Общество 
6.02.2017

И каково же быть татарином?

На вопросы читателей «БИЗНЕС Online» ответит Рафаэль Хакимов

На какие философские раздумья наводят события сегодняшнего дня? Какие факты истории и поступки правителей аукаются нам до сих пор? Так ли уж важен язык для сохранения национальной идентичности? Какой наказ дал сыну Сибгат Хаким? Ответы узнаем 8 февраля у гостя редакции «БИЗНЕС Online» — политического деятеля, философа и историка Рафаэля Хакимова.

Рафаэль Хакимов ответит на вопросы читателей Рафаэль Хакимов ответит на вопросы читателей Фото: «БИЗНЕС Online»

Рафаэль Сибгатович Хакимов родился 12 февраля 1947 года в Казани в семье народного поэта Татарстана Сибгата Хакима. Вице-президент Академии наук РТ, директор Института истории им. Марджани АН РТ, директор научных программ АНО «Казанский центр федерализма и публичной политики», председатель совета директоров ОАО «Казанский медико-инструментальный завод». Доктор исторических наук (2009), тема диссертации — «Развитие российского федерализма в условиях социально-политической трансформации конца ХХ — начала XXI вв. (историко-политологический анализ)».

Хакимов в качестве государственного совет­ника по политическим вопросам при президенте РТ (1991 - 2008) занимался вопросами, касающимися отношений Татарстана и федерально­го центра. Был участником перегово­ров между официальными делегация­ми России и Татарстана в ходе подго­товки и заключения договора «О разграничении предметов веде­ния и взаимном делегировании полно­мочий между органами государствен­ной власти РФ и ор­ганами государственной власти РТ» от 15 февраля 1994 года. Являлся членом государственной ко­миссии по урегулированию конфликта в Чеченской Республике.

Хакимов — ведущий ученый в области истории, межнациональных и межконфессиональных отношений, конфликтологии, политологии, исламоведения. Его работы изданы в США, Великобритании, Германии, Турции. Под его руководством совместно с Российской академией наук издан труд «Татары», который удостоен Государственной премии РТ в обла­сти науки и техники (2008). Под его ре­дакцией вышел 7-том­ный фундаментальный труд «История татар с древнейших времен».

Институт истории был создан в июне 1996 года в структуре Академии наук РТ, в феврале 1997 года получил юридический статус научного академического учреждения, в 2002 году ему было присвоено имя татарского ученого-мыслителя, религиозного и общественного дея­теля Шигабутдина Марджани.

Наиболее значимые результаты научных исследований института: определение времени возникновения Казани и Елабуги, составление археологической карты Татарстана, подготовка свода объектов культурного наследия РТ и 7-томной академической «Истории татар с древнейших времен», составление антологии татарской богословской мысли и педагогической мысли, написание учебников для общеобразовательных учреждений и вузов, организация и проведение болгарских международных форумов, издание трудов из серии Tartarica.

На какие философские раздумья наводит сегодняшняя ситуация в Татарстане, России и мире в целом? Чего нам стоит опасаться и ждать в будущем? Какие важные факты истории Татарстана еще не известны широкому кругу общественности? Какими исследованиями занимается институт истории АН РТ сегодня?

Задавайте свои вопросы здесь и сейчас!
Автор лучшего вопроса будет удостоен приза редакции

Рафаэль Сибгатович Хакимов родился 12 февраля 1947 года в Казани. Окончил физфак КГУ (1971). Доктор исторических наук (2009), академик АН РТ (2011).

1971 - 1973 — старший инженер проектного бюро Таттрансуправления.
1973 - 1981 — ассистент, заместитель заведующего кафедрой КГУ.
1981 - 1989 — заведующий кафедрой философии, проректор по научной работе Казанского государственного института культуры.
1989 - 1991 — заместитель заведующего идеологическим отделом Татарского обкома КПСС, заместитель председателя идеологической комиссии Татарского рескома КПСС.
1991 - 2008 — государственный советник при президенте РТ.
С 1996 — директор Института истории АН РТ.
С 2001 — директор АННО «Казанский институт федерализма» (с апреля 2009 — директор научных программ АНО «Казанский центр федерализма и публичной политики»).
2009 - 2014 — депутат Государственного Совета РТ четвертого созыва.
В 2011 году избран академиком АН РТ.
С февраля 2013 — вице-президент Академии наук РТ.
Председатель совета директоров ОАО «Казанский медико-инструментальный завод».

Печать
Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Комментарии (100) Обновить комментарииОбновить комментарии
Анонимно
6.02.2017 21:26

хватит делить Татарский народ! я мишар, но никогда там себя не называю, я - ТАТАРИН!!!

  • Анонимно
    6.02.2017 09:40

    коммунистическая идеология перешла в национальную ...(((

    • Анонимно
      6.02.2017 10:23

      Вы сначала в терминах-понятиях разберитесь. Причем во всех: идеология, коммунистическая, национальная.... Потом вставите свои пять копеек.

    • спокойрый
      6.02.2017 13:10

      коммунистическая идеология перешла в националистическую в первую очередь в федеральном центре

  • Анонимно
    6.02.2017 11:16

    Хотелось бы спросить Рафаэля Сибгатовича, сотрудничают ли они с историками других областей, расположенных на бывших территориях Золотой Орды?

  • Анонимно
    6.02.2017 11:50

    Сдаётся мне, как это не грустно, татарский язык сойдёт на нет, как и сама нация и культура. Как и других народов России. Примерно, как индейцы В США. До Урала будет английский, за Уралом -- китайский. В несильно ближайшем будущем. GALKA

    • Анонимно
      6.02.2017 16:10

      Galka, всё верно понимаете. Так именно и будет, до Урала будет английский, за Уралом -- китайский.
      Ведь за умы и дело взялись такие корифей "тайной" истории поволжских татар. Поднимающие с колен новую татарскую нацию после веков "унижений", открывающие перед юным татарскими умами "невиданную", "не слыханную" историю. Ну и про "страшные" проблемы татарского языка надо что-то написать. Плюс великий стон про семитско-хамитские женские наряды, хиджабы всякие и никабы, как без них житья татарам теперь нет.
      Поэтому результат будет всегда один, раскол уже существующей нации и государства изнутри и поглощение его другими нациями. А Россия как раз стоит как распорка между Западаом (НАТО) и Востоком (Китай).
      Поэтому в последние годы Казань и является генератором этого неотатарского бреда.
      Вообщем все вот эти местные "академики" добьются в конечном итоге только одного. До Урала будут учить великую историю НАТО, а после Урала великую историю Китая.

      • Анонимно
        6.02.2017 20:46

        Если название страны Россия (Russia), принятое по инициативе Ельцина, не намекало, что это страна одного этноса- русских, а было бы типа Евразийский Союз, то и страна была бы перспективной для расцвета всех живущих в ней народов и для добровольного присоединения к ней других наций и, тем самым, для расширения использования русского языка, как языка межнационального общения.

        • Анонимно
          7.02.2017 00:15

          Если бы республика называлась бы не Республика Татарстан, а Казанская республика, то это было бы более правильно, так как республика наша многонациональная

          • Анонимно
            7.02.2017 09:18

            Существование у этноса хотя бы одного национального территориального образования заботящегося о сохранении этноса обеспечивает возможность расцвета этого народа. Такое территориальное образование внутри федерации нужно и для русского и для татарского народа. Но федерация в целом не должна называться по имени одного этноса.

          • Анонимно
            7.02.2017 10:25

            Очень верное замечание.

          • Анонимно
            7.02.2017 15:51

            К 00.15. А во всех ли субъектах РФ все коренные народы чувствуют себя не в гостях , а как дома? Все ли области имеют национальные школы, радио, ТВ, театры, книги коренных народов страны? Вот пока каждый представитель коренной нации РФ не будет всё это иметь в каждом субъекте страны, вот до этих пор и будут существовать национальные республики , края и области.

      • Анонимно
        6.02.2017 20:52

        не путайте академиков с политиками

      • Анонимно
        6.02.2017 23:58

        У меня только один вопрос к академику Хакимову: Как он связан с фондом Сороса и его статьи из этого фонда оплачиваются?

      • Анонимно
        7.02.2017 00:35

        Не надо валить с больной головы на здоровую. Россия развалится по вине федералов, а не татар. Татары за федерализм, а Москва хочет царя-батюшку. Москва ненавидит все коренные народы РФ и делает все для того, чтобы они исчезли совсем. Например, якуты, они забыли родные имена и фамилии. Многие пишут себя русскими, а лица то остались прежними и паспорт не нужен.

    • Анонимно
      6.02.2017 16:43

      Не спешите петь упокой. Жизнь не идет по прямой.

      • Анонимно
        6.02.2017 17:37

        Верно, жизнь не идёт по прямой. Она идёт по спирали. Тоесть в некотором подобии всё повторяется. Было уже такое. Как в разных государствах появлялись "писатели-академики" которые писали про вставание с колен, про то кому мяса не докладывали, кто у кого историю украл ну и т.д.. Про необходимость возрождения и т.д.. Этих государств больше нет. А жизнь она идёт себе дальше. Вот динозавров тоже давно нет, а жизнь всё идёт и идёт.

    • Анонимно
      6.02.2017 16:48

      В 70-ые годы прошлого века прогнозировали конец татар к 2000 году.
      А имеем, наоборот, возрождение. Конечно, не совсем удовлетворительное. Но это уже другой разговор.

      • Анонимно
        6.02.2017 17:53

        А вы не подскажите, кто прогнозировал конец татар к 2000 году ???
        А то у меня прямо в голове когнитивный дисосанс.
        Помню как сейчас году так в 83-м. Татарские комсюки на общем комсомольском сабантуе в Казани пели, что никогда прежде как именно в Советском Союзе так не расцветала и не обогащалась татарская этническая самобытность !
        Было издано столько-то книг на татарском, столькото снято телепостановок на татарском, столько-то концертов и т.д.. И что никогда так хорошо татарский народ не жил, как при Советском союзе.

        Вот комсючата наверное меня тогда они обманывали !!!!
        Ведь только при Шаймиеве всё началось возраждаться, как только партбилетКПСС выкинул.
        Вот оно наверное где "тайная" история поволжских татар. :-))))
        А до этого только унижения и не давания вставать с колен. И язык до этого умирал и умирал..... и прям сильно умирал.
        А тут Шаймиев раз.... и язык не умер, возродился !!!
        Как всё удаЩливо сложилось !

        • Анонимно
          6.02.2017 20:36

          Сначала нужно разобраться ,на самом деле кто такие Казанские татары.Здесь нет единого мнения ,то ли булгары ,то ли еще кто.И еще не надо забывать ,если и забыли нужно вспомнить.В Татарстане еще и живут и мишары и кряшены.Со своей культурой и самобытностью.А сейчас как тут читаешь на Б.О . ,напоминаете всадника .С разбегу ,как будто за вами гнались.Спрыгнули на лошадь и лошадь на дыбы поставили и вперед.

          • Анонимно
            6.02.2017 21:26

            хватит делить Татарский народ! я мишар, но никогда там себя не называю, я - ТАТАРИН!!!

            • Анонимно
              8.02.2017 10:31

              Не спеши! Не все Мишары говорят , я-татарин.Есть настоящие Мишары .С гордостью произносят, Я-Мишарин.

              • Анонимно
                8.02.2017 17:12

                Если мишарин себя называет ,я-татарин.Это уже не мишарин.Поэтому он себя называет татарином -ТАМ. То есть ,на пустом месте .

                • Анонимно
                  10.02.2017 10:24

                  Ошибка: вместо там читай- так

                  • Анонимно
                    10.02.2017 10:42

                    В период формирования татарской нации мишари потеряли ряд признаков субэтноса, в первую очередь — особое самосознание. Но даже во время переписи 1926 года около 200 тысяч человек ещё отнесли себя к самостоятельной «народности» — к «мишарям». Устойчивость этнонима «мишари» была связана с незавершенностью консолидации волго-уральских татар, в том числе и из-за полусословного характера группы мишарей в Приуралье. Кроме того, мишари имели и ряд языковых (особый диалект) и культурных особенностей (в частности, чокающие мишари не праздновали сабантуя и джиена, характерного для казанских татар). Однако в XX веке многие из этих различий исчезли или оказались сильно нивелированными. Сейчас этноним «мишәр» в основном сохраняется лишь как самоназвание второго уровня.

            • Анонимно
              8.02.2017 11:33

              21 : 26 Где это ТАМ .Вы себя называете ,я-татарин.ТАМ ,понятие растяжимое.

            • Анонимно
              9.02.2017 13:36

              21 26 Вам вопрос задали .Где это ТАМ вы себя называете татарином.И не можете ответить. Вот такие пустозвоны и воду мутят.Гордость и цвет нации.

          • Анонимно
            7.02.2017 11:16

            Лучше разберитесь в своей родословной, хоть польза будет, -
            славянский "коктейль" имеет "свои"
            вопросы со стороны украинцев, белорусов и угро-финских народов.
            И запомните навсегда- опасно кидать
            камни в соседа, имея стеклянный дом!
            Аскарович

        • Анонимно
          6.02.2017 22:16

          в начале 70-х покойный Табеев говорил, что лет через 20 татарский язык умрет. Что происходило в начале 90-х мы помним, вместо смерти языка наблюдали "взрыв" самосознания народа. Так что рано нас хороните. Мои дети будут настоящими татарами, Аллах боерса. Дети моих братьев и сестер тоже настоящие татары, всего их набирается 11 чел. Они уже начали нам рожать внуков, если у каждого будут, Аллах боерса, как минимум по 2-3 ребенка, вот вам, целый взвод татар! Будущее за нами, крепко это запомните, потому что с нами Ислам. Если татарский народ не предаст свою религию, не пропадет.

          • Анонимно
            7.02.2017 12:23

            Хорошо, что большинство татар не такие глупые и агрессивные, все таки цивилизация делает людей разных национальностей ближе друг к другу, стирает национальные различия. Дерево которое стремиться к корням - пенек...

    • Анонимно
      6.02.2017 16:51

      Никогда не прогнозируйте этногенез простой интерполяцией сегодняшних показателей на будущее.

  • Анонимно
    6.02.2017 12:29

    Неоднократно читал интервью Р.Хакимова. И оснований усомниться в его искренности и квалификации не возникало. Отрадно, что у нашей молодой формируемой нации поволжских татар есть такой мощный человек и личность. Вопросы: 1. существует ли единая, согласованная между тюркскими народами история тюрков? Или это в принципе невозможно из-за полярных оценок тех или иных исторических событий. 2. Существует ли тайная история поволжских татар? То, что еще ждет своего историка для проведения исследований. 3. От чего такая слабая дружба тюркских народов? Как Вы оцениваете состояние тюркского мира и его перспективы? 4. Роль поволжских татар в развитии дружбы тюркских народов.

    • Анонимно
      6.02.2017 19:38

      нация татар одна - поволжских молодых нету. Язык тюрков в наличии - только суффиксов понатыкали по приказу Луначарскиго и Крупской.... протоязык в основе, значит нация древнейшая.

  • Анонимно
    6.02.2017 13:09

    Вопрос
    Роль тенгринианства как обьеденяющей силы для тюркских народов

  • Анонимно
    6.02.2017 16:19

    Рафаэль Сибгат улын якынлашып килуче юбилейы белэн тэбрик итэбез, исэнлек - саулык, эшендэ зур унышлар телибез.

  • Анонимно
    6.02.2017 17:35

    Будущее татарского (и любого другого) народа, это ее молодежь. В РФ вопрос воспитания подрастающего поколения пущен государством на самотек. Отсюда - отсутствие у нее идеалов и плохое знание истории своего народа. Не пора ли создать национальную систему воспитания татарской (тюркской) молодежи, основанную на традициях и славных страницах истории татар? А.В.

  • Анонимно
    6.02.2017 19:39

    Укры правильно бьются за язык или заблудились, или победят, как эстонцы, поляки и латыши со шведами?

    • mad big
      6.02.2017 21:23

      Для как минимум половины Украины родной язык именно русский. А другая половина между собой общается на "суржике"не имеющем ничего общего с литературным украинским языком.
      Судьба татарского - в руках самих татар.

  • Анонимно
    6.02.2017 21:34

    Когда по-взрослому начнут развивать татарский язык силами научных кругов в Татарстане?

  • Анонимно
    6.02.2017 21:40

    «Так ли уж важен язык для сохранения национальной идентичности?* Вопрос поставлен обтекаемо. Он предательский и является обезболивающим средством во время агонии татарского народа. Надо привязываться к моменту. Сегодня да, не знающие татарский язык люди, еще как-то могут идентифицировать себя татарами. Поскольку знают, что их родители или деды говорили на татарском, а также потому, что носят татарские имена или отчества. При этом им уже удобнее своим детям, запланированным НЕ говорить по-татарски, давать международные имена типа Алина, Эдит, Эмиль, Леон. А какому этносу себя отнесет сын Леона, Александр Леонович, которому уже не будут говорить, что его предки были татарами?
    Давайте поставим вопрос конкретнее: Можно ли будет говорить о существовании татарского этноса и татарского народа в будущем, когда уже не останется носителей татарского языка? Возможно ли при этом существование Республики Татарстан?

  • Анонимно
    6.02.2017 22:15

    "Какой наказ дал сыну Сибгат Хаким?"
    Думаю примерно такой же, как и другие татары советского времени. "Типа учи русский язык. Стань образованным человеком." А что они могли посоветовать? Все татарские рукописные труды мыслителей написаны арабской графикой. Арабская графика запрещена и выведена из оборота вместе с истреблением мулл- преподавателей (и, одновременно, "директоров") всех дореволюционных татарских школ. Светские татарские школы методики преподавания на татарском то на базе латиницы, то на базе кириллицы создаются "на ходу". Татарской высшей школы нет. Татарам нужно было приспосабливаться и выжить. В Казани татары стеснялись говорить на татарском- на них косо смотрели, "татарин"- было в Казани презрительное слово, в смысле - не просвещенный. Татарский язык выжил за счет татарской деревни, где тогда была татароязычная среда в которой рождалось много детей, а русский язык был как английский для нас сегодня. А сейчас ни татарских школ, ни детей, ни среды уже такой в деревнях не осталось. Сейчас другое время и другие обстоятельства. И наверное не следует сегодня слепо следовать советам прошлого века. А надо подумать, что сегодня посоветовал бы сыну Сибгат Хаким?

  • Анонимно
    7.02.2017 00:07

    Уважаемый академик, из каких двух слов состоит слово татар-стан??? Из русских или английских???))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

  • Анонимно
    7.02.2017 00:10

    Котлыйбыз сезне Рафаил абый!
    Ярый эле сез бар, сезнен институт бар, Исхаков хэм башка тарихчыларыбыз бар.
    Бердэнбер дорес татар тарихын сез генэ язасыз.
    Мен рэхмэт!

  • Анонимно
    7.02.2017 00:19

    Институт истории имени Марджани вывели из АН РТ и теперь он институт при Министерстве образования РТ?

  • Анонимно
    7.02.2017 09:08

    Котлыйбыз сезне Рафаил абый!
    Ярый әле сез бар, сезнең институт бар, Исхаков хәм башка тарихчыларыбыз бар.
    Бердәнбер дөрес татар тарихын сез генә язасыз.
    Мең рәхмәт!

    Вот так правильнее будет написан предыдущий пост. Уважаемые "соплеменники"! Используйте, пожалуйста, татарский алфавит. Он есть в компьютере. А то "глаза режет". GALKA

  • Анонимно
    7.02.2017 10:01

    На какой государственный институт РТ возложена разработка, утверждение и сопровождение мер задекларированной в Конституции РТ поддержки татарского народа?

    Когда на уровне Президента РТ рассматривался вопрос обеспечения и реализации прав татарского народа заложенных в Конституции РТ? Какая дана оценка, как осуществляется контроль, когда следующее рассмотрение вопроса?

    Считаете ли Вы целесообразным создание Совета Президента РТ по поддержке языка и интересов татарского народа?

  • Анонимно
    7.02.2017 10:30

    Вопросы падения татарского языка и нации, отсутствия необходимой для развития татарского языка среды в авторитетном БО собирают от 300 до 1000 комментариев. Реакции руководства РТ нет, вопрос даже не ставиться на обсуждение. А ведь поддержка татарской культуры- это обязанность РТ и никакого другого государства.
    Почему не создаётся президентская структура разработки и сопровождения идеологических, политических, экономических решений? В результате имеем ТФБ; спонтанные непродуманные шаги во внешней политике; удивляющие ответы Президента РТ о необходимости и достаточности сохранения татарского языка в семье; потерю радио «Тартиб»; претензии к ТНВ.
    Считаете ли Вы, что управление РТ достаточно хорошо построено и эффективно обеспечивает реализацию Конституции РТ и что еще нужно сделать?

  • Анонимно
    7.02.2017 10:39

    В Поволжье кем угодно быть хорошо: климат хороший, земля плодородная, если бы не проект глобалистов, сеящий рознь.

    • Анонимно
      7.02.2017 14:43

      На Украине и климат и земля для сельского хозяйства лучше чем в Поволжье, если бы не проект украинских националистов, сеящий рознь, то Украина не лишилась бы Крыма, Донбасса и там бы не было гражданской войны унесшей много жизней и не было бы разрухи и государство не стояло бы накануне дальнейшего развала и полного краха и Украина была бы процветающим государством с Крымом и Донбасом

      • Анонимно
        7.02.2017 15:45

        Там проект не украинских националистов, а международных сионистов. А укр. националистов просто используют до поры до времени. И очень хорошо стравили русских с украинцами. Но и внутри РФ сионисты тоже не дремлют.

      • Анонимно
        7.02.2017 18:11

        Увы, сдается, Украина тоже проект глобалистов. 100 лет тому назад не было такого народа, были малороссы и говорили они на разных диалектах. И вот поди ж ты как распушились

    • Анонимно
      7.02.2017 15:43

      проект глобалистов это стремление всех превратить в однородную серую массу, непомнящую своей национальности. И разговаривающую на одном языке. А сами глобалисты будут разговаривать на другом, чтобы рабы их не понимали. Так что радуйтесь, что коренные народы РФ сохраняют свой язык и поддержите нас.

  • Анонимно
    7.02.2017 10:50

    Сез җитәкчелек иткән оешма Мәрҗани исемен йөртә әмма бөек галимнең мирасы бүгенге укучыга ирешә алмый. Аны тасвирлау, гамәлдәге имляга күчереп бастыру, өйрәнү юк дәрәҗәсендә. Бу эшне сез башкармасагыз, кем башлар!? Әмирхан Самардан

  • Анонимно
    7.02.2017 10:55

    Для разработки президентской структуры и реальной работы в направлении сохранения языка и нации нынешнее руководство Республики слабовато, я думаю. В условиях давления федералов.
    ТФБ -- элементарное разворовывание. "У колодца да не напиться"?
    Потеря радио "Тәртип" -- ещё один позор для нашего народа. Как уж оно нравилось населению, особенно в провинции. Жалко.
    ТНВ -- откровенно слабый канал.
    Что нужно сделать? Работать надо.

    • Анонимно
      7.02.2017 11:55

      Именно в условиях давления федералов возрастает роль законно утвержденной республиканской Программы поддержки языка и нации татар. Всегда можно сказать федералам: извините, ничего не можем поделать- мы следуем утвержденной Программе.

      • Анонимно
        7.02.2017 18:00

        Чихали они на твои программы, по Конституции РФ каждый имеет право на родном языке получать образование, а удушение национальной школы идет уже с 2000 года и близится к финалу.

        • Анонимно
          8.02.2017 11:57

          Что не так в ваших школах? Список в студию!

          • Анонимно
            9.02.2017 01:35

            Отменили федеральным законом национальный компонент в стандартах образования, запретили сдавать ЕГЭ на родном языке, вообще, запретили называть школы татарскими.

  • Анонимно
    7.02.2017 11:29

    мы не татары , мы булгары!!!

    • Анонимно
      7.02.2017 14:29

      Сколько лет ещё будет продолжаться спор между булгаристами и татаристами? Каких знаний не хватает, чтобы положить конец спору?Современный татарист - это кто? Современный булгарист - это кто? Биляр - столица добатыеской Булгарии? Биляр - это самый крупный город Европы своего времени? Болгар - город, который развивался со времен Батыя и это уже нью-булгарский город - город с языком и культурой отличными от билярско-булгарской? Когда возобновятся раскопки Биляра - то есть когда начнется изучении подлинных булгар? Может быть изучение Биляра рассудит булгаристов и татаристов? Может быть изучение Биляра ответит на вопрос о том, какая религия (религии?)была в Волжской Булгарии? Население Волжской Булгарии - то которое было до 1236 года - оно имеет какое-то отношение к этногенезу казанских татар? Те татары, которые считают себя булгарами, они к каким булгарам себя относят - к булгарам, которые были до батыевского нашествия или к потомкам того населения (с новым языком) которое утвердилось после 1236 года или они не видят разницы? Кряшены, казанские татары, мишаре имеют ли какую-то разницу в генетике? Генетический анализ булгар из Биляра и современных чувашей есть ли смысл проводить? В чем состоятельность или не состоятельность чувашских ученых, которые считают чувашей и только чувашей прямыми потомками добатыевский булгар? ... На такие и множество подобных вопросов хотелось бы получить ответ от академика Хакимова за которым целый институт историков.

      • Анонимно
        7.02.2017 18:51

        Это не чувашские ученые так считают, а ученые всего мира. Кроме нескольких татарских.
        И мнение Хакимова тут ничего не поменяет.

        • Анонимно
          8.02.2017 00:01

          Ученые всего мира и не ведают про существование чувашского народа.

  • Анонимно
    7.02.2017 14:10

    что уж так убиваться, что татарин - все равно русские за всех отдуваются на мировой арене ...

    • Анонимно
      7.02.2017 18:03

      А не лучше ли у себя дома навести порядок, чем отдуваться на мировой арене?

      • Анонимно
        8.02.2017 09:18

        Ну да, вернуться к реформе Петра или чуток позднее и учредить казанскую, вятскую, уфимскую, самарскую, симбирскую республики.

        • Анонимно
          8.02.2017 10:06

          А можно вернуться даже во времена отдельных русских княжеств. И Казанское, Астраханское, Сибирское ханства тоже обязательно создать по новой...

          • Анонимно
            8.02.2017 10:43

            Народ разорится, если будет содержать такую армию дармоедов. Не считали сколько человек-функций потребуется. Ждите выборов Президента РФ.

  • Анонимно
    7.02.2017 14:25

    Почему на государственном уровне РТ не звучит татарская речь?
    Какие эффективные пути создания притягательной татарской языковой среды, достаточной для сохранения татарского языка, Вы видите?
    Считаете ли Вы целесообразной разработку государственной Программы РТ поддержки языка и культуры татар?

    • Анонимно
      7.02.2017 21:32

      Не могут договориться какой диалект сделать базовым.

  • Анонимно
    7.02.2017 16:33

    В Прикамьи всем должно быть хорошо, не зависимо от языка: климат хороший, земля плодородная, если бы не провокационный проект глобалистов разобщающий людей.

  • Анонимно
    8.02.2017 09:28

    Получается, что со времен Петра вы никак не можете определиться: ни объединиться, взяв один из диалектов за основу, ни разъединиться по признакам.

  • Анонимно
    8.02.2017 12:13

    Мусульмане, населяющие центральные области России, по происхождению являются булгарами.
    Татары лишь вошли в их состав и ассимилировались. Поэтому в данной книге я называю свой народ
    булгарским (ВЫРОЖДЕНИЕ
    ДВЕСТИ ЛЕТ СПУСТЯ Г. Исхаки).

    • Анонимно
      8.02.2017 17:05

      Скоро ни татар, ни булгар, ни мишар не останется, по-татарски и по-чувашски то нашим детям уже незачем разговаривать, а все спорите. Вы уйдете и спорить будет не кому. Зачем нервы трепать? Может сначала родной язык попробовать сохранить?

      • Анонимно
        9.02.2017 11:52

        Булгары останутся , каждый булгар знает историю свое народа и передаст следующему поколению .

  • Анонимно
    9.02.2017 12:49

    Вот какие меры предпринимают по сохранению языка в Чувашии (2013 год):
    2 сентября прошло заседание Кабинета министров Чувашской Республики, на котором была одобрена республиканская целевая программа «О языках в Чувашской Республике на 2013-2020 годы».
    Михаил Игнатьев отметил, что министры тоже должны внести свой вклад в сохранение языка. По мнению главы региона, чиновники, владеющие чувашским языком, не должны стесняться и чаще говорить на нем.
    Напомним, инициативу писателей поддержал на пресс-конференции глава Чуваши Михаил Игнатьев, подчеркнув, что наша культура - это, прежде всего, и язык, поэтому терять свой чувашский язык ни в коем случае нельзя.

    • Анонимно
      9.02.2017 13:43

      при чем тут чуваши , вы уважаемый займитесь флудом и своей агитацией на чувашский сайтах , займитесь проблемами самого нищего региона и то нашли где советы раздавать.

      • Анонимно
        9.02.2017 14:42

        Чуваши здесь как показатель, что их руководство, в отличии от нашего в РТ, хотя бы что-то делает для спасения чувашского языка. Сам я татарин и будучи первый раз в 2016 году в Чебоксарах удивился: гораздо больше чувашской речи на улицах, чем татарской в Казани. Самым нищие регионы у нас Москва до богатых подтягивает. А чуваши потихоньку делают свое дело и всем довольны. В отличии от нашего хваленого Вами "передового" региона -РТ.

        • Анонимно
          9.02.2017 15:31

          О проблемах чувашей с языком европейский филолог высказывается: "ЧУВАШСКИЙ ЯЗЫК ТЕРЯЕТСЯ, ЭТО ОЧЕВИДНО"

      • Анонимно
        9.02.2017 15:16

        Я - казанец. Это был пример, что чувашское руководство посильнее чем РТ в политике. И простые люди там не хуже живут.

    • Анонимно
      9.02.2017 13:44

      Коренное население современной РТ до 1920 года именовало себя болгарами и, соответственно, никакого татарского государства на землях Казанской губернии в истории не было никогда.

      Название "татарская" было дано республике большевистским правительством России как средство (с целью) насильственного навязывания клички "татары" волжским болгарам. Это был приказ сверху каждому волжскому болгарину называться так, как называется его республика. Сила государственной власти была употреблена в целях изменения имени народа, в целях придания официального статуса кличке времен тюрьмы народов "татары", в целях искажения национального сознания народов России.

      Это подтверждается нижеследующим материалом.

      То, что Татарская республика была создана коммунистическим правительством Ленина в 1920 году - факт общеизвестный (Ленин в то время был председателем СНК РСФСР).

      "26 января 1920 года Политбюро ЦК РКП/б/ в принципе положительно решило вопрос об организации Татарской республики." /Из книги: История Татарской АССР. Под ред.доктора ист.наук М.К.Мухарямова, Казань, Таткнигоиздат,1973./,стр,134./

      "2 февраля 1920 г., докладывая на первой сессии ВЦИК УП созыва о работе ВЦИК и Совнаркома, В.И.Ленин заявил: "Мы дали автономию Башкирской республике. Мы должны создать автономную Татарскую республику..." /там же стр.134/

      "27 мая 1920 г.был подписан декрет об образовании Татарской АССР. Декрет был подготовлен под руководством Центрального Комитета РКП/б/ и лично В.И.Ленина. Проект декрета обсуждался на заседаниях Политбюро ЦК РКП/б/ и СНК РСФСР, на которых председательствовал В.И.Ленин." /там же стр.134/

      Декрет подписали В.И.Ленин и председатель ВЦИК РСФСР Калинин М.И.

      Но есть вопрос о том, какие были у правительства России основания называть республику именно татарской? Хотя мало у кого он возникает, ибо, как было уже сказано выше, ответ на него дан и знаем мы его с малых лет, со школьной скамьи. А именно: Ленинское правительство России назвало республику татарской потому, что она создана на месте, на землях бывшего татарского государства-Казанского ханства, и в качестве национально-государственного образования татарского народа. Т.е. мы уверены и считаем правильным называть республику по имени коренного народа, проживающего здесь и /или/ по названию государства, прежде существовавшего на этих землях. И действительно, главными основаниями для определения названия государственных образований во всем мире являются именно эти признаки.
      В апреле 1946 года в Москве состоялась специальная научная сессия при АН СССР, посвященная проблеме этногенеза казанских татар. Она была организована отделением истории АН СССР. В работе сессии приняли участие выдающиеся ученые-историки, археологи, этнографы, языковеды и др. специалисты, среди которых такие известные как Тихомиров М.Н., Греков Б.Д., Дмитриев Н.К., Якубовский А.Ю.. Один из основных докладчиков - историк и археолог Смирнов А.П., посвятивший всю свою жизнь изучению Волжской Болгарии, касаясь этнического самосознания народа подчеркнул, что "татары" испокон веков называют себя болгарами. Известный языковед-тюрколог Заляй Л. установил, что язык современных татар является естественным и прямым продолжением языка болгар. Выдающийся тюрколог Якубовский А.Ю. отметил, что "население Татреспублики, занимающее территорию былого Булгарского государства, отсюда не уходило, никем не было истреблено и живет по сие время"; "мы действительно с уверенностью можем сказать, что этнический состав татар или Татарской автономной республики составляют древние булгары…". Главный вывод научного форума изложил академик Греков Б.Д.: современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, татары являются прямыми потомками булгар, этноним татары в отношениии их является исторической ошибкой. (По кн.: Каримуллин А.Г. "Татары: этнос и этноним", Казань, 1989г., стр. 9-12)

      Таким образом,

      Таким образом, на момент создания Татарской республики на территории создаваемой республики да и всей Казанской губернии никакого татарского народа не существовало.

      Делаем вывод, что второго основания для большевиков, для российского правительства, чтобы назвать республику татарской, тоже не существовало.
      Мы булгары.
      Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/335630

      • Анонимно
        9.02.2017 15:06

        Можете убедиться. Национадьный архив РТ ф.3 о.2. дело 96. Ревизская сказка №25 от 20.04.1834 Казанской губернии Свияжского уезда деревни Малых Ширдан о состоящих мужского и женского пола ясашных татарах: (далее список).

        • Анонимно
          9.02.2017 15:18

          т.е когда русский ученый называет нас Булгарами -это сказки , а когда русский писарь пишет татарин это правда , я вас правильно понял?

          • Анонимно
            9.02.2017 15:45

            Писарь- государственный человек и отсебятину не пишет. Посмотрите другие татарские деревни Казанской губернии от других писарей. Все четко и одинаково, есть отдельно и крещеные и служилые татары. Русский ученый тоже не пишет, что татар не было до революции. А Ваш вывод не логичен, что татар не было.

            • Анонимно
              9.02.2017 17:32

              Гумилев Л. Н.(1912-1992 г.г.) – советский и российский историк и писатель статья «Корни нашего родства». В газете « Известия 13.04.1988г. «…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «Татары», а их язык татарским. Хотя это не больше чем камуфляж».
              Русский историк Н. М. Карамзин (1766-1826г.г.) в своем труде «История государства Российского» С-Петербург, 1818 г. том 3 стр.172 пишет: «Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей».
              Спасский Н. А (1846–1920 г.г.) - историк «Очерки по Родиноведению» Казань 1912 г., стр. 59 : «Казанские татары называют себя мусульманами, считая слово «татарин» - бранным, сами татары называют себя булгарами…».
              В.И. Рогозин (1833-1901г.г.) историк, писатель «От Оки до Камы» исторический очерк о народах Средней Волги в журнале «Волга» том 3 С-Петербург1881г. Стр.194. : «….Татары не без гордости величают себя булгарлы.»
              шах и мат.

              • Анонимно
                9.02.2017 18:32

                Все ваши примеры, как и мои, подтверждают наличие понятия "татары" до революции. К. На сыри пишет: "Безнен татар халкынын..."

  • Анонимно
    9.02.2017 15:34

    О крайнем негативном отношении булгар к термину «татары» рассказывают нам произведения Ш. Марджани, К. Насыри, Х.-Г. Габяши, A Карими. Ф. Амирхана, Дж. Валиди, А. Биктимирова, Г. Ибрагимова, Г. Губайдуллина и др., не говоря о русских и иностранных авторах.

    • Анонимно
      9.02.2017 16:39

      Мне интересно по К. Насыри. Да, он писал, что его предки из Булгар. Но отрицательное отношение к термину татары я не видел. Приведете пример?

      • Анонимно
        9.02.2017 17:27

        А может вам стоит самому поискать почитать?? Вы не пробовали самостоятельно историю изучать?

        • Анонимно
          9.02.2017 17:46

          Я поискал- не нашел такого. Не я ссылку делал а Вы. Докажите.

  • Анонимно
    9.02.2017 15:38

    Вспомним знаменитые строки булгарского поэта 16 в. Мухамедьяра о «несчастном и тупом татарине, похожем на собаку, кусающую своего хозяина» (поэма Тухва - и мардан, 1540 г.); вспомним о массовых протестах мусульманского населения Поволжья, Приуралья, и Сибири против навязывания ему прозвища «татары»; вспомним, наконец и о сейчас живущих в народе пословицах (числом более десяти) характеризующих татар (поработителей Булгарии) с самой нелестной стороны… и многое уже станет ясным.
    Удивительно читать в некоторых изданиях, претендующих на научность, что Мухамедьяр, красноречивые строки которого приведены выше - … «татарский поэт». Поразительно, что Кул Гали, родившегося еще в то время, когда о самом имени татар в Европе и, в частности, в Булгарии никто, грубо говоря и слыхом не слыхивал, называют основоположником «булгаро-татарской» поэзии, а некоторые, войдя в раж, даже «татарской»! Вдумайтесь в само словосочетание - «булгаро-татарская». Ведь с таким же успехом можно придумать и термин «немецко-татарская» или «шведско-татарская». Механическое опрокидывание современности в давно прошедшее - недобросовестный метод, который равносилен фальсификации истории. Впрочем. Психологическая подоплека такого «опрокидывания» понятна: надо ведь как-то пытаться «обосновать» современное название народа. При этом, конечно, уже не церемонятся в выборе приемов, в том числе и такого, как не укладывающееся ни в какие рамки «привязывание» к термину «татары» выдающихся личностей прошлого, по национальности булгар.

  • Анонимно
    10.02.2017 10:29

    академик Каримуллин А.Г. (стр.6), он “всегда искал контакты с людьми старшего поколения и убедился, что в их памяти происхождение современных татар связывается с булгарами - тюрками и эти люди с обидой говорят о несоответствии между названием народа и его происхождением.” Фактическое положение дел с кличкой «татары» было таким, что народ его не принимал, считал ругательным, оскорбляющим достоинство словом. Классик татарской литературы Ибрагимов Г. свидетельствует об этом, говоря, что если кого-либо назовешь «татарином», он бросается с кулаками на тебя, говоря: почему ты меня оскорбляешь? (Ибрагимов Г. Сочинения в 8 томах, т.7, Казань, 1984г., стр.5). Одним словом, "…такой национальности как "татарин" никогда в Истории не было. Слово "татарин" – это лишь оскорбительная кличка…" (Кандыба В.М. и Золин П.М. "История и идеология Русского народа", т.1.-СПб.: Изд-во "Лань", 1997, стр.512). Это хорошо подтверждается народной пословицей "Незваный гость - хуже татарина".

  • Анонимно
    10.02.2017 10:49

    На землях Казанской губернии на момент создания Татарской республики не существовал народ, называвший себя татарским. Об этом свидетельствует академический труд "История Казани" (Казань,1988г.) : "Сами жители Казани и ее края вплоть до Октябрьской революции не прекращали называть себя булгарами."

    Была традиция российских правителей называть все мусульманские народы России татарами. Однако ни один из этих народов себя татарами не называл. Великий русский историк Карамзин Н.М. писал в 19 веке: "Ни один из нынешних народов татарских не именует себя татарами, но каждый называется особенным именем земли своей." ("История государства Российского", СПб,1818,т.3, с.172). Ясно, что это была общая для мусульман кличка времен "тюрьмы народов", как, например, мы помним, название "советский народ" было общим именем всех народов СССР.
    русский историк Худяков М.Г. в 1922 году свидетельствовал: "Масса современных Казанских мусульман и в настоящее время не считает себя татарами, а зовет себя болгарами."/М.Худяков, Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань,1922г.” стр.15./.

  • Анонимно
    11.02.2017 14:49

    Сибгатович пишет откровенную чушь , его послушать все татары это компот из народностей , ссылается на Гумилева . А вот что сам думал Гумилев Л. Н.(1912-1992 г.г.) – советский и российский историк и писатель статья «Корни нашего родства». В газете « Известия 13.04.1988г. «…потомки этих булгар, составляющих значительную часть населения Среднего Поволжья, по иронии судьбы называются именем «Татары», а их язык татарским. Хотя это не больше чем камуфляж». Сибгатович извращает исторические факты как ему удобно.

  • Анонимно
    13.02.2017 01:29

    Изучение истории своего народа было одним из проявлений гуманистическо-просветительских устремлений Марджани. Он был первым татарским историком , который обратился к проблеме этногенеза татарского народа. Обладая обширными познаниями различных культур, народов мусульманского Востока, всесторонне исследовал эту проблему и написал труд «Мустафад ал-ахбар», посвященный истории Волжской Булгарии и Казанского ханства. В нем демонстрируется преемственность культур Волжской Булгарии и Казанского ханства и научно обосновывается происхождение татар от волжских булгар данными письменных источников, археологии и этнографии. Это сочинение Марджани было первым историческим трудом в татарской общественной мысли, в котором ученый показывает, что этноним «татары» принадлежал части монголов, а после XVI века им стали называться жители Казанского края (булгары), что не соответствовало, по Марджани, исторической правде. Поэтому ученый употребляет нисбу «ат-татари» только применительно к крымским татарам.

  • Анонимно
    16.02.2017 22:16

    Сокурсница дочки родом из Чувашии. На 1 курсе она испытала шок, услышав что тат. молодежь общается по-татарски, у них в Чебоксарах по-чувашски молодые разговаривать стесняются...

  • Анонимно
    17.02.2017 11:35

    Каримуллин А. Г.
    Доктор наук, академик.

    "Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является "булгары". Какими бы традициями, аргументами, ссылками ни отстаивалось имя "татары" как самоназвание, оно противоречит исторической действительности, сути этноса (т.е. народа - Г.Х.), вело и ведет к искажению подлинной истории народа".

    (из книги "Татары: этнос и этноним", Казань, 1989г.)

  • Анонимно
    17.02.2017 11:36

    Гаяз Исхаки
    Вот как он характеризует наших национальных руководителей в начале ХХ века:
    " … они видимо забыли о том, что являются болгарами, а впрочем, может быть, совершенно обеспамятствовали и не знали, что они и кто они вообще. Вред вместо пользы - вот их вклад в современную жизнь. Они вообразили себя представителями какой - то другой нации и не могли придумать ничего лучшего, как назвать своих соплеменников "татарами". … Однако правда такова, что главными виновниками отсталости народа были не болгары, которых эти господа решили именовать "татарами", а сами мурзы, которые, присвоив себе название "татары", оторвались от своей нации".
    (из произведения "Гибель через 200 лет".

  • Анонимно
    18.02.2017 23:46

    Мифтахутдин Акмулла (1831-1895 г.г.) выдающийся поэт и просветитель.
    «Йорто Болгар улса улсын –йортны болгар улсын!» («Пусть будет Родиной его Булгария и пусть ее достойным будет он»). Отрывок из стихотворения «Хатимэ». Стихи . Казань 1891г.

  • Анонимно
    18.02.2017 23:48

    Габдулла Тукай (1886-1913 г.г.) Великий поэт в своем стихотворении «Гыйлем бакчасында» («В саду знаний») 1905г.
    Перевод А.Ахматовой .»Жиhанда болгарнын вар улдыгына канигь улсыннар» -(«Пусть поверят все народы в то что есть булгар земля»).

  • Анонимно
    19.02.2017 00:10

    В Большой энциклопедии (под ред. Южакова) изд. С-Петербург-1900 г., том. 16, стр.461 написано: «Волжские татары (булгарлыки) в Казанской, Симбирской, Самарской, Вятской, Уфимской губернии составляют выдающуюся массу населения … Исповедуют Ислам за который держатся очень стойко как главное объединяющее их начало».

Оставить комментарий
Анонимно
Все комментарии публикуются только после модерации с задержкой 2-10 минут. Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария. Правила модерирования
[ x ]

Зарегистрируйтесь на сайте БИЗНЕС Online!

Это даст возможность:

Регистрация

Помогите мне вспомнить пароль