        В стране , помимо татарстанских, ещё сотни банков лопнуло. О чём вам это говорит?

      • Анонимно
        29.01.2017 17:34

        А только ли ТФБ оказалось в сложном положении. По всей стране в целом закрылись сотни банков. Просто там всё это не предавалось такой ажиотажной огласке. Набиуллина каждый месяц отбирает лицензии у нескольких банков и ничего, полный молчок.
        И что теперь, из-за случая с ТФБ в стране не начинать проводить реформы. Интересная у вас логика

        • Анонимно
          29.01.2017 18:54

          А давайте пожалеем МУСИНА, и сбросимся больным еще детям. Кому ж еще, как не нам, людям. А Набийллина оказалась не хороша, вот кто виноват что ТФБ рухнул

  • Анонимно
    29.01.2017 10:09

    Айрат -вопрос понятно он есть и как болезнь растет и гноится!!! А лекарство-ответ??? С уважением Айдар

    • Анонимно
      29.01.2017 11:20

      Согласен. Кто должен установить справедливое распределение доходов между центром и регионом.? Само врятли установится. Кто то должен рискнуть. А кто?

      • Анонимно
        29.01.2017 12:50

        Кто должен установить справедливое распределение доходов между центром и регионом.? Само врятли установится.
        __________________________________________
        Сама экономическая ситуация в стране приведет к этому пониманию. Ведь сам Медведев на съезде партии ЕР заявил одним из программных пунктов о самодостаточности регионов, а Кудрин о создании 20 свободных экономических агломератах. В федеральном центре люди тоже неглупые и понимают, что сверхцентрализация является каким то анахронизмом, ведь продвинутые страны давно уже отказалиь от этой экономической модели, видя в ней несовершенство

        • Анонимно
          30.01.2017 10:38

          В федеральном центре людям это не надо - все сливки у них.

    • Istorik
      29.01.2017 12:29

      как минимум, нужна общефедеральная дискуссия с полноценным участием экспертов из регионов, без диктата из Минфина. Так же, как идет конкуренция между моделями Глазьева и Кудрина
      говоря об ассиметричной модели - стоит возвратиться к практике договорных отношений, в которой прописана экономическая часть. Если региону отдают полномчия или он готов их взять на себя - то они должны быть подкреплены экономически

  • Анонимно
    29.01.2017 10:12

    Не чешите там где не чешется.

  • спокойрый
    29.01.2017 11:17

    имперская российская политика всегда была есть и будет такой именно поэтому национальные окраины стремились всегда к независимости в этом главный корень конфликта в украине грузии

  • Анонимно
    29.01.2017 11:23

    В России нужен жесткий контрольза местными, проходили уже, все растащили.

  • Анонимно
    29.01.2017 12:03

    Действительно, почему Совет Федерации не занимается защитой интересов регионов? Судя по названию, он 24 часа в сутки должен заботиться и стоять на страже интересов субъектов федерации. Но по факту этого нет. Может туда надо вернуть губернаторов?

  • Анонимно
    29.01.2017 12:21

    не нужен нам суверинитет ..местная плутократия захватила власть и занимается беспределом выдаивая как коров своих соплеменников сделав татарстан самым дорогим по всем позициям для проживания местом ..при этом по уровню зарплат мы аутсайдеры ..

    вот и думайте почему так происходит в республике с самой богатой производственной и минеральной инфраструктурой

    • Анонимно
      29.01.2017 13:11

      Выдавливают из республики людей, с низкими доходами!! которые портят статистику "благополучия"

    • Анонимно
      29.01.2017 13:17

      Не надо спекулировать словом суверенитет, здесь об этом никто не говорит. Речь идет об эффективности федерализма для экономики страны в целом.
      Что касается, как вы пишите, о местной плутократии, то, если вы человек с ясным сознанием, прекрасно понимаете, что местную власть определяет и контролирует центральная власть в целом.

    • Странно РТ в топ-5 регионов по количеству проданных машин, а по уровню зарплат аутсайдеры. Да и иметь самые дорогие цены при самых низких зарплатах как то не вяжется

  • ПанАлекс
    29.01.2017 13:30

    "Вертикаль" власти и управления экономикой РФ полностью скопирована с Шаймиевско-Хакимовской "вертикали". Которая в части внутриреспубликанских взаимоотношений продолжает действовать. То есть местное самоуправление полностью лишено самоуправления - все решают в Казани руководство РТ. Так в Челнах никогда народ не выбирал мэра. То же самое с налогами - если раньше НДФЛ полностью шел в бюджет местного самоуправления, то сейчас он почти весь идет в бюджет РТ, который и тратят по своему усмотрению руководство РТ: на метро, на дороги Казани, на непонятные стройки. При этом любое руководство "местного самоуправления" не зависит от местного населения и налогоплательщиков и заинтересовано не в повышении доходов населения, а, вместе с ним и доходов муниципалитетов, а в получении дотаций, субвенций и прочего неравномерного распределения бюджетов РТ и РФ.
    И если Татарстан действительно собирается быть "экономически самостоятельным" регионом, то надо начинать с себя.

  • Анонимно
    29.01.2017 13:34

    Доход должен разделяться поровну 50 на 50.Только регионам нельзя забывать,что так же надо делиться со своими районами,а те должна делиться с населенными пунктами.Вот и все .Только все идет до сих пор по другому.Раньше финансовый кусок был слабый как сама и власть.Стоило чуть окрепнуть тут и начинается дележ.А как расходуются эти финансы ни кого не интересует.Вот и не хватает денег и зарплаты поднимать надо.Вот и получается круговорот.

    • Анонимно
      29.01.2017 14:21

      25-центру, 75-региону. Все расходы (и зарплаты тоже)госструктур выложить в свободный доступ на сайт в интернете, а не ставить на них гриф ``совершенно секретно`` и народ подскажет как действовать дальше .

    • Анонимно
      29.01.2017 14:45

      Доход должен разделяться поровну 33,3%/ 33,3%/33,3%. Федералам/Региону/Муниципалитетам.

  • Анонимно
    29.01.2017 14:07

    Надо самим научиться разумно деньги расходовать. А не выкидывать их для блага определённой круга лиц. И вопрос тут не в договоре с центром.

  • Анонимно
    29.01.2017 14:16

    Вы, москали поганые, всё наше сало зъили, а шо не зъили, то понадкусали" (с)

    Ну хорошо, давайте другую пропорцию установим: не 33/67, допустим, а 50/50. И что? Что изменится для рядового жителя республики? НИЧЕГО. НИЧЕГО. Просто верхи будут еще больше наживаться.


    Даже сейчас, Айрат, с вашей критикой "несправедливого федерализма" у Татарстана все складывается совершенно иначе - до хрена всяких праздников и памятников, парков, набережных и скверов, Иннополисы и Иннокамы, Рубин и хоккей и т.д. А если посмотреть, сколько денег бюджетных и квазибюжетных вбухано в ТФБ и Ак Барс Банк...Да у нас вообще можно сказать в бабле просто купаются, раз могут себе такое позволить. Вот вам и косвенные признаки. Про самую дорогую Универсиаду в истории человечества вообще промолчу...Татарстан жутко богатый регион если может позволить себе такие цацки. Бюджет каждый год сводится нормально даже при этих вакхических плясках. Кому-кому, а нам про бюджетный федерализм лучше вообще помалкивать - грех вообще жаловаться.

    И еще: Никакой заслуги ни татар, ни жителей Татарстана в том, что у нас образовалось уникальное Ромашкинское, Бавлинское и Ново-Елховское месторождение нет. Это - геологическая аномалия и достояние всей страны. И чувашей, и осетин и даже евреев из Биробиджана. Поэтому и кормит она всех жителей страны, кому не посчастливилось родиться на этой гиганской антиклинальной ловушке. Но, даже тут у нас до фига плюсов - нефть после того, как ее извлекают из земли становится собственностью нашей ПАО "Татнефть". А не какой-то "Роснефти". И поверьте, неплохо кормит она и компанию и наш бюджет даже за вычетом столь больших изъятий, которые, опять таки, вызваны именно тем фактом - надо кормить всех тех, кому не повезло с нефтью. Поэтому и велики эти отчисления в Центр.



    • Анонимно
      29.01.2017 17:42

      То есть кормить надо всех, особенно город-паразит, а нам на месте дырявые дороги и испорченную экологию? По-вашему, получается, кто больше работает, тот должен хуже жить? Так как должен помогать лежащим на печи и ничего не делающим? В Японии и Германии нет нефти и газа. Почему эти страны не сидят и не ждут, когда им ЕС или США подбросит денег?
      Почему наши власти за 25 лет не разработали для каждого региона свою программу развития экономики? Вся работа центра заключалась в сборе денег , присваивании большей их части и кидании крошек регионам. Может вы вопрос не Татарстану зададите, а фед.центру, который нормальную экономическую политику не смог реализовать?

      • Анонимно
        29.01.2017 18:38

        14*16 надо из его зарплаты 67% кому попало отдавать - можно в пользу осетин, чуваш, биробиджана. ведь его трудолюбие - это усилия чуваш, осетин и биробиджана, а его зарплата - это месторождения сибири, поволжья и каспия .....

        Квартиру москвобадцам подарит пусть -они же лучше управляют имуществом чем местные...

        Жену и детей интересно кому он подарит?

        Абсурд?

        или надо по другому посмотреть на такие же абсурдные вещи?


        С уважением, Айдар

      • Анонимно
        29.01.2017 18:56

        Тот же вопрос, только исключительно местной власти!

      • Анонимно
        29.01.2017 19:50

        Вопрос в эффективности использования денег регионом. К сожалению все видят их использование ради определённого круга лиц

      • Дорожный бюджет в Москве и МО равен дорожному бюджету всей остальной России. А эти нехорошие люди даже строительство на Урал федеральной дороги не финансируют откуда они сами деньги себе выкачивают

      • Анонимно
        30.01.2017 04:56

        ===Может вы вопрос не Татарстану зададите, а фед.центру, который нормальную экономическую политику не смог реализовать?===


        слышали поговорку:
        плохому танцору.....

        • Анонимно
          30.01.2017 16:39

          А что Татарстан у вас является столицей страны и издает федеральные указы? Надо же ,а мы и не знали, что некоторые считают РТ столичным регионом.

  • Анонимно
    29.01.2017 14:46

    «Мы вернемся к советской модели «федерализма», когда ТАССР владела 2% своей экономики»

    К социализму, с его государственной экономикой, сейчас уже невозможно вернуться.

    Сейчас 100% экономики должно принадлежать бизнесменам. Роль региональных и федеральных чиновников должна быть минимальной - зарегистрировали - и ВСЁ!

    А бизнесмену должно быть безразлично, где инвестировать свои деньги - в Нижнекамске, Владивостоке или Сан-Франциско. Где лучшие условия предложат власти - там и открывать бизнес.

    Не дай бог, если всей экономикой в Татарстане будут владеть руководство Татарстана, а не бизнесмены. Хотя судя по ТАИФу так и происходит.

    • Анонимно
      29.01.2017 17:45

      Бизнесмену абсолютно наплевать, что Татарстану нужны дороги и больницы. Как ему наплевать на сибирские поселки, в которых когда-то были заводы. Пришли москвичи, завод купили, затем продали. народ без работы и бизнесменам на них глубоко плевать. Вы хотите, чтобы и в Татарстане так было?

      • Анонимно
        29.01.2017 18:31

        А вТатарстане уже кучу заводов и продали. Только. если раньше заводы своим продавали. то сейчас заводы продают на сторону чужим.

      • Анонимно
        29.01.2017 19:00

        Местным чинушам абсолютно наплевать на народ. Вам перечислить про налог, ЖКХ услуги, проезд в транспорте, оплата детсадов -самые высокие у нас, по региону. Зарплата по региону - самая низкая На бумаге у них все хорошо. К нашим и москвичи не пришли, свои все сами сделали

        • идущий
          29.01.2017 20:47

          А почему наплевать? Не потому что тут республика, а потому что они полностью освобождены от нашего на них влияния. мы их не выбираем, их назначают, поэтому они боятсс вышестоящего начальства а не самих граждан. Но если все просто захватят московские нувориши то то лучше не станет, будет только хуже. Примеры - Саратовкая, Астраханская, Оренбургская области и тд., где полно нефти газа и прекрасная (по сравнению с РТ) природно-климатические условия, а сами субъекты просто нищие по сравнению с республиками.

          • Анонимно
            29.01.2017 21:26

            Нищие? Сильно сказано.Насколько сильна местная пропаганда, что мы живем лучше всех. Вы из Татарстана хоть когда-нибудь выезжаете? Откройте глаза сами и не туманьте мозги другим

            • В Астрахане не был, но Саратов и Оренбург это как Челны в 2000-х.

              • Анонимно
                30.01.2017 09:55

                Астраханская обл. - один из самых бедных регионов России обладающий богатыми нефтяными и газовыми месторождениями. Местный бизнес скуплен московскими и питерскими - колония в чистом виде.

          • Анонимно
            30.01.2017 04:52

            вы имеете ввиду, что там чиновники не так упакованы как у нас??

        • Анонимно
          30.01.2017 05:09

          ЖКХ услуги растут! а вот цены, за квадратный метр "вторички", почему то также не повышаются? не понимаю!
          или сделано это, чтобы народ не сбегал с "процветающей" республики))

      • Анонимно
        29.01.2017 20:43

        //Бизнесмену абсолютно наплевать, что Татарстану нужны дороги и больницы//

        Действительно наплевать. Зато бизнесмены платят большие налоги, в отличие от нас, диванных патриотов. А на эти налоги, власти пусть "строят", "улучшают", "развивают" и т.д..
        Но зачем руководству РТ именно ВЛАДЕТЬ предприятиями, как заявлено в заголовке статьи? Сейчас не социализм - пусть предприятиями владеют бизнесмены (но не чиновники, которые присвоили себе заводы).

        • идущий
          29.01.2017 21:46

          напирая на модную нынче привычку хвалить бизнесменов вы упускаете сразу несколько моментов, что позволяет предположить что вы сами будете из их среды. Во-первых это проблема первоначального накопления капитала. И только не надо рассказывтаь сказки про кредиты, кредиты необходимы на развитие бизнеса а непри его основании, когда даже заложить то нечего.Чтобы начать свой бизнес нужен капитал,а откуда его взять. В 95 % случаев это был капитал накопленный преступным путем (это я про крупный и средний бизнес) и это общемировая практика (вспомните крупнейшие богатейшие семьи США - "ангелов" трудившихся по 24 ч. в сутки и ставших благодаря этому богачами вы не найдете). Во-вторых миф о "социальной ответственности бизнеса" это также сказки в пользу бедных. Крупному бизнесу социальная сфера нахрен не нужна, это только обуза для него. Вся модель крупного капитала ущербна по своей природе и направлена только на безудержное наращивание прибыли. В результате миллиарды набранные у потребителей лежат мертвым грузом в банках и не расходуются на благие цели. И редкие случаи когда некоторые миллиардеры отдают большую часть своих богатств на благотворительность - это исключение только подтверждающее правило. И потом большое накопление капитала в руках небольшой группы люди не только ведет к имущественному расслоению, и но и приводит к тому, что крупный капитал становится фактическим хозяином гос-ва. Поэтому неслучайно что во многих крупнейших капстранах нынче стало общественным трендом необходимость огранчиения влияния корпорации и их "раскулачивания"

          • Анонимно
            29.01.2017 21:59

            Главное слово - раскулачивание. Как козырь. В действительности все проще, все, что чинуши прихватизировали. Перечислить? Да сами знаете. И пож не надо про их управленческий талант. Итак все ясно

  • Давлет
    29.01.2017 15:18

    Модель управления сверх централизацией России-это же осталось от Золотой Орды,неужели не понятно(верительные грамоты князьям,то бишь губернаторам)?!Поэтому Россия "все встает с колен",да встать ни как не может.
    Прав А.Файзрахманов на 100%,пока все этого не поймут(сильные регионы,сильная Россия) у нас развития страны не будет!(так и будем дауншифтерах ходить,как сказал Г.Греф)...

    • Да и финансовые отношения точно такие же. Как кормилась Москва, так и кормится со своих вассальных земель. Деньги забирает и регионам отчисляет чтоб тихо жили и не бузили. Хотя нет, уже и этого не отчисляет, народ просто терпеливый. Акунин в Истории Государства Российского отлично все пересказал.

      • Анонимно
        30.01.2017 10:43

        Спартак Ч проснулся. Всех перепостил. Отработал мнение: наши барчуки лучше. Много платим Москве. В других регионах хуже. Теперь осталось девиз поменять - Рубин - чемпион. И дальше, впереди новое задание

        • Наши барчуки такие же сволочи. Как и московские. Поэтому не надо нам их навязывать они точно не лучше. Причем отношение москвичей к провинции только как к территории с которой можно кормиться

    • Анонимно
      30.01.2017 10:42

      При чем здесь Золотая Орда, мы ж растем от Византии?

  • Анонимно
    29.01.2017 18:00

    Сколько можно про удащливых, а народ??
    Народ от элиты не далеко падает. Сами такие же были бы.
    С федерализмом, без федерализма элита со своими интересами была, есть и будет.

  • В Татарстане свои есть стратеги,
    Чтобы правильно выбрать Ферзя.
    Чья фигура дала здесь побеги,
    И Король утвердил не бузя.

    Им конечно обоим охота,
    Быть поближе к раздаче Слонов.
    Просит хлеба и зрелищ пехота
    И полно накопилось долгов.

    Уже выданы всем прейскуранты,
    По которым в Ладье поплывём.
    Но, однако, всё ждут секунданты,
    Какой сделает Ферзь ход Конём.

  • Анонимно
    29.01.2017 18:53

    Каковы чистые доходы Республики Татарстан в бюджете (без федеральных денег) ? Судя по цифрам Татарстан - крупнейший должник (Наряду с Москвой и Краснодарским краем). Как должник может быть развитым регионом ? С Москвой все понятно, там долги легко покрываются только налогом на доходы физ лиц. Почему в магазинах в самом Татарстане подавляющее большинство товара произведено в других регионах РФ ? Прежде, чем кричать об ущемлении, с цифрами в руках покажите сколько республика заработала и сколько отчисляет в федеральный центр.

    • Давлет
      29.01.2017 19:55

      Вы хоть в интернете поищите и узнайте сколько регионов доноров и какие, а потом задавайте вопросы здесь-не показывайте свою некомпетентность всем...

      • Анонимно
        29.01.2017 21:01

        У Татарстана долгов 80 млрд, за красивую жизнь платить надо, а не просить списать долги

      • Анонимно
        29.01.2017 21:14

        Некомпетентность показываете Вы, пытаясь уязвить..Если, Вы такой осведомленный, то приведите цифры. Посмотрите, лучше на список регионов-должников. Цифры приводите, а не эмоции

        • Вы то сами посмотрели на список регионов доноров?

        • Анонимно
          30.01.2017 08:24

          У Татарстана 98 млр руб долгов. Образовались они из за проведения никому ненужной универсиады. Сегодня от этого мы и кричим. что обдирают федералы регионы доноры.

          • Анонимно
            30.01.2017 16:48

            Так если бы центр не забирал 70% доходов Татарстана, мы бы и без долгов провели Универсиаду. А не знаете, почему объекты в Сочи на триллион рублей построили за счет бюджета страны? А центр нас и регионы обдирает. А Москва паразитирует на стране, хапая деньги из казны. Если вы так Москву прославляете, то пусть оставляет заработанное в регионах , а сама живет без дотаций. И все зарегистрированные в ней иногородние предприятия отправит платить налоги по месту нахождения. Сразу сдуется.

            • Анонимно
              30.01.2017 19:00

              А зачем нам нужно было проводить Универсиаду? она мне совсем не нужна была.

  • Анонимно
    29.01.2017 18:58

    Если больше денег в регионе остается, то их больше местные власти разворовывают и не более.

  • идущий
    29.01.2017 20:44

    Нынешний недофедерализм – это безусловно зло, т.к. в таком большом и разплановом во всех смыслах гос-ве как РФ унитарные модели управления неизбежно ведут к перманентному кризису, как экономическому так и политическому. Но со строительством новой модели федерализма, (хотя по моему России необходима Конфедеративная модель управления) одновременно необходимо проводить и политические реформы с полной выборностью всех уровней властей – от президента, до главы местного самоуправления. Сами выборы полностью освободить от админресурса и ограничить влияние на них крупного капитала. Без этого мы рискуем (и с 99 % долей вероятности) получим всевластие местных мелких властителей, и просто разочаруем людей в идее суверенитета и необходимости самостоятельности.

    • Анонимно
      29.01.2017 22:01

      Назовите - неофедализм. Правдивее

    • ArtemAA
      30.01.2017 16:14

      Тут ещё проблема. По сут федерализм должен осуществляться через представителей регионов - Совет Федерации и представителей народа - Дума. То есть наши парламентарии должны зубами вцепляться в законы, которые ущемляют права регионов. Они должны представлять интересы регионов к перераспределению на честной основе, а не на основе кто больше нравится номенклатуре центра. Однако мы видим, что и те и те парламентарии всегда единогласно голосуют ровно за всё то, что им говорят. Это всё потому что там сидят все кто может (кого наградили приятной пенсией), но не представители народа и регионов. Как гастролирующий всю жизнь певец может знать свой регион? Или какой-нибудь журналист в федканала знать проблемы насущие жителей своего региона? Кто их них вообще знает проблемы регионов? Кто лично и через помощников общается с населением в регионах?

      • Анонимно
        30.01.2017 20:56

        ну правильно вы же выбирает москвичей от регионов и тех которые будут там жить или в лондоне, зачем им вкладыватсья в регион?

  • идущий
    29.01.2017 21:29

    Критикуя советскую модель федерализма нужно учесть множество нюансов. Ущербным и несправедливым было положение автономных республик, которые не имея никаких прав отдавали практически все заработанные финансы в Центр. Союзные республики же чувствовали себя намного вольготнее, а большинство из них жили намного лучше РСФСР. Во-вторых советская модель федерализма, эта первая в мире модель учитывающая национальные особенности и давшая право на национальное самоопределение внутри одного госуд-ва. Благодаря этому многие народы (естественно к татарам все это не относится) получили свою письменность, высокую культуру и вообще выжили как отдельный этнос. таких примеров мировая история до этого не знала. К примеру другая "лоскутная империя" - Австро-Венгрия где местные социалисты (в отличии от Ленина) не хотели национального самоопределения распалась сразу после первой мировой на несколько отдельных гос-в. Хотя если бы она не распалась, то многие народы там просто бы растворились среди австрийских немцев, как исчезли к примеру многие славянские племена на территории нынешней восточ. Германии, или множество народов во Франции или Италии. В третьих тот СССР который получился в итоге, существенно отличается от того, что было задумано первоначально. В том числе ленинская модель была многократно либеральнее сталинской модели автономизации (которая в итоге победила). Об этом кстати пару лет назад вспоминал В. Путин критикуя Ленина и обвиняя его в том, что он дал слишком много свободы нацменьшинствам.

  • Анонимно
    29.01.2017 23:31

    Федеральный центр изымает-то не всё подряд, а определённые категории налогов, НДФЛ по большей части остается в регионе, а вот НДС целиком уходит в федеральный бюджет. Почитайте статью 56 Бюджетного кодекса РФ. Что мешает развивать те статьи доходов, налоги с которых остаются в регионе?

    • Istorik
      30.01.2017 13:54

      Согласен. Отчисления по НДФЛ, кстати, неплохо выросли в 2016 г в РТ. Но у него есть свой предел
      Рост НДФЛ - рост з/п, - рост отчислений в ФСС, ФОМС и ПФР. Нагрузка сильно возрастает.
      Поэтому малый и даже средний бизнес предпочитает серые з.п., что в свою очередь влияет

  • Анонимно
    30.01.2017 08:52

    Для не просвещённых. Есть такое понятие обнал. Так вот в Татарстане обналичиваются через всякие подставные фирмы и ИП сотни миллионов рублей, которые приходят как раз из Москвы безналом а обратно за минусом нескольких процентов увозят наличкой. Я предполагаю что это как раз деньги регионов

  • Анонимно
    30.01.2017 11:59

    Раньше нас в тупик заводил марксизм-ленинизм, теперь царизм-паразитизм.

  • ArtemAA
    30.01.2017 16:09

    Вообще вот что интересно. Наш главный враг по версии телеканала Россия - США. Однако в США люди в регионах живут очень не плохо. Экономику США вытянули предприятия регионов - Калифорнии, предприятия Сиэтла, Туриндустрия Майами, финцентр Нью-Йорк, центр промышленности и нефтяной регион - Техас, и сотни тысяч региональных предприятий разбросанных по всему США. У нас всё сосредоточено в одном городе - вот мы и в жопе. Почему бы не попытаться внедрить решения наших главных "врагов"? западло типа? Страх, что тяжелее центру будет воровать?

  • Анонимно
    30.01.2017 16:34

    Идея! Возможно, предвидя централизацию власти (золотые потоки будут проходить сквозь федералов, а не местных), местные булдырыки устроили себе "золотой парашут" в виде вывода активов из ТФБ.

  • Анонимно
    31.01.2017 02:19

    Москва спит и видит, как бы снова вернуться к губернскому делению страны
    И Татарстан для многих как костьвгорле

  • Анонимно
    31.01.2017 02:24

    На дворе второе десятилетие 21 века, прогрессивные страны движутся к миру сильных регионов регионов, а мы все о прошлом величии единой и невидимой восторгаемся
    Поэтому у страни туманно будущее

  • Анонимно
    31.01.2017 17:43

    Сейчас самый важный вопрос: каким быть договору о разграничении полномчий между РТ и фед.центром.

    Ведь помимо экономики, есть множество моментов характеризующих федерализм: например, прерогатива регионов определять совю систему образования.
    Для Татарстана это более чем акутально, учитывая наличие национальных школ

  • Анонимно
    31.01.2017 21:24

    Не надо быть наивными. РФ не позволит шиковать РТ, будет поддерживать уровень жизни в РТ примерно на среднем уровне регионов РФ.
    В этих условиях РТ должна начать устранять свои собственные недостатки и начать создавать систему разработки и сопровождения эффективных экономических и политических решений, которой сейчас нет. Это позволит избегать ситуаций подобных ТФБ, а также грамотно разрешать национальные вопросы.
    Сейчас же наше руководство РТ не имея такого инструмента, только латает дыры.
    Создание такой системы требует ресурсов. Для этого есть Госсовет РТ и аппарат Президента РТ. Пусть или сами разрабатывают, или заказывают за счет сокращения внутренних расходов. Лишних людей в этих структурах не должно быть. Эффективности их работы не вижу. Упор на не системные, а на собственные единоличные решения Президента РТ не оправдан. Увлекаясь разбором экономических завалов, он упускает вопросы создания необходимой государственной системы разработки идеологии и и политики. За советом и помощью ему целесообразно обратиться к Назарбаеву, как успешному лидеру братского казахского народа.

  • Анонимно
    1.02.2017 20:57

    Cогласен с мнением что центр никогда добровольно не отдаст доходы регионам и до последнего будет этому сопротивляться.Это будет продолжаться до тех пор пока как говориться котел не взорвется или страна окончательно не развалится. Политики федерального уровня и прикормленные олигархи уже прошли безвозвратную точку жадности и у них окончательно атрофировалось чувство самосохранения.

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль